Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Беринская, Инна Владимировна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Иркутск
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Беринская, Инна Владимировна, 2000 год

Введение.

Глава 1. Теоретические предпосылки исследуемой проблемы.

1.1. Некоторые подходы к рассмотрению сущности понятия «национальная культура».

1.2. Диалектика соотношения общечеловеческого и национального в философской и педагогической литературе.

1.3. Особенности использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки будущего учителя

Глава 2. Процесс приобщения студентов педагогического вуза к русской национальной культуре при освоении образовательной области «Технология».

2.1. Педагогические условия обеспечения эффективности усвоения национально-культурных ценностей в процессе подготовки будущего учителя.

2.2. Отбор и использование в процессе освоения образовательной области «Технология» национально-образного содержания образования

2.3. Организация, проведение и результаты опытно-экспериментальной работы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя"

Актуальность исследования На современном этапе, в условиях коренного обновления содержания образования, тенденция интеллектуального и духовного возрождения общества стала ведущей в осуществлении реформы высшей и средней школы. Духовное возрождение России закономерно требует восстановления традиционной культуры русского народа, которая на протяжении нескольких столетий отражала и утверждала в нем соборность, религиозность, трудолюбие, доброту, сострадание и другие нравственные качества.

Сегодня, к сожалению, богатые традиции русского народа оказались забытыми и невостребованными педагогической наукой и практикой. В результате - у части молодежи сформировалась социальная апатия, антипатриотизм, жестокость, этнически нивелированное сознание, что грозит народу потерей национальной самобытности.

Возрождение России невозможно без национальной ориентации воспитания. Еще полтора столетия назад великий русский педагог К.Д. Ушинский разработал и во многом реализовал идею национального образования. Он считал, что в основе идеи лежит национальная сущность русского народа, его государственное сознание, верность этническим и культурным традициям. Социальная роль национального образования заключается в том, что оно строится с учетом региональных особенностей территорий, уникальности со-циокультуры, психологических особенностей населения, способствует передаче подрастающему поколению исторически накопленных народом духовных ценностей, традиций, нравственных и религиозных устоев и, в конечном итоге, обуславливает дальнейшее социально-экономическое и культурное развитие нации, каждой личности в отдельности.

В последние годы произошли кардинальные изменения в социально-политической, экономической жизни общества. Государственная политика, направленная на усиление хозяйственной самостоятельности, передача части функций управления на региональный, муниципальный и школьный уровни усиливает задачу сохранения и развития как культурной самобытности регионов, так и единого культурно-образовательного пространства России. В этих условиях необходим поиск новых подходов, которые позволят сохранить преемственность в трансляции культуры.

Практически основным социальным институтом, способствующим сохранению богатейшего опыта отечественной культуры, является образование в целом и школа, в частности, поскольку именно образование позволяет осуществлять адаптацию к новым жизненным условиям, удерживать процесс воспроизводства социального опыта, закреплять в общественном сознании и практике новые ориентиры общества и личности. Утверждение духовных ценностей - выделяется как стержневое содержание личности, которую призвана воспитать образовательная система. При этом образ мира и человека представляется продуктом творческой деятельности человеческих сообществ, присущих им культурно-исторических укладов (B.C. Библер, С.Н. Иконникова, Д.С. Лихачев).

Таким образом, наметилась общая тенденция рассматривать образование как часть культуры в философско-методологическом, историческом, национальном и мировом аспектах (А.И. Арнольдов, С.Н. Артановский, Е.В. Бондаревская, В.П. Зинченко).

Успех совершенствования системы образования невозможен без понимания того, что становление индивидуального сознания человека происходит в результате усвоения им культуры, в ходе социализации (В.К. Бацын, JI.H. Беленчук, М.Н. Кузьмин, Е.А. Семенова).

Национальное самосознание формируется на основе целостного восприятия содержания культуры народа. Гармоническое восприятие национальной культуры базируется на целостных представлениях национального языка и литературы, истории народа, национального искусства, фольклора, традиций, образа жизни (Н. Арсеньев, В.И. Белов, Е.Г. Ковальская, В. Личутин).

Реализация идей гуманизации в образовании, укрепление связи обучения с истоками национальной культуры, достижениями отечественной и мировой национальной мысли, преодоление разрыва между культурой, наукой и образованием требуют качественно нового подхода к проблеме подготовки будущего учителя. Данным вопросам уделяли внимание в свое время П.П. Блонский, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и другие выдающиеся педагоги прошлого, которые отмечали, что успех обучения зависит, прежде всего, от личности учителя, его культуры, являющейся фундаментом профессионального мастерства.

Приобщение к народной культуре целесообразно начинать с детского возраста, ибо нация сохраняется, пока в детях живы национальные черты. Ориентация школы на национальную культуру является важнейшим условием сохранения, развития и освоения этнической культуры, формирования национального самосознания. Не случайно Закон Российской Федерации «Об образовании» (1996 г.) объявил приоритетным направлением государственной школьной политики - защиту системой образования культурных национальных традиций в условиях многонационального государства.

В предшествующие годы в нашей стране проведена значительная работа по изучению проблем этнизации и регионализации образования. При этом рассматривались историко-философские, государственно-правовые, социально-экономические, психолого-педагогические аспекты регионализации образования. В этнопедагогических исследованиях (Т.И. Березина, JI.M. Бирюкова, Е.В. Борисова, З.П. Васильцова, Г.С. Виноградов, Е.И. Корнеева) раскрываются веками выработанные принципы и закономерности этнической педагогики народов России. Анализ состояния проблемы в современной теории и практике показал, что центральной проблемой в исследованиях является формирование основ духовной культуры в интеллектуальной надстройке личности, полноценное воспитание подрастающего поколения.

Наиболее ценными для нашего исследования являются труды Г.Н. Волкова, который рассматривает воспитательный потенциал народного творчества различных этносов, использование этнопедагогических идей в учебных предметах.

Вопросы возрождения и развития гуманистических традиций воспитания в народной педагогике представлены в исследованиях А.Г. Абсалямовой, Е.И. Корнеевой, Л.И. Ляшко, Е.С. Троицкий, С.Н. Шадриной.

Большая группа педагогов плодотворно исследует проблему воспитания эстетической культуры: старших дошкольников в процессе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством (И.А. Старкова), старшеклассников (О.Б. Гордиенко), сельских школьников средствами народного искусства (Л.И. Алдошина).

В ряде исследований (А.Г. Андреева, Е.В. Борисова, Н.Н. Макарцева, А.А. Полякова, А.Д. Солдатенков) поднимается проблема возрождения духовных ценностей, развития возможностей и способностей, заложенных в человеке. Данные исследования содержат ряд важных теоретических и методологических выводов по проблеме формирования личности и ее нравственности.

Представляют определенный интерес работы, рассматривающие вопросы художественно-творческого развития: в системе приобщения школьников к русской культуре (Н.М. Сокольникова); учащихся воскресной художественной школы в системе эстетического воспитания (Л.А. Трубникова); в процессе ознакомления с русской архитектурой детей старшего дошкольного возраста (С.Ю. Бологова).

Более тесно с проблемой нашего исследования связаны работы Т.И. Березиной, А.Б. Панысина, А.Л. Поляковой, Г.С. Поповой. В них раскрываются теоретические и научно-методические основы формирования различных качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования. Отдельные аспекты этой проблемы изучались Г.Ю. Нагорной, В.А. Николаевым. Названные исследователи рассматривают развитие этнопедагогической культуры будущих учителей. Одним из факторов, сдерживающих развитие школы, ориентированной на национальную культуру, они отмечают слабую подготовку учителей в данном направлении. Наряду с этим, в исследованиях С.М. Шакарян, О.Г. Яковлевой раскрывается недопустимо низкий уровень духовной культуры основной массы школьников и выпускников школ; отмечается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению национальных ценностей.

Будущие педагоги должны оценить значимость народной культуры в образовательном процессе школы, необходимость глубокого изучения обобщенного опыта традиционного русского воспитания. Только овладев его средствами и источниками, будущие учителя смогут использовать свои знания в работе с детьми. Выдающиеся педагоги прошлого П.П. Блонский, В.И. Водовозов, П.Ф. Каптерев, К.Д. Ушинский и другие - считали изучение народной педагогики одной из важнейших задач подготовки учителей. В.А. Николаев, изучая западный опыт, сделал вывод, что освоение народных начал воспитания во многом обуславливает становление профессионализма учителей, способствует формированию у них любви к Родине, к своему народу.

Степень овладения знаниями русской культуры характеризует уровень нравственной культуры личности, который зависит и от состояния общей культуры личности. В связи с этим, мы ставим вопрос о некоторой переориентации образования с тем, чтобы знания в области национальной культуры смогли занять в нем достойное место и усилили гуманитарную направленность образования. Ведущая роль в определенной мере отводится собственно национальной культуре, ее общечеловеческой направленности, что призвано обеспечить стремление личности студента к нравственному совершенствованию. Это должно происходить и в учебном процессе, и в научно-исследовательской деятельности, и в период педагогической практики. Очевидным является то, что только владеющий знаниями национальной культуры студент сможет приобщить к ней учеников, используя при этом возможности учебных предметов. t

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема приобщения будущих учителей к национальной русской культуре не получила достаточного отражения как в теории, так и в практике. Нет единого понятийного аппарата этнопедагогической подготовки учителя; целостное восприятие национальной культуры пока не является ведущим принципом образования. Не разработана система ознакомления студентов с разными аспектами национальной русской культуры, не определены эффективные методы и приемы этой работы.

На основе анализа литературы и в результате наших исследований мы выявили следующие противоречия:

- между общественной потребностью в повышении духовно-нравственной культуры молодежи и реальной практикой ее состояния в вузе;

- между имеющимся потенциалом, заложенным в произведениях народного творчества и неумением молодежи пользоваться содержанием национальной культуры;

- между решением проблем воспитания школьников средствами национальной культуры и уровнем подготовки будущих учителей к этому процессу.

Представляется, что разрешение данных противоречий будет способствовать формированию духовной культуры будущих специалистов в области школьного воспитания.

Очевидная социальная актуальность, педагогическая значимость проблемы и определили выбор темы исследования «Педагогические основы использования национального компонента содержания образования в процессе подготовки учителя».

Цель исследования состоит в разработке, теоретическом обосновании педагогических основ приобщения будущего учителя к русской национальной культуре и практической реализации их в процессе изучения образовательной области «Технология».

Объект исследования — учебный процесс в педагогическом вузе.

Предмет исследования - процесс приобщения студентов педвуза к русской национальной культуре посредством образовательной области «Технология».

Гипотеза исследования. Приобщение студентов к культуре своего народа ориентировано на становление личности будущего учителя с высоким уровнем культуры, способной к активному интеллектуальному труду, творческой деятельности в различных областях, что определяет личный профессиональный рост будущего учителя и его возможности саморазвития и самореализации в образовательном процессе.

Эффективное приобщение будущих учителей посредством образовательной области «Технология» к русской национальной культуре обеспечивается при выполнении таких условий как:

- усвоение студентами сущности и специфики явления русской национальной культуры;

- использование в процессе изучения образовательной области «Технология» национального компонента содержания образования, позволяющего студентам воспринимать и передавать национальный образ в самостоятельной творческой деятельности;

- включение будущих учителей в процесс создания предметов декоративного искусства по собственному замыслу;

- ориентация студентов на самостоятельные творческие методы приобщения к национальной культуре;

- мобилизация педагогической рефлексии, которая означает, что студент, воспринимающий национальную культуру как совокупность общечеловеческих нравственных ценностей, может сформировать это восприятие у школьников;

- активная позиция студента в ходе усвоения национально-культурных ценностей.

Цель и гипотеза исследования определили следующие его задачи:

- обосновать исходные теоретические и практические предпосылки приобщения будущего учителя к русской национальной культуре;

- выявить и обосновать возможности приобщения будущих учителей к русской национальной культуре в процессе изучения образовательной области «Технология»;

- определить психолого-педагогические пути и условия, обеспечивающие эффективность усвоения студентами национально-культурных ценностей, используя национальный компонент содержания образования;

- определить критерии сформированности знаний национально-культурных ценностей в процессе приобщения будущих учителей технологии к культуре русского народа;

- разработать практические рекомендации к решению поставленной проблемы в общеобразовательном процессе педагогического вуза.

Методологическую основу исследования составляют: совокупность философских, психологических и педагогических положений, раскрывающих идеи целостности человеческой культуры (А.И. Арнольдов, Р.Г. Абдулати-пов, Э. Баграмов, Б.Ц. Бадмаев, М.М. Бахтин, А.О. Бороноев, JI.C. Выготский, П.И. Гнатенко, И.А. Ильин, JI.H. Коган, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, С.Л. Рубинштейн, B.C. Степин); сущности национальной культуры, обусловленной особенностями исторического пути развития народа (Н.Я. Данилевский, И.А. Ильин, И.В. Киреевский, П.Н. Милюков, Л.В. Милов, С.М. Соловьев); идеи о человеке, как высшей ценности, его духовной культуры, соотношение общечеловеческого и национального как гуманистических и реалистических основах сознания и жизнедеятельности индивидов, роли народных традиций в образовании (А.Г. Абсалямова, Г.Н. Волков, Б.С. Гершунский, И.Ф. Гончаров, А. Дистервег, О.В. Лебедева, В.Ю. Троицкий, К.Д. Ушинский, В.Д. Шадриков); социальной и культурной обусловленности образования (Л.П. Буева, И.В. Бестужев-Лада, Г.С. Киселев,

B.JI. Рабинович); педагогической культуре, являющейся неотъемлемой частью национальной культуры, которая несет в себе социальные, природные, экономические, политические, традиционные и инновационные черты своего времени (А.В. Антонова, Т.И. Березина, П.В. Кириллов). Положения о том, что культура неотделима от духовного мира людей и не может быть понята современным человеком, если ему непонятен этот духовный мир (Е.Г. Ковальская, В.А. Николаев).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы; диагностические методы (анкетирование, устные и письменные опросы, беседа); обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение, ретроспективный анализ педагогического опыта); педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий варианты); метод статистической обработки эмпирических данных.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (1991 - 1993 гг.) носил поисково-эмпирический характер, в ходе которого определялись теоретические аспекты проблемы, анализировалась специальная литература, изучался массовый опыт образовательно-воспитательной деятельности в русле темы исследования.

2 этап (1993 - 1996 гг.) был связан с дальнейшим осмыслением проблемы, выделением и уточнением объекта и предмета педагогического поиска; проведением диагностирующего изучения состояния сформированности знаний о русской национальной культуре у студентов педагогического вуза.

3 этап (1996 - 2000 гг.) посвящался реализации программы использования национального компонента содержания образования с целью эффективного приобщения к русской национальной культуре будущих учителей; проверке и обобщению результатов исследования.

На защиту выносятся:

1. Исходные теоретические и практические предпосылки приобщения будущего учителя к русской национальной культуре.

2. Сущность понятия «национальный компонент содержания образования».

3. Особенности, способы и условия использования национального компонента содержания образования в подготовке будущего учителя.

4. Положение о том, что формирование духовно-нравственной культуры у будущих учителей является важной приоритетной задачей подготовки учителя в условиях гуманизации и гуманитаризации образования, возрождения культуры народов России.

5. Программы спецкурсов, ориентированных на культурологическую проблематику.

6. Диагностика уровней сформированности знаний национально-культурных ценностей.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что на основе комплексного изучения трудов философов, историков, психологов, педагогов и их критического осмысления обоснован авторский подход к сущности понятия «национальный компонент содержания образования»; обоснован теоретико-педагогический подход к проблеме овладения будущими учителями национально-культурных ценностей; проведен анализ содержания учебных программ специализации девушек образовательной области «Технология», с выявлением их особенностей и возможностей для приобщения к русской национальной культуре и выработкой рекомендаций по реализации воспитательного воздействия учебного материала; разработаны методики педагогической диагностики уровней усвоения национально-культурных ценностей студентами педагогического вуза. Научно обоснованы педагогические условия, повышающие эффективность приобщения будущих учителей к освоению национально-образного содержания русской культуры, что может быть положено в основу для разработки учебных программ специальных предметов данного направления подготовки учителей.

Вышеизложенное позволило выявить основные функции педагогического процесса, ориентированного на личностное самопознание, саморазвитие и самореализацию будущего учителя; разработать совокупность методов, приемов по целенаправленному стимулированию, активизации, поддержке в овладении студентами национально-культурных ценностей при использовании национального компонента содержания образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- предложена методика использования национального компонента содержания образования для эффективного приобщения будущих учителей к национальной культуре русского народа, позволяющая обогатить учебно-воспитательный процесс в вузе внутренней мотивацией личности студента как носителя культуры;

- дополнено содержание учебных программ по курсам специальных дисциплин (специализация девушек факультета «Технология и предпринимательство») циклом лекций и практических занятий по усвоению национально-культурных ценностей;

- разработана методика исследовательской работы студентов в ходе изучения национальной культуры русского народа и оформлена в виде методических рекомендаций к выполнению студентами курсовых и дипломных работ по курсу «Культура дома»;

- подготовлена программа спецкурсов «История русского костюма», «Традиции воспитания в русских семьях», позволяющие более эффективно приобщать студентов к национальной и общечеловеческой культуре;

- содержание спецкурсов и методические рекомендации по обогащению этнокультурной направленности учебных дисциплин, педагогической практики являются инвариантными, что не исключает возможность их использования в других регионах России;

- полученные в исследовании результаты могут быть использованы на занятиях по педагогике, психологии в педвузах и педучилищах, при разработке учебных и методических пособий по дисциплинам общекультурного и психолого-педагогического циклов.

Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечиваются применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования; всесторонним изучением проблемы, объемом выборки объектов эксперимента, внедрением в практику разработанных нами рекомендаций и их положительной оценкой студентами и преподавателями; применением методов математической статистики и качественным анализом полученных данных.

База исследования:

Исследование проводилось на базе Иркутского государственного педагогического университета, факультета «Технология и предпринимательство». В опросе участвовали учителя школ №№ 17, 27 г. Иркутска, школ №№ 1, 3, 4 г. Шелехова, выпускники факультета (1991 - 1996 гг.).

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах научно-исследовательской работы. Результаты исследования, основные положения и выводы обсуждались на кафедре педагогики ИГЛУ, на семинарах аспирантов ИГЛУ, на ежегодных научно-практических конференциях ИГПУ, на Всероссийской научно-практической конференции «Социальные и педагогические технологии в системе образования» (Белгород 1998 г.), на II Международной научно-методической конференции «Качество образования. Проблемы оценки. Управление. Опыт.» (Новосибирск 1999 г.), на Международной научно-практической конференции «Этнопедагогика на рубеже нового тысячелетия: проблемы и перспективы» (Республика Башкортостан, Стерлитамак 2000 г.).

Разработанные рекомендации внедрены в образовательный процесс факультета «Технология и предпринимательство» ИГПУ.

Структура диссертации:

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

7. Результаты исследования позволяют констатировать, что эффективность усвоения национально-культурных ценностей в процессе специальным образом организованной подготовки будущего учителя выражается:

- в проявлении большого интереса к изучению данной темы;

- в появлении потребности в получении знаний по различным аспектам национальной русской культуры;

- в поддержании духовных и нравственных основ культуры русского народа; включении будущих учителей в систему образного содержания русской культуры;

- в активном отражении знаний в самостоятельной художественно-творческой деятельности; при создании изделий декоративного творчества по собственному замыслу;

- в обеспечении преемственности в передаче культурного наследия и мудрости русского народа молодому поколению во время прохождения педагогической практики;

- в активном участии в лекториях, семинарах города на тему возрождения народной культуры;

- в самостоятельном выборе тем для написания курсовых и дипломных работ, связанных с углубленным изучением элементов русской культуры и решением проблемы приобщения к народным истокам учащихся школ.

8. Одним из основных факторов, обеспечивающих приобщение будущих учителей посредством образовательной области «Технология» к русской национальной культуре, является учебный план и особенно содержание предметов специализации (девушек) и спецкурсов, в которые включен национальный компонент содержания образования.

Таким образом, использование национального компонента содержания образования показало, что служит одним из важнейших элементов повышения эффективности подготовки будущего учителя технологии.

Настоящее исследование не могло охватить всей проблемы приобщения студентов педвуза к русской национальной культуре. Требуют дальнейшего изучения такие вопросы, как: этнопсихология народов Байкальского региона; использование национального компонента содержания образования в других предметах учебного процесса педагогического вуза; межпредметные связи с предметами психолого-педагогического, общекультурного блоков; единство процесса воспитания и обучения в учебной и внеучебной деятельности. Выполненная работа позволяет наметить пути исследования указанных аспектов проблемы.

Заключение.

Обобщение результатов проведенного исследования позволило нам сформулировать основные выводы.

1. Современная ситуация в образовании и педагогической науке характеризуется развитием новых научно-педагогических парадигм. Среди них особо выделяется парадигма национального образования и воспитания, представляющая собой модернизированные и актуализированные концепции, основанные на концепциях национального образования, выдвинутых педагогами и философами конца XIX - начала XX веков. Возрождение и утверждение данной парадигмы образования в конце нашего столетия обусловлено социально-педагогической ситуацией в стране - поиском наиболее значимых ценностей культуры и образования, актуальностью проблемы сохранения и развития национального культурного достояния народов России и формирования поколения, уважительно и бережно относящегося к традиционным культурным ценностям. Данная парадигма развивается на различных уровнях: на философско-методологическом она базируется на возрождении и дальнейшем творческом развитии "национальной русской идеи"; на теоретическом - разработка концепций национальной и региональной школы; на прикладном -разработка образовательно-воспитательных программ конкретными общеобразовательными школами и высшими учебными заведениями.

2. Реализация основной цели приобщения будущих учителей к русской национальной культуре - воспитание человека, как носителя культуры данного региона, данного народа - предполагает создание комплексной, целостной образовательно-воспитательной системы, которая максимально полно использует потенциал учебных предметов образовательной области "Технология".

В процессе подготовки будущего учителя используется национальный компонент содержания образования. Данный компонент представлен как система знаний национально-культурных и социально-исторических ценностей, отражающих этнопсихологическую самобытность родного народа, а также этнокультурные достижения других народов; мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, раскрываемых ими; умений и навыков их использования в процессе жизнедеятельности.

3. Историческое и культурное прошлое русского народа представляет собой уникальное явление, подлежащее изучению на предмет выявления возможности в формировании духовно богатой личности будущего учителя. Национально-культурные ценности, содержащие оценку явлений окружающего мира, являются нравственными ориентирами каждого народа, историко-культурным наследием, национальным достоянием государства Российского и мировой цивилизации. Осмысление национально-культурных ценностей дает ощущение сопричастности к общечеловеческим духовным ценностям.

4. В свою очередь решение проблемы приобщения студентов к национальной русской культуре предполагает научную разработку комплекса проблем психолого-педагогического и методического характера, часть из которых в соответствии с выдвинутыми задачами и гипотезой решается в настоящем исследовании.

5. Как показало проведенное исследование, важнейшими условиями эффективности усвоения национально-культурных ценностей в системе подготовки будущих учителей технологии являются:

- усвоение студентами сущности особенностей явления русской национальной культуры;

- отбор и использование в процессе освоения образовательной области "Технология" национального компонента содержания образования, позволяющего студентам воспринимать и передавать национальный образ в самостоятельной творческой деятельности;

- включение будущих учителей в процесс создания предметов декоративного искусства по собственному замыслу;

- мобилизация педагогической рефлексии, которая означает в данном случае, что студент, воспринимающий национальную культуру как совокупность общечеловеческих нравственных ценностей, может сформировать это восприятие у школьников;

- активная позиция студента в ходе усвоения национально-культурных ценностей.

6. Выдвинутая в начале исследования гипотеза - предположение о том, что при использовании национального компонента содержания образования происходит приобщение будущих учителей к культуре своего народа в процессе изучения образовательной области «Технология», — в целом подтвердилась. Это выразилось в самостоятельной творческой деятельности будущих учителей во время учебной, внеучебной деятельности, в период педагогической практики, нашедшей свое отражение в курсовых и дипломных проектах. По окончанию эксперимента четко прослеживается изменение основной мотивации в сторону двух факторов: интерес к занятиям - 52,6%, повышенный познавательный интерес 30,4%. Это определенным образом указывает на активизацию позиции студентов при изучении данной темы, появление потребности к овладению знаний национально-культурных ценностей.

Проведенное исследование позволило доказать целесообразность системного подхода к овладению знаниями национальной русской культуры и дальнейшему развитию личности педагога, его духовного мира, общей и педагогической культуры.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Беринская, Инна Владимировна, Иркутск

1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». - М.: Мысль, 1991.

2. Абсалямова А.Г. Формирование нравственной культуры студентов средствами башкирского народного творчества: Дис. . канд. пед. наук. -М., 1994.-21 с.

3. Азаров Ю.П. В эпоху смутного времени // Мир образования 1996. -№3 - С. 39.

4. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика Любви и Свободы. М., 1993.-608 с.

5. Алдошина Л. И. Эстетическое воспитание сельских школьников средствами народного искусства (на материале музыкального и поэтического фольклора): Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 19 с.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет воспитания (перспективы педагогической антропологии ). Избранные психологические труды. М., 1980. С. 10-26.

7. Андреева А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в учении живой этики: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1996. - 16 с.

8. Андреев Е.А. «Круглый стол». Школьная политика государства и воспитания подрастающего поколения // Педагогика 1999. -№3 - С. 27.

9. Андронова Т.В. Воспитание у учащихся черт национального характера в процессе изучения русской литературы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1998. - 22 с.

10. Ю.Анненков П.В. Литературные воспоминания / Вступ. ст. В.П. Дорофеева. М.: Гослитиздат, 1960. - 687 с.

11. И.Антонова А.В. Подготовка учащихся педагогического училища к руководству эстетическим воспитанием детей дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М., 1993. 17 с.

12. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. Введение в культурологию. -М., 1992.

13. З.Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: Нар. акад. Культуры и общечеловеческих ценностей, 1993. - 349 с.

14. Арсеньев Н. Духовная традиция русской семейной культуры // Московский журнал 1993. -№12 - С. 4-9.

15. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние исторического единства культур: Автореф. дис. . канд. фил. наук.-Jl., 1967.-31 с.

16. Ахметзянов М.Г. Формирование художественно-эстетических ориентации старшеклассников в процессе освоения курса русской литературы: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1995. -38 с.

17. Баграмов Э. К вопросу о научном содержании понятия «национальный характер». -М.: Наука, 1973.

18. Баграмов Э.А. Национальный вопрос: две системы два подхода. - М.: Знание, 1985.-92 с.

19. Бадмаев Б.Ц. Психология: как ее изучить и усвоить. М.: Учебная литра, 1997.-256 с.

20. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. — 292 с.

21. Бармин Н.Ю., Глуздов В.А., Загрекова J1.B. Регионализация образовательной системы // Педагогика 1992. - №2 - С. 13.

22. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. - 318 с.

23. Бацын В.К., Кузьмин М.Н. Интересы этносов и государства: на пути к гармонии: (О пробл. нац. образов, политики) // Народное образование -1994.-№4-С. 4-8.

24. Бацын В.К., Кузьмин М.Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. М., 1994.

25. Беленчук JI.H. Концепция национального воспитания на рубеже XIX -XX в.в. // Педагогика 1999. - №5 - С. 89-95.

26. Беленчук JI.H. Православная педагогика // Педагогика 2000. - №4 - С. 92-98.

27. Белинский В.Г. Педагогическое наследие / В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов; Сост. А.Ф. Смирнова. М.: Педагогика, 1988. - 399 с.

28. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1982.-287 с.

29. Белинский В.Г. Литературные мечтания // Избран, пед. соч. М.: Педагогика, 1982. С. 64-101.

30. Белов В.И. Лад: очерки о народной эстетике. М., 1989. - 421с.

31. Белозерцев Е.П. На пути к русскому образованию // Педагогика 1997. - №2 - С. 39-42.

32. Белозерцев Е.П. Русское образование: уроки истории, идеи и принципы // Alma Mater 1994. - №5,6 - С. 3-16.

33. Белозерцев Е.П. О национально-государственном образовании в России // Педагогика 1998. - №3 - С. 30-35.

34. Беляева В.А., Черных А.П., Певчева Т.В. Духовно-нравственное становление будущего учителя // Педагогика 1998. - №5 - С. 67-69.

35. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1988. - 112 с.

36. Бердяев Н.А. Судьба России / Опыты по психологии войны и национальности. М., 1990. - 240 с.

37. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.: Издательство «Искусство», 1994. - Т. 1.

38. Березина Т.И. Русская народная педагогическая культура в практике управления современной школы: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998.-32 с.

39. Бестужев-Лада И.В. Философия, культура и образование (материалы «Круглого стола») // Вопросы философии 1999. - №3 - С. 4-7.

40. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М.: Гуманитар, изд. центр «Владос», 1998. - 348 с.

41. Бестужев-Лада И.В. История твоих родителей: разговор с молодым поколением. М.: Просвещение, 1988. - 112 с.

42. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры.: Два философских введения в XXI век. - М.: Политиздат, 1990.

43. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М.: Знание, 1990.

44. Бирюкова Л.М. Использование педагогического потенциала региональной среды Русского Севера в формировании основ менталитета младшего подростка.: Дис. канд. пед. наук. Архангельск, 1997. - 19 с.

45. Биткеев Н.Ц. Народное творчество как средство формирования этнического самосознания учащихся начальной школы // Нач. школа 1999. -№11 - С. 48.

46. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х т. М., 1979. - Т. 2. - 393 с.

47. Болотова С.Ю. Художественно-творческое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с архитектурой.: Авто-реф. дис. канд. пед. наук. М., 1996. - 11 с.

48. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика 1999. - №3 - С. 37-43.

49. Борев Ю.Б. Эстетика. Изд. 4. - М.: Политическая литература, 1983. -496 с.

50. Борисова Е.В. Традиции воспитания детей в крестьянской семье в России (1861-1917 гг.): Дис. канд. пед. наук. М., 1997. - 16 с.

51. Бороноев А.О. Павленко В.Н. Этническая психология. С.-Пб., 1994. -165 с.

52. Боткин В.П. Литературная критика. Публицистика. Письма / Сост. Б.Ф. Егорова. М.: Сов. Россия, 1984. - 320 с.

53. Брандт М.Ю., Горинов Н.М., Ляшенко Л.М. и др. Россия и мир. М., 1994.-Ч. 1,2.

54. Буева Л.П. Культура и образование. Проблемы взаимодействия. (Выступление на «круглом столе» «Культура, культурология и образование») // Вопросы философии 1997. - №2 - С. 12-16.

55. Бубер М. Два образа веры. М., 1995. - 464 с.

56. Бутиков Г.П., Ариарский М.А. Сохранение и обогащение национальных традиций россиян // Педагогика — 1998. — №7.

57. Вавилова Л.Д. Педагогические условия приобщения дошкольников к национальной культуре в детских садах республики Коми (4-6 лет): Ав-тореф. дис. канд. пед. наук. С.-Пб., 1993. - 17 с.

58. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1988. -137 с.

59. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. - 30 с.

60. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / Под ред. В.З. Смирнова. М.: АПН РСФСР, 1958, - 623 с.

61. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / Сост. B.C. Аранский. М.: Педагогика, 1986. - 474 с.

62. Волков Г.Н. Педагогу великому имя народ // Народное образование -1989.-№12-С. 62-67.

63. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское кн. изд., 1974. -375 с.

64. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии / Под ред. В.В. Давыдова Собр. соч.: в 6 т. - М., 1982. - Т. 2. - 504 с.

65. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1971. С. 91.

66. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Просвещение, 1968. -576с.

67. Габолаева Ф.К. Педагогические основы формирования эстетических потребностей у учащихся педагогических училищ: Дис. . канд. пед. наук. М., 1997. - 230 с.

68. Газман О.С. Гуманизм и свобода / Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. С. 42-98.

69. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения // Педагогика 1996. - №6 - С. 51.

70. Гасанов З.Т. О психологии формирования общенациональных ценностей // Советская педагогика 1991. - № 9 - С. 21-24.

71. Герцен А.И. в русской критике: Сб. статей. 2-е изд., доп. - М.: Худож. лит., 1953.-335 с.

72. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании / Сост. В.И. Ширяев. М.: Педагогика, 1990. - 368 с.

73. Герцен А.И. Сочинения в 2-х т. / Под общ. ред. А.И. Володина и др. -М.: Мысль, 1985-1986. Т. 1,2.

74. Гершунский Б. С. Стратегические приоритеты развития образования в России // Педагогика 1996. - №5 — С. 46-54.

75. Гершунский Б.С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании // Педагогика 1996. - №5,6 - С. 3-13.

76. Гликман И.З. Общение как средство воспитания // Наука и школа -!998. -№1 С. 29-31.

77. Гмурман В.Е. Теория вероятности и математическая статистика. М.: Высшая школа, 1979. - 400с.

78. Гнатенко П.И. Национальный характер: мифы и реальность. -- Киев, 1984.-152 с.

79. Гончаров И.Ф. Какой бьггь российской школе // Воспитание школьников-1993 №5-С. 8-12.

80. Гончаров И.Ф. О возрождении русской школы основы национального самосознания // Народное образование - 1991 - №3 - С. 31-36.

81. Гордиенко О.Б. Теоретические основы воспитания эстетической культуры старшеклассников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. — Ростов-на-Дону., 1992.-23 с.

82. Горинов М.М. История России. М., 1994.

83. Громыко Ю. России нужна национальная доктрина образования // Народное образование -1997. №1 - С. 32-34.

84. Гусейнов Г.Г., Драгунский Д.В. Национальный: попытка ответа // Вопросы философии 1989. -№6 - С. 43-58.

85. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. / Сост. С.А. Вайгачева М.: Книга, 1991.-574 с.

86. Данилюк А .Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика 1997. - №1 - С. 68-71.

87. Дистерверг А. Избранные пед. сочинения. С.-Пб., 1885. - Т. 1. - 248 с.

88. Жиркова Е.С. Педагогические основы приобщения учащихся национальной школы к традиционному мировоззрению народа Саха: Автореф. дис. канд. пед. наук. Якутск, 1999. - 16 с.89.3анков JI.B. Избранные педагогические труды. — М., 1997. 328 с.

89. Закон Российской Федерации об образовании // Российская газета. №13. 21.03.96.91.3инченко В.П. О целях и ценностях образования // Педагогика 1997. -№5-С. 3-16.

90. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.

91. Иконникова С.Н. Социология о молодежи (проблемы воспитания духовного облика). Л.: Знание, 1985. - 32 с.

92. Ильин И. А. Путь духовного обновления. Собр. соч.: в Ют. / Сост. Ю.Т. Лисица. - М.: Русская книга, 1993. - Т. 1. - 400 с.

93. Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи / Под ред. Н.П. Полторацкого . М.: Воениздат, 1993. - 368 с.

94. Каган М.С. Художественная деятельность и всестороннее развитие личности. Л., 1991. - 383 с.

95. Каган М.С. О духовном // Вопросы философии 1985. - №9 - С. 24-35.

96. Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Изб. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. - Т. 2. С. 285-469.

97. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. М., 1982. - 704 с.

98. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993. 80 с.

99. Карамзин Н.М. Любовь к отечеству и народной гордости // Избранное -Л.: Дет. Литература, 1985. С. 126-133.

100. Карамзин Н.М. История государства Российского: в 4 кн. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.

101. Карнышев А.Д., Винокуров М.А. Введение в экономическую этнопсихологию. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2000. - 304 с.

102. Карсавин Л.П. Философия истории. С.-Пб.: АО Комплект, 1993. -351 с.

103. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // И.В. Киреевский. Избранные статьи. М., 1984. С. 206.

104. Кириллов П. В. Альтернативные возможности колледжа как фактор формирования профессионально-педагогической направленности студентов: Автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 1997. - 22 с.

105. Киселев Г.С. «Кризис нашего времени» как проблема человека // Вопросы философии 1999. - №1 - С. 42-47.

106. Ключевский В.О. О русской истории: сборник. / Сост. В.В. Артемов; Под ред. В.И. Буганова. М.: Просвещение, 1993. - 574 с.

107. Ковальская Е.Г. Народное декоративное искусство как одно из основ художественно-педагогического образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Л., 1959. - 19 с.

108. Коган Л.Н. Социальная среда и воспитание. — Свердловск, 1980.

109. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. — 335 с.

110. Корнеева Е.И. Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников (средний дошкольный возраст): Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 18 с.

111. Коссов Б., Крупное А. Гуманизация системообразующий фактор // Высшее образование в России - 1999. - №3 - С. 73-76.

112. Коссов Б. Психологическая подготовка специалиста // Высшее образование в России, 1999. -№1 - С. 71.

113. Крупская Надежда Константиновна о нравственном воспитании. -Иркутск, 1980. 29 с.

114. Куликова JI.H. Воспитать себя. М., 1991. - 143 с.

115. Лебедева О.В. Изучение формирования национального самосознания школьников // Актуальные проблемы воспитания и обучения учащихся. Методические рекомендации Ульяновск, 1991. С. 45-49.

116. Леонтьев А.Н. Избр. псих, произв.: в 2 т. М., 1983. - Т. 2. - 318 с.

117. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971. - 346 с.

118. Леонтьева В. Гуманистические перспективы образования // Высшее образование в России 1999. - №4 - С. 33-38.

119. Лихачев Д.С. Заметки о русском. М., 1984. - 64 с.

120. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. Статьи и очерки. - Л.: Наука, «Ленинградское отделение», 1985.

121. Лихачев Д.С. Русская культура в современном виде // Новый мир -1991.-№1 -С. 3-6.

122. Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Новый мир 1994. -№8-С. 4-8.

123. Личутин В. Душа неизъяснимая: размышления о русском народе. -М.: Современник, 1989.

124. Ломоносов М.В. Избранная проза М.: Сов. Россия, 1986. - 541 с.

125. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Издательство полит, лит-ры, 1991.

126. Ляшко Л.И. Патриотическое воспитание подростков-гимназистов средствами украинской национальной культуры на занятиях по труду: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1995. - 25 с.

127. Макаренко А.С. О воспитании / Сост. B.C. Хелемендин. М.: Политиздат, 1988. - 256 с.

128. Макаренко А.С. О воспитании в семье: Избранные пед. произведения -М., 1955.-319 с.

129. Макарцева Н.Н. Духовные ценности народной педагогической культуры // Педагогика 1998. - №1 - С. 81.

130. Мамардашвили М.К. Мысль в культуре // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1991. — 414 с.

131. Маслоу А.Г. Психология бытия. М., 1997. - 304 с.

132. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. С.-Пб.: Евразия, 1999. - 478 с.

133. Милов JI.B. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М.: Росспэн, 1998. - 573 с.

134. Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века // Вопросы философии 1996. -№3 - С. 46-56.

135. Мильдон В.И. Бесконечность мгновения: Национальное в художественном сознании. М.: Сов. Писатель, 1992. - 432 с.

136. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: ВЗТ. М.: Прогресс, 1993.

137. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М., 1984.

138. Нагорная Г.Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Карачаево-Черкесск, 1998 - 24 с.

139. Николаев В.А. Теория и методика формирования этнопедагогической культуры учителя: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1998 -28с.

140. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика: Автореф. дис. д-ра ист. наук. М., 1985.

141. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. -М.: Русский язык, 1984. 797 с.

142. Пайпс Р. Россия при старом режиме. М., 1993.

143. Панькин А.Б. Организационно-педагогические основы развития национальной системы образования: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 1995. 20 с.

144. Петрунева Р., Дулина Н., Токарев В. О главной цели образования // Высшее образование в России 1998. - №3.

145. Полякова А.А. Духовная традиция русского фольклора в обучении гуманитарным предметам: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1997. -18 с.

146. Полякова А.Л. Формирование деловых качеств личности в условиях этнокультурной направленности образования: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Волгоград, 1998. - 20 с.

147. Попова Г.С. Этнопедагогическая система традиционного семейно-бытового воспитания якутских детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Якутск, 1998.-21 с.

148. Рабинович В.Л. Школерские будни и праздники в мастер-классах // Вопросы философии 1999. - №3 - С. 34-37.

149. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын отечества // Избранное — Куйбышев, 1982. С. 61-68.

150. Рачинский С.А. Сельская школа: сб. ст. / Сост. Л.Ю. Стрелковой. -М.: Педагогика, 1991. 173с.

151. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. - 382 с.

152. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М, 1989. - Т. 2. - 484 с.

153. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. - 416 с.

154. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М., 1957. - 41 с.

155. Самарин Ю.Ф. Избранные произведения / Сост. Н.И. Цымбаева. -М.: Моск. филос. фонд: Росслен, 1996. 605 с.

156. Саматов Ш.Б. Развитие национальной культуры в современных условиях. Ташкент. Узбекистан, 1990. - 167 с.

157. Семенова Е.А. Национально-этнические аспекты народной культуры в ситуации мегополиса // Ориентиры культурной политики 1998. - №1 -С. 71-103.

158. Сластенин В.А., Мажар Н.Е. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991. — 141 с.

159. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997. - 224 с.

160. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. -М., 1993.

161. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред А.Н. Прохоров 3-изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1985. - 1600 с.

162. Сокольникова Н.М. Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1997. - 43 с.

163. Солдатенков А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: Автореф. дис. д-ра. пед. наук. М., 1998. - 47 с.

164. Солдатенков А.Д., Лебедева О.В. Национальная культура и подросток // Педагогика 1993. - №1 - С 38-42.

165. Солнцева Н. Мотивационная основа педагогической деятельности // Высшее образование в России -1999. №4 - С. 90-99.

166. Соловков И.А. Авторская школа профессора С.А. Рачинского // Начальная школа 1998. - №3 - С. 112-115.

167. Соловьев B.C. Красота в природе. Смысл любви // Русский космизм: Антология философской мысли М., 1993.

168. Соловьев B.C. Литературная критика. М.: Современник, 1990. -422 с.

169. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984. С. 18-19.

170. Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991.-239 с.

171. Старкова И. А. Развитие эстетических чувств в процессе ознакомления старших дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1994. - 16 с.

172. Старостина B.C. Культура // Вопросы философии 1999. - №8 - С. 61-71.

173. Старостина Т.Б. Учебно-познавательная деятельность студенческой группы как фактор формирования коммуникативной культуры будущего учителя: Атореф. дис. . канд. пед. наук. Оренбург, 1998. -24с.

174. Степин B.C. Культура // Вопросы философии 1999. - №8 - С. 6171.

175. Степун Ф.А. Дух, лицо и стиль русской культуры // Вопросы философии, 1997. -№1 С. 153-155.

176. Стоюнин В.Я. Образование русской женщины. М.: Педагогика, 1991.-212 с.

177. Сухомлинский В. А. Духовный мир школьника. — М., 1976. 223 с.

178. Сухомлинский В.А. Письма к сыну: Книга для учащихся. М., 1987. -104 с.

179. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982.-106 с.

180. Тайчинов М.Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся. М., 1992.

181. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика 1998. - №2 - С. 3-7.

182. Троицкий Е.С. О русской идее. Очерки теории возрождения нации: в 2 ч. — М., 1994.

183. Трубникова JI.A. Декоративно-прикладное искусство в системе средств эстетического воспитания учащихся в воскресной художественной школе: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1996. -24 с.

184. Тхагапсоев Х.Т. Учитель и культура: проблемы подготовки педагогических кадров // Педагогика 1998. - №1 - С. 66.

185. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: Пед. соч.: в 6 т. М., 1990.

186. Фридман Л. Управлять духовным развитием // Народное образование -1997. №9 - С. 140-143.

187. Харисов Ф.Ф. Национальная культура в воспитательном процессе // Педагогика 1999. - №2 - С. 51.

188. Холодная М.А., Гельфан Э.Г. Интеллектуальное воспитание личности // Педагогика -1998. №1 - С. 54.

189. Хомяков А.С. О старом и новом: статьи и очерки. М.: Современник, 1988.-461 с.

190. Чаадаев П.Я. Избранные сочинения и письма. / Сост. В.Ю. Проскуриной. М.: Правда, 1991. - 556 с.

191. Чучин-Русов А.Е. Образование и культура. // Педагогика 1988. -№1 - С. 50.

192. Шадриков В.Д. Народная школа // Высшее образование в России -1993.- №2 -С. 105-114.

193. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М., 1996.-320 с.

194. Шадрина С.Н. Оптимизация процесса освоения младшими школьниками нравственных традиций народа Саха: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Якутск, 1997. - 19с.

195. Шакарян С.М. Идеи нравственного воспитания в русской народной педагогике: Автореф. дис. канд. пед. наук. Ставрополь, 1998. - 20 с.

196. Шацкий С.Г. Пед. сочинения: в 4 т. М.: Изд-во АН СССР, 1963. -Т. 2.

197. Швецова И.Г. Социализация сельского школьника подростка средствами народной культуры: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Красноярск, 1997. - 22 с.

198. Экономцев И. Православие, Византия, Россия: сб. ст. Париж: YMCA-PRESS, 1989. - 297 с.

199. Яковлева JI.B. Формирование готовности будущего учителя к педагогическим рефлексам. М., 1991.

200. Яковлева О.Г. Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства: Автореф. дис. канд. пед. наук. Якутск, 1998. - 19 с.4

201. Программа курса «История русского костюма» разработана применительно к учебному плану по специальности 03.06.00 «Технология и предпринимательство» для факультета Технология и предпринимательство педагогического университета.

202. Изучение курса необходимо рассматривать в комплексе с другими дисциплинами специального цикла технология швейных изделий, основы моделирования и конструирования одежды, материаловедение, рисование.

203. Наименование подразделов и тем Количество часовп/п Лекции лпз1. Введение. 2

204. Раздел I. Одежда народов, населявших террито-рию России в доисторический период.

205. Костюм причерноморских скифов. Художественное ремесло древних алтайцев. Раздел II. Костюм Киевской и Московской Руси. 2

206. Костюм IX-XII в.в. (Киев, Новгород) 2 2

207. Костюм XV-XVII в.в. (Москва) 2 2

208. Раздел III. Петровская реформа костюма.

209. Основные формы и виды русского костюма XVII в. 2

210. Костюм аристократии XIX в. Сословный характер 2 2купеческой и мещанской одежды.

211. Раздел IV. Русский народный костюм.

212. Крестьянство хранитель эстетических представ- 2лений и традиций в народном костюме.

213. Особенности костюмов северных и южных облас- 2тей.

214. Костюм русских Восточной Сибири. 2 21. Раздел V. Костюм XX в.

215. Формирование новой культуры. 2

216. Народные мотивы в современной одежде. 21. ИТОГО: 22 8 ВСЕГО: 30 ч1. ПРОГРАММА1. Введение.

217. Задачи курса «История русского костюма».

218. Содержание курса и его связь с другими дисциплинами специального цикла.

219. История развития русского костюма — неотъемлемая часть культуры русского народа и мировой культуры, в которой нашли свое отражение архитектура, монументальная живопись (фрески, мозаики), иконопись, художественные ремесла.

220. Одежда народов, населявших территорию России в доисторический период.

221. Костюм причерноморских скифов. Художественное ремесло древних алтайцев.

222. Образ жизни скифов, славян, народов Алтая и Сибири, их быт. Влияние античной греческой культуры на культуру причерноморских скифов, древних алтайцев. Характерный «звериный» стиль скифского искусства. Художественное ремесло древних алтайцев.

223. Характеристика мужского и женского костюма.

224. Материалы, используемые при изготовлении одежды в доисторический период.1.. Костюм Киевской и Московской Руси.

225. Костюм IX-XIII в.в. (Киев, Новгород).

226. Социально-экономические отношения в XIII в., влияние монголо-татарского ига на русскую культуру, а также русский костюм.

227. Лабораторно-практическое занятие

228. Изучение мужского, женского костюмов Киевской Руси: головной убор, комплект одежды, обувь. Художественное оформление и отделка костюмов.

229. Выполнение эскизов моделей исторического костюма данного периода. Характеристика понятий: «корзно», кафтан, рубаха, порты, гашник, онучи элементы костюма.

230. Костюм XV-XVII в.в. (Москва).

231. Общая характеристика периода. Объединение всех русских княжеств в одном государстве. Создание централизованного Московского государства. Эпоха Московской Руси период расцвета национальной культуры.

232. Отличие костюма Московской Руси от костюма предыдущего периода. Резкая классовая дифференциация костюма, выраженная в использовании тканей, отделки, украшений.

233. Особенности костюма царя и царицы, духовенства.

234. Лабораторно-практическое занятие

235. Изучение особенностей конструктивного и декоративного решения костюма Московской Руси.

236. Изучение мужского костюма, различных его форм; видов одежды.

237. Изучение женского костюма данного периода, его основных видов; значение головного убора, отделки в костюме.

238. Характеристика понятий: горлатные шапки, «зипун», кафтан, термек, ферязь, охабень, шуба, однорядка элементы мужского костюма. Сарафан, душегрея, летнит, телогрея - женская одежда; чело кичное, кика, кокошник - женские головные уборы.

239. Выполнение эскизов модели костюма знати и крестьян Московской Руси.

240. I. Петровская реформа костюма.

241. Основные формы и виды русского костюма XVIII в.

242. Коспом аристократии XIX в. Сословный характер купеческой и мещанской одежды.

243. Французское влияние на костюм аристократии. Строгое следование костюма во времени и формах общему европейскому развитию.

244. XIX век период наивысшего расцвета творчества прославленных петербургских и московских фирм, создавших подлинные шедевры костюма.

245. Сословный характер в одежде. Костюм демократической интеллигенции.

246. Лабораторно-практическое занятие.

247. Изучение основных форм и видов данного периода: элементы мужского костюма «камзол», кафтан, кюлоты. Элементы женского костюма — «корсаж», панье.

248. Выполнение эскизов мужского и женского костюмов.1.. Русский народный костюм.

249. Крестьянство хранитель эстетических представлений и традиций в народном костюме.

250. Характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений соответствует внешнему облику, образу жизни и характеру труда народа. Сохранение трапециевидного или прямого силуэта, основных видов покроя; декоративного и цветового решения.

251. Во второй половине XIX в. влияние общей моды, выразившееся в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви.

252. Народная одежда северных и южных областей.

253. Условия исторического развития определяет наиболее характерное разделение форм русского костюма на северные и южные. Ведение крестьянского хозяйства на юге и севере определяет различный уровень жизни.

254. Наиболее общие исторические особенности, разделившие формы северного и южного русских костюмов.

255. Отдельные черты, характеризующие костюм каждой губернии, уезда. Назначение народной одежды. Ткани, цвет, орнамент крестьянской одежды. Основные виды и формы мужского и женского костюмов, с отличительными особенностями северных и южных областей.

256. Костюм русских Восточной Сибири.

257. Отличительные особенности русского костюма в Восточной Сибири. Влияние на костюм русских костюмов местного населения Восточной Сибири. Характеристика мужского и женского костюмов.

258. Лабораторно-практическое занятие

259. Изучение отличительных особенностей костюмов северных и южных областей.

260. Изучение конструктивного и декоративного решения костюма русских Восточной Сибири.

261. Выполнение зарисовки эскиза регионального костюма Приангарья.1. V. Костюм XX в.

262. Формирование новой культуры.

263. Общая характеристика данного исторического периода. Создание условий для формирования нового эстетического идеала в первой половине XX века. Новая, социалистическая содержание искусства.

264. Характеристика крестьянского и городского костюмов, служащих, демократической интеллигенции.

265. Конструктивное решение костюмов ведущих советских модельеров начала XX века, выбор ткани, отделки.

266. Народные мотивы в современной одежде.

267. Конструктивное, стилевое решение современной одежды. Ткани, отделка, художественное оформление одежды.

268. Эстетический идеал красоты и основные особенности современной одежды.

269. Народные мотивы в современной одежде. Ткани, отделка, художественное решение одежды с элементами народного стиля.1. ЛИТЕРАТУРА.

270. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. М., 1972.

271. Быт и искусство русского населения Сибири. Новосибирск, 1971.

272. Веселова И.С. Покров Богородицы и бытование платка в русской женской субкультуре // Живая старина 1996. - №3 - С. 7-9.

273. Гиляровская Н. Русский исторический костюм для сцены. Л.: Искусство, 1945.-137 с.

274. Глаголев Д. Размышление художника-модельера о покрое одежды // Журнал мод 1971. - №1, прил. - С. 1-4

275. Захаржевская Р.В. Костюм для сцены. М.: Советская Россия, 1973. -109 с.

276. Земпер Г. Практическая эстетика. М.: Искусство, 1970. - 319 с.

277. Киреева Е.В. История костюма. М.: Просвещение, 1970. - 165 с.

278. Кисанова Р. Стиляги // Родина 1998. - №8 - С. 72-75.

279. Костюм в России XVIII нач. XX в.в. Каталог Государственного Эрмитажа. -Л.: изд-во Государственного Эрмитажа, 1962. -49 с.

280. П.Лаврентьева Л.С. «По одежке встречают». Семиотические функции одежды // Живая старина 1996. - №3 - С. 4-6.

281. Литвина Л.М., Леонидов И.С., Турчановская Л.Ф. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. М.: Легкая индустрия, 1972. - 392 с.

282. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978.

283. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX в. - М.: Наука, 1984.

284. Мерцалова М.Н. Глупец тот, кто в моде видит только моду // Декоративное искусство 1968. - №5 - С. 9-17

285. Мерцалова М.Н. Из истории кроя // Журнал мод 1967. - №1, прил. 1.

286. Мерцалова М.Н. История костюма. М.: Искусство, 1972. - 195 с.

287. Работнова И.П. Русская народная одежда. М.: Легкая индустрия, 1964.-48 с.

288. Стриженова Т.К. Из истории советского костюма. М.: Советский художник, 1972. — 112 с.

289. Чернышева М.Б. Народный костюм в Восточном Подмосковье // Народное тв-во 1996. - №1 - С. 8.

290. Чубарова Л. Неизменная и незаменимая // Сев. Просторы 1999. -№5,6-С. 62-64.

291. ПРОГРАММА курса «Традиции русского семейного воспитания».1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

292. Программа курса «Традиции русского семейного воспитания» разработана применительно к учебному плану по специальности 03.06.00 «Технология и предпринимательство» для факультета Технология и предпринимательство ИГПУ.

293. Изучение данного курса необходимо рассматривать в комплексе с дисциплиной специального цикла культура дома; с дисциплиной мировая художественная культура; с дисциплинами психолого-педагогического цикла.

294. Приобретенные знания по данному курсу студенты используют в процессе работы над курсовым проектом, дипломом.

295. Для лучшего усвоения материала, формирования ценностного отношения к русской культуре рекомендуется участие в семинарах города и области по проблемам возрождения народной культуры.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1. Количество

296. Наименование подразделов и тем часовп/п Подразделы Темы1. Введение. 2

297. Раздел I. Система народного воспитания. 2

298. Раздел II. Влияние внутрисемейных отношений на 12воспитание детей в крестьянской семье в России сер.Х1Х в. нач. XX в.)

299. Характеристика крестьянской семьи. 2

300. Анализ внутрисемейных отношений. 2

301. Нравственно-эстетическая атмосфера крестьянской семьи. 2

302. Жизненный круг русского человека. 2

303. Младенчество, детство, отрочество, юность «серебро и золото детства». 2

304. Пора возмужания, преклонные годы, старость достоинство человека. Раздел III. Содержание традиций воспитания детей в крестьянской семье. 6 2

305. Сущность традиций воспитания. 2

306. Традиции физического, нравственного, религиозного, умственного воспитания. 2

307. Приобщение детей к традиционным видам крестьянского труда. 2

308. Раздел IV. Национально-культурные ценности как ис- 4точники народного воспитания.

309. Обычаи, обряды, семейные и общественные праздники. 211. Народное творчество. 2

310. Раздел V. Средства и методы педагогического воздей- 2ствия. 1. ВСЕГО: 281. ПРОГРАММА1. Введение.

311. Система народного воспитания.

312. П. Влияние внутрисемейных отношений на воспитание детей в крестьянской семье в России (середина XIX в. начало XX в.).

313. Характеристика крестьянской семьи.

314. Характеристика раздельной, нераздельной семьи. Структура семьи. Традиционное главенство и нравственный авторитет семьи.

315. Анализ внутрисемейных отношений.

316. Супружеские отношения, отношения невестки к свекрови и свекру, отношения в семье к престарелым членам, родителей с детьми, детей между собой.

317. Нравственно-эстетическая атмосфера крестьянской семьи.

318. Характеристика нравственно-эстетической атмосферы крестьянскойсемьи: нравственно-этический облик, семейные привычки, традиции и характер семьи, распределение обязанностей. Роль матери и отца как воспитателей.

319. Жизненный круг русского человека.

320. Лад в народной жизни. Ритм и цикличность условия жизни крестьянской семьи. Ежедневный строгий порядок в еде, сне, труде и отдыхе.

321. Младенчество, детство, отрочество, юность «серебро и золото детства».

322. Характеристика жизненных периодов человека и их особенностей.

323. Пора возмужания, преклонные годы, старость достоинство человека.

324. Характеристика данных жизненных периодов, их особенности и значение в жизни человека.

325. I. Содержание традиций воспитания детей в крестьянской семье.

326. Сущность традиций воспитания.

327. Характеристика понятий «традиция». Роль традиций в жизни социума. Функции традиций. Традиции семейного воспитания.

328. Традиции физического, нравственного, религиозного, умственного воспитания.

329. Идеал совершенного человека в народной педагогике. Национальная специфика, включающая общечеловеческие черты личности, общечеловеческие ценности.

330. Характеристика цели, задач, содержания воспитания: физического, нравственного, религиозного, умственного.

331. Приобщение детей к традиционным видам крестьянского труда.

332. Обычаи, обряды, семейные и общественные праздники.

333. Характеристика понятия «национально-культурные ценности». Обычаи, обряды, праздники как источники и средства воспитания в народной педагогике, способствующие формированию личности гуманно-демократического типа.

334. Погружение детей в фольклорную среду.11. Народное творчество.

335. V. Средства и методы педагогического воздействия.

336. Характеристика средств и методов педагогического воздействия: уход за ребенком, общение, игра, труд, познавательная и нравственная деятельность, убеждение, личный пример родителей, доверие, поощрение и наказание, самовоспитание.1. ЛИТЕРАТУРА.

337. Афанасьев А.Н. Древо жизни М.: Современник, 1982.

338. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: в 3-х т. -М., 1994.

339. Бернпггам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX -нач. XX в.в. Л.: Наука, 1988.

340. Громыко М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян XIX в.в. — М.: Наука, 1986.

341. Зеленин Д.К. Избранные труды (статьи по духовной культуре) 19011913 гг.-М., 1994.

342. Кайсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. — Саратов: Надежда, 1993.

343. Колпаков Н. «А мы просто сеяли». Л.: Детская лит-ра, 1984

344. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Выпуск 1-й. Младенчество. Детство. / Под ред. В.П. Аникина и др. М.: Худ. Литра, 1991.-589 с.

345. Народные праздники и обычаи из «Сказаний русского народа» / Собр. И.П. Сахаровым. М.: Дружба народов, 1991.

346. Обряды и обрядовый фольклор. М.: Наука, 1982.11 .Панкеев И.А. Обычаи и традиции русского народа. М., 1998.

347. Панкеев И.А. Русские праздники. М., 1998.

348. Панкеев И.А. От крестин до поминок. М., 1997.

349. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища конца XVIII нач. XX в.в. - М.: Искусство, 1984.

350. Русские: семейный и общественный быт/ Сб. статей. М.: Наука, 1989.

351. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М.: Наука, 1987.

352. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.

353. Скворцов А.И. Русская пропильная резьба. Л.: Художник РСФСР, 1984.1. Анкета №1.

354. Тема: «История русского костюма».

355. Какие предметы мужской одежды «роднили» в древности царя и простого мужика?

356. Как в старину русские люди предохраняли себя от «нечистой силы»?

357. На рис.1 изображен крестьянский костюм. Напишите названия предметов одежды и обуви.

358. Ферязь, зипун, терлик, становой все это разновидности древнерусского кафтана. Объясните, чем они отличались друг от друга?

359. Как изготавливались такие дорогие ткани, как аксамит и атлас?

360. Какой был идеал женской красоты на Руси?

361. На рис.2 изображен парадный царский наряд. Напишите названия предметов одежды и регалий.

362. Какие предметы обязательная часть одежды - имели особое значение в древнерусском парадном костюме и различались формой, размером и количеством?

363. На рис.3 изображены костюмы разных эпох. Определите время, когда их носили.

364. Как на Руси по прическе можно было отличить замужнюю женщину от незамужней?1. Анкета №2.

365. Тема: «История национальной кухни».

366. Перечислите кушанья, составлявшие повседневное меню крестьянина.

367. Какие мучные блюда современной русской кухни известны с древних времен?

368. В каких обрядах участвовали блюда русской кухни: блины, кайла, кутья?

369. Почему мясо редко появлялось на крестьянском столе?

370. Какие обычаи крестьянского стола вы знаете?

371. В чем проявлялся главный закон русского гостеприимства?

372. По мнению известного знатока истории кулинарного искусства Каншина, французской кухне присуще красивое убранство стола, немецкой экономность. А что характеризует русскую кухню?

373. Назовите блюда русской кухни, которые носят имена их «создателей»?

374. Какой овощ на Руси считался «вторым хлебом»?

375. Как называется древнерусский литературный памятник, в котором можно найти советы на все случаи жизни: от правил поведения в семье до рецепта приготовления пива?

376. Почему крестьянские дома, в отличие от современных городских имели низкие притолоки и высокие пороги?

377. Назовите особенности планировки русской избы.

378. На рис.1 изображен интерьер крестьянской избы. Какой из четырех ее «углов» показан на рисунке? Напишите названия предметов крестьянской утвари.

379. Объясните смысл слов и выражений, их происхождение: изба; топить по черному; бабий кут; красный угол; курная изба.

380. Какие «профессии» русской кухни вы знаете?

381. Какую работу должна была проделать крестьянка, чтобы изготовить своим домочадцам льняные порты и рубахи?

382. Какие два снопа были самыми дорогими для крестьянина и почему?

383. Какой из русских праздников получил множество ярких эпитетов: «широкая», «честная», «веселая»?1. Анкета №4.

384. Тема: «Крестьянская семья»

385. Кого в крестьянской семье называли «большаком»?

386. Какое время года считалось свадебной порой на деревне и почему?

387. Назовите основные этапы традиционной русской свадьбы в их последовательности.

388. Какое имущество приносила с собой невеста в дом жениха?

389. Объясните, почему молодых осыпали хмелем при выходе из храма?

390. Какую работу в крестьянской семье выполняла женщина? Какую -мужчина?

391. Рождению кого, мальчика или девочки, больше радовались в крестьянских семьях и почему?

392. Как в крестьянских семьях дети помогали в работе своим родителям?

393. Какие обязанности по воспитанию детей возлагались на родителей?

394. Какие традиции воспитания детей существовали в крестьянских семьях?