автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству
- Автор научной работы
- Митус, Ирина Викторовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Майкоп
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.08
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Митус, Ирина Викторовна, 2004 год
Введение.
Глава I. Теоретико-методологические предпосылки подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
1.1. Сущность и генезис музыкального просветительства как средства эстетического воспитания.
1.2. Профессиональные и профессионально-значимые личностные качества учителя музыки-просветителя: состояние проблемы.
1.3. Подготовка будущего учителя музыки к музыкальному просветительству как педагогическая проблема.
Выводы.
Глава II. Дидактическая модель педагогических условий подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
2.1. Целевой и критериальный аспекты подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
2.2. Содержательный аспект подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
2.3. Процессуальный и методический аспекты подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
2.4. Педагогический эксперимент по реализации дидактической модели подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Психолого-педагогические основы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству"
Актуальность исследования.
На современном этапе развития общества проблема воспитания и развития музыкальной культуры общества в целом и индивидуума в частности, как одного из средств решения задач эстетического воспитания чрезвычайно обострилась в связи с технократизмом и компьютеризацией, резко снизившими возможности гуманистического и интеллектуально-эстетического становления личности.
Музыкальное искусство, являясь одним из важных компонентов эстетического воспитания и обладая огромной силой эмоционального воздействия на духовной мир человека, приобретает все большее значение в структуре образовательного процесса для всестороннего гармоничного развития школьников. Общепризнанно, что приобщение к музыкальному искусству способствует росту музыкальной культуры личности и является средством повышения духовной культуры общества. В этом плане важную роль приобретает учитель музыки, к профессионально-педагогической подготовке которого должны предъявляться особые требования и в частности, к формированию его просветительских умений.
Профессионально-педагогическую подготовку будущего учителя музыки необходимо вести в двух направлениях: овладение системой знаний и умений по обязательным учебным дисциплинам и подготовка к музыкально-просветительской деятельности. Такое требование обусловлено тем, что во многих школах именно музыкальные кружки — сольного, хорового пения, студии — являются центрами музыкально-эстетического воспитания школьников, концентрирующими множество мероприятий и видов деятельности, связанных с музыкальным просвещением учеников и их родителей — прямым или опосредованным.
Долгие годы педагогическая наука не занималась вопросами формирования просветительских умений будущих учителей музыки, направленных на решение задач эстетического воспитания.
Возрождать просветительскую культуру в нашем обществе чрезвычайно трудно. Тем не менее общество, школа, дети испытывают острую нужду в личностях, готовых во внеурочное время решать задачи эстетического воспитания средствами музыкального просвещения.
Решение задач эстетического воспитания средствами музыкального просвещения возможно при условии постоянной и целенаправленной работы, опирающейся на создание системы музыкального просветительства. Для этого школе требуются специалисты не только по проведению уроков музыки, но и организации внеурочной творческой деятельности учащихся в хоровых, вокальных, инструментальных ансамблях, конкурсах, олимпиадах, музыкальных кружков, детского музыкального театра и других формах организации досуга.
Вся история отечественной музыкальной педагогики, начиная со II половины XIX века, опирается на деятельность крупных музыкантов, педагогов, композиторов, в различной степени уделявших внимание практике и теории музыкального просвещения детей и взрослых из различных слоев населения. Обострившиеся на данном этапе развития общества противоречия между ростом прагматизма и вечным стремлением человека к идеальному, возвышенному требует от отечественного музыкального образования возрождения традиций просветительской деятельности учителя музыки.
Особенно важно это в условиях последних десятилетий, когда ярко выражен спад интереса школьников к академической музыке. Отказываясь от общения с подлинным музыкальным искусством, создающим предпосылки нравственного совершенствования, школьники лишают себя его облагораживающего воздействия.
Анализ взаимодействия общественных потребностей с практикой реально функционирующего в обществе музыкально-педагогического образования позволил выявить ряд противоречий между:
- динамикой развития современной музыкальной культуры и отражением этих процессов в музыкальном образовании;
- содержанием учебно-воспитательного процесса подготовки будущего учителя музыки и требованиями к личности учителя общеобразовательной школы, который должен обладать сформированной музыкальной, духовной, художественной и просветительской культурой на основе широкого гуманитарного образования; несоответствием между предполагаемым содержанием художественно-педагогической деятельности учителя музыки и требованиями к уровню его профессионально-педагогической подготовки.
Многолетний анализ просветительской деятельности учителей музыки выявил факт существования еще ряда противоречий:
• между опытом подготовки будущего учителя музыки, основывающемся на узкопредметной профессиональной направленности обучения в ВУЗе и требованием современной гуманистической концепции образования к целостной системе их профессионально-просветительской деятельности;
• между значимостью профессионально-просветительских качеств будущего учителя музыки и недостаточно полной теоретической их разработанностью в музыкально-педагогических исследованиях, отсутствием методик их формирования;
• ролью музыкального искусства в решении задач эстетического воспитания и недостаточностью количества учебных часов, отведенных на музыку учебным планом.
Кроме того, существующие учебные планы, учебники и учебные пособия по методике музыкального воспитания, предназначенные для будущих учителей музыки, очень мало обращаются к историческим аспектам музыкального просветительства, не учитывают их важности и необходимости в деле воспитания учащихся, не обозначают условий и методов формирования у будущих учителей музыки профессионально-просветительских качеств.
На необходимость специальной подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству указывали в своих работах O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, М.П. Картавцева и другие, Г.А. Халикова в кандидатской диссертации "Подготовка студентов музыкально-педагогического факультета к организации внеклассной музыкально-пропагандистской работы". В диссертационной работе Н.К.Беловой "Профессионально-педагогическая подготовка студентов к формированию восприятия музыки школьниками" частично рассматриваются отдельные аспекты данной проблемы. Особенностям музыковедческой подготовки студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской работе в школе посвящена работа Михейченковой E.H. "Формирование готовности студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской деятельности в процессе музыковедческой подготовки". В то же время нам не удалось обнаружить работ, посвященных подготовке к музыкальному просветительству именно студентов музыкально-педагогических факультетов, то есть будущих учителей музыки.
Ряд научных исследований освещает частно-методологические вопросы и проблемы профессиональной подготовки будущего учителя музыки, необходимые для осуществления музыкального просветительства: музыкально-педагогических способностей (Л.Г. Арчажникова, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев), активизации творческого мышления музыкантов на основе межпредметных связей, формирования коммуникативных умений студентов-музыкантов (В.А. Ищенко, C.B. Шишкина), артистических качеств будущего у учителя музыки (Л.С. Майковская, О.С. Булатова, Е.К. Ильина).
Однако проблема психолого-педагогических основ подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству не в полной мере решена в этих работах, и в них не в полной мере устраняются указанные противоречия. Это определило тему предлагаемой диссертационной работы, и позволило сформулировать проблему — каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Объект исследования — процесс профессионально-педагогической подготовки будущих учителей музыки в системе высшей школы.
Предмет исследования — педагогические условия, обеспечивающие эффективность подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Объект и предмет определили цель исследования: определить и теоретически обосновать педагогические условия подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству и экспериментально проверить их эффективность.
В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой подготовка будущего учителя музыки к музыкальному просветительству будет протекать успешно, если:
• будут определены теоретико-методологические основы подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству;
• в качестве педагогических условий подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству будут определены ее содержательно-целевое, процессуальное, методическое и практически-результативное обеспечение;
• будет разработана концептуальная дидактическая модель подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству, предусматривающая реализацию ее целевого, критериального, содержательного, процессуально-методического и технологического аспектов;
• экспериментально будет проверена эффективность предлагаемой дидактической модели по подготовке будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
• выявить сущность, генезис, формы музыкального просветительства, совокупность профессиональных и личностных качеств учителя музыки-просветителя;
• разработать дидактическую модель подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству, реализующую определенные педагогические условия;
• экспериментально проверить эффективность дидактической модели подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Методологической основой исследования явились положения философии о единстве теории и практики, явления и сущности; положения материалистической диалектики о законах развития природы, человека, мышления и познания; гносеология как учение о сущности, закономерностях и формах познания; эстетика как учение о прекрасном, его законах, нормах и формах.
Методологическими ориентирами исследования явились:
- гуманистический подход (Ш.А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, Е. В. Кульневич, А. Маслоу, Е. Н. Шиянов и др.), проявившийся в исследовании обеспечением осознания будущим учителем музыки принципов гуманизма и возможностей их воплощения в профессионально-педагогической просветительской деятельности, а также соблюдением самим исследователем-экспериментатором этих принципов в учебно-воспитательном процессе в вузе;
- феноменологический подход (Е.В. Бондаревская, Э. Гуссерль, P.A. Куренкова и др.), имевший целью обеспечить осознание будущим учителем феномена музыкального просветительства как явления и его сущности;
- системно-структурный подход (В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, В.П. Кузьмин, В.Н. Садовский, Б.Г. Юдин и др.), ориентировавший на осознание образовательного процесса в целом и профессионально-педагогической подготовки будущего учителя к музыкальному просветительству, в частности, как сложной динамической системы и отсюда осмысление дидактической модели подготовки будущего учителя к музыкальному просветительству.
Теоретическую основу исследования составляют теория деятельностного подхода к формированию и становлению личности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн и др.), теоретические положения о процессе обучения в высшей школе (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, E.JI. Белкин, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, В.А. Сластенин и др.), теория развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.), концепция подготовки будущего учителя к развивающему обучению (З.К. Меретукова), культурологическая концепция содержания образования (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.), теория методов обучения (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов и др.), концепция воспитания творческой личности (В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская и др.), теория проблемного обучения (З.И. Калмыкова, И.Я. Лернер, М.Н. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.), теория интеграции образования (О.С. Гребенюк, А.Я. Данилюк, М.В. Кларин, Ю.С. Тюнников и др.), теория целеполагания (Е. Л. Белкин, В.П. Беспалько, Б.Блум, И.Я. Лернер и др.), концепция педагогической культуры (A.B. Барабанщиков, Е. В. Бондаревская, И.Я. Лернер, З.К. Меретукова, С.С. Муцынов, Н.Д. Никандров и др.). Разработка модели и определение структуры профессиональных и личностных качеств будущего учителя музыки для просветительской деятельности основывались на положениях общей и музыкальной педагогики, раскрытых в трудах Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Л.Г. Арчажниковой, O.A. Апраксиной, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Цыпина; в трудах психологов А.Н. Леонтьева, В.И. Петрушина, музыковедов Б.В. Асафьева, Л.А. Мазеля, A.M. Цукера, А.Н. Должанского, Б.Л.Яворского, А.Н. Юсфина.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений на различных этапах исследования использовались методы:
• теоретические — восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование целостного педагогического процесса, системный анализ изучаемых явлений;
• эмпирические — наблюдение, фиксация, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, беседа, анкетирование, интервьюирование, мониторинг;
• диагностические методы — тестирование, письменные контрольные задания, индивидуальная беседа, мини-сочинение;
• общенаучные методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирование, анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, аналогия, исторический и логический методы;
• математические методы обработки экспериментальных данных: определение количественных и качественных показателей готовности будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1999 по 2004 год на базе института искусств Адыгейского Государственного университета и организационно включало три этапа.
Первый этап (1997-1999гг.) — изучение и анализ философской, культурологической, педагогической, музыковедческой литературы, музыкально-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; определение проблемы, цели, задач исследования; разработка дидактической модели, включающая систему педагогических условий подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству. Проведение констатирующего эксперимента.
Второй этап (1999-2001гг.) — экспериментально проверялась эффективность дидактической модели, для чего осуществлялись организация и проведение формирующего эксперимента; апробация спецкурса «Просветительская деятельность учителя музыки».
Третий этап — (2001-2004г.) — завершение формирующего эксперимента: математическая обработка и качественный анализ результатов экспериментальной работы, их интерпретация; формулирование выводов и оформление диссертационного исследования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Музыкальное просветительство - это деятельность, основанная на диалектическом единстве знаний, умений и личностных характеристик, в которой выражена направленность будущего учителя музыки на совершенствование эстетического воспитания.
2. Готовность будущего учителя музыки к музыкальному просветительству определяются критериями: сформированностью просветительских знаний и умений, самостоятельностью в осуществлении музыкального просветительства, эмоционально-ценностным отношением к будущей профессионально-педагогической деятельности в целом и музыкальному просветительству, в частности.
3. Для эффективной подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству необходима дидактическая модель, представляющая собой систему целевого, критериального, содержательного, процессуально-методического и практически-результативного аспектов, представляющих комплекс педагогических условий.
Научная новизна заключается в том, что:
- уточнено содержание понятия «музыкальное просветительство»; определены сущность, генезис и формы музыкального просветительства, совокупность профессиональных и личностных качеств учителя музыки-просветителя;
- предложена концептуальная дидактическая модель, включающая систему педагогических условий подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству; экспериментально проверена эффективность предложенной дидактической модели подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в расширении общедидактического представления о возможностях подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству; теория обучения в высшей школе обогащается системным знанием о педагогических условиях подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству. Разработанные в диссертации теоретические и методические положения подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству позволяют расширить специальную предметную направленность обучения в педвузе и усовершенствовать музыкально-образовательный процесс профессионально-педагогической подготовки специалистов.
Практическая значимость работы заключается в том, что предложенный комплекс педагогических условий позволит повысить эффективность процесса подготовки будущих учителей музыки к музыкальному просветительству. Разработанный и апробированный спецкурс «Просветительская деятельность учителя музыки» и дидактическая модель в целом способствуют решению проблем просветительской направленности деятельности учителя музыки, и может использоваться в практике профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Результаты исследования могут быть внедрены в работу преподавателями разных кафедр — кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания, кафедр фортепиано, народных инструментов и других.
Достоверность полученных в исследовании результатов обеспечивается четкостью исходных методологических позиций; использованием комплекса методов исследования, соответствующих его объекту, цели и задачам; сочетанием количественного и качественного анализа результатов экспериментальной части исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры общей и социальной педагогики Адыгейского госуниверситета, отражены в научных статьях и тезисах, в докладах и выступлениях на собраниях Южного отделения РАО (г. Майкоп, 2000 г., г. Нальчик, 2002 г.); международной научно-практической конференции «Гармоника: теория, история, морфология, эргология» (г. Майкоп, 2000 г.); всероссийской научно-практической конференции «Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения» (г. Нальчик, 2001г.); региональной научно-практической конференции «Региональные проблемы многоуровневой системы профессионального музыкального образования» (г. Краснодар, 2001г.); региональной научно-практической конференции «Развитие социокультурной сферы Северо-Кавказского региона» (г. Краснодар, 2002г.); конференции Адыгейского республиканского Института повышения квалификации (АРИПК) в 2003 году.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 7 приложений. В работе содержится 10 таблиц, 2 рисунка.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"
163 Выводы
Основной целью опытно-экспериментальной работы являлась проверка эффективности разработанной модели подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству. Для осуществления данного вида деятельности необходимы специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие готовность будущего учителя музыки к такой деятельности.
Такими условиями являются:
• содержательное и методическое обеспечение учебных курсов, циклов и отдельных занятий в соответствии с целью эксперимента;
• единство процесса подготовки студентов к профессионально-педагогической и просветительской деятельности;
• единство целевого, критериального, содержательного, процессуально-технологического, методического и практически-результативного аспектов обучения;
• выявление и использование разноуровневых межпредметных связей;
• наличие профессионального образца личности педагога-просветителя; сотрудничество педагогов и студентов в процессе подготовки и проведения музыкально-просветительских мероприятий;
• теоретическая подготовка будущих учителей и практическое закрепление их профессиональных и личностных качеств.
Разработанная критериальная характеристика позволила объективно определить уровень готовности будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Подготовку будущего учителя музыки к музыкальному просветительству необходимо проводить на лекционных, семинарских, практических занятиях и во время прохождения педагогической практики. Организацию данного процесса целесообразно осуществлять в рамках музыкально-педагогических и индивидуально-творческих дисциплин, осуществляя межпредметное взаимодействие по согласованию целей, задач и содержания учебных предметов, направленных на подготовку будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Подготовка и проведение лекций-концертов во время прохождения педагогической практики и в музыкальном лектории способствуют закреплению просветительских знаний и умений и повышению мотивации к осуществлению просветительской деятельности.
Анализ результатов эксперимента показал, что подготовка будущего учителя музыки к музыкальному просветительству является управляемым и необходимым процессом, который можно совершенствовать в определенных педагогических условиях организации образовательного процесса в вузе.
165
Заключение
В последние десятилетия прошлого века в обществе обозначилась проблема между огромными техническими возможностями приобщения к музыкальной культуре и минимальными потребностями в их изучении и превращении их в средство эстетического воспитания. Огромный общемировой опыт, подтверждающий важную роль музыкального искусства в воспитании подрастающего поколения, дает возможность в использовании музыкальных ценностей в воспитании и обучении, а также в поиске новых форм реализации их образовательного и воспитательного потенциала. Но любые новаторские формы не оказывают необходимого эффективного педагогического воздействия без сформированности профессионально-педагогических и личностных качеств учителя-просветителя. Для этого требуется специальная подготовка к осуществлению функций просветительской деятельности в структуре вузовской подготовки учителя музыки.
Существующая система подготовки в ВУЗе не нацеливает студентов педагогических факультетов, институтов искусств на подготовку к осуществлению музыкального просветительства как социально значимой деятельности учителя.
Проведенный анализ научно-педагогических и методических источников, а также анализ педагогической деятельности позволяет сделать вывод о необходимости активизации целенаправленных поисков путей и средств подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству как фактору, призванному решать проблемы эстетического воспитания. В рамках такого поиска представляли интерес разработка и проверка эффективности предложенной дидактической модели подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству.
Рассматривая музыкальное просветительство как деятельность по распространению знаний музыкального искусства, в исследовании выявлены критерии готовности будущего учителя музыки к музыкальному просветительству - когнитивный, критерий умения, мотивационный. Для каждого критерия определены показатели с опорой на особенности музыкального просветительства. Выделенные структурные критерии подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству представлены в единстве и взаимосвязи.
Опираясь на структуру общепедагогических функций учителя музыки, в исследовании определена главная особенность учителя музыки-просветителя - просветительское призвание. Составляющими просветительского призвания являются потребность в просветительстве, способности и склонности к просветительству.
В процессе экспериментальной работы получены результаты, свидетельствующие об эффективности разработанной дидактической модели подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству, что является подтверждением гипотезы исследования.
Новизна проведенного исследования определяется тем, что уточнено содержание понятия «музыкальное просветительство»; определены сущность, генезис и формы музыкального просветительства, совокупность профессиональных и личностных качеств учителя музыки-просветителя; предложена концептуальная дидактическая модель педагогических условий подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству, включавшая отбор и структурирование содержательного аспекта подготовки студентов к музыкальному просветительству, что в практическом плане выразилось в разработке спецкурса и системы дидактических заданий, предполагавших формирование практических умений, критериально-целевое обеспечение процесса подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству, процессуально-методическое и практически-результативное обеспечение подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству. Эффективность предложенных педагогических условий экспериментально проверена и подтверждена.
Расширение общедидактического представления о возможностях подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству; обогащение теории обучения в высшей школе системным знанием о педагогических условиях подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству определяют теоретическую значимость диссертационного исследования. Разработанные в диссертации теоретические и методические положения подготовки будущего учителя музыки к музыкальному просветительству расширяют специальную предметную направленность обучения в педвузе и способствуют усовершенствованию музыкально-образовательного процесса профессионально-педагогической подготовки специалистов.
Предложенный комплекс психолого-педагогических условий повысил эффективность процесса подготовки будущих учителей музыки к музыкальному просветительству. Реализация дидактической модели, включающая и разработанный спецкурс «Просветительская деятельность учителя музыки», способствовала осуществлению просветительской направленности в практике профессиональной подготовки будущих учителей музыки. Результаты исследования внедрены в работу преподавателями разных кафедр Института искусств Адыгейского • государственного университета — кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания, кафедр фортепиано, народных инструментов, что подтверждает его практическую значимость.
Поставленные в диссертационном исследовании задачи решены. В перспективном плане можно сформулировать ряд вопросов, которые могут стать предметом дальнейшего исследования: эмоционально-психологическая подготовка будущего учителя музыки к осуществлению музыкального просветительства, подготовка будущего учителя музыки к осуществлению музыкального просветительства в различных музыкально-образовательных учреждениях, подготовка будущего учителя музыки к формированию у школьников эмоционально-ценностного отношения к миру средствами музыкального просветительства, что свидетельствует о возможностях продолжения исследования данной проблемы.
169
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Митус, Ирина Викторовна, Майкоп
1. Абдуллин Э.Б. Содержание и организация методологической подготовки учителя музыки в системе высшего педагогического образования: Дис. на соиск. учен. степ, доктора пед. наук: (13.00.08)/Э.Б. Абдуллин. М., 1991.-433 с.
2. Адоевцева И.В. Становление элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки: Автореф. дис. на соиск. учен, степ. канд. пед. наук: (13.00.02, 13.00.08)/И.В. Адоевцева. Кострома, 2001.-22 с.
3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта/Ю.Б. Алиев. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 336 с.
4. Алиев Ю.Б. Подросток музыка - школа/Ю.Б. Алиев//Вопросы методики музыкального воспитания детей. - М.: Музыка, 1975. — С. 71115.
5. Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс/В.И. Андреев. Казань, Изд-во Казанского университета, 1993.-250 с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности/В.И. Андреев. — Издательство Казанского университета, 1988. — 237 с.- 7. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания/О.А. Апраксина. М.: Музыка, 1984. - 245 с.
7. Апраксина ' O.A. Музыкальное воспитание в русской образовательной школе/О.А. Апраксина. — М.: Музыка, 1948. — 189 с.
8. Апраксина O.A. Современные требования к школьному учителю-музыканту/О.А. Апраксина//Музыкальное воспитание в школе. -Вып. 15. М.: Музыка, 1982. - С. 32-43.
9. Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика/М.Г. Арановский/ЯТроблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. - С. 90-128.
10. Арчажникова Л.Г. Профессиональные качества учителя музыки в системе высшего педагогического образования/Л.Г. Арчажникова/Юсновы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвуз. Сборник научных трудов. Вып. 3. Саратов,1997. - С. 3-13.
11. Арчажникова Л.Г. Профессия — учитель музыки/Л.Г. Арчажникова. -М.: Музыка, 1984. — 118 с.
12. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения/ С.И. Архангельский. -М.: Высшая школа, 1974. 384 с.
13. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы/ С.И. Архангельский. М., Высшая школа, 1980.-124 с.
14. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/Б.В. Асафьев. — М.- Л.: Музыка, 1965. 276 с.
15. Ахияров К.Ш. Формирование ценностных ориентаций будущих учителей / К.Ш. Ахияров//Педагогика. 2002. - № 3. - С. 50-54.
16. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды/Сост. М.Ю. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
17. Баскакова А.Н. Педагогические условия становления творческой личности преподавателя в современной школе: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.01)/Баскакова А.Н. — М., 2001.— 171 с.
18. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии/В.П. Беспалько. — М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
19. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учебное пособие/Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону, 1986. - 120 с.
20. Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя/Т.Г. Браже//Педагогика. 1993. - №2. - С. 70-75.
21. Брюсова Н. Массовая музыкально-просветительская работа в первые годы после Октября/Н. Брюсова//Советская музыка. — 1947. № 6. -С. 48-50.
22. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/О.С. Булатова. М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 240 с.
23. Буракова Р.Ю. Просветительская деятельность в работе музыканта/Р. Ю. Буракова//Фортепьянное исполнительство и педагогика. Астрахань, 2000. - С. 42-43.
24. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений/А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. — М.: Издат. Центр «Академия», 2000. — 208 с.
25. Введенская Л.А. Культура и искусство речи/Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1995. — 576 с.- 30. Волков A.A. Структура лекции/А.А. Волков. М.: Знание, 1986. -81 с.
26. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выготский. — М., Педагогика, 1991. 265 с.
27. Глебов И. Антон Григорьевич Рубинштейн/И. Глебов. М., Музыка, 1969.-187 с.
28. Гольденштейн М.В. В концертном зале — дети/М.В. Гольденштейн// Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 1. М.: Советский композитор, 1983, —С. 435-470.
29. Гончарова Г.И. Некоторые аспекты формирования художественной вкуса будущих учителей музыки на основе изучения древнеадыгского вокального искусства//Проблемы музыкального искусства. Вып. 1. Майкоп, 1994. - С. 24-32.
30. Горлова И.И. Региональный аспект информационной культуры специалиста//Кубань: проблемы культуры и информатизации. — 1996. — №3. С. 5-8.
31. Горелов И.Н. Умеете ли вы общаться?/И.Н. Горелов, В.Ф.Житников, М.В. Зюзько, Л.А. Шкатова. — М.: Просвещение, 1991. — 144 с.
32. Горская Е.С. Чтобы было интересно слушать музыку/Е.С. Горская//Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. — М., 1989. С.
33. Горюнова Л.В. Урок музыки Урок искусства/Л.В. Горюнова. — М.:МГПИ, 1989.-114 с.
34. Гостева Д.Р. Свободная музыкально-исполнительская практика как специфическая форма учебной работы на музыкальных факультетах педагогических вузов: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.08)/Д.Р. Гостева. -М., 2001.-180 с.
35. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку/Н.Л. Гродзенская. -М.: Просвещение, 1969. 77 с.
36. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки/Р.И. Грубер. М.: Музыка, 1960. - 467 с.
37. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения/В.В. Давыдов. -М.: Просвещение, 1981. —80 с.
38. Данилевич JI.B. Музыка на фронтах Великой Отечественной войны/JI.B. Данилевич. М.: Музыка, 1976. - 327 с.
39. Данилюк А .Я. Теория интеграции образования/А.Я. Данилюк. — Ростов-на-Дону, Изд-во Рост. Пед. ун-та, 2000. 440 с.
40. Должанский А.Н. О лекторском труде/А.Н. Должанский//Избранные статьи. JI.: Знание, 1973. — С. 199-209.
41. Дуков Е.В. Музыкальная пропаганда в СССР: состояние и перспективы/Е.В. Дуков//Советская музыка. — 1989. № 2 - С. 45-50.
42. Дуков Е.В. О лекторской практике/Е.В. Дуков//Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 3. 1981.-ЖЗ. - С. 27-32.
43. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания учителя. Учебное пособие/С.Б. Елканов. М.: Просвещение, 1989. — 228 с.
44. Ерастов Н.П. Психолого-педагогические основы лекторской деятельности/Н.П. Ерастов. М.: Знание, 1987. — 93 с.
45. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования/ В.И. Загвязинский. М., Педагогика, 1982. - 160 с.
46. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений/В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 208 с.
47. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация/ В.И. Загвязинский. М.: Academia, 2001. - 201 с.
48. Загузов Н. И. Подготовка и защита диссертации по педагогике: Научно-методическое пособие/Министерство общего и профессионального образования РФ. М.: Издат. Дом Ореол-Лайн, 1998. -192 с.
49. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие/И.А Зимняя. — Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. 480 с.
50. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи/Г.Н. Иванова-Лукьянова. — М.: Знание, 2002. — 197 с.
51. Ильина E.K. К проблеме артистизма в деятельности учителя музыки/Е.К. Ильина//Музыкальное воспитание в школе. Вып. 17. — 1986. -С. 67-70.
52. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений/ И.Ф. Исаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 208 с.
53. Ищенко В.А. Проблемы профессионального самовоспитания будущего учителя музыки/В.А. Ищенко. — М.: Музыка, 1991. — 178 с.
54. Кабалевский- Д. Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя/Д.Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1987. - 206 с.
55. Кабалевский Д.Б. Дорогие мои друзья/Д.Б. Кабалевский. — М.: Молодая гвардия, 1977. 192 с.
56. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке/Д.Б. Кабалевский. М.: Просвещение, 1989.- 193 с.
57. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе / Д.Б. Кабалевский. -М.: Молодая гвардия, 1984. -189 с.
58. Кабалевский Д.Б. Ровесники. Беседы о музыке для юношества/Д.Б. Кабалевский. М.: Музыка, 1987. — 125 с.
59. Кан-Калик A.A. Педагогическое творчество/А.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров. М.: Просвещение, 1990. — 144 с.
60. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика/Ю.В. Капустин JL: Музыка, 1985. - 160 с.
61. Картавцева М.П. Пути повышения эффективности развития обучающихся в процессе изучения музыкально-теоретических предметов: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.02)/М.П. Картавцева. — Саратов, 1993. — 19 с.
62. Коннова А. О лекторском труде/А. Коннова/УИзбранные статьи. -М., 1973.-С. 199-209.
63. Коннова А. Почему мы потеряли публику?/А. Коннова/УСоветская музыка. 1986. - № 9. - С. 91-96.
64. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования/А.И. Кочетов. — Мн.: Ред. журн. «Адукация i выхаванне», 1996. — 312 с.
65. Краевский В.В. Методология педагогического исследования/
66. B.В. Краевский. Самара, 1994. - 123 с.
67. Кудаев М.Р.Методология и методика педагогических исследований: Учебное пособие. Часть 1./М.Р. Кудаев. — Майкоп, Изд-во АГУ, 2003.-168 с.
68. Кудаев М.Р. Проблема формулирования целей обучения в дидактике/М.Р. Кудаев//Вестник АГУ. Майкоп, 1998.-№ 2. - С.82-87.
69. Кузин Ф.А. • Методика написания, правила оформления и порядок защиты диссертаций по педагогике. Практическое пособие. 4-е изд., доп. М.: «Ось-89», 1999. - 208 с.
70. Кульневич C.B. Воспитательная работа в современной школе /
71. C.B. Кульневич, Т.П. Лакоценина. М. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2000. — 192 с.
72. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О.В. Долженко. М.: Высш. шк., 1986. - 368 с.
73. Курцман А. На ниве музыкального просвещения / А.Курцман // Музыкальная жизнь. 1998.- № 3. — С. 35-36.
74. Леонтьев A.A. Психологические особенности деятельности лектора / A.A. Леонтьев. -М.: Знание, 1981. 80 с.
75. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения/ И.Я. Лернер. — М.: Педагогика, 1981.— 186 с.
76. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей/И.Я. Лернер. — М.: Просвещение, 1982. — 191 с.
77. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения/ И.Я. Лернер//Сов. Педагогика. 1989. -№1. - С. 10-17.
78. Лозовская Р.И. Духовная культура учителя музыки: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:( 13.00.08)/ Р.И. Лозовская. — Ростов-на-Дону, 2000. 208 с.
79. Локшин Д.Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе/ Д.Л. Локшин. — М., Музыка, 1957. -215 с.
80. Лысенко В.Г. Формирование музыкально-просветительских умений учителя начальных классов: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: (13.00.08)/В.Г. Лысенко.-М., 1989.- 178 с.
81. Лысенко В.Г. Учить слышать музыку/ В.Г. Лысенко // Музыка в школе. 1989.- № 1. - С. 27-34.
82. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки / Л.А. Мазель. — М.: Музыка, 1991.-79 с.- 89. Майковская Л. С. Артистизм учителя музыки / Л.С. Майковская. М.: МГПИ, 1999. - 65с.
83. Маров В.Н." Композиция лекции/ В.Н. Маров. — Алма-Ата: Знание, 1987.-20 с.
84. Матрос Д.Ш. Управление качеством образования / Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, H.H. Мельникова. М.: ВЛАДОС, 2001.- 122 с.
85. Махмутов М.И. Проблемное обучение/ М.И. Махмутов. М., Педагогика, 1975.-368 с.
86. Машошин В.Г. Роль эмоционального фактора в лекции/ В.Г. Машошин. — Алма-Ата: Знание, 1985. 17 с.
87. Медушевекий В.В. О закономерностях и средствах художественного восприятия музыки/ В.В. Медушевекий. М.: Музыка, 1976.-254 с.
88. Методическая подготовка учителя музыки: Хрестоматия/ Сост. Э.Б. Абдуллин. -М.:МИРОС, 1992. 56 с.
89. Методологические проблемы современной педагогической науки и практики// Сборник научных трудов. — Челябинск, ЧПИ, 1988. -125 с.
90. Методы педагогического исследования// Учеб. пособие. М., Просвещение, 1972. — 97 с.
91. Меретукова З.К. Методологическая культура основа научного исследования/ Меретукова З.К.// Студенческий научный журнал AB OVO, № 2. - Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. - С. 68-71.
92. Меретукова З.К. Методология научного исследования и образования: Учебное пособие для студентов и аспирантов//З.К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АГУ, 2003. - 268 с.
93. Меретукова З.К. Педагогическая культура как категория педагогической науки/ З.К. Меретукова//Вестник АГУ. — Майкоп: Изд-во АГУ, 1998.-С. 26-27.
94. Меретукова З.К. Педагогическая культура и педагогический идеал: Учеб. пособие для студентов и аспирантов / З.К. Меретукова. -Майкоп: АГУ, 1999.—160 с.
95. Меретукова З.К. Теоретические и практические основы развивающего обучения / З.К. Меретукова. — Майкоп, Изд-во АГУ, 1994. 228 с.
96. Меретукова З.К. Теория и практика подготовки учителя к развивающему обучению / З.К. Меретукова. Майкоп: Изд-во АГУ, 1997. -244 с.
97. Меретукова З.К. Условия формирования мировоззрения будущего учителя/. З.К. Меретукова// Совершенствование профессионально-деятельностной подготовки учителя. Майкоп, 1989. — С.16-17.
98. Митус И.В. Из опыта музыкального просвещения учащихся хорового кружка как средства профессионально-педагогической подготовки будущего учителя музыки/ И.В. Митус //AB OVO. Майкоп, АГУ, 2002. -№ 3. - С. 199-205.
99. Михневич А.Е. От монолога к диалогу / А.Е. Михневич. — Минск: Знание, 1979. 22с.
100. Михневич А.Е. Языковые средства речевой выразительности /
101. A.Е. Михневич. Минск: Знание, 1976. - 19 с.
102. Мозгот В. Г. Формирование художественного вкуса личности /
103. B.Г. Мозгот. Ростов-на- Дону, 1992. - 160 с.
104. Мозгот В.Г. Формирование музыкально-эстетических вкусов школьников в ходе педагогической практики / В.Г. Мозгот // Совершенствование профессионально-деятельностной подготовки учителя. Майкоп, 1989. - С.98 -100.
105. Мозгот В.Г. Музыкальное образование студенческой молодежи в условиях национального региона / В.Г. Мозгот // Проблемы развития образования на Северном Кавказе. Пятигорск, 1998. - С. 71-76.
106. Музыкальная энциклопедия. В 6-и т. Гл. ред. Ю.В. Келдыш. Т.5.-М.: Советская энциклопедия, 1981.— 1056 с.
107. Музыкальное образование в школе. Учеб. пособие для студентов высших и средних учебных заведений / Под. ред. JI.B. Школяр. М.: Academia, 2001. - 230 с.
108. Музыкальный Петербург. XVIII век. Энц. словарь. В 3-х томах/ Ответств. ред. АЛ. Порфирьева. Т. 1. С-Пб.: Композитор, 2001.-414 с.
109. Муцмахер В.И. Формирование профессионально-значимых качеств личности будущего учителя музыки: Автореферат дис. на соиск. учен. степ, кандидата пед. наук:( 13.00.08) / В.И. Муцмахер. — М., 1988. -19 с.
110. Немов P.C. Психология / Учебник для студентов вузов. В 3-х кн. 2-е изд.//Р.С. Немов. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995. - Книга 2. -496 с.
111. Никольская С.Т. Техника публичной речи / С.Т. Никольская. — М.: Знание, 1980.-64 с.
112. Оболенская Е.Ф. Готовим учителя музыки в школе / Е.Ф. Оболенская // Начальная школа. 1999. -№ 3. - С. 41-45.
113. Оконь В. Введение в общую дидактику/ В. Оконь. М.: Высшая шкапа, 1990.-382 с.
114. Основы педагогики высшей школы: Учебное пособие/Под ред. ЕЛ. Белкина / МТИПП. М., 1989. - 102 с.
115. Основы педагогики и психологии в высшей школе/Под ред. A.B. Петровского. М., Педагогика, 1986. - 326 с.
116. Паналов С.А. История культурно-просветительской работы в СССР/ С.А. Паналов, Т.И. Чернявский, А.П. Виноградов- М.: Политпросвещение, 1983.- 187 с.
117. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие для студентов сред, и высш. пед. заведений/ С.А. Смирнов,
118. И.Б. Котова, E.H. Шиянов, Т.Н. Бабаева и др. — М.: Издат. центр «Академия», 1998. 512 с.
119. Петелин A.C. Музыкальное образование и воспитание: от истоков до современности. Учебное пособие / A.C. Петелин. — Воронеж, 1997.-246 с.
120. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя / Г.А. Петрова. Казань, Издат. Казанского университета, 1976. — 199 с.
121. Петрова Э.А. Культура речи в искусстве устной пропаганды. Учебное пособие / Э.А. Петрова. JL: Знание, 1988. - 72 с.
122. Петрова Э.А. Живое слово лектора / Э.А. Петрова. — JI.: Знание,1988. 18 с.
123. Петрушин В.И. Музыкальная пропаганда: принципы и методы /В.И. Петрушин // Советская музыка. 1990. - № 7. - С.53-58.- 130. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие / В.И. Петрушин. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 384 с.
124. Персимфанс/Музыкальная жизнь.- 1974.-№9. — С. 19-20.
125. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии / В.Ю. Питюков. — М.: Педагогическое общество России, 1997. — 176с.
126. Попова C.B. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных мероприятий: Автореф. дис. на соиск. учен степ. канд. пед. наук:(13.00.01) / C.B. Попова. М., 1998. — 21с.
127. Попков В.А. Дидактика высшей школы /Учеб. пособие /В.А. Попков, A.B. Коржуев. — М.: Издат. центр « Академия», 2001. 136 с.
128. Португалов К.П. Серьёзная музыка в школе /К.П. Португалов. — М.: Просвещение, 1987. 144 с.
129. Просветительство // Большой толковый словарь русского языка. Сост. С.А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2000. - С. 1023.
130. Просветитель // Словарь русского языка. III том. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989.-С. 518.
131. Просвещение // Советский энциклопедический словарь. М., 1985.-С. 1066.
132. Просвещение // Энциклопедический словарь. Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон (репринтное издание 1890 г.) М., 1992. - С. 469.
133. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей/ Под ред. П.И. Пидкасистого. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.-544 с.
134. Пэн-Чернова Г. Уметь слышать музыку /Г. Пэн-Чернова // Музыка — детям. № 4. — М.: Музыка, 1981. - С.65-73.
135. Радынова О.П. Настроения, чувства в музыке / О.П. Радынова. — М.: Владос, 2000. 88 с.
136. Рапацкая JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки /Л.А. Рапацкая. М.: Педагогика, 1991. - 193 с.
137. Рахимбаева Л.А. Фортепианная подготовка учителя музыки / Л.А. Рахимбаева. Саратов, 2000. - 110 с.
138. Рахимбаева И.М. Художественно-педагогическое проектирование: Учеб.пособие / И.М. Рахимбаева, Л.В.Горина. — Саратов: 2002.-144 с.
139. Рева Г.В. Формирование акмеологической направленности личности учителя: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:( 13.00.08)/ Г.В. Рева. Волгоград, 2002. -198 с.
140. Революция искусство — дети. Материалы и документы: 19171923. - М.: Музыка, 1987. - 237с.
141. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Учеб. пособие/ П.Е. Решетников. М.: Издат. центр Академия, 2000. - 304 с.
142. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах / Гл. ред. В.В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. Т. 1. — 608 с.
143. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах / Гл. ред. В.В. Давыдов. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. Т. 2. — 672 с.
144. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии/ СЛ. Рубинштейн.- М., 1940.-594 с.
145. Румянцева З.В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-просветительской деятельности в школе: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:(13.00.08) / З.В. Румянцева. М.: МГПИ. 1987.-15 с.
146. Рыбин С.Ю. Формирование профессионального мировоззрения студентов музыкальных специализаций в вузах культуры и искусства: Диссертация на соиск. учен степ. канд. пед. наук (13.00.08) / С.Ю. Рыбин.1. М.,2001. — 172 с.
147. Савкова З.В. Творческое самочувствие лектора: Пособие / З.В.Савкова. -JL: Знание, 1986. 15 с.
148. Саркитов Н.Д. Беседы о популярной музыке в средней школе / Н.Д. Саркитов // Воспитание музыкой. М.: Молодая гвардия,1991. — С. 173-193.
149. Серов А.Н. Критические статьи. Т.1/ А.Н. Серов. М.: Музыка, 1978.-317 с.
150. Симонов А.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателей/ А.П. Симонов. — М.: Пед. общество России, 1995.-160 с.
151. Скалкова Я. Методология и методы педагогического исследования: Пер. с чешск./Я. Скалкова и коллектив. М.: Педагогика, 1989.-224с.
152. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований/М.Н. Скаткин. -М.: Педагогика, 1991. 173 с.
153. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики /. М.Н. Скаткин. М.: Педагогика, 1984- 95 с.
154. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения/М.Н. Скаткин. М., Педагогика, 1971. - 208 с.
155. Сластенин В.А. Профессионально-педагогическая подготовка современного учителя/ В.А. Сластенин, А.И. Мищенко// Советская педагогика. 1991 .-№ 10. - С. 79-84.
156. Словарь иностранных слов/ 7-е изд. — М., Русский язык, 1980. —1. С.248.
157. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности/ С.Д. Смирнов.— М., Педагогика, 1989 126 с.
158. Современная дидактика: теория практике. Под. ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М.: изд. ИТПиМИО РАО, 1993. -288 с.
159. Созонов В.П. Воспитание на основе потребностей человека / В.П.Созонов// Педагогика. -1993. № 2. - С. 28-32.
160. Соленко М.А. Преемственность музыкально-исторической подготовки учителя музыки: Автореф. дис. на соиск. учен степ. канд. пед. наук: ( 13.00.02) / М.А. Соленко. М.,2000. - 23 с.
161. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки / А.Н. Сохор. Л.: Советский композитор, 1983, —304 с.
162. Сохор А.Н. Музыка и общество / А.Н. Сохор. М.: Знание, 1972.-148с.
163. Старков В.В. Диалог с аудиторией / В.В. Старков. Алма-Ата, Знание, 1 987.-15 с.
164. Стародубцева Т.Е. Психолого-педагогические условия развития креативности у будущих учителей музыки. Автореф. дис . на соиск. учен, степ. канд. пед. наук: (13.00.08) /Т.Е.Стародубцева.- Воронеж, 2001.— 22 с.
165. Сто великих композиторов: Справочник/ Автор-состав. Д.К. Самин.-М.: Вече, 2001.-624с.
166. Стотыка A.B. Творческая деятельность студентов музыкально-педагогического факультета в процессе их подготовки к эстетическомувоспитанию учащихся: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:(13.00.08) / Стотыка A.B. М., РАО. 1993. - 23с.
167. Тарасова JI.M. Теория и практика музыкального краеведения в системе современного музыкального образования: Автореф. дис. на соиск. учен степ, доктора пед. наук:( 13.00.08) / JI.M. Тарасова. М., 1997. - 52 с.
168. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей: Изб. труды / Б.М. Теплов. М.: Музыка, 1985. - 223 с.• 176. Терентьев H.A. Целостный подход к музыкальному образованию и воспитанию/Н.А.Терентьев // Педагогика. 1992.-№ 1-2. — С. 66-74.
169. Туравец Н.Р. Региональный компонент музыкально-педагогического образования: методология, теория и практика: Монография/ Н.Р. Туравец. Краснодар, 1998. - 179 с.
170. Тюнников Ю.С. Культурологическая подготовка будущего учителя: системное проектирование процесса формирования у студентов культурологических умений/Ю.С. Тюнников, Ю.А. Юрченко. — Сочи: РИО СГУТиКД, 2001.- 140 с.
171. Ульянова JI.A. Психолого-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к профессиональному самообразованию: Дис. на соис. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.08) / JI.A. Ульянова. Калуга, 2001. - 178 с.
172. Философский энциклопедический словарь / Гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. - 840 с.
173. Фридман Э.М. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы/ Э.М. Фридман. М., Владос, 2000. — 238с.
174. Халабузарь П. В. Теория и методика музыкального воспитания: Учебное пособие/ П.В.-Халабузарь, B.C. Попов. — Л.: Педагогика, 2000. — 224 с.
175. Халикова Г.А. Подготовка студентов музыкально-педагогического факультета к организации внеклассной музыкально-пропогандистской работы: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. пед. наук:( 13.00.02 )/Г.А. Халикова. Ташкент, 1979.- 17с.
176. Хоруженко К. М. Культурология: Энциклопедический словарь / К. М. Хоруженко. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. — 640 с.
177. Хусаинова Н.Ю. Целеполагание в педагогических процессах/ Н.Ю. Хусаинова. Казань, Изд-во КГУ, 1996. - 31 с.
178. Целковников Б.М. Подготовка будущих учителей к творческому отбору музыкального материала для школьного урока: Дис. на соиск. учен. степ. пед. наук:( 13.00.02 ) / Б.М. Целковников. М., 1988. -186 с.
179. Цукер А. М. Перспективы и формы / A.M. Цукер // Советская музыка. -1987. -№ 9. С. 65-70.
180. Цыпин Г.М. О чтении с листа в практической деятельности учителя музыки общеобразовательной школы/ Г.М.Цыпин // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16. -1987. - С. 65-74.
181. Чекарева С.Н. Комплексная подготовка учителя музыки и литературы в педагогическом вузе. / С.Н.Чекарева. — М.: Пед. общество России, 1999.-237с.
182. Чунин О.В. О просветительской роли русских народных инструментов в школе / О.В. Чунин // Музыкальное образование в контексте культуры. Вып. 1.-М.: Музыка,1994.-С. 143-149.
183. Шабашов JT. В. Цели, содержание и проведение музыкальных праздников в школе / Л.В. Шабашов//Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16. М.: Музыка, 1985. - С . 49-54.
184. Шаронин Ю.В. Психолого-педагогические основы формирования качеств творческой личности в условиях непрерывного образования. Автореферат дисс. на соиск. учен степ, доктора пед. наук:( 13.00.01) / Ю.В. Шаронин. Майкоп, 1999. - 38 с.
185. Шацкая В. Н. Революция искусство — дети. / В.Н. Шацкая. — М.: Молодая гвардия , 1988. — 176 с.
186. Шишкина C.B. Формирование профессионально-коммуникативных качеств личности будущего учителя музыки: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:(13.00.08) / Ç.B. Шишкина. Саранск, 2001.-179 с.
187. Шишов С.Е. Мониторинг качества образования в школе / С.Е. Шишов, В.А. Кальней. М.: Педагогическое общество России, 1999. — 320 с.
188. Шолкина И.Н. Теоретические основы процесс приобщения школьников к музыкальным новациям в общеобразовательном учреждении: Дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук:(13.00.01/ И.Н. Шолкина.-М., 2001.- 179 с.
189. Шувалова Е.Е. Педагогические особенности развития музыкального образа у младших школьников в условиях взаимодействия искусств: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: ( 13.00.01) / Е.Е. Шувалова. -М., 1995. 16 с.
190. Щукина Г.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/Г.Н. Щукина.-М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
191. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология как учебная дисциплина/ Н.Е. Щуркова // Педагогика. 1993. - № 2. — С. 66-70.
192. Энциклопедический музыкальный словарь/Ред. К. А. Жабинский.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-289 с.
193. Эпштейн Е. Быть просветителем обязан! / Е.Эпштейн //Музыкальная жизнь. 1990.- № 8. - С. 8.
194. Эстетика. Словарь / Под. общ. ред. A.A. Беляева, Л.И. Новикова, В.И. Толстых. — М.: Политиздат, 1989. 447 с.
195. Юсфин А. Слышишь ли ты меня? / А. Юсфин // Советская музыка. 1986. - № 9. - С. 97-102.
196. Яворский Б.Л. Избранные труды. В 2-х т. Ред. Д.Д. Шостакович/ Б.Л. Яворский. — М.: Советский композитор, 1987. 366 с.
197. Яркина Л.В. Педагогические условия формирования эмоционального воздействия хормейстера в групповых занятиях. Автореферат дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук :(13.00.01) / Л.В. Яркина. Липецк, 2001. - 18 с.
198. Аристархова Л. О чем и как говорит музыка//История музыки. -2002 Электрон. ресурс. (Рус.)- -http://www.nlib.ru/Musik/History.html.
199. Дергачев Е.В. Музыкальная культура петровской эпохи//История музыки. 2002 Электрон, ресурс. - (Рус.). — http://www.lseptember.ru/Musik.html