Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Освоение русской культуры конца XIX - начала ХХ века в процессе нравственно-эстетического становления выпускников средней школы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Белоусова, Елена Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1998
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Освоение русской культуры конца XIX - начала ХХ века в процессе нравственно-эстетического становления выпускников средней школы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Белоусова, Елена Ивановна, 1998 год

Введение. 4.

Глава 1. Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания старшеклассников на занятиях по изучению русской культуры конца X1X - начала XX века:

1.1. Об особенностях русской культуры конца XI Х-начала XX века.13.

1.2. Обзор учебно-методической литературы по проблеме нравственно-эстетического воспитания старшеклассников.44.

КЗ.Психолого-педагогические основы нравственно-эстетического становления старшеклассников.55.

Глава 2. Освоение русской культуры конца X1X - начала XX века как педагогическая проблема. 2.1.Основы нравственно- эстетического становления старшеклассников в усло-% виях эстетически направленного общения.69.

2.2. Роль внеклассной и внешкольной работы в процессе становления выпускников средней школы.77.

2.3.Факультативные занятия по литературе в нравственно-эстетическом становлении старших школьников.84.

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа в процессе становления старшеклассников на занятиях по русской культуре конца XIX - начала XX века.

3.1. Организация и управление опытно-экспериментальным исследованием.112.

3.2. Формирующий этап экспериментального преподавания.134.

3.3. Анализ опытно- экспериментальной работы по нравственно-эстетическому становлению старшеклассников при освоении русской культуры рубежа X1X и XX столетий.141.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Освоение русской культуры конца XIX - начала ХХ века в процессе нравственно-эстетического становления выпускников средней школы"

Актуальность темы исследования. Современное состояние общества, вызванное экономическими, социальными, политическими, культурными преобразованиями отразилось на такой восприимчивой к переменам области, как образование и воспитание подрастающего поколения. Процессы, происходящие в жизни общества , закреплены в Конституции РФ ( от 12. 12. 1993.), с. 28, 43; Законе РФ " Об образовании"( 10. 07. 1992 г). Ведущими принципами образования и воспитания названы гуманистический характер, свободное развитие личности.

Одной из главных задач совершенствования работы общеобразовательной школы становится задача улучшения нравственно- эстетического воспитания школьников, развития чувства прекрасного, формирование художественных вкусов, умения правильно понимать и ценить произведения искусства. Развивать и повышать нравственно- эстетический уровень старших школьников необходимо воздействием на них комплекса различных искусств: театра, живописи, музыки и т.д. Развитие универсальных способностей, необходимых для занятий любым видом эстетической деятельности - эмоциональной отзывчивости, образного, интонационного мышления, самостоятельности оценок и суждений и т. д., закладывает основы становления человека, способного во взрослой жизни ощущать себя как часть мироздания, проникать в мир художественных ценностей на основе понимания причинно-следственных связей, своеобразия средств выразительности и духовности содержания произведения искусства, выявления личной позиции в сфере художественной культуры.

Вопросы нравственно- эстетического воспитания нашли отражение в трудах древнегреческих ученых Платона, Аристотеля, Геродота, Демокрита. К формированию человека в соответствии с идеалами добра и красоты призывали гуманисты прошлого - философы и педагоги Ф. Рабле, М. Монтень, Т. Мор, Т.

Кампанелла, Я. А. Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др. Проблемы органического единства нравственного и эстетического, роли искусства , литературы в нравственно - эстетическом становлении юношества ставились классиками отечественной педагогической мысли ( В. И. Водовозов, В. П. Острогорский, В. Я. Стоюнин, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий). Научная литература рассматривает усиление нравственно- эстетического становления и воздействие на подростков, развитие читательского восприятия и интереса к чтению, к литературе( В. В. Голубков, М. А. Рыбникова, Г. И. Беленький, О. Ю. Богданова, О. И. Никифорова и др.). Вопросы нравственно- эстетического становления школьников рассматривались в работах Ю. К. Бабанского, А. Е. Дмитриева, Г. Н. Волкова, И. Я. Лернера, В. А. Разумного, Л. В. Тодорова, М. Н. Скаткина, И. Ф. Харламова и др. Культурологические подходы к исследуемой проблеме связаны с именами В. И. Вернадского, А. Швейцера, Т. де Шардена, Р, Бенедикт, М. Мид, Р.- М. Рильке, X. Ортега-и-Гассета и других ученых.

Искусствоведческие аспекты проблемы отражены в трудах Б. В. Асафьева, Н. В. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, А. Ф. Лосева, Н. К. Рериха, К. С. Станиславского, М. И. Кнебель и др. К исследованию творческой деятельности учителя обращены работы О. С. Анисимова, Н. Н. Моисеева, В. А. Кан- Калика, В. М. Шепеля, Н. Д. Никандрова. Многие психологи и педагоги (Наторп, Дьюи, Кершенштайнер, В. Килпатрик, М. Вертгеймер, М. Хейзинга) отмечают эстетический характер среды , в которой формируется личность.

Наличие разработок по отдельным предметам гуманитарно- эстетического цикла не снимает проблемы , так как принцип комплексного подхода в них недостаточно отражен. Необходимы программы интегрированного курса для старшеклассников, включающие разнообразные формы продуктивной творческой деятельности в учебной и внеучебной работе. Недостаточная научная и практическая разработанность проблемы, поиск эффективных путей и средств улучшения нравственно- эстетического воспитания учащихся старших классов обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Внимание к комплексному воздействию искусств, потребность практики подтверждают необходимость научного осмысления своеобразия процесса нравственно- эстетического становления старшеклассников в условиях комплексного подхода к освоению русского искусства рубежа XIX и XX веков.

В исследовании обозначен подход от знаний к творчеству, что способствует процессу создания особой заинтересованности, свободной творческой среды.

Проблема исследования заключается в устранении противоречий между потребностями практики в организации процесса нравственно- эстетического становления старшеклассников в условиях целенаправленного комплекса искусств и недостаточной разработанностью научно-обоснованных и практических подходов к решению этой задачи.

Цель исследования : разработать научные и практические положения нравственно-эстетического становления старшеклассников на основе комплексного освоения русской культуры конца XIX - начала XX века в современной школе; обосновать необходимость создания технологии комплексного подхода в сфере гуманитарных дисциплин; определить содержание , формы и методы творческой деятельности старших школьников.

Объектом исследования является учебно-воспитательный процесс в сфере эстетической деятельности учащихся 11-х классов средней школы.

Предмет исследования - нравственно- эстетическое становление старшеклассников при комплексном освоении русской культуры конца XIX -начала XX века.

В основу исследования положена следующая гипотеза: нравственно-эстетическое становление старшеклассников будет эффективным: при личностном освоении культуры рубежа X1X и XX веков; при создании условий для разностороннего творческого выражения личности старших школьников; при высоком уровне развития творческих способностей старшеклассников, если они отвечают определенным критериям развитости; если будут выработаны конкретные структурные компоненты нравственно-эстетического становления старших школьников на основе комплексного освоения ими русского искусства рубежа XIX и XX столетий.

В соответствии с целью и гипотезой определены задачи исследования:

• на основе анализа и обобщения историко-теоретических источников в области изучаемой педагогической проблемы определить общенаучные представления о нравственно- эстетическом становлении как важной составляющей содержания всего воспитательного процесса; выявить общедидактические способы этого формирования;

• теоретически разработать и экспериментально проверить систему нравственно- эстетического становления старшеклассников и создания условий для разностороннего выражения личности старших школьников в многообразной эстетической деятельности в общеобразовательной школе;

• изучить особенности нравственно- эстетического становления старшеклассников в процессе эстетической деятельности;

• разработать программу факультативного курса "Русское искусство конца XIX - начала XX века" для дополнительного образования учащихся 11-х классов общеобразовательной школы , как одного из средств нравственно- эстетического становления старшеклассников;

• в ходе эксперимента проверить эффективность использования предложенной программы факультативного курса по русскому искусству рубежа XIX и XX столетий на интегративной основе; проанализировать взаимосвязь между уровнем сформированности способностей и эффективностью усвоения основ эстетических знаний;

Методологическую основу исследования составляют положения теории познания, принципы диалектического взаимодействия научного и художественного путей познания и развития личности, отечественные и зарубежные философские идеи о роли искусства в обществе и государстве, современные теории истории искусства, положения психолого- педагогической науки о широких возможностях нравственно-эстетического развития учащихся.

В процессе исследования были использованы следующие методы:

• теоретический анализ, обобщение научных идей и взглядов, изложенных в философии, психологии, педагогике, методике по теме;

• анализ программ и опубликованных проектов стандартов школьных курсов;

• метод наблюдения и опытно- диагностическая работа;

• социолого-педагогические методы: опрос, анкетирования, беседы, интервьюирование;

• экспериментальное преподавание на основе разработанных программ и методик в общеобразовательных школах Подмосковья.

Научная новизна и теоретическая значимость заключается в том, что

• теоретически разработана и экспериментально проверена система нравственно- эстетического становления старшеклассников, включающая творческую деятельность старших школьников в условиях комплексного воздействия музыки, изобразительного искусства, литературы, театра;

• опираясь на данные психологии, историко-теоретических источников определены научно-педагогические представления о нравственно-эстетическом становлении; разработано теоретико-педагогическое содержание понятия " нравственно- эстетическое становление";

• проанализирована специфика курсов искусств в школе с учетом возрастных особенностей учащихся;

• экспериментально определены педагогические условия и проверена эффективность предложенной программы факультативного курса по русскому искусству на комплексной основе.

База исследования: экспериментальную базу исследования составили средние школы № 13, № 2, № 9 , средняя общеобразовательная школа им. А. С. Попова г. Одинцово Московской области. Отдельные положения исследования проверялись в школах других районов Московской области.

Практическая значимость исследования состоит в разработке и опытно-экспериментальной проверке теоретических предложений и рекомендаций по нравственно- эстетическому становлению учащихся старших классов общеобразовательной школы разного уровня ( сельский, городской); подготовке, апробации, публикации программы специального интегрированного курса " Русское искусство рубежа XIX и XX столетий".

Результаты проведенного исследования могут быть использованы при работе со старшими школьниками в общеобразовательных школах, школах с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, гуманитарных гимназиях, лицеях; ее использование целесообразно в практике работы студий общеэстетического развития; материалы диссертации помогут в дальнейшем совершенствовании программ и методик по использованию комплексного воздействия искусств в процессе нравственно- эстетического воспитания старших школьников, пособий для студентов и учителей.

Работа проходила в несколько этапов.

На 1 этапе (1991 -1992) изучалась и анализировалась литература по проблеме, учебные программы, проекты стандартов образования, проходил констатирующий поисковый эксперимент.

На 2 этапе ( 1991 - 1993) проводилось опытно-экспериментальное исследование в школах. Определились воспитательная система и эффективность процесса нравственно- эстетического становления учащихся 11-х классов при изучении русской культуры конца XIX - начала XX века в учебно-воспитательном процессе школы.

На 3 этапе ( 1993 - 1997) подводились итоги опытно- экспериментального обучения, изучалась эффективность работы; обобщались и оформлялись результаты исследования.

Достоверность исследования подтверждается данными тестирования, экспериментального анкетирования и опросов более 600 учащихся , 52 учителей, результатамипреподавания в школах г. Одинцово и Одинцовского района Московской области.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования использовались при проведении открытых уроков, семинаров с преподавателями предметов гуманитарно- эстетического цикла школ г. Одинцово , на заседаниях методических объединений учителей художественно-эстетических дисциплин. Основные положения исследования докладывались на научно-практической конференции " Народная культура в системе гуманитарного образования", г. Москва 1998г.; главы диссертации регулярно обсуждались на заседаниях кафедры культуры и гуманизации образования ИПК и ПРНО МО 1994 - 1998гг.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Важнейшее условие нравственно- эстетического становления старшеклассников- системный, научно-организованный , целенаправленный процесс с учетом возрастных особенностей учащихся; создание технологии комплексного подхода в сфере гуманитарных дисциплин и эстетической деятельности выпускников средней школы.

2. Одним из эффективных путей нравственно-эстетического становления старшеклассников следует считать работу по программе , составленной на комплексной основе: старшеклассники приходят к осознанию своей деятельности как творческой; учатся понимать глубину общности научного и художественного познания мира, общности языка искусств; общности знаний о создании художественного образа, выразительных средств для раскрытия замысла, позиции автора.

3. Это позволяет сформировать у выпускников школы эстетическое отношение к миру, к культуре, самостоятельную творческую позицию читателя, зрителя, слушателя, активную жизненную позицию, убежденность в приоритетах красоты и справедливости.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, приведен его научный аппарат ( цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы). Раскрыта научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования.

В первой главе "Теоретические основы нравственно-эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеурочных занятий по изучению русской культуры конца XIX - начала XX века" рассматриваются вопросы взаимосвязи искусств в воспитании эстетической культуры, нравственности; представлен обзор учебно-методической литературы по проблеме нравственно- эстетического становления старшеклассников; исследованы психолого- педагогические основы нравственно-эстетического развития старшеклассников;

Во второй.главе "Актуальность процесса нравственно- эстетического становления старшеклассников в учебно -воспитательном процессе общеобразовательной школы" рассмотрены сущность и содержание нравственно-эстетического становления старшеклассников как актуальной педагогической проблемы; дан анализ роли внеклассной и внешкольной работы в современной практике нравственно-эстетического воспитания старшеклассников.

В третьей главе " Опытно- экспериментальная работа по нравственно-эстетическому становлению старшеклассников в процессе внеурочных занятий по освоению русской культуры конца XIX - начала XX века" раскрыта методика изучения и нравственно-эстетического становления старшеклассников в процессе проведения занятий по искусству и внеклассной деятельности, анализируются результаты эксперимента.

В заключении изложены основные выводы, полученные в результате проведенного исследования.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования еще раз подтверждают педагогическую целесообразность и практическую значимость системы внеурочных занятий по нравственно- эстетическому воспитанию старшеклассников, являются существенным доказательством выдвинутой нами гипотезы.

Проблема нравственно- эстетического воспитания учащихся старших классов средней общеобразовательной школы настоящим исследованием не исчерпывается. Возникают новые ее аспекты, нуждающиеся в дальнейшей разработке. Среди них: вопросы взаимодействия поэзии, музыки, живописи с другими видами искусства; выработка единых критериев отбора и включения в программу внеурочных занятий высокохудожественных произведений искусства; определение оптимальной совокупности факторов, влияющей на нравственно- эстетическое становление; совершенствование его методов.

Духовное обогащение учащихся старших классов, нравственно- эстетическое становление средствами искусства- дело не только учителей литературы, здесь нужны усилия всех педагогов, воспитателей, а также лиц, имеющих отношение к организации и осуществлению эстетического воспитания старшеклассников.

Анализ философской , педагогической , психологической литературы позволил раскрыть идеи , имеющие конструктивное значение для глубокого обоснованного изучения нравственно- эстетического становления старшеклассников. В научной литературе развиваются идеи о том, что нравственно- эстетическое становление учащихся - важный путь формирования гражданственности, нравственного, эстетического воспитания. В педагогической практике учитываются сложившиеся национальные представления, конкретные социально- культурные, бытовые условия окружения учащихся. В процессе обучения важно показать, как нравственные и эстетические категории отражены в искусстве, в творчестве каждого поэта, художника, композитора, музыканта, какова роль человека в создании эстетических и нравственных ценностей.

Целостные гуманистические знания и представления , полученные в результате нравственно-эстетического воспитания , органически входят в комплекс гуманитарных предметов общеобразовательной школы. Нравственно-эстетическое воспитание дает возможность наиболее сложные вопросы учебных дисциплин связать друг с другом , использовать их для практических целей. Это имеет большое значение для одновременного решения общеобразовательных и воспитательных задач, составляющих принадлежность нескольких предметов. Эмоциональные представления, сложившиеся в сознании учеников, повышают общий духовно-нравственный уровень, действенность учебно- воспитательного процесса, вносят в его осуществление элементы личностного отношения.

На основе научно-педагогических материалов была подготовлена программа и система изучения русской культуры концаХ IX - начала XX века на завершающей стадии обучения в общеобразовательной школе. Проведен обобщающий анализ результатов практической деятельности учителей по включению этой программы в учебно-воспитательный процесс, изучен педагогический опыт учителей одинцовского района по этой проблеме. Условием успешного процесса нравственно-эстетического становления учащихся становится научно-методическое и организационно-кадровое его обеспечение.

Теоретическое исследование и опытно- экспериментальное обучение показало, что содержание процесса нравственно-эстетического становления старшеклассников становится источником пробуждения познавательного интереса учащихся, способствует осознанному пониманию общих эстетических и нравственных понятий , процессов, явлений в природе и обществе.

Опытно- экспериментальное обучение по предлагаемой методической системе с привлечением активных форм учебного процесса выявило, что у школьников в значительной мере развивалось умение обосновывать общенаучные понятия, идеи, законы, закономерности на основе знаний по русской культуре конца - Х!Х - начала XX века. Одновременно общетеоретические знания, обогащенные понятия использовались учениками для осмысления и оценки новой информации, событий, жизни общества.

Организация самостоятельных наблюдений. Исследовательских работ учащихся способствовала эстетическому и нравственному развитию учащихся в учебно- воспитательном процессе. У них сложилось умение видеть противоречия в явлениях действительности, культурной и общественной жизни своей страны, видеть их постоянное развитие. Личностно направленная организация деятельности учащихся по освоению ими русской культуры конца XIX - начала XX века стала одним из ведущих факторов нравственно- эстетического становления старших школьников.

Эффективность и действенность, творческий уровень включения и применения содержания процесса нравственно- эстетического становления старшеклассников в педагогическую практику определяется уровнем подготовки учителя.

В ходе проведенного исследования выполнены исходные для работы задания, вытекающие их поставленных психолого-педагогических целей. Основные положения формулированной гипотезы получили подтверждение и развитие в итоге проведенного исследования. Конкретные результаты нашли отражение в выводах по отдельным главам диссертации.

К наиболее значимым достижениям исследования следует отнести :уточнение понятия нравственно- эстетическое становление ; разработку теоретических основ его построения; определение учебно-педагогической структуры вводимого материала; особенностей и возможностей внедрения его содержания в учебно-воспитательный процесс школы.

Разработанные в ходе исследования программа и методические рекомендации внедрены в учебно-воспитательный процесс школ г. Одинцово Московской области. Материалы диссертации целесообразно использовать при разработке учебно-тематических планов, программ спецкурсов, спецпрактикумов. Материалы исследования могут быть использованы в составлении учебников для учащихся, пособий для студентов и учителей.

Заключение.

В успешном решении задач воспитания подрастающего поколения важно значение приобретает дальнейшее повышение эстетической культуры молодежи, основы которой закладываются в школе. Современная общеобразовательная школа, являясь главным центром воспитательной работы, все более активно включается в процесс формирования духовно развитых учащихся - активных строителей нашего непрерывно развивающегося общества. В сложном процессе нравственно-эстетического воспитания старшеклассников существенную роль играет искусство, призванное пробуждать у них любовь к прекрасному и способствовать их духовному обогащению.

Проведенное исследование приводит у выводу, что в старшем школьном возрасте юноши и девушки становятся физически и духовно зрелыми, формируются как личности. Именно в этом возрасте целесообразно обращать большое внимание воспитание потребностей, суждений, оценок, способностей и вкуса, которые рассматриваются нами как важнейшие компоненты эстетической культуры.

Высокие потребности, художественный вкус старшеклассников воспитываются более эффективно в той школе, которая включает в учебно- воспитательный процесс внеурочные занятия по искусству, целенаправленные на формирование у учащихся отношения к искусству как к духовной ценности, выработку избирательного подхода к его произведениям и критериев их эстетической оценки.

Основными средствами нравственно-эстетического воспитания являются поэзия, литература, музыка, живопись, театр и другие виды искусства. Включение произведений искусства рубежа XIX и XX столетий в программу внеурочных занятий по искусству способствует активному приобщению старших школьников к всемирно известным художественным ценностям.

Проведенная экспериментальная работа показала, что наличие у учащихся высоких художественных потребностей, суждений, художественного вкуса необходимо рассматривать как важнейшие условия осуществления нравственно-эстетического воспитания. При этом эффективность воспитательного процесса на занятиях обеспечивается такими показателями: лекциями, лекциями- концертами , беседами и рассказами учителя по основным вопросам программы занятия; отбором для прослушивания и просмотра высокохудожественных поэтических, музыкальных произведений, произведений изобразительного и театрального искусства названного периода; активностью старшеклассников в изучении учебного материала, в эмоциональном восприятии и усвоении поэтического, музыкального , художественного репертуара, предложенного педагогом; самостоятельностью учащихся в дискуссиях, выработкой умений правильного понимания и анализа идейной направленности, социальной значимости, содержания и образов произведений искусства, их эстетической оценки ; повышенным интересом большинства учащихся к своей национальной культуре.

В ходе экспериментального исследования достигнут значительный прогресс в нравственно- эстетическом становлении старшеклассников. Если в начале эксперимента высокий уровень вкуса старшеклассников составлял 12,5%, то по его завершению он повысился на 18,8% и вырос до 31,3%. На 12,5 % повысился также средний уровень художественного вкуса.

У учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой произошли значительные изменения в их эстетическом развитии, направленности художественных интересов, сформировалось умение выделять в произведении нравственно-идеологические проблемы и активность оценки увиденного, услышанного, прочитанного; увеличился объем теоретических и исторических знаний и способность применять их в анализе произведений искусства; повысились уровни развития разных сторон восприятия: эмоциональная отзывчивость, активность и объективность творческого воображения; постижение содержания произведения на репродуктивном, аналитическом, синтезирующем уровне; осмысление художественной формы на уровне детали и композиции. Старшеклассники овладели рядом умений, среди которых: умение эмоционально откликнуться на произведение разных жанров и передать стиль, характерный для писателя; сравнить трактовку роли разными авторами; сопоставив иллюстрации, декорации к тексту, определить общую трактовку художником произведений искусства; написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изученного произведения; написать рецензию на произведение искусства.

Искусство стало для них необходимой существенной частью духовной жизни ( контрольная группа - 36%, начальный уровень в экспериментальной группе - 37%, конечный -54 %).

У старшеклассников выявлено также ускоренное эстетическое развитие по таким важнейшим линиям: отношение к искусству; восприятие; чувства; интересы; потребности; анализ произведений искусства; обоснованность мнений и суждений; оценка; взгляды на прекрасное в искусстве и окружающей жизни.

В процессе реализации программы эксперимента выяснилось, что не всегда и не везде можно удовлетворить возросшую потребность старшеклассников в искусстве, да и нравственно- эстетическое воспитание в ряде средних общеобразовательных школ страны не находятся на уровне требований реформы.

К его недостаткам можно отнести невысокую профессиональную подготовленность учителей; отсутствие учебно-материальной базы, в том числе нехватка технических средств, методической литературы, высококачественных учебных пособий по различным видам искусства и другого оборудования; пассивность отдельных учителей и самих учащихся.

В ряде случаев нравственно- эстетическому воспитанию старшеклассников уделяется недостаточно внимания со стороны школьной администрации.

Устранение этих недостатков и узаконение внеурочных занятий по искусству будут способствовать лучшей ориентации школьников в огромном потоке художественной информации, увеличению и закреплению знаний, приведут к значительному повышению уровня их потребностей, способностей и художественного вкуса.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Белоусова, Елена Ивановна, Москва

1. Анненский И. Книги отражений. М.: Наука, 1979.-679с.

2. Анненский И. Кипарисовый ларец: Стихи. -М.: АО " Книга и бизнес", 1992.366с.

3. Анненков Ю. Дневник моих встреч: Цикл трагедий: в 2т. Т.1- М.: Худож. лит., 191.-346с.; т. 2 1991.- 336 с.

4. Ахматова А. Стихи и проза. Иркутск : Вост.- Сиб. Кн. Изд.-во, 1992.-413с.

5. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки./ Избр. Псих. Тр.: в 2т.- М: Педагогика, 1980. Т.2, с.128-267.

6. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса( методические основы). М.: Просвещение, 1982. -190с.

7. Бахтин М. Методология гуманитарных наук // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.-424с.( из истории советской эстетики и теории искусства).

8. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание. М.: Просвещение, 1925.- 250с.

9. Белухин Д. А. Основы личностно ориентированной педологии// Курс лекций.- М-В.:" ИПП", ИПО " МОДЭК", 1996- 318с.

10. Ю.Белый А.: Проблемы творчества: Статьи, воспоминания, публикации- М.: Сов. писатель, 1988.-832с.

11. И.Белый А. Начало века. 687с.Между двух революций. М.: Худож. лит., 1989.- 670 с.

12. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. Т.2.- М.: Искусство-Лига, 1994.-510с.

13. З.Булгаков С. Свет невечерний( Созерцание и умозрения). М.: " Республика", 1984.-415с.

14. Белинский В. Г. Собр. Соч.: В 3-х т. Т.2. М.: Наука,1948.- 562с.

15. Берберова Н. Курсив мой.- М.: Согласие, 1996.-736с.

16. Богданова О.Ю. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы./ Сборник статей.- М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1997.-225с.

17. Брюсов В.: Литературное наследство// Т.85.-М.: Наука, 1976.- 836с.

18. Брюсов В. Новые течения в русской поэзии: Акмеизм. // Русская мысль. -1913-№4.

19. Богомолов Н. А. В зеркале " Серебряного века": Русская поэзия начала XX века. М.: Знание РСФСР.-40с.

20. Бабичева Ю. В. Парнас серебряного века. Вологда : 1991.- 33с.

21. Бердяев Н. Самопознание. М.: " ДЭУ" 1990.-335с.

22. Блок А. " без божества, без вдохновенья" (Цех акмеистов) //Собр. соч.: в 8-и т.М., 1960- 1963.

23. Блонский П. П. Трудовая школа. / Избранные педагогические и психологические сочинения. М.: Педагогика. 1979. с.86-164.

24. Брудный A.A. Психологическая герменевтика. М.: Наука, 1998.- 352с.

25. Венцтель К.Н. Основные задачи нравственного воспитания М.: 1896.-47с.

26. Вернадский В.Н. Жизнеописание. Избранные труды, Воспоминания современников. Суждения потомков.// " Вл. Вернадский. Открытия и судьбы".- М.: " Современник", 1993.-690с.

27. Воронкова Л. П. В поисках истины и красоты.//Культурология П. А.Флоренского.- М., 1992.-112с.

28. Выготский Л. С. Психология искусства Собр. соч. : В 6-и т. Т.6- М.: Педагогика, 1968.-396с.

29. Вессель Н. X. Очерки об общем образовании в системе народного образования в России. М.: Учпедгиз., 1959. С. 150-167.

30. Верховский Ю. Путь поэта : О поэзии Н. Гумилева. // Современная литература.-Л.: 1925.-С93-143.

31. Воспоминания о серебряном веке /Сост. В. Крейд. М.: Республика, 1993.559с.

32. Вольпе Ц. О поэзии Андрея Белого: Сборник статей и материалов о творчестве писателя . М.: Сов. Писатель, 1991.- с.44-79.

33. Гальперин П. Я. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.//Психологический словарь. -М.: "Педагогика-Пресс", 1996.-440с.

34. Гончаров Н. К. Педагогическая система Ушинского.-М.: "Педагогика", 1974.-c.64.

35. Гайдебуров П. П. Наша Комиссаржевская. В кн.: Гайдебуров П.П. Литературное наследие. М., 1977.-c.161.

36. Гостев А. В. Проблема человеческого мышления в трактате Аристотеля" О Душе" Н Вопросы философии- 1997.-№ 12, с73-95.

37. Гуревич П. С. Культурология: Учебное пособие.-М.: Знание, 1996.-288с.

38. Гуревич П. С. Силуэт культурных эпох. // Философия искусства,-М.: " Республика", 1996.-c.3-7.

39. Гиппиус 3. Петербургские дневники (1914 -1919). Т.: Мерани, 1991.-318с.

40. Гумилев Н. Письма о русской поэзии.- М.: Современник, 1990.-383с.

41. Гофман М. Романтизм, символизм и декадентство: Книга о русских поэтах последнего десятилетия. СПб.- М.: изд. М. О. Вольфа, 1907.-е 3-32.

42. Горький М.Собр. соч. В 25 т. Т.2., М.: Наука, 1970- 1973г.-700с.

43. Грамши А. Избран. Произведения. М.: Наука, 1980. С. 273.

44. Долгополов J1. Андрей белый и его роман " Петербург". Л.: Сов. Писатель, 1988.-414С.

45. Долгополов Л. На рубеже веков. Л.: Сов. Писатель, 1977.- 366с.

46. Думова Н. Московские меценаты. М.: Искусство, 1992.- 320с.

47. Дудкина Н. В. Творческие искания зарубежных художников начала XX века. М.- "Знание ", 1991.-16с.

48. Жирмунский В.М. Творчество Анны Ахматовой.-Л.: Наука, 1973.-184с.49.3еньковский В.В. История русской философии.// Париж ,1948.-Л.: " Эго", 1991.-в 2-х т,2ч.2-27с.

49. Иванов И. П. Энциклопедия коллективных творческих дел.- М.: " педагогика", 1989.-208с.

50. Ильин И. А. Религиозный смысл философии. Соч. В 2-х т.- М.: " Медиум", 1994.- 1085с.

51. История русского искусства в 3-х т.: Т.2- М.: Изобр. Иск.-во, 1991.- 501с.

52. Кан-Калик В.А. Тренинг профессионально- педагогического общения( Методические рекомендации)- М.: Всероссийский центр по проблемам общения, 1990.-31с.

53. Кропоткин П. А. Этика. Избранные труды.// М.: " Политиздат", 1991.496с.

54. Кулешова С. Ф. Когда кончаются уроки.- Минск, 1988.- 144с.

55. Копылова Н. А. После уроков. М.: "Просвещение", 1989.-79с.

56. Колобаева Л. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX XX вв. - М.: МГУ, 1990.- 336с.

57. Крупская Н. К. Пед. соч. В 6 т. Т.З., М.: Просвещение, 1979.- 287стр.

58. Каптерев П. Ф. Избранные пед. сочинения./ Под ред. А. М. Арсеньева. М: Педагогика, 1982.- 704с.

59. Кнебель М. О. Поэзия педагогики. М.: Искусство, 1976.- 320с.

60. Кошелев В. Поэт с открытой душой. // И . Северянин. Стихотворения. М.:1988.-с5-26.

61. Кшесинская М. Воспоминания. Смоленск, 1996.-416с.

62. Кондаков И. Введшие в историю русской культуры. М.: Наука, 1994.-с.152- 174.

63. Келдыш В. На рубеже художественных эпох: ( о русской литературе конца XIX начала XX века) // Вопросы литературы. Выпуск 2,1993.65Лихачев Б. Т. Педагогика./ Курс лекций.- М.: " Прометей", 1993.-527с.

64. Лихачев Д. С. Вступительная статья/ Жизнеописание достопамятных людей земли Русской( Х- XX века)- М.: Московский рабочий, 1991.-334с.

65. Ломтев С. В. Проза русских символистов. Пособие для учителя. М.: Интерпракс,- 1994,- 111с.

66. Лотман Ю. М. , Минц З.Г. Статьи о русской и советской поэзии. Таллинн:1989.- 155с.

67. Лосская В. Марина Цветаева в жизни. М.: Культура и традиции, 1992.352с.

68. Лившиц Б. Полутороглазый стрелец. М.: Худож. лит., 1991.-252с.

69. Мандельштам Н. Вторая книга: Воспоминания. М.: Московский рабочий, 1990.- 560с.

70. Монтескье Ш. " Опыт о вкусе в произведениях природы и искусства / Избран, произведения. М., 1955. С. 740.

71. Максимов Д. Брюсов. Поэзия и позиция.- Л.: Сов. Писатель, 1969.-239с.

72. Музыкальный энциклопедический словарь. М.: Педагогика, 1985.-352с.

73. Мережковский Д. С. О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы . М.: Высшая школа, 1982.- с. 266-270.

74. Минц 3. Г. О трилогии Д. С. Мережковского " Христос и Антихрист". М.: Книга, 1989.-Кн. 1.-е 5-26.

75. Мид М. Взросление на Самоа. В кн. Культура и мир детства М., 1988.С 95.

76. Макаренко А. С. О воспитании. И.: " Политиздат", 1990.-415с.

77. Моль, "Социодинамикакультуры". М. "Прогресс", 1973.-е. 47-63.

78. Мелик- Пашаев. Ради чего и как учить искусству? Сов. Пед.,1986.-№11.-С. 127- 130.81 .Мейерхольд Вс. Статьи, письма, речи, беседы. Часть первая( 1899- 1917). М., 1968,с 110.

79. Монтессори М. О принципах моей школы. / Учительская газета, 1992.- №28.-с4.

80. Моносзон Э. И. Основы педагогических знаний. М.: Педагогика 1986.-252с.

81. Найман А. Рассказы об Анне Ахматовой . М.: Худож. лит., 1989.-300с.

82. Немирович Данченко Вл. И. Избранные письма. В 2тт. Т. 2. М., 1979.-512с.

83. Никифирова О. И. Психология восприятия художественной литературы. -М., 1972.87.0ртега-и -Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991. С7.48.88.0сновы педагогического мастерства. / Под ред. Зязюна И. А. киев. 1987.206с.

84. Основы эстетического воспитания.: Пособие для учителя. По ред. Н. А. Кушаева.- М.: Просвещение, 1986 240с.

85. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М.: Просвещение 1995.-303с.

86. Потебня A.A. " Из записок по теории словесности". Харьков. 1905. С .68.

87. Платон. Федр. Избранные диалоги. М., 1965. С. 199.

88. Разумный В.А. Драматизм бытия: истоки бесперспективности. М.: Прометей, 1991.-166с.

89. Рапацкая JI. А. Искусство " серебряного века" М.: Просвещение, 1996.-192с.

90. Русская литература XX века : Дооктябрьский период: Хрестоматия: Учеб. Пособие для пед. ин-тов./ Сост. Н. Трифонов- М.: Просвещение, 1987.-654с.

91. Рерих К.Н. О Вечном. Книга о воспитании.- М.: Изд-во полит. Лит., 1991.462с.

92. Революция-Искусство-дети. Материалы и документы. Из теории эстетического воспитания в советской школе :Кн. Для учителя. В 2 ч М., Просвещение ,1985.-607с.

93. Рогова Р. М. Развитие гуманитарного мировоззрения и ценностной ориентации личности.- М.: Б.Ч., 1996.- 144с.

94. Рибо Т. "Психология чувств". Киев, 1897 г., с. 10.

95. ЮО.Рильке Р.-М. Ворпсведе. Огтост Роден. Письма . Стихи. М., 1971г.

96. ЮЬРозин В. М. Введение в культурологию. Учебник для высшей школы.- М.: Изд. Дом " Форум", 1997.-224с.

97. Станиславский К. С. Собр. Соч. В 8-и тт.Т.5 М., 1958,с 408.

98. Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве; Статьи; Стихотворения и поэма; из " Трех разговоров". СПб.: Худ. Лит., 1994.- 528с.

99. Ю4.Струтинская Е. Дыханье века моего // Театр. 1990. № 8.

100. Ю5.Семенов В.Д. Методические подходы к решению проблем воспитания человека. / Магистраль, 1992.-4.-33-38с.

101. Юб.Симонов П. В., Ежов П.М., Вяземский Ю.П., Соловьев В., Сосновский.Б.А. происхождение духовности.- М.: Наука, 1989.-350с.

102. Ю7.Сосновская И. В. Развитие эмоциональной сферы старшеклассников при изучении лирики: Дис. К.п.н.- М.,1993.-223с.

103. Сосновский Б. А. Мотив и смысл.(психолого-педагогическое исследование).-М.: Прометей, 1993.- 198с.

104. Ю9.Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие .( Сост. О.В. Сухомлинская.- М.: Педагогика, 1989.- 288с.( Библиотека учителя).

105. ПО.Тодоров Л. В. Методика изучения поэтических произведений на уроках русской литературы в национальной школе РСФР. Дис. д.п.н.- М.: 1989.-398с.

106. П.Толстой Л.Н. Собр. соч. В 22тт. Т. 19-20.- М.: Худлит.-1984.-879с.

107. Турбовской Я. С. прогностическая работа передового педагогического опыта./ Сов. Педагогика. 1985, №9, с58-61.

108. Три века русской живописи М.: Искусство, 1995.- 300с.

109. Ушинский К. Д. Избр. Пед. соч. В 2-х т. Под ред. А.И. Пискунова и др.( Сост. Э.Д.ДнепровУ М.: Педагогика, 1974.- 584с.

110. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы./ Вопросы философии.-М.: Раи, 1995.-Ш 1.-е 3-34.

111. Пб.Флоренский П. А. Детям моим. Воспоминания прошлых дней. Генеалогические исследование.-М.: Московский рабочий, 1992.-560с.

112. Франк С. Л. Смысл жизни. Минск: Полит. Факт,1992.- 470с.

113. Хейт А. Анна Ахматова: Поэтическое странствие. М.: Радуга, 1991.-383с.

114. Хоружий С. С. После перерьюа: Пути русской философии.- СПб.: Алетейя, 1994.- 447с.

115. Чуковская Л. Записки об Анне Ахматовой. Книга 1. 1938.1941 .-М.: Книга, 1989.-242с.

116. Чернышевский Н.Г. Избр. Философск. Соч., т. 1. М., Госполитиздат, 1950 г., стр. 152.

117. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения в 4-х т. М.: Просвещение. 1964, т.2476с.

118. Шацкая В. Н. Музыкально- эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Просвещение, 1975-356с.12^.Шаповалов М. О "серебряном веке" русской поэзии // Литература в школе. 1991. №2.

119. Шаляпин Ф. И. Маска и душа. М.: Искусство, 1989.- 244с.

120. Шепель В. М. Имидж. / Воспитание школьников, 1996.- №2.-с44.

121. Шепель В.М. Социально-психологические проблемы воспитания. М.: Московский рабочий, 1987.-239с.

122. Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой.- М.: СП Интерпринт, 1992.544с.

123. Эйхенбаум Б. О прозе М. Кузмина // Эйхенбаум Б. О литературе. М.: Сов. Писатель, 1987.- С. 348-351.

124. ЗО.Эллис (Кобылинский). Русские символисты.- М.: Мусагет.- С.191-339с.

125. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М.: Политиздат, 1982.-71с.

126. Ященко Е. Ф. Педагогические условия ценностных ориентаций у учащихся. Дис. к.п.н.- Челябинск, 1996.-265с.

127. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: республика, 1994.-525с.

128. Янко М. Факультативный курс по литературе родного края // Литература в школе. 1972.- №3.