Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана

Автореферат по педагогике на тему «Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Сафаров, Нусратулла
Ученая степень
 доктора педагогических наук
Место защиты
 Алма-Ата
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН АЛМА-АТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени АБЛЯ

На правах рукописи

СЛФЛРОВ Нусратулла

ПРОГРЕССИВНЫЕ ИДЕИ И ОПЫТ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ УЗБЕКИСТАНА

13.00.01 — Теория и история педагогики

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук

Алма-Ата — 1993

Работа выполнена в Самаркандском государственном архитектурно-строительном институте им. Мирзо Улугбека Республики Узбекистан.

Научный консультант

доктор педагогических наук, профессор ТАИЧИНОВ М. Г.

Официальные оппоненты — доктор педагогических наук, профессор

АЧИЛОВ М. А.

— доктор педагогических наук, профессор ХРАПЧЕНКОВ Г. М.

— доктор педагогических наук МУКАНОВА Б. И.

Ведущее учреждение — Институт национальных проблем обра-

зования Российской Федерации

Защита состоится Ж А^^ГУЙ 1993 года в « ¡0 » часов на заседании специализированного совета Д 113.13.01 по присуждению ученой степени доктора педагогических паук в Алма-Атинском государственном университете имени Абая (480100, г. Алма-Ата, пр. Ленина, 13).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Автореферат разослан »

1(191

Ученый секретарь специализированного совета /^^Н/ ХМЕЛЬ П. Д.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТН

Актуальность исследования. В процессе обновления и демократизации обсестзя, в условиях приобретения республиками суверенитета, когда пересматривается история, осмысливается деятельность многих социальных институтов, возвращается многое забитое или запрещенное в духовной жизни народа, одной из актуальнейших проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, одним из компонентов которого является народная педагогика с ее богатерошии прогрессивными традициями и опмтом воспитания подрастающего поколения.

Ссциокультурдае и духовнне ценности народа, его традиции всегда игряли важную роль в гражданском становлении человека, в формировании его нравственных и трудовых качеств, в социализации личности в целом. Поэтому так необходим« сегодня объективная оценка исторической роли этих феноменов, изучение воспитательного влияния различных обществеютте институтов. Знание, переработка и осмысление духовной педагогической культуры прошлого помогут успешному решению сложных проблей воспитания детей и молодежи в современных условиях. Без иэучв!шя и использования народной педагогики.не может бить полноценного воспитания личности. В настоящее время актуальном становится единение традиций и опчтд народной педагогики с методолого-теоретическими положениям« педагогической науки в решении воспитательное задач, поставленных обществом. В этом плане нам представлялось впжннм сопоставить результаты влияния педагогических традиция и народного духовного наследия прошлого на все аспекты воспитания подрастахдего поколения.

Во второй половине 80-х годов в результате демократизации и гуманизации общественной жизни богатая, самобытная материаль-

ноя и духовная культура народов Средней Азии, Казахстан» и др., уходэтсая корнями в социокультурное прсялое, получила иирокие возможности для своего возрождения и дальнейшего развития.

В среднеазиатском регионе эпоха ?>еодвлизмя схватывает почти ггятняд'.твть столетий. Д> сегодняшнего дня ученче-исторкки не прилип * единому мнение в определении четкой хронологизации духовной культурч народов Средней Азии. Тем не менее в ртом отрезке времени условно просматривается следуипяя периодизация.

Псррмп пепиод (ТТ-УИ ев.) - становление феодализма, возникновение и распространение Ислама;

Второй период (1Х-ХШ ввЛ - укрепление и расцват феодализма. Происходит отделение ремесел от земледелия, развитие торговли, городского хозяйства и т.д. Огромное рязвитие получяют культура, науки, литература и т.д.*.

Траткк период (Х1У-ХУП вв.) - позднее средневековье, период рлзлож?ния феодализма. Он характеризуется опустопительнчми воЯ-1ШШ1 .приведшими к уппдк.у экономики, в в сфере духовной культура - к монополизации ее мусульманским духовенством. Специфика экономической, социальной и духовной жизни народов, проживающих на территории нынешнего Узбекистана, положили отпечаток на развитие педагогической мысли, школы, нв народную педагогику. К.И.Сплимовчпишет: "Безраздельное господство религиозного мировоззрения заставляло уделять особое внимание проблемам религиозного воспитания, впитывающего в себя во многом и нравственное

о

воспитание"', Ня богатое культурно-педагогическое наследие узбекского нярода сильное влияние оказчвали китайская, индийская,

1. См.: История средних веков. М., 1986.

2. Очерки истории школы и педагогической мысли древнего и среднего Востока / под редакцией К.Й.Салимовой.-*.: Изв. МШ СССР, 1938. С.8. 1

персо-тяджикская социокультурняя, ^илосо^кая, религиоэняя м^сль. Арабо-мусульмянская философия, сложившаяся под влиянием наследия древнегреческих и римских философов, в своем развитии "проникла во все порч магометанской религии, переила от Ислама к итальянским и провансальским религиозным сектам"^. Еще до развития Ислама в этом регионе на становление духовной культурч и развитие философской и педагогической иксли и общественного сознания больное влияние оказало учение зороастризма, изложенное в "Авесте".

Специфической особенностью деятельности ученнх-энциклопедис-тов средневекового Востока Сила теснейшая связь их исканий с проблемами воспитания человека. Трудно найти философский, этический или религиозный трактат мыслителей Средней Азии, где бы не поднимались вопросы воспитания. Это связано еще и с тем, что, например, на территории современного Узбекистана находились крупнейшие центры наук и образования того времени - Самарканд, Бухара; Хорезм и др. В свое прем л в этом регионе проходила деятельность шю готе великих мыслителей, таких, как Хореэми, Фяраби, Бируни, Ибн Синя, Хайям, Улугбек, Навои, Абдрахман Джкми, Бабур и многие другие. Ученые-энциклопедистч средневекового Ближнего и Среднего Востока верили в силу научного знания и прогрессивных традиций, окяэ"вап-щих благотворное влияние на гТюрмирование человека и человеческих отношений.

Педагогическая наука Запада (в том числе и России) творчески воспринимала идеи и огнт народного воспитания. Я.А.Комсшский, И.Г.Пестаяошш,' К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, И.Яковлев, КЛ'асчри у др. придавали важное значение Традициям народного воспитания ь развитии педагогической теории. Так, чешский педагог-гуманист

I. Очерки истории гсколч и педагогической м^'сли л генного и гродч"*-го Востока /под р?,п. К.И.Салкмовой/,-М.: Илд.ЛПН СССР. 19&1.С.Р.

б

Ян Амос Коменский одним из перзчх теоретически обосновал народное воспитание, оотпвив блестящи? образец практической реализации потенциялов няроднод педагогики в классическом труде "Мудрость отярчх чехов", не потерявшем своего значения и ло настоящего времени. 'И. Г.Пес та лоции, широко используя в своих трудях ня-родиуо мудрость, требовал, чтобч на ее идеи опирались в воспитя-тельной работе и педагоги, и родители. К.Д.Уганский, первчм употребивший термин "народная педагогика", пришел к выводу, что у каждого народа существует "своя национальная система воспитания"*. Значение идей и опыта народного воспитания в развитии педагогической мислк отмсчаги такие виднчс педягоги, как А.3.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, З.А.Сухомлинския, С.Т.Еяикий, З.Н.Медынский, Н.А.Константинов и др.

Прогрессивнее 'педагогические идеи, вырвботмш^е веками народом, привлекали внимание ученух-иеторикоэ, й-илоео^ов к педагогов. Вопрос1? культур«, педагогические ынсли. просвещения и в Средней Азии и Казахстане освещается в работах И.К.Еябянского, К.Е.Бендрикова, А.И.Беляева, Н.К.Гончарова, К.Б.Кярикбяева, С.О.Егорова, А.Э.Измайлова, Н.И.Ильыинского, Ф.Ф.Королева, И.О.Обидова, М.А.Орифи, Н.П.Остроумова, С.Р.Рлджябовя, К.И.Сяли-мовой, А.И.Сембчевя, Г.А.Умяновя, Г.М.Хряпченковя и др. В этих трудах много внимание уделяется анализу тенденций развития прогрессивной просветительской мысли,- борьбе представителей демократизма и просветительства против клерикально-феодальной идеологии, делается попытка осветить педагогические взгляды учзнчх-энциклопедистов и деятеле? просвещения прошлого в связи с современность«.

Еирокое освещение эта проблема нашла в философской, социологической и художественной литературе. В ее разработку эначи-

I. Уимнсхиц К.Д. Мзбрг. пед.произв.-М.. 1958. С.272.

тельнуй вклад внесли А.К.Алиев, Ч.Айтматов, М.О.Луззов, Л.П.Буе-ва, И.С.Кон, А.М.Магомедов, И.М.Муминов, Г.Над*имов, В.А.Разумный, Р.Рахманов, М.Б.Сядчков, Н.С.Сароенбаев, Ф.Султанова, Б.А.Солтанбеков, Й.В.Сухонов, С.П.Толстов, В.П.Тугаринов, А.Е. Харчев и др. В них характеризуется диалектический подход к народным традициям,определяются пути укрепления, развития и г^юрмч пропаганды прогрессивных об'тааев и традиций.

Исследованию религиозного влияния на воспитание подрастающего поколения посвящены работы А.Н.Алексеева, М.С.Дуранова, Н.Аширова, А.Н.Климовича, Т.Сяидбаева, К.Шулембаевя, Х.Цавкило-ва, А.Ахмедова, М.В.Вяхабова и др. Однако в них делается односторонняя попытка выявить только реакционную сущность религии. История и практика жизни покаэнвают, что мировне религии вобрали в себя много положительного из культурно-исторического и духовно-нравственного наследия. Общечеловеческие норлн поведения выступают как "отполированное историей зеркало" /В.А.Разумный/, поэтому нет необходимости сводить все к противопоставлению теистических тезисов атеистическим. Только состязание мировоззренческих установок различных направлений духовной культурм - философии, религии, социологии, организованное вокруг конкретно вопросов человеческого бытия, вокруг реальных проблем, может определить мировоззрение человека, его историю, идеология.

Из наиболее значительных работ, специально посвященных эт-нопедагогике, следует назвать Труды Г.Н.Волкова, Е.Н.Ханбккова, М.А.Арипова, А.Й.Гашимова, Л.О.Хинтибидзе, Х.Х.Тлляшева, Э.Мир-турсуновя, К.Пирлиеаа и др , в которых освещается я обобщаете материал о педагогике разных народов.

Значительный интерес по этой и близко рассматриваемой нши проблеме представляют кандидатские и докторские диссертации

Б

И.Арабова, В.Х.Арутюняна, Б.Апъпева, В.Афанасьева, Х.Бобо-мирзаеса, Ы.Б.Гуртуевоя, З.Х.Галеева, К.В.ларикбаева, Б.А.Кадырова, А.М.Ыухамбаево'Л, и.АЛы'.рзоеэа, А.К.&шоварова, А.'Г.Ыуминова, А.Н .¡¿усурканова, Т.Симонова, И.Ордабекова, Р.Панаевой; С.Р.РыгзнновоН, Б.Рахмаяовэя, М.Г.Стельмаховлча, А.Гурсукова, С.Геыуропой, Г.У.УбаЕдулласва, ¡¿.¿.Христово."», Г.Х&санова, И.А.борова, Р.А.Юлдалевой, 3.Я.Якубова и др. Однако названные авторы рассматривали народну» педагогику с социально-классовых позиций и не учитывали историко-культурного аспекта педагогического наследия разных народов.

Таким образом, проблемы влияния прогрессивных иде и опыта узбекского народа на формирование молодета, позитивность народных традиций и целенаправленность их использования в учебно-воспитательном процессе в настоящее время остаются ее,в недостаточно исследованными.

В современных условиях развитая общества, когда все углубляется социально-культурный кризис, объективизируется существующее противоречие меаду возросшим национальным самосознанием и слокив^ойся практикой безнационального воспитания подрастающего поколения. Этому способствует слабая разработанность теоретических основ народной педагогики, забвение наследия и опыта народной педагогики Узбекистана. Поиск путей ликвидации данного несоответствия л составляет проблему нашего исследования, разработка которой обеспечит более эффективное воспитательное воздействие на учащихся в работе учителей, родителей и всех окружающих в целостном педагогическом процессе.

Актуальность проблем, недостаточная её разработанность

послу:и1ли основанием для формулировки темы исследования -прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана.

Объект исследования - развитие этнопедагогики узбекского народа и ее роль в воспитании подрастающего поколения.

Предмет исследования - процесс воспитания детей и молодежи средствами прогрессивных идей и опыта узбекской народной педагогики.

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка методики использования прогрессивных традиций, идей и опыта узбекской народной педагогики.

В исследовании мы исходили из следующей гипотезы: решение проблемы будет успешнш если:

- из духовного наследия национальной культуры узбекского народа выделить творческий потенциал прогрессивных идей и опыта народной педагогики;

- интегрировать его с современными научными достижениями психологии и педагогики в целостный педагогический процесс;

- разработать на этой основе и внедрить систему эффективных путей использования прогрессивных традиций народной педагогики в практику современного воспитания молодого поколения.

Проблема, цель, объект, предмет^ гипотеза исследования определили следующие исследовательские задачи:

I. Выявить взаимодействие и взаимовлияние хоэяПствепно-бытовоЯ, социокультурной лизни узбекской народно;! педагогики, показать влияние ее прогрессивных традиций на обогащение

духовного потенциала подрастающего поколения;

2. Определить сущность понятия "прогрессивные традиции народной педагогики Узбекистана".

3. Исследовать процесс возникновения и развития современных традиций как составной части этнокультуры и народной педагогики.

4. Теоротически обосновать педагогическую целесообразность и эффективность их использования в воспитательной работе с учащимися;

Б. Определить основные направления и оптимальные пути внедрения прогрессивных традиций народной педагогики в целостный педагогический процесс.

Методологической основой исследования служили фундаментальные философские положения геобиосферной и кул ъ тур:! о -с то -рической теории развития и формирования личности и общества, общефилософские идеи о жизнедеятельности народов по созиданию духовной и материальной культуры, об отношении их к наследив прошлого; об исторических взаимосвязях и взаимодеятельности, самобытности культур, о приоритете общечеловеческих духовно-нравственных ценностей в диалектической взаимосвязи с религиозной и народной моралью; о сущности народных традиций и их значении в жизни и развитии общества и индивида.

Методы исследования. В процессе изучения темы мы использовали общефилософские методы /логический, исторический, социологический, структурно-системный анализ и др./; исторические /конкретно-исторический, историко-генетический, историко-сравнительный, исгорико-типологический, исгорико-системный и др./; педагогические.

Изучение педагогических фактов и явлений этнопедагогики узбекского народа нами проводилось в тесной взаимосвязи с. анализом общеисторического процесса, состояния социокультурного, философского, языкового и литературного развития духовной сфер г.

Источниками исследования проблемы послужили официальные материалы /законы, отчеты, доклады/, учебники и учебные пособия, программы и другие материалы, а также сочинения выдающихся педагогов, общая педагогическая пресса, В качестве первоисточников нами использовалось богатое устное творчество различных народов, в том числе Узбекистана /пословицы, поговорки, сказки и легенды, эпоси, дастаны, песни, загадки, сказания/. Изучались архивные документы, хранящиеся в рукописном отделе института Рукописей им.Х.Сулеймалэва Л1Г Узбекистана, материалы археологических, этнографических и" фольклорных экспедиций, находящиеся в различи'« музеях и библиотеках республики. Была проанализирована "Антология педагогической мысли народов СССР", в которой систематизировано наследие прогрессивных шслителей; обобщоны памятники национальной педагогической культуры разных народов.

Развитие духовной культуры Средней Азии изучалось посредством исторнко-геиетического метода. В работе с позиций отражения идей и опита народной педагогики были подвергнуты анализу учение зороастризма "Авеста" /X в. до н.э./; героические поэмы "Гер-Ог-лч", "Равтан-Хян", "Алпамнш", тедевр тюркоязнчной поэзии XI пека - лоэмп Юсу-1'л Хяе Хпджиба (Балаеагуни^ "Кутадгу Билиг" /Благодатное знание"/; арпбо-мусульманская философия велики* "чэны*-эняиклопедистов средневекового Ближнего и Среднего Востока Хореями, Фаргби, Бирутт, Ибн-Сшм, Махмуда Кяшгари, Саади, А ЛЬ-пои и др. Привлекались для сопоставления киргизского народа роичегкий эпос "Манас", а также высказывания казахских учен'/т-

просветителе?. XIX века Абяя, И.Алтынсприна, Ч.Залихянова. Мы опирались и ня труд« современна педягогов о значении наследия прошлого в развитии общечеловеческой культур", ня исследования психологов, ученых-историков, философов, писателей. Организовались педагогические наблюдения, беседы по использованию прогрессивных традиция /в т.ч. духовных/ в воспитательном ггюиессе, я также опыта применения современных традиций, возникших в различные исторические периоды во всех регионах Узбекистана. 3 целях выяснения уровня эняни? о няродных традициях, выявления уровня нравственного воспитания школьников, содержания, ,*орм и методов семерного воспитания нами применялись методы анкетирования учащихся, учителей, родителей. Изучался и обобшчжя передовой опыт учителей по использованию трядиций народной педагогики в целостном педагогическом процессе. Проведена огт^тно-педагогическая работа в ряде городских и сельских школ Узбекистана.

В результате используемы? нами историко-системныя анализ обеспечил целостны? подход к изучению различных сторон воспитания; сопоставление историко-педагогитеских явлений позволило определить закономерности развития духовной и педагогической культуры узбекского народа на разных этапах исторического развития этого региона.

Ведущая идея исследования: источниками воспитания духовно богатой творческой,свободной личности в целостном педагогическом процессе должны стать культурно-исторические и воспитательные прогрессивные традиции, идеи к опыт народной педягогики, опирающиеся ня принцип диалектического единства трех няия.»: обп:е-мирового, межнационального и национального, позволяющие человеку глубоко чувствовать принадлежность к своему народу и в то же рремя сознавать себя гражданином страны и субъектом мирозог» :;и-

in

вилиэации.

Этапы исследование. Исследование проходило в 3 этапа:

На первом этапе /Г978-1902 гг./ осуществлялась разработка теоретико-методологических основ исследуемо» проблемы; определялся няучнмй и понятийной аппарат; производился сбор педагогических, архивных, этнопедягогических материалов; изучались литературное источники. Все это позволило выявить прогрессивные национэльнче традиции, идеи и опыт народной педагогики Узбекистана.

Ня втором этапе /1982-1986 гг./ анализировался и систематизировался собранный материал, характеризующий становление прог-рессивнмх идей народной педагогики, особенно в области нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания; продолжалось изучение и критический анализ литературы, связанной е вопросами религии, воспитания и образования, морали, п тачве рукописных материалов, произведений делителей прошлого; проводился сопоставительный анализ народных традиций в области воспитания подрастающего поколения; выявлялись прогрессивные традиции и особенности их применения в практике воспитания. Била разработана н проверена методика поэтапного использования прогрес-cimiwx идей, традиций и опыта народной педагогики в учебно-воспитательной работе.с учащимися.

На третьем, заключительном, этапе /1987-1991 гг./ апробировались результаты исследования, совершенствовалась структура работы; были сформулированы выводы и практические рекомендации, получения в процессе анализа и обобщения собранного материал»!.

База исследования: школ" 2, 16, 17,36,40 Самаркпндской сбгасти,' ряд two л Хатырчинского, Кяття-Кургянского, Нурптинг-кого, Ургутсого, Сопатабадского и других районов Узбекистана.

шми видами эксперимента были охваченч 152 учащихся начальных классов, 800 средних классов и 1015 - старшеклассников. Привлекались к работе родители учеников и взрослое население (аксакалы, бабушки, старшие сестры, братья, тети, дяди) в городских и сельских местностях разнта регионов Узбекистана.

Научнэя новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем обновлен методологический подход и расширен методический аппарат, что позволило установить истоки народной педагогики, проследить ее эволюцию, раскрыть противоречия и взаимодействие различных составляющих этнопедагогику компонентов теоретического и практического знания, его содержания и методики использования;

- отражена зависимость народного воспитания от социально-экономических условий, культурно-исторической опохи и от природной среды;

- определены тенденции, особенности развития и функционирования исторического наследия этнопедагогики узбекского народа

на современном этапе в семье, в учебных заведениях различных типов, в обществе; показано его позитивное влияние на развитие культуры, просвещения, на возрождение национальной духовности, традиций, самосознания;

- выявлено взаимодействие и взаимовлияние родного языка, литературы, социокультурных традиций средствами; и приемами народной педагогики;

- охарактеризованы пути интеграции народной педагогики в современную педагогическую науку воспитания и образования подрастающего поколения;

- определены оптимальные механизмы внедрения прогреггивнчх традиций и идей в целостный педагогический процесс.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы позволяют осмыслить и усовершенствовать процесс примеиения прогрессивных педагогических идей, традиций и опыта узбекского народа в воспитании подрастающего поколения в современных условиях демократизации и гуманизации общества. Разработаны и практически реализованы содержание и методика выявления и отбора прогрессивных традиций и опыта народной педагогики Узбекистана, которые могут бить использована в работе учителей-практиков, воспитателей средней школы. Выявленные в ходе исследования критерии отбора, прогрессивных традиций и их подача по годам обучения в школах. помогут в практике работы классных руководителей, учителей-предметников, инспекторов, воспитателей детских учреждений, аспирантов, стажеров и соискателей. Сформированные принципы использования прогрессивных идей, традиций и опыта народной педагогики способствуют дЬстиженим более эффективных результатов в воспитании учвщихмяг на современном этапе. Предлагаемая методика !'эжет применяться в практической работе семьи, воспитателей дошкольных учреждений, в работе общеобразовательной и профессиональной школы. Предложенная программа работн учителя по изучению духовно-нравственных традиций узбекской семьи позволит повысить- уровень психолого-педпгогической подготовленности как родителей, так и будущих учителей к формированию разносторонней творчески развитой личности.

РаэрпбоТпшгнй спецкура "Узбекское народное воспитание" может быть использован для переподготовки учителей различны* стуле, ней школ, совершенствования подготовки студентов педвузов к специальной и целенаправленной работе по решение проблем воспитания молодого поколения на прогрессивных традициях прошлого, героике

настоящего и идеалах будущего в тесной связи и преемственности идей культурного содружества национального, интернационального обучения.

Методические рекомендации по вопросам внедрения этих материалов диссертации отражены в ряде публикаций.

На защиту вносятся .следующие положения: воссоздание целостной картины развития народной педагогики Узбекистана на основе теоретико-методологического подхода представляет собой системный анализ генезиса педагогической мысли (в виде перехода да научных воззрений в научные знания), предусматривающий комплексное исследование характеризующих и обусловливающих динамику педагогических знаний;

- характеристика механизма влияния социально-экономических условий на становление и развитие народной педагогики Узбекистана;

- определение содержания понятия прогрессивнее традиции народной педагогики;

- обоснование необходимости использования прогрессивных тра= диций, идей и опыта народной педагогики Узбекистана в целях обогащения духовного потенциала учащихся на всех этапах возрастного развития;

- характеристика особенностей взаимодействия идей, опыта, прогрессивных традиций народной педагогики с научной педагогической мнелыз на основах диалектического единства национального, межнационального и общечеловеческого;

- принципы использования прогрессивных идей и опыта народной педагогики, опора на которые способствует получению более »Фиктивных результатов в воспитании учащихся на современном ртвпе.

Апробация и внедрение результатов. Основные положения диссертации сообщались в форме каучнмх докладов и сообщений на ежегодных научно-теоретических конференциях Самаркандского государственного университета и пединститута, на юбилейной сессии,посвященной Авиценне, научно-практических конференциях АПН СССР (Майкоп, 1986; Уфа, 1909 , педагогического общества республики, педагогических чтениях области, городя и т.д. Полученные выводы исследования применялись при совершенствовании программ учебной и воспитательной работы в школах и других учебных заведениях, нашли отражение в учебно-методических пособиях, посвященных проблемам народной педагогики. .

Первичные результаты диссертационного исследования использовались автором в ходе десятилетней работы (1979-1990) научно-педагогического семинара "Школа народного педагога" при Самаркандском государственном архитектурно-строительном институте имени М.Улугбека,'п также в процессе проведения лекционных и практических занятий в институте, в лекционной пропаганде по.линии общества "Знание".

По материалам диссертации опубликовано более 30 работ в научных сборниках и научно-методических журналах, в т.ч. монография.

Автор выступал с сообщениями о результатах своего исследования на совещаниях инспекторов-методистов, учителей, воспитателей школ г.Самарканда и области.

Структура и основное содержание диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы

ОСНОВНОЕ СОЛЕИАННЕ РАВОТЫ

Во введении обосновывается в'-'бор тем«.', ер актуальность; оп-

ределяются объект, предмет исследования, цель, гипотеза и задачи; раскрываются методологические основы, научная новизна, практическая значимость проведенного исследования, методика его организации.

В первой главе "Социально-экономические условия становления и развития няродной педагогики Узбекистана" дается характеристика кризисного состояния современного общества и воспитания молодежи, обосновывяется необходимость постановки проблемы исследования в теории и практике воспитания; рассматриваются социально-вкономические предпосылки становления и развития узбекской народной педагогики , с учетом общих закономерностей и специфических черт, обусловленных этногенезом; анализируется процес^ взаимопроникновения культур различных яяродностей и наций, проживающих в Узбекистане.

В этой главе на основе диалектического и конкретно-исторического подходов к отбору, изучении и обобщению архивных источников приводится периодизация формирования узбекской нягодности:

Первый этап (до XI в.^ возникновение узбекского этноса;

Второй этап (XI-ХП вв.) - становление узбекского этноса;

Третий этап (с и до XIX вв./ - ряэвитие узбекской народности и наращивание ее этнического состава.

Автором обосновывается мчсль о том, что образование узбекской нации и соответственно узбекской народной педагогики происходило вследствие многовекового общения племен и взаимопроникновения их культур, в частности народной педагогики, предстяв-лятацей синтез педагогических достижений различных этнических групп этого регионе.

В этом процессе, исключая периоды порабощения, утверждались наиболее приемлемые формы жизнедеятельности, присущие различным

Т9

народностям Узбекистана. Так, тюркояз"ЧНые сарты в древности были более цивилизованными, поэтому многие элементы их культуры и быта перенимались и распространялись среди представителей других народностей. При сравнительном анализе различных сторон жизни народов Узбекистана, начиная с раннего периода и до настоящего времени, можно выявить много общего во взглядах на этические, эстетические и религиозные проблемы бытия, отразившиеся в фольклорных произведениях. Высоко ценились непререкаемый авторитет отца как главы семейства, трудолюбие, взаимовыручка, дружба. Устное народное творчество по силе и активности своего влияния на становление личности является наиболее действенным в народной педагогике. В этих устных творениях, исполнявшихся бяхти (певцы, сказители) под собственный аккомпонент, утверждались высокая нравственность, осуждалась несправедливость, клеймились позором предательство, обман и другие пороки. Одним и? таких выдающихся произведений является Тор-Оглы".

Впжное значение в морально-этическом воспитании подрастающего поколения умела народная философия, основывающаяся на различи1« этических учениях. Несмотря на некоторую догматичность народной философии и народной педагогике принадлежит ведущая роль по утверждение морально-нравственных норм во взаимоотношениях человека с человеком, обществом и народом, а также в отношении к труду, к окружающей природе.

Анализ народной педагогики показывает динамичность ее развития: от конкретно-чувственной ступени познания до аботр"*тно-логичрской, однако, стоящей ближе к стихийно-материялигтииепгт-,' воззрениям народа. Здесь, по замечании) Г.П.Волкова, народная педагогика как бы растворена в массе других соииялмплг явлений, и гогпктаннп подрастающего поколения выступает «»к чч'зчь н«рода.

Достаточно высокий уровень устного народного творчества, а также народной философии позволяет активно влиять ня народную

¡на ни

психологию^ педагогику и другие отрясли1гКэ' глубин народной Философии ученче-этиклопедистV среднеазиатского Ренессанса черпали свои знания.

Взаимосвязь и заимообусловленность народной педагогики, народной философии и религиозных учений проявляется прежде всего в содержательной стороне народного воспитания, базируется на тех философских истинах, которые открыл и утвердил народ.

Узбекский этнос обладал достаточно высокими достижениями в материальной и духовной культуре еще до его проникновения в Среднюю Азию. Примером тому могут служить как уникальные оросительные системы, так и содержание священной книги зороастризме "Авесте",отражающее конкретнее исторические событий,происходившие на территории среднеазиатского региона, Ирана и Афганистана. Распространение в Средней Азии средиземноморской и, особенно, греческой культуры, в более позднее время способствовало созданию местными народами нескольких алфавитов, основанных на алфавите арамейском. Завоевание Средней Азии царской Россией в 1076 г., хотя и было типичным актом колониального захвата, но вместе с тем оно в определенной мере было прогрессивным явлением, так как в результате его была ликвидирована феодальная раздробленность, вражда и опустошительные войн", что способствовало консолидации всех пластов узбекской нации. Положительно сказалось на экономике Средней Азии внесение элементов капиталистического производства: развитие промышленности, строительство железной дороги, новых городов способствовали ликвидации той относительной замкнутости, в которой Узбекистан оставался. Колониальными властями не применялось насилие по отношению к религии и сложив-

¡пимся здесь обычаям.

Большое влияние ня духовпуп и просветите леку») культуру узбекского народа оказала прогрессивная русская интеллигениия. Имена Семеновя-Тянь-Панского, Северцевп, Федченко, Мушкетова, Бартольда, Всеславского и многих других внесены в истории этого края. Появились и получили распространение новометодные школы, организованные татарскими просветителями йсмаил бек Гасп- , ринским к '! Г.л •-:< Сналример в Андижане, 1889 г.). Инициа-

торами открытия таких школ выступили идеологи джядятизма. Идейной основой среднеазиатского джадитизма послужил джядитизм поволжских татар"*.

Несмотря ня различные культурно-просветительные влияния узбекский народ сохранил свои вековые традиции и обычаи, которые и стали той охранной силой, благодаря которой достижения материальной и духовной культурн прошлого актуальны и в настоящее время. Указанные особенности процессе взаимопроникновения культур На территории Средней Азии и определили содержание педагогической культура узбекского народя. Не народную педагогику прежде всего влияла широта общения представителей тех национальных пластов, которые мигрировали внутри среднеазиатского региона. Активная миграция приводила к постепенному устранению родовой зямкнутости, что-взпимообогащало опыт воспитания подрастаящего поколения. Это легко проследить на примере оседания котевых узбеков и освоения ими земледельческих.умений и навыков, которые вели к изменение содержания трудового воспитания: надо б"-о перенимать и земледельческий опыт, я в зонах орошения - и искусство ведения поливного хозяйства. Постепенно расширялись и углуб лялись представления людей об идеяле, совершенном человеке. Подт-

I. Обидов И. История народного образования в Таджикской ССР. 1919-1967 гг.- Луш.-нбе, 1903. С.10-27

верадением тому могут быть пословицы и поговорки.Количество умений, которыми должен обладать "настоящий джигит" значительно различается: в одной пословице их должно быть сорок, в другой -семьдесят, в третьей - сто и т.д. Подобное наращивание требований к делов™ качествам человека неслучайно: расширение трудовых функций в связи с изменением образа жизни вносило поправки и в содержание произведений устного народного творчества. Аналогичное явление прослеживается и в народной педагогике.

В народной педагогике всегда важное значение имела религия, соадававшая меяталитет общества,влиявшая на мировоззрение народа. Поэтому так важно определить влияние теологических воззрений на народное сознание, в частности на становление народной ф) ософии и педагогики.

Мораль и религия, будучи формами общественного сознания •тесно связаны друг с другом и играют большую роль в воспитании подрастающего поколения. Религиозная основа моральных норм обусловлена интересами самого человека, представляет собой естественный продукт жизнедеятельности общества, форму его духовной культуры.

В процессе эволю-^и человеческого общества элементы формирующегося общественного сознания, в частности нравственного и религиозного, представляли собой нерасчлененное целое, непосредственно вплетенное в жизнь и деятельность первобытных коллективов. Дифференциация форм общественного сознания как явление исторически относительно позднее не исключало того, что Г.В.Плеханов назвал "срастанием" нравственности с верой в существование богя^. Наиболее полное выражение этот процесс нашел в магометанской религии. Но степень и формм "срастания" религии и морали

Т. См.: Плеханов Г.В. Избр. философ,произв.: В 5 т.-М., 1957, Т.З. С.362.

в конечном счете зависят от объективных условий общественного развития. Ярким примером тому сегодня может служить история развития стран Ближнего и Среднего Востока и Ирана. Анализ специальной литературы показывает, что на территории нынешней Средней Азии зарождение и утверждение религии было длительным процессом. Впоследствии Ислам стал регулировать все семейные, наследственные и имущественные права узбеков. Строго регламентировались также нормы бытия и взаимоотношения людей. С проникновением Ислама происходит определенная стандартизация обрядеч и обычаев.

В развитии культуры узбекского Народа огромным тормозом были средневековые феодальные порядки, междоусобные войны, разрушаете материальные и духовные ценности. В дореволюционное время большую роль в области воспитания, морали, социальной жизни по рзгулированию взаимоотношений людей играло религия.

По нашему мнению, на современном этапе развития общества должен быть восстановлен и статус религии. В свое время разрушали мечети. Между тем отсутствие мечети не укрепляло атеизма, а лишь оскорбляло и унижало чувство верующих, озлобляло их. Восстановление свободы вероисповедания как неотъемлемого, естественного права человека, безусловно, поможет восстановлению деформированной общественной нравственности.

В этнспедягогике рассматриваются и опыт воспитания различите отничоскик групп, и проблема этногенеза узбекской наш«' на различна исторических этапах./потребляя терпим "народив* псдп-гогикп, П'ководстгуемся определенном, данн'.1« Г.Н.Волкор"м: "Нг>р-, нап педагогика - это совокупность педагогических гЕ«>дениП и рогпгтптг чьного оп"ТП, сохранившихся в устном народном тгср^с-т» об^'члях, обрядах, детских играх и игрупгапг и т.п. Нард-

ная педагогики предполагает исследование педагогической культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и быту/щей в народе до наших дней"^.

Значение прогрессивных идей народной педагогики состоит в том, что они утверждают необходимость воспитания молодого поколения умственно и физически зрелым, образованна, постигшим науки и искусства, усвоившим общечеловеческую мораль и нравственно-эстетические идеалы.

Народная педагогика как отражение исторического общественного сознания, ее прогрессивные идеи к опыт играли и играет боль-тую роль в гражданском становлении, в трудовом, нравственном, умственном, физическом воспитании, в духовном развитии молодежи.

Стремление рассматривать Ислам как однозначно реятоионотй, некомпетентность в этих очень деликатных вопросах, непонимание того, что Ислам очень тесно связан со многими сторонами жизни народов, прежде всего моралью, невозможность провести грянь между установками Ислама и традицией имели крайне негативный эТфект. Агрессивный, невежественный атеизм и декларативная свобода совести не содействовали укреплению нравственности народа, наоборот, способствовали еа» падении.

• Таким образом, анализ основных этапов развития народной философской мчсли узбекского народа позволил проследить особенности становления содержательной стороны народной педагогики и ее важнейших направлений, без которых процесс народного воспитания подрастающего поколения был бы неполным.

Глява вторая "Теоретико-методологические основы народно!» педагогики как эффективного средства воспитания подрастающего поколения" посвященя раснрятит) понятия "народная педагогика", вчяс-

I. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1974. С.7.

нению сущности народных традиций как составной части народной педагогики и обоснованию необходимости разработки научных основ исследуемой проблемы.

В своем исследовании мы употребляем термин "народное воспитание", являющееся предметом народной педагогики, а следовательно, и главным объектом этнопедагогики. Чтобы воспитать всесторонне развитую личность, соответствующую новым условиям необходима целенаправленная деятельность, опирающаяся на представления народной педагогики и опыт ученых педагогов.

Культурное наследие каждого народа содержит цепные идеи и опыт воспитания, способные обогащать мировую педагогическую мысль. Творческое отношение к этому наследию, а так.-кз педагогическое изучение достижений современной науки позволит создать теоретико-методологические основы воспитания подрастающей смены, т.е. в историческом аспекте выявить общие и специфические черты, закономерности этого процесса, характерные для определенного региона.

Среди многочисленных публикаций остаются малоисследованными прогрессивные идеи и опыт народной педагогики узбекского народа. До сегодняшнего дня, к сожалении, недостаточно исследована природа традиций. К спорным, на наш взгляд, относятся вопросы о сущности традиций, степени педагогического обобщения, содержании прогрессивных традиций и их влиянии на воспитание подрастающего поколения.

Понятие"традициямразличными учеными такими, как Д.А.Амирян, Э.Х.Гатеев, К.Пирлиев, С.Р.Рыгзинова, С.Темурова, Э.Я.Якубов, трактуется по-разному. Общепринятым является определение традиции как элементе? социального и культурного наследия, передавшихся от поколения к поколению в виде предписаний и сохраняющихся б определенных обществах, классах и

социальных группах в течение длительного времени^. Педагогические особенности этого феномена в рамках различных направлений и в разные периоды общественного развития проявляется неоднозначно. Изучение специальной литературы показывает, что традиции не сводятся к наиболее стереотипным своим разновидностям, таким, как обычай и обрящ, но распространяются на гораздо широкую область социальных явлений. Определенные традиции Функционируют. во всех социальных системах и, в известной мере, являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Каждое поколение, с необходимостью воспринимая ряд традиций, вместе с тгм^в определенной мере, осуществляет вИ5ор тех или иных традиций, и в этом смысле оно выбирает не только свое будущее, но и прошлое. Длительность существования традиций сяйя по себе не определяет ее современного значения. Низнеспособность традиций коренится в их дальнейшем развитии последующими поколениями в новых исторических условиях. Общество, класс или группа, воспринимая одни элементы социального наследия, в то же время отвертит другие, поэтому традиции могут быть как позитивдами (что и как воспринимается), так и негативными (что к как отвергается). В нашем исследовании мы придерживаемся мысли, что прогрессивные традиции педагогики семейного воспитания имеот все основания служить могучим средством воспитания детей в современных условиях.-

Диалектический подход ученых-философов, историков, педагогов и кг оценка гдей народного воспитвниег, его источников и средств помогает воспитателям, учителям объективно и всесторонне* подходить к изучению проблем народное педагогики. В рчботяу

I. Философеккр энпикяопеяическу« словарь.-М., С.г??.

М.А.Ариповя, Г.Н.Волкова, Н.К.Гончарова, Ю.Д.Джумлбаева, С.Ф.Егорова, К.Б.Ялрикбяева, А.Э.Измайлова, Н.А,Константинова, Ф Ф.Королева, Ш.Л.Мерэоева, Я.М.Муминова, Г.Наджимова, И.О.Обидова, С.Р.Раджабова, К.Й.Салимовоя, Х.Х.Тляшева, Я.И.Хлнбикова, А.Ф. Хинтибядзе, А.Ч.Чотонова и др., посвященных проблемам народной педагогики, анализируются роль народных традиций в формировании общественного сознания и оценка прогрессивна идей народного воспитания в формировании личности. В последнее время значительно возрос интерес к проблемам народных традиций в различных республиках (Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан и др.), появился ряд научных исследований в Казахстане, в которых раскрывается сущность взглядов и традиций казахского народа в области воспитания подрастающего поколения (Б.Каргебаев, С.ТСалиев, И .Мадии, А.Х.Мухямбаева и др.\

Наиболее полно и системно прогрессивные идеи народа о аос-

т

питании отражен« в трудах Г.Н.Волкова1, который выявил и систематизировал взгляд4 в"дя-ощихся педагогов прошлого и настоящего. Г.Н.Волков, объективно оценивая интернациональное и национальное в народной педагогике, показал различие и общность позиций прогрессивных педагогов различных народов в отношении народного воспитания упк важнейшего компонента общей культуры любого народа.

Народы Узбекистана располагают уникальным опытом использования прогрессивных идей и традиций в воспитании молодежи. Практика учит игходить из дифференцированной оценки роли традиций. Слепое преклонение перед традициями порождает консерватизм и застой общественной жизни; пренебрежительное отношение к ссциалъ-

I. См.: Труден»« традиции чувашского народа.-Чебоксары; Этноп?-

дагпгикч.- Гсбоитярч, 1974; Созвездие Земли.-Чебоксар«, 1979.

ному наследию приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, потере ценных достижений человечества. Поэтому необходимо выделить принципы использования традиций народной педагогики.

На основе изучения научной литературы бнл выделен ряд принципов использования прогрессивных идей и опыта народной педагогики в воспитании детей и молодежи. Одним из основных принципов использования народной педагогики в воспитании подрастающего поколения является принцип осуществления связи прогрессивных народных традиций с достижениями научной педагогики. Кроме того, сюда относятся следующие принципы:

- сочетание забытых педагогических прогрессивных традиций с новыми складывающимися в современных условиях;

- обеспечение систематичности, последовательности и преемственности в передаче общественно-исторического опыта народной мудрости в семейном воспитании детей;

- осуществление комплексного подхода к использованию традиций, опыта и идей народной педагогики в воспитании школьников;

- учет- возрастных возможностей и индивидуальных особенное- • тей воспитанников в целостном педагогическом процессе;

- вооружение школьников знаниями прогрессивных народных традиций и формирование у них умений, навыков и привычек, соответствующих этим знаниям;

- приобщение учащихся к прогрессивна традициям народной педагогики и их активней деятепьность по использованию лучших и устранению отживших, вредных традиций;

'- ссдг.чние и сохранение тр»дииУй, передача их от поколения к поколения кпк духовного достояния нгстоящсто и будущего под-рястг о по^ол^ниг;

- обновление духовного, интеллектуального, эстетического богатства, взаимоотношений между семьей, школой и другими коллективами общества, опора на наррдную мудрость. , ■ '<..

Таким образом, историографический анализ показывает, что народная педагогика с ее прогрессивными традициями, будучи многоструктурным явлением, понимается как духовный феномен, присущий сознанию народных масс, представляющий эмпирические педагогические знания, сведения, идеалы, идеи, взгляды, установки воспитательных воздействий; как наука о народном воспитании в единстве педагогической мысли и деятельности парода. Исследованием подтверждена мысль о том, что народ как творец педагогической культур' может успешно реализовать свой воспитательный потенциал, используя прогрессивные традиции.

В третьей главе Прогрессивнее идеи и оп^т народной педагогики Узбекистана в формировании подрястащего поколения" анализируется роль семьи в обществе и раскрываются особенности воспитания в узбекской семье, в которой многодетность была и остается постоянном и активным фактором процесса формирования личности; осчощчстся влияние внесемейной среды на подрястягллее поколение.

В Узбекистане проблема семьи, динамика ее развития, педагогические возможности семьи, опыт религиозного воспитания в семье не исследованы в полном объеме, не выявлены историко-педягоги-ческие закономерности процесса преемственности национального и общечеловеческого. До сих пор остается слабо изученной проблема формирования у дете!» в семье этнического самосознания под влиянием нягиэчлльных традиций и обычаев.

На родня я прдчгогикя кяк элемент общественного сознания развивалась, накапливала от-т и традиции в основном в тот истори-

ческий период, когда системы общественного воспитания еще не существовало.. Следовательно, до появления институтов общественного воспитания и научной педагогики главной средой воспитания была семья и зона ее "ближайшего окружения", где и формировалось представление о личности совершенного человека, выражающееся в известной триаде - "ум, трудолюбие, доброта".

Прослеживая процесс воспитания от детского подражания к игре и от нее к трудовой деятельности, которая служила основным средством воспитания детей, автор использует произведения фольклора, письменные источники, такие, как "Авеста" и Коран, сравнивает методы народного воспитания прошлого с дошедшими до нас прогрессивными традициями и опытом. Анализ литературы показал, ото воспитание детей осуществлялось в трудовой деятельности и протекало как целостный процесс.

Нами были выделены основные направления воспитания детей в семьях оседлых и кочовых узбеков, связанные с мировоззрением и традициями людей, обусловленные стремлением видеть своих детей высоконравственными ("одобли"), умными, трудолюбивыми. В этих направлениях учитываются не только возрастные особенности детей, преобладание того или иного вида деятельности в определенном возрасте, но и исторические условия жизни народа.

Так как большинством исследователей не освещались особенности семьи того или иного исторического периода, за исключением недавнего прошлого, мы сочли необходимым раскрыть такие особенности узбекской семьи, как многодетность (в среднем 7-0 детей, рожденных без значительного временного перерыва, состав-лягиих ту разновозрастную группу, в которой складывались свои вмут-рстда» взаимоотношения, свой психологический климат); многослой-

ность" в условиях которой развивались и воспитывались дети и которая была ведущей силой воспитательного воздействия по формированию норм повседневного нравственного поведения, умений и навыков жизненного опыта; психологический климат, который был обусловлен тем, кто в данном детском коллективе является лидером (самым старшим по возрасту) - мальчик или девочка; постоянное общение с родственниками, прочность которого обусловлена целой системой факторов - взаимопомощи, взаимоподдержки, основанных на чувствах сопереживания; микроструктура, которая в возрастном детском коллективе зависела от соотношения количества мальчиков и девочек в семье.

3 главе дается подробная характеристика той среды, которая была первым и главным институтом развития и воспитания каждого ребенка, особенно в первые годы его жизни.

К среде ближайшего окружения в народном воспитании относятся природно-быговые условия, определяющие ....... не только физическое, но и духовное развитие ребенка. Лети дехкан с самого раннего возраста были не просто свидетелями всего процесса жизнеобеспечения, а постоянными участниками трудового процесса.

Значительную роль в воспитании детей играли мактабы - элементарные иколы, которые после принятия Ислама превратились в один из главных воспитательных и образовательных центров по рас-простр»нен:1ю религии и знаний.

Анализ детских игр покчэ'-'вчет, что игры, будучи моделью трудово? деятельности людец, являются важнейшим средством физического развития и б«эоЙ морального совершенствования, трудового, социального становления личности.

Внесемс^нчя детская среда, где преобладали взаимовоспитание и самовоспитание, не била неконтролируемой. Все общество

следило за поведением детей. Если взрослкй человек видел ня улице, махялле нарушение поведения, он тут же применял накяза-ние, я нарушитель обязан бмл сообщить об этом родителям. Не говорить об этом считалось большим позором. В городах были специальные наставники "мухтясиб" - надзиратели за нравственностью жителей города. Однако по силе воздействия на молодежь следует поставить на первое место служителей Ислама, пользовавшихся беспрекословным авторитетом среди всего населения, в том числе и среди детей.

Предметом главной заботы народа являлось трудовое воспитание детей. Оно было генеральном направлением всей системы народного воспитания: "хороший человек" - это, в предстявлении народа, прежде всего самоотверженный труженик. Трудовое воспитание Максимально обогащало все остальные направления народного воспитания- умственное, нравственное, физическое и помогало взрослым не только познавать психические, физические возможности детей, но и убеждало, что все человеческое в подрастающем человеке успешно формируется только в активной деятельности, в труде.

Изучением содержания детского труда установлено, что он производился лииь ня "родовом" уровне. "Видовые" уровни остались вне поля зрения учен1«. Поэтому при анализе трудовой деятельности, где дети с раннего возраста проходили трудовое и социальное Формирование, мы вывели ли прежде всего воспитатель««*? функции. В воспитании подряотя-птего поколения пород ргегл"» руководствовался лучшими традициями, утвергл''в"л1'н:' ч^прелену") нгтг-иу, что труд - основа человеческой *изни. Трудовая дея^льность ртего региона бы.г* пвпряиа с аомлелели^м и ркптородстром, я в период Ренессанса Вогто»а г зодчествам, р^мс-гвчрРгт-вем, торговлей и др. В рвот? хчррктгр'путс* ; •>■< цчптч' п,>г- т{у-

доной деятельности, ставшие фундаментом зарождения трудовых традиций, геггаих в основу народной педагогики по трудовому воспитанию, освещается система приобретения трудовых навыков и умений.

Важной сферой воспитания было умственное воспитание детей в различных видах деятельности. Оно проходило в тесной связи с окружающей (природной, социальной' средой, прежде всего в совместной трудовой деятельности со взрослыми.

Исследование покчэяло, что верным средством проникновения в характер народа является усвоение подрастающим поколением родного яз'-'кя. Красной нитьо в главе проводится мысль, что глубокое изучение родного яз'-'кп становится источником всестороннего развития учащихся и прежде всего умственного, так как именно язык народ» чэтет наиболее полно отразить его духовную) жизнь, помогает понять окружающую жизнь.

В результате нашего исследования мы пришли к выводу, пто втеечойн»" среда (природа, родное слово, игра, труд, быт, обычай, традиции, искусство, общение, пример - образец, религия, реальное социальное окружение1 наряду с сембзгои воспитанием ок-ытыплл* огромное слияние, на Формирование ребенка и занимала важное место в народной педагогике.

Проблемы духовного развития икольнкков находятся в центре внимания реей педагогической общественности. Присвоение каждой личностью совокупности культурных ценностей, накопленных человечеством, 'определяет меру ее развития, социализации и гуманизации. Как показывают специальные исследования, беспенн"М источником формирования духовно? культуры подрастающего поколения являются идеи и сп^-т народного воспитания.

В четвертой главе "Взаимосвязь народной педагогики с духовном развитием учащихся'* рассматриваются проблемы нравственного

воспитания подрастающего поколения в Узбекистане не только в содержательном, чо и в историко-логическом плане. На наш взгляд, такой подход, позволяет глубже проникнуть в сущность нравственного воспитания и более критично оценить как прогрессивные традиции, так и сохранившиеся пережитки.

Специфика экономической, социальной и духовной жизни рарода, проживающего не территории нынешнего Узбекистана, наложила отпечаток на развитие педагогической мысли данного региона. Народы Средней Азии обладают богатым педагогическим наследием, получившим отражение в философских и других научных трудах мыслителей .Востока, в связи с чем в диссертации представлена историография народной педагогики, где описываются истоки духовной педагогической культуры узбекского народа. о

В данной главе рассматриваются важнейшие этические мысли, повлиявшие в определенной степени на развитие морали в различные исторические периоды: дописьменныР; эпоха, отраженная в древнейших письменных памятниках 1Х-Х1 вв; Х1-Х1У вв; Х1У-Х1Хвв.

Передовая этическая мысль ученых-энциклопедистов, живших и творивших в эпоху восточного Ренессанса взаимообогащалаоь благодаря развивающимся торгово-экономическим и культурным контактам с Грецией и Индией, что в свою очередь свидетельствует о процессе активного взаимопроникновения культур. Главная чертя всех прогрессивных этических идей заключалась в том, что они опирались на реальную жизнь - практические взаимоотношения люде? в их постоянно усложнявшейся жизни.

Изучение древних пямятников письменности показало, что складчвч'зячяся веками народная зсихр как фоумв обга^твемного сознания развивалась спиралеобразно, зачастую испытывая на с^бе влияние различных идеологических течении.

Говоря о дописьменном периоде развития и формирования человеческой морали, возникшей в виде стихийного этического мышления в результате передачи опыта нравственного воспитания из поколения в поколение прежде всего в совместной трудовой деятельности и в форме устного народного творчества, необходимо подчеркнуть, что все легендн, сказки, посговицы, поговорки и другие дошедшие до нас фольклорные произведения свидетельствует о Солее раннем зарождении норм морали как процесса передачи оп"та, по сравнении с религией. Тем не менее, религия з» 13 веков наложила огромный Отпечаток на соци»льное и психологическое поведение народа, на общественное сознание в целсм. Специфика Ислама заключается в том, что священная книга мусульман Коран и свод мусульманских законов - Шариат содержат принципы, регулирующие не только морально-этические нерлч поведения человека в семье и обществе, но и его личную, хозяйственную и общественную лизнь. Для верующих Ислам выступал как кодекс "образа жизни".

Зябота узбекского народа о духовном богатстве подрястатацего поколения была органической частью его стремления воспитать каждого ребенка совершенной личностью, обладающей высоконравственными качествами, представленными в фор^е известной триадды - "ум, труд, доброта". Основном направлениями этой заботы было умственное, нравственное и этическое воспитание, которые наиболее близки к духовно-практической деятельности человека. Оно проходило прежде всего в сознательной, трудовой деятельности, в ходе которой дети закалялись и познавали окружающую действительность, сравнивали, анализировали наблюдаемые явления и Объекты, развивая познавательные способности. Поэтому эти виды воспитания нами выделены из целостного процесса формирования личности в сугубо методических целях.

Народ, имеющий набор воспитательных средств, ставших традициями, высоко ценит такие высокие моральные качества, как патриотизм, трудолюбие, мужество и скромность, отвагу и рассудительность, честность и доброта, щедрость, терпимость и т.д. и осуждает противоречащие этим нормам представления.

Богатый опыт народной Педагогики особенно важен в современных условиях, когда идет социальное, моральное обновление общества. В этом плане большую роль может сыграть возрождение народных праздников, например празднование Навруэа, урожая и др. Древний мусульманский обычай "Ня^уз", проводимый в честь возрождения природы связан с началом весенних работ. Присутствие ня празднике первой борозды рассматривалось как прекрасная возможность попасть, особенно молодежи, в некое'поле"доброты, мудрости, справедливости. За первым пластом наблюдали все дехкане, стар и млад, в том числе аксакалы и священнослужители, правители края, махаллы. Такие праздники, по нашему мнению, в воспитательном отношении способствуют снижению социальной напряженности, создают веру у простого народа в то, что зла станет меньше, а жизнь стянет лучше.

Важно отметить, что нравственное поведение "одоб" ребенка, Формируемое в детском возрасте, рождаясь из чувства любви к матери и отцу, в^ражрется татем в почитании старших. Оно но сути свосй носит общечеловеческий характер. Воспитание детей на традициях глубокого уважения к стяртим Сохраняется и м^не. Стгло традицией народа - слово отг« л»""? для втрссльас детей - зп*он, в противном случае старики и вес общество отворачивается от такого чегерекп. В тс же время одиноких стариков полностью берет на свое погечг-мис махаллп. Сдать такого челев^"» в дом пргптте-"х гчитчотгг великим перороч. Эта прогрессивная тр»ттия до.тгн"

бить углублена и распространена вире, чтобы в республике не было домоз для престарелых (до сегодняшнего дня в республике в домах престпрелт« нет стариков-узбеков^. ' '

Оп'.т формирования нравственных взаимоотношений между детьми . и родителями народом отмечен во многих пословицах: "Бол ширин, болдан боля ширин" у'""од сладок, а дитя еще слаще"' ;"Ешнинг хурма-ти-^арэ, т{ярининг - фарз" ("Уважение к молодому - долг,

уважение к стярдаму - обязанность"'' и др.

Единство народа, его коллективизм, основянныенаувяжении к другим людям, дружба являются фундаментом нряво.твепччх отношений, они нерязр'-'вно связаны с любовью к Родине: "Дустлик - блрчя бойл::кдан яТ'зял" ("Дружба всех богатств прекраснее" \

Патриотизм как активное чувство, стимулирующее созидательную деятельность человека ня благо народа, родины понимается прежде всего как защита отечества. Многие пословицы тому подтверждение, например: "Мпйдонда синалган - элда азаз" ("Кто в бою испытан, тот и народу любв\ Патриотическое воспитание направлено на стремление подростков и юношей поскорее стать джигитом и при необходимости встать ня защиту Родины. И в то же время им внушалась мысль - сила народа в единстве: "Эл *;уз го лее - тогни й:п$яр, х."руанда? ёвни йикяр" ("Народ поднимется - гор" рязвеет, любого врага одолеет").

Народное воспитание располагало огромной едерживагагей силой для проявления негативных поступков. Если ребенок, юноша нарушал "одоб" где-то на улице, то он во внесемейной среде подвергался порицанию люб'-ти ззросг.м человеком. Поэтому кяждчй ребенок о ранних лет понимал, что его безнравственный поступок, который няб-людяют "чужие" люди, тут же будет наказан и обязательно стянет известен родителям. В современных условиях такая сдерживающая

сила фактически отсутствует (особенно в городах), что и приводит к аморальному поведение и преступлениям.

Большое внимание в узбекской народной педагогике уделялось эстетическому воспитанию. Чувство красоты прививалось детям в процессе трудовой деятельности красотой труда и его результатом. Умелая работа, мастерство всегда связывались в сознании народа с красотой природы, изделиями человеческих рук.

Таким образом, самобытная материальная и духовная культура народов Средней Азии, уходящая своими корнями в далекое прошлое, возрождается, и получает возможности стать эффективным средством воспитания молодежи в условиях современного общества, основанного на принципах демократизма и гуманизма.

В пятой главе "Народная педагогика Узбекистана в современном процессе воспитания" проводится социально-педагогический анализ прогрессивных традиций и опыта народной педагогики, определяется их место в системе учебно-воспитательной работы, рассматриваются проблемы .обеспечения взаимосвязи этно- и профессиональной педагогики, раскрываются пути использования прогрессивных идей н опыта народной педагогики в воспитании подрастающего поколения.

В процессе формирования организации нашей опчтно-экспери-мантялыгой работы мы руководствовались ведущей идеей: культурно-нсторпчсские прогрессивные традиции и опыт народной педагогики, опиратзциесп на принцип диалектического единства трех начал (национального, интернационального и общечеловеческого1 позволяет человеку глубже почувствовать принадлежность к своему народу и в то кс время сознавать себя гражданином стряны и субгс^тсч мировой цивилизации.

Одним из гтяб1г*х элементов в деге воспитания, по препотав-яеда.яч народа, гвяяется усвоение традшиР и обычаев своего наро-

да, выражении* в утвержденной жизнью формуле - "ум, трудолюбие, доброта". Поэтому традиции мы рассматривали как сЯеру культуры народа, как наиболее устойчивую форму отражения общественного сознания человека.

Мы считаем, что в традициях народа вполне отчетливо выступают такие важные факторы воспитания, как природа, слово-м'-тль, труд (действие, дело, деятельность), быт, обычай, традиция, искусство, религия, общение, пример. Мы стремились к тому, чтобы в педагогическом процессе целенаправленно могли быть использованы традиции, идеи и опыт народной педагогики.

Как показали данные констатирутщего эксперимента, проведенного с учителями массовых школ Узбекистана, результаты воспитания обусловлены степенью знакомства учащихся и педагогов с народными традициями, а также квалифицкроватюго их применения в последующей воспитательной работе с подростками. В процессе исследования нами был использован комплекс методов: непосредственное наблюдение и анализ воспитательных мероприятий в пколе, вне ее и в том числе в семье и микрорайоне; изучение докуиента-ш-" (планов воспитательной работы классных руководителей, родительских комитетов, детских организации, планов методических объединений учителей-предметников, планов деятельности махал-линских комитетов по работе с подростками; анкетирование учителей-предметников и классных руководителей, организаторов работы с подростками в мяхягле и др.).

Исследованием установлено, что использование народных.традиций в воспитательном процессе практически отсутствует, я если и есть, то носит эпизодический характер. В проанализированных планах учебно-воспитательной работы упоминались только отдельные народные традиции (гостеприимство, взаимопомощь "Хашар",

внимательное и уважительное отношение к старшш "одоб", уважение к хлебу и др.-. Богатое наследие народа по экологическому, трудовому воспитанию к материальным, духовным ценностям не востребовано. Показательно, что многие педагоги не обладают необходимыми зияниями о прогрессивных традициях своего народа. Об этом свидетельствуют, в частности, данные анкетирования, имевшего цель выяснить степень понимания учителями школ народных традиций и их роли в воспитании учащихся.

Значительная часть учителей (31,75%) не понимает достаточно хорошо сущность народных традиций. Часть педагогов (22л), сознавая роль и значение народных традиций в воспитательной работе с детьми, их не использует. Большинство учителей в ходе проведенных нам» бесед, отмечали, что нет соответствующей литературы и методических пособий. По главное в том, что в недалеком прошлом говорить об этом по су^и было запрещено, использование народных традиций порой трактовалось как проявления националистских тенденций, не случайно и в программах воспитательной работы школы не отражен воспитательный характер народи« традиций, их роль в нравственном развитии личности. Да и при подготовке будущих педагогов в вузах и педучилищах, при повышении педагогической квалификации в институтах усовершенствования учителей проблемы народах традиций освещались недостаточно, Воспит»тель-ные возможности народных традиций, их воздействие н* нравственный обли* молодежи в педагогических коллективах жоу вообще не рассматривались.

В ходе проделанной с учителями работы мы пришли я выводу о необходимости разработки программы по использованию няродн-тй педагогики, содррг^гей три направления:

- прогностическое (выдвижение селей, зядяч, выявления путей и средств их достижения);

- информационно-просветительское (вооружение необходишлли знаниями о народной педагогике, разъяснение прогрессивной сущности традиций (полн^ункиионэльность; многодетность семьи; много-поколенность и преемственность воспитательных ценностей узбекского народя в формировании трудолюбия; почитание стпрпих; дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек и т.д.;

- практическое (упражнение, приучение, поручение), способствующее приобщению якольникоз к богатству и опыту народной мудрости, заложенных в традициях.

Нами были определены условия освоения народна традиций в целостном педагогическом процессе:

- обеспечение педагогами связи поколений при общении как в семье, так и в ближайпем социальном окружении (мяхалле) путем организации совместной трудовой деятельности детей и взрослых;

- овладение народными традициями через знакомство с произведениями устного народного творчества письменными, архитектурными памятниками, прикладн»™ искусством;

- овладение родн'Ч языком - источником создания духовного богатства и менталитета народа.

При целенаправленном педагогическом использовании народных традиций создаются благоприятные возможности для интеллектуального, этического, эстетического, физического и трудового воспитания, для формирования коллективизма (при сохранении и утверждении личностных особенностей детей, а также таких гражданских ка-чс-тв, как чувство собственного достоинства, гордости, милосер-трудолюбия, уважения к старшим, умения сопереживать и оказывать взпхмепомошь.

Для ретения указанных вопросов, для расширения знаний о народных традициях неоценимую помощь оказывают народные университета культуры, организуемые творческими работниками в махалле,

семинары учителей, воспитателей в школе, совместная практическая созидательная деятельность учащихся, учителей, взрослых в форме содружества.

Таким образом, суть народного воспитания заключается в признании роли народа творцом человеческой истории, в которой воспитанию как вечной категории принадлежит ведущая роль в процессе передачи опыте предыдущих поколений последующим, обусловленного трудовой деятельностью и духовной жизнью каждой нации. Становление и развитие узбекской народной педагогики как одной из форм общественного сознания протекало одновременно с процессом формирования узбекской нации.

Проведенная нами опытно-педагогическая работа подтверждает выдвинутую нами гипотезу о том, что идея и опыт народной педагогики являются неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения. Народная педагогика вообще, и узбекского народа в частности, складывалась на протяжении многих веков, отшлифовывалась и донесла до наших дней самобытные педагогические традиции и воззрения, поэтому должна занять достойное место в системе воспитания молодежи. .

В современном обществе идет процесс переосмысления общечеловеческой культуры, традиций и обычаев народов. Это прежде всего связано с ростом национального самосознания, со стремлением возродить наиболее эффективные формы и методы воспитания, так пак пренебрежение народной педагогикой уже привело к утрате пеннчх педагогических идей.

При использовании народных традиций в воспитательном процессе необходимо знать психологическое воздействие этих традиций на растущего человека и пути их использования. Для зтого необходимо их всестороннее исследование, я полученными результатами вооружить студентов, будущих учителей и воспитателей,

дать им знания о народных традициях, раскрыть их воспитательные возможности.

Вышеизложенное позволяет с (формулировать ряд рекомендаций:

- управление воспитанием детей и молодежи должно осуществляться с учетом принципов использования прогрессивных идей и опыта народной педагогики (сочетания забытых педагогических прогрессивных традиций с новыми, складывающимися в современных условиях; обеспечения преемственности в передаче общественно-исторического опыта, народной мудрости в семейном воспитании детей, приобщения учащихся к прогрессивным традициям и их активной деятельности);

- необходима конкретизация и научная обоснованность целей, задач, содержания и методов воспитания учащихся средствами народной педагогики, что требует совершенствования методологии их исследования;

- следует отобрать и рекомендовать для дальнейшего исследования педагогам, воспитателям, родителям прогрессивные идеи и положительный опыт народной педагогики, в частности традиции (особенно трудовые), обычаи и нормы поведения, способствующие умножению духовного богатства общества;

- необходимо создать доступный для школ источник информации "Узбекское народное воспитание", который мог бы служить пособием, отражающим опыт народной медицины, секреты "ручной работы" предков и другие достижения народа, которые в силу урбанизации, индустриализации теряют свою значимость.

Лля успешного использования прогрессивных традиций, опыта и идей народной педагогики в учебно-воспитательной работе республики Узбекистан прежде всего необходимо:

- рассмотреть вопрос о создании лаборатории этнопедагогики

в целях комплексного исследования проблем содержания дошкольного, среднего, средкеспециального, профтехнического и высшего образования на базе исследования особенностей национальной педагогики во взаимосвязи с проблемами семейного и внесемейного аспектов, трудового, нравственного, умственного, эстетического и физического воспитания детей и подростков;

- ввести курс этнопедягогики, разработать учебные програм-ым, учебные пособия и др.;

- разработать содержание и структуру подготовки будущего учителя к использовании опыта и традиций народной педагогики в целостном педагогическом процессе.

Мы считаем, что комплексное исследование проблем узбекской народной педагогики позволит усилить процесс возрождения разнообразных национальных и интернациональных традиций, играющих важную роль не только в духовной, но и в материальной сфере жизни любого народа.

.Дальнейшего исследования требуют проблему осуществления преемственности поколений в нравственном воспитании молодежи, использования нестандартных форм организации воспитательной работы в семье посредством применения народных традиций, выявления роли религии в воспитательном процессе и т.д.

Основные положения диссертации опубликованы в следующих работах:

1. Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики Узбекистана.- Ташкент: Фан, 1969. 97 с.

2. Трудовое воспитание - главное направление в узбекской народной педагогике.-Ташкент: ТГПИ им.Низами, 1986. С.77-84.

3. Творческий труд главный ориентир для учителей и учащихся // Профессиональная педагогическая направленность подготовки

будущего учителя.- Ташкент: ТПТИ им.Низами, 1986. С.108~П4.

4. Узбекская народная педагогика как источник и средство формирования у студентов общественно-значимых мотивов познавательной деятельности // Актуальные проблемы активизации учебно-воспитательного процесса в педвузе и гоколе.- Ташкент: ТПТИ им. Низами, 1986. С.67-72.

5. Мохнат яктивилигини иакллантирнп (Совершенствование трудовой активности) // Совет махтабн. 1986, !? 3..- С.27-30.

6. Совершенствование учебно-познавательных навыков студентов // Организация аудиторной и внеаудиторной сг1ЧОстоптел1ной работы по русскому языку студентов неязыковых специальностей вузов КиргССР, КэзССР, УзССР,- Фрунзе, 1935. С.84-Й6.

7. Пословицы о Године на уроках развития речи // Русский язык я национяльной Еколе. 1937. 5, С. 29-31.

С. Идеи и практика физического воспитания подрястаощкх по-кол^ния и узбекской народной педагогике // Роль правильной организации занятий физической культурой в гармоническом развитии р<?» бениа и подростка.- Тястент: ТТЛ И им.Низами, 1987. С.100-1С5.

9. Идейно-политическая направленность военио-патристтмспо-го воспитания ежольников п процессе изучения литература // Пути повышения эффективности военно-патриотического воспитания учащихся.- Майкоп, 1988. С.52-56.

10. Патриотическое и интернациональное воспитание учяятося на уроках русского яэ"ка в узбекской школе // Пути повышения эффективности военно-патриотического воспитания учащихся. - Уфа, 1989. С.118-123.

11. Среда и ее воспитательное влияние на подрастающее поколение,- Самарканд, 1990. С.12-14.

12. Воспитательный потенциал многодетной семьи // формиро-

вяние нравственной направленности личности школьника.- Ташкент: ТПТИ им.Низами, 1991. С.49-56.

13. Воспитание чувства любви к Родине^ дружбы народов в узбекской народной педагогике // формирование культуры межнациональных отношений.- М., 1992. С.97-103.

14. Использование прогрессивных идей и опыта народной педагогики Узбекистана в современном процессе воспитания // Использование традиций народной педагогики и психологии в учебно-воспитательном процессе.- Алма-Ата, 1992. С.176-173.

15. Биография нашей Родины.- Самарканд, 1984, 58 с. (в соавторстве).

16. Но родному крап.- Самарканд, 1985. 64 с. (в соавторстве).

17. Из жизни замечательных людей.- Самарканд, 1987. 71 с. (в соавторстве) 1

18. Человек и природа.-Самарканд, 1989. 67 с. (в соавторстве ).