Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Народная художественная культура как фактор воспитания

Автореферат по педагогике на тему «Народная художественная культура как фактор воспитания», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Ха Дык Нгок
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Мурманск
Год защиты
 2005
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Народная художественная культура как фактор воспитания», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Народная художественная культура как фактор воспитания"

На правах рукописи

ХА ДЫК НГОК

НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ГОСУДАРСТВА ВЬЕТНАМ)

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Петрозаводск 2005

Рабата выполнена на кафедре педагогики ГОУ ВПО "Мурманский государственный педагогический университет"

доктор педагогических наук, профессор ЗИМИНА АНГЕЛИНА НИКОЛАЕВНА

доктор педагогических наук, профессорГОРШКОВА ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА

кандидат педагогических наук, доцент ШЕВЧЕНКО

НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ. ГОУ ВПО "Ивановский государственный

университет"

Защита состоится «19» мая 2005 года в12 00 часов на заседании диссертационного совега ДМ212 087 01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при ГОУ ВПО "Карельский государственный педагогический университет" (185000, г. Петрозаводк, ул Пушкинская, 17, ауд.113).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карельского государственного педагогического университета."

Автореферат разослан апреля 2005 г.

Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук, доцент

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ

ЛАКорожнсва

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Одна из важнейших задач педагогических учебных заведений в условиях социально-экономического обновления общества - воспитание личности, обладающей высокой культурой, компетентностью в применении полученных знаний, умений и навыков в различных жизненных условиях и профессиональной деятельности. Особые требования предъявляются к воспитательно-образовательным учреждениям разных статусов, которые должны обеспечить первоначальное становление личности, выявление и развитие ее способностей. Исследование базируется на современной концепции гуманизации образования и идеях межсубъектной педагогики (Ш.А. Амонашвили, М.И. Берулава, В.В. Горшкова, А.Е. Дмитриев, А.С. Запесоцкий, Н.Д. Никандров, Н.М. Конжиев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Дао Тхань Ам, Нгуен Тхи Ань Тует, Нгуен Тхи Нгок Чук, Чан Тхи Чонг и др.).

В процессе совершенствования системы воспитательно-образовательной работы, укрепления нравственного, эстетического, умственного развития подрастающего поколения огромную роль играет народная культура. В понятие «культура» входят многие составные части, в том числе воспитание, образование, проявление творческих сил и способностей человека в обществе на данном историческом этапе его развития. В более узком смысле понятие «культура» обозначает сферу духовной жизни людей, нормы морали и права, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития и др. Ее воспитательные возможности могут быть успешно реализованы, если педагоги сумеют с детского возраста заложить в человеке потребность в общении с материалами народной художественной культуры - сказками, пословицами, поговорками, загадками, играми, инструментальной музыкой, традиционными обрядами, декоративно-прикладным искусством. Эффективность применения материалов народной культуры в педагогическом процессе состоит не в использовании ее отдельных компонентов, а в создании системы работы на основе ее главных идей: празднично-игровой обрядовой культуры, труда и общения.

Деятельность в этих сферах, понимание их идей, оценка образов народного творчества, сопереживание им могут развить интерес к народным традициям, народному искусству, усилить их воспитательное воздействие. Освоение культурного наследия связывается с развитием чувств сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины, ее региональной культуре, что, в свою очередь, облегчает восприятие и понимание национальных культур других народов, способствует развитию дружественных межнациональных отношений.

Современная жизнь ставит перед педагогами новые задачи воспитания, обучения и развития подрастающего поколения, в том числе и знания возможностей использования материалов народной художественной культуры

в педагогическом процессе. Они должны быть в курсе актуальных проблем современной педагогики, суметь обосновывать насущные вопросы образования и в то же время вести учебно-воспитательный процесс с учетом исторически сложившихся традиционных форм обучения, что характерно содержательному аспекту народной педагогики (С.А. Арутюнов, А.Ф. Афанасьев, В.Г. Бабаков, Г.И. Батурина, Б.П. Блонский, З.П. Васильева, Ву Нгок Хань, Динь Жа Хань, АЛ. Зимина, Т.С. Комарова, Г.Ф. Кузина, До Бинь Чи, Нго Дык Хинь).

В связи с задачами демократического преобразования в настоящее время педагогической наукой и практикой особое внимание обращается на возрождение традиционной культуры воспитания, восстановление культурных традиций, что, в свою очередь, связывается с перспективами приумножения культурного потенциала каждого народа.

Проводимые в настоящее время реформы призваны опираться на традиционную культуру воспитания. Поэтому деятельность учебных заведений гуманного демократического общества немыслимо без связи педагогической науки с народной педагогикой, народной художественной культурой.

Определить роль и место народной художественной культуры в воспитательно-образовательной системе той или иной страны, закономерности ее использования в учебном процессе помогает знание ее становления и развития в образовательных системах разных стран. Умение видеть достоинства и недостатки каждой из них способствует совершенствованию учебно-воспитательною процесса на современном этапе развития общества, а также помогает в создании условий для творческой деятельности педагога и его воспитанников, формировании их художественного вкуса и духовных потребностей.

Па основании вышеизложенного была сформулирована тема диссертационного исследования: «Народная художественная культура как фактор воспитания (на материале государства Вьетнам)».

Цель исследования - выявление и анализ важнейших закономерностей становления и развития вьетнамской народной художественной культуры и возможностей использования её материалов в воспитательно-образовательном процессе подрастающего поколения.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в государстве Вьетнам, ориентированный на ценности народной художественной культуры.

Предмет исследования - освещение путей приобщения подрастающего поколения государства Вьетнам к народной художественной культуре средствами народных традиций воспитания.

Гипотеза исследования основана на том, что деятельность педагога в учебно-воспитательном процессе будет осуществляться более плодотворно при знании им истории становления народной художественной культуры и аспектов ее педагогических воздействий на подрастающее поколение, что, в свою очередь, будет способствовать становлению положительных черт личности.

Проблема развития культурного потенциала подрастающего поколения может решаться при использовании в учебно-воспитательном процессе материалов народного художественного творчества. При этом педагогическая деятельность будет осуществляться более успешно, если педагоги будут эмоционально обогащать её историческими сведениями о становлении и развитии народной художественной культуры разных этносов.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать процесс общественного воспитания подрастающего поколения в России и Вьетнаме на материале народной художественной культуры.

2. Раскрыть сущность и особенность вьетнамской народной художественной культуры с позиций выявления ее общих традиций и закономерностей.

3. Осветить содержание традиций вьетнамского народа, оказывающих плодотворное влияние на воспитание художественной культуры подрастающего поколения и этнографических средств их применения для достижения цели исследования.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные положения о формирующей роли гуманитарных ценностей народной художественной культуры в процессе становления . личности (Ш.А. Амонашвили, Т.И. Бакланова, М.М. Бахтин, М.И. Берулава, НА. Бердяев, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Д.С. Лихачев, Г.М. Пономарев); положения педагогики и психологии о положительно-концептуальной роли влияния культурных ценностей на процесс развивающего обучения (ПИ. Батурина, Б.Т. Лихачев, Т.С. Комарова, Г.Ф. Кузина); система воспитательных воззрений педагогов Вьетнама на использование материалов народного художественного творчества в целях развития культурного потенциала подрастающего поколения ^у Нгок Хань, Данг Дык, Динь Жа Хань, Дао Тхань Ам, Ле Нгок Кань, Ле Чунг By, Ma Жанг Лан, Нгуен Чи Бен, Чу Суан Зиен и др.).

Для решения поставленных задач в работе использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, исторической, культурологической, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта работы по применению материалов народной художественной культуры в педагогическом процессе; систематизация, классификация, сравнительный анализ; анализ учебно-воспитательных программ; анкетирование, педагогические наблюдения, беседы.

Научная новизна исследования определяется обоснованием выявленных условий и особенностей процесса воспитания подрастающего поколения во Вьетнаме на материалах народной художественной культуры. Разработкой концептуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса в

образовательных учреждениях разных статусов государства Вьетнам на материалах народной художественной культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в описании и характеристике построения учебно-воспитательной системы Вьетнама с применением материалов народной художественной культуры, способствующих становлению гуманной, культурной, нравственной личности; в определении модели педагогического процесса по приобщению детей и подростков к национальной художественной культуре во Вьетнаме.

Практическая значимость диссертации усматривается в возможности организации жизнедеятельности детей разных возрастных уровней развития на традициях народной педагогики согласно обычаям и обрядам народностей государства Вьетнам; освещении вопросов воспитания подрастающего поколения Вьетнама на материалах народной художественной культуры, что может содействовать совершенствованию процесса использования народной художественной культуры в России, вызывать интерес педагогов и их воспитанников к существующим в практике различных государств культурообразовательным ценностям, развивать межнациональное общение. Педагогической практике предлагается вопросник, характеризующий уровень знаний подрастающего поколения в народной художественной культуре Вьетнама.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Мурманского государственного педагогического университета (Мурманск, 2000-2004 гг.); на международной научно-практической конференции «Детство в эпоху трансформации общества» (Мурманск, 2002); на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы регионального образования и этнопедагогики» (Мурманск, 2002); на X международной научно-практической конференции «Гуманистические традиции и инновации в педагогике» (Казань, 2003); на межвузовской научно-практической конференции «Перспективы развития начального образования России» (Мурманск, 2004); на межвузовской научно-практической конференции «Педагогические идеи К.Д. Ушинского и модернизация современного начального образования» (Москва, 2004).

Основные положения диссертации изложены в пяти статьях, опубликованных автором.

Достоверность полученных результатов подтверждается методологической обоснованностью теоретических положений и выводов; тщательным анализом исторических материалов; научно-теоретической базой исследования; многоаспектным изучением и обобщением информации из области народной художественной культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическая проблема народной художественной культуры заключается в воспитании, образовании, развитии творческих сил и способностей личности средствами народной педагогики России и Вьетнама обогащении сферы духовной жизни подрастающего поколения, интеллекта, нравственных устоев синтезом искусств в учебно-воспитательной деятельности.

2. Сущность вьетнамской художественной культуры выражают идеи воспитания гуманной нравственной личности; освоение, усвоение и присвоение народного опыта в процессе социализации личности.

3. Процесс приобщения подрастающего поколения к народной художественной культуре Вьетнама реализуется в субъект-субъектном взаимодействии детей и взрослых и в свободной творческой деятельности.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, в котором изложен понятийный аппарат исследования; двух глав, раскрывающих вопросы народной художественной культуры России и Вьетнама и ее роли в воспитательно-образовательном процессе; выводов, библиографии и приложений.

Основное содержание диссертации

Во введении обоснована тема исследования, ее актуальность; определены объект, предмет, цель исследования; сформулирована гипотеза; охарактеризованы методологические основы и методы; раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формы внедрения результатов в практику, представлены положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Теоретические основы исследования» дан теоретический анализ исследований по названной проблеме.

В первом параграфе проанализированы психолого-педагогические материалы по использованию средств и форм народной художественной культуры в воспитательно-образовательном процессе.

В соответствии с задачами демократического преобразования общества особое внимание в настоящее время обращается на возрождение традиционной культуры воспитания, что, в свою очередь, связывается с перспективами приумножения культурного потенциала каждого народа.

Народная культура и народная педагогика-теснейшим образом связанные между собой понятия. Народная педагогика, включая в себя все компоненты народной культуры, передает многовековой опыт воспитания норм и правил поведения в природе и обществе через примеры, обычаи, традиции. Народная педагогика как бы впитала в себя народную мудрость, общечеловеческие ценности. Вопросы использования традиций воспитания в народной педагогике освещены в трудах многих философов, педагогов, психологов (Ю.А. Азаров, В.П. Аникин, ША. Амонашвили, Н.А. Бердяев, Ю.Б. Борев,

Ф.И. Буслаев, Г.Н. Волков, Л.Н. Емельянов, З.С. Живова, Р.И. Жуковская, НА. Ильин, А.А. Исаев, Б.Т. Лихачев, СВ. Лурье, Н.В. Кузьмина, АЛ. Орлов, Г.М. Пономарева, И.В. Суханов, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, СИ. Фомина, М.Г. Харитонов, B.C. Цукерман и др.), а также в публикациях по обобщению опыта работы по данной проблеме (СД. Кириенко, Ф.Н. Никитин, В.П. Притупа, Г.И. Скрытнее, О.С Танкасаева, С.Г. Тишулина; By Нгок Хань, Динь Жа Хань, Дао Тхань Ам, Ле Нгок Кань, Ле Чунг By, Ma Жанг Лан, Ха Тхе Нгы, Данг By Хоат, Чан Тхи Чонг, Чан Куэк Выонг и др.).

Исследователями отмечается, что народная педагогика существует в виде культуры, представленной в предметах материального мира, традициях, обрядах, произведениях устного народного и художественного творчества. Она является частью современной педагогической науки, вобравшей в себя все лучшее из ее опьпа. Современная педагогическая мысль рассматривает народную педагогику как компонент социальной и этнической художественной культуры жизнедеятельности общества, выделяя при этом социальную ценность фольклора, которая создается за счет обобщенности, концентрации в себе всего человеческого опыта, коллективность его создания и распространения. В педагогической деятельности народное искусство, народное творчество, фольклор используются учеными многих стран как средство усвоения подрастающим поколением социальных ценностей, ибо содержат в себе огромный воспитывающий и обучающий потенциал. Исследователи народного искусства и культуры в России (Т.И. Бакланова, А.И. Бондаренко, П.П. Блонский, Ф.И. Буслаев, Ф.Х. Валеев, Г.Н. Волков, Л.С. Выходцев, Т.С Комарова, Д.С. Лихачев, Д.В. Менджерицкая, М.А. Некрасоза, Г.М. Пономарева, И.В. Суханов, М.Ф. Туртуева, Р.Ш. Халикова и др.) к характерным чертам, отражающим их воспитательную, образовательную и обучающую ценность относят: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, гуманность, четкость языка, связь с окружающей жизнью.

Произведения народного искусства всегда отражают правду жизни -взаимоотношения людей друг с другом, природой, трудовые действия, мечты о лучшем, картины жизни и т. д. Они также обладают способностью вовлечения слушателя, зрителя, читателя в круг тех мыслей и чувств, которыми живут или которые выражают герои, образы произведения, они как бы заставляют проникнуть в атмосферу происходящих или отображенных событий или явлений, ощутить себя их участниками. В них проявляются души и чаяния, психический склад людей того или иного этноса. Они создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, коллективно всеми и для всех в единстве представлений о красоте, безобразном, добре и зле. Направленные на обогащение подрастающего поколения знаниями, помощи в усвоении им жизненного опыта поколений произведения народного искусства обслуживают определенный вид человеческой деятельности, что находит отражение в их названии. Использование в педагогическом процессе

произведений народного искусства как части художественной культуры народа способствует формированию нравственных черт личности, ее духовных потребностей, таких, как желание быть добрым, правдивым, трудолюбивым, скромным, защищать слабых, оберегать родную природу, свой дом, свое отечество.

Проблеме воспитания подрастающего поколения, развития его культурного потенциала на основе народного искусства большое значение придавали многие деятели культуры и искусства. В.Г Белинский высказывал идею народности в детской литературе как знание народных традиций в их широком использовании. Он писал: «Всякая поэзия тогда истина, когда она народна, то есть когда она отражает в себе личность своего народа»1. К.Д. Ушинский в понимание народной культуры включал знание народных традиций и родного языка, который считал величайшим наставником народа, сокровищницей всех знаний. Свое психологическое обоснование процесс воспитания на основе народной культуры получил в трудах Л.С. Выгодского, считающего, что активность психики воспитываемых должна опираться на высшее проявление духовной жизни нации - национальную культуру, ибо без освоения культурного наследия своего народа человек как личность проявиться не сможет.

Выдающиеся педагоги, психологи и фольклористы России в своих работах убедительно говорили, что народное искусство, народная культура и составная ее часть - фольклор дают подрастающему поколению массу знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, взаимоотношениях человека и природы и являются своеобразным способом познания окружающего мира (В.П. Аникин, Л.И. Божович, Г.С. Виноградов, Е.Н. Водовозова, В.И. Даль, В.И. Загвязинский, А.В. Запорожец, О.И. Капица, Н.С. Карпинская, Н.И. Кравцов, Ю.Г. Круглое, Э.В. Померанцев, С.А. Рубинштейн, О.И. Соловьева, В.А. Сухомлинский, К.В. Тарасова, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина и др.).

На основании изучения материалов можно сказать, что под традиционной культурой народной педагогики подразумеваются основанные на природном окружении обычаи и традиции каждого народа, ориентированные на педагогическую деятельность.

Во втором параграфе рассмотрены воспитательные возможности народного искусства

Педагогическая проблема использования народного художественного творчества в воспитательно-образовательном процессе подрастающего поколения заключается в создании условий, отборе содержания, форм, средств и методов, способствующих постоянному развитию их интеллектуальных и чувственных начал. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности. И чем раньше он заложен,

1 Белннсхнй В Г. Общий взпгяд на народную поэзию и ее значение. Русская поэзия.//Поли. Собр соч / Под ред. Н.Ф. Белишюва- м,- Изд-во АН СССР, 1953 Т.6 -С 548.

тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше будет его эстетическое сознание и сфера эстетических потребностей (Б.Н. Абросимов, Т.И. Бакланова, Ф.Х. Валеев, Г.И. Волков, М,С. Каган, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзер, Б.Т. Лихачев, Д.С. Лихачев, МА. Некрасов, Б.М. Неменский, М.Ф. Туртуева, Г.М. Пономарева).

Духовная культура той или иной нации проявляется как на уровне бытового мышления, так и на уровне художественного обобщения, каковым, в частности, и является народное искусство. Оно дает возможность проследить эволюцию художественной культуры. Через него возможно составить представление о культуре прошлых веков, о формировании эстетическо-художественных вкусах и интересах нации. Вокруг искусства складываются определенные структуры художественной культуры (создания, донесения до масс, восприятия, потребления). То есть искусство является источником постижения духовной культуры, как прошлого, так и настоящего.

По утверждению А.И. Арнольдова, Н.П. Денисюка, Л.А. Ибрагимова, А.И. Лазарева, Р.М. Римбурга, В.М. Семенова приобщение молодого поколения к национальной культуре посредством искусств становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Например, обращение к воспитательным традициям вьетнамского народа отражает глубинные процессы национального самосознания вьетов, тэеев, мыонгов, нунгов, хмонгов, кхмеров, ромамов, оду и др., проживающих в северном, среднем и южном Вьетнаме. Все они в настоящее время переживают один из самых ответственных и сложных этапов своей этнической истории -единения культурных традиций малых народностей после победы над американскими захватчиками в 1975 г. в общегосударственной системе воспитания подрастающего поколения. Ее разработка и осуществление поставили перед образовательными структурами и практическими работниками Вьетнама такие задачи, как выявление комплекса мер по созданию реальных условий для развития народной культуры, традиций и других материальных и духовных ценностей народностей Вьетнама, а также оптимальных педагогических технологий воспитания детей всех уровней возрастного развития путем приобщения к традициям и обрядам различных этнических групп государства Вьетнам. Народное искусство помогает познать самого себя, реализовать связь, преемственность поколений. Оно, прежде всего, выражает отношение нации к трудовой деятельности, особенностям быта. Материальные и нематериальные ценности народного искусства всегда были в употреблении, сопутствовали обрядам, празднованиям, сельскохозяйственному и ремесленному труду. Народное искусство - это, прежде всего, огромный мир духовного опыта народа, а его художественные идеи являются неотъемлемой частью культуры Родины.

В качестве основных средств воспитания на материале народной

художественной культуры педагогика использует все компоненты народной культуры: фольклор, музыку, танец, сказки, обрядовые действа, народные художественные промыслы. Именно они раскрывали содержание воспитания и обучения подрастающего поколения, основные нравственные правила и идеалы общества, понимание добра и зла, нормы общения в человеческих отношениях; отражали мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверья; в виде эпоса, летописей описывали историю народа. Благодаря им раскрывались эстетические воззрения народа, украшались труд, повседневная жизнь и отдых.

Во Вьетнаме разработкой вопросов о применении в учебно-воспитательном процессе народного искусства занимались такие ученые, практики, как Во Куанг Ньон, Ву Нгок Хань, Динь Жа Хань, Дао Тхань Ам, До Суан Ха, Ле Нгок Кань, Ле Чунг Ву, Нгуен Чи Бен, Нгуен Нгиа Зан, Ха Тхе Нгы, Данг Ву Хоат, Чан Тхи Чонг, Чан Куок Выонг, Чу Суан Зиен и др.

Фольклор, народные игры, праздники - это источник воспитания, в котором закреплена программа формирования всесторонне совершенного человека. Они выполняют воспитательную, развивающую функцию, способствуют становлению личности.

Характерное для фольклора, народных игр и праздников единство духовной и материально-практической функций позволяет детям в естественных условиях познать народную культуру в совокупности всех ее проявлений.

Третий параграф посвящен проблеме освоения подрастающим поколением материалов народной художественной культуры.

Педагогическая мысль Вьетнама в послевоенные годы всё больше обращается к истокам народного творчества, духовным празднованиям, народным обрядам. Особое место в быту народов Вьетнама занимало и занимает декоративно-прикладное искусство: вышитые изделия, узоры одежд в характере народных традиций, плетение циновок и шляп из рисовой соломки, скульптуры малых форм, выполненные из дерева, камня, глины, произведения лаковой миниатюры, посуда и домашняя утварь с декоративной росписью. Во Вьетнаме, несмотря на суровые условия военных лет, в традиционных народных и храмовых празднествах живое участие принимали и сейчас принимают и взрослые, и дети. Это союз крепок и нерушим. Дети, как губка, впитывают бесценный дар народной мудрости, который через фольклор и народно-прикладное искусство передавался от поколения к поколению. И тем самым приобщаются к культурному развитию своего народа.

Одной из проблем воспитания и развития детей и юношества на материалах народной художественной культуры является способ освоения ими духовного богатства, культурно-исторического опыта, веками создаваемого народом. Особенно незаменимы в этом процессе произведения устного народного творчества - фольклора, который всегда наполнен мягким дидактизмом и юмором и посвящен знакомым жизненным ситуациям.

Народное искусство содержит в себе огромный воспитательный потенциал. Ученые России (Г.Н. Волков, Д.С. Лихачев, Т.С. Комарова, В.С.Мухина, М.А. Некрасова, Ф.Х. Туртуева, Т.Я. Шпикалова) и Вьетнама (Динь Жа Хань, Дао Тхань Ам, Нгуен Нгиа Зан, Чу Суан Зиен и др.) выделяют ярко выраженные характерные народному искусству черты, определяющие его воспитательную обучающую образовательную деятельность. А именно: коллективный характер творчества, прочная связь с окружающей жизнью, коммуникативность, отточенность языка, гуманность, традиционность.

Освоение подрастающим поколением нравственно-этических норм жизни осуществляется более успешно, если в систему воспитания и обучения включаются материалы, приобщающие к народной художественной культуре. Для того чтобы культура оказала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а последняя испытывала потребность в истинной культуре, в овладении ее ценностями, необходимо, прежде всего, познать традиции и обычаи своего народа, его национальные устои, систему культурных ценностей. Согласно взглядам К.Д. Ушинского, каждый народ, где бы он не жил, каким бы немногочисленным ни был, несет в будущее свою неповторимую культуру, язык, обычаи, нравы. Хотя в своих работах К.Д. Ушинский говорил о национальной культуре русского народа, его положения значимы для приобщения к учебно-воспитательному процессу любой национальной культуры. Он считал, что народная культура-это первый шаг в общечеловеческой культуре, что через народное, национальное ребенок познает ее традиции, чаяния, непреходящие ценности, стиль поведения народов в тех или иных условиях существования в различные временные периоды жизни общества. Раскрывая принцип народности в педагогике, К.Д. Ушинский показал воспитательное воздействие на ребенка таких средств, культуры, как родной язык, природа, декоративно-прикладное искусство, фольклор во всем разнообразии его видов и форм. Важным условием приобщения подрастающего поколения к национальной культуре он. считал эмоциональность восприятия ее произведений и образов, проявление творческой активности при ее усвоении. Естественно, что освоение ценностей народной культуры детей происходит через их активную деятельность. Через игру, песню, танец, изобразительную деятельность эти ценности, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности и являются источником мотивации поведения, отношения к миру и именно общечеловеческие ценности служат связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности.

В условиях возрождения единого Вьетнама возникает потребность в разработке теоретических основ проблем использования, применения материалов народной культуры в условиях семьи, дошкольных учреждений, школы через возрождение традиций, свойственных этике, эстетике и менталитету народа, в среде которого живут и развиваются дети.

Сохранение и развитие культур каждого этноса в многонациональном

Вьетнаме, использование в этом процессе идей К.Д. Ушинского и его последователей - Е.Н. Водовозовой, Е.И Тихеевой, Л.К. Шлегер, В.Н. Шацкой и др. - способно обеспечить успешное формирование черт социально-активной личности, адаптацию каждого индивида к условиям интенсивных перемен во всем укладе его жизни, когда начинают стираться границы малых и больших этносов.

Итак, народное искусство как бы раскрывает главные традиционные ценности. В качестве традиций выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. Большинство традиций - это эталон действия, мысли и чувства.

Через традиции каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию. Воспитание детей на прогрессивных традициях, воплощенных в материале устного народного творчества, в частности, в сказках, легендах, преданиях, пословицах, песнях, загадках является важным средством повышения успешности воспитания и восстановления общечеловеческих качеств.

Фольклор, народные игры, праздники — это источник воспитания, в котором закреплена программа формирования всесторонне совершенного человека. Они выполняют воспитательную, развивающую функцию, способствуют становлению личности.

Характерное для фольклора, народных игр и праздников единство духовной и материально-практической функций позволит детям и юношеству в естественных условиях познать народную культуру в совокупности всех ее проявлений.

Во второй главе «Сущность процесса воспитания подрастающего поколения на традиционных основах народной художественной

культуры» раскрыты особенности процесса воспитания подрастающего поколения средствами народной художественной культуры во Вьетнаме.

Первый параграф посвящен рассмотрению средств педагогических воздействий вьетнамской народной культуры.

В национальной по форме и содержанию культуре Вьетнама огромное место занимает народное творчество разных этносов. Но во всех его видах и формах преследуется главная и основная цель: вложить в подрастающее поколение патриотизм и моральную стойкость, беззаветную любовь к Родине; воспитать нравственно-эстетические воззрения в соответствии с идеалами героизма, проявленного в борьбе с китайскими и монгольскими захватчиками, в испытаниях национально-освободительной революции (1945 г.), во время длительной борьбы с французскими колонистами и американскими захватчиками.

Вьетнамский народ имеет свою национальную народную художественную культуру, вершина которой выходит из народного творчества, освещенного в трудах литераторов Чан Данг, Нгуен Хонг, Ту Мо, Тхе Хань, Нам Као, Фан Ты, Ань Дык, Нгуен Тхи, Ван Тхиен. Существенным содержанием вьетнамской

народной культуры является народное творчество, создаваемое народом Вьетнама на протяжении многовековой истории его существования. Во Вьетнаме проживает 54 национальности. Самая многочисленная из них- вьеты, проживающие в больших городах, в дельтах рек Красная и Меконг и на приморских равнинах центрального Вьетнама.

Национальные меньшинства (Тэй, Тхай, Мыонг, Хоа, Хмер, Хмонг, Нунг, Брау, Ромам, Одул и др.) проживают в горных районах и занимают две трети площади страны. Их материальная и духовная жизнь далеко неодинакова. Но в истории национального развития все народы Вьетнама придерживались солидарности во взаимоотношениях, единении в борьбе за свободу, а правительство Социалистической Республики Вьетнам всемерно содействует сохранению и развитию традиционной культуры каждого этноса.

Во Вьетнаме существуют многочисленные религии и верования: анимизм (почитание культа предков), фетишизм, буддизм, христианство и протестантство. Однако эти религии не противостоят друг другу, несмотря на крайнее разнообразие, а пребывают в прочном единстве в результате многовекового сотрудничества и в борьбе за защиту Родины против иностранных захватчиков. Вьетнамское сообщество продолжает укрепляться и развиваться и по сей день.

Самобытная традиционная вьетнамская культура сформировалась на протяжении тысячелегней борьбы со стихийными бедствиями и внешней агрессией и имеет своим источником богатое наследие с его традиционными песнями, танцами, музыкой, театрами, обычаями и образом жизни.

Народная художественная культура Вьетнама находит отражение в простых и естественных обычаях вьетнамцев. На протяжении веков китайского господства правители пытались внедрить в быт вьетов весьма сложные многочисленные обряды, что было явной попыткой насаждения морали и религии китайских феодалов во вьетнамской среде, что, конечно, не могло не отразиться на обрядовой культуре. Однако вьеты, приспосабливаясь к требованиям господствующей среды, продолжали развивать собственные национальные традиции, хранили коренные обычаи, какими являлись: традиции уважения, почитания родителей и предков, почитания основателей страны и ее национальных героев-защитников; церемония обновления бронзовых барабанов; наигрыш на дудочке народных песен вьетов из «Записки о Зяотау» мальчиками, сидящими верхом на буйволах; гулянье в пагоде Ароматов.

Несмотря на препятствия и запреты со стороны завоевателей, народом возводились пагоды и храмы в память Хунг-выонгов, Тан Вьена, сестер Чынг и других национальных героев. Феодальная мораль стремилась предписать женщинам соблюдение конфуцианских жестких правил поведения, основанных на «Трех покорностях» и «Четырех добродетелях». Но вьетнамцы выражали свое отношение к женщинам в народной поговорке: «Если враг ворвется в дом, встретит женщину мечом». Роль вьетнамской женщины в семье и общественной жизни продолжает быть значительной и в настоящее время. В честь подвига Ба Чьеу был воздвигнут храм, а в праздничной церемонии

обновления бронзовых барабанов первый удар по барабану предоставлялся женщине.

Несмотря на ограничения, народное творчество - составная часть обычаев и обрядов - оставалось разнообразным и продолжало развиваться. Своеобразие культурного наследия в основном сохранялось в среде трудового населения.

После освобождения Сайгона в 1975 г. на путь ликвидации неоколониальной культуры встал и юг Вьетнама. Одновременно по всей стране развернулось движение против суеверий, отсталых обычаев и нравов за возрождение традиционных, древних культурных обрядов, празднеств, сочетающих в себе все виды и жанры народного творчества. Во Вьетнаме отмечается множество праздников: общегосударственных; народных; традиционных для каждого этноса, проживающего в едином государстве, свойственных каждому из храмов, церквей и пагод. Каждый из праздников имеет свое специфическое значение и стал необходимой культурной потребностью населения. После полного освобождения севера в 1954 г. и юга в 1975 г. и восстановления независимости Вьетнама, после почти столетней борьбы, празднования, сочетающие в себе все виды искусств, все больше и больше приближают людей к культуре и одновременно с осуществлением глубоких реформ создают условия для подлинного возрождения вьетнамской культуры; а народное творчество, искусство приняли революционный, национальный и народный характер, несмотря на многочисленные .сложные -социальные и человеческие проблемы. Многочисленные празднования народов Вьетнама заключают в себе огромные воспитательные ресурсы, формирование человека-борца, способного на героизм, стойкого в преодолении страданий, человека-коллективиста, патриота, самоотверженно любящего свою Родину, свой народ, его культурную самобытность.

Во втором параграфе рассмотрены педагогические проблемы осуществления воспитательно-образовательного процесса во Вьетнаме на материалах народной художественной культуры.

Вступая в XXI в., Вьетнам разрешает срочные педагогические проблемы - предотвращение тенденции коммерциализовать просвещение; борьбу с социальными пороками; устранение недостатков в организации воспитателыю-образовательной системы, усиления социализации просвещения, повышения квалификации педагогов и качества образования; полную ликвидацию безграмотности.

До Великой Августовской революции 1945 г. в стране было 95% неграмотного населения. С 1950 г., когда наладилась организация национального сопротивления против французской агрессии, появилась единая общеобразовательная система с девятью классами обучения детей и подростков, в которой наряду с обучением ученики и учителя участвовали в производстве и боях. С 1954 г. с полным освобождением Северного Вьетнама все его города и села были подключены к национальной системе образования

и к концу 1958 г. в районе дельты Красной реки неграмотность была полностью ликвидирована. К 1965 г. встала задача подготовки кадров для повышения культурного уровня трудящихся масс, развития образования от детских садов до университетов. Но начавшаяся американская агрессия заставила направлять педагогическую работу на удовлетворение нужд военного времени. Учебные заведения эвакуировались в сельские местности, существовали в бамбуковых хижинах, бомбоубежищах, пещерах. Несмотря на тяжелейшие условия существования 1965-1973 гг. и препятствия к развитию просвещения, в некоторых аспектах подрастающее поколение получало знания и умения осуществлять трудовую деятельность, как от педагогов, так и от сельского населения, трудового крестьянства, сохраняющего заповеди народной педагогики, формы традиционного искусства страны, гуманистическую сущность учебного процесса. Под лозунгом: «Все люди отвечают за укрепление системы образования» развернулось движение за его популяризацию, была поставлена задача к 2000 г. охватить школьным обучением всех детей государства Вьетнам.

Для современной вьетнамской педагогической науки характерно тесное и плодотворное сочетание современной тематики, общедидактических принципов, методов, форм обучения с исторически сложившимися заповедями и традициями народной педагогики, многовековым культурным наследием. Актуальные проблемы современности разрабатываются с учетом национальных традиций и опыта, изучаются и обобщаются в свете требований современной эпохи. Благодаря этому проводятся фундаментальные исследования и по воспитанию подрастающего поколения с привлечением материалов народной культуры, которые, защищаемые трудовым крестьянством, были в состоянии сохранить в себе простоту, убедительность, утонченность, жизнерадостность, юмор и здоровый смысл вьетнамского народа. В условиях рыночной экономики деятели педагогической науки Вьетнама стараются совершенствовать ее содержание, творческие изыскания педагогов и в то же время проводить дальнейшее развитие всех форм традиционного культурного наследия страны. Проведение воспитательно-образовательного процесса средствами народной художественной культуры рассматривается как одна из составных частей идеологической работы, как фактор воспитания строителей Социалистического Вьетнама, специалистов в той или иной области производства, науки и искусства, людей идейно зрелых, с твердыми нравственными устоями, чувствующих себя хозяевами страны.

Высочайший идеал тысячелетней вьетнамской культуры связан с поисками красоты, добра и правды, преображением души на службе отечеству. И раскрытие секретов житейского уклада национальностей Вьетнама и передача их педагогическими средствами подрастающему поколению - одна из важнейших проблем педагогической науки Вьетнама.

Отсюда вытекает значимость семейного воспитания, построенного на глубоком уважении к старшим людям; приобщении ребенка с самого раннего

возраста к посильному труду, необходимому для других и себя самого; включении его в реальную жизнь, в последовательное освоение «секретов» любого дела. А условиями эффективного воздействия семейной педагогики на привитие ребенку морально-нравственного способа освоения действительности и норм поведения являются: создание и развитие каждой семьей независимо от ее состава и структуры традиций воспитания и обучения; создание специального круга дружественных семейных знакомств по принципу интересов и дружбы; использование методов народной педагогики с привлечением фольклорного, музыкального, игрового, танцевального материала; участие в обрядовых народных празднованиях; участие детей в посильной работе, необходимой для существования семьи; определение и выдвижение системы правил и норм поведения, общения, деятельности каждого из ее членов; участие детей в общественных видах труда, в помощи друзьям и товарищам, другим детям; проявления необходимого внимания всеми членами семьи к успехам ребенка.

Семья, природа и народное творчество являются одним из оснований вьетнамской системы воспитания подрастающего поколения. И именно в этом происходит соединение народной и теоретической педагогики, которая использует все богатства накопленного опыта и развивается на ее основе. В народном творчестве, именно в его содержании, заключены реальные воспитывающие начала. Содержание народных игр, песен, танцев, обрядовых действий уже настолько отшлифовалось при передаче их через многие поколения, что потеряло связь с эпохой, обстановкой, в нем уже нет признаков времени и условий, его породивших. Наряду с этим в народном творчестве, которое развивалось исторически, много архаического, устарелого, отражающего пережитки прошлого. Поэтому, как считают ведущие педагоги Вьетнама (Данг Тхе Хоат, Дао Тхань Ам, До Суан Ха, Нгуен Ань Тует, Нгуен Тхи Нгок Чук, Чан Тхи Чонг, Фам Минь Хак, Ха Ван Нгы и др.), из материалов народной художественной культуры необходимо выбирать ценное для воспитательных воздействий сегодняшнего дня, ибо воспитание национального духа, национальной гордости далеко не одно и то же, что национальные обычаи и предания страны. Как и во многих других странах, одной из педагогических проблем, требующих разрешения, является подготовка педагогических кадров, проникнутых чувством народного, знающих и понимающих ценность всех видов и жанров народной художественной культуры для полноценного развития и воспитания подрастающего поколения в духе современных реалий.

Педагогика Вьетнама широко использует в учебно-воспитательном процессе изобразительное искусство, которое в силу своей наглядности и конкретности развивает познавательный интерес учащихся, формирует основы эстетического вкуса. Осуществляются расширение кругозора детей, уточнение их представлений об окружающем мире, о разнообразных поступках, действиях и отношениях людей через увлекательные народные игры, народные игрушки, отражающие уровень художественной культуры того или иного района, этноса,

их мудрость, самобытную красоту, выразительность изготовительного материала.

Используемые в работе народные песни благоприятно влияют на развитие музыкального слуха, становление музыкальности. Колыбельные песни, особенно ценимые во Вьетнаме, обладают ярко выраженным национальным колоритом, приносят чувства спокойствия, радость, утешают, прививают любовь к Родине, природе, людям. В сочетании с танцами народные песни представляют существенный пласт народной художественной культуры. В танцах нет ничего случайного, незначительного. Они как бы «приспосабливаются» к стилю жизни, нуждам, возможностям существования народа той или иной местности, отражают его быт, социальные отношения, материальную культуру.

Использование в педагогической работе народной речи, отличающейся образностью и лаконичностью, посредством сказок, загадок, пословиц - это урок нравственности, доброты, честности, иной раз хитроумия, оберегающего от беды. Они приводят детей в мир ценностей мировой и национальной культуры, пробуждают эстетические чувства, порождают желание творить красоту.

Во Вьетнаме изучение и применение опыта педагогической работы с использованием материалов народной художественной культуры является массовым и оно становится все более плодотворным и обоснованным.

Рассмотренные материалы по проблеме использования художественного наследия народной культуры в педагогическом процессе, изучение и анализ средств ее воспитательного воздействия во Вьетнаме позволили нам на основе разработок и утверждений ученых России определить модель педагогического процесса по приобщению детей и подростков к национальной художественной культуре.

По утверждению российских (Ю.К. Бабанский, МА. Данилова,В.С.Ильина, Б.Т. Лихачева, В.А. Сластенина, В.В. Сериков и др.) и вьетнамских (Дао Тхань Ам, Динь Жа Хань, Нген Ань Тует, Нгуен Тхи Хоа, Нгуен Хоанг Иен, Чак Тхи Чонг, Хо Нгок Дай и др.), роль педагогического процесса возрастает, если строится на основе системного подхода, функционирующего на основе определенной концепции. По указанию философского словаря концепция определяется как система описания какого-либо предмета или явления, способствующая его пониманию и осмыслению, трактовке, построению. Для нашего исследования, прежде всего, было необходимо теоретическое представление концепции педагогического процесса. По мнению Ю.К. Бабанского, B.C. Ильина, ВА. Сластенина теоретическое представление и является моделью педагогического процесса. Анализ разных подходов к теоретическому представлению концепции педагогического процесса позволил нам определить следующие структурные компоненты модели педагогического процесса:

- целенаправленность педагогического процесса;

- взаимоотношения субъектов педагогического процесса;

- обеспечение предметно-развивающей среды;

- полноправное участие в педагогическом процессе семьи.

Первый компонент рассматривается как идеал, к которому стремятся общество и его образовательные учреждения, и как предполагаемый результат, который планируется достичь за тот или иной определенный промежуток времени.

При его осуществлении предполагается ориентация педагогического процесса на формирование личности путем приобщения подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям, в том числе и к миру культуры. Критериями мы считаем: наличие представлений о традициях, наличие интереса к традициям; использование имеющихся представлений о традициях в своей жизнедеятельности. Наличие представлений о традициях народа, согласно Дао Тхань Ам, До суан Ха, Данг Дык, Нгуен Ань Туэт, Фам Минь Хак, Чан Тхи Чонг и др., считаем полноту и выделение существенных признаков, дифференцированность.

Для определения уровней интереса к национальным традициям Нгуен Тхи Ань Тует, Чан Тхи Чонг, Хо Нгок Дай предлагают использовать показатели, учитывающие устойчивость интереса и его мотивацию.

Определяя уровни усвоения детьми национальных культурных традиций, мы опирались на классификацию Динь Жа Хань, Ма Жанг Лан, Ха Дык Хоат, согласно которой были выделены такие показатели как наличие в игровой деятельности сюжетов национальной тематики, умение комбинировать знания о традициях в игровой и учебной деятельности, детализация образов в игровой, танцевальной, театрализованной деятельности (Историко-философские публикации Вьетнама главенствующими образованиями, составляющими суть личности вьетнамского человека, считают: добро, зло, добродетель, честолюбие, порядочность, уважение к старшим, храбрость, упорство, трудолюбие. Особенно ярко они демонстрируются в народном художественном творчестве, народных играх. Каждое движение рук и ног в танцах, игровых театрализированных представлениях, традиционных обрядовых действиях отражают эти образования. Поэтому по данным видам деятельности можно судить об уровнях интереса детей к национальным культурным традициям).

Согласно вышеизложенному вьетнамскими педагогами выделяются высокий, средний и низкий уровни усвоения детьми ценностей народной культуры и искусства.

Высокий уровень содержит правильное обобщенное представление об объектах и предметах искусства и культуры; закономерностях их использования в жизни общества; умение объединять объекты по существенным признакам, выраженные в развернутых суждениях; выраженную или ярко выраженную избирательность интереса к предметам вьетнамской культуры, традиционным праздничным и обрядовым действиям; устойчивость игровых замыслов; достаточное владение техникой, свойственной изображаемой роли, характеру танца, идее представления.

Средний уровень предполагает в основном правильные, но в значительной степени фрагментарные, поверхностные представления о народных традициях, обрядах, действиях, где представления об объекте дифференцируются только по наличию национальных элементов:

- неустойчивость интереса к предметам культуры, отсутствие мотивации в выборе предметов, действий;

- развертывание бытовых, трудовых, общественных, по мотивам сказок сюжетов игр не по собственному желанию, а по подсказке взрослых. Выбор игровых пособий и предметов для них в соответствии с ролью, попытка передать действия в принятой роли в последовательности, с применением техники жестов, участие в совместном сюжетосложении игр по мотивам знакомых легенд и сказок.

Низкий уровень характеризуется тем, что объект ребенком не выделяется или выделяются только отдельные черты и признаки объекта; представления об объекте недифференцированные наблюдается отсутствие или неопределенность выраженности интереса к предметам культуры, выбор их не мотивирует или мотивация опирается на несуществующие признаки; тяготение к шаблонным игровым сюжетам и действиям; невыразительное исполнение роли. Предложения других играющих по изменению сюжета принимаются, но рисунок своей роли не изменяется. Техникой смысловых жестов не владеют.

Второй компонент - взаимоотношение субъектов педагогического процесса мы рассматриваем на основе изучения многочисленных исследований и публикаций по проблемам взаимодействия и взаимоотношений педагогов и детей (Нгуен Тхи Хоа, Ха Ван Ам, Чан Тхи Чонг и др.).

Основным звеном функционирования воспитательно-образовательного процесса является взаимодействие взрослого и ребенка: субъектно-объектное либо субъектно-субъектное. При определении характера педагогического процесса необходимо обратить внимание на путь освоения ребенком культуры и его развитие: передачи информации, выработке знаний, репродуктивных умений и навыков, либо творческое освоение и развитие имеющихся культурных ценностей. Для того чтобы дети действительно являлись субъектами собственного обучения, необходимо создание обучающей «среды обитания».

Третий компонент - это обеспечение предметно-развивающей среды. Примером организации предметно-развивающей среды служат рекомендации по оснащению педагогического процесса дошкольных учреждений и школ Вьетнама Нгуен Тхи Ань Тует, Чан Тхи Чонг, Фам Минь Хак.

Следующий компонент - полноправное участие семьи в педагогическом процессе по внедрению народной художественной культуры, воспитанию детей на ее подлинно художественных материалах, приобщению к традициям народов Вьетнама.

Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что в настоящее время проблема приобщения подрастающего поколения к национальной культуре вьетнамского народа в учебно-воспитательных учреждениях остается не полностью разрешенной. Культурные традиции каждой народности страны свято сохраняются и передаются детям в условиях семейного воспитания, также и многочисленные промыслы, техника обрядовых, танцевальных и театрализованных действий.

Но остается недостаточно разработанной система ознакомления детей общегосударственных педагогических заведений с разными аспектами национальной культуры, в частности, культурой национальных меньшинств, их традициями и обрядам; не определены действенные методические приемы этой работы, отвечающие возрастным особенностям детей и подростков; не разработаны дидактические материалы (игры, пособия и др.), способствующие созданию эффективности общегосударственной системы приобщения детей к национальным традициям средствами этнографической культуры.

На основании вышеизложенного была разработана модель педагогического процесса:

- Познание подрастающим поколением ценностей мира народной художественной культуры начинается с живого созерцания явлений жизни. Наблюдение, изучение, познание, осмысление, переживание природных и социальных явлений язляются первоначальным этапом в приобщении к непреходящим ценностям культуры, которые осваиваются через различные формы и виды деятельности. Причем они в этом процессе могут являться и зрителями, и соисполнителями, и исполнителями, и творцами.

- Механизм усвоения ценностей мира культуры состоит в их трансформации ребенком из окружающей жизни в свой внутренний мир ценностей, в активно-действенном приобретении и проявлении их в деятельности и общении.

Базовой социокультурной средой для этого является интерпретация специально организованных видов деятельности, культурно-коммуникативное взаимодействие, пространственно-предметная развивающая среда.

-Развитие ребенку обеспечивает взаимодействие в социокультурной среде родителей и педагогов. Соединение в педагогическом процессе мира культуры и мира ребенка осуществляемое культуросообразными способами представляется разнообразными взаимодействиями: мир культуры вокруг меня; мир культуры и я; мой внутренний и мир культуры.

Таким образом, концептуальная модель педагогического процесса обуславливает и обеспечивает познание подрастающим поколением культурных ценностей, способствует свободной самореализации личности и становлению субкультуры. Сущность педагогического процесса по приобщению детей и подростков к народной художественной культуре заключается в сохранении, передаче и воспроизведении культуры народа, в создании среды как условия

социокультурного развития и творческой самореализации личности в общении и деятельности.

На основании вышеизложенного можно судить о том, что приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальной педагогической проблемой современности, так как каждый вопрос многонационального Вьетнама не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить преемственность поколений в национальной самобытности.

Приведенное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Особую роль в становлении личности педагогическая мысль отводит культуре, которая формирует духовную жизнь не только подрастающего поколения, но и взрослых, закладывает основы эмоционального и интеллектуального развития, воспитывает разнообразные потребности и творческие способности.

2. Исследования национальных корней и традиций, специальной среды, обстановки позволяют увидеть ценность народной культуры, которая выражается в различных видах искусств и представляет собой явление, имеющее общие человеческие ценности и региональное своеобразие, где отражаются мир природы, быта, социальных явлений, внутренний мир жизнедеятельности человека.

3. Проведенное исследование позволяет высказать мысль о том, что педагогические проблемы использования материалов народной художественной культуры заключается в: разработке вопросов использования видов, форм, жанров народного искусства в учебно-воспитательном процессе; в отборе материалов, соответствующих уровню развития детей того или иного возрастного периода развития; в окружении ребенка с раннего возраста пробуждающими душу и воспитывающими чувство красоты, любознательность национальными предметами; в широком использовании материалов фольклора; в приобщении к народным праздничным традициям; в разработке методов педагогической деятельности, которая позволяет дать каждому из воспитуемых ощутить духовную жизнь своего народа, творчески утвердить себя в ней; в подготовке ведущих в данных вопросах педагогических кадров.

4. Воспитательное воздействие элементов народной художественной культуры заключается в знании своей родословной, почитании предков, родителей, знании фольклора, сути обрядов и традиций, отражающих духовность народа, цели существования, характер, установки на поведение и деятельность.

На основе изучения развития этнопедагогических традиций народностей Вьетнама мы выявили средства народной культуры (природа, быт, труд, общение, фольклор, праздник и обряды), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт вьетнамского народа.

Использование этих средств в учебно-воспитательном процессе позволяет не только знакомить подрастающее поколение с сущностью традиций народов и народностей Вьетнама, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать их к миру общечеловеческих ценностей.

5. В культуре народов Вьетнама большое место занимает народное творчество, которое органично связано с трудом и бытом и в котором живет дух народа, проявляются его способности, склонности, таланты, характер. Оно органично связано с трудом, бытом и заключается в речи, музыкальном и песенном творчестве, богатстве и разнообразии художественных ремесел, которые являются элементами народной художественной культуры.

6. Исследованием установлено, что содержание знаний о народной художественной культуре ориентируется на воспитании деятельностной, гуманистической направленности личности детей разных возрастных периодов развития, что и позволило разработать вопросник, характеризующий уровень знаний подростков о народной художественной культуре Вьетнама.

7. После Великой Августовской революции в 1945 г. и победы над американскими захватчиками в 1975 г., приведших к полной независимости Вьетнама, подрастающее поколение повсеместно получило возможность воспитываться в детских садах и школах на родном языке. Вместе с этим были созданы условия для его всестороннего развития: способности мыслить, полно чувствовать и выражать свои мысли и чувства в естественных для него формах. Поэтому обеспечение развития родного языка со всей его выразителыюсгью и богатством, свойственных народной речи - одна из главных проблем вьетнамской педагогической науки. Ценнейшим материалом для этого являются устное народное творчество и родная художественная литература, отражающие традиции смелого, воинственного, трудолюбивого и свободолюбивого вьетнамского народа.

8. Использование в педагогической работе материалов народной культуры приближает подрастающее поколение к особенностям быта, нравам и обычаям народа, в яркой образной форме знакомит его с красотой родной природы, с этапами борьбы народа за освобождение, его почитываемыми героями. Если учесть, что многие национальные меньшинства получили письменность, а многие из вьетов - грамотность только после революции 1945 г., то становится ясным, что культурно-художественное наследие в виде фольклора и декоративно-прикладного искусства имеет огромное значение в развивающейся педагогической науке.

9. Знание культурного и исторического наследия своей Родины осознается Вьетнамской педагогикой как проблема воспитания духовности, фактор преемственности поколений. В системе образования развитие нравственности справедливо связывается с развитием чувств сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины. В них заложены истоки любви к Отечеству, ибо у каждого Родина начинается по-своему, с каких-то дорогих

мест, событий, обрядов. Народная мудрость, выраженная в народной художественной культуре и вобравшая в себя все общечеловеческие ценности, в своем корне является педагогической, ибо обладает учебно-воспитательным воздействием. В ней, в доступной уровню возрастного развития, понятной и интересной форме, прививаются и закрепляются выработанные и проверенные веками правила и нормы поведения, взаимоотношений, трудовых процессов.

Основные результаты исследования отражены в следующих публикациях:

1. Народная педагогика в воспитании младших школьников. // Детство в эпоху трансформации общества: Материалы Международной научно-практической конференции. - Мурманск: МГПИ, 2002. - Т. 2. - С. 60-61.

2. Процесс овладения детьми вьетнамской народной художественной культуры. // Проблемы регионального образования и этнопедагогики: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. —

Мурманск: МГЛУ, 2003. - С. 103-104.

3. Гуманизация процесса воспитания эстетической культуры детей дошкольного возраста на основе народного творчества // Научные труды и материалы X международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Российской Академии образования «Гуманистические традиции и инновации в педагогике». - Казань: Изд-во Казанского государственного педагогического университета, 2003. - С. 242-243.

4. Народная культура в эстетическом воспитании ребенка // Перспективы развития начального образования России: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Мурманск: МГПУ, 2004. - Т. 2. - С. 122-123.

5. К.Д. Ушинский о труде и его роли в развитии и воспитании личности. / / Педагогические идеи К.Д. Ушинского и модернизация современного начального образования: Материалы межвузовской научно-практической конференции. - М.: МПГУ, 2004. - С. 183-184.

ГН!тУ" 155

22 MAR 2005 • / • '

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Ха Дык Нгок, 2005 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1.Обзор психолого-педагогических материалов по использованию средств и форм народной художественной культуры в учебновоспитательном процессе.

1.2. Воспитательные возможности народного искусства.

1.3. Освоение подрастающим поколением материалов народной художественной культуры.

ГЛАВА И. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ НА ТРАДИЦИОННЫХ ОСЦОВАХ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.

11.1. Средства педагогических воздействий вьетнамской народной культуры.С.

11.2. Педагогические проблемы осуществления воспитательнообразовательного процесса во Вьетнаме на материалах народной художественной культуры.

ВЫВОДЫ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Народная художественная культура как фактор воспитания"

Актуальность исследования. Одна из важнейших задач педагогических учебных заведений в условиях социально-экономического обновления общества - воспитание личности, обладающей высокой культурой, компетентностью в применении полученных знаний, умений и навыков в различных жизненных условиях и профессиональной деятельности. Особые требования предъявляются к воспитательно-образовательным учреждениям разных статусов, которые должны обеспечить первоначальное становление личности, выявление и развитие ее способностей. Исследование базируется на современной концепции гуманизации образования и идеях межсубъектной педагогики (Ш.А. Амонашвили, М.И. Берулава, В.В. Горшкова, А.Е. Дмитриев, А.С. Запесоцкий, Н.Д. Никандров, Н.М. Конжиев, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Дао Тхань Ам, Нгуен Тхи Ань Тует, Нгуен Тхи Нгок Чук, Чан Тхи Чонг и др.).

В процессе совершенствования системы воспитательно-образовательной работы, укрепления нравственного, эстетического, умственного развития подрастающего поколения огромную роль играет народная культура. В понятие «культура» входят многие составные части, в том числе воспитание, образование, проявление творческих сил и способностей человека в обществе на данном историческом этапе его развития. В более узком смысле понятие «культура» обозначает сферу духовной жизни людей, нормы морали и права, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития и др. Ее воспитательные возможности могут быть успешно реализованы, если педагоги сумеют с детского возраста заложить в человеке потребность в общении с материалами народной художественной культуры - сказками, пословицами, поговорками, загадками, играми, инструментальной музыкой, традиционными обрядами, декоративно-прикладным искусством. Эффективность применения материалов народной культуры в педагогическом процессе состоит не в использовании ее отдельных компонентов, а в создании системы работы на основе ее главных идей: празднично-игровой обрядовой культуры, труда и общения.

Деятельность в этих сферах, понимание их идей, оценка образов народного творчества, сопереживание им могут развить интерес к народным традициям, народному искусству, усилить их воспитательное воздействие. Освоение культурного наследия связывается с развитием чувств сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины, ее региональной культуре, что, в свою очередь, облегчает восприятие и понимание национальных культур других народов, способствует развитию дружественных межнациональных отношений.

Современная жизнь ставит перед педагогами новые задачи воспитания, 1 обучения и развития подрастающего поколения, в том числе и знания возможностей использования/материалов народной художественной культуры в педагогическом процессе. Они должны быть в курсе актуальных проблем современной педагогики, суметь обосновывать насущные вопросы образования и в то же время вести учебно-воспитательный процесс с учетом исторически сложившихся традиционных форм обучения, что характерно содержательному аспекту народной педагогики (С.А. Арутюнов, А.Ф. Афанасьев, В.Г. Бабаков, Г.И. Батурина, Б.П. Блонский, З.П. Васильцова, By Нгок Хань, Динь Жа Хань, А.Н. Зимина, Т.С. Комарова, Г.Ф. Кузина, До Бинь Чи, Нго Дык Хинь).

В связи с задачами демократического преобразования в настоящее время педагогической наукой и практикой особое внимание обращается на возрождение традиционной культуры воспитания, восстановление культурных традиций, что, в свою очередь, связывается с перспективами приумножения культурного потенциала каждого народа.

Проводимые в настоящее время реформы призваны опираться на традиционную культуру воспитания. Поэтому деятельность учебных заведений гуманного демократического общества немыслимо без связи педагогической науки с народной педагогикой, народной художественной культурой.

Определить роль и место народной художественной культуры в воспитательно-образовательной системе той или иной страны, закономерности ее использования в учебном процессе помогает знание ее становления и развития в образовательных системах разных стран. Умение видеть достоинства и недостатки каждой из них способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса на современном этапе развития общества, а также помогает в создании условий для творческой деятельности педагога и его воспитанников, формировании их художественного вкуса и духовных потребностей.

Цель исследования — выявление и анализ важнейших закономерностей становления и развития вьетнамской народной художественной культуры и возможностей использования её материалов в воспитательно-образовательном процессе подрастающего поколения.

Объект исследования -/учебно-воспитательный процесс в государстве Вьетнам, ориентированный на ценности народной художественной культуры.

Предмет исследования - освещение путей приобщения подрастающего поколения государства Вьетнам к народной художественной культуре средствами народных традиций воспитания.

Гипотеза исследования основана на том, что деятельность педагога в учебно-воспитательном процессе будет осуществляться более плодотворно при знании им истории становления народной художественной культуры и аспектов ее педагогических воздействий на подрастающее поколение, что, в свою очередь, будет способствовать становлению положительных черт личности.

Проблема развития культурного потенциала подрастающего поколения может решаться при использовании в учебно-воспитательном процессе материалов народного художественного творчества. При этом педагогическая деятельность будет осуществляться более успешно, если педагоги будут эмоционально обогащать её историческими сведениями о становлении и развитии народной художественной культуры разных этносов.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать процесс общественного воспитания подрастающего поколения в России и Вьетнаме на материале народной художественной культуры.

2. Раскрыть сущность и особенность вьетнамской народной художественной культуры с позиций выявления ее общих традиций и закономерностей.

3. Осветить содержание традиций вьетнамского народа, оказывающих плодотворное влияние на воспитание художественной культуры подрастающего поколения и этнографических средств их применения для достижения цели I исследования.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные положения о формирующей роли гуманитарных ценностей народной художественной культуры в процессе становления личности (Ш.А. Амонашвили, Т.И. Бакланова, М.М. Бахтин, М.И. Берулава, Н.А. Бердяев, М.С. Каган, Н.И. Киященко, Д.С. Лихачев, Г.М. Пономарев); положения педагогики и психологии о положительно-концептуальной роли влияния культурных ценностей на процесс развивающего обучения (Г.И. Батурина, Б.Т. Лихачев, Т.С. Комарова, Г.Ф. Кузина); система воспитательных воззрений педагогов Вьетнама на использование материалов народного художественного творчества в целях развития культурного потенциала подрастающего поколения (By Нгок Хань, Данг Дык, Динь Жа Хань, Дао Тхань Ам, Ле Нгок Кань, Ле Чунг By, Ma Жанг Лан, Нгуен Чи Бен, Чу Суан Зиен и др.).

Для решения поставленных задач в работе использовался комллексметодов исследования: теоретический анализ философской, исторической, культурологической, искусствоведческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта работы по применению материалов народной художественной культуры в педагогическом процессе; систематизация, классификация, сравнительный анализ; анализ учебно-воспитательных программ; анкетирование, педагогические наблюдения, беседы.

Научная новизна исследования определяется обоснованием выявленных условий и особенностей процесса воспитания подрастающего поколения во Вьетнаме на материалах народной художественной культуры. Разработкой концептуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях разных статусов государства Вьетнам на материалах народной художественной культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в описании и характеристике построения учебно-воспитательной системы Вьетнама с применением материалов народной художественной культуры, способствующих становлению гуманной, культурной, нравственной личности; в определении модели педагогического процесса по приобщению детей и подростков к национальной художественной культуре во Вьетнаме.

Практическая значимость диссертации усматривается в возможности организации жизнедеятельности детей разных возрастных уровней развития на традициях народной педагогики согласно обычаям и обрядам народностей государства Вьетнам; освещении вопросов воспитания подрастающего поколения Вьетнама на материалах народной художественной культуры, что может содействовать совершенствованию процесса использования народной художественной культуры в России, вызывать интерес педагогов и их воспитанников к существующим в практике различных государств культурообразовательным ценностям, развивать межнациональное общение. Педагогической практике предлагается вопросник, характеризующий уровень знаний подрастающего поколения в народной художественной культуре Вьетнама.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в выступлениях на ежегодных научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава Мурманского государственного педагогического университета (Мурманск, 2000-2004 гг.); на международной научно-практической конференции «Детство в эпоху трансформации общества» (Мурманск, 2002); на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы регионального образования и этнопедагогики» (Мурманск, 2002); на X международной научно-практической конференции «Гуманистические традиции и инновации в педагогике» (Казань, 2003); на межвузовской научно-практической, конференции «Перспективы развития начального образования России» (Мурманск, 2004); на межвузовской научно-практической конференции «Педагогические идеи К.Д. Ушинского и модернизация современного начального образования» (Москва, 2004).

Основные положения диссертации изложены в пяти статьях, опубликованных автором. I

Достоверность полученных результатов подтверждается методологической обоснованностью теоретических положений и выводов; тщательным анализом исторических материалов; научно-теоретической базой исследования; многоаспектным изучением и обобщением информации из области народной художественной культуры.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Педагогическая проблема народной художественной культуры заключается в воспитании, образовании, развитии творческих сил и способностей личности средствами народной педагогики России и Вьетнама; обогащении сферы духовной жизни подрастающего поколения, интеллекта, нравственных устоев синтезом искусств в учебно-воспитательной деятельности.

2. Сущность вьетнамской художественной культуры выражают идеи воспитания гуманной нравственной личности; освоение, усвоение и присвоение народного опыта в процессе социализации личности.

3. Процесс приобщения подрастающего поколения к народной художественной культуре Вьетнама реализуется в субъект-субъектном взаимодействии детей и взрослых и в свободной творческой деятельности.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, в котором изложен понятийный аппарат исследования; двух глав, раскрывающих вопросы народной художественной культуры России и Вьетнама и ее роли в воспитательно-образовательном процессе; выводов, библиографии и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы

Приведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1. Особую роль б становлении личности педагогическая мысль отводит культуре, которая формирует духовную жизнь не только подрастающего поколения, но и взрослых, закладывает основы эмоционального и интеллектуального развития, воспитывает разнообразные потребности и творческие способности.

2. Исследования национальных корней и традиций, специальной среды, обстановки позволяют увидеть ценность народной культуры, которая выражается в различных видах искусств и представляет собой явление, имеющее общие человеческие ценности и региональное своеобразие, где t отражаются мир природы, быта, социальных явлений, внутренний мир жизнедеятельности человеку.

3. Проведенное исследование позволяет высказать мысль о том, что педагогические проблемы использования материалов народной художественной культуры заключается в: разработке вопросов использования видов, форм, жанров народного искусства в учебно-воспитательном процессе; в отборе материалов, соответствующих уровню развития детей того или иного возрастного периода развития; в окружении ребенка с раннего возраста пробуждающими душу и воспитывающими чувство красоты, любознательность национальными предметами; в широком использовании материалов фольклора; в приобщении к народным праздничным традициям; в разработке методов педагогической деятельности, которая позволяет дать каждому из воспитуемых ощутить духовную жизнь своего народа, творчески утвердить себя в ней; в подготовке ведущих в данных вопросах педагогических кадров.

4. Воспитательное воздействие элементов народной художественной культуры заключается в знании своей родословной, почитании предков, родителей, знании фольклора, сути обрядов и традиций, отражающих духовность народа, цеди существования, характер, установки на поведение и деятельность. На основе изучения развития этнопедагогических традиций народностей Вьетнама мы выявили средства народной культуры (природа, быт, труд, общение, фольклор, праздник и обряды), вобравшие в себя педагогические сведения и воспитательный опыт вьетнамского народа. Использование этих средств в учебно-воспитательном процессе позволяет не только знакомить подрастающее поколение с сущностью традиций народов и народностей Вьетнама, но и воспитывать чувство гордости за сво*. народ, уважение к народным традициям, приобщать их к миру общечеловеческих ценностей.

5. В культуре народов Вьетнама большое место занимает народное творчество, которое органично связано с трудом и бытом и в котором живет дух парода, проявляются его способности, склонности, таланты, характер. Оно органично связано с трудом, бытом и заключается в речи, музыкальном и песенном творчестве, богатстве и разнообразии художественных ремесел, которые являются элементами народной художественной культуры.

6. Исследованием установлено, что содержание знаний о народной художественной культуре ориентируется на воспитании деятельностной, гуманистической направленности личности детей разных возрастных периодов развития, что и позволило разработать вопросник, характеризующий уровень знаний подростков о народной художественной культуре Вьетнама, (см. Приложение 1 на С. 2-3).

7. После Великой Августовской революции в 1945 г. и победы над американскими захватчиками в 1975 г., приведших к полной независимости Вьетнама, подрастающее поколение повсеместно получило возможность воспитываться в детских садах и школах на родном языке. Вместе с этим были созданы условия для его всестороннего развития: способности мыслить, полно чувствовать и выражать свои мысли и чувства в естественных для него формах. Поэтому обеспечение развития родного языка со всей его выразительностью и богатством, свойственных народной речи — одна из главных проблем вьетнамской педагогическог науки. Ценнейшим материалом для этого являются устное народное творчество и родная художественная литература, отражающие традиции смелого, воинственного, трудолюбивого и свободолюбивого вьетнамского народа.

8. Использование в педагогической работе материалов народной культуры приближает подрастающее поколение к особенностям быта, нравам и обычаям народа, в яркой образной форме знакомит его с красотой родной природы, с этапами борьбы народа за освобождение, его почитываемыми героями. Если учесть, что национальные меньшинства пэлучили письменность, а вьеты — грамотность только после революции 1945 г., то становится ясным, что культурно-художественное наследие в виде фольклора и декоративно-прикладного искусства имеет огромное значение в развивающейся педагогической науке.

9. Знание культурного и исторического наследия своей Родины осознается Вьетнамской педагогикой как проблема воспитания духовности, фактор преемственности поколений. В системе образования развитие нравственности справедливо связывается с развитием чувств сопричастности к традициям и духовным ценностям Родины. В них заложены истоки любви к Отечеству, ибо у каждого Родина начинается по-своему, с дорогих мест, событий, обрядов. Народная мудрость, выраженная в народной художественной культуре и вобравшая в сеоя все общечеловеческие ценности, в своем корне является педагогической, ибо обладает учебно-воспитательным воздействием. В ней, в доступной уровню возрастного развития, в понятной и интересной форме, прививаются и закрепляются выработанные и проверенные веками правила и нормы поведения, взаимоотношений, трудовых процессов.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Ха Дык Нгок, Мурманск

1. Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. / Под общ. ред. Т.С. Комаровой и М.Б. Зацепиной. М.: Альфа, 2002.-171 с.

2. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. М.: Педагогика, 1990. - 603 с.

3. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителей. —

4. М.: Учпедгиз, 1959. 256 с.

5. Амонашвили Ш.А. личлостно — гуманистическая основа педагогического процесса Минск, 1990.- 348с. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагоги. :е — М. 1996- 138с.

6. Афанасьев А.Н. Народ-художник: Миф. Фольклор. Литература. -М.: Современная Россия, 1986. 366 с.

7. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева. В 5-и т. Т. 1. М.: Терра, 1999. - 318 с.

8. Байм\чэзин Х.Х. Из истории развития народных игр// Языки, духовная культура и история тюрков: традиции в современности. В 3 т. Т.2. М.: Инсан, 1997. - С. 140 - 141.

9. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. - 50 с.

10. Бабаков В.Г., Семенов В.М. Национальное сознание и национальная культура' (методологическая проблема). Институт философии./ Отв. ред. А.А. Кара-Мурза. М.: Наука, 1996. - 70 с.

11. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства. М.: Изд-во МГИК, 1991. - 53 с.

12. Барабухина М.Н. Актуальные вопросы воспитания и развития детей. М.: Альфа, 2002. - С. 77-97.

13. Батурина Г.И, Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. М.: РАО, 1995. - 72 с.

14. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследование разных лет. М.: Художественная литература, 1975. - 502 с.

15. Белинский В.Г. Общий взгляд на народную поэзию и ее значение. Русская поэзия // Полн. Собр. соч./ Под ред. Н.Ф. Бельчи:, оваа. -М.: Изд-во АН СССР, 1953. Т. 6. С. 548.

16. Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир ф.шософии. М.: Политиздат, 1991.4.2. - С.543-549.

17. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Мысль, 1991. - 320 с.

18. Берулава М.И Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика 1996 - N1.- С. 9 - //.

19. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: Проблемы м методы психолого-педагогичесиого обеспечения тех. обучающихся систем. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та., 1977. -304 с.25