Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия формирования творческих способностей учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Тимофеева, Людмила Александровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 2004
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия формирования творческих способностей учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Тимофеева, Людмила Александровна, 2004 год

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ НАРОДНОМУ ДЕКОРА-ТИВНО-ПРИКЛАдаОМУ ИСКУССТВУ

1.1.Из истории проблемы формирования творческих способностей у школьников младшего возраста в педагогической науке в процессе обучения городецкой кистевой росписи

1.2.Методологические подходы к формированию творческих способностей учащихся младшего возраста средствами народного декоративно-прикладного искусства.

1.3.Индивидуально-психологические особенности учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы в процессе формирования творческих способностей

1.4.Проблема преемственности в обучении народному декоративно-прикладному искусству и развитие творческих способностей личности младших школьников общеобразовательной школы - прямая зависимость от разработки педагогических условий

Выводы

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

2.1.Опытно-экспериментальное исследование формирования творческих способностей личности младшего школьника в процессе обучения народному декоративно-прикладному искусству /цели, задачи, содер?лние,формы и методы/.

2.2.Особенности методики проведения педагогического экс -перимэнта - формирование творческих способностей личности младшего школьника в процессе обучения городецкой кистевой росписи.

2.3.Критерии оценки уровня формирования творческих способностей учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы.

Выводы.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия формирования творческих способностей учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы"

Актуальность исследования. Формирование творческих способностей личности младших школьников общеобразова -тельной школы является одной из важных задач педагогической теории и практики эстетического воспитания и художественного образования.

В документах Министерства образования Российской Федерации: в проекте "Концепции структуры и содержания общего среднего образо -вания", "Федеральной программе развития образования в России на 2000-2005 гг.", "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.", "Концепции национальной доктрины образования в РФ до 2025 г." подчеркивается, что главной целью общего образова -ния является формирование разносторонне развитой, духовно богатой, высоко нравственной и образованной личности, уважающей художествен ноэ наследие, традиции и культуру народов России.

Эффективным средством развития творческих способностей личности ?.'ладших школьников является народное декоративно-прикладное искусство. Общеобразовательная школа призвана помочь сохранению богатства, художественных традиций народного декоративно-прикладного искусства и приобщению детей к ним. Особая роль отводится урокам декоративного рисования, на которых млаишие школьники не только овладевают определенными навыками работы, но и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям народа - источнику неиссякаемой мудрости. Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глу бокой древности. Основу народного декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художествен ные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к . родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд. Произведения народного декоративно- прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа.

Необходимость разработки проблемы развития творческих способнос тем детей на материале народного декоративно-прикладного пскусст -ва заключается в тот!, чтобы нййти эффективные глетодические рекомен дашш обучения младших школьников городецкой кистевой росписи, раз вивающей творческие качества личности и обеспечивающей готовность наследовать духовные ценности народного декоративно-прикладного ис кусства. Изучая народное декоративно-прикладное искусство учащиеся 1-4 классов соединяют знания традиционных технических приемов городецкой кистевой росписи с художественной фантазией, присущей дет скоглу воображению, создают на этой основе не только декоративные работы на бумаге, но и расписывают доски, бочата, панно, украшаю -щие повседневную жизнь. Работу мла дших школьников над росписью из делия, неразрывно связанную с выбором теш, техникой исполнения, сбором материала и выполнением городецкой кистевой росписи, можно назвать творческой. В процессе познавательно-творческой деятельное ти учащиеся усваивают основные элементы городецкой кистевой росписи и их сочетания в узорах, традиционных композициях народных мастеров.

Художественная практика за многовековой путь своего развития на копила богатый опыт по теории и методике преподавания изобразитель ного и декоративно-прикладного искусства. О важности научной раз -работки проблемы развития творческих способностей детей неоднократ но отмечалось многими известными художниками, педагогами, методистами .

Ведущие ученые, передовые педагоги и деятели культуры 20-х годов XX в. М.!!.Бахтин, С.Т,1Гацкий, З.Н.Шацкая, Г.Л,Рошаль уделяли проблемам эстетического воспитания и художественного образования большое значение. Значительный вклад в обоснование теоретических основ эстетического воспитания подрастающего поколения внесли Н.К.

Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.

Вопроси теории и практики эстетического воспитания и художестве! ного образования школьников средствами изобразительного, народного декоративно-прикладного искусства и методики преподавания в обще -образовательной школе раскрываются в трудах ряда исследователей: А.Д.Алехина, В.С.Кузина, Э.И.Кубышкиной, Т.С.Комаровой, С.П.Ломова, Б.М.Йеменского, Н.Н.Ростовцева, Н.М.Сокольниковой, А.С.Хворостова, Т.Я.ШпикалоЕой и др.

Психологические аспекты восприятия искусства, активизации познавательных возможностей личности, форгагрования творческих способностей и интересов рассматриваются в работах психологов: Б.Г.Ананьева, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Л.В.ЗанкоЕа, В.П.Зинченко, З.И.Игнатьева, В.И.Кириенко, В.А.Круте-цкого, В.С.Кузина, А.Н.Леонтьева, Б.Т.Лихачева, Б.Ф.Ломова, Е.С.Мейлаха, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, В.Д.1Гадрикова, Г.И.Щу -киной, Д.Е.Эльконина, П.М.Якобсона.

Особенности народного декоративно-прикладного искусства, истори и закономерности орнаментального искусства широко раскрываются в работах известных искусствоведов: Ю.А.Арбата, А.В.Еакушинского,

A.А.Еобринского, П.Г.Богатырева, И.Я.Богуславской, Г.К.Вагнера,

B.М.Василенко, В.М.Вишневской, З.С.Воронова, Т.И.Емельяновой, С.Г. Негаловой, М.А.Некрасовой, О.С.Поповой, Т.М.Разиной, С.Б.Рождест -венской, Б.А.Рыбакова, А.Б.Салтыкова, В.В.Стасова, Ю.С.Черняховс -кой, Л.Я.Супрун.

Теоретические основы изучения декоративно-прикладного искусства исследованы в докторских диссертациях А.С.Хворостова / 1983 г. /, Т.ЯЛьпикаловой / 1938 г. /, С.Н.Новикова /1995 г./.

В 90-х годах XX в. выполнен ряд кандидатских диссертационных исследований: А.Я.Горошко /1990 г./, З.И.Иазниковой /1992 г./, Л.В. Орловой /1995 г./, в которых рассматриваются различные аспекты теории и методики художественного образования и эстетического воспитания учащихся 1-4 классов средствами народного декоративно-прик -ладного искусства. Однако редки исследования, в которых бы освещались особенности обучения младших школьников русскому традиционному искусству ручной росписи. Исключение составляют исследования В.С.Бадаева /1995 г./ и Т.Ю.Баутрук /1997 г./, но они затрагивают вопросы методики обучения народным кистевым росписям учащихся 5 -11 классов общеобразовательной школы. Кандидатские диссертации Е.Г Закуленко /1998 г./ и В.Н.Банникова /2000 г./ раскрывают общепедагогические проблеш, вопросы эстетического воспитания учащихся средствам! народного декоративно-прикладного искусства.

Теоретический анализ научных исследований по п р о б л е м е показал, что недостаточно разработан комплекс педагогических условий обучения народноцу декоративно-прикладному искусству, направленный на формирование творческих способностей младших школьников на уроках декоративного рисования. В методике обучения и воспитания учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы недостаточно разработаны художественно-творческие задачи разного типа /повтор, вариация, импровизация/ на материале городецкой кистевой росписи, а также методы, приемы, позволяющие формировать творческие способности детей в процессе обучения. Таким образом, проблема формирования творческих способностей учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы в процессе обучения народному декоративно-прикладному искусству /на материале городецкой кистевой росписи/, предлагаемая нами, является актуальной.

Проблемой исследования явилось раскрытие, научное обоснование и экспериментальная проверка эффективных педагогических условий формирования творческих способностей учащих ся 1-4 классов общеобразовательной школы на уроках декоративного рисования в процессе обучения народному декоративно-прикладному искусству /на материале городецкой кистевой росписи/.

Цель исследования заключается в разработке теоретически обоснованной и экспериментально проверенной методики формирования творческих способностей учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы на уроках декоративного рисования в процессе обучения городецкой кистевой росписи.

Объект исследования: процесс формирования творческих способностей младших школьников на уроках декоративного рисования изобразительно-выразительными средствам! городецкой кистевой росписи.

Предмет исследования: комплекс методических условий, взаимодействие которых обеспечивает формирование'у детей младшего школьного возраста творческих способностей в процессе обучения городецкой кистевой росписи.

Гипотеза исследования: формирование твор -ческих способностей учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы в процессе обучения городецкой кистевой росписи на уроках декоративного рисования станет более эффективным, если будут:

- раскрыты истоки возникновения и развития городецкой кистевой росписи как вида народного декоративно-прикладного искусства;

- определены и научно обоснованы роль и место обучения городецкой кистевой росписи учащихся 1-4 классов в системе уроков деко -ративного рисования;

- учтены индивидуально-психологические особенности и возмотя -ности младших школьников;

- использованы сочетания различных методов обучения и моделей уроков, направленных на изучение народных традиций и технологических приемов городецкой кистевой росписи;

- разработаны наглядные научно-методические таблицы для уча -щихся 1-4 классов по теме: "Городецкая кистевая роспись".

В соответствии с указанной проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой определены следующие задачи исследован и я:

1. Проанализировать историю возникновения и развития русского традиционного искусства городецкой кистевой росписи.

2. Выявить традиционные технологические приемы изобразительно-выразительных средств городецкой кистевой росписи как вида художественного творчества и эстетического развития способностей младших школьников.

3. Определить педагогические условия формирования творческих способностей учащихся 1-4 классов на уроках декоративного рисования в процессе обучения городецкой кистевой росписи.

4. Разработать, научно обосновать и экспериментально проверить методические рекомендации, направленные на формирование творческих способностей младших школьников в процессе обучения городецкой кистевой росписи.

5. Выявить индивидуально-психологические особенности младших школьников и критерии оценки их декоративной работы.

Методологической основой и с с л е до в а н и я явились: научные труды выдающихся отечественных педагогов, психологов, методистов, философов, историков, искусствоведов; публикации о народном творчестве и декоративно- прикладном искусстве, этнографии, культуре; нормативные и програгтлно-методи-ческие документы общего образования.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической, методической, философской, историко-этнографической, искусствоведческой литературы, научных изданий и диссертационных исследований;

- анализ учебных планов и программ по изобразительному искусству общеобразовательных учреждений;

- анализ и обобщение передового педагогического опыта преподавания народного декоративно-прикладного искусства;

- анализ произведений народных мастеров традиционной городецкой кистевой росписи;

- констатирующий эксперимент: педагогические наблюдения, интервьюирование, анкетирование, тестирование, "срезовые" работы в учебном процессе;

- формирующий эксперимент: анкетирование, интервьюирование,"срезовые" работы, моделирование учебных ситуаций, проведение уроков лично диссертантом с использованием разработанных методических рекомендаций формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения городецкой кистевой росписи; ,

- контрольный эксперимент, содержащий сравнительный анализ полученных результатов в экспериментальных и контрольных классах.

База экспериментального исследован и я. Исследование проводилось с 1999 по 2004 гг. на базе общеобразовательных школ КЗ, Ус7 г.Киржача Владимирской области в три этапа.

На первом этапе /1999 - 2000 гг./ осуществлялось изучение и анализ психолого-педагогической, методической и философской литературы по теме диссертации; определялся научный аппарат исследования; разрабатывался методический материал для постановки и проведения педагогического эксперимента.

На в т о р о м этапе /2000 - 2003 гг./ проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке гипотезы исследования, первичная обработка полученных экспериментальных материалов и велась необходимая корректировка первоначально разработанного для эксперимента методического материала. В экспериментальных классах уроки велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных научно-методических учеб -но-наглядных пособий, с применением проблемных и игровых ситуаций В контрольных классах уроки проводились по государственной программе. В результате систематических анкетирований младших школьников выявлялись различные уровни обученности учащихся в экспериментальных и контрольных классах.

На третьем этапе /2003 - 2004 гг./ обобщались результаты опытно-педагогической и экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось написание и оформление диссертации.

Научная новизна и теоретическая ценность исследования заключается в следующем:

- раскрыта педагогическая значимость городецкой кистевой росписи как вида народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании и художественном образовании младших школьников;

- выявлены традиционные технологические приемы изобразительно-выразительных средств городецкой кистевой росписи как вида художественного творчества и эстетического развития способностей младших школьников;

- определены педагогические условия, направленные на формирование творческих способностей учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы на уроках декоративного рисования в процессе обучения городецкой кистевой росписи;

- разработаны методические рекомендации и наглядные пособия по обучению младших школьников городецкой кистевой росписи;

- раскрыты шщивидуально-психологические особенности младших школьников и определены критерии оценки выполненной ими декоративной работы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- разработаны и экспериментально проверены педагогические условия, реализация которых позволит учащимся 1-4 классов общеобразовательной школы овладеть народными традициями и технологическими приемами городецкой кистевой росписи;

- предложены методические рекомендации по проведению уроков декоративного рисования с учащимися 1-4 классов на материале городецкой кистевой росписи;

- разработаны наглядные методические пособия для младших школьников по теме: "Городецкая кистевая роспись";

- результаты исследования могут быть использованы: при составлении и корректировке учебных планов и программ для учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ; при разработке учебно- методических пособий для углубленного изучения предметов художественно-эстетического цикла в гимназиях, лицеях, колледжах; на художественно-графических факультетах педагогических высших учебных заведений; на курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций; определением проблемы исследования; применештем комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования;результатами успешно проведенной опытно-экспериментальной работы; внедрением полученных результатов в практику работы учителей изобра -зительнэго искусства общеобразовательных школ.

На защиту выносятся следующие положения:

- обоснование педагогических условий, эффективно влияющих на формирование творческих способностей учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы в процессе обучения народному декоративноприкладному искусству /на материале городецкой кистевой росписи/;

- выявление и определение особенностей традиционных технологи -ческих приемов и последовательность выполнения городецкой кисте -вой росписи, доступных для учащихся младшего школьного возраста;

- определение критериев оценки декоративной работы младших школьников, в ходе которой усваиваются и закрепляются основные элементы и традиционные композиции городецкой кистевой росписи.

Апробация и внедрение результатов исследования. Отдельные положения, теоретические выводы и данные эксперимента ежегодно докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях лаборатории эстетического воспитания и художественного образования средствам! изобразительного искусства Института общего образования Министерства образо -вания Российской Федерации; педагогических советов школ, научно-практических семинарах, конференциях и педагогических чтениях районных методических объединений учителей эстетического цикла Кир-жачского района Владимирской области /2000 - 2004 гг./,областных курсах повышения квалификации учителей изобразительного искусства г.Владимира /2002 г./.

Основные положения диссертации и материалы проведенного исследования отражены в опубликованных научных работах; апробированы и внедрены в практику работы учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ #3, .73, !Ь7 г.Киржача Владимирской области и транслированы в другие школы.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В приложениях даны 30 иллюстраций по истории развития городецкой кистевой росписи, 17 научно-методических таблиц, словарь специальных терминов, фотографии детских работ по декоративному рисованию. Список литературы составляет 245 источников.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ

Анализ исследуемой проблемы формирования творческих способностей учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы в практике работы учителей изобразительного искусства выявил недостатки в преподавании младшим сколышкам русского традиционного искусства городецкой кистевой росписи. Анализ государственных и авторских программ по изобразительному искусству показал некоторую несистемность в обучении народному декоративно-прикладному искусству.

Изучение индивидуально-возрастных особенностей и возможностей младших школьников и овладение ими основам! народного декоративно-прикладного искусства позволило выявить уровшт формирования и развития декоративных городецких умений и навыков.

Экспериментальное исследование показало, что успешное формирование элементарных декоративных знаний, умений и навыков у младших школьников /на материале городецкой кистевой росписи/ возможно при условии комплексного педагогического обучения и воспитания, которое предполагает поэтапное, постепенное расширение и углубление образовательных, воспитательных и развивающих задач.

В ходе экспериментального исследования нами было выявлено, что наиболее эффективными методическими приемами обучения традициям народной городецкой кистевой росписи младших школьников являются: использование динамгческих пособий, дидактических игр и упражнений, составление эскизов оформления предметов быта, анализ произведений городецких мастеров для усвоения основ народного декоративно-прикладного искусства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование, анализ результата эксперимента позволил нам сделать следующие выводы:

1. Раскрыты истоки возникновения и развития русского традиционного искусства городецкой кистевой росписи и история преподавания народного декоративно-прикладного искусства учащимся в общеобразовательных учебных заведениях. Изучено современное состояние обучения основам городецкой кистевой росписи учащихся 1-4 классов общеобразовательной школы.

2. Разработаны и экспериментально проверены педагогические условия формирования творческих способностей младших школьников в процессе обучения народное декоративно-прикладному искусству /на материале городецкой кистевой росписи/: целенаправленность и систематичность процесса обучения; применение художественно-творческих задач; учет индивидуально-возрастных особенностей и возможностей детей; использование разнообразных методов, приемов и игровых ситуаций; достижение результатов декоративно-прикладного творчества учащихся до вида экспозиционно-выставочной деятельности.

3. Выявлены традиционные технологические приемы изобразительно-выразительных средств городецкой кистевой росписи как вида художественного творчества: роскрышь основных декоративных элементов, теневка, оживка.

4. Выявлены результаты формирующего эксперимента, подтвердившие эффективность разработанных методических рекомендаций и научно-методических таблиц, соответствовавших поставленным задачам эксперимента.

5. Установлены индивидуально-возрастные психологические особенности учащихся 1-4 классов и разработаны критерии оценок их декоративной работы.

Основываясь на результатах эксперимента была полностью подтверждена выдвинутая нами гипотеза исследования.

Проведенное нами исследовашю имеет перспективы дальнейшего развития, что предполагает более широкое изучение педагогической проблемы формирования творческих способностей личности школьников в процессе обучения городецкой кистевой росписи.Исследование проблемы может быть продолжено по следующему направлению - педагоги -ческпе условия развития художественно-творческих способностей учащихся 5-8 классов общеобразовательной школы в процессе обучения сюжетной городецкой кистевой росписи.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Тимофеева, Людмила Александровна, Москва

1. Абрамова М.А. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе ознакомления с изобразительным искусством. - М.: Академия, 1999.-187с.:ил.

2. Аверина В.И. Городецкая резьба и роспись на предметах крестьянского ремесла и домашней утвари.-Горький, 1957.-С.57:ил.

3. Алексеева В.В.,Гараджа В.И.Проект Концепции образовательной области ,,Иcкyccтвo,,.-Министерство образования РФ,2001.-С.7.

4. Алехин А.Д.Изобразительное искусство:художник, педагог, школа: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1984. - 160с.

5. Алферов Л.Г. Технологии росписи:Дерево.Металл. Керамика. Ткани.-Ростов н/Д: Феникс, 2000.-335с.:ил.

6. Амонашвили Ш.А. Обучение.Оценка.Отметка.- М.,1980.-0.40.

7. Амонашвили Ш.А.Педагогическая симфония.-М. :ЩР, 2002.672с.

8. Ананьев Б.Г.Индивидуальное развитие человека и константность восприятия.-М.:Просвещение, 1958.-334с.

9. Ананьев Б.Г.Человек как предает познания.-3-е изд.-СПб.: Питер, 2001.-288с.

10. Арбат Ю.А. Народное декоративное искусство.-М.:Советскийхудожник, 1963.-48с.:ил.

11. Арбат Ю.А.Русская народная роспись по дереву.-М.:Изобразительное искусство, 1970.-С.125 144:ил.

12. Арбат Ю.А.Путешествия за красотой.-Л.,1984.-С.113-135:ил,

13. Арткшкина 3.С.Народная культура в школе.Тезисы./Национально -ре гиональный компонент в содержании художественно-эстетического образования.-Москва-Кошкар-Ола, 1997.-С.42.

14. Афанасьева А.Б.,Барышева Т.А.,Гуоеев С.Г. и др.Творчество на уроках искусства в начальной школе:Эвристические технологии в эстетическом воспитании младших школьников Методическиерекомендации и разработки.-СПб.: Изд во РГПУ, 2000. - 64с.:пл.

15. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.-2-е изд., перераб. и доп.- II.: Педагогика, 1989.-558с.

16. Бадаев B.C. Русская кистевая роспись как одно из направлений развития способностей к изобразительной деятельности учащихся 5-6 классов /на материале Хохломской росписи/: Дис. канд. пед. наук.-М., 1995.-180с.:ил.

17. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. ГЛ., 1926.-286с.: пл.

18. Езкушинский А.В. Росписи Городца и Хохломы. // Народное искусство СССР в художественных промыслах.-М.,1940.-Т.1.-С.20-24.

19. Бакушинский А.В. Исследования и статьи.- М.: Советский художник, 1931.-348с.:ил.

20. Бакушинский А.В. Изобразительное искусство в школе.//Ре-волюция-искусство-дети.-М. ,1985.- Ч.2.- С.76.

21. Банников В.Н.Педагогические условия развития художественного интереса учащихся детской школы искусств на занятиях декоративно-прикладного искусства:Дис. . канд. пед. наук. Ы., 2000.-180с.:ил.

22. Барадулин В.А. Художественная обработка дерева.-М.,1986. -С.199 215:ил.

23. Бартрам Н.Д. Роль художника в кустарном деле.//Художест-венно-педагогический журнал, 1910, 4, с.8.

24. Барышева Т.А. Диагностика эстетического развития личности.-СПб., 1999.-86с.

25. Еаутрук Т.Ю. Научно-методические основы обучения курсу художественных ремесел в системе профориентации учащихся 7-11 классов /на примере Нижегородских промыслов/:Дис. . канд. пед. наук.-М., 1997.-156с.:ил.

26. Бахтин М.М.Эстетика словесного творчества.-М.:Искусство,1979.-421с.

27. Бахтин М.М. Эстетическое наследие и современность:Г.!еявуз. сб. науч. тр.- В 2-х ч. /Редкол: А.Ф.Еремеев и др.-Саранск:Изд-во Кордов, ун-та, 1992.-С.365.

28. Беджанов Ю.К. ДПИ:термины и понятия:Учебное пособие.- Карачаевок, 1991.-52с.

29. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений.- В 13-ти т.-М., 1954.-Т.4.-С.83.

30. Бердяев Н.А. Философия творчества,культуры и искусства.-В 2-х т.-М.:Искусство, 1994.-Т.1.-542с.

31. Ееспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. -М., 1995.-С.58.

32. Блонский П.П.Избранные педагогические произведения.- М., 1961 С.618.

33. Блонский П.П. Психология младшего школьника. / Под ред. А.И.Липкиной, Т.Я.Марцинковской.-М.:Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО "Модэк", 1997.-574с.

34. Блонский П.П.Память и мышление.-СПб. и др.: Питер, 2001.-237с.

35. Еобринский А.А. Народные русские деревянные изделия.Предметы домашнего,хозяйственного и церковного обихода.-2-е изд. -М., 1910 1914.-табл.

36. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.-М. Искусство, 1971.-287с.

37. Боголюбов Н.С. ДПИ в системе эстетического воспитания.-Сб науч. тр.-М. :ГЛГПУ, 1990.-С.112.

38. Богоявленская Д.Б., Бадаева Ю.Д., Ерушлинский А.Б. и др. Основные современные концепции творчества и одаренности.-М.,1997. 416с.

39. Богуславская И.Я. Народное искусство: Исследования и маториалы:Сб.статей Государственного Русского музея.-СПб., 1996.-204с.:ил.

40. Божоеич Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.,1993.-464с.

41. Вагнер Г.К. Несколько тезисов о народном искусстве.//Декоративное искусство СССР, 1988, # 2, с.30.

42. Вагнер Г.К., Владышская Т.Ф. Искусство Древней Руси.-М.: Искусство, 1993.-255с.

43. Вакуленко Е.Г. Педагогические условия обучения учащихся народному декоративно-прикладному искусству: Дне. . канд. пед. наук.- Краснодар, 1993.-226с.:ил.

44. Варданян В.А.Декоративно-прикладное искусство в школе.-Саранск, 1997.-С.42.

45. Василенко В.М. Выставка в Горьком. //Промысловая кооперация. -М.: КОИЗ, 1936, № 3, с.23 27.

46. Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву ХУ111 XX вв.-М., 1960.-182с.:ил.

47. Василенко В.М. Дегалова С.К. Роспись по дереву. В кн.: Русское декоративное искусство. / Под ред. А.И.Леонова.-М.,1965. -Т.3.-С.225 237:ил.

48. Василенко В.М. Народное искусство.Избр.труды о народном творчестве Х-ХХв.-М.:Советский художник, 1974. 294 е.:ил.

49. Ветлугина Н.А.Художественное творчество и ребенок.- М., 1972.-176с.

50. Вишневская В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву. -М., 1959.-31с.:ил.

51. Возрастная и педагогическая психология./Под ред. М.В.Га-мезо,М.В.!/лтюхиной,Т.С.Михальчик.-М.:Просвещение, 1984. 256с.

52. Волков Б.С.Психология младшего школьника:Учебное пособие.-3-е изд.,испр. и доп.-М.:Педагогическое общество России,2002.-128с.

53. Воронов В.С.Крестьянское искусство.-М., 1924.- 139с.:ил.

54. Воронов B.C. О крестьянском искусстве.-М.: Советский художник, 1972.-350с.:ил.55^ Воронов Н.В.Уникальное и промышленное.//Декоративное искусство СССР, 1968, Гг 2, с.33.

55. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.:Просвещение, 1991.- С. 8 17.

56. Выготский Л.С.Психология искусства.-Минск, 1998. 474с.

57. Выставка народного искусства Горьковской области: каталог. /Сост.Митлянская Т.Б.-М.:Легкая индустрия, 1965.- 90с.: ил.

58. Выставка народного творчества:каталог. /Сост. Василенко В.М.-М.:Искусство, 1937.- 127с.

59. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избр. психол. тр. /Под рук. А.И.Подольского.-Воронеж, 1998. 479с.

60. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие.-4-е изд.-М.: Университет: Высш. шк., 2002.-327с.

61. Гессен С.И.Основы педагогики:Введение в прикладную философию. -М.: Шк.-Пресс, 1995.-447с.

62. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность.-М.: Прометей, 1993.-197с.

63. Горошко А.Я. Методика формирования художественного интереса сельских школьников 1-4 классов на материале русского народного и декоративно-прикладного искусства:Автореф. . канд. пед. наук.-М., 1992.-16с.

64. Гудилина С.И. Основы декоративно-прикладного искусства: Метод.рекомендации к табл. по искусству для нач. пк.-М.:ЗА0 "Интерсигнал СП", 1997.-39с.:ил.

65. Давыдов В.В. Психологическое развитие младших школьников.-М., 1990.-С.37.

66. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения.-М.:Интор,1996. -С.103 117.

67. Декоративное искусство в процессе гуманизации образования: Межвузовский сб. науч. тр.- М.: Прометей, 1994.- 70 е.: ил.

68. Джуринский А.Н. История педагогики.- М., 1999. С. 82.

69. Долженко А.В.Очерки по философии образования:Учебное пособие.- М.: Промо-Медиа, 1995.- С.214.

70. Дорожин Ю.Г.Городецкая роспись:Рабочая тетрадь по основам народного искусства:Для занятий с детьми 7-9 лет на уроках труда и изобр.искусства.-М.:Мозаика-Синтез, 2001. 23 с.:ил.

71. Дранков В.Л.Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта.//Художественное творчество.-Л.:Наука, 1983.-С. 123 139.

72. Дружинин В.Н.Психология общих способностей.-М.: "Латер -на", 1995.-С.47.

73. Емельянова Т.И. Сложение стилистических особенностей городецкой росписи на прялках. //Сообщение Государственного Русского музея.- М., 1976, Вып. 11, с.36 43.

74. Емельянова Т.И. Наследие и современная творческая практика городецких мастеров. //Советское декоративное искусство-76. М.:Советский художник, 1978.- С.176 - 190:ил.

75. Негалова С.К. Русская народная живопись.-М.:Просвещение, 1934.- С. 134 154:ил.

76. Зайцев В.П. Практическая дидактика.-М.:Народное образованне, 1999.-С.77.

77. Занков Л.В. Развитие школьников в процессе обучения.-М.: Просвещение, 1967.- С.15.

78. Занков Л.В.Дидактика и жизнь.Избр.труды.-М.,1990.-С.67 .

79. Званцев М.П. Народная резьба.- Горький, 1957.- С. 14 .

80. Званцев М.П. Городецкие инкрустированные донца.//Записки краеведов.- Горький, 1973.- С. 139 157.

81. Званцев М.П. Нижегородские мастера. Рассказы о народном искусстве.-Горький:Волго-Вятское кн.изд., 1978. С. 99-107: ил.

82. Зинченко В.П. Движение глаз и формирование образам/Вопросы психологии, 1958, Jr 5, с.63 77.

83. Зинченко В.П. Психология доверия.-2-е изд.,испр. и доп.-Самара: Изд-во СИОКПП, 2001.-103с.

84. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики:Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.-М.: Гардарики, 2002. 431с.

85. Игнатьев Е.И.Психологические особенности изодеятельности младшего школьника. В Сб. Психология младшего школьника.-М.:Изд. Акад. пед. наук РСФСР, 1960.-336с.:ил.

86. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности человека.- М.: Знание, 1968.-С.15 22.

87. Изобразительное искусство и художественный труд.1 4кл. Кн. для учителя. /Под ред. Б.М.Йеменского.-Просвещение, 1995.192 с.:ил.

88. Ильенко Л.П.Интегрированный эстетический курс для начальной школы / 1-4; 1-3 /-.Пособие для учителя.-М. :АРКТИ,2000.-64с.

89. Ильин Г.А. Философия и история образования / психолого -педагогический аспект /.- М., 1999. 45с.

90. Ильин М.А. Исследования и очерки.Избр.работы об искусстве народных пробелов и архитектурном наследии ХУ1 XX веков.

91. М.:Советский художник, 1976.-283 с.:ил.

92. Каневская М.З., Фирсова Л.1.1. О связи успешности худо -жественного творчества с направленностью личности у детей.//Вопросы психологии, 1990, .'р 3, с. 69 75.

93. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.-М. :Изд-во АПН РСФСР, 1959. С. 37 - 49.

94. Ковалев А.Г.К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности.//Проблемы способностей.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.- С.153 164.

95. Колякина В.И.Методика организации уроков коллективного творчества:Планы и сценарии уроков изобразительного искусства.-М.: ВЛАДОС, 2002. 176с.:ил.

96. Комарова Т.С.Как научить ребенка рисовать:Обучение детей в детском саду и школе.-3-е изд.,перераб. и доп.-М.:СТОЛЕТИЕ, 1998. 140с.

97. Комарова Т.С.,Савенков А.И.Коллективное творчество детей. Учебное пособие.-М., 2000. 105 с.:ил.

98. Комарова Т.С.,Зырянова О.Ю.Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе.-М.:Пед. общество России, 2002. 160 с.

99. Комарова Т.С.,Размыслова А.В. Цвет в детском изобрази -тельном творчестве.-М.:Педагогическое общество России,2002.-144с.

100. Концепция структуры и содержания общего среднего образования. Проект. //Вестник образования, 2000, Уе 6, с. 10-41.

101. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. //Демократическая школа, 2002, £ 3, с. 38 44.

102. Концепция национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 года.//Народное образование, 2002, 1,с. 17-27.

103. Коновалов А.Е.Городецкая роспись:Рассказы о народном искусстве. -Горький:Волго-Вятское книжное изд., 1983. 234 е.: ил.

104. Корешков В.В. Формирование личности учащихся в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды:Автореф. . докт. пед. наук. ГЛ., 1994. - 37с.

105. Корнилова С.Н. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет. М.:Айрис Пресс: Рольбр, 2000. - 150 с.:ил.

106. Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. 4-е изд. - М.t 1983. - С. 76:ил.

107. Крупская Н.К. Об учителе. М., 1960. - С. 254.

108. Крупская Н.К. Педагогические сочинения.- М., 1978.-Т.2.-С. 394; т.10. С. 307 - 310.

109. Крутецкий В.А. Проблема формирования и развития способностей. //Вопросы психологии, 1972, # 2, с. 3-14.

110. Крутецкий В.А. Психология.-М.: Просвещение,1980. 305с.

111. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах:Учебник для студ. спец. учебн. заведений. -И.: Агар, 1997. 319с.:ил.

112. Кузин B.C. Психология.- 3-е изд., перераб. и доп. М.: Агар, 1997. - 304 е.:ил.

113. Кузин B.C.,Кубышкина Э.И.Изобразительное искусство в начальной школе. 1-2 классы:Учебник.В 2ч.-М.:Дрофа,2000.-109с.:ил.

114. Кузин B.C.,Кубышкина Э.И.Изобразительное искусство в начальной школе. 3-4 классы:Учебник.В 2ч.-П.:Дрофа,2000.- 95с.:ил.

115. Кураш Г.Л.Изобразительное искусство:Альбом с заданиями для поурочных занятий в общеобразовательной школе: 1 класс.- ГЛ.: ЕНВЕС, 2001. 63 е.:ил.

116. Куревина О.А.Дутуева Е.А. Прекрасное рядом с тобой: 1 класс:Метод.рекомендации для учителя.-М.:Еаласс, 2001. 125 с.

117. Лабунская Г.В.,Назаревская Г.А.,Рожкова Е.Е. К вопросу о методах обучения рисованию в начальной школе. /Под ред. Г.В. Ла-бунской.-М.:Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. 112 с.:ил.

118. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей.-М.:Просвещение, 1965.-214с.:ил.

119. Лапшин И.И.Художественное творчество.-Пг:Мысль, 1922. -331 с.

120. Лейтес Н.С.Проблема соотношения возрастного и индивидуального в способностях школьника.//Вопросы психологии, 1985, № 1, с.9 18.

121. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. // Вопросы психологии, 1997, №4, с. 93 108.

122. Леонтьев А.Н. Эволюция психики:Избр.психологические труды. -ВОРОНЕН :ЭДЭК, 1999.- 410с.:ил.

123. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии./Под ред. Д.А. Леонтьева,S.Е.Соколовой.-М.:Смысл, 2000.-509с.

124. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения.-М.Просвещение, 1982.- 191 с.

125. Лихачев Б.Т.Теория эстетического воспитания школьников.-М.: Просвещение, 1985. 176с.

126. Лихачев Б.Т. Педагогика.- М., 1996. С.157.

127. Лихачев Д.С. Экология культуры.-М., 1979. Уг 7. - С.68.

128. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблега психологии.- М.: Наука, 1999. 349 с.

129. Ломов С.П. Орнаментальная композиция на уроках изобразительного и прикладного искусства:Кн. для учителя.-М.: Молодая гвардия, 1997. 58с.:ил.

130. Луначарский А.В. 0 воспитании и образовании .-М.Педагогика, 1976. С. 353.

131. Маврина Т.Я.Городецкая живопись.-Л.:Аврора,1970-140с.:ил.

132. Макаренко А.С.Педагогическая поэма.-Соч.-М., 1959.-Т.1.-С. 640.

133. Макаренко А.С. Воспитание гражданина.- М., 1938. 304с.

134. Максимов Ю.В. У истоков мастерства: Народное искусство в художественном воспитании детей.-М.:Просвещение, 1983.-159с.:ил.

135. Максимов Ю.В. Родник творчества:Кн. для учителя:Кз опыта работы.-М.: Просвещение, 1988. -126с.:ил.

136. Махцутова Х.И. Роспись по дереву: Пособие для учителя:Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1987. 80с.:ил.

137. Мейлах Б.С. Процесс творчества и художественное восприятие: Комплексный подход:Опыт, поиски, перспективы.-М.: Искусство, 1935. 318 с.

138. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы художественного творчества. /Основные современные концепции творчества и одаренности. -М., 1997.-С. 351.

139. Мелик-Пасаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности.-М. , 1995. 96с.

140. Народное декоративное искусство. Традиции и поиск. Сб. науч. тр. /Под ред. Н.В.Черкасовой.-М. :НИИХП, 1991. 178 с.:ил.

141. Народное искусство в воспитании детей. /Под ред. Т.С.Комаровой.-М., 2000. 208с.

142. Народное образование в СССР:Сб. документов. 1917-1973гг.- М.: Педагогика, 1974. 560 с.

143. Народные художественные промыслы Горьковской области. Альбом. /Сост. Б.П.Широков.-Горький:Волго-Вятское кн.изд-во,1986.- С.45-74:ил.

144. Народные художественные промыслы. 1917 / 1932. Материалы и документы./Автор-составитель Л.И.Давыдова и др.Общ.ред.М.А.Некрасова, С.М.Темерина.-М.:Искусство, 1986. 231с.:ил.

145. Некрасова М.А. Канон в народном творчестве.// Декоративное искусство СССР.-М., 1971, !г 5, с. 29 39.

146. Некрасова М.А. Истоки городецкой росписи и ее художест -венный стиль. В сб.: Русское искусство ХУ111 в.Материалы и исследования.-М.: Наука, 1973. с. 159 - 178.

147. Некрасова М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального,традиций и новизны. //Проблемы народного искусства.-М., 1982. С. 22.

148. Некрасова М.А.Народное искусство РоссшиНародное творчество как мир целостности.-?.!.:Советская Россия, 1933. 217с.

149. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры:Те-ория, практика.-М.:Изобразительное искусство, 1983. 343 с.:ил.

150. Некрасов А.И.Русское народное искусство.- М.,1924.-164с.

151. Неменский Б.М.Мудрость красоты:0 проблемах эстетического воспитания.- М., 1987. 190с.

152. Неменский Б.М.Познание искусством.-М.: УРАО, 2000.-192с.

153. Новиков С.Н.Методические основы эстетического воспитания учащихся сельских малокомплектных школ средствами народного декоративно-прикладного искусства:Дис. . докт. пед. наук.- Орел, 1995. 349с.:ил.

154. Орлова Л.В. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на традициях хохломской и городецкой росписи. /Сб.учитель-ученик:Проблемы,поиски,находки.-М., 1995, Jc 4.-С.435.

155. Орлова Л.В. Формирование творческой активности детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе обучения народному искусству:Автореф. . канд.пед.наук.-М., 1996. 15 с.

156. Павлик К.В.Изобразительное искусство в начальной школе: Учеб.материалы по методике преподавания:Для студентов и преподавателей пед.учеб.заведений,учителей нач.кл.-2-е изд.-М.: Флинта: Наука, 2002. 86с.:ил.

157. Пазникова 3.И.Использование народных художественных традиций как средства развития творческой активности младших школьников :Авторе|). . канд. пед. наук.-М., 1992. 16с.

158. Педагогика:Учебное пособие для студентов пед.-их учебныхзаведений. /В.А.Сластенин,И.Ф.Исаев,А.И.Мишенко,Е.Н.Шиянов.- М.: Школа-Пресс, 1993. 512с.

159. Педагогика. /Под ред. П.И.Пидкасистого.-М.:Пед. общество России, 2002.-608с.

160. Педагогический словарь./Авт.:Г.М.Коджаспирова,А.Ю.Коджа-спиров.-М. :Академия, 2000. 176с.

161. Пирогов Н.И.Вопроси жизни.Соч.Т.1.-СПб.,1887.-С.116.

162. Полунина В.Н. Искусство и дети.-М.:Просвещение,1982^0.20.

163. Полуянов Ю.А.Дети рисуют.-М.:Педагогика, 1988.-173с.:ил.

164. Полуянов Ю.А.Изобразительное искусство:Пособие для учителя: Содержание, методика и организация занятий в нач.шк.-М.:ИН-T0P, 1997. 47с.

165. Полуянов Ю.А.Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам.-М.;Рига:Эксперимент, 2000.-159 е.: ил.

166. Пономарев Я.А.Психология творчества.-М.:Наука,1976г302с.

167. Попова О.С. Русское народное искусство.-1Л.:Легкая индустрия, 1972.-181с.:ил.

168. Постоногова Л.П.Уроки ИЗО в первом классе.-Уфа, 1985. -89с.:ил.

169. Пурик Э.Э.Оценка и самооценка младших школьников:Пособие для учителя.-М.:НИИШ, 1990.-86с.:ил.

170. Программно-методические материалы:Изобразительное искусство: Начальная школа./Сост. В.С.Кузин, Е.О.Яременко.- 3-е изд., перераб.-М.:Дрофа, 2001. 224с.

171. Программы общеобразовательных учреждений.Изобразительноеискусство. 1-4 классы. Для сельской малокомплектной школы. /Авт.: В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина, А.С.Близнюк, Е.К.Ривина и др. -М.: Просвещение, 1995. 29с.

172. Программ общеобразовательных учреждений.Изобразительное искусство. 1-9 классы. / Авт.: В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина,Т.Я.Шпи-калова и др.- М.:Агар, 1996. 160с.

173. Програг-мы общеобразовательных учреждений.Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. /Кауч. рук. Б.М.Не -менский.-М.: Просвещение, 1994. 175с.

174. Программ общеобразовательных учреждений:Интегрированный курс "Искусство". Изобразительное искусство и среда. 1 Иклас-сы. Космос театра. 1-11 классы. Интегрированные уроки искусства 1-4 классы. /Науч. рук. Б.П.Юсов.- М.: Просвещение, 1995.-221 с.

175. Программа и методические разработки уроков изобразительного искусства в начальной школе. Изобразительное искусство в школе. /Авт. Е.И.Забелина, Е.В.Тирещенко, И.В.Волкова и др.-Орел: Изд-во Социально-Образовательного Центра, 1996. 128с.:ил.

176. Программа интегрированного курса. Искусство. 1-9 классы. /Авт.: Н.М.Сокольникова, Т.И.Бакланова, В.В.Степакова, Т.Я.Шпи -калова.-М.: Рекорд, 1997. 287с.:табл.

177. Программа "Мир искусства":Интегрированный курс для младшего школьного возраста. /Авт. Схиртладзе А.Г.- М.:МИР0С; Кн.дом "Университет", 1997. 32с.

178. Программа /1-3 и 1-4 классы/. Народное декоративное искусство и окружающий мир. /Авт.: Пмойлов А.И.- Воронеж: ВОИПКРО, 1998. 22с.

179. Программа полухудожественного развития школьников 1-4кл: Для общеобразовательных и специальных школ, лицеев, гимназий и внешкольных детских учреждений.дивой мир искусства./Авт.:Л.Г.Савенкова, Т.И.Сухова,Б.П.Юсов.-М.:Ин-т худож.образования РАО,1999.

180. Программа эстетического Боепитания детей 2-7 лет.Красота. Радость.Творчество ./Авт.: Т. С. Комарова, А. В. Антонова, И. Б. Заце пина.- М.: Пед.-ое общество России, 2002. 128с.

181. Прокопьев Д.В.Нивопись в крестьянском быту Городецкого уезда.//Нижегородский сборник.-Н.Новгород, 1929, т.2, с.238.

182. Прокопьев Д.В. Художественные промыслы Горьковской области. -Горьковское обл. изд., 1939. С.74 - 82:ил.

183. Психологический словарь./Под ред.В.П.Зинченко,Б.Г.Меще -рякова.-2-е изд. ,перераб. и допгМ.:Педагогика-Пресс,1995т-440с.:ил.

184. Разина Т.М.О профессионализме народного искусства специфика прикладного искусства,эстетическая природа ремесла,народное искусство и художественные промыслы.-М.:Советский художник,1985. -С.117.

185. Рождеатвенская С.Б. Русская народная традиция в современном обществе.-".: Наука, 1981. 200с.

186. Рождественский К.И. 0 Постановлении ЦК КПСС о народных художественных промыслах.//Советское декоративное искусство-75.-М.: Советский художник, 1976.-С. 6 10.

187. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство: Кн. для учителя.-М.Просвещение, 1984. 144с.:ил.

188. Ростовцев Н.Н.Терентьев А.Е. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием.-М.Просвещение,1937.-176с. :ил.

189. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в пколе:Учебник для студентов худож.-граф. фак.пед.ин. -тов.- 3-е изд., доп. и перераб.-М.:АГАР, 2000. 256с.:ил.

190. Рошаль Г.л.Художественное воспитание.Доклад-М.Л925-47с.

191. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии.-СПб. и др.: Пи -тер, 2000. 705с.

192. Русакова Т.Г. Декоративное искусство на уроке в начальной школэ:Лекции по методике преподавания изобразительного искусства. -Оренбург: Изд-во 0ГП7, 1999. 68с.:ил.

193. Рутковская А.А. Рисование в начальной школе.-СПб.: Нева; П.: ОЛМА ПРЕСС, 2001. - 192с.:ил.

194. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси.-Изд. Акад. Наук,1948. 135с.:ил.

195. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе:Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений.-!.!.: Академия , 2000. 231с.:ил.• 198. Салтыков А.Б.О декоративном искусстве:Избранные труды.-М., 1962. С.21.

196. Салтыков А.Б.Самое близкое искусство.-М.: Просвещение, X 9о 9 • — 2 So с •

197. Скаткин М.Н.Дернер И.Я.Современный урок.-М.,1992.-С.76.

198. Советское декоративное искусство.1917-1945.Очерки истории./Под ред.В.П.Толстого.-М. :Искусство, 1984.-С. 161 172: ил.

199. Сокольникова Н.П. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе:Рисунок. Живопись. Народное искусство.Дизайн:Учеб. пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений.- 2-е изд. .стереотип.-И.: Академия, 2002. 368с.:ил.

200. Стасов В.В.Собрание сочинений.-СПб.,1894.-Т.1. С. 185.

201. Супрун Л.Я. Искусство мастеров городецкой росписи 60 -70-х годов. Сб. науч. тр.-?.!.: НИИХП, 1932. С. 93 - 106:ил.

202. Супрун Л.Я.К вопросу об источниках формирования искусства городецкой росписи п о дереву. Сб. науч. тр.-М.:НИИХП, 1983.-С.64 77:ил.

203. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву.-М.:Легкая и пи -вдевая промышленность, 1983. 119с.:ил.

204. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям.-Киев,1972-С.142-143.

205. Сухомлинский В.А.О воспитании./Сост. и автор вступ.очерков С.Соловейчик.- 5-е изд.-?.!.: Политиздат, 1985. 270с.

206. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. В сб.Вопросы художественного воспитания.-М.-Л.:Известия АПН. РСФСР, 1947. 167с.

207. Теплов Б.М. Избранные труды:В 2-х т.-М.,1985.-Т.1.-328 с.

208. Торшилова Е.М. .Морозова Т.В. Развитие зстетхгческих способностей детей 3-7 лет.-М., 1994. С.8.

209. Труды комиссии по исследованию кустарной проглышленности в России. Вып. 6. СПб., 1880. - С.621.

210. Ушаков Д.В.Одаренность,творчество,интуиция./Основные современные концепции творчества и одаренности.- М., 1997. С. 78.

211. Ушинский К.Д.Человек как предает воспитания.Собр.соч.-М. Л., 1950. - Т.8. - С.439.

212. Философский энциклопедический словарь./Ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко.-М. :Инфра М, 2001.-574 с.

213. Хворостов А.С. Единство трудового и эстетического воспитания школьников в процессе занятий декоративно-прикладным ис -кусством: Автореф. . докт. пед. наук.- М., 1983. 29с.

214. Хворостов А.С.Декоративно-прикладное искусство в школе.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1988. 175с.:ил.

215. Чернышевский Н.Г. Избранные эстетические произведения.-М., 1974. С.83.

216. Черняховская Ю.С. Городецкие донца. В кн.:Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву.-!.!.:Искусство, 1967. С.181 - 219:ил.

217. Черняховская Ю.С. Кони из Городца. В кн.: Пряник, прялка и птица СИР1Н.-М.: Просвещение, 1970. С.131-152.:ил.

218. Чистяков П.П. Письма. Записные книжки. Воспоминания.-М.: Искусство, 1953. 502с.:ил.

219. Чудновский В.Э.Актуальные проблемы психологии способностей. //Вопросы психологии, 198S, !г 3, с.78-89.

220. Чуянов С.П.Городецкие праздники.-Нижний Новгород:Арника, 1995. 159с.:ил.

221. Шадриков В. Д.Деятельность и способности.-М. ,1994.-С.185.

222. Шадриков В.Д.Духовность и творчество./Основные современные концепции творчества и одаренности.-М., 1997. С.363 - 369.

223. Шаповаленко С.Г. Вопросы теории методов обучения в средней школе. Тезисы доклада.-М., 1967.-17с.

224. П'ацкий С. Т. Работа для будущего: До кумента ль но е повествование:^. для учителя.-М. 1989. С.124.

225. Шмойлов А.И.Народное декоративное искусство и окружающий мир в 1 классе:Учеб.-методическое пособие.-ВОРОНЕН:ВОИПКРО,2000. 63с.

226. Шпикалова Т.Я.Народное искусство в художественном обра -зовании и эстетическом воспиташт в средней общеобразовательной школетеоретически обоснованные системы обучения и воспитания: Дис. . докт. пед. наук.-М., 1938.-346с.

227. Шпикалова Т.Я. и др.Изобразительное искусство.Основы народного и декоративно-прикладного искусства:Учебно-наглядное пособие для 1 класса /80 табл. и метод, рекомендации для учителя/. -М., 1996.

228. Шпикалова Т.Я. и др.Изобразительное искусство.Основы народного и декоративно-прикладного искусства:Учебно-наглядное пособие для 2 класса /40 табл. и метод, рекомендации для учителя/. -И., 1997.

229. Шпикалова Т.Я.В мире народного творчества:Тетрадь для учащихся: 2 класс.-М.: РИНО, 1993. 78с.:ил.

230. Шпикалова Т.Я.В мире народного творчества: Тетрадь для учащихся: 1 класс.-М.: РИНО, 1999. -88 е.:пл.

231. Шпикалова Т.Я. и др.Возвращение к истокам:Народное искусство и детское творчество :Учеб-метод.пособиет-М. ,2000.-272с. :ил.

232. Шпикалова Т.Н.Изобразительное искусство:! класс: Методическое пособие для учителя.-М.:Просвещение, 2000. 62с.:ил.

233. Шпикалова Т.Я.Изобразительное искусство:1 класс:Учебник. М. '.Просвещение, 2000. - 92с.:ил.

234. Шпикалова Т.Я.Изобразительное искусство:2 класс: Методическое пособие для учителя.-М.Просвещение, 2002. 92с.: табл .

235. Шпикалова Т.Я.Изобразительное искусство:Учебник для 2кл. нач.шк.-М.: Просвещение, 2002. 112с.:ил.

236. Щекотов Н.М. Русская крестьянская живопись.-Гос. Издат., 1923. — 0.3.

237. Щукина Г.И.Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.-М.: Педагогика, 1988. 203с.

238. Элькошш Д.Б. Психология обучения младшего школьника.-М.: Знание, 1974. 63с.

239. Эльконин Д.Б. Психология игры-2-е изд^-М. :Владос ,1999-358с,

240. Юсов Б.П., Минц Н.Д. и др. Изобразительное искусство в начальных классах: Пособие для учителя.- 2-е изд., перераб.-Мн.: Народна асвета, 1992. 192с.:ил.

241. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.- М.: Знание, 1971. 48с.

242. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации:Избр. психол. тр./Под ред. Е.М.Борисовой.-М.; Воронеж:НП0 "Модек", 1993.-304с.