Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Способы актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа

Автореферат по педагогике на тему «Способы актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Автореферат
Автор научной работы
 Семенова, Людмила Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2009
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Способы актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Способы актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа"



На правах рукописи УДК:372.016:82

Семенова Людмила Анатольевна

СПОСОБЫ АКТУАЛИЗАЦИИ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В 11 КЛАССЕ КОЛЛЕДЖА

Специальность 13.00.02 - теория и методика

обучения и воспитания (литература, уровень общего образования)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

- 1 ОКТ 2009

Санкт-Петербург - 2009

003477887

Работа выполнена на кафедре литературы ГОУ ВПО «Курский государственный университет»

Научный руководитель: Доктор педагогических наук, профессор,

заслуженный работник высшей школы Российской Федерации Коновалова Людмила Ивановна

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Свирина Наталья Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент Терентьева Нина Павловна

Ведущая организация: ГОУ ДПО Нижегородский институт развития

образования

Защита состоится «21» октября 2009 г. в 16 часов на заседании совета Д 212.199.13 по защите кандидатских и докторских диссертаций при Российском государственном педагогическом университете имени А.И. Герцена по адресу: 199053, г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 1-я линия, д. 52, ауд. 48

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

Автореферат разослан « 2009 г.

Учёный секретарь диссертационного совета/-?// /

кандидат педагогических наук, доцент ^Ядровская Е.Р.

Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Существенной характеристикой современного литературного образования является его гуманистическая парадигма, согласно которой в центре образовательного процесса должна стоять личность ученика, его индивидуальность, способность творить и создавать окружающий мир. В этой ситуации происходит переориентация всей системы обучения и воспитания «...от человека образованного к человеку творческому» (B.C. Библер). Важным средством развития творческости личности является творческое воображение, которое предполагает новое видение действительности, преодоление штампов и стереотипов, готовность к отказу от привычных схем и форм работы, стандартов поведения и мышления, способности к самоизменению.

Развитие современной педагогики характеризуется повышенным вниманием к внутреннему миру ученика, его творческому потенциалу, созданию такой образовательной среды, которая способствует актуализации и самоактуализации личности. Проблема актуализации представлена в философской и психолого-педагогической литературе и изложена в работах Л.И. Антроповой, Т.А. Ветошкина, A.A. Идинова, М.А. Недашковской, В.И. Муляра, Н И. Шаталовой и др. В зарубежной психологии проблему актуализации личности исследовали Р. Берне, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм и др. Ученые рассматривали сущность понятия актуализации и самоактуализации с позиций развития творческого н духовного потенциала человека. В этой связи особое значение приобретает проблема актуализации читательского воображения, осознания личностного опыта учащегося в методике преподавания литературы. В методической литературе отмечается необходимость духовного, глубокого и содержательного вовлечения учащихся в творческую деятельность на уроках литературы. Активность учащихся определяется тем, какие свойства, способности личности являются ярко выраженными в процессе восприятия и осмысления литературного произведения. Изучение литературы предполагает выявление, развитие и стимулирование творческой деятельности ученика, т.е. его самоактуализацию (Е.В. Андриенко, Г.Л. Ачкасова, Г.Н. Ионин, Л.И. Коновалова, Н.Е. Мажар, А.К. Маркова, В.Г. Маранцман, Н.М. Свирина, Е.Р. Ядровская и ДР-)-

В психолого - педагогических исследованиях показано, что развитие читательских возможностей и внутренних ресурсов восприятия, интенсификация творческого начала в деятельности учащихся, их полноценная самореализация в учебной деятельности обусловливают необходимость изучения функциональных компонентов, способов, методов и приемов творческого развития личности ученика и способов актуализации читательского воображения учащихся. Согласно определению (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, - М., 1999г) под способом понимается действие или система действий, применяемая при исполнении какой-нибудь работы, при осущест-

влении чего-либо. Способы актуализации читательского воображения необходимо выстроить в такой методической системе, которая позволит раскрыть потенциальные возможности и творческие качества каждого учащегося. Анализ литературы и практического опыта свидетельствует о том, что учащиеся не всегда проявляют творческое начало в читательской деятельности. В то же время большинство из них демонстрируют явную направленность на развитие своего творческого потенциала. Полноценное приобщение к искусству слова, актуализация духовного потенциала учащихся возможны при развитом читательском восприятии. Воображение является одной из главных сфер восприятия

В методике преподавания литературы утвердилось мнение, что воображение учащихся является по преимуществу воссоздающим или творческим, что развитие воображения ученика происходит в процессе анализа содержания художественного произведения посредством творческих приемов и в системе умений. Однако аналитические умения зачастую превалируют, а иногда и подавляют умения сугубо читательские - эмоциональную образность, художественную интуицию, метафоричность, ассоциативность. Мы полагаем, что литературное развитие ученика как читателя невозможно без актуализации и целенаправленного стимулирования читательского воображения и его компонентов, без которого вообще невозможно постижение литературного произведения.

Цель исследования заключается в методическом обосновании способов актуализации читательского воображения в процессе изучения художественного произведения на уроках литературы в 11 классе колледжа.

Объектом диссертационного исследования является процесс актуализации и развития читательского воображения в системе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа.

Предмет исследования - способы актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения литературного произведения.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в следующем: В основе исследования находится предположение о том, что способами актуализации читательского воображения в процессе изучения литературного произведения могут быть метафоризация, ассоциативность, развитая художественная интуиция, умение мыслить по аналогии, чувственное восприятие. Полноценное восприятие учащимися литературного произведения осуществляется при условии развитости читательского воображения. Системное развитие ученика как читателя возможно: если воображение ученика рассматривается с позиции философского знания как важнейшая категория духовности личности;

если определены наиболее эффективные способы актуализации воображения с учетом специфики изучаемых литературных произведений; если создана технология актуализации читательского воображения; если ведется целенаправленная работа по развитию творческих качеств личности ученика с учетом способов актуализации читательского воображения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия актуализации, дать системный анализ воображения и выявить специфические черты видов воображения в философской, психолого-педагогической и методической литературе.

2. Осмыслить методические традиции в решении проблемы развития воображения ученика-читателя. Определить наиболее эффективные методические способы стимулирования читательского воображения в процессе изучения художественного произведения.

3. Выявить образовательный и развивающий потенциал содержания литературного образования в целях актуализации читательского воображения.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию способов актуализации читательского воображения на уроках литературы в 11 классе.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философской и педагогической антропологии о деятель-постной и творческой природе человека (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант, Плотин). Определяющее значение в концептуальном плане имеют теории, раскрывающие сущность креативности (A.B. Брушлинский, JIM. Веккер, JI.C. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов, И.М. Розет и др.); концепции творческой актуализации, самоактуализации и самореализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл); теория литературного развития школьников (Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, Т.Г. Браже, М.П. Воюшина, Г.Н. Ионин, М.Г. Качурин, Е.В. Карсалова, Л.И. Коновалова, Н.Д. Молдавская, В.Г. Маранцман, Н.М. Свирина, Н.П.Терентьева, Л.В.Шамрей, М.И. Шутан и др.), современные научные концепции о творческом характере постижения литературного произведения.

Для решения поставленных задач и выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: сравнительно-исторический анализ философской и психолого-педагогической литературы; изучение педагогического опыта, результатов деятельности учащихся колледжа; включенное наблюдение; экспертная оценка; самооценка; собеседование; анкетирование; интервьюирование; тестирование; педагогический эксперимент; проективные методики исследования личности, статистические и графические методы обработки результатов.

Опытно - экспериментальная база и этапы исследования - ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж». На разных этапах исследованием было охвачено более 200 человек.

На первом этапе (2005 год) проанализированы литературные источники, определен научный аппарат исследования, уточнено содержание понятий «творчество», «воображение», «актуализация», «диагностика творческой самоактуализации», намечены программа и методика эмпирической проверки

гипотезы; определена база опытно-экспериментальной работы; осуществлены первичные наблюдения, предпринят анализ содержания эксперимента.

Второй этап (2006 - 2007 годы) связан с выполнением констатирующего и формирующего экспериментов: выбором экспериментальных методик исследования воображения учащихся, разработкой и апробацией технологии способов актуализации читательского воображения в процессе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа.

На третьем этапе (2007 - 2008 годы) осуществлены анализ, систематизация и обобщение полученных результатов, сформулированы основные теоретические выводы и практические рекомендации, в 2009 году завершено литературное и графическое оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие научные результаты:

1. Теоретически обосновано и экспериментально проверено, что изменение процесса преподавания литературы в школе (колледже) возможно с привлечением философской концепции развития и становления творческой личности и интеллекта, ядром которого является воображение.

2. Воображение ученика-читателя определяется его качественным преобразованием, позволяющим актуализировать внутренний мир учащихся через со-переживание и со-творчество.

3. Эффективность технологии актуализации читательского воображения зависит от способов его развития, использования творческих приемов, содержащих в себе определенную последовательность заданий и упражнений, способности учащихся к ассоциированию, метафоризации, умению созерцать и мыслить по аналогии, читательской интуиции.

4. Выбор способов и приемов в технологии актуализации читательского воображения осуществляется с учетом специфики изучаемого текста, а упражнения и задания в рамках творческих приемов направлены на развитие эмоциональной сопричастности, внутреннего и внешнего созерцания, метафорического мышления, выявления психологии героев -оценки их поступков - отношение автора к героям - художественное мастерство автора - выявление его творческой индивидуальности. Научная новизна исследования состоит в следующем: проанализирован педагогический потенциал проблемы актуализации

читательского воображения учащихся;

выявлены особенности творческой деятельности учащихся колледжа при восприятии литературных произведений разного литературного рода;

определены способы актуализации и основные компоненты читательского воображения - способность ученика к ассоциированию, созерцанию, умению мыслить по аналогии, метафоризации, художественной интуиции;

теоретически обоснована и экспериментально проверена технология способов актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения литературного произведения в 11 классе.

Теоретическая значимость исследования состоит: в уточнении понятий воссоздающего, творческого, читательского воображения учащихся;

в теоретическом обосновании ведущей роли читательского воображения в процессе восприятия художественного произведения;

в обосновании технологии способов актуализации читательского воображения;

в разработке способов и приемов актуализации читательского воображения в процессе изучения литературного произведения с учетом специфики литературного рода изучаемого текста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и внедрена в практику обучения литературе в 11 классе авторская методика способов актуализации читательского воображения;

предложена и экспериментально проверена технология способов актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения и анализа литературного произведения;

разработаны приемы, литературно-творческие задания и упражнения в технологии способов актуализации читательского воображения, которые могут быть использованы в практике преподавания учителей — словесников.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется системным анализом рассмотрения проблемы, выбором теоретических и эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследования, охватом репрезентативной выборки, личным участием автора в проведении аналитического, констатирующего и формирующего этапов исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась лично диссертантом на базе ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж». Исследование проводилось с 2005 по 2008 год.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях: «Вторые Фроловские чтения. Семья и школа: от прошлого к будущему» 23 мая 2008 года ГОУ ВПО Белгородский государственный университет; 4-й Международной заочной научно-практической конференции «Составляющие научно-технического прогресса» 23 - 24 апреля 2008 ГОУ ВПО Тамбовский государственный технический университет; XV Всероссийской конференции «Молодежь и наука» 19 апреля 2008 года ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж»; Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Учитель в России: вчера, сегодня, завтра» 26-28 марта 2008г. г. Санкт-Петербург. Вторая Санкт-Петербургская гимназия.

Разработанные в данном исследовании способы, приемы, упражнения и задания актуализации читательского воображения проходили апробацию на курсах повышения квалификации учителей в г. Курске и г. Железногорске. Результаты исследования внедрены в ГОУ СПО Курский педагогический колледж, МОУ школа № 3 г. Железногорска, МОУ школа № 43 г. Курска.

Структура и объем работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы составляет 233 страницы. Работа содержит 7 диаграмм, 4 рисунка, 4 таблицы.

Основное содержание диссертации.

Во введении обосновывается актуальность темы, характеризуется объект и предмет, цели и задачи, гипотеза и методы исследования, его теоретическая и практическая значимость, излагаются положения, выносимые на защиту.

Глава 1 «Теоретические основы исследовашш актуализации читательского воображении» посвящена рассмотрению проблемы воображения и его актуализации в историко-диахроническом аспекте в философской, психолого-педагогической и методической литературе.

В параграфе 1.1. Проблемы актуализации воображения в контексте философского знания выявлено, что Эля античной философии было характерно рассматривать воображение в рамках гносеологии, как один из механизмов познавательной деятельности (Демокрит, Аристотель), где воображение отождествлялось с фантазией.

В эпоху Возрождения воображение рассматривали как синтез чувственного созерцания, практического опыта и теоретического обобщения. Философы Нового времени (Т. Гоббс, И. Кант) сближали воображение с ощущениями и рассматривали воображение как основу творчества. Наиболее подробную характеристику воображения дал И. Кант. Он считал, что воображение - это способность одновременно чувственная и интеллектуальная. В начале XIX века Г. Гегель рассматривал воображение в процессе художественного творчества. Во второй половине XIX века в связи с активной разработкой методологии научного познания усилился интерес к вопросу творческой деятельности и сущности творчества вообще. Ученые из разных областей знания вновь обратились к феномену воображения, как актуальному механизму творческой деятельности. Это определило характер современного рассмотрения проблемы. A.M. Коршунов отмечал, что в воображении ведущую роль играет мышление, A.B. Брушлинский отождествляет воображение и представления, A.B. Славин рассматривает воображение как важное средство методологии научного познания. Природа воображения качественно отличается от ощущений, восприятий и представлений и не сводима к ним. Воображение актуально в становлении интеллекта личности и развивается на основе художественно-познавательной деятельности.

В параграфе 1.2. Проблема актуализации воображения и его видов в психологии выявлено, что учеными-психологами воображение рассматривается с позиции теории познания, теории отражения, и определяется как постепенно развивающаяся в процессе различной деятельности функция (JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.). Психологическая наука, исследуя воображение как психическую функцию, его взаимодействие с другими психическими процессами (мышлением, памятью, восприятием, уста-

новкой), возрастными особенностями развития воображения, зависимостью его характера от некоторых особенностей литературных описаний и т.д., определяет воображение как воссоздающее, воспроизводящее и творческое (А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, О.И. Никифорова, Л.Г. Жабицкая и др.). Последующее развитие взглядов на воображение в отечественной психологии выразилось в том, что в дополнение к ранее высказанным характеристикам были добавлены новые. Так, одни ученые подразделили воображение на продуктивное и репродуктивное, преднамеренное и произвольное. Другие включили в него память в качестве обязательного компонента, третьи, настаивая на его тесной связи с мышлением, по существу отождествляют воображение с ним; четвертые нашли, что творческое воображение базируется на механизмах ассоциации и т.д. Все это выглядит достаточно правомерным при первом его рассмотрении, поскольку каждая из указанных характеристик не вызывает возражения, так как в сенсорно-психической деятельности человека они так или иначе имеют место. Но из этого вовсе не следует, что именно данный набор характеристик выражает специфику, существо, природу и структуру воображения. Так, продуктивное и репродуктивное воображение различаются, как правило, конечным результатом, продуктом сенсорно-психической деятельности, но не раскрывают механизмов этой деятельности.

Не вызывает возражения и включение памяти в творческое воображение, поскольку память - это универсальный механизм, который содержится во многих видах сенсорно-психической деятельности, в абстрактном мышлении, в саморе1уляции и т.д. Психологи отмечают специфическую роль памяти и ее место в структуре воображения. Однако образы памяти не тождественны и не характеризуют специфику воображения. Это разные психические процессы.

Указание на связь с мышлением также не раскрывает механизмов развертывания и структуры воображения. Да и ассоциации, взятые в физиологическом и психическом смысле, не всегда определяют существа феномена воображения. Накопление все новых добавочных характеристик воображения сопряжено с их разноплановостью, и не показывают механизмов развертывания и структуры воображения в деятельности читателя.

Анализ проблемы в трудах ученых показал, что деление воображения на воссоздающее, воспроизводящее и творческое достаточно условно и общо. Поэтому, рассматривая деятельность воображения, мы опираемся на:

а) фундаментальное положение С.Л. Рубинштейна о том, что «существует столько видов воображения, сколько существует видов деятельности»1; поэтому в деятельности ученика-читателя уместно оперировать термином читательское воображение;

б) синтетическое соотнесение (термин С.Л. Рубинштейна) диалектической связи мышления с прошлым опытом, творческое мышление и вооб-

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер, 2000.- С. 300

раженпе теснейшим образом связаны с репродуктивным и требуют актуализации соответствующих знаний.

В зарубежной психологии проблема воображения и творчества рассматривается как способность личности к высоким достижениям в любой социально-полезной сфере человеческой деятельности. Творчество это процесс актуализации своих возможностей, развитие умственных способностей посредством интеллектуальных занятий. По мысли А. Маслоу и К. Роджерса -актуализация означает реализацию человеком своих потенциальных способностей2.

В концепции К. Роджерса «тенденция к актуализации» - основной мотив в жизни людей, заключающийся в стремлении сохранять и интенсифицировать себя в позитивном, конструктивном и творческом направлении, имеющем цели самоактуализации, зрелости, социальности. Содержательный анализ понятия «активность личности» позволяет выделить определенные совпадения понятий «актуализация» и «активность личности». «Активность личности» проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении и потому трактуется как деятельное отношение человека к миру, как способность человека производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды.3

Таким образом, психологические исследования способствовали пробуждению интереса к проблеме воображения в методике преподавания литературы, в структуре читательской деятельности, развитии читательских качеств и литературном развитии. Но если психология изучает воображение в основном как психический процесс, виды воображения, взаимодействие воображения с другими психическими процессами, возрастные особенности развития воображения, то методику преподавания литературы воображение интересует в первую очередь в процессе восприятия литературы как искусства. При восприятии литературного произведения и последующего анализа проявление читательского воображения создает личностное отношение учеников к знаниям.

Параграф 1.3. Актуализация читательского воображения в процессе литературного образования посвящен анализу методических концепций развития ученика как читателя.

Деятельность воображения в трудах методистов-словесников представлена как основа подлинно художественного восприятия и развитие его подчинено в первую очередь задачам литературного образования. Ретроспективное рассмотрение проблемы в трудах педагогов-словесников В.И. Водо-возова, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, Ц.П. Балталона и методистов 20-30 годов: М.А. Рыбниковой, С.И. Абакумова, Н.М. Соколова - обнаружило углубленный интерес к проблеме развития и актуализации воображения ученика в процессе изучения литературного произведения. В методике утвердилась мысль, что без деятельности воображения ученика невозможно

2 Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 1999- 296 с.

3 К.Роджерс. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: "Прогресс", 1994.-367 с.

постижение литературного произведения. Воображение является основой подлинно художественного восприяпи (М.А. Рыбникова, Н.М. Соколов, Л.С. Троицкий). В методике 60-70 годов воображение читателя рассматривается в системе литературных способностей (Т.Г. Браже, В.Г. Маранцман, Н.Д. Молдавская, М.Г. Качурин, Е.А. Корсунский и др.), в рассмотрении основ читательской деятельности (Е.В. Карсалова), в 80-е годы - в вопросе развития читательских умений (О.Ю. Богданова, Г.Н. Ионии, В.Г. Маранцман, Т.Ф. Курдюмова и др.). В методической науке XX века воображение ученика-читателя традиционно представлено как воображение воссоздающее и творческое. В современной методической науке основное количество исследований направлено на рассмотрение деятельности воображения в системе анализа текста, в процессе литературного развития школьников, читательской интерпретации (Т.Г. Браже, М.П. Воюшина, Л.И. Коновалова, О.В. Ки-яйкина, В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, Т.В. Рыжкова, И.И. Санникова, Е.Р. Ядровская и др.). В преподавании литературы в старших классах методика опирается на комплексный подход и рассматривает воображение как активное и творческое (Г. Л. Ачкасова, Г.Н. Ионии, Т.В. Рыжкова, Н.М. Свирина, С. В.Федоров и др.).

Таким образом, изучая проблему развития воображения, ее становление и эволюцию в методической науке, мы выявили следущую закономерность: еще в дореволюционной методике, на начальном этапе ее развития и становления, а также в 60-70 годы была высказана мысль о системном развитии воображения ученика в процессе обучения. Воображение изучалось в более локальных аспектах в системе формирования читательских качеств при помощи творческих приемов; затем функции воображения активно исследуются при восприятии произведений разного литературного рода; в 80-90 годы проблема воображения рассматривается в общетеоретическом аспекте литературного развития школьников.

Ретроспективное рассмотрение проблемы, а также анализ ее современного состояния позволяет констатировать следующее: в формировании методики как науки значительное место занимала проблема развития воображения читателя-школьника в процессе изучения литературного произведения. Методической практикой были выдвинуты разнообразные творческие приемы, которые, постепенно обогащаясь вопросами и заданиями, рассматривались комплексно, причем, на совершенно ином уровне, чем в 20-30 годы XX века и направлены именно на развитие воссоздающего читательского воображения. Однако приемы, упражнения и задания, стимулирующие воображения школьника, применялись бессистемно, лишь на основе педагогического опыта и методической интуиции.

В современной методической науке основное количество исследований направлено на рассмотрение проблемы развития воображения в системе умений и навыков школьников в процессе изучения произведений в средних классах и в начальной школе, в изучении произведений разного литературного рода, в процессе литературного развития. Однако технологии актуализации читательского воображения учащихся, способов, упражнений и заданий

в рамках творческих приемов в процессе изучения произведений с учетом специфики разного литературного рода, не создано.

Глава 2 «Опытно-экспериментальная работа по выявлению и актуализации читательского воображения учащихся колледжа» Параграф 2.1. Диагностические способы актуализации воображения учащихся в читательской деятельности представляет анализ проективных методик выявления уровня читательского воображения и творческих качеств учащихся в читательской деятельности. Среди большого количества тестов и методик нами были избраны проективные методики исследования личности потому, что это методики игровые, содержащие в себе элемент неожиданности, незавершенности, неопределенности ситуаций. Они позволяют учащимся максимально выразить себя, малоформализованы и свободны от ограниченности стандартизованных методик. Проективные тесты могут быть использованы вариативно, так как являются и диагностическими методиками и одновременно обучающими заданиями на создание собственной аналогии, интуитивного завершения художественной ситуации, ассоциирования в конкретной практической работе на уроках литературы. Диагностические методики позволили определить степень развитости и особенности воображения учащихся. На основе проективных тестов нами был определен ряд заданий, которые явились стимульным материалом для выявления как деятельности воображении, так и ряда литературно-творческих умений и способностей, а именно: способности учащихся ассоциативно и метафорически мыслить, умения до-вообразить, представить и т.д.

Параграф 2.2. Экспериментальное исследование воображения в творческой деятельности учащихся колледжа содержит констатирующий эксперимент, который проводился с учащимися первого курса ФГОУ СПО «Же-лезногорский горно-металлургический колледж» в течение 2007-2008 учебного года в несколько этапов.

На первом, анамнестическом, этапе выявления творческих учащихся были опрошены и протестированы учащиеся колледжа - всего более 200 человек. Нами были учтены сведения от педагогов о высоких успехах в какой-либо деятельности (основанием являлись грамоты, дипломы, рекомендации учителей). Кроме того, мы использовали групповые тестирования по исследованию деятельности читательского воображения и его особенностей при восприятии текстов разного литературного рода.

Результаты тестирования показали, что проявление образов воображения при восприятии лирических произведений у учащихся зависит от наличия ассоциативности, аналогий и гибкости метафорического мышления. Метафора как один из механизмов воображения позволяет учащимся представить и словесно изложить воображаемое. Стремление учащихся осмыслить метафору было выражено через художественную интуицию и аналогии. В ответах учащихся преобладали аналогии и ассоциации, которые являются ведущими в воображении, хотя именно в метафоре заключаются особые свойства раскрытия и понимания лирики через деятельность воображения.

В образах воображения по домысливанию сюжета рассказа особенно заметно влияние народных и литературных сказок: прямое перенесение текста, концовки, развертывание сюжета по образцу. В работах учащихся заметна некоторая «отстраненность» от излагаемых событий. Однако в работах, которые характеризуются «личностной сопряженностью» с изложением событий, перенесением на «себя», ярко проявляется деятельность читательского воображения и в целом творческая деятельность учащихся.

В создании воображаемого диалога более всего присутствовали логические умозаключения. Учащиеся наполняли его тем содержанием, которое значимо для них, и определяет их личную направленность.

Следующим, диагностическим, этапом констатирующего эксперимента явилось выявление ценностных ориентаций у учащихся первого курса ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж». Мы использовали методику М. Рокича, определяющую содержательную сторону направленности личности и основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к самому себе, основу мировоззрения и ядро мотивации активности, основу философии жизни. Психологи отмечают, что система ценностных ориентаций выражает внутреннюю основу отношения личности к действительности.

Эксперимент показал, что процесс системы формирования ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте стимулируется значительным расширением общения, развитием понятийного мышления, воображения, качественным переломом в характере межличностных отношений. Однако в ценностных предпочтениях учащихся не являются приоритетными нравственные ценности - любовь к Родине, чувство долга и ответственности перед народом, уважительное отношение к старшим, почитание родителей, совесть, честь, бескорыстие. Тем не менее, в ответах учащихся экспериментальной группы мы наблюдаем, что нравственные ценности оказываются по сравнению с контрольной группой уже не на последних местах, а занимают в общем рейтинге более высокое положение. Группа ценностей, связанная с самоактуализацией (независимость, творчество, познание, карьера) находятся на 14, 15, 16 из 18 позициях. В соотношении инструментальных и терминальных ценностей, такая ценность, как «творчество», не является приоритетной и находится на одном из последних мест.

Данные, полученные нами, были перепроверены и уточнены экспериментом по определению уровня самоактуализации учащихся с использованием диагностики самоактуализации личности (A.B. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина).

Эксперимент проводился в два этапа. Первый этап включал фоновое тестирование в начале учебного года. (В дальнейшем в течение учебного года в экспериментальной группе преподавание велось по программе коллектива авторов под руководством В.Г. Маранцмана, с внедрением разработанных нами способов актуализации читательского воображения на уроках литературы, а в контрольной группе - по примерной программе для средних специальных учебных заведений.

Второй этап представлял собой тестирование по завершении обучающего эксперимента. Использовалась та же методика, что и при фоновом тестировании. Затем проводился анализ динамики самоактуализации личности.

Диаграмма 1

Результаты исследования самоактуализации учащихся колледжа при фоновом тестировании

сГ

60 50 40 30 20 10 0

/ УУ./'./'УУ

у .у ^

¥

* «г ^

ШКонтрольная группа %

а Эксперимента

льная группа

%

Как видно из диаграммы 1, у испытуемых контрольной и экспериментальной групп нет существенных различий по шкалам «креативность», «гибкость в общении», «ценности». Учащиеся контрольной группы в начале эксперимента имели более высокий показатель по шкале «потребность в познании», но более низкий показатель по шкале «автономность», учащиеся в ответах и полученных суждениях менее независимы и уверены в себе, менее самодостаточны и гармоничны.

Для сравнения мы продемонстрируем результаты по завершении обучающего эксперимента. Результаты представлены в диаграмме:

Диаграмма 2

Результаты исследования самоакгуализации учащихся колледжа

по завершении эксперимента

100 т 80

60 -I

40 |

20 |

0 -I

ш

Ей ГшП_

ЕЗ Контрольная группа Ш экспериментальная

/ / / / / / / /7/""/

///////7/

Сравнив фоновое тестирование и тестирование по завершении эксперимента, мы увидели значительные различия практически по всем шкалам. Творческие работы экспериментальной группы отличались оригинальностью и непосредственностью. Учащиеся открыты новым впечатлениям, знаниям,

заняты поиском новых идей, имеют более высокий уровень потребности в самоуважении и самоактуализации, чем студенты контрольной группы. Они осознают, что в настоящее время наиболее востребованы обществом специалисты с высоким уровнем креативности, развитого творческого мышления, воображения и способности личности к нестандартному решению творческих ситуаций, что обусловлено ростом разнообразия и сложности всех процессов социализации.

Следующим этапом констатирующего эксперимента послужила методика креативности Д. Вильямса, использовшшая нами дня выявления деятельности воображения на фоне мыслительных и личностных качеств учащихся. Испытуемыми были учащиеся колледжа с 1 по 5 курс. Наша задача состояла в следующем: выявить уровень развитости воображения учащихся на протяжении всех лет обучения в колледже.

Диаграмма 3

Динамика развития воображения с 1 по 5 курс

Анализ деятельности воображения учащихся колледжа с 1 по 5 курс подтвердил наши теоретические предположения, а именно: на 1 курсе колледжа диаграмма демонстрирует рост деятельности воображения учащихся, т.к. здесь предусмотрено изучение дисциплин гуманитарного цикла, в которых обращается внимание на развитие творческих качеств личности учащихся. На последующих курсах преподаются специальные дисциплины, основой постижения которых является логическое и абстрактное мышление и со 2 курса обучения мы наблюдали спад деятельности воображения Учащиеся воспроизводили готовый образ, который имелся в их чувственном опыте. В ответах преобладали обыденные, часто примитивные ассоциации, которые характеризуют прозаическое восприятие действительности, в основном на уровне пересказа.

Анализ результатов показал, что в подавляющем большинстве работ образы воображения учащихся носили в основном произвольный характер, хотя в отдельных случаях оно ярко и художественно выражено.

Таким образом, проведенный нами поэтапный констатирующий эксперимент по комплексной диагностике воображения и творческих качеств личности учащихся позволил прийти к следующим выводам:

Диагностика деятельности читательского воображения показывает, что воображение ярко проявляется в художественно-познавательной деятельности и содержит в себе в качестве ведущих компонентов ассоциации, метафоричность, аналогии и художественную интуицию.

Параграф 2.3. Разработка технологии способов актуализации воображения ученика-читателя в процессе изучения литературного произведения посвящен рассмотрению понятия «педагогическая технология». Определены принципы педагогической технологии: структурная и содержательная целостность; дифференциация и индивидуализация, диагностическая целенаправленность; завершенность; социо- и природосообразность; интенсификация всех процессов. Педагогическая технология - это обновление и модернизация действующих традиционных методик путем введения в них элементов новых технологий обучения, использование эффективных форм, методов и приемов преподавания литературы. Методика реализации технологии актуализации воображения включает систему методических приемов, упражнений и заданий. Основой разработанной нами технологии является читательское воображение, которое включает в себя в качестве основных компонентов ассоциации, аналогии, метафоричность, художественную интуицию, созерцание. Поэтому изучение литературы в 11 классе должно быть направлено на актуализацию читательского воображения и развитие самостоятельности мышления; самореализацию личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных способностей, становления духовных и интеллектуально-творческих качеств ученика; широкое использование субъективного чувственного опыта в оценке фактов, явлений на основе личностно-значимых ценностей и установок, сформированное™ креативных свойств, качеств, характера их проявлений (ассоциативность, метафоричность, умение мыслить по аналогии и т.д.) стимулирует у учащихся к самоценной художественно-образовательной деятельности и обеспечивает ему возможность саморазвития, актуализации и самоактуализации, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Выводы, полученные по результатам констатирующего эксперимента, определили логику построения обучающего эксперимента, которому посвящена Глава 3 «Способы актуализации читательского воображения на уроках литературы в 11 классе колледжа».

В параграфе 3.1. Содержание школьного литературного образования и его потенциальные возможности в развитии ученика как читателя мы предприняли анализ существующих программ по литературе и установили, что программа коллектива авторов под руководством В.Г. Маранцмана выстроена с учетом эволюции ученика-читателя. Уже этим определен совершенно новый подход к структуре программы и ее содержанию. В ней четко определены этапы литературного развития учащихся и согласованы с возрастными особенностями учащихся виды художественной деятельности на каждом из этапов. По-новому представлены критерии литературного развития учащихся, которые дают целостную картину уровня отношений ученика с искусством слова и предопределяют систему умений учащихся, выстроенных, в свою очередь, по степени усложнения, с опорой на этапы и уровни литературного развития учеников, и внутри каждого умения определена цепочка усложнений.

В программе и УМК по литературе под редакцией В.Г. Маранцмана заявлен технологический подход к обучению и развитию учащихся. Программу отличает четкость и системность. Темы для каждого класса в программе предваряются вступительной статьей, где изложены задачи изучаемого курса с учетом особенностей психологии восприятия учениками произведений искусства. Совершенно по-новому, с опорой на творчество и со-творчество учащихся, оригинально выстроены задания на литературное творчество, в новом аспекте представлена и теория литературы. Проведенная во время формирующего эксперимента работа убедила нас в том, что структура, принципы, содержание, методические рекомендации программы под редакцией В.Г. Маранцмана создают возможности для собственной читательской интерпретации текста на основе диалога. Программой заложено развитие таких читательских качеств как эмоции, чувства, воображение.

Параграф 3.2. Методические способы актуализации читательского воображения учащихся. В параграфе отмечено, что художественное произведение становится личностно значимым, актуальным в литературном образовании учащихся тогда, когда выделены этапы развития универсальных способностей ученика, а не обучение его сумме навыков и умений на основе изучаемого произведения. Среди наиболее важных мы считаем творческие качества учащихся, в основе которых лежит воображение и его свойства, способности к эмоциональному вчувствованию, ассоциированию, метафори-зации, созерцанию, художественной интуиции, представлениям в творческой деятельности.

Читательские умения невозможно сформировать без включения деятельности воображения, без умения ассоциативно мыслить, без способности к созерцанию, аналогиям. Учащиеся с помощью развитого читательского воображения и его составляющих смогут понять и осмыслить читаемое произведение. Для учащихся старших классов за основу могут быть приняты разные уровни развития творческого воображения. Однако столь явно выраженный прогресс возможен лишь при систематической работе педагога по развитию воображения' учащихся. При изъянах в такой работе положение дел резко меняется, и тогда может возникнуть воображение «стихийное», «разнузданное», «подавленное».

Таким образом, развитое читательское воображение является универсальной способностью и актуализирует все читательские умения учащихся. Анализируя компоненты деятельности воображения - аналогию, ассоциацию, интуицию, созерцание - можно сказать, что это и докогнитивные, когнитивные и одновременно личностные процессы, так как результатом их деятельности является образование знания о себе, о мире, и глубокие личностные преобразования, которые актуализируются в познающей личности в новое знание.

Параграф 3.3. Технология способов актуализации читательского воображения на уроках литературы в 11 классе колледжа. Основой технологии актуализации читательского воображения явилась система способов, приемов, творческих заданий и упражнений, направленная на читательское

со-творчество. Мы опирались на положение о том, что художник не копирует жизнь, а конструирует ее соответственно своему пониманию и своему отношению к изображаемым событиям. В лирике эта субъективная прелом-ленность выражается прямо и открыто, в драме — скрыто, в прозе — через отношения главных героев и описание их жизни, и через лирические отступления автора (В.Г. Маранцман). Создавая мир своих героев, художник «заставляет» и читателя прожить эту жизнь, сопереживая героям, приобщаться к их миру и миру писателя, поскольку сопереживая, мы обогащаем свой жизненный опыт через искусство. Технология развития читательского воображения состоит в соответствии художественной деятельности учащихся с выбором тех способов, приемов и творческих заданий, которые опираются на специфику художественного текста.

Рисунок 1

Технология способов актуализации читательского воображения

При изучении пьесы Горького «На дне» включение учащихся в активную творческую деятельность осуществлялось с опорой на театральные и читательские интерпретации пьесы. Восприятие и осмысление драмы строилось на эмоции-чувстве, работе читательского воображения. Ведущим способом актуализации читательского воображения явился анализ диалогов, а также творческие приемы интерпретации, домысливания - довоображения отдельных сцен и эпизодов текста, приемы «говорящего жеста», ассоциирования, драматизации, инсценирования, мизансценирования, выразительного чтения по ролям и т.д. В просмотре разных театральных постановок-интерпретаций пьесы мы акцентировали внимание учащихся на умении слышать героев пье-

сы и участвовать в диалоге. Приемы работы, актуализирующие воображение читателя - домысливание судеб героев, развертывание ремарки в воображаемый рассказ, умение доказать - на самом ли деле барон или не барон в пьесе, обратить внимание на «говорящий» жест героя (актер О. Басилашвили), который полирует ногти грязной полой сюртука, работа над собственной интерпретацией текста, которая представлена письменно. Ученик-читатель работой своего воображения раскрывал скрытый смысл подтекста ремарок автора, реплик героев.

Таким образом, анализ разных театральных интерпретаций, игры актеров, мизансценирование, домысливание, прием «говорящего жеста», анализ подтекста диалогов и реплик создает воображаемый мир и позволяет видеть и слышать героя, «понимать воображением» актерскую игру и режиссерскую интерпретацию текста пьесы.

Актуализация творческих качеств личности, читательского воображения при изучении эпических произведений осуществлялась при помощи разработанной нами технологии и представлена через отношения главных героев к жизни и через лирические отступления автора. Создавая мир своих героев, художник «заставляет» и читателя прожить эту жизнь, сопереживать героям, приобщаться к их миру и миру писателя. Сопереживая, понимая воображением, ученики обогащают свой жизненный опыт через искусство.

Постижение произведений В.М. Шукшина, система изучения которых нами представлена в параграфе и реализована посредством приемов развития читательского воображения, происходит через осознание единства авторского и читательского отношения к изображаемому.

Развитие метафорического мышления как способа актуализации читательского воображения направлено на работу над пословицей, над языком и стилем литературного произведения, выработку навыков по развертыванию метафоры в воображаемую картину-рассказ, умение выделить из повествования ключевые слова-символы, придумать самую меткую, оригинальную метафору и т.д.

Интерпретация, составление психологического этюда, домысливание дальнейшей судьбы героев, прием раскрытия, развертывания речеу молчания, нахождение в тексте характерных деталей, создающих облик персонажа, рисование портрета героя через восприятие других персонажей текста, "их глазами", выявление ассоциативных связей и аналопш в тексте, рисование обложки книги, и другие приемы, позволяют понять и интуитивно предсказать судьбы героев в произведениях, осознать духовность повествования и собственную духовность - основные приемы работы с эпическим произведением.

При изучении рассказов «Горе», «Мастер», «Волки», «Обида», «Далекие зимние вечера» и др., мы стремились показать учащимся духовность сюжета, драматизм судьбы шукшинских героев, проблемную резкость его рассказов через актуализацию обостренной субъективности, направленности на читателя, стимулировали читательское воображение. Способы актуализации читательского воображения рассматриваются нами как творческая грань художественного мира учащихся и не исключают взаимодействия и взаимосвя-

зи непосредственного восприятия и аналитического осмысления произведения (Т.Г. Браже).

В изучении лирики Н. Рубцова мы определили рефлексивный анализ важнейшим механизмом, позволяющим проникнуть во внутреннее состояние, намерения, мотивы, мысли, чувства и ценностные ориентации другого человека, поскольку у поэта на первом плане субъективная преломленность авторских чувств, которая выражается прямо и открыто. Через актуализацию и стимулирование читательского воображения учащихся посредством оживления личных впечатлений, «видением-комментарием», стилистической работой над словом, аллитерацией, углубленной работой над понятием поэтического тропа мы формировали способность учащихся видеть своеобразие творческой индивидуальности поэта, его художественной манеры. Система вопросов и заданий, предложенная нами, стимулировала и актуализировала и деятельность воображения и осмысление содержания стихотворного текста, т.е. работа шла от выявления эмоционально-чувственной сферы ученика к концептуальному постижению произведения. Учащймся предлагались следующие задания:

- Найти слуховые и зрительные картины в произведениях Рубцова и объяснить их роль в каждом стихотворении. - «Увидеть и услышать» собственным воображением эти картины. - Опираясь на авторские «ведения», представить картину, которую изображает поэт. - Найти в тексте поэтические аналогии и объяснить их роль и значение. - Определить, какую роль играют эпитеты в стихотворении - увидеть собственным воображением картину, которую рисует автор этими художественными средствами в стихотворении.

- Раскрыть смысл образных сравнений-аналогий, объяснить их роль в контексте стихотворения и в контексте всего творчества поэта. - Создать собственные читательские аналогии и прокомментировать их. - Осознать, какие собственные ассоциации возникли в воображении, когда вы читали стихотворения Рубцова? - Найти в тексте стихотворений Н. Рубцова образные сравнения, метафоры, аналогии, объяснить их роль в данном стихотворении.

- Выделить в тексте метафорические и ассоциативные рады и, опираясь на их образную структуру, определить авторское отношение к происходящему. Итогом изучения лирики Рубцова явилась своеобразная творческая мастерская по выявлению следующих проблем - Как автор рисует словами? - В чем тайна его мастерства?

Методика реализации творческой технологии способов актуализации воображения - включение в активную творческую деятельность - диагностика литературно-творческих способностей - уровни читательского восприятия

- читательское воображение и способы его актуализации -творческие приемы, упражнения и задания способствуют творческому обучению литературе.

Способы и приемы актуализации читательского воображения учащихся колледжа представлены нами в следующих направлениях:

в процессе анализа литературного произведения выбор творческих приемов, активизирующих воображение, идет только с учетом специфики изучаемого текста,

упражнения и задания, в рамках приема, направлены на выявление психологии поведения героев: оценки их поступков, отношение автора к героям,

художественное мастерство писателя, выявление его творческой индивидуальности.

Актуальность проблемы развития читательского воображения в том и состоит, что оно не сводится к количественным изменениям, а выражается, прежде всего, качественным преобразованием, когда ученики через "способность понимать воображением" идут к пониманию красоты слова - детали и проникают в глубину идеи произведения, авторского замысла.

В результате систематического использования способов развития читательского воображения значительно повысилась творческая мотивация и творческая активность учащихся колледжа на уроках литературы, сформировался опыт их творческой деятельности, что является показателем самоактуализирующейся личности. Об этом свидетельствует постэкспериментальное исследование, которое было проведено нами на той же выборке учащихся (первый курс колледжа, соответствующий 11 классу общеобразовательной школы). На рисунках 2, 3 видно, что учащихся с очень высоким и достаточно высоким уровнем творческой активности стало значительно больше (с высоким уровнем - 34,7% при первоначальном опросе, 38,8% при контрольном в конце обучения; с очень высоким уровнем - 14,5% при первоначальном опросе, 30% при контрольном). Количество учащихся с допустимым и средним уровнем активности снизилось (допустимый уровень -18% при первоначальном опросе, 3,3% в конце года; средний уровень -32,8% при первоначальном, 29,9% в конце года)

Рисунок 2

Уровни проявления творческой активности до проведения обучающего эксперимента

Рисунок 3

Уровни проявления творческой активности после проведения обучающего эксперимента

допустимый уровень; 3,3

Результаты выполненной экспериментальной работы позволили сделать вывод о том, что внедрение технологии актуализации читательского воображения, постепенное усложнение и систематическое использование способов, приемов, творческих заданий и упражнений на читательское сотворчество качественно повысило уровень восприятия художественных произведений и усилило интерес к изучению литературы. Нами наблюдался устойчивый рост творческой активности и интереса учащихся, проявляющийся в желании получить задание, проконсультироваться, задать вопрос и т.п. Следует отметить, что в последующем у учащихся выбор творческого задания явился средством для подтверждения сложившейся самооценки, то есть работа над заданиями становилась личностно значимой.

Таким образом, обучающий эксперимент показал, что постепенное усложнение и систематическое использование способов актуализации творческого воображения посредством творческих заданий и упражнений в рамках творческих приемов не только повысило уровень развития воображения учащихся экспериментальной группы, но и активизировало интерес учащихся к изучению литературы.

Заключение и выводы В результате проведенного нами теоретического и экспериментального исследования способов актуализации читательского воображения учащихся мы пришли к следующим выводам:

Преподавания литературы в школе (колледже) будет наиболее эффективным с привлечением философской концепции развития и становления творческой личности и интеллекта, ядром которого является творческое воображение. Воображение и творчество, актуализация и самоактуализация -процессы взаимосвязанные, творчество есть ведущая характеристика самоактуализированного человека, оно становится целью и способом его существования.

Воображение - это врожденная универсальная способность человека, оно не может быть только воссоздающим, репродуктивным или творческим. Воображение - изначально творческий процесс, показателями которого являются ассоциативность, метафоричность, умение созерцать и оперировать аналогиями и т.д.

Развитое читательское воображение является универсальной способностью и актуализирует все читательские умения школьников. Компоненты деятельности воображения — аналогия, ассоциация, интуиция, созерцание, -это личностные процессы, так как результатом их деятельности является образование знания о себе, о мире, и глубокие личностные преобразования, которые актуализируются в познающей личности в новое знание.

В процессе чтения именно творческое воображение читателя помогает ему проникнуть в суть авторского замысла, а в ряде случаев и идентифицировать себя с образами художественного произведения. Эффективность актуализации читательского воображения зависит от способов его развития, определения творческих приемов, содержащих в себе систему заданий и последовательность упражнений, способности учащихся к ассоциированию, метафоризации, умению мыслить по аналогии, читательской интуиции.

В процессе восприятия художественного произведения, когда читатель, особенно школьник, живет жизнью героев литературного произведения, пытается их понять и примерить их поступки на себя, происходит своеобразный процесс самоидентификации, самоактуализации. Развитое читательское воображение помогает читателю актуализировать художественное произведение как целостное явление.

Разработанная технология актуализации читательского воображения представляет собой открытую систему способов и приемов стимулирования воображения учащихся с учетом специфики изучаемого текста, а упражнения и задания в рамках творческого приема направлены на развитие способности воображения и эмоциональной сопричастности, внутреннего и внешнего созерцания, метафорического мышления, выявления психологии героев - оценки их поступков - отношение автора к героям - художественное мастерство автора — выявление его творческой индивидуальности.

Основное содержание диссертации изложено в следующих публикациях:

1. Семенова Л.А. Читательское воображение как способ актуализации нравственного содержания художественного произведения на уроках литературы в средне специальных учебных заведениях.// Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008 -№ 24(55).- С.437-440. (0,24 п.л.)

2. Семенова Л.А. Самоактуализация студентов колледжа в процессе преподавания дисциплины «Литература» (Коновалова Л.И., Семенова Л.А.| // Среднее профессиональное образование. - 2008 -№11/2 - С.51-53. (0,14 п.л.)

3. Семенова Л.А. Освоение студентами нравственных норм в процессе знакомства с художественным произведением.// Среднее профессиональное образование. - 2008- № 12 - С.53-54. (0,14 пл.)

4. Семенова Л.А. Освоение нравственных ценностей студентами колледжа в современных условиях на примере изучения творчества Н. Рубцова. // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов,- 2008 -№ 5 -С. 103-106. (0,4 пл.)

5. Семенова Л.А. Способы актуализации нравственного содержания произведения на примере театральных постановок. // Составляющие научно-технического прогресса: Сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции (Тамбов, 23-24 апреля 2008 года) -Тамбов: Изд-во Тамбовпринт, 2008. - С. 199-201. (0,25 п.л.)

6. Семенова Л.А. Формирование ценностных ориентиров современной молодежи через художественное произведение. // Вторые Фроловские чтения «Семья и школа: от прошлого к будущему»: Материалы Международной научно-практической конференции (Белгород, 23 мая 2008 года) - Белгородский РИПК и ППС, 2008. - С.169-175. (0,24 п.л.)

7. Семенова Л.А. Качество повышения речевой подготовки специалистов в колледже. // Роль инноваций профессионального образования в процессе формирования личности и подготовки конкурентоспособного специалиста для современного производства: Материалы всероссийской научно-практической конференции (Орел, 5-6 февраля 2004года) -ОрелГТУ, 2004. - С.61-65. (0,15 пл.)

8. Семенова Л.А. Использование читательской интерпретации на уроках литературы как необходимое условие формирования литературных компетенций и читательского развития.// Методический бюллетень. «Из опыта работы средних специальных учебных заведений области по совершенствованию подготовки специалистов на основе компетентност-но-ориентированного обучения». - Курск, 2009.- С. 29-31 (0,24 п.л.)

Подписано в печать « » 2009г. Формат 60x84 1/16.

Печ. л. 1,2. Тираж 100 экз. Заказ. Отпечатано в типографии ООО «Печатный дом». 191186, г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д.48, корп. 10

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Семенова, Людмила Анатольевна, 2009 год

Введение.

Глава 1 Теоретические основы исследования актуализации читательского воображения

1.1. Проблемы актуализации воображения в контексте философского знания.

1.2 Проблема актуализации воображения и его видов в психологии.

1.3. Актуализация читательского воображения в процессе литературного образования.

Выводы по главе.

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по выявлению и актуализации читательского воображения учащихся колледжа.

2.1. Диагностические способы актуализации воображения учащихся в читательской деятельности.

2.2. Экспериментальное исследование воображения в творческой деятельности учащихся колледжа.

2.3. Разработка технологии способов актуализации воображения ученика-читателя в процессе изучения литературного произведения.

Выводы по главе.

Глава 3 Способы актуализации читательского воображения на уроках литературы в 11 классе колледжа.

3.1. Содержание школьного литературного образования и его потенциальные возможности в развитии ученика как читателя.

3.2. Методические способы актуализации читательского воображения учащихся.

3.3. Технология способов актуализации читательского воображения на уроках литературы в 11 классе колледжа.

Выводы по главе.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Способы актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа"

Актуальность исследования. Существенной характеристикой современного литературного образования является его гуманистическая парадигма, согласно которой в центре образовательного процесса должна стоять личность ученика, его индивидуальность, способность творить и создавать окружающий мир. В этой ситуации происходит переориентация всей системы обучения и воспитания «.от человека образованного к человеку творческому» (B.C. Библер). Важным средством развития творческости личности является творческое воображение, которое предполагает новое видение действительности, преодоление штампов и стереотипов, готовность к отказу от привычных схем и форм работы, стандартов поведения и мышления, способности к самоизменению.

Развитие современной педагогики характеризуется повышенным вниманием к внутреннему миру ученика, его творческому потенциалу,'созданию такой образовательной среды, которая способствует актуализации и самоактуализации личности. Проблема актуализации представлена в философской и психолого-педагогической литературе и изложена в работах Л.И. Антроповой, Т.А. Ветошкина, А.А. Идинова, М.А. Недашковской, В.И. Муляра, Н.И. Шаталовой и др. В зарубежной психологии проблему актуализации личности исследовали Р. Берне, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Фромм и др. Ученые рассматривали сущность понятия актуализации и самоактуализации с позиций развития творческого и духовного потенциала человека. В этой связи особое значение приобретает проблема актуализации читательского воображения, осознания личностного опыта учащегося в методике преподавания литературы. В методической литературе отмечается необходимость духовного, глубокого и содержательного вовлечения учащихся в творческую деятельность на уроках литературы. Активность учащихся определяется тем, какие свойства, способности личности являются ярко выраженными в процессе восприятия и осмысления литературного произведения. Изучение литературы предполагает выявление, разви3 тие и стимулирование творческой деятельности ученика, т.е. его самоактуализацию (Е.В. Андриенко, Г.Л. Ачкасова, Г.Н. Ионин, Л.И. Коновалова, Н.Е. Мажар, А.К. Маркова, В.Г. Маранцман, Н.М. Свирина, Е.Р. Ядровская и ДР-)

В психолого — педагогических исследованиях показано, что развитие читательских возможностей и внутренних ресурсов восприятия, интенсификация творческого начала в деятельности учащихся, их полноценная самореализация в учебной деятельности обусловливают необходимость изучения функциональных компонентов, способов, методов и приемов^ творческого развития личности ученика и способов актуализации читательского воображения учащихся. Согласно определению (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, - М., 1999г) под способом понимается, действие или система действий, применяемая при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-либо. Способы актуализации читательского-воображения необходимо выстроить в такой методической'системе, которая позволит раскрыть возможности и творческие качества каждого учащегося: Анализ литературы и практического опыта свидетельствует о том, что учащиеся не всегда проявляют творческое начало в читательской деятельности. В то же время большинство из них демонстрируют явную направленность на развитие своего творческого потенциала. Полноценное приобщение к искусству слова, актуализация духовного мира учащихся возможны при развитом читательском восприятии. Воображение является одной из главных сфер восприятия.

В методике преподавания литературы, утвердилось мнение, что воображение учащихся является по преимуществу воссоздающим или творческим, что развитие воображения ученика происходит в процессе анализа содержания-художественного произведения посредством творческих приемов и в системе умений. Однако аналитические умения зачастую превалируют, а иногда и подавляют умения сугубо читательские - эмоциональную образность, художественную интуицию, метафоричность, ассоциативность. Мы полагаем, что литературное развитие ученика, как читателя невозможно без 4 актуализации и целенаправленного стимулирования читательского воображения и его компонентов, без которого вообще невозможно постижение литературного произведения.

Цель исследования заключается в методическом обосновании способов актуализации читательского воображения в процессе изучения художественного произведения на уроках литературы в 11 классе колледжа.

Объект диссертационного исследования - процесс актуализации и развития читательского воображения в системе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа.

Предмет исследования — способы актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения литературного произведения.

Гипотеза диссертационного исследования состоит в следующем: В основе исследования находится предположение о том, что способами актуализации читательского воображения в процессе изучения литературного произведения могут быть метафоризация, ассоциативность, развитая художественная интуиция, умение мыслить по аналогии, чувственное восприятие. Полноценное восприятие учащимися литературного произведения осуществляется при условии развитости читательского воображения. Системное развитие ученика как читателя возможно: если воображение ученика рассматривается с позиции философского знания как важнейшая категория духовности личности; если определены наиболее эффективные способы актуализации воображения с учетом специфики изучаемых литературных произведений; если создана технология актуализации читательского воображения; если ведется целенаправленная работа по развитию творческих качеств личности ученика с учетом способов актуализации читательского воображения.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность понятия актуализации, дать системный анализ воображения и выявить специфические черты видов воображения в философской, психолого-педагогической и методической литературе.

2. Осмыслить методические традиции в решении проблемы развития воображения ученика-читателя. Определить наиболее эффективные методические способы стимулирования читательского воображения в процессе изучения художественного произведения.

3. Выявить образовательный и развивающий потенциал содержания литературного образования в целях актуализации читательского воображения.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию способов актуализации читательского воображения на уроках литературы в 11 классе колледжа.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют важнейшие положения философской и педагогической антропологии о деятель-ностной и творческой природе человека (Аристотель, Г. Гегель, И. Кант, Плотин). Определяющее значение в концептуальном плане имеют теории, раскрывающие сущность креативности (А.В. Брушлинский, JI.M. Веккер, JI.C. Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов, И.М. Розет и др.); концепции творческой актуализации, самоактуализации и самореализации личности (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франки); теория литературного развития школьников (Г.И. Беленький, О.Ю. Богданова, Т.Г. Браже, М.П. Воюшина, Г.Н. Ионин, М.Г. Качурин, Е.В. Карсалова, Л.И. Коновалова, Н.Д. Молдавская, В.Г. Маранцман, Н.М. Свирина, Н.П.Терентьева, Л.В.Шамрей, М.И. Шутан и др.), современные научные концепции о творческом характере постижения литературного произведения.

Для решения поставленных задач и выдвинутой гипотезы в работе использован комплекс методов исследования: сравнительно-исторический анализ философской и психолого-педагогической литературы; изучение педагогического опыта; результатов деятельности учащихся колледжа; включенное наблюдение; экспертная оценка; самооценка; собеседование; анкетирование; интервьюирование; тестирование; педагогический эксперимент; проективные методики исследования- личности; статистические и графические методы обработки результатов.

Опытно — экспериментальная база и этапы исследования — ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж». На разных этапах исследованием было охвачено более 200 человек.

На первом этапе (2005 год) проанализированы литературные источники, определен научный аппарат исследования, уточнено содержание понятий «творчество», «воображение», «актуализация», «диагностика творческой самоактуализации», намечены программа и методика эмпирической проверки гипотезы; определена база опытно-экспериментальной работы; осуществлены первичные наблюдения; предпринят анализ содержания эксперимента.

Второй этап (2006 - 2007 годы) связан с выполнением констатирующего и формирующего экспериментов: выбором экспериментальных методик исследования воображения учащихся; разработкой и апробацией технологии способов актуализации читательского воображения в процессе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа.

На третьем этапе (2007 — 2008 годы) осуществлены анализ, систематизация и обобщение полученных результатов; сформулированы основные теоретические выводы и практические рекомендации; в 2009 году завершено литературное и графическое оформление диссертации.

На защиту выносятся следующие научные результаты: 1. Теоретически обосновано и экспериментально проверено, что изменение процесса преподавания литературы в школе (колледже) возможно с привлечением философской концепции развития и становления творческой личности и интеллекта, ядром которого является воображение.

2. Воображение ученика-читателя определяется его качественным преобразованием, позволяющим актуализировать внутренний мир учащихся через со-переживание и со-творчество.

3. Эффективность технологии актуализации читательского воображения зависит от способов его развития, использования творческих приемов, содержащих в себе определенную последовательность заданий и упражнений, способности учащихся к ассоциированию, метафоризации, умению созерцать и мыслить по аналогии, читательской интуиции.

4. Выбор способов и приемов в технологии актуализации читательского воображения осуществляется с учетом специфики изучаемого текста, а упражнения и задания в рамках творческих приемов направлены на развитие эмоциональной сопричастности, внутреннего и внешнего созерцания, метафорического мышления, выявления психологии героев — оценки их поступков — отношение автора к героям - художественное мастерство автора — выявление его творческой индивидуальности. Научная новизна исследования состоит в следующем: проанализирован педагогический потенциал проблемы актуализации читательского воображения учащихся; выявлены особенности творческой деятельности учащихся колледжа при восприятии литературных произведений разного литературного рода; определены способы актуализации и основные компоненты читательского воображения — способность ученика к ассоциированию, созерцанию, умению мыслить по аналогии, метафоризации, художественной интуиции; теоретически обоснована и экспериментально проверена технология способов актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения литературного произведения в 11 классе колледжа.

Теоретическая значимость исследования состоит: в уточнении понятий воссоздающего, творческого, читательского воображения учащихся; в теоретическом обосновании ведущей роли читательского воображения в процессе восприятия художественного произведения; в обосновании технологии способов актуализации читательского воображения; в разработке способов и приемов актуализации читательского воображения в процессе изучения литературного произведения с учетом специфики литературного рода изучаемого текста.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и внедрена в практику обучения литературе в 11 классе колледжа авторская методика способов актуализации читательского воображения; предложена и экспериментально проверена технология способов актуализации читательского воображения учащихся в процессе изучения и анализа литературного произведения; разработаны приемы, литературно-творческие задания и упражнения в технологии способов актуализации читательского воображения, которые могут быть использованы в практике преподавания учителей — словесников.

Обоснованность и достоверность результатов исследования определяется системным анализом рассмотрения проблемы, выбором теоретических и эмпирических методов, соответствующих целям и задачам исследования, охватом репрезентативной выборки, личным участием автора в проведении аналитического, констатирующего и формирующего этапов исследования. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась лично диссертантом на базе ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж». Исследование проводилось с 2005 по 2008 год.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на научно-практических 9 конференциях: «Вторые Фроловские чтения. Семья и школа: от прошлого к будущему» 23 мая 2008 года ГОУ ВПО Белгородский государственный университет; 4-й Международной заочной научно-практической конференции «Составляющие научно-технического прогресса» 23 — 24 апреля 2008 ГОУ ВПО Тамбовский государственный технический университет; XV Всероссийской конференции «Молодежь и наука» 19 апреля 2008 года ФГОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж»; Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Учитель в России: вчера, сегодня, завтра» 26-28 марта 2008г. г. Санкт-Петербург. Вторая Санкт-Петербургская гимназия.

Разработанные в диссертационном исследовании способы, приемы, упражнения и задания актуализации читательского воображения проходили апробацию на курсах повышения квалификации учителей в г. Курске и г. Же-лезногорске. Результаты исследования внедрены в практику работы РОУ СПО Курский педагогический колледж; МОУ школа № 3 г. Железногорска; МОУ школа № 43 г. Курска.

Структура и объем работы Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. Общий объем работы составляет 225 страниц. Работа содержит 7 диаграмм, 4 рисунка, 4 таблицы.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

Выводы по главе

1. Реализация технологии осуществлялась нами последовательно, через создание оптимальной творческой организации учебного процесса по литературе в 11 классе с учетом педагогического обоснования и внедрение новых методик, приемов, упражнений и заданий в преподавании литературы с учетом творческих особенностей учащихся.

2. Развитое читательское воображение является универсальной способностью и актуализирует все читательские умения школьников. Анализируя компоненты деятельности воображения — аналогию, ассоциацию, интуицию, созерцание, - можно сказать, что все это личностные процессы, так как результатом их деятельности является образование знания о себе, о мире, и глубокие личностные преобразования, которые актуализируются в познающей личности а новое знание. Творчество, актуализация и самоактуализация — процессы взаимосвязанные, творчество есть ведущая характеристика самоактуализированного человека, творчество становится целью и способом его существования.

2. Говоря о воспитании духовности, мы подразумеваем, что духовность — это высшее представление и назначение человека: это вера в бескорыстное добро, это способность человека к творческой самореализации.

Составляющими элементами понятия «духовный мир» являются ценностные ориентиры. Жизненные цели, нравственный идеал, самооценка человека также входят в смысловое поле духовности.

В процессе чтения именно творческое воображение читателя помогает ему проникнуть в суть авторского замысла, а в ряде случаев и слиться с образами художественного произведения. Происходит своеобразный процесс самоидентификации, самоактуализации, когда читатель, особенно школьник, живет жизнью героев литературного произведения, пытается их понять и примерить их поступки на себя. Здесь к деятельности воображения читателя подключается логика осмысления произведения, помогающая читателю по

191 нять произведение как целостное явление. Только развитое читательское воображение способно подниматься до уровня творческого и актуализировать художественное произведение как целостное явление.

3. Определяющим в читательском развитии является постижение литературного произведения как субъективного отражения объективного мира, неосознанное и осознанное движение читателя к личности писателя, выразившейся в его творении. Оно осуществляется через развитие личностных творческих способностей школьников, развитие читательского воображения в системе творческих приемов.

4. Произведения необходимо изучать с позиций жанрового своеобразия, особенностей стиля, через которые ученики'постигают смысл, содержание и основную идею произведения. Инсценирование, составление психологического этюда, домысливание дальнейшей судьбы героев, заполнение паузы (многоточия) «видением сцены», нахождение в тексте характерных деталей, создающих облик персонажа, рисование портрета героя через восприятие других персонажей текста, «их глазами», выявление ассоциативных связей и аналогий в тексте — рефлексивный анализ и метафоризация являются важнейшими творческими приемами, позволяющие проникнуть во внутреннее состояние, намерения, мотивы, мысли, чувства и ценностные ориентации другого человека, позволяют понять судьбы героев в произведениях, духовность повествования и собственную духовность.

5. Результаты эксперимента, и динамика самоактуализации учащихся колледжа позволяют говорить об эффективности преподавания учебной дисциплины «Литература» с использованием системы упражнений и заданий в рамках технологии развития читательского воображения. Проведенная во время формирующего эксперимента работа убедила нас в том, что развитое читательское воображение учащихся позволяет актуализировать смысл и содержание художественного текста для собственной читательской интерпретации.

Заключение

В результате проведенного нами теоретического и экспериментального исследования способов актуализации читательского воображения учащихся мы пришли к следующим выводам:

Преподавания литературы в школе (колледже) будет наиболее эффективным с привлечением философской концепции развития и становления творческой личности и интеллекта, ядром которого является творческое воображение. Воображение и творчество, актуализация и самоактуализация — процессы взаимосвязанные, творчество есть ведущая характеристика самоактуализированного человека, оно становится целью и способом его существования.

Воображение — изначально творческий процесс, показателями которого являются ассоциативность, метафоричность, умение созерцать и оперировать аналогиями и т.д.

Развитое читательское воображение является универсальной способностью и актуализирует все читательские умения школьников. Компоненты деятельности воображения — аналогия, ассоциация, интуиция, созерцание, — это личностные процессы, так как результатом их деятельности является образование знания о себе, о мире, и глубокие личностные преобразования, которые актуализируются в познающей личности в новое знание.

В процессе чтения именно творческое воображение читателя помогает ему проникнуть в суть авторского замысла, а в ряде случаев и идентифицировать себя с образами художественного произведения. Эффективность актуализации читательского воображения зависит от способов его развития, определения творческих приемов, содержащих в себе систему заданий и последовательность упражнений, способности учащихся к ассоциированию, метафоризации, умению мыслить по аналогии, читательской интуиции.

В процессе восприятия художественного произведения, когда читатель, особенно школьник, живет жизнью героев литературного произведения, пытается их понять и примерить их поступки на себя, происходит своеобразный процесс самоидентификации, самоактуализации. Развитое читательское воображение помогает читателю актуализировать художественное произведение как целостное явление.

Разработанная технология актуализации читательского воображения представляет собой открытую систему способов и приемов стимулирования воображения учащихся с учетом специфики изучаемого текста, а упражнения и задания в рамках творческого приема направлены на развитие способности воображения и эмоциональной сопричастности, внутреннего и внешнего созерцания, метафорического мышления, выявления психологии героев — оценки их поступков - отношение автора к героям - художественное мастерство автора — выявление его творческой индивидуальности.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Семенова, Людмила Анатольевна, Санкт-Петербург

1. Albert R.S. 1.entity, experiences, and career choice among the exceptionally gifted and eminentheonesof creativity // Ed M.Runco and R.Albert. -Newbury Park, Calif.: Sage, 1990.-208 p.

2. Blandow D. Innowation and design in advanced technology educational programs // Advanced Educational Technology. V. 109. - Berlin, 1992. — 189 p.

3. Sternberg R. General intellectual abitrty // Human abilities by R. Sternberg. -1985.-360 p.

4. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedal us: Creativity and Learning, 1965. — 136 p.

5. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in its testing // The nature of creativity/Ed RW Stem berg. New York Cambridge University Press, 1988.-211 p.

6. Айзерман JI.C. Сочинение о сочинениях. -M.: Педагогика, 1986. — 160 с.

7. Алексеев Л.Г., Галкина Т.В. Изучение влияния тестовой ситуации на результаты исследования креативной личности / Методы психологической диагностики. — М.: ИП РАН, 1995. Вып. 2— 132 с.

8. Альтшуллер Г.С., Эерткин И.М. Как стать гением: Жизнь, стратегия творческой личности. Минск, 1994. - 164 с.

9. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр.ун-та, 1968.-334 с.

10. Анастази А. Психологическое тестирование /Под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. -М.: Педагогика, 1982.-250 с.12