Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Пятый класс как этап литературного развития

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Мирзоян, Мариэта Апресовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2000
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Пятый класс как этап литературного развития», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Мирзоян, Мариэта Апресовна, 2000 год

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА L ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК НАУЧНАЯ

ПРОБЛЕМА

§ 1. Эстетические и психологические вопросы литературного развития —

§ 2. Пятиклассники как читатели

§ 3. Программы литературного образованият

ГЛАВА И. ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ПЯТИКЛАССНИКА--ВО

§ 1. Изучение художественного произведения в 5 классе

§ 2. Методическая интерпретация теоретических понятий в 5 классе

§ 3. Итоги обучающего эксперимента

Введение диссертации по педагогике, на тему "Пятый класс как этап литературного развития"

Литературное развитие читателя-школьника — одна из ключевых проблем, к которым обращается современная методическая наука в стремлении по-новому осмыслить вопросы преподавания литературы в школе. Различные способы решения этой проблемы находят выражение в программах и учебниках, предлагаемых современной школе. Многообразие этих способов определяется различием методологических позиций ученых и авторов программ. Принципиальным моментом разногласий в этих позициях является вопрос о целесообразности использования естественнонаучных методов познания в процессе преподавания литературы. Приоритет логического мышления, выдвигающий на передний план такие процессы, как анализ и объяснение, или развитие образного мышления и освоение такого вида деятельности, как интерпретация, в которой выражается личностное понимание смысла художественного произведения? Этот вопрос, на наш взгляд, в данный момент определяет направления, в которых ведутся поиски.

Вопрос этот приобретает особое значение, когда речь идет о литературном развитии пятиклассников, так как у них способность мыслить понятиями, необходимая для успеха таких процедур познания, как анализ и объяснение, развита недостаточно. Является ли этот факт свидетельством неполноценности читательских способностей пятиклассников? Надо ли, вопреки возрастным особенностям, ускорять развитие логического мышления, или литературное развитие пятиклассников может успешно происходить без насилия, с учетом возрастной специфики их читательского восприятия? Необходимость ответить на эти вопросы определяет актуальность нашего исследования.

Объектом исследования стало литературное развитие пятиклассников, учитывающее возрастную специфику их читательских способностей.

Предмет исследования — методические принципы и способы изучения литературы в 5 классе.

Цель исследования — теоретическое обоснование, разработка и экспериментальная проверка основ методики преподавания литературы в 5 классе.

Гипотеза исследования. Изучение литературы в 5 классе может стать важным этапом литературного развития ученика при соблюдении следующих условий:

• установке на образное, а не понятийное восприятие текста;

• развитии интерпретационных умений с опорой на активность творческого воображения;

• освоении теоретико-литературных понятий как инструмента личностного осмысления художественного произведения посредством переведения понятийного смысла в образный.

• установлении субъект-субъектных отношений между читателем и художественным произведением.

Изложенные выше положения привели нас к необходимости решить следующие исследовательские задачи.

1. Изучить проблему литературного развития пятиклассников в ее взаимосвязи с современными эстетическими, психологическими и методическими идеями.

2. На основе результатов констатирующего эксперимента проанализировать особенности читательского восприятия современных пятиклассников.

3. Найти возможные способы и наиболее результативные приемы литературного развития пятиклассников.

4. Определить принципиальные основы методики преподавания литературы в 5 классе.

5. Экспериментально проверить действенность найденных способов решения поставленной задачи.

6. Проанализировать результаты эксперимента и наметить пути дальнейшего исследования проблемы литературного развития пятиклассников.

Поставленные задачи решались с использованием следующих методов: теоретический анализ, наблюдение, анкетирование, проектирование, эксперимент.

Исходными методологическими позициями нашего исследования являются положения философской герменевтики Г.-Г.Гадамера о диалогической природе процесса личностного понимания художественного текста и об интерпретации как способе выражения этого понимания; теоретические положения, изложенные в работах Л.С.Выготского и В.Г.Маранцмана о психологии восприятия искусства и о роли творческого воображения в этом процессе.

Практическая значимость исследования определяется реализацией принципов изучения литературы в 5 классе в современной программе, разработкой конкретных приемов развития творческого воображения учащихся. Выводы и конкретные материалы исследования использованы в новом учебнике по литературе для 5 класса, рекомендованном Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника-хрестоматии, и в методических рекомендациях к нему. Система работы по изучению литературы в 5 классе может быть рекомендована как одна из основ курса литературного развития школьников в педагогических вузах и институтах усовершенствования учителей.

Сосредоточенностью исследования на определении новых целей литературного образования, понимаемого как развитие читательских способностей и интерпретационных умений школьников, определяется его теоретическая значимость.

Научная новизна исследования.

1. Определена ведущая роль творческого воображения в процессе восприятия художественного произведения и в создании его читательской интерпретации.

2. Найден новый прием развития творческого воображения читателя (создание и описание диптиха), который помогает с помощью образных представлений прояснить систему взаимоотношений персонажей, выявляет характер авторского отношения к изображаемому и общую структуру произведения.

3. Выявлено значение понятия о сюжете литературного произведения в становлении пятиклассника как читателя и найдена возможность трансформации логических понятий, связанных с сюжетом, в образы, концентрирующие и смысл произведения и личностное отношение читателя к тексту.

4. Сопоставление данных читательского восприятия в начале и в конце учебного года позволило реабилитировать пятиклассника как читателя и показать, что при использовании родственных сознанию ученика методических способов обучения уже в 5 классе возможно создание читательской интерпретации, учитывающей эстетическую природу словесного искусства.

Апробация материалов исследования осуществлялась на лекциях, практических занятиях, спецкурсах и спецсеминарах, при проведении педагогических практик на филологическом факультете РГПУ им. А.И.Герцена; на Герценовских чтениях в РГПУ им. А.И.Герцена, в докладе на международной научно-практической конференции «Тенденции развития языкового и литературного образования в школе и в вузе» (Санкт-Петербург, апрель 1998) на лекциях, семинарах и открытых уроках для учителей г.г. Санкт-Петербурга, Тольятти, Новокузнецка, Ленинградской области. Материалы диссертации использовались в работе учителей школ Санкт-Петербурга, в том числе и самого диссертанта.

Положения, выносимые на защиту:

1. Художественное произведение на уроках литературы является не объектом объяснения, а субъектом диалога, в процессе которого читателю открывается его смысл. Целью и смыслом изучения литературы в 5 классе является развитие читательских способностей и интерпретационных умений пятиклассников, а не логический анализ художественного произведения и не понятийное освоение теории литературы.

2. Недостаточная развитость логического понятийного мышления пятиклассников не может рассматриваться как свидетельство неполноценности их читательских способностей или как причина недоступности для них эстетического содержания литературного произведения.

3. Сила читательского сопереживания героям художественного произведения, эмоциональная вовлеченность в событийную канву, отличающие восприятие пятиклассников, могут и должны стать естественной опорой их литературного развития.

4. Активность читательской эмоции является почвой, на которой должно развиваться творческое воображение пятиклассников. Творческое воображение читателя играет решающую роль в литературном развитии, так как способствует пространственно-визуальному и образному восприятию связей и отношений всех элементов структуры художественного произведения, т.е. восприятию эстетической формы, и следовательно, развитию эстетической эмоции.

5. Создание и описание диптихов является эффективным и не противоречащим возрастным психологическим особенностям пятиклассников приемом, развивающим творческое воображение.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав,

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возрастные особенности пятиклассников не являются преградой на пути их литературного развития — это один из главных выводов, которые мы можем сформулировать. Непосредственность и эмоциональность читательской реакции являются не только основой обучения в 5 класса, но и теми ценностями, которые не должны быть утрачены в процессе взросления. В противном случае развитие ученика станет именно раз-витием, при котором часто утрачивается не только целостность читательского восприятия, но и цельность личности. Такая опасность особенно актуализируется в подростковом возрасте, когда бурно развиваются аналитические способы мышления. Нацеленность школьного образования на развитие именно таких способов мышления, на наш взгляд, усугубляет эту опасность. Уроки литературы, развивая интуицию, воображение, эстетические эмоции, образное мышление учеников, их интерпретационные способности, должны противостоять обозначенной «однобокости» школьного образования.

В связи с этим особое значение приобретает вопрос об основных методических принципах изучения литературы в 5 классе. Именно сейчас, на пороге бурных процессов переходного возраста, необходимо помочь пятиклассникам понять неисчерпаемые возможности тех способов мышления, которыми они обладают природно и которые должны развивать в себе. Таким образом может решиться одна из острейших проблем — сохранение образного мышления на следующих этапах литературного развития. Упущенное в 5 классе время чревато потерей ключевых способностей, обеспечивающих развитие читателя.

Проведенное исследование подтвердило, что главную и решающую роль в литературном развитии пятиклассников играет творческое воображение, активность которого помогает развивать другие стороны читательского восприятия. Активизируя и актуализируя эмоции содержания й эмоции формы, творческое воображение способствует образному осмыслению и пониманию художественного произведения, развитию интерпретадионных умений пятиклассников.

Пробуждающееся благодаря творческому воображению внимание к эстетической форме помогает установлению субъект-субъектных отношений между читателем и художественным произведением, приближает пятиклассников к постижению авторской позиции. Одним из наиболее действенных приемов, в которых обнаруживаются возможности творческого воображения и его значение, является по-новому понимаемый прием словесного рисования (в частности, создание и описание диптихов).

Письменное словесное рисование на уроках литературы в 5 классе, являясь одним из главных видов учебной деятельности, способствует как речевому, так и литературному развитию пятиклассников, поскольку письменная речь отличается от устной большей произвольностью и осознанностью.

Теоретическое понятие, которое служит пониманию художественного текста и осмысливается с опорой на образное мышление, становится действенным средством развития интерпретационных умений пятиклассников.

Результаты проведенных экспериментов, на наш взгляд, со всей очевидностью свидетельствуют о необходимости продолжать поиск таких методических приемов и способов литературного развития пятиклассников, которые бы в полной мере учитывали их читательские возможности. Одним из главных направлений этих поисков должен стать вопрос о содержании и способах организации тех видов деятельности, в которых развивается внимание читателя к художественному слову.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Мирзоян, Мариэта Апресовна, Санкт-Петербург

1. Аверина Е.В., Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения // НДВШ. Филол. науки. — 1999. — № 1. — С. 110 — 116.

2. Авлова Т.Г., Гербильская И.Е. и др. Тайны словесного искусства. (Введение в поэтику). Кн. для учителя. — Ч. 1-2. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: Специальная Литература, 1997. — 160 с.

3. Авлова Т.Г., Краснова Н.В. Тайны словесного искусства. (Введение в поэтику). Ч. 1. Учебник-хрестоматия. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: Специальная Литература, 1996. — 544 с.

4. Андерсен Г.Х. Сказки, рассказанные детям. Новые сказки. — М.: Наука, 1983.

5. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М.: Прометей, 1994, —352 с.

6. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. — 2-е изд., испр. — М.: «Языки русской культуры», 1999. — I — XV, 896 с.

7. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество // Асмус В.Ф. Вопросы теории и истории эстетики. — М., 1968. — С. 55 — 68.

8. Балыбердин А.Г. Формирование литературоведческих понятий в школе (IV — VII классы). — Куйбышев: Нзд-во Куйбышевского гос. пед. инта, 1981. —122 с.

9. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М.: Худож. лит., 1986. — 543 с.

10. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979.—424 с.

11. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова: (Раздумья о преподавании литературы в школе). — М.: Просвещение, 1990. — 192 с.

12. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе (IV — X классы): Пособ. для учителя. — М.: Просвещение, 1983. — 256 с.

13. Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников. Учеб. пособ. — М.: «Прометей», 1989. — 165 с.

14. Билинкис Я.С. Русская классика и изучение литературы в школе: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1986. — 207 с.

15. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: Учебник для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 400 с.

16. Богданова О.Ю. Проблемы и перспективы изучения поэтики художественного произведения на уроках литературы // Поэтика художественного текста на уроках литературы. — М., 1997. — С. 3 — 19.

17. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. — М.: Изд-во Международной пед. академии, 1995. — 209 с.

18. Борев Ю.Б. Теория художественного восприятия и рецептивная эстетика, методология критики и герменевтика. (Вместо введения) // Теории, школы, концепции. — М., 1985. — С. 3 — 68.

19. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособ. для учителя. — Изд. 2-е, перераб. — СПб.: Фирма «Глагол», 2000. — 272 с.

20. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. — 392 с.

21. Брюсов В.Я. Ключи тайн // Поэтические течения в русской литературе конца XIX — начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика. — М., 1988. — С. 61 — 64.

22. Брюсов В.Я. Ю стихотворной технике. // Брюсов В.Я. Избранные сочинения в 2-х томах. Т. 2. Переводы. Статьи. — М., 1955. — С. 181 — 185.

23. Брюсов В .Я. Ремесло поэта // Брюсов В .Я. Избранные сочинения в 2-хтомах. Т. 2. Переводы. Статьи. — М.,1955. — С. 295 — 315.

24. Булгаков С.Н. Философия имени. — Б.м.: КаИр, 1997. — 330 с.

25. В мире литературы. 5 кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. А.Г.Кутузов, В.В.Леденева, Е.С.Романичева, А.К.Киселев. — М.: Дрофа, 1995. — 224 с.

26. В мире литературы. 5 кл.: Учеб. хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений. В 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. А.Г.Кутузов, В.В.Леденева, Е.С.Романичева, А.К.Киселев. — М.: Дрофа, 1995. — 352 с.

27. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред. И.С. Якиманской. — М.: Педагогика, 1989. — 224 с.

28. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991. — 3-е изд. — 93 с.

29. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования.

30. М.: Лабиринт, 1996. — 416 с.

31. Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991, —480 с.

32. Выготский Л.С. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. —344 с.

33. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. — М.: Искусство, 1991. —367 с.

34. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики.

35. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.

36. Гоголь Н.В. Собрание сочинений. В 6 томах. Т. 1. Вечера на хуторе близ Диканьки. — М.: ГИХЛ, 1952.

37. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного текста // Вопросы психологии. — 1996. — № 3. — С. 43 — 52.

38. Гуйс И.Н. Стимулирование и объективация читательских Интерпретаций (5 — 6 кл.): Автореф. дисс. . канд. пед. наук / РГПУ им. А.Й.Герцена. — СПб., 1992,— 22 с.

39. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учеб. пособ. — М.: Флинта, Наука, 1998. — 248 с.

40. Жабицкая Л.Г. О психологических критериях литературного развития читателя // Научная конференция, посвященная проблемам психологии чтения и читателя. — Л., 1971. — С. 42 — 44.

41. Зайцева О.Н., Ладыгин М.Б. Литературное образование в 5 — 6 классах: Метод, рекоменд. для учителя. — М.: Дрофа, 1996. — 128 с.

42. Зуева Т.В. Сказки А.С.Пушкина: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1989. —159 с.

43. Иванов В.И. О границах искусства // Иванов В.И. Родное и вселенское. — М., 1994. — С. 199 — 217.

44. Иншакова О.А. Эмпатический диалог как прием личностной актуализации познавательной самостоятельности учащихся на занятиях по литературе в V — IX классах // Поэтика художественного текста на уроках литературы. — М., 1997. —С. 164—171.

45. Ионин Г.Н. Взаимосвязь литературоведения и школьного изучения литературы: Автореф. дисс. доктора пед. наук. — М., 1992. — 56 с.

46. Ионин Г.Н. Проблема интерпретации художественного текста в учебной и профессиональной деятельности // Интерпретация художественного текста в вузе и в школе. — СПб., 1993. — С. 3 — 21.

47. Каплан И.Е. Анализ произведений русской классики: Школьный курс: Кн. для учителя, старшеклассника, абитуриента. — М.: Новая школа, 1997. — 144 с.

48. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 175 с.

49. Качурин М.Г. Системность литературного образования в школе (на материале изучения русской классической литературы): Автореф. дисс. . доктора пед. наук / ЛГПИ им. А.И.Герцена. — Л., 1976. — 40 с.

50. Качурин М.Г. Художественная деталь и анализ текста (IV — V классы) // Анализ художественного произведения в школе. — Л., 1972. — С. 80 — 89.

51. Колычева О.В. Знакомство с теоретико-литературными понятиями на уроках литературы в V классе // Поэтика художественного текста на уроках литературы. — М., 1997. — С. 148 — 156.

52. Коновалова Л.И. Развитие читательского воображения школьников: Учеб. пособ. — Чита: Изд-во Читинского пед. ин-та, 1992. — 185 с.

53. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Збарский И.С. и др. Программа литературного образования. 5 — 11 классы / Под ред. В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение, 2000. — 77 с.

54. Косиков Г.К. Структурная поэтика сюжетосложения во Франции // Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы. — М., 1874. — С. 155 — 205.

55. Кудряшев Н.И. Взаимосвязь методов обучения на уроке литературы: Пособ. для учителя. — М.: Просвещение, 1981. — 190 с.

56. Курдюмова Т.Ф. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература»: 5 кл. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1994. — 95 с.

57. Кутузов А.Г. и др. Как войти в мир литературы. 5 кл.: Метод, пособ. / Под ред. А.Г.Кутузова. — М.: Дрофа, 1995. — 112 с.

58. Кушаев Н.А. Развитие художественного восприятия школьников в учебно-воспитательной работе по литературе И Совершенствование литературного развития школьников. — М., 1979. — С. 30 — 72.

59. Лавлинский С.П. Учебный диалог: природа и функции в процессе анализа и интерпретации литературного произведения. — Автореф. дисс. . канд. пед. наук. — М., 1994. — 23 с.

60. Лазарева В.А. Принципы и технология образования школьников // Литература в школе. — 1996. — № 1. — С. 75 — 81.

61. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1983. — 392 с.

62. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2.— М.: Педагогика, 1983. — 320 с.

63. Литература, 5 кл. Учебная хрестоматия для общеообразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. Т.Ф.Курдуюмова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1997, — 311 с.

64. Литература, 5 кл. Учебная хрестоматия для общеообразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Авт.-сост. Т.Ф.Курдуюмова. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 1997. — 304 с.

65. Литературное и речевое развитие школьников: Межвуз. сб. науч. трудов. — СПб.: Изд-во «Образование», 1992. — 139 с.

66. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В .М.Кожевникова, П.А.Николаева. — М.: Сов. энциклопедия, 1987. — 752 с.

67. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. — Л.: Просвещение, Ленингр. отд-ние, 1972. —271 с.

68. Лотман Ю.М. Лингвистическое и литературоведческое понятие структуры // Вопросы языкознания. — 1963. — № 3. — С. 44 — 52.

69. Лотман Ю.М. Текст как семиотическая проблема // Лотман Ю.М. Избранные статьи. В трех томах. Том I. — Таллинн, 1992. — С. 129 — 242.

70. Лыссый Ю.И. Чтение как метод обучения и эстетического воспитания на уроках литературы (VI — VII классы) // Совершенствование преподавания литературы в школе. — М., 1986. — С. 82 — 92.

71. Маймин Е.А. Опыты литературного анализа: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1972. — 207 с.

72. Маранцман В.Г. А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» // Изучение литературы в 5 классе. — СПб., 1996. — С. 64 — 85.

73. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников: Метод, пособ. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1974. —176 с.

74. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством // Литература в школе. — 1998. — № 8. — С. 91 — 98.

75. Маранцман В.Г. Повесть И.С.Тургенева «Муму» в читательском восприятии школьников // Изучение литературы в 5 классе. — СПб., 1996. — С. 125 —154.

76. Маранцман В.Г., Чирковская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе: Пособ. для учителя. — М.: Просвещение, 1977. — 206 с.

77. Медведев В.И. Объяснение. Понимание. Язык. — СПб.: Ступени, 1997. — 200 с.

78. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. — В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994.—288 с.

79. Методика преподавания литературы: Учебник для пед. вузов. / Под ред. Богдановой О.Ю., Маранцмана В.Г. — В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1994, —304 с.

80. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. — М.: Педагогика, 1976. — 224 с.

81. Мосунова Л.А. Методика обучения словесному рисованию на уроках литературы в V — VII классах: Учебно-методическое пособие. — Киров: Изд-во ВГПУ, 1999. — 88 с.

82. Мурзин Л.Н., Штерн А.С. Текст и его восприятие. — Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. — 172 с.

83. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. — М.: Книга, 1972. — 152 с.

84. Олеша Ю.К. Избранные сочинения. — М.: ГИХЛ, 1956.

85. Основы онтологии: Учеб. пособ. / Под ред. Ф.Ф.Вяккерева, В.Г.Иванова, Б.И. Липского, ББ.Маркова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — 280 с.

86. Паустовский К.Г. Собрание сочинений. В 6 томах. Т. 4. Маленькие повести и рассказы. — М.: ГИХЛ, 1858.

87. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. — М.: Знание, 1982. —96 с.

88. Пранцова Г.В. Что и как читают пятиклассники. К проблеме формирования читательской компетентности школьников-подростков // Русская словесность. — 1998. — № 3. — С. 81 — 83.

89. Программа по литературе для 5 — 9 классов средней школы / Под ред. чл.-корр. РАО, проф. В.Г.Маранцмана. — СПб.: Специальная Литература, 1998. —184 с.

90. Программно-методические материалы. Литература. 5 — 11 классы / Сост. Т.А.Калганова. — М., 1999. — 256 с.

91. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. — 2-е изд, перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.

92. Пути анализа литературного произведения: Пособ. для учителя / Под ред. Б.Ф.Егорова. — М.: Просвещение, 1981. — 222 с.

93. Пушкарева М.Д., Снежневская М.А. О задачах литературного образования в IV классе // Литература в школе. — 1970. — № 1. — С. 22 — 28.

94. Рез З.Я. Изучение литературного произведения в школе как процесс // Проблемы методики преподавания литературы: Учеб. пособ. — Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1976. — С. 54 — 73.

95. Розенпггок-Хюсси О. Речь и действительность. — М.: Лабиринт, 1994. —223 с.

96. Романичева Е.С. Постижение поэтики художественного произведения в процессе его историко-функционального изучения: теория и практика // Поэтика художественного текста на уроках литературы. — М., 1997. — С. 38 — 51.

97. Ротенберг B.C. Две стороны одного мозга и творчество // Интуиция, логика, творчество. — М.: Наука, 1987. — С. 39 — 55.

98. Сапогова Е.Е. Вниз по кроличьей норе: метафора и нонсенс в детском воображении // Вопросы психологии. — 1996. — № 2. — С. 5 — 13.

99. Сводная целостная программа школьного литературного образования (I — XI классы) / Под ред. академика В.В.Прозорова. — Саратов: Изд-во Гос. учеб.-науч. центра «Колледж», 1994. — 79 с.

100. Сигаева Т.Ф. Взаимодействие эмоционально-образного и логического начал в читательской деятельности пятиклассника: Автореф. дисс. канд. пед. наук / ЛГПИ им. А.И.Герцена. — Л., 1984. — 18 с.

101. Совершенствование литературного развития школьников: Сб. науч. трудов / Под ред. Е.В.Квятковского, Н.А.Кушаева. — М.: Изд-во НИИОП АПН СССР, 1979. — 178 с.

102. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. — М.: Искусство, 1991. — 701 с.

103. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. Сочинения. Т. 5. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963.

104. Успенский Б.А. Семиотика искусства. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — 360 с.

105. Унгер Р. Философские проблемы новейшего литературоведения // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX — XX вв. — М., 1987. — С. 143 —169.

106. Уэллс Г. Осмысление текста: роль письменной речи в деятельности // Вопросы психологии. — 1996. — № 6. — С. 92 — 106.

107. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. — М.: Наука, 1992. — 251 с.

108. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалев, В.Г.Панов. — М.: Сов. энциклопедия, 1983. — 840 с.

109. Франк С.Л. Реальность и человек. — СПб.: РХГИ, 1997. — 448 с.

110. Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. — М., 1993. — С. 47 — 116.

111. Ходасевич В.Ф. «Juvenilia» Брюсова // Ходасевич В.Ф. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 1: Стихотворения. Литературная критика 1906 — 1922. — М., 1996,—С. 403 — 407.

112. Художественное творчество и психология. — М.: Наука, 1991. —192 с.

113. Чумаков Ю.Н. Вопросы анализа поэтического текста // Лирическое стихотворение: Анализы и разборы: Учеб. пособ. — Л., 1974. — С. 3 — 9.

114. Шамрей Л.В. Функциональные закономерности взаимодействия науки и искусства в школьном изучении литературы: Автореф. дисс. . доктора пед. наук / РГПУ им. А.И.Герцена. — СПб., 1996. — 36 с.

115. Шелестова З.А. Особенности чтения художественной прозы // Литература в школе. — 2000. — № 3. — С. 71 — 79.

116. Щербина В.Р. Проблемы литературного образования в средней школе: Пособ. для учителя. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 319 с.

117. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. — 555 с.

118. Ягункова В .П. О некоторых возрастных особенностях развития литературных способностей школьников // Вопросы психологии. — 1966. — № 3, —С. 142 — 152.