Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы освоения мордовского музыкального фольклора

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические основы освоения мордовского музыкального фольклора», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Карпушина, Лариса Павловна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1996
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогические основы освоения мордовского музыкального фольклора"

На правах рукописи

{

1 КАРПУШИНА Лариса Павловна

1--Ш

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОСВОЕНИЯ МОРДОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА (НА ПРИМЕРЕ 1-ГО КЛАССА ЧЕТЫРЕХЛЕТНЕЙ НАЧАЛЬНОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

Специальность 13.00.01 - общая педагогика

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 1996

Работа выполнена в Институте общего образования Министерства образования Российской Федерации.

Научный руководитель - доктор педагогических наук,

профессор А.И.Иванов

Официальные оппоненты - доктор философских наук,

профессор М.Н. Афасижев

кандидат педагогических наук, доцент Л.Л.Куприянова

Ведущее учреждение - Мордовский республиканский

институт повышения квалификации работников образования

Защита состоится " " Цл-^с-^о^' 1996 г. в /У час, на заседании Диссертационного совета К 113.39.01 п присуждению ученой степенн кандидата педагогических наук Р1нституте общего образования Министерства образования Российско Федерации по адресу: 109044, Москва, Крутицкий вал, 24.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института. Автореферат разослан /Г" 1996 г.

Ученый секретарь Диссертационного совета, кандидат педагогических наук,

старший научный сотрудник Боковнев O.A.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. В настоящее время среди многочисленных вопросов, связанных с музыкальным воспитанием в республике Мордовия, и других регионах страны;тде компактно проживает мордва, особо остро встает проблема приобщения детей к национальному музыкальному народному искусству как части мировой культуры. Мордовское народное музыкальное творчество запечатлело в своих произведениях быт, историю, мировоззрение, и характер мордовского народа, оно является сокровищницей мудрости, олицетворяет собой непреходящие, веками накопленные духовные, нравственные и эстетические ценности и обладает коллосальным воспитательным потенциалом. В мордовских народных песнях сосредоточен национально-своеобразный музыкальный язык, в котором закодированы "зовы" предков, их интонационные послания, которые никогда не исчезают из народной памяти.

Приобщение детей к национальному музыкальному искусству позволит им усвоить нравственные и эстетические идеалы своего народа, познакомиться с разнообразными музыкальными жанрами, освоить типичные попевки интонационно-попевочного словаря мордоеского народа, что приведет к лучшему восприятию и интонированию мордовских песен, а значит позволит развить в детях зачатки национального музыкального мышления. Это, в сбою очередь, будет способствовать сохранению национального своеобразия мордовской культуры, а также самобытности мордовской нации и сохранению его генофонда, возрождению национального самосознания.

О необходимости использования в музыкальном воспитании и обучении народного музыкального творчества говорили многие педагоги, музыканты, фольклористы прошлого С.И.Миропольский, А.Н.Карасев, П.П.Мироносицкий,

А.Л.Маслов, Е.Линева. В трудах видных советских деятелей музыкального образования - Б.В.Асафьева, В.Н.Щацкой, Н.Л.Гродзенской, Н.А.Ветлугиной, О.А.Апраксиной,

Д.Б.Кабалевского, Э.Б.Абдуллина. Ю.Б.Алиева рассматривались

разные аспекты приобщения школьников к народному искусству.

Вопросы использования различных жанров народного творчества е процессе эстетического воспитания учащихся поднимались С.С.Балашовой, Э.И.Бальчитасом, Т.А.Еейдер, В.К.Белобородовой, Н.Л.Брюсовой,- . Е.Я.Гембицкой,

В.А.Дышлевской, В.С.Кузиным, Л.Л.Куприяновой, Г.С.Ригиной, М.А.Румер, В.Д.Халиловым, М.М.Хизбулаевым и др. Опора на национальный музыкальный фольклор является важнейшей особенностью музыкально-педагогических систем З.Кодая, К.Орфа, С.Судзуки. Проблемам музыкального воспитания детей средствами мордовского музыкального искусства посвящены исследования Т.И.Одиноковой.

Среди всего многообразия форм и жанров мордовской народной музыки особое место принадлежит песенному жанру. Анализ теоретической и методической литературы свидетельствует о том, что проблема изучения песенного фольклора в музыкальном воспитании детей имеет принципиальное значение. Большая ценность музыкального мордовского фольклора, обладающего нравственной, познавательной и эстетической воспитательной функциями, подчеркивают необходимость разработки педагогических основ освоения детьми мордовского народопесенного' творчества, определения содержания работы на уроках музыки и факультативных занятиях в общеобразовательной школе с учетом специфики национального фольклора и возрастных особенностей детей.

В настоящее время отсутствует научно обоснованная программа и методика использования образцов мордовского музыкального фольклора на уроках музыки в первом классе четырехлетней начальной школы. В связи с этим знакомство с народным музыкальным . творчеством носит эпизодический характер. Тем самым школьники лишены возможности в полной мере представить себе природу национального музыкального искусства ео всем его многообразии.

В 2 - 4 классе дети частично осваивают национальный музыкальный фольклор по программе, разработанной Т.И.Одиноковой. Однако необходимо иметь в виду, что шестилетний возраст является наиболее сензитивным для

о

развития эмоциональной восприимчивости, накопления интонационно-слуховых представлений.

Таким образом, тема "Педагогические основы освоения детьми шестилетнего Еозраста мордовского музыкального "фольклора" является актуальной, а ее исследование .необходимым.

Объект исследования - музыкальная деятельность детей шестилетнего возраста в процессе освоения мордовского наредопесенногс творчества.

Предмет исследгзания - педагогические основы освоения национального музыкального фольклора в процессе формирования у школьников 6-летнего возраста навыков восприятия и интонирования мордовского музыкального фольклора.

Цель исследования - разработка педагогических основ и экспериментальная проверка модели музыкального образования детей 6-летнего возроаста на основе мордовского нарсдопесенного творчества.

Реализация цели настоящего исследования обусловила постановку следующих задач:

- провести анализ учебных и методических пособий, диссертационных исследований, специальной литературы по проблеме исследования;

- Еыделить психолого-педагогические основы музыкального образования на нарсднопесенной основе;

- еыяеить и оСосновать дидактические условия обучения средствами мордоеского музыкального фольклора;

- разработать модель и содержание экспериментальной программы музыкального образования детей 6-летнего возраста на основе мордовского народопесенного творчества;

- провести опытно-экспериментальную проверку отобранного музыкального материала и заданий, их соответствия возрастным возможностям восприятия детей.

В ходе теоретической и опытно-экспериментальной деятельности была -выдвинута гипотеза, согласно которой эффективность освоения детьми 6-летнего Еозраста мордовского музыкального фольклора достигается при следующих педагогических условиях:

- научно-обоснованным отбором содержания учебного материала, е основе которого лежит интонационно-попевочный слоьарь мордовского народа;

-.учете при выборе дидактических средств, используемых .в учебном процессе, особенностей восприятия и интонирования мордовского музыкального фольклора;

- разработке целостной программы обучения детей б-летнего Еовраста средствами мордовского музыкального Фольклора.

Методологической основой исследования явились труды классиков музыкальной педагогики, перспективные

исследования и разработки педагогической науки и практики. Принципиальное значение для данного исследования имели работы ведущих педагогов-дидактов Ю.К.Бабанского, М.А.Данилова, В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.И.Махмутова, A.M. Матюшкина, М.Н.Скаткина; художественно-педагогические идеи Э. Б. АОдуллина. Ю.Е.Алиева, С. С. Балашовой,

Н.А. Ветлугиной, Д. Б. Кабалевского, В.С.Кузина,

Л.л.Куприяновой, Л.В.Школяр: музыкально-теоретические труды Б.В. Асафева, Л.А.Мазеля. В.В.Медушевского,

Е. В. Назайкинского, В. А. Цуккермана; исследования

музыкантоЕ-фольклористов Э. Е. Алексеева, Т.е.Бершадской, Е.Е.Гиппиуса, К.И.ЗемцоЕского, К.Е.Квитки, Ф.А.Рубцова; музыковедческие и программно-.методические работы по мордовской народной и профессиональной музыке Л.Е.Бояркиной, Н.И.Бояркпна, Т.И.Одиноковой,

Г.И. Сураева-Королева, Б.С.Урицкой; а также исследования крупнейших представителей отечественной психологической науки Л.С.Выгодского, А.Н.Леонтьева, Б.М.Теплова .

В ходе исследования применялись следующие методы: изучение философской, педагогической, психологической, этнографической, музыковедческой литературы в

рамках избранной проблематики; анализ литературы по теории и методике музыкального образования детей; изучение передового педагогического опыта; опытно-экспериментальная работа; систематическое наблюдение учащихся,

фиксирующее степень усвоения отобранного музыкального материала, соответствие его возрастным особенностям

музыкального восприятия детей 6-летнего возраста.

Экспериментальная работа проводилась с 1993 по 1996 год и осуществлялась в 3 этапа:

- на первом этапе (1993 - 1994) изучалась литература по педагогике, "дидактике, "психологии, фольклористике, музыкознанию, по теории и методике музыкального образования; рассматривались работы, посвященные проблемам восприятия и интонирования музыкального фольклора, психологии музыкального восприятия. Проводился анализ нотного музыкального материала и этнографических источников. Изучалось состояние учебно-воспитательного процесса по освоению детьми 6-летнего возраста в школах и детских садах Мордовии национального музыкального фольклора. Анализировались методические работы по национальному музыкальному воспитанию. Постоянно велась работа по обоснованию сущности и содержания воспитания детей-шестилеток средствами национального музыкального искусства, условий и средств его реализации. Осуществлялась разработка экспериментального исследования и подбор экспериментального материала.

На втором этапе (1994 - 1995) проводилось теоретическое и экспериментальное исследование проблемы. Был проведен обучающий эксперимент по проверке предлагаемых дидактических услоеий и дидактических средств освоения мордовского музыкального фольклора детьми 6-летнего возраста.

На третьем этапе (1995 - 1996) проходило обобщение и систематизация полученных данных, корректировка теоретических еыводов, апробация и внедрение результатов исследования в практической деятельности, оформление диссертации.

Экспериментальной базой являлись: средняя школа N 2 с. Старое Шайгово Республики Мордовия.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностной основой освоения детьми 6-летнего возраста мордоеского фольклора является восприятие и интонирование интонационно-попевочного словаря мордоеского народа;

2. Повышение эффективности музыкального обучения детей 6-летнего Еозраста в школах Мордовии находится в прямой

зависимости от уровня освоения национального музыкального фольклора;

3. Эффективным средством решения проблемы освоения детьми „мордовского музыкального .. фольклора является разработанная модель и содержание экспериментальной программы, а также задания для детей 6-летнего возраста на основе национального народопесенного творчества.

Научная новизна исследования состоит в разработке целей, задач, содержания, дидактических условий и средств освоения детьми 6-летнего возраста мордовского национального музыкального фольклора: выделены наиболее типичные, характерные для мордовского фольклора составляющие интонационно-попевочного словаря;

сформулированы на этой основе критерии отбора национального музыкального материала; разработана модель и содержание экспериментальной программы, а также специальные задания на основе мордовского народопесенного творчества; -создана система организации учебно-воспитательного процесса, включающая накопление интонационно-слухоЕых представлений, развитие эмоционального восприятия, формирование вокально-хоровых навыков и эмоционально-нравственного отношения к национальному искусству.

Практическая значимость исследования заключается е том, что теоретические положения и методические рекомендации, разработанные в ходе исследования, послужили основой для создания экспериментальной программы обучения детей 6-летнего возраста на народопесенной основе и могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ Мордовии в практике музыкального образования. Материалы исследования могут быть использованы е профессиональной подготовке учителей музыки в высших и средних педагогических учебных заведениях.

Достоверность научных результатов, полученных в ходе исследования, подтверждается методологической

обоснованностью его исходных предпосылок, использованием взаимосвязанных педагогических, психологических и социологических методов, адекватных предмету исследования; сочетанием качественного и количественного анализа результатов эксперимента; опытной проверкой разработанных

нами рекомендаций.

Апробация результатов и выводов исследования осуществлялась на педагогических советах школ, методических объединениях учителей, на заседаниях кафедры хорового дирижирования, пения и методики музыкального образования МГПИ им. М.Е.Евсевьева, на ежегодных научно-практических конференциях в МГПИ им. М.Е.Евсевьева (1994 - 1996 гг.), на республиканской научно-практической конференции учителей музыки и преподавателей пединститута (1996 г.), на курсах усовершенствования РИПКРО г. Саранска, при проведении спецкурса для студентов МГПИ им. М.Е.ЕвсевьеЕа.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы (204 наименования) и приложения. Диссертация содержит 160 страниц машинописного текста.

Основное содержание диссертации

Во введении обосновывается актуальность темы, новизна и практическая значимость исследования, представлен научный аппарат и основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Теоретические основы музыкального образования средствами фольклора" рассматриваются основные положения современной педагогической парадигмы, анализируются различные подходы к выделению теоретических основ музыкального образования, обосновываются историко-этнографические предпосылки восприятия

музыкального фольклора, а также дается анализ историко-педагогических и этнопедагогических вопросов по освоению детьми народного музыкального творчества.

Современная стратегия образования отразила все прогрессивные тенденции, наметившиеся в обществе и заложила фундамент формирования новой личности, способной к деятельности в условиях рынка и конкуренции, стремящейся к самосовершенствованию и самообразованию, обладающей способностью к творческой деятельности и впитавшей в себя общекультурные ценности и нравственные нормы, а также чувствующей сбою принадлежность к какому-либо этносу.

Принципиальным является направление на реализацию

этнокультурной потребности личности, которое на практике выражается в создании этнопедагогической концепции образования, определения педагогических осное музыкального обучения средствами национального искусства, выделении национально-регионального компонента содержания

этномузыкального образования.

Одним из важных вопросов, рассматриваемых как дидактикой, та-: и музыкальной педагогикой, является вопрос о целеполагании. Вопросы целеполагания массового музыкального воспитания рассматривались В.Н.Шацкой, Б.В.Асафьевым, Б.Л.Яворским, Н.Л.Гродзенской.

В 70-е годы Д.Б.Кабалевским была выдвинута цель массового музыкального Боепитания, не потерявшая своей актуальности и по сей день, в которой воспитание музыкальной культуры учащихся рассматривается как часть всей их духовной культуры.

В настоящее время свои трактовки цели музыкального образования Еыдвинули Э.Б.Абдуллин, Ю.Б.Алиев, Л. А.Баренбойм, Л.В.Горюнова, Л.В.Школяр.

Анализ трактовок цели музыкального образования показывают, что несмотря на некоторые отличия е формулировке, Есе эти идеи объединяют признание высшей роли музыки, ее значимости в нравственнном, эмоциональном и духовном формировании человека, особенно в период интенсивного развития и становления личности. При этом они рассматривают музыку как живое искусство, отрау>аюш,ей жизнь людей.

Цель конкретизируется путем постановки задач. Однако необходимо отметить тот факт, что в современной музыкальной педагогике нет единого мнения о том, какие задачи должны способствовать воплощению цели, хотя трактовка цели признается почти всеми.

Анализ научно-педагогической литературы позеолил Еыделить нам те задачи музыкального образования, которые кажутся нам наиболее актуальными на современном этапе. Это:

1. Воспитание на основе восприятия музыки нравственно-эстетических качеств личности учащихся и его художественно-образного отношения к жизни, интереса к музыке;

2. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

эмоционально-образного мышления, приобретение интонационно-слухового опыта;

3. Развитие музыкальных и творческих способностей;

4. Приобретение опорных знаний, умений и навыков, дозволяющих овладевать музыкой. _ _

Для создания этнопедагогической концепции музыкального образования необходимо рассмотреть своеобразие восприятия музыкального народного творчества в связи с ярко выраженной спецификой его как вида искусства. Этому способствуют такие моменты:

- особое мировоззрение, восприятие мира, космоса, природы, близкое к языческой религии;

- фольклор возник как отражение целостного уклада жизни, который нам мало .знаком и который имеет древнюю магически-обрядовую оснсзу. Первые тексты, напевы возникли либо как средство связи с потусторонни).) миром (обрядовые песни). либо как свод примет, легших в основу земледельческого 1салендаря;

- народное искусство сконцентрировало в себе нравственные ценности, мудрость народа, являясь примером правильного поведения, мировосприятия, бытовых, трудовых, семейных отношений. Это искусство, в котором сконцентрировано духовное и эстетическое в виде "духовно-художественной субстанции";

- народная песня сконцентрировала в себе чувственно-эмоциональкое состояние массы людей, те эмоциональные реакции на окружающую природу и жизнь, которые были проверены Беками и стали привычными и характерными. Народные песни явились как бы эмоциональной отдушиной, позволявшей выразить человеку с.Еое состояние и подпитаться энергией собратьев.

Значительное влияние на восприятие фольклора оказывает его своеобразный музыкальный язык. Музыкальному фольклору не свойственна персонажная изобразительность, драматические перепетии; он несет в себе "энергию мирочувствования" (В.В.МедушеЕский) предков, выраженных в типичных для каждого народа интонациях. Музыкальные интонации, слившиеся с речевой интонацией, под влиянием определенных услоеий, в зависимости от национальных особенностей звукоизвлечения и

восприятия, начинают откристаллизовываться в обществом сознании и превращаться в звукокомплексы. Эти звукокомплексы приобретают значения "слов", "фразеологических оборотов" е неком интонационном словаре, на что указывали в сеоих -- - работах Б.В.Асафьев., В-.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский.

Процесс освоения народной песни как бы повторяет процесс ее возникновения, созидания. Сначала идет как бы узкаЕание г напеве "что-то знакомого", затем, с помощью "близких". "родных" интонаций, "слов" слух начинает постигать о-ысл. настроение, чувства произведения; вое ника-ит лнзненнные и эмоциональные ассоциация.

Zope га к общечеловеческой культуре лежит через освоение народной кулгтуры и использование народных педагогических традиций в образовании, которые нашли свое воплощение в фольклоре, обычаях, обрядах, детских играх, народно-прикладном творчестве и музыкальном искусстве. Фольклор вобрал в себя самые емкие и естественные формы воспитания нравственных идеалов, развития логического и художественного мышления, формирования тех или иных черт национального характера, особенностей мировоззрения. При этом фольклор выступает фундаментом современной культуры, источником духовности и самосознания; актуальность его состоит в национально-сохраняющей функции, исторических корнях.

Значительный вклад в изучение народной педагогической культуры Енеслн Я.А.Коменский, И.Г.Песталлоци, Ж.Ж.Руссо,

A. Лпстерверг, Л.Н.Толстой, К.Д. Ушинский. Начало этнопедогагическому осмыслению передовых педагогических традиций было положено Г.С.Виноградовым, А.Я.Поздеевым. В 50-х годах развернутую характеристику этнопедагогики дал Г.Н.Волков; данными проблемами занимались также

B.Х.Арутунян. А.Я.Гашимов, И.Я.Ханбиков и др.

Важный вклад в теорию и практику этнопедагогики внесли В.Ф.Афанасьев (Якутия), Ж.Еешанов (Киргизия), Н.В.Битнева (Чечено-Ингушетия), А.Э.Измайлов (Киргизия), Ю.З.Кутгульдина (Башкирия), Н.Кушекбаев (Казахстан), Ю.Б.Стракач (Сибирь) и др. Значимость народного искусства в художественной педагогике рассмаривалась И. Я.Богусловской, Т.К.Вагнером, В.М.Василенко, М.А.Некрасовой, Т.М.Разиной, Т.Я.Шпикаловой.

Большое значение в художественном воспитании детей играет музыкальный фольклор:

- во-первых, освоение детьми народного музыкального творчества способствует формированию нравственных основ и передачи от поколения к поколению духовности, идеалов красоты и добра;

- во-вторых, гармоничность отношений человека с природой, миром, заложенная в музыкальном фольклоре, соответствует синкретичности восприятия детей 6-летнего возраста и способствует душевному здоровью и экологическому воспитанию;

- в-третьих, благодаря общению с народным музыкальным творчеством очень быстро устанавливается эмоциональный контакт между ребенком и учителем: ребенок раскрепощается, сбрасывает груз физической и психической усталости, он получает заряд силы и бодрости, оптимизма и жизнелюбия; развивает творческую активность, фантазию;

- е-четвертых, благодаря освоению народопесенного творчества ребенок усваивает национальное мировоззрение, музыкальный язык, развивает интонационный слух, что способствует формированию основ национального музыкального мышления и сохранению национальной культуры;

- в-пятых, эмоциональная игровая музыкальная деятельность способствует возникновению любви к любым занятиям музыкой.

О важности народно-нацонального воспитания писали многие известные педагоги-музыканты - Д.И.Зарин, А.Н.Карасев, А.А.Маслов, А.И.Пузыревский, С.М.Миропольский; в начале нашего столетия Б.В.Асафьев, А.В.Луначарский, Б.Л.Яворский.

Тема использования . музыкального фольклора в практике школы разрабатывались также М.А.Румер, Н.Л.Гродзенской, Л.А.Мекалиной, Н.А.Ветлугиной, В.А.Дышлевской и др.

Показательно, что в 80 - 90 годах значительно Еозрос интерес к использованию народного музыкального творчества в школе.

Большой интерес вызвала программа Л.Л.Куприяновой "Музыкальный фольклор" (1-4 классы), которая построена с учетом специфики музыкального фольклора как вида искусства. Определенный интерес вызывает программа для начальной школы "Русское народное творчество" Н.Ширяевой. Значительный вклад

в музыкальную этнопедагогику внесла С.С.Балашова, работавшая над проблемой методического) обеспечения использования народного музыкального творчества в обучении школьников и студентов.

В последнее время очень активно разрабатывается политика национального образования; этому посвящена специальная программа MHO МАССР и мордовского филиала НИИ" национальных школ MHO РСФСР "Национальная школа на 1990 - 1995 годы".

Традиции мордовской народной педагогики рассматривались в трудах известных педагогов и ученых-этнографов А.Ф.Юртова, М.Е.ЕвсеБЬ ева, В. А.Балашова, Н.Ф.Мокшина, М.Ф.ЖиганоЕа, А.Г.Борисова, В.Л.Шимайкиной, А.М.Маскаева, Г.К.Самородова, Э.Н.Таракиной и др.

Проблемы музыкального образования средствами мордовского музыкального искусства рассмотрены е современных исследованиях Т.И.Одинокоеой.

Гоеоря о состоянии музыкального воспитания детей средствами мордовского национального искусства в Мордовии, следует отметить действующую программу для начальных классов общеобразовательной школы "Мордовское музыкальное искусство на уроках музыки в начальной школе (1 - 3 классы)" Т.И.Одиноковой. Названная программа выдвигает на первый план необходимость использования мордовской музыки, опираясь на типовую программу для общеобразовательных школ.

Во второе главе - "Специфика музыкального образования в общеобразовательных школах Мордовии" рассматриваются основные положения зтнопедагогической концепции музыкального образования детей 6-летнего возраста, определяется национально-региональный компонент содержания музыкального образования учащихся национальных школ Мордовии.

Этнопедагогическая музыкальная концепция опирается на базовые основы общей концепции образования РФ с учетом национально-культурных, педагогических и исторических традиций, представляющих собой национально-региональный компонент.

Данная концепция образования является отражением следующего положения: путь к общечеловеческой музыкальной

культуре вдет через освоение национального народного искусства и национальных педагогических традиций, воплощенных в' системе национального музыкального образования.

Этнопедагогйческая музыкальная концепция ориентируется на ряд направлений, которые обеспечивают "внедрение ее идей в практику школьного музыкального образования:

I. Опора на школу:

1. преобладание национально-регионального компонента в начальной школе на уроках эстетического цикла;

2. привитие понятий о национальной принадлежности, сообщение данных об истории, занятиях, природно-географических особенностях через знакомство с музыкальным фольклором;

3. изучение традиций, обрядов, верований мордвы и отражение их в работе с детьми на уроках музыки;

II. Выявление путей методической оснащенности учителя:

1. создание новых программ;

2. подготовка сборников с музыкальным материалом;

3. подготовка методических рекомендаций;

4. подготовка фонохрестоматии;

III. Расширение внеклассной работы:

1. воссоздание народных праздников, обрядов;

2. оформление помещений в народном стиле;

3. использование народно-прикладного творчества в кружках;

IV. Педагогизация среды:

1. работа с родителями;

2. посещение концертов с участием фольклорных ансамблей и исполнителей народной песни.

Принципы, на которых основывается этнопедагогйческая музыкальная концепция:

1. Принцип "от ближнего порога - к общечеловеческим ценностям" (термин Е.П.Жирнова). Этот принцип предполагает приоритетное использование национально-регионального компонента в младших классах, опора на родной разговорный и музыкальный язык, освоение национальной музыкальной культуры. Этот принцип предполагает разнообразие планов, предполагающих защиту ¡су ль туры этносов от размывания, от

единообразия, отказ от стандартизации учебных планов предметов эстетического цикла. 4

2. Учет особенностей национального музыкального мышления мордовского . народа, мордовского музыкального языка. . _ . . -

3. Соприкосновение с музыкальными культурами народов, населяющих Мордовию, с целью становления взаимоуважения разных национальностей.

4. Учет реалий сегодняшнего Бремени и задач современного музыкального образования. Нельзя совершенно отрывать детей от мировой музыкальной культуры, лишать их радости соприкосновения с произведениями русской и зарубежной классической музыки, необходимо, чтобы ребенок, прошедший курс обучения в национальной школе, являлся носителем национального самосознания, и. в то же время, обладал современным мышлением с учетом современного уровня музыкального образования.

Национальная школа является основным проводником этнопедагогической концепции музыкального образования Мордовии и важнейшим компонентом национально-региональной системы музыкального образования.

Она представляет собой систему учреждений, передающих национальную культуру, обеспечивает развитие е ней ребенка и способствует освоению положительного опыта национальных школ народов, населяющих республику, - мордвы, русских, татар и др.

Поэтому в этнопедагогической концепции образования в Мордовии необходимо закладывать разнообразие учебных планов, учитывающих этническое своеобразие компактно проживающих на територии республики Мордовии народов.

Опираясь на идеи известных ученых дидактов, педагогов-музыкантов, психологов, фольклористов, а также учитывая результаты экспериментального исследования, автором данной работы сформулированы педагогические основы освоения мордовского музыкального фольклора учащихся национальной начальной школы в ходе учебно-педагогического процесса:, цель, задачи, принципы, содержание, критерии отбора музыкального репертуара.

В сеязи с данными положениями нами выдвинута ЦЕЛЬ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТОНИРОВАНИЯ МОРДОВСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА: ЗАЛОЖИТЬ ФУНДАМЕНТ МУЗЫКАЛЬНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО . МЫШШШЯ И НАЦИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ МОРДОВСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ, ВЫЗВАТЬ ИНТЕРЕС К. РОДНОМУ НАРОДНОМУ, МУЗЫКАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, НОРМИРОВАТЬ НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ, ОРИЕНТИРОВАННОЕ НА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ.

Конкретизация цели музыкального образования детей 6-летнего возраста средствами мордовского музыкального искусства должна происходить с учетом:

а) соотношения в классе ведущих национальных групп (русские - мокша; мокша - русские, эрьзя - русские и наоборот);

б) месторасположения школы (город, село);

в) возможностей и музыкального развития учащихся;

г) степени предшествующего национального музыкального воспитания детей.

Намеченную нами цель конкретизируют ряд ЗАДАЧ, составляющих содержание целевого компонента образования:

1. Способствовать возрождению нравственного потенциала личности, формированию чувства национальной гордости, самоуважения и уважения как к своей национальной культуре, так и музыкальной культуре других народов, населяющих республику.

2. Развивать способность эмоционального восприятия национального музыкального искусства в целях постижения эмоционально-нравственной сущности мордовских народных песен;

3. Формировать интонационно-попевочный словарь путем освоения наиболее типичных, излюбленных мордовским народом певческих интонаций и полевок;

4. Средствами мордовского музыкального искусства знакомить с 'обычаями, традициями, историей мордвы.

5. Формировать навыки интонирования мордовских народных песен, прививать навыки игры на мордовских музыкальных инструментах, навыки исполнения национальных танцевальных движений.

6. Знакомить детей с высокохудожественными образцами мордовского искусства: народно-прикладным творчеством,

живописью, литературой, устно-поэтическим творчеством.

В учебном предмете находят воплощение как общедидактические принципы, так и принципы, идущие от народной музыкальной педагогики (доверительное, открытое, эмоциональное отношение педагогов с детьми; опора на интонационно-слуховые представления; опора на аутентичный песенный архаичный и детский фольклор;

деятельно-практический подход к освоению музыкального Фольклора).

Для понимания сути поставленного эксперимента дается описание особенностей отбора содержания национального компонента программа музыкального образования в 1-м классе национальной школы.

Основной составляющей национально-региональной системы музыкального образования ■ детей Мордовии является национально-региональный компонент, представляющий собой совокупность историко-социокультурных, природных,

мировоззренческих, экологических, этнопсихологических, этномузыкальных особенностей региона и этноса, отраженных в содержании образования.

Источниками содержания музыкального образования детей мордовской национальности становятся: родная культура; родная культура с элементами русской культуры; культура родственных мордве народов (коми, чувашей, венгров и т.п.); русская и мировая культура.

В 1-м классе четырехлетней начальной национальной школы содержание в основном отбирается в опоре на родную культуру е соответствии с принципом "от ближнего порога - к общечеловеческим ценностям".

Основу национально-региоального компонента содержания, отраженного в программе, составляют произведения народного музыкального мордовского искусства.

В музыкальной этнопедагогике проблема выделения национально-своеобразного музыкального материала стоит достаточно остро. Поэтому подход к отбору содержания музыкального материала должен основываться на детальном рассмотрении понятии "национальное" и выделение сущности "национального своеобразия" применительно к мордовскому народному музыкальному творчеству.

В музыке "национальное" проявляется на двух уровнях. Первый, общенациональный, предполагает выделение в музыкальном фольклоре общих элементов, общих этнических признаков нации, проявляющихся ео всех сферах жизни народа. К ним можно отнести: язык, некоторые особенности духовной культуры, некоторые черты психики (национальный характер), этническое самосознание.

Национально-специфический уровень проявляется в интонационно-ладовой основе. е принципах музыкального мышления, жанрах, формах, тематизме, фактуре, тембровой окраске. Для нас набольший интерес представляет национальное своеобразие интонационно-ладовой структуры мордовского мелоса. Мордовский музыкальный фольклор достаточно хорошо рассмотрен на звуковысотном и ладовом уровнях в работах мордовских фольклористов Г.И.Сураева-Королева, Т.И.Одиноковой, Н.И.Бояркина,

Л.Б.Бояркиной. Мы рассматриваем интонационно-попевочную структуру мордовского народопесенного искусства, т.к. только выявление интонационно-попевочного словаря и закрепление его в содержании позволит развить интонационный слух детей, будет способствовать формирования навыков восприятия и интонирования мордовских народных песен и формирования основ национального музыкального мышления.

Интонационно-попевочный словарь мордовского народа начал формироваться в далеком прошлом как результат обобщенного символа выразительных музыкальных интонаций и дошли до нас в архаичных песнях, таких как колядки, заклички дождя, весны, лета, погребальные и свадебные плачи, колыбельные песни. Типичные попевки сосредоточены и в детских музыкальных жанрах, так как их напевы чаще всего заимствованы из архаичных песен.

Тага™ образом, в результате проведенного исследования фольклорного материала и анализа результатов, стоит сделать вывод о существовании большого ряда типичных, излюбленных мордоеским народом мелодических оборотов, попевок, мелодических форм. Среди типичных попевок можно выделить: попевки в ачбитусе большой секунды (типа "ля - соль", "ре - ми - ре", "си - ля - си") , малой терции (типа "ми бемоль - до", "ми бемоль - ре - до", "си - ре", "дог - ля -

си" и др.). большой терции (типа "соль - фа - ми бемоль",

"ля - фа", "соль - си" и до.) с интонациями речитатива,

закликания, плача, шутки, заигрывания; попевки в амбитусе

ангемитонного трихорда (типа "ми - ре - си.^', "ля - ми -

соль", "сид ре - ми", "соль - ля -.ми", "соль - ре - ми",

"соль - фа. - си^емоль" и др.) с интонациями приглашения,

восхищения; ангемитонного тетрахорда (типа "ми - ре - до -

си ". "ми бемоль - до - ля.", "до - ми бемоль - соль - фа". *м и

"ми бемоль - до - ми бемоль - соль", "соль - до", "соль -

ре" и др.) с интонациями зова, приветствия, утверждения и т.д.

Опираясь на эти данные, нами выделен критерий отбора национального музыкального материала и разработано содержание экспериментальной программы развития музыкального восприятия мордовского музыкального фольклора детьми 6-летнего Еозраста, основанное на системе типичных попевок мордовсой народопесенной мелодики.

В третьей главе "Содержание, методика и результаты экспериментальной работы" раскрыта сущность дидактических основ отбора содержания и построения программы музыкального образования детей 6-летнего возраста средствами мордовского музыкального фольклора, а также представлена методика и результаты проведенного педагогического эксперимента.

Источником содержания предмета должен стать мордовский музыкальный фольклор, отразивший вековой опыт человеческих отношений к природе, себе подобным, самому себе и обществу; а также вобравший в себя наиболее существенное, своеобразное, важное для формирования духовной культуры и музыкального мышления: наиболее типичные, излюбленные мордовским народом образы, эмоции, состояния; наиболее типичные попевки.

В содержании учебного предмета должны проявиться знания об эмоциональной выразительности, образности,

синкретичности, интонационности фольклора; знания о традициях, мировоззрении, быте мордвы: жанрах народных песен и др.; умения интонировать народные мелодии, варьировать и импровизировать их, исполнять простейшие народные танцевальные движения, умение играть на мордоеских народных инструментах.

Таким образом, содержание музыкального обучения средствами мордоиского музыкального фольклора представляет собой единый комплекс опыта эмоционально-нравственных отношений, знаний, умений и навыков, соединенных с опытом исследовательской - и - творческой • деятельности, заложенных. в музыкальном материале. Содержание определено_ в нашем исследовании и конкретизировано в программе "Воспитание детей 6-летнего возраста средствами мордовского музыкального фольклора" (для 1-м класса 4-х летней начальной национальной школы) (мокша).

В предложенной программе ясно прослеживаются 3 тенденции в расположении материала:

1. Тенденция накопления у учащихся опыта нраЕственно-эмоционального отношения к действительности в опоре на тот социальный опыт, накопленный векши в народном музыкальном творчестве. Это достигается путем "вживания" в систему духовных ценностей мордвы и благодаря поэтапному развертыванию музыкального материала по направлениям:

- усложнение эмоциональной сферы произведений;

- восприятие нравственного опыта при знакомстве со взаимоотношениями систем и субъектов: "человек и природа", "человек и история", "человек и общество", "человек и труд", "челоЕек-челоЕек". "человек и искусство".

- восприятие мировоззрения мордовского народа путем освоения осенних. зимних, весенних, летних календарно-обрядовых праздников.

2. Тенденция накопления практического опыта интонационно-слуховых представлений, формирование интонационно-попевочного словаря, необходимых для формирования основ национально-музыкального мышления.

3. Собственное музыкальное творчество в русле мордовской музыкальной традиции.

Логика построения программы связана с постепенным освоением типичных попевок и мелодических форм, отобранных нами с учетом возрастных возможностей детей в течении одного года. Освоение музыкального материала идет по принципу "от простого к сложному"; вначале интонируются попевки в напевах с ладом 62 и 63 (в качестве подготовительного периода), затем осваиваются попевки в

го

ангемитонных напеЕах с квартовыми и квинтовыми ладами.

Для отбора музыкального материала, кроме критерия музыкального своеобразия, используются такие критерии, как: аутентичность фольклорного материала, увлекательность, педагогическая целесообразность, доступность, ' близость детскому восприятию.

Для освоения детьми предлагаются мордовские народные песни различных жанров,- песенки из сказок, пестушки, потешки, прибаутки, колядки, масляничные песни-диалоги, закликания весны, дождя, Еербные песни, хороводные, плясовые, колыбельные песни. Возможно использование произведений мордовских профессиональных и самодеятельных композиторов, в осноге которых лежат обработки народных напевов, либо написанных в народном духе. Это произведения Л.П. Кирюкова, Л.И.Воинова, Г. И. Сураева-Королева,

Г.Г.Вдовина, Н.В.Кошелевой, М.И.Волкова, Н.И.Бояркина и др.

Предложенные педагогические осноеы музыкального образования средствами национального музыкального Фольклора, программа этномузыкального воспитания и критерии отбора музыкального материала проверялись в ходе эксперимента, проводившегося на базе Старошайговской школы N £ Мордовии при проведении констатирующего эксперимента выяснилось, что учащиеся первого класса почти не знают мордоеских народных песен, исключения составляют лишь частушки на мордовском языке (по тематике близких к аналогичным русским частушкам); недостаточно хорошо учащиеся интонируют мордовские народные песни. Более благополучный результат был получен при интуитивном определении национальной принадлежности русского и мордовского танцев (501 в экспериментальной группе), что говорит о сохранившихся _"генной" музыкальной памяти и "багаже" национально-своеобразных полевок, заложенных как в процессе восприятия материнских напевов, так и оставшихся на уровне подсознания.

Проведенный педагогический эксперимент показал, что предлагаемая этнопедагогическая концепция освоения' мордовского музыкального фольклора дает определенный результат: при накоплении определенного уровня интонационно-слухоЕых представлений (на базе интонационно-

попевочного словаря) большее количество детей экспериментальной группы верно определяло национальную принадлежность предложенных танцевальнгых пьес (79% и 54% (первый, показатель г. экспериментальная группа, второй -контрольная); "точнее интонировало "народопесенные мотивы и быстрее запоминало их ( 42% и 21% после первого пропевания; 63% и 38% - после второго повторения мелодии); углубились знания учащихся об эмоционально-образной сущности мордовской песни, ее жанрах, истории, традициях, обычаях мордвы (так, 87% экспериментальной группы (38% - в контрольной) точно назвали жанр песни, место, время и условия ее исполнения.

Результаты эксперимента по зтномузыкальному воспитанию детей 6-летнего возраста показали возможность и продуктивность организации занятий с опорой на разработанное в ходе исследования материалы и позволили сделать следующие выводы:

1. Освоение детьми шестилетнего возраста мордовского музыкального фольклора основываются на:

- научно обоснованном содержании учебного материала, е основе которого лежит интонационно-попевочнык словарь мордовского народа;

- учете особенностей' восприятия и интонирования мордоеского музыкального фольклора и возрастных особенностей учащихся;

- системе организации учебно-воспитательного процесса, включающзя накопление интонационно-слуховых представлений, развитие эмоционального восприятия, формирование вокально-хоровых навыков, расширение слухового запаса, формирование эмоционально-нравственного отношения к национальному искусству.

2. Использование е учебном процессе дидактических средств должно опираться на особенности восприятия и интонирования мордовского музыкального фольклора.

3. Разработанная на основе мордовского народнопесенного творчества модель и содержание экспериментальной программы, является эффективным средством освоения детьми шестилетнего Еозраста мордовского национального музыкального фольклора, что подтверждается результатами экспериментального обучения.

4. Результаты теоретического исследования и опытно-экспериментальной работы показали, что наиболее эффективными условиями', способствующими повышению уровня освоения детьми шестилетнего возраста национального музыкального фольклора являются: -- - - - ■ - -

- понимание учителем- музыки цели, задач, принципов подхода к формированию навыков музыкального восприятия и интонирования народно-песенного материала;

- выявление критериев сформированное™ навыков еосприятия и интонирования национального фольклора-,

- определение посредством дидактического анализа главных учебных элементов, характеризующих сущность изучаемой проблемы.

5. В исследовании разработаны и экспериментально подтверждены педагогические требования к разработке системы срганизации учебно-воспитательного процесса, определены цели, выявлена структура задач, которые предполагают накопление интонационно-слуховых представлений, развитие эмоционального восприятия, формирование вокально-хоровых навыков, расширение музыкального кругозора, знакомство с национальными традициями, верованиями, историей, жизнью и Сытом мордоеского народа.

Разработанные е диссертации педагогические основы сгьоения национального музыкального фольклора могут быть ;;:пол1зованы при разработке программ музыкального обучения е последующих классах.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Мордовская музыка в школе: Фонохрестоматия для факультативных занятий в русских школах (на катушках) / Сост. Абудеева Н.Б., Карпушина Л.П. - Куйбышев, Изд-во ИПКРО, 1990. - Вып. 1.

2. Мордовская музыка в школе: Фонохрестоматия для факультативных занятий в национальных школах (на катушках) / Сост. Абудеева Н.Б., Карпушина Л.П. - КуйбышеЕ, Изд-ео ИПКРО, 1990.

3. Искусство общения: мастерство или дар? - Саранск, 1994. - 125 с.

4. Развитие интонационного слуха детей 6-летнего

возраста средствами мордовского музыкального фольклора. / МордоЕское просветительство: истоки, проблемы, направления развития. Сб. науч. статей. - Саранск, 1994. - с. 44 - 45.

5. Воспитание детей _ 6-летнего возраста средствами мордовского музыкального фольклора .(для 1-го класса 4-х -летней начальной школы (мокша). - Саранск, 1996. - 126 с. .

6. Программа воспитания детей 6-летнего возраста средствами мордовского музыкального фольклора / Национально-региональный компонент в образовательном процессе школы. Сб. программ для школ. - Саранск, 1996. - с.78 - 88.