Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика профессионального образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.08 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Полева, Галина Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Магнитогорск
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.08
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Полева, Галина Ивановна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА

1.1 Теоретико-методологические основы подготовки студентов педагогического колледжа к профессионально-творческой деятельности.

1.2 Формирование готовности будущих учителей к профессионально — творческой деятельности

1.3 Комплекс педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности студентов к профессионально-творческой деятельности.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ТВОРЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Цель, задачи и содержание опытно - экспериментальной работы.

2.2 Методика реализации педагогических условий подготовки студентов колледжа к профессионально - творческой деятельности.

2.3 Результаты и выводы опытно - экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности"

Глубокие экономические и социальные преобразования, характеризующие современный этап развития общества, задели все сферы человеческой деятельности, в том числе и систему профессионального образования.

Эффективность функционирования и развития общеобразовательной школы как образовательной системы сегодня определяется уровнем профессиональной подготовки будущих учителей, их готовностью к профессионально-творческому и личностному развитию и самосовершенствованию.

Тенденция гуманизации современного отечественного образования, приоритетность его культуротворческой направленности обнаруживает необходимость совершенствования и углубления существующей системы музыкального воспитания и обучения. В этой связи особый резонанс приобретает проблема профессионально ориентированной подготовки учителя музыкально-педагогических дисциплин, как педагога-музыканта качественно новой формации - не узкого специалиста, а универсально образованной личности, готовой к профессиональному творчеству, обладающей широкой общей и профессиональной культурой. Высокий уровень подготовки к профессионально-творческой деятельности через совершенствование творческого и общехудожественного потенциала будущего учителя музыки может быть обеспечен в музыкально-образовательном процессе, в основе которого лежит формирование и развитие личности учащегося-музыканта.

Общетеоретические аспекты профессионально-педагогической подготовки учителя раскрываются в работах О.А.Абдулиной, С.Г.Вершловского, С.Б.Елканова, В.И.Загвязинского, И.Ф.Исаева, В.А.Кан-Калика, Н.В.Кузьминой, В.А.Сластенина, Л.Ф.Спирина, Е.Н.Шиянова, А.И.Щербакова и др. В работах этих авторов обосновываются цели, задачи, содержание и структура педагогического образования, анализируется система профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.

Существенные результаты по повышению эффективности профессиональной подготовки учителей получены в исследованиях Е.Г.Белозерцева, А.А.Вербицкого, Б.С.Гершунского, В.И.Загвязинского,

A.Я.Найна, JI. С. По дымовой, М.М.Поташника, В.Г.Рындак, Н.М.Якоьлевой и др. Результаты работ охватывают вопросы исследования системы образования, ее структурных компонентов, перспектив развития отдельных образовательных компонентов (И.В.Бестужев-Лада, Л.П.Буев, Ф.И.Перегудов, В.Н.Турченко, Ф.Г.Филипов и др.); исследования современных теоретических подходов к содержанию и технологии профессиональной подготовки будущего учителя (А.А.Вербицкий, И.Ф.Исаев, М.В.Кларин,

B.Я.Ляудис, М.М.Поташник, Т.И.Шамова и др.).

Особо можно выделить работы, в которых обоснована творчества как механизма развития личности:

• установлена творческая природа (В .С .Библер, А.В. Брушлинский, С .С .Гольдентрихт, Б.С.Мейлах, С.Р.Микулинский, Я.А.Пономарев, О.К.Тихомиров и др.);

• определены сущностные черты педагогического творчества (В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Н.Д.Никандров, М.М.Поташник, Н.М.Яковлева и др.);

• выявлены возможные пути формирования мотивации и способов профессионально-творческой деятельности, развития способностей и качеств творческой личности (В.И.Андреев, Д.Б.Богоявленская, Б.И.Коротяев,Ю.Н.Кулюткин, Н.С.Лайтес, А.М.Матюшкин и др.);

• рассмотрены основы развития творческого потенциала личности (Т.Г.Браже, С.Р.Евинзон, М.В.Колосова, Е.В.Колесникова, И.О.Мартынюк, М.Г.Мерзлякова, В.Ф.Овчинников, В.Г.Рындак и др.). идея изучения

Познания Б.И.Кедров, А.Г.Спиркин,

Анализ современных исследований и практика педагогического образования свидетельствуют о все возрастающем интересе к подготовке учителя к профессионально-творческой деятельности. Давая общую предварительную оценку состояния этой проблемы в рамках образовательного учреждения, можно заметить, что диссертационные исследования выполнены в системе курсовой подготовки учителей (Ф.Г.Паначин, М.Л.Портнов, А.С.Соложнин и др.), в условиях педагогического вуза (Г.Г.Горелова, В.А.Лисовская, Г.Н.Храмова, Н.М.Яковлева и др.), в условиях современной школы (Р.А.Алтынбаева, Л.И.Дудина, Т.В.Орлова, С.П.Чернев, С.Н.Юревич и др). Недостаточно изученными, на наш взгляд, остались такие вопросы как:

• теоретико-методологические аспекты подготовки учителя к профессионально-творческой деятельности в рамках образовательного учреждения типа педагогический колледж;

• содержание, формы и методы включения будущего учителя музыки в творчество в процессе профессиональной подготовки;

• педагогические условия формирования готовности будущих учителей к профессионально-творческой деятельности с использованием дополнительной специализации.

Педагогическая наука, оперативно реагируя на указанную выше тенденцию современного отечественного образования, находит, что реализация многих задач, стоящих перед системой образования на данном этапе задач, невозможна без широкого использования в профессиональной подготовке будущих учителей методик и образовательных технологий, которые позволяют:

• индивидуализировать и дифференцировать образовательный процесс;

• обеспечить удовлетворение творческих потребностей работников структур системы образования;

• обеспечить высокий уровень готовности учителей к профессионально-творческой деятельности.

Их использование в сфере образования, с одной стороны, открывает широкий простор для творчества учителей и учащихся, расширяет возможности при решении профессиональных учебно-воспитательных задач, с другой стороны, выдвигает качественно иные требования к подготовке учителей, в плане их готовности к профессионально-творческой деятельности.

Актуальность проблемы формирования у будущего учителя готовности к профессионально-творческой деятельности обусловлена следующими факторами:

• требованием повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров;

• требованием совершенствования образовательной и творческой деятельности педагогов.

На основе анализа научной литературы и изучения опыта работы образовательных учреждений была сформулирована проблема исследования - обеспечение высокого уровня готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности. Актуальность этой проблемы определяется необходимостью разрешения противоречия между возросшей потребностью общества в творческой личности учителя музыки, с одной стороны, и существующей недостаточно эффективной профессионально -творческой подготовкой, с другой стороны.

Актуальность проблемы исследования определила формулировку темы диссертации: «Педагогические условия формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности».

Объектом исследования является профессиональная подготовка будущих учителей музыки в педагогическом колледже.

Предмет исследования - формирование готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности.

Цель исследования состоит в выявлении и разработке комплекса педагогических условий, обеспечивающих формирование готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что эффективность подготовки будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности в условиях педагогического колледжа возрастает, если подготовка протекает в рамках образовательного процесса, четко ориентированного на формирование готовности будущего учителя музыки к творческому осуществлению профессиональной деятельности и обеспечивается комплексом педагогических условий, включающим:

1) формирование установки личности студента на профессионально-творческое саморазвитие и самореализацию как личностно-значимые, с ориентацией на гарантированный конечный результат;

2) развитие творческого потенциала личности студента на основе технологии проблемного обучения в процессе формирования готовности к профессионально-творческой деятельности;

3) осуществление взаимодействия участников образовательного процесса подготовки к профессионально-творческой деятельности через координацию управления и самоуправления;

4) использование дидактического потенциала дополнительных специализаций в образовательном процессе.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в работе ставились следующие задачи:

1. Определить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике образования, выделить понятийный аппарат исследования.

2. Разработать модель процесса подготовки будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающих повышение эффективности подготовки студентов к профессионально-творческой деятельности.

4. Опираясь на результаты исследования, разработать методические рекомендации по реализации выявленных педагогических условий повышения эффективности профессионально-творческой деятельности.

Теоретико-методологической основой нашего исследования явились следующие современные подходы и теории: системный подход (В.Г.Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П.Беспалько, В.Н.Садовский, Э.Г.Юдин и др.); личностно-ориентированный подход в образовании (В.А.Беликов, И.С.Якиманская и др.) и теория личности (В.А.Ляудис, В.В.Сериков и др); рефлексивно-деятельностный подход в образовании, основу которого составляет теория деятельности (К.А.Абульханова-Славская, Г.Г.Гранатов, Ю.Н.Кулюткин, Г.В.Сухобская и др.); технологический (И.Ф.Исаев, В.А.Сластенин, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов и др.) и модульный подходы (М.И.Махмутов, Д.Рассел, П.А.Юцявичине, Н.М.Яковлева и др.)

Значительное влияние на нашу работу оказала теория формирования личности учителя (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин, А.И.Щербаков и др.), а также теория педагогического творчества (В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, Ю.Н.Кулюткин, М.М.Поташник, Н.П.Раченко, В.Г.Рындак и др.).

Научная новизна выполненного исследования состоит в том, что: • выявлен, теоретически обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, реализация которого обеспечивает формирование готовности будущих учителей музыки к профессионально-творческой деятельности;

• теоретически обоснована модель процесса подготовки будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности в единстве ее гносеологического, деятельностного и технологического компонентов; Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении основных признаков понятий «профессионально-творческая деятельность будущего учителя музыки» и «готовность будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности»

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано содержательно-технологическое обеспечение процесса подготовки будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности в условиях педагогического колледжа. Разработанные в исследовании комплекс педагогических условий и приемы их реализации позволяют обеспечить эффективность профессиональной подготовки студентов музыкального отделения педагогического колледжа к творческой деятельности.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается анализом философской, психолого-педагогической научной литературы по обозначенной проблеме; выбором методов, соответствующих предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки обследованных студентов и учителей школ; положительными результатами опытно-экспериментальной работы; подтверждением гипотезы исследования; обработкой результатов эксперимента методами математической статистики с использованием ЭВМ.

Базой проведения эксперимента был Магнитогорский государственный педагогический колледж (музыкальное отделение). Всего в исследовании на констатирующем и обучающем этапах участвовали: 141 студент и 36 учителей музыки общеобразовательных школ, музыкальных руководителей детских садов и домов творчества.

Исследование по выбранной нами проблеме осуществлялось в три этапа в течение 1995-2001 гг.

На первом этапе (1995-1997 гг.) проводился анализ состояния изучаемой проблемы в теории и образовательной практике педагогического колледжа, с целью определения ее актуальности в теоретическом аспекте и выборе исходных теоретических установок; изучалась философская, психолого-педагогическая литература. На данном этапе был разработан понятийный аппарат исследования, выявлена рабочая гипотеза и проведен констатирующий эксперимент. Это позволило сформулировать проблему, цель, конкретизировать задачи и наметить пути их решения. Выбранные методы исследования, такие как, наблюдение, тестирование и анкетирование студентов колледжа и учителей школ позволили определить состояние начального уровня готовности будущих учителей музыки к профессионально-творческой деятельности. Теоретический анализ научной литературы дал возможность определить исходные позиции исследования.

Второй этап (1997-1999 гг.) был посвящен поиску новых подходов к решению проблемы, что позволило нам разработать модель подготовки будущего учителя музыки к профессиональной деятельности, его готовности к профессиональному творчеству; выявить условия эффективного функционирования модели.

Данный этап включал в себя экспериментальную работу по апробации процесса подготовки студентов к профессионально-творческой деятельности, уточнение полученных выводов, оценку итогов формирующего эксперимента и анализ полученных результатов. На этом этапе использовались следующие методы: моделирование, интервьюирование, наблюдение за реальной деятельностью будущих учителей, тестирование и анкетирование, а также экспертная оценку, самооценка, математическая дтахистика.

На третьем этапе (1999-2001 гг.) - осуществлялась проверка теоретико-экспериментальных выводов и результатов исследования, проводились качественный и количественный анализ данных, систематизация результатов, осмысление и их обобщение, внедрение результатов исследования в практику работы колледжа; описание и диссертационное оформление опытно-экспериментальной работы. Методы математической статистики позволили оценить результаты формирующего эксперимента. На защиту выносятся следующие положения:

1. Комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса подготовки учителя музыки к профессионально-творческой деятельности в условиях колледжа:

• формирование установки личности студента на профессионально-творческое саморазвитие и самореализацию как личностно-значимые, с ориентацией на гарантированный конечный результат;

• развитие творческого потенциала личности студента на основе технологии проблемного обучения в процессе формирования готовности к профессионально-творческой деятельности;

• осуществление взаимодействия участников образовательного процесса подготовки к профессионально-творческой деятельности через координацию управления и самоуправления;

• использование дидактического потенциала дополнительных специализаций в образовательном процессе.

2. Содержательно-технологическая модель процесса подготовки будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности, включающая в себя три взаимосвязанных блока: гносеологический (совокупность методологических, теоретико-методических и технологических знаний), деятельностный (комплекс профессионально-творческих умений и видов деятельности), технологический (система средств, форм и методов); с четкой ориентацией на формирование готовности у будущего учителя музыки к творческому осуществлению профессиональной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством:

• публикаций в печати (1995 - 2001 гг.), отчетов на заседаниях отделения, кафедры культурологии педагогического колледжа, научно-методическом совете МГПК;

• выступлений на ежегодных научно - практических конференциях преподавателей МГПК (1996 - 2001 гг.); на региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителей музыки» (г.Екатеринбург, 1995г.); областной научно-практической конференции «Пути обновления системы среднего профессионально-педагогического образования области» (г.Челябинск, 1997г.); Всероссийской научно-практической конференции «Мир детям через культуру и искусство» (г.Магнитогорск, 2000 г.); областной научно-практической конференции «Систематизация содержания профессионально-педагогического образования» (г.Челябинск, 2000 г.).

• выступлений на методических семинарах и курсах повышения квалификации учителей музыки школ г.Магнитогорска (2001г.) Структурно диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика профессионального образования"

Результаты исследования могут быть использованы в массовой практике подготовки будущих учителей музыки к профессионально-творческой деятельности, адаптируемых к условиям конкретного педагогического заведения.

Обобщая результаты опытно-экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы формирования готовности студентов музыкального отделения педагогического колледжа к профессионально-творческой деятельности обусловлена спецификой профессионально-педагогической деятельности учителя музыки, закономерностью процесса профессионального становления творческой саморазвивающейся личности будущего учителя, необходимостью научно-обоснованного совершенствования процесса формирования готовности будущих учителей музыки к профессиональному творчеству и созданием педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования данной готовности.

2. Формирование готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности осуществляется в процессе, целью и результатом которого является готовность будущего учителя к данной деятельности Состав процесса включает гносеологический, деятельностный и технологический компоненты. Процесс динамичен и описывает развитие деятельности на высоком (творческом), среднем (оптимальном), низком (минимальном) уровнях.

3. Эффективность функционирования процесса формирования готовности будущих учителей музыки к профессионально-творческой деятельности обеспечивается комплексом педагогических условий, включающим:

• формирование установки личности студента, на профессионально-творческое саморазвитие и самореализацию как личностно-значимые, с ориентацией на гарантированный конечный результат;

• развитие творческого потенциала личности студента на основе технологии проблемного обучения в процессе формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности;

• осуществление взаимодействия участников образовательного процесса подготовки к профессионально-творческой деятельности через координацию управления и самоуправления;

• использование дидактического потенциала дополнительных специализаций в образовательном процессе.

Результатом формирования готовности будущих учителей музыки к профессионально-творческой деятельности выступает их готовность к данной деятельности. Основным критерием определения сформированности этого качества личности будущего учителя музыки является его продвижение от низкого (минимального) к среднему (оптимальному), а затем и к высокому (творческому) уровню. Показателями, характеризующими данные уровни деятельности являются: владение системой знаний профессионально-творческой деятельности; сформированность комплекса умений профессионально-творческой деятельности; сформированность мотивационно-ценностной ориентации будущего учителя музыки на профессиональное творчество; сформированность рефлексивной-творческой позиции.

Проведенное нами исследование и полученные в ходе эксперимента результаты подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют сделать вывод о достижении цели исследования.

Вместе с тем, результаты нашей работы охватили не весь спектр возможностей музыкального отделения педагогического колледжа по формированию готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности, не все аспекты данной проблемы изучены нами в полной мере.

Дальнейшее исследование по проблеме может быть продолжено в направлении поиска перспективных путей подготовки будущего учителя музыки к творческой деятельности с привлечением дополнительных специализаций, через разработку инновационных обучающих и управляющих моделей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Специфика профессионально-педагогической деятельности учителя музыки, закономерность процесса профессионального становления творческой саморазвивающейся личности учителя музыки, реалии времени, диктуют необходимость улучшения подготовки учительских кадров данной специальности в рамках образовательного учреждения.

Анализ психолого-педагогической литературы и наше исследование практического состояния данной проблемы показали необходимость поиска новых продуктивных путей и средств подготовки будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности в условиях музыкального отделения педагогического колледжа, позволяющих сделать этот процесс более целенаправленным и эффективным, так как действующая система не обеспечивает необходимого уровня готовности к профессиональному творчеству.

Наше диссертационное исследование посвящено данной проблеме -разработке модели процесса подготовки будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности и выявлению комплекса педагогических условий его эффективного функционирования.

Исходя из понимания «профессионального творчества учителя», которое было определено как целенаправленная, осознанная, личностно-значимая деятельность учителя, направленная на оптимальное и продуктивное решение профессиональных задач, мы определили подходы к конструированию процесса подготовки будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности и выявили комплекс педагогических условий его эффективного функционирования и развития. Процесс подготовки учителя музыки к профессионально-творческой деятельности в рамках музыкального отделения педагогического колледжа четко ориентирован на конкретную цель - формирование готовности будущего учителя музыки к творческому осуществлению профессиональной деятельности. Состав процесса, обеспечивающий достижение данной цели, включает в себя гносеологический компонент (совокупность методологических, теоретико-методических и технологических знаний); деятельностный компонент (умения профессионально-творческой деятельности и виды деятельности, на которых эти умения базируются); технологический компонент (система форм, методов и средств включения будущего учителя музыки в профессиональное творчество.

Процесс носит уровневый характер и описывает развитие профессионально-творческой деятельности будущего учителя музыки в период профессиональной подготовки, а именно формирование готовности к исследуемой деятельности на высоком (творческом), среднем (оптимальном) и низком (минимальном) уровнях.

Наше исследование показало, что процесс формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности может успешно протекать, если выполняется следующий комплекс педагогических условий, включающих:

1. Формирование установки личности студента на профессионально-творческое саморазвитие и самореализацию, которая обеспечивается посредством:

• включения студентов в личностно-значимую для них деятельность;

• стимулирования личностных достижений студентов в профессионально-творческой деятельности.

2. Развитие творческого потенциала личности студента на основе технологии проблемного обучения в процессе формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности через:

• обращение к проблемно-диалоговой форме решения профессионально-педагогических задач.

3. Осуществление взаимодействия участников образовательного процесса подготовки к профессионально-творческой деятельности через координацию управления и самоуправления, что обеспечивается посредством:

• целеполагание процесса формирования готовности к профессионально-творческой деятельности руководителем специализации и студентом;

• использование системы форм совместной деятельности субъектов педагогического процесса;

• создание коммуникативно-ориентированного учебного взаимодействия.

В ходе экспериментальной работы учитывался поэтапный процесс формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности. Мы определили три этапа формирования готовности к данной деятельности: этап базовой теоретико-педагогической подготовки; этап дополнительного образования, где дополнительная специализация используется как предмет обучения; праксиологический этап профессионально-педагогической подготовки, где дополнительная специализация используется как средство профессионально-творческой деятельности.

Последовательное прохождение всех этапов процесса формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности обеспечивало последовательность и осознанность овладения опытом исследуемой деятельности, тем самым, исключая ее стихийность.

Для получения объективной информации об уровне готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности выделен ряд показателей:

• владение знаниями профессионально-творческой деятельности;

• степень сформнрованности умений профессионально-творческой деятельности;

• степень сформнрованности мотивационно-ценностных ориентаций будущего учителя музыки на профессиональное творчество;

• степень сформнрованности рефлексивно-творческой позиции будущего учителя музыки.

Достоверность результатов проверки эффективности процесса формирования готовности будущего учителя музыки к исследуемой деятельности, на фоне реализации комплекса педагогических условий, обеспечивается использованием в качестве основного критерия диагностики - продвижение будущего учителя музыки на более высокий уровень формируемой деятельности.

Значимость результатов проведенного нами исследования была доказана в ходе внедрения разработанного процесса формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности на музыкальном отделении Магнитогорского государственного педагогического колледжа. Экспериментальная работа, проведенная с будущими учителями музыки, обеспечила их достаточный уровень готовности к профессионально-творческой деятельности. Это подтверждают результаты нашего исследования, а также утверждения самих студентов.

В исследовании получены данные, научная новизна, теоретическая и практическая значимость которых по сравнению с предшествующими работами заключается в том, что: теоретически обоснован процесс формирования будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности с использованием дополнительной специализации в единстве его гносеологического, деятельностного, технологического компонентов; выявлен комплекс педагогических условий и экспериментальным путем проверено его влияние на эффективность формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Полева, Галина Ивановна, Магнитогорск

1. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системевысшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1984.-208 с.

2. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя музыки: Научно-методические материалы для слушателей курсов повышения квалификации институтов усовершенствования учителей по предмету "Музыка". -М.: МИРОС, 1992. 72с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М. : Наука, 1980. -335с.

4. Александров Г.Н., Шарипов Ф.В. Проблемы формирования модели личности специалиста //В помощь слушателям ф-та новых методов и средств обучения. М.: Знание, 1984. - С.69-90.

5. Алексеев H.A. О роли методс^эгических знаний в профессиональнойподготовке студентов// Содержание и методы профессионального воспитания студентов. Тюмень, 1981.-С. 14-21.

6. Альтшуллер Г.С. Творчество как наука М.: Советское радио, 1979,-14с.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1968. -338с.

8. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с макед. -М.: Просвещение, 1991. -159с.

9. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. -Казань: Изд-во КГУ, 1988. -238с.

10. Ю.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. -Казань: изд-во КГУ, 1996. -566с.

11. П.Андреев В.И. Эвристика для творческого саморазвития. -Казань, 1994. -247с.

12. Андриади И.П. Основы педагогического мастерства . Учебное пособие студентов средних педагогических учебных заведений. -М.: Изд.центр "Академия", 1997. -160с.

13. З.Апраксина O.A. Задачи музыкального воспитания в свете реформы школы.//Музыкальное воспитание в школе, вып. 17: Сборник статей /Сост. О.Апраксина. -М.: Музыка, 1986. -С. 5-15.

14. Архангельский С.И. Очерки по психологии труда. -М., 1958. -137с.

15. Архангельский С И. Лекции по теории обучения в высшей школе. -М.: Высшая школа. 382 с.

16. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: книга для учителя. -М.: Просвещение, 1984. -111с.

17. Асяолов А.Г. Личность: психологическая стратегия воспитания //Новое педагогическое мышление . -М., 1989. -198с.

18. Афанасьев В.Г.Человек, компьютер, творчество// Советская педагогика. №5 -1991 -С. 50-56.

19. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (дид.аспект). -М.: Педагогика, 1982. -192с.

20. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург: Изд-во "Деловая книга". 1996.-344с.

21. Беликов В. А. Личностная ориентация учебно-познавательной деятельности ( дидактическая концепция): Монография. -Челябинск: Изд-во ЧГПИ "Факел", 1995. -141с.

22. Беликов В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников. Учебное пособие. — Челябинск: Издательство ЧГПИ "Факел", 1994. 157 с.

23. Беляева А.П. Теоретические основы содержания образования в средних профтехучилищах: Автореф. докт.пед.наук. Л., 1979. - 40 с.

24. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. Т.1. -М.: Искусство, 1994. - 544 с.

25. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры.// Педагогика. 1996. -№4 .- С. 14-18.

26. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1983. - 175 с.

27. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии. -М.: ИПО МО Россия, 1995.-336с.

28. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. -М.: просвещение, 1989. -192с.

29. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. - 270 с.

30. Блауберг И.В., Садовский В Н., Юдин Б.Г. Философский принцип системности и системный подход. //Вопросы философии. -1978. -№8. -С.39-54.

31. Блонский В.П. Избранные психологические исследования. -М.: Просвещение, 1964. -547с.

32. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности //Сосременная дидактика: теория-практике /Под ред. И.Я.Лернера, И.К. Журавлева. -М.,1993. С. 153-176.

33. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. -М.,1981. -147с.

34. Боголюбов В.И. Педагогическая технология: эволюция понятия //Советская педагогика, 1991. -№9. -С.124.

35. Бодалев A.A. Личность и общение: Изб.психол.тр. — М.: Междунар.пед.акад., 1995. 324 с.

36. Болотов В., Спиро Дж. Критическое мышление ключ к преобразованиям российской школы // Директор. М.: Российский салон, 1995. -№1. -С.67-73.

37. Бондаревская E.B. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования. //Педагогика. -1997. -№4. -С.И-17.

38. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания.// Педагогика. 1995. - №4. - С.29-36.

39. Боровкова Е.Е. Формирование межкультурных коммуникативных умений будущего учителя. Диссертация на соискание ученой степени канидата педагогических наук. Челябинск, 1996. -199 с.

40. Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя//Педагогика. -№2. -1993. -С.70-74.

41. Брушлинский A.B. Мышление и прогнозирование. М.: Мысль, 1979. -240 с.

42. Ванганди А.Б. 108 путей к блестящей идее: Пер. с анг. -Минск: Попурри, 1996. -224 с.

43. Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: высшая школа, 1991. -207 с.

44. Веселов Ю.А. Нужна новая модель системы повышения квалификации //Вестник высшей школы. -1990.

45. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики/ Под ред. Т.И.Шамовой. М., 1991.

46. Вульфов Б.З. Рефлексия: учить управляя.// Мир образования. 1997. -№1. - С. 63-65.

47. Выготский JI.C. педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. 480 с.

48. Гальперин ПЛ., Талызина Н.Ф. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности . М.: МГУ, 1968. -328 с.

49. Гершунский Б.С. Прогностические методы в педагогике. Киев: Вища школа, 1974. - 208 с.

50. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М.: изд. МИП "NB Магистр», 1993. -194 с.

51. Г.Г.Гранатов. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): Монография. Магнитогорск: МаГУ, 2000. -195с.

52. Деминцев АД. Развитие творческой активности учителей и совершенствование их мастерства: Дисс.канд.пед.наук. М.,1972. -173 с.

53. Диалектика и теория творчества / Под ред. С.С.Гольдентрихта, А.М.Коршунова. М.: МГУ, 1987. - 200 с.

54. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики. Учебн.пособ. /Под ред. М.Н.Скаткина.- М.: Просв-е, 1982 -319с.

55. Дуранов М.Е., Гостев А.Г. Исследовательский подход к профессионально-педагогической деятельности. Челябинск, 1996. -70 с.

56. Дуранов М.Е., Жернов В.И., Лешер О.В. Педагогика воспитания и развития личности учащихся. Магнитогорск: МГПИ, 1996. - 315с.

57. Дурай-Новакова K.M. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дисс. докт. пед. наук,- М., 1983.-340 с.

58. Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск, 1976. - 176 с.

59. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1989. -189 с.

60. Жуйкова Л.П. Актуализация образовательно-профессиональных достижений студентов в процессе изучения педагогических дисциплин: Автореф. дис.канд. пед. наук. -СПб ., 1998. 18 с.

61. Журавлев И.К., Зорина Л.Я. Представление об учебном предмете //Теоретические основы содержания общего среднего образования. -М.: Педагогика, 1983. С. 191-202.65.3агвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 160 с.

62. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Новая школа, 1997. -320 с.

63. Зорина Л.Я. Дидактические основы формирования системности знаний старшеклассников. М.: Педагогика, 1978. - 128 с.

64. Ильина Т.А. Педагогика: курс лекций. М.: Просвещение, 1984.-495 с.

65. Ильина Т А. Развитие концепций педагогической технологии в современной дидактике за рубежом. М.: Знание, 1984. - С.34-68.

66. Ильина Т.А. Структурно-системный подход к организации обучения. Вып. 3. М.: «Знание», 1973. - 78 с.

67. Ильясов Д.Ф. Целевые программы повышения квалификации учителя в аспекте осуществления индивидуализации образования учащихся: Авореф. Дисс . канд. пед. наук. Курган, 1996. - 21 с.

68. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы. Москва-Белгород: МГУ, 1993. - 219 с.

69. Истомина И.А. К проблеме формирования целостного музыканта.// Актуальные проблемы музыкального образования: сб. статей. Сост. И.К.Котляревский, Ю.А.Полянский. Муз. Украина, 1986.- 128 с.

70. Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. -М.: Изд-во МГУ, 1983.- 168 с.

71. Кан-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. Грозный, 1976. - 286 с.

72. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990. - 140 с.

73. Кардашев В. Структурные уровни и определение некоторых категорий, связанных с развитием // Развитие концепции структурных категорий в биологии. М.: Наука, 1972. - С. 208-219.

74. Кашапов М.М. Психология профессионального педагогического мышления. Дисс.докт. псих. наук. Ярославль, 2000. с.414

75. Кирьякова A.B. Теория ориентации личности вмире ценностей. Монография. Оренбург: Изд.-полиграф. Комплекс «Южный Урал», 1996,- 188 с.

76. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994. - 257 с.

77. Климов Е.А. Путь в профессию. — Л., 1974. 190 с.

78. Климова Т.Е. Подготовка будущего учителя к профессионально-творческой самообразовательной деятельности: Автореф. дисс. канд. пед.наук. Челябинск, 1995. - 22 с.

79. Колесникова И.А.Теоретико-методологическая подготовка учителя к воспитательной работе в цикле педагогических дисциплин: Автореф. дис. д-ра пед. наук. Л., 1991. - 38 с.

80. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ как основа управления школой. Челябинск, ЧГПИ, 1978. - 102 с.

81. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса как фактор повышения эффективности управления общеобразовательной школой. Дисс. докт.пед.наук, -Челябинск, 1980. -490 с.

82. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. -Ленинград: Изд-во ЛГУ, 1970. 144 с.

83. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.

84. Кузьмина Н.В. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности: Дисс. док.псих.наук. Л., 1964. -224 с.

85. Курганов СТО. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. - 126 с.

86. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

87. Кучинский Г.М. Диалог и мышление. Минск: БГУ, 1983. -190 с.

88. Кыверялг А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин: Валгус, 1980. - 334 с.

89. Лазарев B.C., Коноплина Н.В. Деятельностный подход к формированию содержания педагогического образования //Педагогика. 2000. - №3. - С.27-34.

90. Левчук З.С. Формирование готовности к профессиональному творчеству: Дисс.канд. пед. наук. Минск, 1992. - 178 с.

91. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.: высшая школа, 1991. - 224 с.

92. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-304 с.

93. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций. М.: МГУ, 1971.-40 с.

94. Лернер И.Я. Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей // Научное творчество. М.: Наука. 1969.

95. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

96. Личность и ее ценностные ориентации. Информационный бюллетень №9. -М, 1969.-36 с.

97. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 449 с.

98. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики // Педагогика. — 1999. -№1. С.1-19.

99. Ляудис В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия: Хрестоматия по педагогической психологии. -М., МПА, 1995 с.43-59.

100. Марголис A.A. Новый учебный предмет «Философия для детей» // Психология наука и образование. М.: РАО, 1996, №1. - С.65-72.

101. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: МГФ Знание, 1996.-308 с

102. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993. - 190 с.

103. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956. -689 с.

104. Маслоу А. Самоактуализация: Пер. с англ .//Психология личности: Тексты.-М., 1982.-234 с.

105. Матейко А. Условия творческого труда. М.: Мир, 1970. - 210 с.

106. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. -М.: Педагогика, 1972. 208 с.

107. Матюшкин A.M. Основные направления исследования мышления и творчества // Психологический журнал. М.: Наука, 1984. -№5. - С.9-17.

108. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1977. - 240 с.

109. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1991. - 240 с.

110. Машбиц Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Киев: Вища шк., 1987. - 224 с.

111. Мирская Е.З. Противоречивость научного творчества // Научное творчество. М.: Наука, 1969. - С. 291-300.

112. Моделирование педагогических ситуаций: проблемы повышения качества и эффективности общепедагогической подготовки учителя / Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М.: Педагогика, 1981. -120 с.

113. Мокшина Н.Г. Педагогическое воздействие на эмоциональную сферу учащихся в проблемно-диалоговой технологии обучения /на материале естественно-математических дисциплин в ССУЗ /Автореф. дис.канд.пед.наук. Казань, 1992. - 16 с.

114. Мышление учителя: Личностные механизмы и понятийный аппарат/ Под ред. Ю.Н.Кулюткина, Г.С.Сухобской. М., 1990. - 101 с.

115. Найн А.Я. Технология работы над кандидатской диссертацией по педагогике. Челябинск: УГАФК, 1996. - 143 с.

116. Найн А.Я. Рефлексивное управление образовательным учреждением: теоретические основы: Монография. Шадринск: Изд-во ПО (Сеть), 1999.-328 с.

117. Недашковская М.А. Самореализация личности как феномен культуры: Дисс.канд.пед.наук. Киев, 1990. - 167 с.

118. Немыкина И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки: Учебное пособие. Свердловск, изд. Свердл. пед. инта, 1988.-64 с.

119. Никандров Н.Д. Об активизации учебной деятельности //Вестник высш. шк., -1983. №8. -С. 26-31.

120. Ниренберг Д.И. Искусство творческого мышления: Пер. с англ. -Минск: Попурри, 1996. 240 с.

121. Ньюэлл А., Шоу Дж.С., Саймон Г.А. Процессы творческого мышления. Сб. «Психология мышление». - М.: «Прогресс», 1965.

122. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993.-960 с.129,Оконь В. Введение в общую дидактику,— Высшая школа, 1990 —382 с.

123. Педагогика. Учебное пособие для студентов педвузов и педколледжей. Под ред. П.И.Пидкасистого . М., 1996. - 637 с.

124. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.

125. Педагогическая энциклопедия. Т.2. J1.: Советская энциклопедия, 1968.

126. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. Гу манит. Изд. Центр В ЛАД ОС, 1997. -384 с.

127. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -255 с.

128. Подласый И.П. Педагогика М.: Просвещение, 1996. - 631 с.

129. Подымова JI.C. Теоретические основы подготовки учителя к инновационной деятельности: Дисс. докт.пед.наук. М.1996. - 402 с.

130. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

131. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань, 1989. - 204 с.

132. Посталюк Н.Ю. Дидактическая система развития творческого стиля деятельности студентов: Дисс. докт.пед.наук. Казань, 1993.

133. Пушкин В Н. Эвристика наука о творческом мышлении. - М.: Политиздат, 1967. - 272 с.

134. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В.Осипова, М.: Наука, 1983. -477с

135. Мб.Раченко И.П. Проблемы развития педагогического творчества: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1977. - 413 с.

136. Резервы успеха творчество / Под ред. Г.Нойнера, В.Калвейта, Х.Клейна: Пер. с нем. -М.: Педагогика, 1989. - 120 с.

137. Рубинштейн C.J1. Принципы и пути развития психологии. М.: просвещение, 1983. - 159 с.

138. Рубинштейн C.J1. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-423 с.

139. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия). Монография. М.:

140. Педагогический вестник , 1997. 244 с.

141. Рындак В.Г., Мещерякова. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе педагогических инноваций). М.: Педагогический вестник, 1998. - 116 с.

142. Ряузов H.H. Общая теория статистики. 2-е изд., перераб. И доп. -М.: Статистика, 1971. - 368 с.

143. Садовский В.П. Основания общей теории систем. -М.: Наука, 1976. -279 с.

144. Сайгушев Н.Я., Сайгушева Л.И. К вопросу о подготовке будущего учителя к духовной жизни /Проблемы образования и развития личности учащихся: Сб. науч.трудов. СПб. Нестор: ТОО «Афина», 1997. -С.32-35.

145. Семушина Л.Г. Теоретические основы формирования содержания профессионального образования и обучения в средних специальных ученых заведениях: Автореф. докт. дис. -М., 1991. 43 с.

146. Середа Г.К., Тюрина В.А. Организация обучения, ориентированного на непроизвольное запоминание знаний // Вестник харьковского унта. ВыпЛ4. Харьков: Выща школа, 1981. - с. 18-25.

147. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование// Педагогика. 1994. - №5.-С. 16-21.

148. Сериков Г.Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.

149. Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Из-во Иркут. Ун-та. - 1991. - 232 с.

150. Сластенин В. А. Профессиональная готовность учителя к воспитательной работе: содержание, структура, функционирование //Процесс подготовки учителя в системе высшего пед. образования: Межвуз. Сб. науч. Трудов /Под ред. В.А.Сластенина. -М.,1982. С. 1428.

151. Сластенин В.А. Формирование личности учителя современной школы в процессе ее профессиональной подготовки. -М.: ИП, 1976. -107 с.

152. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. Учебное пособие. М.,1993. -260 с.

153. Сластенин В. А., Подымова Л.С. Педагогика. Инновационная деятельность. М.: ИЧП Изд-во «Магистр», 1997. - 224 с.

154. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Аспект Пресс, М. - 1995. - 144 с.

155. Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М.Прохоров. 4-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1985. - 1600 с.

156. Соложнин A.B. Организационно-педагогические условия развития профессионализма педагогических работников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Екатеринбург, 1997. - 19 с.

157. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. -М.: Просвещение, 1979. 156 с.

158. Спиркин А.Г. О творческой силе человеческого разума. Послесловие в кн. Г.Гиргинов Наука и творчество. М.: Прогресс, 1979.

159. Талызина Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека //Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975. - С.158-165.

160. Талызина Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста // В помощь слушателям ф-та новых методов и средств обучения при политехническом музее. М.: Знание, 1986. - 108 с.

161. Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории// Современная высшая школа. 1977. - №7. - 91-96.

162. Талызина Н.Ф. Формирование познавательных действий учащихся младшей школы: Книга для учителя. М.: Просвещение, !988. - 173 с.

163. Татур И.Г. Становление педагогического мастерства студентов в процессе развития их рефлексивной позиции. Дис.канд. пед. наук,-Одесса, 1990,- 196с.

164. Тельчарова P.A. Музыка и культура. Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Эстетика». №11. М.: Знание, 1986. - 64 с.

165. Тельчарова P.A. Уроки музыкальной культуры: Книга для учителяб Из опыта работы. М.: Просвещение, 1991. - 150 с.

166. Толкачева A.A. Активизация обучения в системе высшего образования США. Критический анализ: Автореф. дисс . канд. пед. наук. Л., 1968. - 17с.

167. Усова A.B. Влияние системы самостоятельных работ на формирование у учащихся научных понятий: (На материале курса физики 1 ступени): Дисс.докт.пед.наук. Я., 1967 - 929 с.

168. Усова A.B. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. - 171 с.

169. Усова А.П., Бобров A.A. Формирование у учащихся умений самостоятельно проводить наблюдения и опыты. Челябинск, 1983. -39 с.

170. Управление современной школой: Пособие для директора школы /Под ред. М.М.Поташника. М., 1992.

171. Устюжанин А.П., Утюмов Ю.А. Социально- психологические аспекты управления коллективом. М.: Изд-во «Колос», 1993. - 112 с.

172. Федорова О. Синергетическая модель образования.// Мир образования. 1997. - №5. - С.14-16.

173. Философский словарь / Под редакцией М.М.Розенталя. Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1972. 496 с.

174. Формирование учебной деятельности студентов/Под ред. В.Я.Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 240 с.

175. Христева A.B. Подготовка будущего учителя к анализу и самоанализу профессионально-педагогической деятельности: дисс. .канд. пед.наук. -Магнитогорск, 1996. 200с.

176. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества. -М.: Сов. композитор, 1998. 384 с.

177. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Просвещение, 1982.- 180 с.

178. Шаповал С. Словесность и синергетика.// Мир образования. 1997. -С.8-13.

179. Эсаулов А.Ф. Активизация учебно-познавательной деятельности студентов. М.: Высш. Школа, 1982. - 283 с.

180. Юревич С.Н. Организационно-педагогические требования подготовки учителя к профессионально творческой деятельности в условиях современной школы: дисс.канд.пед.наук. -Магнитогорск, 1998,- 169 с.

181. Ядов В.А. Методология и техника социологического исследования. -Тарту, 1969.-217 с.195 .Якиманская И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения//Вопр.Психологии. 1995. -№2,- С.31-42.

182. ЯкобсонП.М. Общение людей как социально-педагогическая проблема. М.: Знание, 1973. - 40 с.197 .Яковлева Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: Дисс.докт.пед.наук. -Челябинск, 1992.-403 с.