Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Курс этики как основа духовного и нравственного становления личности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Кузьмина, Людмила Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Курс этики как основа духовного и нравственного становления личности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кузьмина, Людмила Николаевна, 2002 год

Введение.

Глава I. Духовное и нравственное развитие личности в современном обществе как педагогическая проблема

1.1 История формирования этических норм в России с 1917 по 1991 год.

1.2 Основы формирования этических норм в российском обществе после 1991 года.

1.3 Приоритет духовности и нравственности как основная проблема современной России.

Глава П. Опыт реализации основных задач курса этики в общеобразовательном учебном заведении

2.1 Цель, задачи и структура экспериментального курса по-этике для 5классов.

2.2 Содержательно-организационный аспект экспериментальной проверки авторского курса.

2.3 Оценка результативности и эффективности преподавания курса этики в 5-9 классах.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Курс этики как основа духовного и нравственного становления личности"

Мировой опыт педагогической мысли свидетельствует, что наряду с тем, что действительно устаревает и отживает, в арсенале теории и практики воспитания человека есть ценности непреходящие - духовные, нравственные, которые прочно сохраняют за собой статус общечеловеческих. Духовные ценности всегда выступали в качестве цели и идеала, стремясь к достижению которых, общество, представители его различных социальных слоев испытывали действительную потребность в дальнейшем прогрессе культуры, человеческой цивилизации.

Основная черта социокультурной ситуации в сегодняшней России -вступление в эпоху политической и экономической свободы. Чтобы свобода не привела к самоуничтожению людей, образование должно помочь формирующейся в духовно-нравственном аспекте личности приобрести силу самостоятельного выбора между добром и злом. Духовность, нравственность - характеристики личностные. Они изначально влияют на состояние нравственного здоровья человека в социуме. Современная жизнь выдвинула в первый ряд те моральные качества, без которых невозможно существование индивидуальной и общественной нравственности. Нельзя поднять духовный, нравственный потенциал Российского общества, не воспитывая в человеке эти качества с тем, чтобы они стали нормой отношений между людьми.

Необходимость гуманизации образования позволяет выделить проблему духовного и нравственного развития личности как приоритетную. Решение ее педагогическими средствами связано со светским характером образования. Необходимо учитывать многонациональностъ и многоконфес-сиональность, ментальность и социальность как факторы, определяющие содержание образования и соответственно влияющие на характер, формы и методы педагогического воздействия. Ориентируясь на потребности ребенка, его индивидуальность, возрастные и психологические особенности, учитель должен овладеть системой трансформации духовного, нравственного опыта человечества в практику школьного образования и способами воспитания духовности и нравственности.

Сутью вульгаризации советского образования явилось забвение необходимого соответствия между биосоциальной, духовной природой человека и его потребностями биодекватной этому системой образования. Потеря соответствия привела к насилию со стороны системы. Как известно, любое насилие отрицает саму сущность человековедения. Ярчайшим проявлением этого служит тот факт, что в нормативных документах общего образования нет таких предметов как этика, человековедение. Лидирующей декларируется функция информатизации, компьютеризации, англоязычной культуры при забвение проблемы самореализации, самовоспитания и духовно-нравственного становления личности через педагогическое воздействие на молодое поколение; подверглись игнорированию мировоззренческие функции знаний, способные выполнять регулятивную функцию в деятельности и поведении человека, превращая знания в убеждения.

Осуществление идеи гармонизации процесса развития личности, воспитания международного мировоззрения педагогическими средствами поможет в преодолении кризисных явлений, охватывающих важные сферы сосуществования современного общества. Необходимо духовно "насытить" среду, в которой растут новые поколения россиян. Этому, с нашей точки зрения, способствует изучение этики - "миротворческой науки, чело-векознания в области прав и норм воспитания Человека". Особую актуальность эта проблема обретает, если состояние практики, духовности общества в целом рассматривать в преломлении на представленный возраст учащихся и моральный климат конкретного региона.

Разработать программу курса этики для 5-9 классов и практически ее внедрить в образовательный процесс гимназии № 2 г. Сургута, было нам предложено директором данного учебного заведения. В регионе возникла крайне неблагоприятная моральная обстановка: алкоголизм, токсикомания и наркомания, моральная распущенность, предвзятое, а порой и откровенно враждебное отношение к лицам не русской национальности среди подростков становилось нормой. Необходимо было активизировать процесс духовно-нравственного воспитания подростков, их моральной устойчивости педагогическими средствами через этическое образование, а в методических службах города не было программ, освещающих данный вопрос. Проведенное анкетирование учащихся с целью выяснения актуальности нововведения для подростков подтвердило наши предположения: результаты анкетирования красноречиво говорили о тенденции молодого поколения города к явному пренебрежению нравственными законами бытия и сознания.

В процессе экспериментальной практической деятельности нами была разработана программа этического образования учащихся 5-9 классов с учетом специфики региона. В основе программы не только мировые морально-этические ценности, позволяющие разрешать национальные и этнокультурные разногласия, формировать мировоззренческую позицию, этическую и поведенческую культуру, но и этноэтика и этнокультура русского народа, дающая образец милосердия, сострадания, понимания и взаимоуважения.

Содержательная и методическая оснащенность программы была максимально приближена к возрастной категории ребенка, так как:

- позволяет дать учащимся образец духовности, нравственности для сравнения и выбора;

- оказывает помощь в личностном, нравственном саморазвитии, самовоспитании и самосовершенствовании;

- подготавливает ребят к умению жить нравственно в различных неблагоприятных социальных условиях, то есть соответствует целям цивилизованного общества и правового демократического государства в формировании духовно-нравственной личности.

Таким образом было определено ведущее противоречие, имеющее место в теории и практике: между необходимостью обеспечения духовного и нравственного становления личности учащегося через этическое образование и относительно узкой, в основном - интеллектуальной (информационной, компьютеризационной) сферой учебного процесса, ориентированного преимущественно на достижение частных дидактических целей.

Основная проблема диссертационного исследования заключается в поиске соответствия государственного светского характера образования и новых средств, форм и методов передачи знаний, создающих духовно-нравственный потенциал, содействующих духовно-нравственному становлению личности, способной строить жизнь достойную человека. Создавая последовательно предпосылки трансформации духовных, нравственных ценностей, норм и правил морали на уроках этики, учитель вырабатывает у своих воспитанников позитивное отношение не только к народным, но социально-культурным ценностям человечества, традициям в жизни сообщества и ценностным ее основам, национальной и мировой художественной культуре, творчеству, духовно-нравственному созиданию.

Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая проверка возможности духовно-нравственного становления личности школьников педагогическими средствами в рамках целенаправленного этического образования.

Объект исследования - духовно-нравственное становление личности школьника практически осуществляемое через решение вопросов этического образования по экспериментальному курсу "Этика".

Предмет исследования - процесс этического образования как средство духовно-нравственного становления личности учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений.

Гипотеза исследования.

Проблему духовного и нравственного становления личности, ее морального самосовершенствования можно решить педагогическими средствами, не нарушая светского характера образования, в соответствии с гуманистическими, миротворческими запросами государств и общества, если:

- постепенно усложнять целевые установки духовно-нравственного становления личности школьника с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся;

- процесс духовно-нравственного становления личности школьника будет осуществляться поэтапно, с учетом постижения учащимися ступеней этической грамотности;

- будут подбираться педагогические средства, стимулирующие проявление духовно-нравственных качеств личности (создание этических ситуаций, включение памятников духовной культуры, слово учителя и его личностные качества), и создаваться условия (ситуации), требующие их проявления.

Задачи исследования.

1. Уточнить основные существующие этические понятия.

2. Выяснить и определить условия эффективности этического образования, как основы духовного, нравственного становления личности учащегося, формирования его миропонимания педагогическими средствами.

3. Разработать и экспериментально проверить программу курса "Этика" для 5-9 классов общеобразовательных учреждений как основу духовного и нравственного становления личности учащегося.

4. Определить эффективность влияния предмета "Этика" на духовно-нравственное становление личности учащихся, формирование этической грамотности на примере преподавания в 5-9 классах общеобразовательных учреждений по экспериментальной программе.

Методологической основой исследования служил диалектический подход в рассмотрении существующих связей, явлений и процессов в социокультурном развитии как закономерных, объективных и необходимых. Связь изменений в объеме получаемых знаний из области этики, этикета, культуры, нравственности и духовности может существенно изменить качественные характеристики, что будет соответствовать положению о единстве теории и практики, сознания и поведения (основное положение современной философии воспитания о необходимости гуманизации образования, ценностного отношения к человеку и утверждения человеческих ценностей в общественном сознании, развития этических качеств личности, как субъекта общественных отношений), преемственности творческого характера педагогической деятельности.

- Исследование опиралось на гуманную педагогику Ш. Амонашвили, О.С. Газмана, В.А. Сухомлинского и других, на концептуальные положения "Живой этики" Н. Рериха, этноэтику русского народа, которые приняты диссертантом в качестве базовых, на концепцию духовно-нравственного становления личности Т.И. Петраковой, М.Г. Тайчинова, А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой и ряда других.

Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами нами использовался комплекс методов, позволяющих получить достоверные данные: теоретические (анализ психологической, философской, педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта); эмпирические (наблюдение учащихся, анкетирование, тестирование учащихся с целью определения этической грамотности и личностных духовно-нравственных предпочтений учащихся, самооценка духовно-нравственного личностного роста); экспериментальная работа: методы статистической обработки полученных результатов исследования.

Научная новизна диссертационного исследования. В диссертации обоснована необходимость этического образования как неотъемлемой составляющей духовно-нравственного становления личности школьника, формирования его миротворческого мышления педагогическими средствами, влияющего на развитие нравственных чувств, моральных качеств личности ученика, его сознательно-волевых способностей и потребностей мотивирующего позитивную, миротворческую направленность его жизнедеятельности; стимулирующего формирование ценностной ориентации и духовных потребностей с учетом новых социокультурных потребностей развития не только конкретного (Сургутского) региона, но и российского общества в целом.

Теоретическая значимость. В данном исследовании представлены системный деятельностный подход и принципы духовного и нравственного становления личности учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений, основанные на взаимосвязи преемственности тем и подразделов курса; принципы и методы деятельности учителя в процессе воспитания духовности; разработаны основы диагностирования состояния проявления нравственных качеств обучающихся детей, уровня усвоения ими теоретического материала; создана система учета специфических условий творческой деятельности субъектов - участников процесса обучения и воспитания (определенный возрастной уровень интеллектуального, социального развития и духовные потребности).

Содержание программы предусматривает введение спецкурса "Соци-оника", который способствует решению задач в области духовного самосовершенствования человека. Введение в раздел программы 9 класса курса "Соционика" помогает решить основную задачу этического образования и воспитания: создание общества с экологичными отношениями между людьми - отношениями, построенными на милосердии, терпимости к вероисповеданиям и национальной принадлежности, сострадании и сопереживании.

Практическая значимость. Разработана программа курса "Этика", обеспечивающая включение учащихся в процесс духовного, нравственного становления через разнообразные способы общения, виды деятельности (коммуникативный, творческий, практический, интеллектуальный) и ее формы. Осуществлено введение системы оценочной деятельности, направленной на выявление этической грамотности. Решение учебных задач этического образования, пути постижения этической грамотности, а также предлагаемой возможности свободного выбора темы (варьирование тем) позволяют в комплексе плодотворно решать проблему духовного и нравственного становления личности и достичь намеченной цели - дать цивилизованному обществу Человека с миротворческим мышлением.

В ходе диссертационного исследования разработаны и экспериментально проверены эффективность теоретических предложений и рекомендаций по этическому образованию и воспитанию духовности, нравственности учащихся 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений различного типа / типовых школ, с углубленным изучением предметов, лицеев, гимназий/, содержание курсов "Этика" и "Соционика" с их тематическим планированием. Результаты проведенного исследования могут быть широко использованы в практике общеобразовательных учреждений; педагогами дополнительного образования, работающими с детьми 10-15 лет, и осуществляющими профилактику правонарушений; при разработке спецкурсов в педагогических вузах, при чтении лекций, проведении семинаров работников образования.

Достоверность полученных результатов духовного и нравственного становления личности учащихся 5-9 классов и сделанных на их основе выводов обеспечивается результатами опытной работы, организованной в соответствии с целями и задачами исследования на протяжении девяти лет в условиях гимназии № 2, школы № 35, гимназии № 3, школы № 1 г. Сургута, использованием адекватных задачам исследования методов. В эксперименте было задействовано 26 классов, в которых обучалось 680 учащихся.

Этапы исследования. Исследование проводилось в четыре этапа.

Первый этап: поисково-теоретический (1993-1994) - изучение психолого-педагогической и научной литературы по исследуемой проблеме в условиях общеобразовательной школы № 24, получившей в 1995 году статус гимназии № 2. Анкетирование учащихся, учителей, родителей с целью определения актуальности данной темы. Отбор близких по целевой направленности программных материалов, учебных пособий, дидактического материала. Определены цели и задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Разрабатывалась программа для проведения практического эксперимента.

Второй этап (1994-1997). Корректировалась содержательная часть программы: структура, разделы, темы и подтемы; выявлялись и дифференцировались педагогические приемы и методы, определяющие эффективность этического образования и воспитания духовности; подбирались оптимальные формы и средства педагогического процесса, принципы работы учителя; определялись оптимальные нормы объема и глубины знаний; вырабатывались нормы оценок, система оценивания и критерии оценки ожидаемых результатов.

Третий этап (1997 - 1999 годы). Проведение эксперимента в условиях общеобразовательной школы № 35 с углубленным изучением предметов гуманитарного и художественно-эстетического направления. (В эксперименте было задействовано четыре класса, в которых обучалось 111 учащихся). Уточнение и проверка содержательной части программы, ее структуры, эффективности разработанных диссертантом методических приемов и средств постижения этической грамотности, воспитания духовности учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений.

Четвертый этап (1999-2002 год). Контрольное апробирование программы в условиях гимназии № 3 г. Сургута. Теоретическое обобщение и обоснование, проверка на практике данных исследования; сформулированы результаты и научные выводы. Применение новых методик исследования эффективности влияния курса "Этика" на духовно-нравственное становление личности учащихся 5-9 классов в условиях эксперимента. Статистическая обработка полученных данных.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Обоснование возможности решения проблемы этического образования личности, формирования ее миротворческой позиции педагогическими средствами при условии этического образования.

2. Содержание курса, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ.

3. Системный подход в формировании этической грамотности учащихся, предполагающий постижение четырех ступеней, прохождение которых обеспечивает последовательное (от простого к сложному, от элементарных представлений об этических нормах - к осознанию их в системе) духовно-нравственное становление личности.

4. Способы формирования этической грамотности, предполагающие включение ребенка в субъект субъектную позицию.

5. Система оценочной деятельности преподавателя в курсе "Этика", предполагающая применение 10-и балльной шкалы оценки этической грамотности в 5-7 классах и двух балльной (зачет/незачет) - в 8 - 9 классах, в единстве с вербальной оценкой учителя.

Основной базой исследования явились учебные заведения города Сургута: гимназия № 2 (1994-1997 гг.), общеобразовательная школа № 35 с углубленным изучением предметов гуманитарного и художественно - эстетического направления (1997-1999 гг.); гимназия № 3 (2000-2002 гг.); общеобразовательная школа № 1 - контрольная группа.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись автором в процессе практической работы в школе учителем этики, на семинарах учителей, школьных и городских методических объединений учителей русской литературы и мировой художественной культуры, школьных научно-методических семинарах и педагогических советах. Программа в 1999 году получила сертификат на право преподавания по авторской программе. В 2000 году программа была представлена в номинации "Культура и образование" в конкурсе педагогических инициатив "Образование Сургута - XXI веку", где получила грант, и решением Конкурсного совета была рекомендована для печати.

Программа выставлялась и была одобрена на городской выставке "Образование Сургута - XXI веку" (август, 2000 год), международной конференции /г. Ханты-Мансийск, август 2000/, научно-практической конференции "Воспитание человека культуры - воспитание человека будущего"/ г. Сургут, 28 февраля 2002/, научно-практической конференции "Пути и формы реализации духовных и культурных ценностей русского народа в современной школе" /город Сургут, 5-6 апреля 2002/.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (каждая из которых состоит из трех параграфов), заключения, библиографии и приложений. Материал изложен на 198 страницах машинописного текста, содержит 6 таблиц, 9 диаграмм и 17 приложений. Библиографический указатель включает 190 наименований.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

139 Выводы

Эксперимент позволил более четко сформулировать основные положения научной концепции духовного и нравственного развития личности учащегося. Под духовным и нравственным развитием личности следует понимать педагогический процесс, осуществляющий формирование духовных и нравственных качеств личности учащегося в условиях: специально созданной среды / уроки этики/, располагающей каждого (и учителя и ученика) к творческому активному познанию как теоретических азов морали и культуры общения. так и их практическому выходу; обеспечение доступности духовных, нравственных переживаний не мистически, а реально влияющих на сознательно-волевую. эмоциональную сторону личности; передачи и восприятия (в определенной мере) частиц духовного, нравственного опыта - этнокультуры русского народа - в совокупности изменяющихся потребностей, сознательно-волевых способностей и проявлений личности, на которую оказывалось целенаправленное педагогическое воздействие В практике этот процесс осуществлялся при насыщенном духовном общении Частицы духовности, проникая в сознание ребенка, постепенно влияют на формирование представлений о гуманистических ценностях человечества. этнокультуры русского народа. ориентируют его в свободном выборе предполагаемой жизнедеятельности, развивают мышление, воображение, расширяют кругозор. Последовательно создавая предпосылки трансформации этнокультуры русского народа, учитель сможет выработать в своих воспитанниках позитивное отношение к культурным традициям в жизни общества и мирового сообщества, национальной и мировой художественной культуре, моральным ценностям современного мира.

В исследовании нами использовано помимо устоявшегося в науке определения "Этика как философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность" [161. - С 412]. другое значение слова этика, а именно, "этика - сама нравственность, духовность".[51. - С. 80].

В исследовании этнокультуры русского народа с точки зрения этноэтики, в частности, понимания слова "этикет", помимо основной позиции (этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения), мне не чужда позиция Т В. Цивьян: под этикетом "понимаются такие правила ритуализован-ного поведения человека в обществе, которые отражают существенные для данного общества социальные и биологические критерии.".[6. - С. 20]. В результате педагогического исследования нам удалось разработать:

- программу курса этики для 5-9 классов общеобразовательных школ как основу духовно - нравственного становления личности школьника;

- технологию ситуационного урока этики;

- методику отслеживания уровня воспитанности учащихся, получающих этическое образование;

- ступени постижения этической грамотности;

- тематическое планирование уроков по всем разделам программы. В исследовании удалось определить:

- цели и задачи экспериментального курса этики,

- основополагающие принципы построения курса;

- уровень требований к учащимся (тематические и итоговые знания и умения учащихся на каждой ступени этической грамотности):

- оптимальный объем содержания блоков передаваемой информации, ее адекватность и соразмерность запросам субъекта:

- систему оценивания учащихся на уроке;

- критерии оценки ожидаемых результатов,

- примерный расчет учебных часов по разделам программы. Педагогическое исследование позволило выявить:

- взаимосвязь морали цивилизованного общества и этноэтики русского народа как способа педагогического воздействия на формирование социальной, мировоззренческой, духовно-нравственной позиции учащихся;

- количественные (этическая грамотность) и качественные (духовно-нравственные) изменения в личности школьника, обусловленные системным изучением курса этики;

- педагогические факторы и критерии для определения развития и духовно -нравственного становления личности школьника в процессе изучения курса этики;

- наметить методы познания духовно-нравственных ценностей:

- метод передачи-восприятия понятий, относящихся к категории "ценности мировой моральной культуры" и "ценности этнокультуры русского народа";

- метод формирования представлений о "ценностях мировой моральной культуры" и "ценностях этнокультуры русского народа";

- метод осознания смысловой сущности "ценностей мировой моральной культуры" и "ценностях этнокультуры русского народа".

Специфическая особенность применения этих методов - особая "аура", создаваемая при работе с шедеврами мирового художественного искусства и русской национальной культуры и этнокультуры. Она насыщена эмоциональностью, доверительностью, доброжелательностью, сочувствием и милосердием, располагает субъектов к духовному сотрудничеству Другими словами, это - атмосфера духовно-нравственного развития учащихся 5-9 классов в процессе разнообразного общения, с учетом их возрастных особенностей; уровня развития, социокультурных условий, факторы, технологические приемы, способствующие совершенствованию практики обучения этической, моральной культуре и воспитания духовности и нравственности педагогическими средствами.

В исследовании: 1 Показаны:

-теоретический и практический аспекты эффективности педагогической инновации, их взаимосвязь и взаимодействие в учебно-воспитательном процессе;

- способы и методы проверки готовности курса этики к внедрению в образовательный процесс;

- результаты внешней экспертизы.

2. Дан подробный анализ этапов и методов экспериментальной деятельности.

3. Сделаны выводы и обобщения по результатам каждого педагогического наблюдения.

В проведенном педагогическом исследовании, охватывающем большой временной отрезок (9 лет) и контингент учащихся 5-9 классов четырех образовательных учреждений г. Сургута, доказано:

- готовность педагогической инновации — программы курса "Этика для 5

- 9 классов общеобразовательных учебных заведений" — к внедрению в процесс обучения и воспитания учащихся Сургутского региона.

- Результативность экспериментального курса этики в формировании этической грамотности учащихся через урочную и факультативную деятельность.

- Эффективность курса этики в решении проблем духовно-нравственного становления и развития личности школьника в условиях образовательных учреждений.

143

Заключение.

В диссертационном исследовании "Этика как основа духовного и нравственного становления личности (на примере преподавания в 5-9 классах общеобразовательных учреждений)" дан теоретический анализ проблемы духовно-нравственного развития личности в российском обществе с 1917 - 2000 год.

Анализ литературы позволил констатировать тот факт, что данная педагогическая проблема - широка и многогранна. Опора на этическое образование учащихся - один из путей ее решения. Поэтому мы говорим о необходимости изучения учащимися 5-9 классов курса этики как основы духовно-нравственного становления личности. При этом важно выбрать соответствующую модель содержания программы и опытно-экспериментальной проверки влияния этического образования на формирование миротворческой позиции духовно-нравственной личности.

В проведенном педагогическом исследовании была подтверждена рабочая гипотеза. Проблему духовно-нравственного становления личности, ее морального самосовершенствования в соответствии с гуманистическими, миротворческими запросами общества и государства можно решить педагогическими средствами, не нарушая светского характера образования, через этическое образование при следующих условиях:

- постепенном усложнении целевых установок духовно-нравственного становления личности школьника с учетом его психологических, возрастных, социальных особенностей;

- если процесс духовно-нравственного становления личности школьника будет осуществляться поэтапно, с учетом постижения учащимися четырех ступеней этической грамотности;

- будут подбираться педагогические средства, стимулирующие проявление духовно - нравственных качеств личности, требующие их проявления в повседневной жизни.

В диссертационном исследовании представлены авторские материалы (программа курса этики, примерное тематическое планирование уроков, тестовые итоговые задания), которые использовались в экспериментальной практической деятельности на протяжении девяти лет. В работе широко применялись социологические и экспериментально-педагогические исследования уровня обученности и уровня воспитанности учащихся, в которые были вовлечены учащиеся с 5 по 9 класс четырех образовательных учреждений г. Сургута: гимназии № 2, основной общеобразовательной школы № 35, гимназии № 3, общеобразовательной школы № 1.

Данная модель духовно-нравственного становления личности учащихся 5-9 классов предусматривает:

- изучение и осознание учащимися этических правил и норм в их историческом преломлении и конкретной человеческой деятельности через постижение четырех ступеней этической грамотности;

- последовательное изложение этических, гуманистических принципов, формирующих духовно-нравственное мировоззрение: культурособразно-сти, коллективности, диалогичности, гуманности, непрерывности и незавер-шимости в образовании и воспитании;

- характеристику приемов и форм изучения основных категорий этики как учебной дисциплины: технологической цепочки построения урока этики, технологии и методики проведения ситуативного урока; методов формирования сознания, коммуникации, самовоспитания, педагогического консультирования, организации деятельности и опыта поведения, организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, контроля и самоконтроля в обучении;

- полную взаимосвязь компонентов морального самоопределения и самосовершенствования личности, позволяющих реализоваться на основе единства целеполагания и целевыполнения самой личностью.

Итоги теоретического и экспериментального исследования позволяют говорить о следующих результатах:

1. На основе проведенного теоретического анализа сделан вывод о приоритете духовности и нравственности как основной проблеме современной России.

2. Научно обоснована возможность решения проблемы духовно - нравственного становления личности, формирования ее миротворческой позиции педагогическими средствами при условии этического образования.

3. Разработан способ решения проблемы в условиях Сургутского региона - программа курса "Этика для 5-9 классов общеобразовательных школ".

4. Сформулированы основные положения научной концепции духовно-нравственного становления личности учащегося.

Под духовно-нравственным развитием личности следует понимать педагогический процесс, осуществляющий формирование духовных и нравственных качеств личности в совокупности изменяющихся потребностей, созна^ тельно-волевых способностей и проявлений самой личности, на которую оказывалось целенаправленное педагогическое воздействие.

5. Экспериментально проверено содержание курса эпики, обеспечивающего духовно-нравственное становление личности учащихся 5-9 классов общеобразовательных школ.

6. Обоснована необходимость введение спецкурса "Соционика" в программу курса для 9 класса.

7 Впервые введен системный подход в формировании этической грамотности учащихся, предполагающий постижение четырех ступеней.

8. Определены основные условия духовно-нравственного становления личности в процессе этического образования:

- полноправное включение данного курса в учебный план общеобразовательных школ;

- органическое "встраивание" проблемно-этических задач, заданий, ситуаций в воспитательный процесс во взаимосвязи с другими компонентами;

- принятие самими учащимися этических правил и норм, моральных ценностей для личностного самоопределения и гражданского становления.

9. Подтверждена необходимость оценочной деятельности учителя в процессе постижения учащимися этической грамотности и выработки модуля поведенческой культуры: в 5-7 классах - 10-балльной шкалы, в 8-9 классах -2-х балльной (зачет /незачет) в единстве с вербальной оценкой учителя.

10. В ходе практической деятельности было доказано: предлагаемый способ решения проблемы духовно-нравственного становления личности школьника - программа курса "Этика" - является эффективным и результативным в процессе духовно-нравственного становления личности школьника.

Исследование не исчерпало всех вопросов, связанных с этическим образованием и духовно-нравственным воспитанием личности учащихся. В перспективе речь может идти об изучении особенностей решения данной проблемы для младшего и старшего школьного возраста, представляющего преемственность и системный подход между курсами; разработке комплексной учеб-но-восгтитательной программы для школ и специального пособия, содержащего методические рекомендации по реализации курса "Этика".

Основное содержание диссертации отражено нами в следующих публикациях:

1. "Этика" - Программа для 5-9 классов общеобразовательных учебных заведений. - Сургут: Дефис, 2000. - 64 с.

2. Этика как один из учебных предметов общеобразовательных школ. //Актуальные проблемы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров Сборник научных трудов под ред. проф. Симонова В.П Выпуск второй. - М., Международная педагогическая академия, 2000. - С. 23 - 24.

3. О необходимости введения соционики в школьный курс "Этика". //Актуальные проблемы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров Сборник научных трудов под ред. проф Симонова В П Выпуск второй. - М., Международная педагогическая академия, 2000. - С. 21.

4. Приоритет духовности и нравственности как основная проблема современной России. /'/Актуальные проблемы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров. Сборник научных трудов под ред проф. Симонова В.П. Выпуск третий. - М., Международная педагогическая академия. 2001. - С. 96-100.

5. Из опыта реализации задач авторского курса "Этика" в общеобразовательном учреждении с этнокультурным компонентом. //Курсом реформ: Подготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров Сборник научных трудов под редакцией проф В.П Симонова. - М., Международная педагогическая академия, 2002. — С. 14-19.

6 Сертификат на обучение по авторской программе (регистрационный № 26, шифр СА9903, код 997) - Сургут, городская администрация и комитет по образованию и науке, 1999

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кузьмина, Людмила Николаевна, Москва

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. - М.: Педагогика, 1979. - 111с.

2. Аксиологические аспекты историко-педагогического образования стратегии развития отечественного образования. /Под ред. чл.-кор. РАО З.И. Равкина. М.: РАО, 1994. - 280 с.

3. Амонашвили Ш.А. Педагогика содействия: гуманизация педагогического процесса. //Перспективы. 1990. - №> 4. - С. 15

4. Ангелов Стефан. Марксистская этика как наука. Перевод с болгарского А.Ф. Федотова. М.: "Прогресс", 1973. - 483 с.

5. Байбурина А.К., Топорков АЛ. У истоков этикета. М: Наука, 1990. -165 с.

6. Батищев Г.С. Гуманизм марксовых принципов коммунистического воспитания. //Воспитание школьников. 1968. - № 4. - С. 11.

7. Бим-Бад Б.М. Антропологическое обоснование теории и практики современного образования. Очерк проблем и методов их решения. М.: Изд-во Российского открытого университета, 1994. - 36 с.

8. Блонский П.П. Избранные психологические и педагогические произведения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1979. - Т. 1. - 304 е.; Т. 2 - 399 с.

9. Блонский П.П. Курс педагогики. М.: 1918. - С. 140-142.

10. Блонский П.П. Педагогика. М.: 1922. - С. 103.

11. Блонский П.П. Нравственное воспитание в текущий момент. Бюллетень ОНО МСРД (Трудовая школа). М : 1919. - С. 43.

12. Богат Е.М. Что движет солнце и светила: Любовь в письмах выдающихся людей. М.: Дет. лит., 1978. - 383 с.

13. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет /развитие коммуникативных способностей ребенка/. Екатеринбург: "АРГО", 1997. - 192 с.

14. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики. //Педагогика. 1998. - № 7. - С. 82-87.

15. Босарт А.Б. Парадоксы возраста или воспитания. Книга для учителя. -М.: Просвещение, 1993. 80 с.

16. Буева Л.П. Человек, культура и образование в кризисном социуме. //Философия образования. Сборник научных статей. М. "Новое тысячелетие", 1996. - С. 76 - 90.

17. Вазина К.Я. Человек и духовное развитие. Н. Новгород: Изд-во ВИПИ, 1996 - 11с.

18. Валеев И.И. Зигзаги советской школы. Уфа: РИО Госкомиздата БССР, 1992. - 152 с.

19. Веселова В В. Ценностные ориентации для педагогики XXI века. //Аксиологические аспекты историко-педагогического образования стратегии развития отечественного образования /Под ред. чл. кор. РАО З.И. Равкина. -М.: РАО, 1994.- 280 с.

20. Вечерний час отшельника. //Избранные педагогические произведения. В 3-х т.-Т. 1. М.: Изд-во АПН, 1961. - С. 200.

21. Вопросы истории современной и зарубежной школы и педагогики. Сборник трудов. М. Просвещение, 1975. - 180 с.

22. Воспитание молодежи в развитом социалистическом обществе. М.: Учпедгиз, 1973. -Ч. II. - С. 74.

23. Газман ОС. Свобода ребенка в образовательном процессе. //Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся и родителей. Ч. 1. - М.: 1993. - С. 19-20.

24. Гаврилов В.А. Проблемы развития теории нравственного воспитания школьников в советской педагогике (1945 1985 гг.). - Кишинев, 1990. - 163 с.

25. Гаврилова О. Против наркомафии единым фронтом. //Сургутские Ведомости. - 2001. - № 10. - С. 6.

26. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: Изд-во "Совершенство", 1998. - 608 с.

27. Глейзер Г.Д. Новая Россия: общее образование и образующее общество. //Педагогика. 2000. - №-6. - С. 8-9.

28. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. Пер. с польского Д.С. Гальпериной. / Предисловие к рус. изд. Е. Панасенко. М.: Мол. гвардия, 1979. - 190 е., ил.

29. Голубев Н.К., Битинас Б.П. Введение в диагностику воспитания. М.: Просвещение, 1989. - 65 с.

30. Горюнова Л.В. Добротолюбие. Учебник для детей. М.: Изд-во "Жизнь. Творчество. Детство ", 1994. - 184 с.

31. Гуманизм и духовность в образовании: Научные труды Первой нижегородской научно-практической конференции (1-3 окт. 1998 г.). Н. Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н А. Добролюбова, 1999. - 161 с.

32. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993. - 544 с.

33. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Мол. гвардия, 1982. - 208 с.

34. Демков М.И. Курс педагогики для учительских институтов, высших женских курсов и педагогических классов женских гимназий. Ч. II. - Теория и практика воспитания. - М.: 1918. - С. 209.

35. Джуринский А.Н. История педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 432 с.

36. Дьюи Дж. Демократия и образование: Перевод с английского. М.: Педагогика - Пресс, 2000. - 384 с.

37. Для вас, гимназистки: Книга для старшеклассниц. /Авт.-сост. И.Н. Крайнева. СПб: Фолио - Пресс, 1996. - 528 с.

38. Живая Этика. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. - 224 --с. (Антология гуманной педагогики).

39. Журавлев В Н. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. - 168 с.

40. Завражин С.А., Алексеева О.В. Педагогические раздумья Даниила Андреева. /Современные проблемы историко педагоги-ческих исследований. - М.: Педагогика, 1992. - 201 с.

41. Загузов Н.И. Докторские диссертации по педагогике и психологии1937-1998 годы). Справочник. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ЗАО "НЕСТО", 1999. - 208 с.

42. Золотухина Аболина Е В. Курс лекций по этике. - Ростов н/Д.: "Феникс", 1999. - 384 с.

43. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности. //Педагогика.- 1992, №-11-12.-С. 50.

44. Зотов Н. Личность как субъект нравственной активности: природа и становление: философско-этическое исследование. Томск, 1984. - 245 с.

45. Зыбковец В.Ф. Происхождение нравственности. М.: Политиздат, 1974.-126 с.

46. Иванов В., Рыбакова Н. Что такое этика? М.: Политиздат, 1963. - 47с.

47. Ильин B.C. Проблемы воспитания потребности в знании у школьников.- М.: Педагогика, 1972. 96 с.

48. Иголь E.JI. Моральная природа этического исследования. М.: Знание, 1992. - С. 11.

49. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования. /Под ред. З.И. Равкина. М.: Педагогика, 1993. - 227 с.

50. Из истории советской школы и педагогики: Труды института теории иистории педагогики. /Отв. ред. В 3. Смирнов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.1 л- J 1J с.

51. Калинин М.И. Советы партийному работнику. М.: Политиздат, 1977. -С. 45.

52. Капто А. Философия мира: истоки, тенденции и перспективы. М.: Наука, 1990. - 87 с.

53. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учебное пособие для студентов высших пед. учебных заведений. М.: Изд. центр "Академия", 1999. - 134 с.

54. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Ярославль: "Академия развития", 1997. - 240 с.

55. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 142 с.

56. Коган JT.H. Социология культуры. Екатеринбург, УрГУ, 1992. - С. 67.

57. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 176 с.

58. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. Ростов н/Д.: Изд-во "Феникс", 1998. - 512 с.

59. Корзинкин А.А. Духовно-нравственная концепция воспитания личности и современное образование. Автореферат дис. канд. пед. наук. Курск, 1999. -20 с.

60. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. -М.: РАО, 1993. 135 с.

61. Королев Ф.Ф., Раскин Л.Е. Воспитательные задачи школы. М.: 1930. -168 с.

62. Королев Ф.Ф., Корнейчик Т.Д., Равкин З.И. Очерки по истории советской школы и педагогики (1921 -1931). М.: АПН РСФСР, 1961.- 508 с.

63. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 10 т. М.: Госполитиздат, 1959. -267 с.

64. Крупская Н.К. Пионердвижение как педагогическая проблема. // Пед. Соч.: В Ют. Т. 5. - М.: Госполитиздат, 1959. - С. 205.

65. Крупская Н.К. Общественное воспитание. //Лед. Соч. В 10 т. Т. 2. -М.: Госполитиздат, 1959. - С. 133.

66. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд. М.: Политиздат, 1984. - Т. 5. - С. 363.

67. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека. М.: ВЛАДОС, 1997. - 168 с.

68. Кузьмина JI. Н. Этика. /Программа для 5-9 классов образовательных учебных заведений. Сургут: Дефис, 2000. - 64 с.

69. Лапина М.А. Этика и этикет хантов. Томск: Изд-во Томского университета, 1998. - 115 с.

70. Лернер И.Я. Принцип гуманизации педагогического процесса. //Педагогическая теория: идеи и проблемы. М.: Педагогика, 1992. - С. 24

71. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. - С. 122.

72. Лихачев В.Е. Воспитание и духовность (заметки православного педагога). //Педагогика. 2001. - № - 3. - С. 35-36.

73. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. /Сост. и общая ред. Г.А.Дубровской. Изд. 2-е, доп. - М.: Дет. лит., 1988. - 238 с.

74. Ленин В.И. Задачи союзов молодежи. //Полн. собр. соч. Т. 41. - М.: Политиздат, 1970. - С. 301.

75. Ленин В.И. О воспитании и образовании. /Сост. В.П. Груздев; Общ. ред. и вст. ст. В.И. Додонова. М.: Просвещение, 1987. - С. 26.

76. Макаренко А С. Коллектив и воспитание личности. М.: Педагогика, 1972.- 332 с.

77. Макаренко А С. Коммунистическое воспитание и поведение. //Пед.

78. Соч.: В 8т. М.: Наука, 1984. - Т. 4. - С. 337 - 340.

79. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. //Пед. Соч.: В 7 т.- М.: Изд-во АПН,1958. Т. 4. - С. 319.

80. Маленкова ЛИ. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. М.: Педагогическое общество России, 2000.-230 с.

81. Марксистская этика: Учебное пособие для вузов. /А.И. Титаренко, А.А. Гусейнов, В.И. Бакштановский и др., Общ. ред. А.И. Титаренко. 3-е изд. доработ. и доп. - М.: Политиздат, 1986. - 366 с.

82. Мартынов Ф.Т. О разновидностях духовности и об отношении к ним в современной России. //Вестник Уральского университета. Екатеринбург: УрГУ, 1999.-С. 48 - 52.

83. Материалы XXV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - С. 78.

84. Матятин О. Предисловие. //Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М : Детгиз, 1979. - С. 4.

85. Маслова Н.В. Ноосферное образование: концепция, технология, методика. //На пути к ноосферному образованию. Сборник материалов международной конференции "Мышление XXI века и образование". М. РАЕН, 1999. - С. 95 - 100.

86. Медведицков А.П История образования. В 3-х ч. Ч. 1. Проблемы воспитания. Учебное пособие. - Омск. Изд-во Омского педуниверситета, 1995.- 108 с.

87. Мелик Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы возможности. //Вопросы психологии. - 1989. - № 5. - С. 12.

88. Мир детства; Подросток. /Под ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. Г.Н.Филонов. М.: Педагогика, 1982. - 432 с.

89. Митина В. Новое мышление: его роль в миротворческом воспитании. //Приоритеты современной педагогики: Мир Экология - Сотрудничество. -М: 1993. - С. 96-109.

90. Михайлова Н.Н. Ориентационно-ролевая игра "Семья". М.: НМО "Творческая педагогика", 1991. - 88 с.

91. Модзалевский J1.H. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен. В двух томах. СПб.: Алетейя, 2000. - Т. 1. - 429 е., Т.2. -496 с.

92. Моисеев Н.Н. Историческое развитие и экологическое образование. -М.: Изд-во МНЭПУ,1995. 54 с.

93. Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М.: Молодая Гвардия, 1990. - 352 с.

94. Монахов В. Диагностика. //Педагогический вестник. 1997. - № 3. - С. 4.

95. Моносзон Э.И. Становление и развитие советской педагогики (1917 -1987). М.: Просвещение, 1987. - 224 с.

96. Мы живем среди людей. Кодекс поведения. М.: Советская энциклопедия, 1989. - 246 с.

97. Найк Анита. Практическая психология для девочек, или Как относиться к себе и мальчикам. /Пер. с анг. В. Жеребцова. - М.: ACT -ПРЕСС, 1997. - 336 с.

98. На пути к ноосферному образованию: Сборник материалов международной конференции "Мышление XXI века и образование". М.: РАЕН, отд. ноосферного образования, 1999. - 126 с.

99. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборникла. Сборник документов. 1917-1973 гг. Составители: А.А. Абакумов, Н.П. Кузин, Ф.И. Пузырев, Л.Ф. Литвинов. М.: Педагогика, 1974. - 560 с.

100. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. /По материалам "круглого стола", Москва, 1989 г. М.: Знание, 1989. - 64 с.

101. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики. М.: Педагогика, 1979. - С. 10.

102. Нуйкин А.А. Мужской разговор. М.: Дет. лит., 1990. - 224 с.

103. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. Сборник научных трудов. /Под ред. П.В. Конаныхина. М.Серпухов: 1996. - 117 с.

104. О реформе образовательной и профессиональной школы: Сборник документов и материалов. М.: Политиздат, 1984. - С. 47.

105. Основы коммунистической морали. Учебное пособие для системы комсомольской политучебы. М.: Политиздат, 1979. - С. 4.

106. Очерки истории марксистско-ленинской этики в СССР. М.: Политиздат, 1972. - С. 158.

107. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (19171941). /Отв. ред. Н.П. Кузин, Н.М. Колмакова, З.И. Равкин. М.: Педагогика,1980.-456 с.

108. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (19611986 гг.) /Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой, З.И. Равкина. М.: Педагогика, 1987. - 416 с.

109. Панкратов А.В. Духовное воспитание в свете современного естествознания. //Педагогика. 2001. - № - 3. - С. 23.

110. Пекелис В.Д. Как найти себя. Энциклопедия в 3-х книгах. 3-е изд. -М.: Дет. лит., 1989. - 351 с.

111. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М., ИМПЭТО, 1997.-96 с.

112. Пинкевич А.П. Советская педагогика за десять лет (1917 1927). - М.: 1927. - С. 65.

113. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: "Гном-Пресс", Московское городское педагогическое общество, 1999. - 192 с.

114. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе. М.: Центр "Педагогический поиск", 2000. - 160 с.

115. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

116. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

117. Пономарева Г.М., Немировская Л.З., Тюляева Т.И. Основы культурологии: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: ООО "Фирма «Издательство ACT», 1998. - 400 с.

118. Попов Л.А. Нравственное воспитание и марксизм. //Педагогика. 1994. - № 2 - С. 40

119. Попов Л.А. Этика: Курс лекций. М.: "Центр", 1998. - 160 с.

120. Приоритеты современной педагогики: Мир Экология -Сотрудничество: Материапы международного педагогического проекта P E A C E. /Под ред. Э.С. Соколовой. - М.: 1993. - 160 с.

121. Проблемы истории советской школы и педагогики. /Под ред. З.И.Равкина/. М.: Наука, 1991. - 284 с.

122. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1994. - 96 с.

123. Равкик З.И. Творцы и новаторы школы, рожденные Октябрем. Кнмга для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 208 с.

124. Развитие идей А.С. Макаренко в теории и методике воспитания. /Под ред. В.М. Коротова. М.: Педагогика, 1989. - С. 33.

125. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. /Сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров. М.: Политиздат, 1989 - 605 с.

126. Росенко М.Н. и др. Основы этических знаний. СПб.: Изд-во "Лань", 1998. -256 с.

127. Ротанова Н.Г. Формирование нравственных ценностей у детей в социально педагогической деятельности образовательной школы. Автореферат дис. канд. пед. наук. - М., 1998. - 24 с.

128. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993. - 144 с.

129. Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся: учебно-справочное пособие. М.: МПА, 1999. - 48 с.

130. Склярова A.M. Нравственное воспитание: проблемы и перспективы в формировании духовности. //Проблемы человека в меняющемся мире. СПб., 1997. -С. 124-131.

131. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 416 с.

132. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М.: ACT - ПРЕСС, 1997. - 288 с.

133. Современные проблемы истории образования и педагогической науки. /Под ред. З.И. Равкина/. В 3 т. - М.: Российская Академия образования, 1994. - Т. 1 - 185 е., Т. 2 - 139 е., Т. 3 - 223 с.

134. Сокольников Ю.П. Системный подход в исследовании воспитания. -М.: Прометей, 1993. 200 с.

135. Сушков Б.Ф. Русская культура: Новый курс. М.: Наука, 1996. - 335 с.

136. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике / Сост. О.В. Сухомлинская. -М.: Педагогика, 1990. 304 с.

137. Тайчинов М.Г. Формирование личности учащихся на духовно-нравственных ценностях народа. М., 1999. - 201 с.

138. Традиции и проблемы российской педагогики в условиях современности. Сборник материалов и тезисов Всероссийской научно практической конференции. - Сургут. Редакционно - издательский центр СурГПИ, 1998. -156 с.

139. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания. Историческая и современная проблематика и основные педагогические идеи. Минск: Народна Асвита, 1972. - 206 с.

140. Харчев А.Г., Яковлев Б Д. Очерки истории марксистско ленинской этики в СССР. -Л.: Лениздат, 1972.

141. Христианская мораль и этика основа общества. - М.: "Триада", 1994. -232 с.

142. Федорова Л.М. Воспитание духовности учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в современных условиях. Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1998. - 24 с.

143. Филатова Е. Соционика для вас. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1994. - 284 с.

144. Философия образования. Сборник научных статей. М., "Новое тысячелетие", 1996. - 288 с.

145. Философский энциклопедический словарь. /Редкол. С.С. Аверинцев, Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. -815 с.

146. Франк С Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992,- 511с.

147. Черник С.А. Советская общеобразовательная школа в годы Великой отечественной войны: историко- педагогическое исследование. М.: Педагогика, 1984. - 240 с.

148. Ценностно-содержательные основы воспитания личности в образовательном пространстве ХМАО. Сургут: РИЦ СурГПИ, 1999. - 234 с.

149. Шаров Ю.В. Формирование духовных потребностей советских школьников как социально-педагогическая проблема. Киев: Радянска У край1. Украина, 1972.

150. Шацкий С Т. Основные принципы построения новых программ. // Педагогические сочинения: В 4-х Т. Т. 4. - М.: Изд-вл АПН, 1962. - С. 92.

151. Шевелев В В. Серебро или золото? М.: Дет. лит., 1981. - 127 с.

152. Шемшурина А.И. Критерии нравственного движения личности. //Народное образование. 2000. - № 9-10. - С. 69.

153. Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя. -М.: ВЛАДОС, 1999. 112 с.

154. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 1. М. Школа - Пресс, 1998. - 96 с.

155. Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть 2. М. Школа - Пресс, 1998. - 96 с.

156. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками V-VI классов. В помощь учителю: В 2-х книгах. М.: Школа - Пресс, 1998. Книга 1 - 96 е.; Книга 2 - 96 с.

157. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками седьмых классов. В помощь учителю. М.: Школа - Пресс, 1999. - 128 с.

158. Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 8 классе. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.

159. Шемшурина А.И. Этика. Курс занятий в 9 классе. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 96 с.

160. Шилова М.И. Учителю о воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1990. - 144 с.

161. Шнекендорф З.К. Общечеловеческие духовно-нравственные ценности -основа формирования личности в воспитательно образовательных системах. //Общечеловеческие духовно-нравственные ценности и воспитание молодежи. - М. - Серпухов: 1996. - С. 3-5.

162. Шульгин В Н. О воспитании коммунистической морали. М.: 1928. -С. 9.

163. Щукина Г.И. Познавательный интерес как педагогическая проблема. -М.: Наука, 1968.

164. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М.: ОЦ Педагогический поиск, 1998. - 77 с.

165. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М.: Педагогическое общество России, 1997.

166. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Педагогическое общество России, 1998. - 250 с.

167. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.

168. Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни. М.: Педагогическое общество России, 2000 - 48 с.

169. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М.: Наука, 1974. - Т. 1. - С. 55.

170. Этикет и антиэтикет: книга для стильной молодежи. /Авт. сост. В.В.Иванова. М.: Лабиринт - К., 1999. - 384 с.

171. Этические беседы с учащимися: VIII класс.: Пособие для учителя. /И.Ф. Горленко, А.В. Санникова и др.; Науч. ред. И.Ф. Харламов. Мн.: Нар. асвета, 1986. - 239 с.

172. Эйнгорн Н.К. Кризис морали и мораль кризиса в России на изломе исторического времени. //Вестник Уральского университета. Екатеринбург: УрГУ, 1999. - С. 83-88.

173. Якобсон М.А. Теория и практика нравственно гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80-90 гг. XX века. Автореферат дис. канд. пед. наук. - Ставрополь, 1997. - 25 с.

174. Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности. Беседы по этике для старшеклассников. М.: ПРО-ПРЕСС, 1998. - 463 с.