Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия развития творческого воображения учащихся колледжа

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Акатова, Раиса Васильевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Педагогические условия развития творческого воображения учащихся колледжа», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Акатова, Раиса Васильевна, 1999 год

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ » ОБУЧЕНИЯ.

1.1. Основные проблемы управления развитием творческого воображения учащихся.

1.2. Анализ состояния проблемы развития творческого воображения учащихся подростков.

1.3. Педагогические условия развития творческого воображения в учебно-производственном обучении учащихся колледжа.

Выводы по главе

9 ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ТВОРЧЕСКОГО

ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖЕЙ.

2.1. Влияние развития творческого воображения на повышение качества профессионального образования.

2.2. Педагогические условия развития творческого воображения учащихся колледжа в процессе учебно-производственного обучения.

2.3. Результаты констатирующего, формирующего и контрольного этапов педагогического эксперимента. ф. Выводы по главе 2.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Педагогические условия развития творческого воображения учащихся колледжа"

Актуальность исследования. Обучение молодежи в новых экономических условиях остро поставило проблему совершенствования процесса её подготовки к творческой созидательной деятельности, обеспечивающей конкурентоспособность специалистов. Конкурентоспособными на рынке труда в современных условиях оказываются специалисты способные к творческой деятельности, генерировать и воплощать новые оригинальные идеи, решать творческие задачи. Поэтому одним из важнейших требований к специалисту со средним профессиональным образованием должно стать развитие важного компонента творческой деятельности - творческого воображения.

В современных условиях изменяются приоритеты и относительное значение личностных качеств специалистов. В число особо приоритетных включаются такие качества, как инновационный стиль мышления, готовность к творчеству, к постоянному поиску нестандартных и эффективных способов осуществления любой деятельности. Развитие качеств творческой личности, таких как наблюдательность, оригинальность в формировании представлений, любознательность являются основой при формировании черт будущих специалистов. Воплощение данных черт осуществляется при наличии у учащихся развитого творческого воображения. Это позволяет будущим специалистам создавать образы реально существующего или задуманного объекта с последующим отображением его в виде рисунка, конструкции, модели одежды. Стремление учащихся к нахождению рациональных способов осуществления задуманного, становится условием раскрытия и развития их природных задатков, усиления работы мышления, эмоциональной окраски выполняемой учебной работы, воспитывается потребность к дальнейшей творческой деятельности.

В отечественной психолого-педагогической литературе по данной проблеме дается представление о воображении, которое можно развивать, и на этой основе генерировать оригинальные идеи. В работах Г.С. Альтшуллера, Е.И.Абакумовой, Р.Т. Гареева, М.М. Зинов-киной, Н.П. Линьковой, М.Н. Поволяевой этот компонент учения не нашел достаточного отражения в системе обучения специалистов в профессиональном образовании. Возникло противоречие, заключающееся в том, что, с одной стороны, жизнь требует от специалиста развитого творческого воображения, а, с другой стороны, педагогические условия для эффективного развития его ещё недостаточно разработаны педагогической наукой. Исходя из этого противоречия, названная проблема является актуальной. Таким образом, необходимо разработать педагогические условия, обеспечивающие развитие творческого воображения учащихся колледжа в процессе учебно-производственного обучения специалистов на примере подготовки дизайнера, конструктора-модельера для швейной деятельности.

Цель исследования. Разработать и обосновать педагогические условия эффективного развития творческого воображения учащихся в учебном процессе колледжа.

Объект исследования. Процесс развития творческого воображения учащихся колледжей в учебном процессе.

Предмет исследования. Педагогические условия развития творческого воображения учащихся колледжа.

Гипотеза исследования. Развитие творческого воображения учащихся в учебном процессе будет эффективным, если:

- на основе методологии развития творческого воображения будут разработаны интегративные факультативные дисциплины профессионального цикла, создана творческая среда, способствующая генерированию идей учащимися, и создана экспериментальная база по моделированию одежды;

- будут специально отобраны и включены в содержание обучения объекты, развивающие творческое воображение;

- при теоретическом и практическом обучении будут отобраны и использованы современные активные методы развития творческого воображения и фантазии.

Цель и гипотеза выдвигают следующие задачи исследования:

1. Разработать педагогические условия, обеспечивающие реализацию развития творческого воображения (РТВ) учащихся колледжа в процессе обучения.

2. Рассмотреть сущность понятий: воспроизводящее и творческое воображение, творческое мышление, творческая деятельность. Определить критерии развития творческого воображения у учащихся и их показатели.

3. Разработать программы интегративных факультативных курсов: психология РТВ, методология РТВ, компьютерная поддержка РТВ, базирующихся на современной методологии развития творческого воображения учащихся.

4. Определить дидактические требования к разработке личност-но-ориентированных творческих заданий, обеспечивающих развитие творческого воображения учащихся в учебном процессе.

5. Установить эффективность поэтапного развития творческого воображения. Обосновать методы, отобранные для развития творческого воображения у учащихся.

6. Разработать дидактические требования к созданию учебно-производственных структур, обеспечивающих развитие творческого воображения у учащихся в профессиональной деятельности.

Значительное влияние на наше исследование по формированию творческого мышления и развитию творческого воображения оказали труды отечественных ученых, педагогов и психологов Б.Г. Ананьева, И.Н. Андрианова, С.Я. Батышева, Д.Б. Богоявленской, А.Т. Глазунова, М.М. Зиновкиной, И.Я. Лернера, A.M. Новикова, С.А. Новоселова, В.А. Полякова и др.

Методологической основой исследования явились философские, психологические, педагогические концепции, раскрывающие категории «творческая активность», «творческая деятельность», теоретические положения об активной природе человека в познании жизни и самого себя, научные положения гуманистической педагогики о сущности образования подростков. Исследование существенным образом опиралось на основы следующих современных теорий:

- психологическую теорию личности (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);

- теорию развивающего обучения (О.М.Дьяченко, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Л.В.Тарасов, Д.Б.Эльконин и др.);

- теоретические основы активности обучения и развития творческого мышления (Л.П.Аристов, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, М.М.Зиновкина, Н.Ф.Талызина, Т.И.Шамова и др.)

- теорию проблемного обучения (Т.В.Кудрявцев, И.Я.Лернер, А.М.Матюшкин, М.К.Махмутов, и др.)

В диссертации использовались такие методы исследования, как теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и обобщение передового опыта профессиональной подготовки специалистов по дизайну, конструированию и моделированию одежды и организации образования; тестирование учащихся; длительное педагогическое наблюдение; анализ содержательных компонентов швейной деятельности учащихся, обучавшихся по инновационной и традиционной программам, выполняемых ими практических заданий, курсовых и дипломных работ, результатов конкурсов.

Экспериментальной базой исследования являлся Пятигорский региональный колледж «Интеграл».

Основные этапы исследования.

Первый этап (1992-1994 гг.) - поисково-эмпирический, на котором выявлялись особенности швейной деятельности учащихся при многоуровневой подготовке и выявлялись творческие способности, необходимые для выполнения творческой деятельности.

Второй этап (1995-1997 гг.) - теоретический, включающий анализ психолого-педагогической и философской литературы по проблеме, накопление педагогического опыта работы с целью определения и обоснования исходной методологической базы; разработка структурного содержания курса конструирования одежды с целью выявления его связей с дизайнерской деятельностью, определение педагогических условий, обеспечивающих развитие творческого воображения учащихся в процессе учебно-производственной (швейной) деятельности.

Третий этап (1998-1999 гг.) - опытно-экспериментальный, в ходе которого проводилась проверка разработанных учебных программ, учебных пособий и творческих задач с целью создания структур для развития творческого воображения учащихся колледжа.

Научная новизна исследования и теоретическая значимость:

- Определены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития творческого воображения и фантазии в процессе учебно-производственного обучения учащихся колледжа (изучение и учет индивидуальных особенностей учащихся колледжа; отбор и обоснование объектов профессиональной деятельности, разработка на их основе системы личностно-ориентированных творческих заданий и проектов; разработка дидактических требований к созданию творческой среды; экспериментальная швейная лаборатория, ателье, «Театр моды»).

- Создана модель инновационного учебного процесса в колледжах, содержащая три этапа развития творческого воображения у учащихся: развитие воспроизводящего воображения, активизация творческого воображения, форсирование творческого воображения.

- Разработаны критерии (знания художественного характера, профессиональные знания, профессиональные умения, творческое мышление) и произведен отбор и обоснование методов РТВ эффективных для развития воображения учащихся - будущих специалистов для профессиональной (швейной) деятельности (дизайнеров, конструкторов-модельеров).

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

- на основе методологии развития творческого воображения разработаны интегративные курсы, учебные планы и программы профилирующих дисциплин, факультативов для ПТУ и ССУЗов, позволяющие развивать творческое воображение учащихся в процессе учебно-производственной (швейной) деятельности для повышения художественного уровня изделия.

- разработаны: новый системный подход и технология развития творческого воображения учащихся колледжа на основе метода ассоциаций, метода фокальных объектов (МФО), морфологического анализа (МА) и других, ориентированных на процесс деятельности дизайнера костюма, конструктора-модельера (природный объект - форма - цветовая гамма - модель одежды; искусственный объект - форма - цветовая гамма - модель одежды);

- экспериментально подтверждена возможность развития творческого воображения у учащихся в процессе учебно-производственной, экспериментальной деятельности;

- разработаны научно-практические рекомендации для научно-исследовательской и методической работы швейных колледжей и совершенствования форм, методов, средств профессиональной подготовки специалистов швейного профиля.

Достоверность полученных теоретических и экспериментальных результатов обеспечивается комплексным подходом к проблеме исследования с помощью применения разработок и методов, адекватных целям, задачам исследования, пролонгированным этапом опытно-экспериментальной работы.

Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования представлены в 9-ти публикациях, комплексом учебно-программной документации, результаты исследования докладывались на Международных и Российских конференциях, обсуждались и получили одобрение на пленумах УМО высших и средних профессиональных учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию, на заседаниях Межвузовского научно-образовательного центра инженерного творчества Московского государственного индустриального университета, на заседаниях Проблемного Совета «Творчество в профессиональном образовании».

Основные положения исследования обсуждались на заседании Ученого Совета Общественно-государственного регионального колледжа «Интеграл», на кафедре «Специализация», на совещаниях-семинарах по проблеме развития творческих способностей учащихся, на 1-ой Международной научно-практической конференции «Креативная педагогика XXI в.», «Педагогическая деятельность как процесс непрерывного развития творческого потенциала личности», Межрегиональных научно-практических конференциях в г. Невинно-мысске (1998г.), в г. Лермонтове (1999г.).

На защиту выносятся:

- модель продуктивно-деятельностного подхода к развитию и управлению творческим воображением учащихся в процессе учебно

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Выводы по главе 2.

Принципиально новым направлением в подготовке высококвалифицированных кадров является учебное заведение, осуществляющее непрерывную, многоуровневую профессиональную подготовку кадров, способное создать гибкую систему обучения, обеспечивающей высокое качество образовательной и творческой профессиональной подготовки, реализацию всех потенциальных возможностей и способностей личности. Позволяющая раскрыть творческие способности каждого учащегося в процессе учебно-производственного обучения, способного обеспечить все потребности экономических и социальных сфер.

На основании анализа и обобщения опытно-экспериментальной работы швейных колледжей по развитию творческого воображения учащихся можно сделать следующие выводы:

1. Учебно-производственный процесс должен представлять собой синтез высокопроизводительного труда учащихся, овладения профессией, развития творческих способностей и формирования творческого отношения к труду. Разработку дидактических требований к предметам профессионального цикла, которые ориентируют мастера и преподавателя на развитие творческого воображения в учебном процессе.

Целесообразное развитие творческого воображения у учащихся должно стать составной частью профессиональной подготовки рабочих и специалистов швейного профиля.

2. Важным педагогическим условием развития творческого воображения у учащихся является разработка содержания курса обучения, который создает реальные возможности для поэтапного развития творческого воображения и фантазии студентов, вплоть до высшей формы активности в самостоятельной деятельности - творчестве.,

3. Программы обучения по профессиональному циклу включают спецдисциплины, направленные на развитие творческого воображения учащихся, выполнение творческих заданий и проектов на основе дифференцированного, в зависимости от возрастного уровня и способностей учащихся, подхода к выбору учебного материала (объектов, средств, материалов).

4. Эффективность принятых моделей развития творческого воображения учащихся обеспечивается адекватной методикой обучения, включающей комплекс методов и форм обучения, активизирующих познавательную деятельность учащихся, дающих возможность использования компьютерных технологий в творческом процессе.

5. Развитию творческого воображения у учащихся и их трудовому становлению в значительной мере способствует дополнительное обучение и работа в экспериментальной швейной лаборатории, во взаимосвязи с процессом их будущей трудовой деятельности.

Проведенное теоретическое исследование по проблеме и опытно-экспериментальная работа позволяет нам сделать вывод.

Принципиально новым направлением в творческой подготовке высококвалифицированных кадров является разработка педагогических условий для учебного заведения, осуществляющего непрерывную многоуровневую творческую профессиональную подготовку в рамках креативной педагогической системы НФТМ (М.М. Зиновки-на). Она обеспечивает развитие у учащихся прежде всего творческого воображения и творческих способностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проявление творчества в любой деятельности становится социальной потребностью общества, решающим условием его эффективности и прогресса, что требует повышения интеллектуального потенциала каждого члена общества, максимального развития его творческих способностей, В соответствии с этим в настоящее время возникает необходимость непрерывного развития личности, изменяются приоритеты и относительное значение личностных качеств. В число приоритетных включаются такие качества, как инновационный стиль мышления, готовность к творчеству, к постоянному поиску нестандартных способов осуществления любой деятельности.

Специально разработанные программы и методические рекомендации по развитию творческого воображения у учащихся, должны стать органической частью всего учебно-производственного процесса учебных заведений, подготавливающих специалистов швейного профиля. На основании проведенного исследования в колледже по развитию творческого воображения учащихся установлено:

1. Учебно-воспитательный процесс должен представлять собой синтез высокопроизводительного труда учащихся, овладения профессией, развития творческого воображения и формирования творческого отношения к труду. Разработанные дидактические требования к производственному обучению и предметам профессионального цикла, ориентируют мастера и преподавателя на развитие творческого воображения в учебном процессе, РТВ должно стать составной частью профессиональной подготовки учащихся.

2. Занятия по развитию творческого воображения должны включать 3 основных этапа:

Первый этап - учащиеся изготавливают несложные изделия. Важно, чтобы учащиеся справились с работой, почувствовали уверенность в себе, испытали первый успех, потребность в творческой деятельности.

Второй этап - модельно-конструкторский, эвристический. На этом этапе деятельность учащихся включает элементы самостоятельного творческого поиска. Для этого перед учащимися создаются проблемные ситуации, требующие самостоятельности в решении и, следовательно, напряжения мыслительной деятельности.

Третий этап - творческий. Перед изготовлением модели одежды с учащимися следует обсудить возможные варианты конструкции и технологии обработки.

Творческий подход к организации процесса обучения и воспитания положительно сказывается на качестве подготовки учащихся.

Стремление учащихся продолжать учиться по избранной профессии является лучшей оценкой учебно-производственного процесса колледжа.

Подводя некоторый итог всему сказанному о развитии творческого воображения у учащихся можно сделать ВЫВОД: как бы тщательно ни было разработано содержание обучения, само по себе оно ещё не может обеспечить эффективности усвоения. Для этого необходим столь же тщательный отбор средств обучения, а также приёмов и методов учебной работы, способствующих овладению учащимися знаниями, умениями и навыками. Важно при этом планировать содержание, которое должны усвоить учащиеся, способ его усвоения, творческую деятельность учащихся, педагогические условия, эффективно обеспечивающие её реализацию.

В диссертации намечены пути совершенствования профессионального цикла - развитие содержания обучения учащихся творческим компонентам швейной деятельности.

Пристального внимания к себе требуют вопросы развития творческого воображения учащихся в швейном колледже, обеспечивающего формирование у учащихся творческого мышления. Учитывая, что формирование творческого мышления — составная часть специальной подготовки, эта проблема занимает определённое место в рамках профессионального образования, увязывается с другими проблемами того же круга.

Проблема форсирования творческого воображения учащихся в процессе самостоятельной деятельности вообще и в процессе профессиональной подготовки в частности - одна из наиболее актуальных проблем педагогики в настоящее время. Решая её на примере швейного колледжа, мы тем самым способствуем её разрешению в целом.

Рассмотренная в диссертационном исследовании проблема методических основ развития творческого воображения учащихся при обучении профессиям швейного профиля подготовки отражает существующее в обществе противоречие между обучением и недостаточной подготовленностью молодых рабочих и специалистов к усвоению накопленного социального, трудового и художественного опыта и к творческой реализации личностного потенциала в процессе интеллектуального и практического труда.

Разрешение этого противоречия возможно в том случае, если в программы учебного заведения будут включены занятия по психологии РТВ, по методологии РТВ, с последующим использованием методов РТВ в предметах профессионального цикла. Разработаны творческие задания, направленные на развитие творческого воображения у учащихся, созданы структурные подразделения, такие как ателье, ЭШЛ для экспериментальной творческой деятельности выпускников, а также внеклассная работа в кружках и «клубах по интересам» будет способствовать развитию творческого воображения учащихся.

Проведенное теоретическое исследование и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили основные положения выдвинутой гипотезы и позволили решить поставленные задачи.

На основе изучения и анализа трудов учёных в области философии, психологии и педагогики многоаспектно исследована проблема развития творческого воображения учащихся в процессе их учебно-производственной деятельности, показано, что творческое воображение и ориентация учащихся развивается в процессе изучения специальных предметов и их производственной деятельности по изготовлению швейных изделий и воздействует на раскрытие и реализацию личностного потенциала, активизирует поисковые творческие процессы, создаёт условия для формирования социально значимых качеств личности - самостоятельности, целеустремленности, трудолюбия, умения решать проблемы и др.

Выявлено, что важным педагогическим условием развития творческого воображения и фантазии учащихся является их обучение по интегрированным учебным планам и программам, разработанным на основе практики изготовления конкурентоспособных швейных изделий, и предусматривающим как обязательный организующий элемент дифференцированный, в зависимости от возрастного уровня учащихся и способностей, подход к выбору объектов и средств труда, материала и технологии обработки. Включение в программу теоретического материала, такого как «История костюма», подкрепленного экскурсионными и демонстрационными мероприятиями, позволяет расширить область представлений и воображения, создавая основу для качественного развития личности.

Разработаны концепция и модель учебного процесса, направленные на развитие творческого воображения и фантазии учащихся в учебно-производственной деятельности; программы факультативных курсов «Психология РТВ», «Методология РТВ», «Компьютерная поддержка РТВ»; дидактические требования к созданию экспериментальной базы по моделированию одежды для применения полученных знаний, умений и навыков учащимися в практической трудовой деятельности, приближенной к производственной, на предприятиях, оказывающих услуги населению в изготовлении швейных изделий.

Оптимальные результаты получены при использовании эффективных моделей формирования учебного процесса, основанных на принципах поэтапного развития творческого воображения учащихся, когда на каждом этапе происходит трансформация деятельных мотивов в зависимости от сформированности у учащихся знаний, умений и навыков и качеств творческой личности, создавая каждый раз основу для нового, более качественного скачка в развитии творческих устремлений.

Обосновано, что на повышение эффективности и качества подготовки рабочих и специалистов швейного профиля позитивное влияние оказывает развитие у учащихся творческого воображения и фантазии в учебно-производственном обучении.

Определены критерии творческого воображения учащихся (сформированность знаний художественно-прикладного характера, владение учащимися профессиональными приемами, сформированность творческого воображения и фантазии) и комплекс педагогических условий организации учебно-производственной деятельности учащихся профессиональных колледжей.

Подтверждено, что применение комплекса форм и средств обучения, активизирующих творческое воображение и фантазию учащихся (участие в выставках, конкурсах профессионального мастерства, демонстрациях моделей одежды, разработке творческих проектов), обеспечивает эффективность принятой методики в формировании творческой личности.

Установлено, что эффективность разработанных моделей поэтапного развития творческого воображения и фантазии вплоть до её высшей формы - творчества обеспечивается широко развитой методической системой, предусматривающей сочетание различных методов обучения и диагностики, в том числе с использованием компьютерных технологий, которые позволяют не только модернизировать учебный процесс, но и, по возможности максимально, развить у учащихся навыки «общения» с компьютерной техникой.

Раскрыто содержание внеклассной деятельности учащихся как продолжение формирования творческого воображения и фантазии у учащихся. Организованная на принципах добровольности, с учётом интересов учащихся и решения поставленных педагогических задач, внеклассная деятельность способствует совершенствованию знаний, умений и навыков, полученных в процессе обучения, и может рассматриваться дополнительно как область по развитию творческого воображения и фантазии учащихся.

Разработаны дидактические требования к созданию экспериментальной базы по моделированию одежды, для применения полученных знаний, умений и навыков учащимися в практической трудовой деятельности, приближенной к производственной, на предприятиях, оказывающих услуги населению в изготовлении швейных изделий.

Завершенный этап опытно-экспериментальной работы не исчерпывает рассматриваемую проблему. Важнейшим направлением её дальнейшей разработки является реализация концепции непрерывного образования в аспекте развития творческого системного мышления с использованием компьютерных технологий, способствующих непрерывности процесса формирования творческого мышления и творческих способностей учащихся на всех ступенях обучения.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Акатова, Раиса Васильевна, Москва

1. Абовский Н.П. Творчество: системный подход, законы развития, принятие решений. М.:СИНТЕГ, 1998.- 296 с.

2. Абовский Н.П., Воловик А.Я. Системный подход в научно-техническом творчестве. Красноярск: Стройиздат, 1990. -198 с.

3. Абовский Н.П., Воловик А.Я. Современный взгляд на научную инженерную и учебную деятельность. Красноярск, 1988 - 68 с.

4. Абакумова Е.И. Дисс.канд.пед.наук. «Методические основы творческой деятельности школьников при изучении народных художественных промыслов (на примере Корякского автономного округа)». 227 с.

5. Аверин A.M. Формирование теоретического мышления в процессе решения технических задач. // Психолого-педагогические особенности подготовки учащихся к творческому труду. Свердловск, 1981. - с. 24-29.

6. Алексеев В.Е. Активизация работы по развитию технирческо-го творчества учащихся: Учебно-метод.пособие. М.: Высшая школа, 1989. - 72с.

7. Алексеев В.Е. Организация технического творчества учащихся. М.: «Высшая школа». 1984. - 144 с.

8. Алексеев В.Е. Педагогические проблемы развития технического творчества молодежи. Ташкент. 1980. - 189 с.

9. Алексеев В.Е. Совершенствование работы по развитию научно-технического творчества у учащихся в средних профтехучилищ». Методические рекомендации. Л., 1987. - 113 с.

10. Алёхин В.В. Инженерно-технический труд и творчество как предмет философского анализа. Автореферат дис.д-ра фи-лос.наук. -М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982. 47с.

11. Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. -М.: Детская литература, 1984. 126с.

12. Альтшуллер Г.С. «Творчество как точная наука», -М., 1979. -175 с.

13. Альтшуллер Г.С. И тут появился изобретатель. М., 1984, -142 с.

14. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения. // Шанс на приключение. / Сост. А.Б.Селюцкий. -М., 1991, с. 237-296.

15. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! М., 1988. - 234 с.

16. Акатова Р.В. Педагогическое творчество преподавателей и обученность студентов колледжей в условиях рынка. Пятигорск, 1997. - 26 с.

17. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. -Казань: изд-во Казанского ун-та, 1988. 238 с.

18. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей. М., 1977. -с. 110-115.

19. Бабанский Ю.К. «Оптимизация процессов обучения (общедидактический аспект)». М., 1977. - 134 с.

20. Бабанский Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения (серия «Педагогика и психология»). М., 1978. - 212 с.

21. Бабат Г. Сбывшееся и несбывшееся. В сб. «Пути в незнаемое», 1962. -С. 114-128.

22. Баграмянц M.JL, Швалёва Н.Н. «Карта профиль одаренного ребёнка». - Ставрополь-Пятигорск, 1994. - 58 с.

23. Байков Ф.Я. Учение и творчество. JI., 1979. - 198 с.

24. Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации. М., 1979. -294 с.

25. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997. - 255с.

26. Батышев С.Я; Подготовка рабочих широкого профиля в условиях переходя к рыночной экономике. Части 1 и 2. М., 1993. - 197 е.; - 195 с.

27. Батышев С.Я. Профессиональная педагогика. Учебник для студентов пед. вузов. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1999. - 234 с.

28. Бслозсров В.И. Диалектический материализм и тсхнознанис. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1980. 231 с.

29. Белозерцев В.И. Проблемы технического творчества как вида духовного производства. -Ульяновск: Приволжское кн. изд-во. Ульяновское отд., 1970. -с. 16-24.

30. Беляева А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. Санкт Петербург: «Радом», 1997. - 512 с.

31. Беляева А.П. Система многоуровневой профессиональной подготовки в профессиональных учебных заведениях. Сборник научных трудов. С.-Петербург, 1995. 28 с.

32. Бердяев Н.А. Смысл творчества. -М., 1916. С. 28-35.

33. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. / Ин-т развития проф. Образования. -М., 1995. 336 с.

34. Бим-Бад Б.М. В поисках ретроспективы. // Открытый университет. 1990, № 3. С.6.

35. Блинов В.М. Эффективность обучения. М., 1976. - 46 с.

36. Богоявленская Д.Б. Метод исследования интеллектуальной активности. Дис.канд.психол.наук. -М.: Изд-во МГУ, 1971. -С. 9-22.

37. Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. // Вопросы психологии. 1976, № 4. - С. 69-80.

38. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.ф 39. Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. М., 1976. -287 с.

39. Бона И.М. Организация технического творчества в средних профтехучилищах. М., 1970. - 85 с.

40. Брушлинский А.В. Воображение и творчество (трудности в трактовке воображения). // Научное творчество. Под ред. С.Р.Микулинского, М.Г.Ярошевского. -М., 1967. С. 17-22.

41. Буш Г. Методы технического творчества Рича. М., 1972. -169 с.

42. Вайсберг М.С., Колодяжная Н.Д., Тырсиков Д.В., Швалёва Н.Н. Диагностический комплекс для отбора детей в инновационные учреждения образования. Ставрополь, 1996. - 178 с.

43. Венгер JI.A. Педагогика способностей. М., 1973. -С.48-67.

44. Волков И.И. Приобщение к творчеству. -М.: Просвещение, 1982. 144с.

45. Волков Г.П. Человек и научно-техническая революция. -М.Политиздат, 1972. -С.36

46. Воспитание интереса к труду у учащихся профессионально-технических училищ. Методические рекомендации. -М., 1978. -48 с.

47. Выготский Л.С., Избранные психологические исследования. -М., 1956. С.279.

48. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Собр. Соч. -М., 1982. -Т.2. С. 78-93.

49. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. // Исследования мышления в советской психологии. -М., 1966. -С. 236-277.$

50. Гареев Р.Т. Юрасов А.Б. Компьютеризация учебного процесса.// Профессиональная педагогика. Под ред. С.Я.Батышева. -М., 1997. С. 199-215.

51. Гвишиани Д.М. Диалектико-материалистическое основание системных исследований. -С. 5-27.

52. Гильдс В.У., Штаркс К. Нужны идеи. М., 1973. - 198 с.

53. Глазунов А.Т. Региональные модели профобразования.//Профессиональное образование. М.: 1997, № 11.

54. Глассер У. «Школы без неудачников», М.: «Прогресс», 1991. - С.36.

55. Годфруа Ж. «Что такое психология». М.:«Мир», 1992. - 163 с.

56. Гончаренко Н.В. «Гений в искусстве и науке». М., 1991. -С.285.

57. Горский В.А. Внеклассная работа по техническому творчеству и сельскохозяйственному опытничеству. -М.: Просвещение, 1985. 176 с.

58. Готсдинер А.Л. «К проблеме многосторонних способностей» // «Вопросы психологии», 1994, № 4s с.82-88.

59. Грановская P.M. Творчество и преодоление стереотипов. -СПб: OMS, 1994. 192с.

60. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. -276 с.i

61. Де Боно Э. «Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении». М., 1976. - С.16-24.

62. Декарт Рене. Рассуждение о методе. ч.1.- М., 1950.-198 с.

63. Дерзкие формулы творчества. / Сост. А.Б.Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1987. - 269 с.

64. Джайнотт Р. Родители и дети. М., 1988. 135 с.

65. Джонс Дж. Инженерное и художественное проектирование. -М., 1976. 144 с.67