автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа
- Автор научной работы
- Медведевских, Валентина Степановна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Оренбург
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Медведевских, Валентина Степановна, 2002 год
Введение.
Глава 1. Проблема формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа в теории и практике образования.
1.1. Теоретические аспекты формирования художественной культуры.
1.2. Педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа.
1.3. Модель формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа на основе народного декоративно-прикладного искусства.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования художественной культуры студентов в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства.
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы.
2.2. Педагогические условия формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа.
2.3. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа"
Задача коренного улучшения системы профессионального образования, качества подготовки специалистов - профессионалов в своей области имеет фундаментальное значение для будущего страны. Одним из приоритетных направлений модернизации системы образования в России является формирование культуры будущего учителя. В настоящее время возрастают требования к учителю, уровню его художественной культуры, умениям использовать в воспитании учащихся и студентов традиции, обычаи, народное декоративно-прикладное искусство.
Народное искусство является одним из важнейших средств воспитания гармонично развитой личности, развития её нравственной, трудовой, эстетической и художественной культуры. В современных условиях, когда произошла определенная утрата духовности, предстоит возродить систему традиционных ценностей, на которых базируется национальное самосознание и гражданское согласие.
Формирование художественной культуры у студентов осуществляется в процессе профессиональной педагогической подготовки в педколледже под воздействием различных видов искусств, в том числе пластических изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура и дизайн), декоративных (керамика, ткани, стекло, металлы, кружевоплетение, ковроткачество, искусство одежды и др.).
В условиях реализации требований Базисного учебного плана и введения национально-региональных компонентов в Государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования значительно повышается роль изучения специальных предметов изобразительной направленности. Особое место в их системе занимает народное декоративно-прикладное искусство. В Законе Курганской области «О национально-региональном компоненте Государственных образовательных стандартов общего образования в Курганской области» 1999г. говорится о необходимости сохранения и развития народных промыслов и ремесел.
Проблема развития и формирования художественной культуры рассмотрена в исследованиях философов, психологов, культурологов, педагогов. Фундаментальные исследования в этом направлении проведены А.И. Арнольдовым,
B.Г. Афанасьевым, Э.А. Баллером, М.С. Каганом, Э.С. Маркаряном, В.М. Медведевым. Философский аспект проблемы художественной культуры раскрыт в работах: B.C. Библера, И.А. Бирич, Н.С. Когана, Ю.А. Лукина, С.И. Олефира и др.
Проблема формирования художественной культуры личности затрагивает научные исследования, интегрирующие педагогику и эстетику, культурологию и искусствоведение.
Принципиальное значение для нашего исследования имеют труды ученых по общей педагогике: Ю.К. Бабанского, В.А. Беликова, И.Я. Лернера, А.Я. Найна, В.Г. Рындак, М.Н. Скаткина, В.А. Сластенина, Л.Б. Соколовой и др., по психологии: Н.Н. Волкова, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенко, Д.Н. Узнадзе, Д.И. Фельдштейна и др., по эстетике: Ю.Б. Борева, М.С. Кагана, Н.И. Кияшенко, В.И. Разумного и др., по теории и методике изобразительного искусства: Г.В. Беды, Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Б.Т. Лихачева, Б.М. Йеменского, Н.Н. Ростовцева, Н.М. Сокольниковой, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой и др.
Искусствоведы-исследователи А.В. Бакушинский, П.Г. Богатырев, И.Я. Богуславская, В.М. Василенко, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, Т.М. Разина,
C.Б. Рождественская, Б.А. Рыбаков, А.Б. Салтыков провели анализ произведений декоративного искусства с точки зрения их значения в воспитании человека.
Проблемы этнохудожественной культуры личности раскрыты в трудах Т.И. Баклановой, Г.Н. Волкова, Т.К. Рулиной и др.
Вопросы истории развития народного декоративно-прикладного искусства Западной Сибири и Урала, обычаев Южного Зауралья освещены в исследованиях ученых-методистов и искусствоведов: Е.А. Лшепкова, В.А. Барадулина, Н.И. Каплан, JI.M. Русаковой и др,, в диссертационных исследованиях Т.Г. Бу-саргиной, Т.А. Крючковой, В.П. Федоровой и др. Использованию традиций национальной культуры, народного декоративно-прикладного искусства и художественных ремесел различных регионов в процессе профессиональной подготовки будущих учителей посвящены диссертационные исследования Ш.М. Ар-салиева, Е.Г. Вакуленко, О.Ю. Евсеевой, J1.B. Ершовой, Л.Э. Лапшиной, П.Н. Магомедовой и др.
Анализ научных исследований показал, что художественная культура рассматривается как важное средство развития личности и существенный компонент профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. В то же время современные ученые уделяют недостаточно внимания ее исследованию, в том числе, средствами народного декоративно-прикладного искусства. Например, в средних педагогических учебных заведениях Курганской, Оренбургской и других областей недостаточно используется в процессе обучения народное декоративно-прикладное искусство своего региона. На основе изучения опыта работы средних педагогических учебных заведений, проведенного теоретического анализа были выявлены и сформулированы противоречия:
• между объективной потребностью общества в будущем учителе, обладающем художественной культурой, и недостаточной теоретико-методической разработанностью проблемы в педагогической науке;
• между духовным потенциалом, заложенным в произведениях народного декоративно-прикладного искусства, и недостаточным использованием его в формировании художественной культуры студентов.
В поисках возможности преодоления данных противоречий была сформулирована проблема исследования. Она заключается в новом теоретическом осмыслении и практическом отображении специфики формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Практическая значимость и актуальность рассматриваемой нами проблемы послужили основанием для определения темы исследования: «Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа».
В исследование введены два ограничения:
1. Изучение процесса формирования художественной культуры нами осуществлялось в экспериментальной группе у студентов 1 -3 курсов, обучающихся по специальности 0311 «Изобразительное искусство и черчение». Это ограничение связано со спецификой исследования, предполагающей изучение студентами спецдисциплин по народному декоративно-прикладному искусству.
2. Среди средств пластических искусств, необходимых для формирования художественной культуры у студентов педколледжа, нами выделено народное декоративно-прикладное искусство. Обращение к народному декоративно-прикладному искусству обусловлено его развивающим и воспитывающим потенциалом (JI.H. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева и др.)
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия более эффективного формирования художественной культуры будущего учителя.
Объект исследования: формирование художественной культуры студентов.
Предмет исследования: народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры студентов.
В ходе анализа философских, педагогических, культурологических отечественных и зарубежных источников, обобщения опыта работы педколледжей и педучилищ в соответствии с целью и предметом исследования была сформулирована гипотеза. Она основана на предположении, что народное декоративно-прикладное искусство является действенным средством формирования художественной культуры студентов. Этот процесс будет осуществляться более успешно, если:
• будут определены и научно обоснованы педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры;
• включен в содержание спецдисциплин по декоративно-прикладному искусству региональный компонент;
• использована система индивидуальных и коллективных форм творческой декоративно-прикладной деятельности студентов в учебной и внеучебной работе.
В соответствии с целью, объектом, предметом и выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Уточнить понятие «художественная культура студентов педагогического коллледжа».
2. Определить и научно обосновать педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры.
3. Разработать модель формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа на основе народного декоративно-прикладного искусства.
4. Разработать и апробировать систему индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности студентов в учебном процессе и внеучебной работе.
Методологическую основу исследования составляют: принципы объективности, единства исторического и логического, теории и практики, конкретности истины, социально-исторической обусловленности человеческой деятельности и ее результатов, диалектики объективного и субъективного; лично-стно-деятельностный подход, системный и аксиологический подходы; теория культуры личности, деятельности.
Теоретическую основу составили исследования научных основ формирования личности будущего специалиста-учителя в процессе его профессиональной подготовки (Г.А. Бокарева, К.К. Платонов, В.А. Сластенин, К.Д. Ушинский, В.А.Черкасова и др.), методология и теория педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, Г.В. Воробьев, В.И. Загвязинский, А .Я. Найн и др.), учение о деятельностном подходе к формированию личности (Б.Г. Ананьев, J1.C. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), идеи творческой деятельности (В.Г. Рындак), культуры педагогической деятельности (Л.Б. Соколова), духовной культуры личности (Т.Г. Русакова), ориентации студентов на социально и личностно значимые ценности (А.В. Кирьянова), дополнительного образования (С.В. Сальцева, А.И. Щетинская), учета индивидуальных особенностей Ф.Ш.Терегулов, труды ведущих ученых-педагогов в области этнохудожествен-ного, эстетического развития личности, понимание народного искусства как части культуры, преемственности культурных традиций, взаимовлияния и взаимопроникновения культур разных народов (О.А. Абдуллин, В.А. Бараду-лин, Г.Н. Волков, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, С.Б. Рождественская, С.Х. Раппопорт и др.), теоретические основы воспитания молодежи средствами искусства (Ю.Б. Алиев, А.В. Бакушинский, Л.С. Выготский, B.C. Кузин, А.А. Ме-лик- Пашаев, Б.М. Неменский, В.П. Симонов и др.).
База исследования: В исследовании участвовали 15 преподавателей и 98 студентов Курганского педагогического колледжа, Катайского и Куртамыш-ского педагогических училищ, 63 учителя изобразительного искусства Курганской области, 320 учащихся средних общеобразовательных учреждений №№ 17, 40, 41, 47, 54 г. Кургана. Формирующий эксперимент проводился в 19982001 гг. в Курганском педагогическом колледже.
Этапы исследования:
На первом, поисково-теоретическом этапе (1996-1998 гг.) проводились: анализ философской, психологической, педагогической, этнографической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования; изучение и анализ документации: образовательных стандартов, учебных планов, программ; изучение опыта использования народного декоративно-прикладного искусства Курганской области в школах и в средних профессиональных учебных заведениях. На данном этапе были уточнены методические и теоретические основы исследования, определены цель, объект и предмет исследования, сформулированы гипотеза, задачи и пути их решения, проведен констатирующий эксперимент и начат формирующий, осуществлены математическая и графическая обработка полученных данных.
На данном этапе применялись следующие методы: анализ теоретических источников, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспериментальная оценка, эксперимент.
На втором этапе, опытно-экспериментальном (1998-2000 гг.), уточнялась теоретическая и методологическая база для разработки модели формирования художественной культуры на основе народного декоративно-пркладного искусства, выявлялись условия реализации модели, продолжался формирующий эксперимент.
Основным методом данного этапа был педагогический эксперимент, наряду с которым использовались другие методы педагогического исследования: тестирование, анкетирование, беседа, изучение статистической информации.
На третьем этапе, заключительно-оценочном (2000-2001 гг.), проводился контрольный эксперимент, в ходе которого осуществлялся анализ, систематизация, математическая обработка и теоретическое обобщение материалов опытно-экспериментальной работы, оформлялось диссертационное исследование. Основными методами на третьем этапе были анализ экспериментальных данных, их сравнение и интерпретация.
Научная новизна исследования:
1. Уточнено понятие «художественная культура студентов педагогического колледжа».
2. Сформулированы и научно обоснованы педагогические возможности народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры.
3. Разработана модель формирования художественной культуры студентов педагогического колледжа на основе народного декоративно-прикладного искусства.
4. Выявлены и научно обоснованы условия формирования художественной культуры студентов в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства.
Теоретическое значение выполненной работы состоит в том, что она вносит определенный вклад в теорию формирования художественной культуры студентов, в разработку концептуальных основ взаимосвязи народного декоративно-прикладного искусства и процесса формирования художественной культуры воспитанника.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные автором программы спецкурса «Народное декоративно-прикладное искусство Зауралья и факультатива «Художественная обработка лозы и бересты» позволяют повысить качество профессионально-педагогической подготовки студентов педагогического колледжа; создана творческая лаборатория при колледже для апробации новых технологий обучения студентов, школьников по народному декоративно-прикладному искусству; разработанные пособия, рекомендации, указания, которые используются в практике работы преподавателей педагогического колледжа (педучилищ), педагогов общеобразовательных учреждений, на курсах повышения квалификации учителей. Программы спецкурса и факультатива могут быть использованы при разработке учебных программ, методических пособий по освоению традиционных художественных промыслов Урала, а также других регионов России.
Обоснованность и достоверность результатов и основных выводов диссертационной работы обеспечиваются: методологической основой выполненного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; целенаправленной экспериментальной работой, в ходе которой поэтапно проверялась эффективность разработанной модели; репрезентативностью полученных экспериментальных данных, их количественным и качественным анализом.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Уточненное понятие «художественная культура студентов педколлед-жа», которое понимается нами, как интегративное качество личности, включающее художественные способности, эстетические знания, практические умения, необходимые в педагогической деятельности.
2. Народное декоративно-прикладное искусство выступает как средство формирования художественной культуры студентов, так как оно: а) расширяет художественный кругозор личности; б) актуализирует художественные потребности личности; в) активизирует художественно-декоративную деятельность; г) вызывает интерес и уважение к народным традициям.
3. Разработанная модель, включающая целевой, содержательный, органи-зационно-деятельностный и оценочный компоненты, позволяет осуществлять формирование художественной культуры студентов средних педагогических учебных заведений на основе народного декоративно-прикладного искусства.
4. Педагогические условия - разработка и научное обоснование педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства; введение в содержание спецдисциплин по декоративно-прикладному искусству регионального компонента; использование системы индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности в учебном процессе и вне-учебной работе - способствуют более эффективному формированию художественной культуры студентов педколледжа.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные идеи и результаты исследования были изложены на научно-практическом семинаре-мастерской академика Б.М. Неменского «Единство пластических искусств и проблема интеграции в художественном образовании» (г. Москва, 1998), на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики» (г. Тобольск, 1998), на областной научно-практической конференции ССУЗов «Роль педагогических коллективов в повышении качества профессиональной подготовки будущих педагогических кадров через обновление содержания образования» (г. Шадринск, 1998), на Российской конференции «Педагогический мониторинг образовательного процесса» (г. Шадринск, 2000), на научно-практической конференции ССУЗов «Среднее педагогическое образование области: состояние, проблемы, перспективы развития» (г. Курган, 2000); на областной конференции ССУЗов «Развитие среднего профессионального педагогического образования в обеспечении процесса гуманизации областной образовательной системы» (г. Курган, 2001); на научно-практической конференции «Концепция и перспективы развития народного творчества на современном этапе в регионе» (г. Курган,2001); на региональной научно-практической конференции «Локальные традиции народной культуры в конце XX века» (г. Курган, 2002); на научно-практической конференции КГУ «Проблемы сохранения и развития народных традиций Зауралья» (г. Курган, 2002).
Результаты исследования внедрены в практику работы Курганского педагогического колледжа, использовались на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства общеобразовательных учреждений области, а также обсуждались на заседаниях областной эстетической предметно-цикловой комиссии ССУзов Курганской области.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (298 источников, из них на иностранном языке - 16), 14 рисунков, 19 таблиц, 3 приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Проведенное исследование носит теоретико-прикладной характер и на правлено на решение одной из актуальных проблем среднего профессионально го образования - формирование художественной культуры студентов педагоги ческого колледжа. В условиях реализации требований Базисного учебного пла на и введения национально-региональных компонентов в Государственные об разовательные стандарты среднего профессионального образования значитель но повышается роль изучения специальных дисциплин, курсов изобразитель ной направленности. Особое место в их системе занимают народные декора тивно-прикладные искусства.Осуществленный анализ философских, культурологических, психологиче ских и педагогических источников позволил разработать концептуальные осно вы исследования. В процессе анализа имеющихся в научных исследованиях дефиниций было уточнено понятие «художественная культура». В теории вос питания толкование термина культура многозначно. Несмотря на различные точки зрения в трактовке понятия культура, позиции многих ученых совпадают в том, что культура создана человеком, существует для человека, для его разви тия и самовыражения.Исследователи выделяют в качестве одной из подсистем культуры худо жественную, под которой в нашем исследовании понимается творческая дея тельность, в процессе которой человек художественно осваивает действитель ность и создает определенные ценности в конкретном виде искусства. По мне нию большинства ученых, основой художественной культуры является народ ное искусство, составная часть которого - народное декоративно-прикладное искусство. В процессе изучения исторических и актуальных основ проблемы был раскрыт механизм развития народного декоративно-прикладное искусство.Исторически его развитие осуществляется посредством: семейных традиций; специальных организованных форм обучения ремеслам прикладного искусства; обучения народным искусствам в ходе профессиональной подготовки в про фессиональных учреждениях, в средних и высших педагогических учебных заведениях. Развитие декоративно-прикладного искусства детерминировано влиянием природно-географических, культурных и социально-экономических факторов. В связи с этим существует регионализация народного декоративно прикладного искусства, в частности, выделяют декоративно-прикладное искус ство Урала и его составной части - Зауралья. В исследовании выявлены тен денции и особенности развития народного декоративно-прикладного искусства Курганской области.Распространение различных видов народного декоративно-прикладного искусства в Курганской области и достаточно высокий уровень их развития создают возможности для их использования в образовательном процессе. Про веденный анализ источников, изучение опыта работы средних профессиональ ных учебных заведений, использование метода деструктивной отнесенной оценки позволили определить педагогические возможности народного декора тивно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры студентов педколледжа: расширение художественного кругозора личности; актуализация художественных потребностей личности; активизация художественно-декоративной деятельности; развитие интереса и уважения к народным традициям; сохранение и развитие народного декоративно прикладного искусства в регионе.В ходе исследования было осуществлено моделирование процесса форми рования художественной культуры студентов педколледжа на основе народно го декоративно-прикладного искусства. В составленной модели формирование представлено как целостный взаимосвязанный, взаимообусловленный процесс, имеющий 4-х компонентную структуру. При разработке модели выделены в со ответствии с логикой исследования компоненты: целевой, содержательный, ор ганизационно-деятельностный, оценочный. Процесс формирования осуществ ляется в процессе педагогической деятельности преподавателями через раз личные организационные формы и методы.На основе проведенного теоретического анализа, изучения опыта, резуль татов констатации исследуемого феномена были определены условия, необходимые для реализации разработанной модели. К ним были отнесены: введение регионального компонента в учебные программы спецдисциплин, спецкурса по народному декоративно-прикладному искусству Зауралья; определение педаго гических возможностей народного декоративно-прикладного искусства как средства формирования художественной культуры; организация и использова ние системы индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности студентов в учебном процессе и внеучебной работе.В процессе констатирующего эксперимента на основе специально разрабо танных инструментов, проведения педагогической экспертизы и других мето дов в соответствии с разработанными критериями были определены уровни сформированности художественной культуры студентов средних педагогиче ских учебных заведений. Исследование выявило, с одной стороны - выражен ный интерес к народному декоративно-прикладному искусству у большинства обследуемых (72%), с другой - невысокий уровень информированности о нём, недостаточное владение декоративно-прикладными умениями и, следователь но, низкий уровень художественной активности. Осуществленный факторный анализ позволил определить приоритетное влияние учебных факторов в фор мировании художественной культуры студентов: преподавание спецдисциплин по декоративно-прикладному искусству; проведение спецкурсов; спецсемина ров; факультативов; педагогической практики. В целом по результатам конста тирующего эксперимента основная часть студентов (56,0%) имела средний уровень сформированности художественной культуры; остальные - низкий (36,0%) и высокий - 8,0%.Формирующий эксперимент проходил в естественных условиях Курган ского педагогического колледжа с 1998 по 2001гг. Он был направлен на апро бацию модели и реализацию условий ее функционирования, ее дальнейшую конкретизацию и доведение до уровня прикладного использования.В целом повысился высокий уровень сформированности художественной культуры студентов в процессе освоения народного декоративно-прикладного искусства от 8% до 64%.Таким образом, полученные количественные экспериментальные данные подтверждают, что определение и реализация педагогических возможностей народного декоративно-прикладного искусства, введение регионального ком понента в спецпредметы декоративно-прикладного искусства, использование системы индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной дея тельности в учебном процессе и внеучебной работе обеспечивают повышение уровня художественной культуры студентов педагогического колледжа.Результаты проведенного исследования в основном подтвердили выдвину тую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:
1. Выполненное исследование носит теоретико-прикладной характер и на правлено на решение одной из актуальных проблем среднего профессионально го образования - формирование художественной культуры студентов педагоги ческого колледжа.2. Осуществленный теоретический анализ проблемы, результаты опытно экспериментальной работы показывают, что народное декоративно-прикладное искусство является эффективным средством формирования художественной культуры, так как оно расширяет художественный кругозор, актуализирует их художественные потребности, активизирует художественную деятельность студентов педагогического колледжа, воспитывает интерес и уважение к на родным традициям.3. Разработанная в ходе опытно-экспериментальной работы модель вклю чает целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочный компоненты. Она позволяет конструировать процесс формирования художест венной культуры студентов педагогического колледжа на основе народного де коративно-прикладного искусства как целостный. Сформированность художе ственной культуры определяется с помощью критериев: мотивационного, ин формационного, деятельностного и результативного.4. Исследование показало, что процесс формирования осуществляется бо лее эффективно при реализации определенных педагогических условий: опре делении и реализации педагогических возможностей народного декоративноприкладного искусства; введении в содержание спецдисциплин по декоратив но-прикладному искусству регионального компонента; использовании системы индивидуальных и коллективных форм декоративно-прикладной деятельности в учебном процессе и внеучебной работе.Вместе с тем разработанная модель формирования художественной куль туры студентов педколледжа, выявленные педагогические условия её реализа ции открывают возможность для продолжения исследований по рассмотренной проблеме. Дальнейшими направлениями научной работы, связанными с темой нашего исследования, могут быть такие: формирование способностей студен тов педагогического колледжа средствами традиционной этнохудожественнои культуры Зауралья; интеграция видов народного искусства Курганской области с устным и музыкальным фольклором на основе этнопедагогических традиций.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Медведевских, Валентина Степановна, Оренбург
1. Обеспечение художественно-культурного, учебно-воспитательного процесса педколледжа.
2. Использование и совершенствование педагогических технологий в обучении и воспитании, организация культурных мероприятий.
3. Овладение студентами основами художественных знаний, формирование ценностного отношения к народной культуре.
4. Осуществление практических умений и навыков художественной обработки материалов.
5. Учитель должен обладать развитым эстетически-художественным вкусом.
6. Иметь понятия о мерах красоты, о красоте и естественности, о прелести обыденного, о красоте простоты, гармонии форм, линий, объема, цветовых сочетаний и т.д.
7. Уметь оценивать окружающую жизнь и произведения изобразительного искусства с точки зрения законов красоты.
8. Смотреть на мир глазами художника.
9. Воспринимать искусство как искусство, а не как наглядное пособие.
10. Не подходить к разным художественным явлениям с одинаковыми требованиями и критериями.
11. Понимать и общаться с подлинным искусством, иметь высокую эстетическую взыскательность и самостоятельность суждений.
12. Приобщаться к огромному духовному и эстетическому опыту человечества, приобретать богатый опыт человеческих чувств и отношений.
13. Учитель как творческая, художественно развитая личность.
14. Изучая историю изобразительного искусства, осваивать историю развития отношения человека к миру, основные направления, художественные теу. чения, национальные и традиционные школы художественного творчества разных стран и эпох.
15. Для возможного синтеза всех искусств на уроках ИЗО учитель должен владеть элементарными знаниями в области литературы, музыки, театра.
16. Учитель искусства личность.
17. Личность творчески одаренная, находящаяся в постоянном поиске и делающая открытия для учащихся и для себя.
18. Учитель искусства мастер широкого охвата искусств. Он не имеет права быть узким «мастеровым». Его культурный и художественно-творческий кругозор должен быть шире и выше.
19. Составление программы опытно-экспериментальной работы и плана ее реализации.
20. Организация педагогического наблюдения за формированием художественной культуры студентов.
21. Разработка инструментов социолого-педагогического исследования.
22. Констатация уровня развития художественной культуры, эффективности форм и методов.
23. Обработка полученной информации методами математической статистики.
24. Проведение формирующего эксперимента.