Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Нравственно-этическое воспитание старшеклассников в период второй Мировой войны средствами театрального искусства

Автореферат по педагогике на тему «Нравственно-этическое воспитание старшеклассников в период второй Мировой войны средствами театрального искусства», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Минаваров, Шомахмуд
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ташкент
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Нравственно-этическое воспитание старшеклассников в период второй Мировой войны средствами театрального искусства"

РГ Ъ им

1 6 ПИП 1РГ-П

Министерство народного образования Республики Узбекистан Ташкентский ордена Дружбы Народов государственный педагогический институт им. Низами

На правах рукописи УДК 371-036

Минаваров Шомахмуд

НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

13 00 01 — Теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Ташкент 1994

Работа выполнена на кафедре общей педагогики Ташкентского ордена Дружбы народов государственного педагогического института им. Низами.

Научные руководители — профессор, кандидат педагогических наук ХАШИМОВ К. X. ■— доцент, кандидат педагогических

наук НУРМАТОВ С. Н. 1

Официальные оппоненты — доктор педагогических наук,

профессор М. ОЧИЛОВ — кандидат педагогических наук, доцент И. ТУРСУНОВ

Ведущая организация — Ташкентский государственный

Университет мировых языков.

Защита состоится « » 199 года в

часов на заседании специализированного совета Д 113.18.22 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук при Ташкентском ордена Дружбы народов государственном педагогическом институте имени Низами (700100, г. Ташкент, ул. Глинки, 3).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ташкентского ордена Дружбы народов государственного педагогического института имени Низами.

Автореферат разослан « »__199 года.

Ученый секретарь специализированного Совета доктор филологических наук, профессор:

ТУХЛ И ЕВ Б. Т.

сшя харжйрися;ИК\ РАБОТЫ

Актуальность проблей. В настоящей время в условиях .несга-. Зильности общественна! отношений» вызванных глубокими деиокрага-ческими преобразовандями в отраве, возникает особый вдтерзо к анализу форм и методов образовании, к воспитания на различных этапах развития Республики Узбекистан. . .........

. .Реализовано неотъемлемое право узбекского-народа-'' право на. свободное самоопределение,, 31 августа 1991 года провозглашена независимость Республики Узбекистан, Мирным, парламентским . путем..' Узбекистан обрел сбою реальную государственность. Это выдающееся событие в многовековой истории напего народа.

"Высокие национальные достоинства, честь -Е- слава, узбекского -народа основана на его великой доброте е чес1поотй...-Без воспитания. любви и увагеиия к своему народу, его..традиция!,-языку и культура аевозкскно воспитать-настоящего человека, патриота сзо-ей Родина» воспринимаэдего свой народ равноправным среди всемирного сообщества наций... Народ Узбекистана уверенно смотрят в

будущее"1. - ,' . . -............... - ,

. . Занимаясь, проблемами нравственно-эстетического,воспитания,. " нельзя обойтись.без исследования специфических возможностей ис-. вусства в этой области, как одной из форм общественного сознания, составной части духовной культура человечества.

Роль искусства в нравственное воспитании личности уникальна, а э$фзк2ИВность его воздействия не вызывает сскяевий. Особенно четко ото прослеживается в' годы Второй даровой войны, когда искусство в сил: оботоятзльотв оказалось почти едиясгввшшм средством, с псаощьв.которого осуществлялось' яравственио-зстзтичйскоз воспитание школьников. .. ..... . .....

Поздравляя народ. Узбекистана с 49-ой годовщиной победи во Бгорой мпрозой. войне,. Президеят..Ре<шубллкя Узбекистан-И. АДари*. нов» в частности, оказал: "Выполняя святой - долг защиты человечества от коричневой чутш фашизма, наши ощы и деда .сражались- не только на фронтах, но и самоотворЕенно трудились в иглу, приближая День Победа"2,. .....-......... -........

Года Второй мировой войны против фашистской Гзр^аялп зази-узю? особоз кесто в истории всзх народов бзвшзго СССР, Вс2яа

Нарядов И» А. Узбекистан - свой путь обновления и прогресса. -

Ташкент: Узбекистан, 1992. - С.70-71.

Газета "Народное слово" о? 7 мая 1994 г. й 90 (847).

явилась суровым испытанием ж®* всех людей, до особенно тяаело она отразилась аз декзи В суровых военных буднях одной из немногих радостей для обездолзнннх детей оставался театр, роль которого в ахи годы неизмеримо возросла, '

Яивое творческое общзниэ иезду узбекскими, русской и украинскими театрами, участие выдающаяся русских и украинских- реннсоероз в постановках спектаклей на узбекской сцене являются особенностью узбекской театральной культуры военного рэриода» В города Узбекистана были эвакуированы и работала театр имени Ленинского комсомола, Театр революции, Государственный еврейский театр, Академический украинский театр им.Франко, украинские театра Харькова, Днепропетровска и ряд других.

Воздействие названных, театров на зрителей Узбекистана выразилось преаде всего в том, что эти театра знакомила публику с интересными спектаклями современной и классической русской ж украинской драматургии. Среди этих спектаклей моано назвать такие, как "В степях Украины" А.КорнеЗчукаг "Нашествие" Д.Леонова; ^Русские люди" К.Сшлоноза и др, Зрители и работника местных театров Ташкента, Самарканда, Ферганы, Намангана-, Коканда познакомились с искусством известных .реаассеров и актеров ¡йЕерсеаева, С9Еиршв9 А.Бучш, С.Михоэлса, Н.Уазий и др»

Крупнейшие мастера сцены оказала болвшуэ практическую помощь театрам Узбекистана. Они участвовали в постановке спектаклей, вела многочисленные беседа, читали лекция По вопросам искусства, проводили занятия по мастерству актера» Так, И.Н,Берсейез совместно с А-Турдневым осуществили в театре.им. Хамзы постановку пьесы И» Султанова "Полег орла" (1242 г*). Т.Турдаев я другие участника спектакля с благодарностью вспоминали о том, что работа с И.Бор-сеневым значительно способствовала глубокому усвоению ими системы Станиславского» В частности, И.Есрсеяез привнес з театр им. Хгмзп свойственные ему принципы рекяссурш "Дет меня в театре актер « это главное и основное.». Региосер - это тот человек, который должен лвйянь актера", ( /

В сво-о очередь при отсутствии других коллективных средств эстетического воспитания; (музеи были закрыты, выставка не цсовс-;зг~тсь, репродукции яз печатались) педагоги старались как моеяо использовать зозмозяостп театра з целях нравстаекао-эсгзтд-чесг.ого воспитания учащихся.

Однако о воспитательной роли театра периода Второй мировой юйны 1941-1945 гг. судить сегодня трудно, поскольку проблема ютетического воспитания средствами театра до настоящего временя ю яаялл своего полного освещения в педагогической науке.

Слздув? отметить, что основные аспекты нравственного я эстетического воспитания рассиа трлвались уае в. первые послзрзводюци-шпе года и отражены в работах и отдельных высказываниях З.Фур-сата, А.лвлояи» А»§атрага, Х.Х.Нлязи и др., зяакомкх с педагогя-!зскпш воззревши европейских ученых и пытавзшхся соединить эта -зоззреняя с прогрессивным идеями об обучения и воспитания великих юэтов и кысллтелой Востока, таких как Юсуф Хос Хоаиб, Саъди Шеро-23, АДами, АоНавси, Беруни, Аль-Хорезми а др.

В последние годы педагогическая наука обогатилась рядом фундаментальных исследований, посвященных проблемам эстетического зоспитания (Н.А.й«!Итркева, Б.Т..Яихачев, Й.Л.Лгабкнский; в Узбекистане С.Х.ЙаЯзулнна, Р.Хасааов, С.Иермухамедов и др.). Проблема ¡равсгвэаао-эстетачзского воспитаний освещалась и философами. [М.Ах-^аяров, А.Я.Зясь, А.С.Каган, А.Р.Ь5ансуров, Р.К.Мирзаев), Воз-ловяоета эстетического воспитания средствами детского театра рассматриваются з диссертационной исследования М.Ахмедовой. Оригинальней подход к раскрытию конкретных запросов нравственного и зстети-теского воспитания прослеживается в исследованиях А.С.Аничкина, З.С.БогдааовоЗ, Т.В^Гаврилачевол, В.К.Рвачевой. Пути, и формы учебно-гворчзской работы школьных театров рассматриваются М.Еабахановнм.

В современной педагогике широко разрабатываются различнне £ормн и методы приобщения школьников к искусству театра. Вопросам эстетическиго воспитания средствами театра уделяли внимание ис-зледователи театрального искусства 3.Изменоб, педагога Я.Л.Яюбин-зкий, Ю.И.Рубина; в Узбекистане - М.Х.Кадырсш, М,Рахманов, Т.Т. Гурсунов. Отдельные аспекты эстетического воспитания учащихся сред-гтвами искусства рассматривали М.Ахиедова, С.К.Аянамуратова, X. Зурмагов и др. йлеется ряд диссертационных работ, в которых исследуются различные аспекты .эстетического образования и. воспитания, школьников средствами театра (С.К.Аянамуратова, ИЛ.Гэвлнч, И.Я.Любгшскнй, Д.Я,Михайлова и др.). Зопросц нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами .театра.привлекли внимание, и ученых-педагогов Узбекистана (К.гДа'ьмяроз, -Е.А.СулзЙманова, И.Й. Турсуясв,Ъ\Хошимоз, М.Очилов). Однако проблемы нравстзенно-эсге-

- е -

тического воспитания учащихся - средствами театра, особенно-яг-от-де^ых этапах национальной истории,-например,-во время Второй мировой войны, остаются все ае недостаточно, изученными, что и шред9лило-выбор;тема-аастошце1!0-йсследоваяЕЯ.--

Объект исследованияпроцесс развития, теории и практики нравственно-эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школа Узбекистана; средствами театрального искусства. .

Предмет исследования - содержание, формы и методы нраветвенно-зстетического воспитания школьников Узбекистана средствами театрального искусствам -период Второй мировой войны.

- Паль исследования .->. изучение. - обобщение и критическое осмысление опнта общеобразовательной школы Узбекистана по осуществлению нравственно-эстетического воспитания старшеклассников в годы Второй мировой войны средствами театрального искусства. -

. ,__Для достикания дали исследования были поставлены такие зада -

■ чи: '.. •........ .. :........-.......-.......

1. Охарактеризовать социально-экономические и политические

- - условия осуществления нравственно-эстетического-воспитания уча-

щихся общеобразовательных школ Узбекистана в. период Второй мировой войны. 1941-1945-гг. . : .

2. Проанализировать.научнсьтеоретические-основа процесса . нравственно-эстетического воспитания.школьников Узбекистана средствами. театрэ.-.в рассматриваемый период. ........... •-.

3. Выявить-особенности содержания, форм и методов осуществления нравственно-эстетического воспитания школьников в 1941 -

1945 гг. . .............. ...

4. На основе полученных в процессе исследования обобщенных данных сделать соответствующие вывода и.разработать практические рекомендации,-¡которые могно использовать в современных-условиях.:

Работая гстогезз исследования' закдочаэтея в предположении, что поэтапное изучение и критическое осмысление.истории становления и развития системы нравственно-эстетического воспитания учащихся общеобразовательных икол, в частности, в период Второй, мировой войны средствами театрального искусства, даст возможность ввести в научный обиход и повседневную икольнуа практику как дея-

- иый опыт прошлого, накопленный в экстремальных условиях военного времени, так и предусмотреть и тем самым избегать ошибок и упущений, находить правильные. рзшзнля, определять целесообразные пути и формы дальнейшего совершенствования нравотвешо-оотетяческого

всоштаязя згищяхся.

Нетодотогяческуй осноз? асслэдоваяия составляют тзоряя познания, жзаягкг^гскш^полозшпя о всеобщей взапмосЕЯзг к азалмозазл-сякоста явлзпяй, о единстве обучения и воспитания. В разработка поставлеаяой ппоблзгм мы опирались на труда учеяш: Востока, где * затрагивались яроблвш воспитания и образования, я созрешших педагогов а психологов стран «одругесгла.

Таошгаческая база п исудчяякя. В процесса шзслздовааяя изучена взгляда я полозания вздаэдкся иколвяыйй а педагогов Орздчзй Азии, иасаящиеся сЗучзпия и воспетая»! подрастающего поколения; 1аорзгачзйкоз насладив а осаовашша на нем рабою видных обществея-шк деятелей о заксаомерассткх развития государства, культура и просввоаягя; законя Республики Узбекксгаз по вопроса;л яародяого образовался а культур:-:. Зсхоташ: получены в осаоаикх архпв?х Решубжет Узбекистан: ИГА УзССР, Архив Наркемпроса УзСОР, архив Еаучно-пеелздовагэ^ьеяого яястатуга педагогических наук УзССР га. Кчра-Нпязова.

Осясвягглггг гсс^адоьаягя язглясв: исгорико-педагогн-

ческй спатжз лл?ера':урнкх, ас-лгвшл: з друга: докугйятальннх иате-рлолоз: огбср з сист»:пг^ащм да/сиис о яразствгяяо-эотетпческсм восязгаяггг з яагагоггелсг.оГ; паулз п практик- 'Л'.од (бес-йди, опрос, 'j.iyjt^s док?"а::?апп::, алгггзрагаяле). is хсз зссладогс-

mtr: азаязз^сззллсь ру::сасдгсп:о- л я8с?руп?:шяс-:.!з?0лгогсп1е :ia?e-ргтап: lrap:tc:cipvcs УзССР по размятая усагргльяого сстг-а » г'зст-вас cptc''«арок»ого обргзезая:л алел::, програял!, ~/че6-

оггсззнгге 2 nr.c.-ar 7sC?P " коаэ^дуетзгЛ парюд).

.-J---"тс.а.гт- "осг сбсспсссйогся

№1; театральном ¡имдгссгва в.года Второй мировой войны;

- выявляются и анализируются специфические 'особенности теат-ральнЪго искусства", позволившие эффективно использовать их .в рассматриваемый период "б. целях успешного осуществления задач нравет-венно-эстетнческого воспитания учащихся; •

.: : -:выяелзны■возможности эффективного использования свободного от учебы времени школьников с максимальной пользой для школа, семьи и всего общества; - ■■•.'■.--..'..• • '

'.''"■'г ейормулкровааы научно обоснованные методические рекоменда^ ' цяя .по дальнейшему совершенствованию процесса нравственно-эстетя-' ческого воспитания.учащихся средствами театрального искусства.

::'• Птаактдчеекая 'значимость исследованяя состоит в том, что знание, и'пршшщналъийя оценка:педагогических идей и опыта нравствен' ио-эсте-шческого воспитания школьников в годы. Второй мировой вой ¡IX..совремзнное'осмысление .'помогут' в поиске верных решений в преод ле:шс 'юлзйщлх'ся: ошибок .инедостатков в. современаоЛ педагогической ; :гзорш1-и практике;':В/работе ,'выявлёны и вводятся в научный обиход выз материалы'и гакты: из-истории нравственно-эстетического воспит .в Узбекистане,-которые могут быть широко использованы при чте нии курсов■ "Педагогика""История педагогики", .в повседневной раб те учителей общеобразовательных-школ. Разработанные в иссладовани методические рекомендации активно внедряются в учебно-воспитатель ный процесс в общеобразовательных школах, высших и средних педагс ■ гичоешк ц.'-иных'учебных заведениях Республики Узбекистан. ■ Ня заел ту выносятся слзшло'дае положения: I. Нзучзняе процесса нравственно-эстетического воспитания учащихся средствами театра з школах Узбекистана в годы Второй лрозоЛ войны дает возможность оценить подлинные масштабы коренных преобразований в системе народного образования, что явится опрздзлзннам вкладом в изучение истории народного образования а . культурного: строительства б республике. \ '

■2. Ретроспективаоз исследоганяз теории и практикй нрзветвзя-н.о-эсззтлчзского зомитаняа-в Узбекистане средствами театра позв' лило-объективно установить: ;<- '•

- диалектическую взаимосвязь и взаимозгЦ^Ьпмость раззнтяя

¡г австззЕно-эстэт::ческого воспитания подрастающего поколения и о< с, то-уровня культуры народа, степень развития аацаой^Еьного иску« стьа: г>

- прямое -продуктивное влияние на нравственно-эстетическое воспитание узбекского искусства, а также искусства, других народов бывшего СССР.

3. Историческое исследование путей, осуществления нравственно-эстетического Боепитания средствам театрального искусства дало возможность сделать конкретные научно обоснованные выведи, позволяющие определить эффективные пути-дальнейшего совершенствования ' современно!! науки и практики нравственно-эстетического воспитания.

Заводи и рекомендации сделаны на осноеэ обстоятельного изучения архивных материалов, литературных источников, з том числе переодической печати и радио, характеризующих состояние в изучаемый период учебно-воспитательной работы в школах, определяемое в нашем случае главным образом под воздействием театрального искусства; на основе сравнительного анализа с позиций современных требовании педагогической науки учебных планов, программ, учебников, действовавшее в 1941-1945 гг.

-Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в форме докладов на республиканской научно-практической конференции по эстетическому воспитанию в г.Гулнстане (1934 г.); на Всесоюзной научно-практической конференции по формированию эстетической культура учащихся в г.Москве (I93S г.); в сорме выступлений по Тапкзнт-скому радио и телевидению; на всгрэчах-беседах с педагогами-ветеранами войны в школах а'Гг НО, III, 131, 200 г.Ташкента, а так?.е на семинарах и совещаниях, проводившихся з областях-для работников наоодг ого образования. По основным положениях и выводам исследования автором сделаны доклады на совещаниях-семинарах учителей Буш, Пскзнта, Чирчпка, а такге работникам народного образования города Ташкента.

Диссертация г; автореферат обсуждались и получили одобрзвзз на совместно:; заседании езктороз теорпп и истории- педагогики в Узбекском ааучпо-псслздоватольском институте педагогически:: паук агс-чи Т.Н.Кзра-Г&кзова (протокол 3 от 15 гезраля 1991 г.), на гл<Тз.грз ос':;г": педагогики Тапкзятского ордена Друзбы народов государетзея-нсго педагогического института им. Низами (просскл £ 24 от 23 пкш I2S3 г.) ~ на ¡сг;;эдрз ■.Тллосо^.ш: Института.взсиеЗ педагогики при ?а;:17 (протокол Р от ЯГ января 199-1 г.).

Ст-у":?."^ -гсслзпоглния. Дчссзртагмя ссстсит из введения, двух глав, саг. ---кипя :: списки цсн^льзоззлдоД лгтерзеурп.

осао^ сщЕнаднив дакмшщиа" ,

Во "Введевди"обосн<шываехся актуальность, теоретическая и практическая значимость исоледуйяой проблема, охарактеризованы источники, раскрыты мегодологическая основа исследования, его новизна, излагаются' цель, задачи, возсиеная, внноспаыз ва защиту: обосновывается правомерность историко-педагогических исследований, подтверждается необходимость учета региональных л национальных факторов как неотъемлемой части процесса нравственно-эстетического воспитания учащхся» ■ .'..•'.

В netmol гдиве - "Реформа учебно-воспитательного процесса в года Второй шровой война - основа результативности нравственно- . э сгегического воспитания учащихся" - проела кена связь учебно-воо-шиательного .процесса и тех значительных изменений в экономической, социальной и культурной жизни республика, котоше произошли в эти •.сурезне годы. Уже к весне 1342 года в Узбекистане было размещено болзе . тысяч эваздирозааанг взрослых л детай. В I94I-I342 гг. •330 созедспзх жольнис .здаавй," построенных' перед вошой, были переданы лсд гошятали, .общеетгая для "рабочих перебазированных в республику .возиках предприятий. Ыногие городские школы з связи с этим Еинугдеан йали secis зааягия в "три смеан. Не хватало учебников, оборудования, мебели, топлива. Строительство яовнх школьных.зданий

Союзные-и республиканские органы всех уровней уделяли пристальной зяиюаниа самым обездоленным жертвам войны - детям. Уне 2 л:оля 1341 г.-CHIC.СССР издает постановление об освобождении от плати за обучение детей рядового л младыего начальствующего ссста-за Красяой Армии*, в-январе 1942 г. принимается специальное поста-новлепие об устройстве детей, оставшихся без родителей2, а в фев-ралэ 1943 г. приказом Наркомпроса PGffiCP принимаются серьезные меры по удучяанцю работы органов и учреадениЗ народного образования по оказания помощи семьям военнослухащих^. Соответствующие суровому зео.чкему демона чзрн принимались и на местах. Так, в тодй война Ларг.омпроз УзССР издал .целый ряд приказов;и разработал необходимые я-лоотжкте указания для школ, в том числе и по вопросам эстетического сосплтания к культуры: G марта 1944 г.. "Положение о педа-

х. Сборник руководящих и янструктяЕЗых "атериалов по всеобщему сбучена» четеИ. йаркомпрос РСФСР, 1944. - С.76.

2. Tav. 23. - С. 81.

3. Там se. - C.J.3.

- и -

гогических советах: в наяальаой, яепаяасй средней .и средней школе", ' "Полссеяде о родительских комитетах з начальной, неполной средней и средаей школе", 10 марта 1944 г. "Об упорядочении посещения кинотеатров и других развлечений.учащимися начальных, неполных средних и средних школ'7 I апреля 1944 г. "Об использовании пришколь- -них земельных участков", 3 апреля 1344 г. "Об укреплении дисцппли-нн'.в школе"* и др. -

. Необходимостью укрепления дисциплины. и .подготовки юношей к слукбе в армии объяснялось введение, раздельного .обучения, позволявшее учитывать особенности физического.и психологического развития мальчиков и дзБочек, дифференцированно готовить "их.к практической ; еизни. Введение раздельного обучения способствовало' возвращению в неяскне пколу ранее отсеявшихся учёшщ. Например, повысилась число девушек., посещавших-ташкентские школа йЗ 123,111, НО, 39, 15.

Эстетическое воспитание в школе в этот период в основном осуществлялось средствами театра. Большое значение для развития ззср-ческйс особенностей учагщхся, формирования их сстетесхих -вкусов--и взглядов имело участие школьников в крунсах худозествзяной- самодеятельности, развитию которой уделялось постоянное вникшие, в

том числе со сторона кзсгяак геагралваяг колгаггдвсв. .....

5о время волен особенно возросла роль радио, которое вело передачи на узбекском, русском и других язнгак шгродез страна. Сообщения Ссвгпйорм&зро сператпгло перекатись в переводе па узбеке-» кий язнгс, читалась дяезет.. с фрезга я худсшзсгггпЕаз произведения. Так, 28- де*абря 121-4 г. до, гаггзЕгсзск; ргго. читалась пьеса Дя. Дбддсва "."^дя"", 2о гззрагя 1945 г. состоялась передача "Театр 2а:.гзн у •акройсза"3,. 5 сентября 1945 г, яерзяаагзау постановка русского геаяра пугс.ч "Ярзсзгя сзпсч:са'у, а й 5 трга 11К5 г. начался радисмс-ассз ллсЬгпггякЗ АДГагсЛ

1. Зпяпзз Ш'Л ГяСОР 10 мапга 19-14 г. 3 5 // Сботз.тн пугегодяг-дх :;а-йтгкхсэ о ггхсз, - Таптент: Геслздаз УзС0?,"1944; - С.12-14; 19-25. - - • ■ . . ...

2. }'~г:. гвагге пурпалз па декабрь -1944 г. г. с'сзгасл: по 1245 г. /7 !;1-Д 7сС0?. О,?. 1513, си.У, ед.зр. 4, л.2. *

С. IV," ::з, сз.З, ед.хр. -1, л.92.

-1. к'* г.з, а.-и ед.хр. б, л,£-3. -

5. к:' пз, сл. л. 149.

, Во дво|щахлсшшёров, в учебннхзаведениях работали.'шогочис-. ленные крувки худоавогввнной самодаятельносги - музыкальные, хоровые, драштичасшна, ^й1врагурныо Е Др.г К05,орае, безусловно, сыграли пологигельаую роль в вравошеняо-эстетическад воспитании школьников.' Огкрызались дома.пишерссв й екольников, йилиалн ВДХВД, различные дфгв^^В^^.'.Я^г^^п открыта театры - в Ташкенте, Бухаре, V - Яг :репе|яуар. сосгавлялса с учетом

возраста учащихся к перед шкодой-в-это

1 *рудаов..даясгр^ в^ щ. Що^ ^ шернам театрам было

прадлоаено екеыасячно зроводать по даавэчерннх спектакля для учащихся 8-10 Елассов н дян работавдей ыолодеги.- Театры укомплектовывались педагогдческдма кядрами ддя ведения повседневной воспитательной работы средй .уча21ахся; лра театрах организовывались декурст-г ва учителей, Еоагсоыольското актива; систематически проводились обсуждения новых геатразгмшх посгановак, встреча с актерами и дралк-ту ргаш. При театрах открывались бифшотеки, оформлялись фотовитрины, на страницах газет, по радио популяризировался шыг. лучших кругков худокесюаеансй. самодеятельности.' В. театрах ре азу блики ставились проязведения русскаг я узбекских классиков, а такее драматические проихведениясовреыеаных писателен, в основном посвяцен-ные борьбе советских людей на франте л 'в тылу. - - > Центральный' Дом худсвесгвеявого воспитания детей дерзал связь " сошколаыии дездошми,. использовал радио, печать. По радио давала информации о консультациях я мероприятиях. Сотрудники посещали школы, детдома, знакоглшшсь с работой кругков худохествеяной самодеятельности, давала консультации в порядке обмена опытом н т.д. Согласно постановлении .СНК УаССР от 28.02.43 г. в г.Самарканде.была организована Изостудия с.контингентом детей в 30 человек. При ЦПХЩ крукок рисования вырос в изостудию с контингентом 45. человек. Бнли организованы 2 выставки первая в мае с числш работ - 500, вторая в декабре к'30-летию Узбекистана с числом работ - 360*.

Для обеспечения высокого, художественного уровня централизованно создавались п распространялись инсценировки, песни, музыкальные произведения; составлялась примерные программы вечеров, методические и практические материалы рассылались по школам и детдомам Ташкента, Самарканд, Бухары, Андиаана и т.д. Крупный событием в культурной казни республики стада постановка (1944 г.) Ташкентским двор-

I.Годовой бухгалтерский отчет Пентоэльного дома худоиествеаного воспитания детей за 1944 г. // ЦГА УзССР. - Ф.94, оп.5, ед.^р, ^ 4589, л.11 п др.

цом пионеров дамкой опера "Дйаннат'Члибретто которой бшю Ешдиса-, но белорусской писательницей. Э.Огнецвет, а музыка - композитором . Шварцем. В постановке этой сгаеры участвовали 100 детей.

Особую роль в эстетическом воспитании учащихся;играл интернационализм». ставший одяда из главных составляющих государственной политики. Свидетельством этого стало кассовое проявление ..узбекскими ■ семьями чувства гуманизма при усыновлении большого числа осиротевших'детей различных национальностей. "I.. . -." , '•■-- »-

Преодолевая многие трудности, учителя не только добивались рационального проведения занятий» но и стремились повышать зффейтив-ность преподавания,, обращая анимание на формирование .нравственных качеств. Нравственному воспитанию школьников.весьма способствовало участие в различных общественных мероприятиях!,-Работа-.в свободное* от учебы время на.предприятиях, в детдомах, госпиталях; помогала-в -воспитании гуманизма', чуткости и отзывчивости..На-конкретных, прлмег-. pax школьники' учидась понимать. и ценить, красоту.поступка, духовные качества, позволяющие, человеку, совершать подвиг». •-. - ■ ..

В этих исключительно слонных и трудных условиях театру отводилась одна из- ведущих- родей в нравственно-эстетическом'воспитанна в - первую очередь., старшеклассников и, как убедительно показало настоящее исследование, театр с;этой задачей успешно справился. Патриотические спектакли по пьесам узбекских, русских, украинских, - белорусских и др/гшс драматургов; которые смотрели почти все старшеклассники, оказали на учалзихся сильное воспитательное и нравсшенно-эс-тетическое воздействие, формируя у детей.хорошие, вкусы, высокие нравственно-эстетические качества. 1 • . -

. Несмотря на трудности1 асенного вреУ-ена, ■ действовали Ферганский, Бухарский, Ташкентский педагогические,институты, а танке учительские институты и педагогическиетехникум. К;1941/42 году педагогические учебные заведения выпустила 52S9 учителей." К 1943/44 учеб-. ному году состав учителей в- школах'.решублипх обновила! на 60 процентов, преимущественно за счет молодеки.'И все se, несмотря на предпринимаемые мэры, сельские школы продолжали испытывать недостаток в квали££пцирозанныт; учительских кадрах: если в "городе на.одпу среднш школу приходилось 10 и более учителей с высшим образованием, то на села - всего 3 учителя. 3 условиях.нехгаткл учптзлей начальных классов пришлось организовать подготовку педагогоз лля i—i классов через краткосрочные курсй.- За годы''войны, эти'курса подготовила

21000 учителзй.в основном ¿з. числа девушек-узбечек*. Для лодготов-• ки учителей .из представителей честных национальностей при педвузах были организованы специальные, отделения. Значительно выросла сеть высших педагогических-учебных заведений. Б Х941 году их било 15, а в 1944 г. - 262.

общеобразовательная школа в годы' Второй мировой войны выполнила свою задачу - воспитала горячо преданных отечеству, муке-ственных, стойких борцов д.сознательных работников-энтузиастов,

Сегодня,.в услЬвиях кризиса системы образования и поиска наиболее соответствующих запросам времени форм-обучения и подготовки к труду, анализ "работы икол в годы войны мокет натолкнуть современных исследователей на серьезные размышления-и выводы. ■

Во второй главе. - "Основные Форш и содержание нравственно- • эстетического воспитания учащихся в года Второй мировой войны" -анализируется работа'школ и других учебных заведений но нравственно-эстетическому' воспитанию учащихся. ■ . '_

Война поставила перед школой новые воспитательные задачи., которые и были решены■в короткие сроки. Патриотическое воспитание, которому и раньше уделялось много внимания, выдвинулось на первый план, одновременно решались и-задачи нравственно-эстетического воспитания. Значительную работу осуществлял Центральный дом художественного воспитания детей* По инициативе Всесоюзного комитета' по делам искусства лучшие работы шых худоаникш демонстрировались в ¡.'оскве, а затем были направлены на. выставку детского рисунка в США?.

Нравственно-эстетическое воспитание естественно предполагало усиленное внимание серьезному знакомству с самыми текстами драматических произведений,'представляющих шределенные вехи в истории ху--дарственной культуры,, выразающих ведущие тенденции в развитии реалистического искусства. В этом ряду следует в первую очередь назвать "Борис Годунов" А.С.Пувкпш, "Ревизор" Н.В.Гоголя, "Грета" к. Н.Островского, "Оталло" В.Шекспира, пьесы У.Горького, "Цуканна"

х. подготовка учительских кадров в Узбекистане в годы Великой Оте-чесЕ еняо^во^на // Обцзстванные-науки з Узбекистане. - 1354. -

2. Рг-ззптлз наоодяого кпетан з года Велико: :ан, 4.56Б, - С.1Б7,

3. Отчет ЛаркогаоссаТзГОР о работе за период Великой Отечественно.: 30-1НЫ // ЦГА УзССР, г.94, от.5, ед.хр.4397, л.ЮО,

Х.Ажвджаяа,. "ДЕалаледдия"'М.Шейхзаде, "Мать^Уагуна, "Полет Орли" И.Султаноба, "Нуркон", "Отобхоп", "Смерть оккупантам" К.Яшеяа. .

Нравственно-эстетическое воспитание вклняало в себя1 и .усиленное. внимание к спорту как средству дЕизической-закалки й додготовки. к службе в армия« Только за один. 1943/44 .учебный год в шкотах Узбекистана было подготовлено 26555 значкистов. ЕГТО,. 16519 -.ГТО I степени, 1072 - ГТО П степени1» функционировали круаки всенясь-физкуль-турные, сйортивяне и др. Органы народного образования принимали все ■ меры к возвращению на работу учителей, занятых не по .своей 'специальности. . - ■ ... , ......

Посещение учениками узбекского и русского драытеатров являлось вашш фактором эстетического и интернационального воспитания. Отметим, что Управление по.делам искусств при СНК-УзССР издало, приказ от 28 декабря 1943 года, в котором, в частности,-говорится: I. Директорам театров Ташкента организовать с. I по 10 января 1944.г. {в каздом театре): а) один бесплатный утренник для детей фронтовиков; б).выделять 75$ билетов на'зоскресныэ" утренника 2 и 9 января ,

для школьников^. .. . .....- ............

. Эвакуация в 19.41-году в Таякент-Ленинградской государственной консерватории благоприятно отразилась на развитии музыкального искусства Узбекистана. , ..." - .. .......

При узбекских-..театрах создавались фрс-ятовые концертные бригады, выступавшие в действующей армии» В содружестве с мастерами эвакуированных театров Москвы в Украины..деятели узбекского искусства создали рад патриотических, спектаклей о. героизме советских редей» их непримиримой борьбе прогив-фашзма,.

Создавались и ставились спектакли об •историческом прошлом узбекского народа, о масссзса героизма патриотов в борьбе против дизгла на -фронте и в 5нду,..Напр2изр, "Цуканна" Х.Адзмдааяа (1943 г., реззссер С.Михоэлс), "Дзаз^тдиа. 1&йгубардня Й.ШзЗхзада (1944 г.,

рениссзр ДДйгур) „ ...'--. .. — ...„...■ ...... . .

.'Заадуаендсй пшулзрябстнз яз только 3' республике, но и далеко . за ее пределами пользовались выдаиппзся каегара узбекского искусст-

I. Докладные отчет и записки заместителя нарко:га просвещения УзССР

. учебный год 7/ ЦГа У зССР, ф. 94, 03.5, ед.хр. <1548, л.П.

2. Приказ Управления по делал' искусства при. СЯК УзССР // ЦГА УзССР, ф.3062, Ш.1, ед„хр.109,

- 16е-

ва Тамара' Хаяуи, Хала:.® Насырова, .Сара Иаантураева, .Кукарраы Тур-- ., гунбаева, Абрар Хпдоятов, Алим Ходкаев, Карим Закиров, Шукур.Бур- . • ханов и др. -..>'•-' >'■ ',',,■ '.-:'.ч-> ...•:;■•-". - •.'■•■'-■ /

. В течение лета и - осени 1943' года в решу блике , был проведен . .. • ряд культурно-массовых .'мероприятий,. имеющих целью улучшение воспи-. тательной работы в детских домах. В Царской, Андиканской, Ферганской и Ташкентской 'Областях организовывались смотры детской художественной самодеятельности, в которых приняли участие около 3000 воспитанников детдомов. Смотрыпозволили выявить к направить в музы- ' калыше школа более'40 одаренных детей*.'-. ,. •

При отсутствия необходимого. колотестш квалифицированных спе-" цлалпстов-основными .центрами/эстетического воспитания и.образования школьников .'.с тали. Дома" и Дворцы, пионеров. В 1944 году в различных городах республика било, вновь;, открыто 7 домов пионэроз и школьников. Значительно увеличился, охват ими, детей.' Так, . в.Ташкенте, в 1944 году значительно увеличилось .число кружков и количество занимавшихся в. -них. Только военно-физкультурные крукки посещали 22 тыс.-школьников, работало 5 .тыс.кружков художественной .самодеятельности*, причем . 2,5 тис. - при'общеобразовательных школах^. Осуществляли эту.работу 2 рудокодали ею, как.правило, .артисты .театров.. . . .. ......

иатр, по сравнению с дфугшм видами искусства, обладает особой сило.; духоваого,эмоционального воздействия на зрителя. Научить дзте;" поймать искусство, воспитать потребность-в нем - значит раз-дз::куть границы их глзни,;.углубить ее понимание, открыть.для них дорогу к самому великому чуду из'чудес, созданных человечеством. Театр помогает познать мир,' воспитывает, воздействует не только на разу;:., ;:о и на- чувства. Воспитание принципиальности, этики поведения-:•: з:-:со;:::х нравстзеаяых качеств, очевидно,", главный итог сспрякосяо- . веапя школьников с театром. Театру, как главному средству эстетического воспитания, уделялось особое внимание. Готовились.специальные-Л30В1Ш0 спектакля. для • шишшш,' которые они посещали с учителями. Пел калом количестве..выпускавшихся тогда фильмов и отсутствии' теле-я это посаценяз становилось праздником.

ствен-

1. 0;'Чот11ар:-:о!-шроса УзСС? о работе за период Великой Отече по"" 1-о".нп //..фг Уз ССР. - У.34, оп.5,- ед.хр. 4697, л.З.

2. С:.:.: -Гг/'зуллдна С.X. Нразотззнно-эстетическое воспитание пколь-:::л-.ов ь года велико?.. Отечественной во2ны // Советская педагогика. - 19В4. - ."> 7.- -'С. 100.

Учителя-и. адмянисттзация пкол приаймали все. меры к таге, чтобы, школьники .посмотрели все патриотические шектакли из репертуара театров республики. Каждый театр выделял для школы абонементы на посещение своих спектаклей. Предарнвишеше меры способствовали осуществлению целей и задач нрйстаенн.скэсте^зческого.зосплта'гия школьников. Ряд сиерных произведений наисторяко-гарояч-зские темы был - поставлен в театре им. А.Навои ,-.*1!ахмуд. Тэрабц" О'.^шпш;' (лябрзтго, Айбека), "Улугбек" А.Козловского (лабретто Г.Геруса я АЛ'озловсхо-го), "Суворов" С.Васнленко (либретто ■С.Крйжановской), "Ладовое побоище" Г.Таранова (либретто Б.Тарааоза). С больнйм интересом балл восприняты зрителями спектакля "ЛадоДецхозели" Г.Кахуцершвяли и Б.Камрекеля в узбекском ТЮЗе и "Ключи Берлина" Л.Гуса и К.15ляна ' в театре КраснОй. Армии. . : : . , Г1. . ' -;

Вполне естественно, что историко-герозчзская тематика являлась в те годы ведущей в театрах республики, но при этом большой популярностью среди детей и подростков пользовались спектакли-сказки, спек тают:-легенды, в. основу которых были лслссзнн. фольклорные произзе-дения узбекского и других народов Средней Азии и Закавказья, С неизменном успехом шли такие спектакля,-как "Тахир й Зухра" С.Абцуллы (музыка Т.Дкалилова), "Лейля и Медхяун" Т.Садыкова (либоетто Хурпп-" да), "шах-Сенам" Д.Дкабарлы и некоторые другие. Названные спектакли в годы войны обошли все театр! Узбекистана. А.

Театр а военные года являлся главным-очагом.культуры, я его специфическое воздействие с успехом использовали все учителя для осуществления эстетического и нравственного , воспитания школьников.

Роль театра в патриотическом' и/интернациональном воспитании школьников трудно переоценить. Сам подбор пьес позволял успешно решать эти задачи. Ар тис из выступали-в школах, на фабриках и заводах, в госпиталях, и на-призывных пунктах, на строительстве Фархад-строя, постоянно гастролировали ло всем областям Узбекистана.

В годы войны' театр им.Мукаш ставил' спектакли "%рбоя Умароз" С.Абдуллы и Чусти (музыка.Т.Даалилова); "Месть" Ш.Туйгуна и А.Ушрл (музыка Ю.РадЕаби и Б.Надекдпна); "Офтсбхон" К.Яшена (музыка Х.Тох-тасыноЕа). И хотя в эвд спектаклях, ведущая патриотическая идея выражалась с излишней пряяотинейн остью, все же они оказывали силья оз эмоциональное воздействие на зрителе Л, особенно юных. В диссертации в подтверхдение сказанного приводятся многочисленные сязкты, воспоминания очевидцев и другие документы теперь уке далеких лет.

...у-*.-.-' - 1В-

Роль э'-тетического восяигаяшг в формирования мировоззрения молодеки об\ зловлена такими гаецифаческами "особенности! возраста, как эмоциональность, 'ярко шрогснный оценочный поддлд к явлениям еизни, стремление к активному творчеству, максимализм.

Эстетическое зосоктаяие, разумеется, осуществляется в течение всего учебного процесса, по главную роль здесь играют внеурочные и внешкольные мероприятии. При это*; следует учитывать такае, что занятия в драматЕческзх, хорсограйзчсскдх, литературных крунках. удовлетворяет не только 'эстамгчекгаз. лотрзбности детей, но и активнр-развивают их творческпе способности. " .

, Эстетическое воспшагше в 'Годы воЗзхз, равно так и воспитание вообще, было подчинено главной «адачз - формированию чувства самоотверженной любви к Родине, стремления защищать ее от зрагсв. И театр, как массовая, доступная форма искусства, занял здесь одну из ведущих ролей. , *, .'■■■•

Репертуар театроз шого зрителя был составлен с учетом возрастных групп ккольников, а драматические и спераые театры екемесяч-но проводили по два сшжтакля для учащихся 8-хО классов средних школ н для подросткоз, совмегзаигзх обучение с работой в промышленном и сельскохозяйственном производстве, ориентированием на побед; с фашзмоа. Еа просзссяояальнаи мастерстве .узбекских региссеров и актерэ-; благотворно сказалось пребывание в рзсоу блике во время воины дзвестяш: мастеров русского театра. Патриотические спектакли . по пьесам узбекских,.русских, украинских, белорусской к.йругцх драматургов, которые смотрели практически все учацкгся пкол., оказывали на дзззё сильное эстетическое воздействие5 формировали гх вкус и способствовали стгаовлешю шсов-ас нравственная: качеств.

Поддднио эстетическое отяопезив к действительности пргугхслаг:;-ет умение видеть з епзшх не селъг.о прекрасное, ко л безобразное, трагическое и комическое. С первого года сЗучеядя у вдеолзаккэз зсс-пдтпдадгоъ непримиримое огнелений к таким сятис^дзсгвзпнил а ¡~г:с-эстетпческим яъл&'.и&и, как трусость, -лодь, сзстокссг-ь, тсгразс^д, потробптолъстзо и т.п. Н здесь следует еггзтп-гз, -до т,кнзз ценде к театру в годи воЛяг стимулировало 1.1асоонее н^еднледп: общественной активности, ^зткой гзаддансксд есгдидди, СЗгетя особое внимание на тот ёхкт, что кой по;.ход :: лдчнсстд гтал

одней из зффздгддд;;:: форм ссг этического взспгтаакя ь узбзкедед. .народной дедагоддке.

• - 19 - . V .

Таким образом, театральное искусство, раскрывающее мир .реально существующей красоты а способное отзывать решительное влияние на становление убеждений я нравственных-качеств»' целенаправленно и вполне успешно использовалось вгода войны как одно из наиболее действенных средств эстетическоговоспитанкя.. .

Анализ систематизированных автором фактовпозволяет сделать 'следующие вывода: . . . - ...•■'".'

1. 3 исследуемый период школа, выполнила социальный заказ, обша-ства - воспитывала патриотов и коллективистов, ставящих общественные интересы вше личных.-. , . - - :. .. '. .. . . ............

Сейчас, когда все большее внимание привлекают идеи параллель^ аых форм образования, куда бы, наряду, с общеобразовательны!®, .вписывалась и различные формы элитарного образования, существующая — система, как переставшая отвечать требованиям времени,, должна быть реформирована и приведена з полное соответствие с требованиями общественного развития. ..- . ...

Говорите ае о конкретных формах нравственно-эстетического обра-г . з_ования.шзка представляется преждевременным» Следует отметить,- что политическая. нестабильность общественной жизни последних лет крайне отрицательно" отражается- на аизеи. шкозш.,-.на всем учебно-воспитательном процессе.. • .--}-• ■

2. Анализ реальных, условий убекдает з мысли о там, что современная педагогическая наука должна решительно обратиться к своим многовековым корням - народной педагогике, широко и настойчиво пропагандировать ""ее мудрые, надежно проверенные практикой- решения, а

в своих актуальных,. целенаправленных поисках неизменно учитывать неиссякаемые резервы и большие возможности ■ народного шита.

3. Б современной йколе работа по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся остро нуждается в новых совершенных формах и методах, и вести ее следует'совместно с родителями, широкой общественностью.

4. Бйедрение в школьный процесс современных эффективных форм нравственно-эстетического образования, наряду с апробированными време!1ем классическими формата, будет способствовать дальнейшему совершенствованию личности учащихся, позволит провести требования воспитания в соответствие с запроса® сегодняшнего общественного развития.

' г " "' - 20 -

? . В 1 ¡акличении показан рост интереса к эстетическому воспитанию , , и художественной'деятельности.'школьников в годы войны. Объясняется это тем, что богатейший шыт обучения и воспитания тех тяаелых лет однозначно воспринимается, как высочайший патриотический подвиг, ка один из безуслошо действенных способов нравственного воспитания.

• Преодолевая неимоверные трудности и лишения, учителя не только добивалась качественного проведения занятий, но н стремились повышать эффективность обучения, , обрагцая особое внимание на форма-роваяие высоких нравственных качеств, в первую очередь патриотизма и интернационализма. • •

Творчески работавдав учителя шого сделали для интенсификации педагогического процесса. Тяготы военного времени побудили их работать с максимальным напрякением. Вынужденное сокращение продолжительности урока заставило педагогов решительно.бороться с потерей кагкдой минуты учебного времени, умело поддерживать активное рабочее настроение в течение всего урока.

ВаЕНОй особенностью школ в военные годы было й то, .что учащиеся, помимо учебных.занятий, активно участвовали в мероприятиях, призванных способствовать ускорению победа над врагом. Учащиеся помогали колхозникам в обработке хлопчатника и сборе урокая, унич-тоаали вредителей сельскохозяйственных культур, работали в цехах промышленных предприятий, собирала металлолом, дикоштсуцне плоды п ягоды, участвовала в сборе средств на такт и самолеты, распространяли военные займы и денежно-вещевые лотерея, шефствовал:! над госпиталями.

Во время войны учителя уделяли воспитанию учащихся гораздо больше времени, чем до а после нее. Они, как правило, являлись едя нственными воспитателями детей, таг. как родители были сух^лж заня ты-на производстве.

Связь школы с Краской Армией - подарка для воинов, уход за ря неннми - помогала з воспитании отзывчивости, чуткости, способности к милосердно и сострадания. Учащиеся переписывались с bc-eíj;,;, собирали к посылали на фронт поеллки. Это дгоцкплквпровзло дзте£ и становилось отгмулсы хорекгей учебг, поскольку нельзя било ваплсагг на фронт, что т успзваогь в школе.

На ¿то:." фенз zoó более зогрлеггло рогдейстгие геатра (ь к:ро-ко:.: гсотахзш: с того зс.стлческое п патрлогпчас-хе icc-

пптанке молодежи.

Работа школьных комсомольских и пионерских организаций явля- ^ ась неотъемлемой частью, всей воспитательяой работы в- школе;' В го- ' и войны она давала пологи те льн^З' результаты, объединяла детей об-ими целями. В труде сплачивались школьные коллективы,- укреплялись руаеские я товарищеские связи. : •

Целесообразность приобщения-школьников к театральному искус-тву в грозные военные годы определялась прежде всего общими; за^а-ама нразстзенно-эстетяческого вошитания. \

."скусство - органическая часть-мировой культуры. И-в этом шсле приобщение к искусству, худокественяое развитие и образ,ова-ие человека способствовали формированию культурных потребностей, аядое искусство, располагая специфическими средствами воздействия, носит сзоЗ -вклад в общую систему нравственно-эстетического воспи-^ ания школьников. , • ■ -

3 школьные годы, на всех этапах обучения учащиеся .з той или [нон форме знакомились с театром через худоаестзенную саыоДеятель-' юсть школы, домоз-пионеров, клубов и т.д.'либо в качестве ее яепо-¡редственных"участников, либо Зрителей.; - . "

Большее значение в формировании И- распространении новых нрав-.' ¡тзеняо-эстетическях представлений и.взглядов имела' совместная зорческая работа деятелей узбекской и русской культуры.

Особую роль в- нравственно-эстетическом зоспитаний старшеклассников играл расцвет интернациональных чувств, достигший в эти года своего, апогея. ■ '

ТякелеЛпзй период истории наией страны - годы Второй мировой зойнн - не только не остановили раззитяя'нравственно-эстетического воспитания старшеклассников,, но. и' способствовали дальнейшему его зовергаеяствозанию. •

Итак, несмотря яа многие недостатки и трудности, военного вре- ■ :лени в постановке нравственно-эстетического воспитания, в республике все Ее был накоплен-определенный положительный" опыт,, который и стал основой для дальнейшего развития"педагогической теории и практики. Использование этого опыта при подготовке специалистов в вузах в соответствия с современными требованиями позволит коренным образом улучшить яравствеяяо-эстзтическое воспитание стартзклассникоз.

Ссногные полонзнкя диссертации отражены в следующих публикациях автора:

I. Икклкчя псах он урупи йилларида у^увчя ё'лларнд Ссззт затаяпар-зарлиги за пролетар интернационализм рухида "тарбпялап касалалара =

(Патриотическое и интернациональное воспитание советской молодеаи .. в период В'орой мировой войны): Брошюра /.К.Д.Ушинский нсшдаги уг^атувчилар. ыалакасиня оширш.ва щита тайёрлащ МарзазиЗ иясдаути. - Тогакент, 1989. - 396. (в соавторстве).

2. Уцувчиларщ: вхлохрй - зстетйк рухда тарбиялапда театр;; а роли = (Роль теагрэ б нраве тв е не о-э с тз тпч ее ком воспитания учегцкх- -ся): Брошюра / К.Д.Увшкский номидахи укитузчнлар шлакасяки ознрш ва гсаита тайёрлащ .Ъ1аркази£ икстигути. - Тоакент, 1981. - 276.

3. Саз£на асарл ва инсоний тарбня = (Воспитание человека и сценические произведения).// Мактабда узбек ва рус тиллара ва а&аблё-ти. - 1991. - й 7. - Б. 15-17,

4. Образ устида ^андай-'ИЕШйоиз. =- (Как работать над образом) // Бошлангпч -таълям. - 1992. - В 5-8. - Б, 45-46 (в соавторство),

- 5. Минаваров Ш. "Улурбзк" операси - Уырбоцкй асэр = (Опера "Улугбек" - вечноо произведение) // Улугбек академакси ва огзгй иаа-таб: Илмий-услубкй конференция тезисларп. - Тоакект, 1524» - Б.103-109.

Ыивоваров Шокаэсмуд

"Юк.орц синф укувчиларининг Иккинчи кадов уруши даврида театр санъати воспталари ёрдамвда ахлокий-эстетик тарбиялаиишн" мавзусидаги номзодлик диссертаодясининг кисвдча баёни 13.00.01 педагогика назариясв ва гарихи

Инсоният тарихида театр санъати халкни энг юксак ахлоадй фази-латлар рухида тарбиялавда даёт кактаба ^раиаи ?йнаб калган ва бун-дан кейян хам инсоний кадриятлар эъзозланаётганыустадошик, ис-тивдол галаба едлган янги заыонда хам асосий тарбия воситаларидан бара булиб ^олаверади. Иу нуктав назардан ёндошганда, танланган навзу гарчи педагогика за театр санъати тарихидан булса-да,унда кутарилган муаммоларнинг кенг камровлиги, чуцур тахлил зтилгавлиги ва хозирги закон талабларз билан уйгунлига унинг нечоглик долзарб-лигидан далолат берада.

Кираш кдомида илмий-тадципотнинг додзарблиги,-унинг усуллари, объекти ва предаети- асослаб берилган, издании натикаларининг ил-миЗ янгилиги ва амалий киймати курсатиб утилган.

Еирпнчи бобда Иккинчи нахон уруши йилларида ?*ув-тарбия изла- • рини кайта курил хусусия?лари ёритялган, уша даврда мухим муаммо-лардаа бирабулган эстетик тарбия асослари тадкдо этилган. Бунда кавзуга дойр тегишла адабиётлар чукур урганилгая, архив хужнатлари-дан, уруа вдтнашчилари б'илаа килипган сухбатлардан, даврий катбуот материалларидан кенг фойдаланилган.,

.Уруа йилларида Узбекпстоншшг иктисодой, иктиьсоий-сиёсий ва заданий хаёгиншзг у сита хос аяхгтлари ва хш/да уларнинг ахлокий-эсте-тик тарбияга'курсатган та-ьсири очпб берилган, ¿(рун йилларида укув-тарбид ^араё'шяи лнада такс:.'.плдаитирза, борасида республика педагогика ;^амоалари олиб борган. иолар уларнинг турли шакллари тахлял ь;п-линган. '

Иккинчи бобда Иккипчи глкон уруия йилларида ук;увчпларнгт ахло-чяй=эствтзк вихатдан тарбпялаанинг асосий шазйлларя ва мазмунв тах-лпл этилган. Театр савтатя вооптасида укувчоларня ахлок.ий-эстетпк п:;сатдан тарбпялазга ало-ида эьтибор берилганлига куссатилган,бунда ёаларш ватанцарьарлпк га байналиинал рухда тарбиялаш иасала-лапи хаи тахлал кплппган.

ИлкнЯ мшшг хоти:»а эдсгида илкпй ва' амалий ахакнятга колик булган иухпк лулосалдр чикарвлгап.Бу хулосалапдаи хозяргл закон педагогика *зняда, лупянхдек, холи узил-кесил хал этялыаган ах-лоадй-эстетпк тарбия куаммолгцши хал этавда фойдаланил мумкин.

. f

MH30VAB0V SH0HAEEE2UD Morel and aasthotic upbringing of pupils of senior forma in tfes period of World War II by means of the art oi

The introduction Of the thesis touches upon the importance of the choBsn problfcH,the aim,the tasks,the methods of investigation,its object end subject»The author shows the novelty of the investigated problem and its nrectical value,

She first chapter deals with the problem of moral-aesthe-tic upbringing of pupils of senior forms in Uzbekistan in the period of World War II,the effectiveness of principles of their aesthetic upbringing being.paid much attention to.

The role of the governments decisions on nubile education and the ways of their Implementing in the period of World T7ar II had been stressed in the above-mentioned chnntcr.

Some peculiarities of economical,social,political =nd cultural life of' Uzbekistan in the period of vi&r pnd their influence on »oral and aesthetic upbringing of schoolchildren had been also revealed by the author.

The most effective forms of work of the pedagogical collectives of Uzbekistan on improvement of process of teachers* training in the war tims hod been analyzed in the thesis.

The second chapter is devoted to the main forms and eon-tents of aoral and eesthetie upbringing of pupils of senior forms in the period of World Wsr II.

It is stressed that the moral and aethetie upbringing of schoolchildren by means of the art of the thafatre was of great significance for patriotic end international upbringing of schoolchildren during this period.

In conclusion the results of the work are surmed up end the re commendations are made .They are of scientific anfl rrcctic-al importance and can be used by teachers of TJzbekintan now.

theatre

13.00.01 -theory and history of pedagogics

S U H K A 8 J

7'a lu -un ГПУ ¿áa<(. и is SO -^trSjíl