Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений

Автореферат по педагогике на тему «Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Автореферат
Автор научной работы
 Щербина, Анна Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений"

На правах рукописи

ЩЕРБИНА Анна Ивановна

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

МОСКВА 2013

2 9 АВГ 2013

005532297

Работа выполнена на кафедре педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»

Научный руководитель: Новикова Галина Павловна, доктор

педагогических наук, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник учреждения Российской академии образования «Институт инновационной деятельности в образовании»

Официальные оппоненты: Пушкарёва Татьяна Владимировна

доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический

государственный университет» Космачёва Наталья Владимировна кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального, дошкольного и специального образования ГАОУ ВПО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

ФГБОУ ВПО «Липецкий государственный

Ведущая организация: педагогический университет»

Защита состоится «18» сентября 2013 г. В 13.00 ч. На заседании диссертационного совета Д 212.136.04 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора педагогических наук при Московском государственном гуманитарном университете им. М.А.Шолохова по адресу: 109240, г. Москва, ул. Верхняя Радищевская, д. 16-18

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова по адресу: 123298, Москва, ул. Берзарина, д.4.

Электронная версия автореферата размещена на официальных сайтах МГГУ им. М.А. Шолохова http://www.mggu-cy.ru и ВАК при Министерстве образования и науки РФ http://vak.ed.gov.ru

Автореферат разослан « » августа 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета доктор педагогических наук, профессор

С.Ю. Сенатор

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения как одной из приоритетных задач развития современного российского общества. В послании Президента Федеральному собранию РФ 2012 года подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров».

В новых условиях проблема формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольного учреждения приобретает особую актуальность, эффективное решение которой связано с преобразованием учебно-воспитательного процесса вуза, являющегося наиболее динамичным фактором воздействия на личность будущего педагога, обеспечивающим связь получаемых студентами нравственных знаний, а также предполагающим формирование взгляда на личность воспитанника как высшую ценность.

К настоящему времени в педагогической науке выполнен ряд исследований, обращенных к процессу развития духовной и нравственной культур педагога в системе высшего профессионального образования. Для изучения проблемы формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога мы обратились к ее философскому аспекту, а именно сущностной природе личности, а также ее социально-нравственному развитию в структуре общественных отношений, исследуемому в работах ученых-философов, таких как: B.C. Библер, Э.В. Ильенков, М.С. Каган,

B.М. Межуев и др.

В рамках нашего исследования уделено особое внимание обоснованию общих закономерностей развития высшей школы в трудах

C.И. Архангельского, Г.А. Бордовского, С.И. Зиновьева, В.Г. Кинелева, и др., а также отдельным аспектам нравственной культуры педагога: методологическому (В.В. Краевский, В.А. Сластенин; А.И. Шемшурина); духовно-нравственному и эстетическому (Е.И.Артамонова, Б.Т. Лихачев, Т.С. Комарова, Г.ГТ. Новикова, М.Б. Зацепина, Е.А. Леванова, Г.П. Скамницкая, Н.Е. Щуркова), коммуникативному (О.О. Киселева, Т.Н. Левашова, A.B. Мудрик); технологическому (Н.В. Кузьмина, М.М. Левина, Н.Ф. Талызина). Обращение к трудам Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Н.В. Кузьминой, М.М. Рубинштейна, раскрывающим закономерности формирования личности, позволили рассмотреть потенциал и реализацию ее возможностей.

Разработка понятия «нравственная культура» отразилась в этико-культурологической рефлексии ученых Е.М. Бабосова, В.А. Бачинина, A.A. Гусейнова, М.С. Кагана и др.

Нравственная культура как духовный феномен требует осмысления как в общественном, так и в личностно-индивидуальном плане, поэтому предпринимаются попытки проследить основную тенденцию развития современных представлений о духовно-нравственной культуре в аспекте ее передачи молодежи и усвоения ею духовно-нравственных ценностей.

Вместе с тем, с научных позиций изученность факторов и психолого-педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения, как системы отношений, изучена недостаточно. Реальное состояние духовно-нравственной культуры в обществе, в первую очередь, студенческой молодежи, можно обозначить как глубокий кризис, который философы связывают с деформацией общечеловеческих ценностей и модификацией коммуникативного поля между традиционными локальными культурами.

Проведенный нами анализ состояния разработанности проблемы в современной теории и практике позволил выявить объективно существующие противоречия, которые приводят к возникновению несформированности такого важного показателя профессионализма будущего педагога ДОУ как духовно-нравственная культура:

- на социально-педагогическом уровне - между социальным заказом на подготовку педагогов дошкольных учреждений, способных взять на себя ответственность за духовно-нравственное и гражданское воспитание ребенка, и усилением в студенческой среде мировоззренческого и нравственного кризиса, отчуждением многих студентов от культурно-исторического прошлого, разрушением привлекательности нравственных идеалов;

- на дидактико-технологическом уровне - между объективной значимостью проблемы разработки формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога и недостаточной научно-методической разработанностью как в педагогической теории, так и в практике подготовки специалиста данного профиля в вузе;

- на организационном уровне — между реально низким уровнем духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ и недостаточным уровнем организации, учета и накопления студентами духовно-нравственного опыта в ходе профессионально-педагогической подготовки в вузе, отсутствием целенаправленной работы преподавателей в этом направлении.

Названные противоречия определили проблему исследования: каково содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ и как организовать поиск специфических условий в рамках вуза для ее формирования.

На основе анализа актуальности проблемы, ее практической и научной значимости, имеющихся противоречий, а также в связи с недостаточной разработанностью в теоретическом и практическом аспектах сформулирована тема исследования: «Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить модель духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.

Объект исследования — профессиональная подготовка в вузе будущих педагогов ДОУ.

Предмет исследования - процесс формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.

Гипотеза исследования. Будущий педагог дошкольного учреждения должен взять на себя ответственность не только за образовательные успехи, но и за духовно-нравственное воспитание ребенка, одухотворять и гуманизировать процесс воспитания, что определяется уровнем сформированности у него духовно-нравственной культуры, эффективность формирования которой может быть обеспечена, если:

- духовно-нравственную культуру рассматривать как неотъемлемую ценность, играющую роль сплачивающего начала на уровне коллективного субъекта (педагогико-студенческое сообщество);

- она осуществляется на основе философско-антропологического, гуманистического, системного, средового, личностно-деятельностного и социокультурологического подходов;

- дидактико-технологическая подготовка процесса формирования духовно-нравственной культуры обусловлена этапами профессиональной подготовки будущего педагога ДОУ, базируется на научном осмыслении требований социального заказа к уровню профессиональной компетентности специалиста в условиях вуза;

- динамика формирования духовно-нравственной культуры осуществляется через обобщенность социально-педагогических явлений и нравственные достижения личности студента;

- созданы необходимые педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели поэтапного формирования духовно-нравственной культуры.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить сущность и содержание духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.

2. Выявить значение духовно-нравственной культуры в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и формирование данного качества личности в процессе профессиональной подготовки современных педагогов дошкольных образовательных учреждений.

3. Разработать модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях высшей школы.

4. Обосновать и экспериментально подтвердить эффективность реализации содержательно-технологического обеспечения модели формирования духовно-нравственной культуры в профессиональной подготовке современных педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.

5. Охарактеризовать содержательно-структурные, критериально-оценочные и уровневые характеристики духовно-нравственной культуры будущих педагогов.

Методологической основой исследования явились философские, культурологические, социологические, психологические и педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу духовно-нравственной культуры специалиста как предмета междисциплинарного исследования (В.А. Кан-Калик, М.Е. Кудрявцева, Н.Д. Левитов и др.); культурологический подход к анализу явлений действительности и образованию как части культуры (Т.И. Бакланова, М.М. Бахтин, JI.H. Коган, В.М. Межуев, В.А. Разумный и др.); научные положения о сущности личности и ее психологической структуре (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.); основные положения философско-антропологического, гуманистического, функционально-средового, системного, личностно-деятельностного и социокультурологического подходов к профессиональной подготовке специалистов (A.A. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.ИЛегостаев, А.К. Маркова, Э.И. Сокольникова и др.).

Теоретическим фундаментом исследования стали: теории соотношения этики и культуры (Н.В. Голик, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе); нравственных ценностей в различных областях социального и гуманитарного знания (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, М.В. Лазарева, И.О. Лосский и др.); духовно-нравственных ценностей в образовании и воспитании (Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Н.В. Космачёва, В.И. Петрова и др.); разработка понятия «нравственная культура» (Е.М. Бабосов, В.А.Бачинин, A.A. Гусейнов, и др.).

Педагогические теории, углубленно анализирующие многообразные аспекты нравственного становления, позволили вычленить устойчивую тенденцию к системному осмыслению процесса формирования духовно-нравственной культуры и развития личности студента (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Н.Е. Щуркова и др.). Проблема среды учебного заведения поднималась в работах Ю.С. Мануйлова, Л.С. Выготского, A.A. Шаталова. Теория оптимизации социально-психологического климата коллектива была разработана Н.И. Шевандриным, Л.И.Новиковой.

Для проверки гипотезы диссертационного исследования и решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические (историографический, системно-терминологический, сравнительно-сопоставительный анализ, метод педагогического обобщения и систематизация, моделирование и др.); эмпирические (наблюдение,

анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, обобщение опыта, контент-анализ, педагогический эксперимент и др.).

Экспериментальной базой исследования стал Кубанский государственный университет. За пять лет исследовательской работы на различных ее этапах участвовало более 200 студентов и 40 преподавателей вуза.

Исследование проводилось с 2008 г. по 2012 г. и включало:

первый этап (2007-2008 гг.) — анализ историографии и оценка современного состояния проблемы, ее теоретико-методологическое осмысление; накопление эмпирического материала и личного опыта интерпретации проблемы; определение методологических и методических подходов к решению проблемы; разработка научного аппарата и программы исследования, обоснование модели формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ в условиях вуза;

второй этап (2008—2010 гг.) - экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, реализация в реальных условиях образовательного процесса вуза содержательно-технологического обеспечения модели формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ в условиях вуза;

третий этап (2010—2012 гг.) — анализ и обработка результатов педагогического эксперимента; систематизация, интерпретация полученных материалов исследования, формулировка выводов, подготовка и внедрение в практику рекомендаций по результатам диссертационного исследования, литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

— уточнено понятие сущности и содержания духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ; обоснованы структурно-смысловые компоненты духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ;

— по выделенным и обоснованным критериям, и показателям осуществлялось определение уровней и оценка сформированности духовно-нравственной культуры педагога;

— обоснована и раскрыта система профессионально-коммуникативных компетенций педагога ДОУ, соответствующая современным требованиям к уровню его профессиональной подготовки, в направлении духовно-нравственного развития.

— теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ в условиях вуза, разработано содержательно-технологическое сопровождение и реализация данной модели в условиях вуза;

— выявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, необходимых для обеспечения качества реализации технологии формирования в вузе духовно-нравственной культуры будущих педагогов ДОУ.

Теоретическая значимость исследования определяется внесением вклада в развитие теории профессионального образования педагога по специальности «Дошкольная педагогика и психология»; дополнением теории личностно-ориентированного профессионального образования путем разработки дидактико-технологического и содержательно-организационного компонентов профессиональной подготовки будущего педагога ДОУ в условиях вузовского образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений и ее содержательно-технологическое обеспечение получили экспериментальную проверку в учебно-воспитательном процессе вуза; подтвердили свою результативность и универсальность, что способствует их внедрению в другие подобные образовательные учреждения. Практическая реализация материалов исследования способствовала повышению уровня сформированности духовно-нравственной культуры у выпускников вуза по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Разработаны и внедрены в учебный процесс вуза дисциплины специализации, элективные курсы и технологии: «Педагогическая любовь к детям: условия ее формирования», «Педагогическая поддержка», «Позитивный педагогический план», «Педагогические студии» и др.

Материалы исследования могут быть использованы студентами и преподавателями вузов, а также воспитателями дошкольных образовательных учреждений как в учебной, так и в практической деятельности для совершенствования стандартов и программ дошкольного образования, для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивающих профессиональную подготовку и повышение квалификации будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Положения, выносимые на защиту:

1. Духовно-нравственная культура будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений - целостное интегральное новообразование личности, включающее ценностные ориентации, систему духовно-нравственных знаний, умений и нравственного поведения, отражающие уровень их общей профессиональной культуры и способность осуществлять эффективную педагогическую деятельность на основе концепции и образовательных стандартов дошкольного образования и воспитания. Духовно-нравственная культура будущего педагога предстает, с одной стороны, как духовная матрица реального образа педагога (совокупность духовно-нравственных способностей и качеств личности), а с другой, выступает как внутренняя культура, обеспечивающая саморазвитие, в том числе и профессиональное.

Характерными уровнями проявления данной культуры являются: интуитивный (низкий), репродуктивный (средний), профессиональный (высокий).

2. Модель формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов ДОУ в условиях вуза представлена в виде единства, взаимосвязи и интеграции модулей: ценностно-мировоззренческого (совокупность духовно-нравственных ценностей, потребность в духовно-нравственном самосовершенствовании; творческий характер педагогической деятельности; педагогическая этика (проявление любви, уважения к детям); содержательно-технологического (технологическое обеспечение формирования искомого качества через описание совокупности приемов и способов педагогического воздействия в учебной и внеучебной деятельности); креативно-творческого (проявление педагогического творчества, усвоение духовно-нравственных ценностей и способов духовно-нравственной деятельности; технология их воплощения в учебно-воспитательном процессе вуза, осознание духовно-нравственной деятельности как творчества; критериально-оценочного (критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственной культуры студента; диагностические методики и методы математической статистики и обработки результатов исследования; специально подобранные в психолого-педагогической диагностической литературе основные или дополнительные методы формирования искомого качества).

3. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога дошкольного учреждения, включает следующие группы: организационно-управленческие (изучение современных требований рынка труда; организация системы научно-исследовательского и учебно-производственного партнерства вуза с дошкольными образовательными учреждениями разных типов «ясли-сад-школа»; мониторинг и экспертная оценка уровня сформированности духовно-нравственной культуры педагогов); содержательно-технологические (соответствие содержания, форм и методов формирования духовно-нравственной культуры требованиям будущей профессиональной деятельности педагога дошкольных учреждений; разработка элективных курсов с другими видами профессиональной подготовки); организационно-педагогические (интеграция смысловых компонентов духовно-нравственной культуры в вузовскую духовно-нравственную среду - содружество педагогов, коллег, единомышленников в творческом, духовно-нравственном воспитании студентов); духовно-нравственные (духовно-нравственная среда; духовно-нравственное единство педагогико-студенческого коллектива, обеспечивающего педагогику сотрудничества, в основе которой лежит идея партнерства и взаимного уважения друг к другу участников воспитательного процесса/

Достоверность и надежность результатов исследования обусловлена методологической обоснованностью его теоретических положений; достоверностью выводов исследования; выбором комплекса методов теоретического и эмпирического познания, их адекватностью предмету и задачам исследования; опытно-экспериментальной проверкой выводов и рекомендаций.

Внедрение и апробация результатов исследования осуществлялись через публикацию статей, учебных пособий, методических материалов, докладов, тезисов; разработку и реализацию учебно-методических комплексов для студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология»». Основные идеи исследования внедрены в образовательный процесс факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета. Материалы исследования получили одобрение на всероссийских, региональных конгрессах и конференциях по проблемам профессиональной подготовки специалистов дошкольной педагогики: «Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона» (Ростов н/Дону, 2007); «Современные проблемы психологии развития и образования человека» (Санкт-Петербург, 2009); «Актуальные проблемы духовно-нравственного возрождения России» (Краснодар, 2009); «Международной научной конференции молодых ученых «Наука. Образование. Молодёжь» (Майкоп, 2012); «Теория и практика социального обеспечения жизнедеятельности ребенка в системе дошкольного образования» (Туапсе, 2013). Итоги исследования обсуждались на заседаниях кафедры «Дошкольная педагогика и психология» Кубанского государственного университета.

Цель, задачи и логика исследования определили структуру диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений. В первой главе «Теоретико-методологические основы проблемы формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений» автором представлена духовно-нравственная культура как философская и психолого-педагогическая проблема, даны ее сущность и содержание, определены педагогические условия формирования духовно-нравственной культуры в условиях вуза и ее модель. Во второй главе «Технологии и условия формирования духовно-нравственной культуры у будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений» дана программа опытно-экспериментальной проверки модели формирования духовно-нравственной культуры у будущих педагогов ДОУ, в ходе которой проходит апробацию технологическое сопровождение процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных учреждений. Описан комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования духовно-нравственной культуры студента, включающий в себя следующие компоненты: организационно-управленческие, содержательно-технологические, организационно-педагогические, духовно-нравственные.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В первой главе «Теоретико-методологические основы проблемы формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждению), автором, определена сущность и содержание духовно-нравственной культуры в философской и психолого-педагогической науке; выявлено значение духовно-нравственной культуры в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и формирование данного качества личности в процессе профессиональной подготовки современных педагогов дошкольных образовательных учреждений; разработана модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях высшей школы.

Проблема формирования духовно-нравственной культуры обретает особую значимость в эпоху переживаемого цивилизацией кризиса. Тенденция высшей школы, направленная на гуманизацию образования, состоит в духовно-личностной востребованности всех богатств культуры. Поскольку многих детей дошкольного возраста сегодня отличает эмоциональная, волевая и нравственная незрелость, то современный педагог дошкольного учреждения берет на себя ответственность не только за образовательные успехи, но и за духовно-нравственное и гражданское воспитание ребенка, одухотворять и гуманизировать процесс воспитания, учитывая весь человеческий опыт духовной и этической культуры, народную мудрость поколений. Сочетание признания самоценности дошкольного детства и понимания его как первого этапа становления личности требует пересмотра задач профессиональной подготовки будущих педагогов ДОУ и педагогической деятельности с детьми.

Духовно-нравственная культура воспитателя ДОУ в значительной степени определяется уровнем его нравственно-педагогической подготовки в вузе, стремлением к духовно-нравственному самосовершенствованию. Она предстает, с одной стороны, как духовная матрица реального образа педагога (совокупность духовно-нравственных способностей и качеств личности), а с другой, выступает как внутренняя культура, обеспечивающая саморазвитие.

Концепция формирования духовно-нравственной культуры) будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений включает следующие положения: а) для формирования духовно-нравственного типа личности будущего педагога дошкольного учреждения существенной выступает социокультурная среда; б) вырабатывая педагогическую стратегию формирования духовно-нравственной культуры в вузе, следует исходить из понимания и организации учебной и внеучебной деятельности, характеризующихся диалогичностью, формированием у студентов духовно-нравственных убеждений, духовно-нравственных качеств личности, чувств, потребностей, осознания своего «Я», «образа педагога дошкольного учреждения», «знание будущей профессиональной деятельности в условиях ДОУ»; в) коммуникативный компонент, включающий в себя нормы общения, желание сотрудничать, готовность к нравственным взаимоотношением.

На основе анализа теоретико-методологических и эмпирических материалов были разработаны основные модули модели: ценностно-мировоззренческий, содержательно-технологический, креативно-творческий, критериально-оценочный.

Представим структуру и содержание каждого из модулей, входящих в состав модели (см. рис. 1).

I 1

Этапы: ориентационно-познавательный, Операционно-познавательный, Практико-ориентированный

Условия: организационно-управленческие, содержательно-технологические, организационно-педагогические и духовно-нравственные

Результат: овладение комплексом принципов, методов, самоорганизационных форм и технологических приемов формирования духовно-нравственной культуры

Рис. 1. Модель формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольного учреждения

Для выявления возможностей вуза в формировании духовно-нравственной культуры будущего педагога дошкольного учреждения нами были изучены ГОС ВПО, ФГОС ВПО, учебные планы, программы обучения, проведены беседы с преподавателями выпускающих кафедр, специалистами баз практики, работодателями, выпускниками вуза, работающими по специальности в дошкольных учреждениях.

Рассматривая духовно-нравственную культуру личности с позиции личностно ориентированного подхода, мы определяем данный феномен как целенаправленную и внутренне согласованную систему духовно-нравственных качеств личности и оцениваем сформированность духовно-нравственной культуры будущего воспитателя дошкольного учреждения через следующие компоненты: а) аксиологический (обладание духовно-нравственными ценностями; проявление к детям любви, симпатии, взаимоуважения, терпения, дружелюбия; умение решать задачи, требующие осмысления, оценки психолого-педагогической реальности, поиска решений в конкретных ситуациях; духовно-нравственная активность, потребность в духовно-нравственном самосовершенствовании); б) когнитивно-смысловой (представления о сущности нравственной ответственности как этической ценности, четко сформированные знания о нравственной ответственности и способность их применения на практике; освоение духовно-нравственных, культурных традиций разных народов, отражающих их особенности, вероисповедание, обычаи; приобретение и развитие общекультурных знаний через актуализацию художественно-творческих знаний и умений в социокультурном контексте); в) конструктивно-деятельностный (навыки принятия ответственных решений, эмоциональное удовлетворение от совершения нравственных поступков; ситуативная ориентация на нравственное поведение и духовное отношение к окружающей действительности); г) коммуникативно-поведенческий (педагогическая этика; умение устанавливать духовно-доверительные взаимоотношения с детьми и коллегами; нормы общения и стереотипы поведения, которые формируются в период профессиональной подготовки специалиста в вузе).

Во второй главе «Технологии и условия формирования духовно-нравственной культуры у будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений» дана программа опытно-экспериментальной проверки модели формирования духовно-нравственной культуры у будущих педагогов ДОУ. В соответствии с описанием поэтапной деятельности процесса формирования духовно-нравственной культуры задачами исследования по обоснованию совокупности организационно-педагогических условий, была апробирована модель на базе Кубанского государственного университета. В опытно-экспериментальной работе участвовали студенты 1-2 курса факультета педагогики, психологии и коммуникативистики специальности «Дошкольная педагогика и психология» на протяжении 2007-2011 учебных лет (68 человек составили экспериментальную группу; контрольная группа 63 студента).

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов.

На первом этапе - диагностико-прогностическом выявлялись наиболее эффективные педагогические условия и определялись факторы, критерии и показатели формирования духовно-нравственной культуры и всех ее компонентов у будущих педагогов дошкольных учреждений; уточнялись и корректировались программы опытно-экспериментальной работы, происходил подбор и разработка методик исследования; осуществлялось включенное наблюдение за процессом подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности в условиях дошкольных учреждений, была разработана и апробирована программа факультативного курса по выбору «Духовно-нравственная культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения».

На втором, формирующе-продуктивном, этапе осуществлялась проверка положений выдвинутой гипотезы и результатов теоретической части исследования, совершенствовался содержательный компонент факультативного курса, который посещали все студенты экспериментальной группы «Духовно-нравственная культура воспитателя дошкольного образовательного учреждения»).

На третьем этапе — оценочно-результативном — осуществлялась диагностика с повторным использованием методик, примененных на предыдущих этапах, были проанализированы результаты опытно-экспериментальной работы, предложены методические рекомендации по формированию духовно-нравственной культуры и всех ее компонентов у будущих педагогов дошкольных учреждений.

Педагогический эксперимент, призванный обеспечить доказательную проверку гипотезы, включал в себя разработку и апробацию системы диагностических методов, позволяющих выявить существующее состояние развития у будущих педагогов духовно-нравственной культуры, способности к духовно-нравственной деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

Представленная в первой главе (1.4.) критериально-уровневая шкала духовно-нравственной культуры позволила подобрать комплекс методик, разрешающих оценить степень выраженности у студентов каждого из четырех компонентов духовно-нравственной культуры: аксиологического, когнитивно-смыслового, конструктивно-деятельностного, коммуникативно-поведенческого. Эти же методики были использованы для промежуточного мониторинга уровня сформированное™ духовно-нравственной культуры в процессе их профессионального обучения в условиях вуза: анкеты для выявления понимания нравственного идеала как цели и ценности жизни, отношения студентов к совести, источников знаний по данной проблеме, способность к оценке и самооценке своих поступков; «Методика оценки нравственных качеств», разработанная В.Л. Марищук и А.И. Волковым, позволяющая определить мотивы, побуждающие соблюдать нравственные

нормы поведения, переживания вины и угрызения совести за нарушение нравственных норм, выявить уровень самооценки развития ответственности и чувства долга; «Шкала совестливости» (модифицированный вариант тестов 16 PF), который является тестовой реализацией подхода к исследованию личности на базе теста MMPI, предназначенного для диагностики типа личности.

Для диагностики аксиологического компонента, отвечающего за осознание себя будущим педагогом ДОУ, готовым к духовно-нравственной деятельности, использовались: технология, направленная на выявление степени ценностного саморазвития «Самоорганизация и ценности личности»; мониторинг формирования личностных качеств «Умею ли я самоорганизовываться? - 1» и «Умею ли я учиться? - 2»; тренинг «Насколько хорошо Вы справляетесь со своей работой; опросник «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Мильмана; «Ориентировочная анкета» В. Смейкала и М. Кучера и др.

Для оценки проявления у студентов когнитивно-смыслового компонента духовно-нравственной культуры студентов проводилось тестирование на знание терминологии и применение понятийного аппарата, измерялся уровень системных знаний, составляющих духовно-нравственную культуру. Оценку 8 баллов получили 4 студента контрольной группы, что составило 6%. В экспериментальной группе была зафиксирована высшая оценка в 7 баллов (7% от общего количества студентов). Средние оценки в контрольной и экспериментальной группах за это задание составили 4,94 и 4,88 баллов, соответственно, что свидетельствовало об очень низком уровне владения терминологией духовно-нравственной культуры (любовь к детям, коммуникабельность, толерантность, эмпатия и т.д.). Для оценки уровня общительности использовалась методика В.Ф. Ряховского, определяющая уровень коммуникабельности испытуемого; тест на понимание терминов духовно-нравственной культуры и логические взаимосвязи между ее элементами; методика «Мотивация к духовно-нравственному самообразованию и деятельности» (К. Замфир в модификации A.A. Реана). Для формирования и анализа уровня сформированности духовно-нравственной-культуры нами были разработаны педагогические ситуации и задачи на применение технологий духовно-нравственной культуры и осуществлялась оценка уровня знаний духовно-нравственной культуры на основе итоговой аттестации.

Конструктивно-деятельностный компонент диагностировался с помощью: ситуационных заданий духовно-нравственной деятельности; на основе анализа эссе студентов на мировоззренческую тематику и с учетом проблем духовно-этической деятельности; экспертной оценки проектов, практических и квалификационных работ, выполненных студентами, например, «Моя профессия нужна мне для....»; методик практической направленности, выявляющих сформированность мотивации к

педагогической деятельности как важнейшего мотива для развития духовно-нравственной культуры («Ориентировочная анкета» В. Смейкала и М. Кучера); ситуационных заданий с требованием проведения самоанализа способности к формированию духовно-нравственной культуры. Для получения более объективных данных использовалась методика «Совокупность усложняющихся экспериментальных ситуаций выбора («Выбор», «Возврат», «Конфликт», «Цейтнот»)» и ранжирования мотивов выбора профессии педагога.

С помощью ориентировочной анкеты В. Смейкала и М. Кучера мы выявляли у студентов направленность личности как важнейшего мотива будущей педагогической деятельности воспитателя ДОУ. Цель методики -выявление основной направленности личности: на себя, на результаты дела, на взаимодействие. Всего был опрошен 131 человек. Среди них: 60 человек (46%) -студенты, которые заняты собой, своими мыслями и чувствами, навязывают окружающим свою волю, склонны к соперничеству, в качестве воспитателя предпочтут придерживаться строго-авторитарного стиля воспитания; 46 человек (35%) - студенты, которые равнодушны к педагогической деятельности и не проявляют желания больше узнать о построении духовно-нравственной деятельности на практике ДОУ, предпочитают «прятаться» за спину других и уходят от ответственности в профессиональной деятельности; 25 человек (19%) — студенты, которые действительно увлечены проблемами формирования духовно-нравственной культуры, проявляют толерантность и коммуникабельность во взаимодействии с одногруппниками, заинтересованы в решении проблем толерантного отношения к детям в полиэтнической среде, хорошо ладят с детьми на практике в ДОУ и предпочитают выполнять работу в коллективе.

Для диагностики коммуникативно-поведенческого компонента духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ использовались: опросник «Оценка уровня духовно-нравственного мировоззрения» Р.Т. Давыдова, позволивший изучить свойство личности, включающее в себя способность человека к коммуникации с окружающими, планированию и проектированию этической деятельности, выявить способность к использованию нравственных технологий и методов работы в процессе педагогической деятельности; оценить рефлексивность (по А.В.Карпову) и уровень общительности; опросник «Оценка способности к эмпатии», экспертная оценка креативных заданий, проектов по мировоззренческой проблематике, практических и квалификационных работ, выполненных студентами.

Опросник «Оценка способности к эмпатии» содержит 36 утверждений, по каждому из которых испытуемый оценивал, в какой мере он с ним согласен или не согласен, используя следующие варианты ответов: «не знаю», «никогда», «иногда, «часто», «почти всегда», «всегда».

Оценка данной характеристики личности студента проводилась по десятибалльной шкале. Результаты анкетирования в контрольной и

экспериментальной группах в процентном выражении практически ничем не отличались. Средние результаты оценки - 5,72 балла в контрольной и 5,53 балла в экспериментальной группе. Проведенное анкетирование показало, что высоким уровнем эмпатии обладают 7 человек из контрольной и 8 человек из экспериментальной группы (по 11% от общего количества студентов). Для большей части студентов (46 человек или 73% в контрольной и 55 человек или 80% в экспериментальной группе) был характерен средний уровень эмпатии. Уровень общительности студентов обеих групп был оценен как средний и средне - высокий и соответствует 6,13 баллам в контрольной и 5,95 баллам в экспериментальной группе при эталоне 10 баллов.

Другим показателем сформированности духовно-нравственной культуры у будущих педагогов можно считать степень полноты знаний, умений и навыков в области духовности, этики, поведения, демонстрируемых выпускником при написании и защите выпускной квалификационной работы.

Оценка общего уровня сформированности духовно-нравственной культуры будущих педагогов сферы дошкольного воспитания и образования выводилась с учетом суммы баллов, полученных в результате диагностирования каждого из четырех компонентов (аксиологического, когнитивно-смыслового, конструктивно-деятельностного, коммуникативно-поведенческого) по формуле (И.К. Давыдов) и сравнения ее с эталоном:

X = X1 + X2 + х3 +х4, где

х1 - оценка, соответствующая степени сформированности аксиологического компонента духовно-нравственной культуры;

х2 - оценка, соответствующая степени сформированности когнитивно-смыслового компонента духовно-нравственной культуры;

х - оценка, соответствующая степени сформированности конструктивно-деятельностного компонента духовно-нравственной культуры;

4

х - оценка, соответствующая степени сформированности коммуникативно-поведенческого компонента духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ.

В качестве эталонного и равного 10 баллам мы определили уровень проявления свойств, качеств, знаний и умений, представляющий собой максимально возможное количество баллов, которые может набрать респондент при выполнении каждого задания. С учетом количества выполненных заданий эталонная оценка каждого из компонентов духовно-нравственной культуры соответствовала 30 баллам, а интегральная оценка — 120 баллам. Для определения реального уровня проявления духовно-нравственной культуры нами был введен коэффициент, показывающий

отклонение от эталонного показателя и позволяющий количественно измерить исследуемую нами характеристику личности:

К = Х/120.

После суммирования и усреднения набранных респондентами баллов мы получили обобщенные результаты диагностирования, представленные в таблице 1.

Как видно из приведенной таблицы, исходный уровень духовно-нравственной культуры, оцениваемый на констатирующем этапе исследования у контрольной и экспериментальной групп, сопоставим практически по всем показателям, и его средняя количественная оценка составляет от эталонной: 54% - в контрольной и 53% - в экспериментальной группах.

Таблица 1

Обобщённая оценка исходного уровня духовно-нравственной культуры студентов на констатирующем этапе исследования (2007 г.)

Компоненты духовно-нравственной культуры

Аксиологиче ский Когнитивно-смысловой Конструктивно-деятельностный Коммуникатив но- поведенческий Интегральный показатель

Ср. балл К Ср. балл К Ср. балл К Ср. балл К Ср. балл К

КГ 16,98 0,57 16,24 0,54 13,84 0,46 17,72 0,59 64,78 0,54

эг 16,66 6,56 15,34 0,51 14,22 0,47 17,55 0,58 63,77 0,53

Применяя уровневый подход нами была определена степень сформированности искомого качества через уровни духовно-нравственной культуры. Приведем их характеристику.

Интуитивный (низкий) уровень - недостаточный педагогический кругозор, владение элементарным кругом духовно-нравственных понятий, неумение осознавать связи разных духовно-нравственных категорий; оценка духовно-нравственных явлений поверхностна, недоказательна, иногда ошибочна; не проявляется положительное отношение к духовно-нравственной культуре, стремление к целенаправленному формированию проявляется слабо.

Репродуктивный (средний) уровень - проявление достаточного педагогического кругозора владение духовно-нравственными понятиями в пределах учебной программы, осознание значимости духовно-нравственного воспитания, осуществление попыток оценивания духовно-нравственных явлений, которые носят односторонний характер; копирование духовно-нравственных образцов других, самостоятельные проявления отсутствуют.

Профессиональный (высокий) уровень — широкий педагогический кругозор, глубокое усвоение духовно-нравственных понятий, осознание духовно-нравственного воспитания, умение творчески проявлять себя в педагогической, духовно-нравственной деятельности; знания, умения и навыки также носят межпредметный характер, отличаются от базовых степенью сложности и обусловлены творческим мышлением, гибкостью, возможностью принимать решения в нестандартных ситуациях, вести альтернативный поиск средств и способов решения духовно-нравственных, практических задач.

Распределение студентов контрольной и экспериментальной групп по уровням сформированности у них духовно-нравственной культуры представлены в сводной таблице оценки духовно-нравственной культуры студентов на констатирующем этапе исследования.

Таблица 2

Распределение студентов по уровням сформированности духовно-нравственной культуры на констатирующем этапе исследования

Группы студентов Уровни сформированности

Интуитивный Репродустивный Профессиональный

Кол-во студентов Плотность распределе ния (%) Кол-во студентов Плотность распределе ния (%) Кол-во студентов Плотнеть распределе ния (%)

Контр.гр. 34 54 22 35,5 7 10,5

Экспер.гр. 39 58 24 35 5 7

Всего 73 46 12

Данные таблицы показывают, что все студенты контрольной и экспериментальной групп находились на интуитивном и репродуктивном уровнях сформированности духовно-нравственной культуры, которые являются недостаточными для эффективной профессиональной деятельности педагога в сфере дошкольного образования и воспитания. При этом подавляющее большинство студентов как контрольной (54%), так и экспериментальной группы (58%) проявляли низкий, интуитивный, уровень духовно-нравственной культуры. Это определило необходимость разработки и внедрения в образовательный процесс вуза специальной системы по формированию качеств студентов, входящих в компонентный состав духовно-нравственной культуры, являющейся обязательным в перечне профессионально значимых качеств личности воспитателя дошкольного учреждения.

На формирующем этапе была выявлена степень приближения X к эталонному значению духовно-нравственной культуры студента, а

коэффициента К — к единице, что должно свидетельствовать об эффективности разработанной нами Программы. Формирующий этап исследования потребовал внедрения педагогических технологий, обеспечивающих развитие данного качества будущего педагога. С этой целью в рамках эксперимента были внедрены в учебный процесс психолого-педагогические технологии: «Педагогическая любовь к детям: условия ее формирования», «Педагогическая поддержка», «Позитивный педагогический план» и др. В рамках осуществления студентом индивидуальной программы духовно-нравственного самообразования была внедрена педагогическая технология - Педагогические студии, главная идея которой - обогащение молодого поколения социально-культурным и духовным опытом человечества.

Диагностическое обследование после формирующего этапа показало, что представления студентов о нравственной и духовной культуре, духовных ценностях, взглядах, идеалах расширились, вышли за рамки понимания только нравственного воспитания, которое было зафиксировано до начала эксперимента.

Результатом второго этапа стал рост оценочных умений, проявляющийся в устойчивых суждениях студентов. У студентов совершенствовался навык самоотчета, они фиксировали личные наблюдения и самонаблюдения, вели заметки о собственных ощущениях и чувствах. Далее студенты заполняли итоговую анкету, свидетельствующую об изменениях, произошедших в мышлении и сознании будущих педагогов; об эффективности форм, методов и содержания процесса формирования уровня духовно-нравственной культуры личности будущего педагога.

Большинство студентов (58 %) отмечали лекции по психолого-педагогическим дисциплинам и культурологии, считая их важным элементом повышения своей духовно-нравственной культуры. Самый большой показатель в характеристике личности педагога ДОУ составили гуманизм, любовь к детям и профессиональные качества.

С целью расширения знаний в области духовно-нравственной культуры и профессиональной компетентности в учебный план занятий студентов специальности «Дошкольная педагогика и психология» были внедрены педагогические технологии для достижения не только определенной осведомленности студентов о деятельности педагога-гуманиста, обладающего духовно-нравственной культурой, но и сформированное™ профессионально гуманистического и духовно-нравственного мировоззрения (2.2.). В связи с этим особое значение имели аудиторные занятия, направленные на активизацию самостоятельной мыслительной деятельности студентов, выработку собственного мнения о гуманистическом обучении и воспитании. В организации занятий использовались технологии активного обучения, кроме того разрабатывались педагогические технологии, рассчитанные на гуманизацию и сотрудничество в подготовке и проведении учебных занятий.

После завершения обучающих курсов, и овладения студентами технологиями, предложенными на выбор, каждый из них получал рекомендации по методам духовно-нравственного самообразования, самовоспитания, вариантам «набора дополнительных» сведений по профилю специальности «Дошкольная педагогика и психология» в сфере дошкольного образования и воспитания.

Качественное состояние сформированности духовно-нравственной культуры студента определялось уровнем владения знаниями духовно-нравственной культуры; способностью самостоятельно добывать и осваивать новую информацию о принципах, механизмах, технологиях, основах духовно-нравственной культуры, обладанием определенным стилем педагогического мышления, наличием позитивного настроя на профессиональную деятельность в условиях дошкольного образовательного учреждения на основе любви, уважения, толерантности и т.д.

В таблице 3 представлены результаты диагностирования уровня духовно-нравственной культуры у студентов, задействованных в формирующем эксперименте, на 2 курсе в 2007 г. и этих же студентов на 5 курсе в 2011 г.

Таблица 3

Содержательно-технологическое наполнение духовно-нравственной культуры будущих педагогов

Функции духовно-нравственной культуры 2007 г. 2011 г. А / Р

X, СТ1 *2 «2

Постановка, анализ и формирование личных целей в овладении духовно-нравственной культурой целеобразование 6,47 1,89 8,15 1,81 1,68 3,012 <0,05

Разработка планов и альтернативных вариантов духовно-нравственной деятельности, саморазвитие 4,75 1,68 6,23 2,31 1,48 3,956 <0,05

Духовно-нравственное самовоспитание 4,89 2,78 7,76 2,27 2,87 2,631 <0,05

Готовность к духовно-нраветвен-ным взаимоотношениям 4,42 2,94 6,67 2,11 2,25 1,945 >0,05

Контроль и самоконтроль 5,65 2,05 7,83 2,18 2,18 3,031 <0,05

Самопознание 4,32 2,65 4,85 2,46 0,53 1,115 >0,05

Норма общения 5,72 2,65 8,21 2,07 2,49 2,565 <0,05

Обозначения, используемые в таблице: и хг — средние баллы сформированности духовно-нравственной культуры 2007 г. и 2011 г.

соответственно; аt иа2 — средние квадратичные отклонения для выпусков 2007 г. и 2011 г. соответственно; А - приращение показателя за время эксперимента; г - коэффициент Стьюдента; р - вероятность допущения ошибки изменений.

В экспериментальной группе по отношению к контрольной группе была внедрена опытно-экспериментальная Программа, проведено обучение, направленное на формирование или слабо развитых или недостающих качеств духовно-нравственной культуры у будущих педагогов дошкольных учреждений.

Механизмом перевода данных качественных показателей в количественные в нашем исследовании выступали уровни сформированное™ различных компонентов духовно-нравственной культуры (см. табл.4).

Таблица 4

Соотношение уровней сформированности духовно-нравственной культуры у студентов контрольной и экспериментальной групп (в %)

Уровни сформированности Экспериментальная группа Контрольная группа

2007 г. 2011 г. 2007 г. 2011 г.

Профессиональный (высокий) 7 45 10,5 26

Репродуктивный (средний) 35 38 35,5 46

Интуитивный (низкий) 58 17 54 28

Полученные результаты позволяют говорить о значительном повышении уровня духовно-нравственной культуры экспериментальной группы.

Рассматривая результаты, полученные в контрольной и экспериментальной группах, автор пришел к выводу, что они значительно отличаются. Высокий (профессиональный) уровень духовно-нравственной культуры у студентов ЭГ на начало эксперимента составлял 7 %, к концу — 45%, тогда как в контрольной группе данное качество повысилась незначительно (соответственно 10,5% и 26%). Таким образом, полученные в ходе исследования результаты многолетней экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать выводы:

1. Анализ научной литературы показал, что одной из важных задач педагогической науки выступает задача формирования духовно-нравственной личности, начиная с первых лет жизни ребенка, в связи с чем процесс подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений, должен осуществляться с опорой на концепцию формирования духовно-нравственной культуры. Рассматривая духовно-нравственную культуру в структуре профессиональной культуры, мы в своем исследовании

определили механизм их взаимосвязи, соотношения, а также процесс интеграции.

2. В ходе исследования были выявлены и охарактеризованы уровни проявления духовно-нравственной культуры: интуитивный (низкий), репродуктивный (средний), профессиональный (высокий).

3. Исследование показало, что процесс формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога дошкольного образовательного учреждения в условиях вуза должен осуществляться с учётом создания профессиональной социокультурной среды, учёта индивидуальных особенностей студентов.

4. Разработана модель формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений, построенная на основе единства и взаимосвязи модулей (ценностно-мировоззренческого; содержательно-технологического; креативно-творческого; критериально-оценочного), оказалась эффективной: полученные результаты, в опытно-экспериментальной работе в контрольной и экспериментальной группах, на начало эксперимента показывают, что высокий (профессиональный) уровень духовно-нравственной культуры наблюдается у 7%, студентов экспериментальной группы, а в контрольной группе соответственно 10,5%. Однако после исследования в экспериментальной группе высокий (профессиональный) уровень наблюдается у 45% студентов, а в контрольной 26% студентов.

5. Определенные в процессе исследования педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений: организационно-управленческие; содержательно-технологические; организационно-педагогические; духовно-нравственные, обнаружили свою эффективность.

6. Исследование доказало, что в процессе профессионального обучения будущих педагогов ДОУ, осуществляемого по традиционным методикам, только за счет общепрофессиональных и специальных дисциплин учебного плана и производственной практики, не дает нужного эффективного формирования профессионального уровня духовной-нравственной культуры, гарантирующего высокую востребованность такого специалиста в дошкольной образовательной сфере.

Таким образом, проведенное исследование подтвердила выдвинутую нами гипотезу, определенные задачи и положения, выносимые на защиту, о том, что эффективность формирования духовно-нравственной культуры у будущих педагогов ДОУ окажется значительно выше, если в вузе будут созданы необходимые педагогические условия, обеспечивающие поэтапную, последовательную, целенаправленную реализацию профессионально-ориентированных и психолого-педагогических технологий на основе использования активных методов с личностно

ориентированной и духовно-нравственной направленностью с учетом индивидуальных потребностей, интересов, склонностей и способностей личности студента, его возможностей, а также требований рынка образовательных услуг в сфере дошкольного образования.

Основные положения и результаты диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Статьи в рецензируемых научных журналах и изданиях, определенных ВАК РФ:

1. Щербина, А.И. Формирование национального самосознания в системе подготовки педагогов дошкольного образования [Текст] /А.И. Щербина // Вестник Адыгейского государственного университета. 2009. Вып. 1.С. 155-160.

2. Щербина, А.И. Основные подходы к изучению проблемы самосознания в отечественной психологии [Текст]/А.И.Щербина// Культурная жизнь Юга России. 2009. Вып. 2. С. 146-148.

3. Щербина, А.И. Феномен духовных ценностей как концептуальное основание нравственного воспитания личности [Текст] /А.И. Щербина// Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. Вып. 2. С. 106-108.

4. Щербина, А.И. Модель формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных учреждений в условиях вуза [Текст] /А.И. Щербина// Историческая и социально-образовательная мысль. 2012. Вып. 6. С. 145-148.

Коллективная монография

5. Щербина, А.И. Факторы и условия формирования духовно-нравственной культуры студентов в условиях вуза [Текст]/А.И. Щербина //Репликация культуры общества в контексте профессионального образования: Монография/Коллектив авторов. - Георгиевск, 2012. - 10,5 п.л.

Статьи, тезисы, доклады в журналах, материалах научно-практических конференций, сборниках научных трудов

6. Щербина, А.И. Социализация учащихся в процессе обучения [Текст]/А.И. Щербина// Инновационные технологии в образовательном процессе: Материалы VIII межрег. науч.-метод. конференции. - Краснодар, 2006. С.135-139.

7. Щербина, А.И. Структурные компоненты маргинальное™ в условиях Краснодарского края [Текст] /А.И. Щербина// Проблемы развития образования и социального партнерства: Материалы междунар. науч.-практич. конференции. - Краснодар, 2007. С.73-76.

8. Щербина, А.И. Аналитический аспект становления структурных компонентов самосознания личности дошкольника [Текст] /А.И. Щербина// Развитие личности в образовательных системах Южно-Российского региона:

Материалы докладов XIV годичного собрания Южного отделения РАО и XXVI психолого-педагогических чтений Юга России. - Ростов н/Дону, 2007. С.95-98.

9. Щербина, А.И. Методы исследования этнического самосознания личности в дошкольном возрасте [Текст]/А.И. Щербина// Вестник Института им. Российского (специальный выпуск). - Краснодар, 2008. Вып. 4. С.209-213.

10. Щербина, А.И. Использование рисуночных тестов в процессе диагностики этнического самосознания в старшем дошкольном возрасте [Текст] /А.И. Щербина// Современные проблемы психологии развития и образования человека: Сборник материалов 1 Всерос. конференции с международным участием: В 2 т. - СПб., АОУ ВПО «Ленинградский Государственный Университет имени A.C. Пушкина», 2009. С.203-205.

11. Щербина, А.И. Особенности развития самосознания в дошкольном возрасте [Текст] /А.И. Щербина// Актуальные проблемы духовно-нравственного возрождения России: Материалы 2-й Всерос. науч.-практич. конференции. - Краснодар, Кирилло-Мефодиевский центр, 2009. С.215-220.

12. Щербина, А.И. Предрасположенность к девиантному поведению у подростков с различными формально-динамическими свойствами личности [Текст] /А.И. Щербина// Феноменология и профилактика девщнтного поведения: Материалы IV Всерос. с международным участием науч.-практич. конференции. - Краснодар, 2010. С. 180-183.

13. Щербина, А.И. Психолого-педагогические условия формирования познавательных интересов в дошкольном возрасте [Текст] /А.И. Щербина// Вестник Института им. Российского: Ежегодный науч. и инф. журнал. -Краснодар, 2010. Вып. 28. С.207-210.

14. Щербина, А.И. Педагогическая инновация - проблемы и перспективы [Текст]/А.И.Щербина//Актуальные вопросы теории и практики связей с общественностью. - Краснодар, 2011.

15. Щербина, А.И. Влияние детско-родительских отношений на развитие познавательной активности в дошкольном возрасте [Текст] /А.И. Щербина// Вестник Института им. Российского: Ежегодный науч. и инф. журнал. -Краснодар, 2011. Вып. 30. С.166-169.

16. Щербина А.И. Крохмаль Е.В. Социализация студентов в процессе творчества и сотрудничества [Текст]/А.И.Щербина, Е.В. Крохмаль// Актуальные проблемы психологии активности личности: Материалы IV всерос. заоч. научно-практической конференции с международным участием, Краснодар, 2011. - С.83-86 (доля авторского участия - 50%).

17. Щербина, А.И. Социализация студентов в различных видах деятельности [Текст] /А.И. Щербина, Е.В. Крохмаль//Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: Материалы V Всерос. студ. науч.-практич. конференции. — Рязань, 2011. С. 278-281 (доля авторского участия - 50%).

18. Щербина, А.И. Духовно-нравственное воспитание в исследовательской деятельности педагогов-гуманистов [Текст] /А.И. Щербина// Вестник Института им. Российского: Ежегодный науч. и инф. журнал. -Краснодар, 2011. Вып. 32. С.70-74.

19. Щербина А.И. Личностные особенности профессионала в системе «человек-человек» с разной аксиологической направленностью [Текст] /А.И.Щербина// материалы III Международной научно-практической конференции, Москва, 2011 - С. 172-176.

20. Щербина, А.И. О необходимости формирования нравственного сознания современного школьника [Текст] /А.И. Щербина// Наука. Образование. Молодёжь: Материалы IX Междунар. науч. конференции молодых ученых. — Майкоп, 2012. С. 174-178.

21. Щербина, А.И. Некоторые аспекты понятия морально-нравственных норм в педагогике и психологии [Текст] /А.И. Щербина// Вопросы нравственного воспитания в современном образовании: Материалы II Междунар. заоч. науч.-практич. конференции. - Чебоксары, 2012. С.308-312.

22. Щербина, А.И. Духовно-нравственная культура как психолого-педагогическая проблема [Текст] /А.И. Щербина//Современная педагогика: методология, теории, практика: Материалы IV Междунар. заоч. науч.-практич. конференции. - Чебоксары, 2012. С.230-236.

ЩЕРБИНА Анна Ивановна

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

Специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Подписано в печать 09.08.2013. Формат 60x84 Гарнитура «Тайме». БумагаМаезІго. Печать трафаретная. Уч.-изд. л. 1,63. Тираж 120 экз. Заказ № 13195.

Отпечатано в типографии ООО «Просвещение-Юг» с оригинал-макета заказчика 350059, г. Краснодар, ул. Селезнева, 2. Тел.: 239-68-30.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Щербина, Анна Ивановна, Москва

ФГБОУ ВПО «КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201360940 ЩЕРБИНА Анна Ивановна

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Специальность: 13.00.08 - теория и методика профессионального

образования

ДИССЕРТАЦИЯ на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -доктор педагогических наук, доктор психологических наук профессор Г.П.Новикова

Москва 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы проблемы 15 формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений

1.1. Духовно-нравственная культура как философская и психолого- 15 педагогическая проблема

1.2. Сущность и содержание духовно-нравственной культуры 32 будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений

1.3. Педагогические условия формирования духовно-нравственной 46 культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях вуза

1.4. Модель формирования духовно-нравственной культуры будущих 64 педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях вуза Выводы к первой главе 87

Глава II. Технологии и условия формирования духовно- 89

нравственной культуры у будущих педагогов дошкольного образовательного учреждения

2.1. Программа опытно-экспериментальной проверки модели 89 формирования духовно-нравственной культуры у будущих педагогов ДОУ

2.2. Технологическое сопровождение процесса формирования 110 духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных учреждений

2.3. Содержательный анализ процесса формирования духовно- 140 нравственной культуры будущих педагогов дошкольных учреждений Выводы ко второй главе 155

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 158

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 161

ПРИЛОЖЕНИЕ 176

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания условий для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения как одной из приоритетных задач развития современного российского общества. В послании Президента Федеральному собранию РФ 2012 года подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров». В новых условиях проблема формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольного учреждения приобретает особую актуальность, эффективное решение которой связано с преобразованием учебно-воспитательного процесса вуза, являющегося наиболее динамичным фактором воздействия на личность будущего педагога, обеспечивающим связь получаемых студентами нравственных знаний, а также предполагающим формирование взгляда на личность воспитанника как высшую ценность.

К настоящему времени в педагогической науке выполнен ряд исследований, обращенных к процессу развития духовной и нравственной культур педагога в системе высшего профессионального образования. Для изучения проблемы формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога мы обратились к ее философскому аспекту, а именно сущностной природе личности, а также ее социально-нравственному развитию в структуре общественных отношений, исследуемому в работах ученых-философов, таких как: B.C. Библер, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, В.М. Межуев и др.

В рамках нашего исследования уделено особое внимание обоснованию общих закономерностей развития высшей школы в трудах С.И. Архангельского, Г.А. Бордовского, С.И. Зиновьева, В.Г. Кинелева и др., а

также отдельным аспектам нравственной культуры педагога: методологическому (В.В. Краевский, В.А. Сластенин; А.И. Шемшурина); духовно-нравственному и эстетическому (Е.И.Артамонова, Б.Т. Лихачев, Т.С. Комарова, Г.П. Новикова, М.Б. Зацепина, Е.А. Леванова, Г.П. Скамницкая, Н.Е.Щуркова), коммуникативному (О.О. Киселева, Т.Н. Левашова, A.B. Мудрик); технологическому (Н.В. Кузьмина, М.М. Левина, Н.Ф. Талызина). Обращение к трудам Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Н.В. Кузьминой, М.М. Рубинштейна, раскрывающим закономерности формирования личности, позволили рассмотреть потенциал и реализацию ее возможностей.

Разработка понятия «нравственная культура» отразилась в этико-культурологической рефлексии ученых Е.М. Бабосова, В.А. Бачинина, A.A. Гусейнова, М.С. Кагана и др.

Нравственная культура как духовный феномен требует осмысления как в общественном, так и в личностно-индивидуальном плане, поэтому предпринимаются попытки проследить основную тенденцию развития современных представлений о духовно-нравственной культуре в аспекте ее передачи молодежи и усвоения ею духовно-нравственных ценностей.

Вместе с тем, с научных позиций изученность факторов и психолого-педагогических условий формирования духовно-нравственной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения, как системы отношений, изучена недостаточно. Реальное состояние духовно-нравственной культуры в обществе, в первую очередь, студенческой молодежи, можно обозначить как глубокий кризис, который философы связывают с деформацией общечеловеческих ценностей и модификацией коммуникативного поля между традиционными локальными культурами.

Проведенный нами анализ состояния разработанности проблемы в современной теории и практике позволил выявить объективно существующие

противоречия, которые приводят к возникновению несформированности такого важного показателя профессионализма будущего педагога ДОУ как духовно-нравственная культура:

- на социально-педагогическом уровне - между социальным заказом на подготовку педагогов дошкольных учреждений, способных взять на себя ответственность за духовно-нравственное и гражданское воспитание ребенка, и усилением в студенческой среде мировоззренческого и нравственного кризиса, отчуждением многих студентов от культурно-исторического прошлого, разрушением привлекательности нравственных идеалов;

на дидактико-технологическом уровне - между объективной значимостью проблемы разработки формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога и недостаточной научно-методической разработанностью как в педагогической теории, так и в практике подготовки специалиста данного профиля в вузе;

- на организационном уровне - между реально низким уровнем духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ и недостаточным уровнем организации, учета и накопления студентами духовно-нравственного опыта в ходе профессионально-педагогической подготовки в вузе, отсутствием целенаправленной работы преподавателей в этом направлении.

Названные противоречия определили проблему исследования: каково содержательно-технологическое обеспечение процесса формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ и как организовать поиск специфических условий в рамках вуза для ее формирования.

На основе анализа актуальности проблемы, ее практической и научной значимости, имеющихся противоречий, а также в связи с недостаточной разработанностью в теоретическом и практическом аспектах сформулирована тема исследования: «Формирование духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить модель духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.

Объект исследования - профессиональная подготовка в вузе будущих педагогов ДОУ.

Предмет исследования - процесс формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.

Гипотеза исследования. Будущий педагог дошкольного учреждения должен взять на себя ответственность не только за образовательные успехи, но и за духовно-нравственное воспитание ребенка, одухотворять и гуманизировать процесс воспитания, что определяется уровнем сформированности у него духовно-нравственной культуры, эффективность формирования которой может быть обеспечена, если:

- духовно-нравственную культуру рассматривать как неотъемлемую ценность, играющую роль сплачивающего начала на уровне коллективного субъекта (педагогико-студенческое сообщество);

- она осуществляется на основе философско-антропологического, гуманистического, системного, средового, личностно-деятельностного и социокультурологического подходов;

дидактико-технологическая подготовка процесса формирования духовно-нравственной культуры обусловлена этапами профессиональной подготовки будущего педагога ДОУ, базируется на научном осмыслении требований социального заказа к уровню профессиональной компетентности специалиста в условиях вуза;

динамика формирования духовно-нравственной культуры осуществляется через обобщенность социально-педагогических явлений и нравственные достижения личности студента;

- созданы необходимые педагогические условия, обеспечивающие реализацию модели поэтапного формирования духовно-нравственной культуры.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить сущность и содержание духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.

2. Выявить значение духовно-нравственной культуры в воспитании и образовании детей дошкольного возраста и формирование данного качества личности в процессе профессиональной подготовки современных педагогов дошкольных образовательных учреждений.

3. Разработать модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений в условиях высшей школы.

4. Обосновать и экспериментально подтвердить эффективность реализации содержательно-технологического обеспечения модели формирования духовно-нравственной культуры в профессиональной подготовке современных педагогов дошкольных образовательных учреждений в период вузовской подготовки.

5. Охарактеризовать содержательно-структурные, критериально-оценочные и уровневые характеристики духовно-нравственной культуры будущих педагогов.

Методологической основой исследования явились философские, культурологические, социологические, психологические и педагогические концепции, раскрывающие многоаспектную природу духовно-нравственной культуры специалиста как предмета междисциплинарного исследования (В.А. Кан-Калик, М.Е. Кудрявцева, Н.Д. Левитов и др.); культурологический подход

к анализу явлений действительности и образованию как части культуры (Т.И. Бакланова, М.М. Бахтин, JI.H. Коган, В.М. Межуев, В.А. Разумный и др.); научные положения о сущности личности и ее психологической структуре (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн, К.К. Платонов и др.); основные положения философско-антропологического, гуманистического,

функционально-средового, системного, личностно-деятельностного и социокультурологического подходов к профессиональной подготовке специалистов (A.A. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.И.Легостаев, А.К. Маркова, Э.И. Сокольникова и др.).

Теоретическим фундаментом исследования стали: теории соотношения этики и культуры (Н.В. Голик, В.П. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе); нравственных ценностей в различных областях социального и гуманитарного знания (О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, М.В. Лазарева, Н.О. Лосский и др.); духовно-нравственных ценностей в образовании и воспитании (Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Н.В. Космачёва, В.И. Петрова и др.); разработка понятия «нравственная культура» (Е.М. Бабосов, В.А.Бачинин, A.A. Гусейнов, и др.).

Педагогические теории, углубленно анализирующие многообразные аспекты нравственного становления, позволили вычленить устойчивую тенденцию к системному осмыслению процесса формирования духовно-нравственной культуры и развития личности студента (О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, Н.Е. Щуркова и др.). Проблема среды учебного заведения поднималась в работах Ю.С. Мануйлова, Л.С. Выготского, А.А.Шаталова. Теория оптимизации социально-психологического климата коллектива была разработана Н.И. Шевандриным, Л.И. Новиковой, A.M. Матюшкиной.

Для проверки гипотезы диссертационного исследования и решения поставленных задач был использован комплекс методов: теоретические (историографический, системно-терминологический, сравнительно-

сопоставительный анализ, метод педагогического обобщения и систематизация,

моделирование и др.); эмпирические (наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, тестирование, обобщение опыта, контент-анализ, педагогический эксперимент и др.).

Экспериментальной базой исследования стал Кубанский государственный университет. За пять лет исследовательской работы на различных ее этапах участвовало более 200 студентов и 40 преподавателей вуза.

Исследование проводилось с 2007 г. по 2012 г. и включало: первый этап (2007-2008 гг.) - анализ историографии и оценка современного состояния проблемы, ее теоретико-методологическое осмысление; накопление эмпирического материала и личного опыта интерпретации проблемы; определение методологических и методических подходов к решению проблемы; разработка научного аппарата и программы исследования, обоснование модели формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ в условиях вуза;

второй этап (2008-2010 гг.) - экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, реализация в реальных условиях образовательного процесса вуза содержательно-технологического обеспечения модели формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ в условиях вуза;

третий этап (2010-2012 гг.) — анализ и обработка результатов педагогического эксперимента; систематизация, интерпретация полученных материалов исследования, формулировка выводов, подготовка и внедрение в практику рекомендаций по результатам диссертационного исследования, литературное оформление диссертации. Научная новизна исследования:

- уточнено понятие сущности и содержания духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ; обоснованы структурно-смысловые компоненты духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ;

по выделенным и обоснованным критериям, и показателям осуществлялось определение уровней и оценка сформированности духовно-нравственной культуры педагога;

- обоснована и раскрыта система профессионально-коммуникативных компетенций педагога ДОУ, соответствующая современным требованиям к уровню его профессиональной подготовки, в направлении духовно-нравственного развития.

- теоретически обоснована и экспериментально проверена модель формирования духовно-нравственной культуры будущего педагога ДОУ в условиях вуза, разработано содержательно-технологическое сопровождение и реализация данной модели в условиях вуза;

- выявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, необходимых для обеспечения качества реализации технологии формирования в вузе духовно-нравственной культуры будущих педагогов ДОУ.

Теоретическая значимость исследования определяется внесением вклада в развитие теории профессионального образования педагога по специальности «Дошкольная педагогика и психология»; дополнением теории личностно-ориентированного профессионального образования путем разработки дидактико-технологического и содержательно-организационного компонентов профессиональной подготовки будущего педагога ДОУ в условиях вузовского образования.

Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанные модель процесса формирования духовно-нравственной культуры будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений и ее содержательно-технологическое обеспечение получили экспериментальную проверку в учебно-воспитательном процессе вуза; подтвердили свою результативность и универсальность, что способствует их внедрению в другие

подобные образовательные учреждения. Практическая реализация материалов исследования способствовала повышению уровня сформированное™ духовно-нравственной культуры у выпускников вуза по специальности «Дошкольная педагогика и психология». Разработаны и внедрены в учебный процесс вуза дисциплины специализации, элективные курсы и технологии: «Педагогическая любовь к детям: условия ее формирования», «Педагогическая поддержка», «Позитивный педагогический план», «Педагогические студии» и др.

Материалы исследования могут быть использованы студентами и преподавателями вузов, а также воспитателями дошкольных образовательных учреждений как в учебной, так и