автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия применения дидактических стихов и сказок в процессе обучения предметам естественно-математического цикла
- Автор научной работы
- Шабалина, Надежда Константиновна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Новосибирск
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Шабалина, Надежда Константиновна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ
1.1. Проблемы гуманизации образования.
1.2. Вопросы творчества в современной дидактике.
1.3. Типы мышления и обучение.
1.4. Воспитание потребности в поиске - актуальная проблема формирования личности.
1.5. Эмоции в процессе познания.
В ы в о д ы.
Глава 2. ТЕОРЕТИКО-ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОРСКИХ СКАЗОК И СТИХОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1. Роль поэзии в науке и дидактике.
2.2. Использование исследуемого дидактического материала при организации различных этапов учебного процесса.
2.3. Влияние применения исследуемого материала на формирование мотивации.
2.4. Реализация идей педагогики творчества посредством применения стихов и сказок.
2.5. Роль анализируемого дидактического материала в конструировании педагогических ситуаций развития.
В ы в од ы.
Глава 3. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ И КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
3.1. Итоги анкетирования учащихся аэрокосмического лицея.
3.2. Результаты применения дидактических стихов и сказок коллегами.
3.3. Анализ работ учащихся по сказкам на уроках автора.
В ы в о д ы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия применения дидактических стихов и сказок в процессе обучения предметам естественно-математического цикла"
Актуальность. Наметившаяся в наши дни тенденция гуманизации человеческой культуры, в том числе и ее неотъемлемой части - образования, вызвана, по мнению многих, все более проявляющимися негативными последствиями научно-технического прогресса. Сегодня ставится вопрос о необходимости формирования мировоззренческих, социально-философских и нравственных ценностей на самых ранних этапах развития человека. Это становится задачей образования.
Глобальной функцией обучения является передача молодым поколениям всего содержания социальной культуры для ее воспроизводства и развития. Этому требованию противоречит традиционное разделение образования на две слишком далеко расходящиеся ветви -гуманитарную и техническую, которое не только разрушает целостность культуры как таковой, но и резко снижает эффективность каждой из ее частей.
Стало закономерным в настоящее время четкое разделение науки на отдельные автономные части, и в настоящее время система образования слепо копирует все растущую дифференциацию науки. Необходимо, чтобы образование было производной не только от науки, но и от культуры, в контекст которой должны быть вписаны школьные и вузовские извлечения из науки. Межпредметные связи ищутся сегодня в междисциплинарных научных аналогиях, а не в жизненных деятель-ностном и социальном контекстах. Человеку нужно выйти из пространства предметов в пространство деятельностей. Именно там скрыты межпредметные, а вместе с тем и содержательные связи.
Данное исследование анализирует результаты внедрения авторских дидактических стихов и сказок в процесс преподавания предметов естественно-математического цикла. В качестве гипотезы выдвинуто предположение, что использование этого материала, описывающего строгие математические понятия в эмоционально-образной форме, создает дополнительные возможности для гармонизации мышления учащихся, расширяет спектр их деятельности на занятиях, помогает включить детей в процесс творчества, стимулирует развитие их фантазии, способствует интеграции разрозненных частей культуры.
Культурно-историческая теория происхождения и формирования психики и сознания Л.С. Выготского, психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна - те основы, на которых сегодня, реконструируя и совершенствуя их, нужно строить культурно-историческую теорию образования.
Фундаментальные принципы развития, разработанные в этих теориях, нужно учитывать при проектировании и осуществлении процесса обучения и развития:
1. Главным является ТВОРЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР РАЗВИТИЯ. Любой человек, если и не творец культуры, то несомненно ее субъект. Если подавить творческие потенции человека, вместе с ними будут уничтожены и ростки культуры. Необходимо думать о соотношении консервативных и творческих сил развития.
2. Ведущая роль принадлежит социокультурному контексту развития, который влияет на формирование образа мира, характер восприятия внешней информации и даже на общий стиль поведения и деятельности.
3. Сотрудничество и общение должны рассматриваться как движущая сила развития, как средство обучения и воспитания. Общение, согласно А.Н. Леонтьеву, составляет необходимое и специфическое условие присвоения индивидуумом достижений исторического развития человечества.
4. Необходимо учитывать законы смен и периодизации ведущей деятельности в жизни ребенка. Общение, игра, учение, труд возникают и сменяют друг друга, при этом сам термин "ведущая деятельность" говорит о том, что она не единственная. Все виды деятельности могут сосуществовать, интерферировать и конкурировать между собой.
5. Важным условием успешного обучения является определение зоны ближайшего развития, как метод диагностики способностей. Эта диагностика, в конечном счете, нужна для преодоления ребенком (выхода за пределы) зоны ближайшего развития.
6. Человеку необходимы условия свободного развития, поиска и нахождения себя в той или иной сфере деятельности или общения.
7. Нужно постоянно помнить о принципе единства аффекта и интеллекта. Сюда же относится единство деятельности, становления сознания, формирования личности. Это не цель, не итог или результат., а непрерывный процесс, имеющий циклический, спиральный, противоречивый характер.
8. Равно важны в процессе обучения интериоризация и экстери-оризация как механизмы развития и обучения. Хорошо изучены переходы от внешнего предметного действия к операционному значению, к образам, наконец к мысли. Менее изучены от мысли к образу, где нужен максимум умственного усилия, от мысли к действию, где нужны эмоциональная (и нравственная) оценка и волевое усилие.
9. На современном уровне обучения нельзя игнорировать факт антропоморфности человеческого сознания. "Все явления мира воспринимаются с точки зрения опыта и ценностей человека" (35, с.25). Окружающая действительность осмысливается через определенную установку: помещение человека в центр мироздания. Это можно видеть в религиозных верованиях, в философских моделях античности, в некоторых современных учениях.
В последние несколько веков наблюдалась тенденция к дифференциации отдельных частей человеческой культуры и специализация наук. Это принесло свои плоды, и положительные и отрицательные. Разработаны глубокие и точные теоретические методики, все совершеннее становится математический аппарат.> Достижения технических наук есть порождение человеческого ума и качественный результат их применений зависит прежде всего от моральных установок не столько авторов, сколько потребителей. Нет нужды доказывать разницу между искусственными органами человека и оружием массового-поражения, а ведь то и другое - продукт развития технических наук. Огромным достижением человечества можно назвать средства массовой информации, но они же несут порой своим читателям и зрителям "не очень высокий" уровень культуры.
Завершенность анализа, дифференциации наук в настоящее время проявляет себя во все большем количестве случаев симбиоза научных теорий. Появились и приносят реальные плоды биофизика и бионика, физическая химия и математическая лингвистика, все шире математическим аппаратом пользуются археология, история, языкознание, литература. Математические модели являются сегодня инструментом в очень многих отраслях человеческой деятельности, весьма далеких от математики. Стало привычным говорить о научном исследовании или открытии, сделанном "на стыке наук". Можно сколько угодно найти доводов в пользу целостности восприятия окружающей действительности. Высокоразвитый ум найдет строгую математическую закономерность в музыкальных аккордах и поэтических строфах, услышит мелодию в звуках хорошо отлаженного двигателя, проникнется красотой полета летательного аппарата и восхитится пластикой движений плывущего дельфина. Мир един и неделим.
То же можно сказать о человеке и его сознании.
Человеческое сознание нельзя расчленить на части. Оно является всегда сложным конгломератом интеллекта, чувств и воли.
Задача целостного формирования личности была рассмотрена группой дидактов во главе с М.Н. Скаткиным, В.В. Краевским, И. Я. Лернером. Ими определены составные элементы социального опыта., накопленного человечеством, который должен быть передан подрастающим поколениям при обучении:
- знания о природе, человеке, технике;
- опыт способов деятельности (навыки, умения);
- опыт творческой деятельности;
- опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к своей деятельности.
Две последние составляющие требуют подробной проработки, т.к. ранее они рассматривались только как цели обучения. Сегодня "необходимо найти формы воплощения всех видов содержания в программах и учебниках по всем предметам" (129, с.16).
Введение дидактических стихов и сказок в процесс преподавания предметов естественно-математического цикла - один из способов решения этой проблемы.
Дцррншческшт в настоящем исследовании будут называться такие стихи и сказки, которые написаны или подобраны для применения в процессе обучения и содержат информацию по изучаемому предметному материалу.
Цель исследования: обосновать эффективность применения разработанного дидактического материала в различных условиях учебно-воспитательного процесса.
Объект исследования - процесс преподавания учебных дисциплин естественно-математического цикла.
Предмет исследования - дидактические стихи и сказки как средство выявления и развития творческого потенциала учащихся.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность современных стратегий развития образования, ведущих к интеграции естественно-научного и гуманитарного знания.
2. Рассмотреть возможность гармонизации мышления и развития творческих способностей детей при работе со сказками и стихами.
3. Актуализировать роль этического и эстетического компонентов содержания образования - важных составляющих процесса гуманизации и гуманитаризации - в контексте наук естественно-математического цикла.
4. Обосновать целесообразность использования авторского дидактического материала для решения поставленных задач.
5. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности применения предлагаемой авторской разработки в разнообразных учебно-педагогических ситуациях, на разных возрастных уровнях и в различных системах обучения.
Гипотеза исследования: если дидактические стихи, сказки., загадки использовать в процессе обучения как содержательный и технологический компонент образования, то это может способствовать:
- формированию личности, ориентированной на саморазвитие и творчество;
- интеграции знаний из различных предметных областей и созданию целостной научной картины мира;
- гармонизации развития мышления и расширению спектра ассоциаций через раскрытие многозначности любых явлений в науке, природе и практике.
Частные гипотезы. Применение дидактических стихов и сказок помогает:
- облегчить формирование понятий об изучаемых объектах, их свойствах, применяемости, законах взаимодействия;
- шире, чем обычно, индивидуализировать сферы деятельности учащихся, находя каждому задачу по его склонностям, возможностям и интересу;
- ставить и решать на уроках по предметам естественно-математического цикла вопросы морали, этики, философии;
- выявлять (диагностировать) склонности, способности, умения каждого ребенка средствами отдельных предметов и способствовать их развитию.
Методологической основой исследования стали философская и педагогическая антропология, основные тенденции системно-деятель-ностного подхода к процессу обучения, культурно-историческая теория происхождения и формирования психики и сознания Л.С. Выготского; психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна; исследования П.К. Анохина, В.П. Зинченко, В.М. Кедрова, К.К. Платонова, 0-К. Тихомирова, которые показали, что кроме мышления творческая деятельность включает в себя и другие психические явления: мотивы, эмоции, память, волю, способности. Важным положением для работы представляется задача целостного формирования личности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ философской, психологопе-дагогической, методической и специальной литературы, обобщение передового педагогического опыта, анализ ученических работ, наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ полученной информации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Создание педагогических условий для формирования мировоззрения учащихся и гармонизации развития их мышления посредством введения дидактического сопровождения (стихов, сказок, загадок) в процесс обучения предметам естественно-математического цикла.
2. Выявление и развитие индивидуального творческого потенциала детей введением в познавательную деятельность неспецифичных для естественно-математических наук форм заданий.
3. Направленное формирование мотивации к познанию и творчеству и привитие устойчивого интереса к изучаемому материалу путем предоставленияучащимся расширенного диапазона выбора форм и способов деятельности.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- активизирован психолого-эмоциональный фактор, позволяющий совместно с познанием научных сведений ввести в учебный процесс морально-этическую и эстетическую компоненту, интегрируя таким образом обучение и воспитание;
- расширена свобода выбора учащимися формы и содержания учебной деятельности, что способствует развитию индивидуальных творческих способностей в соответствии с личными потребностями каждого.
Практическая значимость исследования.
1. Создан комплекс стихов, сказок, загадок по тематике естественно-математических дисциплин.
2, Разработаны рекомендации по использованию дидактического материала, представляющего научную информацию в образной, аллегорической форме.
3- Дидактические стихи и сказки внедрены в учебный процесс на различных уровнях обучения - от групп адаптации детей к школьной жизни до старших классов и начальных курсов вузов.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику
1. Сказка "Новоселье Шара" и стихи по геометрии используются в нескольких школах Новосибирска: N28, N36, N80, N153, школе-гимназии N68, в 10-х и 11-х профильных классах при Сибирском государственном университете путей сообщения (СГУПС), в аэрокосмическом лицее (AKJI).
2. Введены в учебные программы АКЛ, учебного комбината "Ступени" и школы N180 г.Новосибирска стихи по химии.
3. Состоялись выступления на семинарах учителей математики, труда, черчения Дзержинского и Калининского районов г. Новосибирска.
4. Неоднократно проводились занятия в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования (НИПКиПРО) для учителей черчения.
5. В апреле и ноябре 1994 г., ив апреле 1997 г. прочитаны лекции в Москве на курсах повышения квалификации методистов и руководителей творческих объединений учащихся системы Авиационно-космического образования (АКО).
6. Основные результаты исследования обсуждались на
- Межвузовской конференции "Проблемы высшего технического образования", (г. Новосибирск, 1993г.).
- Межвузовской научно-практической конференции "Высшая школа и проблемы духовно-нравственного становления личности", НГТУ (г. Новосибирск, 1995 г.).
- XXXVII научно-методической конференции "Педагогические технологии как фактор повышения эффективности учебного процесса"., СГАТИ (г. Новосибирск, 1996 г.).
- Семинаре руководителей региональных организаций ВАКО "Союз" (г. Москва, 1997 г.)
7. Цикл стихов "Инструменты" и авторские сказки используются на занятиях кружков начального моделирования московского Детского аэрокосмического клуба "Союз",
8. Дидактические стихи и сказки внедрены в некоторых учебных заведениях г.г, Москвы, Тулы, Воткинска, Нальчика, Красноярска, Калуги, Воронежа, Санкт-Петербурга.
Основное содержание работы изложено в 9 публикациях.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ
Приведенные в данной главе результаты подтверждают, что применение авторского дидактического материала:
- вызывает у учащихся повышенный интерес к изучаемой теме и к предмету в целом;
- повышает приоритет предмета в его прикладном значении - по принципу "полезно";
- улучшает эмоциональный настрой, способствующий активизации познавательной деятельности;
- способствует формированию высокого личностного уровня мотивации;
- дает возможность уточнить выводы о творческих возможностях каждого ребенка и направленности его интересов;
- раскрывает степень подготовленности учащихся к изучению (научному осмыслению) учебного материала;
- позволяет доступно формулировать творческие задания любого уровня не только педагогу, но и самому ученику, расширяя сферу выбора формы и содержания деятельности;
- облегчает установление диалоговых форм отношений на уроке; помогает обнаруживать пробелы в знаниях детей особенно корректно и деликатно;
- выявляет такие недочеты и пробелы в знаниях, которые традиционный материал вскрыть не в состоянии;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе настоящего исследования разработан, апробирован и внедрен в практику обучения авторский дидактический материал., написанный в форме сказок и стихов по тематике предметов естественно-математического цикла - математики., химии, черчения.
Исследование подтвердило, что использование рассматриваемого материала дает положительные результаты в следующих условиях:
- при объяснении (изложении) нового материала: легче концентрируется внимание на изучаемом объекте, повышается степень заинтересованности;
- для регулирования настроения учащихся, коррекции микроклимата на уроке - при необходимости сделать небольшую паузу, снять напряжение, не отвлекаясь от изучаемой темы;
- в процессе разработки индивидуальных заданий свободной формы от репродуктивного до творческого уровня по потребностям каждого;
- при контроле глубины усвоенности и степени понимания какой-то учебной темы который становится возможным осуществлять в деликатной, ненавязчивой форме;
- при обсуждении во время занятий и вне их поставленных в стихах и сказках философских, психологических, нравственных и просто житейских вопросов, т.к. в этом случае одновременно с усвоением научных понятий создаются предпосылки для формирования морально-этической стороны характера учащихся;
- при организации внеурочных тематических мероприятий: вечеров, викторин, конкурсов, оформлении стенгазет, наглядных тематических материалов;
- КЗ. фЗКГуЛЬТЗ.ТйЕКЫХ ЗЗЛЯТИЯХ, Б раиОТе ПрбДмбТКЫХ КрулКОБ, групп адаптации детей к школьной жизни, при углубленном изучении отдельно взятых тем;
Применение стихов и сказок во время занятий с учащимися
- создает атмосферу сотрудничества учителя и детей;
- ориентирует преподавателя на творческий подход к организации учебной деятельности;
- позволяет глубже и доступнее раскрывать научные понятия и адаптировать учебный материал, требующий аналитического восприятия, для обучения детей, склонных к образной и интегративной формам мышления;
- содействует гармонизации развития эмоциональной и интеллектуальной сфер психики, что является основой воспитания эстетического восприятия окружающей действительности и творческого отношения к ней;
- помогает формировать у учащихся творческое отношение к процессу познания и потребность в самообучении;
- положительно влияет на согласованность развития аналитического и образного мышления обучаемых, что имеет значение не только для усвоения знаний и развития творческих способностей, но и для обеспечения личности ресурсами психической устойчивости;
- способствует формированию целостного мировоззрения через интеграцию отдельных частей человеческой культуры - в данном случае точных наук и поэзии;
- воспитывает интерес к творческой деятельности, т.к. дает возможность выявлять и поощрять зону избирательности в пользу творчества индивидуально для каждого;
- оказывает реальное воздействие на развитие творческого потенциала учащихся;
- дает возможность диагностировать склонности, способности, умения учащихся средствами отдельных предметов;
- вскрывает такие недочеты в усвоении учебного материала, которые при выполнении стандартных задании обнаружить практически невозможно;
- расширяет кругозор и развивает фантазию детей;
- воспитывает культурное отношение к окружающему миру вообще и к миру вещей в частности, что является одной из сторон экологического воспитания.
По мнению педагогов, применяющих исследуемый материал на практике, он является действенным средством гуманизации и гуманитаризации образования и достоин широкого распространения и внедрения в работу современной школы на самых различных уровнях обучения - от подготовительных групп детских садов и младших классов до старшеклассников.
Наука и искусство отражают один и тот же реальный мир, пользуясь при этом разными средствами. Инструментарий науки - понятия, законы, теории, а искусства - образы. Когда происходит интеграция обоих способов отражения, они дополняют и взаимно обогащают друг друга, что обеспечивает гармонизацию развития детей.
Введение художественных образов в канву научных понятий значительно усиливает развивающую и воспитывающую функции обучения.
В дальнейшем предполагается составить общие рекомендации по применению материала, собранного в брошюре "Дидактические стихи и сказки", добавить туда некоторые описания учебных ситуаций, примеры творческих работ учащихся.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Шабалина, Надежда Константиновна, Новосибирск
1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в об-ласти математики.- М.: Советское радио, 1970.- 152 с.
2. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать еретиком // Как статьеретиком / Сост. А.Б.Селюцкий. Петрозаводск: К 16 Карелия, 1991. - 365 с.
3. Амосов Н.М. и др. Страна детства: Сб. / Н.М. Амосов, Л.А. Никитина, Д.Д. Воронцов / М.: Знание, 1990. - 285 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ,1968. 368 с.
5. Андрюшина Т.В. Инженерная графика в профильных классах вструктуре ВУЗа. // Тез. докл. 25-ой научн.-метод, конфер. "Проблемы разработки и внедрения новых технологий обучения студентов".- Новосибирск, 1994.- С.31.
6. Андрюшина Т.В., Маслов Б.А. Творческая деятельность обучаемыхкак средство развития пространственного мышления // Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф.- Новосибирск,1996. С.24-25.
7. Андрюшина Т.В., Петухова A.B., Старушкина Е.О., Шабалина Н.К.
8. Целостность процесса обучения инженерной графике. // Тез. докл. науч.-техн. конф., поев. 65-летию СГУПС.- Новосибирск, 1997. С.65.
9. Аникеева Н.П. Воспитание игрой.- М.: Просвещение,1987.-143 с.
10. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления./ ИНОАН СССР.-М.: Экономика,1991.-416с.
11. Батищев Г.С., Лебедева H.H. Педагогическое понимание как сотворчество /7 Вестник высш. школы.- 1989.- №5.- С.58-63.
12. Беркинблит М.Б., Петровский A.B. Фантазия и реальность.- М. :1. Политиздат, 1968. 128 с.
13. БерулаваМ.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы.- Бийск: НИЦБиГПИ, 1995. 31 с.
14. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
15. Библер B.C. Мышление как творчество.- М. : Политиздат, 1975.- 399 с.
16. Битинас Б.П., Пауливичус Р.Б. Система анализа педагогическихданных на ЭВМ: Учебное пособие. Вильнюс, 1987. - 97 с.
17. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.- М.: Знание,1981.- 96с.
18. Брудный A.A. Понимание и текст // Загадка человеческого понимания / Под общ. ред. A.A. Яковлева; сост. В.П. Филатов.-М.: Политиздат, 1991.- С. 114-128.
19. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение.- М.: Знание, 1983. 96 с.
20. Бурмакин Э.В. Будьте философами! Новосибирск: Зап.- сиб.книжное изд-во, 1976.- 56 с.
21. Вазина К.Я. Коллективная мыследеятельность модель саморазвития человека.- М.: Педагогика, 1990.- 196 с.
22. Васильев И.А. и др. Эмоции и мышление / И.А. Васильев, В.Л.
23. Поплужный, О.К.Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 192 с.
24. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред.
25. В.И.Журавлева. М.: Просвещение, 1988. - 237 с.
26. Вернадский В.И. Страницы автобиографии. М.:"Наука", 1981.- 349с.
27. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления уучащихся / Под ред. И. С. Якиманской: НИИ общей и педаг. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. - 218 с.
28. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1982. - 144 с.
29. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте:
30. Психол. очерки: Кн. для учителя. 3-е изд. - М. : Просвещение, 1991. - 93 с.
31. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. в 6-ти томах.1. Т.2, 1982. С. 5-361.
32. Выготский Л.С. Спиноза и его учение об эмоциях. // Вопр. философии. 1970. - №6. - С. 119-130.
33. Гадин А.Л. Личность и творчество. Психологические этюды.
34. Новосибирск: Новосиб. кн. изд-во, 1989. 128 с.
35. Гальперин П.Я. Котик Н.Р. К психологии творческого мышления
36. Вопр. психологии. 1982. - №5. - С. 80-84.
37. Гельвеций К.А. Соч. М.: "Мысль", 1973. - Т.1. 647 с.
38. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке.- М.: Искусство,1991. 432 с.
39. Гордеева С.П. Ученик как субьект учебной деятельности.- Новосибирск: ТПО "Журналист", 1992. 37 с.
40. Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии.- М.: Просвещение, 1992. 208 с.
41. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типологизация телевизионного образа и парадоксы его восприятия.- М.: Искусство, 1991.221 с.
42. Гурлитт Л. О воспитании / Пер с нем. с предисл. Л.Г.Оршанского. Спб.: Изд-во газ. "Школа и жизнь", 1911.- 173 с.
43. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теор. иэксперим. психолог, исследования. М.: Педагогика,1986.-240 с.
44. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности //
45. Вопросы психологии. 1981. - №б. - С. 37-43.
46. Денисов А.П. Леонтий Филиппович Магницкий.- М.: Просвещение,1967. 144 с.
47. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз., 1956.- 384 с.
48. Дмитрук М.А. Вдохновение по заказу? М.: Знание, 1989.- 47с.
49. Додонов Б.И. Эмоция как ценность.- М.: Политиздат.,1978.-248с.
50. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса иее развитие. М.: Педагогика, 1986. - 159 с.
51. Ерофеева Т.И. и др. Дети у истоков математики / Спецкурс: методика обучения математике М.: А.П.0., 1994.- 96 с.
52. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М.:1. Педагогика, 1987. 160 с.
53. Зинченко В.П. Образование. Мышление. Культура. // Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского.- М.: Педагогика, 1989. 278 с.
54. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очеркироссийской психологии. М.: Тривола, 1994. - 304 с.
55. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Кн. для учителя /
56. Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Просвещение, 1984.- 144 с.
57. Ильенков Э.В. Психика под лупой времени. // Природа 1970.1 С. 88-91.
58. Ильин E.H. Путь к ученику: Раздумья учителя-словесника: Кн.для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1988.- 221с.
59. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания науроке.- М.: Знание, 1985. 80 с.
60. Ильюченок Р.Ю. Эмоции и память. Новосибирск: Новосибирскоекнижное изд-во, 1988. 88 с.
61. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: Изд-во МГУ,1986. 198 с.
62. Ильясов И.И., Галатенко H.A. Проектирование курса обучения.- М.:"Логос", 1994. 208 с.55