Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики в нравственном воспитании детей

Автореферат по педагогике на тему «Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики в нравственном воспитании детей», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Манонов, Абдурахман
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики в нравственном воспитании детей"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕ1ШПА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИ!! ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. ЛЕНИНА

Специализированный Совет Д 033.01.03

На правах рукописи

МАНОНОВ Абдурахмон

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОГРЕССИВНЫХ ИДЕИ ТАДЖИКСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

1.'5.00.01 — Теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации па соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Москва 1992

Работа выполнена i¡ Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

Hay ч п ый р у к о в о д п т о л ь: кандидат педагогических наук 10. Л. РУДЬ

О ф и ц и а л ь н ы е о и и о понт ы:

до кто1.) педагогических паук, профессор К. П. ВЕЛОЗЕРЦЕВ

кандидат педагогических наук, профессор О. Л. ЛВДУЛЛПНЛ

Ведущее учреждение — Институт национальных проблем образовании.

Защита состоится «............»........................1992 г. в ............ часов

на заседании Специализированного совета Д 053.01.03 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук в Московском ордена Ленина п Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. II. Ленина (! 13051, Москва, Малый CyxapencKiiii переулок, дом G).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета (11ÍM35, Москва, ул. Малая Пироговская, 1).

Лпторефсрат разослан .....г.

Ученый секретарь Специализированного совета

В. Л. СИТАРОВ

РОСС-'ОКАЯ

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность в постановка проблемы. Демократизация всей жизни общества ввдвигает как важнейшую задачу подготовку педагогических кадров, способных в конкретных региональных условиях организовать процесс обучения л воспитания детей з тесной связе с жизнью народа. Переход многих республик на суверенную систему развития всколыхнул желание народов обратиться к вековым традициям воспитания подрастающих поколений. Это способствует укреплению связей между различиями поколениями людей.

Использование прогрессивных идей народной педагогики в школьном учебно-Еосвитателыюм процессе помогает осуществить личностный подход в воспитании детей. Обращение к различным источникам духовной культуры таджикского народа позволяет осмыслить педагогические идеи народной педагогики и выявить общечеловеческие ценности, в формировании которых определенную долю внес кад-днй народ Планеты.

Поскольку помимо народной действуют и другие системы воспитания детей, то важно организованно способствовать внедрению прог-рвссгвпкх вдей народной педагогики в содержание и методику работы всех учебно-воспитательных учреждений. Оптимальное использование шдей народной педагогики в воспитании детей требует подготовки педагогических кадров, являющихся носителями национальной культура, владеид их методами народной педагогика.

Подтверждением актуальности избранной нами темы исследовя-гсш является и то, что в учебных планах и программах педвузов Республики Тадаикнстан не кашли отражения вопросы, связанные с изучением народной педагогики. Следовательно, будущие учителя не ориентированы на использование прогрессивных идей народной педагогики в работе с детьми.

Указанная проблема недостаточно разработана и теоретически.

На ватлость использования идей народной педагогики указывали в своих трудах выдающиеся педагоги прошлого. Об этом писали Я.А.Коменсклй,И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Д.К.Толстой, С.Гогебальили, Н.К.Крупская, А.Е. Луначарский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомликский. Пэ просветителей Востока - Абулкасим Фирдоуси, Абуабдулло Рудаки, О'ар Хайям, Абуали кбн Сино /Авиценна/, Пуслихидин Саади, Га^из Шираэн, Абдурахнан Джами, Унсурулмаолк Кайкавус, Ахмад Дсниш, . Садридан Айни и другие.

Современные ссслодосетелй обращались к идеям народной ' гогвки, рассматривая иозмозййсяь йх йсяользования в учебно-воспа-гательном процессе. В работах соврбкзжах психологов /В.П.Девко-беч, А.Д.Юсуф-задс-, О.И.Дреег £ др./ рассматриваются нормы народной педагогики как инструмента рбгуляции поведения лвдзй.

Общие проблемы педагогических воззрений народов рас!фыты в исследованиях В.А.Арутшяка, М.ЛрИЕО'йа /Орифи/, В.Ф.Афанасьева, Г.Н.Волкова, Г.С.Виноградова, А.Ш.Гаашйова, Ю.А.Рудя, Е.И.Савяв-ко, А.Ф.Хиятпбидзе, Б.М.Ховратовяч, А.П.орловоЙ, В.И.Элалтили, Н.Н.Турсунова. Учеными выявлялись возйоёисстй трудового воспитания средствами народной педагогики /Г.Н.Волков, Ж.Д.Доржиева, Р.Ы.Пашаева, Ы.Сайфуллаева, Н.С.Гончарова, С.Исаев, З.Г.Расулов, X. Рахимов/.

Эстетическое воспитание в народной псД£ГОГ2Ко освещено в исследованиях З.Д.Киекбаева, С.И.Раныова, А.Ш.Хасадова.

Специально вопросам нравственного воспжташя Б неродной педагогике посвящены труды З.М.Магомедовой, М.А.Муратовой, И.Огшр-бекова, I.Рахимова, М.Сайфуллаевой, Н.С.Гончаровой, С.И.Фоминой.

Научные изыскания Ш.Залялнева, Ж»Коидзв, С.РызГИНОва, Г.Н. Гришиной, Т.Т.Мунзук, У.Эгамбердиева посвящены отдельна.! вопросам использования народной педагогики в школьной практике.

В исследовании избранной нами проблема большую роль сыграло изучение трудов, посвященных культуре таджикского народа, выполненных в Таджикистане. Это труды М.Аршова /Орифи/, Н.А.Кво-лякова, И.О.Обидова, Д.Обидова.Г.Нуритдинова, М.Сайфуллазвой, Х.Рахзшова, А.Пахлавонова и др.

Проблема подготовки учителей к использованию идей народной педагогики таджиков б нравственном воспитании детей ранее не изучалась. Опора отдельных учителей-воспитателей на таджикские народные традиции в воспитании школьников не решает проблемы. Это противоречив между потребностями современной жизни и состоянием подготовленности педагогов к их удовлетворению определило выбор нами проблемы исследования и дало возможность•сформулировать ее следующим образом: "Подготовка студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики в нравственном воспитании детей".

Актуальность темы определена научным и практическим значением педагогического опыта народа в формировании высокой нравственной культуры личности я недостаточной разработкой вопросов использования его в подготовке современных учителей.

Целью исследования является определение педагогических условий,, при которых процесс профессионально-педагогической подготовки будущих учителя® наилучшим образом обеспечивает использование юли идей народной педагогики в воспитательном процессе в школе.

Объект ксследовщпш — процесс подготовки студентов педвуза к восигтотальной работе.

Предметом исследования является процесс подготовки будущих учителей к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики в нравственном воспитании детей.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования определены бдеяуидиэ. задачи;

1, Изучить возможности использования идей я средств таджик-И2$Я народной дадагоггет. в воспитательной- работе;

2.. Определить современное состояние проб ессиональной- гогов-цостз студентов, к использованию идей (таджикской народной педагогика .в пр.гдзствезшом воспитании детей;

3. В ходе опытно-экспериментальной работы определить педе-гогзчеодае условия обеспечения эффективности процесса подготовки студентов педвузов к исполъвованига народной педагогики в воспитание детей;

4. Разработать практические рекомендации, способствуицие совершенствованию форм и методов подготовки студентов педвуза к использованию- прогрессивных идей таджикской народной педагогики в нравственного воспитании школьников.

. Для решения поставленных задач мы походим из предположения: что богатый материал по народной педагогике таджиков может быть эффективно использован в подготовке студентов педвуза к воспитательной работе с детьми, если в содержание, формы и методы подготовки будущих учителей включаются идеи народной пелагогики; процесс подготовки студентов к использованию идей народном педагогики .увязывается с историческими, национальными традициями воспитания и уровнем практической, профессиональной подготовки учителей к воспитательной работе в школе, уровнем их знаний, умений и навыков этой работы; обеспечивается преемственность подготовки будуцих учителей К использованию идей таджикской народной педагогики в вузовском и послевузовском этапах; разработать научно-методические рекомендации для студентов, преподавателей и учителей по использованию идей народно:: педагогики в воспитательном процессе.

Методологической основой нашего исследования являются общие закономерности развития природы, общества и мышления, учение о ролл масс в создании и сохранении материальной и духовной культуры, об отношении к наследию прошлого, о роли этнокультуры в воспитательной работе; документы и материалы, определяющие концепцию демократического воспитания на основе приоритета общечеловеческих ценностей. Основная научная концепция, на которой стро-тися наше исследование - деятельности^ подход в раавйтии личности.

Исходя из научной методологии бшш использованы различные методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, этнографической, литературоведческой, психолого-педагогической литературы по теме; метод наблюдения реальных педагогических процессов; анализ школьной, вузовской документации и творческих работ студентов /сочинения, доклады, рефераты, контрольные работы/; проведение анкетирования и интервьюирования студентов, учителей, преподавателей, стажеров; изучение передового педагогического опыта; проведение опытно-экспериментальной работы; экспертная оценка результатов деятельности; метод независимых характеристик; анализ результатов деятельности учащихся и студентов; методы математической обработки материала.

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе /19851987 гг./ с целью выявления роли идей народной педагогики в нравственном воспитании детей и подготовки к этой работе будущих учителе* изучались литература по проблеме, опыт использования идей народной педагогики в нравственном воспитании школьников я в подготовке студентов педвуза; разрабатывались подходы к совершенствованию содержания и методов углубленного изучения будущими учителями идей таджикской народной педагогики.

На втором ятяпе /1988 - 1990 гг./ продолжалось изучение литературы, проводилась корректировка программ психолого-педагогического цикла дисциплин в педвузе, с учетом идей таджикской народной педагогики. Б этот период складывалась методика анализа Рмгирического материала, результатов деятельности студентов и учителей школ, была осутпесттлена опытно-экспериментальная работа в педвузе е форме проведения спецкурса "Нравственная ценность идей таджикской народной педагогики в воспитательном процессе". Проводился отбор содержания и методов работы со студентами и студентов с детьми во время различных видов педагогической практики.

- Б -

На третьем этапе /1531 - 1992гг./ проведены анализ, систематизация результатов исследования, разработка методики использования адей гаджякской неродной педагогики в подготовке, учителей к воспитательной работе, с деяхми, выполнено, литературное оформление днсоертэдии.

Нориэна л ■теоретическая -значимость доследования .заключается в том, что впервые выявлены педагогические условия обеспечения эффективности процесса подготовка студентов педвузов республики ТадЕикистан к использованию прогрессивных идей народной педагогики в нравственном воспитании детей, теоретически обоснованы содержание ж методика подготовки студентов педвузов к использованию прогрессивных идей народной педагогики в нравственном воспитанна детей, введены в научный оборот новые факты л материалы.

Практическая значимость исследования состоит в разработке примерных рекомендаций для учителей по использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики в нравственном воспитании детей; в снятии противоречия между широкими возможностями народной педагогики и недостаточной готовностью учителей, также выпускников педвузов я их использованию в практической деятельности.

Материалы исследования могут быть использованы в практике •совместной деятельности школ, ска и и общественности по нравственному воспитанию детей, в профессиональной подготовке педагогов в средних, высших педагогических учебных заведениях.

На защиту выносятся следущие положения:

1. Прогрессивные идеи -т-аюткокой народной педагогики, используемые в подготовке -студентов к -воспитательной работе с детьг.ж; проявляются в формировании у них качеств носителей прогрессивно? национальной культуры и активных участников в процессе передачи

ее младшим поколениям.

2. Условиями эффективного использования педагогами прогрессивных идей таджикской народной педагогики в нравственном воспитано детей являются:

- изучение студентами народного творчества, трудов- вьгдао-щзхся просветителей прошлого; свода законов,отраженных в священной книге "Коран", как источнике нравственности народов Востока; в ходе овладения специальными и психолого-педагогическим знан?-яиз в учебном процессе, особенно при обучении в рамках спецкурсов, а такав ж во внеаудиторной работе в педвузе;

- использование прогрессивных адей таджлкокой народной пе-

дагогики в работе по воспитанию детей на всех этапах непрерывной педагогической практики;

-организация самообразования и самовоспитания студентов на традициях народа в сфере подготовки к педагогической деятельности.

Достоверность и обоснованность результатов исследовательской работы обеспечивается научной осноеой педагогического исследования, использованием взаимосвязанных методов," адекватных предмету исследования, сочетанием количественного и качественного анализа материала, опнтно-экспериментальной проверкой разработанных нами рекомендаций.

Апробация и внедрение в практику основных результатов исследовательской работы были проведены в процессе:

- выступлений на теоретических семинарах кафедры, на педсоветах школы № 12 г.Худжанда, школ № 13,14,29 Ходаентокого района, № 1.2,6,17 Исфаринского района, Л 1,3,9,11 Аштского района Ленинабадской области республики Таджикистан, на августовских и январских совещаниях учителей района, города, области;

- выступлений на республиканских научно-практических конференциях, на Всесоюзных конференциях по проблемам подготовки будущего учителя, народной педагогики городов: Ленинабад, Душанбе, Уфа, Казань, Самарканд, Гулистан, Чебоксары, Самара, Джамбул и др.

выступлений на конференции, посвященной памяти Г.С.Винограг-дова в городе Москва /1988/, в ВКПК и ПК, в МЗГШ /1992, на международной конференции по плану ЮНЕСКО /24-27 марта 1992г/;

- выступлений перед учителями Ленинабадской области, Ходае-нтского района, города Худжанда, в институте повышения квалификации учителей;

- выступлений по областному и местному радио;

- выступлений перед населением области, района, города по линии общества "Знание";

- выпуска четырех методических рекомендаций по теме исследования;

- публикации тезисов и статей /более 13/.

Структура диссертационного исследования.

Диссертация состоят из введения, двух-глав, заключения, библиографии и приложений.

Ео введении обосновывается актуальность темы, формулируются объект, предает, цель, задачи, гипотеза и методы исследования,

научная новпзна, практическая значимость, достоверность и обоснованность результатов исследовательской работы.

В первой главе "Идеи нравственного воспитания в таджикской народной педагогике л современное состояние подготовки учителей к ах использованию в воспитательной работе с детьми" дается характеристика многообразных прогрессивных идей народной педагогики таджиков в их развитая, которые способствуют успешному воспк-танию детей. На основе прнменекия методов исследования, адекватных его предмету, выявлены социально-педагогические основы использования идей нравственного воспитания таджикской народной педагогики в современной школе; представлена характеристика уровней подготовленности выпускников педвузов к проведению работы с детьми с использованием прогрессивных идей народной педагогики.

Во второй глав« "Основные направления совершенствования подготовки студентов педвуза к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики в нравственном воспитания детей" рассматривается содержание и методика опытно-экспериментальной работы по выявлению системы знаний, необходимых учителю для использования прогрессивных идей таджикской народной педагогики в нравственном воспитании школьников; охарактеризованы возможности вооружения студентов знаниями в учебном процессе и внеаудиторной работе.

В главе представлен анализ различных направлений совершенствования указанной работы в педвузе по подготовке учителей.

Основное содержание работы.

В результате теоретического анализа материалов, полученных иосредством изучения устного народного творчества, философских, авторских, литературных трудов мыслителей и просветителей прошлого, предметов материальной культуры и других, было обнаружен:,, ■что педагогическая культура таджикского народа развивалась з-мес-те с его историей и несет в себе не только открытия, но и противоречия.

Проживание таджиков в крае, отличающемся природными и други-?.га богатствами, сопряжено было с необходимостью отражать притязания завоевателей и их попытки принудительного подавления национального духа. Формирование педагогической культуры таджиков шло как под влиянием трудов просветителей, так и керамических сказаний, поскольку большинство деятелей таджикской культуры получили образование в духовных школах. Иного общего б кораначеских откро-

вениях и народных притчах, назиданиях, пословицах, поговорках, поскольку изложенные в поэтической форме идеи, отражавшие интересы трудового народа, возвращались таджикам как заповеди, наставления е влияли на стремление простонародья к образованию. Этим обстоятельством во многом объясняется то, что мировоззрение гениальных мыслителей тадашков-персов вплетены в народные педагогические идеи и традиции.

Специфические черты народной педагогики таджиков отражены в произведениях устного народного творчества: сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках и т.п. Важным источником изучения идей воспитания таджиков являются предметы материальной культуры, в создании которых принимали участие и дети /орудие труда, жилища, предметы домашнего обихода, одежда, принадлежности ритуалов ит.д./ В каждом из них воплощены утилитарное начало - пригодность к использованию - и нравственное, бережное к ним отношение как эталонам - образцам для воспитания тружеников.

В ходе исследования было зафиксировано, что народная педагогика таджиков включает в себя в отточенной веками яркой образной форме способы приобщения детского ума к мудрости народа, его быту, она отражает коллективное мнение народа, его оценки типичных жизненных ситуаций. Удачный афоризм, созданный индивидуальным трудом,не станет пословицей, если не выражает мнение народа. Старше использовали поэтические произведения народного творчества, которые наглядно иллюстрируют мысль о том, что творящий добро, любим народом, удачлив в делах и счастлив. А тот, кто слушает злые силы, сам становится злым, его боятся к ненавидят лади, его жизнь страшна и беспросветна.

Еажно отметить природшй педагогический такт народных воспитателей. Назидания, пословицы и другие малые формы фольклора используются как иносказания, поэтому не вызывают у детей обиды, не унижают их достоинства. Особым нравственным потенциалом обладают таджикские народные сказки. Они отличаются дидактической системностью.в раскрытии содержания нравственных норм и правил, простотой языка, доступностью для детского восприятия. Детей увлекают герои - звери, птицы, растения, реки и другие силы природы, говорящие по-человечески. Благодаря перевоплощениям и превращениям сказочных персонажей дети< их поступки соотносят со своими. Так народ веками воспитывал своих потомков храбрыми, гуманными, трудолюбивыми и самоотверженными заступниками бедных и слабых.

Большое место в педагогической деятельности таджиков занимало упражнение детей в высоконравственном поведении в естественных условиях жизни рядом и вместе со взрослым: при выполнении ритуала, почтения к-старшим, приветствия, гостеприимства, в совместном труде, взаимопомощи /хаиар/, при следовании нормам достоинства мужчины /марди ^а^и'^и/, тадушка-женцины Дав,шарм/. Организация жизни детей также регламентировалась древними идеями воспитания.

Занятая детей /игры, развлечения/ служила формированию благородства поведения,человечноста.

Через переживания радости успгаа в труде, игре воспитывались эмоциональная отзиьчявосгь, честность в общении, умение взаимодействовать, jступить, быть великодушным победителем и другие.

Особую ценность для современной молодежи имеет древняя нат-родная идея о том, что радость человека - от его разума, что познание защищает его от бед. Знание всегда считалось силой человеками просветители призывали молодежь к труду познания. За доншз шавад кори гетй ба соз, Зи бедоншшкор гардад дароз. /Кто знанием прочно вооружен, Дело у него будет быстро решено/.

Анализ заповедей народа позволяет увидеть приемы формирования положительного отношения у молодого человека практически но всем явлениям окружающего rapa : к труду, материальным ценностям, пркроде, науке, родителям, детям, друвьям, гостям, слабил и немощным, врагам, к самому себе.

Основное содержание нравственных норм таджиков имеют в то же время и значение общечеловеческих ценностей.

В ходе исследования было установлено, что использование идей таджикской народной педагогики в нравственном воспитании детег имеет важное социально-педагогическое значение. Благодаря внедрению этих идей в жизнь школьников для последних становятся более понятными многие взгляды и мотивы поступков взрослых людей ж требования к молодежи, а школа может в воспитательной работе привлечь многих родителей и, тем самым, снять некоторые противоречия в совместной деятельности школы и семьи.

Приобщаясь к творчеству поэтов прошлого, школьники вдохновляются на творчество в различных областях деятельности, учатся по

достоинству ценить героические усилия людей, неприятию отрицательных сеойств человеческих страстей: нечестности, лени, грубости, высокомерию и другим.

Социально-педагогическое значение использования идей народной педагогики в современной школе состоит и в тонкостях народной трактовки гуманизма личности, как поведения "по-людски" не только среда ладей, его памяти, культуре, духовным ценностям.

Процесс воспитания детей становится более гибким при использовании таких методов народной педагогики, как благословение, заклинание, увещевание, уговор, укор, включение в подготовку к проведение народных праздников /Навруз, Ме^ргон, Тиргон, Сада, Рамазан Драза/, Курбани /Пожертвование/ и другие.

Внеклассная работа с учетом идей народной педагогики позволяет школьникам удовлетворять индивидуальные интересы п запросы в развитии своих способностей.

В современно" социальной ситуации расширяются права граждан республики на реализацию принципа свободы совести, что появоляет использовать во внеурочное Бремя древние идеи народного воспитания детей; включив их в'восстановление памятников архитектуры, в том числе ж культурных сооружений, в проведении "Недели памяти" /ежегодно в республике/,-когда весь варод. мысленно возврашается н к деяниям .ушедших лэ жизни, передавая естафету доблести потомкам.

Следуя народным нравственным рекомендациям, дети включаются в систему отношений оотвбрчества со -взрослыми на оонове равноправия в области духовной культуры народа.

Таким образом, ооциально-пецатогичеокое -значение использования идей народной педагог® кп в воспитании детей, в расширении их представлений о нравственно верном поведении, в возможности формировав благодаря ем -глубокие убеждения, в необходимости следовать прогрессивным народаш .традициям поведения; в ощущении детьми сопричастности. к делам -народа во -все времена - в прошлом, настоящем и будущем.

Материалы изучения современного состояния подготовленности учителей Таджикистана к использованию прогрессивных идей народной педагогики е воспитательной работе еозеоляют констатировать, что около 75 % обследованных на\ш молодьас учителей не имеют необходимой теоретической и художественной подготовки для использования исторических ценных идей этики и культуры народа для работы с

детьми. В нашем опыте более половины из тех, кто имеет достаточный уровень знаний о народных педагогических идеях, не используют их в практике воспитания детей. И лишь 8,2%, в основном, те учителя, которые в годы обучения в педвузе принимали активное участие в различных этнографических мероприятиях, чаще всего учителя родного языка и литературы, яб.чяются участниками и организаторами работы с использованием идей народной педагогики.

Наше исследование показало, что назрела необходимость пода-гогизации процесса преподавания специальных дисциплин в педвуза, изучения предмета "Народоведение" на всех факультетах о широким привлечением идей народной педагогики.

На основе изучения подготовленности выпускников педвузов республики Таджикистан к использованию идей народной педагогика в работе с детьми мы выделили несколько уровней сформировакноо-ти этой готовности:

1. Высокий уровень подготовленности характеризуется достаточно полнил знанием прогрессивных традиций народной педагогики, пониманием их положительного влияния на результаты воспитательной работы с детьми, умением их использовать в педагогической деятельности, стремлением к самовоспитанию в духа народных традиций.

2. Средний уровень.3 нему нами отнесены выпускники,- которые имеют необходимые для работы с детьми знания прогрессивных идей народной педагогики, однако, используют их в воспитательной раг-боте эпизодически: в дни юбилеев выдающихся деятелей таджикской культуры, народных праздников, либо выступают в качестве исполнителей отдельных заданий при проведении общешкольных дел, не проявляя' творческой инциатавы.

3.Низкий тров-енъ проявляют выпускники, которые, хотя и интересуются прогрессивными идеями, традициями народной педагогики, но малоинщиативны в их изучении. Они нередко демонстрируют свой скептицизм по поводу древних иародтп правил воспитания в современном мира урбанизации, миграции населения и пенят только те, которые лично1 у пах создают ошуцвнлв праздника.

В каждом конкретном студенческом коллективе целесообразно учитывать наличие данной многоуровненноста и осуществлять дифференцированный подход в организации с ними работы по формированию умений использовать идеи народной педагогики в воспитании де-•ТеЙ.

Б ходе подготовке учителя национальной школы должны бить созданы условия для осмысления идей народной педагогики и актуализации тех из них, которые позволяют сочетать мудрость предшествующих поколений и достижения научной педагогики.

С этой точки зрения целесообразным было создание каш оркек-:>.ровочной модели педагога, способного вести такую работу. Модель реализовалась по программе целостного педагогичаосого процесса, включавшего в себя:

- усвоение студентами знаний о прогрессивных идеях таджикской народной педагогики;

- закрепление и углубление этих знаний на семинарах к в ходе лабораторно-практячесних занятий;

- совершенствование педагогачаекЕХ узиешй во время: непрерывкой педагогической практики;

- 2Бучение передового пвдагогичаского спкта я его еяшша;

- анадЕз е опенка результатов своей воспитательной деятельности по воароздеыш 2 внедрению народных "традиций в воспитание детей;

- проведение исследовательской работы во проблемам воспитания детей с нсполъвованиеы прогрессивных идей и методов таджикской неродной педагогики.

Ншш бшш установлено, что некоторой, необходимой для педагогической работы информацией сб идеях народной- педагогики. молодые лвдк овладевают еще в школьные годы.

Б стонах педауеа ре&лжвшия модели педагога проходит несколько этапов: от общих представлений о ярких обрядах, пополняемых систематически в быту, к сложному структурному образованию ягчноста будущего педагога, характеризующемуся положительной устеновкой на использование идей народной педагогики в работе с детьми, ватем к овледени» методами организации ииенедеятельнос-си детей -в- соответствии с -етичеекгми нормами народа, г далее -к оргащшацив студентами личного самовоспитания учащихся в духе прогрессивных идей народной педагогики.

Таким образок, созданные нами условия в организации учебно-воспитательного процесса в педвузе привели к формированию у студентов необходимого и достаточного уровня знаний и умений для работы по нравственному воспитанию детей с использованием идей народной педагогики.

В диссертации утверждается, что для успеха нравственного

воспитания школьников педагогу важно овладеть умением обращать учащихся к познанию природы родного края, быта, одежды, народной медицины, таких видов искусства как архитектура, музыка, танцы, театр, цирк, декоративно-прикладное искусство и других ритуалов в связи с разными обычаями в ".изни. человека /рождением ребенка, созданием семьи, похоронами и др./.

Ведущим путем подготовки студентов педвузов к использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики в нравственном воспитании детей шг считаем корректировку учебного материала по дисциплинам психолого-педагогического цикла и педагогической практике на всех курсах, которая способствует интенсификации их профессионально-педагогической подготовки.

Опытным путем нами было установлено, что процесс формирования готовности учителя к использовании прогрессивных идей таджикской народной педагогики в работе с детьми проходит, по крайней мера, четыре этапа.

На первом /довузовском/ этапе будущие педагоги выполняют традиционные нормы поведения без четкого выделения из них педагогических идей.

На втором /первые -третьи курсы обучения в педвузе/, обучаясь по скорректированная программам по психолого-педагогическим дисциплинам и педагогической практике, расширяют объем народных педагогических идей, приобретают умения их использовать в воспитательной работа с детьми.

В течение первого года обучения студенты экспериментальных групп могли усвоить более сорока понятий га арсенала народной педагогики. В следующем году прп изучении курса •Цедагигика" и в процессе работы с детьми на непрерывной педагогической пракг-таке ими было зафиксировано еще 118 понятий, характеризующих нравственные нормы таджикского народа.

При изучении курса "История педагогика" осуществляется сравнительный анализ достижений в области воспитания и развития школы в Таджикистане и в других государствах, что вызвало рост интереса студентов к геторико-педагогической исследовательской работе.

Курс "Методика воспитательной работы" был наполнен методами народного воспитания числом около двадцати, а также обсуждением более пятидесяти жизненных воспитательных ситуаций, характерных для традиционного поведения таджиков.

Рассматривая педагогическую культуру народа как самобытную, уникальную, высоконравственную ценность народа, мы в центр опытно-экспериментальной работы на третьем -этапе поставили изучение будущими педагогами специального курса "Нравственная ценность идей таджикской народной педагогики в воспитательном процессе", .:.ТЕчвским продолжением которого становится научно-исследовательская работа студентов ъ области втнопедагогики и организация коллективной поисковой деятельности в сргде носителей народных, традиций.

Особенностью четвертого этапа процесса формирования такой готовности педагогов является доступность им деятельности по организации самовоспитания, основанного на анализе достижений в познашш народной педагогики и умений се использовать в дракти--ке работы с детьми.

Поэтапная реализахяя ориентировочной иодзяа педагога, способного использовать идеи народной педагогика в рабою с детьми, позволила подняться выпускникам педвуза на уровень экспертов содержания профессионально-педагогической подготовки учителя.

98,6$ студентов экспериментальных групп выразили готовность использовать пдеи народной педагогики ® воспитательной работе с детьми.

23,4% считают целесообразны;.; спецкурс "Нравственная ценность вдей таджикской народной педагогики в воспитательном процессе" в учебном плане педвуза.

внесли различные предложения по совершенствованию содержания этой работы, а 51,4^ - ее методики.

Анализ материалов опытно-экспериментальной работы показал вффектЕвность предложенной нами методики подготовки будущих учителей к успешной деятельности в национальной школе. Проиллюстрирует качественные изменения в этой подготовке в габлице.

Результаты опытной-экспериментальной работы по подготовке будущих учителей к использованию идей таджикской народной педагогшж в нравственном воспитании детей.

Таблица 1.

-К умения студентов по п/п использованию идей народной педагогики б бос... пг.танпк. детьй . .

Эксперлм. Коктрольн. Разница группы группы в уровнях

•1

- 3 • : • 4

, .1 . :. 2 : 3 - :. 4-

Ъ'.:. и.: : Н.:

1. Изучать материал» народной педагогики з составлять плата воспитательной работа

по нравст. воспитании уч-ся.64,8 26,1 9Д 23,3 42,7 30,0 38,5

2.Вычленять и ставить основные задачи по нравст. эстетическому воспитанию из мат,

тапж. народной педагогики. 64,4 25,9 9,7 26,7 42,3 30,5 37,7

3.Изучать опыт раости учителей, кл.руковод. по использованию прогрессивных идей таджикской народной педагогики и его педагогически

оценивать. 65,1 25,3 9,6 27,1 41,9 30,0 38,0

4.Творчески использовать прогрессивн. идеи тадд. нар. педагогики в нравст. Боепитании детей. 59*5 "28,-7 11,7 23,2 32.4 ОС, ;

5.Изучать и анализировать разл". формы и виды внекл. всспит. работы по испольв.

воспитанииНД9тей^аГ01'1Ш1 Б 54,2 25,8 10,0 26,9 42,6 30,5 37,3 б.Опроделять уровень- знаний

по основным средствам народ-п7 я „я . я с /с о оо ч ой о ной педагогики. ,ьН»4 40,*г

7.Анализировать учебники и учебные пособия с т-.зр. ах о^-зспечзнностз матераалемя

народной педагогики. 60,7 26,4 12,9 24,8 43,8 31,6 35,9

8. Выделять и использовать наиболее эффективные формы а методы работы з пропаганде передовых идей нар. педагогики. • 63,9 25,7 10,4 25,1 42,7 32,2 38,8

9. Анализировать л оценивать результаты проведен, работы по использовал, идей нар. педагогики в нравст. воспи<-

тании дэтей. ■ 59,1 27,2 13,7 24,8 43,9 31,3 34,3

Как видно из таблицы, уровень готовности выпускников экспериментальной группы к использованию идей народной педагогики выше более чем в три раза по сравнению с уровнем контрольных групп. Зто дает основание утверждать, что гипотеза, сформулированная в начале исследования, получила свое подтверждение.

В настоящем исследовании ш констатируем,что прогрессивные идеи таджикской народной педагогики представляют собой важную часть общей культуры народа и могут быть эффективно использованы для национального самосознания молодежи,осуществления демократизации процесса воспитания в современных условиях.Педагогические .'леи народа сохраняют общечеловеческие ценности,а при условии их использования в учебно-воспитательном процессе положительно влияют на формирование гфавствекности учащихся.

Исследуя процесс подготовки студентов к использованию идей народной педагогики в нравственном воспитании детей,мы зафикси-роваликногоплановость нх влияния па будущих учителей.Так,в результате нашей опытно-экспериментальной работы усилилось стремление студентов овладеть национальной культурой вообще,а не только идеями народной педагогики,положительно изменились их межличностные отношения,отноиекие к себе стало более требовательным и самокритичным,в отношениях с окружающими больше терпииостк.

Автор ке претендует на завершённость разработки указанной проблены.Наше исследование выводит на необходимость теоретической разработки и экспериментальной проверки системы подготовки студентов педвузов различных факультетов к использования идей тад-еикской народной педагогики,особенно художественно- трафина-ских,биологических,географических,исторических и других.Считаем целесообразным комплексное исследование по проблеме использования идей народной педагогики в современных условиях жизни таджиков.

Содержание исследования отражено в следующих публикациях автора:

1.К вопросу использования передовых традиций советского народа в формировании нравственных качеств учащихся./Материалы научно-теоретической конференции молодых ученых ЛГТ1И им.С.М.Кирова. Тезисы докладов.-Лекинабад,1962,с.47-49.

2.Методические указания по организации непрерывней педагогической практики на Ш и 1У семестрах./Авторский коллектив/,-Лени-набад,198б,-32 с.

3.Методические указания по организации непрерывной педагогической практики на У семестре./Авторский коллектив/.-Ленинабад, 1987.-26 с.

4.Сотрудничество вуза и школы по коррекции поведения учащихся. /В "соавторстве/. //'Социально-педагогические основы предупреждения отклонений в поведении учащихся.Тезисы докладов республикан-

CKoii научно-практической конференции. — Уфа, 1989, с. 54— 55.

5. Нравственная ценность идей таджикской народной педагогики в воспитательном процессе. — Лешшабад, 1990. — 27 с.

(5. Привлечение студентов I — II курсов филологического факультета к сбору материалов по таджикской народной педагогике как средство формирования будущего учителя. / Материалы республиканской научио-практпчсской конференции молодых ученых специалистов 13—И апреля 1990 г. — Лешшабад, 1990, с. 13 (в соавторстве).

7. К вопросу использования материалов фольклора в воспитании детей. / Республиканская научно-практическая конференция «Пснхолого-педагогпчсскпс вопросы профессиональной подготовки будущего учителя» 17—19 октября 1990 г. Тезисы докладов. — Душанбе, 1991, с. 48.

8. Использование средств народной педагогики в воспитании школьников. / I [сихолого-педагогическпо проблемы подготовки студентов к воспитательной работе в условиях перестройки системы вузовского образования. Тезисы докладов и выступлений на межреспубликанской конференции 20—30 ноября 1990 года. - Лешшабад, 1990, с. 136.

9. Педагогические заповеди парода и их использование в воспитании молодежи. / Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Материалы Всесоюзной иаучпо-ирактп-ческой конференции: в 3-х ч. Ч. 2-ая. — Чебоксары, 1991, с. 35—37.

10. Спецкурс в системе подготовки студентов педвуза к использованию прогрессивных идей народной педагогики в воспитании школьников. // Проблемы педагогического образования. Материалы семинара молодых ученых МИГУ. — М.: МИГУ им. В. 1!. Ленина, 1992, с. 56-57.

11. О готовности учителей к использованию идей народной педагогики в нравственном воспитании школьников. / Проблемы подготовки и повышения квалификации педагогов. Тезисы паучпо-практпческой конференции 14—15 .мая 1992 года. — Москва, 1992, с. 41—45.

Подп. п печ. 21:10.92. О.'ъем II п. л. Лак. 033. Тпр. 100

Типография МП ГУ пы. В. И. Лепппа