Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Народная игра как средство социализации детей в России

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Тимошкина, Надежда Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2002
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Народная игра как средство социализации детей в России», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Тимошкина, Надежда Александровна, 2002 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I Социализация детей средствами игры как психолого-педагогическая проблема.

1.1. Методологические основы проблемы социализации личности.

1.2. Педагогические функции народной игры.

1.3. Особенности семейного воспитания детей в России (вторая половина XIX — начало XX веков).

ГЛАВА II Педагогические условия социализации детей в

России средствами народной игры (вторая половина XIX — начало XX веков).

2.1. Приобщение детей к трудовой деятельности в процессе игры.

2.2. Освоение детьми своих половозрастных функций в игровой деятельности.

2.3. Воспитание у детей навыков общественного поведения средствами игры.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Народная игра как средство социализации детей в России"

На протяжении всей истории развития человеческого общества, решался вопрос о поисках закономерностей формирования личности. Проблема жизненного призвания человека и сегодня находится в центре внимания различных гуманитарных наук. Она волнует и каждого конкретного человека, где бы он ни жил, какое бы общественное положение ни занимал. При обращении к человеческой проблематике возникает вопрос - каковы пути и способы развития и воспитания человека, что позволило ему состояться и достойно проявить себя в изменяющихся условиях времени и социальной среды.

Во все времена люди отмечали важность игры для общего развития ребёнка и необходимость применения её в воспитании. Игра как деятельность человека - явление сложное, и педагоги разных стран на протяжении многих столетий задумывались о сущности этого явления. При этом, указывая на огромное воспитательное значение народных игр.

Понятие «игры» в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. «Игрой» называли такие, казалось бы, разные и далёкие друг от друга явления, как пляски, танцы, хождения под песни, шалости, забавы, подвижные игры и вообще веселье. Отличительной чертой, способом существования народных игр в прошлом было их проникновение во все сферы жизни - и в ритуально - обрядовую, и в повседневную. Очевидно, что игры не были преимуществом людей одного возраста, они сопутствовали человеку от рождения до старости, в каждом возрасте имея свои особенности и выполняя определённые функции. Так, для детей наиболее важным можно признать задачи физического и психического развития, для молодёжи - знакомства и сближения потенциальных брачных пар, для взрослых - проведение досуга, для стариков - общение и преодоление усиливающегося в их возрасте одиночества.

Игра позволяет человеку взять на себя практически любую роль, потому что роль в игре во многом условна. В игре сочетается условность со стремлением к достоверности в главном, ради чего игра затеяна. Это определяется самим играющим в меру его желаний и возможностей. Самостоятельность и свобода выбора, простор для творчества, доступность в игре самого недоступного и желанного - всё это наполняет участников игры радостью, окрыляет их фантазию, изобретательность. Человек в хорошей, увлекательной игре растёт, развивается духовно и физически.

В недалеком прошлом Россия была крестьянской страной. Многовековой путь развития, пройденный русским крестьянством, позволяет считать его хранителем культуры русского народа. Крестьянская среда в наименьшей степени была подвержена различного рода изменениям, влияниям и к середине XIX века практически сохранилась в своем первозданном виде, что обусловливается традиционностью всей жизни и культуры крестьянства (31, с. 4).

Уважение к игре и понимание её значения для воспитания находим уже в «Поучении» Владимира Мономаха (XII в.) оно отчётливо выражено в трудах известных педагогов Епифания Славинецкого (XVII в.), И.И. Бецкого (XVIII в.).

Роль народной игры в воспитании крестьянских детей во второй половине XIX - начале XX веков была огромна, поскольку влияние специальных воспитательно-образовательных учреждений в этот период было еще незначительным. Со второй половины XIX века в России начинается осознанное и целенаправленное стремление к познанию народной игры. Сохранить богатство народных игр и шире использовать для развития культуры и просвещения - такую задачу поставила перед собой и успешно решала целая плеяда собирателей и исследователей игр народов России - И.П. Сахаров, В.И. Даль, Е.А. Покровский (133, 60, 124).

Одновременно проводился педагогический отбор, обработка и пропаганда игровых форм, наиболее пригодных для воспитания. Этим успешно занимались В.И. Даль, Е.А. Покровский, П.Ф. Лесгафт.

Первое специальное собрание русских народных игр, подготовленное И.П. Сахаровым, содержало и некоторые педагогические характеристики описываемых игр (133), а «Детские игры.» Е.А. Покровского явились уже одной из первых и блестящих попыток дать характеристику народных игр своего времени достаточно разносторонне «в связи с историей, этнографией, педагогикой и гигиеной», что прямо указано в подзаголовке книги (124). К XX веку насчитывалось не менее 100 сборников игр только на русском языке.

В 20-е годы XX века изучение народной педагогики связано с именем Г.С. Виноградова (40, 41), который представлял её как систему, изучал практику, психологические основы народного воспитания.

Значительный вклад в развитие и обогащение теоретических представлений о народной педагогике внесли в 50-70 годы XX века научные труды Г.Н. Волкова (42, 43, 44), М.Г. Тайчинова (150). Они определили принципиальный подход к оценке и использованию педагогического опыта народов России, обосновали идею о необходимости изучения народных традиций воспитания.

В конце XX - начале XXI веков в России нередкими стали негативные явления в детской среде: усиление конфликтности и агрессивности поведения, заметное даже в дошкольном возрасте, часто жестокий и опасный характер игр самоутверждения у подростков, обеднение общения детей и подростков в результате утраты ими игровых форм взаимодействия и т.д. Причинами такого положения являются не только урбанизация образа жизни и связанное с ней падение престижа народной традиционной культуры, всё более широкое распространение телевидения, но и исчезновение из детского обихода многих жанров игрового фольклора, а также стандартизация воспитания детей в одновозрастных коллективах, сокращение игрового времени и игрового репертуара детей, заимствование педагогами чуждых традиционной русской культуре игр.

Из детских игр практически полностью исчезли традиционная терминология, символика, игровые предметы, способы разметки игрового поля и разделения на команды, установление иерархии ролей и приёмов и прочее. Именно эти элементы и составляют ядро любой традиционной игры и делают её фактором народной культуры. В тоже время в народной игре отражаются особенности народа, его ценности и традиции. Психолого-педагогические исследования (В.М. Григорьев, И.С. Слепцова, И.И. Шангина и др.) доказывают, что игра помогает ребенку усвоить социальный опыт многих поколений, развивает умение соотносить собственные и общественные ценности и нормы (52, 140, 170). Лишение современных детских игр этих важных признаков свидетельствует об отсутствии культурной преемственности и разрыве традиций.

Наметить пути выхода из создавшегося кризиса могло бы творческое осмысление особенностей бытования народных игр в прошлом. Для этого, безусловно, прежде всего, необходимо знание традиций народной игры, в которых заключён опыт воспитания, отшлифованный многими поколениями.

В последние десятилетия народные игры являются предметом исследования многих педагогов, психологов, этнографов (Т.И. Березина, Т.А. Бернштам, В.М. Григорьев, С.В. Григорьев, Д.И. Латышина и др.), однако, до настоящего времени значение народных игр в воспитании детей не изучено в достаточной мере. В частности не исследовано значение народной игры как средства социализации детей. Недостаточная изученность этого вопроса с одной стороны и насущная потребность в её разрешении с другой и определили выбор темы нашего исследования: «Народная игра как средство социализации детей в России (вторая половина XIX - начало XX веков).

Проблема данного исследования: какова роль народных игр в процессе социализации детей в России во второй половине XIX - начале XX веков? Решение данной проблемы составляет цель настоящего исследования.

Объект исследования: народная игра, как средство социализации детей.

Предмет исследования: процесс социализации детей средствами народной игры в России.

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи:

1. Определить методологические основы проблемы социализации личности;

2. Раскрыть сущность, педагогические функции народной игры;

3. Проанализировать особенности воспитания крестьянских детей в России во второй половине XIX - начале XX веков;

4. Выявить педагогические условия социализации детей в России во второй половине XIX - начале XX веков, средствами народной игры.

Методологическую основу исследования составляют положения и разработки современной истории, философии, социологии, педагогики о человеке как высшей ценности общества, о движущих силах педагогического процесса, о факторах, обуславливающих общественное развитие; подход к истории образования как части истории культуры, выдвигающей приоритет педагогического и антропологического, педагогического и социокультурного принципов анализа историко-педагогического процесса. Исследование опирается на закон восхождения от абстрактного к конкретному, нормы деятельностного подхода в изучении исторического прошлого, принципы логического и исторического, системности и последовательности.

Методы исследования: теоретический анализ философской, исторической, педагогической, психологической, этнографической литературы; изучение архивных материалов и периодических изданий, произведений устного народного творчества, собранных и опубликованных во второй половине XIX - начале XX веков; сравнительно-сопоставительный анализ фактов, документов, взглядов.

Источниковедческая база исследования. Первую группу источников составила литература, освещающая опыт воспитания детей в России в 1861 - 1917 гг. (К.Д. Ушинский, JI.H. Толстой, П.Ф. Лесгафт, Г.Н. Волков, М.М. Громыко, А.Ф. Некрылова и др.). Важными источниками исследования послужили документальные материалы Государственного Архива Российской Федерации, архива Государственного музея этнографии (Рукописный отдел). Особую группу источников составила местная и центральная периодика, современная изучаемому периоду, журналы «Живая старина», «Этнографическое обозрение», «Этносфера».

Диссертационное исследование выполнялось в несколько этапов.

Первый этап (1998 - 1999 гг.) - поисковый. В процессе анализа литературы была выявлена проблема, определены методология, объект, предмет, задачи и методы исследования, обосновывался выбор его хронологических границ.

Второй этап (1999 - 2001 гг.) - теоретический. Были разработаны теоретические основы исследования, определены методологические основы проблемы социализации личности, педагогические функции народной игры. Были выявлены педагогические условия социализации детей в России (второй половины XIX - начала XX веков), обобщался и систематизировался архивный материал, уточнялась структура и логика изложения диссертации.

Третий этап (2001 - 2002 гг.) - обобщающий. Были уточнены и обобщены данные исследования, излагалось и апробировалось его основное содержание, которое оформлялось в соответствии со структурой диссертации.

На защиту выносятся основные положения:

1. Социализация личности является сложным двусторонним процессом, включающим в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. В детском возрасте освоение ребенком социальных норм и ценностей происходит посредством его вхождения в культурные реалии.

2. В процессе социализации личности важную роль играют народные игры. К воспитательным функциям, которые выполняют народные игры можно отнести социализирующую, развлекательную, коммуникативную, самореализующую.

3. Крестьянская семья в России (второй половины XIX - начала XX веков) имела свой воспитательный опыт, создала свои традиции воспитания. Педагогическими условиями социализации крестьянских детей в России средствами народной игры являлись:

- приобщение детей к трудовой деятельности,

- освоение детьми своих половозрастных функций,

- воспитание навыков общественного поведения.

4. Выявление и изучение роли народной игры в процессе социализации детей в России (второй половины XIX - начала XX веков), погружение детей в фольклорную среду, приобщение их к традиционным народным играм предоставляет возможность для обогащения современной теории и практики воспитания.

Научная новизна исследования состоит в том, что

- получены новые данные о значении народной игры в процессе социализации детей в России во второй половине XIX - начале XX веков;

- обоснованы положения о том, что овладение социальными навыками поведения в историческом опыте воспитания осуществлялось средствами игры;

- раскрыта сущностная характеристика процесса социализации и функции народной игры в ее осуществлении;

- разработана научно обоснованная эффективная методика использования народной игры в процессе воспитания;

- раскрыты возможности для дальнейшего исследования по использованию народной игры в целях социализации ребенка.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- расширены имеющиеся теоретические представления о процессе социализации детей в историческом аспекте;

- выявлены педагогические условия социализации детей в России во второй половине XIX — начале XX веков средствами народной игры: приобщение детей к трудовой деятельности, освоение детьми своих половозрастных функций, воспитание у детей навыков общественного поведения;

- разработаны показатели и научно-практические рекомендации об использовании в современной практике воспитания детей народной игры в целях социализации.

Практическая значимость исследования обусловлена раскрытием возможности использования народного опыта в практике современного воспитания.

Результаты исследования обогащают материалы вузовского курса истории педагогики, они являются основой для спецкурсов и спец. семинаров, адресованных студентам, изучающим историю отечественной педагогики в педагогических университетах, институтах, колледжах. Материалы исследования могут быть использованы при создании научно-популярных пособий.

Результаты диссертационного исследования внедрены в Московском педагогическом колледже № 6 города Москвы при разработке и проведении занятий по истории отечественной педагогики России. Материалы диссертационного исследования нашли применение в просветительской работе с родителями с целью ознакомления их с народными традициями воспитания.

Достоверность и обоснованность полученных в исследовании положений, выводов и результатов определяется методологическим обоснованием исследования, применением комплекса методов исследования, поставленными задачами и использованием историко-педагогических и архивных источников. Результаты использованных в работе источников проверялись путем сопоставления фактов и событий, их оценки в прошлом и настоящем.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждались на международной научно-практической конференции «Психология на рубеже веков: наука, практика, преподавание» (г. Тула, 2000), на международной научно-практической конференции «Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемы и перспективы» (г. Стерлитамак, 2000), на X межвузовских студенческих чтениях «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» (г. Тула, 2001), а также нашли отражение в публикациях автора.

В соответствии с общим замыслом и логикой исследования его научные результаты изложены в диссертации, которая состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в России во второй половине XIX - начале XX веков народная игра являлась важнейшим средством социализации детей.

Социализация личности - это сложный двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. В детском возрасте освоение ребенком социальных норм и ценностей происходит посредством его вхождения в культурные реалии.

Каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности является объектом социализации. Большое значение для развития личности имеет фактор содержательности ранних этапов социализации, когда происходит формирование самых базисных элементов взаимоотношения индивида с обществом. В период ранней социализации важнейшую роль в развитии ребёнка выполняют общение с родителями, подражание взрослым, игра. По мере взросления ребенка, превращения в подростка, юношу, закономерно расширяется круг его общения с другими людьми.

Анализ педагогической литературы и имеющихся исследований позволил выделить следующие основные элементы процесса социализации, существенные с точки зрения социальных контактов индивида с окружающими людьми:

1) социальное познание, т.е. знание о самом себе, о взаимоотношениях с другими людьми, усвоение социальных и культурных ценностей, знание о структуре общества и роли отдельных социальных институтов;

2) овладение определенными навыками практической деятельности как в предметной, так и в социальной сферах.

3) выработка на основе полученных знаний системы ценностных ориентации и установок;

4) приобретение определённых социальных позиций;

5) включение человека в активную творческую деятельность, уже как зрелой, социализированной личности.

Качества личности, значимые для социализации ребенка, развиваются благодаря микрогрупповому окружению (семье, сверстникам, коллективу), системе образования и воспитания, а также включению ребенка в традиции, обычаи, фольклор.

С самого раннего возраста ребенок включается в игру, которая знакомит его с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, с её помощью он приобретает основные навыки общения, личностные качества необходимые для установления контакта со сверстниками.

Игра является первой деятельностью ребенка. Ей принадлежит значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания. Игра - понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Однако, несмотря на это, большинство исследователей рассматривают игру как:

- особое отношение личности к окружающему миру;

- особую деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная действительность;

- социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности;

- особое содержание усвоения;

- деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка.

Исследования проблем игры учеными доказывают объективное существование разнообразных игр, в том числе и народных. Одним из назначений традиционных народных игр является бережное сохранение национальных традиций, самобытности национального облика каждого народа.

Несмотря на различия, все виды детских игр с педагогической точки зрения имеют много общего. Их воспитывающий потенциал всегда зависит от содержания познавательной и нравственной информации заключённой в тематике игр, от того, каким героям подражают дети, от обеспечения самого процесса игры как деятельности, требующего достижения цели, самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения во имя достижения успеха и установления доброжелательных отношений.

Исследователи детской игры отмечают, что народная игра является важным средством социализации ребенка. Поскольку основным назначением народной игры является подготовка ребенка к полноценной

-г-социальной деятельности, эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение ребенка в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами. В игре ребенок всему подражает: копирует жизнь взрослых, воспроизводит жизнь знакомых животных, которых наблюдал, о которых слышал. ^ Игровая культура является спутником человека на протяжении всей его истории, и сформировалась вместе с человеком, выполняя следующие воспитательные и социальные функции: развлекательную, социализирующую, самореализационную, коммуникативную и др.

Наиболее эффективным средством сохранения культуры народа, на протяжении многих столетий в России являлась семья. В ней сохранялись традиции воспитания, накопленные многими поколениями. В различные периоды истории социализирующая роль семьи была неодинаковой, ** находясь в зависимости от характера общества и сущности как внешних, так и внутренних связей семьи. Многое для будущей самостоятельной жизни ребенок черпал из своих наблюдений и моделирования отношений в семье.

В крестьянской семье существовали вековые традиции воспитания детей, включающие разнообразные обычаи и обряды. Отношение к детям в разные возрастные периоды (детский возраст, подростковый возраст, совершеннолетие) было принципиально различным: до подросткового возраста воспитанием детей занималась в основном мать, старшие дети, престарелые члены семьи, начиная с подросткового возраста, воспитанием мальчиков занимался отец, а девочек - мать. С раннего возраста начиналась подготовка к будущей жизни, включающая в себя социально-половую ориентацию, участие в трудовой деятельности, нацеленность на создание собственной семьи, т.е. ребёнок должен был освоить ряд социальных функций, которые помогли бы ему адаптироваться к взрослой жизни. Таким образом, происходила первичная социализация личности и этому в значительной степени помогала семья ребёнка

Изучение процесса социализации детей и подростков средствами народной игры в России в указанный период позволило нам выявить следующие педагогические условия:

1. Приобщение крестьянских детей к трудовой деятельности.

В крестьянской семье как важнейшее качество человека ценилось трудолюбие. Оно воспитывалось в детях с самого раннего возраста. Огромное значение в приобщении крестьянских детей к труду имела игра. Воспитание детей строилось таким образом, что они постепенно - сначала через игру и посильную помощь родителям подключались к труду взрослых. Народная игра способствовала приобретению детьми трудовых навыков, готовила их к трудовым нагрузкам. В играх воспроизводились многие жизненные ситуации, воссоздавались социальные отношения между людьми. Кроме того, игровая деятельность, моделировала жизнь взрослых людей и готовила ребенка к самостоятельной жизни и труду.

2. Освоение крестьянскими детьми своих половозрастных функций. Как показал анализ народных игр, они воспитывали в детях необходимые физические, нравственные, трудовые качества; знакомили с обязанностями мужа и жены в семье; помогали выбрать себе спутника жизни, знакомили с традиционными обрядами (свадебные).

3. Воспитание у крестьянских детей навыков общественного поведения.

Игры формировали отношение ребенка к Родине, родному краю, дому, воспитывали почтение и уважение к старшим, милосердие и сострадание. Также игры помогали детям общаться между собой, учили прощать обиды.

Крестьянский ребенок рос свободно, ему давали возможность проходить школу воспитания на примере взрослых. Видя занятия и развлечения родителей, старших родственников и других взрослых, дети старались воспроизвести их в своих повседневных забавах и играх. Благодаря играм от старшего поколения к младшему передавался бесценный положительный опыт предков, который учил жить в гармонии с природой, рациональному ведению хозяйства.

Таким образом, можно сказать, что сущность народной игры -социально-педагогическая. Социальная, так как игра является областью культуры человеческого общества (социума). Педагогическая потому, что связана с воспитанием и развитием человека.

С решением поставленных в диссертации задач была достигнута цель исследования, что позволило раскрыть значение народных игр в процессе социализации детей в России (второй половине XIX - начале XX веков).

Реальное состояние народных игр современного периода и степень практической реализации их потенциальных возможностей в современных условиях весьма противоречивы. С одной стороны, растет стремление многих народов к возрождению национально самобытной культуры, включая игровую, с другой, она подвергается невиданному натиску коммерческой массовой культуры, извращается и губится ею. Педагоги, родители, все причастные к воспитанию люди не могут стоять в стороне от решения судьбы одного из важнейших и исходных воспитательно-развивающих средств. Однако результативность их участия во многом зависит от общих социальных условий в обществе.

Среди условий дальнейшего развития педагогики народной игры и повышения ее роли в воспитании и развитии личности в настоящее время решающими оказываются внутренние условия - полнота и гармоничность системы ее средств, достигаемая на основе разработки теории народной игры и практического возрождения неоправданно забытых или ослабленных явлений традиционной игровой культуры и ее дальнейшего развития на всех уровнях: общечеловеческом, на уровне регионально-этнических, конфессиональных и других общностей, семьи, коллективных игровых объединений всех типов, на уровне индивидуальной игровой культуры личности.

Однако в современных условиях это возможно лишь при включении педагогики народной игры в общий целостный педагогический процесс, для чего необходимо соединение этнопедагогических требований в сфере игры с общепедагогическими, и прежде всего: соответствие задачам современной системы образования и воспитания, осуществление комплексного педагогического руководства, включающего как прямые, так и косвенные пути и способы влияния, учет половозрастных и индивидуально-типологических особенностей воспитанников и самих воспитателей, специальная забота о повышении их личной игровой культуры, через которую осуществляется педагогическое влияние на развитие и воспитание личности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тимошкина, Надежда Александровна, Москва

1. Абдынасырова А.Т. Национальные традиции как фактор социализации личности. Дис. . канд. филос. наук - М., 1989. - 163 с.

2. Агамова Н.С., Слепцова И.С., Морозов И.А. Народные игры. -М.: Государственный республиканский центр русского фольклора. -1995.-64 с.

3. Адлер Ф.А. Воспитательное значение сказок. // Вестник воспитания.-1895, №7.-С. 66-80

4. Азаров Ю.П. Игра и труд. М.: Знание, 1973 - 92 с.

5. Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании: хрестоматия. М.: Просвещение, 1983.-336 с.

6. Александров В.А. Типология русской крестьянской семьи в эпоху феодализма // История СССР 1981, № 3 с. 78 - 96

7. Александров В.А. Обычное право крепостной деревни России XVIII -начало XIX вв. М.: Наука, 1984. - 225 с.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современого человекознания. М.: Наука, 1977.-415с.

9. Андреева Г.М. Актуальные проблемы социальной психологии. -М.: Издательство Московского Университета, 1988. 111 с.

10. Ю.Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. - 324 с.

11. Андреенкова Н.В. Социализация личности в период начала трудовой деятельности: Дис. .канд. филос. наук. М., 1971. - 312 с.

12. Андреенкова Н.В. Основные направления социологических исследований. М.: ИСИ, 1985. - 57 с.

13. Аникин В.П. К мудрости ступенька. М.: Детская литература, 1988. -174 с.

14. Арсеньев Н. Духовная традиция русской семейной культуры. // Московский журнал. 1993, № 12. - С. 4 - 9.

15. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Якуткнигоиздательство, 1979. - 182 с.

16. Ашбинадзе Ш.Г. Об уровнях социализации. Труды Тбилиского университета. Т. 222. - Тбилиси, 1981. - С. 105 - 107

17. Балов А. Народные загадки, записанные в Пошехонском уезде Ярославской губернии. // Живая старина. 1901. Выпуск 1.- С. 114-116.

18. Барановская Е.К. Молодая жена. JL: Лениздат, 1982. - 64 с.

19. Батенин С.С. Человек в его истории. Л.: Наука, 1976. - 296 с.

20. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1989.- 421 с.

21. Беляев Н. Крестьяне на Руси. Исследование о постепенном изменении значения крестьянства в Русском обществе. М., 1860. - 170 с.

22. Березина Т.И. Трудовое воспитание детей в народной педагогике Сибири, 1861 1917: Дис. канд. ист. наук. - Новосибирск, 1998. - с.

23. Бернштам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни Русской общины XIX -начала XX в. М.: Наука, 1988. - 277 с.

24. Бернштам Т.А Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: учение и опыт церкви в народном христианстве. -СПб.: Петербургское Востоковедение, 2000. 395 с.

25. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1995.-311 с.

26. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение, 1988. - 204 с.

27. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей. М.: Педагогика, 1993. - 84 с.

28. Большая энциклопедия / под ред. С.Н. Южакова. СПб. - М., 1902. -794 с.

29. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Прохоров A.M. 2е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. - 1434 с.

30. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания школьников. Ростов-на-Дону: Издательство Государственного педагогического института, 1976. - 192 с.

31. Борисова Е.В. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России (1861-1917гг): Дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 155 с.

32. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Россия: Энциклопедический словарь. -Л., 1991.-922 с.

33. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука, 1983. - 412 с.

34. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире. М.: Наука, 1987.-447 с.

35. Будина О.Р., Шмелева Н.К. Город и народные традиции русских. -М.: Наука, 1989. 255 с.

36. Буева Л.П. Становление личности в общественном процессе. -М.: Мысль, 1985. 93 с.

37. Былеева Л.В., Григорьев В.М. Игры народов СССР. М.; Физкультура и спорт, 1985.-269 с.

38. Быт великорусских крестьян землепашцев. Описание материалов Этнографического бюро кн. В.Н. Тенишева (На примере Владимирской губернии). /Авт. - сост. Б.М. Фирсов, И.Г. Киселева. - СПб.: Издательство Европейского дома, 1993. - 472 с.

39. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988. 137с.

40. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск: Издание Иркутской секции научных работников, 1926. - 30 с.

41. Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Иркутск: Издание Иркутской секции научных работников , 1930. - 235 с.

42. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1970. - 96с.

43. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. - 375 с.

44. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1989. - 335 с.

45. Выготский JI.C. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1966 № 6 , С. 137

46. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т.1 / под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского М.: 1982. - 483 с.

47. Голоса крестьян: сельская Россия XX века в крестьянских мемуарах / Сост. Е.М. Ковалев. М.: Аспект - Пресс, 1996. - 411 с.

48. Голубев B.C. Крестьяне после освобождения (1861-1906). СПб., 1906.-40 с.

49. Горбунов Б.В., Григорьев С.В. Удаль молодецкая, сила богатырская. -М.: Педагогика, 1995.-180 с.

50. Гребенников И.В. Наши дети. М.: Молодая гвардия, 1988. - 381 с.

51. Григорьев В.М. Педагогическое руководство игровой деятельностью подростков: Дис. канд. пед. наук. М., 1984. - 251с.

52. Григорьев В.М. Народные игры и традиции России. М.: Молодая гвардия, 1994. - 268 с.

53. Григорьев В.М. Народная педагогика игры / Вопросы методологии и теории. М.: ОДИ - International, 1996. - 243 с.

54. Григорьев С.В. Самовыражение и развитие личности в игре: Дис. .канд. психол. наук. М., 1991. - 214 с.

55. Григорьев С.В. Традиционные новгородские игры и забавы. Новгород, 1991.- 100 с.

56. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в. М.: Наука, 1986. - 278 с.

57. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Молодая гвардия, 1991. -447 с.

58. Гурова Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М.: Педагогика, 1981.- 176 с.

59. Гусева Н.Р. Русские сквозь тысячелетия. М.: Белые альвы, 1998. -157 с.

60. Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. -М.: ЭКСМО Пресс, 2000. - 607 с.

61. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х томах. Т.2 М.: Терра, 2000. - 780 с.

62. Дреев О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения: Дис. канд. философ, наук. М., 1982. - 169 с.

63. Жирнова Г.В. Брак и свадьба русских горожан в прошлом и настоящем. -М.: Наука, 1980. 150 с.

64. Игры и праздники Валдая: традиции игровой культуры Новгородской земли / Сост. С.В. Григорьев. М., 1995. - с.

65. Игры народов СССР / Сост. Всеволодский Гернгросс В., Ковалева B.C., Степанова Е.И. - M.-JL: Академия, 1933. - 560 с.

66. Иллюстров И.И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках.- М.: Творчество скоропечатни А.А. Левенсон, 1915. 480с.

67. Ильинский В. Как ведется воспитание детей в деревенской Руси. СПб., 1906.-21 с.

68. Ильясов P.P. Социально-философский анализ феномена игры: Дис. канд. филос. наук. Уфа, 1998. - 160 с.

69. Каган М.С. Человеческая деятельность. М.: Политиздат, 1974. - 378 с.

70. Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники, ритуалы.- М.: Флинта: Наука, 2000. 215 с.

71. Каптерев П.Ф. История русской педагогики СПб.: Богданова, 1915. -746 с.

72. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Наука, 1994. -178 с.

73. Кейра Ф. Детские игры М.: Книжный магазин В.В. Думнова, 1908. -112 с.

74. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М.: Просвещение, 1986. - 78 с.

75. Колоцца Д.А. Детские игры. Их происхождение и педагогическое значение М.: Московский книгоиздат, 1911. - 260 с.

76. Комаров М.С. Введение в социологию. М.: Наука, 1994. - 317с.

77. Коменский Я.А. Материнская школа. М.: Учпедгиз, 1947. - 104 с.

78. Кон И.С. Ребенок и общество М.: Наука, 1988. - 271 с.

79. Кон И.С. Этнография детства. М.: Наука, 1988. - 191 с.

80. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М.: Аспект -Пресс, 1997.-687с.

81. Коненков С.Т. Мой век. Воспоминания. М.: Политиздат, 1972. - 368 с.

82. Кононова Т.М. Развитие творчества и интеллекта в процессе социализации личности: Автореф. дис. . канд. социол. наук. Тюмень, 1995.- 19 с.

83. Конради Е.И. Общественные задачи домашнего воспитания. Книга для матерей. СПб., 1883. - 672 с.

84. Коринфский А.А. Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий и обычаев русского народа / Сост. Сорокин В.В. М.: Московский рабочий, 1995.-659 с.

85. КорчакЯ. Воспитание личности. М.: Просвещение, 1992. - 287 с.

86. Корякина А.Д. Отцы и дети. Челябинск: Южно - Уральское книжное издательство, 1978. - 81 с.

87. Косогоров А. Русское народное воспитание. // Живая старина, 1906, № 4, С. 12

88. Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в XVI и XVII столетиях. М.: Республика, 1992. - 303 с.

89. Кочетов А.И., Логинов А.А. Начало семейной жизни. Мужчина и женщина. Минск: Полымя, 1989. - 448 с.

90. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало ХХв.): Учебное пособие. - М.: Форум, 1998. - 584 с.

91. Латышина Д.И. Психолого-педагогические критерии отбора содержания и технологий гуманитарного образования // Гуманитарное образование в школе: состояние, проблемы обновления. М., 1999.

92. Латышина Д.И. История педагогики. История образования и педагогической мысли. М.: Владос, 2002. - 568 с.

93. Левшин Л.А. Логика педагогического процесса. М.: Просвещение, 1980.-96 с.

94. Леонтьев А.Н. Эволюция психики: Избранные педагогические труды -М.: Воронеж, 1999. 411 с.

95. Лесгафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. 4.2 // Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: в 2х т. М., 1952. - Т.2 - С. 111 - 317

96. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание человека и его значение. М.: Педагогика, 1991. - 176 с.

97. Листова Т.А. Русские народные традиции и современность. М.: Педагогика, 1995. - 480 с.

98. Ломов Б.Ф. Проблемы комплексного изучения человека. М.: Институт психологии человека при АН СССР, 1983. - 48 с.

99. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. - 704 с.

100. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство, 1994. -398 с.

101. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

102. Мамакин И. Народные детские игры // Живая старина. 1891, Вып. III, С. 215

103. Милоголова И.Н. Семья и семейный быт русской пореформенной деревни, 1861-1917: Дис. канд. ист. наук. М., 1988. - 329 с.

104. Миненко Н.А. Культура русских крестьян Зауралья (XYIII-XIXb). -М: Наука, 1991.-224 с.108. «Мир детства» в традиционной культуре народов СССР/ Сб. научных трудов. Отв. ред. А.Б. Островский. Л.: ИСБН, 1991. - 96 с.

105. Москаленко В.В. Социализация личности: философский аспект. -Киев: Вища школа, 1986. 200 с.

106. Москалец Е.И. К вопросу о конкретно-историческом содержании понятия «социализация». Львов, 1983. - 18 с.

107. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М.: Институт практической психологии, 1997. - 364 с.

108. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М.: Наука, 1997.- 96 с.

109. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.2. Детство. Отрочество./ Сост. В.П. Аникин. М.: Художественная литература, 1994. - 525 с.

110. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып.З. Девичество./ Сост. Л.А. Астафьева, В.А. Бахтина. М.: Художественная литература, 1994. - 525 с.

111. Мы славяне! / Сост. Семенова М.- СПб.: Искусство, 1997. - 556 с.

112. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Л.: Искусство, 1988. - 215 с.

113. Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. -М.: Правда, 1991.-496 с.

114. Некрылова А.Ф., Головин В.В. Уроки воспитания сквозь призму истории: традиционные формы воспитания у русских крестьян в XIX -начале XX в. СПб.: Искусство, 1992. - 32 с.

115. Николаев В.А. Педагогика русского фольклора. Орел: ОПИ, 1994. -107 с.

116. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М., 1997.-763 с.

117. Парыгин Б.Д. Научно-этническая революция и социальная психология. М.: Мысль, 1981. - 160 с.

118. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. - 220 с.

119. Покровский Е.А. Физическое воспитание у разных народов, преимущественно России. М., 1884. - 380 с.

120. Покровский Е.А. Детские игры, преимущественно русские. -М., 1887.-368 с.

121. Психологический словарь. М., 1983. - С. 117

122. Ретюнских JI.T. Онтология игры: Автореф. дис. . доктора филос. наук-М., 1998. -40 с.

123. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: в 2 т., Т.1 М.: Педагогика, 1989. - 486 с.

124. Русские народные традиции и современность. / Отв. ред. Т.А. Листова. М.: Наука, 1995. - 302с.

125. Русские: семейный и общественный быт / Отв. ред. М.М. Громыко. -М.: Наука, 1989.-335 с.

126. Русские: этносоциологические очерки / Отв. ред. Арутюнян Ю.В. -М.: Наука, 1992. 464 с.

127. Русский народный свадебный обряд / ред. К.В. Чистова и Т.А. Бернштам. Л.: Наука, 1978. - 280 с.

128. Рындзюнский П.Г. Крестьяне и город в капиталистической России второй половины XIX века. М.: Наука, 1983. - 269 с.

129. Сахаров И.П. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. Т.1, кн. 2. СПб., 1841,- С. 91-104.

130. Семевский В.И. Домашний быт и нравы крестьян во второй половине XVIII века. // Устои. -1882, №1. С. 90-132.

131. Семейный быт народов СССР. / Отв. ред. Т.А. Жданко. -М.: Наука, 1990.-519с.

132. Сенигов Г.П. Народное воззрение на учение и воспитание. -СПб., 1896.- 15с.

133. Сигов К.Б. Игра как проблема философской антропологии: Автореф. дис. . канд. филос. наук Киев, 1990. - 18 с.

134. Сикорова В.И. Общение в семье как фактор формирования личности: Дис. . канд филос. наук Д., 1974. - 179 с.

135. Слепцова Е.П. Культурная жизнь русской провинции конца XIX-начала XX века: Дис. . канд. ист. наук Брянск, 1996. - 282 с.

136. Слепцова И.С. Народные игры и использование их в воспитании // Русские народные традиции и современность. М., 1995. - 60 с.

137. Смолицкий В.Г. Русь избяная / Гос. респ. центр рус. фольклора. -М., 1993.- 104 с.

138. Советская энциклопедический словарь. М., 1987. - С.475

139. Современная западная социология / под ред. Седова JI. В. -М.: Наука, 1990. 428 с.

140. Соколова В.К. Традиции и современность в русском фольклоре. -М.: Наука, 1988.-213 с.

141. Столбун Е.Б. Методологические проблемы изучения механизма социализации: Дис. . канд. филос. наук М., 1977. - 181 с.

142. Столович JI.H. Искусство и игра. М.: Знание, 1987. - 64 с.

143. Столярчук Л.И. Полоролевая социализация школьников: теория и практика воспитания. Волгоград: Перемена, 1999. - 274 с.

144. Суханов И.В. Обычаи, традиции, обряды как социальное явление: Дис. доктора филос. наук Горький, 1973. - 256 с.

145. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. М.: Молодая гвардия, 1988. - 304 с.

146. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М.: Институт национальных проблем образования, 1992. - 47 с.

147. Тенишев В.Н. Программа этнографических сведений о крестьянах центральной России. Смоленск, 1897. - 150 с.>

148. Тимощенко JI.H. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1983.- 143 с.

149. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова в 4-х томах, Т.1 М., 1935. - С.1128-1129

150. Традиционное воспитание детей у народов Сибири / Отв. ред. Кон И.С. Л.: Наука, 1988. - 254 с.1. Г

151. Трапезников Л.А. Игра как метод нравственного и эстетического воспитания учащихся в теории и практике советской педагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991.-21 с.

152. Усова А.П. Игра и организация жизни детей. М.: Просвещение, 1962.- 120 с.

153. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1953. - С. 303-326.

154. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М., Педагогика, 1968. - 557 с.

155. Фирсов Б.М., Киселев И.Г. Структура повседневной жизни русских крестьян-землепашцев. // Социологические исследования. 1992, №4.-С. 3-14.

156. Фольклор и этнография: сб. научных трудов / под ред. Б.Н. Путилова. Л.: Наука, 1990. - 255 с.

157. Фребель Ф. Педагогические сочинения. Пер. с немецкогок!л И.Д. Городецкого / под ред. Д.Н. Королькова. Изд. 2, Т. 1. М., 1913

158. Харчев А.Г. Социология воспитания. М.: Знание, 1990. - 220 с.

159. Хрипкова А.Г. Мир детства. Дошкольник. М.: Педагогика, 1987. -567 с.

160. Хрипкова А.Г. Мир детства. Младший школьник. М.: Педагогика, 1989.-580 с.

161. Христова E.JL Народная педагогика: историографические и теоретико-методологические проблемы: Автореф. дис. . канд. пед. наук-М., 1988.-57 с.

162. Чарушин А.А. Воспитание детей у народа: (Отрочество и юность). // Изв. Архангельского Общества изучения Русского Севера. 1917, №5.-С. 203-211.

163. Черепанова О.А. Чем «полохали» детей на Руси // Живая старина. — 1994. № 1.-С. 8

164. Чернышев B.C. Традиции, обряды в системе формирования идеалов личности. Киев: Вища школа, 1986. - 143 с.

165. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: очерки теории / АН СССР Ин-т этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.: Наука, 1986.-304 с.

166. Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб.: Искусство, 2000. -296 с.

167. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х т. Т.1. -М.: Просвещение, 1980. 304 с.

168. Шмаков С.А. Её Величество Игра. М.: Наука, 1992. - 126 с.

169. Шмаков С.А. Игры учащихся феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994. - 239 с.

170. Щеглова С.Н. Социология детства / Институт молодежи. Кафедра социологии. М., 1996. - 127 с.

171. Щепаньский Я. Элементарные понятия о социологии. М.: Прогресс, 1969. 240 с.

172. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999. - 304 с.

173. Этнография восточных славян / ред. Чистов К.В. М.: Наука, 1987. -557 с.

174. Этнография детства / Сост. Науменко Г.М. М.: Беловодье, 1998. -390 с.

175. Этносоциальные проблемы города. М.: Наука, 1986. - 253 с.

176. Яновская М.Г. Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания. Киров: Издательство ВГПУ, 1998. - 93 с.

177. Государственный архив Российской Федерации181. Фонд 550 опись 1 дело 172182. Фонд 801 опись 1 дело 40183. Фонд 801 опись 1 дело 54184. Фонд 926 опись 1 дело 138185. Фонд 926 опись 1 дело 201

178. Вятская губерния) (124, с.173)

179. Один из игроков изображает медведя, а другие идут к нему в бор за грибами и ягодами и припевают.

180. У медведя на бору Грибы, ягоды беру! Медведь постыл На печи застыл!

181. Астраханская, Харьковская губернии) (93, с. 147)

182. Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова:

183. Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке.

184. Симбирская губерния) (124, с. 139)

185. Вятская губерния) (124, с.168)

186. Черниговская, Херсонская губернии) (124, с. 169)

187. Бабушка идет в баню; дети пьют молоко и разбивают крыночку. Кот мяучит. Бабушка прибегает и гонится с серым котом за детьми. Первый словленный делается «котовой бабушкой», второй котом.1. Шагардай170, с.177)

188. С последними словами сидящие соскакивают со спин противников. Партия, не выдержавшая тяжести сидящих, должна опять исполнять эту же обязанность. Если выдержит, партии меняются ролями.1. Слон170, с.179)

189. В слона играют обычно только старшие мальчики. Игра проходит у глухой стены.

190. Игроки другой команды, разбежавшись, по очереди прыгают на слона так, чтобы сесть верхом как можно дальше вперед, оставив место для следующих, и ждут, пока вспрыгнут все.

191. Когда все будут на слоне и продержатся 3-5 секунд, игроки меняются ролями. Слон может оторваться от стены и немного прокатить (пронести) сидящих наездников.

192. Правила. Игроки не меняются ролями, если:а) вспрыгнув на слона, схватятся за него руками;б) изображающие слона разъединятся;в) изображающие слона будут мешать вспрыгивающим.1. Русская лапта170, с.205-206)

193. В лапту играют на большой лужайке. Это летняя игра для людей любого возраста. Для игры требуется небольшой мяч и лапта.

194. Играют до определенного количества очков или условленное время. Правила.

195. Игроки города отбивают мяч в поле строго по очереди. Каждый раз прибежавший с кона становится в очередь последним.

196. Каждый игрок бьет по мячу один раз, а капитан имеет право на три удара и использует их часто, чтобы выручить своих. Бежать он может на любой свой удар.

197. Подающий должен подбрасывать мяч так, чтобы было легко ударить по нему, иначе он должен повторить подбрасывание. И так до трех раз. Если три раза он подбросит плохо, его сменяют.

198. Перебегающий должен оставить лапту в городе, иначе обязан возвратиться.

199. Попадание мячом засчитывается лишь при прямом ударе, попадание рикошетом не засчитывается.

200. Если игрок пробил слабо, он может не бежать на кон, а ждать хорошего удара, выполненного затем кем-либо из других игроков. Поэтому одновременно могут бежать несколько игроков, пробивших мяч неудачно.

201. Подающий имеет право осаливать перебегающих, как и игроки поля. Обычно он этим пользуется, когда мяч упал близко от линии города.

202. Перебегать можно только до тех пор, пока мяч находится вне города. Вернувшийся в город игрок имеет право опять отбивать мяч в поле в порядке очереди.1791. Воробьи

203. Владимирская, Курская губернии) (124, с.267)Ч