Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству

Автореферат по педагогике на тему «Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Зубрилин, Константин Михайлович
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2009
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству"

003484937

На правах рукописи

ЗУБРИЛИН Константин Михайлович

РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ОРНАМЕНТАЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

13 00 02 - теорга и методика обучения и воспитания (изобразительное искусство)

АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Омск - 2009

003484937

Работа выполнена на кафедре живописи ГОУ ВПО «Московский государственный областной университет»

Научный руководитель:

академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Станислав Петрович Ломов

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Вячеслав Семенович Бадаев,

кандидат педагогических наук, доцент Иван Васильевич Солодухин

Ведущая организация:

ГОУ ВПО «Тольятганский государственный педагогический университет»

Защита состоится 3 декабря 2009 г в 15 00 часов на заседании диссертационного совета К 212 177 01 при ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет по адресу 644099, г Омск, ул Партизанская, 4а, ауд 413

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Омского государственного педагогического университета (644099, г Омск, набережная Тухачевского, 14)

Автореферат разослан 3 ноября 2009 г

Ученый секретарь диссертационного совета

А И Сухарев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема исследования.

В условиях совершенствования системы образования существует необходимость качественного повышения уровня профессиональной подготовки художника-педагога, в которой значительное место занимает композиция Формирование опыта творческой деятельности рассматривается в общедидактических концепциях как основополагающее условие готовности к творческой работе в школьном и вузовском образовании В этой связи практические и теоретические занятия в области орнаментальной композиции являются действенным и, по нашему мнению, единственно важным средством развития и обогащения художественного потенциала педагога изобразительного искусства, призванного развивать композиционное мышление в области изобразительного и декоративно прикладного искусства Несомненно, знакомство и усвоение орнаментальных композиционных структур способствует художественно-образному обогащению и неразрывно связанно с творческим процессом

Актуальность исследования обусловливается значимостью проблемы развития композиционного мышления студентов художественных факультетов в процессе обучения орнаментальному искусству Развитие композиционного мышления рассматривается нами как основополагающее умение для профессионального роста личности художника-педагога в процессе его дальнейшего творческого пути Спецкурс по орнаментальной композиции дает импульс будущему специалисту в художественном развитии в понимании специфики изобразительного искусства

Для раскрытия теоретических основ обучения орнаментальному искусству важно рассмотреть сущность народного и декоративного искусства и его значение в системе высшего образования Решению этой проблемы способствовали труды ведущих отечественных ученых и искусствоведов (А Б Бакушинский, И Я Богуславская, Г К Вагнер, В М Василенко, В С Воронов, Ю Я Герчук, А Голан, М А Некрасова, Т М Соколова и др), в которых выявлен процесс становления народной культуры как определенной целостности и ее значение как системообразующего фактора

Вопросами теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и творческого развития школьников, студентов занимались известные ученые Е И Игнатьев, С Е Игнатьев, С П Ломов, Г В Беда, Н Н Ростовцев,

В С Кузин, Е В Шорохов, Т Я Шпикалова, Э И Кубышкина, Б Т Лихачев, А А Унковский, Л М Сокольникова и др

В разработке вопросов методики преподавания орнаментального искусства мы опирались на исследования Т С Комаровой, В С Кузина, С П Ломова, Н Н Ростовцева, А С Хворостова, Е В Шорохова, Т Я Шпикаловой, в которых народное творчество рассматривается как часть культуры и системообразующий компонент содержания в системе подготовки педагога-художника В кандидатских исследованиях (Е В Алексеенко, Б Б Байметов, С И Ботова, М В Дараган, Р Т Ибрагимова, В В. Корешков, Т В Кочева, В П Крылов, Л В Неретина, Л В Орлова, О. К Рашидов, И М Рязанцева, Д М Холматов и др.) выявлен опыт практического обучения народному декоративно-прикладного искусству, на который мы опирались при разработке методики обучения орнаментальной композиции

Основы теории развития творческих способностей личности рассматривали ведущие исследователи в области психологии Б Г Ананьев, А Г Асмолов, Л С Выготский, П. Я Гальперин, Е И Игнатьев, И С Кон, В С Кузин, А Н Леонтьев, А Н Лук, А М Матюшкин, Я А Пономарев, С Л Рубинштейн, Д И Фельдштейн, Д Н Узнадзе и др Труды 10 К Бабанского, В И Загвязинского, И Я Лернера, В А Никандрова, М Н Скаткина и многих других посвящены разработке дидактических основ обучения и педагогическому творчеству В этих работах раскрываются возможности активизации процесса обучения, выявляются наиболее эффективные средства управления мыс-ли-тельной деятельностью обучаемых

В последние годы выполнен ряд исследований, рассматривающих проблемы обучения различным видам изобразительного искусства в системе профессиональной подготовки будущих художников-педагогов, в которых обоснованы различные подходы к роли развития композиционного мышления студентов (С И Ботова, Р А Гильман, Т А Давидова, М В Дараган, М К Даутов, Р Г Ломоносов, П Н Ма-гомедова, О Н Попова и др )

В имеющихся разработках методических основ преподавания орнаментальной композиции в системе подготовки художника-педагога указывается, что возможности занятий орнаментальной композиции можно успешно использовать как эффективное средство развития композиционного мышления, которое, в свою очередь, позволит обеспечить высокий уровень художественно-образной выразительности учебных работ студентов, повысить профессиональную компетенцию готовность будущих учителей в творческой художественно-педагогической деятельности

Настоящее исследование нацелено на разработку и внедрение в учебный процесс спецкурса «Орнаментальная композиция» при подготовке художника-педагога Оптимальное развитие композиционного мышления выступает как центральная проблема обучения будущего художника-педагога Она тесно связано с другими компонентами творческих способностей личности творческим восприятием, воображением, оригинальным мышлением и др , что позволяет ставить задачи развития творческой личности будущего художника-педагога на основе активизации интеллектуальной деятельности обучаемого в процессе индивидуального творчества

Специфичность композиционного мышления, присущая художнику-педагогу, видится нам в большей доле рефлексивности по отношению к своему творчеству, чем у обычного художника-практика Рефлексия композиционного мышления свидетельствует о высоком уровне осознанности особенностей своей профессии В мышлении педагога рефлексивные моменты проявляются по отношению к восприятию создаваемому объекту Более глубокое понимание процесса своего художественного развития позволяет будущему художнику-педагогу, адекватно видеть и оценивать уровни развития ученика

Недостаточная изученность теоретических и практических вопросов развития композиционного мышления, потребность практики обучения в формировании творческой личности художника-педагога и зависимость творческого развития студентов от сформированности композиционного мышления является актуальной проблемой, определяющей выбор темы нашего исследования

Цель исследования: разработка и апробация универсального курса «Орнаментальная композиция» для развития композиционного мышления и повышение эффективности профессиональной художественной подготовки художника-педагога

Объект исследования: процесс обучения студентов орнаментальной композиции в системе подготовки художников-педагогов

Предмет исследования: методика обучения (теоретические основы, предлагаемые пути, методы и средства обучения) орнаментальной композиции студентов в системе подготовки художника-педагога

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что эффективность развития композиционного мышления студентов значительно повысится, если

-на первоначальных этапах обучения декоративно-прикладному искусству активизировать изучение стилистики орнаментального искусства,

-разработать научно-обоснованную методику этого обучения на занятиях по спецкурсу «Орнаментальная композиция»

Задачи исследования:

1 Проанализировать историческую, психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме развития композиционного мышления средствами орнаментальной композиции

2 Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить психолого-педагогические условия развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художника-педагога, эффективного использования для реализации этой цели занятий орнаментальной композиции

3 Изучить особенности развития композиционного мышления в декоративно-творческих работах студентов по орнаментальной композиции

4 Определить роль выразительных средств орнаментальной композиции в создании декоративных работ и закономерности их влияния на формирование композиционного мышления студентов

5 Рассмотреть с точки зрения учебного процесса специфические особенности различных орнаментально-композиционных работ с целью стимулировать интеллектуальную деятельность и творческий поиск студентов

6 Разработать и экспериментально проверить научно обоснованную методику преподавания спецкурса орнаментальной композиции, направленную на развитие композиционного мышления учащихся в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности

7 Внедрить в практику обучения методические основы преподавания спецкурса «Орнаментальная композиция», оптимизированные в условиях современного учебного процесса

Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные положения философской науки, психологии и педагогики по проблеме развития мышления Современные труды по проблеме развития личности в системе художественного образования и эстетического воспитания Теоретические искусствоведческие исследования, раскрывающие значительные возможности орнаментального искусства в формировании творческой личности Творческое наследие традиционного декоративного искусства и современная художественная практика преподавания композиции

Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования

- теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме развития композиционного мышле-

ния, научных и методических исследований, диссертационных работ, периодических изданий,

-изучение существующих методик обучения орнаментальной композиции, анализ современного состояния проблемы преподавания орнаментальной композиции на факультетах изобразительного искусства в педвузах и системе среднего специального образования,

- изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих художников-профессионалов, современной практики обучения студентов художественно графических факультетов,

-изучение процесса создания индивидуальных декоративно-творческих работ студентами и определение роли орнаментальной композиции в развитии творческих способностей в учебно-художественных работах посредством их анализа,

-изучение материалов экспозиционно-выставочной практики современной орнаментальной композиции на выставках различного уровня (местных, областных, зональных, региональных, всероссийских), на конкурсах и фестивалях,

-экспериментальная художественно-педагогическая работа со студентами и учащимися и обобщение ее результатов (психолого-педагогический эксперимент)

Организация и этапы исследования Экспериментальная работа проводилась на первых курсах факультетов изобразительных искусств и народных ремесел Московского государственного областного университета и Московского гуманитарного института, в старших группах областного центра эстетического воспитания детей «Гармония» при МГОУ, Детской школы искусств в городах Королеве и Красноар-мейске Московской области, а также на художественных факультетах Нижневартовского гуманитарного и Омского государственного педагогического университетов

Сущность методического эксперимента заключалась в том, что групповые занятия велись по предложенным диссертантом методическим рекомендациям, поурочным разработкам и специальной системе оригинальных учебно-методических пособий с применением проблемных заданий, ситуаций, в результате системного проведения контрольных работ, сравнивались результаты экспериментальной и традиционной методики обучения орнаментальной композиции

Методы исследования. В процессе решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы

- теоретические - изучение и обобщение творческого наследия народных мастеров и художников в области декоративно-прикладного искусства, в частности орнаментального искусства,

- эмпирические - организация и проведение психолого-педагогического эксперимента, анализ и наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов,

- диагностические - изучение продуктов художественной деятельности студентов до и после введения экспериментальной программы, статистический анализ полученных результатов

Научная новизна исследования заключается в следующем

- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система эффективного развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов;

- разработана система композиционно-орнаментальных заданий, предполагающая развитие теоретических и практических знаний, умений и навыков использования широкого спектра возможностей орнаментальной композиции, которая направлена на качественное развитие композиционного мышления студентов,

- предложены и обоснованы критерии диагностики уровня развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов

Теоретическая значимость исследования.

Внесен вклад в решение проблемы развития композиционного мышления

-теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, при которых использование орнаментального искусства является важным фактором развития композиционного мышления студентов,

- разработана специальная диагностирующая методика, направленная на выявление и оценку уровней развития композиционного мышления студентов в процессе изучения орнаментального искусства,

- теоретически обоснованы критерии оценки развития композиционного мышления студентов,

-установлено, что в процессе занятий орнаментальным искусством эффективно формируется и развивается композиционное мышление студентов,

-установлена взаимосвязь между формированием знаний о структуре орнаментальных средств и характером творческого процесса создания композиционного решения в учебно-творческих работах студентов, а также выявлено методическое значение этой связи как эффективного средства развития композиционного мышления будущих художников-педагогов,

- установлено, что использование в процессе занятий орнаментальной композиции активизирует интеллектуальную деятельность и стимулирует процесс развития композиционного мышления студентов

Практическая значимость заключается в разработке и апробации в ходе исследования системы орнаментально композиционных заданий и упражнений, направленных на эффективное и оптимальное развитие композиционного мышления студентов на занятиях орнаментальной композиции в системе подготовки художника-педагога Полученные результаты могут быть использованы как в системе высшего и среднего художественно-педагогического образования, так и в системе дополнительного профессионального художественного образования

Достоверность результатов исследования обеспечивается:

• опорой на исследование в области психологии, педагогики, методики преподавания изобразительного искусства,

• избранной методологией и широтой констатирующих исследований,

• экспериментальной проверкой основных положений исследования на практике, в работе со студентами в ходе поисково-фор-мирующего этапа эксперимента

Апробация результатов исследования.

Практическая работа в области преподавания спецкурса орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных художественных ремесел Московского государственного областного университета опиралась на разработанную в исследовании концепцию оптимизации процесса развития композиционного мышления студентов в ходе обучения, что нашло отражение в результатах контрольных работ, которые получили высокие оценки и отличались повышенным разнообразием, оригинальностью, нестандартностью решений, большой творческой насыщенностью

Материалы и результаты исследования стали основой выступлений и докладов на заседаниях кафедры (композиции) народных художественных ремесел Московского государственного областного университета, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава факультета ИЗО и народных ремесел (ежегодно с 2005 по 2009 г )

Экспериментальная^ работа со студентами факультетов изобразительного искусства и народных ремесел МГОУ и МГИ, детских художественных школ городов Королева, Мытищи, Красноармейска проводилась в период с 2005 по 2009 г, в работе приняли участие более 200 человек

Первый этап (2005-2006 гг) - поисковый, заключающийся в теоретическом осмыслении проблемы орнаментальной композиции в

контексте современной образовательной системы На этом этапе проводился анализ искусствоведческих, философских, психолого-педагогических и методических литературных источников, определялась методология исследования, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи и методы исследования

Второй этап (2006-2008 гг) - опытно-экспериментальный, на котором проводился констатирующий эксперимент, определялась база поисково-формирующего эксперимента, подвергались первичной проверке и уточнению положения гипотезы исследования.

Третий этап (2008-2009 гг) — теоретически-обобщающий, был посвящен проверке эффективности предлагаемой методической системы развития композиционного мышления студентов на занятиях орнаментальной композиции в ходе педагогического поисково-формирующего эксперимента Проводились анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление материалов диссертации

На защиту выносятся

-разработанная, научно обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная система эффективною развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов на занятиях орнаментальной композиции,

- критерии диагностики уровня развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов на занятиях орнаментальной композиции,

- система заданий по орнаментальной композиции, базу которых составляет единство художественных и композиционных задач с постепенным техническим и художественным усложнением этого обучения

Структура диссертации определяется логической последовательностью поставленных задач Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя по 4 параграфа, заключения и приложения, где приводятся методические таблицы, репродукции творческих работ студентов

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается выбор темы, раскрывается ее актуальность, определяется объект, предмет, цель, задачи исследования, формируется гипотеза, характеризуется методологическая основа, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, раскрываются основные положения, выносимые на защиту

В первой главе «Специфика композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству» анализируется

история развития орнаментального искусства, выявляются особенности построения орнаментальной композиции, определяется взаимодействие между композиционным мышлением и образоами представления, раскрывается дидактика орнаментальной композиции

Образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символические образы орнаментального искусства, способное выразить эмоционально-смысловое и образное содержание

К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура Все они являются в то же время элементами композиции

Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня

Культура зрения, культура мышления, система создания образа является существенным моментом в квалификационном облике огромного числа профессий, порождаемых научно-технической революцией, и способности к этим профессиям должны закладываться в возможно более раннем возрасте Только с помощью изобразительного искусства в школе и последующего профессионального обучения, можно развить образное, пространственное, колористическое и фактурное мышление, в единстве руки и глаза

Композиционное мышление является одним из видов художественно-образного мышления, но не тождественно ему, так как проявляясь в актах художественно познавательной творческой деятельности, обусловлено конкретными композиционными задачами Эти задачи связаны с процессом создания структуры художественного произведения, которая имеет свою логику построения и характер обобщения

Процесс композиционного мышления обусловлен особенностями композиции деятельности, в основе которой лежит единство эмоционального и рационального, понятийного и образного, интуиция, чувство целого формата и сознательное стремление к оформлению пространства В свою очередь, характер мыслительных процессов оказывает влияние на композиционную деятельность и во многом определяет ее

Круг вопросов, связанных с композицией как в плане общей теории искусства, так и в связи с методикой ее преподавания, чрезвычайно широк и сложен Философско-психологические аспекты проблемы изобразительной репрезентации мира относятся к разряду самых дискуссионных То же самое можно сказать и о композиции В настоящее время существует множество определений композиции, имеющих не-

посредственное отношение к изобразительному искусству Наиболее часто в литературе встречаются определения Н Н Вожова «Композиция произведения изобразительного искусства есть замкнутая структура с фиксированными элементами, связанная единством смысла» Большинство исследователей подходят к изучению художественную композиции через структуру произведения искусства Важна и другая сторона вопроса, особенно для педагогического процесса, а именно композицию можно рассматривать как процесс работы над произведением В плане исследования мышления процессуальный аспект особенно ценен В этом смысле интересным и важным является определение композиции, данное В А Фаворским «Стремление к композиционное™ в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и равномерное»

Понятия «воспринимать» и «видеть» в контексте теории композиции В А Фаворского тесно связаны с рядом дихотомий двигательное и зрительное, чувствованное и абстрактные, функция и форма, предмет и пространство, конструкция и композиция Проблемы цельности восприятия и изображения решаются В А. Фаворским в двух формах двигательной цельности (конструкции) и зрительной (собственно композиции) Отсюда идут рассуждения о соотношении предмета и пространства в пластических искусствах, а также о стиле, о мировоззрении В русле данной теории композиционное мышление может пониматься как процесс отражения объективной реальности, основанный на зрительной форме цельности, предполагающий определенную долю абстрактности зрительного образа

Постановка проблемы данного исследования предполагает определение сущности мышления как познавательного процесса с позиций общефилософской теории познания Анализ различных подходов к рассмотрению проблемы развили мыслительной деятельности позволяет выделить сущность и специфику композиционного мышления, занимающего центральное место в структуре художественно-творческих способностей Исходя из положений деятельностной теории развития мышления, разработанной в отечественной психологической науке, становится возможным обосновать сущность композиционного мышления как вида художественно-образного мышления, включающего специфические интеллектуальные структуры, обусловленные предметной деятельностью в области орнаментальной композиции

Влияние специфики изобразительной деятельности, художественного творчества на характер художественного мышления рассматривает В С Кузин « .художник постоянно насыщает свой мыслительный процесс наглядными образами Специфика практической

деятельности художника, выражаясь в систематической комбинации (на холсте, бумаге, в скульптуре) образов предметов действительности, определяет в высшей степени наглядно-образный характер мышления художника». Анализ психологической природы и педагогических условий развития композиционного мышления, имеющего специфические проявления в различных видах деятельности и выступающего основой становления конкретных видов художественного мышления, приобретает большое теоретическое и практическое значение

Мыслительная деятельность выступает как необходимая предпосылка всякой другой деятельности в качестве теоретической деятельности, опосредствующей деятельность практическую и неразрывно связанную с ней по своему происхождению и способам функционирования Эволюционируя и развиваясь, мышление порождает производные формы интеллектуальной деятельности - процессы восприятия, представления, навыки, которые служат основой формирования развитой структуры интеллекта, способной к решению все более сложных задач

Во второй главе «Динамика формирования композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству» обосновываются критерии оценки степени композиционного мышления студентов начальных курсов, проводится диагностика исходного уровня развития композиционного мышления студентов, излагаются теоретические аспекты развития композиционного мышления на занятиях по спецкурсу «Орнаментальное искусство» раскрывается методика развития композиционного мышления на занятиях по орнаментальному искусству.

В задачи констатирующего этапа входило

-разработать критерии оценки студенческих работ и провести сравнительный анализ работ студентов по орнаментальной композиции с целью выявления работ высокого, среднего и низкого уровней по творческим и композиционным аспектам,

- провести сравнительный анализ учебных программ по композиции, методов преподавания орнаментальной композиции и выявить особенности орнаментальных работ в разных учебных заведениях, что дало нам наиболее целостное представление о современной орнаментальной композиции,

- провести анкетирование и беседы со студентами

Исходя из анализа работ ведущих ученых в области изобразительного искусства (Н Н Волков, Е И Игнатьев, Н Н Ростовцев, В С Кузин, Е В Шорохов и др), а также эмпирических находок выдающихся художников-практиков (Б Г Иогансон, И Н Крымов,

Е А Кибрик, В А Фаворский и др ), мы разработали критерии оценки орнаментальных студенческих работ

Для проведения поисково-формирующего эксперимента студенты были разделены на три группы экспериментальную и две контрольных

В процессе проведения поисково-формирующего эксперимента мы разработали, апробировали и модифицировали методическую систему обучения спецкурса «Орнаментальная композиция», предлагая следующие задания

- участие в курсе лекций и бесед,

- выполнение аудиторных задания и упражнений,

- выполнение самостоятельных и домашних заданий,

-выполнение контрольных работ по теории орнаментальной

композиции,

- творческое рисование,

- рисование на определенную тематику,

- выполнение заданий на оригинальность композиционного решения,

- выполнение эскизов и поиск композиции,

- рисование в различных техниках и с использованием разнообразных материалов

По окончании экспериментального курса студентам было предложено выполнить контрольное задание по текущей программе Оценку работ мы проводили по разработанным критериям

Сравнительный анализ работ экспериментальной группы с контрольной выявил, что студенты экспериментальной группы показали более высокий результат по таблице критериев и средний уровень знаний, умений и навыков по орнаментальной композиции Проведенный эксперимент подтвердил эффективность используемых нами методов и приемов для достижения более высоких результатов развития композиционного мышления в ходе обучения орнаментальной композиции

В заключении подведены основные итоги проведенного исследования Предпринятое исследование подтвердило гипотезу о том, что успех эффективного развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художника-педагога зависит от успешного усвоения спецкурса орнаментальной композиции В итоге это позволило организовать эффективное развитие творческого потенциала будущего специалиста

Результаты, полученные в ходе обобщения данных анализа психолого-педагогической, философской и искусствоведческой литературы по проблеме оптимального и эффективного развития композицион-

ного мышления, а также итоги опытно-экспериментальной работы, направленной на подтверждение гипотезы исследования и обусловленных ею научно-педагогических и методических основ художественно-технологической подготовки художника-педагога позволили подтвердить основные положения гипотезы исследования Это дало возможность сформулировать следующие общие выводы исследования

1 Эффективное и оптимальное развитие композиционного мышления студентов выступает как проблема обучения в теории и практике художественно-педагогической подготовки будучи тесно связано с формированием основных компонентов художественно-творческих способностей, обеспечивающих продуктивность всей творческой деятельности и качественной профессиональной подготовки будущих художников-педагогов

2 Специфика композиционного мышления в ходе художественного творчества средствами орнаментальной композиции особенно ярко проявляется на этапе поиска оригинального воплощения замысла работы Практическая деятельность в орнаментальной композиции связана с постановкой и решением задач построения орнамента, возникающих в процессе индивидуальной работы, которые могут влиять на характер выразительности композиционного решения Поэтому развитие композиционного мышления тесно связано с практическим изучением конструктивных средств построения орнамента

3 Процесс освоения возможностей орнаментальной композиции обеспечивает оптимальную активность аналитико-синтетической мыслительной деятельности и способствует успешному развитию композиционного мышления, поскольку орнаментальное искусство предоставляет широкий диапазон направлений для творческого поиска

Орнамент обнаруживает и знакомит студентов, с одной стороны, с элементами, с другой - с глобальными принципами устройства мироздания Такое знакомство протекает на теоретическом уровне, так как студентам предоставлена возможность, создавая различные виды орнамента, исследовать структурные связи мира, получать первые понятия об эстетике

Приобщения студента к культуре орнамента является своевременным и крайне необходимым элементом формирования развитой личности современного человека, важнейшим условием профессионально-художественной подготовки

Освоение широких возможностей орнаментальной композиции предоставляет уникальный по гибкости и разнообразию диапазон структур, фактур, текстур и цвета, что обеспечивает практически неисчерпаемый арсенал изобразительных возможностей

Орнаментальная композиция по своей художественной природе обладает ярко выраженной синтетичностью, возможностями вовлечения в единую образную структуру элементов локальных областей изобразительного творчества (элементы объемных, плоскостных и пространственных решений, живописных, графических подходов к трактовке декоративного искусства)

Условиями развития композиционного мышления в ходе занятий орнаментальной композицией являются методические установки

- активное использование элементов орнамента и симметрии в процессе работы,

- оригинальность композиционного решения, активизирующего мыслительную деятельность, стимулирующей самостоятельность в постановке композиционных задач в процессе работы,

- формирование у студентов знаний создания орнаментальной композиции и особенностей различных способов стилизованного изображения элементов,

- изучение возможностей орнамента в процессе освоения практических умений и навыков выполнения индивидуальной орнаментально-композиционной работы

Проведение опытно-экспериментальной работы, основанной на выводах теоретического анализа, позволило доказать эффективность разработанной в исследовании программы спецкурса «Орнаментальная композиция», направленной на развитие композиционного мышления студентов художественно-графических факультетов в процессе выполнения индивидуальных орнаментально-композиционных заданий

Предлагаемая методическая система, включающая комплекс специальных теоретических и практических упражнений, направлена на решение конкретных композиционных задач Творческие задания и использование различных видов методических установок в значительной степени обусловило повышение уровня развития композиционного мышления, что нашло отражение в высокой профессиональности и оригинальной выразительности работ будущих художников-педагогов

Проведенный эксперимент подтвердил эффективность используемых нами методов и приемов для достижения более высоких результатов развития композиционного мышления в ходе обучения орнаментальной композиции

Орнамент был и остается самым регламентированным видом художественной практики, где идеальный рационализм художественной формы сочетается с орнаментальным набором методов создания творческой композиции Результат же труда не уступает станковым

видам изобразительного искусства, которые давно уже оперируют орнаментальными формами

Наблюдается корреляция успешного овладения умением выполнять орнаментальную композицию и продуктивного усвоения знаний, умений и навыков в рисовании и живописи с натуры Таким образом, успешно развивается композиционное мышление в процессе выполнения работ по орнаментальной композиций, а в дальнейшем - творческие способности при выполнении рисунков и живописных работ с натуры, тематических композиций, а также в целом развивается творческий потенциал студентов

Основные положения орнаментальной композиции, установленные автором, реализованы в экспериментальной разработке на основе принципа спирального построения Другими словами, одно и то же задание, где основным знаком является какой-то базовый элемент, может бесконечно усложняться в системе творческого решения поставленной проблемы

Данное исследование позволило сделать вывод, что применение разработанной методической системы и соблюдение методических условий обучения орнаментальной композиции способствуют успешному развитию композиционного мышления студентов и повышают уровень художественного и творческого потенциала будущих художников-педагогов

' Все это свидетельствует о целесообразности использования апробированных нами методов обучения, направленных на развитие композиционного мышления, в процессе занятий орнаментальным искусством

Основное содержание диссертации и результаты исследования отраженыв следующих публикациях:

Публикации в журналах, утвержденных ВАК РФ

1 Зубрилин К М Орнаментальная композиция на керамогра-нитной плитке // Вестник Московского государственного областного университета Серия «Методика обучения изобразительному искусству и декоративно-прикладному искусству» -2007 -№ 1 -С 392-393

Научные статьи и материалы выступлений на конференциях

2 Зубрилин К М Развитие композиционного мышления на ху-дожественного-графических факультетах в педвузах // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства -М МГОУ, 2008 - С 243-244

3 Зубрилин К М Композиция с разных сторон - М МГОУ, 2008 - С 23-25

4 Зубрилин К М История изразцов // Материалы научно-теоретической конференции студентов, аспирантов и преподавателей -М МГОУ,2005 -С 86-87

5 Зубрилин К М, Крылов В П Учебно-методический комплекс «Орнаментальной композиция» - М МГОУ, 2009 - 67 с (авт -50 %)

6 Зубрилин К М, Крылов В П Учебно-методический комплекс «Живопись» - М МГОУ, 2009 - 48 с (авт - 50 %)

7 Зубрилин К М, Крылов В П Учебно-методический комплекс «История орнамента» - М МГОУ, 2009 -61 с (авт -50%)

8 Зубрилин К М, Крылов В П Учебно-методический комплекс «Искусство орнамента» - М МГОУ, 2009 - 69 с (авт - 50 %)

Подписано в печать 27 10 2009 Формат 60x84/16 Бумага офсетная Ризография Уел печ л 1,25 Уч -изд л 1,3 Тираж 100 экз

Отпечатано в типографии ОмГПУ, Омск, наб Тухачевского, 14, тел/факс (3812) 23-57-93

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Зубрилин, Константин Михайлович, 2009 год

Введение.

Глава 1. Специфика композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству.

1.1 Из истории развития орнаментального искусства.

1.2 Особенности построения орнаментальной композиции.

1.3 Композиционное мышление и орнаментальные образы

1.4 Дидактика орнаментальной композиции.

Глава 2. Динамика формирования композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству.

2.1 Критерии оценки уровня композиционного мышления студентов начальных курсов.

2.2 Диагностика исходного уровня развития композиционного мышления студентов начальных курсов (констатирующий эксперимент).

2.3 Теоретические аспекты развития композиционного мышления студентов начальных курсов.

2.4 Развитие композиционного мышления студентов на занятиях по орнаментальному искусству формирующий эксперимент).

Введение диссертации по педагогике, на тему "Развитие композиционного мышления студентов в процессе обучения орнаментальному искусству"

Проблема исследования и ее актуальность

В условиях совершенствования системы Российского образования существует необходимость качественного повышения уровня профессиональной подготовки художника-педагога, в которой значительное место занимает обучение композиции. Формирование опыта творческой деятельности студентов рассматривается в общедидактических концепциях как основополагающее условие готовности к творческой работе в школьном и вузовском образовании. В этой связи практические и теоретические занятия в области орнаментальной композиции являются действенным и, по нашему мнению, очень важным средством развития и обогащения художественного потенциала педагога изобразительного искусства, призванного развивать композиционное мышление в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Несомненно, знакомство и усвоение орнаментальных композиционных структур способствует развитию художественного мышления и неразрывно связанно с творческим процессом учащихся.

Актуальность данного исследования обусловливается значимостью проблемы развития композиционного мышления студентов художественных факультетов в процессе обучения орнаментальному искусству.

Развитие данного типа мышления рассматривается нами как основополагающее умение для профессионального роста личности художника-педагога в процессе его дальнейшего творческого пути. Спецкурс по орнаментальной композиции дает импульс будущему специалисту в художественном подходе теме работы, в понимании специфики изобразительного искусства.

Методологической основой нашего исследования явилось философские труды известных в данной области: специалистов Д.Н.

Лихачева, Н.С. Гумилева, А.И. Дырина, В.И. Вернадского и др. з

Основы теории развития творческих способностей личности рассматривались в трудах ведущих исследователей в области психологии: Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, JI.C. Выготского, П.Я. Гальперина, Е.И. Игнатьева, И.С. Кона, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, А.Н. Лука, A.M. Матюшкина, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, Д.И. Фельдштейна, Д.Н. Узнадзе и др. Труды Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, Н.Д. Никандрова, М.Н. Скаткина и многих других. Данные исследования посвящены разработке дидактических основ обучения и педагогическому творчеству студентов, в них раскрываются возможности активизации учебного процесса, выявляются наиболее эффективные средства управления мыслительной деятельностью обучаемых.

В разработке вопросов методики преподавания орнаментального искусства мы опирались на исследования Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, С.П. Ломова, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, в которых народное творчество рассматривается как часть культуры и системообразующий компонент содержания в системе подготовки педагога-художника.

Вопросами теории, методики и практики преподавания различных видов искусства, эстетического воспитания и творческого развития школьников, студентов занимались известные ученые: Е.И. Игнатьев, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов, Г.В. Беда, Н.Н. Ростовцев, B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубышкина, Б.Т. Лихачев, А.А. Унковский, Л.М. Сокольникова и другие известные ученые.

В существующих разработках методических основ преподавания орнаментального искусства в системе подготовки художника-педагога указывается, что возможности занятий орнаментальной композиции можно успешно использовать как эффективное средство развития композиционного мышления, которое, в свою очередь, позволит обеспечить высокий уровень художественно-образной выразительности учебных работ студентов, повысить профессиональную компетенцию, 4 готовность будущих учителей к творческой художественно-педагогической деятельности.

Настоящее исследование нацелено на разработку и внедрение в учебный процесс спецкурса «Орнаментальная композиция» при подготовке художника-педагога. Оптимальное развитие композиционного мышления выступает как центральная проблема обучения будущего художника-педагога. Оно тесно связано с другими компонентами художественных способностей личности: творческим восприятием, воображением, оригинальным мышлением и др., что позволяет ставить задачи развития оригинальной личности будущего художника-педагога на основе активизации интеллектуальной деятельности обучаемого в процессе индивидуального творчества.

Специфичность композиционного мышления, присущая художнику-педагогу, видится нам в большей доле рефлексивности по отношению к своему творчеству, чем у обычного художника-практика. Рефлексия композиционного мышления свидетельствует о высоком уровне осознанности особенностей своей профессии. В мышлении педагога рефлексивные моменты проявляются по отношению к восприятию создаваемого объекта. Более глубокое понимание процесса своего художественного развития позволяют будущему художнику-педагогу адекватно видеть и оценивать уровни развития ученика.

Недостаточная изученность теоретических и практических вопросов развития композиционного мышления, потребность практики обучения в формировании творческой личности художника-педагога и зависимость творческого развития студентов от сформированности композиционного мышления является актуальной проблемой, определяющей выбор темы нашего исследования.

Цель исследования: - разработка и апробация универсального курса «орнаментальной композиции» для развития композиционного мышления и повышения эффективности профессиональной художественной подготовки художника-педагога;

- совершенствование учебно-методического блока в изобразительной деятельности;

- качественное повышение специальных знаний студентов в процессе изобразительного творчества.

Объект исследования: процесс обучения орнаментальной композиции студентов в системе подготовки художников-педагогов.

Предмет исследования является методика обучения (теоретические основы, предлагаемые пути, методы и средства обучения) орнаментальной композиции студентов в системе подготовки художника-педагога.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что эффективность развития композиционного мышления студентов значительно повысится, если:

- на первоначальных этапах обучения декоративно-прикладному искусству активизировать изучение стилистики орнаментального искусства;

- разработать научно обоснованную методику этого обучения на занятиях по спецкурсу «Орнаментальная композиция».

Задачи исследования:

1. Проанализировать историческую, психолого-педагогическую, филосовскую и методическую литературу по проблеме развития композиционного мышления средствами орнаментальной композиции.

2. Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить психолого-педагогические условия развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художника-педагога, а также эффективность использования для реализации этой цели занятий 6 орнаментальной композицией.

3. Изучить особенности развития композиционного мышления в декоративно-творческих работах студентов по орнаментальной композиции.

4. Определить роль выразительных средств орнаментальной композиции в создании декоративных работ и закономерности их влияния на формирование композиционного мышления студентов.

5. Рассмотреть с точки зрения учебного процесса специфические особенности различных орнаментально-композиционных работ с целью стимулировать интеллектуальную деятельность и творческий поиск студентов.

6. Разработать и экспериментально проверить научно обоснованную методику преподавания спецкурса «Орнаментальная композиция», направленную на развитие композиционного мышления студентов в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности.

7. Внедрить в практику обучения методические основы преподавания спецкурса «Орнаментальная композиция», оптимизированные в условиях современного учебного процесса.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили фундаментальные положения философской науки, психологии, методики преподавания изобразительного искусства и педагогики по проблеме развития мышления, а также современные труды зарубежных и отечественных ученных по проблеме развития личности в системе художественного образования и эстетического воспитания, теоретические искусствоведческие исследования, раскрывающие значительные возможности орнаментального искусства в формировании творческой личности, наследие традиционного декоративного искусства и современная художественная практика преподавания композиции.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ и обобщение данных психолого-педагогической литературы по проблеме развития композиционного мышления, научных и методических исследований, диссертационных работ, периодических изданий;

- изучение существующих методик обучения орнаментальной композиции, анализ современного состояния проблемы преподавания орнаментальной композиции на факультетах изобразительного искусства в педвузах и системе средне-специального образования;

- изучение и обобщение опыта педагогов, художников-профессионалов, ведущих подготовку студентов художественно-графических факультетов и факультетов изобразительного искусства;

- изучение процесса создания индивидуальных декоративно-творческих работ студентами и определение роли орнаментальной композиции в развитии творческих способностей в учебно-художественных работах посредством их анализа;

- изучение материалов экспозиционно-выставочной практики современной орнаментальной композиции на выставках различного уровня (местных, областных, зональных, региональных, всероссийских), на конкурсах и фестивалях;

- экспериментальная художественно-педагогическая работа со студентами и учащимися и обобщение ее результатов (психолого-педагогический эксперимент).

Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа проводилась:

- на 1-х курсах факультетов изобразительного искусства и народных ремесел Московского Государственного областного Университета и Московского гуманитарного института,

- в областном центре эстетического воспитания детей «Гармония» при Московском государственном областном университете - в старших группах,

- в Детских школах искусств в городах Московской области Королеве и Красноармейске Московской области - в старших группах,

- а также на художественных факультетах Нижневартовского и Омского государственного педагогического университетов.

Сущность методического эксперимента заключалась в том, что групповые занятия велись по предложенным диссертантом методическим рекомендациям, разработанным поурочным планам и специальной системе оригинальных учебно-методических пособий с применением проблемных заданий, ситуаций. По результатам системного проведения контрольных работ сравнивались результаты экспериментальной и традиционной методик обучения орнаментальной композиции.

Методы исследования. В процессе решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы:

- теоретические - изучение и обобщение творческого наследия народных мастеров и художников в области декоративно-прикладного искусства, в частности, орнаментального искусства;

- эмпирические - организация и проведение психолого-педагогического эксперимента; анализ и наблюдение за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;

- диагностические - изучение продуктов художественной деятельности студентов до и после введения экспериментальной программы, статистический анализ полученных результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- разработана, научно обоснована и экспериментально проверена методическая система эффективного развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов;

- разработана система композиционно-орнаментальных заданий, предполагающая повышение уровня теоретических и практических знаний, умений и навыков использования широкого спектра у возможностей орнаментальной композиции, и направленная на качественное развитие композиционного мышления студентов; отобрана база практических упражнений, способствующих эффективному развитию композиционного мышления;

- предложены и обоснованы критерии диагностики уровня развития композиционного мышления студентов, проведен анализ эффективных методов преподавания орнаментальной композиции, направленных на эффективное развитие композиционного мышления студентов в системе подготовки художника-педагога.

Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснованы психолого-педагогические условия, при которых использование орнаментального искусства является важным фактором развития композиционного мышления студентов;

- разработана специальная диагностирующая методика, направленная на выявление и оценку уровня развития композиционного мышления студентов в процессе изучения орнаментального искусства; теоретически обоснованы критерии оценки развития композиционного мышления студентов установлено, что в процессе занятий орнаментальной композицией эффективно формируется и развивается композиционное мышление студентов; установлена взаимосвязь между формированием знаний о структуре выразительных средств орнаментальной композиции и характером творческого процесса создания композиционного решения в учебно-творческих работах студентов, а также выявлено методическое значение этой связи как эффективного средства развития композиционного мышления будущих художников-педагогов; установлено, что использование в процессе занятий орнаментальной композиции активизирует интеллектуальную деятельность обучаемых и стимулирует процесс развития композиционного мышления.

Практическая значимость заключается в разработке и апробации в ходе исследования системы орнаментально-композиционных заданий и упражнений, направленных на эффективное и оптимальное развитие композиционного мышления студентов на занятиях орнаментальной композицией в системе подготовки художника—педагога. Полученные результаты могут быть использованы как в системе высшего и среднего художественно-педагогического образования, так и в системе дополнительного профессионального художественного образования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается:

- опорой на исследования в области философии, психологии, педагогики и методики преподавания изобразительного искусства;

- избранной методологией и широтой констатирующих исследований;

- экспериментальной проверкой основных положений исследования на практике в работе со студентами в ходе поисково-формирующего этапа эксперимента.

Апробация результатов исследования.

Практическая работа в области преподавания спецкурса орнаментальной композиции на факультете изобразительного искусства и народных художественных ремесел Московского государственного областного университета опиралась на разработанную в исследовании концепцию оптимизации процесса развития композиционного мышления студентов в ходе обучения, что нашло отражение в результатах контрольных работ, которые получили высокие оценки и отличались повышенным разнообразием, оригинальностью, нестандартностью решений, большой творческой насыщенностью.

Материалы и результаты исследования стали основой выступлений и докладов на заседаниях кафедры народных художественных ремесел Московского государственного областного университета, на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава факультета изобразительного искусства и народных ремесел (ежегодно с 2005 по 2009 год).

Экспериментальная работа со студентами факультете изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета и Московского гуманитарного института на 1-х курсах, в областном центре эстетического воспитания детей «Гармония» при Московского государственного областного университета в старших группах, в Детских школах искусств в городах Королеве и Красноармейске Московской области в старших группах, а также на художественных факультетах Нижневартовского и Омского государственных педагогических университетов, проводилась в период с 2005 по 2009 г., в работе приняли участие более 200 человек.

Первый этап (2005-2006 гг.) — поисковый, заключающийся в теоретическом осмыслении проблемы орнаментальной композиции в контексте современной образовательной системы. На этом этапе проводился анализ искусствоведческих, философских, психолого-педагогических и методических литературных источников, определялась методология исследования, выдвигалась гипотеза, намечались цели, задачи и методы исследования.

Второй этап (2005-2008 гг.) — опытно-экспериментальный, на котором проводился констатирующий эксперимент, определялась база поисково-формирующего эксперимента, подвергались первичной проверке и уточнению положения гипотезы исследования.

Третий этап (2007-2009 гг.) - теоретически-обобщающий; был посвящен проверке эффективности предлагаемой методической системы развития композиционного мышления студентов на занятиях орнаментальной композицией в ходе педагогического поисково

12 формирующего эксперимента. Проводились анализ и обобщение результатов теоретического и экспериментального исследования, оформление материалов диссертации.

На защиту выносятся:

- разработанная, научно обоснованная, экспериментально проверенная и апробированная система эффективного развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов на занятиях орнаментальной композицией;

- критерии диагностики уровня развития композиционного мышления студентов в системе подготовки художников-педагогов на занятиях орнаментальной композицией;

- система заданий по орнаментальной композиции, базу которых составляет единство художественных и композиционных задач с постепенным техническим и художественным усложнением этого обучения.

Структура диссертации определяется логической последовательностью поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя по 4 параграфа, заключения, библиографии и приложения. В приложении приводятся методические таблицы, репродукции творческих работ студентов.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Эти выводы позволяют утверждать, что организация обучения орнаментальной композиции, активно использующая педагогическую технологию опоры на мыслительную деятельность и стимуляцию интеллектуальной активности в процессе изучения широкого спектра возможности орнаментальной композиции, дает оптимальный эффект в процессе развития композиционного мышления студентов, что, в свою очередь, способствует повышению качества профессиональной подготовки будущих художников-педагогов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты, полученные в ходе обобщения данных анализа психолого-педагогической, философской и искусствоведческой литературы по проблеме развития композиционного мышления, а также итоги опытно-экспериментальной работы, направленной на подтверждение гипотезы исследования и обусловленных ею научно-педагогических и методических основ художественно-технологической подготовки художника-педагога в области орнаментальной композиции позволили подтвердить основные положения гипотезы исследования. Это дало возможность сформулировать следующие общие выводы исследования:

1. Развитие композиционного мышления выступает как центральная проблема обучения в практике художественно - педагогической подготовки^ будучи тесно связано с формированием основных компонентов художественно-творческих способностей, обеспечивающих продуктивность творческой деятельности и качественную подготовку будущих художников - педагогов.

2. Творческая продуктивность декоративной деятельности в области орнаментальной композиции наиболее успешно обеспечивается при участии композиционного мышления, адекватного особенностям художественной природы орнамента, объединяющей формирование условно-образного замысла и воплощение его специфическими средствами.

3. Специфика композиционного мышления в ходе творчества средствами орнамента особенно ярко проявляется на этапе реализации поисково-образного замысла. Практическая орнаментальная деятельность студентов связана с постановкой и решением композиционных задач, возникающих в процессе анализа и синтеза орнаментально-композиционных свойств, обусловленных особенностями заполнения формата и построения орнамента, влияют на характер художественного решения учебно -творческих работ. Поэтому развитие композиционного мышления тесно связано с практическим изучением выразительных средств орнаментальной композиции.

4. Процесс освоения возможностей образного выражения средствами орнамента обеспечивает оптимальную активность аналитико-синтетической N мыслительной деятельности и способствует успешному развитию композиционного мышления, поскольку орнаментальная композиция предоставляет широкий диапазон направлений творческого поиска:

• особенности симметрии в построение орнамента, фиксирующего любые изменения творческого замысла в процессе работы, обеспечивают накопление в композиционном мышлении богатого опыта восприятия декоративных свойств и композиционных возможностей орнамента;

• освоение широкой палитры художественных материалов предоставляет уникальный по гибкости и разнообразию диапазон структур, цвета, что обеспечивает практически неисчерпаемый арсенал творческих возможностей;

• орнаментальная композиция по своей художественной природе обладает ярко выраженной синтетичностью, возможностями вовлечения в единую образную структуру элементов локальных областей изобразительного творчества (элементы объемных, плоскостных и пространственных решений, живописных, графических средств).

5. Оптимальными методическими условиями развития композиционного мышления в ходе занятий орнаментальной композиции являются:

• применение методических установок на творческое восприятие, осмысление средств художественной технологии, на активное использование элементов орнаментальной интерпретации и оригинальность творческого решения, активизирующих мыслительную деятельность, стимулирующих самостоятельность в постановке композиционно-творческих задач;

• формирование у студентов знаний орнамента и использование для построения различных видов симметрии и возможностей выражения в процессе

106 освоения практических навыков воплощения.

6. В настоящее время задачи развития композиционного мышления специфическими средствами занятий орнаментальной композиции не ставятся и не решаются в учебном процессе. В связи с этим в диссертации предлагается программа спецкурса «орнаментальная композиция» и разработка системы упражнений и заданий, направленных на активизацию интеллектуальной деятельности и развитие композиционного мышления средствами орнаментальной композиции в системе подготовки художника-педагога

7. Проведение опытно-экспериментальной работы, основанной на выводах теоретического анализа, позволило доказать эффективность разработанной в исследовании программы спецкурса «орнаментальная композиция», направленной на развитие композиционного мышления студентов в процессе индивидуальной декоративно-творческой деятельности.

Применение предлагаемой в исследовании методической системы, включающей комплекс специальных упражнений на решение композиционных задач, творческие задания и использование различных видов методических установок в значительной степени обусловило повышение уровня эффективного развития композиционного мышления, что нашло отражение в высокой образно-эстетической и художественной выразительности декоративно-творческой деятельности будущих художников-педагогов.

Значительно повысились тематическое и стилистическое разнообразие учебно-творческих работ и особенно творческих произведений, выполненных студентами, эмоциональная насыщенность и метафорическая содержательность работ, что во многом обеспечивалось расширением диапазона специфических выразительных средств орнаментальной композиции, содержательно осмысленных и используемых в решении художественных задач композиционного воплощения творческого замысла.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Зубрилин, Константин Михайлович, Москва

1. Адамов Е.Б. Художественное конструирование и оформление книги. М., 1971.

2. Алпатов М.В. Композиция в живописи. М.; Л.: Искусство, 1940.

3. Алпатов М.В. Матисс. М.: Искусство, 1969. 105 е.: ил!

4. Альберти Л.Б. Десять книг о зодчестве: В 2 т. М.: Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1937. 793 с.

5. Антология. Философия русского религиозного искусства XVI— XX вв. М.: Прогресс, 1993. 400 с6. .Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл. 2007 528 с.

6. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. — М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. —416 с.

7. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.392 е.: ил.

8. Артемьева Е.Ю. Психология субъективной семантики.' М.: Прогресс; Изд-во МГУ, 1980. 128 с.

9. Артемьева Т.М. Методологический аспект проблемы способностей. -М., 1977.-183 с.

10. Архангельский С.И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований. М., 1975. — 43 с.

11. Архангельский С.И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству. М., 1976. - 40 с.

12. Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики: Сб. ст. М.: Искусство, 1968. 655 с.

13. Ахадуллин В.Ф. Формирование творческого воображения у студентов художественно-графического факультета на занятиях композицией : Автореферат дис . канд. пед. наук. М., 1999. - 16 с.

14. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса : ( Методические основы). -М., 1982. 192 с.

15. Бабанский Ю.К. и др. Педагогика высшей школы: (Учебное пособие для университетов и пед. институтов). Алма-Ата, 1989.-175 с.

16. Базен Жермен. История истории искусства: От Вазари до наших дней: Пер. с фр. М.: Прогресс-Культура, 1994. 528 с.

17. Банников В.Н. Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладным искусством: Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 2000.-18 с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

19. Беджанов Ю.К. Использование народного декоративно-прикладного искусства в подготовке студентов художественно-графических факультетов педагогических институтов: Автореферат дис. . канд. пед. наук. М., 1975. - 25 с.

20. Береснева В. Я., Романова Н. В. Вопросы орнаментации ткани. М.; изд. Легкая индустрия 1977 — 192 с

21. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов Изд.: Владос 2008г. 175с.

22. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М., 1981. - 141 с.

23. Бойко К.С. Материя, сознание, мышление. — М., 1996. — 163 с.

24. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989. 304 с.

25. Буткевич Л.М. История орнамента. Учебное пособие для вузов, изд.: Владос , твердый переплет, 2003г. 272с.

26. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века. М.: Мысль, 1992. 637 1. е.: ил.

27. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. 255 с.

28. Валери П. Об искусстве: Сб.: Пер. с фр. М.: Искусство, 1993.507 е., 8. л. ил.

29. Ватто Антуан. Совет Лайкре // Мастера искусства об искусстве: В 4 т. Т. 1. М.; Л.: ОГИЗ, 1937. 597 с.

30. Вейль Г. СИММЕТРИЯ изд.: ЛКИ 2007г. 192 с.

31. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973.- 96 с.

32. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1987. 336 е.: 213. ил.

33. Виппер Р.Ю. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1972. 268 е.: ил.

34. Виппер Р.Ю. История Средних веков: Курс лекций. Киев: AirLand, 1996. 384 с.

35. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т. 1—3. СПб.: Кольна, 1995-1997, Т. 1 (1995) 672. Т. 2 (1996) - 533. Т. 3 (1997) - 655 с.

36. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1978. 264 с.

37. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. 264 е.: табл.

38. Волкова Е. В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа.-М, 1976.-288 с.

39. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.

40. Выготский Л.С. Педагогическая психология.- М., 1996.-533 с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 344 с.

42. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного: Пер. с нем. М.: Искусство, 1991. 367 с.

43. Гадамер Х.Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: Пер. с нем. М.: Прогресс, 1988. 704 с.

44. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги М.: «Аспект Пресс», 2000

45. Гете И.-В., Шиллер Ф. Переписка: Пер. с нем.: В 2 т. М.: Искусство, 1988. Т. 1 540 с. Т. 2 - 587 с.

46. Голан Ариэль. Миф и символ. М.,1993. - С.149.

47. Гильман Р.А. Теория и практика развития творческой активности личности студента в системе высшего художественно -педагогического образования: Автореферат дис. доктора пед. наук. -Магнитогорск, 2001.-43 с.

48. Голицын Г.А., Петров В.М. Информация—поведение-творчество. М.: Наука, 1991. 224 с.

49. Гольдентрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания. М.: Высш. шк., 1974. 103 с.

50. Даги И.А. Содержание и методы обучения основам декоративной композиции учащихся детской школы искусств: Автореферат дис. канд. пед. наук.- М., 1989.- 16 с.

51. Даль В.И. Толковый словарь. М., Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955

52. Данилова И. От Средних веков к Возрождению. М.: Искусство, 1975.

53. Данилова И.Е. Итальянская монументальная живопись. Раннее Возрождение. М.: Искусство, 1970.

54. Даниэль С.М. Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя. Д.: Искусство, 1990. 223 с.

55. Демин В.Н. Загадки Русского Междуречья изд.: Вече , 2008г., 325 с.

56. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта: Пер. с англ. М.: Наука, 1993. 432 с.

57. Додельцев Р.Ф., Долгов К.М. Психоанализ искусства // Художник и фантазирование: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. С. 5-16.

58. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. (Условность древнего искусства). М.: Искусство, 1970. 123 е.: табл.

59. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.-166 с.

60. Зверев Н. Д. Максимова В. К Межпредметные связи в современной школе.- М., 1981.-160 с.

61. Зись А .Я. Философское мышление и художественное творчество. М.: Искусство, 1987. 255 с.

62. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях, изд.: Дрофа-Плюс, 320 стр., 2005 г.

63. Ивахнова Л. В. Научные основы подготовки учителя изобразительного искусства к конструированию содержания учебных предметов: дис. Докт. пед. наук.- М., 1996.- 36 с.

64. Игнатьев Е. И. Психология изобразительной деятельности людей. -М., 1961.-224 с.

65. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. 464 с. (Мыслители XX века).

66. Ильин И. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 6. Кн. 1. М.: Русская книга, 1996. 560 е.: 1. ил., портр.

67. Ильин И.А. Одинокий художник. Статьи, речи, лекции. М.: Искусство, 1993. 348 с.

68. Исследование проблем психологии творчества. / под ред. Я. А. Пономарёва,- М., 1983.- 336 с.

69. Каган М.С. «Морфология искусства»: JL, 1972 «Философия культуры»: СПб., 1995

70. Киплик Д.И. Техника живописи. М.: Сварог и К, 1998. 504 с.

71. Ковалева Ф.В. Золотое сечение в живописи. Киев: Выша шк., 1989. 143 с.

72. Ковалевская Т.М. Крамской об искусстве. М.: Изобраз. искусство, 1988. 176 е.: ил.

73. Комарова Т.С. , Антонова А.В., Зацепина М., Программа эстетического воспитания дошкольников. Учебное пособие. М 2008 г.

74. Кондаков М.И. Новое содержание образования и совершенствование учебного процесса. М., 1974. - 64 с.

75. Крутецкий В.А .Исследование специальных способностей, их структуры и условий их формирования и развития. В. кн.: Проблемы возрастной и педагогической психологии.- М., 1978.- с. 206-221.

76. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. -М., 1972.255 с.

77. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М., 1971.-144 с.

78. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе: Учебник для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов и университетов. М., 1998. - 334 с.

79. Кузин B.C. Особенности изобразительной деятельности как познавательной деятельности. Пособие для учителей изобразительного искусства. М., 1969. - 100 с.

80. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. М.,1977. - 207 с.

81. Кузин B.C. Психология: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. М., 1997. - 303 с.

82. Культура и искусство западноевропейского Средневековья: Материалы науч. конф. (1980). М.: Сов. художник, 1981.

83. Кыверялг А. А. Методы исследования в профессиональной педагогике. Таллин, 1980. - 334 с.

84. Лебедко В. П. Пространственные представления в творческом развитии художника-педагога: дис. докторапед. наук. М., 1994. - 27 с.

85. Леви Стросс К. Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 е.: ил.

86. Леонардо да Винчи. Историческая композиция. Трактат о живописи // Мастера искусства об искусстве: В 4 т. Т. 1. М.; Л.: ОГИЗ, 1937. С. 141-146.

87. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. 576 с.

88. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. -М, 1981.-185 с.

89. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности,- М., 1980. -96 с.

90. Лессинг Г.-Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: Худож. лит. 1957. 520 с.

91. Либман М.Я. Иконология // Современное искусствознание за рубежом. М., 1964.

92. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. М.: Мир, 1974. 550 с.

93. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики. -Самара, 1998.199 с.

94. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников. М., 1985.-174 с.

95. Ломов Б. Ф. Проблема обучения в психологии. -М., 1981.98. Ломов С.П. Изобразительная деятельность школьников. В сб.1. МПГУ.-М., 1992.-1,0 п. л.

96. Ломов С.П. Наша оригинальность специализация. // Совершенствование методов преподавания изобразительного и декоративно114прикладного искусства. Сб. статей. М., 1998,- с. 8-11.

97. Ломов С.П. Живопись. Учебник для студентов ХГР педвузов, М.: Агар. 2008.-240с.

98. Ломов С.П. Дидактика художественного образования. Монография -М.: Педагогика. Академия. 2009.-230 с.

99. Ломов С.П. Преподавание изобразительного искусства и народных художественных ремёсел в сельской школе. В сб. МПУ. М., 2000. 0,25 п. л.

100. Ломов С.П. Система оптимальной живописной подготовки учителей декоративно-прикладного искусства и народных промыслов: Автореферат дис. доктора пед. наук. М., 2000. - 30 с.

101. Ломов С. П., Крылов В. П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Учебное пособие для старших школьников. М.Молодая гвардия, 1997.

102. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 320 с.

103. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1978. 623 с.

104. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.: Прогресс-Традиция, 1998. 416 с.

105. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Прогресс, 1992. 272 с.

106. Люшер М. Четырехцветный человек, или Путь к внутреннему равновесию. Сигналы личности // Магия цвета. Харьков: Сфера; Сварог, 1996. 432 с.

107. Макаров К. А. Декоративность как форма выражения красоты: Дис. канд. философских наук.- М., 1966,- 240 с.

108. Маркелов Г.И. Этюды по психологии искусства. СПб., 1913. 188 с.

109. Матисс А. Заметки художника // Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1967. Т. 5. Кн. 2. С. 233.

110. Матюшкин А. М. Актуальные проблемы психологии в высшей115школе: Материалы лекций.- М., 1977,- 44 с.

111. Медведев Л.Г. Формирование графического образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов художественно-графических факультетов пед. институтов. —М., 1989.

112. Медведев Л.Г. Живопись. Гармония чувства мысли, цвета. Омск. 2009.изд-во ОмГПУ,2009.-152с.

113. Менегетти А. Ин-се искусства и творчества: Пер. с итал. / Под общ. ред. О. Камаевой. Екатеринбург: Славянская ассоциация онтопсихологии: Cricket, 1997. 236 е.: ил.

114. Михайлова А. А. О художественной условности.-М., 1970.-300 с.

115. Михаленко Л. Б. Формирование художественно-педагогических способностей в процессе подготовки учителей изобразительного искусства в педагогических институтах: Автореферат дис. канд. пед. наук. -М., 1984.- 17 с.

116. Мочалов Л.В. Пространство мира и пространство картины. М.: Сов. художник, 1983.

117. Налимов В.В. Непрерывность против дискретности в языке и мышлении: Сб. Тбилиси: Изд-во Тбилис. ун-та, 1978. С. 11—12.

118. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностные теории смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. 288 с.

119. Насырова А.Н. Методические основы обучения художественной керамике на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Дис. канд. пед. наук.- М., 1993.- 195 с.

120. Нейссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981. 232 с.

121. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры М.: "Изобразительное искусство", 1983, 344 е., илл.

122. Никандров Н. Д., Гершунский Б. С. Актуальные проблемы методологии педагогики.- М., 1984,- 43 с.116

123. Нотон Д., Старк JI. Движение глаз и зрительное восприятие // Механизмы и модели. М.: Мир, 1974. С. 226-240.

124. Никифорова О. И. Исследование по психологии художественного творчества.- М., 1976.- 343 с.

125. Ожегов С.И. и Шведовой Н.Ю. Большой Толковый Словарь. Издательство "Азъ", 1992. 660 с

126. Педагогика. Учеб. Пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 2002. - 640 с.

127. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: Изд-во МГУ, 1988. 208 с.

128. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. М.:

129. Психологические факторы активизации обучения специалистов в вузе. Сб. ст.- Киев, 1977. -19 с.

130. Психология процессов художественного творчества. / Подуред. Мейлаха B.C. и Хренова Н.А.- Л., 1980.-285 с.

131. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980. 288 с.

132. Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. СПб.,1901.232 с.

133. Ригль А. История европейского искусствознания. Вторая половина XIX в. начало ХХв., кн. 1, М., 1969, с.

134. Рок И. Введение в зрительное восприятие. Кн. 1, 2. М.: Педагогика, 1980. Кн. 1 309 с. Кн. 2 - 279 с.

135. Ростовцев Н.Н. и др. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1989. 207 с.

136. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебное пособие для худож.-граф. факультетов пед.институтов. М., 1980. - 240 с.

137. Ростовцев Н. К, Терентьев А. Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием : Учеб. пособие для студентов117худож.-граф. факультетов пед. институтов. — М., 1987. — 174 с.

138. Рубинштейн C.JI. О мышлении и путях его исследования.М., 1958.256 с.

139. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии: В 2 т.Т. 1. -М., 1989. 488с.

140. Рубинштейн С. JI. Проблемы общей психологии. — М., 1973. 423 с.

141. Руссо П. Из писем А. Санье (1863) // Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1967.

142. Рыбаков Б.А. «Ремесло Древней Руси» (1948), «Русское прикладное искусство X—XIII веков». — JL, Аврора, 1971., «Из истории культуры древней Руси» Сборник статей. Издательство МГУ, 1984

143. Сенека JI.-A. Нравственные письма к Луцилию. М.: Наука, 1977. 384 с.

144. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя: Учеб. пособие. -М., 1995. 188 с.

145. Симонов В.П. Диагностика степени обученности учащихся: Учеб. пособие. М.,1999. - 46 с.

146. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования (В помощь начинающему исследователю). М., 1986.- 150 с.

147. Скаткин М.Н. Основы дидактики. М., 1962. — 115с.

148. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения.- М., 1971.- 118 с.

149. Скотт Ян. Цветовой тест Люшера // Магия цвета. Харьков: Сфера; Сварог, 1996. 432 с.

150. Соколов Е.Н., Измойлов Ч.А. Цветовое зрение. М.: Изд-во МГУ, 1984. 176 с.

151. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народноеискусство. Декоративное искусство. Дизайн, учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений, 4-е изд., ВУЗ изд. Academia 2008г. 368 с.

152. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М.: Искусство, 1991. 701 с.

153. Стасов В.В. Русский народный орнамент. Выпуск 1: Шитье, ткани, кружева изд. Golden Books 2008г. 144 с.

154. Столович Н.Н. Жизнь—творчество—человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. 415 с.

155. Столяренко A.M. Психология и педагогика. М., 2001. - 423 с.

156. Тайлор Э.Б. Первобытная культура: Пер. с англ. М.: Политздат, 1989. 573 с.

157. Теория и практика педагогического эксперимента. /Под. ред. Пискунова А.И., Воробьёва Г.В. М., 1979.- 207 с.

158. Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984. 272 с.

159. Толстой JI.H. Собрание сочинений. М.: Худож. лит., 1965. Т. 17: Письма 1845-1886.

160. Толстой JI.H. Что такое искусство? О Шекспире: Собр. соч. Сер. 1. Т. 8. М.: Изд. В.М. Саблина, 1911. 335 с.

161. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ:

162. Исследование в области мифопоэтического: Избранное. М.:

163. Прогресс-Культура, 1995. 624 с.

164. Тульчинский Г.Л. Проблема понимания в философии. М., 1985. 129 с.

165. Тютюнник В.В. Материалы и техника живописи. М.: Изд-во АХ СССР, 1962. 207 с.

166. Успенский Б.А. Семиотика искусства. Поэтика композиции. Семиотика иконы: Статьи об искусстве. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. 360 е.: 69. ил.

167. Успенский Ф.И. История Византийской империи. М.: Мысль, 1996. 827 1. с; 1997 829 2. с; 1997 - 527 [3] с.

168. Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Сов. художник, 1988. 588 е.: ил.

169. Федоров А. В. Язык и стиль художественного произведения. М.; Л., 1963.

170. Фейнберг Е.Л. Кибернетика, логика, искусство. М.: Радио и связь, 1981. 145 с.

171. Ферстер Н.П. Творческая фантазия. М.: Рус. книжник, 1924. 100 с.

172. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с.

173. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобраз. искусство, 1993. 336 с.

174. Фомичева В.И. Васнецов педагог. М.: Изд-во АХ СССР, 1952. 142 с.

175. Фрейд 3. Художник и фантазирование: Пер. с нем. М.: Республика, 1995. 400 е.: ил. (Прошлое и настоящее).

176. Хейзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997. 416 с.

177. Хогарт У. Анализ красоты. Л.: Искусство, 1987. 254 с.

178. Художественное воображение и отражение действительности. Современные зарубежные исследования / АН СССР. ИНИОН; Отв. ред. И.Л. Галинская. М., 1983. 176 с.

179. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение: Пер. с англ. М.: Мир, 1990. 239 е.: ил.

180. Хюбнер К. Истина мифа: Пер. с нем. М.: Республика, 1996. 448 с. (Мыслители XX века).

181. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.: Высш. шк., 1991. 512 с.120

182. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве, или Трактат о живописи. М.: ОГИЗ; ИЗОГИЗ, 1933.

183. Шадриков В.Д. Введение в психологию. Способности человека. Логос. 2002г.

184. Шадриков В.Д. Мотивация поведения: для пед. вузов. Логос. 2003 г. 210 с.

185. Шорохов Е.В. Основы композиции. М.: Просвещение, 1979. 304 с.

186. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М, 1977. - 112 с.

187. Шубников А.В, Копцик В.А. Симметрия в науке и искусстве.: М. Наука, 1972. 334 с.

188. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М., 1988. - 203 с.

189. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе.-М.,1986.-144с.

190. Эббингауз Г. Очерк психологии // Ассоциативная психология. М.: ACT-ЛАД, 1998. С. 12-202. (Классика зарубежной психологии).

191. Эшер М.К. Графика изд.: АРТ-Родник 2005г. 99 с.

192. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978. 392 с.

193. ЮнгК.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. 304 с.121

194. Юнг К.Г. Психологические типы: Пер. с нем. М.: Университетская книга; ACT, 1996. 718 с.

195. Ягодинский В.Н. Ритм, ритм, ритм! Этюды хронобиологии. М., 1985.

196. Ярбус A.JI. Роль движения глаз в процессе зрения. М.:Наука,1965. 184с.

197. Arnheim, Rudolf. Toward a Psychology of Art. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, 1966.

198. Arnheim, Rudolf. Visual thinking. Berkeley: University of California Press, 1969.

199. Epstein, W. Stability and constancy in visual perception. N.Y.: Wiley, 1977.

200. Gibson, J.J. Events are perceivable but time is not. In The study of timell, edited by J.T. Fraser and N. Lawrence. N.Y.: Spinger-Verlag, 1975.

201. Held, Julius. S. Rembrandt's Aristitle and Other Rembrandt Studies. Princeton; N.J.: Princeton University Press, 1969.

202. Krauss, D.A., Fryrear, Y.H. Phototherapy in Mental Health-Springfield: Thomas, 1983. 258 p.

203. Leonhard, K. Akzentuierte Personlichkeiten. Berlin, 1968.

204. Naredi-Rainer, Paul v. Architektur und Harmonic. Cologne: Dumont, 1982.

205. Бесчастнов, H. 77. Черно-белая графика Текст. : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н. П. Бесчастнов. М. - Владос, 2002. - 272 с.