автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественных колледжах
- Автор научной работы
- Амиргазин, Ерлан Кайртаевич
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Б.м.
- Год защиты
- 0
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.02
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Амиргазин, Ерлан Кайртаевич, 0 год
Введение.
ГЛАВА 1. Орнаментальное искусство как составная часть художественно-профессиональной подготовки специалистов в художественных (художественно-промышленных) колледжах (живописцы, художники, прикладники, дизайнеры).
1.1. Из истории развития декоративно-прикладного искусства (анализ истории развития декоративно-прикладного искусства за рубежом и в России).
1.2. Орнамент как основа декоративно-прикладного искусства, дизайна и оформительской работы. Специфика орнаментального искусства.
1.3. Эстетическое восприятие орнамента в системе художественно-эстетического и профессионального образования.
ГЛАВА 2. Психолого-педагогические основы педагогического руководства обучением и воспитанием специалистов художественных профессий в процессе изучения орнаментального искусства
2.1. Место и роль художественных (художественно-промышленных) колледжей в системе профессиональной подготовки специалистов в современных условиях модернизации образования.
2.2. Личностно-ориентированный подход к художественно-творческому развитию личности студентов в процессе обучения интегрированным курсам предметов искусств и предметов гуманитарного цикла.
2.3. Дидактические принципы изучения основ орнаментального искусства в профессиональной подготовке студентов колледжа.
2.4. Методика активизации обучения студентов художественных (художественно-промышленных) колледжей орнаментальному искусству (опытно-экспериментальная работа).
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественных колледжах"
Проблема исследования и ее актуальность. В современных условиях модернизации системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и, прежде всего, изобразительное, декоративно-прикладное искусства, охватывающие целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Особую актуальность приобретает проблема повышения эффективности профессиональной подготовки студентов художественных, художественно-промышленных колледжей в процессе обучения декоративно-прикладному искусству, при изучении специфики народных художественных ремесел, культурного наследия конкретного региона, то есть проблема успешного художественно-эстетического образования и воспитания будущих специалистов в области художественно-творческой деятельности.
Проблема эстетического воспитания молодежи и, соответственно, его основных структурных компонентов (эстетическое восприятие, вкус, эстетические интересы, потребности и т. д.) давно привлекала внимание философов, искусствоведов, педагогов, психологов, методистов, писателей, художников, музыкантов. Так, в 19-20-е гг. большое внимание проблемам эстетического воспитания и образования уделяют такие известные отечественные ученые и деятели культуры, науки и искусства, как А.В. Луначарский, Н.К. Крупская, М.Н. Бахтин, П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, Г.П. Рошаль, Н.И. Сац, Н.С. Шер, А.С. Макаренко и др.
Философско-методологическое обоснование рассматриваемой проблемы дано в работах А.И. Бурова, М.Ф. Овсянникова, В.Г. Шестакова, В.К. Скатерщикова, В.А. Разумного, М.С. Столовича, В.А. Щербакова, Р.А. Тельчаровой, А.Я. Зися, Б.Г. Лукьянова, М.Н. Афасижева и др.
Вопросы теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и развития рассматриваются в трудах Г.В. Беды, Н.Н. Ростовцева, В.Н. Шацкой, О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Д.Б. Кабалевского, В.А. Сухомлинского, Е.И. Игнатьева, Т.С. Комаровой, Л.Г. Арчажниковой, Н.П. Сакулиной, Н.А. Ветлугиной, Т.Я. Шпикаловой, B.C. Кузина, Е.В. Шорохова, Т.Ф. Курдюмовой, В.И. Козлова, СЛ. Ломова, Н.С. Боголюбова, Л.Г. Медведева, В.К. Лебедко, А.С. Хворостова, В.П.Зин-ченко, Н.К. Шабанова, К.Ж. Амиргазина, Е.В. Квятковского, В.В. Корешко-ва, Б.Т. Лихачева, С.Е. Игнатьева, Н.Н. Светловской и других ученых.
Следует подчеркнуть, что сохранение и изучение культуры, создаваемой поколениями людей, обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, играет большую роль в нравственном становлении личности. В современной жизни сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство требует активного и творческого труда.
Как известно, народное искусство, будучи хранителем исторической памяти, непосредственным носителем самобытной культуры предыдущих поколений, отражает педагогический опыт народа, является важнейшим средством воспитания гармонично развитой личности, становления ее нравственной, трудовой, эстетической, технологической культуры и рассматривается как существенный компонент профессионально-педагогической подготовки будущих учителей.
Подготовка конкурентноспособных, образованных, творческих специалистов в области художественно-производственной деятельности посредством овладения ими знаниями и умениями в области традиций народных ремесел является важнейшей задачей высших и средних учебных художественно-профессиональных заведений.
Причем в народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами критерий прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры личности современного специалиста и становится действенным средством формирования художественной, технологической культуры студентов.
Общие вопросы подготовки студентов находятся в центре внимания исследователей. Так, изучению общетеоретических основ профессиональной подготовки учителей посвящены труды О.А. Абдуллиной, В.Г. Максимова, С.И. Архангельского, Н.В. Кузьминой, О.Г. Максимовой, В.А. Сластенина и др. В их работах обосновываются цели, задачи, содержание и структура высшего педагогического образования, характеризуется система педагогической подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности.
Как свитедетельствует анализ специальной литературы и обобщение опыта работы художественных и художественно-промышленных колледжей, одним из эффективных средств в подготовке специалистов в художественно-промышленной деятельности, в декоративно-прикладном творчестве к профессиональной деятельности может стать расширенный и углубленный курс преподавания орнаментального искусства.
Здесь следует отметить, что основополагающее значение для осмысления места и роли народного искусства России, зарубежных стран и конкретно орнаментального искусства в профессиональной подготовке студентов, имеют работы А.В. Бакушинского, Г.К. Вагнера, Т.М. Разиной, В.М. Вашленко, М.А. Некрасовой, К.А. Чекалова, И.Я. Богуславской и др. Имеются и диссертационные исследования, посвященные отдельным вопросам преподавания народного искусства в профессиональной подготовке студентов. В частности, проблемы активного преподавания народного искусства в системе профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических факультетов педагогических вузов исследуются в диссертациях Е.Г. Болотских, Ю.К. Беджанова, Т.А. Та-витовой, Б.И. Ижанова, Т.В. Самойловой, П.Н. Магометовой, В.П. Строковой, И.В. Алексеевой, А.Р. Алиевой, И.Г. Даутовой и др.
В настоящее время наметились новые тенденции в подготовке специалистов: на материале народного искусства России разрабатываются современные, в соответствии с государственными стандартами технологические приемы в курсе преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла. Вместе с тем, исследований, связанных с преподаванием орнаментального искусства России в процессе подготовки будущих специалистов в области декоративно-прикладного искусства, художественной промышленности, дизайна, практически нет.
Проблема исследования: разработка и экспериментальная проверка эффективной модели обучения орнаментальному искусству студентов художественных колледжей в процессе их профессиональной подготовки (прил. таб.1).
Цель исследования: внедрение в педагогическую практику разработанной экспериментальной модели обучения орнаментальному искусству студентов художественных колледжей посредством научно обоснованного, педагогического руководства процессом их обучения, значительное повышение эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов в области декоративно-прикладного, народного искусства, в области художественно-промышленной деятельности.
Объект исследования: процесс обучения студентов художественных (художественно-промышленных) колледжей орнаментальному искусству.
Предмет исследования: педагогическое руководство обучением орнаментальному искусству в системе профессиональной подготовки специалистов в художественных (художественно-промышленных) колледжах.
Гипотезой исследования явилось предположение, что орнаментальное искусство, включенное в учебно-воспитательный процесс в художественном (художественно-промышленном) колледже, может выступать эффективным средством качественного изменения подготовки будущих специалистов в области декоративно-прикладного искусства, при реализации следующих условий:
1. определения и научно-теоретического обоснования роли и места преподавания расширенного и углубленного курса орнаментального искусства в подготовке студентов к профессиональной деятельности в художественном (художественно-промышленном) колледже;
2. разработки содержания, эффективных форм и методов преподавания орнаментального искусства, направленных на формирование профессиональных качеств личности будущего специалиста;
3. разработки последовательной системы технологических операций (овладение приемами, способами, подходами) в процессе обучения орнаментальному искусству.
В соответствии с проблемой, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую, искусствоведческую литературу и методические материалы по проблеме исследования.
2. Изучить опыт обучения орнаментальному искусству в художественных (художественно-промышленных) колледжах.
3. Разработать содержание, эффективные формы и методы комплексного преподавания орнаментального искусства в подготовке студентов к профессиональной деятельности.
4. Разработать учебно-методический комплекс (рабочая программа, методические рекомендации, наглядные пособия, учебно-методические таблицы) преподавания орнаментального искусства (прил. таб.2).
5. Экспериментально проверить содержание форм и методов, эффективность внедрения углубленного и расширенного преподавания орнаментального искусства в учебно-воспитательном процессе художественного (художественно-промышленного) колледжа.
Методологическую основу исследования составляют исследования ведущих ученых по вопросам философских основ теории эстетического воспитания и развития личности, социологии и культурологии, общей педагогики и психологии, методики преподавания изобразительного искусства; научно-теоретические положения о народном искусстве как феномене духовной и материальной культуры, о специфике орнаментального искусства как базисного компонента в системе профессионально-художественного образования и эстетического воспитания личности студентов художественного (художественно-промышленного) колледжа.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической исторической, этнографической, искусствоведческой литературы; оценочные коррекции программ колледжей и общеобразовательных школ по изобразительному и народному декоративно-прикладному искусству; методических разработок для учителей, воспитателей, студентов; наблюдение за процессом усвоения студентами основ народного декоративно-прикладного искусства, дизайна; психолого-педагогический эксперимент; анкетирование, беседы, тестирование; анализ продуктов творческой деятельности студентов; экспертная оценка; математическая обработка экспериментальных данных.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в Омском художественно-промышленном колледже с 2000 по 2006 гг. в 3 этапа.
На первом этапе (2000 - 2001) изучались теоретические материалы по проблеме исследования, анализировалась практика подготовки студентов к профессиональной деятельности на материале орнаментального искусства, уточнялись проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Проведен констатирующий эксперимент, выявивший исходный уровень подготовки студентов к профессиональной деятельности.
Разработана экспериментальная программа расширенного и углубленного курса «Методические основы преподавания народного и декоративноприкладного искусства России (на материале орнаментального искусства)» с методическими рекомендациями и серией художественно-дидактических таблиц к ней для художественно-промышленных колледжей.
На втором этапе исследования (2002 - 2005) апробировалась эффективность комплексного преподавания орнаментального искусства, содержащего в себе 3 направления профессиональной подготовки: теоретической, художественно-практической и методической.
Одновременно был скорректирован учебно-тематический план преподавания орнаментального искусства, уточнены содержание, тематика художественно-творческих заданий, компоненты эмоционально-эстетического восприятия, художественного вкуса, воображения, творческой активности студентов экспериментальных и контрольных групп.
На третьем этапе исследования (2005 - 2006) были подведены итоги апробации экспериментального обучения, по результатам которого установлены уровни освоения орнаментального искусства, его роли и места в подготовке будущих специалистов художественно-промышленных колледжей к профессиональной деятельности. Полученные результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили гипотезу исследования и позволили сформулировать выводы. Было осуществлено оформление диссертации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Исходя из задач и требований государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования, овладение студентами художественно-промышленных колледжей и училищ расширенным и углубленным курсом орнаментального искусства является важнейшей задачей профессиональной подготовки будущего специалиста в области народного, декоративно-прикладного искусства, дизайна в условиях гуманизации и демократизации образования, возрождения культуры народов России.
2. Традиции орнаментального искусства исторически обусловлены материальной и духовной культурой народа, его национальными особенностями, спецификой конкретного региона. Как педагогический феномен, они имеют воспитательный, обучающий и развивающий потенциал: воспитание творческого отношения к труду, любви и уважения к творчеству народных мастеров, формирование чувства красоты, эстетического восприятия, воображения, развитие мелкой моторики рук, конструкторских умений и навыков, вооружение студентов знаниями о специфике и традициях различных видов народного творчества (резьба и роспись по дереву, кости, металлу, керамика, ковроткачество, одежда, посуда и т. п.) русского и других народов Российской Федерации. Вооружение соответствующими умениями и навыками конструирования (дизайн) различных объектов, оформление выставочных проектов.
3. Успешное овладение студентами художественно-промышленных колледжей орнаментальным искусством может осуществляться при ясном понимании того, что этот учебный предмет является базовым компонентом профессиональной подготовки будущих специалистов и, соответственно, тесно связан с другими профессиональными учебными предметами - рисунком, живописью, композицией, черчением, перспективой, историей искусств, психологией художественного творчества.
Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в том, что в нем разработаны:
- эффективные педагогические условия орнаментального искусства для качественного изменения подготовки студентов художественно-промышленных колледжей и училищ к профессиональной деятельности;
- содержание, формы и методы, направленные на формирование профессиональных качеств будущего специалиста в области народного и декоративно-прикладного искусства, дизайна;
- применение новых педагогических технологий, связанных с комплексным преподаванием основ народного и декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования и изобразительного искусства; разработан УМК преподавания орнаментального искусства, включающий, помимо учебной программы, экспериментальную программу спецкурса, методические рекомендации и серию наглядных художественно-дидактических таблиц в качестве наглядных пособий.
Практическая значимость исследования состоит в разработке современной методики преподавания орнаментального искусства в профессиональной подготовке специалиста в области декоративно-прикладного искусства и дизайна к профессиональной деятельности, включая возможность преподавать народное и декоративно-прикладное искусство в детских художественных школах, кружках, отраженной в экспериментальной программе спецкурса «Теория и методические основы преподавания народного и декоративно-прикладного искусства (на материале орнаментального искусства)» с методическими рекомендациями и серией художественно-дидактических таблиц.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы при разработке новых учебных программ, новых поколений стандартов, методических пособий для преподавания народного и декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования с учетом их многофункционального значения для художественно-промышленных колледжей с целью совершенствования процесса подготовки будущих специалистов в области художественных ремесел, народного искусства, дизайна.
Степень достоверности и обоснованности результатов исследования теоретических положений, выводов и рекомендаций обеспечивается опорой на результаты современных исследований по педагогике и психологии, культурологии и искусствознанию, адекватностью выбранных методов исследования поставленным задачам, подтверждается материалами проведенной опытно-экспериментальной работы, личным опытом преподавания в учебном заведении.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в Омском художественно-промышленном колледже.
Материалы и результаты исследования периодически обсуждались, докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях в Омском художественно-промышленном колледже, в Омском государственном педагогическом университете, в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации (2001, 2003, 2005), на заседании отделения культуры и искусства Международной академии наук педагогического образования (2001 - 2004). Материалы исследования внедрены в педагогическую практику также в виде опубликованных научных работ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. На основе теоретического анализа научных трудов по проблеме исследования выявлены одно из ведущих мест и важнейшая роль преподавания орнаментального искусства России в процессе художественно-профессиональной подготовки будущего художника-прикладника, мастера художественных ремесел, дизайнера к профессиональной деятельности в художественно-промышленном колледже.
2. Разработаны эффективные формы и методы комплексного преподавания орнаментального искусства России, направленные на формирование художественно-профессиональных качеств личности будущего специалиста в области декоративно-прикладного, народного искусства, о чем убедительно свидетельствуют данные эксперимента.
3. Разработан УМК комплексного преподавания орнаментальному искусству России в художественно-промышленном колледже, включающий экспериментальную программу спецкурса, методические рекомендации и серию художественно-дидактических таблиц к программе.
4. Проведена экспериментальная работа по проверке эффективности комплексного преподавания орнаментального искусства России в среднем учебном заведении, результаты которой подтвердили гипотезу нашего исследования.
5. Профессиональная педагогическая готовность педагога колледжа на методическом уровне, успешность внедрения ее в учебный процесс возможна при соблюдении следующих условий:
- психологической готовности педагога художественных дисциплин к внедрению орнаментального искусства как базисного компонента художественно-профессионального образования и воспитания в сложившуюся систему работы;
- научной достоверности, доказательства и обоснованности новых приемов и методов преподавания орнаментального искусства, принимаемых к дальнейшему внедрению;
- рациональной организации процесса внедрения орнаментального искусства в целостную систему художественно-профессионального образования и эстетического воспитания.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Амиргазин, Ерлан Кайртаевич, Б.м.
1. Акимова А.П. Об управлении процессом воспитания в педагогической системе // Формирование основ профессионального мастерства в высшей школе. Л., 1973. - с. 56-58.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.
3. Алексеенко Е.В. Методика формирования творческой активности у студентов факультета педагогики и методики начального обучения в процессе преподавания народного искусства: Автореф. канд. пед. наук. -М., 1994.-19 с.
4. Амброз А.К. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа // Сов. археология. 1966. 68 с.
5. Амиргазин К.Ж. Научно-теоретические основы и методика обучения казахскому декоративно-прикладному искусству. Алма-Аты, 1995.I296 с.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.- М., 1980. -Т. 2.-125 с.
7. Амоношвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. М., 1984. - 296 с.
8. Анфицерова Л.И. К психологии как развивающейся системе. М., 1981.- 175 с.
9. Алибек Кажитали улы. Ою и Ой. Алма-Аты, 2004. - 444 с. Ю.Акишев А.К. Искусство и мифология саков. - Алма-Аты., 1984. - 354с.11 .Апраксина О.А. Очерки по методике художественного воспитания в советской школе. М.: изд-во АПН РСФСР, 1956. - 224 с.
10. Арбат Ю. Русская народная роспись по дереву. М., 1971. - 93 с.
11. Архангельский С.И. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. М.: Высшая школа, 1976. - 200 с.
12. Н.Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе и его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
13. Афанасьев JI.JI., Дехтеринский Л.Б. Модель подготовки специалиста -основа обоснования обучения и воспитания. М.: 1977. - 31 с.
14. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труда. М.: Педагогика, 1989.-558 с.
15. Бабанский Ю.К. Оптимизация процессов обучения: общедидактический аспект. М.: Педагогика, 1977. - 256 с.
16. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 189 с.
17. Бабыкина Н.Н. Диалектика творческой и репродуктивной деятельности в системе культуры: Автореф. дис. канд. филос. наук. СПб., 1992.- 16,-с. 22.
18. Байбородин А. Яко богиню землю нарекла. М., 1991. - 160 с.
19. Байбурнн А.К. Семантические аспекты функционирования вещей / Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. -112 с.
20. Байметов Б.Б. Основы изучения национального орнамента и методика его обучения на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Автореф. канд. пед. наук. М., 1994. - 16 с.
21. Бакушинский Н.В. Избранные искусствоведческие труды. М.: Искусство, 1970. - 542 с.
22. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. М: Просвещение, 1979. - 112 с.
23. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1991. -113 с.
24. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись. Композиция. М.: Просвещение, 1981. - 239 с.
25. Бежкович А.С., Жегалова С.К., Лебедева А.Н., Просвиркина С.К. Хозяйство и быт русских крестьян. Памятники материальной культуры. -М., 1959.-159 с.
26. Белов В.И. Лад: Очерки о народной эстетике. М.: Современник,1982.-293 с.
27. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека // Мир философии, 1991. -Ч. 2.-310 с.
28. Берштейн М.С. К методике составления и проверки текстов // Вопросы психологии. 1968. - № 4. -с. 51-66.
29. Беспалько В.П. О критериях качества подготовки специалистов // Вестник высшей школы, 1988. № 1. - с. 4-8.
30. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: 1969.
31. Бобринский А.А. О некоторых символических этапах, общей первобытной орнаментике всех народов Европы и Азии. -М.: 1902. 156 с.
32. Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы: Избр. пед. и психолог, соч.: В 2 т. М., 1979. - 304 с.
33. Блонский П.П. Избр. психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.-547 с.
34. Бобринский А.А. Народные русские деревянные изделия. М., 1910-1913.-97 с.
35. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1970.-642 с.
36. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов-на-Дону, 1983. - 173 с.
37. Богуславская АЛ. Русское народное искусство. Л.: 1968.
38. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. М.: Педагогика,1983.-272 с.
39. Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
40. Божович Л.И. Психологические проблемы воспитания как управление детским развитием // Проблемы управления процессом воспитания. -М.: 1971.
41. Борев Ю.Б. Эстетика. Изд. 3-е. М.: Политиздат, 1981. - 399 с.
42. Борисова Т.Н. Творчество и культура: Автореф. дис. канд. философ, наук. Саратов, 1993.
43. Вагнер Г.К., Владышская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993.-255 с.
44. Василенко В.М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X XX веков. - М.: Сов. худ-к, 1974. - 294 с.
45. Василенко В.М. Русское прикладное искусство. М.: 1977. - 206 с.
46. Веселовская М.В. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических вузов: Дис. канд. пед. наук. -М.: 1981.- 183 с.
47. Воронов B.C. О крестьянском искусстве: Избр. труды. М.: 1972. -350 с.
48. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. -344 с.
49. Выготский Л.С. История развития высших психических функций. -М., 1983.-304 с.
50. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания. М.: 1972. - 277 с.
51. Герц К.К. Геометрическая орнаментация и ее происхождение. М.: Синодал. типография., 1879. - 47 с.
52. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. - 159 с.
53. Гончарук А.Ю. Психолого-педагогические проблемы систематического приобщения школьников к эстетической культуре // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1991.-с. 77-84.
54. Горошко А.Я. Методика формирования художественного интереса школьников в I-IV кл. на материале русского народного декоративно-прикладного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1990. -16 с.
55. Гильман Р.А. Творческое развитие личности о художественно-педагогической деятельности. Магнитогорск, 2000. - 221 с.
56. Гришина Г.А. Краеведческий материал как средство развития познавательной и творческой деятельности школьников: Дис. канд. пед. наук. Томск, 1978. - 159 с.
57. Громов Е.С. Природа художественного творчества. М.: Просвещение, 1986.-237 с.
58. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.
59. Дайн Г.Л. Эстетическая и научная ценность произведений народного искусства // Декоративное творчество школьников и художественные промыслы / Под ред. Т.Я. Шпикаловой. М., 1973. - с. 35-45.
60. Дайн Л.Л. Игрушечных дел мастера. -М.: Просвещение, 1991. 52 с.
61. Данилов А.А. Совершенствование нравственного воспитания старшеклассников средней школы средствами народного искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: 1986. 16 с.
62. Данилова Л.И. Камень, глина и фантазия. Кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1991. - 78 с.
63. Даркевич В.П. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси // Сов. археология. -1960.
64. Динцес Л.А. Историческая общность русского и украинского народного искусства. // Сов. этнография. 1941. - № 5. - с. 21.
65. Добротверский И.А. Бестарные промыслы Курской губернии. Киев, 1886.
66. Дремов А.Р. Художественный образ. М.: 1961. - 406 с.
67. Иванов П.В., Топоров В.Н. Славянская мифология // народов мира. Т. 2. М., 1992. 242 с.
68. Иванов С.В. Народный орнамент как исторический источник // Сов.этнография. 1958. - № 2. - с. 3-23.
69. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека. М.: Знание, 1968. - 32 с.
70. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей: 2-е изд. доп. 1961.-223 с.
71. Игнатьев С.Е. Цвет в эстетическом воспитании младших школьников на занятиях изобразительным искусством // Художественное образование учащихся в процессе обучения изобразительному искусству: Сб. науч. тр. М.: 1983. - с. 62-66.
72. Изобразительное искусство в эстетическом воспитании школьников: Сб. науч. тр. / Отв. ред. B.C. Кузин. НИИ школ МП РСФСР. М.: 1981.- 120 с.
73. Ильяева И.А. Культура общения. Опыт философско-методологического анализа. Воронеж: 1989. - 167 с.
74. Исаев И.Ф. Дидактическое обеспечение интенсификации учебно-воспитательного процесса в высшей школе // Интенсификация учебно-воспитательного процесса в высшей школе. Белгород: с. 13-17.
75. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М.; Белгород: 1993.-217 с.
76. Калмыкова З.И. Психологические принципы развивающего обучения. // Педагогика и психология. 1979. - № 5.
77. Кильчевская Э.В. От изобразительности к орнаменту. М.: 1968. -207 с.
78. Кириенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М.: АПН РСФСР, 1959. - 304 с.
79. Кузин B.C. Психология. М.: 1974. - 280 с.
80. Кознев В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя: Автореф. дис. канд. психол. наук. Д.: 1980. - 17 с.
81. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. М.: Педагогика, 1986.-180 с.
82. Королев Ф.Ф. Системный подход и возможности его применения в педагогических исследованиях // Советская педагогика. 1970. №9. -с. 112.
83. Краевский В.В. Дидактический принцип как структурный элемент научного обоснования обучения // Принципы обучения в современной педагогической теории и практике. Челябинск: 1965.
84. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Просвещение, 1972.-255 с.
85. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в школе. -М.: Просвещение, 1977. 208 с.
86. Кузин B.C. Психология живописи. М., 2005. - 256 с.
87. Кузьмина Н.В. Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы.-Вып. 1.-JL: 1973.
88. Лайтес Н.С. Способности, труд, талант. М.: 1961. - 32 с.
89. Лапина Т.С. Воспитательные функции произведения искусства и нравственные механизмы их деятельности // Проблемы этики и эстетики: Вып. 2 / Под ред. А.И. Имгади. Л.: 1975. с. 174 -180.
90. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
91. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1988 - Т. 2. - 317 с.
92. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186 с.
93. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: 1974. - 64 с.
94. Лихачев Б.П. Теория эстетического воспитания школьников. М.: Просвещение, 1985. - 174 с.
95. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444 с.
96. Лосев А.Ф. Диалектика мира. М.: 1990.
97. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М.: 1982. -131 с.
98. Луначарский А.В. О воспитании и образовании / Под ред. А.И. Арсен и др. 1976. - 640 с.
99. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. М.: Просвещение, 1985.- 158 с.
100. Люблинская Н.А. Учителю о психологии младшего школьника. -М.: Просвещение, 1977. 224 с.
101. Магомедова П.Н. Научные основы преподавания искусства ковроделия на художественно-графическом факультете педагогического института (в условиях Дагестана): Автореф. . канд. пед. наук. М.: 1994.-18 с.
102. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983. -159 с.
103. Мальцев Н.В., Тарановская Н.В. Русские прялки. Л.: 1970.
104. Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX вв. - М.: 1984. - 215 с.
105. Марр Н.Я. Язык и письмо. Л.: 1930. - 175 с.
106. Мерцалова М.Н. История русского костюма. М.: Искусство, 1972. -189 с.
107. Мещанинов И.И. Орнамент сузских ваз первого стиля. Л.: 1927. -427 с.
108. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Кузьминой. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980.
109. Народные мастера. Традиции, школы / Под ред. М.А.Некрасовой. -Вып. I. М.: Изобразит, искусство. 1985. - 296 с.
110. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. М.: Изо1 бразит. искусство, 1983. 343 с.
111. Некрасова М.А. Проблема народного искусства. М.: 1982. - 155 с.
112. Никитин А.В. Белгородская крепость XV-XVII вв. // Сов. археология. 1962. -№ 3.
113. Новицкая М.Ю. Человек и природа в народной культуре. М.: 1994. -25с1270 формах развития народного искусства и некоторых вопросах творчества // Творческие проблемы современных художественных промыслов.-Л.: 1981.-с. 60-80.
114. Облонский A.M., Смирнов А.С., Сорокин А.Н. Материалы I тысячелетия н. э. на поселении Шоссейное (Белгородская обл.) // Сов. археология. 1987. -№ 4. - с. 174.
115. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976.-279 с.
116. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. - 354 с.
117. Программа средней общеобразовательной школы (I—IV кл.). Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Науч. рук. Т.Я. Шпикалова. - М.: Просвещение, 1992. - 78 с.
118. Производство ковров в Курском уезде // Курские губернские ведомости. 1890. -№ 62.
119. Производство кушаков в Курской губернии //Курские губернские ведомости. 1891. - № 15.
120. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтор, А.А. Пузырея. М.: Моск. ун-т, 1982. - 286 с.
121. Раджабов И.Р. Совершенствование обучения школьников основам изобразительного искусства с учетом национально-художественных традиций: Дис. канд. пед. наук. М.: 1987. - 164 с.
122. Разина П.М. Русское народное творчество. М.: Изобраз. искусство, 1970.
123. Рождественская С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. М.: Наука, 1981. - 200 с.
124. Рубенштейн C.JL Проблемы общей психологии. М.: 1976. - 276 с.
125. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства. -М.: 2001.-240 с.
126. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1940. -704 с.
127. Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: 1981. -131с.
128. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: 1988.
129. Сабурова Л.М. Об изучении народных обрядов //Фольклор и этнография.-Л.: 1974.-с. 98.
130. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М.: Просвещение, 1965.-214 с.f
131. Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. Киев: Вища школа, 1977. - 159 с.
132. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. М.: Педагогика, 1986. - 152 с.
133. Сластенин В.А. Гуманитарная культура специалиста //Магистр. -1991., №1.- с. 21.
134. Сластенин В.А. Формирование личности советского учителя в процессе его профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. -158 с.
135. Смирнов В.Г. Художественное краеведение в школе. М.: Просвещение, 1987. 144 с.
136. Смирнова Е.Э. Формирование модели специалиста с высшим образованием. JL: 1977.
137. Соболев Н.Н. Русская народная резьба по дереву. М.: 1934. - 351 с.
138. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М.: Педагогика, 1986. - 136 с.
139. Спасибенко С.Г. Научное управление процессом воспитания важнейшая функция учителя // Формирование личности учителя в системе учебно-воспитательного процесса в педагогическом институте. - М.: 1980.-с. 14-18.
140. Спирин Л.Ф. Профессиограмма как примерная программа подготовки учителя воспитателя // Методика оптимального планирования процесса обучения. - М.: 1976. - с. 112-125.
141. Спирин Л.Ф. Теоретико-практические модели поэтапного анализа оптимальности решения воспитательных задач //Проблемы принятия оптимальных решений в педагогической деятельности. М., 1984. - с. 36-38.
142. Стасов В.В. Русский орнамент. Шитье, ткани, кружево. Вып. I. -СПб.: 1872.- 147 с.
143. Станиславский К.С. Собрания сочинений. М.: 1954. - 515 с.
144. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. 3-е изд. М.: Молодая гвардия, 1979. - 336 с.
145. Талызина Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории // Сов. педагогика. 1977. - № 1.
146. Творческий процесс и художественное восприятие /Отв. ред. Егоров Б.Ф. М.: Наука, 1978. - 278 с.
147. Унковский А.А. Живопись; Вопросы колорита. М.: Просвещение, 1980.- 128 с.
148. Узнадзе Н.Д. Психология исследования. М.: 1966. - 406 с.
149. Умарбекова М.Ш. Энциклопедия. Алма-Аты: 2003. - 284 с.
150. Фатхулин М.Ф. Воспитание специалиста. Казань: 1990. - 31 с.
151. Фокина J1.B. Орнамент. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: 2005. -176 с.
152. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: 1978. - 235 с.
153. Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным искусством: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М.: 1983. - 29 с.
154. Чекалов А.К. Народная деревянная скульптура русского Севера. -М.: Искусство, 1974. 284 с.
155. Чижикова JI.H. Традиционная женская одежда русских в Белгородской области // Институт этнографии, ролевые исследования. 1977. -М.: 1979.-с. 9.
156. Чмиль Н. Народные промыслы Староосколья // Путь Октября. -1987.-25 апреля.-с. 4.
157. Шадриков В.Д. и др. Познавательные процессы и способности в обучении: Учебн. пособие для студентов пед. ин. М.: Просвещение, 1990.- 142 с.
158. Шацкая В.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. -М.: Педагогика, 1974.
159. Шацкий С.Т. Избр. педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1980.-Т. 1.-304 е.; Т. 2.-416 с.
160. Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М.: Ставрополь, 1991. - с. 85.
161. Шорохов Е.В. Основы композиции: Учеб. пособие для пединститутов. М.: Просвещение, 1979. - 303 с.
162. Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. -М.: 1998.
163. Юдина Е.И. Формирование творческой направленности личности учителей в процессе изучения учебных дисциплин эстетического цикла: Автореф. дис. канд. пед. наук. М. 1984. - 161 с.
164. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Татар, кн. изд-во, 1991.- 192 с.
165. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 87 с.
166. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. М.: Знание, 1971.-48 с.
167. Яркина Т.Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосфер-ной эпохи // Педагогика. 1996. - № 2. - с. 40-47.
168. Ярошевский М.Г. О трех способах интерпретации научного творчества // Научное творчество. М.: 1969. - с. 139.