автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Становление и развитие системы эстетического воспитания в отечественных лицеях XIX века
- Автор научной работы
- Тарова, Инна Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Майкоп
- Год защиты
- 2004
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Тарова, Инна Николаевна, 2004 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. Культурно-исторические и социально-педагогические предпосылки развития лицейского образования в России в XIX веке.
1.1. Культурно-историческая ситуация в России XIX века.
1.2. Социально-педагогические особенности образовательной ситуации в России XIX века.
1.3. Лицей как закономерный этап развития культурно-исторической и социально-педагогической ситуации в России XIX века.
Выводы по первой главе.
ГЛАВА II. Эстетическое воспитание - ведущее направление в деятельности российских лицеев XIX века.
2.1 .Состояние эстетического воспитания в российском обществе XIX века.
2.2. Особенности системы эстетического воспитания в лицеях России XIX века.
2.3. Преемственность в организации системы эстетического воспитания в российских лицеях XIX - XX веков.
Выводы по второй главе.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Становление и развитие системы эстетического воспитания в отечественных лицеях XIX века"
Актуальность исследования. В настоящее время проблема воспитания трактуется на государственном уровне как приоритетная. В её решении ведущее место должно занять обращение к истории воспитания, хранящей множество нереализованных средств. Этот путь представляется актуальным, открывающим перспективы для решения современных проблем подготовки подрастающего поколения.
Последнее десятилетие ознаменовалось переходом от единой унитарной общеобразовательной школы к многообразию ее типов и форм, внедрением новых технологий обучения и воспитания, новых организационных структур, форм и методов образования. Данный период характеризуется открытием таких инновационных образовательных учреждений как лицеи, колледжи, гимназии. Общим для новых моделей образовательно-воспитательных учреждений является экспериментальность: разработка и апробация учебных планов и программ, учебных курсов; изучение вариантности, интерактивности и альтернативности учебных материалов; написание учебников и учебных пособий; создание новой образовательной среды, формирование субъектных отношений в педагогической деятельности.
Указывается на необходимость принципиальных изменений в образовании, что аргументируется Г.П. Щедровицким как поиски путей выхода из кризиса [190,46-51]; А.П. Валицкой как потребность в «прорыве» к новому образованию [30,3-8]; В.В. Кумарин называет возврат к классическим образцам и целям как один из путей преодоления негативных явлений. [87,10-20]
Необходимость обращения к классическим образцам вытекает из целого ряда проблем, возникающих в педагогической теории и, прежде всего, в связи с разработкой инновационных моделей. В самом общем виде эти проблемы можно сгруппировать по двум основаниям: первое отражает необходимость оформления современной концепции развития образования в России с учетом исторического опыта; второе - связано с поиском путей интеграции инновационных моделей образования в новую поливариантную систему образования, ключевым компонентом которой является организация научно-исследовательской, методической и экспериментальной деятельности педагогов и учащихся, направленной на формирование живого, критического мышления, усвоение методов и способов научного познания мира и человеческой деятельности, самостоятельное получение знаний. Обе группы проблем предполагают реализацию комплексного, всестороннего подхода к образованию, уточнение его сущностных характеристик, соотношение потребностей и возможностей практики с фундаментальными представлениями о развитии образовательной идеи.
Прояснение сущности инновационного образования становится очевидным, так как массовизация инновационных моделей образования приводит к размыванию образа традиционных учебных заведений, а подчас и к снижению самой идеи инноваций в образовании.
Обнародованная 15 января 2001 года Национальная доктрина образования Российской Федерации определила на период до 2025 года важнейшую задачу образования: «подготовка высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов». В документе оговорено востребование положительного исторического опыта России в организации образования.
Обращение к теории и анализ практической деятельности современных инновационных учебных заведений выявляет противоречие между высокими декларациями современной педагогики, провозглашающей необходимость создания новых типов школ, призванных осуществить задачу творческого развития ребенка, ориентации его на систематическое самосовершенствование и слабой разработанностью содержания, методов и форм образовательного процесса в этих учебных заведениях, что порой пагубным образом отражается на формировании личности. Решение проблемы следует искать в обращении к историческому опыту.
Историография проблемы лицейского образования корнями уходит далеко в прошлое. Невозможно обойтись без анализа философских трудов Аристотеля [6] и Платона [128] - создателей первых лицеев в Древней Греции. Что касается образования и воспитания в античном мире, то полная характеристика в литературе отсутствует, однако отдельные сведения имеются в работах В.П. Бузескула [24], Г.Е. Жураковского [54,55], П. Монро [107], А.Трачевского [173].
Изучение работ о лицейском образовании в дореволюционной России позволяет говорить о месте лицеев в системе образования. Так, общие вопросы организации обучения и воспитания в лицеях отражены в трудах C.B. Рождественского [142,143,144], М.И. Демкова [48], А.Е. Иванова [59]. Серьезный вклад в исследование проблем лицейского образования XIX века внес А.Д. Егоров [52]. Его работы содержат интересный фактический материал: учебные планы, списки учащихся и преподавателей, описания учебных занятий, внеурочной деятельности лицеистов, системы поощрений и наказаний, позволяющий провести сравнительный анализ и выявить общие тенденции развития, содержания образования и воспитания в лицеях России XIX века.
Особую значимость для нас представляют акты, организационные вопросы и научно-методические рекомендации нормативных требований, определяющих повседневную жизнь лицеев в исследуемый период. В их числе Постановления, Уставы, справки о состоянии учебных заведений Министерства просвещения.
В исследовании российских лицеев мы обратились к мемуарам бывших лицеистов - К.Я. Грота, К.С. Веселовского, А.Н. Яхонтова, памятным книжкам и временникам, юбилейным изданиям, биографиям лицеистов.
Российским лицеям XIX века посвящены исследования В.В. Кучигаше-вой «Становление системы лицейского образования в России первой четверти XIX века» [91], JI.B. Поляковой «Развитие лицейского образования в России в XIX-начале XX века» [133], JI.A. Тотфалушиной «Лицейское образование в России: традиции и специфика» [172].
Проблема современного лицейского образования - не только педагогическая, но и социальная. Она должна быть осмыслена в широком спектре знаний таких наук, как социология, политология, философия, психология, педагогика. Нормативной базой исследования проблемы современного лицейского образования является ряд государственных документов по народному образованию второй половины 90-х годов: Закон РФ «Об образовании», Примерное положение о лицее, Национальная доктрина образования Российской Федерации.
Актуальными для изучения проблем инноваций в образовании остаются психологические теории Л.И. Айдаровой, Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, A.B. Петровского, В.А. Петровского, Д.Б.Эльконина и другие.
Работы А.П. Владимировой, Н.П. Корнюшкина, Я.А. Кошелева, А. Ку-зякина, М.М. Поташника раскрывают состояние системы образования начала 90-х годов XX века и обосновывают необходимость развития вариативного образования в России.
Педагогические, управленческие, методологические аспекты деятельности инновационных учреждений образования раскрывают Б.Г. Матюнин, А. Я. Наин.
Теоретические проблемы организации образовательного процесса в лицеях отражены в работах Ш.А. Амонашвили, В.П. Беспалько, А.Г. Кас-пржака, М.В. Левита, B.C. Лунева, В. В. Серикова, Т.Г. Синько и И.С. Якиманской.
Современным лицеям посвящено большое количество публикаций в педагогических журналах: «Диалог», «Директор школы», «Классный руководитель», «Лицейское и гимназическое образование», «Народное образование», «Частная школа», «Вестник воспитания», «Педагогика», «Воспитание школьников». Среди них мы выделили статьи А. Вадзинской, А.П. Валиц-кой, А. Волкова, Д. Коропчевского, В.В. Кумарина, З.И. Равкина, Х.Г. Тха-гапсоева, Г.П. Щедровицкого.
Особенности преподавания отдельных учебных предметов в лицеях отражены в работах Н.И. Аксеновой, Т.Е. Лапшиной, Я.М. Левич, Е.А. Лугового, Л. Любимовой, Л.А. Павленко, Н. Успенской.
Различные аспекты лицейского образования и лицейской жизни рассматривали C.B. Кульневич, Е. Медреш, Е. Пронина, Е. Ямбург.
Однако среди столь обширного материала, посвященного лицейскому образованию лишь одна работа В.В. Афанасьева и П.С. Хейфец рассматривает традиции лицейского образования в России, что является недостаточным. Строя новую школу, нельзя отбрасывать исторический опыт прошлого, ибо в нем есть много рационального, интересного, что и сегодня можно использовать в организации учебного процесса.
История и современное состояние лицейского образования исследуются по различным направлениям:
• определяется статус лицея в XIX веке и на современном этапе;
• изучаются принципы составления учебных планов, применительно к целям и задачам этих учебных заведений, эта же проблема решается на современном этапе;
• изучаются инновационные методы обучения в истории развития лицеев и на современном этапе;
• уделяется внимание путям вовлечения лицеистов в неформально организуемую творческую деятельность, как в истории становления лицейского образования, так и в лицеях XX века.
Между тем, приходится констатировать отсутствие работ, затрагивающих проблемы становления и развития системы эстетического воспитания в лицеях и отдельных звеньев этой системы. Так, в современных лицеях резко возрастает потребность в воспитании у молодежи эстетических идеалов, эстетических чувств, понимания прекрасного и безобразного, низменного и возвышенного, трагического и комического. Духовная опустошенность ведет молодежь в лоно безобразного и низменного.
Решить данную проблему без обращения к истории развития системы эстетического воспитания невозможно, это и определило выбор темы исследования: «Становление и развитие системы эстетического воспитания в отечественных лицеях XIX века».
Проблема исследования формулируется следующим образом: каковы исторические и социально-педагогические факторы, обусловившие становление и развитие системы эстетического воспитания в российских лицеях в исследуемый период.
Цель исследования: выявить и охарактеризовать особенности процессов становления и развития эстетического воспитания в лицеях в контексте общих тенденций развития образовательной среды России XIX века.
Объектом исследования выступает образовательный процесс в лицеях в XIX веке.
Предметом исследования является система эстетического воспитания в российских лицеях XIX века.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решались следующие задачи:
• обосновать закономерности возникновения лицеев в России в XIX веке;
• доказать влияние исторических и социально-педагогических факторов, обусловивших становление и развитие системы эстетического воспитания в российских лицеях XIX века;
• раскрыть систему эстетического воспитания в лицеях России XIX века;
• показать преемственность лицейского образования XIX - XX веков.
Хронологические рамки исследования - конец XVIII - XXI век. Методологической основой исследования явились: философские принципы единства исторического и логического (К.Маркс, Ф.Энгельс); принцип единства всеобщего, общего, особенного и единичного (Аристотель, К.Гегель, Гераклит, Демокрит, И.Кант, Дж.Локк, Платон, Фалес, Ф.Энгельс); основные положения философской мысли об эстетике как области научного знания (Августин, Аристотель, В.Г.Белинский, Демокрит,
Д.Дидро, Н.А.Добролюбов, Платон, Ж.-Ж.Руссо, Н.Г.Чернышевский, Ф.Шиллер); личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию (Ш.А.Амонашвили, Л.Г.Вяткин, Ю.А.Кустов, В.В.Сериков, И.С.Якиманская); системный подход в образовании (В.П.Беспалько, В.А.Караковский, В.А.Сластенин).
Теоретической основой исследования явились: психологические теории личности (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин,
A.А.Леонтьев); методологические принципы педагогического исследования (Л.Г.Вяткин, Г.И.Железовская); общенаучные положения теории воспитательного процесса (Ю.К.Бабанский, Б.Т.Лихачев, В.А.Сластенин); основные положения теории педагогических технологий (Т.С.Назарова, Е.С.Палагинская, Е.С.Полат, Т.К.Селевко, Д.Б.Эльконин); теория гуманистического воспитания (О.С.Газман, И.П.Иванов, Л.И.Новикова,
B.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский); исследования, раскрывающие феномен лицеев (А.Д.Егоров, В.В.Кучигашева, Л.В.Полякова, З.И.Равкин, Л.А. Тотфа-лушина).
В исследовании использовались следующие методы: изучение, анализ и систематизация психолого-педагогических, философских, методических источников, логико-теоретический анализ изучаемой литературы; анализ архивных материалов; анализ документации: исследовательских, образовательных и развивающих программ, учебных и воспитательных планов, программ и планов дополнительного образования; теоретическое моделирование.
Этапы исследования:
Первый этап (1997-1998 гг.) - изучалась степень разработанности проблемы в научной литературе, определялись цели и задачи исследования.
Второй этап (1998-2000 гг.) - исследовалась практика работы лицеев; выявлялись сущностные характеристики лицейского образования в России, изучалась система эстетического воспитания. Большое внимание на этом этапе было уделено анализу изучения вопроса о роли и месте лицеев в системе вариативного образования.
Третий этап (2000-2004 гг.) - систематизировались результаты исследования, основные идеи и положения диссертационной работы внедрялись в учебный процесс ЕГУ им. И.А.Бунина.
Научная новизна исследования:
• проведено исследование, раскрывающее процесс становления и развития эстетического воспитания в лицеях России в XIX веке;
• обоснованы исторические, социально-педагогические факторы, обусловившие становление и развитие системы эстетического воспитания в лицеях исследуемого периода;
• уточнены структурные компоненты системы эстетического воспитания;
• доказана роль лицеев в эстетизации российского общества.
Теоретическая значимость исследования:
• выявлены ведущие идеи развития лицейского образования в России;
• определена структура системы эстетического воспитания в лицеях, основанная на анализе государственных и научных материалов и документов, на изучении учебных планов и учебных программ лицеев XIX века;
• теоретически обоснована характеристика лицеев как инновационных учебных заведений, занимающих важное место в цепи непрерывного образования;
• описана модель системы эстетического воспитания в лицеях России XIX века.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• результаты могут быть использованы при отборе и построении содержания образования в инновационных учебных заведениях, при разработке стандартов, типовых учебных планов. Материалы исследования могут быть использованы в процессе решения вузами проблемы гуманизации и культуролизации образования;
• выявленные качественные характеристики эстетического воспитания в лицеях XIX столетия позволят совершенствовать учебно-воспитательный процесс в современных инновационных образовательных учреждениях;
• результаты и материалы исследования могут использоваться в практике работы современных лицеев, а так же при разработке лекционных курсов по истории педагогики в высших учебных заведениях.
На защиту выносятся следующие положения:
1) России в XIX веке вступила на путь реформирования всех сфер жизни общества. В этих условиях возросла потребность в подготовке всесторонне развитых граждан обновляющегося общества. Ведущей составляющей в этом процессе признавалось воспитание эстетического отношения к окружающим, к родине, к собственной личности. Воспитание названных качеств возлагалось на семью и учебно-воспитательные учреждения. Такими учреждениями в России XIX века стали лицеи, появившиеся как закономерный этап общественного развития.
2) Факторами, обусловившими необходимость создания системы эстетического воспитания, явились исторические и социально-педагогические. Исторические: утверждение абсолютной монархии; создание государственного аппарата; развитие товарно-денежных отношений; рост промышленности и торговли; осуществление великой реформы 60-х годов XIX века; развитие партнерских отношений с европейскими странами. Все это обусловило необходимость в проведении просветительских реформ. Социально-педагогические: преобразования в нравах, обычаях, традициях россиян; потребность в высоконравственных, образованных, эстетически воспитанных гражданах; формирование добродетельной личности в духе благонравия (воспитание на религиозных началах в духе преданности престолу).
3) Система эстетического воспитания российских лицеев XIX века с одной стороны, вобрала в себя традиции западноевропейских лицеев, с другой - обладала рядом национальных особенностей. Она строилась на изучении лицеистами отечественной культуры, сотрудничестве преподавателей и воспитанников, вовлечении лицеистов в процесс познания посредством активных методов обучения.
Достоверность исследования обеспечивается опорой основных положений и научных выводов на достижения педагогики, философии образования; адекватностью методов целям и задачам исследования; реализацией системного и комплексного подхода в исследовании; опорой на повседневную педагогическую и исследовательскую работу диссертанта в ЕГУ им. И.А. Бунина.
Апробация результатов исследования: основные положения исследования и результаты обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ЕГУ им. И.А.Бунина, докладывались на межвузовской конференции молодых ученых в г. Тамбов (2003г.), научно-практических конференциях преподавателей ЕГУ им. И.А. Бунина (1999-2004 г.г.).
Структура работы определяется задачами исследования, их логической связью, последовательностью и взаимообусловленностью.
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, тезауруса, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы по второй главе
Российская школа рассматриваемого нами периода несла в себе, с одной стороны, все лучшее, что имело место в российской действительности тех лет, а с другой именно в школе находили отражение все негативные стороны российского самодержавия. Несмотря на недостаточные бюджетные ассигнования на нужды образования и воспитания подрастающего поколения, народное образование в стране последовательно развивалось благодаря общественной и частной инициативе.
Начиная с петровской эпохи, в России активно распространялись идеи европеизации. Для эстетического воспитания детей использовался арсенал многих видов искусства и при этом упор делался не на одном-двух видах, а на четырех-пяти, и продолжались такие занятия на протяжении 10-12 лет. Они были направлены на формирование вкусов, чувств изящества, умения ценить красоту, свободно и красиво общаться и др. Всего этого невозможно было бы добиться, если бы воспитание в целом, и эстетическое в частности, не базировалось на принципах непрерывности и системности, продолжаясь практически до совершеннолетия.
Одним из направлений образования было обучение во всевозможных учебных заведениях. Уровень образования в них определялся в первую очередь их сословной ориентацией. Из предметов эстетического цикла присутствовало только рисование.
Другим направлением образования были гимназии. Они располагались в губернских городах и в столице. Главной целью гимназий было «доставление средств приличного воспитания детям дворян и чиновников.» [4,183] Из предметов, преподававшихся в гимназии и имеющих непосредственное отношение к предметам эстетического цикла, следует назвать российскую словесность и рисование.
Констатируем, что на первых двух этапах образования целенаправленное эстетическое обучение и воспитание в массовой школе отсутствовало, а поэтому значительные массы детей, чьи родители не принадлежали к богатым сословиям, оставались за рамками эстетического воздействия, оказываемого школой.
В связи с постановкой вопроса об эстетическом воспитании «нижних классов» необходимо отметить, что представляло собой такое воспитание в деревенской среде. В работе Г.Успенского «Крестьянин и крестьянский труд» в главе «Поэзия земледельческого труда» рассказывается о чувстве радости, внутренней свободе, которую может ощущать только профессионал — и от самого процесса труда и от его результатов. Представляет интерес то, что чувства радости, удовлетворения вызывает как процесс, так и предметы материальной деятельности крестьянина. Вероятно, это происходит, во-первых, потому, что совершенное владение технологией деятельности является побудительным мотивом развития эстетических чувств, которые наряду с другими духовными чувствами, входят в систему родовой сущности человека. Во-вторых, потому, что сам процесс деятельности оптимально протекает лишь на основе эстетической наполненности процесса труда.
Переход к армии, построенной на более демократических принципах, начавшийся после реформы 1861 г., сказался на постановке эстетического воспитания в военных училищах, корпусах, на распространении эстетических элементов в армейской среде в целом. Следует отметить, что атрибуты эстетического воспитания, имеющиеся в гражданских учебных заведениях, в основном повторялись и в военных. Однако воинская специфика вносила свои коррективы, меняя отдельные акценты, придавала эстетическим отношениям воинский колорит.
В системе образования России XIX века существовало несколько элитных учебных заведений, среди которых первостепенное место занимал Царскосельский лицей. Рассматривая эстетическое воспитание и образование в лицеях, мы можем говорить о наличии, во-первых, научно-философского и научно-педагогического подходов к этой проблеме. Это проявлялось в дифференциации обучения: упор на развитие чувственного познания на первом этапе с приоритетом преподавания словесности и изящных искусств (что в первую очередь и способствует развитию чувственного познания) и доминирование рационального познания на втором этапе. Во-вторых, на этом этапе теоретическое изучение словесности превращается в преподавание в лицее курса эстетики. Единство чувственного и рационального, реализующееся через содержание предметов, постоянное наличие устойчивого ряда предметов эстетического цикла на обоих этапах с их усложнением по мере обучения дает основание утверждать, что в российских лицеях существовала осознанно выработанная система эстетического воспитания и образования.
Для государственной педагогической концепции конца XIX века характерны новые подходы, как к содержанию эстетического образования, так и к методам его реализации в практической деятельности гимназий и прогимназий.
Проведенный анализ разнообразных источников, убеждает в том, что уже известные или открытые явления эстетического воспитания подводились авторами концепции под заранее принятые правительством положения, служившие, в свою очередь, основанием для объяснения государственной политики в области эстетического воспитания.
Одна из главных тенденций государственной педагогической концепции в области эстетического воспитания это улучшение преподавания дисциплин художественного цикла. Считая важным ради лучшей постановки учебного дела в школах, расширять и поддерживать принцип наглядности как метод занятий с детьми разными видами искусства, Министерство народного просвещения содействовало учреждению выставок, музеев, созданию учебников, специальных наглядных пособий.
Анализ философской и психолого-педагогический литературы позволил нам выделить основные компоненты эстетического воспитания: эстетический интерес; эстетический вкус; эстетические потребности; эстетический идеал; эстетические отношения; эстетические способности.
Проведенное нами теоретическое исследование позволяет утверждать, что подлинная цель эстетического воспитания в любой исторический период направлена на формирование у воспитанника эстетического отношения к действительности, эстетических вкусов и идеалов как важнейших элементов мировоззрения, а также направления и характера нравственного поведения всей творческой деятельности.
Проведённое исследование позволило построить модель системы эстетического воспитания в лицеях России XIX века (см. приложение 1).
Анализ образовательного процесса современных лицеев, сравнение их с российскими лицеями XIX столетия позволяет утверждать, что возникновение лицеев в России в конце XX века исторически обусловлено и было педагогически и социально целесообразны вследствие того, что был продуктивно использован исторический опыт и традиции лицеев прошлого; парадигма их образовательного процесса отвечала потребностям общества, то есть характеризовалась вариативностью, интерактивностью и альтернативностью; образовательная лицейская среда носила развивающий характер, благодаря использованию передового педагогического опыта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В истории развития образования в России лицеям принадлежит совершенно особая роль в подготовке эрудированных благородных эстетически воспитанных граждан. В ходе исследования нам удалось доказать выдвинутые положения и сформулировать особенности развития системы эстетического воспитания.
1. Лицеи как закономерный этап развития просвещения в России XIX века решали сложнейшую задачу - всестороннее развитие обучаемых. Закономерность появления лицеев обусловлена тем, что Россия в XIX веке вступила на путь реформирования общества во главе с образованным императором Александром I. Император и его окружение, получившие европейское воспитание, взращенные на идеях французских гуманистов, видели будущее поколение высоко нравственным, эстетически воспитанным. Свободомыслие, гуманизм во взаимоотношениях воцарились в недрах дворянского общества. Основополагающими признаны эстетика взаимоотношений в обществе, эстетика отношения к России, откуда возникает потребность в новых учебных заведениях, которые будут воспитывать у подрастающего поколения высокую нравственность и эстетические чувства, таким образом, лицеи явились закономерным этапом общественного развития России.
2. Не случайно в лицеях особое внимание было уделено эстетическому воспитанию молодых людей. Данная потребность была обусловлена историческими и социально-педагогическими факторами. Историческими факторами явились: создание абсолютной монархии и государственного аппарата; развитие товарно-денежных отношений; рост промышленности и торговли; осуществление великой реформы 60-х годов XIX века; развитие отношений с европейскими странами, что обусловило необходимость в проведении просветительских реформ. Социально-педагогическими факторами явились: преобразования в экономических отношениях, нравах, обычаях, традициях россиян; потребность в высоконравственных, образованных, эстетически воспитанных членах общества; формирование добродетельной личности в духе благонравия (воспитание на религиозных началах в духе преданности престолу).
3. Становление системы эстетического воспитания в российских лицеях XIX века с одной стороны, основывалось на традициях западно-европейских лицеев, с другой - обладало национальными особенностями: изучение отечественной литературы, глубокое взаимопонимание между преподавателями и воспитанниками, включение лицеистов в процесс познания посредством дискуссий, все это способствовало воспитанию активной жизненной позиции.
4. Система эстетического воспитания обладала определенной структурой взаимосвязанных компонент, таких как: эстетический интерес, эстетический вкус, эстетические потребности, эстетический идеал, эстетические отношения, эстетические способности.
5. Система эстетического воспитания может быть представлена в виде модели. Согласно ей целью эстетического воспитания является выработка в человеке способности воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, правильно понимать и ценить его, а также формирование способности создавать прекрасное в любой деятельности. Цель определяет задачи эстетического воспитания, к которым относится формирование в воспитаннике эстетического идеала, эстетического вкуса, эстетического интереса, эстетических отношений, эстетических потребностей и эстетических способностей и, которые, в свою очередь, обусловливают функции и содержание эстетического воспитания. Функции эстетического воспитания определяются как познавательно-эвристическая, общественно-преобразующая и художественно-концептуальная, компенсаторная и гедонистическая. Содержание эстетического воспитания в российских лицеях XIX столетия составляли элементы учебной и внеучебной деятельности, такие как изящные искусства, к которым относились танцы, музицирование, стихосложение, изящная словесность, фехтование и рисование, а также риторика. Во внеучебной деятельности эстетическому воспитанию лицеистов служило общение с наставниками, выпуск альманахов, конкурсы на лучшие творческие работы, литературные гостиные. Посредством содержания и функций эстетического воспитания достигалась его цель.
6. В сравнении с современным состоянием эстетического воспитания обнаруживается, что предложенная в данном исследовании модель системы эстетического воспитания в российских лицеях XIX века на уровнях цели, задач и функций совпадает с процессом эстетического воспитания в современных отечественных лицеях, однако, уровень реализации наполнился новым содержанием, что позволяет говорить о продуктивном использовании исторического опыта и традиций лицеев прошлого. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что возникновение лицеев в России в конце XX века исторически обусловлено и было педагогически и социально целесообразны вследствие того, что был продуктивно воспринят исторический опыт и традиции лицеев прошлого; парадигма их образовательного процесса отвечала и отвечает потребностям общества, то есть характеризуется вариативностью, интерактивностью и альтернативностью; образовательная лицейская среда носит развивающий характер, благодаря использованию передового педагогического опыта.
Выполненное исследование не исчерпало круга проблем, связанных с эстетическим воспитанием в отечественных образовательных учреждениях. Дальнейшего рассмотрения ожидает процесс эстетического воспитания посредством общеобразовательных предметов.
ТЕЗАУРУС.
Камеральные науки в германской экономической литературе той поры - совокупность административных и хозяйственных знаний по ведению камерального (дворцового и в широком смысле государственного) хозяйства, специальный цикл административных и экономических дисциплин, преподававшийся в университетах России с середины XIX в. Камеральное образование включало широкий круг наук: политическую экономию, историю права, отечественную историю, этнографию, естествознание, психологию, философию, филологию и др.
Лицей — так называлась одна из трех гимназий в Афинах, находящаяся вне города, в северо-западной части Керамика, возле храма Аполлона Ликей-ского, откуда лицей и получил свое название. Здесь Аристотель читал свои лекции, здесь же творил полемарх. При Сулле лицей был лишен многих украшений и заброшен.
Лицей в России - Лицей Императорский Александровский - закрытое высшее учебное заведение. В 1810г. Император Александр I передал на рассмотрение министра народного просвещения, гр. Разумовского, проект «Образования Лицея», составленный Лагарпом. Граф Разумовский вскоре представил свои замечания на проект и 12 августа того же года было Высочайше утверждено Постановление о Лицее, по которому целью последнего признано «образование юношества, особенно предназначенного к важным частям государственно службы»; курс учения состоял из предметов «приличных важным частям государственной службы и необходимо нужных для благовоспитанного юноши». Курсов установлено два - начальный и окончательный (каждый по три года). Принимались в лицей «отличнейшие воспитанники дворянского происхождения, от 10 до 12 лет», в числе, на первый раз, не менее 20 и не более 50. окончившим курс воспитанникам дано право на чины, смотря по успехам, от XIV до IX, а поступающие в военную службу уравнены с воспитанниками пажеских корпусов. 19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Лицея в Царском Селе.
Лицей Императорский в память Цесаревича Николая — открыт 13 января 1868 года в Москве, с целью «содействовать утверждению юношества, способствовать развитию в России самостоятельно педагогического дела и вырабатывать на практике его основания, приемы и способы. Основан на средства Каткова и П.М. Леонтьева. Состоит из восьми классов гимназических и трех лицейских. Особенность лицея составляет туторство. По вступлении в лицей ученика тутор обязан составить его биографию, а потом заботиться о ее пополнении. Он наблюдает за учебным, нравственным и физическим воспитанием ученика, обо всем составляет отчеты, а в низших классах занимается повторением пройденного.
Демидовский лицей. — 24 января 1803 г. Александр I обратился «к патриотам России» с призывом принять участие в развитии просвещения: «Все благонамеренные граждане при устроении училищ, и вспомоществуя правительству патриотическими приношениями и пожертвованиями, приобретут особенное и преимущественное право на уважение своих соотчичей и на торжественную признательность учреждаемых ныне заведений, имеющих возвысить в нынешнее, и утвердить на предбудущее время благосостояние и славу их отечества». Первым откликнулся П.Г. Демидов (письмо от 21.03.1803г.). По его замыслу училище должно было готовить чиновников для гражданской службы. Уже 4 апреля 1803г. Александр I утвердил его «пожелание», о чем и сообщал министру, прося Демидова быть попечителем «над сим училищем, которое вырастает от Ваших щедрот». Устав училища был утвержден лично императором 28 января 1805г., согласно которому оно занимало «первую степень непосредственно после центральных университетов в империи существующих». Куратором училища определялся Московский университет. Таким образом, училище объявлялось высшим учебным заведением нового типа. Однако по статусу оно стояло ниже университета, находясь на первом месте сразу же после него, хотя с 1811г. Указом императора аттестаты училища имели «равную силу с аттестатами университетов». Уставом определялся штат из семи профессоров, директор выбирался из их числа. Согласно параграфу девятому в Совет училища входили все профессора. Главная его задача состояла в изыскании «способов к возвышению успехов учащихся, соблюдение устройства в училище и управление имуществом .». Количество студентов определялось в двадцать человек.
Гимназия высших наук и лицей князя Безбородко И.А. (г. Нежин Черниговской губернии) - Нравственным девизом князя И.А. Безбородко была любовь и помощь близким. История этой гимназии, а затем лицея очень схожа с историей Демидовского лицея. Князь обратился (19 июля 1805г.) к императору с просьбой открыть высшее учебное заведение на средства, завещанные его братом, к которым он присоединил еще большие суммы. Уже 29 июля Александр I утвердил эту просьбу. Открытие гимназии состоялось в 1820г. Ее первым директором стал Кукольник, профессор римского права. Он работал в Санкт-Петербургском Педагогическом институте, ас 1813г. преподавал право Великим князьям Николаю и Михаилу Павловичам. Он принял предложение о гимназии и в конце августа 1820г. прибыл в г. Нежин. После его смерти (06 февраля 1821г.) директором был назначен И.С. Орлай (до 01 августа 1826г.), специалист по латинскому языку. Общий замысел гимназии руководствовался «целями энциклопедического образования», общей подготовки к общественной, по-тогдашнему государственной, деятельности. В проекте Устава предполагалось, в основном, изучение языков (русский, латинский, немецкий и французский), а также Закона Божия, арифметики, истории, географии, чистописания и рисования. Устав был утвержден только в 1824г. Общее устройство Нежинской гимназии сходно с Ярославским училищем: открыты на частные пожертвования, сделанные примерно в одно и то же время; оба проекта Уставов отличались энциклопедическим характером образования и преследовали одну цель - «сообщение возможно большего и разнообразного учебного материала». Это было влиянием господствовавшего на Западе энциклопедизма в учебном деле и «избытком усердия, не руководимого ясными педагогическими и дидактическими представлениями».
Ришелъевский лицей - Это название он получил в честь знаменитого потомка кардинала Ришелье, герцога де Ришелье (1766-1822), который эмигрировал в годы Великой французской буржуазной революции. Поступив на службу в русскую армию (1790г.), он дослужился под командованием A.B. Суворова до генерал-лейтенанта. В 1803 году он был назначен генерал-губернатором г. Одессы, а затем и всего Новороссийского края. В 1814 году Ришелье вновь вернулся во Францию и стал министром Людовика ХУШ-го. В 1802 году эмигранты-иезуиты организовали при католической церкви в Одессе приходское училище, при нем был открыт пансион с высокой платой за обучение и содержание в нем. В 1817 году в городе были коммерческая гимназия, «Благородный воспитательный институт», который был создан на основе пансиона, уездное и приходское училища. Министр просвещения А.П. Голицын представил Александру I проект, в котором предлагал объединить гимназию и «институт» в одно учреждение и назвать его «Ришельевским лицеем» за заслуги последнего перед Отечеством и который определил на его содержание «знатную сумму». По утвержденному проекту лицей определялся как высшее учебное заведение и имел сложную структуру: собственно лицея, начального училища (вместо уездного и приходского) и двух дополнительных училищ - правоведения и коммерческих наук. Он непосредственно подчинялся попечителю Харьковского учебного округа. По уставу лицей рассчитывался на 400 человек, срок обучения - десять лет (пять классов по два года). Его главное предназначение, по мнению министра, было в том, чтобы доставлять детям такое образование, которое «во всяком состоянии жизни сделает их достойными членами общества», и удовлетворять запросы края в образовании. В штатном расписании предусматривалось девять профессорских и шесть адъюнктских ставок. Образование в лицее делилось на три уровня: подготовительное (возраст 8-10 лет), литературное (10-16) и высшее (16-18 лет). Образование «в высших науках» имело классы: лет). Образование «в высших науках» имело классы: математики и философии (основные), физики и артиллерии (дополнительные). Основные предметы лицея: грамматика языков: российского, латинского, греческого, французского, итальянского и немецкого; словесность и риторика; география и история; философия; математика и физика; науки военные; приятные искусства и Закон Божий. Обучение шло в основном на французском языке и только в высших дополнительных классах - на русском. Выпускники лицея поступали в гражданскую службу в чине 12 класса, а в военную, прослужив три месяца в нижних чинах, - офицерами. Все окончившие полный курс наук лицея пользовались правами студентов университета. Правление лицея состояло из Херсонского военного губернатора, Одесского коменданта, местного негоцианта, статских и прочих советников (всего шесть чел.). В правление входило четыре родителя, которые избирались общим родительским собранием пансионария. Дополнительно избирались еще четыре кандидата на случай болезни. Председателем был Одесский градоначальник. Такой порядок существовал до 1830 года, до учреждения Одесского учебного округа, когда в правление вошли все профессора лицея. Лицей занимал территорию около 10 га и имел хорошую материально-учебную базу: библиотека (около 3,5 тысяч томов), кабинеты минералогии, зоологии, физический, минц-кабинет (монеты, медали) и др. В 1829 году шесть классов лицея были заменены на одиннадцать: начальное училище (три класса), гимназия (четыре класса) и лицейские (четыре класса). Лицей имел философское и юридическое отделения. Эта новая ориентация потребовала новый Устав, который и был введен в 1837 году. Лицей получал права и характер обучения, близкий к университетскому. Создавались два отделения: физико-математическое и юридическое. Студенты выпускались 12-м классом. Создавались кафедры: догматического и правоучительского богословия; церковной истории и церковного "права; арабского, турецкого и персидских языков; сельского хозяйства и лесоводства. В состав совета лицея входили директор, профессора, инспектор. При лицее была своя полиция.
Художественное воспитание — целенаправленно осуществляемый процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать, любить и оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.
Художественное образование — процесс освоения школьниками совокупности знаний, умений, навыков, формирования мировоззренческих установок в области искусства и художественного творчества. Художественно-творческое развитие представляет собой, прежде всего целенаправленное формирование дарований детей в той или иной области искусства.
Эстетика (греч. Aisthetikos - чувствующий, чувственный) - наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира. О сущности и формах творчества по законам красоты. Эстетика зародилась около 2,5 тыс. лет назад, в эпоху рабовладельческого общества - в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. Большое развитие получила в античной Греции и в Риме. Материалистическую тенденцию проводили в своих трудах Демокрит, Аристотель, Эпикур, Лукреций Кар и др., утверждавшие объективную основу прекрасного, которую они находили в вещественных свойствах, связях, отношениях, закономерностях реальной действительности, вопреки идеалистическому учению Платона, согласно которому прекрасное есть абсолютная, вечная и неизменная, надчувственная идея, а воспроизводимые искусством чувственные вещи являются лишь отблеском этой идеи. В борьбе с мистическими учениями западного средневековья о «божественной красоте» (Августин, Фома Аквинский) развивались гуманистические реалистические тенденции в трудах мыслителей, писателей, художников эпохи Возрождения (Ф.Петрарка, Л.-Б. Альберти, Бруно, Монтень и др.). Преодолевая идеи аристократической эстетики, утверждают связь искусства с реальной жизнью теоретики Просвещения (У.Хогарт, Дидро, Руссо, Винкельман, Лессинг, Гердер), а также продолжатели их традиций Шиллер и Гёте. Кант выдвигает положение о полной «незаинтересованности» эстетического суждения. Противопоставив красоту пользе, совершенство художественной формы - идейному содержанию, он оказал влияние на развитие формалистической эстетики. В основу объяснения эстетической деятельности Гегель кладет принципы историзма и противоречия, что позволяет ему сопоставить эстетическую деятельность с противоречивым характером капиталистического производства, выявить значение труда для понимания сущности эстетического. Однако, будучи объективным идеалистом, Гегель определяет искусство как первую и несовершенную форму абсолютного духа. Фейербах пытался вывести красоту непосредственно из физических свойств предметов и явлений, а эстетические чувства и вкусы - из биологических закономерностей, из «природы» человека. Свое наивысшее развитие материалистическая эстетика получила в трудах русских революционных демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова (разработка закономерностей реалистического искусства, принципов идейности и народности искусства и т.д.) Коренной поворот в истории эстетики связан с применением к ее области марксистского метода исследования - диалектического и исторического материализма. Это явилось теоретической основой для всесторонней разработки кардинальных эстетических проблем. Проблематика и задачи марксистско-ленинской эстетики определяются главным образом тем, что ее специфический предмет - эстетическое освоение человеком мира - состоит из трех неразрывно связанных между собой сторон: 1) эстетического в объективной реальности; 2) субъективно-эстетического (эстетическое сознание); 3) искусства (как своеобразного единства субъективно - и объективно-эстетического). Эстетика изучает сущность, закономерности и конкретные проявления всех этих сторон в их диалектическом единстве. Эстетика определяет объективную основу освоения мира как творческую, практически целенаправленную деятельность людей, в которой раскрываются их общественная сущность и созидательные силы, направленные на преобразование природы и общества. Основные эстетические категории -прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, драматизм, трагическое и комическое, героическое - раскрываются как своеобразное проявление эстетического освоения мира в каждой из областей общественного бытия, человеческой жизни - в производственно-трудовой и общественно-политической деятельности, в отношении к природе, в культуре, в быту и т.д. Субъективная сторона эстетического освоения — эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеи, идеалы рассматриваются эстетикой как специфическая форма отражения и воплощения объективных жизненных процессов и отношений. Искусство, художественное творчество входят в предмет эстетики как существенная его сторона. Исследуя сущность искусства и его закономерности, эстетика тесным образом связана со всеми специальными, теоретическими и историческими науками и с науками об искусстве. Но эстетика - это наука философская. Она изучает общие закономерности эстетических отношений человека к действительности; искусствоведческие же науки интересуются спецификой искусства как такового.
Эстетические потребности - развиваются на основе эстетического вкуса и эстетического интереса, по С.Л. Рубинштейну потребности - основная сила деятельности; по А.Н. Леонтьеву - деятельность порождает потребность; по А.Н. Семашко потребность - отражение противоречия между существующим и необходимым, делятся на познавательнее, эвристические, гедонистические и нравственные. Ю.В. Шаров объединяет потребности в две группы: 1) потребности в деятельности, творчестве по законам красоты; 2) потребности в потреблении эстетических ценностей.
Эстетические способности - особые свойства личности, которые позволяют ей успешно осуществлять действия: трудовые, интеллектуальные, организаторские, художественные, их можно определить как внутренние условия развития человека, возможности для приобретения знаний и умений. Компоненты: творческое воображение, образное мышление, восприимчивость к красоте, художественная память, фантазия.
Эстетические чувства - эмоциональное состояние, возникающее в процессе эстетического восприятия явлений действительности или произведений искусства. Представляют собой специфическое переживание, вызываемое этим восприятием, и выступает как чувства прекрасного или возвышенного, трагического или комического. Эстетические чувства отражают уровень эстетического сознания общества.
Эстетический вкус - сложный комплекс личностных проявлений и свойств. Он проявляется не только в избирательно-оценочном отношении к эстетическим объектам, но и в процессе созидательной деятельности человека. Вкус - это не логический акт, а переживание, он позволяет чувственно различать и оценивать прекрасное, возвышенное, трагическое и комическое.
Эстетический идеал - высшее представление эстетической деятельности, объект желаний, устремлений самого человека, который с достижением его связывает удовлетворение своих существенных потребностей. Существенными чертами идеала являются: целеполагание, организация деятельности и восприятия с точки зрения идеала, формирование идеала мыслителя как специфический образ сознания.
Эстетический интерес - избирательное отражение именно того, что значимо, важно, ценно для самой личности, связано с ее индивидуальным опытом и развитием.
Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты». Эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется через систему эстетического воспитания в школе на основе идейно, психологически и педагогически обоснованных программно-методических документов в неразрывной связи с идейно-политическим, нравственным и трудовым воспитанием. Цель эстетического воспитания, прежде всего в формировании нравственно-эстетического идеала
Эстетическое отношение — эстетическое отношение человека к действительности тесно связано с эстетическими чувствами, оно не исчерпывается этими чувствами, но не существует без них, будучи идейно-эмоциональным отношением.
Эстетическое развитие — процесс целенаправленного становления в ребенке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а также формирования духовных потребностей.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тарова, Инна Николаевна, Майкоп
1. Александровский лицей. Царское село. Краткая памятка Имп. Александровского, бывшего Царскосельского лицея. СПб, 1911.- 671с.
2. Андреюшин А.Н. Основы эстетического воспитания учащихся общеобразовательных учебных заведений в условиях развивающего обучения: Автореф. дис. на соискание уч.степ.канд. пед.наук: (13.00.01) / Андреюшин Александр Николаевич. М, 1996. - 26с.
3. Анисимов В.П. Влияние характера эстетической ориентировки в произведениях искусства на формирование нравственных взглядов учащихся: Автореф. дис. на соискание уч.степ.канд. пед. наук: (13.00.01) / Анисимов Владимир Петрович. М, 1994. - 18с.
4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX века (до реформ 60-х годов) / сост. П.А. Лебедев. М.: Педагогика, 1987. - 560с.
5. Апресян Г.З. Эстетика и художественная культура социализма: Избр. труды/ Г.З. Апреснян. М.: Изд-во Моск. Университета, 1983. - 328с.
6. Аристотель. Афинская полития. Государственное устройство афинян./ Аристотель. М.-Л, 1937.
7. Барило С.Б. Воспитание художественного вкуса старшеклассников в процессе внеурочных занятий по искусству. Дис. на соискание уч.степ.канд. пед.наук: (13.00.01) / Барило Светлана Богдановна М, 1987.- 149с.
8. Бахтин М.М. Искусство и ответственность./ М.М. Бахтин // Литературно-критические статьи. М, 1986. - с. 3-4.
9. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества./М.М. Бахтин. МД979. -360с.
10. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова./Г.И. Беленький. М.: Просвещение, 1990. - 136с.
11. Белик А.П. «Эстетика и современность» (очерк некоторых актуальных проблем). Издание 2-е. /А.П. Белик. М. Политиздат, 1967. - 224с.
12. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. /В.Г. Белинский. М, 1954.-Т. 4. -с.68-96.
13. Белорусская ССР: Краткая энциклопедия: В 4-х т. Минск: Гл. ред. Бел. С.Э. 1980.-Т.З.-616с.
14. Белозерцев Е.П. Образование и образованность: абсолютные ценности России. /Е.П. Белозерцев. // Триместр. 1996. - № 2.
15. Бемоль. Как учат музыке наших детей./Бемоль.//Вестник воспитания. 1892. - №6
16. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2т./ H.A. Бердяев. М: Искусство, 1994. - т.1. — 544с.
17. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. /В.П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. - 192с.
18. Бестужев-Марлинский A.A. Сочинения в 2-х томах. Т.2. / A.A. Бес-тужев-Марлинский. — М.: Худ. Литература, 1981. - 591с.
19. Блонский H.H. Избранные педагогические и психологические произведения: в 2-х томах. / H.H. Блонский. М.: Педагогика, 1979. - Т.1. -304с. -Т.2.- 399с.
20. Боборыкин П.В. Воспоминания. / П.В. Боборыкин. М, 1965. - 381 с.
21. Боброва Т.Н. Взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности как фактор формирования эстетической культуры старшеклассников. Автореф. дис. на соискание уч.степ.канд. пед.наук: (13.00.01) / Боброва Татьяна Николаевна. Ленинград, 1984. - 18с.
22. Богданович М.И. История царствования императора Александра I и Россия в его время./ М.И. Богданович. СПб, 1869-1879. - т.1. - 341с.
23. Боголепов Н.П. Записки Е.Б. /Н.П. Боголепов. М,1912.
24. Бузескул В.П. Античность и современность. Современные темы в античной Греции./ В.П. Бузескул. СПб, 1914.
25. Булич H.H. Очерки истории русской школы. /H.H. Булич. СПб, 1909.
26. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. /А.И. Буров. М.: Искусство, 1975.- 175с.
27. Бутенко В.Г. Русская философская культура. /В.Г. Бутенко. Саратов, 1997. - с.151-157
28. Буторина Т.С. Ломоносов и педагогика./Т.С. Буторина. Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1999. - 224с.
29. Вадзи некая А. О преподавании изящных искусств в женских средне-учебных заведениях. / А. Вадзинская. //Вестник воспитания. 1895. - №4.
30. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: Варианты выбора. /А.П. Валицкая. // Педагогика. 1997. №2. - с.3-8.
31. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников./ М.А. Верб. Л, 1980. - 80с.
32. Волк С.С. Исторические взгляды декабристов./С.С. Волк. М.: Изд-во АН, 1958.- 174с.
33. Волков А. Искусство в первоначальном образовании. /А. Волков. // Вестник воспитания. 1898. - №2.
34. Волынкин В.И. Формирование художественной потребности старшеклассников в процессе внеклассных занятий по искусству. Автореф. дис. на соискание уч.степ.канд. пед.наук: (13.00.01) / Волынкин Валерий Иванович М, 1989. - 19с.
35. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Книга для учителя. /Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 1991. - 91с.
36. Выготский Л.С. Педагогическая психология./ Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 1991.-479с.
37. Выготский Л.С. Психология искусства./Л.С.Выготский. М.: Педагогика, 1987. - 576с.
38. Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств./ Т.П. Гаврилова. -М.: Знание, 1984.-79с.
39. Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания./М.П. Гальперин. -М.: Высшая школа, 1974. 103с.
40. Гаммель И. О способе взаимного обучения по системе Белля, Ланкастера и др. /И. Гаммель. СПб, 1845. - Изд.2.
41. Гелльвальд. История культуры. / Гелльвальд. СПб,1899. Т. 2: Античная культура.
42. Головщиков К.Д. П.Г. Демидов и история основанного им в Ярославле училища (1803-1886)./ К.Д. Головщиков. Ярославль, 1887. - 482с.
43. Гончаров И.Ф. Эстетическое воспитание школьников средствами искусства и действительности./И.Ф. Гончаров.-М.:Педагогика,1986.~ 128с.
44. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Книга для учителя./ Е.С. Громов. М.: Просвещение, 1986. - 239с.
45. Грот Я.К. Пушкин и его лицейские товарищи и наставники./ Я.К. Грот. -СПб.: изд. 2-е, 1899.
46. Гулыга A.B. Принципы эстетики./А.В. Гулыга. М.: Политиздат, 1987.— 286с.
47. Демидовский юридический лицей. Предложения совета Демидовского юридического лицея по вопросу о желательных изменениях в организации управления и преподавания в лицее. Ярославль, 1901. - 394с.
48. Демков М.И. Влияние западноевропейской педагогики на русскую педагогику./ М.И. Демков. // ЖМНП. 1910. - ч.27. - отд.З. - с.28-60.
49. Дмитриева H.A. Вопросы эстетического воспитания./H.A. Дмитриева. — М.: Искусство, 1956. 370с.
50. Дюбон Ж.-Б. Критические размышления о Поэзии и Живописи. /Ж.-Б. Дюбон.-М, 1975.-243с.
51. Егоров А.Д. История лицеев в России от основания до закрытия (даты, события, факты). /А.Д. Егоров. Иваново, 1992. - 152с
52. Егоров А.Д. Лицеи России: Опыт исторической хронологии: В 8 кн./ А.Д.Егоров. -Иваново, 1994.
53. Емцова Е.А. Эстетическая деятельность в системе нравственного воспитания младший школьников./ Е.А. Емцова. М, 1989. - 126с.
54. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России: Очерки / под ред. вступ. ст. Э.Д. Днепрова. / Г.Е. Жураковский. -М.: Педагогика, 1978. 160 с.
55. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики. / Г.Е. Жу-раковский. М,1937. - 152с.
56. Заметки о деятельности Союза Спасения и Союза Благоденствия, о причинах возникновения и истоках тайных обществ в России // Русская старина. 1884. -т.61. - №1. - с.29-34.
57. Заузе Р.Э. Исторический очерк Ришельевской гимназии./ Р.Э. Заузе. -Одесса, 1881.-642с.
58. Зись А .Я. Искусство и эстетика. 2-е изд. / А.Я. Зись. М.: Искусство, 1975.-239с.
59. Иванов А.Е. Высшая школа в России в конце XIX начале XX века. /А.Е. Иванов. -М, 1991. - 176с.
60. Идеи эстетического воспитания. Антология: в 2-х томах. М.: Искусство, 1973.-т. 2.-367с.
61. Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. М. 1952.-т.2.-с. 10-23, 70, 400-401, 115-116, 300-358.
62. Измайлов В.В. О русском старинном воспитании. /В.В. Измайлов. «Патриот», 1804. т. 2.
63. Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно / сост. А. Воронов. СПб, 1849. - 292с.
64. Истрин В.М. Опыт методологического введения в изучение русской литературы XIX века. / В.М. Истрин. СПб, 1907. - Вып.1.
65. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе./ М.С. Каган. Л.: Знание, 1984. - 32с.
66. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. / П.Ф. Каптерев. СПб.: тип. О. Богданова, 1909. - 540с.
67. Карамзин Н.М. О новом образовании народного просвещения в России./ Н.М. Карамзин. // Вестник Европы. 1803. - Отд.5. - ч.8.
68. Квятковский Е.В. Пробуждать интерес к лучшим образцам искусства. / Е.В. Квятковский // С.П. №2. - 1989. - с. 88-91.
69. Киященко Н.И. Роль эстетических факторов в жизни общества и личности. / Н.И. Квятковский, H.JI. Лейзеров. // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Просвещение, 1983. - с. 18-61.
70. Ключевский В.О. Курс русской истории. В 8 т./ В.О. Ключевский. -M.: Соцэгиз, 1958. T.IV. - 422с.
71. Ключевский В.О. О русской истории / под ред. Проф. В.И. Буганова./ В.О. Ключевский. М.: Просвещение, 1993. —548 с.
72. Князьков С.А. Очерки истории народного образования в России до эпохи Александра I / Под ред. C.B. Рождественского./С.А. Князьков, Н.И. Сербов. -М, 1910.-240с.
73. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека./ Л.Н. Коган. М.: Мысль, 1984.-252 с.
74. Колеченко А.К. Развивающая личность и педагогические технологии./ А.К. Колеченко. СПб, 1992. - 102с.
75. Кон И.С. Психология ранней юности./ И.С. Кон. М.: Просвещение, 1989.-265с.
76. Константинов H.A. Очерки по истории начального образования в России./ H.A. Константинов, В.Я. Струминский. М.: Учпедгиз, 1949. — 207с.
77. Концепция общего среднего образования//Учительская газета. 1988. -№27.
78. Коропчевский Д. Цель образования. / Д. Коропчевский.// Вестник воспитания. 1899. - №1.
79. Корф М.А. Жизнь графа Сперанского. / М.А. Корф. СПб, 1861.
80. Краткая историческая памятка Императорского Александровского, бывшего Царскосельского лицея / сост. По поручению Г.Попечителя Лицея Секретарь и Курсовой воспитатель Лицея Лицеист LIX курса A.A. Рубец.-СПб, 1911.-763с.
81. Кротов А. Морской кадетский корпус. Краткий исторический очерк. /А. Кротов. СПб, 1887. - 374с.
82. Крупник Е.П. Социально-педагогические проблемы художественного сознания школьников: структура и уровень эстетического сознания у старшеклассников. / Е.П. Крупник. М.: АПН СССР, 1989. - с.44-64
83. Крылова Н.Б. Формирование эстетической культуры личности: школа, трудовой коллектив, вуз./ Н.Б. Крылова, Л.П. Печко. М.: Знание, 1986. - №2. - 64с.
84. Кудин В.П. НТР и некоторые проблемы эстетического воспитания. /
85. B.П. Кудин. // Эстетика и современность: книга для учителя / под ред.
86. C.Е. Можгудяна. М.: Просвещение, 1978. - 192 с.
87. Куликова И.С. Традиции и новаторство в эстетике. / И.С. Куликова. — М.: Знание, 1989.-63с.
88. Кулоев К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. /К.В. Ку-лоев. М.: Знание, 1986. - 64с.
89. Кумарин В.В. Школу спасет педагогика, но природосообразная. / В.В. Кумарин. // Народное образование. 1997.- №5. - с. 10-20.
90. Куницын А.П. Ведомости об успехах воспитанников Лицея по части логики и прочих философских наук. / А.П. Куницын. // Б. Гаевский, А. Дельвиг, журнал «Современник», 1853.
91. Куприн А.И. Собр. соч.: В 6 т. / А.И. Куприн. М, 1958. - Т. 5. - 509с.
92. Куприянов И.Т. Судьба поэта. /И.Т. Куприянов. К, 1979. - 54с.
93. Кучигашева В.В. Становление системы лицейского образования в России первой четверти XIX века. Дис. на соискание уч.степ.канд. пед.наук: (13.00.01) / Кучигашева Ванда Викторовна. М, 1996. - 164с.
94. Лаптева Н.П. Управление общеобразовательным лицеем на основе программно-целевого подхода. Дис. на соискание уч.степ.канд. пед.наук: (13.00.01) / Лаптева Надежда Петровна. Елец, 2004. - 168с.
95. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. /А.И. Леонтьев. М.: Педагогика, 1983. - т.2. - 320с.
96. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание в школе. / Б.Т. Лихачев. М.: Педагогика, 1980.-248с.
97. Лицей в память цесаревича Николая. Москва. Историческая записка имп. Лицея в память цесаревича Николая за XXX лет. M, 1899. - 653с.
98. Лицей кн. Безбородко. СПб, 1881. - 578с.
99. Лорер Н.И. Записки декабриста. 2-е изд./ Н.И. Лорер. - Иркутск: Восточно-Сибирское кн. Изд-во, 1984. - 416с.
100. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздние классики. / А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1975. - 776с.
101. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. / Ю.М. Лотман. СПб, 1994. - 398с.
102. Луначарский A.B. О воспитании и образовании. / A.B. Луначарский. -М, 1976.-291с.
103. Макаренко А.Ф. Методика организации воспитательного процесса. Пед. соч.: в 8-ми томах / Ред. кол. Кондаков М.И. и др. / А.Ф. Макаренко. 1983. т.1. - с.267-330.
104. Маркевич А.И. Двадцатипятилетие Императорского Новороссийского университета. / А.И. Маркевич. Одесса, 1890. - 562с.
105. Материалы для самостоятельного изучения // сост. Д.И. Латынина. М.: РОУ, 1992.- 136с.
106. Мемуары декабристов / сост. В.А. Федорова. — М.: МГУ, 1981. 400с.
107. Мироненко C.B. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века. / C.B. Мироненко. М, 1989.
108. Юб.Михневич И. Исторический обзор сорокалетия Ришельевского лицея с 1817 по 1857 г. / И. Михневич. Одесса, 1857.
109. Монро П. История педагогики./ П. Монро. М, 1917. - ч.1.
110. Москвичева Л.Н. Эстетическое развитие личности и ее творческий потенциал. / Л.Н. Москвичева. М.: Знание, 1985. - 64с.
111. Некрасов П. Промежуточная лицейская ступень между среднею и высшею школами. / П. Некрасов. СПб, 1913.
112. Неменский Б.М. Мудрость красоты./О проблемах красоты. Книга для учителя. /Б.М. Неменский. -М.: Посвещение, 1987. 256с.
113. Общественное движение в России в I половине XIX века. Декабристы (М.А. Фонвизин, кн. Е.П. Оболенский, барон В.И. Штейнгель) / сост. В.И. Семеновский, В Богучарский, П.Е. Щеголев. СПб, 1905. - 185с.
114. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. / М.Ф. Овсянников. — М.: Высшая школа, 1984. 334с.
115. Овчинникова А.Ж. Познание первоклассниками эстетического в природе: Монография. / А.Ж. Овчинникова. М.: Прометей. МГПУ им. В.И. Ленина, 1990. - 192с.
116. Овчинникова А.Ж. Чувственное и рациональное в эстетическом отношении младших школьников к действительности: Монография. /А.Ж. Овчинникова. -М.: Прометей, 1994. 133 с.
117. Овчинникова А.Ж. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младших школьников: Монография. / А.Ж. Овчинникова. -М.: Наука. 1997. 105 с.
118. Овчинникова А.Ж. Как прекрасен этот мир, посмотри! (Пособие по эстетическому развитию младших школьников). / А.Ж. Овчинникова, В.И. Мясцова, A.M. Пашкова. М.: Прометей, 1997. - 125 с.
119. Овчинникова А.Ж. Онтологический подход к формированию эстетического отношения к действительности у младших школьников: Монография. / А.Ж. Овчинникова. М.: Прометей. 1999. - 220 с.
120. Овчинникова А.Ж. Онтологический подход к эстетическому развитию младших школьников./ А.Ж. Овчинникова. //Онтологический подход к развитию личности. М.: ТЦ Сфера, 2001. - с. 15-27.
121. Острогорский А.Н. Письма об эстетическом воспитании. / А.Н. Острогорский. М, 1908.
122. Очерки истории педагогической мысли народов СССР: конец XIX начало XX в. / отв. ред. О. Д. Днепров. - М, 1939.
123. Павленко Н.И. Образование и воспитание в царствование Екатерины II. / Н.И. Павленко. // Русская школа. 1911. №11. — с. 138-165.
124. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1988. - 478с.
125. Педагогическое наследие / В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, H.A. Добролюбов: сост. А.Ф. Смирнов. М.: Педагогика, 1988. -399с.
126. Петров В.М. Социология эстетической культуры./ В.М. Пертов, У.Ф. Суна. Рига: Знание, 1985. - 64с.
127. Петухов Е. Гимназия высших наук князя Безбородко в Нежине. / Е. Петухов. // ЖМНП. 1895. - Сентябрь.
128. Печко Л.П. Эстетическое развитие школьников основным видами деятельности. / Л.П. Печко. // Теория эстетического воспитания. М, 1979. - с.196-218.
129. План государственных преобразований графа М.М. Сперанского. Введение к уложению государственных законов. МД905.
130. Платон. Собрание сочинений в 4 т./ Платон. М: Мысль, 1993. - т.2. — 526с.
131. Плетенева И.Ф. Становление и развитие высшего педагогического образования в России XIX века. Дис. на соискание уч.степ. доктора, пед. наук: (13.00.01)./ Плетенева Ирина Финогеновна. М, 1997.
132. Плеханов A.B. Революционно-демократическая концепция воспитания нового человека. / A.B. Плеханов. // Сов. Педагогика. 1985. - 35. — с.114-120.
133. Покровский С.П. Демидовский лицей в Ярославле в его прошлом и настоящем./ С.П. Покровский. Ярославль, 1914.
134. Полное собрание законов Российской империи. СПб, 1830. т. VII.
135. Полякова Л.В. Развитие лицейского образования в России в XIX начале XX века. дис. на соискание уч.степ.канд. пед.наук: (13.00.01) / Полякова Людмила Васильевна. - М, 1997. - 162с.: ил.
136. Постановление о Царско-Сельском лицее. // Сборник постановлений по Министерству народного просвещения. СПб, 1875. - т. 1.-е. 632-633.