автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Нравственное становление детей в православном семейном воспитании
- Автор научной работы
- Шелыгина, Ольга Борисовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Киров
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Нравственное становление детей в православном семейном воспитании"
На правахрукописи
Шелыгина Ольга Борисовна
Нравственное становлениедетей в православном семейном воспитании
13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Киров-2004
Работа выполнена в Вятском государственном гуманитарном университете на кафедре педагогики
Научный руководитель
доктор педагогических наук, профессор
Машарова Татьяна Викторовна
Официальные оппоненты
Ведущая организация
доктор педагогических наук, профессор
Ситаров Вячеслав Алексеевич
доктор философских наук, профессор
Юлов Владимир Федорович
Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара
Защита состоится июня 2004 г. в 16.00. час. на заседании диссертационного совета Д 212.041.01. при Вятском государственном гуманитарном университете по адресу: 610002, г. Киров, ул. Красноармейская, д. 26, ауд.104.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Вятского государственного гуманитарного университета.
Автореферат разослан <£?0> 2004 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
Рудницкая Е.Е.
Общая характеристика работы
Актуальность исследования. Педагогическая наука неразрывно связана с философскими течениями. Различные подходы к пониманию роли и сущности жизни человека предполагают вариативность педагогических теорий в зависимости от философских взглядов и позволяют сделать соответствующий выбор методологических позиций в педагогических исследованиях.
Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (сентябрь 1997 г.) предусмотрено положение о свободе иметь и распространять свои религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, признается особая роль православия в российской истории, культуре и образовании. В докладе «Возрождение России: комплексная научная программа» на заседании координационного совета по гуманитарным и общественным наукам Л.Д. Кудрявцев отмечает, что важное место в научных исследованиях должна занять проблематика веры в повседневной жизни людей.
Актуальность идей православного семейного воспитания определяется несколькими положениями. Во-первых, в России семья является непреходящей ценностью, не только социальной, но и «духовной ячейкой» общества. Семья представляет собой естественную педагогическую среду, оказывает наибольшее воспитательное влияние на ребенка. Во-вторых, необходима разработка условий эффективного духовно-нравственного воспитания детей в семье. Исторический подход позволяет обеспечить более полное понимание путей и способов решения проблемы. В-третьих, если конфессиональная воспитательная система является одной из разновидностей педагогических систем, то исследование особенностей православного семейного воспитания в России и изучение современных тенденций позволит оптимизировать ведущие направления нравственного становления детей. Обращение к идеям и опыту воспитания нравственности необходимо для гуманизации отношений в обществе.
Тысячелетняя история христианства на Руси сформировала конкретные
подходы к решению проблемы нрав человека.
Духовность и нравственность веками связывалась со следованием христианской этике. Религиозные философы - славянофилы (К. С. Аксаков, И.В.Киреевский, А.С.Хомяков и др.) отстаивали мнение о том, что воспитание, основанное на православных традициях, есть наиболее ценное и истинное воспитание. Именно православная педагогика, по мнению С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева, К.Д. Ушинского и др., отвечает запросам общества, менталитету и вере русского человека. Религиозные философы (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Ф.М.Достоевский и др.) предупреждали, что утрата религиозности и духовно-нравственных ориентации в жизни ведет к деградации человека. Поддержка православных идей в воспитании была выражена С.Н.Булгаковым, В.В. Зеньковским, П.А. Флоренским, С.Л. Франком. По их оценке, православие занимает особое место в духовной эволюции человечества.
Христианское учение, имеющее гуманистическую направленность, не противоречит современным духовно-нравственным потребностям общества. Таким образом, актуальность исследования связана с гуманистической ориентацией педагогической науки и с идеей сотрудничества и диалога с различными конфессиями с целью нахождения оптимальных путей развития нравственности.
Несмотря на значимость, проблемы нравственного семейного воспитания в православии остаются недостаточно разработанными. Возникают противоречия: 1) между недостаточностью информации о православном семейном воспитании, закономерностях его функционирования и необходимостью этих знаний для педагогической науки и практики; 2) между потребностью родителей изучения православной педагогики с целью более эффективного воспитания детей и преобладанием репринтных дореволюционных изданий по христианскому воспитанию, не соответствующих современным требованиям и условиям; 3) между светским антропоцентрическим пониманием сущности нравственного воспитания и необходимостью учета православных традиций семьи, носителем которых является ребенок; 4) между правом самоопределения личности в вопросах веры и узкой направленностью педагогического влияния образовательных
учреждений в мировоззренческом плане. Противоречия определили проблему нашего исследования: выявить цели, подходы, содержание, условия, формы и методы, способствующие процессу православного нравственного становления детей в семье.
Объект исследования — православное нравственное становление личности.
Предмет исследования - процесс нравственного становления детей в православной семье.
Цель исследования - обобщить и систематизировать педагогические взгляды православных педагогов и богословов по проблемам нравственного становления детей в семье, построить модель православного семейного воспитания.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «нравственность», «духовность», «нравственное становление» в православной антропологии;
2. Выявить концептуальные положения православного учения о нравственном сознании личности;
3. Охарактеризовать специфику нравственного воспитания детей в семье с позиций православной педагогики;
4. Выявить и классифицировать традиционные и современные методы православного нравственного воспитания, определить условия, обеспечивающие нравственное становление детей в семье.
5. Предложить модель православного семейного воспитания, на ее основе разработать и апробировать курс занятий с родителями с целью нравственного становления детей.
Идея исследования отражена в следующей гипотезе: нравственное становление детей может осуществляться в процессе семейного воспитания, построенного на идеях православного богословия, реализующихся в укладе семьи посредством использования методов развития нравственных качеств.
Методологической основой исследования являются:
-философские концепции личности (Н.Л. Бердяев, С.Н.Булгаков,
И.А Ильин, П. Флоренский, СЛ. Франк и др.);
-антропологическая теория христианства (Б.П.Вышеславцев, свт. Григорий Нисский, свт. Григорий Палама, архимандрит Киприан (Керн), А.В. Кураев, А.И. Осипов, Л В. Сурова, СВ. Троицкий и др.);
- теории богословия нравственности и изучение творений святых отцов по проблеме нравственного воспитания (архимандрит Платон Игумнов, А.П. Желобов, Е.А Карунин, И.О. Лосский, В.М. Мальцева, М.В. Махортова, митрополит Антоний Сурожский, О Н. Новоселов, о. Иоанн Крестьянкин, протоиерей В. Свешников, протоиерей Е. Шестун, М.Г. Тайчинов и др.);
- философские и богословские подходы к решению проблемы выбора методов, организации условий для духовно-нравственного воспитания в семье (о. Александр Ельчанинов, митрополит Амфилохий (Радович), о. Анатолий Гармаев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, св. Иоанн Кронштадтский, свт. Иоанн Златоуст, С.С. Куломзина, о. Сергей Четвериков, свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник и др.);
- исследования особенностей православной педагогики, ее принципов и содержания (И.М. Андреев, В.В. Зеньковский, о. Глеб Каледа, А.Е. Лихачев, Н.Д. Никандров, Б.В. Ничипоров, А.И. Осипов, А.Б. Рогозянский, Т.В. Склярова, Л.В. Сурова и др.);
- исследования процесса православного воспитания нравственности в истории педагогики (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, А.Ю. Гранкин, С.Ф. Егоров, П.Ф. Каптерев, В.О. Ключевский, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина, Л.Н. Модзалевский, В.М. Пилипов, о. Георгий Флоровский и др.).
В качестве методов исследования выступает теоретический анализ философских, богословских, исторических, психологических, педагогических работ, диссертационных исследований, публикаций, эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, тестирование), опытно-экспериментальная работа, анализ результатов педагогического опыта.
Базой экспериментального исследования выступили Вятская православная гимназия им. преп. Трифона, воскресная школа им. блаж. Прокопия.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1998-2001 гг.) посвящен изучению библиографических
источников, теоретическому анализу философской, педагогической, богословской литературы по проблеме исследования, обоснованию актуальности проблемы и разработке основных теоретических положений, уточнению гипотезы, цели и построению программы исследования.
Второй этап (2001-2002 гг.) - разработка теоретических основ исследуемой проблемы, обоснование связи содержания, форм, методов, условий, принципов православного семейного воспитания с христианской антропологией, разработка методики опытной работы.
Третий этап (2002-2004 гг.) эксперимент с целью определения тенденций изменения подходов к нравственному становлению детей в семье в современных условиях, опытно-экспериментальная работа, направленная на проверку гипотезы, разработка и апробация методики педагогической поддержки православного семейного воспитания, оформление выводов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования в том,
что:
- раскрыта сущность и содержание понятий духовность, нравственность, нравственное становление с позиций православия;
- определены положения православного учения о содержании нравственного сознания личности;
- охарактеризованы основные цели, задачи, принципы, содержание, на которые ориентируется воспитательный процесс в православной семье;
- выявлены ведущие подходы к выбору методов и средств, определены условия нравственного православного воспитания в семье;
- разработана модель православного семейного воспитания, на ее основе апробирована методика занятий с родителями.
Практическая значимость состоит в том, что разработан и апробирован курс занятий с родителями, предложенный теоретический материал может быть использован в преподавании курсов истории педагогики и образования, религиоведения, этики, философии образования и воспитания, спецкурсов, связанных с изучением вопросов конфессиональных традиций, семейной педагогики.
Достоверностьрезультатов исследования обеспечивается значитель-
7
ным объемом анализируемых педагогических, исторических и богословских материалов, комплексным использованием методов исследования, сопоставлением полученных научных данных с имеющимся педагогическим опытом.
Апробация результатов основных положений исследования. Концептуальные положения исследования изложены на областных, Всероссийских, международных конференциях: Свято-Трифоновские образовательные чтения (1999, 2000, 2001 гг. - г. Киров), «Краеведческие аспекты воспитания гражданина России» (2001 г. - г. Рязань), «Провинция: процесс международной интеграции в 21 веке» (2001 г. - г. Киров), «Педагогика в поисках идеала научности, целей и ценностей образования» (2002 г. -Г.Владимир). Внедрение полученных результатов осуществлялось через публикации тезисов, статей, а также в процессе организации опытно-экспериментальной работы.
Назащиту выносятся следующиеположения:
1. Анализ православной концепции показал, что
- природа людей тождественна, отличие людей - в уровнях развития нравственности и духовности, которые зависят от воспитания и самовоспитания;
- духовность - это некоторый уровень богоподобия, который достигается высоким развитием духовных качеств и всесторонним совершенствованием личности благодаря свободе и усилиям;
- качество нравственности находится в соответствии с духовными побуждениями и стремлениями человека; нравственность - качественное проявление духовности относительно отношения к людям, способность руководствоваться духовными идеалами и ценностями в жизни, «чистота помыслов» в общении с людьми и доброделание;
- динамика развития нравственности и духовности от образа Божьего к подобию составляет суть воспитания и становления личности; нравственное становление — сознательное свободное приобретение личностью устойчивых духовных качеств, направленных на деятельность в обществе и проявляющихся в нравственных воле, чувствах, знаниях и убеждениях, 8
ценностных ориентирах, мотивах поведения, потребности в доброделании.
2. В православной традиции нравственное сознание представляет собой:
- принятие личностью объективных нравственных законов и ценностей, являющихся ориентиром в духовно-нравственном возрастании (положенного в основу нравственности «естественного нравственного закона» и учения Библии);
- личную духовную ценностную установку в стремлении к реализации в жизни нравственной нормы и духовных ценностей -добродетелей.
3. Специфика православного семейного воспитания определяется основными идеями православной онтологии и антропологии, пониманием семьи как Малой Церкви, что находит отражение в укладе семьи и проявляется в направленности воспитания на абсолютную цель жизни, христоцентрических и антропологических принципах, в руководстве Священным Писанием и Священным Преданием, в приоритете духовно-нравственного содержания воспитания, личностном подходе к ребенку.
4. Нравственное воспитание детей в семье осуществляется посредством методов, направленных на развитие потенциальных качеств всех уровней бытия человека, и через создание условий, способствующих нравственному становлению и включающих: православный уклад и быт, атмосферу любви, воцерковление, пример родителей, воспитание посредством труда, восприятие ребенка как Божьего дара и внимание к промыслу Божьему, субъектный подход к ребенку, учет современных условий и возрастных особенностей для определения оптимальных методов воспитания.
5. Созданная модель православного семейного воспитания позволяет реализовать в практике курс занятий с родителями для поддержки традиций православного воспитания, способствующего нравственному становлению детей в семье.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Основное содержание исследования
Во введении обосновывается, актуальность темы исследования, формулируется проблема, определяется цель, объект и предмет, выдвигается гипотеза, ставятся задачи, определяются методы исследования, раскрывается научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Теоретические аспекты нравственного становления человека в православной антропологии» на основе анализа ведущих антропологических идей православия охарактеризовано понимание нравственности и духовности, рассмотрены подходы к проблеме развития качеств нравственного сознания, определены особенности православной педагогики в семье.
Воспитание находится в зависимости от понимания сущности человека. Задачи, содержание, принципы и методы воспитания определяются смыслом понятий «личность», «духовность», «нравственность». Воспитание, как целенаправленный процесс, без понимания человека и основ его бытия, лишено смысла.
Процесс совершенствования личности предполагает правильное соотношение входящих в человека структурных компонентов бытия. Выделение приоритета тех или иных составляющих, образующих иерархию соподчинения, есть смыслоопределяющее условие ориентации жизни человека и его образования. Согласно православному учению (Максим Исповедник, Григорий Богослов, Филарет Дроздов, ВВ. Зеньковский, А.И. Осипов и др.) существуют пять планов бытия: физический, биологический, психический, нравственный и духовный. Нравственный уровень имеет в своей структуре только человек. Нравственный уровень предполагает естественное, заложенное при творении человека, качество положительного отношения к окружающему миру, и, прежде всего, к людям. Нравственность проявляется в поведении и деятельности человека в обществе. Но не всегда поступки людей качественно совпадают с мотивами. Самым совершенным пластом бытия является уровень духовный. Истинная нравственность не только внешне
привлекательна, но и внутренние ее мотивы обладают только положительными духовными качествами, в основе которых желание бескорыстного блага другому человеку и добротолюбие. Учитывая учения святых отцов (Ефрем Сирин, К.Керн, Климент Александрийский, Феофан Затворник и др.) и идеи философов (Н А. Бердяев, В.В. Зеньковский, П. Флоренский и др.), можно считать, что дух дает потенциальную способность личности совершенствоваться и представляет собой «чистоту помыслов» на пути совершенствования и нравственного служения. Нравственный уровень становится зависимым от качества духовных побуждений человека. Качественное проявление духовной составляющей человека в реальной жизни относительно отношения к людям есть нравственность. Таким образом, нравственное становление личности представляет собой развитие устойчивых духовных индивидуальных качеств человека, которые включают в себя нравственные чувства, знания и убеждения, силу воли, потребности и мотивы добродетельного поведения. Духовная сущность личности, закономерности духовно-нравственного становления определены учеными (Н.А. Бердяев, В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.С. Куломзина, Б.В. Ничипоров, Е. Шестун и др.) Нравственный и духовный уровни есть данность, отличие людей - в качествах нравственности и духовности, которые зависят от воспитания и свободного произволения человека. В православном учении, когда речь идет о нравственности и духовности, имеется в виду качество некоторого уровня богоподобия, которое достигается развитием потенциальных качеств заложенного образа через доброделание и всестороннее совершенствование человеческой личности. Назначение человека в концепции православия состоит в том, чтобы развивать духовные качества через деятельность, и тем самым достигнуть наибольшей степени духовности и нравственности.
Согласно христианской антропологии, природа человека полярна (В.В. Зеньковский, Феофан Затворник, А. Радович и др ). С одной стороны, первородный грех может формировать человека как безнравственное существо, а, с другой стороны, образ Божий в человеке дает силы на возраста-
ние в духовности. Задача родителей заключается в том, чтобы укрепить дух, сделать его определяющим в жизни ребенка.
Православное воспитание, согласно антропологической теории бытия, должно опираться на все составляющие личность уровни, укреплять силы духа, души и тела. Так как нравственный и духовный уровни имеют приоритет в структуре личности, прежде всего необходимо развивать присущие им качества, а процесс воспитания направить на совершенствование ума, воли и чувств.
Понятие о нравственности как проявлении духовной составляющей человека в социальной сфере заставляет обратиться к учению нравственного богословия, чтобы определить признаки, структурные особенности и содержание нравственного сознания личности. В православном богословии в основу нравственности, всех этических и моральных норм положено учение о «естественном нравственном законе». Многие святые отцы и учителя церкви излагали учение о «естественном нравственном законе» (Григорий Богослов, Василий Великий, Максим Исповедник, Иоанн Златоуст и др.) — они признавали объективный закон, заложенный в природе человека, но существующий независимо от него, основой нравственного сознания и поведения. «Естественный нравственный закон» чувствовался интуитивно, был теоретически абстрактным. В христианстве Закон Моисея, содержащий 10 заповедей, наиболее точно раскрывал «естественный нравственный закон». Закон Моисея определял нормы человеческой деятельности, запрещая разного рода нравственные преступления. Расширяя и дополняя Закон, в Новом Завете Иисус Христос дает новое учение о нравственности в Нагорной проповеди. В нем указывается на необходимость ценностей, которые должны стать внутренним убеждением, а не формальным исполнением норм и законов. В Евангелии показаны новые ценности, на которые ориентируется воспитательный процесс личности: милосердие, стремление к совершенству, смирение, честность, сострадание, добродетельность, свобода, миротворчество, самообладание. Главной ценностью признается любовь.
Объективные ценности должны стать достоянием нравственного сознания личности. Нравственное сознание, согласно православному учению, !2
включает в себя несколько уровней. Первый уровень — «нравственная норма». В него входят стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность, воздаяние (П. Игумнов). Нравственная норма представлена в виде объективных законов, она контролирует и дисциплинирует человека (Б.П. Вышеславцев, И.А. Ильин).
Нравственное становление происходит не только в процессе усвоения теоретических правил и законов жизни и следования им на нормативном уровне, но включает собственную активность человека-субъекта и специальную организацию деятельности по осуществлению принятых ценностей. Поэтому более высокий уровень нравственного сознания, зависящий от выбора человека, - ценностная ориентация. Отношение к себе и к миру личность определяет в таких внутренних установках как «иметь» и «быть» (В.В. Зеньковский, П. Игумнов, В. Свешников и др.). Различие личности и индивида ученые (В.В. Зеньковский, Н.О. Лосский) рассматривали в различных ценностных установках. Если у человека стремление «быть», то других людей он воспринимает как цель своего добродетельного существования. Бескорыстные мотивы нравственного поведения, исходящие из установки «быть», не требуют свидетеля, не связаны с эгоистическими желаниями, безусловны по отношению к человеку, не зависят от места и времени. На становление стремления «быть» и понимание безусловной ценности личности направлен православный процесс воспитания.
Последний уровень нравственного сознания - добродетели. В нравственном богословии добродетели рассматриваются - и как качества, принадлежащие в разной степени каждому человеку, характеризующие его положение на лестнице нравственного восхождения, — и как идеал, следуя которому личность совершенствуется, - и как объективные ценности, являющиеся целью существования человека. Добродетели, таким образом, относятся и к сфере сознания (мотивы деятельности, принятые ценности) и к сфере поведения, отражающего и доказывающего внутренние установки. Предназначение человека сводится к тому, чтобы человек потратил максимум усилий для возрастания в добродетели. В стремлении к самовоспитанию в добродетелях заключен нравственный смысл человеческой жизни.
Цели, принципы и содержание православного воспитания в семье зависят от онтологии, религиозного определения сущности и назначения человека и семьи. Поэтому воспитание в православной семье имеет свою специфику, определив которую можно создать оптимальные условия для реализации воспитательного процесса.
Естественной воспитательной средой, в которой наиболее эффективно происходит нравственное становление детей, является семья.
По православной традиции жизнь семьи начинается в таинстве венчания. Главная цель брака - духовная: «взаимное духовное возвышение» (Н.Е. Пестов), «высшее раскрытие личности человека» (А. Ельчанинов), «взаимное восполнение друг друга» (В.В. Зеньковский), «вечное спасение души мужа и жены» (Митрофан Серебрянский). Семья в Библии названа «Малой Церковью». Признаки семьи как малой Церкви: семья освящена благодатью в таинстве венчания, созидание семьи происходит в уважении и любви, семья является центром духовной жизни, у каждого члена семьи существуют свои права и обязанности согласно иерархии, взаимная ответственность за нравственное становление входящих в семью людей.
Православное семейное воспитание - это целенаправленная система воспитания ребенка родителями для успешного развития духовно-нравственных качеств личности при теоретическом руководстве Библии, святоотеческого наследия и современной богословской мысли, при правильном соблюдении возложенных обязанностей, нашедших свое отражение в укладе семьи.
Нравственное воспитание в православной семье основывается на понятиях Священного Писания и Священного Предания. Нравственное становление детей поддерживается благодаря развитию духовных потребностей, мотивов, интересов. Особую роль играет идеал и цель, к которой стремится человек.
Понимание цели жизни человека и смысла его существования определяют цели воспитания. Приближение- к идеалу как реализация человеческого предназначения - есть процесс достижения педагогической цели. Существует два подхода к цели воспитания: абсолютный и реально
достижимый. В православной педагогике большинство мыслителей отстаивают точку зрения об абсолютной цели воспитания, основывающейся на понимании идеи спасения и на представлении о совершенном человеке, воплощающего духовно-нравственные ценности; достижение реальных результатов воспитания принято считать задачами.
В христианском понимании воспитания лежат следующие главные принципы: антропологический, принцип личностной ориентации, эсхатологический, христологический, экклезиологический, сотериологический, теологический и принцип целостности, отражающие основные онтологические и антропологические идеи православного учения. В условиях семьи данные принципы воспитания имеют возможность наиболее полной реализации.
Семейное воспитание только помогает ребенку, создавая условия для его совершенствования (В.В. Зеньковский, И.А. Ильин, С.С.Куломзина). Духовно-нравственное становление детей - процесс долговременный, роль родителей во многом зависит от сформированности и устойчивости их собственных духовных качеств. Атмосфера семьи, ее бьгг влияют на формирование гуманных отношений и чувств, эмоциональной чуткости и милосердия. Быт - это не только условия жизни человека, но и вся окружающая обстановка дома, его уклад. Быт определяет образ жизни и формируется в зависимости от образа жизни. Уклад и ритм жизни православной семьи соответствуют церковным календарным кругам (суточный, недельный, годовой), сам дом похож на храм, настраивает на духовно-нравственную жизнь (священные предметы, соответствующая поучительная литература, скромность). Уют как качественная характеристика спокойствия, любви и заботы в доме оказывает огромное влияние на духовную сферу детей.
Воспитание, направленное на нравственное становление человека, в православной семье можно разделить на воспитание ума, чувства и воли. Нравственной деятельности, чтобы возникнуть и развиваться, требуется сознание критериев должного и желательного, вольный выбор доброделания, чувственная поддержка, рефлексия. Гармоничное воспитание ума, воли и
чувств - есть стремление к подобию триединства Бога (А. Радович). Приоритетом в семейном воспитании является «воспитание сердца» (воспитание чувств). Последовательность развития нравственных качеств: сопереживание - жалость - поступок - деятельность - милосердие - любовь (высшая стадия нравственной личности). Нравственное чувство, реализуясь в поступке, приводит к убеждению в необходимости милосердия и становится внутренней позицией человека. В поведении утверждается приоритет сформированных у человека ценностей. Любовь является необходимым условием нравственного становления, частью, целью и итогом духовно-нравственного воспитания.
Во второй главе «Содержание и методика православного нравственного семейного воспитания детей» раскрыты подходы педагогов, богословов и родителей к проблеме определения содержания, выбора методов и средств нравственного семейного воспитания. На основе модели православного семейного воспитания разработан курс занятий с родителями.
В прошлые столетия взрослые пользовались принципами педагогики, выведенными из Ветхого Завета, основными характерными чертами которых были беспрекословное подчинение детей требованиям взрослых, строгость в отношениях, основа воспитания - страх Божий, жесткий патриархат уклада.
Кроме традиций, идущих из книг Ветхого завета, Сложилась и отеческая традиция воспитания, дополненная новозаветными ценностями, главными из которых стали свобода и любовь. Для осуществления правильного воспитания, по мнению святых отцов, необходимо исходить из установки «быть», опираться на заповеди и ценности Библии, понимать ребенка с его слабостями и особенностями, показывать пример своей добродетельной жизнью. Все святые отцы основной силой нравственного воспитания называли силу любви, дающую родителям чуткость в правильном выборе методов воспитания. При развитии нравственных качеств необходимо обратиться ко всем структурным уровням нравственного сознания. Особая опора на два врожденных «учителя» - творение (данный образ) и совесть (по Иоанну Златоусту): Важнейшим методом воспитания нравственности в первую очередь считалось изучение Священного Писания и Священного 16
Предания, при котором усваивались не только теоретические законы о должном (заповеди, блаженства), но и воспринимались образцы нравственной жизни, формировались идеалы для подражания, служившие руководством к действию.
Проанализировав труды святых отцов, посвященные вопросу воспитания добродетелей, мы вывели следующие общие правила нравственного воспитания: насаждение благоговения к добродетели и нетерпимости к пороку с религиозных оснований, воспитание чувства предстояния перёд Богом, необходимость родительского примера, индивидуальный подход в выборе методов воспитания, приоритет религиозного воспитания, внушение аскетического идеала. Наиболее обычными были авторитарные методы: приказание, надзор, приучение к воздержанию и смирению, наставление, напоминание, предостережение, управление, награды и наказание, внушение страха Божия, а также религиозные: церковные таинства, молитва, праздники, литургическая жизнь, посты и др. Нравственное воспитание не рассматривалось в узком понятии посредством поиска средств и методов, а только в широком — через раскрытие истинной иерархичности человека, развитие внутренних потребностей, осознание цели и смысла жизни.
Идеал воспитания от аскетического и монашеского меняется на идеал нравственного служения на принципах христианской этики, воспитание человека субъекта, идущего к людям, имеющего и отстаивающего ценности (в необходимые человеку качества большинство родителей включают личностные качества, социальную ответственность, действенность убеждений, милосердие, общительность, инициативность). Именно действенность нравственных убеждений, активное следование ценностям - основной критерий развития личности. Деятельность родителей направлена также на разрешение детских противоречий, проблем, возникающих при общении с людьми, имеющими другую систему ценностей и другое мировоззрение.
Методы бессознательного воспитания ребенка (воспитание на традициях семьи, ее "укладе, внушении, автоматизированном следовании требованиям и т.п.) дополняются методами совместного переживания и рассуждения, творческого подхода, воспитанием посредством искусства и
культуры, при приоритете аналитико-диагностических методов, побуждающих сознательно выбирать ценностные мотивы своего поведения и оценивать поступки. Организуется специальная, целенаправленная воспитательная деятельность. Существует взаимосвязь выбора методов от возраста детей: чем старше ребенок, тем более значительное место отводится умственному воспитанию, тем менее авторитарных методов в семейном воспитании. Однако и сейчас воспитание в семье понимается как организация естественных условий для нравственного развития. Основные условия православного семейного воспитания, оказывающих существенное влияние на нравственное становление детей: православный уклад дома, воцер-ковление, единство требований, родительский пример, внушение ответственности за поступки, индивидуальный подход к ребенку, самосовершенствование, атмосфера любви и взаимопонимание, восприятие ребенка как Божьего дара, следование правилам иерархичности семьи, воспитание через искусство, игру и труд, учет полярности природы человека..
С целью совершенствования системы; семейного воспитания (содержания, условий, методов, средств и т.д.) становится актуальной проблема внедрения идей и принципов православной педагогики. Решение данной проблемы предполагает организацию педагогического влияния на семью через работу с родителями, определяемого следующими задачами: совершенствование содержания семейного воспитания, культурное и богословское, просвещение, усвоение традиций народа, моделирование ситуаций социальной проблематики, использование в практике предлагаемых методов и средств, развитие православной направленности семьи в процессе воспитания, обучение диагностикам эффективности воспитания, развитие способностей к сотрудничеству, общению, гуманным отношениям и т.д.
Для определения содержания работы с родителями нами была разработана модель православного семейного воспитания (см. с. 20). Раскрывается возможность использования данной модели в практике, а именно использование ее в определении содержания курса занятий с родителями для более эффективного и направленного семейного воспитания.
Курс имеет несколько направлений: накопление знаний по онтологии, антропологии и православной педагогике, выявление специфики православного семейного воспитания, обсуждение возможности проецирования знаний на практику семьи, моделирование ситуаций социальной проблематики, обсуждение влияния отдельных категорий семейного воспитания на нравственность детей, диагностика воспитательного влияния семьи. В направлениях можно выделить теоретический, теоретико-практический и практический блоки. Теоретический блок способствует освоению необходимой суммы знаний, представляет собой изложение системного содержания материала, связанного с процессом православного семейного воспитания, представленного в модели. Теоретико-практический блок связан с осознанием взаимосвязи теории и практики, усвоением на новом, более осознанном уровне необходимых ценностных категорий, развитием педагогических умений. Практический блок направлен на реализацию полученных знаний непосредственно в семье: на нахождение оптимальных методов и приемов нравственного воспитания при условии ориентации на идеальный процесс воспитания в семье с учетом необходимых условий, принципов, подходов (модель). Специфика содержания работы с родителями определила формы проведения занятий: лекции, семинары, круглые столы. Разработанный курс занятий прошел апробацию в ходе работы с родителями православных семей из Вятской православной гимназии им. преп. Трифона и воскресной школы им, блаж. Прокопия.
Проведенные анкеты, опросы, беседы показали, что у большинства родителей в разной степени были развиты следующие качества: умение использовать в воспитательной деятельности основные теоретические знания по православной педагогике, стремление создания православного семейного уклада, который способствует нравственному становлению членов семьи, умение видеть проблемы ребенка, стремление к нравственному воспитанию детей посредством использования предложенных методов воспитания, способность удерживать внутреннюю установку на личностное восприятие. ребенка, отчет о возможных позитивных и негативных результатах воспитания, стремление создать дружественную атмосферу в семье, умение
19
Уровни Ьытия человека и вид воспитания
Физический «воспитание тела» -физическое воспитание
биологический
психический «воспитание души» -воспитание психических качеств
нравственный «воспитание духа» -духовно-нравственное воспитание
духовный
1 -«------*-
Онтология^ антропология
Цель жизни по христианскому учению
Методы и средства воспитания, используемые родителями Воспитание тела, правильное питание, пост, физкультура, игра, труд, закаливание и др Воспитание души искусство, природа, творчество эмоциональное заражение, дисциплинарные методы поощрения, наказания, требования и др Воспитание духа.
• воспитание ума внушение, объяснение, разъяснение, чтение духовной литературы, убеждения назидания, анализ поступков и ситуаций, разговоры при детях, беседы и др
• воспитание чувств таинства, религиозный опыт развитие чувства благоговения и сопереживания искусство, творчество, эмоциональный контакт и др" - воспитание воли упражнение, аскетические правила, искоренение порока, послушание самовоспитание, приучение, труд, требование и др
цель и задачи православной педагогию!
Цели создания семьи
Задачи нравственного-воспитания детей
Основные принципы воспитания
- антропологический
• принцип личностной ориентации
• эсхатологический ■христологический
•экклезнологический ■сотериологический
- теологический
- принцип целостности
Содержание р Добродетели шития нравственного сознания Воспитание потребности к добро-деланию и самовоспитанию, развитие способности любить
Нравственная Ориентация Становление стремление быть, нравственной устойчивости, мировоззрения, лониианн! безусловной ценности личности
Нравственная норма Переживание понятий стыд, совесть, долг, ответственность» воздаяние
Св Писание Св Предание Чтение и анализ текстов духовной литературы, становление иерархии ценностей
Условия воспитания детей в семье
• православный уклад и быт
- атмосфера любви •воцерковление
- пример родителей
• воспитание посредством труда, искусства, игры
- личностный подход и восприятие ребенка как Божьего дара
семейная иерархия
- единство требований для взрослых и детей
• учет возрастных особенностей
Модель православного семейного воспитания
диагностировать и корректировать воспитательные влияния, способность перенесения конструированной в ходе занятий ситуации, модели взаимодействия с ребенком в воспитательный процесс семьи.
Таким образом, мы предполагаем, что благодаря нашему курсу занятий у большинства родителей воспитательная деятельность стала более осознанной и направленной; проведенные анкеты и опросы свидетельствуют о том, что это находит отражение и в нравственной воспитанности детей.
В заключении сделаны следующие выводы:
1. Внимание к вопросам нравственного воспитания объясняется приоритетной ролью в жизни, деятельности и совершенствовании человека этого направления воспитания. Данное утверждение опирается на понимание иерархического строя уровней бытия человека. Уточнение сущности нравственности и духовности позволило дать определение нравственного становления, раскрыть взаимосвязь качественной характеристики нравственности с духовными ценностями. Динамика развития нравственности и духовности от образа Божия к подобия составляет суть воспитания и совершенствования человека в православном учении. В понятие «нравственное становление» мы вкладываем развитие устойчивых духовных индивидуальных качеств человека через деятельность и доброделание в обществе. Нравственное становление осуществляется благодаря развитию потенциальных духовных качеств, включает в себя воспитание, свободу личности, усилия по самовоспитанию и формирование нравственного сознания.
2. В процессе исследования были выявлены положения православного учения о нравственном сознании личности: безусловная основа нравственности человека в «естественном нравственном законе» и объясняющем его Священном Писании, представление о структуре нравственного сознания, включающей в себя иерархию уровней (нравственная норма - ценностная ориентация — добродетели). Кратко охарактеризованы данные положения, понимание которых необходимо для определения содержания и направления нравственного становления.
3. Особенности построения православного воспитания обусловлены антропологическими и онтологическими идеями христианского учения. Православная семья как Малая Церковь имеет особенности, которые определяют специфику семейного нразственного воспитания: воспитание обусловлено онтологической ответственностью родителей, иерархия и православный уклад семьи, руководство Священным Писанием и Священным Преданием, сочетание христоцеитрических и антропологических принципов воспитания, направленность на абсолютную цель, «педагогика малых дел», приоритет воспитания нравственных чувств, любовь как цель и условие воспитания.
4. Выявлены особенности ветхозазетного и святоотеческого подходов к проблеме выбора методов воспитания в семье: строгость в отношениях и поведение «из страха Божьего», приоритет религиозных и авторитарных методов, опора на послушание детей и пример - самовоспитание взрослых. Методы направлены на развитие качеств всех уровней бытия человека с приоритетом духовно-нравственной сферы. Определены тенденции изменения задач, методов и средств воспитания в современных условиях. Понимание уникальности индивидуальных качеств, пути личностного развития и предназначения позволяют говорить о «личностно-ориентированном воспитании», воспитание активной духовной личности обязывает рассматривать ребенка как субъект и использовать соответствующие методы, обеспечивать определенные условия.
5. Раскрыта возможность использования предложенной модели православного семейного воспитания в практике, а именно использование ее в определении содержания курса занятий с родителями для более эффективного и направленного семейного воспитания.
Основные положения работы отражены в следующих публикациях:
I. Шелыгина О.Б. Роль семьи в нравственном воспитании детей дошкольного возраста // Свято-Трифоновские образовательные чтения. — Киров, 2000.-С.43-46.
2. Шелыгина О.Б. О теоретических основах воспитания патриотизма в православной семейной традиции // Краеведческие аспекты воспитания гражданина России: Материалы научно-практической конференции. - Рязань, 2001.-С.64-67.
3. Шелыгина О.Б. Особенности подходов к построению воспитательного процесса с позиций православной антропологии // Свято-Трифоновские образовательные чтения. - Киров, 2001. - С.49-52.
4. Шелыгина О.Б. Об антропологической основе образования // Провинция: процесс международной интеграции в XXI веке: Материалы международной научно-практической конференции. - Киров, 2001. - С.288.
5. Шелыгина О.Б. Проблемы духовной свободы в процессе воспитания детей// Вестник ВГПУ: научно-методич. журнал. - Киров, 2001. - С. /05 -108.
6. Шелыгина О.Б. Понятие духовности в контексте православия // Сознание - мировоззрение - мышление: Сборник научных статей. - Киров, 2002. -С.75-79.
7. Шелыгина О.Б. Воспитание ума, воли и чувств как средство достижения цели образования в православной педагогике // Педагогика в поисках идеала научности, целей и ценностей образования: Материалы международной конференции памяти И.Я. Лернера. - Владимир, 2002. - С.70-74.
Подписано в печать. И 2004 г. Формат 6084 16
Усл. п. л. 1,3. Тираж 100 экз. Заса г
Печатныйцех ВятГГУ. 610002, г. Киров,ул. Ленина,д. 111.
«-8566
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шелыгина, Ольга Борисовна, 2004 год
Введение.
Глава 1. Теоретические аспекты нравственного становления человека в православной антропологии.
1.1. Положения православной антропологии как основание построения процесса воспитания нравственности личности.
1.2. Сущность нравственного сознания личности в православном учении.
1.3. Особенности православного семейного воспитания в контексте учения о сущности и становлении человека.
Глава 2. Содержание и методика православного нравственного семейного воспитания детей.
2.1. Традиции православного семейного воспитания в целях нравственного становления детей.
2.2. Практика нравственного воспитания детей в православных семьях в современных условиях.
2.3. Модель православного семейного воспитания, работа с родителями с целью педагогической поддержки православного семейного воспитания.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Нравственное становление детей в православном семейном воспитании"
Актуальность исследования. Педагогическая наука неразрывно связана с философскими течениями. Различные подходы к пониманию роли и сущности жизни человека предполагают вариативность педагогических теорий в зависимости от философских взглядов и позволяют сделать соответствующий выбор методологических позиций в педагогических исследованиях.
Законом. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (сентябрь 1997 г.) предусмотрено положение о свободе иметь и распространять свои религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, признается особая роль православия в российской истории, культуре и образовании. В докладе «Возрождение России: комплексная научная программа» на заседании координационного совета по гуманитарным и общественным наукам Л.Д. Кудрявцев отмечает, что важное место в научных исследованиях должна занять проблематика веры в повседневной жизни людей.
Актуальность идей православного семейного воспитания определяется несколькими положениями. Во-первых, в России семья является непреходящей ценностью, не только социальной, но и «духовной ячейкой» общества. Семья представляет собой естественную педагогическую среду, оказывает наибольшее воспитательное влияние на ребенка. Во-вторых, необходима разработка условий эффективного духовно-нравственного воспитания детей в семье. Исторический подход позволяет обеспечить более полное понимание путей и способов решения проблемы. В-третьих, если конфессиональная воспитательная система является одной из разновидностей педагогических систем, то исследование особенностей православного семейного воспитания в России и изучение современных тенденций позволит оптимизировать ведущие направления нравственного становления детей. Обращение к идеям и опыту воспитания нравственности необходимо для гуманизации отношений в обществе.
Тысячелетняя история христианства на Руси сформировала конкретные подходы к решению проблемы нравственного становления человека. Духовность и нравственность веками связывалась со следованием христианской этике. Религиозные философы - славянофилы (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков и др.) отстаивали мнение о том, что воспитание, основанное на православных традициях, есть наиболее ценное и истинное воспитание. Именно православная педагогика, по мнению С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева, К.Д. Ушинского и др., отвечает запросам общества, менталитету и вере русского человека. Религиозные философы (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Ф.М. Достоевский и др.) предупреждали, что утрата религиозности и духовно-нравственных ориентаций в жизни ведет к деградации человека. Поддержка православных идей в воспитании: была выражена С.Н. Булгаковым, В.В. Зеньковским, П.А. Флоренским, C.JI. Франком. По их оценке, православие занимает особое место в духовной эволюции человечества.
Христианское учение, имеющее гуманистическую направленность, не противоречит современным духовно-нравственным потребностям общества. Таким образом, актуальность исследования связана с гуманистической ориентацией педагогической науки и с идеей сотрудничества и диалога с различными конфессиями с целью нахождения оптимальных путей развития нравственности.
Несмотря на значимость, проблемы нравственного семейного воспитания в православии остаются недостаточно разработанными. Возникают противоречия: 1) между недостаточностью информации о православном семейном воспитании, закономерностях его функционирования и необходимостью этих знаний для педагогической науки и практики; 2) между потребностью родителей изучения православной педагогики с целью более эффективного воспитания детей и преобладанием репринтных дореволюционных изданий по христианскому воспитанию, не соответствующих современным требованиям и условиям; 3) между светским антропоцентрическим пониманием сущности нравственного воспитания и необходимостью учета православных традиций семьи, носителем которых является ребенок; 4) между правом самоопределения личности в вопросах веры и узкой направленностью педагогического влияния образовательных учреждений в мировоззренческом плане. Противоречия определили проблему нашего исследования: выявить цели, подходы, содержание, условия, формы и методы, способствующие процессу православного нравственного становления детей в семье.
Объект исследования - православное нравственное становление личности.
Предмет исследования - процесс нравственного становления детей в православной семье.
Цель исследования - обобщить и систематизировать педагогические взгляды православных педагогов и богословов по проблемам нравственного становления; детей в семье, построить модель православного семейного воспитания.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание понятий «нравственность», «духовность», «нравственное становление» в православной антропологии;
2. Выявить концептуальные положения православного учения о нравственном сознании личности;
3. Охарактеризовать специфику нравственного воспитания детей в семье с позиций православной педагогики;
4. Выявить и классифицировать традиционные и современные методы православного нравственного воспитания, определить условия, обеспечивающие нравственное становление детей в семье.
5. Предложить модель православного семейного воспитания, на ее основе разработать и апробировать курс занятий с родителями с целью нравственного становления детей.
Идея исследования отражена в следующей гипотезе: нравственное становление детей может осуществляться в процессе семейного воспитания, построенного на идеях православного богословия, реализующихся в укладе семьи посредством использования методов развития нравственных качеств.
Методологической основой исследования являются:
- философские концепции личности (H.JI. Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А. Ильин, П. Флоренский, C.JI. Франк и др.);
-антропологическая теория христианства (Б.П.Вышеславцев, свт. Григорий Нисский, свт. Григорий Палама, архимандрит Киприан (Керн), А.В. Кураев, А.И. Осипов, JI.B; Сурова, С.В. Троицкий и др.);
- теории богословия нравственности и изучение творений святых отцов по проблеме нравственного воспитания (архимандрит Платон Игумнов, А.П; Желобов, Е.А. Карунин, Н.О. Лосский, В.М. Мальцева, М.В. Махортова, митрополит Антоний Сурожский, О.Н. Новоселов, о. Иоанн Крестьянкин, протоиерей В. Свешников, протоиерей Е. Шестун, М.Г. Тайчинов и др.);
- философские и богословские подходы к решению проблемы выбора методов, организации условий для* духовно-нравственного воспитания в семье (о.Александр Ельчанинов, митрополит Амфилохий (Радович), о. Анатолий Гармаев, В.В. Зеньковский, И.А.Ильин, св. Иоанн Кронштадтский, свт. Иоанн Златоуст, С.С. Куломзина, о. Сергей Четвериков, свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник и др.);
- исследования особенностей православной педагогики, ее принципов и содержания (И.М. Андреев, В.В. Зеньковский, о. Глеб Каледа, А.Е. Лихачев, Н.Д. Никандров, Б.В. Ничипоров, А.И; Осипов, А.Б. Рогозянский, Т.В. Склярова, Л.В. Сурова и др.);
- исследования процесса православного воспитания нравственности в истории педагогики (Б.М. Бим-Бад, М.В.Богуславский, А.Ю. Гранкин, С.Ф. Егоров, П.Ф. Каптерев, В.О. Ключевский, Г.Б. Корнетов, Д.И. Латышина, Л.Н. Модзалевский, В.М. Пилипов, о. Теорий Флоровский и др.).
В качестве методов исследования выступает теоретический анализ философских, богословских, исторических, психологических, педагогических работ, диссертационных исследований, публикаций, эмпирические методы (анкетирование, наблюдение, беседа, опрос, тестирование), опытно-экспериментальная работа, анализ результатов педагогического опыта.
Базой экспериментального исследования выступили Вятская православная гимназия им. преп. Трифона, воскресная школа им. блаж. Прокопия.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (1998-2001 гг.) посвящен изучению библиографических источников, теоретическому анализу философской, педагогической; богословской, литературы по проблеме исследования, обоснованию актуальности проблемы и разработке основных теоретических положений, уточнению гипотезы, цели и построению программы исследования.
Второй этап (2001-2002 гг.) - разработка теоретических основ исследуемой проблемы, обоснование связи содержания, форм, методов, условий, принципов православного семейного воспитания с христианской антропологией, разработка методики опытной работы.
Третий этап (2002-2004 гг.) эксперимент с целью определения тенденций изменения, подходов к нравственному становлению детей в семье в современных условиях, опытно-экспериментальная работа, направленная на проверку гипотезы, разработка и апробация методики педагогической поддержки православного семейного воспитания, оформление выводов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования, в том, что:
-раскрыта сущность и содержание понятий духовность, нравственность, нравственное становление с позиций православия;
-определены положения православного учения о содержании нравственного сознания личности;
- охарактеризованы основные цели, задачи, принципы, содержание, на которые ориентируется воспитательный процесс в православной семье;
- выявлены ведущие подходы к выбору методов и средств, определены условия нравственного православного воспитания в семье;
- разработана модель православного семейного воспитания, на ее основе апробирована методика занятий с родителями.
Практическая значимость состоит в том, что разработан и апробирован курс занятий с родителями, предложенный теоретический материал может быть использован; в преподавании курсов истории педагогики и образования, религиоведения, этики, философии образования и воспитания, спецкурсов, связанных с изучением вопросов конфессиональных традиций, семейной педагогики.
Достоверность результатов исследования обеспечивается значительным объемом анализируемых педагогических, исторических и богословских материалов, комплексным использованием методов исследования, сопоставлением полученных научных данных с имеющимся педагогическим, опытом.
Апробация результатов основных положений исследования. Концептуальные положения исследования изложены на областных, Всероссийских, международных конференциях: Свято-Трифоновские образовательные чтения (1999, 2000, 2001 гг. - г.Киров), «Краеведческие аспекты воспитания гражданина России» (2001 г. - г. Рязянь), «Провинция: процесс международной интеграции в 21 веке» (2001 г. - г.Киров), «Педагогика в поисках идеала научности, целей и ценностей образования» (2002 г. -г.Владимир). Внедрение полученных результатов осуществлялось через публикации тезисов, статей, а также в процессе организации опытно-экспериментальной работы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Анализ православной концепции показал, что
- природа людей тождественна, отличие людей - в уровнях развития нравственности и духовности, которые зависят от воспитания и самовоспитания;
- духовность - это некоторый уровень богоподобия, который достигается высоким развитием духовных качеств и всесторонним совершенствованием личности благодаря свободе и усилиям;
- качество нравственности находится в соответствии с духовными побуждениями и стремлениями человека; нравственность - качественное проявление духовности относительно отношения к людям, способность руководствоваться духовными идеалами и ценностями в жизни, «чистота помыслов» в общении с людьми и доброделание;
- динамика развития нравственности и духовности от образа Божьего к подобию составляет суть воспитания и становления личности; нравственное становление - сознательное свободное приобретение личностью устойчивых духовных качеств, направленных на деятельность в обществе и проявляющихся в нравственных воле, чувствах, знаниях и убеждениях, ценностных ориентирах, мотивах поведения, потребности в доброделании.
2. В православной традиции нравственное сознание представляет собой:
- принятие личностью объективных нравственных законов и ценностей, являющихся ориентиром в духовно-нравственном возрастании (положенного в основу нравственности «естественного нравственного закона» и учения Библии);
- личную духовную ценностную установку в стремлении к реализации в жизни нравственной нормы и духовных ценностей - добродетелей.
3. Специфика православного семейного воспитания определяется основными идеями православной онтологии и антропологии, пониманием семьи как Малой Церкви, что находит отражение в укладе семьи и проявляется в направленности воспитания на абсолютную цель жизни, христоцентрических и антропологических принципах, в руководстве Священным Писанием и Священным Преданием, в приоритете духовно-нравственного содержания воспитания, личностном подходе к ребенку.
4. Нравственное воспитание детей в семье осуществляется посредством методов, направленных на развитие потенциальных качеств всех уровней бытия человека, и через создание условий, способствующих нравственному становлению и включающих: православный уклад и быт, атмосферу любви, воцерковление, пример родителей, воспитание посредством труда, восприятие ребенка как Божьего дара и внимание к промыслу Божьему, субъектный подход к ребенку, учет современных условий и возрастных особенностей для определения оптимальных методов воспитания.
5. Созданная модель православного семейного воспитания позволяет реализовать в практике курс занятий с родителями для поддержки традиций православного воспитания, способствующего нравственному становлению детей в семье.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Процесс совершенствования личности предполагает правильное соотношение входящих в человека структурных компонентов бытия. Выделение приоритета тех или иных составляющих, образующих иерархию соподчинения, и есть смыслоопределяющее условие ориентации жизни человека, и в частности образования.
Согласно православному учению существуют несколько планов бытия: физический, биологический, психический, нравственный, духовный. Нравственный уровень имеет в своей структуре только человек. Нравственный уровень качество положительного отношения к окружающему миру. Нравственность проявляется в поведении и деятельности человека в обществе. Мотивы истинной нравственности обладают только положительными духовными качествами, в основе которых желание бескорыстного блага другому человеку и добротолюбие. Нравственность зависима от качества духовных побуждений человека. Качественное проявление духовной составляющей человека в реальной жизни относительно отношения к людям и есть нравственность. Таким образом, нравственное становление личности представляет собой сознательное свободное обретение устойчивых духовных индивидуальных качеств.
По природе люди одинаковы, если нравственный уровень дан человеку как входящий в его сущность, пласт бытия, то нравственность - это высшее развитие потенциальных нравственных качеств, приобретаемое благодаря свободе и усилиям человека. Назначение человека состоит в том, чтобы реализовать данные возможности, через деятельность достигнуть наибольшей степени нравственности.
Воспитательный процесс должен быть направлен на все составляющие личность уровни. Современная православная педагогика опирается на «этический реализм» (по С.Л. Франку), так как именно от человека зависит становление его как личности и восхождение к миру идеальных ценностей.
Динамика развития нравственности и духовности от образа Божия к подобию составляет суть воспитания и становления человека в православном учении. В онтологическом плане категория личности неотделима от человека. Чем больше личность как образ воплощена в человеке, чем сильнее задействованы силы духа для совершенствования, тем ближе человек к духовности, как потенциальному подобию. Процесс воспитания строится с опорой на индивидуальные личностные качества, отражающие предназначение человека. Несводимость личности к внешним проявлениям позволяет говорить об оптимизме идей православной педагогики.
В православной традиции в основу нравственности, всех этических и моральных норм положено учение о «естественном нравственном законе». Святые отцы и учителя церкви признавали закон основой нравственного поведения, заложенного в природе каждого человека. Закон Моисея констатировал интуицию и делал ее понятной разуму человека. Он содержит 10 заповедей, наиболее точно раскрывающих «Естественный нравственный закон».
Закон Моисея рассматривает прежде всего человеческую деятельность, запрещая разного рода нравственные преступления. В Новом Завете Иисус Христос дает новое учение о нравственности в Нагорной проповеди. В нем указывается на ценности человека, которые должны стать внутренним убеждением, а не формальным исполнением норм и законов. В Евангелии показана новая система ценностей, находящая свое воплощение в деятельном милосердии при условии отношения субъекта к другому человеку как высшей ценности.
Нравственное сознание делает человека нравственной личностью. Нравственное сознание включает в себя несколько взаимодополняемых уровней.
- Нравственная норма. Она включает в себя стыд, совесть, долг, обязанность, ответственность, воздаяние. Нравственная норма контролирует и дисциплинирует человека, диктует ему определенные законы, накладывает табу. Норма представлена в виде объективных законов нравственного сознания.
- Ценностная ориентация. Нравственное становление происходит не только в процессе усвоения теоретических правил и законов жизни и следования им на нормативном уровне, но и включает собственную активность человека как субъекта и специальную организацию деятельности по осуществлению принятых ценностей. Отношение к себе и к миру личность определяет в таких внутренних установках как «иметь» и «быть». При установке «быть» человек воспринимает других людей других людей как цель своего добродетельного существования. Он добродетелен из-за побуждения совести, от сознания нравственного долга и обязанности. Бескорыстные мотивы нравственного поведения: не требуют свидетеля, не связаны с эгоистическими желаниями, безусловны по отношению к любому человеку, не зависят от места и времени.
- Добродетели. Это качества идеала, которые нужно приобретать, в стремлении к которым заключен нравственный смысл человеческой жизни, это устойчивая потребность человека к деланию добра. Предназначение человека сводится: к тому, чтобы человек потратил максимум усилий для возрастания в добродетели.
Добродетели рассматриваются - и как качества, принадлежащие в разной степени каждому человеку, характеризующие его положение на лестнице нравственного восхождения — и как идеал, в стремлении к которому личность совершенствуется - и как объективные ценности являющиеся целью существования человека. Добродетели относятся и к сфере сознания (мотивы деятельности, принятые ценности) и к сфере поведения, отражающего и доказывающего добродетели.
Нравственность религиозного человека имеет своим источником и опирается на естественный нравственный закон и Священное Писание, поддерживается и расширяется благодаря действию духовных потребностей, мотивов, интересов. Особую роль играет идеал и цель, к которой стремится человек. Роль сознания человека увеличивается, оно становится носителем нравственной идеи. Нравственное сознание становится феноменом, соединяющим сферы, человеческую и Абсолютную. Проявления нравственного сознания в действиях рассматриваются- как совместный акт человека и ноуменального божественного мира, где свободная воля человека считается определяющей.
Цели, принципы и содержание православного семейного воспитания зависят от религиозного определения сущности, назначения человека, от понимания особенностей нравственного сознания и деятельности.
В православной педагогике большинство мыслителей отстаивают точку зрения об абсолютной цели воспитания, которая основывается на представлении о совершенном человеке, воплощающего общечеловеческие духовно-нравственные ценности на пути к богоподобию.
Воспитание только помогает ребенку, создавая условия для его совершенствования. Личность ребенка развивается главным образом в семье. Именно в ней ребенок приобретает нравственные установки, которые он сможет перенести на общественные отношения. Семья призвана стать школой нравственности и духовности.
В христианской семье есть установленное Библией иерархическое устроение. Муж и отец является главою малой Церкви [1 Kop.ll, 3]. Каждый из членов семьи осуществляет свое служение согласно семейному положению, но сохраняет при этом свободу и достоинство.
Согласно православному учению, воспитывая детей сверяясь с текстом Священного Писания и Предания, а так же с голосом совести - условие объективно правильного воспитания. Понимание ребенком; того, что родители несут за него ответственность перед Богом, сознание, что его поведение играет решающую роль не только в собственной судьбе, но и в родительском спасении, заставляет серьезнее относиться к своей жизни, выполняя этим сыновий долг.
Атмосфера семьи, ее быт влияют на формирование гуманных отношений и чувств, эмоциональной чуткости и милосердия. Быт - это не только условия жизни человека, но и вся окружающая обстановка дома, его уклад. Быт определяет образ жизни и формируется в зависимости от образа жизни человека. Уют, как качественная характеристика спокойствия, любви и заботы в доме без специального изложения понятий нравственности оказывает огромное влияние на духовную сферу детей.
Таким образом, православное семейное воспитание - это целенаправленная система воспитания ребенка родителями для успешного развития духовно-нравственных качеств личности при теоретическом руководстве Библии, святоотеческого наследия и современной богословской мысли, при правильном соблюдении возложенных обязанностей, нашедших свое отражение в укладе семьи.
Проблема определенной* ориентации процесса семейного воспитания решается засчет введения новых принципов, отражающих онтологические и антропологические идеи христианского учения (христологический, сотериологический, эсхатологический, антропологический, теологический, экклезиологический и другие принципы). Началом совершенствования, его необходимым условием, частью, целью и итогом духовно-нравственного воспитания является любовь.
В прошлые столетия пользовались принципами педагогики, выведенными из Ветхого Завета, характеризующимися обязательностью ритуала,, стремлением к аскетизму, строгостью в отношениях, поведении, основанном на страхе Божием.
Сложилась и святоотеческая традиция воспитания, основанная на сочетании ветхозаветных требований с пониманием определяющей роли любви. Понимание правильного воспитания исходит из установки «быть», опирается на заповеди Библии. Святые отцы основной силой нравственного воспитания называли силу любви, дающую родителям чуткость в правильном выборе методов воспитания.
С позиций христианской антропологии при развитии нравственных качеств нужно обратиться ко всем структурным уровням нравственного сознания. Особая опора на. два врожденных «учителя»: творение - данный образ и совесть (по святителю Иоанну Златоусту). Изучение Священного Писания и Священного Предания, чтение Библии и святоотеческой литературы было необходимым требованием для умственного воспитания и понимания основ веры. Поучения были руководством к действию, а Нагорная проповедь давала понятие идеальных качеств человека.
При анализе литературы прошлого века можно видеть, что наиболее обычными были авторитарные методы: приказание, надзор, приучение к воздержанию и смирению, наставление, напоминание, предостережение, управление, награды и наказание, внушение страха Божия, церковные таинства. Целью воспитания ставилось воспитание внутреннего субъекта, способного следовать, принятым духовно-нравственным ценностям в жизни, смиряясь перед встречающимися трудностями; Нравственное воспитание рассматривалось в широком смысле - как раскрытие истинной иерархичности человека, развитие внутренних потребностей через осознание цели и смысла жизни. Религиозное воспитание было приоритетным.
Идеал воспитания от аскетического и монашеского меняется на идеал нравственного служения на принципах христианской этики, воспитание человека - субъекта, идущего к людям, имеющего и отстаивающего ценности. В современных условиях основу человеческой личности должна составлять «духовная нравственность», основанная на активной субъектной позиции духовной личности.
Методы бессознательного воспитания ребенка (воспитание на традициях семьи, ее укладе, внушении, убеждении и т.п.) дополняются методами•: совместного переживания и рассуждения, творческого подхода и диалектизма, воспитанием посредством игры, труда и искусства, при приоритете аналитико-диагностических методов, побуждающих сознательно выбирать ценностные мотивы своего поведения и оценивать поступки.
Переосмысливаются возможности и условия применения наказаний и поощрений;
В общем, в богословско-педагогической теории обсуждаются различные методы, способствующие нравственному становлению детей. Важное место уделяется способам организации нравственной деятельности в обществе и сочетанию традиционно религиозных методов с научными педагогическими методами. Однако и сейчас, воспитание в семье, в целом понимаемое как организация условий для нравственного развития, нетехнологично.
Признание не только физиологических и психологических особенностей каждого ребенка, но и метафизической самоценной уникальности каждого, зависящей от объективного предназначения (заданности), привело к принятию личностно-ориентированного воспитания. Нравственное воспитание, одно из основных в воспитании личности, направлено, прежде всего, на воспитание социально-полезных общечеловеческих качеств, развивающихся во взаимосвязи с физико-психологическими свойствами человека
Содержание и методика нравственного воспитания в семье, основанные на антропологических и онтологических идеях православия, имеют свою специфику, что показано в созданной модели православного семейного воспитания.
С целью совершенствования системы семейного воспитания (содержания, условий; методов, средств и т.д.) становится актуальной проблема внедрения идей и принципов православной педагогики. Решение данной проблемы предполагает организацию педагогического влияния на семью через работу с родителями. Для определения содержания работы с родителями мы воспользовались моделью православного семейного воспитания.
Курс имеет несколько направлений: накопление знаний по онтологии, антропологии и православной педагогике, выявление специфики православного семейного воспитания, обсуждение возможности проецирования знаний на практику семьи, моделирование ситуаций социальной проблематики, обсуждение влияния отдельных категорий семейного воспитания на нравственность детей, диагностика воспитательного влияния семьи. В направлениях можно выделить теоретический, теоретико-практический и практический блоки. Специфика содержания работы с родителями определила формы проведения занятий: лекции, семинары, круглые столы. Мы предполагаем, что благодаря нашему курсу занятий у большинства родителей воспитательная деятельность стала более осознанной и направленной; проведенные анкеты и опросы свидетельствуют о том, что это находит отражение и в нравственной воспитанности детей.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шелыгина, Ольга Борисовна, Киров
1. Авсиевич М.Т., Кулажеико J1.E. Семейное воспитание и нравственное развитие ребенка. - Минск: б.и., 1991.-25 с.
2. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Навстречу друг другу. Мн.: Нар. Асвета, 1992. - 127 с.
3. Амфилохий (Радович), митр. Основы православного воспитания. -Пермь: ПО Панагия, 2000. 208 с.
4. Андреев И.М. О православно-христианском нравственном воспитании детей дошкольного возраста. // Психологический журнал. 1993.-№4.-С.170-173.
5. Андреев И.М. Православно-христианское нравственное богословие. // Психологический журнал. 1993.-№4.-С.173-175.
6. Антология педагогической мысли христианского Средневековья. / Сост. Безрогов В.Г., Варьяш О.И. М.: А.О. Аспект Пресс , 1994. -400с.
7. Апресян; Р.Г. Первичные детерминанты нравственного опыта. // Вопросы философии. —1993;- №8.-С.32-44.
8. Арсеньев Н. Духовные традиции русской семьи. // Воспитание школьников.- 1998.-№3.-С.31-34
9. Арх. Иоанн (Экономцев). Православное образование в России: традиция и развитие, уроки и перспективы. // Педагогика. 1999. -№4.- С. 15-21.
10. Арх.Платон (Игумнов). Ответственность как принцип отношения к жизни. // Образование. 1997.- №1.- С.23-34.
11. Арх. Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - 240 с.
12. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. / пер. с франц. Я.Ю.Старцева Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1999.-416 с.
13. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. -М.: Просвещение, 1995. 291с.
14. Баркова Н.Н. Проблема нравственного идеала в теории и практике воспитания в России во второй половине XIX-XX. веков. Дисс. . канд. пед. наук.- М., 1996.
15. Бачинин В.А. Духовная культура личности. Mi: Политиздат ,1986.-108 с.
16. Бездухов В.П. Киреевский И.В:, Хомяков А.С. Принцип соборности в воспитании. // Педагогика. 1998. - № 7.- С.78-81.
17. Белоусова Е.В. Использование традиций русского народа в нравственном воспитании младших школьников. Дисс. . канд. пед. наук.- Ульяновск ,1998.
18. Белюстин И.И. Вечерние беседы с крестьянами. СПб: б.и., 1865. -196 с.19