автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Мордовский фольклор как средство развития словесноготворчества старших дошкольников
- Автор научной работы
- Куршева, Галина Александровна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1997
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Мордовский фольклор как средство развития словесноготворчества старших дошкольников"
I О О •
? '» НОЯ •
На правах рукописи
КУРШЕВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Мордовский фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников
13.00.01 - общая педагогика
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук
Москва -1997
Работа выполнена в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева.
Научный руководитель: доктор педагогических наук О.С. Ушакова
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Г.Г. Городилова; кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник
Т.Г, Казакова
Ведущая организация:
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева.
Защита диссертации состоится 1997 г.
в часов на заседании диссертационного совета К 018.04.01 по
присуждению ученой степени кандидата наук в Исследовательском центре семьи и детства Российской Академии образования по адресу: 113035, г. Москва, ул. Садовническая, д. 21.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Исследовательского центра семьи и детства Российской Академии образования.
Автореферат разослан
1997 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат психологических наук В.В. Холмовская
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные тенденции в развитии науки и системы образования не случайно поднимают вопрос о развитии национальных культур и традиций. Интерес к культуре народа, доминантой которой является язык, делает актуальной проблему его сохранения. Это относится и к республике Мордовия. Годы непопулярности национальных языков сделали свое дело: мордовские языки (мокшанский и эрзянский) постепенно утратили свои функции и начали исчезать. Следствием исчезновения языка является обеднение культуры. Чтобы устранить эти негативные тенденции, необходимо создание условий для непрерывного обучения и воспитания на национальном языке, чтобы нация жила в окружении родного слова. Это и определяет актуальность проблемы обучения мордовскому языку, начиная с дошкольного детства.
Родной язык, являясь одновременно и методом и источником умственного, нравственного и эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Произведения устного народного творчества сопровождают ребенка с первых дней жизни: перед ним раскрываются незабываемые образы фольклорных произведений, поэтические картины природы, выразительность и меткость языка, красота художественного слова.
Любовь к родному слову, воспитанная в дошкольном детстве, постепенно перерастает в любовь к литературе и искусству, которая сопровождает человека всю жизнь.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский в своих работах неоднократно подчеркивал необычайную ценность фольклора. Многие отечественные педагоги, занимающиеся исследованием развития речи дошкольников (Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина, В.М. Федяевская,Н.С. Карпинская и др.), в своих работах показали важнейшую роль устного народного творчества в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников.
Мордовское устно-поэтическое творчество интересно, неповторимо и высокохудожественно, благодаря чему многие
отечественные и зарубежные ученые (В.М. Миллер, А.А. Шахматов, Д. К. Зеленин, ДХ. Паасонен) в своих работах уделяли ему внимание.
Выдающиеся исследователи и собиратели мордовского фольклора (М.Е. Евсевьев, П.И. Мельников-Печерский, А.Ф. Юртов), а также современные мордовские исследователи (А.И. Маскаев, М.Т. Маркелов , Л.С. Кавтаськин, К.Т. Самородов, А.Г. Борисов, Л.П. Кирюков и другие) обращались к изучению детского фольклора.
Эта проблема явилась предметом специального исследования Э.Н. Таракиной, которая разработала теорию вопроса, представив жанровый анализ мокшанского и эрзянского фольклора. В мордовском фольклоре выделяются, в основном, те же жанры, что и в русском (сказки, прибаутки, потешки, пестушки, колыбельные, загадки, скороговорки, колядки, заклички, приговорки, припевки, считалки, дразнилки, поддевки). Сюжеты, композиция, персонажи произведений часто схожи с фольклором других народов, однако они несут в себе особый национальный колорит. Произведения фольклора были созданы талантливыми людьми, способными воплотить в них общенародные идеи воспитания и национальные традиции, показать образность и красоту слова.
Использование национально-регионального компонента в развитии речи дошкольников еще не изучалось, не разработана и методика работы с разнообразными жанрами мордовского фольклора.
В мордовском языкознании мы не находим ни одной работы, в которой детский мордовский фольклор рассматривался бы как языковое явление. Вместе с тем, специфика образцов мордовского устного народного творчества, составленного для детей, настоятельно требует особого исследования и анализа. Тем более становится актуальным исследование, посвященное анализу роли мордовского детского фольклора в развитии словесного творчества детей дошкольного возраста. Этот вопрос не был предметом специального исследования, хотя именно формирование детского творчества на материале мордовского фольклора может стать важным фактором в дальнейшем эстетическом развитии подрастающего поколения.
В трудах известных психологов отмечается роль взаимодействия речевого и умственного развития (П.П. Блонский, А.Н. Леонтьев, В.В.
Давыдов, Л.А.Венгер, H.H. Подцьяков, Ф.А. Сохин и др.) и подчеркивается их влияние на личность ребенка.
Наша работа примыкает к исследованиям, выполненным в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания (ныне Исследовательский центр семьи и детства Российской Академии образования) под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, которые рассматривают методику развития речи ребенка комплексно: это формирование грамматической стороны речи (Э.А. Федеравичене, А.Г. Арушанова, М.С. Лаврик), работа над словом в его семантическом аспекте (Е.М. Струнина, A.A. Смага, Л.А. Колунова), развитие связной монологической речи (О.С. Ушакова, Н.Г. Смольникова, Е.А. Смирнова, Л.Г. Шадрина, Е.В. Савушкина), развитие словесного творчества средствами национальной литературы и фольклора (Ле Тхи Ань Туэт, Р.Х. Гасанова, Р.П. Боша, Н.В. Гавриш).
Такая постановка вопроса и определила выбор темы диссертационного исследования: "Мордовский фольклор как средство развития словесного творчества старших дошкольников".
Методологической основой нашего исследования являются положения отечественной психологии, педагогики, эстетики о развитии творчества в дошкольном детстве, представленные в трудах A.C. Выготского, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина, A.B. Запорожца, H.A. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной.
Объект исследования: особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие словесного творчества на основе целенаправленного использования различных жанров мордовского фольклора.
Цель исследования: разработка методики словесного творчества путем ознакомления дошкольников с устным народным творчеством, как частью культуры мордовского народа.
Гипотеза исследования: целенаправленное использование разных жанров мордовского фольклора (сказки, загадки, колядки, считалки, пословицы, поговорки, легенды, мифы, предания), насыщенных как богатым содержанием, так и средствами художественной выразительности, способствует формированию эстетического
восприятия детьми произведений художественной литературы, оказывает существенное влияние на развитие речи и поэтического слуха детей старшего дошкольного возраста, воспитывает любовь и интерес к художественному слову и на этой основе ведет к развитию словесного творчества.
Развитое восприятие произведений мордовского фольклора служит условием формирования у детей представлений о многообразии его жанров, особенностях художественных образов и выразительности языка, что помогает детям перенести усвоенные средства в самостоятельное словесное творчество.
Задачи исследования:
1. выявить особенности восприятия мордовского фольклора детьми старшего дошкольного возраста;
2. разработать содержание и методику ознакомления старших
дошкольников с фольклорными произведениями разных жанров, обратив внимание на единство содержания и формы произведений, специфику жанров и особенности использования средств художественной выразительности;
3. определить пути развития словесного творчества старших дошкольников па тему фольклорных произведений;
4. выявить условия, необходимые для формирования мордовско-русского двуязычия.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической, литературоведческой, лингвистической литературы по теме исследования, изучение и анализ передового опыта воспитателей дошкольных учреждений, программ развития речи, диссертационных исследований, материалов педагогической периодики; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); наблюдение, беседы, анкетирование, опросы, дидактические игры; анализ продуктов деятельности детей, аналитическая и статистическая обработка полученных данных.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые мордовский фольклор рассматривается как важнейшее средство воспитания любви и интереса к родному слову, необычности художественных образов, разнообразию фольклорных жанров.
Экспериментально доказывается влияние тематики и средств выразительности литературных произведений на творческое восприятие детьми и перенос в самостоятельную речевую деятельность дошкольников. Обучение эрзянскому языку совершенствует восприятие произведений мордовского фольклора как в его оригинальной форме, так и в форме перевода произведений на русский язык.
Теоретическое значение исследования определяется тем, что его результаты показывают возможности детей старшего дошкольного возраста в какой-то мере осознавать произведения мордовского фольклора и на этой основе, в соответствии с представленной тематикой, создавать сочинения, в которых передаются особенности жанров, художественных образов и выразительных средств, характерные для старших дошкольников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы широко используются в практике работы дошкольных учреждений Мордовии на занятиях по развитию речи, как русской, на которой ведется обучение, так и эрзянской, которая выступает в качестве второго языка, являясь для некоторых родителей испытуемых родным языком.
Разработаны конспекты занятий, бесед, праздников, музыкальных вечеров и досугов, игр и упражнений, которые могут быть использованы в практике работы детских садов.
Результаты исследования могут также использоваться в курсе лекций, семинаров для студентов дошкольного факультета МГПИ им. М.Е. Евсевьева, лекциях для работников дошкольно-образовательных учреждений г. Саранска в РИПКРО. Положения, выносимые на защиту.
1. Успешность эстетического восприятия детьми старшего дошкольного возраста фольклорных произведений определяется рядом факторов: формированием у ребенка эмоциональной отзывчивости и активности, развитием воображения и мышления, развитием поэтического слуха.
2. Произведения мордовского фольклора должны отвечать определенным требованиям: отражать быт и национальный колорит; содержать образы, передающие традиции и характер мордовского
народа; быть доступными для детского восприятия; включать разнообразные средства художественной выразительности; оказывать эмоциональное воздействие на детей.
3. Развитие словесного творчества дошкольников на темы фольклорных произведений осуществляется в самых различных формах: в придумывании сказок, рассказов, стихов, загадок, считалок, потешек, песенок и т.д.
4. Необходимыми условиями для развития восприятия мордовского фольклора и на его основе словесного творчества являются: двуязычная среда общения; наличие у ребенка сформированного "чувства языка"; положительное мотивационно-эмоциональное отношение ребенка к процессу изучения языка; отбор языкового материала (оригинальные и переводные произведения).
Апробация и внедрение. Результаты исследования, представленные
в диссертации, апробировались в следующих формах:
1. экспериментальная работа в детском саду № 127 г. Саранска республики Мордовия в течение 2-х лет;
2. выступление с докладами на международной, республиканских конференциях в городах: Москва (1995 г.), Саранск (1995, 1996, 1997 гг.);
3. обсуждение результатов и материалов исследования на заседаниях кафедры научных основ образования, кафедры методики дошкольного воспитания Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева и на заседаниях лаборатории развития речи и речевого общения ИЦ семьи и детства РАО;
4. публикации по теме исследования для воспитателей дошкольных учреждений и студентов.
СТРУКТУРА И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка
литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, формулируется цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, раскрывается его научная новизна и практическая значимость, а также формы внедрения результатов в практику.
В I главе "Современное состояние проблемы мордовского фольклора" раскрывается роль фольклорных произведений в духовном становлении подрастающего поколения, раскрываются особенности жанров детского фольклора, дается характеристика мордовских языков.
В главе дан обзор психологических и педагогических исследований по вопросам формирования эстетического восприятия и развития словесного творчества дошкольников.
Мордовское устно-поэтическое творчество обладает мощной педагогической силой, так как сохраняет для будущих поколений историю, философию, этику мордовского народа и его жизненную мудрость. Не случайно "фольклор" в переводе с английского означает -"народная мудрость".
Мордовский фольклор издавна привлекал внимание разных специалистов: этнографов, филологов, историков, педагогов (М.Е. Евсевьев, П.И. Мельников-Печерский, Д.Х. Паасонен, К.Т. Самородов, JI.C. Кавтаськин, А.Д. Шуляев, Э.Н. Таракина, В.А. Балашов и др.), которые посвятили свои работы собиранию и изучению фольклора, показав культурное и историческое своеобразие богатейшего наследия мордовского народа.
За последние 20 лет численность мордовской национальности в республике резко уменьшилась на 51.3 тыс. человека (14.1%). Люди перестали общаться на национальном языке. Такая ситуация побудила многих ученых республики заниматься проблемами мордвы (Е.Г. Осовский, Н.Ф. Мокшин, В.А. Юрченков, М.В. Мосин, B.C. Брыжинский, O.E. Поляков, НА. Зеткина и др.).
История мордовского народа насчитывает много веков. За это время создана богатейшая и самобытная культура народа. Мордовский фольклор, как и фольклор других народов, имеет три особенности -устность бытования, коллективность творческого процесса и вариативность; он бытует на двух языках (мокша и эрзя) и делится на обрядовый и необрядовый. Являясь важным компонентом
национальной культуры и традиций, фольклор и сегодня сохраняет свою общественную ценность.
Проблема использования художественной литературы в воспитательных и образовательных целях изучалась психологами, педагогами, лингвистами в разных аспектах: личностном, эстетическом, языковом (J1.C. Выготский, С.Л. Рубинштейн, О.И. Никифорова, A.B. Запорожец, Ф.А. Сохин, А.П. Усова, Е.А. Флерина, В.М. Федяевская, О.И. Соловьева, Л.А. Пеньевская, Е.И. Радина, Р.И. Жуковская, М.М. Конина, Н.С. Карпинская, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова, A.M. Виноградова, С.М. Чемортан и другие).
В диссертации дается жанровая характеристика фольклора, анализ особенностей мордовского детского фольклора, подробно прослеживается взаимосвязь и влияние жанров на речевое развитие детей.
По мнению исследователей, жанровое разнообразие, национальные особенности и уникальность мордовского фольклора являются результатом многовековых межнациональных связей и верований мордвы. Наиболее тесные отношения сложились у мордвы с русским народом, что и определило взаимосвязь и взаимовлияние их культур. Об этом свидетельствует наличие смежных жанров, сюжетов, композиций как в русском, так и мордовском детском фольклоре.
В современной фольклористике ученые пользуются различными характеристиками детского фольклора, которые обычно зависят от целей исследования. В любой из них, как правило, присутствуют созданные специально для детей сказки, прибаутки, пестушки, потешки, колыбельные; перешедшие к детям от взрослых загадки, скороговорки, колядки, заклички, приговорки, припевки; придуманные самими детьми считалки, дразнилки, поддевки.
Э.Н. Таракина, проведя жанровый анализ мордовского детского фольклора, рассмотрела и вопрос о значимости малых фольклорных форм для этнопедагогики.
По мнению ученых, ценность фольклорных произведений обусловлена их высокой образностью, выразительностью и жанровыми особенностями: речевыми, смысловыми, звуковыми. Для каждого
возрастного периода ребенка может быть рекомендован свой жанр как наиболее эффективный для его речевого развития.
Процесс восприятия фольклорных произведений важен с точки зрения формирования понимания особенностей жанров фольклора, художественного образа, выделения и осознания образных средств.
Выделяя значимость формирования эстетического восприятия произведений художественной литературы, психологи характеризуют такое восприятие как сложную психическую деятельность, заключающую в себе интеллектуальные, познавательные, эмоциональные, волевые моменты (Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, A.B. Запорожец, О.И. Никифорова и другие).
Эстетическое восприятие рассматривается как неразделимый целостный процесс, который связан непосредственно с психическим развитие детей и происходит поэтапно.
Конкретность детского мышления обусловливает огромное влияние художественного произведения на процессы восприятия, на общее психическое развитие детей. У дошкольников наблюдается преобладание наглядных образов над элементами абстрактного, что делает искусство очень близким ребенку и вызывает у него глубокие чувства (H.H. Поддьяков).
Во многих педагогических исследованиях анализируются различные вопросы процесса восприятия: понимание темы, идеи, содержания произведения, образа героев, выразительных особенностей текста (Н.С. Карпинская, О.С. Ушакова, С.М. Чемортан, Jle Тхи Ань Туэт, Р.П. Боша и другие).
Художественное восприятие развивается не только при слушании фольклорных и литературных произведений, но и при формировании навыков и умений исполнительской и творческой деятельности.
Психологи связывают творческую деятельность с развитием всех психических процессов и прежде всего с развитием воображения (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, A.B. Запорожец, В.В. Давыдов, A.B. Петровский, Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко). Художественное творчество в психологических исследованиях рассматривается с точки зрения активной позиции ребенка.
Развитие творческих процессов анализировалось исследователями в различных видах деятельности: изобразительной (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова), музыкальной (H.A. Ветлугина, К.В. Тарасова), конструктивной (H.H. Поддьяков, А.Н. Давидчук, J1.A. Парамонова, М.М. Силакова), художественно-речевой (Т.А. Репина, Г.Д. Кириллова, О.С. Ушакова, А.Е. Шибицкая, JI.M. Гурович, А.И. Полозова, С.М. Чемортан).
Восприятие литературных произведений, исполнение их с разнообразными творческими проявлениями (придумывание загадок, стихов, рассказов, сказок) называют художественно-речевой деятельностью. Соотношение эстетического восприятия и детского художественного творчества раскрывается в педагогических исследованиях Е.А. Флериной, H.A. Ветлугиной, Н.П. Сакулиной, Т.Г. Казаковой и других.
Детское словесное творчество является важнейшим этапом в развитии творческой деятельности. Такая деятельность формирует критическое отношение детей к окружающему миру, к искусству, развивает творческие способности детей.
Во II главе "Определение уровня восприятия произведений мордовского фольклора старшими дошкольниками" дается характеристика задач и методики констатирующих опытов, а также раскрываются особенности обучения испытуемых второму языку.
Для выявления речевого развития детей старшего дошкольного возраста была проведена широкая констатация, которая включала анкетирование воспитателей старших групп детских садов г. Саранска, знакомство с календарными планами, беседы с детьми, анализ статистических данных. Такая работа проводилась на протяжении четырех лет (1993 - 1996 гг.).
Анализ статистических материалов в 500 городских и сельских дошкольных учреждениях Республики Мордовия показал, что на начало 1995 года в республике воспитывалось 35 тысяч детей. Работа на русском языке велась в 414 детских садах (197 городских, 217 сельских); на русском и нерусском языках работали 8 сельских садов; на нерусском языке - 79 садов, из них: 2 - городских и 77 - сельских.
Проанализированные календарные планы педагогов старших групп городских и сельских дошкольных учреждений республики за два учебных года показали, что воспитатели чаще всего используют в своей работе сказки, загадки, скороговорки. Беседы с педагогами помогли понять, что они вносят в план небольшое количество фольклорных произведений, но используют фольклор гораздо чаще в зависимости от ситуации.
Для получения более точной картины и полного качественного анализа, нами было проведено анкетирование воспитателей старших групп, в котором принимали участие 40 воспитателей. Вопросы анкеты выявляли:
— знание воспитателями разнообразия жанров фольклора;
— предпочтение жанров народного фольклора в воспитательной работе с детьми;
— цель использования того или иного жанра;
— любимые жанры и понимание детьми их специфических особенностей;
— использование произведений фольклора в различных видах деятельности;
— глубину изучения произведений национального мордовского фольклора.
Анализируя результаты анкетирования, мы сделали вывод, что большинство опрошенных воспитателей хорошо знает жанры русского фольклора, часто использует их в разных видах деятельности для различных целей. Фольклор любим и хорошо воспринимается детьми старшего дошкольного возраста. Однако более 30% воспитателей не использует в своей работе национальный фольклор.
Констатирующие срезы и экспериментальное обучение были проведены в старших группах детского сада № 127 г. Саранска Республики Мордовия.
Задачи констатирующих опытов:
1) выявить представления детей о фольклорных произведениях различных жанров (русских и национальных);
2) определить умение детей различать жанры фольклорных произведений, понимать их специфику;
3) выявить у детей умение составлять самостоятельные сочинения на тему фольклорного произведения;
4) определить уровень владения эрзянским языком.
Констатация проводилась в двух группах параллельно. В экспериментальной группе (ЭГ) было 24 ребенка, из них 50% детей мордовской национальности, 20% - русских, 30% - из смешанных семей. В предшествующей (средней) группе обучение детей велось на русском языке, а также проводились занятия по обучению мордовскому (эрзя) языку. В параллельной контрольной группе (22 ребенка) - 70% детей русской национальности, 30% - из смешанных семей, не проводилось никаких специальных занятий по обучению детей мордовскому языку, однако некоторые дети знали отдельные эрзянские слова.
I серия заданий выявляла особенности восприятия детьми произведений мордовского фольклора разных жанров.
Для констатации мы пользовались методикой, разработанной
0.С. Ушаковой и использованной в дальнейших исследованиях (С.М. Чемортан, Р.П. Боша, Н.В. Гавриш), которая была дополнена вопросами, выясняющими представления о национальном фольклоре. Давались задания, которые выявляли следующие умения:
1. Знание детьми фольклорных произведений. Каждому ребенку задавали вопрос: "Какие сказки ты знаешь?" (загадки, считалки, пословицы). Ответ показывал, знает ли ребенок произведения устного народного творчества, может ли их воспроизвести (назвать сказку, загадать загадку, прочитать считалку, пословицу). Одновременно проверялось знание национальных произведений: "Знаешь ли ты мордовские сказки?" (загадки, считалки, пословицы).
2. Различение жанров. Детям читалась сказка "Пестрое яичко" ("Сермав алнэ"), загадка о зиме ("тельня"), считалка ("вейке, кавто, колмо, ниле") и колыбельная песня ("сак, каткине, удомо...") сначала на мордовском, а затем на русском языке. После чтения ребенку задавали вопрос: "Что ты прослушал?" Ответ (сказку, загадку, считалку, колыбельную песенку) показывал, правильно ли ребенок различает жанры мордовского фольклора.
3. Понимание специфических особенностей жанра. Ребенку задавались вопросы: "Как ты догадался, что это сказка?" (загадка, считалка, колыбельная песенка).
Сказку отличает фантастичность (сказочность) событий и образов, специфичность начала и конца, образность; в загадке выделяется метафоричность образа, звучность, ритм, наличие прямого или косвенного вопроса, участие в процессе загадывания двух или нескольких людей (загадывающий - отгадывающий); в считалке -наличие рифмы и ритма, счета или бессмысленных слов, выделение водящего в игре; в колыбельной песне - напевность, ритмика, мелодичность, образное звуковое оформление.
4. Понимание содержания произведения. Следующая группа вопросов выявляла восприятие ребенком темы, идеи, содержания произведения:
. "О чем рассказывается в сказке "Пестрое яичко"? Чему учит эта сказка? Какую русскую народную сказку она напоминает? О чем говорится в загадке? Какое содержание у считалки (колыбельной песни)?"
5. Понимание художественной формы произведения. Детям задавались вопросы: "Как эта сказка начинается? Как эта сказка заканчивается? Какие слова в сказке повторяются? Кто тебе понравился? Какое было яичко? Какие признаки зимы отмечаются в загадке? Как поется колыбельная песня? Как говорится считалка? Какие слова звучат складно?"
Анализ ответов детей показал, что наиболее близким жанром для детей является сказка. Многие дошкольники легко узнают жанр загадки и считалки и единицы называют колыбельную песню. У большинства старших дошкольников не были сформированы четкие представления о специфических особенностях жанров, хотя содержание произведения дети определяли легко. Особое затруднение вызывало выделение средств художественной выразительности (метафоры, сравнения, стихотворения).
Аналогичные данные были получены в исследованиях Р. Боши, Н. Гавриш, Л. Колуновой.
II серия заданий была направлена на выявление умения составить сказку (рассказ) на любую тему. После чтения сказки, загадки, считалки
и колыбельной песни (см. I серию заданий) у детей спрашивали: "Что тебе больше всего понравилось из услышанного? Мог бы ты сам придумать сказку или рассказ? О ком или о чем тебе хотелось бы рассказать? Как ты мог бы начать сказку?"
С этим заданием не справилось большинство детей, среди которых были те, кто хорошо отвечал на вопросы по содержанию и художественной форме произведений мордовского фольклора.
После выполнения всех заданий на восприятие произведений мордовского фольклора и выявления умений составлять самостоятельно сочинение проводился качественный и количественный анализ ответов. За правильный развернутый ответ ребенок получал 1 балл. При всей условности балльных оценок мы смогли выделить 3 уровня художественного восприятия произведений фольклора.
Количественный анализ ответов детей ЭГ и КГ позволил нам сравнить их и распределить по уровням. Оценивались знания и понимание специфики фольклорных произведений. Было выделено три уровня: "высокий" (2 человека), "средний" (11 человек), "ниже среднего" (33 человека).
Дети I уровня выделяли специфические особенности сказки (композиция, повторы, образные слова и выражения). Они хорошо понимали ее содержание как на русском, так и на эрзянском языках.
Дошкольники, отнесенные нами ко II уровню, различали жанры, понимали содержание прочитанных произведений, однако при вычленении средств художественной выразительности им понадобились дополнительные вопросы.
У детей III уровня выявились затруднения при выполнении почти всех заданий, хотя они отвечали на все вопросы по содержанию произведения.
После чтения фольклорного произведения, как правило, они не могли ответить на вопрос : "Что ты послушал?", "Как можно догадаться, что это сказка?" (загадка, считалка, колыбельная песня), "Какие сказки, загадки, считалки и колыбельные песни ты знаешь?"
Второе направление констатирующих опытов относилось к выявлению особенностей владения детьми эрзянским языком и анкетирование родителей об использовании мордовского языка в
воспитании детей. В анкетировании участвовало 46 родителей из разных групп детского сада № 127г. Саранска: 59% - русские семьи, 30% -мордовские и 11% - двуязычные. Родным назвали русский язык русские семьи, почти половина родителей в мордовских и смешанных семьях считает родным мордовский язык и лишь 1% взрослых назвали родным оба языка. 80% родителей мордовской национальности владеет мордовским языком, 12% понимает его, а 8% почти не владеет им, однако общение во многих мордовских семьях идет на русском языке. При этом очень немногие родители читают детям произведения мордовского фольклора. Вместе с тем почти все родители высказались за изучение эрзянского языка в детском саду.
Выявление понимания и употребления слов на эрзянском языке мы проводили по методике, разработанной А.И. Исайкиной. Ребенка спрашивали: "Говоришь ли ты по-эрзянски? Какие слова ты знаешь? Понимаешь ли ты, о чем мы читали тебе в сказке, загадке, считалке?"
Ответы детей показали, что половина из них понимает эрзянскую речь, но свободно говорить на мордовском языке могли лишь трое детей из экспериментальной группы и двое из контрольной.
В целом констатация подтвердила необходимость целенаправленной работы по трем направлениям: ознакомлению с разными жанрами мордовского национального фольклора, развитию словесного творчества и обучению эрзянскому языку для более глубокого понимания содержания и формы национального фольклора.
В III главе "Пути формирования художественного восприятия произведений мордовского фольклора и словесного творчества на его основе" рассматриваются четыре этапа экспериментального обучения. Были поставлены следующие задачи:
1. Познакомить детей с национальным мордовским фольклором, его жанрами, жанровыми особенностями и средствами художественной выразительности.
2. Активизировать использование детьми средств художественной выразительности (эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов), развивать чуткость к восприятию образного языка сказок, легенд, народных песен, баллад.
3. Обучить самостоятельному составлению рассказов на темы фольклорных произведений с использованием художественных средств, характерных для мордовского фольклора.
4. Побуждать к самостоятельному выбору темы для собственного сочинения любого фольклорного жанра.
В основе обучения лежала система работы по развитию речи, разработанная сотрудниками лаборатории развития речи Исследовательского центра семьи и детства РАО под руководством Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой. Занятия проводились в двух группах. Однако в ЭГ целенаправленное обучение включало формирование восприятия произведений мордовского фольклора и развитие на его основе творчества, а также обучение эрзянскому языку.
На занятиях по ознакомлению с художественной литературой у детей формировались умения определять жанры и их особенности в совокупности с умением различать средства художественной выразительности, находить в тексте эпитеты, сравнения, понимать их значение, подбирать синонимы, антонимы и использовать их в собственных сочинениях. Для этого были подобраны фольклорные произведения: сказки, легенды, прибаутки, колыбельные песни, потешки, загадки, скороговорки, заклички, приговорки, колядки, дразнилки, считалки, пословицы и поговорки, доступные для восприятия их детьми старшего дошкольного возраста.
На занятиях по развитию речи закреплялись умения детей использовать разнообразные средства художественной выразительности в своих высказываниях. Одновременно шла работа по развитию всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) и формировались представления о структуре связного высказывания, способах связи между его частями, уместности и точности использования выразительных средств.
При ознакомлении с мордовским фольклором использовались следующие методы:
1) Чтение произведений мордовского фольклора с последующим анализом содержания, идеи, выразительных средств.
2) Ознакомление с выразительностью народных произведений, повторением одной и той же темы в разных произведениях
устного народного творчества (эрзянские и мокшанские параллели песен и сказок).
3) Использование произведений живописи и скульптуры для углубленного понимания содержания некоторых сказок, баллад, легенд и произведений малых фольклорных жанров.
4) Проведение национальных праздников в народных костюмах с исполнением песен, пословиц, прибауток, загадок, частушек.
5) Использование в играх детей произведений малых фольклорных жанров (загадки, считалки, заклички, песенки).
На I этапе (сентябрь - декабрь 1995 г.) осуществлялось ознакомление с разнообразными жанрами мордовского фольклора, их своеобразием и специфическими особенностями. Параллельно шло ознакомление с произведениями изобразительного и музыкального искусства, которые углубляли восприятие таких жанров, как сказка, народная песня и малые фольклорные формы - прибаутки, потешки, пословицы.
Первые занятия дали представление детям о том, что они живут в республике Мордовия, мокшанский и эрзянский языки - очень древние, что каждый культурный человек должен знать историю и язык своего народа.
Затем детей подводили к пониманию того, что у каждого народа есть свои произведения устного народного творчества, иногда они совпадают по содержанию, идее, но каждый народ находит свои средства выражения этого содержания, в каждом произведении есть свои персонажи, образы, которые соответствуют народным обычаям, традициям, истории развития.
В дальнейшем работа над каждым жанром осуществлялась на двух занятиях: сначала дети знакомились с содержанием произведения, его композицией, выразительными средствами, на следующем занятии эти представления углублялись и уточнялись путем сопоставления близких по содержанию, но разных по жанру произведений.
Последовательно формировались представления о жанрах. В сказке происходят волшебные события, говорят животные и птицы, есть необычные персонажи: Вирява, Ведява, встречаются загадки-задачи, проверяющие ум, мудрость и хитрость героев сказки.
Прибаутка - веселое, смешное, складное стихотворение или песенка, часто построенная на небылице; они рассказывают о животных, а иногда и о вымышленных героях и действиях.
Аналогичным образом давались представления о других малых фольклорных жанрах, которые дети использовали как на занятиях, так и в повседневной жизни (загадка, считалка, колядка, закличка, приговорка, колыбельная песня).
В конце I этапа обучения дети научились различать жанр сказки и вычленять особенности мордовской сказки в сравнении с произведениями других народов, близкими по содержанию ("Мальчик с пальчик" - сказка братьев Гримм и одноименная мордовская и др.).
На П этапе (январь - май 1995 г.) закреплялись представления детей о разнообразии жанров мордовского фольклора и целесообразности использования соответствующих художественных средств в сказке или в малых фольклорных формах.
Занятия проводились в такой последовательности: чтение фольклорного произведения, определение жанра и его особенностей, выполнение творческих заданий: подбор эпитетов, сравнений, окончание предложений, придумывание собственного сочинения.
На этом этапе дети знакомились и с волшебно-фантастическими сказками, которые тесно связаны с мифами и их персонажами: Юртава -хранительница дома, Ведява - богиня воды, Вирява - богиня леса и плодородия, Паксява - хозяйка поля и т.п.. Герои многих сказок были для детей новыми, поэтому использовались различные типы занятий: экскурсии в краеведческий музей, рассматривание скульптур и репродукций картин мордовских художников.
В процессе беседы усложнялись вопросы, выявляющие понимание детьми смысла фразеологизмов, крылатых выражений, пословиц, поговорок. Одним из приемов было сопоставление разных жанров, например, сказки "Пестрое яичко" и колыбельной "Кач-кач, жили старик со старухой". Сказка и песня начинаются одинаково, у них есть начало и конец, но сказка сказывается, а песня складно сложена. Дети усвоили этимологию слов "сказка" и "колыбельная".
На занятиях этого этапа дети подводились к созданию своих сочинений на тему загадок, пословиц, песен мордовского фольклора.
Ha III этапе (подготовительная группа) углублялась взаимосвязь разных видов искусства (скульптуры, живописи, декоративных росписей) с литературными произведениями. Творчество детей проявлялось и в изобразительной деятельности. Они придумывали рассказы, загадки, стихи и рисовали на темы своих сочинений.
Накопленный детьми опыт восприятия фольклорных произведений позволил им придумывать сочинения различных жанров не только на занятиях, но и в свободной деятельности, причем темы сочинений выбирали уже самостоятельно.
IV этап включал ознакомление с такими сложными жанрами мордовского фольклора как легенды и баллады, отрывки из которых мы читали на занятиях и перед экскурсиями в музей С.Д. Эрзи, краеведческий музей.
Таким образом, на всех этапах экспериментального обучения осуществлялась взаимосвязь разных видов деятельности: речевой, изобразительной и музыкальной.
Параллельно на всех четырех этапах проводилось обучение детей эрзянскому языку. Лексическая работа была направлена на накопление словаря по тематическому принципу. Формирование грамматического строя речи включало правильное использование грамматических форм в определенной коммуникативной ситуации, развитие звуковой стороны речи проводилось вместе с обучением и применением сформированных умений при составлении связного высказывания. Особое внимание уделялось чтению произведений мордовского фольклора и художественной литературы на эрзянском языке, что оказало положительное влияние на общее речевое развитие старших дошкольников.
Методика проведения контрольных срезов была аналогична той, которую мы использовали в констатирующих опытах, однако задания были несколько усложнены: давались большие по объему произведения, пословицы и поговорки (сказка "Как собака друга искала"; прибаутка-стихотворение "Ай, козочка, козочка..."; загадка "Сам маленький, а сквозь землю прошел..."; колыбельная песня "Приходи, кисонька, спать..."; считалка "Эни-бени..."; пословица "Мордва проста с виду, да не даст себя в обиду").
Обобщая количественные данные опроса, мы получили следующую картину.
Таблица 1.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО УРОВНЯМ ВОСПРИЯТИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУППАХ, В %
Р^^овни I II III
ЭГ 20 (85%) 1 (5%) 3(10%)
КГ 2(10%) 7 (30%) 13 (60%)
Уровень развития восприятия фольклорных произведений у детей экспериментальной группы значительно выше уровня контрольной группы. Дети экспериментальной группы не только легко различали жанры, но и без труда вычленяли жанровые особенности произведений. Затруднения встречались лишь в понимании смысла пословиц. Это можно объяснить не только недостаточным вниманием к данному жанру в нашем обучении, но и сложностью жанровых особенностей пословиц и поговорок. Результаты исследования понимания детьми содержания и художественной формы народной сказки в экспериментальной группе оказались существенно выше результатов опроса контрольной группы. Значительная разница обнаружилась и в умении детей выделять любимый жанр фольклора и аргументировать свой выбор.
Эстетическое восприятие ребенка, как было отмечено в теоретической главе, развивается не только при слушании художественных произведений, но и при формировании навыков и умений исполнительской и творческой деятельности. Для того, чтобы подтвердить, что качество творчества напрямую зависит от первоначального восприятия, посредством которого развивается не только выразительное исполнение произведения, но и словесное творчество, детям обеих групп было дано задание придумать произведение любого жанра.
В экспериментальной группе лишь один ребенок отказался от выполнения задания. В КГ -14 детей (65%).
В ЭГ дети придумали сочинения различных фольклорных жанров (40% детей - сочинения в стихах). В детских сочинениях были четко выделены композиционные части и жанровые особенности. Сюжет развивался в логической последовательности. Использовались разные типы предложений. Дети воспроизводили собственные сочинения выразительно и эмоционально.
В КГ дети придумывали одни рассказы. Детские сочинения в этой группе часто не имели логического завершения. Содержание было не слишком интересным. В таких сочинениях практически не встречались средства художественной выразительности.
Результаты контрольных срезов убедили нас в огромном влиянии произведений фольклора на развитие детского словесного творчества, что благоприятно повлияло на развитие речи ребенка в целом. У детей повысилась внутренняя активность, они начали свободно формулировать и развивать собственные мысли, речь их стала последовательной и логичной, образной и эмоциональной.
ВЫВОДЫ:
1. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами мордовского фольклора является важной составной частью эстетического воспитания детей и чрезвычайно актуальной на современном этапе.
Анализ данных психологических и педагогических исследований показывает, что развитие словесного творчества протекает в тесной взаимосвязи с формированием художественного восприятия фольклорных произведений.
2. Изучение программно-педагогических материалов, статистических данных и практики обучения в дошкольных учреждениях Республики Мордовия, выявило, что традиционная методика ознакомления с художественной литературой явно недостаточно использует возможности произведений устного народного творчества, в частности мордовский детский фольклор, для формирования у детей эстетического восприятия фольклорных произведений в единстве их содержания и формы.
3. Выявление особенностей восприятия жанров мордовского фольклора показало, что у большинства старших дошкольников отсутствует представление о его жанровых, композиционных особенностях, разнообразии жанров, средствах художественной выразительности и почти отсутствуют навыки сочинения сказок (рассказов).
4. Разработанная методика формирования эстетического восприятия мордовского детского фольклора и на его основе развития речи и словесного творчества детей показала, что планомерное систематическое использование фольклора в процессе развития речи детей, включающее ознакомление детей с жанрами фольклора и их особенностями, использование специальных упражнений, творческих заданий, соотнесение их с произведениями музыкального и изобразительного национального искусства положительно повлияло на развитие словесного творчества старших дошкольников.
5. Обучение эрзянскому языку углубило восприятие фольклорных произведений, раскрыло перед детьми красоту и мелодику мордовского языка, повысило их интерес к языку Республики Мордовия.
6. Исследование доказало необходимость внесения в региональную программу дошкольных учреждений раздела ознакомления с произведениями мордовского детского фольклора с целью развития мордовской и русской речи детей старшего дошкольного возраста, а также возможность использования фольклора в средней и младшей группах детского сада.
Основное содержание диссертации отражено в следующих
публикациях:
1. Мордовский детский фольклор в обучении родной речи в раннем и дошкольном детстве // Мордовское просветительство: истоки, проблемы, направления развития / Материалы научной конференции посвященной 140-летию со дня рождения А.Ф. Юртова и 130-летию со дня рождения М.Е. Евсевьева, 11 марта 1994 г. / Отв. ред. В.М. Макушкин. 4.1. - Саранск, 1995. - с. 44-49. (в соавторстве с H.H. Воробьевой).
2. Традиционное и национальное в игре И Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы Международной научно-практической конференции 11-14 апреля 1995 г. 4.1. - М.: Прометей, 1995. - С. 85-86.
3. Способность понимания жанрового разнообразия детьми старшего дошкольного возраста // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 5. - Саранск, 1996. -с. 56-57.
4. Проблема развития речи старших дошкольников в двуязычной среде // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 6. - Саранск, 1996. - с. 64-66.
5. К вопросу о национально-региональном компоненте развития речи дошкольников // XXXI научная конференция преподавателей и студентов МГПИ имени М.Е. Евсевьева (материалы выступления). 4.2. - Саранск, 1996. - с. 26-27.
6. Особенности восприятия детьми дошкольного возраста произведений художественной литературы и фольклора // Современные проблемы психолого-педагогических наук: Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. Е.Г. Осовского. - Вып. 9. -Саранск, 1997. - с. 78-80.
7. Региональный аспект проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста // История, образование и культура народов Среднего Поволжья: Материалы всерос. науч.-практ. конф. Саранск. 12-15 марта 1997 г. / Отв. ред. В.М. Макушкин. - Саранск, 1997. -с. 67-68.
Отзывы на автореферат в двух экземплярах с заверенными
подписями направлять по адресу: 113035, Москва, ул. Садовническая, 21.
Исследовательский центр семьи и детства РАО. Диссертационный совет.