Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Рамазанова, Разият Магомедовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Махачкала
Год защиты
 2001
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Рамазанова, Разият Магомедовна, 2001 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ КАК СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Предпосылки эстетического воспитания детей на традициях и обычаях народов дагестана.

1.2. Возможности дагестанских народных эстетических традиций в осуществлении воспитания детей.

1.3. Содержание и методы профессиональной подготовки студентов к руководству воспитанием дошкольников с использованием народных эстетических традиций.

ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К НАРОДНЫМ ЭСТЕТИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ ИХ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАРОДНЫХ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ.

3.1. Спецкурс как условие приобщения студентов к народным эстетическим традициям.

3.2. Содержание подготовки студентов к исследуемому виду воспитательной деятельности во внеаудиторной работе. . 109 3.3. Профессиональная подготовка студентов к осуществлению эстетического воспитания дошкольников в процессе педагогической практики.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками"

Актуальность исследования. Реформа российской системы образования Охватывает все стороны жизнедеятельности общества. Она обусловлена потребностями переходного времени, всем ходом исторического развития российских образовательных учреждений. Реформа предполагает учет региональных особенностей, этнокультурного и социально-экономического развития народа и его воспитательно-образовательных традиций. Все это, вместе взятое, предусматривает оригинальные подходы к решению педагогических проблем -соотношения научной и народной педагогики, взаимосвязи образовательных учреждений, семьи и общественности, поиск эффективных и вариативных путей пересмотра содержания образования. Это особо важно в современных условиях регионализации и децентрализации управления образовательными учреждениями, выработки региональных образовательных стандартов.

В этой связи изучение педагогических условий подготовки студентов к использованию народных традиций в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста образовательных учреждениях с учётом современных социально-педагогических и образовательных задач приобретает особую актуальность. Оно позволяет глубже и всесторонне рассмотреть проблемы образования, истоки, учесть народный опыт обучения и воспитания, выявить историко-культурный потенциал образовательной системы региона. Поэтому разработка педагогических условий подготовки педагогов-воспитателей к использованию идей этнопедагогики в эстетическом воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях имеет большое значение в научно-обоснованном конструировании региональной образовательной системы.

В исследовании актуализированы идеи обучения и воспитания, сконцентрированные в традициях народной педагогики, которые столетиями выполняли и выполняют весьма существенную роль в формировании духовной культуры народов Дагестана, оказывают позитивное влияние на семейную и социальную педагогику.

Социально-экономические преобразования в стране обусловили изменения в системе и организации дошкольного образования.

Педагог-воспитатель призван в своей работе, разрешить возникшие в настоящее время противоречия между потребностями общества и существующим стереотипным и единообразным содержанием воспитательно-образовательной работы, неспособностью дошкольных учреждений оперативно перестроить содержание своей работы в соответствии с этими требованиями.

Решение задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается качеством подготовки педагогических кадров, стремящихся и! готовых реализовать воспитательно-образовательные возможности педагогической деятельности по максимальному раскрытию индивидуальных творческих способностей детей, руководствуясь принципом регионализации.

В своём историческом развитии человечество всегда опиралось на ранее достигнутые результаты, на опыт прошлых поколений.

В середине XIX в. учёные педагоги стали проявлять интерес к проблемам народной педагогики. К.Д. Ушинский в 1857г. написал статью "О народности в общественном воспитании". В том же году вышел в свет труд А. Духновича "Народная педагогика в пользу ученых и учителей". В 1861г. В.И. Водовозов написал отзыв о книгах, изданных для народного чтения, назвав его "Русская народная педагогика". В 1890г. впервые в более широком аспекте Д. Булгаков-ский и Г. Пинчук обращаются непосредственно к памятникам народной педагогики - пословицам, песням, загадкам, обрядам - отмечая их воспитательное значение в народном быту. Большой научный интерес представляет попытка Е.А. Покровского проанализировать в этнографическом и педагогическом плане детские игры и их роль в физическом и нравственном развитии детей. Другой исследователь, А. Соболев, проблемы детских игр рассматривает в сочетании с детскими песнями и тем самым еще более расширяет границы народной педагогики.

К проблемам народной педагогики обратился известный этнограф и педагог Г.С. Виноградов, давший описание сущности этого явления как составной части педагогической культуры народа, утверждавшей право существования термина и понятия "народная педагогика". Он характеризовал народную педагогику как совокупность навыков и приемов, применяемых конкретным народом в целях формирования личности на лучших традициях, накопленных в процессе исторического развития народа. По мнению ученого, когда речь идет о народной педагогике, то имеется в виду в большей степени не педагогическая теория, а педагогическая практика как искусство воспитания. Исходя из этого, Г.С. Виноградов считал, что совокупность народного взгляда, принимаемых народом средств воздействия на юное поколение в целях его обучения и воспитания следует назвать народной педагогикой. (68)

Фундаментальные исследования по вопросам народной педагогики провели академики АПН Г.Н. Волков (Чебоксары), А.Э. Измайлов (Киргизия), профессора А.Ш. Гашимов (Азербайджан), А.Ф.Хинтибидзе, В.И. Элашвили (Грузия), Я.И. Ханбиков (Татарстан), В.Ф. Афанасьев (Якутия), Ш.А. Мирзоев (Дагестан). (33, 72, 142, 191, 247)

Наиболее полно и всесторонне проблему народной педагогики исследовал Г.Н. Волков, автор монографий "Чувашская народная педагогика" и "Этно-педагогика". Труды этого исследователя вышли далеко за пределы региональной чувашской народной педагогики, и сыграли большую роль в формировании современной концепции народной педагогики, в определении предмета, педагогических основ, методов и средств воспитания. (75, 76)

Г.Н. Волков впервые в педагогической литературе применил термин "эт-нопедагогика", определив ее как науку "об опыте народных масс по воспитанию подрастающего поколения, об их педагогических воззрениях, науку о педагогике быта, о педагогике семьи, рода, племени, народности и нации. Этническая педагогика исследует особенности национального характера, сложившегося под влиянием исторических условий.". (76)

В названных и других историко-педагогических исследованиях сделана попытка определить, предмет, цели и задачи народной педагогики. Г.Н. Волков считает, что народная педагогика - это "совокупность и взаимозависимость целей, задач, путей и средств воспитания и обучения, педагогических навыков и приемов, применяемых трудящимися в целях привития личности качеств, желательных народу". Далее он поясняет, что народная педагогика представляет собой "совокупность эмпирических сведений и знаний по вопросам воспита-j ния», что эти знания и сведения обычно распространяются устно и "включают в себя и практическую деятельность трудящихся по воспитанию подрастающе-j1 го поколения". В определении Г.Н. Волкова привлекает внимание весьма важг ное положение - это единство целей и задач, приемов и средств обучения и вос

- питания в сочетании с практической воспитательной деятельностью народа. 1 (73,76)

Определенный вклад в дело изучения народной педагогики внес Я.И.

Ханбиков. В книге "Из истории педагогической мысли Татарии" (1967г.) автор

I.' на основании богатого фактического материала рассматривает проблемы нрав-| ственного, умственного, физического и эстетического воспитания в татарской народной педагогике. (247)

Впервые дети, как объект народного воспитания, рассматриваются в работе В.Ф. Афанасьева "Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока" (1979г.). Автор характеризует народные традиции воспитания детей в семье, функции детской среды, взаимоотношения детей и взрослых, особенно

I, ! сти воспитания девочек. (33)

Специальные исследования воспитательно-образовательных возможностей педагогических традиций народов Дагестана провели ученые Ш.А.Мирзоев, А.К. Алиев, М.А. Асельдеров, Ф.А. Агапов, А.Р. Бамматова, М.А. Дибиров, З.М. Магомедова, A.M. Магомедов, Д.Б. Магомедов, В.М. Мин-булатов, O.K. Мусаев, P.M. Пашаева, И.М. Раджабов, Б.Б. Шейхова, В.Н. Цату-ров, 3-Я. Якубов и т.д. Много лет формированию целостной системы народной педагогики дагестанцев посвящает свою научно-педагогическую деятельность Мирзоев Ш.А. (8, 14, 28,123, 178, 181, 191 и т.д.)

Годами не учитывались национальные особенности обучения и воспитания. К примеру, многолетняя атеистическая деятельность привела к игнорированию религиозного контекста в воспитании. А между тем религия вплетена в национальные традиции, обычаи и нравы, в эстетическую культуру народа. Религия сохранила в течение столетий и несет в народные массы дух и слово о сбережении извечных нравственных основ жизни людей, укрепления семьи, уважении детьми родителей, младшими - старших, о взаимной любви и милосердии, мире и дружбе. (191)

Серьезной деформации подвергались языки, диалекты и наречия народов Дагестана. Вследствие многолетнего игнорирования образовательно-воспитательных возможностей родных языков, многие коренные народности Дагестана стали терять традиционные морально-этические и эстетические понятия, постепенно отходили от народной системы обучения детей, дети и молодежь не получили в совокупности народных знаний о природе, о человеке и обществе, не воспринимали красоту средств народного воспитания: колыбельных песен, потешек, пестушек, прибауток, считалок, загадок, пословиц, поговорок, сказок, легенд, преданий, игр и игрушек, танцев и т.д.

Педагоги, в свое время не познавшие азы народной педагогики, не могли пользоваться такими народными методами воспитания, как совет, благопоже-лание, благословение, одобрение, похвала, намек, испытание и другие. Недооценивая традиционную систему воспитания и обучения, педагоги теряли связь с родителями учащихся, в результате нарушался извечный народный принцип единства семейных и общественных требований к личности, повсеместно падал престиж учителей и воспитателей.

Для восстановления и успешной реализации этих требований в сфере образования возникает необходимость целенаправленного и системного исследования многовекового педагогического наследия народов Дагестана, создание программ, учебников и хрестоматий по народной педагогике. Почти во всех определениях объектом и предметом народной педагогики авторы считают процесс воспитания. Между тем в народной педагогике не менее важное место занимает и процесс обучения, как важнейшее средство познания действительности. В частности, народ учит, обучает молодое поколение конкретной профессии, трудовым навыкам, мастерству, прикладному искусству и т.д. Следовательно, в народной педагогике нашли своё выражение воспитание и обучение как двусторонний процесс, в котором осуществляется совместная деятельность воспитателя и воспитуемого.

Опираясь на всё рациональное, высказанное рядом исследователей, сущность рассматриваемого понятия можно было бы определить следующим образом: ".Народная педагогика - это совокупность накопленных и проверенных практикой эмпирических знаний, сведений, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народных масс. Памятники народной педагогики хранятся народом в созданных им сказках, легендах, эпосах, поговорках и пословицах, преломляются через призму национальных обычаев и традиций разных народов и, в конечном счёте, имеют цель целенаправленно воспитывать и обучать молодое поколение на лучших идеалах народных масс." (76, 192)

В настоящее время большое внимание уделяется разработке методологических, психолого-педагогических, методических вопросов эстетического воспитания. Появились такие крупные работы, как "Эстетика: проблемы и споры" А.И. Бурова, "Эстетика воспитания" Б.Т. Лихачёва, "Основы эстетического воспитания" (Москва "Высшая школа"). (174,260)

В статье "Сущность, цели и задачи эстетического" В.Н. Шацкая определяет эстетическое воспитание как "воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать красоту в окружающей действительности, в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства. воспитание потребности и способностей посильно участвовать в создании красоты жизни и в искусстве".

Это определение вошло в педагогику и нашло своё отражение и развитие в работах О.А. Апраксиной, Н.А. Ветлугиной, Т.Д. Полозовой и других, посвя-щённых как общим, так и частным вопросам эстетического воспитания. (25, 211,262)

Ценный опыт и творческие поиски этновоспитания дошкольников мы находим в трудах JI.K. Шлегер, В. Шмидт, М.Х. Свентицкой, А.С. Симонович, Е. Тихеевой, Е.Н. Водовозовой.

Проблема подготовки педагогов-воспитателей к использованию народной педагогики в процессе эстетического воспитания рассматривается в работах Г. А. Петровой, Б.Т.Лихачёва, Г. Джибладзе, и т.д. (119, 174, 215 и т.д.)

Социально-экономический аспект подготовки учителей к использованию веками сложившихся экономических традиций в центрах художественных промыслов Дагестана рассматривается в работах М.Б. Рамазанова, Н.С. Мурадо-вой, 3.JI. Садыковой. (217)

В последние годы сильно возрос интерес к вопросам совершенствования психолого-педагогической и профессиональной подготовки педагога-воспитателя. Разработки требуют методики определения качественных характеристик уровней готовности будущих специалистов в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Ещё не ясна роль методических дисциплин в системе подготовки студентов к осуществлению данного направления профессиональной деятельности. Как следствие, преподаватели педагогических вузов, осуществляющие профессиональную подготовку специалистов дошкольного учреждения, вынуждены искать отдельные способы и средства подготовки студентов в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста, не ориентируясь на ценности этнопедагогики.

Отдавая должное трудам указанных авторов, следует заметить, что они не ставили своей задачей разработку педагогических условий подготовки студентов к использованию народных традиций в эстетическом воспитании дошкольников. Поэтому очевидно отсутствие целенаправленного педагогического исследования всесторонне рассматривающего процесс подготовки педагогов-воспитателей к использованию народных традиций в эстетическом воспитании детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Для восполнения этого пробела нами определена и исследована тема: «Народные эстетические традиции как фактор подготовки студентов к воспитательной работе с дошкольниками»

Цель исследования: определить педагогические условия профессио-> нальной подготовки студентов к использованию народных эстетических тради

II ций в организации воспитания дошкольников. f Объект исследования: процесс подготовки студентов к организации вос питательной работы в дошкольных образовательных учреждениях. J Предмет исследования: содержание, формы и методы подготовки сту

J дентов к использованию народных эстетических традиций в воспитании доI школьников.

Jl Гипотеза исследования: использование народных эстетических традиций в воспитании дошкольников будет эффективно способствовать процессу I общей подготовки студентов к организации воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях, если:

- в содержание учебно-воспитательного процесса в вузах по подготовке педагогов-воспитателей дошкольных учреждений будут включены знания: об

I исторических условиях развития и становления идей эстетического воспитания ii в народной педагогике, о национальных обычаях и традициях, о формах и методах эстетического воспитания в народной педагогике и использовании их в современном дошкольном учреждении; г

- внеаудиторная работа студентов будет направлена на развитие эрудиции студентов в области народного творчества, эстетических традиций и национально- культурных ценностей;

- педагогическая практика будет являться как средством проверки уровня подготовленности студентов к использованию народных эстетических традиций в организации воспитательной деятельности в дошкольных учреждениях, так и средством профессиональной подготовки.

В соответствии с выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:

- выявить теоретические и методологические основы использования народных традиций в учебно-воспитательном процессе вуза;

- определить критерии и показатели подготовленности студентов к использованию народных эстетических традиций в организации воспитательной работы с дошкольниками;

-выявить отношение студентов к народным эстетическим традициям и ; определить уровни их подготовки к проведению воспитательной работы с дошкольниками;

-разработать содержание спецкурса и спецсеминара по традициям эстетического воспитания детей в системе народной педагогики Дагестана и вычленить методы и средства позволяющие эффективно реализовать подготовку студентов к осуществлению воспитания дошкольников;

-раскрыть педагогические возможности самостоятельной внеаудиторной работы студентов для повышения общей эрудиции, учебной и производственной практик как условия усвоения ими народных эстетических традиций;

-определить педагогические условия профессиональной подготовки студентов, способных использовать народные эстетические традиции для организации воспитательной работы дошкольников;

Методологической основой исследования явились системный подход и анализ, принцип единства логического, исторического и культурологического в педагогическом познании, личностный и деятельностный подход, а также учение о роли эстетики в воспитании подрастающих поколений, труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов об эстетическом воспитании, исследования по народной педагогике.

В данном исследовании мы руководствовались положениями о том, что формы, содержание воспитания и образования определяются этническими, природными, географическими, социально-экономическими условиями жизни дагестанцев.

Методы исследования. В работе использованы методы теоретического анализа литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, опытно-экспериментальная работа, метод экспертных оценок и самооценок, метод математической статистики, анализ результатов творческой деятельности студентов в процессе педагогической практики, на аудиторных занятиях и во внеаудиторной деятельности.

В процессе изучения народной педагогики Дагестана широко применялись принцип научного историзма и ретроспективный анализ с целью выявления и обобщения всего того, что представляет ценность для эстетического воспитания детей в современных условиях.

Этапы исследования

I этап (1994-1996 г.г.) - поисковый: изучалось современное состояние изучаемой проблемы в теории и практике дошкольного и высшего педагогического образования, выявлялись теоретические и практические предпосылки совершенствования подготовки студентов к использованию народных традиций в эстетическом воспитании дошкольников; конкретизировались предмет, цель, задачи и гипотеза исследования; обосновывалась методика проведения опытно-экспериментальной работы.

II этап (1997-1999 г.г.) - опытно-экспериментальный: осуществлялся констатирующий эксперимент с целью выявления уровня готовности студентов в воспитании дошкольников с использованием народных эстетических традиций; посредством формирующего эксперимента проводилась апробация созданной системы профессиональной подготовки специалистов, в ходе которой выявлялась эффективность внесённых в неё дополнений.

III этап (1999-2000 г.г.) - обобщающий: велась обработка и анализ теоретических положений и опытно-экспериментальных данных; осуществлялась их апробация и внедрение в форме научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию подготовки студентов в воспитании дошкольников с использованием народных эстетических традиций, оформлялся текст диссертации.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость

- обосновано понятие народные эстетические традиции в связи с изменившимся подходом к подготовке педагогов-воспитателей с учетом национально-регионального компонента содержания образования и воспитания в Государственном образовательном стандарте;

- выявлены тенденции использования народных эстетических традиций Дагестана в реализации воспитания подрастающего поколения;

- разработано содержание спецкурса и спецсеминара, а также структура профессиональной подготовки студентов для осуществления процесса воспитания дошкольников средствами народных эстетических традиций; определены критерии и показатели, характеризующие подготовку студентов к использованию народных эстетических традиций в воспитании дошкольников; определены и экспериментально обоснованы педагогические условия подготовки студентов к использованию народных эстетических традиций в воспитании дошкольников.

Практическая значимость: разработан и практически проверен спецкурс "Традиции эстетического воспитания детей в системе народной педагогики Дагестана"; разработаны методические рекомендации по подготовке студентов к использованию народных эстетических традиций в воспитании дошкольников. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями педагогических вузов, педагогических колледжей, практическими работниками дошкольных образовательных учреждений, на курсах повышения квалификации.

Опытно-экспериментальной базой исследования были факультет педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета (очное и заочное отделения), дошкольные образовательные учреждения №№ 9, 68, 69 г. Махачкала. На разных этапах исследования экспериментом было охвачено более 400 человек.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Народные эстетические традиции - это обобщенные культурно-самобытные художественные образы и этнокультурные достижения в различных уровнях и сферах национального быта, декоративно-прикладных видах искусства и ремесел, устной поэзии и литературы, в которых выражается трудовая и бытовая, досуговая и творческая жизнедеятельность народных масс, их художественные вкусы, эмоциональный опыт. Они представляют собой образовательно-воспитательный фактор, служащий основой подготовки студентов к организации этнокультурного воспитания, развития регионального компонента их педагогического мастерства, направленного на учет национальной специфики социализации дошкольников.

2. К педагогическим условиям, обеспечивающим подготовку студентов к использованию народных эстетических традиций в воспитании дошкольников, относятся спецкурс, спецсеминар, практикум, педагогическая практика с направленным содержанием, приобщение студентов к различным видам народных эстетических традиций, возможность передачи опыта поколений, обеспечение участия студентов в определении целесообразности тех или иных народных эстетических традиций.

3. Эффективность подготовки студентов в реализации воспитания дошкольников зависит от их общей эрудиции в области народного творчества и эстетических традиций (свободное владение и умение применять в воспитательной работе устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, народные традиции, игры, а также умения организовывать различные мероприятия с детьми и т.д.).

Достоверность результатов исследования обеспечена чёткостью исходных методологических позиций; использованием системного и личностно-деятельностного подходов к решению проблемы; длительным характером изучения педагогической практики и организации опытно-экспериментальной работы в педагогических коллективах; комплексной методикой исследования, адекватной его задачам, предмету и логике; сочетанием качественного и количественного анализа данных; разнообразием источников информации.

Апробация результатов исследования последовательно осуществлялось на всех этапах его проведения. Основное содержание, выводы и результаты диссертации получили отражение на лекциях спецкурса и занятиях спецсеминара диссертан

Л 15 та, в опубликованных статьях, тезисах научных докладов. Результаты исследования обсуждались и получали положительные отзывы на ежегодных внутривузовских научно-методических конференциях, на заседаниях кафедры социальной педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета и на заседаниях кафедры социальной педагогики Дагестанского государственного университета м Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав,

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования говорят о том, что большая часть выпускников настроена на работу в дошкольных образовательных учреждениях, не сожалеет о выборе профессии. Хотя отношение к конкретному виду воспитательной деятельности - формированию эстетического образа жизни детей - неоднозначно. Лишь 23% выпускников видят необходимость в организации специальной работы по формированию эстетического образа жизни детей в дошкольных образовательных учреждениях. Остальные считают это задачей семейного воспитания, что свидетельствует о непонимании роли педагогов в организации воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Анализ психолого-педагогической литературы по подготовке студентов к воспитательной работе, обобщение опыта вузов по подготовке студентов к проведению воспитательной работы на народных эстетических традициях стали основанием для определения путей подготовки студентов к этому виду воспитательной деятельности:

1. Формирование на начальном (установочном) этапе у студентов морально-психологической готовности и стремлений к усвоению тех знаний, умений и навыков, которые позволяют успешно реализовать воспитание детей в дошкольных образовательных учреждениях средствами народных эстетических традиций. Результатом осуществления этого направления педагогической подготовки студентов должно стать ясное понимание цели, задач и сущности воспитания дошкольников на народных эстетических традициях. Это и будет содержанием начального этапа профессиональной подготовки студентов к руководству воспитанием детей на народных эстетических традициях.

2. Овладение студентами теоретическими знаниями в области народной педагогики и народных эстетических традиций. Решение данной задачи связано с формированием у студентов ясных представлений о возможностях учебных предметов и воспитательной работы по приобщению детей к народным нравственно-эстетическим ценностям, с изучением методики использования народных традиций и обычаев в процессе профессиональной подготовки педагогов-воспитателей характеризует содержательно методический этап подготовки студентов.

3. Формирование умений актуализировать и применять в процессе практической педагогической деятельности всего накопленного объёма знаний, умений и навыков в области этнопедагогики требует от студентов и умений использовать рекомендуемую этнопедагогическую и учебную, методическую литературу, вести поиск, отбор, обработку необходимых этнопедагогических материалов. Решение данной задачи позволяет совершенствовать методическую подготовку студентов в период педагогической практики.

4. Корректировка, исправление, дополнение, обобщение и систематизация теоретической, практической и методической подготовки студентов к осуществлению воспитания дошкольников с использованием народных эстетических традиций. Решение третьей и четвёртой задач составляет содержание заключительного этапа подготовки студентов к осуществлению воспитания дошкольников на народных эстетических традициях. Умения и навыки самостоятельной работы по изучению психолого-педагогической, методической и другой литературы, полученные в вузе, дают возможность педагогу-воспитателю вести активное самообразование, самостоятельно отбирать содержание и наиболее эффективные формы и методы воспитания детей с использованием народных эстетических традиций.

Конкретное методическое наполнение состава компонентов подготовки будущих педагогов-воспитателей к исследуемому виду воспитательной деятельности предполагалось реализовать в ходе учебной работы, внеаудиторной работы, педагогической практики и в процессе самообразования. Это и составило предмет экспериментального исследования, ход и результаты которого отражены в следующей главе.

ГЛАВА 2. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К НАРОДНЫМ ЭСТЕТИЧЕСКИМ ТРАДИЦИЯМ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ ИХ ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Изучение проблемы подготовки студентов к осуществлению воспитания дошкольников на народных эстетических традициях привело к проведению эксперимента, который проводился на базе Дагестанского государственного педагогического университета (факультет педагогики и психологии, очное и заочное отделение) с 1995-2000 гг.

ДГПУ (ФП и П) был выбран базой для проведения экспериментальной работы по подготовке студентов к руководству воспитанием дошкольников на народных эстетических традициях в соответствии с условиями, необходимыми для организации эксперимента. В частности, студенты ДГПУ (ФП и П) проходят педагогическую практику в дошкольных образовательных учреждениях, что дало возможность на практике проверить эффективность проведённой работы.

Модель педагогического эксперимента строилась на сравнении результатов контрольной и экспериментальной групп. Контрольная и экспериментальная группы были выбраны произвольно по порядковым номерам учебных групп. Констатирующий эксперимент проводился с целью выявления основных недостатков в подготовке студентов, а также определить начальный уровень знаний и умений.

В констатирующем эксперименте была проведена анкета (см. Приложение 1), проанализированы тематика рефератов, курсовых и дипломных работ, отчеты по педагогической практике, беседы со студентами и педагогами, проведено наблюдение за их деятельностью, а также оценено знание наизусть устного народного творчества (колыбельные песни, пестушки, прибаутки, потешки, пословицы и поговорки, песни, притчи, сказки и др.), обрядов и обычаев, декоративно-прикладного искусства, народных традиций Дагестана.

В главе представлены материалы исследования по выявлению отношения студентов к народным эстетическим традициям и определению уровней их подготовки к проведению воспитательной работы с дошкольниками.

В самом начале экспериментальной работы мы выявили контингент (состав) студентов, по следующим признакам: а) провели детство в сельской местности; б) провели детство в городе; г) провели детство за пределами Дагестана. Данные (на основе анкеты - см. Приложение 1) показывают, что основной контингент респондентов (55%) - это студенты, которые родились и провели детство в сельской местности. Городской контингент - 36%. За пределами Дагестана родились и провели детство - 9% студентов.

Нас интересовало, в каком количестве владеют студенты устным народным творчеством и зависят ли эти знания от контингента студентов. Мы взяли следующие параметры: 10 и более; от 5 до 10; от 1 до 5; ни одной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы ряда педагогических вузов были определены пути подготовки студентов к использованию народных эстетических традиций в осуществлении воспитания дошкольников в процессе учебной деятельности, внеаудиторной работы и педагогической практики.

Для определения уровня подготовки студентов был проведен констатирующий эксперимент, ход и результаты которого подробно изложены в диссертации. В качестве критериев (показателей) степени подготовленности студентов в осуществлении воспитания детей средствами народных эстетических традиций предложены:

- уровень освоения студентами общепедагогических знаний, умений;

- профессионально-педагогическая направленность студентов;

- знания в области народных традиций;

- оценка значимости знаний в области национальной культуры и истории, этнопедагогики для формирования убеждений, взглядов, норм поведения студентов;

- уровень активности в профессионально-педагогической деятельности (количественная оценка степени вовлечения студентов во внеаудиторную работу в сочетании с оценкой качества выполняемой студентами работы; оценка участия студентов в НИРС по теме);

- практические умения и навыки по организации воспитательной работы.

Констатирующий эксперимент позволил выявить основные недостатки в подготовке студентов. К ним относятся: недостаточное понимание значения особенностей этнической среды для организации воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях; недостаточные знания в области этнопедагогики, традиций, обычаев, национальной культуры; отсутствие психологической готовности к отбору и использованию эстетических традиций в работе с детьми и четкой ориентации в вопросах реализации воспитания детей; недостаточные знания в области теории и методики воспитательной работы.

Формирующий эксперимент состоял из трех взаимосвязанных этапов: пропедевтического, основного и заключительного.

Основной задачей на пропедевтическом этапе было формирование у студентов морально-психологической готовности и стремлений к усвоению знаний в области этнопедагогики. Результатом должно было стать ясное понимание цели, задач и сущности воспитания детей на народных эстетических традициях. На этом этапе основное внимание уделялось внеаудиторной работе. Использовались такие формы работы, как экскурсии, диспуты, формировались навыки самостоятельной работы. Внеаудиторная работа сочеталась со специальными заданиями по непрерывной педпрактике.

Основной этап подготовки студентов предполагал овладение теоретически знаниями в области народной педагогики, формирование у них ясных представлений о возможностях образовательной и воспитательной работы по приобщению детей к народным эстетическим традициям, изучение методики использования народных традиций в воспитательной работе. На этом этапе изучался спецкурс и спецсеминар "Традиции эстетического воспитания детей в системе народной педагогики Дагестана". Большое значение имели преемственность и постепенное усложнение заданий для самостоятельной поисковой и исследовательской работы. Студенты писали рефераты и курсовые работы.

Формирование умений актуализировать и применять в процессе практической педагогической деятельности всего накопленного объема знаний, умений и навыков в области этнопедагогики, корректировка, дополнение, обобщение и систематизация теоретической, практической и методической подготовки составили содержание заключительного этапа подготовки студентов. На этом этапе студенты проходили учебно-педагогическую практику в дошкольных учреждениях, что дало возможность применить на практике полученные знания.

Материалы проведённой опытно-экспериментальной работы, а также различные виды внеаудиторной деятельности, изученные и предложенные нами, дают основания для следующих выводов:

1. Проведённое исследование подтверждает гипотезу о том, что специально организованная подготовка студентов в ходе учебной деятельности, внеаудиторной работы и педагогической практики позволяет в достаточной мере подготовить студентов к использованию народных эстетических традиций в воспитании дошкольников.

2. При отборе содержания и форм подготовки студентов к осуществлению воспитания дошкольников на народных эстетических традициях следует ориентироваться на региональные и национальные особенности, обусловленные уровнем социально-экономического развития, своеобразием национальной культуры, традициями, чертами национального характера и т.д.

3. Эстетическая воспитанность, характерная для детей дошкольного возраста в Дагестане, предполагает: уровень эстетического восприятия, эстетического вкуса; степень восприятия эстетики быта; эстетические идеалы; наличие определённого уровня знаний, умений и навыков в области эстетического восприятия окружающей действительности; наличие сформированных национальных культурных ценностей; знание традиций и обычаев и следование им в повседневной жизни; нравственную и психологическую установку личности на эстетический образ жизни.

4. Анализ средств и методов народной педагогики Дагестана показал, что большими возможностями для реализации эстетического воспитания дошкольников обладают: фольклор (колыбельные, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, пословицы и поговорки, календарно-обрядовая поэзия, сказки); дагестанские народные игры и игрушки; традиции семейного воспитания; декоративно-прикладное искусство и ремёсла дагестанцев; народные праздники, предметы материальной культуры и быта (посуда, утварь, одежда, предметы туалета, женские украшения и т.д.).

5. Определены компоненты подготовки студентов к реализации воспитания дошкольников на народных эстетических традициях: в ходе изучения психолого-педагогических, методических и специальных дисциплин, изучения спецкурса «Традиции эстетического воспитания детей в системе народной педагогики Дагестана», внеаудиторная работа по изучению народной педагогики, специальные задания на всех этапах педагогической практики (задания носили исследовательский характер, способствовали расширению и углублению знаний в области народной педагогики, а также повышению активности и самостоятельности студентов).

6. Эффективной является такая последовательность подготовки студентов: достижение определённого уровня знаний в области национальной культуры, истории, народной педагогики и формирование на этой основе морально-психологической готовности и стремлений к воспитанию детей в дошкольных образовательных учреждениях средствами народных эстетических традиций; овладение теоретическими знаниями в области народных эстетических традиций, изучение методов и использования народных традиций и обычаев в воспитательной работе детей дошкольного возраста; формирование умения актуализировать и применять на практике накопленные знания и умения, совершенствование умений навыков самостоятельной работы с литературой, самообразование.

7. В результате эксперимента было выявлено, что студенты выпускного курса в основном подготовлены к осуществлению воспитания детей, могут обосновывать выбор форм и методов воспитательной работы на народных эстетических традициях и прогнозировать её результаты.

Данным исследованием не исчерпываются все проблемы подготовки студентов к использованию народных эстетических традиций в осуществлении воспитания дошкольников. Дальнейшей разработки требуют такие аспекты этой проблемы, как подготовка студентов к использованию народных традиций в воспитательной работе в ходе изучения дисциплин философского, психолого-педагогического циклов, специальных и методических дисциплин, подготовки студентов к совместной деятельности дошкольных образовательных учреждений и семьи в осуществлении эстетического воспитания детей и т.д.

Выполненное исследование рассматривается нами как часть общей проблемы подготовки студентов к творческому использованию народных эстетических традиций в образовательном процессе.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Рамазанова, Разият Магомедовна, Махачкала

1. Абакарова Ф.З. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. 150 с.

2. Абдуллаев М.А. Из истории научной и педагогической мысли досоветского Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1986. - 173 с.

3. Абдуллина О.А. Вопросы общепедагогической подготовки будущих учителей, М. 1972. - 271 с.

4. Абдурахманов С.Д. Возможности внедрения интенсивных и активных методов обучения в учебный процесс сельской школы. Махачкала, ДГПИ, 1989. 1,4п.л.

5. Абельдяев Н. Заметки о домашнем быте дагестанских горцев. «Кавказ», 1857.-С. 50-51.

6. Абульханова Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности //Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. -С. 19-44.

7. Аварские сказки, перевод с аварского Саидова М. И Далгата У. М., 1965.- 327 с.

8. Агапов Ф.А. Очерки развития физической культуры в Дагестане -Махачкала, 1966. 98 с.

9. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 448 с.

10. Акбиев С.Х. Авторитет учителя Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. —115с.

11. Актуальные проблемы педагогики и эстетическое воспитание. М., 1987.с.6

12. Алиев А. Новая жизнь новые традиции. - Махачкала, Дагкнигоиздат. 1966. - 96с.

13. Алиев А.К. Дорогой отцов. Некоторые вопросы преемственности поколений в советском обществе. Махачкала, 1967. - 362 с.

14. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формировании нового человека Махачкала: Даг. Филиал АН СССР, 1968 -290 с.

15. Алиев А.К., Никольская З.А., Шиллинг В.М. Даргинцы. (Народы Кавказа, М., 1960 - 1962,2т., Т.1, 1960 - 612с.) под ред. М.О.Косвена и др.

16. Алиев Б.Г. Предания, памятники, исторические зарисовки Дагестана -Махачкала: Дагучпедгиз, 1988 127 с.

17. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука. 1980, - 333 с.

18. Алиев М.Г. Дагестанское оружие: Искусство художественной обработки XIX XX вв. - Махачкала: Даг. кн. изд - во 1996. - 72 с.

19. Алимбеков А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики: Автореферат дис. канд. пед. наук. М., 1990. - 16 с.

20. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. - 340 с.

21. Анастасьев Д.Н. Об эстетическом воспитании трудящихся. М., Профиз-дат. 1966. - 80 с.

22. Аникин В.П. Об историческом приурочении пословиц, поговорок, загадок. СЭ., N4. 1961

23. Антология педагогической мысли. Т.2, Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании. (Сост. Н.Н. Кузьмин.) М.: Высшая школа, 1989. - 464 с.

24. Ануфриев Е. А. Социальный статус и активность личности (Личность как объект и субъект общественных отношений). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -288 с.

25. Апраксина О.А. Воспитание детей раннего возраста. М.,1977. -326 с.

26. Апресян Г.З. Красота и добро: Из истории эстетической мысли народов Закавказья. М.: МГУ, 1966. - 124 с.

27. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Л., 1976. - 268 с.

28. Асельдеров М.А. Воспитание учащихся на передовых народных традициях. Махачкала, 1976. - 127 с.

29. Асиятилов С.Х. Историко-этнографические очерки хозяйства аварцев (XIX первая половина ХХв.). - М. 1967 - 171 с.

30. Асланова М.Ш. Обычай взаимопомощи у лезгин переселенцев//Сб. Науч. Статей. ИИЯЛ ДФ АН СССР. - Махачкала, 1981. - С. 43-51.

31. Атдаев Э. Использование традиционных народных ремёсел в процессе профессиональной подготовки будущего учителя к работе по трудовому воспитанию младших школьников / на материале Туркменистана/: дис. канд. пед. наук. Чарджоу, 1993. - 186 с.

32. Афанасьев В.Ф. О системном подходе к воспитанию // Советская педагогика. 1992. №2, С.77-80.

33. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск: Книжное из-во, 1979 - 189 с.

34. Афасижиев М.Н. Эстетические потребности человека М.: Знание, 1979. -64 с.

35. Ахвердов А.И. Описание Дагестана, 1804г. / история, география и этнография Дагестана XVII XIX вв. Архивные материалы. - М., Из-во восточной литературы. 1958. - 367 с.

36. Ахмедов Ш. Дагестанские национальные игры. Махачкала: Дагучпед-гиз. 1970.- 240 с.

37. Бабаев Г.О. О воспитании детей в семье. Махачкала: Дагучпедгиз, 1962. -86 с.

38. Бабаева В.В. Эстетическое воспитание дошкольников: Учеб-методич. пособие для студентов заочников VI-V курсов фак. дошк. воспитания пед. инс-тов. -М.: Просвещение, 1982. - 56 с.

39. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды /Составитель М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1987. -560 с.

40. Бабушкин Г.Д. Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности. — Омск: ОГИФК, 1990. — 186 с.

41. Бакланов Н.Б. Златокузнецы Дагестана. О кустарных металлистах селения1. Кубани. -М., 1926. -67 с.

42. Бактин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследование разных лет. -И., «Худож. лит.», 1975. 504 с.

43. Бакунин М.А. Всестороннее образование. // Избранные сочинения. T.IY. — ПГ-М., 1920.

44. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. Художественная обработка бересты и соломки. Плетение из лозы, корня, рогозы: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1979. — 112с

45. Бардиан A.M. Воспитание детей в семье. Психолого-педагогические, очерки. М., «Педагогика», 1973. - 208 с.

46. Беляева Л. Знакомство будущих воспитателей с традициями народа саами // Дошкольное воспитание. -1988. №11. -С.87-89.

47. Битинас Б. О многомерном подходе к анализу педагогических явлений .//Советская педагогика. 1970. №6. С.73-84.

48. Богатеева 3. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. для воспитателя детского сада. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986г. - 206 с.

49. Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1982. -175 с.

50. Бодалев А.А., Караковский В.А., Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Советская педагогика. 1991, №1 -С.11-19.

51. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение в детском возрасте. М.: Просвещение. 1968. - 464 с.

52. Болдырев Н.И. Об отношении к педагогическому наследию прошлого //Советская педагогика. 1951. №11. С.13-25.

53. Борев Ю.Б. Эстетика. Изд. 2-е. М.: Политиздат, 1975, - 399 с.

54. Борисов Г.М. Личность и её образ жизни. Л., 1989г. - 300 с.

55. Брожик В. Эстетика на каждый день / Пер. со словац. С.Д. Баранниковой. М.: Знание, 1991. - 208 с.

56. Булатова А.Г. Традиционные праздники и обряды народов Горного Дагестана в XIX начале XX в. - JL: Наука. 1988. - 197 с.

57. Булатова А.Н. О некоторых семейных и общесемейных обрядах народов Горного Дагестана в XIX начале XX в., связанных с весенне-летним календарным циклом. // Семейный быт народов Дагестана. - Махачкала: Дат. Фил. АН СССР ИИЯЛ, 1980 - С. 30-39

58. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя детсада. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

59. Буров А.И., К вопросу о системе эстетического воспитания- в сб.: Актуальные проблемы педагогики и эстетическое воспитание. М. 1983. - 6 с.

60. Вагабов И. О чём рассказывают притчи. Махачкала, 1962 - 65 с.

61. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учебное пособие для вуз. Минск, 1997. -. 160 с.

62. Василиева А.И. и др. Старший воспитатель детского сада: Пособие для работников дошк. Учреждений 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990. -140 с.

63. Васильев Е.В. Из опыта привлечения студентов к исследованию народных традиций воспитания. // Проблемы совершенствования процесса обучения в высшей школе. Вып. 11. Чебоксары. 1975. - С.67-68.

64. Васильцева З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика. 1984- 142 с.

65. Введенская Л.А. Пословицы и поговорки в начальной школе. М.: Учпедгиз. 1963.- 120 с.

66. Веденов А.В. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании. /Педагогика, 1998, №2. С. 8-12.

67. Виноградов Г.С. К изучению народных детских игр у бурят. Иркутск: Гос. Из-во. 1922. 11с.

68. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск. 1926. -30с.

69. Виноградов Г.С. Этнография и современность. Иркутск. 1923 - 36с.

70. Виноградова Н.Ф, Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. -М.,1993.409 с.

71. Виноградский В.Г. К вопросу об определении образа жизни // Методологические вопросы науки: Межвуз. науч. сб. Вып. 6 Саратов. 1978.

72. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары. 1966. -341с.

73. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары,: Чувашкнигоиздат. 1989. -335 с.

74. Волков Г.Н. Трудовые традиции чувашского народа. Чебоксары,: Чувашкнигоиздат. 1970 - 96 с.

75. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары. 1956. - 364 с.

76. Волков Г.Н. Этнопедагогика. /Под ред. И.Т. Огородникова. Чебоксары,: Чувашкнигоиздат. 1974. -375 с.

77. Воронов Н.В. Из путешествия по Дагестану. ССКГ, 1868. Вып.1. 1870. Вып.З

78. Воспитание детей и молодежи на традициях народной педагогики: Методические рекомендации /сост. З.М. Магомедова/. Махачкала: ДОПО РСФСР,1989. 83 с.

79. Выготский JI. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991.-480 с.

80. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПБ: СОЮЗ. 1997. -224с.

81. Габиев С.И. Лаки, их прошлое и быт. СМОМПК, 1906. №36

82. Гаджиев А.С. Влияние присоединения Дагестана к России на развитие просвещения и культуры. Махачкала,: Учпедгиз, 1966:- 62 с.

83. Гаджиев Б.И. Дагестан в истории и легендах. Махачкала,: Дагкнигоиз-дат. 1965.- 202 с.

84. Гаджиев Б.И. Легенды и были Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз.1990. 336 с.

85. Гаджиев Г.А. Доисламские верования и обряды народов нагорного Дагестана / АН СССР, Дат. фил., Ин-т истории, яз. и лит. им. Г.Цадасы. М.: Наука,1991.-179 с.

86. Гаджиева С.Ш. Кумыки. М. 1961. - 187 с.

87. Гаджиева С.Ш. Материальная культура даргинцев. Махачкала. 1967. -300 с.

88. Гаджиева С.Ш. Материальная культура нагайцев в XIX начале XX в. -М. 1976. - 227 с.

89. Гаджиева С.Ш. Семья и семейный быт народов Дагестана. Махачкала. 1987.- 104 с.

90. Гаджиева С.Ш. Традиционный земледельческий календарь и календарные обряды кумыков. Махачкала. 1989. -91 с.

91. Гаджиева С.Ш., Трофимова А.Г., Шихсаидов А.Р. Старинный земледельческий календарь народов Дагестана. М., 1964. - 248 с.

92. Гаджимурадов С.М. Основы художественной керамики: Учебное пособие для учителей. Махачкала: Дагучпедгиз. 1987. - 115 с.

93. Газимагомедов Г.Г. Современное декоративно-прикладное искусство Дагестана: Художественно эстетические проблемы. - Махачкала: Даг. кн. изд-во.1992.-176 с.

94. Газимагомедов М.Г. Народные художественные промыслы Дагестана. -Махачкала: Дагучпедгиз. 1988. 101 с.

95. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода: Типология и своеобразие художественного опыта. — М.: Наука, 1982. 527 с.

96. Гамзатова П. Женские ювелирные украшения Дагестана (XVI нач. ХХвв). - Махачкала: Даг. Книжное из-во.1986. -80 с.

97. Ганиева A.M. Народная лирическая поэзия лезгин. Махачкала. 1976. -162 с.

98. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. -Махачкала: Дагучпедгиз. 1971. 78 с.

99. Гегель Г. В. Энциклопедия философских наук. М.: Госиздат, 1930. Т. 1. -365 с.

100. Глезерман Г.Е. Образ жизни как социологическая категория. //гические исследования. №1. 1976.

101. Головинский П.А. Кумыки. Их игры, песни и обычаи. Тифлис. 1871. 34с.

102. Гоноболин Н.Ф. Опыт педагогической когнитологии. Л.: Из-во Ленинградского ун-та, 1989. - 144 с.

103. Гордин А.И. Слово о народной педагогике. // Воспитание школьников. 1967. №4 с.95.

104. Гуртуева М.Б. Балкарский фольклор о народном опыте воспитания. -Нальчик: Эльбрус 6. 1974. 142 с.

105. Давудов О.М. К вопросу о материальной культуре и производстве древнего Дагестана (X-IV вв. до н.э.). Махачкала, 1968. - 38 с.

106. Давыдов В.В. Воспитание молодёжи в новых социально-экономических условиях // Советская педагогика. 1991. №7. - С.3-14.

107. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Общая психология: Программа общеобразовательного курса. М.: РОУ, 1995. - 56 с.

108. Даргинские народные пословицы и поговорки. Сост. И. Омаров, М. Га-мидов, Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. - 208 с.

109. Даргинские народные сказки. /Сост. З.А. Магомедов, Ф.А. Алиева./ Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. - 182 с.

110. Даргинские сказки . / пер., предисловие и примеч. М.-З.Османова, отв. ред. З.Г.Османов. М. 1963. - 159 с.

111. Дебиров П.В. Архитектурная резьба Дагестана. М.: «Наука», 1966. - 96с.

112. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. М.: Наука, 1982. - 238 с.

113. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. Ответ, ред. P.O. Шмерлинг. -М.: «Наука», 1966,- 207 с.

114. Декоративное искусство Дагестана. Автор-составитель Д. Чирков. Введение Р. Гамзатова. Махачкала, 1971. — 277 с.

115. Декоративно-прикладное искусство Дагестана. Махачкала,: «Даг. кн. изд-во». 1997. - 128 с.

116. Деркак А.А., Исаев А.А. Педагогика и психология деятельности организатора детского сада: Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985.-335 с.

117. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата: Казахстан. 1971.-302 с.

118. Джанумов С.А. Фольклор. Традиции и новаторство М.: Знание, 1978 -64 с.

119. Джибладзе Г. Принцип эстетического воспитания. Тбилиси. 197 V. - 29 с.

120. Джидальян И.А. Эстетическая потребность.- М.: «Наука», 1976.- 192 с.

121. Дзагурова Г.Б. Кустари в «Стране гор». М. 1931 - 48 с.

122. Дзержинская И.Л. Воспитатель и дети. М., 1985. - 360 с.

123. Дибиров М.А. Дагестанская народная физическая культура. Опыт исто-рико-этнографического исследования. Махачкала. 1975. -112 с.

124. Дошкольная педагогика. В 2 ч. /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуко-вой 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение. 1988 - 255 с.

125. Дошкольная педагогика. Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 413 с.

126. Дубровская Е.А. Раз ступенька, два ступенька будет песенка. - М., 1997. - 184 с.

127. Дьяченко М.И. Дидактика технологического образования. М.: Совершенство. 1997. - 208 с.

128. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника М.: Знание. 1986 — 94 с.

129. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. -М.: Педагогика, 1984. 127 с.

130. Егоров А.Г. Проблемы эстетики М.: «Сов. писатель». 1977.- 46 с.

131. Егорова В.П. Из народных традиций Дагестана. Вопросы истории и этнографии Дагестана. Сб. Научных сообщений исторического факультета Даггосу-ниверситета. Вып. 11.- Махачкала. 1970.

132. Едикеева В.А. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду.-М., 1981.- 147 с.

133. Жанры фольклора Дагестана: Сб. науч. трудов. Махачкала. 1979. - 92 с.

134. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М., 1963. - 256.

135. Загвязинский В.И. Об усилении целостности процесса обучения. // Вестник высшей школы. 1985. №9. С. 30-34.

136. Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992. Махачкала: Юпитер, 1992. - 32 с.

137. Залесский Г. Е. Психология мировоззрений и убеждений личности. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 160 с.

138. Запорожец А.В. Основы дошкольной педагогики. М., 1980. - 254 с.

139. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология личности и деятельность дошкольника. М., 1965. - 295 с.

140. Здравомыслов А.Г. Об усилении целостности процесса обучения. // Вестник высшей школы. 1985. №9. С. 30-34.

141. Зосимовский А. В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. 1992. № И. С. 22 -26.

142. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика. 1991. - 256 с.

143. Исаев С. Народные традиции и опыт по трудовому воспитанию детей в семье (на примере Тадж. ССР): Автореф. Дис. .канд. пед. Наук. Ташкент. 1980.-20 с.

144. Искусство Дагестана. Сборник. Махачкала. 1965. - 144 с.

145. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в. / Под ред. Б.Б.Пиотровского. М. 1988. - 543 с.

146. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. Эстетич. воспитание. Статьи, докл., выступления. М.: «Педагогика», 1973.- 334 с.

147. Каган М. С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. - 328 с.

148. Кадыргаджиева Х.Д. Отражение семейного быта в колыбельных песнях кумыков /Сб. Семейный быт народов Дагестана. Даг. Фил. ИИЯЛ./ отв. ред. М.-З.О.Османов Махачкала. 1980 -119 с.

149. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников: Монография. М.: Педагогика, 1983. - 112 с.

150. Казилов Г.Н. Дагестанский народный орнамент: Метод разработки по декоративному рисованию на основе орнамента изделий дагестанского прикладного искусства. Махачкала, ДГПИ. 1991 - 32 с.

151. Казилов Г.Н. Комплексное изучение народного жилища Дагестана (зна-ково-образцовые апекты). Махачкала: ДГПУ, 1996. - 87 с.

152. Как лечились наши деды. Грозный: Грозненский рабочий. 1990. - 32 с.

153. Календарно-обрядовая поэзия народов Северного Кавказа: Сб. ст. Махачкала; Дат. фил. АН СССР, 1988. - 160 с.

154. Кандыбович Н.А. Возможности интеграции в подготовке педагогов. /Современная высшая школа, 1991, №4.- С.245-258.

155. Кильчевская Э.В., Иванов А.С. Художественные промыслы Дагестана. -М. 1959- 176 с.

156. Кисельгоф С.И. Педагогика: курс лекций. Учебное пособие для студентов педагогических институтов М.: Просвещение, 1984. - 496 с.

157. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. М. 1886. Тип. В.Гатчук. 2т. Т. 1-2 (Т.1. 340 е., Т.2. 410 е.).

158. Коган Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры: Изучение истории культуры как системы. Новосибирск. 1983. - 80 с.

159. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М. 1984. -252 с.

160. Козлов А.А., Лисовский А.В. Молодой человек: становление образа жизни. М. Политиздат 1986. - 168 с.

161. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: «Академия», 2000.-415 с.

162. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей. М., 1997. - 204 с.

163. Комиссарова Л.Н. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. М., 1993. - 92 с.

164. Компанцева Л.В. Первые сюжетные игры малышей. М., 1988. - 168 с.

165. Кон И.С. Ребёнок и общество / историко-этнографическая перспектива/.-М., 1988. -269 с.

166. Конвенция о правах ребёнка // Вестник образования. 1991. № 10. С. 9 40.

167. Косвен М.О. Очерки истории первобытной культуры. М.: Изд-во АН СССР. 1957. - 240 с.

168. Кузьмина П.Б. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников. М., 1995. - 183 с.

169. Лазуркина Д. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье. М., 1983. - 74 с.

170. Ландесман А.П. и др. Мировоззренческие основания нравственного образа жизни. М.: Знание. 1981. - 64с.

171. Левитов Н.Д. Психология характера. Изд-е 3-е. М.: Просвеще-ние. 1969.- 368 с.

172. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса. 1882. -439 с.

173. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. //Избран. Психол. произвел. М. 1983. -Т.2. - С.94-231

174. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: «Педагогика», 1972, - 109 с.

175. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном / Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. Изд. 3-е. М.: Дет. лит., 1989. - 238 с.

176. Лугуев С.А. Взаимопомощь в хозяйственной деятельности лакцев /2-я половина XIX начало XX в. // В кн. Хозяйство народов Дагестана в XIX - XX вв.- Махачкала. 1979. С.24-32

177. Львов Н. Домашняя и семейная жизнь дагестанских горцев аварского племени. ССКГ. Вып.З.- Тифлис. 1879.

178. Магомедов A.M. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников.- Махачкала: Дагучпедгиз. 1988. 84 с.

179. Магомедов Д.Б Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана / Автореферат дис. Кандидата пед. наук. Махачкала. 1999.

180. Магомедов P.M. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз. 1992. -92 с.

181. Магомедова З.М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания.- Махачкала. 1980.

182. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. / Сост. М. Д. Виноградова, А. А. Фролов. М.: Педагогика, 1983 - 1986.

183. Макаренко А.С., Соч. т. VII. М., Изд. АПН РСФСР, 1958, с.449

184. Марков B.C. Образ жизни и формирование человека //Вопросы философии. 1971. №7

185. Материальная культура аварцев / ред. Гаджиева С.Ш. и др. Махачкала. 1967.-287 с.

186. Материальная культура аварцев. Отв. ред. М.М. Ихилов.- Махачкала. 1967. 302 с.

187. Материальная культура даргинцев /ред. Гаджиева С.Ш., Османова М.О. и др.- Махачкала. 1967. -287 с.

188. Мельников М.И. Детский фольклор и проблемы народной педагогики //Сибирский фольклор.- Новосибирск. 1971. Вып.11. С.78-103.

189. Мирзоев Ш.А. Использование народных традиций в подготовке детей к труду. Махачкала: Дагучпедгиз. 1985 -76 с.

190. Мирзоев Ш.А. Культура и традиции народов Дагестана. Махачкала: Юпитер, 1997г. - 168 с.

191. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Изд. 2-е, дополн. -Махачкала: Дагучпедиз. 1992. -184 с.

192. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика: (Словес, средства воспитания). — Махачкала: Дагучпедгиз, 1984. -112 с.

193. Мусаев O.K. Прогрессивные народные традиции в подготовке учителей //Советская педагогика. 1987. №1. С.77-79.

194. Мхитарян B.C. Роль народной педагогики в профессиональной подготовке будущих учителей. Тезисы республик, науч.-методич. конф.- Ленинакан. 1887.-С.39-40

195. Назаревич А.Ф. В мире горской народной сказки. Махачкала: Дагиздат. 1963. -365 с.

196. Назаревич А.Ф. Отобранные по крупицам из дагестанской коллекции пословиц и поговорок. Махачкала. Дагиздат. 1958. -144 с.

197. Народная керамика Дагестана /Сост. В.М. Шамадаева/. М.: ВРИБ, Со-юзрекламкультура. 1991. - 46 с.

198. Народная педагогика в профессиональной подготовке студентов педвузов. Методические рекомендации. Чебоксары: ЧГПИ. 1988. -35 с.

199. Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана и современность: Сб. статей. /Даг. фил. АН СССР, Ин-т истории, яз. и лит. Им. Г. Цадасы. — Махачкала: 1980. -193 с.

200. Новиков А.И. Образ жизни и образ мысли: Размышления после путешествия.-Л., 1979.-215 с.

201. О природе эстетической потребности. / Под ред. Е.С. Акоптджяняна / -Ереван. 1973,- 127 с.

202. Образ жизни семьи и формирование нового человека: Межвуз. сб. науч. тр. / Горьковский пед. институт им. М.Горького; ред. И.К.Дорногин и др. -Горький. ГТПИ. 1987. -111 с.

203. Образ жизни: тенденции, противоречия, проблемы / В.Н. Иванов, Н.М. Блинов, И.Т. Левыкина, и др.; АН СССР. Институт социологии и др. Кишинёв. Штиница. 1989. -219 с.

204. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М., Изд-во АПН РСФСР, 1955.-С.6

205. Овчинникова В.И. Обучение в детском саду. М., 1981.- 375 с.

206. Орлова А.П. Студентам о народной педагогике // Советская педагогика. 1987. №8. С.91-93

207. Основы педагогического мастерства. / И. А. Зязюн и др. М.: Просвещение 1989. - 302 с.

208. Пантелеев Г.Н. Обучение в детском саду. М., 1981. - 273 с.

209. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив.- М.: Политиздат,1982. 255 с.

210. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 256 с.

211. Полозова Т.Д. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М., 1980. - 143 с.

212. Прангишвили Д.С. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону, 1995. - 42 с.

213. Проблема управления процессом формирования личности (Материалы второго симпозиума) /Под ред. А.В. Зосимовского и Л. И. Рувинского. М.: Изд-во МГУ, 1972. - 152 с.

214. Программа воспитания и обучения в детском саду. /Отв. Редактор М.А. Васильева/ М.: Просвещение. 1987. - 192 с.

215. Петрова Г.А. Некоторые вопросы эстетического воспитания студентов. -Казань. 1986, -258 с.

216. Раджабов И.М. Декоративное и изобразительное искусство в системе художественного образования. М.: Прометей, 1998, - 100 с.

217. Рамазанов М.Б. Формы приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству Дагестана // Формирование эстетического отношения школьников к искусству: В 6 томах. М.: АПН СССР. Том 5. С. 144-147.

218. Рамазанов М.Б. Педагогические основы формирования социально-экономической активности в процессе трудовой деятельности / Автореферат дис. Доктора пед. наук М. 1998. - 50 с.

219. Репина Т.А. Общение между детьми в детском саду и семье. М., 1990. -214 с.

220. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -680 с.

221. Рувинский Л. И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. - 140 с.

222. Рудик П.А. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

223. Савин Н.В. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М., 1988. -86 с.

224. Саидов Т.Г. Традиции народов творят человека. Махачкала: Дагучпед-гиз. 1994. -134 с.

225. Сакулина Н.П. Воспитание у детей этики межнационального общения: Спецкурс. М., 1994. - 36 с.

226. Самодова Г.А. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993. - 103 с.

227. Скатерщиков В.К. Эстетическое воспитание. М., Изд. МГУ. 1973. - 439 с.

228. Сластенин В.А., Подымова JI.C. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП Магистр, 1997. - 224 с.

229. Смирнова Я.С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа, вторая половина XIX XX в. - М. 1983. -264 с.

230. Современная культура и быт народов Дагестана / под ред. С.Ш. Гаджие-войидр.-М. 1971.-239 с.

231. Спирин JI.B. Методология и методика свободного воспитания. Самара, 1995.-152 с.

232. Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 284 с.

233. Стрелкова Л.П. Проблема целостного развития ребенка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности. СПб, 1995. - 92 с.

234. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат. 1976. -216 с.

235. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. / Сост. О. С. Богданова, В. 3. Смаль. М.: Педагогика, 1978 - 1981.

236. Тарасова К.К. Умственное воспитание детей дошкольного возраста. Киев., 1993. - 94 с.

237. Толстых В.И. Образ жизни. Понятие. Реальность. Проблемы. М. 1975. -184 с.

238. Традиционный фольклор народов Дагестана. /Отв. ред. Г.Г. Гамзатов, У.Б. Далгат. М.: Наука, 1991.-496 с.

239. Узнадзе Д.Н. Педагогические условия формирования этических представлений у детей. М., 1992. - С. 85-146.

240. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6-ти т. /Сост. С. Ф. Егоров. М.: Педагогика, 1988 - 1990.

241. Фельдштейн Д. И. Психология становления личности. М.: Педагогика, 1994. - 260 с.

242. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. - 395 с.

243. Фурмина Л.С. Роль игры в организации поведения ребенка. М., 1986. -С. 32-74.

244. Хайбулаев М.Х., Алиева С.В. Педагогические основы игры. Махачкала, ДГПУ, 1997. - 120 с.

245. Хайбулаев С.М. Аварская народная лирика. Махачкала 1973. -180с.

246. Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство социализации детей старшего дошкольного возраста // Воспитание общественной направленности личности ребёнка дошкольного возраста. Пермь. 1990.

247. Ханбиков Я.И. История развития педагогической мысли татарского народа Казань. 1975. -162с.

248. Ханбиков Я.И. Некоторые вопросы изучения народной педагогики // Советская педагогика. №6. 1966.

249. Цатуров В.Н. Формирование нравственной позиции у старших подростков в полиэтнической среде (на материале Республики Дагестан) диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Махачкала. 1999.

250. Чурсин Г.Ф. Авары. Махачкала: Дагучпедгиз, 1995. - с.8

251. Чурсин Г.Ф. Взаимопомощь у кавказских народов. Бюллетень Кавказского историко-археологического института в Тифлисе. №6. 1930.

252. Чурсин Г.Ф. Праздник «выхода плуга» у горских народов Дагестана. -Тифлис. 1927

253. Шайденко Н.А. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977. 264 с.

254. Шиллинг Е.М. Балхар. Женские художественные промыслы дагестанского аула Балхар. Пятигорск. 1936. - 67 с.

255. Шиллинг Е.М. Ковроткачество Дагестана. СЭ №4-5. М.-Л. 1936

256. Шиллинг Е.М. Кубачинцы и их культура. М. Л. 1949.

257. Шмаков С.А., Безбородова Н.Я. От игры к самовоспитанию: Сб. игр -коррекций. М.: Новая школа. 1993. - 80с.

258. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика. 1998. - 304с.

259. Этнопедагогика. Под ред. М.Т. Аминова М.: Педагогика, 2000, - 392 с.

260. Эстетика: проблемы и споры. Автор Буров А.И. М.: «Искусство», 1975. -110 с.

261. Эстетика: Словарь. Под общ. ред. А.А. Беляева и др. М.: Политиздат, 1989-447 с.

262. Эстетическое воспитание в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. М., 1998.-246 с.

263. Эстетическое воспитание детей. Свердловск, 1975. С . 15

264. Эстетическое воспитание школьников. М.: Педагогика, 1974, - С. 11

265. Эстетическое воспитание школьников. Под ред. Бурова А.И., Лихачева Б.Т. М.: «Педагогика», 1974, С. 29

266. Этнокультурные процессы в древнем Дагестане. Махачкала: Даг. Фил. АНСССР, 1987.-109 с.

267. Эстетика и искусство. Под ред. Зись А. М.: Искусство, 1995. - 260 с.

268. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. -М., 1984. -347 с.