Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Александрова, Илона Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Петрозаводск
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Александрова, Илона Викторовна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ФОЛЬКЛОРА КАРЕЛИИ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ.

1.1 Формирование нравственных взаимоотношений дошкольников как педагогическая задача.

1.2 Воспитательные возможности фольклора Карелии.

1.3 Игра как фактор формирования нравственных взаимоотношений дошкольников.

1.4 Особенности детей среднего дошкольного возраста и их учет в формировании нравственных взаимоотношений детей.

ГЛАВА 2. ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА КАРЕЛИИ.

2.1. Характеристика реальных взаимоотношений дошкольников до проведения опытной работы.

2.2. Процессуальность педагогических приемов присвоения дошкольниками моральных представлений, заложенных в карело-финском эпосе «Калевала».

2.2.1. Информационный этап.

2.2.2. Оценочный и коррекционно-действенный этап.

2.2.3. Закрепляющий этап.

2.3. Характеристика взаимоотношений детей после проведения опытной работы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников"

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ формирования нравственных взаимоотношений дошкольников обусловлена интеграционными процессами, происходящими в современном мире и определяющими необходимость поиска культуросообразных способов регулирования взаимоотношений в сотрудничестве, партнерстве, сотворчестве. В настоящее время, как никогда ранее необходима личность, свободно проявляющая себя в социальной и духовной сфере, творчески познающая мир, умеющая транслировать опыт позитивного социального взаимодействия.

Комиссии ООН, ЮНЕСКО постоянно рекомендуют в организации всей системы воспитания внедрять новое направление - «Образование для устойчивого развития» начиная с детского сада. Именно к этому призывает обширная программа «Повестка дня на 21 век», принятая ООН в 1997 году. Воспитание ребенка в первые годы жизни во многом определяет успех его дальнейшего развития. В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что «приобщаясь к миру других людей, сопереживая им, подражая их поведению, ребенок открывает для себя гамму чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение ко всему окружающему».

Проблема формирования нравственных взаимоотношений одна из важнейших в системе нравственного воспитания. Особую социальную значимость приобретает формирование нравственных взаимоотношений детей в настоящее время, когда возникают многообразные межнациональные конфликты.

Психологические основы формирования взаимоотношений дошкольников представлены в трудах Б.Г.Леонтьева, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна. Значение нравственных взаимоотношений в становлении личности на различных возрастных этапах, особенно на этапе дошкольного детства, подчеркивается в исследованиях Г.И.Бабаевой, Т.Е.Конниковой, Т.А.Марковой, Л.А.Пеньевской, С.Л.Петериной, Е.И.Радищевой.

Фундаментальной основой культуры взаимоотношений людей является высокий уровень духовности каждого человека и общества в целом, что обеспечивается в том числе, и путем приобщения к национальным традициям, фольклору.

Различные жанры фольклора оказывают на детей большое воспитательное воздействие. Изучение и анализ литературы, личный опыт работы позволили сделать вывод о том, что наибольшие возможности для формирования нравственных взаимоотношений представляет устное народное творчество и игры. Фольклористы и педагоги (В.П.Аникин, А.П.Велик, Л.Д.Вавилова, С.М.Лойтер, М.Н.Мельников, Д.В.Менджерицкая, А.П.Усова) неоднократно подчеркивали высокие воспитательные возможности устного народного творчества: учет особенностей детского восприятия, эмоциональность, отсутствие навязчивых поучений, пример высоконравственного поведения и отношений. Фольклорные произведения раскрывают самые существенные связи и закономерности жизни. Фольклорные образы в доступной форме представляют детям понятия о добре и зле, красоту человеческих взаимоотношений, необходимость сопереживания и взаимопомощи.

Недостаточное внимание к проблеме включения регионального компонента в систему нравственного воспитания детей дошкольного возраста определило проблему: поиск условий эффективного формирования нравственных взаимоотношений дошкольников. С учетом актуальности проблемы, значимости ее решения для теории и практики дошкольного воспитания сформулирована тема исследования: «Использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников».

Исследование осуществлялось по плану научно-исследовательской работы кафедры педагогики Карельского государственного педагогического университета.

Объект исследования: нравственные взаимоотношения детей в условиях детского сада.

Предмет исследования: использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников.

Цель исследования: поиск условий, при соблюдении которых формирование нравственных взаимоотношений дошкольников посредством фольклора Карелии будет эффективным.

Гипотеза исследования: использование фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников будет эффективным при следующих условиях: если из всего многообразия фольклорных произведений будут отобраны те произведения, которые соответствуют психолого-педагогическим возможностям восприятия детей дошкольного возраста; если ознакомление детей с фольклорными произведениями будет происходить согласно теории личностного присвоения моральных знаний, то есть оно пройдет следующие этапы: информационный; оценочный, коррекционно-действенный, закрепляющий; если присвоенные детьми моральные знания, заложенные в фольклоре, будут закрепляться в игровой деятельности; если игровая деятельность, побуждающая детей проявлять качества характерные для нравственных взаимоотношений, будет построена с усложнением задач, содержания и возможностей проявления детьми самостоятельности.

Проблема, объект, предмет, цель и гипотеза исследования потребовали постановки и решения комплекса взаимосвязанных задач: провести анализ исследований о фольклоре Карелии и его воспитательных возможностях; из всего многообразия фольклорных произведений отобрать те, которые могут способствовать формированию нравственных взаимоотношений дошкольников; осуществить процессу альность присвоения дошкольниками моральных знаний, заложенных в фольклоре;

- определить условия формирования нравственных взаимоотношений дошкольников посредством фольклора Карелии.

Методологическую основу исследования составили: психологическая теория личности как субъекта деятельности (В.И.Мясищев, А.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн); личностно-ориентированный подход к нравственному воспитанию (Ю.К.Бабанский, Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин); теория ориентации личности на социально-значимые ценности (Т.К.Ахаян, А.В.Блинова, М.Г.Казакина, А.В.Кирьянова).

Теоретическая часть исследования сложилась на основе изучения исследований в области дошкольного воспитания (Л.В.Артемова, Т.И.Бабаева, Л.Д.Вавилова, Т.И.Горбатенко, В.А.Горбачева, Г.Н.Година, И.С.Демина, Р.И.Жуковская, М.В. Крулехт, В.Г.Нечаева, Л.А.Пеньковская, С.Л.Петерина, Т.А.Репина, В.В.Холмовская) Решение поставленных задач и проверка исходной гипотезы обеспечивалась следующими методами исследования: анализ психолого-педагогической литературы и специальных исследований; изучение и анализ педагогического опыта; диагностические методы (прямое и косвенное наблюдение, социометрический метод); праксиометрические методы (анализ продуктов детской деятельности); экспериментальные методы: методы статистической обработки экспериментальных данных.

База исследования. На констатирующем этапе исследования базой являлись ДОУ № 118; 120 г.Петрозаводска, ДОУ № 7 г.Суоярви, № 4 г.Кеми.

В констатирующем эксперименте принимало участие 128 детей среднего дошкольного возраста. На этапе опытно-экспериментальной работы основной базой являлось дошкольное образовательное учреждение № 118 г.Петрозаводска, в эксперименте участвовало 34 ребенка.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение семи лет. Первый этап исследования (1996-1997 г.г.) был посвящен изучению и анализу воспитательных возможностей фольклора Карелии для формирования нравственных взаимоотношений детей дошкольного возраста. Основное внимание было обращено на изучение психолого-педагогической и фольклористической литературы.

Второй этап исследования (1998-1999 г.г.) связан с дальнейшим осмыслением проблемы, выделением и уточнением объекта и предмета исследования. Внимание диссертанта было сосредоточено на выявлении неиспользуемых воспитательных возможностей фольклора Карелия в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Был организован диагностический эксперимент.

Третий этап исследования (1999-2000 г.г.) посвящен реализации программы формирующего эксперимента, направленного на разработку и практическую апробацию процессуальности педагогических приемов присвоения и закрепления дошкольниками моральных представлений, заложенных в карело-финском эпосе «Калевала» с целью формирования на их основе нравственных взаимоотношений.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что в нем поставлена и решена актуальная научно-практическая задача, связанная с проблемой нравственного воспитания детей дошкольного возраста путем приобщения детей к региональному фольклору; исследована и охарактеризована сущность понятия «нравственные взаимоотношения дошкольников», как сложного и необходимого компонента нравственной культуры личности; определены критерии и показатели их сформированности у детей среднего дошкольного возраста; теоретически обоснована и в опытно-экспериментальной работе апробирована процессуальность формирования нравственных взаимоотношений дошкольников и педагогические приемы их организации средствами фольклора Карелии.

Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированы советы и рекомендации к осуществлению работы по формированию нравственных взаимоотношений дошкольников средствами фольклора, определены моральные знания, заложенные в фольклорных произведениях .

На защиту выносятся следующие положения: эпос «Калевала» при условии использования адаптированного варианта может быть эффективным средством формирования нравственных взаимоотношений дошкольников; при отборе глав «Калевалы» для формирования нравственных взаимоотношений необходимо учитывать возможности детей среднего дошкольного возраста: потребность в активной, эмоционально окрашенной деятельности, стремление к самостоятельности, к познавательному общению, развитие различных видов деятельности и, в первую очередь, игровой, развитие речи, способности к самоанализу и рефлексии; процессуальность присвоения дошкольниками моральных знаний о взаимоотношениях - от информационного этапа (знакомство с нравственным содержанием эпоса «Калевала») - к оценочному этапу (соотнесение детьми моральных знаний, полученных в результате знакомства с эпосом «Калевала», с собственным жизненным опытом) - к коррекционному и действенному этапам (участие в созданных ситуациях, когда дети поступают в соответствии с полученными ранее моральными знаниями) - к закрепляющему этапу (участие в игровых и жизненных ситуациях, закрепляющих инициативу и самостоятельность в установлении и поддержании нравственных взаимоотношений); методические основы использования фольклора Карелии в формировании нравственных взаимоотношений (анализ содержания эпоса «Калевала» в соответствии с поставленными задачами; чтение выбранных глав эпоса с учетом разработанных требований; беседы с детьми о прочитанном; организация различных видов детской деятельности; обращение к опыту детей; использование полифункционального игрового материала; поощрение инициативности и самостоятельности детей в проявлении нравственных взаимоотношений).

Достоверность результатов и обоснованность теоретических обобщений обусловлены методологическими основаниями выполненного исследования; репрезентативностью выборки изучаемых явлений; комплексным использованием методов, адекватных предмету, цели, задачам исследования. Ход, результаты и выводы исследования обсуждались на международной научно-практической конференции «Проблемы, поиски, решения. Вступая в образование 21 века» в Петрозаводске в 2000 году, на межрегиональной конференции «Здоровый дошкольник: социально-оздоровительные технологии Северо-Западного региона России» - в Петрозаводске в 2001 году, научных конференциях в Карельском государственном педагогическом университете, на заседаниях кафедры дошкольной и социальной педагогики КГПУ, советах факультета дошкольного образования КГПУ, проблемной лаборатории аспирантов. Материалы исследования используются в ходе изучения курса дошкольной педагогики студентами очного и заочного отделений факультета дошкольного образования; в публикациях автора об использования фольклора в формировании нравственных взаимоотношений дошкольников.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В исследовании рассматривалась актуальная для современного времени проблема формирования нравственных взаимоотношений людей, которая очень обострилась за последнее десятилетие в связи с происходящими в нашем обществе экономическими и социальными катаклизмами.

Опыт доказывает, что для формирования нравственных взаимоотношений необходима организация целенаправленного педагогического процесса. И эту работу надо начинать уже с дошкольного возраста.

К сожалению, в окружающей жизни дети не всегда видят пример для подражания в установлении отношений с людьми, как взрослыми, так и сверстниками. Поэтому было сделано предположение о том, что дошкольников необходимо целенаправленно знакомить с нормами и правилами нравственных взаимоотношений. Опыт показал, что их формирование эффективно проводиться на материале национального исторического прошлого, в частности в Карелии, на материале эпоса «Калевала».

Теоретическими основаниями к исследованию возможностей использования карело-финского эпоса «Калевала» в формировании нравственных взаимоотношений является, во-первых, определение понятия «нравственные взаимоотношения». На основе анализа различных точек зрения были выделены компоненты:

-определенный уровень нравственного сознания;

-развитие гуманных и дружеских чувств;

-умение произвольно поддерживать доброжелательные отношения со всеми окружающими людьми;

-владение разнообразными способами проявления нравственных взаимоотношений: доброжелательность, умение предложить и оказать помощь, проявить внимание;

-организация деятельности в соответствии с нормами нравственных взаимоотношений: умение согласовывать свои действия и желания с потребностями других и т.п.

Во-вторых, было необходимо изучить возможности формирования нравственных взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста. Анализ психолого-педагогических исследований показал, что возрастные возможности пятилетних детей позволяют им сделать важные шаги в приобщении к нравственным ценностям в целом и в освоении норм и правил взаимоотношений, в частности. В поведении и деятельности детей появляется ряд новых черт, существенно отличающих их от малышей. Они испытывают намного большую потребность в активной, эмоционально окрашенной деятельности, проявляют большую самостоятельность. Детям этого возраста присуща восприимчивость, активная подражательность, что представляет большие возможности для решения задач нравственного воспитания.

Эталоны для подражания содержаться в фольклорных произведениях. В них получили выражение идеалы воспитания, истоки многих важнейших педагогических принципов и правил, в том числе и норм взаимоотношений.

Большим воспитательным потенциалом обладают многие произведения фольклора Карелии, но наибольший интерес представляют народные сказки, игры и эпос «Калевала», в которых отражаются исторически выработанные обобщенные этические эталоны.

Особенностью детей дошкольного возраста является то, что полученные знания, представления о нормах и правилах поведения, взаимоотношений необходимо закреплять в практической деятельности. Только тогда все эти введения будут осознаны и перенесены в самостоятельную деятельность, повседневную жизнь. Особенное место в этом плане занимает игровая деятельность, так как именно в ней ребенок получает возможность устанавливать и корректировать свои взаимоотношения со сверстниками, вступать в те отношения, которые ему недоступны в реальной жизни. Для осуществления совместной игры детям необходимо договориться друг с другом о ее содержании, распределении ролей, атрибутов, что способствует формированию их взаимоотношений.

На основе теоретических положений была организована опытная работа, целью которой являлось выявление возможностей использования фольклора Карелии, а именно: эпоса «Калевала» и народных игр, в формировании нравственных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста.

Процессуальность применения педагогических приемов, обеспечивающих получение дошкольниками представлений о гуманистической сущности моральных знаний, содержащихся в карело-финском эпосе «Калевала» заключалась в том, что опытная работа строилась на основе теории личностного присвоения моральных знаний и придания им побудительной силы смыслообразующего мотива поведения. Сообразно возрастным и психологическим особенностям дошкольников были отобраны главы «Калевалы», сформулированы педагогические требования, которым должны отвечать отобранные знания, продуманы педагогические приемы, благодаря которым, первично воспринятые знания нравственного содержания могут быть востребованы в деятельности и общении детей, включающие в себя все этапы последовательного присвоения дошкольниками моральных знаний.

В работе были использованы главы «Калевалы», в которых наиболее ярко отражались такие нравственные ценности как сопереживание, взаимопомощь, забота о других людях, доброта. Знакомя детей с содержанием эпоса, мы стремились обеспечить правильное понимание произведения, научить их разбираться в сложившихся ситуациях, взаимоотношениях героев, оценивать их поступки, их причины и последствия. Кроме того, учитывалось то, что оценка ребенком того или иного персонажа опосредована отношением к нему окружающих людей, а особенно сверстников и взрослых, пользующихся у ребенка авторитетом. Именно в процессе общения по поводу содержания произведения происходит активное усвоение нравственных эталонов.

Опираясь на вышеназванные положения, процесс присвоения моральных знаний дошкольниками складывался из следующих этапов: -информативного (знакомство с главами «Калевалы»); -оценочного (беседы о сущности нравственных представлений на основе того, что воспринято из содержания «Калевалы»);

-коррекционно-действенный (дети проявляют некоторые качества, усвоенные благодаря предыдущей работе, в специально организованной игровой деятельности, основанной на содержании «Калевалы»);

-закрепляющей (дети проявляют сформированные качества в игровой деятельности, не обязательно воспроизводящей содержание эпоса, но требующей проявления тех же личностных качеств, закрепляют во взаимоотношениях то, что было первично воспринято и опробовано при ознакомлении с «Калевалой».

Таким образом, процесс присвоения моральных знаний дошкольниками отличается тем, что необходим еще один дополнительный этап присвоения нравственных представлений в деятельности, соответствующей присваиваемым знаниям, со сходным, но вариативным содержанием.

Второй и третий этапы присвоения моральных знаний в нашем опыте не имели четко очерченных границ. Оценка событий с позиции присваиваемых знаний «на себя» или оценка поступков других людей слились в один довольно длительный по времени период ознакомления и прочувствования знаний, заложенных в эпосе «Калевала».

Осуществляя опытную работу, мы опирались и на уже имеющиеся у детей нравственные представления и опыт взаимоотношений.

После того как дошкольниками были восприняты моральные знания и проведена работа по личностному принятию их средствами оценки с позиции нравственных примеров из других произведений и жизни самих детей, был организован этап закрепления нравственных представлений в деятельности, которая по своему содержанию близка к содержанию эпоса «Калевала».

Большими возможностями в этом плане обладает использование при организации игровой деятельности полифункционального материала, содержание которого связано с определенным сказочным материалом, а структура содействует реализации детьми нравственных взаимоотношений.

Закрепление проявлений нравственных взаимоотношений дошкольниками проводилось с использованием народных игр Карелии. Игры использовались в определенном порядке. Их содержание постепенно усложнялось, требуя от детей все более согласованных действий, знания и учета особенностей сверстников.

В процессе организации и проведении народных игр дети получили возможность отразить те представления, которые они получили при знакомстве с эпосом «Калевала». Они на практике столкнулись с необходимостью уметь договариваться, уступать друг другу, проявлять сочувствие и заботу о товарищах, так как все эти качества способствовали успешности осуществления игровой деятельности. Дети стали доброжелательнее относиться друг к другу. Использование народных игр позволило скорректировать взаимоотношения дошкольников. Детей, которых раньше неохотно привлекали в игры, стали чаще приглашать к совместной деятельности, предлагая разнообразные роли.

Таким образом, мы получили наблюдения по тем показателям и критериям, по которым определялся уровень нравственных взаимоотношений дошкольников:

-отношение ребенка к сверстникам; -характер оказания помощи сверстникам; -стимул, побуждающий к оказанию помощи; -проявление заботы о сверстниках.

Положительная динамика, наблюдаемая по данным показателям, доказывает, что в результате последовательной процессуально организованной деятельности достигнуты положительные результаты формирования нравственных взаимоотношений дошкольников;

-эпос «Калевала», при условии использования адаптированного варианта, может быть эффективным средством формирования нравственных взаимоотношений дошкольников;

-при отборе глав «Калевалы» для формирования нравственных взаимоотношений необходимо учитывать возможности возраста, общее развитие, имеющиеся представления и опыт детей.;

-процессуальность присвоения дошкольниками нравственных представлений о взаимоотношениях - от знакомства с нравственным содержанием эпоса «Калевала» до перенесения полученных представлений в свои взаимоотношения сверстниками. 4

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Александрова, Илона Викторовна, Петрозаводск

1. Абраменкова В.В. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам.//Вопросы психологии. 1980. № 5 с.60-71

2. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. М. 1977.

3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М. 1957. - 288 с.

4. Аникин В.П. Русская народная сказка. -М., 1950.- 125 с.

5. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности. М., 1981.

6. Анциферова А.А. Бытовая игра как средство нравственного воспитания дошкольников. Алма-Ата, 1966. - 102 с.

7. Артемова Л.А. Организация взаимоотношений в игре.// Дошкольное воспитание. 1972. № 6

8. Ахаян Т.К. О функции моральных знаний в формировании общественной направленности личности старших подростков. Нравственное воспитание дошкольников в коллективе. Л., 1970. - с.62-81

9. Амосова Р.Г. Формирование нравственного опыта младших подростков.//Советская педагогика. 1970. № 8

10. Архангельский Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. М., 1987.

11. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности.-М., 1973.

12. Бабаева Т.И. Формирование доброжелательного отношения детей старшего дошкольного возраста к сверстникам в процессе общения. Дис.канд.пед.наук. Л., 1973. - 215 с.

13. Бабаева Т.И. Использование элементов национальной культуры в воспитании и подготовке дошкольников к школе в детском саду. Сыктывкар, 1991. - 50 с.

14. Белик А.П. Этические и эстетические мотивы в русской народной сказке. Из истории эстетической мысли древности и средневековья. М., 1961.

15. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1982 -287 с.

16. Белявский И.Г., Михайлычев Е.А. Изучение отношений в малых группах как выражение нравственной позиции учащихся. Советская педагогика. 1970. № 8 с.35-39

17. Богомолова М.И. Воспитание дружелюбия между детьми разных национальностей нашей страны. Автореф.дис.кан.пед.наук. М., 1971.-20 с.

18. Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников. -М., 1988.-112 с.

19. Бахтин B.C. От былины до считалки. М., 1983. -272 с.

20. Бодалев А.А. Личность и общение. М., 1983. - 272 с.

21. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965. - 123 с.

22. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогегезе. М., 1968.-464 с.

23. Бросалина Г.Н. Формирование нравственно-ценных взаимоотношений учащихся в классе в условиях дифференцированного обучения. Дис.канд.пед.наук. Л., 1973.

24. Буторина Т.С. Своеобразие народной педагогики поморцев.// Советская педагогика, 1989, № 7. с.28-32

25. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание дошкольников. Вопросы теории. М., 1979. - 224 с.

26. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. - 200 с.27