автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Компетентностный подход в профессиональной подготовке учителей начальных классов в эстетическом воспитании учащихся
- Автор научной работы
- Абдусамадова, Мунира Абдугафаровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Худжанд
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Компетентностный подход в профессиональной подготовке учителей начальных классов в эстетическом воспитании учащихся"
На правах рукописи -—
АБДУСАМАДОВА МУНИРА АБДУГАФАРОВНА
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА)
13.00.01 - общая педагогика, истории педагогики и образования (педагогические науки)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
2 ь ИЛП 2014
005549541 ДУШАНБЕ - 2014
005549541
Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии профессиональной деятельности Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова
Научный руководитель: Шарапов Шавкат Ахмадовнч - доктор
педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии профессиональной деятельности Худжандского государственного университета им. академика Б.Гафурова
Официальные оппоненты Нугмонов Мансур - доктор
педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методики преподавания математики Таджикского государственного педагогического университета им. С.Айни
Абдуллозода Хнкматулло — зав. кафедрой педагогики и психологии Таджикского государственного института языков им. Сотима Улугзода
Ведущая организация: Курган-Тюбинскнй государственный
университет им. Носнра Хусрава
Защита состоится «31» мая 2014 г. в 09.00 часов на заседании диссертационного совета Д.047.016.01 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) при Академии образования Таджикистана 734024, г. Душанбе, ул. С. Айни, 45)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии образования Таджикистана и на сайте Академии (\vww.aot.ti).
Текст автореферата размещен на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ w^yw■referat vak@mon.gov.ru
Автореферат разослан 30 апреля 2014 года
Учёный секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор
^ ' ' Негматов С.Э.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования и постановка проблемы.
Современная реформа системы образования Республики Таджикистан с учетом процессов глобализации, строительства гражданского общества н правового государства, а также развития рыночной экономики предполагает кардинальное улучшение качества преподавания всех учебных дисциплин в общеобразовательных школах и вузах. Для решения данной задачи в РТ создана объективно необходимая законодательная база, которая находит свое отражение в ряде официальных документов: Закон Республики Таджикистан «Об образовании (2013), «Концепция таджикской национальной школы» (1994), «Государственный стандарт образования Республики Таджикистан» (1996), «Закон об ответственности родителей за воспитание и обучение детей» (2011) и др. В связи со сложившимися новыми социально-экономическими и образовательными условиями профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей требует пересмотра учебных планов, программ, учебников и учебных пособий по различным учебным дисциплинам, а также требует оптимизации и учета физиологических и психологических особенностей школьников и студентов. Вместе с тем требуется разработка новых подходов к обучению и воспитанию. Так, сложившаяся негативная традиция по разделению учебных дисциплин на главные и второстепенные, основные и неосновные создаёт значительные психолого-педагогические помехи в реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Наши многолетний наблюдения и анализ профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов, анализ современного состояния преподавания учебных дисциплин в начальных классах показывает тенденцию переоценки или же, наоборот, недооценки роли и места тех или иных учебных дисциплин во всестороннем развитии личности младших школьников.
Степень научной разработанности проблемы
Проблемы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов, определение целей и задач начального образования, разработка учебных планов, программ, учебников, учебных пособий для начальных классов, классификация правил, приёмов, методов и форм организации обучения учащихся начальных классов нашли отражение в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, С.А. Рачинской, В.П. Острогорского, П.А. Кропоткина, А.П. Вахтерова, Л.Ф. Тихомирова и др.
Проблемы отбора содержания обучения и реализации межпредметной и внутрипредметной связи в начальном образовании исследованы в трудах А. Лая и Джона Дьюи. Использование различных элементов педагогики сотрудничества в начальных классах обобщается в опыте учителей-новаторов Ш.А. Амонашвили и С.Н. Лысенковой.
Влияние эстетического воспитания на духовно нравственное становление младших школьников является предметом научного исследования Б.М. Йеменского.
Особый вклад в разработку учебных программ, учебников и учебных пособий по изобразительному искусству и урокам технологии для общеобразовательных школ Таджикистана внесли Ю.Н. Хижняк, Ш. Турсунов, М. Муродова, Б. Бойназаров, Д. Халимзода, Г. Рачабалиева.
Различные аспекты исследуемой нами проблемы нашли отражение также в трудах ученых Республики Таджикистан М. Лутфуллоева, Ф. Шарифзода, И.Х.Каримовой, А.Нурова, X. Рахимова, Ш.А. Шаропова, О.А.Исломова, Э. Шарипова, X. Буйдакова, А. Нурова, У.Зубайдова, Шербоева, С. Хасанова, X. Джалиловой, С. Рабиева, М. Хамидова, X. Джонназарова и др.
Безусловно, все указанные исследователи внесли весомый вклад в разработку проблем формирования знаний, умений и навыков учащихся начальных классов, в профессионально-педагогическую подготовку будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитании младших школьников. Однако до настоящего времени проблема особенностей профессионального преподавания изобразительного искусства и его влияния на эстетическое воспитание учащихся в условиях общеобразовательных школ Республики Таджикистан не была предметом специального научного исследования..
Многолетние наблюдения и анализ современных психолого-педагогических исследований, практика отечественного педагогического образования и организация начального образования позволяют определить приоритетные направления исследуемой проблемы, остающиеся малоизученными:
- недостаточный анализ и обобщение опыта подготовки, отсутствие необходимых педагогических условий, способствующих формированию эстетического восприятия, вкуса, сознания и стиля культуры поведения и деятельности на уроках изобразительного искусства в начальных классах;
недостаточная теоретическая разработанность комплексной профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию на занятиях изобразительного искусства и способов адекватного количественно-качественного измерения их готовности, определяющих уровень их компетентности.
Эти пробелы и недостатки выявлены в процессе изучения исследований по данной проблематике, анализа опыта подготовки учителей начальных классов, опыта преподавания изобразительного искусства, анализа содержания учебников и учебных пособий по изобразительному искусству. Все это обусловлено также слабой разработанностью научно-обоснованных технологий организации эстетического воспитания учащихся на занятиях изобразительного искусства , определенными изменениями в содержании базисных учебных планов, увеличением учебной нагрузки по отдельным направлениям и, как результат, целесообразной организацией свободного времени школьников.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему диссертационного исследования следующим образом: роль системообразующего влияния компетентно-профессионального отношения учителя начальных классов к изобразительному искусству как к
конструктивной учебно-познавательной деятельности, объективная необходимость совершенствования содержания и технологии обучения науке и изобразительному искусству с учетом полноценной реализации не только его образовательной, но и воспитывающей, и развивающей функций, разработка адекватного научно-теоретического, педагогического и дидактического материала, способствующего достижению цели выбранной концепции.
Таким образом, актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования -«Компетентностный подход в профессиональной подготовке учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся (на примере уроков изобразительного искусства)».
Цель исследования состоит в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогически эффективных условий профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся на уроках изобразительного искусства.
Объектом исследования является профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов.
Предмет исследования - процесс и педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования состоит в том, что подготовка будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся будет осуществляться более эффективно, если:
- у будущих учителей сформируется профессионально-компетентное отношение к эстетическому воспитанию младших школьников;
- будущие учителя начальных классов детально осознают компоненты данной системы: теоретический, практический, деятельностный, мотивационный и пр.;
- учебники и учебные пособия по изобразительному искусству будут дополнены соответствующими методическими материалами по эстетическому воспитанию учащихся на занятиях изобразительного искусства;
- будут разработаны эффективные способы измерения количественной и качественной характеристики уровней системной-, готовности будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В соответствии с целью и выдвинутой рабочей гипотезой в исследовании были сформулированы следующие задачи:
1. проанализировать педагогический опыт учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства, параллельно проанализировать уровень профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к данному виду учебно-воспитательной работы в вузе;
2.обосновать и разработать систему профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учеников на уроках изобразительного искусства;
3.разработать систему критериев и показателей количественного и качественного анализа уровней готовности будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учеников на уроках изобразительного искусства;
4.сформулировать методические рекомендации и дополнить ими учебное пособие по изобразительному искусству с целью оптимизации эстетического воспитания учащихся;
5.разработать структуру и содержание межпредметной и внутрипредметной связи на уроках изобразительного искусства.
Методологическую основу исследования составили основополагающие идеи социологии и философии о человеке, о всестороннем развитии личности, о единстве материальной и духовной жизни, о формировании эстетического сознания и культуры эстетического поведения личности, о формировании творческих способностей личности.
Источники исследования
В ходе научного исследования мы руководствовались диалектикой как методом познания, основополагающими идеями философов, социологов, психологов и педагогов по теории познания, а также официальными документами: Законом Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепцией национального воспитания», Государственным стандартом образования Республики Таджикистан, государственными стандартами высшего профессионального образования.
В работе использованы соответствующие методы научного исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта; контент-анализ; анализ учебных. программ вуза и учебных программ для детей младшего школьного возраста; педагогические наблюдения, беседы; констатирующий и формирующий эксперименты, направленные на выявление уровней профессионально-педагогической готовности будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Этапы и процедура исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа:
На первом этапе (2006-2008 гг.) было определено состояние изученности исследуемой проблемы, осуществлен теоретический анализ психолого-педагогической литературы, разработан научный аппарат исследования; сформулировано понятие «эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства», сконструирована теоретическая модель, разработаны исходные теоретические предпосылки исследования и обобщен опыт работы вуза по исследуемой проблеме.
На втором этапе (2009-2010гг.) разработана система профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на уроках изобразительного искусства-определено содержание опытно-экспериментальной работы, разработана методика определения уровней и оценки эффективности системы
б
профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в заданном направлении в вузе.
На третьем этапе (2011-2013гг.) проведен констатирующий эксперимент по каждому компоненту системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся; учтены ошибки, недостатки, пробелы в заданном исследовательском направлении; сформулированы теоретические положения по реорганизации системы подготовки в заданном направлении, разработан содержательный и психологический аспект проведения формирующего эксперимента; уточнены задачи исследования, подведены его промежуточные итоги и сформулированы выводы, внесены соответствующие корректировки в программу обучения студентов; велась планомерная апробация результатов исследования, их внедрение в практику работы преподавателей вуза и учителей начальных классов общеобразовательных школ, сформулированы итоги и общие выводы данного научного исследования, оформленные в виде диссертационной работы.
Основной базой научного исследования являлся педагогический факультет Худжандского государственного университета им.академика Б. Гафурова, педагогический колледж г. Худжанда, общеобразовательные школы №№19, 24 ,9, 22 г.Худжанда, №№1, 19,67 г. Исфары, № № 49,10, 24,32 Б.Гафуровского, №№9, 10 Ганчинского районов Согдийской области.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана система формирования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учеников на уроках изобразительного искусства;
- дана характеристика уровней готовности будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на уроках изобразительного искусства;
- доказана объективная необходимость профессионально-компетентного отношения к урокам изобразительного искусства, исключающая недооценку его образовательной, воспитательной и развивающей значимости;
- выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию на занятиях изобразительного искусства.
Теоретическая значимость исследования:
расширено представление о профессионально-педагогической подготовке будущих учителей начальных классов к своим функциональным обязанностям на уроках изобразительного искусства;
- обобщены теоретические положения о путях и способах эстетического воспитания младших классов на уроках изобразительного искусства;
- проиллюстрирована необходимость реализации межпредметной и внутрипредметной связи на уроках изобразительного искусства;
- сформулировано теоретическое положение об использовании элементов системы народной педагогики в эстетическом воспитании учащихся младших классов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по совершенствованию профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся, позволяющих целенаправленно формировать нравственно-эстетическое сознание и культуру, нравственно-эстетическое поведение учащихся. Результаты исследования могут быть использованы в ходе базовой подготовки будущих учителей в педвузах, в процессе подготовки и переподготовки работников образования в институтах повышения квалификации.
Достоверность н обоснованность полученных результатов и выводов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений, применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, задачам исследования, использованием репрезентативного объема выборки, статистической значимостью экспериментальных данных и сочетанием результатов количественного и качественного анализов.
На защиту выносятся следующие положения:
-изобразительное искусство как учебно-познавательная деятельность является одним из главных и мощных средств формирования духовного мира подрастающего поколения;
- система формирования готовности будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся на уроках изобразительного искусства;
- процесс формирования учебных умений и навыков учеников младших классов на уроках изобразительного искусства, влияние содержательного аспекта данных занятий на формирование их нравственно-эстетического сознания и культуры поведения;
- педагогические условия, включающие оптимизацию технологии преподавания и содержания уроков изобразительного искусства с помощью элементов системы народной педагогики и научной педагогики, обеспечивают успешность овладения искусством изображения учащимися младших классов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования были представлены в докладах на конференциях, теоретических семинарах, педагогических чтениях и курсах повышения квалификации учителей начальных классов в Институте подготовки и переподготовки педагогических кадров Согдийской области (2006-2012 гг.), на Международных конференциях учителей начальных классов Согдийской области (2008, 2010 гг.), конференциях молодых ученых и аспирантов Худжандского государственного университета имени академика Б. Гафурова ( 2010-2013 гг.)
Структура диссертации. Она соответствует логике исследования и включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, содержащий 188 наименований, 3 таблицы, 9 гистограмм, 6 рисунков.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность темы, определяется цель, объект, предмет, задачи и методы исследования, формулируются ведущие идеи и гипотеза, его методологическая основа, даётся характеристика этапам работы, определяются научная новизна, практическая значимость и положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации, раскрывается логика исследования.
В первой главе - «Теоретические основы использования уроков изобразительного искусства как средство эстетического воспитания школьников» рассматриваются два аспекта исследования.
В первом разделе главы описывается генезис проблемы теоретических основ и научно-методическая ценность уроков изобразительного искусства как средства обучения и эстетического воспитания; дан анализ педагогической деятельности учителя изобразительного искусства в психолого-педагогической литературе. Во втором разделе раскрыты сущность и особенности влияния уровня эстетического развития будущих учителей на их профессионально-педагосическую подготовку.
Анализируя генезис проблемы теоретических основ и научно-методическую ценность уроков изобразительного искусства как средства обучения и эстетического воспитания, автор отмечает, что основные структурные и организационные процессы использования уроков изобразительного искусства в воспитании младших школьников связаны со способностями и потребностями личности, максимальным развитием ее базового природного потенциала и творческой самореализации. По мнению диссертанта, -теоретические знания, получаемые студентами в процессе обучения в педагогическом вузе по изобразительному искусству, недостаточно взаимодействуют между собой и не дают представления об эстетическом взаимодействии учителя с учащимися в процессе профессиональной подготовки.
В книге «Актуальные проблемы современной педагогики» таджикский педагог Ф.Шарифзода утверждает, что «Переход к информационному обществу заставляет задуматься о готовности выпускников учебных заведений к жизни и к труду в обществе XXI века».
Автор исследования считает, что логйка профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов к использованию изобразительного искусства как средства эстетического воспитания учащ^ся также должна быть четко и ясно определена с научно-методической точки зрения. Прежде всего, самого будущего учителя начальных классов необходимо обучить науке и искусству изображения, и только после этого методике преподавания изобразительного искусства, реализации воспитывающей функции данного вида уроков, хотя все эти элементы единой системы имеют определенную диалектическую связь, которую никак нельзя игнорировать. Когда преподаватель вуза обучает будущего учителя науке и искусству изображения, то он должен параллельно и одновременно запомнить не только сам процесс изобразительного искусства, но и как преподавать его чтобы потом данную методику использовать в своей профессионально-
педагогической деятельности со школьниками начальных классов. Если студенты на данном этапе сознательно и активно усваивают способы изображения искусства и способы обучения изобразительному искусству, то многое для них в будущем будет четко и ясно осознано. То же самое можно сказать и об эстетическом воспитании, которое реализуется в процессе воспитывающей функции изобразительного искусства, так как любой элемент техники и технологии изображения искусства, так или иначе, имеет определенную эстетическую ценность.
Известно, что изобразительное искусство является одним из древнейших видов искусства, которым человечество занимается испокон веков. Оно является средством выражения мысли в наглядной форме. Изображение предметов и явлений окружающей среды в рисунках и картинах также даёт представление об отношении человека к ним. Вместе с тем изобразительное искусство - это не только средство познания, но и средство обучения и воспитания. Наряду с уроками физической культуры, музыки и пениям, оно активно влияет на формирование духовного мира личности.
На основании тщательного анализа и изучения опыта учителей начальных классов диссертант пришел выводу о том, что преподаванию и организации проведения данного вида уроков в школах не придаётся должного внимания. Вместе с тем, как показывает опыт передовых учителей, в случае рациональной организации данных видов уроков, этот вид искусства может стать мощным средством эстетического воспитания. К сожалению, преподаванию рассматриваемого учебного предмета не уделяется должного внимания и соответственно данный учебный предмет считается второстепенным.
Таджикский учёный - педагог М. Лутфуллоев отмечает, что в числе учебных предметов, преподаваемых в средней школе и имеющих весьма близкую связь с эстетическим воспитанием, важное место принадлежит изобразительному искусству и урокам технологии, преподавание которых обязательно в младших классах средней школы.
Поддерживая мнение академика, автор считает, что изобразительное искусство всегда было и остаётся одним из любимых увлечений человечества. Ещё на заре появления человеческого общества в пещерах, где жили первобытные люди, точнее на стенах пещер, как свидетельствуют исторические памятники, можно было наблюдать множество рисунков и изображений. Мир растений и мир животных имеют свои неповторимые красоты, которые доступны детскому пониманию.
Диссертант отмечает, что в системе подготовки будущих учителей начальных классов важное место принадлежит урокам изобразительного искусства. Схематически данную мысль можно иллюстрировать следующим наглядным образом:
Данное дидактическое положение составило исходный положение для организации опытно-экспериментальной работы. И такую Эту методику профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов диссертант использовала в экспериментальной группе, в то время как в контрольной группе, подготовка будущих учителей велась традиционным способом.
Был сделан вывод о необходимости оптимизации профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию.
Для этого во-первых, диссертант предлагает проводить специальную методическую и разъяснительную работу среди учителей начальных классов, заключающуюся в том, что они должны опираться на существующие учебники для младших школьников. Таковыми учебниками являются «Искусство и труд» для начального обучения (авторы Б. Бойназаров, Д.Халимзода, Г. Раджабалиева), «Изобразительное искусство для учащихся 1 класса» (авторы Ю.Н. Хижняк, В.Н. Аглаева, Т. А. Ванечкина).
Во-вторых, автор предлагает увеличить количество часов на учебную дисциплину «Основы изобразительного искусства и методика его преподавания», изучаемую в ходе профессиональной подготовки специальности «Педагогика и методика начального обучения». Программа была составлена ведущими учеными и методистами республиканского масштаба, она претерпела с определенные изменения вызванные необходимостью с учёта «Закона об образовании» РТ, а также «Национальной концепции воспитания». В этой учебной программе предусмотрено 110 часов: 20 лекционных, ВО лабораторных, 10 семинарских. Количество лабораторных занятий увеличено в два раза. Результаты анализа и наблюдения уроков изобразительного искусства показывают, что учителя начальных классов сами недостаточно подготовлены к науке и искусству изображения, поскольку действующая программа - «Основы изобразительного искусства в начальном классе и методика его преподавания» имеет недостаточное количество часов для обучения будущих учителей науке и искусство рисования. Действительно, количество влияет на качество.
В-третьих, в экспериментальной группе диссертант в ходе исследования сделала акцент на самообразование, которое имеет большое значение в совершенствовании знаний и умений младших школьников при обучении их рисованию. То же самое можно сказать и о самообразовании в процессе рисования и его роли в эстетическом воспитании. Постоянство и непрерывность- залог успеха в любом деле.
В - четвертых, автор сделала акцент на эстетический аспект науки и искусства изображения, подчеркнула, что будущие учителя начальных классов целенаправленно и активно должны использовать данный аспект при формировании эстетического сознания и поведения школьников в процессе приучения рисованию.
В - пятых, общеизвестно, что любая учебная дисциплина имеет процессуальный, технико-технологический и содержательный аспект. Изобразительное искусство в этом плане не исключение. Исходя из этого и
учитывая требования концепции национального воспитания Республики Таджикистан, мы ввели в процесс рисования символические атрибуты РТ -флаг, герб и т.д., а также иллюстрирование литературных произведений классиков и современников таджикской литературы, иллюстрирование таджикских народных сказок, элементы декоративно-прикладного искусства таджикского народа.
В- шестых, диссертант, исходя из своих исследований, констатирует, что будущих учителей следует готовить не только к умению планировать занятия по изобразительному искусству, но и к умению анализировать, что позволяет в дальнейшем исправлять ошибки и недостатки в работах учащихся.
В- седьмых, диссертант предлагает использовать кружковую форму работы с будущими учителями начальных классов по приучению их к изобразительному искусству и методике обучения рисованию, которые позволяют глубже и всесторонне усвоить данное дело. Кружковая форма работы дополняет курс «Основы изобразительного искусства и методика ее преподавания» и служит эффективным способом оптимизации профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов в этой направлении.
В - восьмых, использовать цикл бесед, лекций и рассказов об истории развития изобразительного искусства в мировом масштабе и в Республике Таджикистан, о жизни и деятельности выдающихся художников как отечественного, так и зарубежных стран.
В - девятых, при профессионально-педагогической подготовке будущих учителей начальных классов акцент был сделан на то, чтобы они могли успешно работать в условиях рыночной экономики и в этом смысле исходили из диалектического единства их моральной и материальной заинтересованности в успешной реализации своей профессионально-педагогической миссии.
В этой же главе, анализируя особую роль профессионально-педагогической подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников, автор предлагает учитывать уровень их эстетического развития, ибо от этого зависит качество формируемого процесса. Более того, достижение конечной цели зависит от уровня эстетического развития преподавателей вуза, будущих учителей и самих школьников. Схематически данный процесс можно иллюстрировать следующим образом;
Диссертант, считает: чем выше уровень эстетического развития преподавателей вуза, тем выше вероятность формирования "аналогичного уровня у будущих учителей. То же самое можно сказать и о взаимоотношениях
будущих учителей и школьников. Личность воспитанника воспитывается личностью воспитателей.
Осуществляя констатирующий этап исследования в процессе уроков изобразительного искусства в начальных классах, автор наблюдал за характером проявления творчёских способностей во время контрольных уроков.
Также, с целью оптимизации содержательного аспекта подготовки будущих учителей в экспериментальной группе, автор провел вопросно-ответную беседу. Эти формы работы проводились и у студентов 2-3 курсов педагогического факультета. В итоге проведённой опытно-экспериментальной работы по оптимизации профессионально-теоретической подготовки в контрольной и экспериментальной группе мы получили следующие результаты;
Результаты изучения уровней эстетического развития и способностей будущих учителей начальных классов.
Курсы Способны Затрудняются Зависят от-других
к/л сформировать формировать способностей
студентов умение к умения и навыки
рисованию школьников
2 курс 45% 50% 5%
3 курс 60% 38% 2%
По результатом данной экспериментальной работы видно, что 45% студентов второго курса могут сформировать умение рисовать и ответную на постановленный учащимися вопрос эстетического характера, 50% исследуемых студентов затрудняется сформировать способности, 5% студентов зависят от другой способности формирования.
Результаты ответов студентов третьего курса были значительно выше: 60% - прокомментировали свои ответы, привели примеры, 38 % затруднялись сформировать способности и лишь 2% студентов не смогли дать определённый ответ.
Во второй главе - «Основные направления, условия и способы профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию» - рассматривается исследовательская деятельность, профессиональная, теоретическая и практическая подготовка будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников;
Реформирование системы образования, происходящее в Республике Таджикистан формирует новые условия профессиональной теоретической и практической деятельности учителя. Он разрабатывает новейшие педагогические технологии, создаёт авторские программы по кредитной системе, выдвигает творческие идеи, продуктивно решает педагогические проблемы, ведёт научно-исследовательскую работу, способствуя развитию способностей и личности своего ученика, организует творческие уроки.
13
В процессе исследования, диссертантом были выявлены некоторые причины и факторы, мешающие полному раскрытию теоретической и практической подготовки будущего учителя к урокам изобразительного искусства. Поэтому для раскрытия творческого потенциала студентов автор проанализировала готовность будущих учителей к эстетическому воспитанию во время прохождения педагогической практики в школе № 19 и частной школе «Гулчини маърифат» города Худжанда. С помощью анкетирования было выявлено, что на полное раскрытие себя как будущего учителя начальных классов влияет отсутствие уверенности в своём мастерстве, неимение достаточных знаний, не умение эстетически и творчески относиться к урокам изобразительного искусства, свободно рисовать, создавать на уроках мир прекрасного, преобразуя окружающий мир.
Многие студенты предпочитают проводить уроки изобразительного искусства в общеобразовательных школах (15%), так как считают, что уровень их знаний и возможностей не достигает того уровня, которого требуют школы от учителей начальных классов. Для развития практических способностей 10 % студентов стремятся работать с научной литературой, 20% работать самостоятельно, стараются формировать своё эстетическое сознание как будущего учителя и применяют различные методы самообразования. Остальные - 1% студентов - считают, что формирование эстетического сознания и способностей у них недостаточно.
В перечень условии, которые должны быть созданы для будущего учителя начальных классов, автор включает прохождение лабораторных занятий по методике преподавания изобразительного искусства, умение работать над собой, использование сети интернет, формирование инновационных технологий в процессе изучения изобразительного искусства.
В этой главе, подробно рассматривая профессионально-педагогическую деятельность и способности будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников, автор считает понятие «деятельность» главным, потому что в исследовании речь идёт о трёх видах деятельности. Чтобы ясно и наглядно иллюстрировать данную мысль, предлагается следующая схема:
Э__к 0 Б _о Б __0
Преподаватели Будущие школь- Объект
ВУ33 учителя ники эстетической
деятельности
Условное обозначение: Б - субъект деятельности 0 — объект деятельности
Сложность задачи объясняется тем, что получаемые результаты также взаимосвязаны: преподаватели вуза подготавливают будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников, при этом будущие учителя выступают как объект деятельности; вместе с тем по отношению к младшим школьникам будущие учителя выполняют функцию субъекта деятельности.
Диссертант рассматривает в исследовании профессионально-педагогическую деятельность типа «Человек - художник». Наблюдение и анализ профессионально-педагогической деятельности учителей начальных
классов показывает, что они далеко не всегда уделяют должного внимания урокам изобразительного искусства.
В процессе педагогической деятельности будущих учителей на уроках изобразительного искусства был произведён их анализ в школах Согдийской области ( школах №19, №9, №24, №26 города Худжанда, № 10, №49, № 13 города Б.Гафурова ) который показал, что часто рисунки, заданные детям в качестве домашнего задания, выполняются родителями. Определённая категория учителей и родителей считает: «Мой ребёнок не станет в будущем художником, и нет необходимости приучать его искусству правильного, грамотного рисования».
По мнению диссертанта, для успешного устранения выявленных обстоятельств, необходимо также изменить отношение учителей и родителей к урокам изобразительного искусства.
Диссертант считает ,что качество профессионально-педагогической деятельности зависит от уровня профессионально-педагогического мастерства субъекта педагогической деятельности. В данной главе при анализе были сделаны следующие выводы:
- в современных условиях требуется повышение престижа общественно значимой профессии учителя;
- профессиональная подготовка учителей младших классов характеризуется низким уровнем сознательности и активности в отношении к вышеуказанным видам деятельности, в частности, профессионально-педагогической деятельности в целом;
профессиональная подготовка учителей младших классов характеризуется минимальным уровнем сознательности и активности к урокам рисования, к обучению изобразительному искусству младших школьников Это означает, что студенты в какой-то степени осознают значимость своей профессии в общественной и личной жизни, а также чувствуют свой профессиональный долг и ответственность, но это недостаточно;
- особенно отрицательно могут влиять на это-фактор экономические составляющие, которые играют доминирующую роль в условиях рыночной экономики.
Учитывая все эти нюансы профессионально - педагогических отношений, автор предлагает вести разъяснительную работу в плане усиления действенного отношения к своей работе. Особенно важно указать на то, что талантливый учитель может самостоятельно и дополнительно решать вопросы материального характера, открывая кружки и факультативные занятия на платной основе, что вполне допускается Законом «Об образовании» Республики Таджикистан.
Исходя из этого, автор оперирует понятиями «мастер-художник», «мастер народный умелец», «мастер-педагог», «мастер-искусствовед».
Далее диссертант анализирует различные подходы к определению уровня профессионально- педагогического опыта и готовности будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию младших школьников на примере учебного занятия по изобразительному искусству. Было выявлено три типа уровня готовности студентов к педагогическому процессу:
1.Элементарный уровень - неравномерно подготовлен:
О
©
© о 0
Автор схематически показывает, что низкий уровень характеризуется элементарным уровнем подготовки. Это говорит о том, что будущий учитель из 8 перечисленных элементов подготовки дидактически неравномерно подготовлен. Между элементами нет связи.
2.Полусистемный уровень - минимально подготовлен
Средний уровень характеризуется полусистемным характером подготовки. Это проявляется в том, что будущий учитель минимально подготовлен по каждому из 8 элементов системы подготовки, но нет четкой связи между элементами, поэтому данный уровень и называется полусистемным.
3. Системный уровень - подготовлен на должном уровне
Высокий уровень присущ студентам, которые характеризуется на системном характере подготовки. Эти студенты не только подготоатены на должном уровне по каждому элементу, но они знают сущность связи между элементами.
В констатирующий этап экспериментальной работы по определению уровня готовности будущего учителя к урокам изобразительного искусства был
включен 31 студент. Проведённые исследования показали недостаточный уровень подготовки студентов педагогического факультета к эстетическому воспитанию, что обусловило необходимость создания педагогических условий на занятиях изобразительного искусства в процессе обучения рисованию. Анализ процесса эстетического воспитания студентов высших учебных заведений позволил сделать вывод о том, что повышению уровня готовности будущих учителей начальных классов к урокам по изобразительному искусству не уделяется должного внимания. Наблюдения и беседы с преподавателями показали, что их больше интересует степень овладения студентами программным материалом, чем глубокая работа по развитию у студентов интереса к эстетической деятельности.
В процессе исследования был сделан вывод о том, что для развития эстетических способностей студентов, преподавателям вузов, необходимо самим постоянно расширять свой кругозор и совершенствовать знания. Будущий учитель, прежде всего сам должен быть мастером, личностью, должен уметь правильно рисовать, создавать эстетическую атмосферу в аудитории и творчески организовывать внеклассную работу в вузе и школе.
С целью осуществления наиболее важных аспектов готовности студентов к эсгетичёскому воспитанию на уроках изобразительного искусства, были проведены:
- опрос 245 студентов различных контрольных и экспериментальных групп;
- интервью с 30 работниками отделов образования городов и районов;
- анкетный вопрос более 120 молодых учителей и учителей начальных классов общеобразовательных и частных школ;
- беседы с методистами педпрактики, преподавателями изобразительного искусства (60 бесед).
Задачей исследователя было сравнить опыт и готовности студентов экспериментальных и контрольных групп, а также уровень степень их подготовки в процессе уроков.
С этой целью диссертантом было проведено стандартизированные интервью с учителями школ, анкетные опросы и беседы с работниками системы образования, молодыми специалистами, работающими в школах, а также со студентами во время уроков и после них.
Выяснилось, что из опрошенных числа студентов контрольных групп 88 % стремятся развивать свои опыт и способности, 7% - не умеют преподавать уроки, 3% - занимаются самодеятельностью, 1% - не хотят быть учителями начальных классов и хотят получить вторую специальность.
Диссертантом было выявлено, что студенты способны предоставить новые идеи при условии, если для интегрирования этих идей имеется мотивация и создаются соответствующие условия.
В результате проведенной опытно-экспериментальной работе по повышению уровня готовности будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию получены следующие результаты в контрольной и экспериментальной группах:
а) Результаты констатирующего эксперимента
№ Уровень Контрольная Эксперимент.
1 Высокий 0% 0%
2 Средний 19% 17%
3 Низкий 81% 83%
1 2 | 3
20 18 16 ■ 14 12 10 В
^(.одинй. 0 ................;.....
5 ' /
. ■ . ■ ■ 1Ь........
У ' ■ —----------------------- Эксперменг. —•—Контр.
-—- -
6 • 4 Ь-^ -----3 , ....... ■ ^-'»■ФНВИИЙг»'
0 ------------------
Высокий Средний Низкий 1 2 | 3
б) Результаты формирующего эксперимента
№ Уровень Контрольная Эксперимент.
1 Высокий 0% 0%
2 Средний 62% 81%
3 Низкий 37% 13%
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
-81%
яЬщт
Высокий 1
Данная схема наглядно иллюстрирует уровень готовности будущих учителей начальных классов по рассматриваемым аспектам. Так, после констатирующего эксперимента было установлено почти равное соотношение дидактических возможностей, т.е. студенты обеих групп находились на равном исходном рубеже: низкий уровень готовности зафиксирован у 81% студентов контрольной группы; у 83% студентов экспериментальной группы - почти с 4 баллами и у 19% студентов контрольной группы и 57% - экспериментальной группы с 9 баллами находились на среднем уровне, т.е. различие несущественное.
После формирующего эксперимента зафиксировано существенное различие. На низком уровне в контрольной группе осталось 37% студентов с 5 баллами, тогда как только 13% студентов экспериментальной группы показали результат чуть меньше 5 баллов. Т.е. количество студентов по сравнению с констатирующим экспериментом сократилось на 70%. Большая доля студентов обеих групп приходится на средний уровень: 62% студентов контрольной группы и 81% студентов экспериментальной группы почти с 9 баллами. Высокий уровень готовности показали 1% студентов контрольной группы и 6% студентов экспериментальной группы с 13 и 14 баллами. Таким образом, уровень готовности студентов экспериментальной группы значительно повысился за счет внедрения предложенной методики профессионально-педагогической подготовки учителей начальных классов.
Результаты проведённого исследования показали, что самоанализ в достаточной степени помог студентам правильно организовать уроки, развить самостоятельность и овладеть некоторыми процессами эстетического мастерства. У студентов в определённой степени поднялось стремление работать над эстетическим воспитанием (на уроках изобразительного искусства) и выработалась уверенность в себе. Уровень трудовых знаний мало изменился, что было обусловлено изучением студентами дополнительной литературы.
Достаточно подробно и наглядно останавливаясь на создании педагогических условий для решения проблем, диссертант утверждает, что усиление профессиональной подготовки будущих учителей, начальных классов в аспекте методики уроков изобразительного искусства обеспечивает их профессиональную, творческую подготовленность к будущей профессиональной деятельности.
Автор считает, что главными условиями эстетического воспитания на нынешний день являются качество и уровень готовности школьников к урокам изобразительного искусства. Речь идет о грамотном подходе по технологиям воспитания и обучения, направленным на реализацию подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию и всестороннему развитию студентов, созданию необходимых условий на уроках изобразительного искусства, соблюдению комплекса педагогических условий, которые содержат включение студентов и учителей в совместную эстетическую и творческую деятельность.
В заключении изложены основные выводы и даны следующие рекомендации по совершенствованию эстетического воспитания на занятиях изобразительного искусства в начальных классах:
1.К сожалению, в общеобразовательных школах не уделяется должное внимание урокам изобразительного искусства, считая их второстепенным занятием, в системе школьного образования, что порождает профессионально некомпетентное отношение к соответствующим учебно-познавательным умениям как у школьников, так и их родителей. Подобное негативное отношение формируется еще в вузе, когда будущие учителя начальных классов неоправданно ограниченно и поверхностно овладеют умением рисовать.
2.История науки и образования доказывает, что изобразительное искусство является одним из мощных и эффективных способов познания и изображения предметов и явлений окружающей среды. Рисунки и картины, выполненные на грамотной основе, имеют неоценимую эстетическую ценность, которая является уникальным средством формирования духовного мира личности. Поэтому уроки по изобразительному искусству должны занимать достойное место в системе начального обучения.
3. Формирование профессионально-компетентного отношения к изобразительному искусству предполагает пересмотр учебных планов, программ и учебных пособий, как в вузе, так и в общеобразовательной школе. Будущие учителя должны быть подготовлены к урокам изобразительного искусства и использованию рисования как к средству эстетического воспитания на профессиональном уровне. Это может в будущем формировать адекватное отношение и у школьников и их родителей.
4.Сознательный подход к реализации сформулированных нами исследовательской цели и задач предполагает использовать системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов, которая позволяет обеспечить готовность по различным направлениям, параметрам и аспектам. Каждый компонент системы направлен на решение отдельных целей и задач. В совокупности они позволяют подготовить высококвалифицированные педагогические кадры для реализации целей и задач начального обучения в заданном направлении.
5.Сконструированная система профессионально-педагогической подготовки будущих , учителей начальных классов к выдвинутым профессиональным .-обязанностям предполагает также использовать разработанную методику измерения уровней готовности по каждым отдельным направлениям, параметрам и аспектам в количественном и* качественном отношении. Это позволяет своевременно реагировать на имеющие место ошибки, недостатки и пробелы, ликвидировать и корректировать их. А также
принимать соответствующие дидактико-профилактические меры по их устранению в будущем.
6. В экспериментальной группе нами было организовано проведение цикла лекций, бесед, рассказов, вопросно-ответных работ по каждому направлению, параметру и аспекту. Это обеспечило формирование у будущих учителей сознательного подхода к своей профессионально-педагогической подготовке и самоподготовке для выполнения профессиональных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием учеников рисованию и посредством рисования.
7. Проведенное исследование показало дидактическое преимущество разработанной системы подготовки будущих учителей начальных классов в заданном направлении, как в количественном, так и в качественном отношении по сравнению с традиционной методикой подготовки. Это было указано как на примере каждого отдельного компонента, так и в комплексном плане.
8.Целесообразный и достаточный уровень готовности школьников к изобразительному искусству на грамотной основе способствует значительному повышению качества получаемого ими начального образования, а также формированию у них основ нравственно-эстетического сознания и культуры поведения, что играет в их дальнейшей жизни судьбоносную роль.
9. В учебных планах высших и средних педагогических учебных заведений необходимо возобновить непрерывное проведение уроков изобразительного искусства. Создать необходимые условия для прохождения лабораторных занятий. Опубликовать учебные пособия для будущих учителей, которые включали бы в себя проблемы современной системы образования и пути их решения.
Проведённое исследование и его результаты в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердили ранее выдвинутую гипотезу исследования, обоснованность исходных теоретических положений и доказали эффективность разработанной нами модели и методики её реализации на уроках изобразительного искусства.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ АВТОРА:
1. Статьи, опубликованные в изданиях из Перечня ведущих рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК РФ:
1.Абдусамадова М.А. Некоторые особенности повышения эффективности эстетического воспитания младших школьников // Вестник таджикского национального университета. 2010. №4 (60). - С. 168-172.
2.Абдусамадова М.А. Некоторые психологические аспекты в эстетическом воспитании школьников // Учёные записки Худжандского государственного университета. 2012. №2(30).- С. 177-191.
3. Абдусамадова М.А. Теоретико-процессуальные аспекты профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся // Вестник таджикского национального университета. №3/7 (124) - С.232-234.
2. Научные работы и статьи, опубликованные в других научных журналах и изданиях:
4. Абдусамадова М.А. Воспитательное значение уроков рисования и труда в начальных классах // Раховарди олимони чавон». Научный сборник трудов молодых ученых и специалистов Согдийской области, посвященный 75-летию Худжандского государственного университета имени Б. Гафурова,-Худжанд, 2007.-№ 7. - С.129-133 (в соавторстве).
5. Абдусамадова М.А. Трудовая деятельность учащихся на уроках труда и рисования // Некоторые проблемы обучения и воспитания учащихся.-Худжанд, 2007. - С. 146-152.
6. Абдусамадова М.А. Внеклассная работа в начальных классах на уроках природоведения //Некоторые проблемы обучения и воспитания учащихся,-Худжанд, 2007. 2.- С. 142 - 146 (в соавторстве).
7. Абдусамадова М.А. Роль внеклассной и внешкольной работы в трудовом воспитании младших школьников // Некоторые проблемы обучения и воспитания учащихся младших школьников.- Худжанд, 2008. 3 - С.125-131.
8. Абдусамадова М.А. Планирование внеклассной и внешкольной работы по трудовому воспитанию младших школьников // Некоторые проблемы обучения и воспитания младших школьников,- Худжанд, 2011. 4 - С. 225-231.
9. Абдусамадова М.А. Художественный образ детей и подростков в творчестве М. Турсунзаде // Суханвари мумтоз. -Худжанд, 2011. - С.304-310 (в соавторстве).
10. Абдусамадова М.А. Творчество - залог успеха личности // Некоторые проблемы обучения и воспитания младших школьников. - Худжанд. 2012. Часть 5. - С.256 - 261.
11. Абдусамадова М.А. Заслуженная жизнь (Умри ибратбахш) // Некоторые проблемы обучения и воспитания младших школьников.- Худжанд, 2012. 5.-С.261 -267.
3. Учсбно-методические работы:
12. Абдусамадова М.А. Методические рекомендации по написанию к.> рсовых работ по практической технологии. Методическое пособие для студентов педагогического факультета. - Худжанд: Нури маърифат, 2011.-21 с.
13. Абдусамадова М.А. Практические занятия по предмету «Основы изобразительного искусства и методики его преподавания»: Методическое пособие для студентов педагогического факультета и педколледжей. -Худжанд: Меъроч, 2013.-32 с.
14. Абдусамадова М.А. Методический комплекс по предмету «Технологии обучения , и методика его преподавания». 1. Методическое пособие для студентов педагогического факультета.- Худжанд: Меъроч, 2013. - 84 с.
15. Абдусамадова М.А. Методический комплекс по предмету изобразительного искусства и методики его преподавания: Методическое пособие для студентов педагогического факультета.- Худжанд: Меъроч, 2013. - 64 с.
Сдано в печать 25.04.2014 г. Подписано в печать 26.04.2014. Формат 60x84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Тираж 100 экз. Отпечатано в типографии «Сифат» г.Душанбе, ул.Айни 45.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Абдусамадова, Мунира Абдугафаровна, Худжанд
ХУДЖАНДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АКАДЕМИКА БОБОДЖОНА ГАФУРОВА
04201456015
На правах рукописи
АБДУСАМАДОВА МУНИРА АБДУГАФОРОВНА
Компетентностный подход в профессиональной подготовке учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся (на примере уроков изобразительного искусства).
13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
(педагогические науки)
Диссертация
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук,профессор Шарапов Ш.А.
Худжанд- 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...............................................14
1.1.Научно-методическая ценность уроков изобразительного искусства как средство обучения и эстетического воспитания.................................14
1.2.Влияние уровня эстетического развития будущих учителей на их
профессионально-педагогическую подготовку...................................39
Выводы по первой главе..............................................................52
ГЛАВА И. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ....................54
2.1 .Профессионально - теоретическая и практическая подготовка будущих
учителей к эстетическому воспитанию младших школьников.................56
2.2.0рганизационно-педагогические условия подготовки будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников.................71
2.3.Содержание и результаты опытно-экспериментальной работы по подготовке будущих учителей к эстетическому воспитанию младших
школьников.............................................................................102
Выводы по второй главе ..........................................................123
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................126
БИБЛИОГРАФИЯ........................................................................135
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования и постановка проблемы.
Современная реформа системы образования Республики Таджикистан с учетом процессов глобализации, строительства гражданского общества и правового государства, а также развития рыночной экономики предполагает кардинальное улучшение качества преподавания всех учебных дисциплин в общеобразовательных школах и вузах. Для решения данной задачи в РТ создана объективно необходимая законодательная база, которая находит свое отражение в ряде официальных документов: Закон Республики Таджикистан «Об образовании (2013), «Концепция таджикской национальной школы» (1994), «Государственный стандарт образования Республики Таджикистан» (1996), «Закон об ответственности родителей за воспитание и обучение детей» (2011) и др. В связи со сложившимися новыми социально-экономическими и образовательными условиями профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей требует пересмотра учебных планов, программ, учебников и учебных пособий по различным учебным дисциплинам, а также требует оптимизации и учета физиологических и психологических особенностей школьников и студентов. Вместе с тем требуется разработка новых подходов к обучению и воспитанию. Так, сложившаяся негативная традиция по разделению учебных дисциплин на главные и второстепенные, основные и неосновные создаёт значительные психолого-педагогические помехи в реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. Наши многолетние наблюдения и анализ профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов, анализ современного состояния преподавания учебных дисциплин в начальных классах показывает тенденцию переоценки или же, наоборот, недооценки роли и места тех или
иных учебных дисциплин во всестороннем развитии личности младших школьников.
Степень научной разработанности проблемы. Проблемы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов, определение целей и задач начального образования, разработка учебных планов, программ, учебников, учебных пособий для начальных классов, классификация правил, приёмов, методов и форм организации обучения учащихся начальных классов нашли отражение в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, А. Дистервега, И.Г. Песталоцци, Л.Н. Толстого, С.А. Рачинской, В.П. Острогорского, П.А. Кропоткина, А.П. Вахтерова, Л.Ф. Тихомирова и др.
Проблемы отбора содержания обучения и реализации межпредметной и внутрипредметной связи в начальном образовании исследованы в трудах А. Лая и Джона Дьюи. Использование различных элементов педагогики сотрудничества в начальных классах обобщается в опыте учителей-новаторов Ш.А. Амонашвили и С.Н. Лысенковой.
Влияние эстетического воспитания на духовно нравственное становление младших школьников является предметом научного исследования Б.М. Неменского.
Особый вклад в разработку учебных программ, учебников и учебных пособий по изобразительному искусству и урокам технологии для общеобразовательных школ Таджикистана внесли Ю.Н. Хижняк, Ш. Турсунов, М. Муродова, Б. Бойназаров, Д. Халимзода, Г. Рачабалиева.
Различные аспекты исследуемой нами проблемы нашли отражение также в трудах ученых Республики Таджикистан М. Лутфуллоева, Ф. Шарифзода, И.Х.Каримовой, А.Нурова, X. Рахимова, Ш.А. Шаропова, О.А.Исломова, Э. Шарипова, А. Нурова, У.Зубайдова, С. Шербоева, С.
Хасанова, X. Джалиловой, С. Рабиева, М. Хамидова, X. Джонназарова и Др.
Безусловно, все указанные исследователи внесли весомый вклад в разработку проблем формирования знаний, умений и навыков учащихся начальных классов, в профессионально-педагогическую подготовку будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитании младших школьников. Однако до настоящего времени проблема особенностей профессионального преподавания изобразительного искусства и его влияния на эстетическое воспитание учащихся в условиях общеобразовательных школ Республики Таджикистан не была предметом специального научного исследования..
Многолетние наблюдения и анализ современных психолого-педагогических исследований, практика отечественного педагогического образования и организация начального образования позволяют определить приоритетные направления исследуемой проблемы, остающиеся малоизученными:
- недостаточный анализ и обобщение опыта подготовки, отсутствие необходимых педагогических условий, способствующих формированию эстетического восприятия, вкуса, сознания и стиля культуры поведения и деятельности на уроках изобразительного искусства в начальных классах;
недостаточная теоретическая разработанность комплексной профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию на уроках изобразительного искусства и способов адекватного количественно-качественного измерения их готовности, определяющих уровень их компетентности.
Эти пробелы и недостатки выявлены в процессе изучения исследований по данной проблематике, анализа опыта подготовки учителей начальных классов, опыта преподавания изобразительного искусства, анализа содержания учебников и учебных пособий по изобразительному искусству. Все это обусловлено также слабой разработанностью научно-обоснованных технологий организации эстетического воспитания учащихся на уроках изобразительного искусства , определенными изменениями в содержании базисных учебных планов, увеличением учебной нагрузки по отдельным направлениям и, как результат, целесообразной организацией свободного времени школьников.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему диссертационного исследования следующим образом: роль система-образующего влияния компетентно-профессионального отношения учителя начальных классов к изобразительному искусству как к конструктивной учебно-познавательной деятельности, объективная необходимость совершенствования содержания и технологии обучения науке и изобразительному искусству с учетом полноценной реализации не только его образовательной, но и воспитывающей, и развивающей функций, разработка адекватного научно-теоретического, педагогического и дидактического материала, способствующего достижению цели выбранной концепции.
Таким образом, актуальность проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы исследования - «Компетентностный подход в профессиональной подготовке учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся (на примере уроков изобразительного искусства)».
Цель исследования состоит в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогически эффективных условий
профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся на уроках изобразительного искусства.
Объектом исследования является профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей начальных классов.
Предмет исследования - процесс и педагогические условия подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза исследования состоит в том, что подготовка будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся будет осуществляться более эффективно, если:
- У будущих учителей сформируется профессионально-компетентное отношение к эстетическому воспитанию младших школьников;
- будущие учителя начальных классов будут детально осознавать отдельный компонент данной системы: теоретический, практический, деятельностный, мотивационный и т.д.;
- учебники и учебные пособия по изобразительному искусству будут дополнены соответствующими методическими материалами по эстетическому воспитанию учащихся на уроках изобразительного искусства;
-будут разработаны эффективные способы измерения количественной и качественной характеристики уровней системной готовности будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства.
В соответствии с целью и выдвинутой рабочей гипотезой в исследовании были сформулированы следующие задачи:
1. проанализировать педагогический опыт учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства, параллельно проанализировать уровень профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к данному виду учебно-воспитательной работы в вузе;
2. обосновать и разработать систему профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учеников на уроках изобразительного искусства;
3. разработать систему критериев и показателей количественного и качественного анализа уровней готовности будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учеников на уроках изобразительного искусства;
4. сформулировать методические рекомендации и дополнить ими учебное пособие по изобразительному искусству с целью оптимизации эстетического воспитания учащихся;
5. разработать структуру и содержание межпредметной и внутрипредметной связи на уроках изобразительного искусства.
Методологическую основу исследования составили
основополагающие идеи социологии и философии о человеке, о всестороннем развитии личности, о единстве материальной и духовной жизни, о формировании эстетического сознания и культуры эстетического поведения личности, о формировании творческих способностей личности.
Источники исследования. В ходе научного исследования мы также руководствовались диалектикой как методом познания, основополагающими идеями философов, социологов, психологов и педагогов по теории познания, а также официальными документами: Законом Республики Таджикистан «Об образовании», «Концепцией
национального воспитания», Государственным стандартом образования Республики Таджикистан, государственными стандартами высшего профессионального образования.
В работе использованы соответствующие методы научного исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; изучение и обобщение передового педагогического опыта; контент-анализ; анализ учебных программ вуза и учебных программ для детей младшего школьного возраста; педагогические наблюдения, беседы; констатирующий и формирующий эксперименты, направленные на выявление уровней профессионально-педагогической готовности будущих учителей к эстетическому воспитанию младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Этапы и процедура исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в три этапа:
На первом этапе (2006-2008 гг.) было определено состояние изученности исследуемой проблемы, осуществлен теоретический анализ психолого-педагогической литературы, разработан научный аппарат исследования; сформулировано понятие «эстетическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства», сконструирована теоретическая модель, разработаны исходные теоретические предпосылки исследования и обобщен опыт работы вуза по исследуемой проблеме.
На втором этапе (2009-2010гг.) разработана система профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на уроках изобразительного искусства; определено содержание опытно-экспериментальной работы, разработана методика определения уровней и
оценки эффективности системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей в заданном направлении в вузе.
На третьем этапе (2011-2013гг.) проведен констатирующий эксперимент по каждому компоненту системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся; учтены ошибки, недостатки, пробелы в заданном исследовательском направлении; сформулированы теоретические положения по реорганизации системы подготовки в заданном направлении, разработан содержательный и психологический аспект проведения формирующего эксперимента; был организован и проведен формирующий эксперимент, уточнены задачи исследования, подведены его промежуточные итоги и сформулированы выводы, внесены соответствующие корректировки в программу обучения студентов; велась планомерная апробация результатов исследования, их внедрение в практику работы преподавателей вуза и учителей начальных классов общеобразовательных школ, сформулированы итоги и общие выводы данного научного исследования, оформленные в виде диссертационной работы.
Основной базой научного исследования являлся педагогический факультет Худжандского государственного университета им.академика Б. Гафурова, педагогический колледж г. Худжанда, общеобразовательные школы №№19, 24 ,9, 22 г.Худжанда, №№1, 19, 67 г. Исфары, № № 49, 10, 24, 32 Б.Гафуровского, №9, 10 Ганчинского районов Согдийской области.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-разработана система формирования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учеников на уроках изобразительного искусства;
-дана характеристика уровней готовности будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию школьников на уроках изобразительного искусства;
-доказана объективная необходимость профессионально-компетентного отношения к урокам изобразительного искусства, исключающая недооценку его образовательной, воспитательной и развивающей значимости;
-выявлены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования готовности будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию на уроках изобразительного искусства.
Теоретическая значимость исследования:
- расширено представление о профессионально-педагогической подготовке будущих учителей начальных классов к своим функциональным обязанностям на уроках изобразительного искусства;
- обобщены теоретические положения о путях и способах эстетического воспитания младших классов на уроках изобразительного искусства;
- проиллюстрирована необходимость реализации межпредметной и внутрипредметной связи на уроках изобразительного искусства;
- сформулировано теоретическое положение об использовании элементов системы народной педагогики в эстетическом воспитании учащихся младших классов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций по совершенствованию профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов к эстетическому воспитанию учащихся, позволяющих целенаправленно формировать нравственно-эстетическое сознание