Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Народные традиции узбекского театра и их роль в эстетическом воспитании школьников УзССР

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Аннамуратова, Светлана Каримовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ташкент
Год защиты
 1985
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Народные традиции узбекского театра и их роль в эстетическом воспитании школьников УзССР», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Аннамуратова, Светлана Каримовна, 1985 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ИСТОРИКО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО ТЕАТРА.

§ I. Историческое своеобразие иыдгсства узбекского народа и особое место в нем театра.

§ 2. Место и роль узбекского народного театра в системе эстетического воспитания школьников

ГЛАВА П. ПУТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ УЗБЕКСКОГО НАРОДНОГО ТЕАТРА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

§ I. Психолого-педагогические условия эстетического воспитания старшеклассников средствами театрального искусства

§ 2. Организационно-методические основы опытноэкспериментальной работы.

§ 3 Эстетическое воспитание учащихся в процессе приобщения к народным традициям узбекского театра.'.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Народные традиции узбекского театра и их роль в эстетическом воспитании школьников УзССР"

Актуальность исследования. Формирование всесторонне развитой личности - одна из главных задач общественного развития в условиях совершенствования развитого социализма.

В материалах ХХУ1 съезда КПСС особо подчеркивается важность дальнейшего улучшения "идеологической, политико-воспитательной работы", что вооружает методологической и научно-теоретической установкой идейно-воспитательную работу и ставит перед педагогической наукой весьма актуальную задачу - исследование проблемы содержания, форм, путей, методов и средств совершенствования и повышения эффективности коммунистического воспитания подрастающего поколения.

Нурс партии на повышение качества учебно-воспитательного процесса осуществляется в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Так, одной из важнейших задач коммунистического формирования личности школьника реформа предусматривает значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. В этом исторически важном процессе огромную роль играет эстетическое воспитание, являющееся неотъемлемой составной частью коммунистического воспитания.

Значительную роль в постановке и решении вопросов коммунистического, в частности, эстетического воспитания средствами искусства сыграли классики марксизма-ленинизма.

Эстетическое воспитание марксистско-ленинской эстетикой определяется как часть коммунистического воспитания, преследующего цель формирования гармонически развитой личности, как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и в искусстве. Его цель -содействовать прежде всего политическому и нравственному развитию членов общества, совершенствовать в них чувство прекрасного, вызывать способности творить по законам красоты.

Эстетическое воспитание признано идеологическим оружием, формирующим у молодежи коммунистическое научно-материалистическое мировоззрение, воспитывающим их духовно богатыми, гармоничными,цельными, всесторонне развитыми людьми в духе преданности коммунистическим идеалам, народу, партии, идеям интернационализма. Оно пронизывает все стороны жизни и деятельности подрастающего поколения и играет огромную роль в становлении гражданских качеств, нравственного потенциала личности.

В основе эстетического воспитания заложена концепция идеоло-го-партийной сущности искусства и его идейно-нравственной направленности. В этой связи основой следует считать высказывания В.И. Ленина о партийности искусства, о том, что оно служит духовному обогащению и подлинному коммунистическому воспитанию, и его утверждение о принципе единства искусства и жизни, в том числе общественных явлений - политических, философских, нравственных. Исходя из этого, определение идейно-нравственного и нравственно-эстетического содержания произведений сценического искусства, как нерасторжимого единства явления и сущности, должно приниматься за исходное в работе по приобщению школьников к искусству театра.

В.И.Ленин неоднократно высказывал мысли о роли искусства в жизни человека, признавая за ним большое общественно-преобразующее значение. В беседах Владимира Ильича с Кларой Цеткин, Бонч-Бруевичем, Луначарским* и другими видными государственными и

ОМегл К.Цеткин. Воспоминания о Ленине. - М.:Советская Россия,

1Уо7, - с.138.

А^ВЛ^на^^^кий.£§Ё>нин и искусство. - М.: Художественная литеобщественными деятелями содержатся ценные положения о месте и роли искусства в эстетическом воспитании юного поколения. В ряде высказываний В.И.Ленина об искусстве делается упор на идейно-тематическую сторону произведений, их партийность, художественные качества. Реалистическое изображение жизни, высокая идейность, народность, партийность, сила обличения старого и реакционного, утверждение нового, прекрасного, глубокая художественность - вот основные принципы, определяющие отношение Ильича к произведениям искусства, в том числе и театрального.

Н.К.Крупская уделяла большое внимание вопросам эстетического воспитания молодежи, глубокого приобщения ко всем видам искусства, в том числе и театра. Эстетическое воспитание рассматривалось

H.К.Крупской в непосредственной связи с общим учебно-воспитательным процессом. При этом подчеркивала, что "нужна только правильная марксистско-ленинская оценка произведений искусства как продукта идеологического творчества данного класса в определенный исторический период"*.

Она утверждала, что надо помочь ребенку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать, уметь видеть, замечать. Поэтому, - говорила она, - нужно хотя бы элементарно изучать историю и грамоту данного вида искусства в средних и старших классах общеобразовательной школы. Н.К. Крупская считала, что необходимо решить проблему широкого, целенаправленного использования произведений искусства в процессе обучения на основе глубоких знаний теории и искусства данного вида искусства. Исходя из этого, особое место в нашем исследовании уделяется историческому ракурсу изучения учащимися народных тради

I. 1фупская Н.К. Об искусстве и литературе. - Л.-М.: Изд-во Ис- кусство, 1963.-с. 125-126. ций узбекского театра. Такая постановка вопроса требует глубокого подхода. Сложность решения этой проблемы заключена в совокупности философских, психологических, социальных и субъективно-личностных основ педагогической науки в целом и ее эстетического раздела в частности.

В последние годы появляется ряд крупных монографических исследований, в которых выясняются сущность, цели и задачи эстетического воспитания личности и роли искусства в этом процессе. Среди них работы А.И.Бурова, М.А.Верба, И.Ф.Гончарова, А.Г.Егорова, Е.В. Квятковского, Н.И.Киященко, Б.Т.Лихачева, И.Л.Любинского, В.К.Ска-тершикова, В.А.Разумного и др. В таких исследованиях, как "Вопросы эстетического воспитания" Н.А.Дмитриевой, "Эстетическое воспитание. Оушность. Формы, Методы" В.А.Разумного, "Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР" Н.И.Киященко, "Искусство и эстетическое воспитание" И.Ф.Гончарова и др. обращается большое внимание на выявление сущности, целей и задач эстетического воспитания и роли искусства в этом процессе в обшей системе коммунистического воспитания.

В современной педагогической литературе вопросы эстетического воспитания рассматриваются на основе системного, комплексного подхода, в единстве с идейно-политическим, трудовым и нравственным воспитанием. По этому поводу, например, И.Л.Любинский пишет, что "воспитательно-педагогическая задача школы - руководство идейной направленностью становления эстетического идеала и художественных вкусов учащихся в плане утверждения их на марксистско-ленинских позициях в личной жизни и общественной деятельности. Уроки человекознания, которые дает искусство, могут и должны стать идеологической ориентацией в современном мире"*. Автор намечает важнейшие пути коммунистического воспитания школьников в процессе эстетического воспитания. Он подчеркивает, что раскрытие эстетической сущности мировоззренческих идей, познание духовного богатства человеческой личности через эмоциональное переживание, эмоциональное восприятие идеи произведения, мыслей художника - важнейшее орудие в руках воспитателя. Все это входит в школьный учебно-воспитательный процесс и может стать достоянием ученика на уроке, во внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Опираясь на концептуальные положения И.Л.Любинского, при изучении произведений сценического искусства в школе, показывали учащимся идеологическую и воспитательную ценность любого явления в области театрального искусства, учили^старшеклассников вносить эстетическое начало в общественные отношения и трудовую деятельность. На произведениях театрального искусства, с которыми учащиеся встречались в школе, воспитывался художественный вкус,качество предпочтений, умение выделять важнейшие эстетические, мировоззренческие и нравственные проблемы. А это, в свою очередь, способствовало формированию эстетического идеала, что и составляло конечную цель эстетического воспитания старшеклассников.

Специфической особенностью эстетического воспитания являлась способность развивать творческое воображение, мышление в художественных сценических образах, что в свою очередь позволило глубже проникать в идейно-художественные особенности каждого драматургического произведения.

Для того, чтобы наслаждаться красотой во всех ее проявлениях

I. Любинский И.Л. Проблемы идейности в эстетическом воспитании школьников. - В кн.: Формирование коммунистического мировоззрения учащихся. - М.: АШГСССР, 1975. - с. 170. и создавать ее по мере своих сил и способностей, нужно обладать качествами, которые в своей совокупности составляют эстетическую культуру личности. Анализу этой проблемы посвящена работа М.А. Верба "Эстетическое воспитание в школе""'', где рассматривается структура эстетической культуры личности с выделением таких ее элементов, как эстетическое чувство, кругозор, В1$гс, способности. Автор считает, что первоосновой эстетической культуры личности является эмоциональная отзывчивость к прекрасному. Однако в полной мере воспринять прекрасное или проявлять себя в художественном творчестве можно лишь при наличии теоретических и конкретных знаний, на основе которых развиваются представления и понятия об эстетических ценностях, т.е. эстетический кругозор. Известно, что непосредственным отражением позиций человека в искусстве, его взглядов и идеалов служит эстетический вкус. Вццелив элементы эстетической культуры личности, М.А.Верб показывает и пути их формирования: обогащение эмоционально-эстетического опыта, художественно-образовательная работа, активизация творческой деятельности в области искусства и т.д.

Элементы эстетической культуры личности и пути их формирования, определенные М.А.Вербом, положены в основу формирования театральной культуры старшеклассника, особенно в процессе приобщения к традициям узбекского театра.

Проблеме формирования гармонически развитой личности посвящена работа И.Ф.Гончарова "Действительность и искусство в эстетир ческом воспитании школьников . Автор останавливается на расшире

1. Верб М.А. Эстетическое воспитание в школе. - В кн.: Педагогика школы. Под редакцией Г.И.Щдсиной. - М.: Просвещение, 1977.-с.150-163.

2. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. - М.: Просвещение, 1978.- 160с. нии наших традиционных представлений о границах и формах эстетического воспитания, при этом активным средством эстетического воспитания автор считает научное познание, которое соединяет познавательный и эстетический критерии, - и это правомерно, поскольку формирование гармонической личности немыслимо без расширения границ и форм эстетического воспитания.

Таким образом, в нашей стране осуществляется научно обоснованная постановка эстетического воспитания.

Эта социально-историческая необходимость получает свое конкретное воплощение в многогранной практической деятельности, выдвигается как одна из основных задач развитого социалистического общества. В системе эстетического воспитания, где основным средством воспитательного воздействия является искусство, особенно его комплексное использование, важное место занимает отношение школьников к культурному наследию и народным традициям. (Тем более, что национальные формы становятся адекватными социалистическому содержанию и в таком качестве не устаревают, играя свою полезную воспитательную роль*).

Советская педагогика в этом вопросе опирается на марксистско-ленинский принцип содействия развивающихся национальных форм культуры "развитию социалистических наций в целом", а также на задачи, выдвигаемые ЦК КПСС относительно глубокого изучения специфического (характерного тому или другому народу) в процессе идеологической работы. Так, в докладе К.У.Черненко "Актуальные вопросы идеологической, массово-политической работы партии" на Пленуме ЦК КПСС 14-15 июня 1983 года отмечалось: "Ццеологическая работа в условиях нашей страны, объединяющей свыше 100 наций и народностей,

I. См.: Ленинизм и национальный вопрос в современных условиях. -М.: Политиздат, 1972.-е.230. немыслима без внимательного изучения их специфических интересов, особенностей национальной психологии и культуры"*.

Большой вклад в решение этих задач может внести продуманная и систематическая работа по приобщению школьников к искусству. Эта работа может осуществляться на уроках литературы непосредственно при изучении драматургии, на факультативных занятиях (по програмр ме "Основы театральной культуры" ), во внеклассной и внешкольной работе по приобщению учащихся к театральному искусству. При этом, как показывает опыт, в национальных республиках в приобщении школьников к театру большое значение имеет ознакомление их с историей и традициями народного театра, что способствует формированию ' и развитию стойкого интереса к изучаемому предмету, стимулирует познавательный интерес к сравнительному изучению истории и традиций театра других народов, а это в свою очередь расширяет театральный кругозор учащихся, может стать эффективным фактором их нравственно-эстетического воспитания.

Как известно, первоначальные формы народного театра более доступны для изучения, так как отражают знакомые школьникам быт и нравы родного народа. Это предполагает возможность не самоцельного изучения народных театральных традиций, а использования этого процесса в творческом развитии учащихся, в активном практическом освоении ими этих традиций. Таким образом совершенствуется и повышается эффективность эстетического воспитания в школе средствами театрального искусства.

Обращаясь к определению роли и места, национального театра в

1. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. - М.: Политиздат, 1983:-с.58.

2. Программа факультативного вурса. Основы театральной культуры (для 7-10 классов средней общеобразовательной школы). - М-во просвещения СССР. - С, 1976. - 84 с. эстетическом развитии школьников в школах УзССР, мы прежде всего учитываем и используем специфику складывания узбекской художественной культуры. Советский узбекский театр является неотъемлемой составной частью многонационального советского театра, несет в себе все лучшее, что обретено народом за годы Советской власти, обеспечившей гигантский исторический скачок от темноты рабства к расцвету экономики и культуры.

Влияние узбекского театрального искусства на эстетическое воспитание учащихся в Узбекистане базируется, прежде всего на исторических особенностях этого искусства, на его связях с лучшими традициями классической национальной литературы, с русским прогрессивным и советским театром.

Определяя закономерности формирования и развития узбекской советской театральной культуры как части всей многонациональной культуры советского народа, важно также вычленить черты национального своеобразия как в процессе формирования, так и в функционировании специфических жанров традиционного профессионального узбекского искусства, вошедших в качестве слагаемого в современную национальную театральную культуру.

Постижение исторического пути театра, сложного и интересного, поможет школьникам понять социальную структуру искусства, его значение в общественной жизни, усилить воспитательно-эстетические функции. Все это позволяет ставить театр на особое место в ряду других искусств узбекского народа и акцентировать такие его особенности, как: близость к народной традиции; элементы народного театра; теснейшая связь с русской классической и советской театральной ¡культурой.

К сожалению, указанные аспекты изучения истории национального театра до сих пор не привлекли внимания исследователей - ни в области искусства, ни в общефилософском плане, ни в области педагогики.

Эстетическое воспитание учащихся в школах Узбекистана в условиях внеклассной работы по театру может быть положительно решено при обращении к узбекскому театру (от его истоков - к современному), особенно,когда возросла воспитательная роль театра в нашем обществе, когда партия поставила перед советским народом практическую цель гармонического и всестороннего развития личности советского гражданина.

Приобщение старшеклассников к истории узбекского театра в целях эстетического воспитания требует не просто теоретического проведения занятий, но и чисто творческого решения проблемы. Важность и актуальность проблемы неоспоримы, однако ее исследование до настоящего времени не получило развития.

Большим тормозом в совершенствовании эстетического воспитания и высоком качестве проведения внеклассных занятий по театральному искусству является отсутствие конкретных методических разработок и рекомендаций по приобщению школьников к театру с учетом местных условий и особенностей.

Учителя, руководители кружков, клубов и факультативных курсов по театру располагают литературой по общим вопросам художественно-эстетического воспитания, где раскрываются лишь некоторые аспекты использования театрального искусства.

В книге "Эстетическое воспитание школьников" (под общей редакцией А.И.Бурова и Б.Т.Лихачева*) рассматриваются весьма важные разделы ("Социологический анализ художественных интересов школьника", "Воспитательные функции искусства", "Искусство в эстетическом

I. Эстетическое воспитание школьников. (Под общей редакцией А.И.

Бурова и Б.Т.Лихачева. - М.: Педагогика, 1974. - 203с. воспитании" и др.), однако не затрагиваются вопросы эстетического воспитания учащихся средствами театра с учетом специфики местного материала.

К проблеме эстетического воспитания школьников средствами искусства обратились и психологи (Л.С.Выготский, В.А.Крутецкий, Н.С.Лукин, А.М.Якобсон и др.). Однако в их трудах вопросы приобщения школьников к истории и народным истокам театра в целях эстетического воспитания не ставятся.

Воспитательное значение театра не раз раскрывали в своих трудах такие видные театроведы, как В.Пименов, Ю.Юзовский и др., но и они не касались целесообразности и эффективности изучения народных театральных традиций в эстетическом воспитании.

За последние годы появился ряд исследований, в которых затрагивается и частично решается проблема приобщения школьников к театру^". Вопросами влияния театрального искусства на общее и художественное развитие школьников многие годы занимается лаборатория театра и кино для детей Научно-исследовательского института художественного воспитания АПН СССР.

I. Ахмедова М. Эстетическое воспитание школьников средствами детского театра (на материалах Узбекского Республиканского ТЮЗа им.Ю.Ахунбабаева и узбекских школ г.Ташкента): Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Ташкент, 19у8. - 23с. ;

Баранова А.И. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами театрального искусства (на материале школ Белорусской ССР): Автореф. дисс . на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1977. - 19с.- В надзаг: НИИ обшей педагогики АПН СССР;

Гевлич Л.Я. Узбекская драматургия для детей как фактор патриотического и интернационального воспитания школьников (19671977 гг.): Автореф.дисс . на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1982« - 20с.;

Никорова С.Д. Театральное творчество младших подростков как средство нравственного воспитания (на материалах бурятской сельской школы): Автореф.дисс. на соискание ученой степени кавдидата педагогических наук. - М., 1974. - 24с,- В надзаг.: НШ общей педагогики АПН СССР.

В работах Ю.И. Бобиной интересно раскрываются вопросы воздействия театрального спектакля на школьника, дается градация возрастных особенностей зрителя - школьника, рассматривается эстетическое воздействие спектакля и др. В лаборатории под редакцией Ю.И.Руби-ной создана программа факультативного курса "Основы театральной культуры", где в разделе УП класса указаны вопросы зарождения театра и народные истоки театральной культуры, но они раскрываются лишь в общетеатроведческом плане,и в дальнейшем изучении курса в старших классах авторы к ним не возвращаются.

Пробел, существующий в изучении театральных интересов школьников, в значительной мере восполняет работа лаборатории социологических исследований Института художественного воспитания АПН СССР, исследования которой показали существенную роль и большую эффективность приобщения школьников к театру в их обшеэстетическом развитии, хотя в сфере интересов школьников театр занимает т ' лишь третье место после литературы и кино . В работах других исследователей интересам школьников к театру уделяется сравнительно недостаточное внимание. При этом основной акцент сделан на литературные интересы учащихся при изучении на уроках драматургических произведений^.

В НИИПН Узбекистана исследователи проблемы эстетического воспитания школьников республики средствами театра рассматривают вос

1. См.: Художественные интересы школьников Узбекской ССР (рекомендуя учебных заведений органов народного образования) росвещение, 1977.-с.44.

2. Зепалова Т.С. Изучение драмы в ее художественной специфике (на уроках и внеклассных занятиях): Автореф.дисс . на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1975, - 24с.

Маранцман В.Г. Изучение биографии писателя и эстетическое воспитание учащихся старших классов средней школы: Автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1975. - 23с. питательное воздействие на учащихся современной узбекской советской драматургии и пути приобщения старшеклассников к современному узбекскому театральному искусству (М.Ахмедова, Л.Я.Гевлич).

В республике изыскиваются другие возможности приобщения школьников к театральному искусству. Так, в 4-х годичной программе по курсу эстетики, изданной Министерством просвещения УзССР*, значительное место уделяется таким вопросам, как эстетическое свойство различных вццов искусств, их общность и специфика, свойства и функции в эстетическом воспитании на примерах различных видов искусства. Однако на изучение театрального вида искусства отводится всего лишь б часов, да и то на изучение театра как вида искусства.

Министерством просвещения УзССР издана и вторая программа по р факультативному курсу "Основы эстетики и искусствознания" , рассчитанная на два года обучения, более глубоко раскрывающая вопросы изучения искусств в их комплексе. Но и она не отвечает задачам эстетического воспитания школьников Узбекистана обращением к истории и народным традициям узбекского театра.

Анализ проблемы эстетического воспитания школьников через приобщение их к истории и традициям народного театра показывает, с одной стороны, признание важной роли и эффективности театра в эстетическом воспитании, а с другой - отсутствие специальных исследований, необходимой научно-методической литературы по приобщению учащихся к его истокам, по использованию народных театральных традиций узбекского национального театра в эстетическом вос

1. См.: Программа для средней школы. Основы эстетики (7-10 классы). Факультативный курс. - Ташкент: Укитувчи, 1975. - 36с.

2. См.: Программа факультативного курса. Основы эстетики и искусствознания (для 9-10 классов общеобразовательных школ УзССР;. -Ташкент: Укитувчи, 1978. - 92с. питании школьников.

Цель исследования состоит в том, чтобы обосновать целесообразность и эффективность изучения народных традиций узбекского театра в эстетическом воспитании учащихся, разработать конкретные пути, формы и методы их использования в свете современных требований теории и практики эстетического воспитания школьников.

В качестве исходного материала исследования в основном использован местный материал - история узбекского театра, его народные традиции в прошлом и на современной сцене.

Предмет исследования - процесс изучения народных традиций узбекского театра школьниками, осмысление ими идейно-художественной и нравственно-эстетической сторон произведений театрального искусства (на примере традиционно-народных зрелищ и современных спектаклей), стимулирование проявлений их творческого потенциала, имеющего непосредственное отношение к изучаемому материалу, при условии, что весь этот процесс протекает одновременно, в сочетании с овладением обшей историей и основами театрального искусства и в сопоставлении с традициями других национальных театров народов СССР.

Гипотеза. Б решении избранной проблемы опирались на следующую гипотезу: если театр в Узбекистане,в силу специфики своего исторического развития, является действенным средством эстетического воспитания, то эту его особенность необходимо использовать в воспитательной работе, вводя в учебно-воспитательный процесс определенный исторический материал, применяя специально отобранные пути, формы и методы работы во внеклассных занятиях по театральному искусству.

Поставленная цель и предмет определили следующие основные задачи исследования:

1) изучение состояния приобщения учащихся к истории театра, его истокам, использования народных традиций узбекского театра в эстетическом воспитании школьников;

2) выявление уровня знаний учащихся об узбекском театре, его истории, народных традициях;

3) определение места и роли театрального искусства Узбекистана в эстетическом воспитании учащихся;

4) отбор исторического, теоретического и учебно-практического материала для занятий;

5) определение условий, путей, форм и методов эстетического воспитания школьников средствами театрального искусства с использованием материала о народных традициях узбекского театра;

6) разработка практических рекомендаций для руководителей кружков и факультативных курсов по театральному искусству.

Методологической основой исследования послужили исходные положения, сформулированные в основополагающих произведениях классиков марксизма-ленинизма, материалы съездов и Пленумов КПСС и КП Узбекистана, труды и выступления руководителей Коммунистической партии и советского государства, другие директивные документы, постановления и решения директивных органов Министерства просвещения СССР и УзССР по вопросам коммунистического воспитания учащихся; специальная научная литература по проблеме, театроведческая, психологическая и педагогическая литература. В работе хорошо использовались статистические данные и результаты конкретно-социологических исследований, проведенных Институтом художественного воспитания АПН СССР в Узбекистане в городских и сельских школах республики.

В ходе исследования были использованы следующие методы: изучение литературы по избранной теме (трудов Маркса, Энгельса, Ленина; директивных документов КПСС и постановлений советского правительства, постановлений Министерств просвещения СССР и УзССР); трудов вццных государственных деятелей и советских педагогов о коммунистическом воспитании молодежи; изучение и теоретический анализ литературы по эстетике и искусству, философской, социологической, психологической и педагогической литературы по исследуемой проблеме; изучение школьной документации и статистических данных Министерства просвещения СССР и УзССР; изучение и анализ программ, учебников и методических пособий по литературе, факультативному курсу по театру, эстетике и искусствознанию; обобщение передового опыта учителей, анализ собственной десятилетней педагогической практики - преподавания старшеклассникам факультативного курса по театру и руководства школьным театральным клубом; опытно-экспериментальная работа, проведенная личю и с привлечением учителей-экспериментаторов; беседы с учителями и учащимися, анкетирование учителей и учащихся (до и после эксперимента); наблюдение за ходом занятий факультативных курсов и работой клуба "Любитель театра"; целенаправленное наблюдение за учащимися; статистическая обработка, сравнение, анализ и обобщение качественных и количественных данных контрольных и экспериментальных процессов и их результатов; сопоставительный анализ теоретических положений и практических результатов.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в старших классах школ №№ 103, 184, 164, 163 и др. города Ташкента. В эксперименте принимали участие преподаватели факультативных курсов по эстетике, искусствознанию и театру, руководители кружковой работы по театру.

Исследование основывается на: изучении истории проблемы и ее современного состояния в теории и практике; системном подходе к образованию (расширение кругозора старшеклассников в области театральной культуры и развитие конкретных навыков восприятия и оценки спектаклей); единстве образования, обучения и эстетического воспитания; межпредметной связи и переносе знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках литературы, на внеклассных занятиях по театру; усложнении занятий по принципу "от простого - к сложному", "от близкого и знакомого - к далекому и неизвестному"; изучении учащихся, составлении их психолого-педагогической характеристики; исследовании процесса приобщения старшеклассников к истории театра, его зарождению и народным традициям (на примере узбекского театра в сопоставлении с театрами братских республик).

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые определены, проанализированы теоретические основы психолого-педагогического процесса приобщения учащихся к узбекскому театру через использование его истории и народных традиций, разработаны и экспериментально проверены содержание, принципы, пути, формы, методы и частные методические приемы эстетического воспитания старшеклассников во внеклассной работе (факультатива по театру и школьного театрального клуба с опорой на межпредметные связи (русская и узбекская литература, история) в свете современных требований теории и практики эстетического воспитания школьников.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке содержания педагогической системы путей, условий и научно-обоснованных форм, методов и приемов воздействия на школьников, а также форм методов и приемов педагогического руководства теоретико-практической и творческой работой школьников, направленных на совершенствование уровня их эстетической культуры.

На защиту выносятся:

- теоретическое обоснование роли народных традиций узбекского театра в эстетическом воспитании старшеклассников;

- обоснование, разработка и экспериментальная проверка содержания, системы, форм, методов и приемов эстетического воспитания старшеклассников средствами народных традиций узбекского театра;

- модель системы эстетического воспитания старшеклассников на народных традициях узбекского театра.

Практическая ценность исследования состоит в том, что научно обоснованные педагогические рекомендации по содержанию системы и руководству процессом эстетического воспитания старшеклассников с учетом специфики местного материала и применение его в школах Узбекистана, а также по исторической, теоретической и практической подготовке учащихся могут быть использованы в работе по повышению эффективности не только театрального образования, но и общего художественно-эстетического развития учащихся руководителями факультативных курсов по эстетике, искусствознанию, театру и в работе театрального школьного клуба, театральных кружков, классными руководителями в проведении тематических вечеров и других внеклассных мероприятий по узбекскому театру. Разработанные в диссертации пути, условия, формы, методы и приемы работы со старшеклассниками на соответствующем материале могут быть реализованы в условиях других братских республик.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались на 1У Всесоюзных педагогических чтениях в г.Киеве (1976 г.); на X, XI, ХП, ХШ Республиканских педагогических чтениях в г.Ташкенте (1977, 1978, 1981, 1984 гг.); на Республиканских научно-практических конференциях по эстетическому воспитанию в г.Андижане (1977 г.), в г.Самарканде (1980 г.), в г.Джизаке (1981 г.), в г.Гулистане (1984 г.). Нашли отражение в б опубликованных научных работах.

Практически ценные положения исследования и рекомендации использованы в лекциях и беседах, проведенных в школах №№ 161, 163, 184, 167, 103, 97, 170, 204 и других г.Ташкента, №№ I, 3, 17 г.Ургенча Хорезмской области.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по главе

Исследование исторических основ традиций узбекского театра, теоретических посылок народного театра, его своеобразия и специфики позволили выделить и определить важнейшие для эстетического воспитания старшеклассников аспекты исторического и теоретического характера.

Исследование места и значения народного узбекского театра в эстетическом воспитании школьников Узбекистана определило основное место и важнейшую роль народных традиций узбекского театра в этой области воспитания школьников республики.

Для решения поставленной проблемы определены следующие концептуальные положения:

I. В силу специфики своего исторического развития театр в Узбекистане был и остается действенным средством эстетического воспитания, молодого поколения, в частности.

П. Богатая и древняя история узбекского театра, с характерной преемственностью идейно-эстетических достижений прошлых эпох, развитием идейных основ нравственно-эстетического идеала передового театра прошлого, принципов художественного отражения, характера типизации и обобщения, с традиционным отражением исторически сложившейся культуры (с четко проявленными бытом, нравами, обычаями, самобытностью и колоритом, национальными особенностями характера узбекского народа) должно занимать значительное место в системе современного эстетического воспитания школьников Узбекистана.

Ш. Различные формы народных театров: комиков (масхарабозы, кизыкчи}, острословие ("аския"), театр кукол с определенными архаическими тенденциями и атрибутами, героико-романтической устремленностью, большой эмоциональной напряженностью, открытостью, приподнятостью, торжественностью и публицистичностью стиля, яркой острой сатирой и метким фарсом, комизмом, самобытностью - пользуются популярностью среди молодого поколения узбеков.

IV. Учащиеся узнают быт, обычаи, манеру поведения людей из различных слоев общества, типичные пороки и достоинства в прошлом и современном обществе.

V. Старшеклассники приобщаются к жизненным наблюдениям, импровизации, создают самые яркие и динамичные сцены и характеры, особенно пользуясь для этого речью вымышленных отрицательных и положительных персонажей. Усваивают несколько древнего рода узбекских народных пьесок-фарсов ("танкид", "таклид", "мукаллид"), сочиняют остросатирические произведения по их типу, комический диалог, отрабатывают реплики и другие приемы языковой характеристики (меткие и смешные сравнения, каламбуры), придают им публицистическое звучание, делают сатиру прямой* откровенной. Изучают и осваивают приемы речевой характеристики, юмористической автохарактеристики. Накапливают жизненный опыт, отбирая самое типичное, обобщая и типизируя.

VI. Виртуозы острословия демонстрируют свое импровизированное

Мастерство - на состязании острословов - аскиябозов (двух или более) на произвольную или заданную тематику, целевую направленность (сатирический выпад, комический разговор). Мобилизуют находчивость, умение остро, лаконично выражать мысль, улавливать дух предыдущей реплики, не отклоняться от темы. Усваивают игру слов, употребляют неожиданные оригинальные сопоставления, метафоры.

УП. Ребята приходят к выводу о том, что наличие народных традиций в области театрального искусства является одним из факторов необыкновенно быстрого развития узбекской советской драматургии и сценического искусства (сатирическая направленность, общественная действенность, социальный аспект, интернациональная общность и национальные различия). На примере драматургического творчества Хамзы убеждаются в этом.

УШ. Узнают, что Хамза не только известный драматург, но и руководитель, режиссер театра, пропагандист народных традиций в искусстве, пламенный трибун русского советского театрального искусства, составной частью которого являются театры народов нашей страны.

IX. Постигается исторический путь узбекского театра, сложного и интересного, так старшеклассники проникают в социальную структуру данного искусства, в его общественную роль.

X. А это в свою очередь является неоценимым фактором идейно-эстетического, нравственного, художественно-эстетического воспитания молодого поколения.

XI. Однако необходимо помнить, что эстетическое воспитание театром, на лучших образцах народного театра, может быть наиболее эффективным при непременном изучении театрального искусства братских республик, что особенно способствует воспитанию и развитию ценнейших чувств - советского патриотизма и интернационализма.

ХП. В планировании работы по эстетическому воспитанию старшеклассников на народных традициях узбекского театра необходима система психолого-педагогического воздействия и руководства, а также включение этого элемента эстетической среды в общую систему эстетического воспитания.

ХШ. Немаловажным в осуществлении эстетического воспитания старшеклассников в подсистеме, какой является исследуемый элемент структуры эстетического воспитания, считаем учет функций этой области воспитания, прежде всего таких, как формирование коммунистического мировоззрения, познание прекрасного, выраженного в художественной форме, образовательная функция, развитие творческих способностей, организационно-педагогическая функция, эстетическая и др. в их единстве.

Х1У. Решение проблемы эстетического воспитания учащихся средствами народных традиций узбекского театра в школах Узбекистана находится не на должном уровне в то время, как изучение и анализ опыта передовых руководителей факультативных курсов, кружков и клубов по театру в школах республики, показали широкую возможность народного узбекского театра в эстетическом совершенствовании личности старшеклассника, в частности, воспитании ценнейших эстетических качеств личности, совершенствовании обшей и конкретно-национальной театральной культуры.

ХУ. Изучение театрального искусства Узбекистана, его народных традиций, ввиду национальных особенностей и местной специфики, дает в школах Узбекистана большой психолого-педагогический эффект в процессе эстетического воспитания старшеклассников.

Итак, проведенное исследование над учащимися старшего школьного возраста в школах республики позволило установить ведущее место и значительную роль театра, в частности, узбекского народного, в эстетическом воспитании школьников. Исторические и теоретические исследования также показали, что роль народного узбекского театра в воспитании школьников может быть чрезвычайно велика.

Вышеизложенное, а также реальная картина театральных интересов учащихся и подготовленности в данной области театрального искусства подсказали цель, предмет и задачи исследования.

ГЛАВА П.

ПУТИ, ФОРШ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАДИЦИЙ УЗБЕКСКОГО

НАРОДНОГО ТЕАТРА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

§ I. Психолого-педагогические условия эстетического воспитания старшеклассников средствами театрального искусства

В психолого-педагогических условиях важно отметить те, которые представляют наиболее благоприятные основы для эстетического воспитания старшеклассников средствами театра, в частности, народного театра, в условиях Узбекистана. Это психологический аспект и организационно-педагогическая сторона в решении проблемы.

Психологический аспект требует прежде всего характеристики возрастных особенностей старшеклассников, их индивидуально-типологической и национальной характеристики с тем, чтобы с учетом возраста, типологии по восприятию искусства, а также национальных особенностей определить наиболее оптимальные формы, методы и средства повышения эффективности эстетического воспитания старшеклассников в процессе приобщения их к народному узбекскому театру.

К организационно-педагогической стороне относим определение таких основных звеньев педагогического процесса, как: цель, задачи, содержание материала, условия и средства повышения эффективности, а также организация педагогики самого процесса.

Многолетние исследования позволили составить о старшеклассниках определенную возрастную характеристику.В связи с предстоящим вступлением в самостоятельную жизнь, старшеклассники обладают повышенным самосознанием, увеличивается потребность в самоопределении, повышается самооценка, перестраивается эмоциональная сфера. Ими часто ставятся вопросы: в чем смысл жизни, счастья, каковы способности и возможности, каково призвание и др. Происходит становление активных позиций, формирование моральных качеств. Старшеклассники особенно тянутся к культуре, искусству, особенно к искусству своего народа, гордятся достижениями соотечественников. Труд, трудолюбие становятся потребностью личности старшего школьника. 9-10 классники способны длительное время заниматься различными видами деятельности, в том числе творческой. Старший школьный возраст - чрезвычайно ответственная пора в становлении личности. Происходит (под влиянием изучения отдельных дисциплин) систематизация взглядов на окружающий мир, активно закладываются основы диалектико-материалистического мировоззрения и коммунистической убежденности, формируется интерес к различным проблемам, в том числе и связанным с искусством. Определяются избирательные интересы, особенно к различным видам искусства, у старшеклассников наблюдается перерастание интереса к предмету в интерес к аналогичной науке. Под влиянием содержания изучаемых предметов с философских позиций осмысливается окружающее, проявляется особый интерес к мировоззренческим вопросам. Их интересуют вопросы логики, психологии. Наблюдаются развитые интеллектуальные способности. Старшеклассники легко справляются с синтезом, анализом и обобщением, выводами, ищут и находят базу для аргументации своих суждений, особенно в области духовно-художественной культуры. Это создает атмосферу активного творческого отстаивания своих взглядов, вкусов, заинтересовывает в участии в кружках, факультативах, клубах, особенно по театральному искусству. Именно в этот период старшеклассника нужно ориентировать на курс совершенствования эстетической культуры, в частности, театральной, приобщать не только к истории и теории искусства, но и формировать способность применять эти знания в жизни. Важной педагогической задачей при этом является формирование у старшеклассников нравственно-эстетических понятий и представлений.

В процессе приобщения учащихся к искусству необходимо помнить, что старшеклассники представляют собой локальную группу, объединяемую многими общими для них признаками, с сохранением индивидуальных различий, которые,естественно, необходимо учитывать в процессе осуществления с ними воспитательной работы. В качестве общих, типических черт, характерных для этого возраста, являются,в частности, примерно одинаковый жизненный опыт, резкий подъем жизненных сил взрослеющих подростков, настроенных лирически и романтически, своеобразно повышенная эмоциональность, энергичность, порывистость, сиюминутный отклик на явления окружающей жизни; в мире искусства их особенно привлекает эмоциональное воздействие резко конфликтных сюжетов. Шесте с тем, в восприятии искусства постепенно утрачивается эмоциональность и непосредственность, растет желание анализировать и выяснять качественную сторону, сущность воспринимаемого. Старшеклассники способны прибегать к разнообразным сравнениям, им удается воссоздавать достаточно сложные смысловые связи, выявляющие внутренние отношения между объектами. При изучении истории и литературы они уже могут расчленять и объединять в одно целое объект восприятия, производить смысловую группировку, сопоставлять новое с уже известным, систематизировать материал; появляется интерес к теории, обобщению фактов.

Опыт работы со старшеклассниками в условиях Узбекистана позволил выявить ряд особенностей, дополнить и конкретизировать приведенные выше данные. Так, старшеклассники сознательно стремятся к расширению своего общего и художественного кругозора, особенно в областях, связанных с искусством, театром, в частности, и общественно-политической жизнью; у них наблюдается острая нравственно-эстетическая восприимчивость, тяга к моральным переживаниям и поступкам; они стремятся к самостоятельным эстетическим суждениям и оценкам, предпочитая сложные эстетические восприятия, требующие напряжения ума и воли, выражения в какой-либо деятельности. Следует отметить и такой факт, что старшеклассники недостаточно осознают роль предметов гуманитарно-эстетического цикла в развитии и совершенствовании своего художественно-эстетического кругозора, духовного облика в целом.

В связи с этим уместно привести утверждение В.А.Крутецкого и Н.С.Лукина* о том, что именно в данный период жизни подростков необходимо обогащать запас их эстетических впечатлений, добиваться, чтобы нравственно-эстетическая оценка строилась на базе понимания.

Поскольку даже при одинаковой структуре мотивов и направленности личности старшеклассники не похожи друг на друга, в центре внимания педагога должна быть индивидуальность учащегося, его личностные особенности и вместе с тем определенная типизация реакции и поведения.

Важнейшими индивидуально-психологическими факторами личности старшеклассника, на которые необходимо обратить в нашем исследовании особое внимание считаем: желание, склонность, способность, интерес, глубина чувств, вдохновение, острота восприятия, развитое чувственно-образное восприятие, наблюдательность,память, представления, знания, художественное мышление, ассоциативный фонд, воля, способность к эмоционально-оценочно^ отношению, духовная сфера в целом, смелость, самостоятельность, уверенность,

I. См.: Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. - М.: Просвещение, 1965.-е.37. самобытная оригинальность.

В определенных ситуациях, намеренно создававшихся в ходе работы, подтвердилась типизация психологического восприятия старшеклассников, которая особенно четко проявлялась в отношении к спектаклю. Это типы восприятия: синтетический, аналитический, аналитико-синтетический.

Учащиеся с синтетическим типом мышления склонны к обобщению и определению основного смысла и часто не придают особого значения деталям. "Аналитики", наоборот, стремятся выделить и проанализировать детали, фрагменты, но затрудняются и потому менее склонны к обобщениям, определению общего смысла. Учащиеся, обладающие аналитико-синтетическим мышлением, одинаково склонны и к пониманию основного смысла явлений, и к его подтверждению, к соотносению анализа отдельных частей с общими выводами, к установлению фактов и их объяснению. Каждая из указанных групп учащихся требует к себе особого подхода; у аналитически рассуждающих необходимо вырабатывать установку на синтез, у учащихся, воспринимающим все компоненты пьесы и спектакля в единстве и взаимосвязи, предлагать подробный анализ, чтобы "подтянуть".

Для успешного осуществления эстетического воспитания средствами театрального искусства важно учесть и такие факторы: необходимый психологический настрой учащихся и умение учителя создать своим живым, доходчивым словом нужную эмоциональную атмосферу, наличие у учащихся определенной исторической и теоретической подготовки, основных умений и навыков восприятия, анализа и оценки драматургических произведений, отдельных сцен и целых спектаклей. Существенно, с нашей точки зрения, и умение учителя обращаться к ассоциативному жизненно-бытовому опыту старшеклассников, использовать его в работе с ними.

Исследование национальных особенностей учащихся - узбеков в процессе приобщения их к искусству, в частности, к театральному, позволило выделить общие свойства национального характера старшеклассника в этом процессе:

- эмоциональный подъем и повышенное эмоциональное состояние от переживаемого;

- особая сила эмоционального отношения (экспрессия!), - это эмоциональное Состояние, отличающееся подъемом всех духовных сил;

- максимально выразительный угол зрения, эмоционально-эстетическая выразительность в описании воспринятого;

- художественная интуиция, т.е. способность своеобразно-творчески преломлять увиденное через призму своего эмоционального состояния и сознания, через свой внутренний мир;

- богатое чувство колорита, предпочтение ярким колористическим средствам выражения.

В процессе приобщения старшеклассников к традициям народного узбекского театра особенно проявляется эмоциональность восприятия театрального искусства подрастающим поколением как носителем духа и своеобразия узбекского национального характера, творческой самобытности своего народа.

Педагогически направленное приобщение учащихся к театральному искусству, в частности, к народным традициям узбекского театра, является одним из важных средств идейного, нравственного и эстетического воспитания, формирования эстетического отношения к действительности.

Исторический материал, который предлагается учащимся, выделен на основе адаптированной соискателем программы факультативного курса "Основы театральной культуры"*.

Акцентируются задачи:

1. Изучение учащимися народных традиций узбекского театра: формирование оценочного отношения к устной народной драматургии; посильное творчество учащихся в различных видах народного узбекского театра;

2. Ознакомление учащихся с современным узбекским театральным искусством; выявление народных традиций в современных узбекских пьесах и спектаклях; формирование оценочного отношения к элементам народной драматургии в спектаклях в целом; посильное творчество в различных видах искусства, имеющих отношение к театральному искусству.

Процесс эстетического воспитания учащихся средствами театра рассматривается нами как сложный, многогранный, протекающий в определенных педагогических условиях. Среди них, особенно существенно влияющих на его эффективность, мы выделяем соблюдение основных педагогических требований, предъявляемых к учебно-воспитательному процессу: соответствие материала и последовательности его изложения основным дидактическим положениям - "от простого к сложному", "от близкого и знакомого к далекому и неизвестному"; преемственность сообщаемых учащимся знаний, опора на полученные ими ранее; максимально возможная дифференциация подхода к учащимся в характере и сложности заданий и др.

Важнейшее значение имеет учет различных объективных и субъек

I. Программа факультативного курса. Основы театральной культуры (для 7-10 классов средней общеобразовательной школы). - М-во просвещения СССР. - М7, 1976. - 84 с. тивных факторов, как со стороны содержания учебно-воспитательной работы (ознакомительные лекции, обсуждения пьес и спектаклей, педагогическое руководство решением творческих задач и др.), так и со стороны формы занятий, в которой эта работа осуществляется (урок, факультатив, клуб и др.). Непременным условием процесса эстетического воспитания старшеклассников средствами театра, в том числе и при изучении народных традиций,вццвигаем посильное творчество учащихся. Творчество рассматриваем прежде всего как деятельность, имеющую социально-общественную значимость, направленную на эффективность учебно-воспитательного процесса, особенно в воспитательной работе с непременным самоконтролем и оценкой качества творческого решения.

Творчество учащихся на факультативном курсе по театру и на занятиях в клубе любителей театра предусматривает развитие способностей в той или иной деятельности, связанной с театром. Шесте с тем такая деятельность используется как показатель уровня художественно-эстетического воспитания старшеклассников, в частности, уровня знаний, умений и навыков. В этом мы усматриваем проявление в данной сфере искусства того синтеза свойств личности старшеклассников, который отвечает требованиям, предъявляемым к задачам эстетического воспитания. При оценке результатов творческой деятельности учащихся необходимо учитывать как ее социальную значимость, так и отношение к творческому процессу. Важным при этом является синтез степени удовлетворения старшеклассника от процесса и результата творческой деятельности.

Наиболее значимым для результативности проводимой работы является не только характер материала, используемого в учебно-воспитательной работе (объект исследования), характер его изложения, но и уровень общего и специального развития учащихся субъект исследования).

По программе факультативного курса "Основы театральной культуры"^, подготовленной НИИ художественного воспитания АПН СССР, теш "Зарождение театра и народные истоки театральной культуры" и "Из истории возникновения театра в России", "Искусство скоморохов", "Создание русского национального театра (конец ХУШв.)", "Д.И.Фонвизин" изучаются в УП классе. Соответственно, по адаптированной программе в УП-УШ классах первая тема рассматривается на примере народного узбекского театра и включает такие вопросы: у истоков узбекского театра; театр масхарабозов и кизыкчи, традиционный театр кукол, аския, танцевальные сюиты "Катта-уйин", вокально-инструментальный цикл "Маком"; роль и место национальных традиций узбекского театра в дореволюционной театральной культуре узбекского народа. Вторая тема (Из "Истории возникновения театра в России.") полностью берется из программы "Основы театральной культуры".

Таким образом, учащиеся 1Х-Х классов, с которыми проводилась опытно-экспериментальная работа, уже имеют представление об истории узбекского и русского театров. Поэтому, в IX классе, повторно (для закрепления полученных ранее знаний) и более основательно изучаются национальные традиции узбекского и русского театров (Х1Х-ХХ в.в.), а в X классе - театры национальных республик Советского Союза и узбекский советский театр, включая его историю, зарождение и развитие, а также народные театральные традиции в советской узбекской драматургии (в основном, на примере творчества Хамзы, где раскрывается роль Хамзы в становлении советского

I. См.: Программа факультативного ку^эса. Основы театральной культуры Тдля 7-10 классов средней общеобразовательной школы). - М-во просвещения СССР. - М:, 1976. с.14-20. узбекского театра).

Вводная тема факультатива в УП классе - "Первоначальное знакомство с театром как видом искусства" - закладывает основы теоретической подготовки учащихся. В УШ классе основное внимание уделяется художественному восприятию театрального искусства как творческому процессу, сопровождаемому эмоционально-творческим сопереживанием, активной работой воображения и мысли. Это дает возможность в 1Х-Х классах развивать навыки полноценного восприятия и грамотного анализа спектакля, формировать умения и навыки оценочного отношения к нему. При этом в IX классе знание теоретических основ театрального искусства расширяется и углубляется за счет овладения основами восприятия спектакля (теоретические основы восприятия, непосредственное восприятие спектакля, примерный план его анализа), а в X классе - в процессе углубленного изучения роли национальных традиций в развитии советского узбекского театра непосредственно в практике анализа спектаклей (восприятие, анализ, оценка).

Изучение народных традиций в клубе "Любитель театра" начинается также с учащимися УП классов и проводится по программе, составленной соискателем. Эта программа включает следующие вопросы: происхождение узбекского традиционного вокально-инструментального театра; классическая хореография; театрализация в местном искусстве древности и раннего средневековья; происхождение театра масок; узбекский традиционный театр XIX - начала XX века (масхарабозы, кизыкчи, аския, традиционный театр кукол); роль и место национальных традиций узбекского театра в дореволюционной театральной культуре.

В УШ классе на занятиях клуба рассматривается: формирование узбекской советской театральной культуры; тема революционной борьбы; сатирико-бытовая и агитационная драматургия; место, роль и значение национальных театральных традиций в современном узбекском театре; роль и влияние русского театрального искусства на развитие узбекского национального театра; театральное искусство других народов нашей страны и узбекский театр (сравнение национальных традиций театров братских республик СССР).

Таким образом, к IX классу учащиеся получают минимум знаний по истории национальных театров нашей страны и имеют достаточное представление о народном узбекском театре.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Аннамуратова, Светлана Каримовна, Ташкент

1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. T.I. М.: Искусство, 1957. - с.141, 173.

2. Маркс К. и Энгельс ш. Об искусстве. В 2-х томах. T.I. М.: Искусство, 1967. с.122.

3. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч., т.41, с.336-337.

4. Ленин В.И. О воспитании и образовании. В 2-х т.- М.: Педагогика, 1980. Т.1-2. (Пед.б-ка).

5. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.

6. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.

7. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 64 с.

8. Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

9. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: Постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г. М.: Политиздат. - 15 с.

10. Об очередных задачах идеологической работы партии. Сб.документов "КПСС о культуре, просвещении и науке". М.: Политиздат, 1963. - 552 с.

11. Основы законодательства Союза ССР и союзных республик. В кн.: О состоянии и мерах по дальнейшему совершенствованию народного образования в СССР. М., 1973. - с.61.

12. О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

13. В кн.: Вопросы идеологической работы КПСС. М., 1972. с.371-381.

14. Материалы Пленума ЦК КПСС 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

15. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Постановление ЦК КПСС и Верховного Совета СССР. Правда, 14 апреля 1984 г.

16. Абидов Т. В Хорезм на поиски народной комедии. Звезда Востока, 1965, № 2, с.13-18.

17. Абдумавлянов А., Бабаханов А. История узбекской литературы. -Ташкент: Укитувчи, 1966. 248 с.

18. Алиев С. Литературные связи и узбекская драматургия (первая треть XX века). Ташкент: Фан, 1975. - 155 с.

19. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд-во Акад.пед.наук РСФСР, 1956. -224 с.

20. Аркин А.Е. Родителям о воспитании. 5-е изд. М.: АПН РСФСР, 1967. - 347 с.

21. Ахмедова М. Эстетическое воспитание школьников средствамидетского театра (на материалах Узбекского Республиканского ТЮЗа им.Ю.Ахунбабаева и узбекских школ г. Ташкента): Авто-реф.дисс. на соиск.учен. степени канд.педагог.наук. Ташкент, 1978. - 23 с.

22. Бабаханов А. Педагогическое и литературное наследие Хамзы Хаким-заде Ниязи. Ташкент : Изд-во художественной литературы УзССР, i960. - 123 с.

23. Базаров У.Б. Ццейные основы творчества Хамзы Хаким-заде Ниязи. Ташкент : Изд-во Акад.наук УзССР, i960. - 117 с.

24. Баранова А.И. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами театрального искусства (на материале школ Белорусской ССР): Автореф.дисс.на соиск.учен.степени канд.педагог.наук. -М., 1977. 19 с. В надзаг.: НИИ обшей педагогики АПН СССР.

25. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений, т.4, М.: АН СССР, 1954. с.105.

26. Богоявленский Д.Н., Менчинская H.A. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 347 с.

27. Болдырев Н.И. Роль школы и семьи в воспитании детей. М.: Учпедгиз, 1953. - 64 с.

28. Болтаев М.Н. К вопросу о прогрессивных эстетических воззрениях мыслителей прошлого Средней Азии. УзГУ, ХХ1У, Труды кафедрыфилософии, Т.Ш, 1959.

29. Буров А. И. Марксистско-ленинская эстетика как теоретическая основа эстетического воспитания. Автореф.дисс. д-ра фи-лос.наук. - М., 1970. - 32 с. - В надзаг.: Моск.гос.пед.ин-т им. В. И.Ленина.

30. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. Очерки: М.: Сов.художник, 1963. - III с.

31. Ванслов В.В. Искусство и всестороннее развитие личности.

32. Искусство, № 3, 1962. -с.2-6.

33. Верб М.А. Эстетическое воспитание в школе. В кн.: Педагогика школы. Под редакцией Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1977.- с.150-163.

34. Верб М.А. Эстетическое воспитание старшеклассников: Методическое пособие под ред.Г.И.Щукиной. Ленинград, 1970. - 152 с.

35. Верхацкий М. Основные этапы развития узбекской советской драматургии. Звезда Востока, 1947, № II, с.146-152.

36. Взаимодействие культур и эстетическое развитие личности. -Ташкент: Фан, 1980. 168 с.

37. Возрастная и педагогическая психология. /Давидов В.В. и др., 2-е изд., М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

38. Возрастная педагогическая психология: Учебник для пед.ин-тов. /В.В.Давыдов, Т.В.Драгунов, Л.Б.Ительсон и др./, под ред. А.В.Петровского. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

39. Волкова Е.В. Эстетический анализ художественных произведений.- М.: Знание, 1974. 48 с.

40. Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине. Т.20. М.: Политиздат, 1957. - 740 с.

41. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол.очерк, 2-е изд. М.; Просвещение, 1967. - 93 е., илп

42. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Пробл. психол.развития ребенка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. - 519 с.

43. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. -250 с.

44. Выготский Л.С. Психология искусства, 2-е изд., испр. и доп. -М.: Искусство, 1968. 576 с. (Из истории сов.эстетики и теории искусства).

45. Гаибов Н. Проблемы развития советских национальных искусств.1. Ташкент: 1973. 164 с.

46. Гаибов Н. Расцвет культуры Советского Узбекистана. Ташкент: Узбекистан, 1981. - 58 с.

47. Гаибов Н. Социализм и национальные искусства: Некоторые особенности и закономерности развития искусств в Узбекистане. -Ташкент: Узбекистан, 1974. 258 с.

48. Ганиев М. Некоторые особенности театрального искусства и его роль в развитии эстетических потребностей трудящихся. В кн.: Становление и развитие духовной культуры развитого социализма. Сб.научн.тр. - Ташкент, 1981. - с.128-137.

49. Гончаров Н.К. В.И.Ленин и педагогика. М.: Знание, 1970. -30 с.

50. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. - 160 с.

51. Горюхина Э.Н. Живопись, музыка, театральное искусство на уроках литературы и внеклассных занятиях как одно из средств повышения уровня эстетического воспитания в старших классах сельской школы. Автореф. дисс. канд.пед.наук. - Новосибирск, 1963. - 23 с.

52. Дмитриева Н.А. Вопросы эстетического воспитания. М.: Искусство, 1956, - 208 с.

53. Дмитриева Н.А. 0 прекрасном. М.: Искусство, I960. - 95 с.

54. Добрынин Н.Ф., Бардин A.M., Лаврова Н.В. Возрастная психология. М.: Просвещение, 1965. - 295 с.

55. Дремов А.Н. Художественный образ, 2-е изд., доп. М.: Сов. писатель, 1961. - 406 с.

56. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

57. Зись А.Я. Конфронтации в эстетике. Очерки о природе искусства.- М.: Искусство, 1980. 239 с.

58. Из истории искусства великого города (к 2500 -летию Самарканда). Под ред.член-корреспондента АН УзССР Г.А.Пугаченковой. -Т.: Изд-во Гафура Гуляма, 1972. с.317-331.

59. Измайлов А.Э. Ленин и проблемы воспитания и образования. -Фрунзе: Мектеб, 1971. 303 с.

60. Иностранцев К. К истории домусульманской культуры Средней Азии, Пг., 1917. с.4.

61. Искусство в эстетическом воспитании детей различных возрастных групп. Сб.статей под ред.Н.А.Кушаева, В.П.Сомова. -М.: НИИ 0П АПН СССР, 1978. - 96 с.

62. Искусство и школа: Книга для учителя. Сост.А.К.Василевский. -М.: Просвещение, 1981. 288 с.

63. Исследование художественных интересов школьников. /Под ред. Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1974. - 160 с.

64. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. 2-е изд., расшир. и перераб. изд-во Ленинградского ун-та, 1971.- с.607-636.

65. Кайдалова 0. Традиции и современность. Театральное искусство Средней Азии и Казахстана. М.: Искусство, 1977. - 294 с.

66. Кадыров М. Узбекский традиционный театр кукол. Ташкент: Изд-во Гафура Гуляма, 1979. - 147 с.

67. Кадыров М. Узбекская устная народная драма. Ташкент, 1963, с.37 (на узб.яз.).

68. Калинин М.И. О воспитании и обучении. Избранные статьи и речи.- М.: Учпедгиз, 1957. 344 с.

69. Каргин А.С. Нравственно-эстетическое формирование личности. г М.: Знание, 1981. 63 с.

70. Каримов Э. Развитие реализма в узбекской литературе. Ташкент: Фан, 1975. - 190 с.

71. Квятковский Е.В. Литературное произведение в нраветвенно-эс-тетическом воспитании учащихся. Сов.педагогика, 1982, № I, с.41-44.

72. Квятковский Е.В. 0 путях повышения нравственно-эстетического влияния искусства слова на учащихся средней школы. Сов.педагогика, 198I, № 2, с.16-22.

73. Кияшенко Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР. М.: Знание, 1971. - 160 с.

74. Ковалев С.М. Марксизм-ленинизм и формирование нового человека. М.: Педагогика, 1973, - 135 с.

75. Ковалев А.П. Психология личности. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1970. - 391 с.

76. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955. - 651 е., илл.

77. Крупская Н.К. Педагогические произведения. Т.З. М.: АПН РСФСР, 1957-1962. - с.215.

78. Крутецкий В.А., Лукин Н.С. Психология подростка. М.: Просвещение, 1965, - 316 с.

79. Крутецкий В.А. Психология. М.: Просвещение, 1980. - 352 с.

80. Кушаев H.A. Система учебно-воспитательной работы по литературе и развитие художественного восприятия школьников. В кн.: Совершенствование литературного развития школьников.1.Л., 1979, с.30-71.

81. Лармин А.В. Эстетическое воспитание в период развитого социализма. М.: Знание, 1975. - 64 с.

82. Лейбсон В.И. Место искусства слова в коммунистическом воспитании школьников. В кн.: Роль искусства в коммунистическом воспитании школьников. - М., 1979, с.162-171.

83. Лейбсон В.И. Развитие художественно-творческих способностей школьников на уроках и в процессе внеклассной работы по литературе. В кн.: Совершенствование литературного развития школьников. - М.: 1979, с.91-136.

84. Лейзеров Н.Л. Образность искусства. Гносеологические особенности худож.образности и соц.реализма в искусстве. Автореф. дис. д-ра филос.наук. - М., 1974. - 32 с. - В надзаг.:1. АН СССР. Ин-т философии.

85. Лейзеров Н.Л. 0 природе образности в искусстве. В кн.: Эстетика и жизнь. - М., 1973, вып.2, с.45-69.

86. Лейзеров Н.Л,. Эстетическое воспитание и нравственное формирование личности. М.: Знание, 1973. - 47 с.

87. Литвиненко Л.Л. Воспитание художественных вкусов учащихся в процессе ознакомления с различными видами искусства. Автореф.дисс. .канд.пед.наук. - М., 1977. - 13 с. - В надзаг.: Мо с к.г о с.пед.ин-т ил.В.И.Ленина.

88. Литература и искусство в эстетическом воспитании школьников. В кн.: Эстетическое воспитание школьной молодежи. - М.: Педагогика, 1981. - 272 с.

89. Литература, искусство и формирование личности в социалистическом обществе. М.: Мысль, 1974. - 365 с.

90. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. Учеб.пособие по спецкурсу для студ.пед.ин-тов. М.: Просвещение, 1982. - 191с.

91. Лихачев Б.Т. Воспитание у школьников эстетического отношения к действительности. Автореф.дисс. .д-ра пед.наук. - М., 1969. - 46 с. - В надзаг.: Моск.гос.пед.ин-т им.В.И.Ленина.

92. Лихачев Б.Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. - 168 с.

93. Лихачев Б.Т., Квятковский Е.В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы: Научно-теоретическая концепция исследования НИИ художественного воспитания АПН СССР. Советская педагогика, № 7,с.27-37.

94. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания. Опыт мето-дол.исслед. М.: Педагогика, 1972. - 496 с.

95. Лихачев Б.Т. Теоретические и практические основы системы эстетического воспитания школьников в условиях развитого социалистического общества. Советская педагогика, 1978, № 4,с.73-79.

96. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. -159 с.

97. Луначарский A.B. 0 воспитании и образовании. Избр.соч. /под ред.А.М.Арсеньева. - М.: Педагогика, 1976. - 634 с.

98. Луначарский A.B. Статьи о театре и драматургии. М.-Л.: Искусство, 1958. - 256 с.

99. Любинский И.Л. Театр и дети. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. -168 с.

100. Любинский И.Л. Театр и школа. В кн.: Искусство и школа.

101. M.: Просвещение, 1981. с.272-284.

102. Любинский И.Л. Театры юного зрителя как средство эстетического воспитания и образования школьников. Автореф.дисс. .д-ра пед.наук. - M., I9Ô6. - 31 с.

103. Масловский С.Д. В кишлаке скоморохов. Закаспийское обозрение, 1900, № 229.

104. Материалы по истории узбекского театра. Фонд 218 института искусствознания им.Хамзы. - Ташкент, 1956, т.1. - 261 с.

105. Махмудов Т. В.И.Ленин и некоторые вопросы эстетики. Ташкент, 1975 (на узб.яз.).- 127 с.

106. Мейлах B.C. Художественное восприятие как научная проблема.- В кн.: Художественное восприятие. Сборник. M., 1971, вып. I, с.10-29.

107. Моносзон Э.И. Проблема теории и методики коммунистического воспитания школьников. М.: Педагогика, 1978. - 199 с.

108. Муратова М.А. Народные традиции и их функции в процессе нравственного формирования личности старшеклассников (матер, школ УзССР): Автореф.дисс., на соиск. учен.степени канд. педагог.наук. M., 1976. - 23 с.

109. НО. Мухаммаджанов А. Школа и педагогическая мысль узбекского народа XIX и начала XX в. Ташкент: Фан, 1978. - 104 с.

110. Наджимов Г. Отношение марксизма-ленинизма к народным традициям. Ташкент: Узбекистан, 1965. - с.52.

111. Неверов В.В. Педагогические принципы в преподавании искусства в школе. В кн.: Искусство и школа. - М.: Просвещение, 1981. - с.33-50.

112. Неверов В.В. Союз труда и красоты: 0 трудовом, нравственном и эстетическом воспитании в сельской школе. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1979. 152 с.

113. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1972. - 155 е., илл.

114. Никифорова С.Д. Театральное творчество младших подростков как средство нравственного воспитания (на материалах бурятской сельской школы): Автореф.дисс., на соиск.учен.степени канд.педагог.наук. M., 1974. - 24 с.

115. Основы эстетики и искусствознания. Факультативный курс. Пособие для учителя. /Под ред. И.Л. Лгобинского, В.К. Скатер-шикова 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 302 с.

116. Поиски новых форм эстетического воспитания школьников. Сб. статей под редакцией В.В.Неверова. М.: АПН РСФСР, 1963. -52 с.

117. Примерное содержание воспитания школьников: Рекомендации по организации системы воспитательной работы общеобразовательной школы. /Под ред.И.С.Марьенко. 2-е изд., испр.и доп. -М.: Просвещение, 1976. - 143 с.

118. Пугаченкова Г.А. и Ремпель Л.И. История искусств Узбекистана. M., 1965, с.15-17.

119. Пугаченкова Г.А. Халчаянский масхарабоз. Искусство, 1966, № 5.

120. Развитие художественных интересов сельских школьников. /Под ред. Е.В.Квятковского, Ю.У.Фохта-Бабушкина. М.: Педагогика, 1979. - 128 с.

121. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. М.: Мысль, 1969. - 188 с.

122. Рахимов С. Педагогические идеи Абу Али Ибн Сино. Автореферат. Ташкент, 1964. 29 с.

123. Рахманов М.Р. Пути развития узбекского театра с древнихвремен до 1917 г. Автореф.дисс. .д-ра искусствоведения.- M., 1968. 191 с.

124. Рахманов М.ЕУзбекский театр с древнейших времен до 1917 г. /Под ред.и с предислов.Г.Гояна. Т.: Изд.лит.и искусства, 1981. - 312 с.

125. Рубина Ю.И. Драматический кружок в школе (У-УП классы). -IL: Акад.пед.наук РСФСР, 1956. 151 с.

126. Рубина Ю.И. Искусство в школе. Сб.статей. /Под ред. Ю.И. Рубиной. М.: Просвещение, 1964. - 251 с.

127. Рубина Ю.И. и др. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью. М.: Просвещение, 1974.- 175 с.

128. Г^бина Ю.И. Театр и подросток. М.: Просвещение, 1970. -208 с.

129. Рубин Б.М. О психологии импровизации. В кн.: Психология процессов художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. -с.45-56.

130. Система эстетического воспитания школьников. /Лихачев Б.Т., Квятковский Е.В., Буров А.И. и др. Под ред. С.А.Герасимова.- М.: Педагогика, 1983. 264 е., илл.

131. Скатерщиков В.К. ХХУ съезд КПСС и проблемы эстетики. М.: Знание, 1977. - 62 с.

132. Скаткин М.Н., Шацкий С.Т. О всестороннем развитии детей. -М.: Знание, 1977. 63 с.

133. СултановаФ. Роль народных традиций в формировании и развитии коммунистической морали (на материале УзССР). Автореф. дисс. .канд.филос.наук. - Ташкент, 1972. - 24 с.

134. Султанов Ю. Хамза. Ташкент: Фан, 1973. - 117 с.

135. Сурина Л.Г. Педагогический анализ восприятия подросткомнравственных идей спектакля. Автореф.дисс. .канд.педагог.наук. - Л., 1977. - 21 с.

136. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. -с.152-153.

137. Театральное и хореографическое искусство Узбекистана. Ташкент: Фан, 1966. - 155 с.

138. Теория и методика коммунистического воспитания в школе. /Под ред.Г.И.Щукиной. М.: Педагогика, 1974. - с.13-15.

139. Теория эстетического воспитания. /Ан СССР, Ин-т философии. Отв.ред.Н.И.Кияшенко, Н.Л.Лейзеров. М.: Искусство, 1979. - 255 с.

140. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: АПН РСФСР, вып.2, 1974. - 137 с.

141. Толстов С.П. Древняя культура Узбекистана. Ташкент, 1943, с. 25.

142. Троицкая А. Из истории народного театра и цирка в Узбекистане. Советская этнография. 1948, № 3.

143. Узбекский советский театр. /Под ред.A.M.Рыбник. Ташкент: Наука, 1965. Кн.1.

144. Уварова Г. Узбекский драматический театр. М.: Искусство, 1959. - 230 с.

145. Формирование коммунистического мировоззрения школьников. /Под ред.действительного члена АПН СССР профессора Э.И.Монос-зона. М.: Педагогика, 1977. - 171 с.

146. Художественное восприятие. Сборник. /Под ред.Б.С.Мейлаха. -Л.: Наука, Ленингрд.отд-ние, 1971. 386 с.

147. Хрипкова А.Г. Семья, школа, общественность. М.: Знание, 1976. - 50 с.

148. Художественные интересы современного школьника: Основныерезультаты социологического исследования, проведенного в школах крупных городов. М.: Педагогика, 1974. - 174 с.

149. Хусанходжаев И. Алишер Навои о воспитании и обучении. Автореферат, Ташкент, 1962. 20 с.

150. Шах-Азизова. Процесс создания драматического спектакля. (0 проблемах и задачах изучения). В кн.: Психология процесса художественного творчества. - Л.: Наука, 1980. - с.ЮЗ-112.

151. Шпет Л. Советский театр для детей. М.: Искусство, 1971. -431 с.

152. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода. /Под ред.Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1980. - 136 с.

153. Эстетическое воспитание школьников. /Под ред.А.И.Бурова, Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1974. - 203 с.

154. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: Книга для учителя. /Сост.Г.С.Лабковская. М. : Просвещение, 1983. - 304 с.

155. Яковлев Я. К.С.Станиславский и узбекский театр. Звезда Востока, 1963, № I, с.141-150.

156. Якобсон П.М. Почему надо воспитывать чувства детей? М.: Просвещение, 1964. - 75 с. (Кн.для родителей /АПН РСФСР).

157. Якобсон П.М. Психологические предпосылки эстетического воспитания школьников. Сов.педагогика, 1966, № 4, с.93-102.

158. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 86 с.

159. Программа факультативного курса. Основы театральной культуры (для 7-10 классов средней общеобразовательной школы). -М-во просвещения СССР. М., 1976. - 84 с.

160. Программа для средней школы. Основы эстетики УП-Х классы. Факультативный курс. Ташкент: Укитувчи, 1975. - 36 с.

161. Программа факультативного курса. Основы эстетики и искусствознания (9-10 кл.) для общеобразовательных школ УзССР. -Ташкент: Укитувчи, 1978. 92 с.