Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические условия вокально-хоровой подготовки учителей начальных классов

Автореферат по педагогике на тему «Педагогические условия вокально-хоровой подготовки учителей начальных классов», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Галимова, Надежда Ивановна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогические условия вокально-хоровой подготовки учителей начальных классов"

МОСКОВСКИЙ ОРДЕПЛ ЛЕНИНА И ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. II. ЛЕНИНА

Специализированный Сонет К 053.01.13

Иа правах рукописи

Г АЛИМОВА Надежда Ивановна

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ИЛ ЧАДЫ1ЫХ КЛАССОВ

Специальность 13.00.01 — теория и история педагогики

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации иа соискание ученой стслелл кандидата педагогических наук

Москва 1992 г.

Работа выполнена в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина.

II а уише руководит с л и :

доктор философских наук, профессор С. Г. СПАСПБЕНКО

кандидат педагогических наук, доцент Л. А. БЕЗБОРОДОВА

Официальные оппонент ы:

доктор педагогических наук, старшин научный сотрудник 10. Б. АЛИЕВ

кандидат педагогических наук, доцент Л. Г. ДМИТРИЕВА

Ведущая организация: Московский государственный открытый педагогический институт.

Защита состоится 1993 года и .....часов

на заседании специализированного Совета К 053.01.13 но присуждению ученой степеня кандидата педагогических наук в Московском педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина по адресу: пр. Вернадского, д. 88.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке М11ГУ имени В. И. Ленина по адресу: 119435, Москва, Малая Пироговская ул., дом 1, МИГУ им. В. И. Ленина.

Автореферат разослан «............»..............................1992 года.

Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат педагогических наук И. Е. КОЖАИОВА

ОЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. РАБОТЫ

Актуальность исследования. Возрождение общечеловеческих ценностей, широкая обращенность к духовной личностной сфере человека характеризует современные педагогические поиски, решения, концепция. Активизируется процесс глубокого осмысления роли искусства в воспитании личности. Это находит отражение в ряде публикаций последних лет, в современных концепциях образования.

Усиление влияния гуманитарного цикла предметов на воспитание учителя связано с последствиями потери общечеловеческих ценностей,отсутствием духовной основы у молодежи,отходом от принципов высокой морали и этики. Современный этап в развитии общества характеризуется заполнением бездуховного вакуума всевозможными формами псевдоискусства развлекательного, фонового, рекламного характера. Потребление такого рода дешевой духовной продукции оттесняет на задний план движение к истинной художественности а ценности,, Личность будущего учителя в период учебы находится в Стадия формирования, у юношей и девушек происходит сложный процесс переоценки ценностей и выбора правильной ориентации в них. Будущей профессиональной деятельности нухка прочная основа общечеловеческих идеалов. Поэтому важным и необходимым является восстановление утраченного духовного богатства в педагогической системе подготовки учителей. В этом смысле музыкальное образование является значимым звеном в решении данной проблема. Издавна в музыкальней подготовке учителя существовало уникальное средство воспитания, способное дать мощный толчок к возрождению музыкальной культуры в общем педагогическом образовании. Таким средством, отражающим активную, музыкальную деятельность является искусство хорового пения. Высокая воспитательная значимость этого вида искусства, его историческое развитие, многообразие проявления в контексте художественных просветительских а профессиональных традиций глубоко расгфыто- Б.В.Асафьевым, В.Л.Ильиным, В.Л.Локишнкм, А.Б.Свешниковым, С.С.Скребковым, В.А.Чернушенко и др.

Сбяшрнузо область исследования влияния хорового пения на музыкальное развитие личности в детском и юношеском возрасте представляют работы Ю.Б.Алиева, Л.Б.Бартеневой, Е.Я.Гембицкой, К.Ф.Никольской-Береговой, В.С.Попова.и др.

Проблема:/, вокально-хоровой подготовки учителей начальных классов посвящены работы авторов периода до 1917 года В.А.Булычева, Н.М.ловина, А.В.Никольского, С.В.Смоленского и др. а после-

г

духщах периодов - 0. ¿..Апраксиной, Б.В.Асафьева, Т.Л.£вркмш, К.С.Гршценко, В.Н.Шацкой И др.

Хоровые занятия издавна являлись основным предметом в комплексе музыкальных дисциплин педагогических учреждений. Однако в современный период в области вокально-хоровой подготовки будущих учителей начальных классов педагогических вузов слоашлась не благоприятная ситуация. Хоровое занятие как самостоятельный предмет не имеет статуса обязательной музыкальной дисциплины на факультета и проводится факультативно в условиях резко ограниченного учебного времени, а в ряде мест оно отсутствует вообще. Наблюдается дисбаланс между основными компонентами существующего учебно-воспитательного хорового процесса: взаимное несоответствие цели, задач, содержания, форы и методов. Страдает качество учебно-хоровой работы а уровень вокально-хоровой подготовка оту-дентов. Пололенна. усугубляется отсутствием глубоких теоретических современных, исследований в этой области. Не выяснены причины возникшей сатуавди, не проанализировшш обстоятельства функционирования систеш вокально-хорового образования учителей в исторической последовательности ав развития, не изучены педагогические условия вокально-хоровой подготовки учителей относительно усовершенствования ее организации, постановки цели, задач, содержания, форм а методов. Актуальность исследования обусловлена высоким воспитательным предназначением искусства хорового пения, необходимостью осмысления педагогических условий вокально-хоровой подготовки учителей и нахождения возможных оптимальных путей для повышения значимости хоровых занятий в общеобразовательной системе факультета начальных классов.

Проблема исследования заключается в том, чтобы определить, каково состояние вокально-хоровой подготовки учителей начальных классов и педагогические условия ее совершенствования. Решение данной проблемы составляет шль исследования.

Объектом исследования является вокально-хоровая подготовка будущих учителей начальных классов, а предметом исследования - ■ педагогические условия организации вокально-хоровой подготовки будущих учителей начальных классов.

Г-.и п о т е з н исследования: 1. Хоровые, занятия являются высокоэффективным ыузыкально-педаго-гическш средством духовно-нравственного обогащения будущих учителей.

2. Успешность ^уЕкадшкарованая хоровых занятий на факультете начальных ллассов, повышение уровня вокально-хоровой подготовки студентов аавасит от следующих педагогических условий:

- обеспечения организационных мероприятий по повышении значимости хоровых занятий в общеобразовательной сиотеме факультета на Зронм восстановления их в цикл обязательных музыкальных дисцид-ди»у я изменения названия предмета на "искусство хорового пения";

- уздта единства, и взаимосвязи основных компонентов учебно-воо-лзтательаого хорового процесса - цели, содержания, форл и методов на основе высокого уровня требований, предъявляемых к каждому из них.

■ Задачи исследования;

1.. Уточнить духовно-нравственные возможности искусства ходового пения и его роль в системе общемузыкального образования Идущих учителей начальных классов.

2. На основа ретроспективного, сравнительного и анкетного анализа уточнить и раскрыть состояние вокально-хоровой подготовка. учителей начальных классов.

3. Сформулировать педагогические условия совершенствования организации хорового учебно-воспитательного процесса.

4. Провести апробацию, проварку эффективности выявленных педагогических условий в практике учебно-воспитательной работы. Методологической и теоретической основой исследования являются ваанайпао положения философской науки об искусстве как специфической форме общественного сознания, о человеке как о высшей ценности общества; теория эстетического воспитания, концепции педагогика, о развитии личности, гуманизации и демократизации в сфере образования, целостности педагогического процесса. Методы исследования. Изучение научно-теоретической и методической литературы по проблемам вокально-хорового воспитания, программных и исторических документов. Методы сравнительного анализа, анкетирования, опроса, беседы, экспериментального исследования, экспертной оценка, математической статистики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что впервые предпринимается попытка воссоздать целостное представление о процессе вокально-хорового воспитания учителей начальных классов в системе народного образования путем историко-педагогичэского сравнительного анализа, уточняются духовно-нравственные возможности хорового пения и преимущества хо-

ровых занятий в условиях факультета начальных классов. В работе применяется исследование представлений студентов о хоровом пении и фактических данных преподавателей хоровых дисциплин об условиях функционирования хоровых занятий путем метода анкетного анализа, дающего возможность выявить реальные педагогические условия и состояние вокально-хоровой подготовки. На основе теоретического обобщения выявленных педагогических условий вокально-хоровой подготовки студентов предложены конкретные рекомендации и пути совершенствования хорового учебно-воспитательного процесса на факультета начальных классов.

Пряктичйпкяя аначдмортч» исследования заключается в том, что сформулированы педагогические условия совершенствования хорового учебно-воспитательного процесса на факультете начальных классов, разработана и апробирована программа предмета "Искусство хорового пения", нацеленная на духовно-нравственное обогащение студентов средствами хорового искусства. Предложен метод "Параллельного изучения двух произведений контрастной степени сложности одного -композитора" на основа исполнения и активного восприятия. Эта мероприятия могут быть использованы в работе преподавателей хоровых дасщшшн.

Положения, выносимые на защиту.

1, Высокий статус искусства хорового пения в общеисторическом развитии культуры,, его духовная, гуманистическая направленность позволяет определить роль вокально-хорового воспитания и обучения студентов факультета начальных классов как эффективного средства их культурно-образовательного и духовно-нравственного совершенствования«

2, Ретроспективный и анкетный анализ вокально-хоровой подготовки учителей начальных классов показал ярко выраженные негативные тенденции в области вокально-хорового воспитания студентов, сведения многообразия воспитательных возможностей хоровых занятий

к узкдаетодической ориентации на школьный предмет "пение"(музыка), что привело к утрате авторитетности хорового пения и его оскошай функиач - духовно-нравственного обогащения человека.

3, Расширение воспитательного потенциала хоровых занятий, нацеленных на индивиду альцо-^щчностное, духовное обогащение студентов возможно при соответствующих педагогических условиях организаций этих закатай ка факультете начальных классов:

1) Дошлешь значимости хоровых занятий в общеобразовательной систре факулыета -

а) восстановление хоровая занятий в цикле обязательных музыкальных дрвдмйгсгв;

б) изменений названия'предмета на "Искусство хорового пения'.'

2) Учет единства и взаимосвязи между основными компонентами хорового учебно-воспитательного процесса на основе высокого уровня требований, предъявляемых к каждому из них -

а) ц е л ь - духовно-нравственное обогащение студентов;

б) задачи - усвоение наибольшего объема высокохудожественных сочинений и качественное индивидуально-личностное их преобразование студентами;

в)содеряанне - построение учебно-воспитательного хорового процесса на основе принципов историзма и тематизма;

г) ф о р м ы музыкальной деятельности - хоровое исполнение в «вязи с активным восприятием музыки;

д) м е т о д - "Параллельного изучения двух хоровых сочинений контрастной степени сложности одного композитора".

4. Единство и взаимосвязь всех структурных компонентов, высокий уровень требований к каждому из них. обеспечивает целостность педагогического хорового процесса, позволяет достичь положительных результатов вокально-хоровой подготовки учителей начальных классов.

Достоверность подученных результатов обеспечивается правильным методологическим подходом к решению поставленной проблем, соответствием методик исследования выдвинутым задачам, тщательностью анализа хода и результатов опытной работы, взаимодополняемостью исследовательских методов.

Апробация исследования. Результаты апробировались: в процессе внедрения программы "Искусство хорового пения" на педагогическом факультете ЯШИ им.И.Крянгэ(г.Кишинев) в 1987-89 гг., на факультета начальных классов МИГУ им.В.И.Денина(г.Москва) в 199192 гг., на итоговых научных конференцаях КПШ им.Я-Крянгэ в 198890 гг., МИГУ ш.В.ИЛенина в 1990 г, в процессе обсуждений на заседаниях кафедры эстетического и трудового воспитания МШУ им. В.И.Ленина в 1992 г.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ даССЕРТАЩй Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

В Главе 1 'г!есто и роль вокально-хоровой подготовки в системе профессионального образования учителей начальных классов"

уточняется значение искусства хорового пенйя в системе духовной культуры, его преимущества как предмета в у слона »а факультета начальных классов. Осуществляется ретроспёктивдШ анализ состояния вокально-хоровой подготовки учителей начальных классов в исторической последовательности. Канр искусства хорового пения содержит неисчерпаемые духовно-нравственные возможности, шедевры хороаого наследия и давнш певческо-исполнительскую культуру. Его характерными особенностями являются: 1) Высокий статус в общеисторическом развитии культуры, который определяется: а) наличием богатейшего Культурного хороього наследия как в области народного и коншозиторского творчества, так и в области исполнительской культуры; б) устойчивой самостоятельностью существования хорового пения как вида искусства, имеющего свои давние традиции наряду с его включением, в различные музыкальные жанры(Б.В.Асафьев, В.Л.Локшин, С.С.Скребков); 2) Высокодуховноа, гуманистическое содержание выдающихся образцов хоровой(сватской, церковной, народной) музыки; 3) Всеобщность и доступность хорового жанра, одрздаляндио его особенность в непосредственном духовном единении людей в сошестном процессе пения(Б.В.Асафьев, В.Н.Минин, К.Б.Птица, В.АЛернушенко); 4) Многоголосная основа искусства хорового пения выявляет необычайно ценный по силе духовно-нравственного воздействия на поющих и слушателей компонент многотем-бровости вокальных голосов, тембр характеризует уникальное своеобразие, неповторимость человеческого голоса(В.А.Булычев, Е.В.На-зайкинский); 5) Взаимосвязь («¡узыки и слова в хоровом пении с одной стороны: а) способствует непосредственному вхождению в мир музыкального искусства; б) осуществляет необходимую подготовку исполнителей к восприятию на только вокальных, но и остальных музыкальных жанров благодаря активному развития вокально-артикуляционного аппарата, что является важным условием приобретения способности глубоко воспринимать музыку; с другой стороны эта взаимосвязь обусловливает эффективное развитие музыкальных способностей поющих и активизацию основных проявлений человеческой психика, эмоциональной и мыслительной активности (Ж. А.Ыазель, В.В.Надушевский, Е.В.Назайкинскай). Совокупность приведенных характерных особенностей искусства хорового пения определяют его ЕНсш<йй.засттят|ельдр$...&оззействае на личность учителя, а именно: а) позволяет контактировать с музыкальными сочинениями посредством своего живого инструмента - человеческого голоса; такоэ

близкое общение с музыкой развивает, обогащает и ориентирует личность » системе нравственных ценностей; б) совместное пение реализует принцип единения, духовного обадяий участников друг о другом, помогает обрести такие качества, док взаимопонимание, взаимоуважение, взаимопомощь, сопаредязание, сотворчество особенно необходимые в будущей профессиональной деятельности учителя; коллективный характер хоровых занятий позволяет привлечь к активной музыкальной деятельности' всех студентов факультета начальных классов; в) сам процесс пения, речевой вокализации способствует развитию всего голосового аппарата - дыхания, голосовых связок, способов звукообразования и артикуляции, при этом расширяются тембровые возможности голоса; это оказывает значительное влияние на формирование таких профессиональных качеств будущих учителей, как артистичность, эмоциональность,умение владеть сюлы голосом, вцдвриивать и распределять речевые нагрузки; г) в разнообразной хоровой деятельности, в процессе развития вокально-речевого интонирования наиболее интенсивно и естественно развиваются музыкальные способности учащихся : ладо-ша чувство, слуховые представления, музыкально-ритмическое чувство; словесно-музыкальный синтез искусства хорового пения способствует более осознанному восприятии музыкального искусства, обогащению образной, чувственной сферы студентов, что особенно важно для развития профессиональной способности учителя управлять образным, чувственным опытом, самого ребенка. В дополнение к. значению хорового пения для профессиональной деятельности учителя, следует заметить, что преобладающим видом музыкальной деятельности учителя с учащимися з области музыкальных и других мероприятий в школе является пение.

Реализация широкого спектра духовно-нравственных, воспитательных возможностей искусства хорового пения требует определенных педагогических условий функционирования хоровых занятий на факультете начальных классов. К педагогическим условиям относятся те обстоятельства и требования, при которых возможна реализация задач образования и воспитания в учебно-воспитательном процессе. В нашей работа предметом детального анализа и исследования выступили педагогические условия, и для выявления наиболее оптимальных из них мы осуществили ретроспективный анализ состояния вокально-хоровой подготовки учителей начальных классов. Анализ показал, что в системе музыкального образования учителей на-

чальных классов вокально-хоровая подготовка существовала во все исторические периоды, которые нами рассматриваются, однако условия. ее функционирования на определенных этапах была различны.

Наивысший уровень хорового образования мы наблюдаем в период до 1917 года. В это время в педагогических учреждениях были созданы условия, поддаржаващиа значительный статус хорового пения: стройная организационная система форм учебных а внеучеб-еых хоровых предметов, разнообразие задач и содержания учебного процесса, цх подчиненность а соответствие друг другу. Следунций период 1917-30-х годов характеризуется резкам спадом в области вокально-хоровом образования учителей, наблюдается ограниченна педагогических условий, устраняется существование ранеа разнообразный форма хоровых занятий, сужается цель, обедняется содержание . Музыкальный материал соответствует.целевой направленности: дать элементарную подготовку учители для- проведения уроков музыка в школе, но вдкрк не связан с целью искусства хорового пения -облагораживать, обогащать, духошо развивать личность учителя.

В 40-60-е годы коровоо пениз продолжает оставаться одним из основных музыкальных предметов цри подготовке учителей начальных классов, повышается уровзнь этой подготовка, что выражается в расширении $оры. хороэдх занятий, в их обязательности и необходимости. Повидается статус хароЕого пения благодаря четкой организации хоровых дисциплин, Сдцако условия, обеспечивающие качество учебного материала и содбр^даая хоровых занятий не бит достаточно учтены в тот период. Шлееаа установки хорового процесса представляли ограниченный аспекг ого организации, содержание учебного материала отраяало влияние ¡щдологизацпн в политизации искусства. Учебно-воспитательная хоровая работа была подчинена прежде всаго задачам формирования умений еокйльной работы с детьми. Недостатки данного периода отразились на последующем этапе музыкального образования учителей. После 70-х годов в связа со значительным ослаблением методической дали, общемузыкального образования, студентов на факультете начальных классов, утрачивается интерес к предметам этого цикла, основной' формой организации хорового пения становится, факультатив. Совращается количество учебного времени. Содержание занятий не соответствует дали духовно-нравотвенного совершенствования будущего учителя.

Гдава Д "Педагогические условия организации вокально-хоровой подготовки на факультете начальных классов" посвящена иссле-

дованню педагогических условий по данным, анкетирования преподавателей и студентов, выработка путей их соверзекствования, экспериментальной апробации выявленных педагогических условий. -Результаты анкетного анализа преподавателей хоровых дисциплин (24 вуза РСФСР) показали, что на современном этапе в педагога-ческих вузах в целом наблюдается' неблагоприятная картина в области организации и содержания вокально-хорового воспитания ату-дентов. Это выражается: 1) в бессистемности,_необязательности, хоровых занятий на факультете; 2) в ограниченности а непродолжительности. учебного времени этих занятий; 3) в спонтанном формирование. группового состава хорового занятия; 4) в разноречивости мнений относительно главной цзлеюа установка в работа хора -50% преподавателей склоняются к методической подготовка студентов, 26,5% отдают предпочтение разватию их общего музыкального, культурно-образовательного уровня и 23,5$ выступают за развитие вокально-хоровых, исполнительских навыков; 5) в недостатке элементарного объема и качества .музыкального материала, необходимого для личностного, музыкального п профессионального развитая студентов.в работо преподавателей хоровых, дисциплин преобладающим является детский репертуар, классические произведения составляют не более трех, пята в год. Несмотря на эти недостатка прослеживается тенденция к установлению более четкой системы хорового воспитания в педагогическом вузе. Большинство преподавателей считают необходимым возрождение хоровой культуры- в педвузах, требуют изменения условий вокально-хоровой подготовка на факультетах начальных йлассов.

Анализ студенческих анкет(всего 200 человек аз вузов г.Москвы, г.-Кшинева а г.Тирасполя) позволил констатировать: 1) низкий культурно-образовательный уровень студентов в области музыкального искусства; 2) неудовлетворенность студентов хоровыми занятиями, которые у них проводятся; 3) наличие потребности в хоровых, занятиях на факультете, явление принимать участие в них при соответствующих педагогических условиях, а именно: а) при скорректирована!! цели хоровых занятий непосредственно на духовное, общекультурное разватде студентов; б) при четком определении содержания музыкальных занятий, хорового репертуара; в) при устойчивой учебной организации занятий, их обязательности, последовательности, увеличении а строгом распределении учебного времени, включении всех студентов з учебно-ЕОспатателышЗ процесс.

гс.роспектишый 15 анкетный анализ выявил наиболее слабые сторож процосоа вокально-хоровой подготовки учителей. Очевидным является потеря гначишсти хороших занятий на факультете, недостатки в области гзх организации в рамках факультетской общеобразовательной снстеш я к а уровне структурирования учебного содержания. В рамках общеобразовательной системы хоровые занятия вытеснены из обязательного музыкального комплекса предметов в факультатив, количество учебного времени на гтот предает резко ограничено, не установлены конкретные срока проведения занятий ц т.д. Это способствовало возникновению ситуации разбалансиро-ванности комплекса музыкальных. предметов на факультете, нарушений логика целостного музыкального воздействия на учащихся, не-реализованности воспитательного, духовно-нравственного потенциала искусства хорового пения. На уровне структурирования учебного содержания хоровых занятий наблюдается нарушение условия учета закономерной взаимосвязи между основными компонентами учебно-воспитателъетго процесса:.цели, задач, содержания, форм, методов' и результатов. Характерным является несоответствие меззду этими компонентами: цель*не соответствует современным потребует^. общества и 2i.C0K0t.rj предназначению искусства хорового пения; задачи и содержание не соответствуют цели предмета, форм*/ и методы.не способны реализовать содержательную направленность учебно-воспитательноззр Процесса. Нарушение целостности негативно отражается на результатах вокально-хоровой подготовки студентов. •. .

Учитывая данные недостатка в области вокально-хоровой подготовки учителей мы предложили следующие педагогические условия. 1) Необходимость проведения организационных мероприятий по повышению значимости хоровых занятий в общеобразовательной систше факультета начальных классов, что предполагает: а)включение хоровых занятий в учебный план обязательных дисциплин факультета; б) включение этих занятий в общефакультетское расписание; в) установление срока их преподавания не менее двух учебных хдрсов при еженедельном проведении по учебным группам; г) изменение названия предмета "хор'Ч"хоровое пение", "хоровой класс") на "йс-кусство хорового пения". 2) Учет единства и взаимосвязи между основными компонентами учебно-воспитательного хорового процесса на основе высокого уровня требований, предъявляемых к каждому из них. Это условие предполагает: а) постановку такой цели и задач

учебно-воспитательного процесса, которые соответствовала бы современным потребностям общества а высокому предназначению искусства хорового пения; б) построение тяк-^о содержания, форм и методов хорового занятия, которые адекватно отражали бы зго главную цель и. задачи; в) достижение высоких результатов учебно-воспитательного процесса, соответствующих предложенным компонентам хорового занятия и ах взаимосвязи.

Разучивание музыкальных сочинений является процессом последовательным и длительным по времени. Например, хоровое сочинение многоголосного характера, рассчитанное на совместное исполнение различных вокальных партий может разучиваться в течении нескольких недель или даже месяцев. Этим и объясняются выявленные факты относительно минимального объема разучиваемых произведений(в среднем 5-7 в год) на хоровых факультетских занятиях. Поэтому длительность, регулярность и систематичность этих занятий является непременным условием их эффективности. Это в свою очередь предполагает необходимость включения в учебный план обязательных предметов а внесение их в; общефакультетскоа расписание.

Изменение названия предмета "хоровое пение"("хор", "хоровой класс") предложено наг,® по следующим причинам: прежние названия предмета предполагают в первую очередь музыкальную деятельность "панно", вокальное исполнение хоровых произведений. В . специфике факультета начальных классов в современных условиях, при минимальном количестве обязательных, музыкальных и отсутствии других хоровых дисцишшн(дарижированиа, хоровая литература, хо-роведение) хоровые занятия не долвнн ограничиваться узкой направленностью на сам процесс пения и могут раскрыть богатейшие возможности как искусства хорового пения, так. и элементы других предметов(сольфедашо, теория музыка, история музыки, анализ музыкальных форм и др.). Существующие названия на соответствуют этим перспективным возможностям. Название должно фиксировать воспитательное и широкообразоватэльное предназначение хорового пения. "Искусство хорового пеная" является наиболее приемлемым вариантом дяя этой щш и имеет психологическое обоснование: если под названием "хор", "хоровоз пение" имеют венд/ прежде всего "пение", то под названием "искусство хорового аэкая" подразумевают в шарвую очередь "искусство",'Искусство и. по отношению к самому процессу пения, и по отношению к хоровому занру как виду музыки и искусству в целом. Такое отношение к предмету наряду с

организационными. мероприятиями шшцшю пошааат его статус .в общес.оразоьат'едьной системе факультета.

Ддя реализации педагогического условия по учету взаимосвязи основных компонентов педагогического процесса, мы конкретизировали каждый из них и разработали программу, обеспечивающую их целостность и единство. Я качестве целевого компонента программы "Искусство хорового пения" предложено духовно-нравственное обогащение студентов. Эта цель является отражением современных положений педагогической науки по проблемам цзлеполагания, в которых нравственность и духовность занимают ведущее место(А.Е.Дмитриев. М..Р .Львов, Д.Б.Кабалевский, А.Ф.Никитин, В.А.Сластенин и др.). Шли, заданные обществом и конкретизируемые педагогической наукой: гуманизм, нраЕ?тЕе$шость(шутренняе духовные качества) соответствуют высокому предназначению искусства. Цель музыкального искусства - формирование духовной культуры личности: музыка активизирует эмоциональную сферу личности человека, его духовные чувства, способность переживать и тем самым углубляет возможность самопознания и духовно-нравственного совершенствования. Это особенно' проявляется в процессе совместного музыкального исполнения, каким является хоровое пение.

Нзль духовно-нравственного обогащения предусматривает решение следующих задач: 1. обеспечить полное и глубокое усвоение наибольшего объема шсого^удаиастввнных хоровых произведений, цредставлящшс определенную ценность в мировой культурз; 2. создать условия и обеспечить возможности качественного индивидуально-личностного преобразования этих ценностей культуры студентами.

В соответствии с поставленными задачами мы предложила критерии подбора и построения .музыкального материала, основы содержания хоревых, занятий: 1) ориентация на хоровые сочинения высоких образцов классического профессионального творчества, преимущественно" академического стиля; 2) подбор достаточного количества гаках, произведений, превышающего репертуарный объем хоровых занята! на факультете; 3)' структурирование .учебною музыкального материала на основе принципов исторической е тематической обусловленности, что предполагает проведение хоровых занятий в соответствии с тематической направленностью на изучение музыкальных сочинений композиторов в историко-хронологической последовательности.

Данные критерии требуют соответствующих (Тори и методов усвоения музыкального содержания такого вида организации. Основной формой усвоения музыкального матэриала на хоровых занятиях при подготовке учителей начальных классов принято считать вокальное интонирование, разучиваний произведений голосом. Занятая по предмету "Искусство хорового пения" требуют расширения форм музыкальной деятельности. Наряду с пением хоровых произведений необходимо использовать осознанное прослушивание музыка, всесторонний анализ произведений, знакомство с творчеством композиторов, изучение нотной грамоты и т.д. Основой всех этих форм музыкальной деятельности шетупает активное восприятие му-зыка(Б.В.Асафьев, Д.Б.Кабалевский). Форма исполнения хоровых произведений в связи с активным восприятием музыка, включающим неоднократное прослушивание хоровых сочинений а глубокий анализ., их содержания может наиболее полно соответствовать цели а задачам предмета "Искусство хорового пения" й предоставляет возможность определить методы усвоения музыкального хорового материала, адекватные установленным критериям. Методической основой программы "Искусство хорового'пения* является "Параллельное изучение двух произведений контрастной степени сложности одного композитора". Данный метод позволяет включать в хоровой репертуар наряду с доступными для исполнения студентами прокзведениямаслож-ные. высокохудожественные хоровые сочинения в грат алией, которые исполняются учащимися не целиком, а фрагментарно. Полное и фрагментарное исполнение двух произведений(крушюй и малой формы) каждого композитора, включенных в тематику занятий а связи с активным восприятием музыки, позволяет существенно расширить репертуарный объем хоровых занятий, обеспечивает возможность знакомства с ценностями хоровой, культуры и тем самым способствует реализации цела духовно-нравственного обогащения средствами хорового искусства.

Предложенное конкретное содержание основных компонентов учебно-воспитательного процесса вокально-хоровой подготовка учителей обеспечивает условие его единства и целостности.

Для проверки дидактической целесообразности данных педагогических условий была проведена их апробация, внедрение разработанных организационных, мероприятий и программы "Искусство хорового пения" в практику педагогического факультета. В эксперименте принимали участив студенты КЕПИ. им.И.Крянгэ(г.Килганев) в количе-

стве ¡¿с человек двух учебных групп в 1987-89 гг.

Ьгла проведены мероприятия по реализаоди педагогического условия по повышению значимости хоровых занятий на Факультете. .Хоровые занятия были восстановлены в комплексе обязательных музыкальных предметов, введены в расписание предметов общбфакуль-тетсхах занятий, определен срок их продолжительности не менее двух учебных курсов в количестве 100 учебных практических часов в год, два раза в неделю. По согласованию этих, мероприятий с руководством факультета, хоровка занятия вошли в комплекс обязательных музыкальных предметов а выступили системны/ звеном в данном цикле. Их роль определялась необходимостью гармонизовать логическую незавершенность компановки музыкальных предметов, уравновесить влияние каждой дисциплины в аспекта целостного му-, зынального образования студентов, стать базовой основой для личностного, культурно-образовательного развития и подготовки их ^усвоению "Методики музыкального воспитания в школе". .Выполнение ряда мероприятий по обеспечению этого условия определило возможность достижения целостности, единства педаго-

гического процесса, взаимосвязи его компонентов, цели, задач, содержания. $орм. методов, результатов.

С целью подхверадения эффективности предложенной программы наш было проведено экспериментальное, исследование. Была внедрена программа "Искусство хорового пения", содержание которой соответствует единству и взаимосвязи основных компонентов учебно-воспитательного процесса. Формирующий эксперимент проводился на протяжении двух учебных годов. .Б эксперимента принимали участие-студенты факультета начальных классов, в качестве контрольной группы выступили студенты, обучающиеся по обычной вузовской программе. Критериями вокально-хоровой подготовки студентов в плане их духовного обогащения средствами хорового искусства явились:

1. Знание определенного количества(не менее 10 в год) хоровых произведений высокой степени значимости в мировой музыкальной культуре.

2. Способность студентов понимать смысловое содержание и значение хоровых сочинений.

3. Умение включаться в акт интерпретации хоровых произведений путем активного восприятия, выразительного исполнения.

4. Потребность дальнейшего осмысления ¡музыкальных, сочинений

и желание постигать общечеловеческий гуманистический смысл хорового и музыкального искусства в целом.

В соответствии с наличием данных критериев были выявлены три уровня вокально-хоровой подготовка студентов: низкий, средний, высокий. Результаты серии констатирующих экспериментов, а процесса реализации программы показали, что уровень вокально-хоровой подготовка студентов в экспериментальной группа изменился от низкого к высокому, что может свидетельствовать об эффективности программы "Искусство хорового пения", разработанной на основе выделенного педагогического условия по учету взаимосвязи основных компонентов педагогического процесса. Сравнение данных результатов о уровнем вокально-хоровой подготовки, в контрольной группе приведено в таблица. 1.

Таблица 1

Сравнение уровней вокально-хоровой подготовка студентов экспериментальной а контрольной группы

кол-во куро, группы студанив УРОВНИ ПОЖОХОВКИ низкий средний высокий

1э. - в конце первого года Пэ. - в конце второго года 50 495 15 5 25 10 1? 2?

Пк. - в конца второго года (обычное обучение) 50 32 13

Оценка уровней вокально-хоровой подготовки студентов проводилась на основе методов анкетного анализа,, индивидуального контроля, экспертной оценки. Проведенная экспериментальная работа, анализ ее результатов показал, что повысить эффективность хоровых занятий на факультете начальных классов, поднять уровень' вокально-хоровой подготовка студентов можно лишь при реализации определенной совокупности педагогических условий, выдвинутых нами в гипотезе. Осуществление данных условий позволило повысить уровень вокально-хоровой подготовка учителей начальных классов, активизировать их музыкальные и певческие способности, культурно-образовательное развитие, что в целом способствовало духошо-нра-вственному обогащении студентов. .

3 'Заключении" обсувдавтся итоги диссертационного исследования ^ йоц,аудируются. выводы:

1. Искусство хорового нения является йысокоэффективным педагогическим средством музыкального образования учителей, их духовно-нравственного обогащения.

2. В настоящее время на факультетах начальных классов педагогических институтов стоит острая проблема, связанная с потерей значимости хоровых занятий, издавна считавшихся основным, традиционным, эффективным музыкальным предметом в подготовка учителей начальных классов.

3. Возможно поднять уровень вокально-хоровой подготовки учителей, установив предложенные для этой цели основные педагогические условия: повышение значимости хоровых занятий на факультете начальных классов; обеспечение целостности, единства и взаимосвязи основных компонентов учебно-воспитательного хорового процесса на основе высокого уровня требований, предъявляемых к каждому из них.

Содержание диссертации отражено в следующих работах:

1. Бохильно-хоровая подготовка в системе музыкально-эстетического воспитана/: будущих учителей начальных классов // Идейно-политические, социально-психологические и эстетические аспекты воспитания молодежи. Проблемы, опыт, методика, рекомендации / Тезисы докладов. - Часть 2. - Кииинзь, 1990. - С.94-95.

2. Воспитательное значение хорового пения (исторический аспект) // В сб.Личность и общество. - М., 1990. - 10 с. Рукопись депонирована в ИНИ0Н АН СССР (й 42719 от 20.08.90 г.). Библиографическое описание рукописи опубликовано в Указателе "Новая советская литература по общественным наукам. Философские науки", £ 1. - 1991 г.

3. Самостоятельная подготовка к педагогической практике по предмету "Музыка". Методические рекомендации для студентов педагогических вузов (педагогика и методика начального обучения). - Кишинев, 1989. - 27 с.