автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки
- Автор научной работы
- Батыршина, Гульнара Ибрагимовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Казань
- Год защиты
- 2003
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Батыршина, Гульнара Ибрагимовна, 2003 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ.
1.1. Творческая самореализация личности как предмет междисциплинарного исследования.
1.2. Характеристика творческой самореализации будущего учителя музыки.
1.3. Научно-практическое обоснование педагогических условий творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ В ВУЗЕ.
2.1. Результаты констатирующего этапа исследования творческой самореализации студентов - будущих учителей музыки.
2.2. Технология обучения творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе.
2.3. Оценка эффективности реализации педагогических условий творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки"
Актуальность исследования. Гуманистическая направленность развития современной отечественной педагогики, намеченная в "Законе об образовании" (1996), связанная с коренными изменениями в общественной жизни и сфокусировавшая внимание на личностно-творческой направленности педагогического процесса, обусловила потребность в качественном обновлении содержания образования во всех его звеньях. Переход школ в режим инновационного развития, прогресс педагогических и информационных технологий, смена стиля взаимодействия участников педагогического процесса и другие нововведения, с одной стороны, значительно повысили уровень требований к профессиональным качествам учителя, а с другой стороны, предоставили ему большую свободу проявления своей индивидуальности, осуществления творческой самореализации личности.
Однако в массовой школьной практике лишь для небольшого числа учителей профессиональная деятельность является сферой творческой самореализации. Многие учителя не готовы к творческой, инновационной деятельности, не ощущают себя активными субъектами педагогического процесса, не стремятся к реализации своего личностного и творческого потенциала во всех видах профессиональной деятельности.
Потребность в активных педагогических кадрах, способствующих интенсивному творческому развитию учащихся, ощущается в области музыкального образования особенно остро. Музыкальная культура в целом сейчас находится в ситуации невостребованности, а музыкальная жизнь переживает свою ценностную "переоценку" и характеризуется такими явлениями, как шквал низкосортной музыкальной продукции, активное развитие молодежных субкультур, "потребительство" в отношении к серьезной музыке, неразвитость музыкального вкуса у взрослого населения, потеря авторитета музыкально-творческой и музыкально-педагогической деятельности. Студенты -будущие учителя музыки - в процессе обучения в большинстве своем характеризуются низкой учебно-профессиональной активностью, узостью интересов (зачастую, к лишь к музыкальному исполнительству), неразвитостью самообразовательных и рефлексивных навыков, творческой пассивностью и несамостоятельностью. Как следствие, богатый воспитательный, образовательный и развивающий потенциал музыкального искусства полностью не актуализируется в школьной действительности. Организация учителем музыки активной, личностно-значимой для школьников музыкальной деятельности, позволяющей постигать ценностную информацию, содержащуюся в музыке, зачастую подменяется формальным изучением "основ" теоретического музыкознания, ограничивается разучиванием песенного программного репертуара, что, в конечном счете, отдаляет детей от живого, эмоционального общения с музыкой и посредством музыки.
Можно предположить, что основной причиной кризисного положения культуры и музыкального образования является социально-экономическая нестабильность в стране и как следствие, отсутствие профессиональной активности деятелей искусства и социокультурной сферы, учителей музыки и студентов. Однако фактором, не менее значимым в данной ситуации является неразрешенность в области профессионального музыкально-педагогического образования ряда актуальных проблем теоретического и организационно-практического характера, касающихся, в частности: методологии и методов музыкальной педагогики как науки; преемственности в работе системы непрерывного музыкально-педагогического образования; организации профессионального воспитания (не секрет, что среди музыкантов-специалистов укоренился взгляд на профессию школьного учителя музыки как на второстепенную по сравнению с профессиями музыканта-исполнителя, музыковеда или дирижера); использования достижений педагогической инноватики в процессе профессиональной подготовки учителя музыки в вузе и др.
Таким образом, поставленная обществом, искусством и общеобразовательной школой перед системой высшего музыкально-педагогического образования задача актуализирует создание условий для творческой самореализации будущего учителя музыки уже в процессе обучения в вузе, поиски личностно и профессионально ориентированных педагогических технологий с целью формирования высокоразвитых творчески активных учителей музыки, готовых к творческому самораскрытию в профессиональной деятельности.
Обновление системы вузовского образования в русле его гуманизации, начавшееся в девяностых годах, ведется средствами гуманитаризации содержания образования, создания гуманитарной среды вуза, реализации деятельностного, коммуникативно-диалогического, культурологического, аксиологического, индивидуально-творческого, личностно-ориентированного, синергетического и других подходов в обучении. Накоплен богатый практический опыт в использовании проблемных, активных, дифференцированных и других методов в учебном процессе высшей школы, направленных на творческое и личностное развитие будущего профессионала.
Поиски путей усовершенствования содержания музыкально-педагогического образования с целью подготовки учителя музыки как просветителя широкого гуманитарного профиля, создания системы фундаментального развития его личности во всем богатстве интеллектуальных, эмоциональных и творческих качеств ведутся в рамках разработки методологических основ музыкального образования (Э.Б.Абдуллин, О.А.Апраксина, Л.Г.Арчажникова, Н.А.Терентьева, В.А.Школяр и др.); реализации идей культурологического (Л.А.Рапацкая, Н.Б.Волчегурская и др.), синергетического (Л.М.Масол и др.), текстологического (Б.Д.Критский и др.) подходов, концепции самоорганизации (А.С.Петелин и др.) и других инновационных теорий музыкальной педагогики с учетом традиционных методов индивидуально-творческого, личностно-ориентированного обучения, что закладывает основу для построения системы музыкально-педагогического образования, отвечающей современным общественным требованиям и максимально направленной на творческую самореализацию учителя музыки в профессиональной деятельности.
Состояние научной разработанности проблемы исследования.
Гуманитарные науки имеют давний и плодотворный опыт разработки проблемы самореализации личности.
Социально-философский аспект рассмотрения категории самореализации личности представлен в трудах и диссертационных работах А.Х.Амирасланова, Л.И.Антроповой, Е.Ю.Ароновой, Т.А.Ветошкиной, Е.А.Иваненко, А.А.Идинова, Л.Н.Когана, Н.Л.Кулика, Н.М.Михайлова, М.А.Недашковской, Н.И.Полубабкиной, Г.К.Чернявской, Н.И.Шаталовой и др.
Психологическому исследованию самореализации личности и близким ей процессам самопознания, самосознания, саморегуляции, самоактуализации посвящены работы отечественных и зарубежных ученых К.А.Абульхановой-Славской, Б.Г.Ананьева, И.С.Кона, Д.А.Леонтьева, А.Маслоу, Ю.А.Миславского, В.А.Петровского, К.Роджерса, С.Л.Рубинштейна, В.Ф.Сафина, И.Н.Семенова, В.И.Слободчикова, С.Ю.Степанова, В.В.Столина, И.И.Чесноковой и др.
Исследованию данной проблематики относительно личности учителя (в т.ч. педагога-музыканта) посвящены диссертации Е.В.Андриенко, Д.Ю.Ануфриевой, В.Б.Арюткина, А.И.Бурениной, И.В.Вачкова, В.Г.Горяева, Е.И.Горячевой, И.В.Золотухиной, Т.Ф.Масловой, И.Г.Осадчевой, Б.В.Рыковой, М.И.Ситниковой, С.Н.Усовой, С.И.Филимоновой и др.
Аспекты педагогического труда, творчества, инноватики, а также профессионального педагогического образования в русле гуманистической парадигмы рассмотрены в работах В.И.Андреева, Е.П.Белозерцева, Е.В.Бондаревской, Р.А.Валеевой, Д.В.Вилькеева, В.И.Загвязинского, Г.С.Закирова, Е.М.Ибрагимовой, И.Ф.Исаева, В.А.Кан-Калика, И.Б.Котовой, Б.Б.Коссова, С.В.Кульневич, К.М.Левитана, Л.М.Митиной, З.Г.Нигматова, Е.И.Рогова, В.В.Серикова, В.А.Сластенина, Е.Н.Шиянова и др.
Деятельность учителя музыки, вопросы его профессиональной подготовки освещены в трудах Э.Б.Абдуллина, В.В.Алеева, Ю.Б.Алиева,
О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, Б.В.Асафьева, Л.А.Баренбойма, В.В.Медушевского, В.И.Муцмахера, Н.А.Терентьевой, Л.А.Рапацкой, Э.К.Туркиной, Г.М.Цыпина, В.Л.Яконюка, а также в ряде диссертационных исследований.
Вузовская педагогика и психология, современные технологии профессионального образования описаны В.И.Андреевым, С.И.Архангельским, Б.А. и С.Б.Бенедиктовыми, В.П.Беспалько, Е.М.Бобровой, А.А.Вербицким, И.В.Галактионовой, К.М.Дурай-Новаковой, М.И. Дьяченко,
Л.А.Кандыбовичем, А.А.Кирсановым, М.В.Клариным, Б.Б.Коссовым, З.С.Левчуком, М.И.Махмутовым, В.Н.Соколовым, И.А.Шаршовым, Ф.Янушкевичем и др.
Об актуальности данной проблематики говорит развитие научного направления - акмеологии, объектом изучения которого является ". человек в динамике самоактуализации его творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования, самоопределения в различных жизненных сферах самореализации, в том числе в образовании, самостоятельной профессиональной деятельности, системе повышения квалификации" [94].
Но, несмотря на богатый опыт науки в плане исследования проблемы самореализации личности, в современных педагогических концепциях эта идея лишь декларируется, не дается анализ этого явления и средств его реального достижения с позиций педагогической науки и практики. Специальных исследований, посвященных педагогическим условиям и технологии обучения творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе, нами не было обнаружено.
Актуальность данного вопроса, а также его недостаточная теоретическая разработанность позволяют сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе.
Цель исследования заключается в разработке и апробации педагогических условий творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе.
Объект исследования - процесс развития творческой личности будущего учителя музыки в вузе.
Предмет исследования - педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе будет значительно повышена, если:
- развивать у будущего учителя музыки ценностное отношение к творческой самореализации;
- формировать у будущего учителя музыки потребность в творческой самореализации;
- стимулировать личностную и творческую активность будущего учителя музыки в учебной и внеучебной деятельности;
- реализовать в учебном процессе технологию обучения творческой самореализации будущего учителя музыки.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятия "творческая самореализация будущего учителя музыки".
2. Разработать теоретическую модель творческой самореализации будущего учителя музыки.
3. Выявить и охарактеризовать уровни творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе на основе определения системы критериев и показателей.
4. Разработать и апробировать технологию обучения творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе.
Методологической основой исследования являются системный подход; положения материалистической диалектики о социокультурной обусловленности творческой самореализации личности, о полифункциональности музыкального искусства; личностно-деятельностный подход; положения теорий гуманизации образовательного процесса, непрерывности профессионального образования, педагогической интеграции, интенсификации и оптимизации педагогического процесса, активного обучения в высшей профессиональной школе.
Методы исследования. Для решения поставленных задач осуществлялось изучение проблемы по литературным источникам; использовались теоретические методы исследования - методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, моделирование и др.); эмпирические методы, используемые в психологии, педагогике, социологии (эксперимент, наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, анализ педагогического опыта, продуктов деятельности, документации и др.); методы математической статистики.
Опытно-экспериментальной базой исследования являлись музыкальный факультет Казанского государственного педагогического университета и музыкальное отделение факультета педагогики и методики начального образования Стерлитамакского государственного педагогического института.
Организация исследования. На первом этапе (1998-2000) осуществлялся теоретический анализ проблемы с использованием философских, психологических, педагогических и музыкально-теоретических источников; определялись исходные методологические позиции и категориальный аппарат исследования; разрабатывалась методика опытно-экспериментальной работы.
На втором этапе (2000-2001) проводилась опытно-экспериментальная работа (констатирующий и формирующий эксперименты) с целью проверки гипотезы исследования и предварительного осмысления результатов.
На третьем этапе (2001-2002) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы и методические рекомендации по проблеме, оформлялась рукопись диссертации.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
1. Представлено научно-практическое обоснование совокупности педагогических условий, способствующих творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе. Педагогическими условиями творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе являются: развитие у будущего учителя музыки ценностного отношения к творческой самореализации; формирование у будущего учителя музыки потребности в творческой самореализации; стимулирование личностной и творческой активности будущего учителя музыки в учебной и внеучебной деятельности; реализация в учебном процессе технологии обучения творческой самореализации будущего учителя музыки.
2. Выявлено, что важным фактором в создании условий для творческой самореализации является учет индивидуальных особенностей творческой самореализации студентов - будущих учителей музыки, зависящих от уровня довузовского музыкального образования, мотивации поступления в вуз и курса обучения.
3. Разработана и апробирована технология обучения творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе, которая основана на дифференцированном подходе при отборе учебного материала; интеграции содержания дисциплин циклов общепрофессиональной, предметной подготовки и специализации; использовании методов и форм проблемного, контекстного, активного обучения. Технология содержит целевой, содержательный, методический и диагностический элементы структурной организации; включает мотивационный, информационный, операциональный, комплексно-технологический этапы процессуальной организации обучения и четыре уровня подготовки: "Музыкант", "Музыкант-педагог", "Педагог-музыкант", "Учитель музыки - исследователь".
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем.
1. Раскрыто понятие "творческая самореализация будущего учителя музыки". Согласно принятому в диссертации рабочему определению, творческая самореализация будущего учителя музыки - это сознательный, целенаправленный процесс раскрытия будущим учителем музыки своей творческой сущности в учебно-профессиональной деятельности, характеризующийся удовлетворенностью результатами труда, осознанием личностной значимости учебно-профессиональных достижений; специфика ее заключается в том, что самореализация будущего учителя музыки как будущего педагога зависит от творческой самореализации как музыканта.
2. Разработана модель творческой самореализации будущего учителя музыки, представляющая собой структуру, включающую следующие функциональные блоки и их компоненты: ценностно-смысловой блок (содержащий личностную культуру и потребность в творческой самореализации личности); личностно-технологический блок, объединяющий когнитивный блок (профессиональное самосознание, профессиональное самопознание) и дея-тельностный блок (профессиональное самообразование, профессиональное самоопределение, профессиональная саморегуляция, музыкально-педагогическое творчество).
3. Выявлены и охарактеризованы уровни творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе. Критерием в определении уровней творческой самореализации будущего учителя музыки выступала степень интегри-рованности профессиональной и личностной составляющих творческой самореализации, которая проявлялась с одной стороны, как объем содержания будущей профессиональной музыкально-педагогической деятельности, включенного в процесс творческой самореализации студента - будущего учителя музыки, а, с другой стороны, как степень включенности творческой самореализации в учебно-профессиональную деятельность студента - будущего учителя музыки. Показателями уровней творческой самореализации являлись элементы творческой самореализации будущих учителей музыки.
Практическая значимость исследования. Учет выявленных педагогических условий, а также использование в вузе технологии обучения творческой самореализации позволит усовершенствовать профессиональную подготовку будущего учителя музыки в вузе, способствовать личностному развитию студентов, реализации гуманистической направленности современного образования в учебном процессе. Разработанный по материалам исследования и основанный на технологии обучения спецкурс "Творческая самореализация учителя музыки" может быть внедрен в учебный процесс вуза, а также адаптирован для использования в системах среднего профессионального образования и повышения квалификации музыкально-педагогических кадров. Материалы исследования могут использоваться в процессе профессиональной подготовки учителя музыки в вузе: являться основой в разработке спецкурсов, факультативных программ, отдельных учебных лекций в рамках психолого-педагогической и методической подготовки учителя музыки.
Достоверность полученных результатов обеспечивается обоснованностью исходных методологических позиций, опорой основных положений и научных выводов исследования на достижения философии, психологии, педагогики, привлечением к анализу большого фактического материала, в том числе собственного опыта исследователя, организацией экспериментальной работы с использованием методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования, репрезентативностью объема выборки, статистической значимостью экспериментальных данных.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Творческая самореализация будущего учителя музыки - это сознательный, целенаправленный процесс раскрытия будущим учителем музыки своей творческой сущности в учебно-профессиональной деятельности, который характеризуется удовлетворенностью результатами труда, осознанием личностной значимости учебно-профессиональных достижений; специфика ее заключается в том, что самореализация будущего учителя музыки как будущего педагога зависит от творческой самореализации как музыканта.
2. Модель творческой самореализации будущего учителя музыки представляет собой структуру, включающую следующие функциональные блоки и их компоненты: ценностно-смысловой блок (содержащий личностную культуру и потребность в творческой самореализации личности); лично-стно-технологический блок, объединяющий когнитивный блок (профессиональное самосознание, профессиональное самопознание) и деятельностный блок (профессиональное самообразование, профессиональное самоопределение, профессиональная саморегуляция, музыкально-педагогическое творчество).
3. Критерием в определении уровней творческой самореализации будущего учителя музыки выступает степень интегрированности профессиональной и личностной составляющих творческой самореализации, которая проявлялась с одной стороны, как объем содержания будущей профессиональной музыкально-педагогической деятельности, включенного в процесс творческой самореализации студента - будущего учителя музыки, а, с другой стороны, как степень включенности творческой самореализации в учебно-профессиональную деятельность студента - будущего учителя музыки. Показателями уровней творческой самореализации являются элементы творческой самореализации будущих учителей музыки.
4. Педагогическими условиями творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе являются: развитие у будущего учителя музыки ценностного отношения к творческой самореализации; формирование у будущего учителя музыки потребности в творческой самореализации; стимулирование личностной и творческой активности будущего учителя музыки в учебной и внеучебной деятельности; реализация в учебном процессе технологии обучения творческой самореализации будущего учителя музыки.
5. Технология обучения творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе моделирует в учебных условиях процесс профессионально-творческой самореализации учителя музыки и основана на дифференцированном подходе при отборе учебного материала; интеграции содержания дисциплин циклов общепрофессиональной, предметной подготовки и специализации; использовании методов и форм проблемного, контекстного, активного обучения. Технология содержит целевой, содержательный, методический и диагностический элементы структурной организации; включает мо-тивационный, информационный, операциональный, комплексно-технологический этапы процессуальной организации обучения и четыре уровня подготовки: "Музыкант", "Музыкант-педагог", "Педагог-музыкант", "Учитель музыки - исследователь".
Апробация и внедрение результатов исследования проводилась на международных научно-практических конференциях "Совершенствование форм и методов воспитательной работы в вузе" (г. Казань, октябрь 2001г.), "Технологии внедрения гуманистических традиций в процессе преподавания иностранных языков и культур" (г. Казань, октябрь 2002г.), "Музыка и педагогика: проблемы профессиональной подготовки педагога-музыканта" (г. Казань, ноябрь 2002г.), Всероссийской научно-методической конференции "Педагогическая подготовка студентов в системе непрерывного профессионального социокультурного образования" (г. Казань, февраль 2002г.), научно-практических конференциях "Проблемы профессиональной подготовки и педагогической деятельности учителей музыки современной школы" (г. Казань, декабрь 2000г.), "Музыкальное образование - XXI век" (г. Казань, декабрь 2001г.), Форуме молодых ученых (г. Казань, декабрь 2001г.), ежегодных научных конференциях профессорско-преподавательского состава и конференциях молодых ученых Казанского государственного педагогического университета (г. Казань, 1998-2002гг.).
Структура диссертации отражает логику решения поставленных задач. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Список литературы состоит из 207 источников. Диссертация включает 197 страниц.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по главе 2
Проведённая опытно-экспериментальная работа по выявлению, проверке и обоснованию педагогических условий творческой самореализации будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки в вузе позволила сделать следующие выводы.
Основным критерием в определении творческой самореализации будущего учителя музыки является степень интегрированности профессиональной и личностной самореализации будущего учителя музыки, которая проявляется, с одной стороны, через объем содержания будущей профессиональной музыкально-педагогической деятельности, включенного в процесс творческой самореализации студента - будущего учителя музыки, а, с другой стороны, как степень включенности творческой самореализации в учебную (учебно-профессиональную) деятельность студента - будущего учителя музыки.
С помощью корреляционного анализа были получены данные, позволяющие рассматривать творческую самореализацию будущего учителя музыки как интегративный процесс, компонентами которого являются профессиональная и личностная самореализация.
Для решения задач по выявлению и созданию педагогических условий творческой самореализации будущего учителя музыки было проведено экспериментальное исследование уровней творческой самореализации, ее компонентов - профессиональной и личностной самореализации и их элементов.
Результаты опытно-экспериментальной работы позволили выделить следующую совокупность педагогических условий, способствующих творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе:
- развитие у будущего учителя музыки ценностного отношения к творческой самореализации;
- формирование у будущего учителя музыки потребности в творческой самореализации;
- стимулирование личностной и творческой активности будущего учителя музыки в учебной и внеучебной деятельности;
- реализация в учебном процессе технологии обучения творческой самореализации будущего учителя музыки.
Проверка выявленных педагогических условий творческой самореализации будущего учителя музыки осуществлялась в рамках воспитательной работы и в процессе специально организованного обучения студентов на спецкурсе.
Существенные изменения уровня творческой самореализации и ее компонентов в экспериментальных группах по сравнению с контрольными подтверждают факт повышения результативности творческой самореализации при создании выявленных педагогических условий. Подтверждение эффективности влияния педагогических условий на успешность творческой самореализации осуществлялось с помощью статистических методов. Полученные результаты подтвердили гипотезу настоящего исследования.
142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Задача подготовки высокоразвитых, творчески активных учителей музыки, сферой творческой самореализации для которых является профессиональная деятельность, поставленная перед системой высшего музыкально-педагогического образования, актуализирует научные поиски в области лич-ностно и профессионально ориентированных педагогических технологий и выявления условий эффективной творческой самореализации будущих учителей музыки в вузе.
Изучение философской и психологической литературы по проблеме творческой самореализации позволило нам прийти к следующему.
Основными философскими и психологическими направлениями, в которых идея самореализации нашла свое развитие, стали гуманистическое, экзистенциальное, психоаналитическое, этико-религиозное и диалектико-материалистическое (марксистское) направления. Однако освещение проблемы творческой самореализации личности целесообразно осуществлять с позиции диалектико-материалистического подхода, где самореализация личности определяется как сознательный, целенаправленный процесс раскрытия и опредмечивания творческих сущностных сил личностью в социальной деятельности.
Социокультурная обусловленность личностного существования, характерная для данного подхода, определяет диалектические механизмы детерминизма, экстериоризации и интериоризации, опредмечивания и распредмечивания, лежащие в основе творческой самореализации личности, благодаря чему это явление может рассматриваться как процесс внутрилич-ностной (психологической) и внешней (социокультурно-личностной) интеграции.
Творческая самореализация личности характеризуется результативностью творческой деятельности, глубокой личностной удовлетворенностью, осознанием личностной и социальной значимости творческой самореализации и ее результатов.
Структурная модель творческой самореализации личности, по нашему мнению, включает два блока: ценностно-смысловой блок (личностная культура и потребность в творческой самореализации личности); личностно-технологический блок, содержащий компоненты когнитивного обеспечения творческой самореализации личности (самосознание, самопознание (рефлексия), самоопределение) и компоненты деятельностного (регулятивного и результативного) осуществления творческой самореализации личности (саморегуляция, самообразование, творчество). Инвариантной частью творческой самореализации личности является представленный в модели личностно-технологический блок, а вариативной частью - предметное содержание творческой самореализации, зависящее от сферы самореализации и вида конкретной деятельности. Областями социальной действительности, в которых возможна самореализация личности, являются основные сферы жизнедеятельности человека: производственная (профессиональная), бытовая (семейная), досуговая.
На наш взгляд, творческая самореализация будущего учителя музыки определяется пространством будущей профессиональной деятельности и представляет собой сознательный, целенаправленный процесс раскрытия будущим учителем музыки своей творческой сущности в учебно-профессиональной деятельности, который характеризуется удовлетворенностью результатами труда, осознанием личностной значимости учебно-профессиональных достижений.
Мы считаем, что модель творческой самореализации будущего учителя музыки включает два блока: ценностно-смысловой блок, содержащий личностную музыкально-педагогическую культуру и потребность в творческой самореализации личности; личностно-технологический блок, содержащий компоненты когнитивного обеспечения творческой самореализации личности (профессиональное самосознание, профессиональное самопознание рефлексия)) и компоненты деятельностного (регулятивного и результативного) осуществления творческой самореализации личности (профессиональная саморегуляция, профессиональное самоопределение, профессиональное самообразование, музыкально-педагогическое творчество).
Личностная музыкально-педагогическая культура будущего учителя музыки является основой его ценностно-смысловой сферы, содержит музыкальные и педагогические ценности, которые обнаруживаются во всех проявлениях личностной культуры: в целях, идеалах, убеждениях, интересах, определяют личностный смысл учебно-профессиональной деятельности, формируют потребность в творческой самореализации.
Потребность в творческой самореализации будущего учителя музыки - центральная духовная потребность будущего учителя музыки, проявляющаяся в стремлении реализовать свою творческую сущность в учебно-профессиональной деятельности.
Профессиональное самосознание будущего учителя музыки - совокупность представлений о себе в различных аспектах учебно-профессиональной деятельности: музыкальной, педагогической и исследовательской.
Профессиональное самопознание будущего учителя музыки представляет собой процесс изучения (анализ, оценку) своих личностных и профессиональных качеств в процессе учебно-профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение будущего учителя музыки - лич-ностно-проблемный процесс постоянно осуществляющегося профессионального выбора как постановки и решения задачи на личностное и профессиональное соответствие.
Профессиональное самообразование будущего учителя музыки - владение студентом навыками рациональной самостоятельной учебно-профессиональной деятельности, направленной на повышение своего образовательного уровня.
Профессиональная саморегуляция будущего учителя музыки проявляется через владение индивидуальным стилем учебно-профессиональной деятельности, умение корректировать собственные психологические состояния.
Музыкально-педагогическое творчество будущего учителя музыки осуществляется в процессе решения учебно-профессиональных задач, в ходе использования студентом музыкально-педагогической импровизацией; в процессе научно-педагогической исследовательской деятельности и музыкального творчества.
Развитие уровня творческой самореализации будущего учителя музыки отражает, с одной стороны, развитие уровня профессиональной самореализации, а с другой - развитие личностной самореализации будущего учителя музыки;
Развитие уровня профессиональной самореализации будущего учителя музыки представляет собой процесс интеграции трех компонентов самореализации: самореализации в музыкальной деятельности, педагогической и инновационной (творческой) деятельности, направленный на развитие уровня профессиональной самореализации;
Развитие уровня личностной самореализации будущего учителя музыки является процессом овладения будущим учителем музыки элементами личностной и их интеграции в целостный процесс творческой самореализации; развитие уровня творческой самореализации отражает индивидуальные особенности личностной и профессиональной самореализации будущего учителя музыки;
Развитие уровня творческой самореализации личности как педагогической проблемы означает освещение его как процесса, включающего развитие уровней профессиональной и личностной самореализации и их интеграцию в условиях профессиональной подготовки.
Интеграция профессиональной и личностной самореализации студентов - будущих учителей музыки основывается на включении содержания будущей профессиональной музыкально-педагогической деятельности в процесс творческой самореализации студента - будущего учителя музыки, а также включения элементов творческой самореализации его в процесс профессиональной подготовки.
Таким образом, критерием в определении уровня творческой самореализации будущего учителя музыки является степень интегрированности профессиональной и личностной самореализации будущего учителя музыки, которая проявляется, с одной стороны, как объем содержания будущей профессиональной музыкально-педагогической деятельности, включенного в процесс творческой самореализации студента - будущего учителя музыки, а, с другой стороны, как степень включенности творческой самореализации в учебную (учебно-профессиональную) деятельность студента - будущего учителя музыки.
Использование данного критерия позволило определить четыре уровня творческой самореализации будущего учителя музыки: низкий, средний, высокий и очень высокий.
Для решения задач по выявлению и созданию педагогических условий творческой самореализации будущего учителя музыки нами было проведено экспериментальное исследование уровней творческой самореализации и ее компонентов - профессиональной и личностной самореализации и их элементов у студентов - будущих учителей музыки. С помощью корреляционного анализа были получены данные, позволяющие рассматривать развитие уровня творческой самореализации будущего учителя музыки как интегра-тивный процесс, а творческую самореализацию - интегральное личностное явление, компонентами которого являются профессиональная и личностная самореализация.
Это позволило предположить, что педагогическими условиями, способствующими эффективной творческой самореализации будущих учителей музыки в вузе, являются:
- развитие у будущего учителя музыки ценностного отношения к творческой самореализации;
- формирование у будущего учителя музыки потребности в творческой самореализации;
- стимулирование личностной и творческой активности будущего учителя музыки в учебной и внеучебной деятельности;
- реализация в учебном процессе технологии обучения творческой самореализации будущего учителя музыки.
Программа формирующего эксперимента была направлена на интенсивную подготовку к творческой самореализации и включала: организационно-диагностический этап (определение состава экспериментальной и контрольной групп, диагностика исходного уровня творческой самореализации студентов), мотивационно-установочный этап (групповая и индивидуальная воспитательная работа со студентами экспериментальной группы в качестве академруководителя), обучающий этап (реализация технологии обучения творческой самореализации будущего учителя музыки в рамках спецкурса "Творческая самореализация будущего учителя музыки"), аналитико-диагностический этап (постэкспериментальная диагностика уровня творческой самореализации студентов экспериментальной и контрольной групп и оценка эффективности нововведений).
Концептуальной основой технологии обучения творческой самореализации будущего учителя музыки являются: деятельностный подход, предполагающий овладение элементами процесса творческой самореализации в условиях специально организованного обучения; теоретические основы развития уровня творческой самореализации будущего учителя музыки в вузе как поэтапного процесса интеграции профессиональной и личностной составляющих творческой самореализации будущего учителя музыки; идеи и средства реализации концепции активного обучения в высшей школе, включая методы проблемного обучения, контекстно-знаковый подход, идеи педагогической интеграции.
В рамках технологии обучения творческой самореализации будущего учителя музыки предполагается вариативное использование форм обучения:
- лекция: лекция-обзор, лекция-беседа или диалог с аудиторией, лекция-дискуссия, лекция с применением техники обратной связи, лекция с применением элементов «мозговой атаки», лекция с разбором микроситуаций, лекция-визуализация, лекция-концерт, лекция-диспут, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-консультация, лекция - пресс-конференция и др.;
- формы квазипрофессиональной деятельности (имитирующих процесс творческой самореализации учителя музыки): деловая игра, игровое проектирование, инсценировка, мозговой штурм, тренинг, защита инновационных мини - проектов и др.;
- формы учебно-профессиональной деятельности (основанные на практическом включении процесса творческой самореализации в учебную деятельность студентов): музыкальная деятельность (слуховая, исполнительская, импровизационная, аналитическая, творческая), оценка явлений музыкальной и художественной жизни, педагогическая практика в условиях учебных занятий (в качестве оппонента преподавателя-лектора на проблемной лекции или соведущего на семинаре), методы психологической саморегуляции средствами музыкотерапии, анализ передового педагогического опыта, анализ и обсуждение конкретных педагогических ситуаций, решение ситуационных (педагогических) задач, проектирование профессиональных педагогических задач, разбор папки с учебной или рабочей документацией, составление программы самопознания и устный самоотчет, морфологический анализ и другие формы, используемые в рамках семинарских и практических занятий.
Системная организация технологии и ее предметное содержание адекватны структуре и содержанию процесса творческой самореализации будущего учителя музыки: четыре этапа педагогической технологии отражают этапы личностной самореализации будущего учителя музыки (мотивацион-ный, информационный, операциональный, комплексно-технологический); уровни обучения отражают уровни профессиональной самореализации будущего учителя музыки ("Музыкант", "Музыкант - педагог", "Педагог - музыкант", "Учитель музыки - исследователь"); формируемые в процессе обучения личностные качества, знания и умения являются элементами процесса творческой самореализации будущего учителя музыки; деятельность, в контексте которой происходит развитие уровня творческой самореализации будущего учителя музыки, является учебно-профессиональной, отражающей основные виды деятельности учителя музыки. Управляемость обучением обеспечивается поэтапной и уровневой диагностикой, вариативностью используемых форм, средств и методов.
Важным требованием к содержанию обучения творческой самореализации является, на наш взгляд, реализация принципа дифференциации, обусловленная необходимостью соответствия, с одной стороны, реальному уровню творческой самореализации, а с другой стороны, дидактической цели и дидактическим задачам, поставленным в технологии. Дифференцированный подход осуществляется при отборе и организации содержания обучения и комплектовании микро - групп обучаемых для семинарских и практических занятий на основе учета уровня довузовской подготовки студентов и уровня творческой самореализации.
Существенные изменения уровня творческой самореализации и ее компонентов в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, выявленные по окончании формирующего эксперимента, свидетельствуют о повышении эффективности творческой самореализации при создании выявленных педагогических условий. Студенты экспериментальной группы в большинстве своем за время формирующего эксперимента достигли высокого уровня творческой самореализации (36%), значительно выросло количество студентов очень высокого уровня (до 20%). Студенты среднего уровня (28%), благодаря сформированности элементов когнитивного обеспечения, уже обладают перспективой эффективного "самоформирования" творческой самореализации в будущей профессиональной деятельности, т.к. процесс обучения "запустил" механизм личностно-профессионального саморазвития.
Определенное количество студентов, сохранившихся на низком уровне (16%), на наш взгляд, представляют собой наиболее "консервативную" группу студентов, настроенных на активную творческую деятельность в музыкальной сфере (при этом значительно повысился уровень их личностной самореализации).
Подтверждение эффективности влияния педагогических условий на успешность творческой самореализации осуществлялось нами с помощью статистических методов. Методом корреляционной связи по итогам формирующего эксперимента была определена зависимость между средними значениями компонентов профессиональной и личностной самореализации и средними значениями уровней творческой самореализации будущих учителей музыки, а также то, что изменения уровней сформированности всех компонентов профессиональной и личностной самореализации оказывают влияние на развитие уровня творческой самореализации.
Результаты экспериментального исследования свидетельствуют о влиянии специально организованных мероприятий на изменение уровня творческой самореализации будущих учителей музыки, что подтвердило гипотезу настоящего исследования.
151
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Батыршина, Гульнара Ибрагимовна, Казань
1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики. -М.: Просвещение, 1990. -186 с.
2. Абдуллин Э.Б. Педагог-музыкант-исследователь // Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики: Материалы Все-рос.науч.конф. / Отв. ред. Н.Н.Гаврюшенко. -Краснодар, 1997. С.43-45.
3. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М.: Просвещение, 1984. -139 с.
4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. -М.: Мысль, 1991.299 с.
5. Алеев В.В., Шаронова С.А. Тесты для определения критериев профессиональной компетенции учителей музыки общеобразовательных школ. -СПб.: Изд-во С-Петербург.гос. ун-та, 1995. -28 с.
6. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего. -М.: Музыка, 1991.-104 с.
7. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. (Б-ка учителя музыки). -М.: Владос, 2000. -336 с.
8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. (Серия "Мастера психологии"). -СПб.: Питер, 2001. -288 с.
9. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: В 2 кн.: Кн. 1. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. -568 е.; Кн. 2. -Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1996. -318 с.
10. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб.для высш.учеб.зав. -М.: Аспект Пресс, 1999. -376 с.
11. Андриенко Е.В. Подготовка учителя к самоактуализации в педагогической деятельности. Дисс. канд.пед.наук. -М., 1994. -209 с.
12. Ануфриева Д.Ю. Саморазвитие учителя в процессе подготовки к педагогической деятельности. Дисс. . канд.пед.наук. -М., 1996. -153 с.
13. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. -М.: Высшая школа, 1980. -368 с.
14. Анцыферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. Сб. статей / АН СССР, институт психологии. Под ред. Л.И.Анцыферовой. -М.: Наука, 1981. -С. 3-19.
15. Аронова Е.Ю. Ценностно-смысловой аспект самореализации учащегося средствами искусства. Дисс. . канд.пед.наук. -Краснодар, 2000. -193 с.
16. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. -М.: Просвещение, 1984.-111 с.
17. Арчажникова Л.Г. Творческая деятельность учителя музыки // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвуз.сб.научных трудов. Вып. 4. Отв.ред. В.А.Ищенко, Е.Ф.Карпова. -Саратов: Изд-во Сарат. пед. ин-та, 1999. С.3-8.
18. Басин Е.Я. Психология художественного творчества. -М.: Знание, 1985.-64 с.
19. Бевза Л.А. Межпредметные связи в преподавании музыкальных дисциплин в пединституте. // Научно-методические вопросы преподаваниямузыкальных дисциплин. Межвуз.сб.науч.тр. Отв.ред. Е.П.Александров. -Ростов н/Д., 1985. С. 79-86.
20. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. -М.: Педагогика, 1989. -205 с.
21. Бенедиктов Б.А., Бенедиктов С.Б. Психология обучения и воспитания в высшей школе. -Минск: Высшая школа, 1983. -224 с.
22. Берак О. Выдвижение целей обучения на начальной фазе освоения учебного предмета. // Актуальные проблемы вузовской музыкальной педагогики. Сб.тр. Вып. 76. / Труды МГПИ им. В.И.Ленина. Отв. ред. З.А.Визель. -М., 1984. -С.5-20.
23. Благинина Т.И. Художественно-педагогический анализ музыкального произведения в школе (методол. аспект) // Методологические аспекты музыкознания и музыкальной педагогики: Материалы Всеросс.науч.конф. Отв. ред. Н.Н.Гаврюшенко. -Краснодар, 1997. -С.65-67.
24. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. -М.: Эдиториал УРСС, 1997. -450 с.
25. Бондаревская Е.В., Кульневич C.B. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб.пособие для студ. ср. и высш.пед. уч.зав., слуш. ИПК и ФПК. -Рн/Д.: ТЦ Учитель, 1999. -560 с.
26. Бордовская Н.В., Реан A.A. педагогика: Учеб. для вузов. (Серия "Учебник нового века"). -СПб.: Питер, 2000. 304 с.
27. Буренина А.И. Ориентация на творческую самореализацию педагога-музыканта как условие его профессионального совершенствования. Дисс. канд. пед. наук. -СПб., 1995. -186 с.
28. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1993. -94с.
29. Валеева P.A. Теория и практика гуманистического воспитания в европейской педагогике (первая половина XX века). Дисс. .д-ра пед. наук. -Казань, 1997. -387 с.
30. Вачков И.В. Психологические условия развития профессионального самосознания учителя. Дисс. канд.псих.наук. -М., 1995. -180 с.
31. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. -207 с.
32. Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сб.науч.трудов / АПН СССР, НИИ общ. образования взрослых. Отв. ред. Ю.Н.Кулюткин. -М.: АПН СССР, 1990.-101 с.
33. Вилькеев Д.В. Формирование педагогического мышления у студентов. -Казань: КГПИ, 1992.-108с.
34. Волчегурская Н.Б. Педагогическая культура учителя музыки. Дисс. . канд. пед. наук. -Ростов н/Д, 1996. -246 с.
35. Волынка М.Е. Духовные потребности личности: факторы формирования и развития. Дисс. . канд.филос.наук. -М., 1991. -185 с.
36. Вопросы методов педагогических исследований. Сб.науч.тр. / Под ред. Скаткина М.Н. -М.: Просвещение, 1989. -217 с.
37. Воспитание музыкой. / Сост. Вендрова Т.Е., Пигарева И.В. -М.: Просвещение, 1991. -203 с.
38. Выготский J1.C. Психология. -М.: Эксмо Пресс, 2000. -1008 с.
39. Выготский J1.C. Психология искусства. -Ростов н/Д.: Феникс, 1998.-480 с.
40. Габрусевич С.А., Зорин Г.А. От деловой игры к профессиональному творчеству. -Минск: Изд-во БГУ, 1989. -125 с.
41. Галактионов И.В. Психологические особенности творческой личности студента педвуза. Дисс. канд.псих.наук. -М., 1997. -184 с.
42. Гильманов С.А. Педагогические основы актуализации творческой индивидуальности педагога. Автореф. дисс. . д-ра пед.наук. Казань, 1996. -350 с.
43. Головатый Н.Ф. Студент: путь к личности. -М.: Молодая гвардия, 1982.-142 с.
44. Голубчиков А.Я. Самоопределение индивида (Социально-философский анализ). Дисс. д-ра филос. наук. -Екатеринбург, 1983. -328 с.
45. Горяев В.Г. Особенности самореализации, профессионально-личностного роста учителя музыки в системе повышения квалификации (Психологический аспект). Дисс. канд. псих. наук. -Тверь, 1998. -185 с.
46. Горячева Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике. Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1996. -208 с.
47. Граф В., Ильясов И.И., Ляудис В.Я. Основы организации учебной деятельности и самостоятельной работы студентов. Учебно-метод. пособие. -М.: Изд-во МГУ, 1981. -79 с.
48. Григорьева Н.Г. Саморазвитие личности учащегося среднего специального учебного заведения как педагогическая проблема. Дисс. . канд.пед.наук. -Хабаровск, 1995. -256 с.
49. Гуманизм нравственная основа формирования личности студента. Система воспитания в ВШ. Обзорная информация. Вып. 7. Л.И.Коханович, Л.П.Рябов (НИИВО). -М., 1993. -47 с.
50. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. -М., 1996. -544 с.
51. Диагностика успешности учителя: Сборник методических материалов. / Сост. Т.В.Морозова. -М.: Педагогический поиск, 2001. -160 с.
52. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для студ.сред.пед.учеб.заведений. -М.: Академия, 2000. -240 с.
53. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. (Серия "Мастера психологии"). -СПб.: Питер, 1999. -368 с.
54. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности. Автореф. дисс. . д-ра пед.наук. -М., -1983.
55. Дъяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психология высшей школы: Учеб.пособие для вузов. -Минск: Изд-во БГУ, 1981. -383 с.
56. Дъяченко М.И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. -Минск: Изд-во БГУ, 1986. -357 с.
57. Егорова Н.В. Основы саморазвития учителя: Учебное пособие. -Елабуга: ЕГПИ, 1997. -47 с.
58. Егорова Н.М. Самостоятельные работы студентов педагогического вуза как средство моделирования профессиональной деятельности. Дисс. . канд.пед.наук. -Казань, 1996.-166с.
59. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. -167 с.
60. Журавлева Е.Е. Современные тенденции в разработке проблемы самосовершенствования личности средствами эстетического воспитания в британских психолого-педагогических исследованиях. Дисс. . канд. пед. наук. -Казань, 1993. -184с.
61. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. -М.: Педагогика, 1982. -160 с.
62. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. -М.: Педагогика, 1987.- 159 с.
63. Закиров Г.С., Сабирова Г.Б. Развитие самообразования студентов. -Казань: КГПУ, 2001. -103 с.
64. Закон РФ об образовании. -М., 1992. -58 с.
65. Закс Л.С. Художественное сознание. -Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. -213 с.
66. Зверева В.И. Самоаттестация школы. -М.: Педагогический поиск, 2000.-160 с.
67. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб.пособие. -Ростов н/Д.: Феникс, 1997. -480 с.
68. Золотухина И.В. Сравнительный анализ творческой самореализации учителей в условиях инновационных и традиционных школ. Дисс. . канд.пед.наук. -Казань, 1997. -171 с.
69. Иваненко Е.А. Духовные потребности личности как фактор ее самореализации. Дисс. канд.филос.наук. -Киев, 1989.
70. Идинов А.А. Самореализация личности во внепроизводственной сфере общества (Онтологический и гносеологический анализ). Дисс. . канд.филос.наук. -Фрунзе, 1990.
71. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. (Серия "Мастера психологии"). -СПб.: Питер, 2000. -512 с.
72. Ильин Е.П. Психология воли. (Серия "Мастера психологии"). -СПб.: Питер, 2000. -288 с.
73. Искусство и школа. Книга для учителя. / Сост. А.К.Василевский. -М.: Просвещение, 1981. -288 с.
74. Исполнительская подготовка учителя музыки: Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030700 Музыкальное образование. -М.: Флинта, 1999. -208 с.
75. Калошина И.Л. Структура и механизмы творческой деятельности // Искусствознание и психология художественного творчества. Сб. статей / Отв. ред. А.Я.Зись, М.Г.Ярошевский. М.: Наука, 1988.-350с.
76. Карагезов К.О. Основы эстетического воспитания школьников средствами музыки. -Воронеж: Изд. Ворон, госуд. пед. инст., 1986. -68 с.
77. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). -Рига: НПЦ Эксперимент, 1998. -180 с.
78. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов н/Д.: Феникс, 1996. -512 с.
79. Коган Л.Н. Самореализация личности как социальный процесс. // Социально-культурные предпосылки самореализации личности в социалистическом обществе. Сб. статей / АН СССР, Урал. науч. центр. Отв. ред. Л.Н.Коган. -Свердловск: УНЦ АН СССР, 1983. -С. 3-34.
80. Козлов Н.И. Проблема методов в музыкальной педагогике: Науч-но-метод. пособие. -Чита: Изд-во Забайк. гос. пед. ун-та, 1998. -51 с.
81. Колышева Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования. Дисс. д-ра пед.наук. -М., 1997. -270 с.
82. Кондратьев B.B. Фундаментализация профессионального образования специалиста в технологическом университете. Монография. Казань: КГТУ, 2000. -323с.
83. Коссов Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие: Учебно-метод. пособие для высш.уч.зав. -М., 2000. -240 с.
84. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. -Ростов н/Д: Феникс, 2002. -288 с.
85. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. -Л.: Изд-во Ле-нингр. ун-та, 1967. -183 с.
86. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. -Л.: Знание, 1985. -32 с.
87. Куренкова P.A. Заметки музыкальному образованию будущего столетия // Музыкальное образование: философия, педагогика, методики: Тезисы докладов и выступлений Росс.научно-практ.сем. 22-23 дек. 1998 г. -Владимир: ВГПУ, 1999. -С.3-18.
88. Кустов Ю.А., Кустов Ю.Ю. Интеграция как педагогическая проблема //Интеграция в педагогике и образовании. Самара: СИПК, 1994. - С.7-17.
89. Левитан K.M. Основы педагогической деонтологии. -М.: Наука, 1994. -192 с.
90. Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству у студентов педвуза. Автореф.дисс. . канд.пед.наук. -Минск, 1992.-17 с.
91. Личностный потенциал работника: проблемы формирования и развития. Сб. статей / Отв.ред. Нестеров В.Г., Иванько Л.И. -М.: Наука, 1987. -218 с.
92. Лысенко Е.П. Творческое восприятие средств музыкальной выразительности в фортепианной подготовке студентов. // Стимулирование творческой активности студентов музыкально-педагогического факультета. Меж-вуз.сб.науч.тр. -Куйбышев: КГПИ, 1986. -С.30-39.
93. Магомедова З.Ш. Опыт творческой деятельности будущего учителя музыки и его накопление в условиях методолого-методической подготовки в вузе. Дисс. канд.пед.наук. -М, 1995. -123 с.
94. Маркова А.К. Психология профессионализма. -М.: МГФ Знание, 1996. -309 с.
95. Маслова Т.Ф. Условия профессиональной самореализации учителя. Дисс. . канд.пед.наук. -Ставрополь, 1996. -171 с.
96. Матонис В. Музыкально-эстетическое воспитание личности. -Л.: Музыка, 1988. -85 с.
97. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972.-208с.
98. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. -М.: Педагогика, 1975.-367с.
99. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. -М.: Педагогика, 1991. -152 с.
100. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. -М.: Педагогика, 1998. -200 с.
101. Мудрик A.B. Социальная педагогика: Учеб. для студ.пед.вузов. -М.: Академия, 1999. -184 с.
102. Музыкальное образование: Методолого-методическая подготовка учителя музыки: Программы дисциплин по специальности 030700 Музыкальное образование: Для педагогических университетов и институтов. -М.: Флинта, 2000. -200 с.
103. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие для студ. муз. фак. и отд. высш. и сред. пед. уч. зав. / Под ред. Школяр J1.B. -М.: Академия, 2001. -232 с.
104. Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии. Межвуз. сб. науч. тр. Вып.1. / Под ред. И.С.Кобозевой. -Саранск: МГПИ им. Евсевьева М.Е., 1997. -114 с.
105. Музыкальное образование: проблемы методологии, национально-региональный подход, педагогические технологии. Межвуз.сб.науч.тр. Вып.4. / Под ред. И.С.Кобозевой. -Саранск: МГПИ им. Евсевьева М.Е., 2001. -105 с.
106. Муцмахер В.И. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки/Науч. ред. А.И.Николаева. -М.: МГПИ, 1988. -64 с.
107. Назаров H.H. Аспекты концепции художественно-творческого развития // Музыкальное образование: философия, педагогика, методики: Тезисы докладов и выступлений Росс.научно-практ.сем. 22-23 дек. 1998 г. -Владимир, 1999. С.44-46.
108. Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога: Учебно-метод. пособие. -Минск: Выш.школа, 1999. -216 с.
109. Недашковская М.А. Самореализация личности как феномен культуры. Дисс. канд.филос.наук. -Киев, 1992. -185 с.
110. Осадчева И.Г. Мотивационные ресурсы самоактуализации (профессионального роста) учителя. Дисс. канд.псих.наук. -М.,1998. -147 с.
111. Основы педагогики и психологии высшей школы: Учебное пособие / Под ред. А.В.Петровского. -М.: Изд-во МГУ, 1986. -302 с.
112. Оссовский B.J1. Профессиональное самоопределение как социальная проблема. // Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи. -Киев: Наук, думка, 1987. -303с.
113. Ощепкова О.В. Художественно-творческая одаренность в общей теории способностей // Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы: Межвуз.сб.науч.тр. Вып.4. Отв.ред. Т.А.Стахи. -Тамбов, 1998. С. 15-22.
114. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектно-сти. -Ростов н/Д.: Феникс, 1996. -512 с.
115. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия: теория и практика: Учеб. пособие для студ.высш.уч.зав. -М.: Владос, 1999. -176 с.
116. Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. -М. Российское педагогическое агентство, 1999. -354 с.
117. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музы кально-педагогической деятельности: Учеб.пособие для студ.высш.уч.зав. -М.: Владос, 2001. -320 с.
118. Полубабкина Н.И. Самореализация личности (социально-философский аспект). Дисс. . канд.филос.наук. -М. 1995. -174с.
119. Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. / Отв. ред. И.С.Ладенко. -Новосибирск: Наука, Сиб.отд., 1987. -238 с.
120. Проблемы сознания. // Философские вопросы современного естествознания. Материалы симпозиума. /Отв. ред. В.М.Баныцикова. -М.: Ин-т философии АН СССР и др., 1966. -600 с.
121. Профессиональная деятельность молодого учителя (Социально-педагогический аспект) / Под ред. С.Г.Вершловского, Л.Н.Лесохиной. -М: Педагогика., 1982.-145с.
122. Профессиональная ориентация молодежи. / Ред. А.Д.Сазонов, Н.И.Калугин и др. -М.: Высшая школа, 1989. -271 с.
123. Психологические аспекты гуманизации педагогического процесса. Сб. науч.трудов./ Отв. ред. С.Н.Батракова. -Ярославль: Яр. гос. ун-т, 1991.
124. Психология личности в трудах отечественных психологов. (Серия "Хрестоматия по психологии"). / Сост. Л.В.Куликов. -СПб.: Питер, 2000. -480 с.
125. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. -М.: Смысл, 1997. -518 с.
126. Психология художественного творчества: Хрестоматия. / Сост. К.В.Сельченок. -Минск: Харвест, 1999. -752 с.
127. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. / Новое в жизни, науке, технике. Серия "Педагогика и психология". №7 1980. -68 с.
128. Разовская И.Н. Влияние профессиональной мотивации на развитие педагогических способностей у студентов-музыкантов. Дисс. . канд.псих.наук. -М., 1998. -183 с.
129. Реан A.A., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. (Серия "Мастера психологии"). -СПб.: Питер, 1999. -416 с.
130. Резвицкий И.И. Личность. Индивидуальность. Общество. -М.: Политиздат, 1984. -152 с.
131. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. -Ростов н/Д.: Феникс, 1996. -512 с.
132. Романова Л.Л. Формирование готовности студентов вуза к профессиональной деятельности учителя музыки. Дисс. . канд.пед.наук. -М., 1993.-163 с.
133. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. (Серия "Мастера психологии"). -СПб.: Питер, 1999. -720 с.
134. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. -М.: Мысль, 1984.140 с.
135. Румянцева З.В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе. Дисс. . канд.пед.наук. -М., 1987. -197 с.
136. Рыкова Б.В. Педагогические условия самоактуализации личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Дисс. . канд.пед.наук. -Ставрополь, 1999. -238 с.
137. Садыхова Г.А. Опыт установления взаимосвязи методики с исполнительской практикой. // Проблемы профессионально-педагогической подготовки учителя музыки. Межвуз.сб.науч.тр. / Отв. ред. Л.П.Вейлерт. -Владимир, 1986. -С.73-79.
138. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. -М.: ЭКМОС, 1999. -352 с.
139. Саттарова Р.К. Формирование индивидуального творческого стиля деятельности будущего учителя: На материале профессиональной подготовки студентов музыкально-педагогических факультетов. Дисс. канд.пед.наук. -Казань, 1996. -169 с.
140. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие. -Свердловск: Изд-во Свердл. ГПИ, 1986. -142 с.
141. Семенов И.Н., Степанов С.Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности //Вопросы психологии . 1983. №2. -С.35-42.
142. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: Курс лекций: Учеб. пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. -М.: Академия, 2000. -240 с.
143. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. -М.: Логос, 1999. -272 с.
144. Ситникова М.И. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя. Дисс. . канд.пед.наук. -Белгород, 1995. -214 с.
145. Скворцова Е.Г. Формирование у студентов педагогического вуза готовности к профессиональному самосовершенствованию. Дисс. канд.пед.наук. -Кострома, 1996. -149 с.
146. Сластенин В.А., Шутенко А.И.Профессиональное самосознание учителя // Магистр. 1995. №3. -С. 52-58.
147. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. -М.: ИЧП Издательство Магистр, 1997. -224 с.
148. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. -М.: Школьная пресса, 2000. -416 с.
149. Словарь по этике / Под ред. А.А.Гусейнова и И.С.Кона. -М.: Политиздат, 1989. -447 с.
150. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие. -М.: Аспект Пресс, 1995. -271 с.
151. Смолкин А. М. Методы активного обучения: Метод, пособие. -М.: Высшая школа, 1991. -175 с.
152. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.
153. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителя. Сб.науч.трудов / Отв. ред. С.Г.Вершловский. -М.: АПН СССР, 1988. -80 с.
154. Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса. / Под ред. Б.Д.Парыгина. -JL: Наука. Ленингр. отд-ние, 1982.-189 с.
155. Сочень Т.С. Личная педагогическая система преподавателя. Педагогическая рефлексия. -М.: Знание, 1978. -39с.
156. Спутник учителя музыки. / Сост. Т.В.Челышева. -М.: Просвещение, 1993. -238 с.
157. Станкин М.И. Профессиональные способности педагога: Акмео-логия воспитания и обучения. -М.: Флинта, 1998. -368 с.
158. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. -М.: Наука, 2000. -174 с.
159. Стефановская Т.А. Технология обучения педагогике в вузе. Методическое пособие. -М.: Совершенство, 2000. -272 с.
160. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. -М.: Совершенство, 1998. -368с.
161. Столин В.В. Самосознание личности. -М.: Изд-во МГУ, 1983.286 с.
162. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие / Л.В.Школяр, М.С.Красильникова, Е.Д.Критская и др. -М.: Флинта, 1999. -336 с.
163. Терентьева H.A. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования: Монография. -СПб.: Образование, 1996. -78 с.
164. Тухтаманов Н.Г. Музыка как средство гуманизации педагогической подготовки слушателей в системе ПК. Дисс. канд.пед.наук. -СПб.,1997.-164 с.
165. Файзрахманова Л.Т.Формирование художественно-творческой функции будущего учителя музыки. Дисс. . канд.пед.наук. -Казань, 1990. -196 с.
166. Филимонова С.И. Формирование готовности специалиста физической культуры к педагогической самореализации. Дисс. . канд.пед.наук. -СПб., 1997.-165 с.
167. Философский словарь / Под ред. М.М.Розенталя и П.Ф.Юдина. -М.: Политиздат, 1968. -432 с.
168. Формирование профессионального музыкально-педагогического мышления: Метод, рекомендации для ст-тов муз.-пед. факультета и учителей. Сост. Т.В.Харитонова. Науч.ред. И.М. Юсупов. -Самара, 1994. -28с.
169. Халабузарь П.В., Попов B.C. Теория и методика музыкального воспитания: Учеб. пособие. -СПб.: Лань, 2000. -224 с.
170. Харькин В., Гройсман А. Тренинги самооздоровления и самосозидания. -М.: МИЛ "NB Магистр", 1999. -240 с.
171. Хвостова И.А. Структура музицирования как вида активной творческой деятельности // Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы: Межвуз.сб.науч.тр. Вып.4. Отв.ред. Т.А.Стахи. -Тамбов: МИНЦ,1998. -С.22-29.
172. Холл Кэлвин С., Линдсей Гарднер. Теории личности. Пер. с англ. (Серия "Мир психологии"). -М.: Эксмо пресс, 1999. -592 с.
173. Холопова В. Музыка как вид искусства. -М.: Музыка, 1994. -260с.
174. Чепурова К.И. Художественно-образное мышление учителя музыки // Основы профессиональной подготовки учителя музыки: Меж-вуз.сб.научных трудов. Вып. 4. Отв.ред. В.А.Ищенко, Е.Ф.Карпова. -Саратов: Изд-во Сарат пед. ин-та, 1999. -С.8-13.
175. Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности. Методологические проблемы. Дисс. канд.филос.наук. -Киев, 1984. -172с.
176. Шакирова Р.Г. Структура и уровни психологической готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности. Дисс. канд.псих.наук. -М., 1994. -158 с.
177. Шаршов И. А. Педагогические условия профессионально-творческого саморазвития личности студента. Дисс. . канд.пед.наук. -Белгород, 2000. -212 с.
178. Шаталова Н.И. Самореализация личности как социальный феномен (На примере любительской культурной деятельности). Дисс. . канд.филос.наук. -Свердловск, 1979. -146 с.
179. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Владос, 1998. -512 с.
180. Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. -М.: ТЦ Учитель, 1998. -250 с.
181. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. -М.: Высшая школа, 1982. -223 с.
182. Яконюк В.Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. -Минск: Выш.школа, 1979. -103 с.
183. Якунин В.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. -639 с.
184. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. Пер. с польск. -М.: Высш. школа, 1986. -133 с.
185. Уважаемый студент! Ответьте, пожалуйста, на вопросы, отметив наиболее подходящий Вам ответ.1. Часть I.
186. Студентом какого курса Вы являетесь?а) I; б) II; в) III; г) IV.