Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическая филармония как эффективная форма развития интереса учащихся к классической музыке в системе дополнительного образования

Автореферат по педагогике на тему «Педагогическая филармония как эффективная форма развития интереса учащихся к классической музыке в системе дополнительного образования», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Смольская, Юлия Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2011
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогическая филармония как эффективная форма развития интереса учащихся к классической музыке в системе дополнительного образования"

На правах рукописи

005004190

СМОЛЬСКАЯ ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА

Педагогическая филармония как эффективная форма развития интереса учащихся к классической музыке в системе дополнительного образования

13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

- 1 ДЕК 2011

Москва, 2011

005004190

Работа выполнена на кафедре истории и теории музыки и музыкального образования Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Научный руководитель: кандидат искусствоведения, доцент

Алфеевская Галина Сергеевна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Мариупольская Татьяна Геннадиевна кандидат педагогических наук, доцент Берак Ольга Леонидовна

Ведущая организация: Московский государственный институт

музыки им. А.Г. Шнитке

Защита состоится 21 декабря 2011 года в 14:00 часов на заседании диссертационного совета Д 850.007.04 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет».

Автореферат разослан «/т7» ноября 2011г. Автореферат размещён на сайте http://vak.ed.gov.ru

Учёный секретарь диссертационного советэ,

кандидат искусствоведения, доцент • Г.В.Заднепровская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Культурное наследие - великое достояние человечества. Это то, что создаёт «зримую» связь веков, что помогает узнать прошлое и понять настоящее, то, что не должно «затеряться» в будущем.

Современное общество всё глубже погружается в массовую культуру, теряя из поля зрения подлинное искусство. Музыка, которая занимает в нем весьма значительное место, в своем абсолютном большинстве, музыка развлечения. Классическая музыка, тем более сочинения вышедших из академической школы композиторов второй половины XX - начала XXI века, не становится достоянием широкого слушателя. Основной контингент посещающих концерты классической музыки составляют люди пенсионного возраста и музыканты-профессионалы. Массовый слушатель всё дальше отходит от истинных художественных ценностей и становится приверженцем навязываемой СМИ музыкальной моды. Тем более это относится к детям, учитывая их акселерацию и раннее знакомство с электронной техникой. От обилия беспорядочно получаемой информации мышление современных детей напоминают мозаику, которая не складывается в какой-либо осмысленный рисунок. Психологи называют такое мышление «клиповым». Обращение к искусству, к художественному творчеству, к занятиям музыкой, хореографией, живописью и рисунком способствует преодолению «клипового мышления» и формированию у ребенка более целостной картины мира.

Педагогика искусства и худсжественного творчества была предметом интереса на протяжении многих веков. Её вопросам уделяли внимание крупнейшие философы (Аристотель, И.Какт, Ф.Ницше, Платон). Проблемы воспитания и развития личности представлены в трудах Ш.А. Амонашвили, П.Ф. Каптерева, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.

Способность к познанию и творческая активность учащегося рассмотрены в психолого-педагогических исследованиях Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, В.А. Сластёнина и др. О свойствах музыки, о её влиянии на формирование личности человека много писали музыканты и учёные, такие как: Б.В. Асафьев, J1.A. Баренбойм, В.В. Горностаева, ЯМ. Мильштейн, Г.Г. Нейгауз, К. Орф, С.Я. Фейнберг, Ф.И. Шаляпин и др. Проблему совершенствования процесса музыкально-эстетического воспитания детей на основе развивающего потенциала искусства исследовали: O.A. Апраксина, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский и др.

Проблемы современной музыкальной педагогики, освещающие вопросы организации учебно-воспитательного процесса, исследованы в трудах A.C. Базикова, Е.А. Бодиной, Т.Г. Мариупольской, Г.М. Цыпина, Л.И. Школяр и др. Психологический аспект развития творческих и музыкальных способностей рассматривали Л.Л. Бочкарёв, Л.С. Выготский, Д.К. Кирнарская, Б.М. Теплов.

Вышеизложенное показывает, что вопросы эстетического воспитания детей волнуют и философов, и психологов, и педагогов. Особенно много внимания уделяется проблеме развития у детей интереса к достоянию художественной культуры унителями художественно-эстетических дисциплин, а также просветителями. После пролетарской революции в связи с задачей демократизации искусства музыкальное просветительство вошло как составляющее в идеологическую политику государства. Неслучайна столь активная музыкально-просветительская деятельность A.B. Луначарского и Б.В. Асафьева. Огромную роль в вопросах музыкального просветительства детей и юношества сыграла «Программа», созданная Д.Б. Кабалевским.

Сегодня у большинства школьников отсутствует та музыкальная среда, которая необходима для «погружения» в мир классической музыки. Неслучайно даже те дети, которые, получают дополнительное образование в

детских музыкальных школах, в своем большинстве остаются чуждыми классическому наследию. Парадоксально, что за время обучения в музыкальной школе учащиеся в большинстве своем так и не приобретают устойчивого интереса к классике, на которой, как известно, базируется музыкальное образование. Закончив обучение, они сходят с орбиты серьезного искусства. Тем более это относится к учащимся общеобразовательной школы.

Противоречие между сложившейся системой дополнительного музыкального образования и его недостаточной эффективностью для развития музыкальной культуры учащихся обусловило актуальность исследования. Назрела объективная необходимость создания новых форм и структур музыкального обучения и воспитания, которые смогли .- бы обеспечить активное развитие интереса учащихся к классической музыке. Такой эффективной формой музыкального просвещения учащихся стада организованная в Московской системе дополнительного музыкального образования Педагогическая филармония.

Поиск новых форм музыкального просветительства, способствующих воспитанию молодого поколения ценителей классической музыки, ведется постоянно. Невозможно переоценить в данном аспекте деятельность филармонических организаций, которые проводят циклы специальных концертов не только в концертных залах, но и непосредственно в школах. Возникает закономерный вопрос: почему бы не йспользовать профессиональный потенциал самих педагогов этих школ для ведения музыкально-просветительской работы для своих же учащихся, а может быть, и совместно с ними? Ответ на этот вопрос даётся в представленной работе, рассматривающей принципиально новую эффективную форму становления и развития у учащихся интереса к классической музыке путем подключения этих учащихся к концертно-просветительской деятельности Педагогической филармонии. Педагогическая филармония функционирует

на базе детских музыкальных школ и школ искусств системы дополнительного образования более 20 лет и уже показала свою эффективность.

Принципиальным отличием Педагогической филармонии от других просветительских организаций является сотрудничество педагогов с детьми. Дети принимают непосредственное участие, как в самих концертах, так и в связанной с ними организационно-творческой работе. Именно Педагогическая филармония способствует созданию той музыкальной среды, которая питает интерес к классической музыке и предоставляет учащимся возможность реализовать его, если не в исполнительской, то в какой-либо другой, сопряженной с музыкой деятельности.

Объект исследования: процесс обучения и воспитания учащихся учреждений дополнительного образования в условиях деятельности Педагогической филармонии.

Предмет исследования: Педагогическая филармония как эффективная форма развития у учащихся устойчивого интереса к классической музыке.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методологических и методических основ Педагогической филармонии, как специфической формы музыкального воспитания учащихся, направленной на развитие у них устойчивого интереса к классической музыке.

Гипотеза исследования. Развитие у учащихся интереса к классической музыке будет значительно более эффективным при следующих педагогических условиях:

-при создании новой художественно-воспитательной, музыкально-просветительской и учебно-исполнительской структуры в системе дополнительного музыкального , образования - Педагогической филармонии;

-при участии каждого ребёнка в работе Педагогической филармонии в

соответствии со своими способностями и индивидуальными особенностями; -при поддержании атмосферы сотрудничества и взаимопонимания педагогов и учеников в совместной творческой деятельности в рамках Педагогической филармонии. Задачи исследования:

¡.Проанализировать теоретические и методические основы развития у учащихся интереса к классической музыке.

2.Дать определение используемым понятиям, разработать педагогические условия и методы развития у учащихся интереса к классической музыке.

3.Описать содержание, структуру и формы деятельности Педагогической филармонии как учебной концертно-просветительской организации, основанной на творческом сотрудничестве педагогов и учащихся.

^Экспериментально апробировать эффективность деятельности Педагогической филармонии по развитию интереса учащихся к классической музыке, обобщить результаты опытно-экспериментальной работы, сформулировать выводы.

5.Создать педагогическую модель, отражающую организацию Педагогической филармонии и специфику её деятельности, направленной на развитие интереса учащихся к классической музыке.

Методологическую основу исследования составляют научные труды, освещающие:

-фундаментальные проблемы воспитания и развития личности (Ш.А. Амонашвили, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.);

- проблемы музыкального просвещения и теории музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, А.Луначарский, Г.М. Цыпин, JI.В. Школяр и др.);

- вопросы, в области педагогики и психологии (Ю.К. Бабанский, J1.C.

Выготский, П.Я. Гальперин, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Слаетгнин, Д.Б. Эльконин и др.):

- проблемы в области фортепианной педагогики 'Л.А. Баре.чбсйм, А.Б. Гольденвейзер, В.В. Горкостаева, И.Гофмач, Г.гА. Коган, А.Ксрто, Б.Л. Кременштейн, Я.С. Мильштейн, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, Е.М. Тимакин и др.).

Методы исследования:

В процессе исследовательской работы были использованы методы трёх уровней:

- теоретического - изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, программ музыкального образования, синтез, моделирование;

эмпирического-обсервационные (педагогическое наблюдение включенное, невключенное), лонгитюдное наблюдение за воспитанием учащегося в период обучения в музыкальной школе и его участия в деятельности Педагогической филармонии, беседа, тестирование, опрос;

- педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка и педагогическая интерпретация его данных.

Научная новизна исследования.

Впервые описана и анализируется Педагогическая филармония как инновационная форма концертно-просветительской и учебной деятельности, основанной на творческом сотрудничестве педагогов и учащихся.

' Разработана педагогическая модель, отражающая систему развития интереса учащихся к классической музыке в условиях деятельности Педагогической филармонии. Рассмотрена (проблема развития у учащихся интереса к занятиям музыкой в условиях приобщения детей к деятельности Педагогической филармонии. Охарактеризовано развитие интереса учащихся к классической музыке в процессе их творческой, комплексной, коллективной деятельности в Педагогической филармонии.

Теоретическая значимость исследования.

Разработана педагогическая модель деятельности Педагогической филармонии как эффективной формы развития интереса учащихся к классической музыке.

Определены понятия «интерес к музыке», «музыкальный кругозор» и «музыкально-вкусовые предпочтения».

Определены и апробированы инновационные методы, расширяющие и систематизирующие представления учащихся о музыке, и, таким образом, активно способствующие развитию их интереса к музыке и музыкальным занятиям.

Практическая значимость. Разработанная модель деятельности Педагогической филармонии вносит вклад в расширение форм развития интереса учащихся к классической музыке в системе дополнительного образования, а также может способствовать созданию аналогичной организации в системе дополнительного музыкального образования в других городах и регионах России.

Результат исследования может быть использован в учебных курсах методологии, теории и методики музыкального образования, в курсах переподготовки и повышения квалификации педагогов системы дополнительного музыкального образования, в работе методических кабинетов с целью повышения уровня музыкального воспитания учащихся.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на научно-методологические положения и практическую базу, а также совокупными методами исследования, его продолжительностью, практической проверкой основных положений на экспериментальной базе.

Опытно-экспернментальная база исследования: ДМШ им. С.И. Танеева (г. Москва).

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись в классе соискателя в ДМШ им. Танеева, а

также в классах других педагогов учреждении дополнительного образования. Педагогическая филармония активно функционирует в г. Москве, постоянно развиваясь и расширяя сферу своего влияния в системе дополнительного образования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическая филармония как концертно-просветительская и учебная организация, основанная на творческом сотрудничестве педагогов и учащихся, становится наиболее эффективной формой развития у учащихся интереса к классической музыке.

2. Наиболее продуктивными методами развития у учащихся интереса к классической музыке в деятельности Педагогической филармонии становятся:

-целенаправленная работа педагога в классе специального инструмента по расширению музыкального кругозора учащихся и подготовке любого из них к выступлению на эстраде;

-вовлечение учащихся в деятельность Педагогической филармонии, объединяющей их с педагогами и между собой в коллектив исполнителей, организаторов и слушателей концертов.

3. Включенность учащихся в целенаправленную деятельность всего коллектива стимулирует их интерес к музыкальным занятиям (причём не только в школе, но и дома), что в свою очередь становится важнейшим педагогическим условием развития интереса к классической музыке.

4. Педагогическая филармония легко встраивается в систему дополнительного музыкального образования, во . многом определяет перспективы его развития, объединяет усилия всех, музыкальных школ города и создает оптимальные условия для достижения общей цели и совместного решения общих задач по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав,

заключения, списка литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость и достоверность исследования, а также положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы развития интереса к классической музыке у учащихся детских музыкальных школ»

представлен анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, разработан понятийный аппарат, обозначена роль классической музыки в современном обществе и отношение к ней детей и молодёжи на фоне социокультурной ситуации. Под «классической музыкой» мы подразумеваем музыку классиков и лучших представителей среди тех, кто развивает их традиции в наше время.

В первом параграфе «Интерес как решающий фактор приобщения к классической музыке в условиях современной массовой культуры» на основании теоретического анализа психолого-педагогической литературы рассмотрены понятия «интерес», «интерес к музыке», «кругозор», «музыкально-вкусовые предпочтения». В ходе анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что круг высказываний, суждений и мнений относительно данных понятий достаточно широк.

Интерес является формой проявления познавательной потребности личности, способствует ознакомлению с новыми фактами, с видами деятельности, является мощной «двигательной силой» в процессе познания окружающей действительности. Отметим, что интерес к предмету связан с эмоциональной привлекательностью этого предмета для индивидуума: т.е. то, чем человек заинтересовался, сначала ему просто нравится и только

следующим этапом становится стремление узнать об этом больше - в этом и проявляется интерес.

Сегодня, в условиях тотального засилья массовой культуры, проблема интереса к классической музыке особенно актуальна.

Интерес к музыке — познавательная потребность в области музыкального искусства. Он просыпается ещё в детском возрасте. Постепенно ребёнок взрослеет и то, какую музыку он будет слушать и впоследствии выбирать самостоятельно, зависит от его родителей и окружения. Если ребёнок с детства не заинтересовался классической музыкой, то во взрослом возрасте интерес к ней может не возникнуть.

Приобщением детей к художественной культуре занимаются учреждения дополнительного образования: музыкальные школы и школы искусств. Но даже их ученики сегодня не отличаются особой приверженностью к классике. Разрыв между интересами сегодняшнего дня и интересом к классической музыке в сознании подростков, а потом и взрослых, только увеличивается. И во многих случаях именно запавший в сознание еще в детстве штамп «классика - это скучно» мешает взрослому человеку заинтересоваться всерьёз классической музыкой.

Всё вышеизложенное доказывает, что заинтересовывать классической музыкой необходимо с раннего детства.

Известно, что одной из важнейших задач педагогики является обеспечение активности ребёнка в процессе занятий. Активность обусловлена интересом: чем интереснее, увлекательнее для ребёнка будет предложенная ему деятельность, тем активнее он будет ею заниматься. Развитие интереса к классической музыке у учащихся музыкальных школ и школ искусств неразрывно связано с интересом к самому процессу музыкальных занятий, что требует от преподавателя постоянного стимулирования последнего.

В первом параграфе нашего исследования была также рассмотрена проблема широты музыкального кругозора учащихся, показана взаимозависимость явлений «интерес к музыке» и «кругозор». Основным двигателем к расширению кругозора становится интерес к новому, неизведанному, удивительному. От активности интереса зависит впоследствии широта кругозора.

Для формирования у ребёнка музыкального кругозора (информационного поля в области музыки) необходимо заинтересовать его занятиями музыкой. И наоборот: чем шире у ребёнка будет музыкальный кругозор, тем интереснее для него будет процесс музыкальных занятий.

Знание разной музыки помогает ребёнку выбрать то, что вызывает у него наибольшую симпатию, проявить свои вкусовые предпочтения, которые становятся основой для формирования художественного вкуса. Музыкальный вкус - художественный вкус в области музыки. По отношению к детям понятие «музыкально-вкусовые предпочтения» более верно, т.к. «художественный вкус» в области музыки - составляющая культуры уже сформировавшейся личности.

Формирование художественного вкуса личности в области музыки зависит не только от музыкального, но и от общего культурного кругозора. Кругозор ребёнка должен постоянно расширяться, открывать всё новые горизонты знаний.

Во втором параграфе первой главы «Связь интереса к классической музыке с интересом к музыкальным занятиям. Индивидуальный подход и творческое сотрудничество как условия развития интереса к музыкальным занятиям» рассмотрена проблема индивидуального подхода в классе специального инструмента в детской музыкальной школе, а также проблема сотрудничества педагога с учеником.

Исследование показало, что интерес к музыке - познавательная потребность в области музыкального искусства - выражается в желании

слушать и знать музыку, посещать концерты классической музыки, иметь домашнюю фонотеку с записями, проявлять себя в посильной музыкальной деятельности. Одним из важных результатов познавательной деятельности в области музыки становится расширение информационного поля в сфере музыкального искусства. В то же время, стремление к расширению музыкального кругозора стимулируется интересом к музыке. То есть, интерес к музыке и музыкальный кругозор взаимосвязаны.

Для обозначения вкусовых предпочтений учащихся в области музыки в данном исследовании применяется понятие «музыкально-вкусовые предпочтения». Последние подразумевают умение выбрать из всего разнообразия музыкальных произведений то, что объективно ценно.

В детском возрасте интерес к музыке развивается наиболее активно в процессе музыкальных занятий, особенно это касается учащихся музыкальных школ и школ искусств в системе дополнительного образования. Одной из педагогических основ музыкальных занятий с детьми становится личное отношение ребёнка к преподавателю. Положительные эмоции от общения с преподавателем и любовь к нему обычно переносятся на отношение к урокам. Поэтому в музыкальной педагогике индивидуальный подход к ребёнку и творческое сотрудничество между педагогом и учеником имеют определяющее значение.

Вторая глава «Педагогическая филармония как педагогическое условие развития у учащихся интереса к классической музыке» посвящена деятельности Педагогической филармонии. В первом параграфе «Педагогическая филармония в системе дополнительного музыкального образования» подробно представлена организация совместной деятельности педагогов и учащихся в условиях работы Педагогической филармонии. Отметим, что в настоящее время Педагогическая филармония активно расширяет сферы своего влияния в системе дополнительного музыкального образования и охватывает не только концертно-

просветительскую деятельность, но и весь процесс обучения в музыкальных школах. Именно поэтому в нашем исследовании мы посвящаем отдельную главу описанию деятельности Педагогической филармонии и тех инновационных методов, которые активизируют процесс музыкального развития детей. Они применяются при работе с детьми как в классе, так и в домашних заданиях.

Педагогическая филармония представляет собой общественную ведомственную концерта о-просветительную и учебную организацию, созданную педагогами и концертмейстерами детских музыкальных школ и школ искусств. В большинстве своем это педагоги молодого и среднего поколений, в том числе студенты музыкальных вузов, которые, с одной стороны, желают реализовываться в музыкально-исполнительской деятельности сами и приобщить к этому своих учеников, а с другой стороны, стремятся к музыкальному просвещению подрастающего поколения.

Основной целью Педагогической филармонии является развитие у детей интереса к классической музыке. Для достижения этой цели в условиях современной социокультурной ситуации требуются особые средства. Одним из главных является активное приобщение самих учащихся к концертно-просветительской деятельности.

Специфику работы Педагогической филармонии представляет творческое сотрудничество педагогов и учащихся в организации и проведении совместных концертов. Процесс приобщения к классической музыке становится более эффективным у детей, которые не просто слушают чьё-то исполнение или выступление, а сами активно участвуют в публичном выступлении: музицируют совместно с педагогом, выступают с каким-либо информационным сообщением и даже играют соло на сцене для слушателей. Дети наравне с педагогами не только выступают на концертах Педагогической филармонии, но и продумывают программы следующих

концертов, помогают в организации концертов, гэтовлт рисунки к выставкам по теме концертов и собирают слушателей.

Подчеркнём, что Педагогическая филармония подразумевает коллективную деятельность детей. Коллективная деятельность особым образом организует и стимулирует каждого участника на максимальную реализацию своих способностей, различных своих возможностей. Совместная творческая деятельность педагогов с детьми на почве подготовки и проведения концертов Педагогической филармонии помогает педагогам найти более эффективные способы обучения для каждого ребёнка в последующих «классных» занятиях.

В данном параграфе описаны некоторые особенности составления программ и конкретной деятельности Педагогической филармонии. Она охватывает три уровня: классный, школьный и городской. Классный -внутри класса одного педагога, школьный - внутри отдельно взятой музыкальной школы, городской - на уровне методического кабинета г. Москвы. На школьный и городской уровни концертов ученики проходят на конкурсной основе.

На городском уровне проходят 4 концерта в год, в которых участвуют лучшие преподаватели и ученики.

Подготовка к тематическому классному концерту возможна в течение одной четверти или полугодия: дети рисуют, ищут в связи исполняемыми произведениями интересные факты, просматривают и прослушивают предложенные теле- и радио - передачи. Т.е. концерт становится неким «кульминационным» моментом применения новых знаний и умений.

Во втором параграфе «Инновационные методы развития интереса к классической музыке у учащихся и их значение для активизации деятельности детей в Педагогической филармонии», были описаны инновационные методы работы в классе специального инструмента.

¡.Метод поиска ■подобия разучиваемому произведению (для работы в классе). В процессе первого ознакомления проводятся аналогии между произведением, которое разучивается с ребёнком, и тем, что ребенок уже знает, слышал сам или с тем, что покажет - даст ему послушать учитель. Инновационность этого метода заключается в том, что ученик исходит не из отдельных выразительных средств и каких-либо отрывочных знаний о жанрах, а от своего впечатления от музыки в целом. Он вспоминает, какую слышал музыку в чем-то похожую на разучиваемую и в какой ситуации она звучала, а затем уже пытается сформулировать в чем сходство. Т.е., ребенок невольно систематизирует свои музыкальные представления и постепенно приходит к осознанию назначения сочинений того или иного типа.

2. Метод активного привлечения к домашним занятиям медиа -средств, который подразумевает использование музыкальных компьютерных игр, просмотр и прослушивание передач канала «Культура» и радио «Орфей» с обязательным последующим обсуждением увиденного и услышанного в классе. Особый акцент во второй главе был сделан на методах работы в классе с начинающими, т.е. с теми детьми, кто только начал обучаться музыке. Этому посвящен третий параграф «Индивидуальный музыкальный опыт учащегося как исходный момент развития интереса к классической музыке в процессе участия в деятельности Педагогической филармонии». Подчеркнём, что интерес к музыкальным занятиям (который впоследствии перерастает в интерес к музыке) обязательно должен возникнуть с самого первого урока обучения игре на инструменте.

Была создана педагогическая модель развития интереса учащихся к классической музыке в условиях деятельности Педагогической филармонии.

Педагогическая модель развития интереса учашихсяУДО к классической *тыке в условиях деятельности «Педагогической филармонию».

Цель:

развитие v учащихся УДО устойчивого интереса к классической музыке.

Задачи

I. Выявить педагогические условия развития устойчивого интереса учащихся УДО к классической му зыке.

2. Определить методы расширения музыкального кругозора учащихся и приобретения ими исполнительских навыков.

3. Определить необходимое н достаточное содержание занятий->роков и домашней работа в классе специального инструмента в области развития музыкального кругозора учащихся и приобретения ими не по лнительс ких

навыков

} Принципы построения модели |

Целостность ) ] Иитсгративность ] | Эффе ктив ноет*

Творческая развивающая образовательная среда

Систематизация содержания музыкально-образовательно го процесса на основе интегративного подхода по развитию интереса учащихся УДО к классической м\зыке в условиях деятельности «ПФ».

*Все концерты включают комплексные виды деятельности учащихся

Исследование показало, что Педагогическая филармония -общественная ведомственная музыкально-просветительская организация нового типа, совмещающая активную деятельность педагогов и учащихся учреждений дополнительного образования. В процессе совместной творческой деятельности учителя и учеников в Педагогической филармонии у последних развивается интерес к музыке, расширяется кругозор и формируются музыкально-вкусовые предпочтения. Система организации Педагогической филармонии позволяет каждому ребёнку найти в ней своё место, свой вид деятельности - от помощи в подготовке концерта до выступления на нём в качестве исполнителя. Таким образом, музыкальная школа лишается своей узкой музыкально-образовательной направленности и приобщает ребенка к разным видам творческой деятельности.

В рамках Педагогической филармонии творческое сотрудничество ученика и учителя в наивысшем качестве реализуется в процессе сценического выступления, что обеспечивает развивающую направленность деятельности не только ученика, но и учителя. Своеобразное «равенство» позиций учителя и учащегося, их дружественное общение и деятельность очень плодотворно сказываются на всём процессе обучения.

Педагогическая филармония оказывает огромное влияние на весь процесс обучения в музыкальной школе. Она подразумевает привлечение инновационных методов не только при работе в классе, но и в домашних занятиях, что обеспечивает интенсивное музыкальное развитие ребенка.

Главное достоинство Педагогической филармонии состоит в том, что она позволяет ребенку с первого года обучения быть вовлечённым в особую музыкальную атмосферу, что объективно способствует развитию устойчивого интереса к музыке вообще и к музыке классической традиции, в частности.

Третья глава исследования описывает опытно-экспериментальное обучение, проводившееся в 2010-2011 учебном году. В нём участвовали 18 детей, от 5 до 11 лет, которые учатся в классе специального фортепиано в ДМШ им. Танеева в г. Москве. Педагог - Ю.В. Смольская (автор предлагаемого исследования). На констатирующем этапе с помощью опросов в форме беседы мы выявили у детей уровень их интереса к музыкальным занятиям и к музыке вообще. Дети опрашивались устно в ненавязчивой форме в процессе уроков, также с ними был проведен тест -«угадайка» на узнавание фрагментов музыкальных произведений. Все ответы детей были сведены в таблицы. Были разработаны следующие критерии для распределения детей по группам:

1.критерии интереса к музыке: степень увлечённости музыкальными занятиями, широта музыкального кругозора, количество посещённых концертов и музыкальных спектаклей, количество прослушанных и просмотренных радио- и телепрограмм о музыке, количество прочитанных материалов о музыке, композиторах и исполнителях, наличие музыкально-художественных вкусовых предпочтений, объём домашней дискографии с классической музыкой.

2.критерии интереса к музыкальным занятиям: отношение ребёнка к обучению в детской музыкальной школе, желание учиться музыке, посещать уроки, самостоятельно заниматься дома, готовить домашние задания, музицировать (играть на инструменте «для себя» помимо выполнения обязательных домашних заданий), выступать на концертах, а также официальная оценка успеваемости ребёнка в музыкальной школе.

Как и предполагалось, интерес к музыке и интерес к музыкальным занятиям у детей взаимосвязаны: дети с высоким уровнем интереса к музыке обладают высоким уровнем интереса к музыкальным занятиям и наоборот. По результатам ответов дети были распределены по трем группам: дети с высоким уровнем интереса к музыке и музыкальным занятиям (сюда вошли

4 ребёнка из 18), дети со средним уровнем интереса к музыке и музыкальным занятиям (сюда вошли 10 человек из 18), и дети с низким уровнем интереса к музыке и музыкальным занятиям (в этой группе оказалось 4 человека). Далее были подготовлены вопросы на выявление широты музыкального кругозора детей и их музыкально-вкусовых предпочтений (результаты также сведены в таблицы). Выяснилось, что у детей с высоким уровнем интереса к музыке и занятиям музыкальный кругозор шире и классическая музыка для большинства из них предпочтительнее «поп-музыки». У детей из группы со средним уровнем интереса к музыке и музыкальным занятиям музыкальный кругозор более узкий, а предпочтение отдаётся «поп-музыке». Уровень музыкального кругозора детей с низким уровнем интереса к музыке и занятиям крайне узок (за исключением ребёнка 11 лет, который в этом году посещал уроки музыкальной литературы), и к классической музыке дети из данной группы относятся негативно.

На формирующем этапе эксперимента со всеми детьми были применены инновационные методы работы, описанные во второй главе исследования. Также в течение года решались необходимые технические и исполнительские задачи, осуществлялась подготовка учащихся к зачётам, экзаменам и концертам. Все дети, прошедшие опытно-экспериментальное обучение, приняли участие в деятельности Педагогической филармонии. В исследовании описаны происшедшие изменения с каждым учеником как в профессиональном, так и в личностном плане после участия в деятельности Педагогической филармонии. Составлена таблица, в которой подробно указана деятельность каждого ребёнка, выявленная с помощью педагогического наблюдения.

Деятельность детей в Педагогической филармонии.

Деятельность детей в Педагогической филармонии Кол-во детей

1. Выступление на классном концерте 18 детей (100%)

2.Выступление на школьном концерте 7 детей (38,8%)

3. Выступление на городском концерте 2 детей (11,1%)

4. Выступление на концерте вне стен родной школы 10 детей (55,5%)

5.Обсуждение прошедшего концерта на классном собрании 18 детей (100%)

б. Обсуждение программы будущего концерта 16 детей (88,8%)

7. Чтение стихов 8 детей (44,4%)

8. Проведение концерта 10 детей (55,5%)

9. Подготовка рисунков 9 детей (50%)

10. Помощь в организации концерта 14 детей (77,7%)

Из таблицы видно, что все дети выступали на классных концертах, двое детей выступило на школьных концертах, двое учащихся прошли на городской концерт. Вне стен родной школы выступили 10 детей. Все дети приняли участие в обсуждении прошедших концертов на классных собраниях. В обсуждении будущих программ приняли участие 16 детей. Прочитали стихотворения 8 детей, попробовали себя в качестве конферансье 10 детей. В конкурсе на лучший рисунок приняли участие 9 детей, 14 детей принимали активное участие в организации концертов.

На контрольном этапе экспериментального обучения детям снова были заданы вопросы и проведена «угадайка» - тест на узнавание музыкальных произведений, услышанных или исполненных детьми во время экспериментального обучения. Часть вопросов не изменилась, к ним прибавились новые. Изменения в составе вопросов обусловлены тем, что часть вопросов стала неактуальна, а повторяющиеся с момента начала эксперимента вопросы были необходимы для отслеживания изменений в отношении детей к процессу музыкальных занятий и к музыке вообще и к классической, в частности. Критерии, в основном, остались те же, но к ним добавилось желание учащихся выступать перед публикой в рамках

деятельности Педагогической филармонии. Снова были созданы таблицы по четырём темам: «интерес к музыке», «музыкальный кругозор», «интерес к музыкальным занятиям», «музыкально-вкусовь:е предпочтения». Было проведено статистическое исследование таблиц и оценок, после которого стало возможным сделать ряд выводов. Результаты опросов после проведения эксперимента выявили, что в группу с высоким уровнем интереса к музыке и музыкальным занятиям попали 12 детей из 18 участвующих в эксперименте, в группу детей со средним уровнем интереса к музыке и занятиям попали 5 человек, а в группу с низким уровнем интереса к музыке и музыкальным занятиям попал 1 ребёнок.

Состав групп «Интерес к музыке и музыкальным занятиям» до и после проведения формирующего этапа опытно-экспериментального обучения.

Группы Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий уровень интереса 4 ребёнка (22,2%) 12 детей (66,6%)

Средний уровень интереса 10 детей (55,5%) 5 детей (27,7%)

Низкий уровень интереса 4 ребенка (22,2%) 1 ребенок (5,5%)

Также по результатам ответов детей можно сделать вывод, что у большинства детей за прошедший год экспериментального обучения наметилось формирование музыкально-вкусовых предпочтений: у большинства детей проявилось желание общаться с музыкой, соответственно, развился интерес к классической музыке. А самое главное, что всех детей, педагогов, родителей, принимающих активное участие в деятельности Педагогической филармонии, объединил интерес к музыке и понимание значения большого искусства в жизни человека.

Проведенное опытно - экспериментальное исследование показало особую эффективность Педагогической филармонии в процессе приобщения учащихся к музыкальной культуре, а именно: у учащихся повысился уровень интереса к музыке и музыкальным занятиям, расширился кругозор,

изменились музыкально-вкусовые предпочтения в сторону классической музыки. Из всех учащихся (18 человек), прошедших опытно-экспериментальное обучение, 12 детей (66,6 %) перешло в группы с более высоким уровнем интереса к музыке и музыкальным занятиям: из группы со среднем уровнем интереса в группу с высоким уровнем интереса перешли 8 человек (44,4 %), а из группы с низким уровнем интереса в группу со средним уровнем интереса перешло 3 человека (16,6 %).

Сотрудничество, совместная творческая деятельность учеников с преподавателями заставляет детей максимально мобилизовать свои возможности, открыть в себе те способности, которые до этого не проявлялись, и тем самым наиболее интенсивно пройти путь к реализации своего личностного потенциала.

Коллективное сотрудничество в процессе участия в разнообразных видах деятельности Педагогической филармонии сформировало у детей чувство вовлечённости в общее, коллективное дело, погрузило их в живую музыкальную среду, заразило всех общей идеей Служения Музыке. Именно деятельностный подход к проблеме развития интереса к классической музыке определяет эффективность её решения.

В заключении приводятся наиболее общие выводы исследования:

1. В условиях, когда дети и подростки оказываются в сфере влияния тоталитарно господствующей массовой культуры, основной целью учителей музыки учреждений обязательного и дополнительного образования становится развитие интереса у детей и подростков к классическому искусству - носителю высоких этических идеалов. Поскольку интерес к музыке - познавательная потребность в соответствующей области, в основе развития интереса к музыке лежит связанная с ней деятельность. Поэтому исходная задача педагога музыкальной школы или школы искусств, а также учителя музыки общеобразовательной школы - с первых уроков увлечь учащегося процессом музыкальных занятий.

2. Педагогическая филармония - общественная ведомственная музыкально-просветительская организация нового типа, совмещающая активную деятельность педагогов и учащихся учреждений дополнительного музыкального образования. Одной из главных задач Педагогической филармонии является развитие у детей и подростков интереса к классической музыке, расширение их музыкального кругозора и формирование художественного вкуса, что и осуществляется в процессе совместной творческой деятельности педагогов с учащимися. Педагогическая филармония даёт возможность реализоваться каждому ребёнку в разных видах творческой деятельности. Вовлечение в процесс обучения в музыкальной школе разных видов деятельности способствует тому, что последняя преодолевает свою узкую направленность. Дети пробуют себя в рисовании, пении, танцах, проведении концертов, чтении стихов, умении оценить выступление, высказать своё мнение, заинтересовать и пригласить слушателей на концерт, открывая при этом свои потенциальные возможности.

3. Педагогическая филармония является особым педагогическим условием для развития у учащихся интереса к классической музыке. Определяющее педагогическое условие — включенность всех учащихся в служение общему делу, погружение их в особую живую музыкальную среду. Она дает возможность каждому проявить себя в общем коллективном деле в соответствии со своими способностями и индивидуальными особенностями личности. Участие в концертной деятельности и одобрение окружающих вызывают у детей положительные эмоции, являющиеся стимулом к реализации творческого потенциала каждого ребенка и активно способствующие развитию у учащихся интереса к классической музыке.

4. Поскольку концерты Педагогической филармонии подразумевают просветительскую направленность, были разработаны инновационные методы расширения музыкального кругозора: метод поиска музыки,

подобной разучиваемому произведению при работе с учеником в классе и метод подключения к домашней работе медиа-средств. Применение инновационных методов способствует расширению музыкального кругозора учащихся, способствуют постепенной систематизации представлений о музыке, повышает их интерес к классным и особенно домашним музыкальным занятиям и, конечно же, развивает у них интерес к классической музыке.

5. Проведённое экспериментальное исследование раскрыло потенциал Педагогической филармонии как организации, активно способствующей развитию целого спектра способностей ребёнка, а также нравственной составляющей его личности. Сотрудничество, совместная творческая деятельность преподавателей и учеников заставляет детей максимально мобилизовать свои возможности, реализовать те способности, которые до этого не проявлялись, и тем самым обеспечивают личностное развитие учащихся.

6. Педагогическая филармония, организованная и функционирующая в Москве и открывшая новые возможности в сфере музыкального воспитания учащихся, может стать образцом для объединения учреждений системы дополнительного музыкального образования в подобную организацию в других городах России.

Основные положения исследования изложены в следующих публикациях:

1. Смольская Ю.В. Педагогическая филармония как активная форма приобщения учащихся к музыке.//Педагогика искусства: электронный научный журнал. - №3, 2011, URL: http:/Avww.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2011/smolskava-10-09-2011 .pdf - (0,4 пл.).

2. Смольская Ю.В. Приобщение к музыке классической традиции в ДМШ.// Искусство и образование. - №4,2011. (0,4 п.л.).

3. Смольская Ю.В. Некоторые методы приобщения учащихся ДМШ к музыке классической традиции в условиях индивидуального обучения игре на инструменте.// Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Вокально-хоровое образование и исполнительство в XXI веке». ГОУ ВПО МГПУ, 2011. (0,4 п.л.).

4. Смольская Ю.В. «Педагогическая филармония» как детская музыкально-просветительская организация нового типа.// Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Вокально-хоровое образование и исполнительство в XXI веке». ГОУ ВПО МГПУ, 2011.(0,4 п.л.).

5. Смольская Ю.В. Обновление домашних заданий как средство развития интереса к музыке классической традиции у учащихся ДМШ. //Современные методы и технологии музыкального образования. Сборник материалов международной научно-практической конференции. - Москва, 2011. (0,4 п.л.).

6. Смольская Ю.В. Инновационные методы развития интереса к музыке классической традиции у младших учащихся ДМШ. // Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития. Сборник материалов научно-практической конференции. - Москва, 2011. (0,4 п.л.).

Подписано в печать: 14Л1.2011

Заказ № 6259 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru