автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия развития творческого воображения у учащихся технических колледжей в цикле гуманитарных дисциплин
- Автор научной работы
- Курявая, Ирина Николаевна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Москва
- Год защиты
- 2000
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Курявая, Ирина Николаевна, 2000 год
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ.
§ 1. Проблема развития творческого воображения в философской и психолого-педагогической литературе.
§ 2. Особенности преподавания гуманитарных дисциплин в технических колледжах.
Констатирующий эксперимент.
Выводы по главе I.'.
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ТЕХНИЧЕСКИХ КОЛЛЕДЖЕЙ В ЦИКЛЕ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН.
§ 1. Создание педагогических условий развития творческого воображения учащихся.
§ 2. Этапы развития творческого воображения у учащихся в цикле гуманитарных дисциплин.
§ 3 Интегративные курсы как дидактическое средство развития творческого воображения.
Контрольный эксперимент.
Выводы по главе II.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия развития творческого воображения у учащихся технических колледжей в цикле гуманитарных дисциплин"
В настоящее время в связи с бурным развитием науки, техники, производства, когда меняется экономика страны, как никогда раньше стал актуальным вопрос о развитии творческих начал личности, необходимости взаимосвязи различных видов творчества. Все больше возникает потребность в рабочих, инженерах, руководителях, творчески подходящих к профессии. Ведущее значение в современной трудовой деятельности приобретают элементы нестандартного решения творческих технических и производственных задач, быстрая реакция на изменение ситуации и принятие собственных неординарных решений. Жизнь в условиях развитого технологического общества требует от человека гибкого использования знаний, самого широкого спектра способностей, развития неповторимых интеллектуальных качеств.
Такие радикальные изменения современного общества поставили перед профессиональным образованием главную задачу - развитие творчества у учащихся технических колледжей, подготовку их к творческому труду. Это возможно прежде всего при развитии у учащихся творческого воображения.
Благодаря воображению человек творит, планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей.
В отечественной научной литературе общей проблеме развития творческой личности посвящены исследования Ю.К.Бабанского, Б.П.Есипова, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского. Данные работы явились основой для разработки дальнейших подходов к рассмотрению творческого воображения.
Глубокие теоретические обобщения проблем формирования и развития творчества учащихся нашли отражение в работах Г.С.Альтшуллера, П.Н.Андрианова, М.М.Зиновкиной, С.К.Никулина, М.Н.Поволяевой и др.
Вопросы развития личности в профессиональном образовании представлены в трудах С.Я.Батышева, А.Я.Журкиной, В.А.Полякова, В.Д.Симоненко, С.Н.Чистяковой, И.С.Якиманской. Развитие мышления учащихся на основе конструкторских, технических знаний освещены в работах П.Н.Андрианова, П.Р.Атутова, В.А.Горского, М.А.Галагузовой, В.А.Полякова и др.
Проблемы развития творческого воображения и мышления исследовали психологи Д.Б.Богоявленская, Л.С.Выготский, М.Р.Гинзбург, Р.М.Грановская, Ю.С.Крижанская, Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, И.М.Никольская, Т.Рибо и др.
Исследованию технического творческого воображения как компонента творческой деятельности посвящены работы А.В.Василевской, Т.В.Кудрявцева, Н.Д.Левитова и др.
Возрастает уровень научного интереса к развитию творческого воображения на начальном этапе становления личности - дошкольном. Педагоги и психологи разработали специально организованную систему занятий, стимулирующую креативность детей, их воображение.
Однако проблема развития творческого воображения у учащихся технических колледжей в цикле гуманитарных дисциплин остается на сегодняшний день недостаточно изученной.
Таким образом, исходя из имеющихся в настоящее время социально-педагогических условий, анализа философской и психолого-педагогической литературы, научных исследований по этой проблеме, результатов педагогической практики, нами был сделан следующий вывод.
В объективной действительности существует противоречие между потребностями общества в творчески мыслящих личностях, обладающих творческим воображением, способных генерировать новые идеи, и недостаточной разработанностью педагогических условий эффективного развития творческого воображения в традиционно сложившейся практике профессионального образования. Указанное противоречие обуславливает тему нашего исследования: «Педагогические условия развития творческого воображения у учащихся технических колледжей в цикле гуманитарных дисциплин».
Цель исследования: разработать дидактические требования к системе творческих заданий, интегративным курсам и условия, обеспечивающие развитие творческого воображения у учащихся технических колледжей в цикле гуманитарных дисциплин.
Объект исследования: процесс развития у учащихся технических колледжей творческого воображения в цикле гуманитарных дисциплин.
ISSllill 6
Предмет исследования: педагогические условия эффективного развития творческого воображения учащихся в цикле гуманитарных дисциплин.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у учащихся технических колледжей в цикле гуманитарных дисциплин будет эффективным, если:
- гуманитарный цикл дисциплин будет являться начальным этапом развития творческого воображения в образовательной цепочке: гуманитарные - естественнонаучные - общетехнические - специальные дисциплины;
- для развития творческого воображения у учащихся в цикле гуманитарных дисциплин будут использованы педагогические средства системы непрерывного формирования мышления, адаптированные к уровню учащихся технических колледжей (приемы разрешения противоречий, укрупненные алгоритмы, системный оператор, инверсия, эмпатия и др.);
- осуществляется непрерывная межпредметная связь в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и предметов естественнонаучного и технического циклов на основе методов и средств универсальной методологии творчества (методы фантазирования, мозговой штурм, метод контрольных вопросов и др.);
- будет разработано содержание интегративных гуманитарных курсов, обеспечивающих целенаправленное развитие творческого воображения;
- будет разработана система усложняющихся творческих заданий и проектов, направленных на развитие творческого воображения с осуществлением постоянного контроля и самоконтроля за продвижением развития творческого воображения.
Задачи исследования:
1. Обосновать интеграцию гуманитарного, общеразвивающего профессионального образования в техническом колледже.
2. Выявить факторы изменения гуманитарной составляющей профессионального образования в условиях новых экономических отношений.
3. Выявить педагогические условия эффективного развития творческого воображения учащихся и разработать теоретические основы содержания этапов развития творческого воображения.
4. Определить и обосновать отбор содержания и методических средств развития творческого воображения в гуманитарном цикле дисциплин.
5. Экспериментально проверить эффективность содержания и педагогические условия развития творческого воображения учащихся в процессе преподавания интегративных курсов.
Методологической основой исследования является диалектика как метод познания; фундаментальные психолого-педагогические исследования о развитии творческого воображения; концепции духовного развития творческой личности, непрерывного образования, теория проблемного обучения; а также системный, деятельностный, личностно-ориентированный подходы.
Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы; изучение, анализ и обобщение передового педагогического опыта, анализ имеющихся программ по гуманитарным дисциплинам; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование учащихся и преподавателей, констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, педагогическая коррекция.
Основные этапы исследования:
I этап (1994-1997 гг.) - изучение философской, психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Изучение опыта работы технических колледжей. Разработка педагогических условий развития творческого воображения у учащихся технических колледжей в цикле гуманитарных дисциплин. Проведение констатирующего эксперимента, накопление экспериментального материала.
II этап (1997-1998 гг.) - разработка экспериментальных программ ин-тегративных курсов, направленных на развитие творческого воображения у учащихся технических колледжей. Отбор методов развития творческого воображения для их реализации в интегративных курсах. Разработка дидактических требований к системе творческих заданий и проектов. Разработка критериев оценки уровня развития творческого воображения.
III этап (1998-1999 гг.) - обработка и анализ результатов формирующего эксперимента. Оформление исследования.
Научная новизна исследования: 1. Выявлены педагогические условия развития творческого воображения у учащихся технических колледжей в цикле гуманитарных дисциплин (интегративные курсы, ориентированные на развитие творческого воображения; система творческих заданий; использование приемов фантазирования, методов выявления и разрешения противоречий в процессе изучения художественных произведений; введение проблемности представления содержания; обучение коллективной поисковой деятельности - работа творческими группами и др.).
2. Определены дидактические требования к системе творческих заданий и проектов (вариативность; многоуровневость; адаптация к индивидуальным способностям и интересам учащихся; ориентация на поисковую деятельность, многоэкранный подход при рассмотрении проблем и др.).
3. Разработаны дидактические требования к содержанию и подаче интегра-тивных курсов, ориентированных на развитие творческого воображения (введение новых разделов курсов, направленных на развитие творческого воображения: научно-фантастическая литература, фразеологизмы, афоризмы и т.д.; оценка литературных произведений по шкале «Фантазия»; применение творческих дисскусионных групп и универсальных методов творчества и др.).
Теоретическая значимость исследования:
Научно обосновано использование в процессе преподавания гуманитарных дисциплин в техническом колледже универсальных методов и средств развития творческого воображения (метод фокальных объектов, мозговой штурм, методы фантазирования и др.).
Практическая значимость исследования:
1. Разработаны программы интегративных курсов "Исторические и духовные основы русской культуры П-ой половины XIX в." и "Исторические и духовные основы русской культуры рубежа XIX-XX вв.".
2. Разработана система усложняющихся творческих заданий для развития творческого воображения у учащихся в цикле гуманитарных дисциплин.
3. Разработаны методические рекомендации для преподавателей по выполнению учащимися исследовательской работы "Творческая личность в истории мировой цивилизации", методические рекомендации по проведению уроков - «литературное кафе».
На защиту выносятся положения:
1. Цикл гуманитарных дисциплин является начальным этапом развития творческого воображения у учащихся технических колледжей.
2. Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность развития творческого воображения учащихся технических колледжей, являются: создание творческой атмосферы занятия, применение системы усложняющихся творческих заданий и проектов, интегративные курсы, использование проблемных методов и нетрадиционных форм и др.
3. Репродуктивный, эвристический и творческий этапы являются этапами развития творческого воображения учащихся в процессе преподавания гуманитарных дисциплин.
Достоверность научных результатов и выводов обеспечивается методологической обоснованностью исходных позиций, применением комплекса взаимодополняемых психолого-педагогических методов исследования, репрезентативностью экспериментальной выборки, всесторонним анализом данных, полученных в разные годы, сочетанием количественного и качественного анализа результатов, практическими достижениями учащихся, длительным характером исследования, проводимого нами в реальных условиях технических колледжей.
Апробация и внедрение диссертационного исследования осуществлялись и получили одобрение в ходе проведения открытых занятий, во время выступлений на методических совещаниях в Московском техническом колледже АО "Мосэнерго", на заседаниях комиссии гуманитарных дисциплин и научно-практических конференциях данного колледжа, на международной научно-практической конференции "Образование как средство развития человека, общества, государства (Витебск, 1997), на международной научно-практической конференции ученых и практиков сферы образования "Креативная педагогика XXI века" (Москва, 1999), на совместных заседаниях Межвузовского научно-образовательного центра инженерного творчества и кафедры гуманитарных дисциплин МГИУ (1997г., 1998г., 1999г.).
Учебно-методические материалы и разработки внедрены в практику Московского технического колледжа АО "Мосэнерго" и регионального швейного колледжа "Интеграл".
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ И.
1. Разработаны дидактические требования для создания положительной мотивации у учащихся в процессе преподавания гуманитарных дисциплин.
2. Теоретически и практически доказана эффективность создания малых творческих групп для формирования у учащихся положительных эмоций, стремления к интеллектуальной активности.
Определены этапы работы преподавателя и учащихся при создании творческих групп.
Определено содержание индивидуальных заданий для каждой творческой группы.
3. Доказана целесообразность использования на занятиях "интеллектуальных разминок" с целью создания творческой атмосферы, включения учащихся в творчество и исследования.
4. Разработаны этапы развития творческого воображения у учащихся в процессе преподавания гуманитарных дисциплин (в данном случае - словесных): репродуктивный, эвристический, творческий, включающий в себя художественно-словесный подэтап и подэтап театрализации.
Обоснованы и разработаны содержание учебного материала, методы и формы организации процесса преподавания гуманитарных дисциплин с целью развития творческого воображения.
5. Доказана возможность и целесообразность применения в процессе преподавания гуманитарных дисциплин "многоэкранности" и проблемно-алгоритмических средств представления учебного материала (укрупненных алгоритмов, блок-схем алгоритмов проблемных ситуаций и др.) для развития творческого воображения.
6. Научно обоснованы и разработаны программы интегративных курсов "Исторические и духовные основы русской культуры 19-20 вв." на основе методологии творчества.
7. Разработана система усложняющихся творческих заданий, дидактические требования к их составлению.
8. В результате проведения формирующего эксперимента выявлено, что у учащихся экспериментальной группы по сравнению с контрольной наблюдается повышение показателей развития творческого воображения: уровней развития гибкости и оригинальности (тест Торренса):
Зафиксирован рост знаний, умений и навыков у учащихся экспериментальной группы.
Определено, что показатели, характеризующие сформированность компонентов творческого системного мышления, у учащихся экспериментальной группы также выше на 20% по сравнению с экспериментальной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В новых условиях развития общества все более актуальным становятся такие личностно-профессиональные качества специалиста, как креативность, технологическая мобилизация и кругозор, гуманистическая ориентация, владение современными методами прогностики и управления. На основании этого можно утверждать, что одно из первых мест в образовании должна занимать задача подготовки учащихся к творчеству, к творческому труду, который является катализатором усвоения новой научной и технической информации, ускоряет ее творческую переработку и генерацию новых идей.
В этой связи в заключении диссертационного исследования можно сделать определенные выводы и дать следующие рекомендации:
1. Настоящий этап развития общества требует подготовки духовно-нравственной личности, обладающей творческим воображением.
2. Обоснована интеграция гуманитарного и общеразвивающего профессионального образования в техническом колледже. Установлено, что новые экономические отношения, усиление роли творческой личности в обществе и производстве, быстрая смена техники и технологии повлияли на изменение гуманитарной составляющей профессионального образования. Формированию качеств творческой личности должны быть подчинены не только специальные дисциплины, но и гуманитарные. Гуманитарный цикл дисциплин, интегрированный с курсом методологии творчества, является начальным этапом развития творческого воображения учащихся.
3. Выявлены педагогические условия эффективного развития творческого воображения учащихся в цикле гуманитарных дисциплин: создание творческой атмосферы занятия; введение проблемности представления содержания; использование приемов фантазирования, методов выявления и разрешения противоречий в процессе изучения художественных произведений; интегративные курсы; система творческих заданий и др.
4. Определена последовательность этапов развития творческого воображения: репродуктивный, эвристический, творческий этап, включающий в себя художественно-словесный подэтап и подэтап театрализации. Рассмотрены содержание, методы и организационные формы работы на каждом этапе (изучение научно-фантастической литературы; использование методов фантазирования, метода фразеологизмов, эмпатии; уроки - «литературное кафе», бинарные уроки и др.).
5. Осуществлен отбор содержания и методических средств развития творческого воображения в гуманитарном цикле дисциплин. Выявлена необходимость включения в содержание учебного материала следующих тем: «Афоризмы», «Фразеологизмы», представляющие собой фонд проверенных временем мудрых мыслей; «Сказки», являющиеся результатом работы воображения; «Научно-фантастическая литература», способствующая формированию умения разрешать технические противоречия.
6. Разработаны критерии оценки уровня развития творческого воображения: доминирование интересов, связанных с решением задач, требующих творческого воображения; количество идей, выдвигаемых учащимися в единицу времени; оригинальность и новизна выдвигаемых идей; умение в заданный промежуток времени выполнить творческое задание (создание афоризмов, сказок, разработка литературных проектов и др.).
7. Экспериментально проверены эффективность инновационного содержания и педагогических условий развития творческого воображения учащихся в процессе преподавания интегративных курсов «Исторические и духовные основы русской культуры». Особенность и новизна данных интегративных курсов заключается в использовании методов и средств развития творческого воображения; в соединении и синтезе таких дисциплин, как литература, философия, история, архитектура, живопись; в эмоциональном и эстетическом развитии личности. Эти гуманитарные курсы ориентированы на духовное развитие личности, на развитие творческого воображения, формирование осознанного научно-художественного видения мира.
8. Разработаны дидактические требования к построению интегративных курсов: рассматриваемые произведения должны раскрывать целостную картину развития русской культуры, анализироваться по критериям шкалы «Фантазия»; рассмотрение литературных, исторических, философских проблем должно основываться на поисковой познавательной деятельности учащихся, использовании универсальных методов творчества и др.
9. Разработана система усложняющихся творческих заданий, проектов, представляющих собой развивающуюся дидактическую целостность. Рассмотрены критерии отбора и построения системы творческих заданий. Задания должны быть разного уровня сложности; система заданий должна быть направлена на поисковую деятельность учащихся, вызывать интерес разрешения проблемы. В процессе решения заданий необходимо использование анализа ситуации, причинно-следственных связей, многоэкранности представления явлений, фактов, обобщения, сравнения и др. 10. В целом выполненное исследование подтвердило правомерность рабочей гипотезы, реальность поставленных задач и выявило нереализованные возможности учебного процесса в технических колледжах, поставило ряд психологических и педагогических проблем, которые требуют своего дальнейшего решения.
Проведенное исследование не претендует на окончательное разрешение проблемы развития творческого воображения у учащихся технических колледжей в цикле гуманитарных дисциплин. Дальнейшая теоретическая, исследовательская и практическая работа предполагает более глубокое изучение таких вопросов, как развитие творческого воображения во взаимосвязи с системностью мышления, создание научных основ для организации у учащихся самостоятельного поиска информации, создание системы интегративных курсов гуманитарного цикла, основанных на более широком использовании средств развития системного мышления.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Курявая, Ирина Николаевна, Москва
1. Развитие творческого воображения.
2. Альтов Г. Краски для фантазии. - В кн.: Фантастика - 71. М., 1971.-266с.
3. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. П-е изд., доп. - Новосибирск.: Наука, Сиб.отд-е, 1991. - 225 с. (Наука и технический прогресс).
4. Альтшуллер Г.С. Теория решения изобретательских задач. Справка "ТРИЗ-88",-Баку, 1998.- 32 с.
5. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука: Теория решения изобретательских задач. М.: изд-во Советское радио, 1979. - 176 с.
6. Альтшуллер Г.С., Верткин И.Л. Рабочая книга по теории развития творческой личности. Кишинев, 1990.
7. Альтшуллер Г.С., Шапиро Р.Б. О психологии изобретательского творчества // Вопросы психологии. 1956, № 6. С.37-49.
8. Алиева Л.Ю. Тесты. Контрольные вопросы по литературе. М., 1998. -96 с.
9. Амнуэль П.Р. Звездные корабли воображения. М.: Знание, 1988. (Новое о жизни, науке, технике. Сер. "Космонавтика, астрономия; № 2).
10. Андрианов П.Н., Путилин В.Д. Формы и методы активизации творческой деятельности учащихся в процессе обучения: Межвузовский сб. Петрозаводск: ПГУ, 1983.- 176 с.
11. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1983. - 178 с.
12. Арбитман Р. НФ в одиночестве (Заметки о современном состоянии жанра) // Вопросы литературы. 1996. С.308-316.
13. Арнаудов М. Психология литературного творчества: Пер. с болгар. М. Прогресс, 1970. - 653 с.
14. Артюхов А. Школа театральной культуры // Учитель. 1999, № 4. -С.36-39.
15. Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Московского университета, 1990.- 367 с.
16. Бабанский Ю.К. Методы обучения в средних профессионально-технических учебных заведениях / Методические рекомендации. М., ВНМЦ, 1982.-40 с.
17. Богословский В.В. Воображение и творчество. Общая психология. Под. Ред. В.Богословского др. М., 1981.
18. Беленький Г.И. Интеграция? // Литература в школе. 1998. № 8. С.86-90.
19. Беляев Б.В. Курс психологии в конспективном изложении. М., 1940. -С.45.
20. Бельчиков Я.М., Бирштейн М.М. Деловые игры. Рига, 1989.
21. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989. - С.97.
22. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М., 1991. - С.235.
23. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е, Творческая работа просто устойчивое словосочетание // Педагогика. 1998, № 3. - С.36-43.
24. Браже Т.Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. 1996, № 5. С.150-154.
25. Брандис Е. Фантастика и новое видение мира // Звезда, 1981, № 8. -С.42.
26. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва -Воронеж, 1996.
27. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. МГУ, 1982.
28. Бодина Е.А. Воздействие музыки на воспитание личности. // Педагогика, 1992,5.6. С.32-37.
29. Борисова Н.В., Соловьева А.А. Новые технологии обучения: блиц-игры и нетрадиционные лекции. М., 1992. 59 с.
30. Бубенкова Н.А. Эстетическая природа творческого воображения и его место в науке. В сб.: Проблемы повышения эффективности научно-исследовательской работы. Новосибирск, 1968, ч.З.
31. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1993. 96 с.
32. ЗГВарковецкая Г.Н. Методика осуществления межпредметных связей в профтехучилищах. М. Высшая школа, 1989. - 127 с.
33. Вертгеймер М. Продуктивное мышление (перевод с английского). М.: изд-во Прогресс, 1987. - 336 с.
34. Василейский С.М. Технические способности и условия их развития как предпосылка технического новаторства //Проблемы способностей; Под ред. В.Н.Мясищева. -М., 1962.
35. Верткин И.В. "Бороться и искать". О качествах творческой личности /
36. Нить в лабиринте. Серия "Техника-молодежь-творчество", составитель А.Б.Селюцкий. Петрозаводск: "Карелия", 1988. - 277 с.
37. В мире мудрых мыслей. М., 1961. - 269 с.
38. Воловикова М.И. Познавательная мотивация в процессе решения мы- сли-тельных задач. Автореф. дис. на соискание степени к.псих.н. М., 1980.
39. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. -С.5-7.
40. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. - 479 с.
41. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986. - С.319-320.
42. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960. -С.5.
43. Гервер В.А. Творческие задачи по черчению: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
44. Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1984. - 391 с.
45. Грановская P.M., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. -Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. 272 с.
46. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Жизненный путь и научное творчество Т.В.Кудрявцева//Вопросы психологии. 1998, №4. С. 102-110.
47. Данилюк А.Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании // Педагогика, 1998, № 2. С.8.
48. Дашковская О. В школе под названием "Театр" // Народное образование,1997, №7. -С.76-80.
49. Демидов П.В. Искусство жить на сцене. М., 1965. - С.35.
50. Додонов Б.И. Эмоциональные характеристики личности и художественная одаренность. В кн. Художественное творчество. М.: Наука, 1983. - С.205-210.
51. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Лантерна вита, 1995.
52. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974.
53. Дудецкий А .Я., Лустина Е.А. Психология воображения (фантазии). Смоленск, 1997.
54. Ермилова Л.Я. Творческое развитие личности и мировая культура. М., 1995. - 173 с.
55. Ефремов С.В. Методика составления метафор и афоризмов. // Журнал ТРИЗ, 1996, № 1. -С.105-106.
56. Ефремов С.В. Методика составления учебных стихотворных загадок // Журнал ТРИЗ. 1996, № 1. С. 102-105.
57. Есин А.Б. Русская классическая литература. М.: МГПИ, 1984. - 94 с.
58. Ефремов И. От автора. Соч. М., 1975, т. 1. - 14с.
59. Жан Жюль-Верн. Жюль Верн. М.: Прогресс, 1978. - 440 с.
60. Заика Е.В., Лантушко Г.Н. Игры для формирования раскрепощенности в познавательной сфере школьников // Вопросы психологии. 1997, № 4.1. С.58-63.
61. Иванов Г.И. Формулы творчества, или как научиться изобретать: Кн. для учащихся ст.классов. М.: Просвещение, 1994. - 208 с.
62. Игра, творчество, развитие: (Материалы межрегион, пед. конф.) Обнинск: Интерколледж, 1994. - 67 с.
63. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Политиздат, 1984. - 320 с.
64. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. // Наука и жизнь. 1984, №4. - С. 14-20.
65. Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования // Сборник научных трудов. М., 1983.
66. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? М., 1977. - 256 с.
67. Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. М.: Изд-во "Флинта", 1998. 191 с.
68. Казакина Е.Я., Рождественская Н.В. Психогигиена на службе театральной педагогики. В кн.: Художественное творчество. М.: Наука, 1983. - С. 188196,
69. Казаков В.Г. Кондратьева JI.JI. Психология. М., 1989. - 159 с.
70. Казаков В.Г., Кондратьева JI.JI. Психология: Учебник для индуст,-пед.техникумов. М.: Высш.шк., 1989. - 383 с.
71. Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегративной основе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -Ростов-на-Дону, 1995.
72. И.Коложвари, Л.Сеченикова. Интегрированный курс, как его разработать.
73. Народное образование. 1999, № 1. С.219-224.
74. Компанеец А.С. Может ли кончиться физическая наука? В кн.: Будущее науки. - М„ 1969, вып.2. - С.71-72.
75. Корогодский З.Я. Из наблюдений о наборе будущих актеров. В кн. Художественное творчество. М.: Наука, 1983. - С. 178-183.
76. Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. М.: Высшая школа, 1983. С.100.
77. Красовский Ю.Д. Мир деловой игры. М., 1989.
78. Краткий тест творческого мышления. Пособие для школьных психологов. -М„ 1995.
79. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М., 1998. - 191с.
80. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. (Процесс и способы решения технических задач). М.: Педагогика, 1975. - 304 с.
81. Кузин B.C. Психология. М., 1997. - С.225.
82. Курявая И.Н. Новые аспекты в технологии преподавания литературы // Сборник материалов международной научно-практической конференции. Витебск, 1997. С.89-89.
83. Курявая И.Н. Поверил я алгеброй гармонию // Профессионал, 1997, № 11-12.-С.41-46.
84. Курявая И.Н. Творческое и духовно-нравственное становление личности в процессе художественной и технической деятельности // Сборник научныхтрудов «Креативная педагогика» / Под ред. М.М.Зиновкиной. М.: 1998. -С.144-149.
85. Курявая И.Н. Фантазия как высшая форма творческого воображения // Сборник научных трудов, т.2. -М.: МГИУ, 1999. С. 104-108.
86. Курявая И.Н. Формирование творческой личности на уроках литературы // Сборник научных докладов международной научно-практической конференции. Витебск, 1997. С.92-95.
87. Леонтьев А.А. "Научите человека фантазии" (творчество и развивающее образование) // Вопросы психологии. 1998, № 5. С.82-85.
88. Лепилина Л.И. Психолого-педагогические условия формирования качеств творческой личности средствами театра в условиях технического лицея. Автореф. дис. на соискание степени к.пед.н. М.: 1996. - 21 с.
89. Леонтьев А.Н. Мышление // Вопросы философии. 1964, № 4.
90. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
91. Лернер И.Я. Познавательные задачи в обучении истории. / Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам. Под ред. И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1972. - 240 с.
92. Лернер И.Я. Проблемное обучение. М.: Знание, 1974. - 64 с.
93. Лернер И.Я. Развитие мышления в процессе обучения истории. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. - 191 с.
94. ЮО.Литвиенко В.Н. Задачи на развитие пространственных представлений.
95. М.: Просвещение, 1991. 127 с.
96. Литературный энциклопедический словарь. М., 1987, с.43.
97. Личность: определение и описание // Вопросы психологии. 1992, № 34. С.35.
98. Лук А.Н. Мышление и творчество. М., 1976. - С.68.
99. Юб.Т.Д.Марцинковская. Диагностика психического развития детей. М., 1997.
100. Мастера искусства об искусстве. М.-Д., 1936. - С.114.
101. Ю8.Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 168 с.
102. Ю9.Матюхина М.В. Воображение. Курс психологии. Ред. М.В.Гамезо. М., 1967.
103. Ю.Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. - 367 с.
104. Ш.Медакова И. Курявая И. Воспитывать творческое мышление (Педагогическая технология изучения творческой личности в системе гуманитарных дисциплин) // Образование и рынок. 1998, № 4. С.7-9.
105. Медакова И., Курявая И. Творческая личность: современная проблема изучения // Тезисы докладов международной научно-практической конференции ученых и практиков сферы образования "Креативная педагогика 19 века". Москва, 1999. С.71-72.
106. Методы и средства развития творческого воображения учащихся. Рекомендации для руководителей кружков и клубов по техническому творчеству. Тольятти, 1988. - 104с.
107. Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: Просвещение, 1994.
108. Новиков A.M. Принципы построения системы непрерывного профессионального образования // Педагогика. 1998 , № 3. С.11.
109. Новиков А. Профессиональное образование России. М., 1997. - 153с. 117.Общая психология. 3-е изд., перераб. и доп. - М., 1981, гл.15. 118.0конь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990. - 382с.
110. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее я человека // Вопросы психологии. 1995, № 2. С.5.
111. Пайгусов А.И Педагогические условия эффективности интегрированного обучения (на материале предметов гуманитарного и художественно-эстетического циклов). Автореферат дис.к.пед.н. Чебоксары, 1997.
112. Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. Минск, 1984. -175с.
113. Пейсахов Н.М. Проблемы психологической службы в высших учебных заведениях. / Психологическая служба в вузе. Казань: Изд-во Казанского университета, 1981. - С.3-43.
114. Педагогика: Учебное пособие для учащихся пед. ин-тов. Ю.К.Бабанский,
115. B.А.Сластенин, Н.А.Сорокин и др.; под ред. Ю.К.Бабанского. 2-е изд., ^ доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1988. - 479 с.
116. Петров В.В. К определению актерских способностей. В кн. Художественное творчество. М.: Наука, 1983. - С. 199-201.
117. Пидкасистый П.И., Ж.С.Хайдаров. Технология игры в обучении и развитии. М.: МПГУ, 1996. - 269 с.
118. Платонова Т.А. Экспериментальное исследование процесса порождения познавательной мотивации. Автореферат дис.к.психол.н. М.: ИПАН СССР, 1980.
119. Познавательные задачи в обучении гуманитарным предметам. Под ред. И.Я.Лернера. М.: Педагогика, 1972. - 240 с.
120. Познавательные процессы и способности в обучении: Учеб. пособие для учащихся пед. ин-тов / В.Д.Шадриков, Н.П.Анисимова, Е.Н.Корнеева и др.; под ред. В.Д.Шадрикова. М.: Просвещение, 1990.
121. Полонский В.П. Сознание и творчество. Л.: Изд-во Писателей в Ленинграде.
122. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М., 1996.
123. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. М., 1967. - 194с.Ш
124. Путляева Л.В. Психологические аспекты проблемного обучения / Вербицкий А.А. Игровые формы контекстного обучения. М.: Знание, 1983.1. C.35-72.t .1 I м I I I I I , ' I I
125. Прутченков А.С. Возможности игровой технологии: понятия и термины // Педагогика, 1999, № 3. С.121-125.
126. Психологический словарь / Под общ.ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. 2-е изд., исп. и доп. М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
127. РибоТ. Творческое воображение. Спб.: Образование, 1901. С.31-68.
128. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд- во АН СССР, 1958. - 148 с.
129. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т. / АПН СССР. М.: Педагогика, 1989, Т.1. - 485 с. - Т.2. - 322 с.
130. Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. -С.70.
131. Рубинштейн СЛ. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. М.: Политиздат, 1960.
132. Русская литература в вопросах и ответах / Под ред. Л.В.Чернец. М., 1999.- 223 с.
133. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества. Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 240 с.
134. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. Л., 1947.
135. Свирский В. Приглашение к спору. Рига, 1986. - 205 с.
136. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
137. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся вобучении. М, 1965. - 48 с.
138. Мб.Скаткин М.Н. Методика / Пед. энциклопедия. М., "Советская энциклопедия", 1965. -т.З. - С.806-812.
139. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984. - 96 с.
140. Снегирев В.А. Психология. Харьков, 1893. - 220 с.
141. Станиславский К.С. Работа актера над собой. М.: Госполитиздат, 1938. -370 с.
142. Страхов И.В. Психология внутренней речи: Учебно-метод.пособие для пед. ин-тов. Саратов, 1969. - 56 с.
143. Тарасов В.И. Две проблемы и два возможных способа диагностики творческих способностей. В кн. Художественное творчество. М.: Наука, 1983. - С.183-185.
144. Театр, семья, школа (Сб.статей). Составитель Ю.А.Зубков. М.: Педагогика, 1975.- 123 с.
145. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981. - С.32.
146. Товстоногов Г.А. О критериях актерского и режиссерского дарования. -В кн. Художественное творчество. М.: Наука, 1983. С. 175-178.
147. Тихомиров O.K. Эмоции в структуре мыслительной деятельности. Тезисы докладов к XX Международному психологическому конгрессу. Токио, 1972.
148. Трошина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии // Вопросы психологии.
149. М.А.Углицкая. Игры и упражнения по развитию творческого воображения. Вологда, 1993.
150. Умбрашко К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории // Преподавание истории в школе, 1996, № 2, С.29-30.
151. Ушинский К.Д. Собр.соч.: В 11 т. Т5. М. - Л., 1949. - С.355.
152. Фоменко В.Т. Построение процесса обучения на интегративной основе. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы. Ростов-на-Дону, 1996.
153. Харламов И.ф. Педагогика. М.: Высшая школа. 1990. - 175 с.
154. Хекхаузеи X. Мотивация и деятельность: Пер. с англ.: В 2 т. Т.1.М, 1986. -С.33.
155. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1970. - С.120-124.
156. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. С.-Петербург, 1999. - 606 с.
157. Цагарелли Ю.А. Функциональная музыка в структуре психологической службы вуза. Психологическая служба в вузе (сборник статей). Казань: изд-во Казанского ун-та, 1981. - С.189-214.
158. Циолковский КЗ. Собр.соч. М., 1954, т.2. - С.179.167.1Лабалин Н.С. Воображение и творчество / Психология. Под ред. А.Г.Ковалева и др. М., 1966.
159. Шевченко Б.А. Развитие творческого воображения. Методическое руко-* водство. Фрунзе: ФПИ, 1987, - 40с.
160. Шварц JI.M. Воображение. Психология. Под ред. К.Н.Корнилова и др. -М., 1948.
161. С.Шмаков. Какой должна быть коллективная творческая деятельность // Народное образование. 1999, № 5. С.200.171 .Щукина Г.И. Педагогика школы. М., 1977. - 154 с.
162. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
163. Энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985. - 1600 с.
164. Эсаулов А.Ф. Диалектика технической мысли. /Закономерности технического творчества/. Красноярск: изд-во Красноярского университета, 1989. - 164 с.т
165. Эсаулов А.Ф. Психология постановки и решения конструктивно-технических задач: Автореф. дис. на соискание степени доктора пед.наук. -Л., 1979.-42 с.
166. Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М.: Высшая школа, 1972. -216 с.
167. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961.
168. Якобсон П.М. Психология сценических чувств актера. М., Госполитиздат, 1936.
169. Barron F. Creative person and creative prozess. N.Y.: Holt, e.a., 1969.
170. De Bono E. Praktical thinking. Harmods worth: Penguin, 1976. - 190p.
171. Dubroivin M., Parolkova O. Ruske frazeologismy nazorne. Moskva, Nakladatelstvi Rusky jazyk, 1981,- 326 p.
172. Rorschach H. Phychodiagnostics. Berne, Switzerland: Huber, 1969.
173. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest of the testing // R.Sternberg, T.Tardif (eds.). The anture of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P.43-75.ir
174. Примеры составления анкет и матриц симпатий, необходимых для формирования творческих групп /61/1. Анкета
175. Дата: 11.12.98 Дисциплина: литература Группа: Э-5-96
176. Ф.И.О. учащегося: Козлов Николай1. Журавлев П.2. Колчин И.3. Вепров Н.4. Торгонский Н.5. Вишняков А.6. Балашов Ю.
177. Матрица симпатий группы Э-5-96"