Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана)

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Сухачев, Анатолий Сергеевич
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ташкент
Год защиты
 1985
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сухачев, Анатолий Сергеевич, 1985 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ: БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ШКОДЫ

1.1. Роль музыкально-эстетического воспитания в формировании социальной активности будущего учителя '

1.П. Психолого-педагогические основы музыкально-эстетического воспитания студентов педагогического вуза.

1.Ш. Современное состояние музыкально-воспитательной работы в педагогических вузах Узбекистана

Выводы по первой главе.

ГЛАВА П. ФОРМЫ И МЕТОДЫ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ.

ПЛ. Музыкальная культура - одна из составных ■частей общей системы формирования социальной активности будущего учителя

П.П. Методика опытно-экспериментальной работы

П.Ш. Форш и метода музыкально-эстетического воспитания будущего учителя

Выводы по второй главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя (на материале педагогических институтов Узбекистана)"

Характерной особенностью развитого социализма является предоставление человеку широких возможностей для его духовного роста. На ХХУТ съезде КПСС было отмечено, что наша страна располагает большими материальными и духовными возможностями для более полного развития личности. " . Но важно вместе с тем, - указывалось в решениях съезда, - чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных зат дач социальной политики.

В связи с этим на современном этапе усложняются задачи эстетического воспитания. Они сводятся к пробуждению в человеке моральной стойкости, эмоциональной отзывчивости, творческой активности, желания честно и добросовестно трудиться. В эстетическом воспитании значительное место занимает искусство. В общении с искусством формируются идеалы. Искусство раскрывает перед человеком социальный, идейно-политический смысл самого понятия красоты.

Подлинное понимание глубины эстетических ценностей неразрывно связано с общественной, классовой позицией личности. На ХХУТ съезде КПСС было подчеркнуто, что "партия приветствует свойственные лучшим произведениям гражданский пафос, непримиримость к недостаткам, активное вмешательство искусства в решение проблем,

1 Материалы ХХУТ съезда КПСС,с.63. 4 которыми живет наше общество .

Искусство находится на передовых позициях идейной борьбы. Особое значение приобретает отбор произведений искусства по их идейному и художественному уровню.

Б этих условиях возрастает роль школы в руководстве художественным образованием и эстетическим воспитанием подрастающего поколения. В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, одобренных Пленумом ЦК КПСС 10 апреля 1984 года и Верховным Советом СССР 12 апреля, указывается, что "важнейшая задача - значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические 2 вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства . 1

Большое значение в эстетическом воспитании занимает музыка. Современная общеобразовательная школа призвана дать детям элементарные знания о музыке как искусстве, познакомить с творчеством крупнейших композиторов, научить петь грамотно, эмоционально, выразительно, развивать музыкальные способности.

Успех музыкального воспитания детей определяется мастерством, подготовленностью, заинтересованностью, энтузиазмом учителей. Это, в свою очередь, выдвигает качественно новые задачи перед педагогическими учебными заведениями страны. В настоящее время остро назрела проблема подготовленности будущего учителя к музыкальному воспитанию учащихся. Поэтому в материалах реформы общеобразовательной школы указывается необходимость подготовки учителей к осуществлению эстетического воспитания и создания

1 Материалы ХХУ1 съезда КПСС,с.62.

2 "Правда", 14 апреля 1984 г. учебно-воспитательных комплексов, дающих возможность органически соединить общее образование с музыкальным.

Педагогические институты в нашей стране накопили большой и интересный опыт по коммунистическому воспитанию студентов. Составной частью этого процесса стало формирование художественной культуры будущих учителей средствами музыкального искусства. Можно выделить разнообразные формы музыкально-воспитательной работы: народные филармонии, университеты культуры, студенческие театры миниатюр, праздники "цветов", "весны", "хлопка", кружки художественной самодеятельности. Эти формы работы имеют большое значение в музыкально-эстетическом воспитании студентов. Однако, анализ содержания форм и методов музыкально-воспитательной работы в вузах убеждает в том, что они недостаточно связаны с будущей профессиональной деятельностью учителя. Эта работа в определенной степени изолирована от общей системы профессионально-педагогической подготовки молодого специалиста.

Широкое распространение получает такая форма деятельности, как факультеты общественных профессий (ФОП). Однако работа музыкальных отделений ФОП не отвечает современным требованиям.

Анализ практической деятельности педагогических вузов по музыкальному воспитанию подвел нас к предположению, что на современном этапе необходимо продолжить поиск наиболее эффективных форм и методов музыкального воспитания будущего учителя.

Степень разработанности проблемы

Проблема музыкальной воспитательной работы в педагогических вузах является предметом исследования целого ряда педагогов и психологов. Фундаментальные исследования в области эстетического и музыкального воспитания и роли искусства в нем принадлежат Н.К.Крупской, А.В.Луначарскому, Б.Асафьеву, Л.С.Выгодскому, Д.Б. Кабалевскому и др.

Проблема музыкального воспитания в средней общеобразовательной школе нашла свое отражение в исследованиях О.Апраксиной. Исследованию подготовленности студентов педвузов и учителей-практиков к эстетическому воспитанию учащихся посвящены работы С.А. Аничкина, Л.И.Шиловой, А.А.Баляна, М.И.Рыдановой, Д.С.Яковлевой и др.

Специальное исследование посвящено музыкальному образованию учителей начальных классов-''. Оно освещает особенности музыкального слуха и методические принципы его развития в условиях подготовки учителей пения в педагогическом училище.

Вопросам эстетического воспитания студентов педагогических институтов посвящен сборник Свердловского государственного педар гогического института . Рассматривая уровень эстетического развития студентов педагогического института, авторы приходят к следующему выводу: чтобы будущие учителя смогли полноценно заниматься художественным воспитанием детей, необходимо их вооружать как знаниями в области искусства, так и методикой его преподавания. Для решения поставленных задач предлагается пересмотреть учебные планы педагогических институтов по эстетике, обратить более серьезное внимание на вопросы эстетического воспитания в условиях т

Музыкально-педагогическая подготовка учителя начальных классов. АПН РСФСР. М., 1965.

2 Эстетическое воспитание учащейся молодежи. - Сб.Свердловского ПШ, 1975. пионерских лагерей, активизировать организацию различных кружков, работу отделений эстетического воспитания при факультетах общественных профессий. Анализируя вопросы художественной самодеятельности и формирования эстетической культуры будущего учителя, авторы связывают их с совершенствованием преподавания курса "Основы марксистско-ленинской эстетики".

Вопросами музыкальной самодеятельности студентов занимается Л.А.Хаинсон; в работах Л.И.Перепелицина, К.В.Игнатьевой, В.Л. Бахарева и др. раскрыта деятельность дирижерско-хоровых отделений факультетов общественных профессий педагогических вузов.

Проблема музыкально-эстетической подготовки учителя обсуждалась на Всероссийской научной конференции по вопросам эстетического воспитания в высших и средних педагогических учебных заведениях^. На этой конференции были определены современные требования к подготовке учителя музыки для общеобразовательных школ, рассмотрены вопросы подготовки учителя широкого профиля для начальных классов малокомплектных школ, способных осуществлять и музыкальное воспитание учащихся, даны конкретные рекомендации для подготовки учителей начальных классов к музыкальному воспитанию.

Вопросы организации внеучебной работы по эстетическому просвещению студентов рассмотрены Н.М.Устиновым. Интерес представляет разработанная им программа лектория "Учись понимать прекрасное". Предметом изучения на 1-м курсе является музыкальное искусство. Автор рекомендует лекции, концерты народной музыки, произведения советских композиторов, беседаоб оперной музыке; специ Музыкально-эстетическая подготовка учителя. Материалы Всероссийской научной конференции. М., 1970 г. циальный цикл посвящен симвонической музыке, а также и легкой эстрадной. На втором курсе предлагается изучать вопросы изобразительного искусства, на Ш-м курсе - художественной литературы, 17-й курс посвящен театру, У-й - кино.

Все эти исследования и целый ряд других представляют несомненный интерес. Тем не менее они не решают в достаточной степени проблему музыкального воспитания учителя-предметника. Изучение опыта работы показывает, что учителя, классные руководители не вооружены необходимыми теоретическими и методическими рекомендациями по осуществлению музыкально-эстетического воспитания учащихся.

Новые задачи по совершенствованию форм и методов художественного и музыкального воспитания в школе требуют более эффективной подготовки выпускников педагогических вузов к активной, самостоятельной работе.

Важность этой проблемы на современном этапе развития нашего общества, неразработанность многих ее аспектов убедили нас в ее актуальности. Это и позволило избрать темой исследования "Музыкально-эстетическое воспитание студентов как фактор формирования социальной активности будущего учителя".

Цель исследования состоит в определении дидактических условий, форм и методов совершенствования музыкального воспитания будущего учителя как фактора формирования его социальной активности.

С учетом поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Определить роль музыкально-эстетического воспитания в формировании социальной активности будущего учителя.

2. Обосновать психолого-педагогические основы музыкально-эстетического воспитания студентов педагогического вуза.

3. Рассмотреть через призму общедидактических принципов специфические цели и задачи музыкального воспитания будущего учителя.

4. Проанализировать современное состояние музыкально-воспитательной работы в педагогических вузах.

5. Выявить содержание и структурные компоненты музыкальной культуры будущего учителя.

6. Разработать эффективное содержание музыкально-эстетического воспитания будущего учителя.

7. Наметить научно-обоснованные практические рекомендации по дальнейшему совершенствованию музыкального воспитания будущего учителя.

Изучение литературы по музыкально-эстетическому воспитанию молодежи и профессиональной подготовке будущих учителей, предварительные результаты нашего исследования позволили выдвинуть следующую рабочую гипотезу: совершенствование музыкально-эстетического воспитания будущего учителя будет наиболее успешным при условии:

- целенаправленного использования возможностей отделения "организатор внеклассной музыкальной работы" факультета общественных профессий;

- разработки обучения на этом отделении на основе общедидактических принципов, с учетом специфических целей и задач музыкального воспитания будущего учителя.

Методологической основой исследования является марксистско-ленинское учение об эстетическом воспитании как составной части коммунистического воспитания, партийно-правительственные постановления по вопросам народного образования, совершенствованию процесса обучения и коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Автор опирался на труды крупнейших советских философов, психологов и педагогов по проблемам обучения и воспитания.

С учетом социальной значимости проблемы объектом исследования были избраны студенты, обучающиеся на историческом и математическом факультетах педагогического института имени Низами.

Предметом исследования стал процесс формирования у студентов музыкальной культуры, вооружения их необходимыми знаниями, умениями и навыками для осуществления музыкального воспитания учащихся.

В решении поставленных задач нами использованы следующие методы исследования:

- изучение трудов классиков марксизма-ленинизма, материалов партийных съездов, постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, ЦК КП Узбекистана и Совета Министров УзССР, руководящих документов Министерств СССР и УзССР о народном образовании и коммунистическом воспитании подрастающего поколения;

- изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы о коммунистическом воспитании и профессиональной подготовке будущих учителей;

- изучение школьной и вузовской документации;

- педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование ;

- . экспериментальная работа.

Исследование проводилось с 1974 г. по 1984 г. и выполнялось в четыре этапа.

На первом этапе (1974-1976 г.г.) изучались труды классиков марксизма-ленинизма, партийно-правительственные документы, фундаментальная литература по проблеме исследования, определялось состояние вопроса, вырабатывалась гипотеза исследования, разрабатывалась методика экспериментальной работы.

На втором этапе (1977-1980 г.г.) осуществлялась экспериментальная проверка разработанных теоретических положений в работе отделения факультета общественных профессий "организатор внеклассной музыкальной работы".

На третьем этапе (1981-1982 г.г.) обобщались результаты эксперимента, осуществлялась их корреляция и апробация.

На четвертом этапе (1983-1984 г.г.) - завершающем - были разработаны и внедрены в практику рекомендации для педагогических вузов республики по музыкальному воспитанию будущих учителей.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем раскрыты педагогические основы музыкально-эстетического воспитания студентов как фактора формирования социальной активности будущего учителя, определены содержание и структурные компоненты музыкальной культуры будущего учителя, обосновано эффективное содержание его музыкального воспитания, разработана специальная программа для отделения факультета общественных профессий "организатор внеклассной музыкальной работы".

Научная новизна диссертации состоит также в том, что в ней получила обоснование необходимость построения процесса музыкального воспитания на общедидактических принципах с учетом специфических целей и задач музыкального воспитания бувутцего учителя.

Практическая значимость исследования заключается, во-первых, в разработке программы музыкального отделения факультета общественных профессий, во-вторых, в разработке рекомендаций преподавателям и руководителям музыкально-воспитательной работы, общественным организациям педвузов.

- 12

Апробация -работы. Основные положения диссертации докладывались на Республиканских научно-теоретических и практических конференциях по вопросам эстетического воспитания учащейся молодежи в городах: Андижане (1977), Ангрене (1978), Самарканде (1980), Ташкенте (1980), на научно-теоретических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов (19751984 г.г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Общая система формирования социальной активности будущего учителя включает музыкально-эстетическое воспитание студентов.

2. Музыкально-эстетическое воспитание будущего учителя в педагогическом вузе будет эффективным, если: а) процесс музыкального воспитания и обучения будущего учителя будет основан на общедидактических принципах с учетом специфических целей и задач музыкального воспитания; б) работа отделения факультета общественных профессий "организатор внеклассной музыкальной работы" будет направлена на воспитание музыкальной культуры студентов, на формирование знаний, умений и навыков, необходимых будущему учителю для музыкального воспитания учащихся.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, рекомендаций и списка использованной литературы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В период развитого социализма, когда усложняются задачи эстетического воспитания человека и, следовательно, увеличивается роль искусства в его жизни, параллельно возрастает и роль школы в руководстве художественно-эстетическим воспитанием подрастающего поколения.

Изучение работы показало, что процесс музыкального воспитания учащихся в средней общеобразовательной школе не ограничивается рамками уроков музыки и кружковыми формами музыкальной работы, а должен продолжаться в воспитательной работе классного руководителя.

Учитель-предметник должен быть всесторонне образованной, социально-активной личностью. Одним из факторов формирования социальной активности будущего учителя в период развитого социализма является музыкальное воспитание студентов педагогических вузов. Формирование социально-активной личности учителя есть закономерный результат сложного действия и взашлодействия различных факторов - объективных и субъективных, внешних и внутренних. Социальная активность учителя - это совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, определяющих профессиональную готовность и компетентное решение учебно-воспитательных задач. В том числе к окончанию педагогического института будущий учитель должен обладать такими качествами, как эстетические потребности, устойчивый интерес к миру прекрасного, высокий художественный вкус, единство эстетических знаний и убеждений, потребность в эстетическом воспитании и самовоспитании, развитии своих творческих способностей.

Изучение теории вопроса, практической работы педагогических вузов республики дало возможность определить структуру качеств, характеризующих музыкальную культуру современного советского учителя. В эту структуру вошли: знания и широкий кругозор в области музыкального искусства и культуры в целом и основанную на этом знании развитость вкуса и оценочных суждений с классовых, марксистско-ленинских позиций; знание основ одного из видов музыкального исполнительства; наличие методических знаний и организаторских умений для осуществления научно обоснованной планомерной работы по музыкальному просвещению школьников.

Подготовленность учителя к организации музыкально-воспитательной работы требует наличия знаний и достаточного кругозора в области музыкального искусства; владе ния методами изучения содержания и уровня эстетического развития классного коллектива и отдельного ученика; способности к формированию соответствующих ценностных ориентиров и установок школьников; умения планировать и строить работу по музыкальному просвещению учащихся, умения владеть вокально-хоровыми и организаторско-методическими навыками, умения квалифицированно решать возникающие в процессе осуществления практической работы педагогические задачи ( руководство массовыми видами музыкально-просветительской деятельности; готовность к работе с родителями учеников по эстетическому воспитанию в семье).

В ходе исследования было выявлено, что одним из путей, ведущих к решению проблемы музыкального воспитания в школе, следует считать музыкальную подготовку, приобретаемую в плане второй, общественной специальности будущим учителем-предметником, классным руководителем. Это возможно осуществить на отделении "организатор внеклассной музыкальной работы" факультета общественных про-

фессий. В ходе исследования была разработана экспериментальная программа. Специфика программы, определяемая основным! целями и задачами музыкально-организаторского отделения ФОП, заключается в том, что главное внимание в ней уделяется вопросам, связанным с развитием общего музыкально-эстетического кругозора, а не развитию исполнительских умений и навыков.

При реализации экспериментальной программы мы руководствовались общедидактическими принципами советской педагогики, которые рассматривались через призму специфических целей и задач музыкального воспитания. На основе дидактических принципов осуществлялись все составные части музыкально-воспитательной работы: составление планов работы, подбор репертуара, организация и проведение занятий и т.п.

Принцип научности находит свое выражение в том, чтобы сведения, получаемые в любой из областей человеческого знания, соответствовали современным достижениям соответствующих отраслей науки или искусства. В связи с этим принципом процесс восприятия произведений искусства, формирования исполнительских и методических навыков и умений опирался на последние достижения искусствознания, психологии, педагогики, социологии и других наук, с которыми осуществлялась связь на данном этапе воспитательной работы.

Принцип доступности предполагал обязательный анализ социального и художественного познавательного опыта студенческого контингента, участвующего в целенаправленном процессе художественного воспитания, и предусматривал постоянное движение по пути постепенного усложнения практических и творческих заданий, перехода от овладения одной группки трудности к следующей, требующей дополнительных усилий.

Принцип систематичности и последовательности учитывался в

процессе составления программы работы, показа учебного материала, формирования исполнительских и методических знаний и умений.

Принцип межпредметных связей позволил видеть любую из форм внеаудиторной работы частью целого и лишь условно делимого процесса профессионального формирования личности будущего учителя.

Эффективность музыкального воспитания зависела от того, как содержание планов, репертуара, форма и организация работы вписываются и взашлодействуют с общим содержанием учебно-воспитательного процесса педагогического вуза.

Принцип наглядности был важен в построении музыкально-исполнительских занятий. Он заключался в личном показе руководителем

на инструменте, голосом, танцевальным движением.

Осуществление принципа индивидуального подхода опиралось на индивидуальные психофизиологические особенности каждого обучаемого и предполагало изучение тлеющегося уровня развития обучаемого и прогнозирование его потенциальных возможностей.

Принцип связи теории с практикой коммунистического строительства был важным теоретическим положением, которое диктовало и подчеркивало необходимость взаимосвязи и единства любой из внеаудиторных форм музыкального воспитания с общим процессом профессиональной подготовки будущих учителей. Овладение теоретическими знаниями, музыкально-исполнительскими навыками предусматривало и постепенное формирование умений передачи полученных знаний и навыков своим будущим ученикам.

Результаты исследования подтвердили предположение, что работа по экспериментальной программе дала возможность сформировать у будущих учителей музыкальную культуру, умение применять полученные знания во время активной самодеятельной работы, дала основание для развития социально-активной личности учителя.

В целях совершенствования процессов музыкального воспитания будущего учителя, опираясь на полученные результаты исследования, нами выдвинут ряд практических рекомендаций.

Проведение педагогического исследования позволяет констатировать, что музыкальное воспитание, являющееся важной составной частью общей системы формирования социально-активной личности будущего учителя, должно осуществляться на основе комплексного подхода.

Система эффективной подготовки студентов к музыкально-воспитательной работе в школе опирается на общедидактические принципы, которые обеспечили наибольшую результативность формирования музыкальной культуры, вооружения необходимыми знаниями, умениями, навыками.

Наиболее эффективным вариантом для реализации программы музыкально-эстетического воспитания студентов являются факультеты общественных профессий, их отделения "организаторов внеклассной музыкальной работы". Оптимальность такого варианта заключается в том, что он позволяет использовать возможности различных форм и методов работы по музыкальному воспитанию студентов и строить эту деятельность на основе программности и систематичности учебных занятий (наличие учебных планов и программ).

Наиболее оптимальным вариантом программы по музыкальному воспитанию будущего учителя-предметника, классного руководителя является программа, рассчитанная на 2,5 года обучения. Организуемые в ходе обучения и после его окончания зачеты должны предусматривать индивидуальную проверку и оценивание знаний и результатов выполнения всех видов работ, предусмотренных программой.

Принципиальными отличиями предлагаемой программы являются выдвижение на первый план задачи накопления знаний об истории му-

зыки, расширение общего музыкального кругозора, а не изучение музыкальной грамоты и сольфеджио, приоритет в формировании организаторских, а не исполнительских умений и навыков.

При составлении программы фОП по подготовке "организатора внеклассной музыкальной работы" целесообразно исходить из следующих разделов: история музыкальной культуры, методика массового музыкального просвещения, пение в хоре, практика воспитательной работы.

Распределение часов на лекционные и практические занятия по каждой теме должно зависить от многих объективных факторов, возникающих в связи с практическими условиями и возможностями высшего учебного заведения. Занятия по предлагаемой программе целесообразно включать в учебное расписание соответствующих факультетов и учебных групп под названием "факультатив по искусству".

При подборе лекторов необходимо отдавать предпочтение эрудированным специалистам музыкально-педагогического профиля, имеющим опыт практической работы в школе. Возможно привлечение к чтению лекций студентов старших курсов музыкально-педагогического факультета. Стимулирующими факторами могут стать включение тематики планируемых занятий в план политико-воспитательной работы партийного комитета и общества "Знание", а также выпуск специальных афиш.

Наиболее эффективными методическим приемами являются ведение лекций в "диалогической" форме, а также подготовка содокладов, целью которых является организация самостоятельной работы студентов.

В процессе слушания музыки целесообразно использование методического приема, связанного с подбором словесных аналогов впечатлениям, образам, возникшим в процессе восприятия музыки.

При организации вокально-хоровых занятий необходимо исходить из следующего: теоретического разбора текста музыкального сопровождения и литературного текста произведения, разучивания и исполнения музыкального произведения и овладения в процессе работы основными вокально-хоровыми навыками, такими как певческое дыхание, звукообразование, дикция, интонация, строй, ансамбль. При этом необходимо овладеть школьным песенным репертуаром, усвоить и закрепить знания основ музыкальной грамоты.

При отсутствии у слушателей отделения интереса к хоровым занятиям целесообразно дополнить хоровое пение занятиями по обучению игре на музыкальных инструментах. Работу по овладению навыками игры на музыкальных инструментах можно реализовать в рамках соответствующих кружков музыкальной самодеятельности. Основными задачами этой работы по прежнему останутся: возможность творческого самовыражения и развития, освоение школьного музыкального репертуара, усвоение и закрепление основ музыкальной грамоты.

Общая цель программы должна сводиться к формированию у студентов понимания роли и задач искусства в вопросах коммунистического строительства, воспитанию педагогических умений, коллективизма, общему нравственно-эстетическому развитию, активному стремлению решать эти задачи в самостоятельной работе.

Программа музыкального воспитания будущего учителя должна включать и различные виды практической деятельности. К таким видам практической деятельности следует отнести: общественно-педагогические поручения комитета ЛКСМ, участие в воспитательной работе ССО, культурно-массовую работу с детьми в период пионерской практики и музыкально-просветительную работу в период школьной практики.

При организации воспитательной работы в период практики сту-

дентам необходимо, наряду с вопросами производственной деятельности, проводить агитационно-пропагандистскую и культурно-массовую работу среди населения, воспитательную работу с пионерами и школьниками. При этом целесообразно создавать круши по интересам, осуществлять руководство пионерским лагерем, обучать детей основам музыкальной грамоты и игре на музыкальных инструментах.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сухачев, Анатолий Сергеевич, Ташкент

1. Прочая литература - — — 31 — 5 — — —1. Общественно-поли- Передачи ра- тические I I I 40 — 42 — 40 —4. дио и телевиде- 2. 0 культуре и ис- ния кусстве — — 10 9 ■15 8 24 1012 3 4 5 6 7 8 9 10 II 12 13

2. Иные причины 14 15 — 5,7- 91 Мы сочли достаточным определение первых шести наиболее престижных видов досуга студентов экспериментальных групп, укрупнив оставшиеся 18 признаков в один 7-й под названием "другие виды деятельности".

3. Анализ факторов, рассмотренных выше, подтверждает логичность и объективность их ранговых расположений.

4. Основным фактором, влияющим на свободу выбора студентом вуза своего досуга, является организация режима дня. Его, в первую очередь, должен учитывать педагог организатор внеаудиторных форм музыкальной работы в вузе.

5. Разделы "История музыкальной культуры" и "Методика массового музыкального просвещения" не только по целевой, смысловой нагрузке, но и по объему часов, сохраняли ведущее положение.