автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Национальная музыка и проблема ее изучения в процессе профессиональной подготовки школьного учителя
- Автор научной работы
- Кобозева, Инна Сергеевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 1991
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Автореферат диссертации по теме "Национальная музыка и проблема ее изучения в процессе профессиональной подготовки школьного учителя"
МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА П ОРДЕПА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА
Специализированный Совет К 053.01.17
На правах рукописи
КОБОЗЕВА Инна Сергеевна
НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКА II ПРОБЛЕМА ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНОГО УЧИТЕЛЯ
(на материалах учебно« работы в фортепианном классе музыкально-педагогического факультета пединститута Мордовии)
13.00.02 — Методика преподавания музыки
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Москва 1991
Работа выполнена в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Лешша.
кандидат педагогических наук, доцент А. Г. КАУЗОВА
доктор педагогических паук, профессор Г. П. СТУЛОВА
кандидат педагогических ¡наук, старший преподаватель Н. И. СТЕПАНОВ
Ведущее учреждение: Саратовский государствешный педагогический институт имени К. А. ФЕДИНА.
Защита состоится т. в 16 ча-
сов на заседании специализирманного Совета К 053.01.17 по присуждению ученой степени кандидата педагогических паук в Московском педагогическом государственном университете плеып В. И. Ленина по адресу: г. Москва, Новоспасский пер.,
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке МПГУ им. В. И. Лешша. Адрес института: Москва, 119435, ул. М. Пироговская, 1, МГПИ им. В. И. Ленина.
Научный руководитель:
Официальные оппоненты:
3.
Автореферат разослан «............»
19......г.
Ученый секретарь Специализированного Совета
ЯКУБОВСКАЯ Т. Л.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССВДОВА1Ш
Наша страна - многонациональное государство, поэтому всестороннее совершенствование общества связано с деятельностью в области национальной политики. В современной общественной жизни необходимо создание таких условий, когда каждый советский человек, независимо от национальной принадлежности, гаг бы пользоваться всеми правами и свободами, развивать свой язык и свою культуру. Духовное, нравственное возрождение каждого народа, основанное на интернациональном фундаменте, такт., образом, является одной из главных задач сегодняшнего дня.
В решении поставленных задач огромное значение приобретает искусство, в том числе музыка. При этом возрастает роль учителя, а значит, цель» музыкально-педагогической системы должно стать развитие его способностей реализовать эти задачи.
Закономерно» что для каждого народа изучение национального искусства приобретает особую важность, так как полноценное эстетическое освоение действительности неосуществимо вне связи с искусством своего народа. Оно призвано также сыграть значительную роль в воспитании уважительного отношения к национальным традициям, языку н культуре других народов, потому что только через познание национальных культур, создаваемых в определенной национальной среде, можно приблизиться к понимании всех тех богатств, которые выработало человечество.
Опыт передовых учителей и педагогов-исследователей,целенаправленные педагогические эксперименты подтверждают, что национальное искусство вносит существенный вклад в формирование духовной культуры человека. В работах последних лет /Г.Турсунов -Узбекистан, С.Мацоян С. - Армения, Э.Эксанищвили - Грузия5 * Н.Ыелякмакедов - Азербайджан, 0.Рудницкая - Украина и др./, посвященных проблемам эстетического воспитания и обучения на основе национального искусства, отмечается, что национальная музыка, народная и профессиональная, является эффективным стимулом в нравственном воспитании и формировании ¡эстетической культуры молодежи. Исследования Т.И.Надеждинской /Россия/, М.А.Жутановой Диргызстан/, И.А.Цусэйновой /Дагестан/, рассматривают национальную музыку как.эффективное средство постижения музыкальной'классики, выявляют ее значение з выработке профессионально-педагогических навыков, необходимых будущим учителям
б практике иузыкально-зстетического воспитания школьников.
Обогатив музыкальную педагогику рядом ценных разработок, упомянутые выше исследования затрагивают, однако, лишь один из аспектов проблемы, рассматривая развитие музыкально-эстетической культуры личности будущего учителя на основе национального искусства в республиках с развитыми национальными традициями, где освоение национального искусства обеспечивается исторически сформированными навыками его восприятия.
В Мордовии же и £ республиках, где национальные традиции выражены не столь ярко или совсем нивелированы, требования к деятельности, ее содерканию вступают в противоречие с подготовленностью к ней студентов.
Это противоречие - с одной стороны и - с другой, понимание ■ роли, которую может сыграть национальное искусство в процессе формирования личности, определяют целесообразность и необходимость его использования в профессиональной подготовке школьного учителя. Сделать доступным для понимания детей язык национального музыкального'искусства смокет лишь педагог, обладающий необходимыми для этого знаниями, умением, опытом изучения и исполнения национальных произведений, подученными в процессе профессионально-педагогической подготовки.
Таким образом, учитель-музыкант должен знать искусство народа, в среде которого он работает, причем национальная музыка становится тем фундаментом, на котором строится его воспитательная и образовательная деятельность в общеобразовательной школе.
К сожалению, практическая реализация этого справедливого требования в Мордовии наталкивается на целый ряд трудностей, требушцих специального психодого-педагогического анализа. Мордва, как и другие народы, после революции получила возможность для развития не только экономики, сельского хозяйства, но.и народного просвещения, культуры, искусства, литературы, обрела ■ 'письменность, что значительно'расширило базу для эволюции национального искусства, создалд для мордовского народа благоприятные перспективы участия а создании общечеловеческих ценностей.
Однако, как отмечалось на первой съезде Мордовского культурно-просветительного общества "Масторала", этот плодотворный процесс был нарушен во многом вследствие деформаций ленинской национальной политики в период 30-х-60-х годов. В результате вы- ■ росло целое поколение нигилистов» лишенных чувства кащонадь-
ной принадлежности, игнорирующих свой язык и культуру. Истоки этого явления - в социально-исторических условиях развития нации. Это и сплошная коллективизация-раскрестьянивание земледельца, ликвидация "неперспективных" (в основном с мордовским население»!) деревень, урбанизация при отсутствии мордовской городской культуры; и репрессирование национальных кадров, свертывание национальной школы, нарушение единства "национально-интернационального" в государственной политике, когда из диалектического принципа "расцвета и сближения наций" "расцвет" начал исчезать, растворяться в "теории сближешя и слияния наций". Следствие этого - игнорирование многих национально-специфических потребностей духовного развития, неэффективная "работа" мордовского языка и искусства, оторванность личности от национальной культуры и снижение общественного интереса к ее эффективному использование. Негативное явление национального нигидиэма в Мордовии нашло свое отражение в система обучения и воспитания, проявляясь в недооценке как мордовского языка, так и национального искусства.
Изучение постановки музыкального воспитания в общеобразовательных школах Мордовии путем посещения уроков, анализа программ по музыке, ознакомления с опытом работы учителей показало, что в школьной практике знакомство с мордовской музыкой проходит эпизодично и осуществляется чаще всего при разучивании песни мордовского композитора или народной песни к смотру самодеятельных хоровых коллективов. Многие учителя недооценивает огромные образовательно-воспитательные возможности мордовской музыки в формировании идейно-нравственных и эстетических взглядов учап?ихся. Из-за фактического отсутствия специальной методической литературы преподаватели ограничиваются личным слуховым опытом, как правило недостаточный, в результате чего и знания школьников по мордовской музыке сводятся к минимуму.
Знакомство с работой Мордовского института усовершенствования учителей показывает, что он строит свою работу при переподготовке учителей без учета особенностей культуры своей республики^. Аналогичная картина наблюдаетоя я в педагогическом вузе
* Имеют место лишь методические разработки Т.И.Сдиноково9?/: ' ■ "Использование мордовской музыки в обучении школьников по программе Д.В.Кабадеаского".Саранск Д966 Д9В9. . / -
^ Только в планы методической работы кабинета на 1385-1ЭЙ6 гг. была внесена разработка методических рекомендаций т исиодь- х зованшо произведений национального искусства на уроках музыка.
Мордовии, где важнейшая задача подготовки студентов к работе в школе в условиях национальной республики далеко не в полной мере отражена в учебных программах специальных дисциплин музыкально-педагогического факультета. В результате образовательные и воспитательные возможности национальной музыки, делающие ее необходимой составной частью обучения, на практике почти не используются, в то время как она могла бы стать одной из основ музыкально-эстетического воспитания молодежи.
Сегодня, когда под угрозой оказывается будущее самой нации, возникает необходимость сохранить от исчезновения национальные культурные ценности, не утратившие способности удовлетворять эстетические потребности, потребности нравственного развития личности. Тем более, что уважение к ценностям материальной и ' духовной культуры своего народа не ограничивается рамками только "своего", а так или иначе переносится к аналогичным ценностям других народов.
Таким образом, практика школьного и вузовского образования в Мордовии выявляет целесообразность постановки вопроса о системе изучения национальной муйыки в процессе подготовки школьного учителя, что определяет актуальность данного исследования. Необходимость подобной работы диктуется и тем обстоятельством,, что мордовская музыка содеркит богатый воспитательно-образовательный материал, до сих пор не нашедаий своего применения в педагогической работе общеобразовательной школы к вуза. Поэтому обращение автора к проблеме использования.национальной музыки в профессиональной подготовке школьного учителя закономерно и объективно оправдано. Решение данной проблемы может внести изменения как в отношение будуща учителей к самому мордовскому искусству, так и в понимание его воспитательной функции, в направленность на ее реализацию. Это определяет социальную значимость подобной работы. *
Анализ довузовского музыкального опыта студентов обнаружил, что отсутствие интереса к национальному музыкальному искусству является причиной неподготовленности обучавшихся к освоении мордовской музыки. Вследствие этого автор поставил перед собой задачу разработать такие пути и метода преподавания, которые,-способствовали бы формированию интереса студентов,к национальной музыке. В предлагаемой диссертации она решается на материале учебной работы в фортепианном классе муэыкально-педагогиче- ."•
ского факультета. Учитывая большую роль национальной цузши в формировании личности человека, мы пытались наметить о^ще принципы и методические приемы обучения на лучших образцах ыодцовского профессионального музыкального искусства.
В то же время мордовское музыкальное искусство не существует обособленно, в отрыве от музыкальной культуры других народов. В изучении проблемы музыкально-эстетического воспитания студентов в условиях Мордовии мы опирались на исследования взаимоотношения национальных культур в условиях многонационального государства (Г.З.Апресян, А.Г.Егоров, Е.А.Зингер, М.С.Каган, С.Н.Раппопорт, Н.Г.Шахназарюва, А.А.Фарбштейн и др.), связи национального и интернационального в эстетическом воспитании и изучали мордовское музыкальное искусство в контексте оба?к музыкальных процессов. Это выдвинуло задачу разработать такие пути и формы использования- музыкальных взаимосвязей, где были Си учтены специфические особенности мордовской музыки.
Актуальность и недостаточная разработанность проблемы совершенствования профессиональной подготовки и музыкально-эстетического воспитания будущих учителей музыки Мордовии средствами национального искусства обусловили выбор темы нашего исследования, определили его предмет, цель и задачи.
Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогического факультета Нор» довии, предметом - пути его совершенствования на основе цгле*-направленных методов освоения национального мордовского репертуара в фортепианном классе.
Цель исследования - научно обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность путей вовлечения национальной музыки в учебный процесс с тем, чтобы профессионально-педагогическая подготовка будущих учителей Мордовии способствовала активизации их познавательной деятельности по отнесению к национальному музыкальному искусству.
Гипотезу исследования составляет предположение о том, что мордовская музыка может органично сочетаться с традиционно фортепианным репертуаром, я систематическое' и целенаправленное ее изучение будет способствовать развитию интереса сту.ценусд I» национальному музыкальному искусству, воспитанию их естотячо« ских вкусов и выработке профессионально-иодагэгических ;/м<з№.Й, необходимых в практической работе по музыкально-эстетичесющ воспитанию школьников Мордовии.
- б -
В соответствии с предметом, целью и гипотезой были определены конкретные задачи исследования;
1. Изучить и дать общую характеристику постановки музыкально-эстетического воспитания студентов в условиях Мордовии.
2. Изучить развивающие возможности мордовского национального фортепианного репертуара и выявить эффективность воздействия национального искусства на воспитание эстетической культуры будущих учителей музыки Мордовии.
3. Разработать методические приемы, обеспечивающие формирование профессионально-педагогических качеств будущего учителя в процессе работы над национальным мордовским репертуаром. Определить оптимальные метода учебно-воспитательной работы на лучших образцах мордовского профессионального музыкального искусства.
' 4. Опираясь на результаты исследования, наметить и апробировать научно-практические, рекомендации по использованию мордовского фортепианного репертуара в системе музыкального образования и воспитания.
Методологической основой исследования являлись фмософские труды, связанные с изучением взаимоотношения национального и интернационального в условиях многонационального государства, документы по вопросам народного образования, культуры и искусства.
В процессе работы были использованы следующие методы: изучение литературы по фияософш, эстетике, педагогике, психологии, методике музыкального воспитания, методике фортепианного обучения; анализ вузовских учебных планов и программ, ознакомление со школьной документацией, наблюдение, опрос, беседа, анкетирование, анализ воспитательных мероприятий и эксперимент.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в истории мордовской советской педагогики сделана попытка изчения мордовской музыки в педагогическом аспекте, доказана ее роль в системе подготовки учителей музыки Мордовии.
Практическая значимость, исследования определяется разработкой методов, направленных на дальнейшее совершенствование под-^ готовки студентов-музыкантов Мордовии. Предложен комплекс путей и способов изучения национальной музыки и развития в этих условиях познавательных интересов студентов. Теоретические и практические положения работы могу? бить использованы в учебной
процессе музыкально-педагогических факультетов как Мордовии, так я за пределами республики.
! Апробация работы. Основные результаты исследования были доложены и получили одобрение на научно-практических конференциях в Мордовском госпединституте им.М.Е.Евсесьева (1985-1990 гг.) Ленинских чтениях МГПИ имени В.И.Ленина (1988 г.). В течение рада лет на музыкально-педагогическом факультете Мордовского госпединститута нм.М.Е.Евсевьева автор проводил спецсеминар "Методика работы над национальным мордовским репертуаром", построенный на предлагаемых методах. На основе материалов ис- . следования разработаны методические рекомендации для студентов-музыкантов. По теме диссертации опубликовано 5 статей и методических рекомендаций, а также учебные материалы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В современных социально-исторических условиях развития музыкальной культуры Мордовии первоочередной задачей является восстановление связей музыкального образования с национальными традициями. Особенно актуально это в процессе подготовки учителей музыки.
2. Мордовский фортепианный репертуар обладает высоким воспитательным и развивающим потенциалом, который может и должен быть использован в учебном процессе.
:3. Изучение национальной музыки в фортепианном классе должно быть организовано как система, состоящая из следующих звеньев:
- первоначального ознакомления с народной мордовской музыкой (фольклорная практика) и произведениями национальных мордовских композиторов (спецсеминары);
- исполвительсного освоения мордовского фортепианного репертуара посредством целенаправленной методики, учитывающей взаимосвязи национальных произведений с классической русской и советской музыкой, и основанной на сравнительно-сопоставительных методах изучения;
- научно-исследовательской работы и лекцконно-концертиой практики студентов, обеспечивающих связь их фортепианной подготовки с системой учебной и внеклассной работы в школе.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, тр»* ' глав, заключения, библиографии и приложений, общим объеме« 1^0 страниц. ■■■■■.'
Основное содержание исследования
Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цель, задачи, гипотеза, мзтоды проведенного исследования, формулируются его научная новизна и практическая ценность.
Глава I. "Место и роль национальной музыки в воспитании человека". В первом разделе главы раскрывается сущность национальной музыки как фактора формирования личности человека. Анализируются исследования ученых, посвященные национальному искусству, излагаются взгляды передовых деятелей музыкальной культуры на роль национальной музыки в жизни общества и воспитании молодежи и делается вывод о том, что в условиях многонационального общения эстетическая культура выступает объединяющей силой. Поэтому в музыкально-эстетическом воспитании необходимо учитывать взаимодействие и взаимообогащение разнонациональных культур, необходимо выявлять как специфику национальной музыки, так и тот вклад, который она вносит в советскую художественную культуру.
Во втором параграфе рассматривается история развития мордовского музыкального профессионального искусства и подчеркивается, что весь процесс развития культуры Мордовии является олицетворением тесной взаимосвязи с русской и другими национальными культурами. Деятельность русских ученых и музыкантов по изучению культуры мордвы способствовала пробуждению национального самосознания мордовского народа, что проявилось' в интенсивном интересе к музыкальному фольклору. Собирание народных песен и инструментальных наигрышей, их систематизация и классификация, издание сборников мордовских фольклористов явились стимуляторами профессионального музыкального творчества.
Сегодня профессиональная музыка Мордовии представлена национальными авторами различных поколений. Творческие устремления . композиторов Г.Г.Вдовина, Н.В.Кошелевой, Н.И.Бояркина, Г.И. и Г.Г.Сураевых-Королевых и др. направлены на освоение самых разнообразных музыкальных жанров и форы от камерно-инструментальных до симфонических, от .камерно-вокальных до сложных оратори- , альных и театрально-сценических сочинений. В их музыкальных образах современными средствами музыкального языка выражается идейно-осмыслеиная и эмоционально-пережитая авторами окружающая действительность - народ, его мысли и чувства, обычаи, героическое прошлое и современная жизнь. Но как бы Нй нова была
музыка, создаваемая мордовскими композиторами, она опирается на традиции, заложенные основоположниками мордовской профессиональной музыкальной культуры Л.П.Киргаковыы и Л.И.Воиновым.
В третьем параграфе диссертантом определяются потенциальные возможности мордовского фортепианного репертуара в общей системе музыкально-эстетического воспитания.
Одна из важнейших черт мордовского фортепианного репертуара -его органичная связь с народным музыкальным творчеством. В пьесах для фортепиано авторы, сохраняя наиболее традиционные элементы мордовской музыки, переосмысливают их с современных позиций и обновляют, значительно расширяя тем самым рамки национального в профессиональном искусстве. При этом такие качества фортепианных-произведений, кан песенная основа и яркая мелодичность лирических пьес, четкость ритмического рисунка различных по своему характеру и эмоциональному содержанию плясовых наигрышей,' вариационность и куплетность формы, делают их хорошим материалом в музыкальном воспитании обучающихся всех • возрастов, ясным и удобным для практического освоения.
Использование мордовского фортепианного репертуара в педагогической практике откроет возможности проследить за процессом взаимного влияния'русской, советской и мордовской музыки, раскрыть объективные закономерности сближения различных музыкальных культур и в то же время выявить их специфику.
Глава П. "Методика изучения мордовского фортепианного ре-., пертуара с целью воспитания интереса студентов к национальной музыке". В первой разделе главы, посвященном анализу современных задач музыкально-педагогического образования, обосновывается актуальность выдвигаемого положения о том, что без знания национального искусства учитель музыки для работы в национальной школе состояться не может. Автор указывает, что в созданной сегодня модели учителя музыки (Арчажникова Л.Г.) не учтена специфика национальной школы. Об этом свидетельствует и содержание учебного процесса в исполнительских классах музыкально-педагогических учебных■заведений Мордовии.
Основываясь на научных разработках явлений, составляющих •элементы.эстетической культуры личности, в трудах Асафьева Б.В., Яворского B.I., Мазедя Л.А., Сохора А.Н., Цуккермана В.Л., Ветлугицой И.А., Апраксиной O.A., Абдуллина Э.Б., Тельча.ровой P.A., и др.., .диссертант подчеркивает, .что в профессиональной подго-
-Го-
товке учителя музыки высокий уровень музыкально-эстетической культуры должен быть адекватно сформирован по отношению как к русской, советской, зарубежной музыке, так и по отношению к музыкальному искусству республики,-в которой будет осуществляться педагогическая деятельность.
Чтобы привести подготовку учителя музыки для работы в национальной республике в соответствие с жизнью, необходимо развитие таких важнейших свойств музыкально-эстетической культуры личности, как интересы, потребности, ыотивационная сфера в той ■ области музыкальной деятельности, содержанием которой является национальное искусство. При этом важно рассматривать национальную музыку как составной компонент содержания музыкальной деятельности и формировать ее восприятие с опорой на имеющиеся навыки исполнительской работы с традиционным репертуаром.
Поставив задачу подготовки учителя музыки для национальной республики и определив содержание его учебной работы, ш тем самым обозначили и программу познавательной деятельности обучающихся - национальное искусство.
Второй параграф главы посвящен теоретическим основам исследования интереса и потребности как свойств личности учителя-музыканта. Автор обращается к исследованиям проблемы интереса в трудах Б.Г.Ананьева, Г.И.Щукиной, В.Р.Ивановой, Л.И.Божович, Н.Г.Морозовой, В.Н.Ыясищева, С.Л.Г^биштеЙна.., и обосновывает вывод о том, что целенаправленное формирование эстетических потребностей в области национального музыкального искусства наилучшим образом может быть осуществлено в условиях педагогической системы. При этом организация учебно-воспитательного процесса в фортепианной классе должна предусматривать создание предварительной психологической установки на освоение национального искусства. В свою очередь целенаправленность мотивацион-ной сферы явится фундаментом, актуализирующим, интерес к специальным знаниям об этом искусстве. А практическое изучение фортепианного репертуара в процессе учебной деятельности станет с табулирующим фактором'в устойчивой познавательной ориентации студентов на национальное искусство.
В третьем параграфе обосновываются пути и методы воспитания интереса к национальной музыке в процессе фортепианной подготовки учителя .лузыки Мордовии. Анализ специальной литературы подвел автора к проблеме комплексного подхода к учебному про-
цессу, заключающегося в единстве развивающей, образовательной и воспитательной функции обучения, и помог определить пути и метода воспитания интереса к национальной музыке у обучающихся. Постановка единой педагогической проблемы - развития интереса студентов к мордовской музыке - обусловила содержание работы и обозначила пути ее решения, которые предопределяются: а) направленностью самообразовательной работы студентов на приобщение н национальному искусству; б) теоретическим и практическим освоением мордовского фортепианного репертуара в процессе исполнительской деятельности; в) творческой активностью в самостоятельной поисковой и просветительской работе.
Направленность самообразовательной работы включает пути формирования интереса к национальному искусству на первом этапе приобщения к нему, когда решающее значение имеют внешние факторы, которые должны давать положительную эмоциональную установку. Формами приобщения к мордовской музыке на этом этапе могут быть . фольклорная практика и широкое ознакомление студентов с музыкой (слушание музыки на концертах, в фонозаписях, посещение спец- , семинара и спецкурсов по мордовской музыке, отбор произведений для исполнения в фортепианном классе и общеобразовательной школе) и смежными видами мордовского искусства.
Целенаправленное изучение мордовской музыки в исполнительском классе - центральный путь развития интереса студентов к национальному искусству. Разрабатывая методику формирующего эксперимента, мы использовали методический прием сравнительно-сопоставительного анализа, который целесообразно применять при проблемном преподнесении нового учебного материала. При этом процесс работы над произведениями мордовского фортепианного репертуара включает в себя следующий комплекс методов: сравнения и сопоставления исполняемых сочинений мордовских композиторов с произведениями русских и советских композиторов с целью выявления их сходства и различия; художественно-педагогического анализа изучаемых пьес и написания методако-педагогических аннотаций на музыкальные произведения; параллельного изучения . музыкальных произведений, подобранных по общему признаку, а •-включением эскизного прохождения пьес и использованием метода "переноса*, то есть применения усвоенных операций в новых условиях., Внедрение тех или иных методов .определяется их целесообразностью на' определенных этапах работы.
Реализация принципов развивающего обучения в музыкальной педагогике направлена на формирование активной и сознательной музыкальной деятельности, которая требует выработки у обучающихся способности применять свои знания и умения. Большие возможности для формирования познавательной самостоятельности и творческой активности заключены в научно-исследовательской и просветительской работах обучающихся при условии их единства с практикой . учебной работы в фортепианном классе.
Указанные положения явились научно-педагогической основой для их практической реализации в условиях0экспериментального обучения.
Глава Ш - "Экспериментальное исследование эффективности предлагаемых содержания и методов работы над мордовским Фортепианным репертуаром". Б ней представлены материалы экспериментальной работы, проводившейся в 1985-1989 гг. на базе музыкально-педагогического факультета Мордовского госпединститута им.М.Е.Ев-, севьева. Цель ее - проверка выдвинутой гипотезы. Для этого использовались такие методы, как беседа, анкетирование, наблюдение, анализ выполнения экспериментальных и контрольных заданий.
В процессе всех этапов опытно-экспериментальной работы велось наблюдение за изменениями в эмоциональном отношении студентов к мордовской музыке, за возникновением заинтересованности и потребности в общении с национальной музыкой. В соответствии с основными задачами исследования были разработаны применительно к условиям национальной республики критерии эстетически воспитанной личности студента:
1) наличие интереса к музыке и другим видам мордовского национального искусства;
2) наличие потребности в слушательском и исполнительском общении с национальным музыкальным искусством;
3) самостоятельность эстетических оценок и.развитый эстетический вкус, выражающиеся в эстетическом идеале.
Важным критерием эстетически воспитанной личности студента явилось владение национальным стилем при исполнении фортепианных произведений.
На основе данных критериев мы определили следующие параметры оценивания исследуемых качеств:
а) широта знаний о мордовской музыке и искусстве, свидетельствующая об уровне эстетической образованности студентов;
б) потребность в знаниях и общении с мордовской музыкой и искусством, указывающая на уровень эстетической развитости студентов;
в) способность воспринимать и участвовать в развитии своей нультуры и культуры других народов, определяющая уровень эстетической культуры личности студента.
На протяжении всего экспериментального обучения велись так' же наблюдения за формированием потребности в передаче евокх • знаний и развитием способностей исполнительского донесения художественного образа и национально-стилевых особенностей произведения, свидетельствующих о профессионально-педагогической направленности личности студента-музыканта.
Данные подготовительного этапа работы показали, что у подавляющего большинства студентов интерес к мордовской музыке отсутствует. Это проявляется в нежелании исполнять произведения национальных авторов. Почти все преподаватели считают необходимым изучение мордовской музыки, однако у 98^ студентов в индивидуальных планах это не отражено. Причина данного явления . в недостаточной методической подготовке преподавателей к музыкально-эстетической работе средствами.мордовского искусства и в отсутствии нотного материала, существующего в основном в рукописном, варианте.
Выявив основные недостатки программ, рассчитанных на подготовку учителей музыки в классах индивидуального обучения, мы в процессе подготовительного этапа работы осуществили'издание репертуарных сборников из произведений мордовских композиторов и ввели в учебный план музыкально-педагогического факультета Мордовского госпединститута км.И.Е.Евсевьева новый предает "Спецсеминар - Методика работы над национальным Мордовским, репертуаром", построенный на предлагаемся каш методах.
Форшфутарй эксперимент проводился намж по направлениям, , которые были определены при разработке методики работы над национальным репертуаром. В процессе еРо о восемнадцатью студентами брло изучено около 50 произведений национальных композиторов. Главными для формирующего этапа исследования явились •система специальных заданий, способных вызвать проблемную ситуа-; фш в процессе непосредственной работы над мордовским фортепианным репертуаром, и воспитателько-развивагтадп направленность / органйзафи НИРС; . . ..
При проблемном преподнесении нового учебного материала нами применялся методический пр1ем сравнительно-сопоставительного анализа (например, произведений Кирюкова и Калинникова, Ко-шелевой и Яхина, циклов "Времена года" Волкода и Чайковского). Активизируя познавательную и исполнительскую деятельность студентов на основе самостоятельной аналитико-синтезирующей работы, ыы тем самым способствовали более быстрому формированию их музыкального мышления, национального исполнительского стиля, развитию познавательных интересов и способностей оценивать воспитательную значимость музыки.
Во взаимосвязи с деятельностью, осуществляемой на уроках (фортепиано, была организована НИРС (в научном кружке "Мордовская музыкальная культура в встетическом воспитании школьников"). Цели ШРС: I) повысить интерес к мордовской музыке на основе исследовательской работы во внеурочное время; 2) углубить знания, полученные в фортепианном классе; 3) помочь определить направления музыкально-эстетического просвещения школьников с учетом национальных особенностей республики; 4) привить навыки научного исследования.
Практическая значимость НИРС в данном направлении определялась тем, что, во-первых,, она предполагала продолжение работы, начатой на уроках фортепиано; во-вторых, самостоятельная исследовательская работа студентов в интересующем нас плане открывала большие возможности для широкого поиска, проявления инициативы и творческой фантазии обучающихся, так как в отличие от уроков фортепиано она была не ограничена во времени.
В ходе НИРС студенты ставились в ситуации активной мобилизации своих умений и знаний, приобретаемых в фортепианном клас-■ се, проявления максимума самостоятельности в их применении. Внеклассные мероприятия, проводимые в общеобразовательных школах в процессе ШВС, свидетельствуют о творческом отношении студентов как к самой мордовской музыке, так и к работе по музы-, кально-зстетическому воспитанию школьников на основе национального искусства.. ,
Материал^ наблюдений за работой студентов позволяют сделать вывод о формировании творческого отношения к национальной мордовской музыке-у обучающихся опытной группы. Динамика их эстетического развития проявилась в следующем:
1) Если до эксперимента интерес студентов к мордовской музыке был представлен низким (у 20% студентов русской национальности) и средне-низким (у 41% - мордовской национальности) уровнями, то после эксперимента они возросли до средне-высокого
(у 64% студентов русской и 52% - мордовской национальностей) и высокого (у 36% студентов русской и кЗ% - мордовской национальностей) уровней. Широта знания мордовской музыки и искусства у обучающихся выявлялась в свободной ориентации в различных видах национального искусства, в понимании оби^ости их содержания и специфических средств воплощения, в эмоциональности их восприятия.
2) Появление потребности в знаниях и общении с мордовской музыкой и искусством проявлялось в желании студентов исполнять музыку окружающего их народа. В процессе работы будущие учителя не только совершенствовали свое пианистическое мастерство и учились выявлять национальный исполнительский стиль, но и приобретали навыки музыковедческого и исполнительского анализа, на- . писания аннотаций; навыки научного исследования к практического. применения полученных знаний в процессе НИРС.
3) Работа по избранной нами направленности способствовала значительному расширению общего и музыкального кругозора сту-' дентов, проявляющемуся в стремлении понять многонациональную советскую культуру, в умении выделить специфически-особенное
и осознать общечеловеческое, увидеть духовную красоту человека.
На основе проведенного эксперимента моано сделать выводы о том, что предлагаемые нами метода, работы над национальным репертуаром способствуют: .
- повышению интереса к мордовской иузыкэ и на этой основе к музыкальному искусству других народов;
- укреплетго межпредметных связей, а значит, системности и цельности приобретаемых знаний;
- выработке навыков профессионально-педагогической деятельности, необходимых дня практической работы в общеобразовательной школе в условиях национальной республики.
Подводя итоги исследования, можно утверждать следующее.
I. Изучение национального искусства является необходимой составной частью профессиональной подготовки учителя музыки Мордовца. Оно- прокладывает путь к восстановлению исторически-
нивелированных связей между национальными традициями и музыкально-эстетическим воспитанием школьников.
• 2. Фортепианная музыка мордовских композиторов открывает для этого благоприятные возможности, так как она богата и разнообразна, обладает высокими художественными достоинствами, отражает национальный характер и духовную культуру народа и позволяет проследить взаимосвязи с музыкальным искусством других народов.
3. Успешную профессионально-педагогическую подготовку студентов в избранном направлении обеспечивает система учебной работы в фортепианном классе, основанная на широком ознакомлении с народной и профессиональной мордовской музыкой, целенаправленной "методике ее исполнительского освоения и стимулировании самостоятельной научной и просветительской деятельности студентов средствами национального искусства.
4, Предложенные содержание и метода работы над национальным . • фортепианным репертуаром сказываются на совершенствовании личности учителя-музыканта Мордовии: формируют его эстетический вкус, воспитывают интерес к национальной музыке, развивают устойчивую потребность в ее исполнении и дальнейшем использовании в педагогической деятельности.
Основное содержание диссертации опубликовано в следующих печатных работах автора:
1. "Научно-исследовательская работа студентов по изучению ' мордовской национальной музыки". Мордовский госпединститут. Саранск, 1988 - 28 с. библиогр. 5 назв. (Рукопись деп. в ОДНИ "Школа и педагогика" Гособразование СССР и АПН СССР 24.07.89 г. № 258-59). •
2. "Методика экспериментальной работы по проблеме использования национальной мордовской музыки в инструментальной подготовке будущего учителя". Моодовский'госпединстйтут. - Саранск, 1938. - 49 с. библиограф. 3 назв. (Рукопись деп. в ОЦШ "Школа
и педагогика" Гособразование СССР и АПН СССР 24.07.89. » 257-69}.
3. "Цикл фортепианных цьес "Времена года" мордовского композитора М.И.-Волкова" (методические рекомендации для студентов педагогического факультета) - Саранск, 1989 (2,6 п.л.),
4. "Педагогический репертуар дня фортепиано мордовских композиторов" (учебные материалы для студентов педагогического факультета) часть I, Саранск, 1989.■
5. «Музыканть-школатнес» «Сятко», 1990, № 1 (0,5 п. л.).
6. «Педагогический репертуар для фортепиано мордовских композиторов» (учебные материалы для студентов педагогического факультета) часть 2, Саранск, 1990.
7. «Изучение фортепианных произведении мордовских композиторов» (II. И. Бояркпш, II. В. Кошелева, Г. И. Сураев-Каролев) (методические рекомендации для студентов педагогических институтов). Саранск, 1990, 3 п. л.
Подп. к печ. 12.11.91 Объем 1 п. л. Зап. 776 Тир. 100
Типография МПГУ ии. В. И. Ленина