Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством

Автореферат по педагогике на тему «Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Чумакова, Светлана Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2006
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством"

На правах рукописи

ЧУМАКОВА Светлана Владимировна

ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХГФ НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОФОРМИТЕЛЬСКИМ ИСКУССТВОМ

(на примере использования декоративного орнамента)

Специальность 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва - 2006

Работа выполнена в Орловском государственном университете на кафедре декоративно-прикладного искусства и технической графики художественно-графического факультета

Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Новиков Сергей Николаевич

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор Черный Валентин Дмитриевич

кандидат педагогических наук, профессор Протасов Юрий Иванович

Ведущая организация: Московский государственный областной

университет

Защита состоится «/1^» 2006 г. в часов на

заседании диссертационного совета Д 212.154.03 при Московском педагогическом государственном университете (117571, Москва, проспект Вернадского, д.88, ауд. № 528).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119992, Москва, Малая Пироговская, д.1.

Автореферат разослан « апреля 2006 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

ИГНАТЬЕВ С.Е.

2006А

1 € -( & ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Проблема исследования в ее актуальность.

Изменения, происходящие в последние годы в экономической, политической и социальной сферах развития общества, неизменно затрагивают культурную жизнь и вносят соответствующие коррективы в процесс образования. В настоящее время существенно возросли требования, предъявляемые к уровню подготовки специалиста. В качестве одной из главных задач образования выдвигается необходимость подготовки высококвалифицированного специалиста, способного творчески подходить к решению социально-значимых проблем. В этой связи становятся актуальными процессы модернизации и совершенствования системы педагогической подготовки специалистов художественного профиля. Реформы высшего образования предполагают обновление содержания образования, разработку более совершенных программ, эффективных форм и методов преподавания художественных дисциплин, отвечающих современным требованиям подготовки художника-педагога интегративного типа. Такой педагог должен быть способен к творчеству, как в области создания художественных произведений, включая особенности их оформления, так и в педагогической деятельности при организации учебно-воспитательного процесса, направленного на приобщение школьников к изобразительному и декоративно-оформительскому искусству.

Значительное место в процессе художественного образования играет декоративно-оформительское искусство, которое имеет давние традиции и является наиболее характерной областью национальной культуры, обладающей возможностями воздействия на эстетическое воспитание, художественное и духовное развитие личности. Произведения декоративно-оформительского искусства могут открыть особый мир символических образов, что позволяет использовать орнамент как важную художественную основу при создании этого образа.

Общество на каждом этапе своего развития вырабатывает новые орнаментальные формы, отражающие новые технологии, идейно-стилистические ценности, национальные черты. В мировой педагогической практике все больше возрастает интерес к изучению орнаментального искусства. Поэтому остро становится вопрос об эффективном использовании творческого опыта и уже накопленных художественных ценностей в области орнаментального искусства в процессе обучения студентов художественному оформлению.

Участвуя в оформлении различных объектов орнамент способен соединит, в себе старое и новое. Это обстоятельство обеспечивает связь эстетических идеалов современности с художественными достижениями прошлого, что неизменно должно быть использовано в обучении студентов. К сожалению, в студенческих работах не всегда данная связь представляет собой органическое соединение. Зачастую подражанием, а не собственным орип

оцнамеш являете»- лишь

С. Петербург Г '' О» - ~

произведением, способным украсить готовое изделие. Решение данной проблемы мы видим в совершенствовании учебно-воспитательного процесса подготовки студента художественно-графического факультета на занятиях декоративно-оформительским искусством. При этом особое значение приобретает целенаправленное формирование у студентов специальных знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства. Формируя и развивая у студентов специальные знания, умения и навыки средствами декоративно-орнаментального искусства, педагог тем самым способствует развитию его личностных качеств, таких как: потребность в творческой деятельности (творческая активность), художественно-образное мышление, обогащение специальным опытом, необходимым для декорагавно-оформительской деятельности. Декоративный орнамент, используемый в оформительской деятельности, выступает мощным катализатором формирования художественного вкуса.

Рассматривая возможности формирования специальных знаний, умений и навыков студентов ХГФ на занятиях по декоративному оформлению, мы изучили психолого-педагогические исследования, посвященные различным аспектам теории и практики обучения. Наибольший интерес представляют труды психологов и педагогов, посвященные проблемам психологии творчества и активизации развития психических процессов сознания (В.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Б.Ф. Ломова, В.М. Теплова, П.М. Якобсона).

Философскому осмыслению проблемы творчества способствовало ознакомление с работами Е.А. Ануфриева, Т.С. Лапиной, М.С. Кагана, рассматривающих творчество в культурно-историческом плане.

По вопросам возрастной и педагогической психологии мы опирались на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, В.С.Кона, АН. Леонтьева и др.

Научные основы учебно-воспитательного процесса содержатся в трудах Ю.К. Бабанского, Н.С. Боголюбова, И .Я. Лернера, М.Н. Скаткина, B.C. Сластенина и др.

Для раскрытия теоретических основ обучения декоративно-орнаментальному искусству нам важно было рассмотреть сущность декоративно-оформительского творчества и его значение в системе высшего образования. Этому способствовало изучение работ ведущих отечественных ученых и искусствоведов (А.Б Бакушиттского, И.Я. Богуславской, В.М. Василенко, B.C. Воронова, Ю.Я. Герчука, М.А. Некрасовой, H.H. Соболева, Т.М. Соколовой и др.).

В разработке методики преподавания декоративно-орнаментального искусства мы опирались на работы Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Б.Ф. Ломова, H.H. Ростовцева, A.C. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой. Кроме этого, разрабатывая собственную методику, мы учитывали опыт практического обучения декоративно-прикладному искусству, полученный в ходе изучения кандидатских исследований (Е.В. Алексеенко. Б.Б. Байметова, С.И. Ботовой, М.В. Дарагана, Т.В. Кочевой, В.П.

Крылова, Э.В. Рамазановой, О.К. Рашидова, И.М. Рязанцевой, Д.М. Холматова).

Рассматривая и анализируя труды ведущих ученых, педагогов, искусствоведов, изучая диссертационные исследования в области орнаментального искусства, можно констатировать, что остается не до конца раскрытой проблема формирования знаний, умений и навыков средствами декоративного орнамента. В частности, отсутствуют методические рекомендации по созданию педагогических условий, необходимых для этого процесса. В рамках традиционного учебного процесса становится невозможным достижение достаточного уровня специальных знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства на занятиях к художественным оформлением, что значительно снижает качество выполненных работ. Выявление данного недостатка и потребности педагогической практики и послужили основанием для определения ( актуальности.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью формирования специальных знаний, умений и навыков студентов ХГФ в области орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению, что в значительной мере повысит уровень профессионализма (мастерства) выполнения заданий, а также будет способствовать развитию художественно-творческих способностей, в том числе художественно-образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, эстетического восприятия окружающей среды. Это требует внедрения специальной научно-методической системы.

Цель исследования: заключается в разработке, научном обосновании I и экспериментальном апробировании методики формирования знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ в области орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению.

Объект исследования: процесс формирования у студентов ХГФ специальных знаний, умений и навыков, необходимых в художественно-оформительской деятельности, средствами декоративно-орнаментального искусства.

Предмет исследования: содержание, методы и дидактические средства формирования специальных знаний, умений и навыков у студентов ХГФ в области художественного оформления с использованием декоративно-орнаментального искусства.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование у студентов ХГФ специальных знаний, умений и навыков в области художественного оформления средствами декоративно-орнаментального искусства с целью развития художественно-творческих способностей будет эффективнее, если:

- интерес к овладению художественно-оформительским искусством будет строиться на освоении традиций мировой художественной культуры и изучении специфики народного орнамента;

- формирование специальных знаний и навыков декоративно-оформительской деятельности с использованием орнамента будет опираться на психолого-педагогические особенности и индивидуальные творческие возможности студентов;

- организация учебной деятельности будет базироваться на научно-обоснованной методике преподавания с учетом специальных целей, задач и содержания процесса формирования знаний, умений и навыков с использованием декоративно-орнаментального искусства;

- формирование знаний, умений и навыков будет обеспечиваться через специальную подготовку, включающую в себя систему последовательного выполнения практических упражнений и творческих работ;

- в процессе занятий по художественному оформлению будут систематически использоваться технические средства обучения, специальные дидактические пособия, разнообразные материалы и техники.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

- изучить и проанализировать специальную литературу по истории развития декоративно-оформительского искусства, определить роль и место декоративного орнамента в оформительской деятельности;

- рассмотреть и обобщить опыт применения декоративного орнамента в процессе обучения художественно-оформительскому искусству;

- разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы обучения, способствующие формированию у студентов специальных знаний, умений и навыков в области декоративно-орнаментальной композиции на занятиях по художественному оформлению;

- разработать учебно-методический комплекс формирования знаний, умений и навыков, включающий: программу обучения декоративно-орнаментальному искусству, методические рекомендации, серию дидактических наглядных пособий, способствующий профессиональному совершенствованию студентов в различных техниках и технологиях;

осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики формирования у студентов ХГФ специальных знаний, умений и навыков в области декоративно-орнаментальной композиции на занятиях по художественному оформлению.

Методологическую основу экспериментального исследования составляют ведущие положения в области философии, психологии, эстетики, искусствознания; работы по общей педагогике, художественному образованию, эстетическому воспитанию, методике преподавания изобразительного, декоративно-прикладного и оформительского искусства, исследования известных искусствоведов, историков и этнографов, касающиеся вопросов развития орнаментального искусства.

Методы исследования:

- изучение педагогической, научной, методической литературы по рассматриваемой проблеме, знакомство с диссертационными исследованиями в данной области;

- анализ учебных планов и программ по художественному оформлению и декоративно-прикладному искусству;

- наблюдение и анализ реального состояния учебного процесса по овладению основами орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению;

- беседы, анкетирование и тестирование студентов;

- педагогический эксперимент н обобщение данных опытно-экспериментальной работы;

- анализ продуктов деятельности студентов.

Этапы исследования.

I этап <'2001-2002): Теоретическое изучение проблемы исследования, анализ практической педагогической деятельности, определение цели и задач педагогического эксперимента. Анализ содержания теории и практики курса художественного оформления у студентов ХГФ.

Определялись исходные данные исследования, его предмет, задачи, рабочая гипотеза и методы экспериментальной работы.

П этап (2002-2003): Проведение формирующего эксперимента с целью исследования уровня художественной подготовки студентов ХГФ по художественному оформлению средствами орнаментального искусства. Определились методы и приемы формирования знаний, умений и навыков студентов по орнаменту на занятиях художественным оформлением.

Ш этап (2003-2004): Разработан и проведен контрольный эксперимент, показывающий эффективность разработанной методической системы проведения занятий по художественному оформлению средствами орнаментального искусства. Определена результативность применяемых методов. В этот период систематизировался и обобщался материал, проверялись выводы и методические рекомендации.

Научная новизна исследования:

- теоретически обоснованы методические условия, при которых использование декоративно-орнаментального искусства является важным фактором формирования специальных знаний, умений и навыков в системе специальной подготовки студентов ХГФ.

- обосновано и разработано новое содержание учебного предмета "Художественное оформление в школе", раскрывающее основы использования декоратавно-орнаментального искусства в учебном процессе и позволяющее сформировать специальные умения и навыки, необходимые в творческой деятельности;

- рассмотрена и определена система формирования знаний, умений и навыков по использованию орнаментального искусства в процессе ведения специальных занятий по художественному оформлению;

- в соответствии с новой редакцией разработанной программы подготовлены методические рекомендации для занятий со студентами по отдельным разделам и темам, позволяющие качественно организовать их профессиональную подготовку в процессе выполнения творческих работ.

Теоретическая значимость исследования:

Решена значительная научно-педагогическая задача формирования специальных знаний, умений и навыков у студентов ХГФ средствами орнаментального искусства па занятиях по художественному оформлению. Теоретически обоснованы методические условия, при которых использование декоративного орнамента на занятиях по художественному оформлению является важттъш фактором формирования специальных знаний, умений и навыков у студентов ХГФ; определено и разработано содержание учебного предмета "Художественное оформление в школе", направленное на развитие специальной подготовки студентов ХГФ; обоснованы необходимость и целесообразность использования декоративного орнамента на занятиях художественно-оформительским искусством в ходе специальной подготовки студентов ХГФ.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработана и экспериментально проверена эффективность методики формирования знаний, умений и навыков студентов ХГФ в специальной подготовке на основе применения декоративного орнамента на занятиях художественно-оформительским искусством, полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебно-методических комплексов и для корректировки имеющихся учебных планов и программ по художественному оформлению. Разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя: систему практических рекомендаций по проведению занятий, методические пособия, техники и технологии исполнения заданий.

Основные выводы, полученные в ходе проведения экспериментального исследования, могут быть использованы педагогами и методистами в процессе проведения занятий по другим предметам

Материалы диссертационного исследования найдут свое применение в разработке новых учебных программ, учебно-методических пособий, спецкурсов в высших учебных заведениях и педагогических училищах и колледжах.

Достоверность результатов исследования обеспечена избранной методической основой и системой методов исследования; опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования; сравнительно-сопоставимым анализом исходных и конечных результатов исследования; непосредственным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Апробация результатов исследования.

Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета; на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Орловском государственном университете (ОГУ), Курском государственном педагогическом университете (КПТУ), Елецком государственном университете (ЕГУ).

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Теоретические основы организации системы формирования знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ.

2. Разработанная автором методика формирования знаний, умений и навыков направлена на повышение качества специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством.

3. Специально разработанный учебно-методический комплекс формирования знаний, умений и навыков, включающий: программу обучения декоративно-орнаментальному искусству, методические рекомендации, серию дидактических наглядных пособий (таблицы, фотоматериалы, печатная продукция), техники и технологии исполнения заданий.

I Структура и объем диссертации:

Диссертация состоит из введения, основного содержания (двух глав), заключения, библиографии и приложения (пояснительная записка, ^ тематический план, программа, таблицы, диаграммы, иллюстративный

материал).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы, дается общая характеристика работы, формулируется проблема исследования, определяется объект, предмет и цель, выдвигается гипотеза, раскрываются задачи и методы исследования, формируется теоретическая и практическая значимость работы, основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе "Научно-теоретические основы формирования знаний, умений и навыков в специальной подготовке студентов ХГФ" ( рассматривается история возникновения и развития орнамента. Освещен

исторический вопрос обучения специалистов орнаментальному искусству в системе художественной подготовки. Рассматриваются психолого-педагогические основы обучения орнаментальной композиции студентов 1 художественно-графических факультетов, особенности формирования

специальных умений и знаний, необходимых для изучения орнаментального искусства с целью дальнейшего его применения в декоративно-оформительской деятельности.

Декоративно-оформительское искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов и объектов, создаваемых человеком. Люди всегда стремились украсить свой быт, эстетически организовать среду, в которой они живут. Объекты декоративно-оформительского искусства, с которыми человек постоянно сталкивается в повседневной жизни и воспринимает их практически спонтанно, являются неисчерпаемым источником эстетических переживаний, а возможно, и эмоциональных открытий.

В нашем понимании в учебную сферу оформительского искусства необходимо включать не только объекты изобразительного характера, но и изделия прикладного характера.

Чтобы сделать предмет эстетически привлекательным часто бывает не достаточно тщательной и разносторонней дизайнерской проработки общих форм объектов и их деталей, тогда прибегают к украшению изделия живописным, графическим или скульптурным орнаментом. Орнамент не просто взаимодействует с формой предмета, он становится неотъемлемой его частью. Поэтому, решая проблему оформления изделия, художник должен рассматривать орнамент как целесообразный компонент структуры целого Орнамент позволяет художнику создать новый визуальный код. Человек, разрабатывающий орнамент, как бы изменяет и расширяет представление о том, что достойно быть замеченным из окружающей реальности и за чем интересно наблюдать. Помимо этого, орнамент выступает еще и в качестве особой грамматики визуального восприятия: поле его сферы распространения практически безгранично и заключается в создании впечатления мира как эстетического пространства, в связи с тем, что изображение, как опыт общения художника с миром, располагается на поверхности предмета В условно-знаковом решении орнамента содержится весь обобщенный опыт художника из области эстетического переживания мира.

В настоящее время возрастает уровень требований к специальной подготовке студентов в высших учебных заведениях. Тенденции развития отечественного образования заставляют искать новые, более совершенные пути подготовки высококвалифицированных специалистов, способных к творческому росту и профессиональной мобильности Однако, создавая новую систему, не следует забывать о многовековом опыте народного образования. Обучение орнаментальному искусству имеет свою давнюю историю. Оно происходило в системе обучения декоративно-прикладному и оформительскому искусству. С развитием общества накапливался опыт в обучении мастеров, осваивались новые формы и методы работы. Поэтому, осваивая новые технологии, методы и методики обучения орнаментальному искусству, нельзя забывать традиции прошлых лет.

Процесс обучения любому предмету, в том числе и орнаментальному искусству, невозможен без учета возрастных и психологических особенностей личности. В нашем исследовании мы изучили особенности студенческого возраста, выяснили, что этот возраст обладает огромным потенциалом для становления профессиональных качеств личности и приобретения соответствующих знаний, умений и навыков. Также мы рассмотрели различные психические процессы, определили, как обучение орнаментальному искусству влияет на процессы памяти, мышления, воображения и др.

Теоретическая часть нашего исследования позволила определить структуру и содержание практической части работы. Дало возможность разработать методику проведения занятий по формированию знаний, умений и навыков и успешно провести эксперимент, подтверждающий выдвинутую нами гипотезу.

Во второй главе "Научно-методические основы формирования знаний, умений и навыков в специальной подготовке студентов ХГФ" рассмотрены структура и содержание методической системы формирования знаний, умений и навыков в профессиональной подготовке студентов на основе использования декоративно-орнаментального искусства. Это экспериментально-исследовательская глава Она посвящена обоснованию и разработке эффективных средств и оптимальных методов формирования специальных знаний, умений и навыков в области декоративного орнамента, которые нужны для работы над оформлением художественных объектов.

Теоретическая часть исследования являлась базой, определяющей содержание, цели и задачи учебного процесса. В его организации использовались формы и методы наиболее приемлемые в вузовской педагогической практике - лекционные занятия, практические занятия по разработке объектов, украшенных декоративным орнаментом, проводимые под руководством преподавателя. Для закрепления профессиональных качеств и освоения технологии переработки реальных объектов в декоративный образ использовалась самостоятельная (домашняя) работа Были разработаны специальные пособия, способствующие формированию специальных знаний и умений.

Педагогический эксперимент, проводимый в рамках нашего исследования, призван был:

- диагностировать уровни сформированности знаний, умений и навыков в области декоративно-орнаментального искусства;

- выявить наиболее сложные моменты в овладении умениями и навыками в процессе освоения основ орнаментального искусства и создания орнаментальных композиций;

- создать оптимальные условия для разрешения этих трудностей с помощью внедрения в учебный процесс научно-методических разработок нашего исследования;

- проверить эффективность работы предлагаемой методической системы на практике.

Эксперимент проходил на художественно-графическом факультете Орловского государственного университета. В эксперименте участвовали две академические труппы 3 курса, одна из которых была экспериментальной (обучение проводилось по разработанной нами экспериментальной программе), а другая - контрольной (обучение проводилось по традиционной программе). Эксперимент продолжался 4 года Он состоял из четырех этапов: констатирующего (I этап), поискового (П этап), формирующего (ГП этап) и контрольного (IV этап).

Для изучения исходного состояния подготовки художника-педагога в области декоративно-орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению был проведен констатирующий эксперимент

Для определения степени сформированности у студентов знаний, умений и навыков в области орнаментальной искусства мы проводили два среза:

- срез по определению уровня теоретических знаний;

- срез по определению уровня художественно-практических умений выполнения орнаментальных композиций.

Первый срез по теории и истории орнамента включал 8 вопросов, ответы на которые студенты давали в письменном виде. Качество знаний определялось по трем уровням: низкий, средний и высокий. Низкий - ответ на 3 вопроса, средний - ответ на 5 вопросов, высокий - ответ на 8 вопросов.

Второй срез включал в себя выполнение несложных орнаментальных композиций. Оценка работ осуществлялась по наличию определенных параметров (образность; цельность изображения; ритм, симметрия; масштаб; статическое\динамическое равновесие; колорит; символика; оригинальность орнаментального мотива; выразительность; законченность работы). Наличие 1-3 вышеназванных параметров соответствовало низкому уровню работы, наличие 6-7 параметров - среднему, присутствие в работе 9 из 10 перечисленных параметров говорило о высоком уровне.

Результаты срезов помогли нам выявить степень сформированное™ знаний, умений и навыков и определить уровень теоретической и практической подготовленности студентов в области орнаментального искусства в обеих группах.

Данные в процентном соотношении запессны в таблицу (таблица №1).

Таблица №1

Виды подготовки Теоретическая подготовка Практическая подготовка

Уровни подготовки высокий средний низкий высокий средний низкий

Контрольная группа 16% 32% 52% 9% 37% 54%

Экспериментальная группа 15% 36% 49% 6% 42% 52%

Как видно из анализа ответов студентов и проверки художественно-практической подготовленности студентов обеих групп, уровень ответов и выполнение практических графических работ примерно одинаков. Ответы учащихся в теоретической части констатирующего эксперимента свидетельствуют о значительных пробелах в знаниях теории и истории орнаментального искусства. Просмотр практических работ показал слабое владение графическими структурами орнаментальной композиции.

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил нам расставить акценты при разработке экспериментальной программы по художественному оформлению на основе использования орнаментального искусства. В поисковом эксперименте, исходя из гипотезы, целей и задач исследования, были разработаны содержание, формы и методы экспериментального преподавания художественному оформлению, направленные на формирование специальных знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства, а также способствующие развитию художественно-творческих способностей.

Целью экспериментального курса являлось повышение эффективности специальной художественной подготовки студентов

В процессе формирующего эксперимента решались следующие

задачи:

- обеспечить единство теории и практики, углубить и расширить композиционные, графические, технологические умения и навыки в процессе обучения орнаментальному искусству;

- создать комплекс творческих заданий на основе правил, приемов и средств орнаментальной композиции, с учетом психологической характеристики студентов;

- отработать и закрепить в ходе выполнения практических заданий изобразительные умения и навыки, выбрать наглядные пособия, наиболее соответствующих специфике заданий;

- освоить необходимые навыки работы с разными художественными материалами; закрепить приобретенные технологические умения и навыки, усвоил, традиционные приемы их обработки.

Программа опытно-экспериментальной работы по формированию специальных знаний, умений и навыков у студентов - будущих специалистов реализовывалась в несколько этапов:

Первый этап. Постановка целей и задач, озвучивание их перед студентами.

Второй этап. Ознакомление студентов с содержанием, объяснение роли специальных знаний и умений в профессиональной деятельности художника-педагога, пояснение необходимости теоретической подготовки перед практической работой, установление зависимости результатов деятельности от уровня сформированности специальных умений и навыков

Третий этап. Формирование специальных знаний, умений и навыков в процессе проектной деятельности, развитие оценочных и контрольно-ориентировочных умений.

Четвертый этап. Контроль и анализ результатов, полученных при выполнении студентами практических заданий.

Основываясь на результаты, полученные при проведении поискового эксперимента, мы внесли некоторые изменения в теоретическую и практическую части нашей программы. Ввели в лекционную часть материал по истории развития орнаментальной композиции, особенностях использования орнамента на разных объектах. Отвели больше часов на создание проектов конкретных заданий.

В процессе проведения формирующего эксперимента студенты получили определенные знания в области истории, теории построения орнаментальных композиций, при выполнении графических, проектных и практических упражнений приобрели некоторый опыт преобразования реальных мотивов в орнаментальные формы, улучшили графические, композиционные умения и навыки, выработали технологические навыки работы над орнаментальной композицией.

Все это повлияло на качество теоретической и практической подготовки. К концу первого семестра мы провели тестирование, в котором давали те же вопросы и задания, что и на констатирующем этапе

Таблица №2

Виды подготовки Теоретическая подготовка Практическая подготовка

Уровни подготовки высокий средний низкий высокий средний низкий

Контрольная группа 25% 43% 34% 20% 38% 42%

Экспериментальная группа 31% 52% 17% 39% 44% 17%

Как видно из анализа ответов студентов и проверки художественно-практической подготовленности студентов, в контрольной группе уровень подготовки изменился, но крайне незначительно, тогда как в экспериментальной он значительно повысился. Ответы студентов экспериментальной группы приобрели некоторую систему, не было таких вопросов, на которые студенты совсем не дали ответа. Однако не все еще ответы носили развернутый характер. В практических работах студентов экспериментальной группы налицо положительные изменения: студенты стали лучше понимать специфику декоративно-орнаментальной композиции, значительно улучшились графические, композиционные умения и навыки. В экспериментальной группе повысился общий уровень подготовки, за счет этого стало больше работ высокого и среднего качества.

Контрольный срез проводился по одному из заданий программы. Мы выбрали задание, которое было близко по содержанию и контрольной и экспериментальной группе. Основной его целью было: определение уровня сформированносш специальных знаний, умений и навыков у студентов, обучавшихся по экспериментальной программе и сравнение уровня их подготовки с уровнем подготовки студентов контрольной группы (обучавшихся по традиционной программе)

Общими условиями были:

1) создание плоскостной композиции;

2) использование в работе шрифтов и орнаментов с учетом народных традиций;

3) применение необходимой символики, способствующей раскрытию задания;

4) использование в задании предварительно полученных технологий;

5) определение и выявление изобразительных средств назначения задания

Просмотр студенческих работ показал, что общий прогресс в развитии художественных и специальных навыков в экспериментальной группе несколько выше, чем в контрольной.

Анализ студенческих работ показал, что, прослушав теоретический курс, используя методические и практические рекомендации, студенты: значительно быстрее приобретают необходимые умения и навыки,

вследствие чего их композиции более выразительны, а также грамотней и техничней выполнены.

В процессе работы у студентов экспериментальной группе прослеживалась заинтересованность в работе. Уровень и качество их творческих работ являются косвенным показателем эффективности системы формирования знаний, умений и навыков в процессе проведения занятий по художественному оформлению с использованием орнаментального искусства.

Уровень подготовки студентов определялся по выбранным критериям и дал устойчивые показатели повышения Основными критериями готовности студентов художественно-графического факультета к профессиональной деятельности являются:

1) сформированность у студентов знаний в области художественного оформления, наличие интереса к декоративно-орнаментальному искусству

2) сформированность системы умений и навыков по созданию орнаментальных композиций; уровень выполнения с учетом грамотности, выразительности, технического мастерства и качества работы;

3) художественная выразительность объектов (предметов), включающая использование оригинальных орнаментальных композиции, выполненных с художественным вкусом;

4) выявление уровня сформированности технического мастерства и качества работы;

5) сформированность у студентов методической грамотности при работе над орнаментальной композицией.

Был проведен анализ студенческих работ по каждому критерию оценки отдельно для экспериментальной и контрольной групп Работы оценивались по десятибалльной шкале. Данные в процентном соотношении находятся в таблице (таблица №3).

____Таблица №3

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

сформированность у студентов знаний в области художественного оформления, наличие интереса к декоративно-орнаментальному искусству

41%

38%

21%

56%

40%

4%

сформированность системы умений и навыков по созданию орнаментальных композиций, с учетом необходимых требований

41%

32%

27%

52%

44%

4%

художественная выразительность объектов (предметов), включающая использование оригинальных орнаментальных композиции, выполненных с художественным вкусом

35%

25%

50%

45%

5%

сформированность технического мастерства и качества работы

39% 36% 25% 51% 46% 3%

сформированностъ у студентов методической грамотности при работе над

орнаментальной композицией

40% | 34% 26% 50% 47% 3%

Данные позволили построить диаграмму для сравнения результатов.

Диаграмма 1

□ Сформированное^ у студентов знаний в области художественного оформления, наличие интереса к дакоратито-орнаментальному искусству

О Сформированностъ системы умений и навыков по созданию орнаментальных композиций, уровень выполнения с учетом грамотности, выразительности, техническою мастерства и качества работы

□Художественная выразительность объектов (предметов), включающая использование оригинальных орнаментальных композиций, выполненных с художественным вкусом

□ Сформированностъ технического мастерства и качества работы

□ Сформированностъ у студентов методичестой грамотности при работе над орнаментальной композмцей_

Результаты экспериментального исследования подтверждают теоретическое обоснование задач формирования знаний, умений и навыков на основе использования орнаментального искусства.

Т.о., проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу, все поставленные задачи были решены, цель исследования достигнута.

В заключении диссертационного исследования мы подводим итоги работы и делаем следующие выводы.

1. На основе теорегаческого анализа специальной литературы мы выявили значение орнамента в художественно-оформительской деятельности. Орнаментальное искусство является необходимой основой для создания предметов и объектов декоративно-оформительского характера и служит важным фактором в специальной подготовке студептов. Без знания истории и теории орнамента, а также без практических умений и навыков выполнения орнаментальных композиций невозможно создание высокохудожественных, эстетических объектов, дающих положительный эмоциональный заряд и способных привлечь внимание зрителей (прежде всего детей). Изучение истории художественного оформления, знакомство с национальными орнаментами, освоение народных традиций способствует

формированию культурной и исторической памяти, развитию тонкого художественного вкуса, воображения и творчества, что позволяет студентам через изобразительные образы, оригинальные орнаментальные композиции широко использовать произведения народного искусства в профессионально-оформительской деятельности.

2. Изучение проблемы художественной подготовки в системе профессионального образования средствами декоративно-орнаментального искусства позволяет выяснить, что в этой сфере накоплен значительный педагогический опыт Проанализировав его мы считаем, что формирование знаний, умений и навыков должно осуществляться в процессе обучения, которое необходимо строить на основе традиций, но с учетом современных прогрессивных методов и приемов.

3. Проведенное исследование позволило разработать методическую систему формирования знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства, включающую содержание, формы, методы и условия; ход и материалы экспериментального исследования подтверждают, что в процессе оформительской деятельности наиболее полное овладение орнаментальным искусством осуществляется: при органическом единстве необходимых форм и методов обучения, а также при целенаправленном формировании специальных знаний, умений и навыков в области орнаментальной композиции. Применение в процессе формирования специальных знаний, умений и навыков эффективных форм и методов обучения способствует проявлению творчества при выполнении учебных заданий. Привлечение студентов к исследовательско-поисковой работе, решение проблемных задач способствует развитию мышления, воображения и др. Под необходимыми условиями мы понимаем наличие материально-технической базы, научно-методического оснащения, а проведение занятий должно обеспечиваться высококвалифицированными специалистами.

4. Разработан учебно-методический комплекс формирования знаний, умений и навыков, включающий: программу обучения декоративно-орнаментальному искусству, методические рекомендации, серию дидактических наглядных пособий (таблицы, фотоматериалы, печатные пособия), способствующий профессиональному совершенствованию студентов в различных техниках и технологиях

5. Исследование показало, что на повышение уровня подготовки студентов по художественному оформлению большое влияние оказало целенаправленное формирование знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства. Уровень подготовки студентов определялся нами по выбранным критериям и дал устойчивые показатели повышения. Основными критериями готовности студентов художественно-графического факультета к будущей профессионально-творческой деятельности являются: сформнрованность у студентов знаний в области художественного оформления; наличие интереса к декоративно-орнаментальному искусству и включение его в свою педагогическую деятельность; сформнрованность системы умений и навыков по созданию орнаментальных композиций;

уровень выполнения с учетом грамотности, выразительности, технического мастерства и качества работы; художественная выразительность объектов (предметов), включающая использование в орнаментальных композициях оригинальных идей, выполненных с художественным вкусом. Все это поможет студенту накопить определенный творческий опыт, необходимый для профессиональной деятельности.

Данное исследование не является исчерпывающим, оно может служить основой для дальнейшего изучения проблем формирования знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства, необходимых для профессионально-творческой деятельности студентов.

Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

1. Чумакова C.B. Методические основы использования орнамента в учебном процессе. // Учебное пособие для студентов ХГФ - Орел: ОГУ, 2003. 20 с. (1.25 пл.).

2. Чумакова C.B. Декоративная зарисовка растений - как дополнительный иллюстративный материал в производственной практике студентов. // Сборник научных статей ОГУ: В сб Роль агробиологических станций в профессиональной подготовке специалистов естественно-научного профиля,- Орел: ОГУ, 2004. С. 74-76 (0.15 п.л.).

3. Чумакова C.B. Значение орнамента в обучении студентов высших учебных заведений. // Изобразительное искусство и образование. Сборник научных статей. Выпуск 3. - Орел: ОГУ, 2005,- С. 59-63. (0.2 пл.).

4. Чумакова C.B. Символика в произведениях народных мастеров. // Изобразительное искусство и образование. Сборник научных статей. Выпуск 3. - Орел: ОГУ, 2005,- С. 63-69. (0.3 пл.).

5. Чумакова C.B. Значение применения орнамента на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства. // Изобразительное искусство и образование. Сборник научных статей. Выпуск 3. - Орел: ОГУ, 2005.- С. 69-72. (0.2 пл.).

6. Чумакова С В. Самостоятельная работа студентов на художественно-графическом факультете. // Самостоятельная работа в современном российском вузе: проблемы организации и перспективы развития. Материалы международной научно-практической конференции 11-12 ноября. - Орел: ОГУ, 2005,- С. 256-257 (0.13 п.л.).

Подл, к печ. 03.04.2006 Объем 1 п.д. Заказ №.81 Тир 100 экз.

Типография Mill У

20OGS 7G1&

*~761в

( 4

Л

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Чумакова, Светлана Владимировна, 2006 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I НАУЧНО-ТЕРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ХГФ.

1.1. История возникновения и развития декоративно-орнаментального искусства в специальной подготовке студентов ХГФ.

1.2. Система художественной подготовки специалистов средствами декоративно-орнаментального искусства.

1.3. Психолого-педагогические основы формирования знаний, умений и навыков в системе специальной подготовки студентов ХГФ.

ВЫВ ОДЫ ПО I ГЛАВЕ.

ГЛАВА II НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ХГФ.

2.1. Структура и содержание методики формирования знаний, умений и навыков студентов ХГФ в процессе использования теоретических и практических заданий по декоративно-орнаментальному искусству.

2.2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению педагогических условий формирования знаний, умений и навыков по декоративно-орнаментальному искусству на занятиях художественным оформлением.

ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Формирование знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством"

Изменения, происходящие в последние годы в экономической, политической и социальной сферах развития общества, неизменно затрагивают культурную жизнь и вносят соответствующие коррективы в процесс образования. В настоящее время существенно возросли требования, предъявляемые к уровню подготовки специалиста. В качестве одной из главных задач образования выдвигается необходимость подготовки высококвалифицированного специалиста, способного творчески подходить к решению социально-значимых проблем. В этой связи становятся актуальными процессы модернизации и совершенствования системы педагогической подготовки специалистов художественного профиля. Реформы высшего образования предполагают обновление содержания образования, разработку более совершенных программ, эффективных форм и методов преподавания художественных дисциплин, отвечающих современным требованиям подготовки художника-педагога интегративного типа. Такой педагог должен быть способен к творчеству, как в области создания художественных произведений, включая особенности их оформления, так и в педагогической деятельности при организации учебно-воспитательного процесса, направленного на приобщение школьников к изобразительному и декоративно-оформительскому искусству.

Значительное место в процессе художественного образования играет декоративно-оформительское искусство, которое имеет давние традиции и является наиболее характерной областью национальной культуры, обладающей возможностями воздействия на эстетическое воспитание, художественное и духовное развитие личности. Произведения декоративно-оформительского искусства могут открыть особый мир символических образов, что позволяет использовать орнамент как важную художественную основу при создании этого образа.

Общество на каждом этапе своего развития вырабатывает новые орнаментальные формы, отражающие новые технологии, идейно-стилистические ценности, национальные черты. В мировой педагогической практике все больше возрастает интерес к изучению орнаментального искусства. Поэтому остро становится вопрос об эффективном использовании творческого опыта и уже накопленных художественных ценностей в области орнаментального искусства в процессе обучения студентов художественному оформлению.

Проблема исследования и ее актуальность.

Участвуя в оформлении различных объектов орнамент способен соединить в себе старое и новое. Это обстоятельство обеспечивает связь эстетических идеалов современности с художественными достижениями прошлого, что неизменно должно быть использовано в обучении студентов. К сожалению, в студенческих работах не всегда данная связь представляет собой органическое соединение. Зачастую орнамент является лишь подражанием, а не собственным оригинальным художественным произведением, способным украсить готовое изделие. Решение данной проблемы мы видим в совершенствовании учебно-воспитательного процесса подготовки студента художественно-графического факультета на занятиях декоративно-оформительским искусством. При этом особое значение приобретает целенаправленное формирование у студентов специальных знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства. Формируя и развивая у студентов специальные знания, умения и навыки 'средствами декоративно-орнаментального искусства, педагог тем самым способствует развитию его личностных качеств, таких как: потребность в творческой деятельности (творческая активность), художественно-образное мышление, обогащение специальным опытом, необходимым для декоративно-оформительской деятельности. Декоративный орнамент, используемый в оформительской деятельности, выступает мощным катализатором формирования художественного вкуса. Кроме того, занятия художественно-оформительским искусством, построенные на основе использования декоративного орнамента, представляют огромный интерес для людей различных социальных и возрастных групп.

Рассматривая возможности формирования специальных знаний, умений и навыков студентов ХГФ на занятиях по декоративному оформлению, мы изучили психолого-педагогические исследования, посвященные различным аспектам теории и практики обучения. Наибольший интерес представляют труды психологов и педагогов, посвященные проблемам психологии творчества и активизации развития психических процессов сознания (В.Г. Ананьева, JI.C. Выготского, Е.И. Игнатьева, B.C. Кузина, Б.Ф. Ломова, A.M. Матюшина, В.М. Теплова, П.М. Якобсона).

Философскому осмыслению проблемы творчества способствовало ознакомление с работами Е.А. Ануфриева, Т.С. Лапиной, М.С. Кагана, рассматривающих творчество в культурно-историческом плане.

По вопросам возрастной и педагогической психологии мы опирались на работы Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, B.C. Кона,

A.Н. Леонтьева и др.

Научные основы учебно-воспитательного процесса содержатся в трудах Ю.К. Бабанского, Н.С. Боголюбова, И.Л. Лернера, М.Н. Скаткина,

B.C. Сластенина и др.

Для раскрытия теоретических основ обучения декоративно-орнаментальному искусству нам важно было рассмотреть сущность декоратйвно-оформительского творчества и его значение в системе высшего образования. Этому способствовало изучение работ ведущих отечественных ученых и искусствоведов (А.Б Бакушинского, И.Я. Богуславской, В.М.

Василенко, B.C. Воронова, Ю.Я. Герчука, М.А. Некрасовой, Н.Н. Соболева, Т.М. Соколовой и др.).

В разработке методики преподавания декоративно-орнаментального искусства мы опирались на работы Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, Б.Ф. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой. Кроме этого, разрабатывая собственную методику, мы учитывали опыт практического обучения декоративно-прикладному искусству, полученный в ходе изучения кандидатских исследований (Е.В. Алексеенко, Б.Б. Байметова, С.И. Ботовой, М.В. Дарагана, Т.В. Кочевой, В.П. Крылова, Э.В. Рамазановой, O.K. Рашидова, И.М. Рязанцевой, Д.М. Холматова).

Рассматривая и анализируя труды ведущих ученых, педагогов, искусствоведов, изучая диссертационные исследования в области орнаментального искусства, можно констатировать, что остается не до конца раскрытой проблема формирования знаний, умений и навыков средствами декоративного орнамента. В частности, отсутствуют методические рекомендации по созданию педагогических условий, необходимых для этого процесса. В рамках традиционного учебного процесса становится невозможным достижение достаточного уровня специальных знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства на занятиях художественным оформлением, что значительно снижает качество выполненных работ. Выявление данного недостатка и потребности педагогической практики и послужили основанием для определения актуальности.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью формирования специальных знаний, умений и навыков студентов ХГФ в области орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению, что в значительной мере повысит уровень профессионализма (мастерства) выполнения заданий, а также будет способствовать развитию художественно-творческих способностей, в том числе художественно-образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, эстетического восприятия окружающей среды. Это требует внедрения специальной научно-методической системы.

Цель исследования: заключается в разработке, научном обосновании и экспериментальном апробировании методики формирования знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ в области орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению.

Объект исследования: процесс формирования у студентов ХГФ специальных знаний, умений и навыков, необходимых в художественно-оформительской деятельности, средствами декоративно-орнаментального искусства.

Предмет исследования: содержание, методы и дидактические средства формирования специальных знаний, умений и навыков у студентов ХГФ в области художественного оформления с использованием декоративно-орнаментального искусства.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что формирование у студентов ХГФ специальных знаний, умений и навыков в области художественного оформления средствами декоративно-орнаментального искусства с целью развития художественно-творческих способностей будет эффективнее, если:

- интерес к овладению художественно-оформительским искусством будет строиться на освоении традиций мировой художественной культуры и изучении специфики народного орнамента;

- формирование специальных знаний и навыков декоративно-оформительской деятельности с использованием орнамента будет опираться на психолого-педагогические особенности и индивидуальные творческие возможности студентов;

- организация учебной деятельности будет базироваться на научно-обоснованной методике преподавания с учетом специальных целей, задач и содержания процесса формирования знаний, умений и навыков с использованием декоративно-орнаментального искусства;

- формирование знаний, умений и навыков будет обеспечиваться через специальную подготовку, включающую в себя систему последовательного выполнения практических упражнений и творческих работ;

- в процессе занятий по художественному оформлению будут систематически использоваться технические средства обучения, специальные дидактические пособия, разнообразные материалы и техники.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой были определены задачи исследования:

- изучить и проанализировать специальную литературу по истории развития декоративно-оформительского искусства, определить роль и место декоративного орнамента в оформительской деятельности;

- рассмотреть и обобщить опыт применения декоративного орнамента в процессе обучения художественно-оформительскому искусству;

- разработать и экспериментально проверить содержание, формы и методы обучения, способствующие формированию у студентов специальных знаний, умений и навыков в области декоративно-орнаментальной композиции на занятиях по художественному оформлению;

- разработать учебно-методический комплекс формирования знаний, умений * и навыков, включающий: программу обучения декоративно-орнаментальному искусству, методические рекомендации, серию дидактических наглядных пособий, способствующий профессиональному совершенствованию студентов в различных техниках и технологиях; осуществить экспериментальную проверку эффективности предлагаемой методики формирования у студентов ХГФ специальных знаний, умений и навыков в области декоративно-орнаментальной композиции на занятиях по художественному оформлению.

Методологическую основу экспериментального исследования составляют ведущие положения в области философии, психологии, эстетики, искусствознания; работы по общей педагогике, художественному образованию, эстетическому воспитанию, методике преподавания изобразительного, декоративно-прикладного и оформительского искусства, исследования известных искусствоведов, историков и этнографов, касающиеся вопросов развития орнаментального искусства.

Методы исследования:

- изучение педагогической, научной, методической литературы по рассматриваемой проблеме, знакомство с диссертационными исследованиями в данной области;

- анализ учебных планов и программ по художественному оформлению и декоративно-прикладному искусству;

- наблюдение и анализ реального состояния учебного процесса по овладению основами орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению; >

- беседы, анкетирование и тестирование студентов;

- педагогический эксперимент и обобщение данных опытно-экспериментальной работы;

- анализ продуктов деятельности студентов.

Научная новизна исследования:

- теоретически обоснованы методические условия, при которых использование декоративно-орнаментального искусства является важным фактором формирования специальных знаний, умений и навыков в системе специальной подготовки студентов ХГФ.

- обосновано и разработано новое содержание учебного предмета "Художественное оформление в школе", раскрывающее основы использования декоративно-орнаментального искусства в учебном процессе и позволяющее сформировать специальные умения и навыки, необходимые в творческой деятельности;

- рассмотрена и определена система формирования знаний, умений и навыков по использованию орнаментального искусства в процессе ведения специальных занятий по художественному оформлению;

- в соответствии с новой редакцией разработанной программы подготовлены методические рекомендации для занятий со студентами по отдельным разделам и темам, позволяющие качественно организовать их профессиональную подготовку в процессе выполнения творческих работ.

Теоретическая значимость результатов исследования:

Решена значительная научно-педагогическая задача формирования специальных знаний, умений и навыков у студентов ХГФ в области орнаментального искусства на занятиях по художественному оформлению. Теоретически обоснованы методические условия, при которых использование декоративного орнамента на занятиях по художественному оформлению является важным фактором формирования специальных знаний, *умений и навыков у студентов ХГФ; определено и разработано содержание учебного предмета "Художественное оформление в школе", направленное на развитие специальной подготовки студентов ХГФ; обоснованы и экспериментально доказаны необходимость и целесообразность использования декоративного орнамента на занятиях художественно-оформительским искусством в ходе специальной подготовки студентов ХГФ.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что разработана и экспериментально проверена эффективность методики формирования знаний, умений и навыков студентов ХГФ в специальной подготовке на основе применения декоративного орнамента на занятиях художественно-оформительским искусством, полученные результаты исследования могут быть использованы при разработке новых учебно-методических комплексов и для корректировки имеющихся учебных планов и программ по художественному оформлению. Разработан учебно-методический комплекс, включающий в себя: систему практических рекомендаций по проведению занятий, методические пособия, техники и технологии исполнения заданий, позволяющий использовать полученные знания, умения и навыки не только на занятиях по художественному оформлению, но и на других предметах художественного цикла.

Основные выводы, полученные в ходе проведения экспериментального исследования, могут быть использованы педагогами и методистами в процессе проведения занятий по другим предметам.

Материалы диссертационного исследования найдут свое применение в разработке новых учебных программ, учебно-методических пособий, спецкурсов в высших учебных заведениях и педагогических училищах и колледжах.

Достоверность результатов исследования обеспечена избранной методической основой и системой методов исследования; опытно-экспериментальной проверкой основных положений данного исследования; сравнительно-сопоставимым анализом исходных и конечных результатов исследования; непосредственным участием автора в опытно-экспериментальной работе.

Апробация результатов исследования.

Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства и технической графики Орловского государственного университета; на научно-практических конференциях по итогам научно-исследовательской работы в Орловском государственном университете (ОГУ), Курском государственном педагогическом университете (КГПУ), Елецком государственном университете (ЕГУ).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретические основы организации системы формирования знаний, умений и навыков в процессе специальной подготовки студентов ХГФ.

2. ^Разработанная автором методика формирования знаний, умений и навыков направлена на повышение качества специальной подготовки студентов ХГФ на занятиях художественно-оформительским искусством.

3. Специально разработанный учебно-методический комплекс формирования знаний, умений и навыков, включающий: программу обучения декоративно-орнаментальному искусству, методические рекомендации, серию дидактических наглядных пособий (таблицы, фотоматериалы, печатная продукция), техники и технологии исполнения заданий.

Структура и объем диссертации:

Диссертация состоит из введения, основного содержания (двух глав), заключения, библиографии и приложения (пояснительная записка, тематический план, программа, таблицы, диаграммы, иллюстративный материал).

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Заключение.

В заключении диссертационного исследования мы подводим итоги работы и делаем следующие выводы.

1. На основе теоретического анализа специальной литературы мы выявили значение орнамента в художественно-оформительской деятельности. Орнаментальное искусство является необходимой основой для создания предметов и объектов декоративно-оформительского характера и служит важным фактором в процессе специальной подготовки студентов. Без знания истории и теории орнамента, а также без практических умений и навыков выполнения орнаментальных композиций невозможно создание высокохудожественных, эстетических объектов, дающих положительный эмоциональный заряд и способных привлечь внимание зрителей (прежде всего детей). Изучение истории художественного оформления, знакомство с национальными орнаментами, освоение народных традиций способствует формированию культурной и исторической памяти, развитию тонкого художественного вкуса, воображения и творчества, что позволяет студентам через изобразительные образы,.оригинальные орнаментальные композиции широко использовать произведения народного искусства в профессионально-оформительской деятельности.

2. Изучение проблемы художественной подготовки в системе профессионального образования средствами декоративно-орнаментального искусства позволяет выяснить, что в этой сфере накоплен значительный педагогический опыт. Проанализировав его мы считаем, что формирование знаний, умений и навыков должно осуществляться в процессе обучения, которое необходимо строить на основе традиций, но с учетом современных прогрессивных методов и приемов.

3. Проведенное исследование позволило разработать методическую систему формирования знаний, умений и навыков в области

орнаментального искусства, включающую содержание, формы, методы и условия; ход и материалы экспериментального исследования подтверждают, что в процессе оформительской деятельности наиболее полное овладение орнаментальным искусством осуществляется: при органическом единстве необходимых форм и методов обучения, а также при целенаправленном формировании специальных знаний, умений и навыков в области орнаментальной композиции. Применение в процессе формирования специальных знаний, умений и навыков эффективных форм и методов обучения способствует проявлению творчества при выполнении учебных заданий. Привлечение студентов к исследовательско-поисковой работе, решение проблемных задач способствует развитию мышления, воображения и др. Под необходимыми условиями мы понимаем наличие материально-технической базы, научно-методического оснащения, а проведение занятий должно обеспечиваться высококвалифицированными специалистами.

4. Разработан учебно-методический комплекс формирования знаний, умений и навыков, включающий: программу обучения декоративно-оформительскому искусству с использованием декоративного орнамента, методические рекомендации, серию дидактических наглядных пособий

(таблицы, фотоматериалы, печатные пособия), способствующий

профессиональному совершенствованию студентов в различных техниках и технологиях.

5. Исследование показало, что на повышение уровня подготовки студентов по художественному оформлению большое влияние оказало целенаправленное формирование знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства. Уровень подготовки студентов определялся нами по выбранным критериям и дал устойчивые показатели повышения. Основными критериями готовности студентов художественно-графического факультета к будущей профессиональной деятельности являются: сформированность у студентов знаний в области художественного

оформления; наличие интереса к декоративно-орнаментальному искусству и включение его в свою педагогическую деятельность; сформированность системы умений и навыков по созданию орнаментальных композиций; уровень выполнения с учетом грамотности, выразительности, технического мастерства и качества работы; художественная выразительность объектов (предметов), включающая использование в орнаментальных композициях оригинальных идей, выполненных с художественным вкусом. Все это поможет студенту накопить определенный творческий опыт, необходимый для профессиональной деятельности.

Данное исследование не является исчерпывающим, оно может служить основой для дальнейшего изучения проблем формирования знаний, умений и навыков в области орнаментального искусства, необходимых для профессиональной деятельности студентов.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чумакова, Светлана Владимировна, Москва

1. Учебные плакаты, содержащие изображения характерных элементов орнамента резьбы, узора росписи и др.;

2. Контур орнаментального рисунка должен быть очень четким, т.к. всякие исправления контура на рисунке, покрытом красками, весьма затруднительны.

3. Учащийся должен строить работу так, чтобы избежать серьезных поправок, так как смывание краски, которое возможно в акварельной живописи в нашем случае неприемлемо.

4. При работе над орнаментальным рисунком использовать чистые краски и их смеси, грязные сочетания вносят небрежность в акварельный рисунок.

5. Увеличивать орнаментальное изображение на миллиметровке, тогда можно добиться лучших пропорциональных отношений.

6. Что такое орнамент, какие функции он выполняет?

7. Какие виды орнамента вам известны, какова сравнительная сложность их выполнения?

8. Назовите известные вам художественные стили, как они влияют на характер орнаментальной композиции?

9. Каковы художественно-эстетические параллели орнаментальных мотивов* в историческом и географическом аспектах?

10. Каковы основные принципы построения орнаментальных композиций на простых и сложных формах?

11. Как композиционное размещение орнамента зависит от формы предмета (объекта) и архитектоники?

12. Какую роль играет цвет в орнаментальной композиции, что такое цветовой колорит, цветовая гармония?