автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов
- Автор научной работы
- Щербакова, Татьяна Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Саранск
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Щербакова, Татьяна Николаевна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. Формирование эстетического интереса как психолого-педагогическая и философская проблема
1.1. Из истории проблемы формирования интереса у молодежи в педагогической науке и психологии.
1.2. Формирование интереса как составная часть проблемы эстетического воспитания и художественного образования студентов.
1.3. Формирование интереса к народному декоративно-прикладному искусству у студентов педагогического факультета в системе их эстетического воспитания и художественного образования.
Выводы.
Глава II. Методика формирования эстетического интереса к народному декоративно-прикладному искусству.
2.1. Особенности изучения первоначального уровня знаний о народном искусстве студентов педагогического факультета.
2.2. Опытно-экспериментальная работа и ее результаты.
2. 3. Педагогические условия подготовки студентов педагогического факультета к самообразованию в области народного декоративно-прикладного искусства.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов"
Актуальность темы исследования.
Современная система образования переживает в настоящее время большие изменения. В контексте гуманизации образования и духовного возрождения общества огромное значение приобретают проблемы эстетического воспитания и художественного образования. Решение данной проблемы невозможно без повышения роли эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе высшей школы, особенно при подготовке будущих учителей начальных классов.
Именно учитель начальных классов стоит у истоков эстетического, нравственного, духовного развития младших школьников. Только тот учитель, который обладает высокой эстетической культурой, развитым эстетическим вкусом, определенными потребностями в области эстетического, знаниями о различных видах искусства может воспитать личность с высокими эстетическими требованиями к себе и потребностью в эстетической деятельности. Решению данной задачи способствует правильно построенная система эстетического воспитания, включающая в себя различные компоненты формирования личности.
Эстетическое воспитание является в настоящее время элементом целостной системы формирования личности. Оно охватывает все области жизнедеятельности человека, развивает те качества и способности личности, которые помогают не только воспринимать окружающий мир через призму эстетических ценностей, но и способствует формированию эстетически активной личности, способной преобразовывать действительность «по законам красоты».
Одним из важнейших средств эстетического и нравственного воспитания подрастающих поколений является народное декоративно-прикладное искусство, т.к. именно в нем сохраняется связь времен, историческая память различных поколений, народное мировоззрение, мировосприятие, народная мудрость, понятие о добре и зле, о красоте, о полезности.
Обладая большими познавательными, воспитательными и развивающими возможностями, народное искусство активно участвует в эстетическом развитии личности учителя.
Систематическое и целенаправленное приобщение будущих учителей начальных классов к народному декоративно-прикладному искусству способствует гармоничному развитию их личности, развивает эстетические, нравственные качества, формирует эмоционально-ценностное отношение к объектам и явлениям действительности, является фактом формирования мировоззрения и значительно повышает профессиональный уровень педагогов.
Общие вопросы формирования духовной культуры личности, а также проблемы эстетического воспитания молодежи рассматриваются в трудах М.С. Кагана, Л.И. Когана, Б.Т. Лихачева, М.Ф. Овсянникова, B.C. Кузина, Т.Я. Шпикаловой и др.
Особенностями декоративно-прикладного искусства, использованию национальных традиций в эстетическом воспитании посвящены исследования Ю. Арбата, A.B. Бакушинского, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, М.А. Некрасовой, Т.М. Разиной, А.Б. Салтыкова, Т.Я. Шпикаловой, Ю.У. Фохта-Бабушкина и т.д.
Особый интерес для нашего исследования представляли работы мордовских этнографов, искусствоведов: Т.С. Палласа, А.О. Гейкеля, М.Е. Евсевьева, Н.И. Смирнова, П.И. Мельникова и др.
Исследования названных ученых содержат основополагающие данные по характеристике существенных черт материальной и духовной культуры мордвы, общественного и семейного быта, религиозных верований и обрядов мордовского народа, а также этнокультурных взаимоотношений с другими народами.
Современные ученые и педагоги-практики также изучают народное искусство и применяют знания о нем в своей педагогической деятельности. Нами был изучен опыт Варданяна В.А. (учитель ИЗО, шк. № 20 г. Саранска), Улановой С.Л. (преподаватель ИЗО факультета дошкольного образования МГПИ им. М.Е. Евсевьева), Юдиной Г.В. (преподаватель ИЗО педагогического факультета МГПИ им. М.Е. Евсевьева), которые включают занятия, посвященные изучению мордовского народного декоративно-прикладного искусства в систему эстетического воспитания учащихся и в профессионально-педагогическую подготовку будущих педагогов.
Народное декоративно-прикладное искусство, как отмечают современные исследователи, многофункционально. Среди наиболее важных функций выделяют эстетическую, экологическую, художественную, нравственную, трудовую и т.д. Определенная значимость народного искусства состоит и в том, что оно включает в себя многие виды деятельности, в том числе творческую, изобразительную, трудовую и др., что позволяет формировать многие качества личности (например, трудолюбие, бережливость, ответственность, аккуратность и т. д.).
В последние годы появился целый ряд научно-педагогических исследований по проблеме использования народного и декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе педагогических вузов: Е.С. Асыл-ханова, Б.С. Белова, Л.В. Ершовой и т.д.
Анализ рассмотренных работ позволил сделать вывод, что проблема подготовки учителя начальных классов средствами народного декоративно-прикладного искусства имеет определенные наработки. Но следует отметить, что народные художественные традиции, сложившиеся в каждом конкретном регионе, имеют определенное, только им присущее историческое развитие, специфические культурные, этнические особенности. В связи с этим нельзя результаты исследований по одним регионам механически переносить в учебно-воспитательный процесс школ и высших учебных заведений других регионов.
Поэтому необходимо выстраивать комплексную систему изучения народного искусства в педагогическом вузе с учетом уже сложившихся традиций, а также с опорой на культуру конкретного этноса.
При решении данной проблемы необходимо учитывать особенности подготовки учителей начальных классов в педагогических высших учебных заведениях. Наше исследование было построено с опорой на изучение концепций подготовки учителей начальных классов, разработанных А.Е. Дмитриевым, М.Р. Львовым, В.А. Сластениным, Б.Г., Ю.К. Бабанским, В.И. Загвяздинским и Др.
Основой изучения народного декоративно-прикладного искусства и приобщения к народным традициям учащихся начальной школы является наличие устойчивого эстетического интереса к данному виду искусства у учителя, работающего с этой возрастной группой.
Методические основы изучения эстетических потребностей и интересов заложены в ряде философских исследований М.Ф. Овсянникова, М.С. Кагана, Л.И. Когана, Л.И. Колесника, О.В. Лармина, В.А. Разумного и т. д.
Эстетические и художественные интересы школьников и студентов изучали О.В. Лармина, В.Г. Лисовский, У.Ф. Суна, А.Н. Семашко, Г.А. Петрова, Г.И. Щукина и др.
Было замечено, что для студентов высших учебных заведений определяющим является интерес к своей будущей профессии на фоне разнообразных интересов, в том числе к эстетической деятельности. Это подтверждают исследования известных ученых: Б.Г. Ананьева и его последователей, а также социологические и психолого-педагогические исследования, направленные на изучение эстетических и художественных интересов школьников и студентов: Аничкина С.А., Верба М.А., Дементьевой Л.Ю., Квятковского Е.В., Кабалевского Д.Б., Лармина О.В., Михалкова C.B., Семашко А.Н., Суна У.Ф., Фохта-Бабушкина Ю.Х. и др.
До последнего времени достаточно редко появлялись исследования, раскрывающие проблему формирования эстетических интересов и потребностей у студентов колледжей, училищ, вузов. Интересной представляется в этом плане диссертация А.П. Головизина, которая освещает особенности формирования эстетических потребностей и интересов у студентов промышленных и энергетических техникумов [М., 1998]. В данной диссертации эстетический интерес представлен как необходимое условие профессиональной подготовки студентов промышленных техникумов.
Педагогические основы формирования эстетических интересов у студентов художественно-графических отделений педагогических колледжей в условиях взаимосвязи различных видов искусств раскрыты в диссертационном исследовании Завальской С.А. [М., 1999].
Однако, в настоящее время практически нет исследований по проблема формирования эстетического интереса именно к народному декоративно-прикладному искусству у студентов факультета начального образования.
Все это определяет актуальность данного диссертационного исследования, призванного восполнить указанный пробел в современной педагогической науке, в теории и практике эстетического воспитания будущих учителей начальных классов, а также определило проблему, задачи, гипотезу, объект и предмет исследования.
Проблема исследования: раскрытие педагогических условий формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей начальных классов в системе их эстетического воспитания и художественного образования. Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования: эстетическое воспитание студентов педагогической специальности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Предмет исследования: педагогические основы формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих учителей началь ных классов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что формирование устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству в системе эстетического воспитания студентов педагогической специальности возможно при соблюдении следующих условий если:
- будут учтены психолого-педагогических особенностей личности студентов педагогического факультета;
- эстетический интерес будет представлен как педагогический феномен, находившийся в основе эстетического развития личности педагога;
- будет выявлена и обоснована роль народного декоративно-прикладного искусства России (и Мордовии) в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей .начальных классов;
- будут определены условия, методы, приемы и средства формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у студентов педагогической специальности;
- будет разработана программа изучения народного и декоративно-прикладного искусства для студентов педагогических институтов.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
- проанализировать психолого-педагогическую, искусствоведческую, философскую литературу по проблеме исследования;
- обосновать роль эстетического интереса в системе эстетического воспитания будущих учителей начальных классов;
- раскрыть проблему формирования эстетического интереса как педагогическую, психологическую проблему, проблему общего и эстетического развития личности педагога;
- обосновать роль и место народного декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания, а также профессионально-педагогической подготовки будущих учителей начальных классов;
- разработать программу изучения народного декоративно-прикладного искусства для студентов педагогических вузов;
- выявить влияние на формирование устойчивых интересов к изучаемому виду искусства определенных методов, приемов и средств, а также условий, при которых данное влияние представляется наиболее эффективным.
- показать значение устойчивого эстетического интереса для дальнейшего самообразования и самовоспитания будущего учителя начальных классов.
Для достижения поставленных задач и правки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
- метод теоретического анализа: изучение и анализ научной литературы по педагогике, психологии, философии, искусствоведению, по вопросам изучения народного декоративно-прикладного искусства, его роли в эстетическом воспитании и художественном образовании будущих учителей начальных классов; анализ литературы по проблеме изучения сущности эстетического интереса, а также условий его формирования у студентов педагогических вузов.
- изучение и обобщение передового опыта по использованию знаний, умений и навыков о народном и декоративно-прикладном искусстве в системе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей;
- изучение и анализ учебно-методической документации, учебных планов, программ, методики преподавания народного искусства в школах и педагогических институтах;
- психолого-педагогический эксперимент;
- анкетирование, тестирование, интервьюирование студентов дневного отделения, а также заочной формы обучения;
- анализ продуктов творческой деятельности студентов.
Экспериментально-исследовательская работа проводилась в течение
1996-2000 гг. в Мордовском государственном педагогическом институте им. М.Е. Евсевьева.
Исследования было проведено в 3 этапа:
На I этапе (1996-1997 гг.) изучалась философская, историческая, культурологическая, искусствоведческая и психолого-педагогическая литература по проблеме диссертационного исследования, выяснялось состояние работы по изучаемой проблемы в практике учебно-воспитательной деятельности педагогических институтов. Подобная работа позволила определить основное содержание экспериментального курса «Народное декоративно-прикладное искусство в системе мировой и национальной культуры» в системе эстетического воспитания студентов педагогического факультета, разработать методику эксперимента и педагогические пути, методы и средства преподавания экспериментального курса.
На II этапе (1998-1999 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент. В ходе экспериментальной работы уточнялась, конкретизировалась общая гипотеза исследования.
Сущность методики эксперимента заключалась в обучении студентов по экспериментальной программе при постоянном сравнении с традиционным обучением элементам данного вида искусства в курсе изобразительного искусства. Одновременно проходило сравнение педагогических путей, методов, средств обучения и воспитания, а также содержательная сторона читаемых курсов в экспериментальной и контрольной группах. В экспериментальной группе занятия велись по предложенной диссертантом программе с использованием разработанных занятий и определенной системы учебно-методических наглядных пособий, с применением творческих заданий, докладов, рефератов по проблемам народного декоративно-прикладного искусства.
В процессе систематических исследований (анкетирования, собеседования, выполнения практических работ) сравнивались результаты экспериментального преподавания курса и традиционной методики изучения народного декоративно-прикладного искусства. На основе полученных результатов установились уровни сформированное™ интереса у будущих учителей начальных классов к данному виду искусства.
На III этапе (1999-2000 гг.) проводился анализ эстетической деятельности студентов педагогического факультета, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, были сформированы выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Формирование устойчивых эстетических интересов у будущих учителей начальных классов является одной из важнейших задач эстетической и профессиональной подготовки выпускников педагогических вузов в условиях гуманизации современной системы образования.
2. Формирование эстетического интереса может наиболее полно осуществляться посредством изучения народного декоративно-прикладного искусства, которое позволяет наиболее эффективно обеспечить личностный, а также разносторонний подход студентов педагогической специальности к эстетическому освоению и преобразованию действительности, к различным явлениям национальной культуры.
3. Формирование эстетического интереса предполагает усвоение будущими учителями начальных классов определенных эстетических понятий, знаний, умений и навыков, которые далее должны углубляться и расширяться, тем самым подготавливая основу для эстетического самовоспитания и самообразования.
4. Одновременно с усвоением знаний, представлений, понятий о народном декоративно-прикладном искусстве, формированием эстетического интереса к данному виду искусства, предполагается использование полученных знаний, умений и навыков в процессе изучения явлений эстетической действительности, в собственном творчестве, в производственной практике, в повседневной жизни.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования состоит в следующем:
- обоснована роль народного декоративно-прикладного искусства в системе эстетического воспитания будущих учителей начальных классов;
- проанализирована сущность и содержание эстетического интереса;
- определены педагогические основы формирования эстетического интереса к народному декоративно-прикладному искусству у студентов педагогического факультета;
- разработана методика формирования эстетического интереса у будущих учителей начальных классов;
- выявлено влияние данной методики на формирование устойчивого интереса к народному декоративно-прикладному искусству у студентов педагогической специальности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе теоретического анализа и обобщения результатов опытно-экспериментальной работы составлена и внедрена в практику работы педагогического факультета программа «Народное декоративно-прикладное искусство в системе мировой и национальной культуры», определены и экспериментально проверены наиболее эффективные педагогические методы и средства формирования интереса к народному искусству у будущих учителей начальных классов.
Результаты и основные положения исследования могут быть использованы для совершенствования системы эстетического воспитания студентов педагогических вузов в процессе их профессиональной подготовки и в работе по повышению квалификации учителей начальных классов в институте усовершенствования учителей, в педагогических училищах и колледжах.
Достоверность исследования обеспечена опорой на результаты современных исследований по педагогике, психологии, философии, основные положения искусствоведческой теории народного искусства; целесообразностью выбранных методов исследования и их соответствием поставленным задачам. Она подтверждается результатами опытно-экспериментальной работы.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы и результаты исследования докладывались и получили одобрение на ежегодных научных конференциях МГПИ им. М.Е. Бвсевьева, на Всероссийской научно-практической конференции «Фундаментализация образования в современном обществе» (Уфа, 1998г.), на региональной научно-практической конференции «Отечественное образование: тенденции и перспектива развития» (Саранск, 2000 г.). Результаты опытно-экспериментальной работы обсуждались на заседаниях кафедры научных основ образования МГПИ им. М.Е. Евсевьева, а также на кафедре педагогики начального образования названного института.
Структура диссертации. Диссертация выполнена на 166 страницах компьютерного текста и состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии (264 источников). В работу также вошли приложения (анкеты, иллюстративный материал, студенческие работы).
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы
На основе результатов констатирующего эксперимента сделан вывод, что современная система эстетического воспитания (в школе и в вузе) недостаточно полно реализует региональный компонент, вследствие чего выпускники школы не достаточно хорошо знакомы с народным декоративно-прикладным искусством жителей своей республики. Повышению эффективности системы эстетического воспитания в вузе и формированию устойчивых эстетических интересов, взглядов, убеждений и т. д., способствует использование средств народного искусства, т. к. оно является наиболее близким и открытым для изучения. Результаты формирующего эксперимента подтвердили эффективность разработанных содержания, форм и методов формирования интереса у студентов к народному декоративно-прикладному искусству, что нашло отражение в качественных изменениях эстетической подготовки будущих учителей начальных классов в педагогическом вузе. 4. Наличие устойчивого эстетического интереса к народному искусству является основой для самообразования и самовоспитания студентов, что также способствует повышению уровня профессионально-педагогической и эстетической подготовки будущих педагогов.
Заключение
На основе анализа психолого-педагогической, философской, искусствоведческой литературы по проблеме исследования, а также на основе анализа результатов, полученных в ходе экспериментальной работы, были сделаны следующие выводы:
1. Одним из важнейших средств эстетического воспитания личности является народное декоративно-прикладное искусство, которое должно входить как необходимая составная часть в содержание учебных предметов и внеаудиторной научно-исследовательской работы студентов.
2. Формирование эстетического интереса к народному декоративно-прикладному искусству является необходимым условием эстетической и профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов.
3. Эстетический интерес к народному декоративно-прикладному искусству рассматривается в системе эстетического воспитания студентов, которая обеспечивает формирование эстетической культуры личности педагога.
4. Наличие устойчивого эстетического интереса является необходимым основанием для дальнейшего эстетического совершенствования (эстетического самообразования и самовоспитания) будущего учителя начальных классов.
5. Совершенствование системы эстетического воспитания в педагогическом вузе предполагает использование студентами полученных знаний, умений и навыков в собственном творчестве, а также в эстетическом воспитании младших школьников в процессе педагогической практики.
В процессе проведения экспериментальной работы были определены эффективные пути и средства формирования интереса к народному декоративно-прикладному искусству у будущих педагогов; разработаны и обоснованы содержание, методы и формы работы по развитию эстетических интересов к народному искусству у студентов; результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили эффективность предложенной методики формирования эстетического интереса, что нашло отражение в качественных изменениях эстетической подготовки студентов педагогической специальности.
Результаты нашей работы подтверждают правомерность гипотезы исследования и обоснованность выносимых на защиту положений.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Щербакова, Татьяна Николаевна, Саранск
1. АбдулаевМ.А. Эстетическая культура. Ташкент, 1991. 92 с.
2. Абдулаев С.Ф. Теоретические и методические основы использования народного искусства Узбекистана в подготовке учителей изобразительного искусства: Дис.канд. пед. наук. М., 1988.
3. Абдуллина O.A. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Просвещение, 1990. 139с.
4. Айзенберг А .Я. Самообразование: история, теория и современные проблемы. М.: Высшая школа, 1986. 126 с.
5. Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов /Межвуз. сб. науч. тр. Д.: ЛГПИ, 1985. 135 с.
6. Актуальные проблемы формирования интереса в обучении /Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. 176 с.
7. Актуальные проблемы формирования личности на материале народной культуры: Межвуз. сб. трудов. Шуя, 1994. 198 с.
8. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста //Соврем, псих. пед. проблемы высшей школы. Д., 1974 С. 3-15.
9. Антология педагогической мысли России XVIII в. М., 1985. 479 с.
10. Апикян Г.А. Роль эстетического воспитания в формировании творческого потенциала студентов //Актуальные проблемы эстетического и художественного воспитания студентов. Д., 1988.
11. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.
12. Архангельский С.И. Особенности методики преподавания в высшей школе //Активные методы обучения в вузе. Брежнев, 1983. С. 3-5.
13. Асеев В.Г. Личность и значимость побуждений. М.,1993.
14. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. 376 с.
15. Атаджанова Ш.А. Эстетическое воспитание личности / Отв. ред. Г.Б. Любимова. Ашхабад, 1990. 123 с.
16. Атанасов Ж. Организация эстетико-воспитательной работы в вузе //Соврем, проблемы высш. шк., 1985, № 3.
17. Атаулова О.В. Профессионально-творческое становление будущего учителя в процессе изучения декоративно-прикладного искусства. Ав-тореф. дис.канд. пед. наук. Ульяновск, 1997. 16 с.
18. Афасижев М.Н. Психобиологические основы эстетических потребностей человека //Искусство, 1983, № 7. С. 43-46.
19. Ахмадалиева Д. Эстетическое воспитание будущих учителей начальных классов в системе высшего педагогического образования: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1985. 16 с.
20. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1992. 207 с.
21. Балашов В.А. Быт сельской мордвы: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 1991.- 16 с.
22. Балашов В.А. Бытовая культура Мордвы: Традиция и современность. Саранск, 1992. 252 с.
23. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство: Учеб. пособие /Отв. ред. доктор пед. наук. Г.В. Беда. Карачаевск, 1984. -96 с.
24. Белинский В.Г. Избр. пед. Соч. М., 1982.
25. Белов В.И. Очерки о народной эстетике. Архангльск, 1985. 302 с.
26. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.-192 с.
27. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века: Лекции по педагогической антропологии и истории образования. 2-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1998. 116 с.28.