Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Смольская, Юлия Викторовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования"

На правах рукописи

СМОЛЬСКАЯ ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА

Педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

з о мап т

Москва-2013

005060501

Работа выполнена на кафедре истории и теории музыки и музыкального образования Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет»

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Кабкова Елена Павловна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, доцент,

старший научный сотрудник Федерального государственного научного учреждения «Институт художественного образования» Российской академии образования Командышко Елена Филипповна;

кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебного отдела Военного института (военных дирижеров) Военного университета Немирский Александр Михайлович;

Ведущая организация: Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего профессионального образования «Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова».

Защита состоится 19 июня 2013 года в 11:00 на заседании диссертационного совета Д 850.007.04 при Государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» по адресу: 129226, Москва, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д.4.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет»

Автореферат разослан « а мая 2013 г. Автореферат размещен на сайте http://vak.ed.Rov.ru

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат искусствоведения, доцент Заднепровская Галина Викторовна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. За время своего существования человечество создало неисчерпаемый фонд классических - проверенных временем и являющихся совершенными образцами произведений искусства, которые являются неотъемлемой и важнейшей частью мировой культуры. «В истории культуры есть взлеты и падения, периоды расцвета и упадка, но неизменным остается диалог, внутренняя перекличка явлений художественной культуры. То, что было создано человеческим гением тысячелетия назад, неожиданно и неизменно возвращается к нам, питая и обновляя культуру современности» (Е.П. Львова, H.H. Фомина). В современном мире особое значение приобретает искусство музыки, классика, о создателях которой Г.Г. Нейгауз писал: «Понятие «классик» фактически означает, что данный художник... независимо от того, когда он жил... представляет некую неувядаемую ценность, что он вечный современник». Произведения классической музыки, впитавшие в себя все наиболее значительное, содержавшееся в различных национальных школах приобрели черты не только общеевропейского, но в известном смысле всемирного искусства.

Современные исследования показывают, что общество все глубже погружается в пространство массовой культуры, которая, являясь результатом общего движения культуры и бурного развития средств массовой информации в XX веке, оказывает огромное влияние на развитие человека - на его когнитивную, эмоциональную, эстетическую и этическую сферы.

Музыка, занимающая в массовой культуре значительное место, носит, в основном, развлекательный характер. В то же время серьезная музыка -музыка концертных залов с трудом становится достоянием широкого слушателя. Так, исследование, посвященное культурным потребностям москвичей, проведенное Институтом экономики РАН показало, что только

0,39% молодых людей 18-29 лет посещают филармонические концерты (данные на 2008 год), а основной контингент посещающих концерты классической музыки составляют люди пенсионного возраста и музыканты-профессионалы.

Массовый слушатель все дальше отходит от истинных художественных ценностей и становится приверженцем навязываемой средствами массовой информации музыкальной моды. Тем более это относится к школьникам, особенно с учетом их все более раннего освоения компьютера и постоянного общения с другими средствами массовой информации - телевидением, радио, интернетом. От обилия беспорядочно получаемой информации мышление современных детей напоминает мозаику, которая не складывается в какой-либо осмысленный рисунок. Психологи называют такое мышление «клиповым» по аналогии с формой краткого, но предельно эмоционально насыщенного аудиовизуального сообщения, характерной особенностью которого является набор разнородных, иногда не связанных друг с другом фрагментов, оказывающих угнетающее когнитивную и деформирующее эмоциональную сферу человека воздействие. Как показывают исследования последних лет, обращение к искусству, к художественному творчеству, к занятиям музыкой, хореографией, живописью и рисунком способствует преодолению «клипового мышления» и формированию у ребенка более целостной картины мира (Л.Г. Савенкова, Л.И. Уколова).

Педагогика искусства и художественного творчества была предметом интереса исследователей на протяжении многих веков. Ее вопросам уделяли внимание крупнейшие европейские философы (Аристотель, Гераклит, И. Кант, Ф. Ницше, Пифагор, Платон, и др). Проблемы воспитания и развития личности рассматривались в XIX-XX веках в нашей стране такими исследователями, как Ш.А. Амонашвили, П.Ф. Каптерев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. Воздействие эстетической (в том числе, музыкально-эстетической) среды на становление личности учащихся

было ядром исследований С.Т. Шацкого и его сподвижников.

О свойствах музыки, о ее влиянии на формирование личности человека много писали музыканты и ученые, такие как Б.В. Асафьев, JI.A. Баренбойм, В.В. Горностаева, Я.И. Милыитейн, Г.Г. Нейгауз, К. Орф, С.Я. Фейнберг, Ф.И. Шаляпин. Проблему совершенствования процесса музыкально-эстетического воспитания детей на основе развивающего потенциала искусства исследовали O.A. Апраксина, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский. Проблемы современной музыкальной педагогики, освещающие вопросы организации учебно-воспитательного процесса, исследованы в трудах A.C. Базикова, Е.А. Бодиной, Т.Г. Мариупольской, Г.М. Цыпина, Л.И. Школяр и др.

Психологический аспект развития творческих и музыкальных способностей изучали JI.JI. Бочкарев, JI.C. Выготский, Д.К. Кирнарская, Б.М. Теплов. Способность к познанию и творческая активность учащегося рассмотрены в психолого-педагогических исследованиях Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, В.А. Сластенина. В русле данной диссертации особое внимание было уделено исследованиям развития интереса к музыкально-творческой деятельности, мотивационной сферы личности в целом, так как именно эта область определяет творческую активность учащихся (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.М. Коган, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, H.A. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, П.М. Якобсон). Интерес как важнейшая психологическая категория рассматривается в исследованиях В.Б. Бондаревского, А.Е. Голомштока, Н.Г. Морозовой, А.И. Щербакова и др. Роль интереса в общем развитии ребенка изучали A.A. Люблинская, М.В. Матюхина, СЛ. Манукян, С.Л. Рубинштейн.

Вышеизложенное показывает, что вопросы эстетического воспитания детей волнуют и философов, и психологов, и педагогов, причем на современном этапе пристальное внимание уделяется проблеме освоения учащимися классического наследия, развития у них интереса к достоянию художественной культуры. В данной работе понятие «освоение классической

музыки» интерпретируется с позиций приобщения школьников к музыкальной культуре и включает в себя ряд результативных шагов -приобщение, развитие интереса, погружение, собственную творческую деятельность, сотворчество с педагогом. Классическая музыка, являясь существенной частью культурного наследия человечества, предоставляет широкие возможности для развития и саморазвития подрастающего поколения.

Еще в 1920-е годы в нашей стране педагоги, работавшие под руководством С.Т. Шацкого, стремились при помощи искусства пробудить у школьников желание учиться, узнавать новое, старались создать наполненную искусством среду, которая способствовала бы саморазвитию учащихся. «Воспитывать в том смысле, как мы понимаем - значит создавать в данной среде благоприятные условия для детей, черпающих и мотивы, и материалы из этой же среды. Нельзя говорить о педагогическом процессе, который протекает только в специальных школьных зданиях» (С.Т. Шацкий). Эта плодотворная мысль нашла отклик в деятельности А.Д. Артоболевской, впервые организовавшей специальные концерты-лекции классической музыки в Киеве, а затем была широко развита Д.Б. Кабалевским, который стал инициатором детских филармонических лекций-концертов в Москве, успешно функционирующих до настоящего времени. Таким образом, исследователи отмечают, что область дополнительного образования предоставляет разнообразные педагогические возможности для успешного развития учащихся.

Обращает на себя внимание такая форма музыкального просвещения и развития учащихся как Филармония преподавателей и концертмейстеров детских школ искусств Москвы, созданная более 20 лет назад в системе Дополнительного художественного образования на базе детских музыкальных школ и школ искусств. Ежегодно она проводит серию концертов для детей и подростков, направленных на развитие их музыкальной культуры. Концерты проходят в лучших залах Москвы: в

Рахманиновском зале МГК им. П.И. Чайковского, в концертном зале центра П. Слободкина, в ГММК им. М.И. Глинки. В них принимают участие преподаватели и концертмейстеры образовательных учреждений Департамента культуры города Москвы - специалисты, в полной мере осознающие потребности своей аудитории и особенности ее восприятия. В 2010 году в филармонии была создана секция молодых преподавателей и концертмейстеров (возраст участников - до 35 лет), руководителем которой является автор данного исследования.

Вместе с тем, наблюдение за деятельностью данной организации, анализ ее результатов и опросы участников показывают, что, несмотря на регулярную концертно-просветительскую деятельность Филармонии концертмейстеров и преподавателей, ее эффективность все еще недостаточна и сегодня у большинства школьников по-прежнему отсутствует та музыкальная среда, которая необходима для «погружения» в мир классической музыки. Неслучайно даже те дети, которые получают дополнительное образование в детских музыкальных школах, в своем большинстве остаются чуждыми классическому наследию. Парадоксально, что за время обучения в музыкальной школе учащиеся в большинстве своем так и не приобретают устойчивого интереса к классике, на которой, как известно, базируется музыкальное образование. Закончив обучение, они не продолжают активное общение с серьезным искусством. Такое индифферентное отношение к классической музыкальной культуре еще в большей степени характеризует учащихся общеобразовательных школ, которые не обучаются в детских музыкальных школах и школах искусств. Это говорит о том, что широкие педагогические возможности, имеющиеся в области дополнительного художественного образования детей, пока еще недостаточно осмыслены и освоены, что определяет направление работы по их изучению.

В данной работе исследуется наиболее результативный вариант развития Филармонии педагогов и концертмейстеров в форме

Педагогической филармонии, к активной исполнительской и организационной деятельности которой привлекаются и сами учащиеся. Основной спецификой работы Педагогической филармонии является то, что творческая деятельность учащихся протекает в сотворчестве с педагогами. Как показало данное исследование, это способствует активизации интереса учеников к музыкальному искусству, что, в свою очередь, создает условия эффективного развития их творческого потенциала в процессе продуктивного и жизненно необходимого обращения учащихся к области музыкальной классики.

Противоречия между необходимостью активного приобщения учащихся к неувядающей классике, музыке концертных залов и недостаточной результативностью существующих методов, сложившихся в системе дополнительного образования, в частности, методов Филармонии педагогов и концертмейстеров в современных условиях, обусловили проблему исследования, которая заключается в необходимости выявления в общем массиве педагогических возможностей, имеющихся в области дополнительного художественного образования детей, наиболее эффективных форм приобщения учащихся к классической музыке. Указанная проблема определила тему исследования: «Педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования».

Объект исследования: процесс освоения учащимися классической музыки в учреждениях дополнительного художественного образования.

Предмет исследования: педагогические возможности освоения классической музыки в условиях деятельности Педагогической филармонии.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в условиях деятельности Педагогической филармонии.

Гипотеза исследования. Педагогические возможности освоения классической музыки в дополнительном художественном образовании будут

раскрыты наиболее эффективно, если:

— в учебном заведении будет организована работа по более полному освоению педагогических возможностей, предоставляемых учреждением дополнительного художественного образования детей в рамках деятельности Педагогической филармонии;

- учебно-воспитательный процесс на занятиях будет выстроен с опорой на инновационные методы и педагогические приемы организации Педагогической филармонии, базирующиеся на активизации самостоятельной творческой деятельности учащихся;

— при включении каждого учащегося в различные направления работы Педагогической филармонии в соответствии с его способностями и индивидуальными особенностями в соответствии с индивидуальной траекторией развития каждого ученика;

- в образовательной среде учебного учреждения будут созданы условия для

а) целенаправленного развития интереса учащихся к классической музыке;

б) активной сотворческой (исполнительской и организационной) деятельности учащихся и педагогов на протяжении всего периода обучения, включая работу в Педагогической филармонии.

Задачи исследования:

1. На основе системного анализа трудов по проблемам освоения учащимися классической музыки в условиях дополнительного образования определить теоретические позиции совершенствования данного процесса на современном этапе развития образования.

2. Определить факторы эффективного освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования,

3. Описать содержание, структуру и формы деятельности Педагогической филармонии как учебной концертно-просветительской организации, основанной на творческом сотрудничестве педагогов и учащихся.

4. Создать и апробировать педагогическую модель, отражающую

специфику деятельности Педагогической филармонии, направленную на освоение учащимися классической музыки. На этой основе создать методические рекомендации по ее реализации в дополнительном художественном образовании.

Методологическую основу исследования составляют научные труды, освещающие:

- фундаментальные проблемы воспитания и развития личности (Ш.А. Амонашвили, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.);

- эстетико-педагогические и искусствоведческие концепции о ведущей роли искусства в развитии творческой личности (А.И. Буров, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, А.Ф. Лосев);

- разработки проблем музыкального просвещения и теории музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, А.Луначарский, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.);

- вопросы психологии развития интереса (В.Б. Бондаревский, А.Е. Голомшток, Л.А. Гордон, A.A. Люблинская, С.П. Манукян, М.В. Матюхина, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, А.И. Щербаков и др.);

- концепции художественного образования и творческого развития на основе погружения в пространство искусства и сотворчества педагога и учащихся (В.П Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Д.С. Лихачев, Л.П. Печко).

- вопросы музыкальной педагогики, связанные с практикой исполнительства (Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, В.В. Горностаева, И. Гофман, Г.М. Коган, А. Корто, Б.Л. Кременштейн, Я.С. Милынтейн, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, Е.М. Тимакин и др.).

Методы исследования:

В процессе исследовательской работы были использованы следующие методы: теоретические — изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, программ музыкального образования, моделирование; эмпирические — педагогическое наблюдение за процессом воспитания учащихся в период их участия в деятельности

Педагогической филармонии, беседа, тестирование, опрос; педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ и педагогическая интерпретация его данных.

Опытно-экспериментальная база исследования включает в себя Детскую музыкальную школу им. С.И. Танеева (гор. Москва), а также ряд Детских музыкальных школ и Детских школ искусств, которые принимают активное участие в деятельности Педагогической филармонии. В общей сложности педагогическим экспериментом было охвачено более 200 учащихся и 15 педагогов-музыкантов, в том числе, классы педагогов: П.А. Бакановой (вокал, 15 человек), А.Н. Громогласовой (фортепиано, 8 человек), ИП. Злобиной (фортепиано, 12 человек), Ю.А. Маевской (хор, сольфеджио, музыкальная литература, 40 человек), С. А. Мунинкина (кларнет, 11 человек), С.Н. Пантелеева (виолончель, 7 человек), A.A. Решетовой (ударные, 14 человек), Т.С. Фроловой (скрипка, 12 человек), A.A. Щербаковой (вокал, 15 человек).

Этапы исследования.

Первый этап - поисково-теоретический (2006-2008 гг.) был направлен на изучение и анализ педагогической, психологической и искусствоведческой литературы, ознакомление с инновационным педагогическим опытом, соответствующим проблеме исследования, происходила первичная апробация исследуемых педагогических условий, происходило накопление опытных данных, выполнялись необходимые срезы констатирующего этапа эксперимента.

Второй этап - аналитический (2009-2010 гг.). На этом этапе осуществлялись структурирование и. анализ полученных в результате экспериментальных действий данных, характеризующих педагогические условия развития интереса учащихся Детских музыкальных школ к классической музыке в условиях деятельности Педагогической филармонии.

Третий этап - обобщающий (2011 г.), который характеризовался

обобщением и заключительной оценкой полученных экспериментальных данных, оформлением текста диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что выявлены пути реализации педагогических возможностей освоения учащимися классической музыки, обусловленные развитием у учащихся интереса к занятиям музыкой, а также созданием условий для проявления способностей и индивидуальных особенностей каждого учащегося в процессе сотворческой деятельности в Педагогической филармонии.

Деятельность Педагогической филармонии рассматривается в данной работе с новых исследовательских позиций, базирующихся на взаимосвязи развития интереса и результативности деятельности, что позволило выявить инновационные возможности Педагогической филармонии как эффективной формы концертно-просветительской и учебной деятельности в учреждениях дополнительного художественного образования.

Определены уровни развития интереса к музыкальному искусству и критерии, определяющие тот или иной уровень (интерес к музыке вообще; музыкальный кругозор; интерес к музыкальным занятиям; направленность музыкально-вкусовых предпочтений), а также факторы эффективного освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования.

Выявлены педагогические направления сотворческой (как сольной, так и коллективной) деятельности в Педагогической филармонии.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что были описаны и систематизированы педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в процессе концертно-просветительской и учебной деятельности Педагогической филармонии — эффективной формы работы в сфере дополнительного художественного образования детей.

Разработана педагогическая модель деятельности Педагогической филармонии в условиях дополнительного музыкального образования.

В соответствии с исследовательским аспектом данной работы были с новых позиций сформулированы понятия «интерес к музыке», трактуемый как направленное продуктивное внимание к каким-либо явлениям искусства и жизни, сопровождаемое положительным эмоциональным фоном, «музыкальный кругозор», определяемый как информационное поле в области музыки, «музыкально-вкусовые предпочтения», которые определяются в исследовании как направленность к изменяющемуся в процессе образования и развития учащихся корпусу музыкальных произведений, к общению с которыми учащиеся стремятся самостоятельно.

Определены и теоретически обоснованы методы, расширяющие и систематизирующие представления учащихся о классической музыке, среди которых: а) метод соотнесения разучиваемого произведения с другими по принципу подобия для работы с учеником в классе, б) метод привлечения медиа-средств для занятий ребенка в домашних условиях, в) метод активизации интереса к классным и домашним музыкальным занятиям, что в целом способствует не только глубокому и осознанному освоению учащимися классической музыки, но и сохранению их интереса к серьезной музыке в дальнейшем.

Практическая значимость исследования заключается в практической реализации разработанной модели деятельности Педагогической филармонии в условиях дополнительного образования, что расширяет педагогические возможности освоения учащимися классической музыки, а также может способствовать созданию аналогичной организации в системе дополнительного музыкального образования в других городах и регионах России. Результаты исследования могут быть. использованы в учебных курсах теории и методики музыкального образования, а также в области переподготовки и повышения квалификации педагогов системы дополнительного музыкального образования, в работе методических кабинетов с целью повышения уровня музыкального воспитания учащихся.

Достоверность исследования обеспечивается опорой на научно-

методологические положения и практическую базу, а также совокупными методами исследования, его продолжительностью, практической проверкой основных положений на экспериментальной базе. Практическая часть работы проводилась лично соискателем в качестве участника мероприятий Филармонии педагогов и концертмейстеров (9 лет), а также руководителя ее молодежной секции (2 года).

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись в процессе работы в инструментальных и теоретических классах ДМШ им. Танеева (лично соискателем в классе специального фортепиано), а также в классах других педагогов ряда учреждений дополнительного образования гор. Москвы: ДШИ им. М.А. Балакирева, ДШИ им. Н.А. Римского-Корсакова, ДМШ им. В.В. Стасова, ДМШ им. А.Ф. Гедике. Результаты апробировались также в концертах, организованных Педагогической филармонией на классном, школьном и городском уровнях. Результаты исследования были апробированы в процессе участия в международных научно-практических конференциях: «Вокально-хоровое образование и исполнительство в XXI веке» (Москва, 16 марта 2011), «Современные методы и технологии музыкального образования» (Москва, 2012), «Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития» (Москва, 2011).

Положения, выносимые па защиту: 1. Освоение учащимися классической музыки является действенной альтернативой негативному воздействию массовой культуры, значительной частью которой является развлекательная музыка низкого качества, оказывающая угнетающее влияние на когнитивную, эмоциональную и этическую сферы слушателей. Деятельность учреждений дополнительного образования должна совершенствоваться в соответствии с требованиями социума и обеспечивать развитие активного интереса учащихся к классической музыке, являющегося одним из этапов процесса ее освоения. Такой результат может быть достигнут в процессе деятельности

Педагогической филармонии, активное участие в которой могут принимать не только педагоги и концертмейстеры, но и сами ученики, реализуя свой творческий потенциал в различной форме - как исполнительской, так и организационной.

2. Педагогические возможности освоения учащимися классической музыки в условиях дополнительного образования заключаются в следующем: плодотворное созидательное общение педагога и учащихся на уровне сотворчества; развитие интереса к занятиям музыкой через интерес к классической музыке; включенность всех учащихся учреждения дополнительного образования в деятельность Педагогической филармонии; создание особой педагогически организованной музыкальной среды, способствующей не только систематическому пополнению знаний и умений учащихся в области музыки, но и постоянному закреплению их в процессе деятельности Педагогической филармонии.

3. Педагогическая модель освоения классической музыки учащимися, которая включает в себя структурно-целевой блок, отражающий основную цель, ее задачи и направления деятельности, пространственно-смысловой блок, представляющий виды и уровни связей с социальной и культурной средой, прогностический блок, дающий представление о направлениях и качественном содержании деятельности Педагогической филармонии в ближайшем будущем, реализованная в экспериментальной работе, дает основания для успешного освоения классической музыки учащимися в условиях дополнительного образования.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи и гипотеза исследования, сформулированы научная новизна, теоретическая и практическая значимость и достоверность исследования, а также положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования» выявлены наиболее актуальные направления дополнительного художественного образования, привлекающие учащихся к восприятию и освоению классической музыки. В первом параграфе «Приобщение современных учащихся к классической музыке как актуальная проблема педагогической науки» обозначена роль классической музыки в современном обществе и отношение к ней детей и молодежи на фоне социокультурной ситуации. Под «классической музыкой» мы подразумеваем музыку композиторов-классиков, а также тех композиторов ХХ-ХХ1 вв., кто продолжает и развивает традиции европейской профессиональной музыки прошлого. Второй параграф посвящен изучению особенностей и факторов эффективного освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования. Понятие «фактор» определяется в данном контексте как причина, движущая сила учебно-творческого процесса, определяющая его характер и отдельные черты, а также результативность и эффективность практической реализации. Результативность музыкально-творческой деятельности учащихся музыкальной школы определяется целым рядом факторов, среди которых наиболее важными являются следующие: устойчивый интерес к классической музыке, наличие музыкального кругозора (информационного поля в области музыки), наличие музыкально-вкусовых предпочтений, желание заниматься на музыкальном инструменте, стремление посещать концерты классической музыки и наличие собственной дискотеки, в основе которой - записи классической музыки. Показательно, что «устойчивый интерес к классической музыке», являясь определяющим фактором результативности музыкально-творческой деятельности учащихся, позволяет нам все остальные факторы рассматривать также в качестве его компонентов, наличие или отсутствие которых будет определять проявления основного фактора - устойчивого интереса учащихся к классической музыке.

Рассмотрены также такие понятия, как «интерес к музыке», «музыкальный кругозор», «музыкально-вкусовые предпочтения». В контексте данного исследования «интерес к музыке» трактуется как направленное продуктивное внимание к каким-либо явлениям искусства и жизни, сопровождаемое положительным эмоциональным фоном, «музыкальный кругозор» определяется как информационное поле в области музыки, а «музыкально-вкусовые предпочтения» — как направленность к изменяющемуся в процессе образования и развития учащихся корпусу музыкальных произведений, к общению с которыми учащиеся стремятся самостоятельно. Мы предлагаем ряд методов развития интереса к классической музыке и расширения музыкального кругозора учащихся -метод соотнесения разучиваемого произведения с другими по принципу подобия для работы с учеником в классе, метод привлечения медиа-средств для занятий ребенка в домашних условиях, а также метод активизации интереса учащихся к классным и домашним музыкальным занятиям в процессе участия в деятельности Педагогической филармонии. Третий параграф «Педагогическая модель освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования (Педагогическая филармония)» посвящен созданию модели деятельности Педагогической филармонии, описанию ее структуры и содержания, а также организации совместной деятельности педагогов и учащихся в условиях работы Педагогической филармонии, которая представляет собой общественную ведомственную концертно-просветительную и учебную организацию, созданную педагогами и концертмейстерами детских музыкальных школ и школ искусств (схема № 1). Основной целью Педагогической филармонии является развитие у детей интереса к классической музыке. Для достижения этой цели в условиях современной социокультурной ситуации требуются особые средства, главным среди которых стало активное приобщение самих учащихся к концертно-просветительской деятельности. Специфику работы Педагогической

филармонии представляет творческое сотрудничество педагогов и учащихся в организации и проведении совместных концертов. Процесс приобщения к классической музыке становится более эффективным у детей, которые не просто слушают чье-то исполнение или выступление, а сами активно участвуют в публичном выступлении: музицируют сольно и совместно с педагогом, выступают с каким-либо информационным сообщением. Дети наравне с педагогами не только выступают на концертах Педагогической филармонии, но и участвуют в формировании программ следующих концертов, помогают в их организации, готовят рисунки к выставкам по теме концертов, принимают участие в своевременном информационном оповещении слушателей. Совместная творческая деятельность педагогов с детьми на почве подготовки и проведения концертов Педагогической филармонии помогает педагогам найти более эффективные способы обучения для каждого ребенка в последующих занятиях в классе.

Построенная в результате исследования педагогическая модель показывает, что при реализации содержания блоков педагогической модели освоения классической музыки учащимися в процессе их деятельности в Педагогической филармонии происходит постепенное погружение учащихся в культурно-музыкальную среду. Этот процесс сопровождается расширением музыкального кругозора, который в данной работе трактуется как информационное поле в области музыки и, соответственно, усилением интереса к музыкальным занятиям, так как эти области взаимопроникающе связаны между собой. Отмечено, что в процессе занятий с детьми при выработке привычки к регулярной музыкально-творческой деятельности и организации планирования выступлений каждого ученика, а также при создании комфортной, благоприятной атмосферы вокруг подготовки к концертам Педагогической филармонии, достижения положительного эмоционального отклика у учеников происходит формирование такого отношения к классической музыке, когда учащиеся воспринимают ее как необходимую и прекрасную часть своей жизни.

Схема №1.

Педагогическая модель освоения классической музыки учащимися (Педагогическая

филармония)

Структурно-целевой блок

Цель

Развитие у учащихся потребности в общеиии с классической музыкой

Г

Задачи:

♦ привлечение учащихся к деятельности педагогической филармонии;

♦ подготовка учащихся к выступлению в качестве солиста-исполнителя или организатора мероприятий Педагогической филармонии;

♦ создание комфортной, благоприятной атмосферы вокруг самого процесса подготовки концертов Педагогической филармонии;

♦ выработка привычки к регулярной музыкально-творческой деятельности;

♦ формирование у учеников положительного эмоционального отклика на их участие в работе Педагогической филармонии

У

Направления деятельности регулярная информация учащихся о работе Педагогической филармонии; выбор и подготовка посильного и интересного для ученика репертуара и выбор иного вида деятельности, имеющей непосредственное отношение к мероприятиям Педагогической филармонии;

создание «команды поддержки» из числа родителей и друзей учеников;

регулярное перспективное планирование выступлений каждого ученика;

выработка системы поощрения активных участников мероприятий Педагогической

филармонии

Ч

Операционально-технологический блок

Способы освоения классической музыки

приобщение; развитие интереса; погружение; собственное творчество детей; сотворчество с педагогом (подготовка, организация и проведение просветительских концертов)

Методы освоения классической музыки метод соотнесения разучиваемого произведения с другими по принципу подобия дая работы с учеником в классе; метод привлечение медиа-средств для занятий ребенка в домашних условиях; метод активизации интереса к классным и домашним музыкальным занятиям

Коммун икативпо-творческие связи (класс, округ, город)

Пространственно-смысловой блок

Самостоятельные опыты творческой

деятельности; интерес к программе товарищей по классу; восприятие музыки в концерте, в записи, поиск записей в сети Интернет

Познавательное развитие (программа, стиль, развитие музыкальной культуры)

Результативпо-прогпостический блок

Формирование музыкального кругозора; формирование музыкально-вкусовых предпочтений; проявление стремления выступать на сцене; возникновение желания участвовать в музыкально* творческом процессе независимо от вида деятельности; появление способности и желания общаться со сверстниками по поводу классической музыки; возникновение стремления посещать концерты классической музыки; составление собственной дискотеки, в основе которой - записи классической музыки; умение найти в сети Интернет интересующие записи классической музыки; желание посещать занятия в музыкальной школе.

Педагогический результат: освоение классической музыки и воспитание отношения к ней как необходимой части своей жизни

Вторая глава «Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации педагогической модели освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования» освещает методы, педагогические условия и результаты экспериментального исследования. Педагогические условия - это объединение всех составляющих процесса обучения и воспитания. Как отмечает В.И. Андреев, педагогическими условиями можно считать сами обстоятельства указанного процесса, являющиеся, в свою очередь, результатом конструирования, применения методов и организационных форм обучения для достижения намеченных дидактических целей.

В первом параграфе «Педагогические условия реализации модели в экспериментальной работе по освоению классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования» особое внимание уделено проблемам индивидуального подхода и сотрудничества педагога и ученика. В детском возрасте интерес к музыке развивается наиболее активно в процессе музыкальных занятий, особенно это касается учащихся музыкальных школ и школ искусств в системе дополнительного образования. Очевидна взаимосвязь между интересом учащегося к процессу занятий и его интересом к изучаемому предмету. Одной из педагогических основ музыкальных занятий с детьми становится личное отношение ребенка к преподавателю. Положительные эмоции от общения с преподавателем и любовь к нему обычно переносятся на отношение к урокам. Мы отмечаем также традиционно интентное отношение педагога и учащихся в отечественной музыкально-педагогической традиции (Л.И. Уколова). Поэтому в музыкальной педагогике индивидуальный подход к ребенку и творческое сотрудничество между педагогом и учеником имеют определяющее значение. Во втором параграфе «Содержание и методы освоения классической музыки учащимися в процессе деятельности Педагогической филармонии» были описаны некоторые методы работы в классе специального инструмента. Среди них: 1. Метод соотнесения

разучиваемого произведения с другими по принципу подобия. В процессе первого ознакомления проводятся аналогии между произведением, которое разучивается с ребенком, и тем, что ребенок уже знает, слышал сам или с тем, что покажет - даст ему послушать учитель. Ученик исходит не из отдельных выразительных средств и каких-либо отрывочных знаний о жанрах, а от своего впечатления от музыки в целом. Ребенок невольно систематизирует свои музыкальные представления и постепенно сам приходит к осознанию назначения сочинений того или иного типа. 2. Метод привлечения медиа-средств для занятий ребенка в домашних условиях, подразумевающий использование музыкальных компьютерных игр, просмотр и прослушивание передач канала «Культура» и радио «Орфей» с обязательным последующим обсуждением увиденного и услышанного в классе. 3. Метод активизации интереса к классным и домашним музыкальным занятиям. Основная идея данной работы заключается в том, чго уже в первые месяцы обучения ребенок может принимать участие в активной творческой деятельности Педагогической филармонии и «вливаться» в общее коллективное дело в праздничной атмосфере концерта.

Третий параграф второй главы «Анализ и интерпретация результатов реализации педагогической модели освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования» описывает опытно-экспериментальное обучение, проходившее с 2006 по 2011 г. (формирующий эксперимент). В нем участвовали более 200 детей, обучающихся в ДМШ и ДШИ гор. Москвы. Участники эксперимента были поделены на 2 группы: 1. группа педагогического наблюдения — 200 человек. В нее вошли учащиеся 1-4 классов ДМШ им. С.И. Танеева, а также учащиеся классов педагогов других школ. 2. группа персонального наблюдения - 18 человек. В нее вошли дети от 5 до 11 лет, которые учатся в классе специального фортепиано Ю.В. Смольской (автора предлагаемого исследования) в ДМШ им. С.И. Танеева. На констатирующем этапе с помощью опросов у детей был выявлен уровень интереса к музыкальным

занятиям и к музыке вообще. Все дети были распределены по группам, отражающим уровень интереса к музыке и занятиям. Были разработаны следующие критерии: 1. критерии развития иптереса к музыке: степень увлеченности музыкальными занятиями, широта музыкального кругозора, количество посещённых концертов и музыкальных спектаклей, количество прослушанных и просмотренных радио- и телепрограмм о музыке, количество прочитанных материалов о музыке, композиторах и исполнителях, наличие музыкально-художественных вкусовых предпочтений, объём домашней дискографии с классической музыкой; 2. критерии развития интереса к музыкальным занятиям: отношение ребенка к обучению в детской музыкальной школе, желание учиться музыке, посещать уроки, самостоятельно заниматься дома, готовить домашние задания, музицировать (играть на инструменте «для себя» помимо выполнения обязательных домашних заданий), выступать на концертах, а также официальная оценка успеваемости ребенка в музыкальной школе.

Таблица 2.

Группа педагогического наблюдения (200 детей).

Группы Констатирующий этап

Высокий уровень интереса 42 ребенка (21%)

Средний уровень интереса 102 ребенка (51%)

Низкий уровень интереса 56 детей (28%)

Ответы каждого ребенка из группы персонального наблюдения представлены подробно в Приложении к диссертации.

Таблица 3.

Группа персонального наблюдения (18 детей).

Группы Констатирующий этап

Высокий уровень интереса 4 ребенка (22,2%)

Средний уровень интереса 10 детей (55,5%)

Низкий уровень интереса 4 ребенка (22,2%)

Как и предполагалось, интерес к музыке и интерес к музыкальным занятиям у детей оказались взаимосвязаны: дети с высоким уровнем интереса к музыке обладают высоким уровнем интереса к музыкальным занятиям и наоборот. Было выявлено, что у детей с высоким уровнем интереса к музыке и занятиям музыкальный кругозор шире и классическая музыка для большинства из них предпочтительнее «поп-музыки». У детей из группы со средним уровнем интереса музыкальный кругозор более узкий, а предпочтение отдается «поп-музыке». Музыкальный кругозор детей с низким уровнем интереса крайне узок, и к классической музыке дети из данной группы относятся негативно. На формирующем этапе эксперимента были применены методы работы, описанные во второй главе исследования. Все дети, прошедшие опытно-экспериментальное обучение, приняли участие в деятельности Педагогической филармонии.

Таблица 4.

Деятельность детей в Педагогической филармонии (218 детей)

Деятельность детей в Педагогической филармонии Кол-во детей

1. Выступление на классном концерте 218 детей (100%)

2.Выступление на школьном копцерте 84 ребенка (38,8%)

3. Выступление на городском концерте 24 ребенка (11%)

4. Выступление на концерте вне стен родной школы 120 детей (55,5%)

5.Обсуждение прошедшего концерта на классном собрании 218 детей (100%)

6. Обсуждение программы будущего концерта 194 ребенка (89%)

7. Чтение стихов 96 детей (44,4%)

8. Проведение концерта 120 детей (55,5%)

9. Подготовка рисунков 109 детей (50%)

10. Помощь в организации концерта 169 детей (77,7%)

В исследовании описаны изменения, произошедшие с каждым учеником из группы персонального наблюдения как в профессиональном, так и в личностном плане после участия в деятельности Педагогической филармонии. На контрольном этапе эксперимента было выявлено, что в группу с высоким уровнем интереса к музыке и музыкальным занятиям попали 122 человек, в группу со средним уровнем интереса - 59 человек, а в группу детей с низким уровнем интереса - 19 человек (таблица 5).

Таблица 5.

Группа педагогического наблюдения. Состав групп «Интерес к музыке и

музыкальным занятиям» до и после проведения формирующего этапа _опытно-эксперпмептальпого обучения (по уровням интереса)_

Группы Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий уровень интереса 42 ребенка (21%) 122 ребенка (61%)

Средний уровень интереса 102 ребенка (51%) 59 детей (29,5%)

Низкий уровень интереса 56 детей (28%) 19 детей (9,5%)

Результаты опросов после проведения эксперимента в группе персонального наблюдения показали, что в группу с высоким уровнем интереса к музыке и музыкальным занятиям вошли 12 детей из 18 участвующих в эксперименте, в группу детей со средним уровнем - 5 человек, а в группу с низким уровнем — 1 ученик (таблица 6).

Таблица 6.

Группа персонального наблюдения. Состав групп «Интерес к музыке и музыкальным занятиям» до и после проведения формирующего этапа

опытно-экспериментального обучения (по уровням интереса)

Группы Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий уровень интереса 4 ребенка (22,2%) 12 детей (66,6%)

Средний уровень интереса 10 детей (55,5%) 5 детей (27,7%)

Низкий уровень интереса 4 ребенка (22,2%) 1 ребенок (5,5%)

Проведенное опытно-экспериментальное исследование показало особую эффективность Педагогической филармонии в процессе приобщения учащихся к музыкальной культуре, а именно: у учащихся повысился уровень интереса к музыке и музыкальным занятиям, расширился кругозор, изменились музыкально-вкусовые предпочтения в сторону классической музыки.

В заключении приводятся наиболее общие выводы исследования: 1. В современных условиях, когда дети и подростки оказываются в сфере влияния тоталитарно господствующей массовой культуры, действенным методом противостояния ее негативному влиянию становится освоение учащимися классической музыки - носителя высоких эстетических и этических идеалов. Развитие активного интереса учащихся к классической

музыке, что является одним из этапов ее освоения, может быть достигнуто в процессе деятельности Педагогической филармонии — инновационной эффективной формы концертно-просветительской и учебной деятельности в учреждениях дополнительного художественного образования.

2. Педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в условиях дополнительного образования наиболее полно представлены в деятельности общественной ведомственной музыкально-просветительской организации нового типа (Педагогическая филармония) и заключаются в осуществлении плодотворного сотворчества педагогов и учащихся, развитии устойчивого интереса к занятиям музыкой через интерес к классической музыке, создание музыкальной среды, обеспечивающей обращение к классическому музыкальному наследию на протяжении всей жизни.

3. Педагогическая модель освоения классической музыки учащимися в условиях дополнительного образования, включающая в себя теоретически разработанные и экспериментально апробированные методы расширения музыкального кругозора — метод соотнесения разучиваемого произведения с другими по принципу подобия, метод подключения медиа-средств для занятий ребенка в домашних условиях, метод активизации интереса к классным и домашним музыкальным занятиям, может служить основанием для успешного освоения классической музыки учащимися в условиях дополнительного образования, что помогает им максимально реализовать свой творческий потенциал, обеспечивая тем самым их личностное развитие. Основные положения исследования изложены в публикациях, в том числе изданиях, рекомендованных списком ВАК:

1. Смольская Ю. В. Педагогическая филармония как активная форма приобщения учащихся к музыке [Текст] ДО. В. Смольская //Педагогика искусства: электронный научный журнал. - №3, 2011. — Режим доступа:

ЬПп ://www■art-education■ru/AE-шaEazine/archive/потег-3 -2011 /5то1якауа-10-09-201 l.pdf (0,4 п.л.).

2. Смольская Ю. В. О современном музыкальном просветительстве. Деятельность Педагогической филармонии [Текст] /Ю. В. Смольская ///Теория и практика общественного развития. - Вып. 10. - Краснодар, 2012. - Режим доступа: http ://www. teoria-practica.ru/-10-2012/pedagogics/smolskava.pdf (0,4 и.л.).

3. Смольская Ю. В. Вопросы детской музыкальной педагогики. Первоначальный этап обучения игре на инструменте (фортепиано) в музыкальной школе как путь к первому публичному выступлению [Текст]/Ю. В. Смольская //Педагогики искусства: электронный научный журнал. - №3, 2012. - Режим доступа: httn://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-3-2012/Smolskava 21 10 2012.pdf (0,4 п.л.).

4.Смольская Ю. В. Приобщение к музыке классической традиции в ДМШ [Текст] /Ю. В. Смольская // Искусство и образование. - 2011. - №4. - С. 33 -39. (0,4 п.л.).

5. Смольская Ю. В. Некоторые методы приобщения учащихся ДМШ к музыке классической традиции в условиях индивидуального обучения игре на инструменте [Текст] ЯО. В. Смольская //Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Вокально-хоровое образование и исполнительство в XXI веке». - М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2011. -С. 219-224. (0,4 п.л.).

6. Смольская Ю. В. «Педагогическая филармония» как детская музыкально-просветительская организация нового типа [Текст] ЛО. В. Смольская // Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции «Вокально-хоровое образование и исполнительство в XXI веке». -М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2011. - С.225-231. (0,4 п.л.).

7. Смольская Ю. В. Обновление домашних заданий как средство развития интереса к музыке классической традиции у учащихся ДМШ [Текст] ЛО. В. Смольская //Современные методы и технологии музыкального образования: Сборник материалов международной научно-практической конференции. -Москва, 2011. -С.136-141. (0,4 п.л.).

8. Смольская Ю. В. Инновационные методы развития интереса к музыке классической традиции у младших учащихся ДМШ [Текст] ЛО. В. Смольская //Музыкальное искусство и педагогика на современном этапе развития: Сборник материалов научно-практической конференции. - Москва, 2011. -С. 213-223 (0,6 п.л.).

Подписано в печать: 15.05.2013

Заказ № 8480 Тираж - 100 экз. Печать трафаретная. Типография «11-й ФОРМАТ» ИНН 7726330900 115230, Москва, Варшавское ш., 36 (499) 788-78-56 www.autoreferat.ru

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Смольская, Юлия Викторовна, Москва

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

На правах рукописи

04201357965

Смольская Юлия Викторовна

Педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (музыка)

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель -доктор педагогических наук, профессор Кабкова Е.П.

МОСКВА 2013

Содержание

Введение....................................................................................3

ГЛАВА 1.«Теоретические основы освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования».............................................................................16

1.1. Приобщение современных учащихся к классической музыке как актуальная проблема педагогической науки.......................................16

1.2. Особенности эффективного освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования......................34

1.3. Педагогическая модель освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования (Педагогическая

филармония)...............................................................................57

Выводы I Главы........................................................................78

ГЛАВА II. «Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по реализации педагогической модели освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования».............................................................................81

2.1. Педагогические условия реализации модели в экспериментальной работе по освоению классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования.........................................................81

2.2. Содержание и методы освоения классической музыки учащимися в процессе деятельности Педагогической филармонии............................93

2.3. Анализ и интерпретация результатов реализации педагогической модели освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного

художественного образования.........................................................120

Выводы II Главы.......................................................................167

Заключение..............................................................................170

Литература...............................................................................172

Приложение..............................................................................186

Введение

Актуальность исследования. Культурное наследие - великое достояние человечества. Это то, что создает «зримую» связь веков, что помогает узнать прошлое и понять настоящее, то, что не должно «затеряться» в будущем.

Современные исследования показывают, что общество все глубже погружается в пространство массовой культуры, которая, являясь результатом общего движения культуры и бурного развития средств массовой информации в XX веке, оказывает огромное влияние на развитие человека - на его когнитивную, эмоциональную, эстетическую и этическую сферы.

Музыка, занимающая в массовой культуре значительное место, носит, в основном, развлекательный характер. В то же время серьезная музыка -музыка концертных залов с трудом становится достоянием широкого слушателя. Так, исследование, посвященное культурным потребностям москвичей, проведенное Институтом экономики РАН показало, что только 0,39% молодых людей 18-29 лет посещают филармонические концерты (данные на 2008 год), а основной контингент посещающих концерты классической музыки составляют люди пенсионного возраста и музыканты-профессионалы [71, 49].

Массовый слушатель все дальше отходит от истинных художественных ценностей и становится приверженцем навязываемой средствами массовой информации музыкальной моды. Тем более это относится к школьникам, особенно с учетом их все более раннего освоения компьютера и постоянного общения с другими средствами массовой информации — телевидением, радио, интернетом. От обилия беспорядочно получаемой информации мышление современных детей напоминает мозаику, которая не складывается в какой-либо осмысленный рисунок. Психологи называют такое мышление «клиповым» по аналогии с формой краткого, но предельно эмоционально насыщенного аудиовизуального сообщения, характерной

особенностью которого является набор разнородных, иногда не связанных друг с другом фрагментов, оказывающих угнетающее когнитивную и деформирующее эмоциональную сферу человека воздействие. Как показывают исследования последних лет, обращение к искусству, к художественному творчеству, к занятиям музыкой, хореографией, живописью и рисунком способствует преодолению «клипового мышления» и формированию у ребенка более целостной картины мира (Л.Г. Савенкова, Л.И. Уколова).

Педагогика искусства и художественного творчества была предметом интереса исследователей на протяжении многих веков. Её вопросам уделяли внимание крупнейшие европейские философы (Аристотель, Гераклит, И. Кант, Ф. Ницше, Пифагор, Платон, и др). Проблемы воспитания и развития личности рассматривались в XIX - XX веках в нашей стране такими педагогами-исследователями, как Ш.А. Амонашвили, П.Ф. Каптерев, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. Воздействие эстетической (в том числе, музыкально-эстетической) среды на становление личности учащихся становится ядром исследований С.Т. Шацкого и его сподвижников.

О свойствах музыки, о ее влиянии на формирование личности человека много писали музыканты и ученые, такие как Б.В. Асафьев, JI.A. Баренбойм, В.В. Горностаева, Я.И. Мильштейн, Г.Г. Нейгауз, К. Орф, С .Я. Фейнберг, Ф.И. Шаляпин. Проблему совершенствования процесса музыкально-эстетического воспитания детей на основе развивающего потенциала искусства исследовали O.A. Апраксина, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский. Проблемы современной музыкальной педагогики, освещающие вопросы организации учебно-воспитательного процесса, исследованы в трудах A.C. Базикова, Е.А. Бодиной, Т.Г. Мариупольской, Г.М. Цыпина, J1.B. Школяр и др.

Психологический аспект развития творческих и музыкальных способностей изучали JI.JI. Бочкарев, J1.C. Выготский, Д.К. Кирнарская, Б.М.

Теплов. Способность к познанию и творческая активность учащегося рассмотрены в психолого-педагогических исследованиях Ю.К. Бабанского, Б.С. Гершунского, В.А. Сластенина. В русле данной диссертации особое внимание было уделено исследованиям развития интереса к музыкально-творческой деятельности, мотивационной сферы личности в целом, так как именно эта область определяет творческую активность учащихся (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.М. Коган, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, H.A. Менчинская, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, П.М. Якобсон). Интерес как важнейшая психологическая категория рассматривается в исследованиях В.Б. Бондаревского, А.Е. Голомштока, Н.Г. Морозовой, А.И. Щербакова и др. Роль интереса в общем развитии ребенка изучали A.A. Люблинская, М.В. Матюхина, С.П. Манукян, С.Л. Рубинштейн.

Вышеизложенное показывает, что вопросы эстетического воспитания детей волнуют и философов, и психологов, и педагогов, причем на современном этапе пристальное внимание уделяется проблеме освоения учащимися классического наследия, развития у них интереса к достоянию художественной культуры. В данной работе понятие «освоение классического наследия» интерпретируется с позиций приобщения школьников к музыкальной культуре и включает в себя ряд результативных шагов - приобщение, развитие интереса, погружение, собственную творческую деятельность, сотворчество с педагогом. Классическая музыка, являясь существенной частью культурного наследия человечества, предоставляет широкие возможности для развития и саморазвития подрастающего поколения.

Еще в 1920-е годы в нашей стране педагоги, работавшие под руководством С.Т. Шацкого, стремились при помощи искусства пробудить у школьников желание учиться, узнавать новое, старались создать наполненную искусством среду, которая способствовала бы саморазвитию учащихся. «Воспитывать в том смысле, как мы понимаем - значит создавать в данной среде благоприятные условия для детей, черпающих и мотивы, и

материалы из этой же среды. Нельзя говорить о педагогическом процессе, который протекает только в специальных школьных зданиях» [142, 29]. Эта плодотворная мысль нашла отклик в деятельности А.Д. Артоболевской, впервые организовавшей специальные концерты-лекции классической музыки в Киеве, а затем была широко развита Д.Б. Кабалевским, который стал инициатором детских филармонических лекций-концертов в Москве, успешно функционирующих до настоящего времени. Таким образом, исследователи отмечают, что область дополнительного образования предоставляет разнообразные педагогические возможности для успешного развития учащихся.

Обращает на себя внимание такая форма музыкального просвещения и развития учащихся как Филармония преподавателей и концертмейстеров детских школ искусств Москвы, созданная более 20 лет назад в системе дополнительного художественного образования на базе детских музыкальных школ и школ искусств. Ежегодно она проводит серию концертов для детей и подростков, направленных на развитие их музыкальной культуры. Концерты проходят в лучших залах Москвы: в Рахманиновском зале МГК им. П.И. Чайковского, в концертном зале центра П. Слободкина, в ГММК им. М.И. Глинки. В них принимают участие преподаватели и концертмейстеры образовательных учреждений Департамента культуры города Москвы - специалисты, в полной мере осознающие потребности своей аудитории и особенности ее восприятия. В 2010 году в филармонии была создана секция молодых преподавателей и концертмейстеров (возраст участников - до 35 лет), руководителем которой является автор данного исследования.

Вместе с тем, наблюдение за деятельностью данной организации, анализ ее результатов и опросы участников показывают, что, несмотря на регулярную концертно-просветительскую деятельность Филармонии концертмейстеров и преподавателей, её эффективность все еще недостаточна и сегодня у большинства школьников по-прежнему отсутствует та

музыкальная среда, которая необходима для «погружения» в мир классической музыки. Неслучайно даже те дети, которые получают дополнительное образование в детских музыкальных школах, в своем большинстве остаются чуждыми классическому наследию. Парадоксально, что за время обучения в музыкальной школе учащиеся в большинстве своем так и не приобретают устойчивого интереса к классике, на которой, как известно, базируется музыкальное образование. Закончив обучение, они не продолжают активное общение с серьезным искусством. Такое индифферентное отношение к классической музыкальной культуре еще в большей степени характеризует учащихся общеобразовательных школ, которые не обучаются в детских музыкальных школах и школах искусств. Это говорит о том, что широкие педагогические возможности, имеющиеся в области дополнительного художественного образования детей, пока еще недостаточно осмыслены и освоены, что определяет направление работы по их изучению.

В данной работе исследуется наиболее результативный вариант развития Филармонии педагогов и концертмейстеров в форме Педагогической филармонии, к активной исполнительской и организационной деятельности которой привлекаются и сами учащиеся. Основной спецификой работы Педагогической филармонии является то, что творческая деятельность учащихся протекает в сотворчестве с педагогами. Как показало данное исследование, это способствует активизации интереса учеников к музыкальному искусству, что, в свою очередь, создает условия эффективного развития их творческого потенциала в процессе продуктивного и жизненно необходимого обращения учащихся к области музыкальной классики.

Противоречия между необходимостью активного приобщения учащихся к неувядающей классике, музыке концертных залов и недостаточной результативностью существующих методов, сложившихся в системе дополнительного образования, в частности, методов Филармонии

педагогов и концертмейстеров в современных условиях, обусловили проблему исследования, которая заключается в необходимости выявления в общем массиве педагогических возможностей, имеющихся в области дополнительного художественного образования детей, наиболее эффективных форм приобщения учащихся к классической музыке. Указанная проблема определила тему исследования: «Педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования».

Объект исследования: процесс освоения учащимися классической музыки в учреждениях дополнительного художественного образования.

Предмет исследования: педагогические возможности освоения классической музыки в условиях деятельности Педагогической филармонии.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические возможности освоения классической музыки учащимися в условиях деятельности Педагогической филармонии.

Гипотеза исследования. Педагогические возможности освоения классической музыки в дополнительном художественном образовании будут раскрыты наиболее эффективно, если:

- в учебном заведении будет организована работа по более полному освоению педагогических возможностей, предоставляемых учреждением дополнительного художественного образования детей в рамках деятельности Педагогической филармонии;

- учебно-воспитательный процесс на занятиях будет выстроен с опорой на инновационные методы и педагогические приемы организации Педагогической филармонии, базирующиеся на активизации самостоятельной творческой деятельности учащихся;

- при включении каждого учащегося в различные направления работы Педагогической филармонии в соответствии с его способностями и индивидуальными особенностями в соответствии с индивидуальной траекторией развития каждого ученика;

- в образовательной среде учебного учреждения будут созданы условия для

а) целенаправленного развития интереса учащихся к классической музыке;

б) активной сотворческой (исполнительской и организационной) деятельности учащихся и педагогов на протяжении всего периода обучения, включая работу в Педагогической филармонии.

Задачи исследования:

1. На основе системного анализа трудов по проблемам освоения учащимися классической музыки в условиях дополнительного образования определить теоретические позиции совершенствования данного процесса на современном этапе развития образования.

2. Определить факторы эффективного освоения классической музыки учащимися в системе дополнительного художественного образования.

3. Описать содержание, структуру и формы деятельности Педагогической филармонии как учебной концертно-просветительской организации, основанной на творческом сотрудничестве педагогов и учащихся.

4. Создать и апробировать педагогическую модель, отражающую специфику деятельности Педагогической филармонии, направленную на освоение учащимися классической музыки. На этой основе создать методические рекомендации по ее реализации в дополнительном художественном образовании.

Методологическую основу исследования составляют научные труды, освещающие:

- фундаментальные проблемы воспитания и развития личности (Ш.А. Амонашвили, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.);

- эстетико-педагогические и искусствоведческие концепции о ведущей роли искусства в развитии творческой личности (А.И. Буров, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, А.Ф. Лосев);

- разработки проблем музыкального просвещения и теории музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский,

А.Луначарский, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.);

- вопросы психологии развития интереса (В.Б. Бондаревский, А.Е. Голомшток, Л.А. Гордон, A.A. Люблинская, С.П. Манукян, М.В. Манохина, Н.Г. Морозова, С.Л. Рубинштейн, А.И. Щербаков и др.);

- концепции художественного образования и творческого развития на основе погружения в пространство искусства и сотворчества педагога и учащихся (В.П. Зинченко, Д.Б. Кабалевский, Д.С. Лихачев, Л.П. Печко).

- вопросы музыкальной педагогики, связанные с практикой исполнительства (Л.А. Баренбойм, А.Б. Гольденвейзер, В.В. Горностаева, И. Гофман, Г.М. Коган, А. Корто, Б.Л. Кременштейн, Я.С. Мильштейн, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, Е.М. Тимакин и др.).

Методы исследования:

В процессе исследовательской работы были использованы следующие методы: теоретические - изучение и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, программ музыкального образования, моделирование; эмпирические - педагогическое наблюдение за процессом воспитания учащихся в период их участия в деятельности Педагогической филармонии, беседа, тестирование, опрос; педагогический эксперимент, количественный и качественный