Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогический анализ воспитательных возможностей коммунарского движения (на материале юношеских объединений Петрозаводска)

Автореферат по педагогике на тему «Педагогический анализ воспитательных возможностей коммунарского движения (на материале юношеских объединений Петрозаводска)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Ильина, Наталья Николаевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Ленинград
Год защиты
 1991
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Педагогический анализ воспитательных возможностей коммунарского движения (на материале юношеских объединений Петрозаводска)"

РОССИЙСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени А. И. Герцена

На правах рукописи УДК 371.035

ИЛЬИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

КОММУНАРСКОГО ДВИЖЕНИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ ЮНОШЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПЕТРОЗАВОДСКА)

13.00.01—теория и история педагогики

Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

Ленинград 1991

РОССИЙСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОПШЮШШ УНИВЕРСИТЕТ имени А.И.Герцена

На правах рукописи УЛК 371.035,

' ИЛЬИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА ПЩГОПНЕСКГЙ АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЗЭЗШГ-ЮСТЕй

кшунарского дншш

/НА МАТЕРЮЕ ШОШСКИХ ОБЩйНЕНИЕ ПЕТРОЗАВОДСКА/

13.00.01 - теория н история педагогики

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук .

Ленинград 1991

Работа выполнена на кафедре общей педагогики Российского ордена Трудового Красного Знамени государственного педагогического университета км.А.И.Герцена.

Научный руководитель: доктор педагогических наук,профессор

М.Г.Казакина

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Я.Я.Юрченко

кандидат педагогических наук, доцент С.Д.Поляков

Ведущая организация: Архангельский государственный педагогг

ческий институт им.М.В.Ломоносова

Защита состоится 1991Г; в /Я час, на за-

седании специализированного Совета Д 113.05.03 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Российском государственном педагогическом университете им.А.И.Герцена / 191186, Ленинград, наб.р.Мойки, д.48, корп.11, ауд.32/.

С диссертацией можно ознакомиться в фундаментальной библиотеке университета.

Автореферат разослан " " 1991г.

Ученый секретарь специализированного Совета, кандидат педагогических наук

Е.И.Казакова

3.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность исследования. Коммунарское движение, возникшее в Ленинграде в 1959 году, развивается и распространяется ужа четвертое десятилетие. Его воспитательные возможности хотя и очевидны, нуждаются, однако, в углубленной педагогическом анализе. Ведь наряду с,успехами этого движения иметат место неудачи, явные издержки как на уровне коллектива, так и личности.

Жизнедеятельность коммунарского коллектива,' как правило, насыщена самыми разнообразными творческими делами, направленными на улучшение окруааощей жизни, самодеятельны!,® способами организации всех начинаний, интенсивным общением и особыми, глубоко гуманными отношениями, что при определенных условиях способно вызывать позитивные изменения в духовно-нравственном мире старшеклассников - участников этого движения. Определить механизмы этого'процесса представляется веоьмя актуальной задачей современности, когда на лицо девальвация идзй всего "коллективного". Мезду тем, коммунарское движение самим фактом своего долголет-' него существования обосновывает высокий потенциал коллективного воспитания.

Мы исходим из того, что.существо коммунарского двияения выступает как способность производить духовные преобразования в личности его участников. Однако, в ходе распространения этого дзизенля постоянно складываются ситуации, когда то, что в нем составляет существо, подменяется второстепенным, лакащим на поверхности, причем это второстепенное тиражируется, что сникает воспитательную ценность тмунарского движения. Обращение к этому социально-педагогическому явлении сегодня закономерно еще и потому, что в нынешней сложной, противоречивой политической и социокультурной ситуации, ко^да трудно обеспечить развитие человека как самоценности, возникает необходимость защиты личности от негативного воздействия среда. Роль такой защиты монет и должна выполнять детская общность - высоко эффективный коллектив. Эти соображения обосновывают социально- педагогическую актуальность избранной темы исследования.

Те или иные проблемы коммунарокого воспитания были предметом научных исследований, выполненных в разные года: о творческом содружестве поколений как условии воспитания юных общественников писал И.П.Иванов, о воспитании нравственных

идеалов у коммунаров - М.Г.Казакина. Как социально-педагогическое явление коммунарство охарактеризовали О.С.Гавман и А.В.Муд-. рик, работы В.Ф.Матвеева, С.Д,Полягкова и С.А.Шмакова посвящены коымунарской методике /организации коллективной" творческой деятельности/, проблема коммунарства , как путь коммунистического воспитания, разрабатывается учениками И.П.Иванова - Н.П.Царевой и Л.С.Нагавкиной. Вместе с тем, сегодня представляется важным обобщенный взгляд на кошунарское движение как собственно педагогическое явление, отличающееся определенными чертами. В современных условиях, когда проблемы духовно-нравственного воспитания стоят особенно остро, встает необходимость осмысления коммунарного опыта именно с этих, личностных позиций, применительно к новой ситуации, что подчеркивает научную актуальность предпринятого исследования.

Коммунарокое движение Петрозаводска, насчитывающее тысячи старшеклассников, существует и по сей день, отражая все его противоречия, социальные и. психолого-педагогические особенности. К тому же коммунарские коллективы Петрозаводска на протяжении трех десятилетий своей жизни были тесно связаны с коллективами других регионов, происходило взаимное обогащение идеями, практическими находками, опытом преодоления возникающих трудностей и противоречий. Именно поэтому нам представляется правомерным-осуществление педагогического анализа коммунарского движения на материале Петрозаводского опыта и широкое использование его исследования в других регионах страны.

1, Таким образом, выбор диссертационной темы: "Педагогический

анализ воспитательных возможностей коммунарского движения /на материале юношеских объединений Петрозаводска/" определяется ее социальной и научно-педагогической актуальностью.

Объект исследования: кошунарское движение Петрозаводска.

Предмет исследования : содержание, способы организации, взаимоотношения, общение в коллективе,способствующие духовно-нравственному формированию личности старшеклассников.

Цель исследования: определить теоретические и практические подхода использования коммунарского движения в процессе духозно-нравственного воспитания личности школьников

в современных условиях.

Гипотеза исс ледова ни я: сущность комму-нарского движения - в глубоких духовно-нравственных преобразованиях личности в жизнедеятельности коллектива. Этот процесс, в свою очередь, определяется в заимодействием разнообразных но содержанию дел, самодеятельных творческих способов их организации, интенсивного общения, гуманнотичеких отношений участников коммунарских коллективов.

За дачи исследования :

1.На основе анализа работ педагогов, теоретиков и практиков, работавших в школах - коммунах 20-х годов и современной психолого-педагогической литературы по проблемам формирования личности в коллективе определить теоретические подходы к * ' номмунарекому движению как к коллективной жизнедеятельности.

2.Изучить опыт коммунарских коллективов Петрозаводска.' "

3. Выявить и обосновать специфические черты коммунарского движения для его практического использования в современных условиях.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, ретроспективное изучение коммунарских коллективов путем использования комплексной диагностической методики (мини-сочинения, шка-лы-"лесенки", методика незаконченного предложения, открытые и закрытие вопросы, наблюдения по опредатенной программе за реальной жизнедеятельностью коммунарских коллективов), личное участие в их работе, монографические характеристики,.стандартизованное интервью с руководителями коммунарских коллективов.

База исследования: коммунарсклз коллективы: областной лагерь комсомольского актива "Ивняка", лагерь городского актива г.Петрозаводска, школа-лагерь "Юный педагог" при л?.рельског.1 пединституте, клуб старшеклассников "Товарищ" при республиканской газете "Комсомолец", городской пионерский штаб "Беспокойные сердца".

Этапыисследозаяия:

1987-1988 гг. - изучение литературы по исследуемой проблеме, определение основных теоретических положений, разработка . программы и методики исследования;

1989 г. - диагностический этап с использованием комплекс- -■ной методики в исследуемых.коллективах, анализ полученных данных;

1990 г. - теоретическое обобщение и апробация результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимое!1 1 исследования: определена сущность коыму-иарского движения, которая выражается в способности производите глубокие позитивные изменения в духовно-нравственной сфере личности старшеклассника - участника этого движения', доказано,' что эти изменения происходят при определенных условиях в жизнедеятельности ког.иунарского коллектива и проявляются в содержат« и действенности нравственных идеалов, ценностных ориентации, жизненных целей старшеклассников; охарактеризованы черты комму--нарского'движения как педагогического явления; предложены монографические характеристи; и коммунаров-старшеклассников как различные варианты их духовно-нравственного становления в жизнедеятельности кошунарских коллективов.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие п о л о ж е ни я:

1. Существо кошуцарского движения как педагогического явления выражается в способности производить глубокие положительные изменения в духовно-нравственной сфере личности подростков и старшеклассников - участников кошунарских объединена

2. Позитивные изменения ь .духовном мире личности коммунаров цроявляются в их нравственных идеалах, ценностных ориентациях, жизненных целях, самооценке к происходят в условиях интенсивной жизнедеятельности коммунарского коллектива, насыщенной самыми разнообразными творческими делами, самодеятельными способами их организации, эмоционально привлекательным общением, гуманистическими отношениями между его участниками.

3. Коммунарское движение как социально-педагогическое явление характеризуется рядом черт: коммунарство - это целостный образ жизни, где главное действующее лицо - личность коммунара с его духовным миром; для коллективной жизнедеятельности кошунарских объединений специфичны демократически--самод'-еягельные способы ее организации; ведущая тенденция в развитии кошунарских коллективов - взаимообусловленность нравственного формирования личности и развитие ее творческой индивидуальности; коммунарское движение характеризуется восхождением коллективных отношений к гуманистическим*,

жизнедеятельность в коммуне выступает п источником роядения идеального образа, и дает возможность следовать ему, что побуждает к постоянному самовоспитанию, самосовершенствованию.

4. Педагогический анализ нсшунарского движения позволил по-новому интерпретировать ряд принципов, которнш должны руководствоваться б своей деятельности детские и юношеские общественные организации (принципыидейной направленности, романтики, демократизма и самовоспитания). • •

Практическая значимость исследования вкступает в том, что оно определяя сущность кожгуыарского -движения, его основные черты, позволяет использовать главное в опыте этого движения (в отличии от ситуативного,второстепенного) в жизнедеятельности детских, юношеских организация а объединений в нозих социальных условиях. Маториаш, представленные в исследовании, могут быть применимо при чтении теоретических курсов по педагогике, история педагогики, методике воспитательной работы, спецкурса.

Л п р о б 1 ц.я я результатов исследования осуществлялась посредством публикации соответствующих материалов, на заседаниях проблемной лаборатории по нравственному воспитанию (кат-едра общей педагогики РПТ7 игл. А.И.Герцена, 1988-1990 гг.), на городской научно-практической конференции, посвященной ЮО-леглю со дня роядения А.С.^акзролко (г.Петрозаводск, 1983 г.), на научнол котТ>ерен!ПЦ "Педагогическое наследие И.К.Крупской ¿1 проблем^ современной сколы" (г.Петрозаводск, 1989 г.). материалы исследования использовались при проведении лекцлйисемлварских занятий по методике воспитательной работы со студентами РГЛУ им. Л.И.Герцена.

От р у к ? у р а р а б о ? к: диссертация состоит из введения, дзух глав, зс^точонля, бийтаографии и приложения.

осношои со.тешв ЩХШЩМ.

Во введении обосновывается' актуальность теш, формулируются цель и задачи исследования, определяется его объект, предает, выдвигается' гипотеза, характеризуется' научная новизна :: практическая значимость, основные полозекпя, выносимые? па защиту, описывается база к метода исследования.

. П о р в а я' глаза:- "Педагогический опит школ --коммун в 20-е годы'' - посвящена проблеме обоснования теоретических предпосылок исследования.

В этпй связи представлен анализ литераторы по школам-коммунам 20-х годов. Это' презде всего труды их руководителей: H.H. Иорданского, М.М.Пистрака, С.М.Ривеса и Н.М.Шульмана, В.Н.Соро-ка-Еосинского,'С.Т.Шацкого, В.Н.Лукашевич и ряда других педагогов, работавших над проблемами коллективного воспитания в тот период. При всем своеобразии названных авторов (одни шли от личности, от "свободного воспитания", другие - от организации среды), контингента учреждений, где они работали, различных социально-экономических условий, в которых они существовали, удалось обнаружить общее в том, что касается содержания деятельности детских коллективов, способов ее организации, функций самоуправления, динамики развития детских коллективов, характера взаимоотношений детей и взрослых, особенностей детских отношений в сплачивающихся коллективах. Именно зги . параметры как компоненты коллективной жизнедеятельности являются центральными в исследовании кошунарского движения. Инструментом теоретического анализа была объемная таблица, где отдельные графы обобщенно освещают: содержание деятельности, способы организации, характер общения,-отношения в коллективе, климат; традиции и т.п. При этом важно было сохранить перво- -зданность,"нетронутость" опыта школ-коммун 20-х годов от привнесения современной фразеологии.

.Как важнейший принцип организации жизни детей, их коллективов, педагоги 20-х годов, теоретики и практики, выделяли участив в самой разнообразной деятельности. А.П.Пинкевич отмечал, vjo "яивое дело, дело необходимое коллективу дает настоящий импульс к организации". Б тяжелые послереволюционные годы для коллективов школ-коммун таким делом, прежде всего являлось хозяйство коллектива, труд по самообслуживанию, по само-► обеспечению (Н.Н.Иорданский). Как правило труд по самообслу- .

живании начинался с простейших, насущных дел; дежурства по столовой,'заботы об общих помещениях, заготовки дров, воды. И постепенно, по мере того, какшэрмировался и креп коллектив, расширялась к сфера'заботы: создание библиотеки для населения, просветительская-работа с крестьянством, обследование района по' заданию Совета (у М.М.Пистрака, в школе-коммуне Наркомпроса). Б поняти-е "содержание деятельности" детского коллектива педагоги 2£ьх годов включали не'только.труд в поле, у станка и по самообслуживанию. Было много других интересных значительных дел:

постановка спектаклей, организация детских праздников, работа в кружках (С.Т.Шацкий, С.М.Ривес и Н.М.Шульман, В.Н.Лукашевич), опытническая и культурно-просветительская' работа (М.М.Пистрак), учебно-познавательная (В.Н.Сорока-Росинский). Деятельность детских коллективов, руководимых этими педагогами, не ограничивалась узкими рамкзвш, не замыкалась "на себя". Включение коллективов школ-комиун в более широкие общественные отношения вызывало усиление их сплоченности, формировало чувство "мы -- коллектив", обогащало духовную жизнь, делало ее увлекательной, яр: эй.

В жизнедеятельности_шкал-коммун особый интерес представляли те аспекты, в которых наиболее явственно проявлялось духовное начало, а. тленно, отнопвния и общение. В школах-коммунах 20-х годов существовали специфические отношения взрослые-дети, когда взрослый выступал как старший друг, товарищ и достижимый (близкий ) идеал. Воспитательное воздействие строилось с учетом свободной воли детей, т;\к, чтобы не пометать ее проявлению. Для педагогов, работавших в этих коллективах, каждый ребенок был дорог, .самоценность личности имела приоритетное значение.

H.H.Иорданский, М.М.Пистрак, С.М.Ривес, Н.М.Шульман, В.Н.Со-рока-Росинский, С.Т.Шацкий и В.Н.Лукашевич давали детям полный простор дои творчества, фантазии. Дети много играли, веселились, имели возможность проявить себя с разных сторон, раскрыться. В каздой школе-коммуне существовал театр или театральный кружок, десятками выпускались рукописные газеты и журнала. Были свои поэты, драматурги и даже композиторы (творцы опер). Приобщая детей к мировой культуре, ее выерким достижениям, педагоги умело использовали ее гуманистический потенциал. В школах-коммунах педагоги вместе с детьми мечтали (вечерние беседы, "одушевленные, свободные и искренние") о высоком, вечном, например, о счастье. В такой ситуации было легко перейти к разговору об отдельном человеке, заботе о нем, к планам переустройства окружающей яизни.

Гуманистический потенциал проявлялся и в способах организации лизни в школах-коммунах. Самоуправление здесь, было развитым и подзп.,таи:,т, гибким. Оно изменялось в той мерс, в какой изменялась окружающая иизиь, нужды конкретнее коллектива.Органы самоуправления отличались представительностью, меньшинство имело право выйти со своими идеями и быть услышанным. Весьма

высокими были культура и демократизм в стиле общения. Поогцря-лиол инициатива и деловые предложения, от кого бы они не исходили: даже небольшие группы ребят могли затеять свое собственное дело, словом, имелишаво на эксперимент.

Бесспорно высокий эффект коллективного воспитания воодушевлял педагогов-коммунаров 20-х годов. Они высоко ценили коллектив как инсто^.;ент для создания личности. Но со второй половины 20-х годов набирает оилу другой, негативный процесс: коллектив начинает заслонять собой личность. Скатывание педагогов на позиции "коллектив прежде всего" провоцировалось несомненными результатами кошектизного воспитания. Они были настолько велики, что личность, для воспитания которой коллектив был задуман и создан, оттеснялась на второй план, нивелировалась я даже подавлялась, а коллектив, соответственно, становился самоцелью. Бледнеет палитра красок в педагогической литературе: на смену личности, которой предоставлена "свобода деятельной жизни" (Н.Н.Иорданский) приходит образ "нового человека" - "волевого, сильного, .с&модисцишшнщюаанного", сформированного "средой школьного самоуправления" (А.П.Пвнкевич).

Педагоги 20-х годов, теоретики и практики, указывали на.издержки коллективного воспитания, предупрездада от целого ряда ошибок: чрезмерной регламентации лизни в коллективе, опасности безраздельной, власти какой-то одной группы ребят, "сбоев" в самоуправлении и их последствий, давления коллектива чц личность.

Школы-коммуни, созданные в первое послереволюционное десятилетие намного оперолалп существовавшую в то время практику воспитания (Л.И.Новикова, А.В.Мудрик), Однако, »оавуащеипе к отоыу опыту в настоящем исследовании имеет особый смысл -- открывается ^озмонность теоретически обосновать коллективное воспитание кал определенный образ етзга воспитанников, как их целостную жизнедеятельность, что шеет принципиальное зна^эние и для коммунарского даикения 60-80-х годов.

Бо второй главе - "Духовно-нравственный потенциал кош.п'-нарского коллектива" представлены материалы, порченные в ряде объединений, высуупающзх участниками коммунарского движения Р.етрозаводска в настоящее вреш: в лагере республиканского хсомсомольског-о актива "Ивняка", возникаем в 1955 году, лагере актива г.Петрозаводска, "Товарище" - клубе сгер-лзулассяиков при республиканской газеге "Комсомолец",

так~:о возникшем в 1С65 году, городском пионерском штабе ^ГПл)"Б< покойные сердца, имещеН тридцатилетнюю историю, школе-лагере "П педагог" при Карельском пединститута. Наиболее пристально изучалось духовно-нравственное становление 72 старшеклассников, которые в течении ряда лет входи ни в эти объединения.

Комплексная исследовательская методика била направлена прежде всего на выявление характера "базисных" компонентов коллектп; ной жизнедеятельности - каковы практические дела, способы :>.х ор ганизаши, общение, отношения в комцунарских обгедине :иях. исходил-' из того, что взаимодействие этих базисных компонентов рождает духовно-нравственные приобретения личности в ;ч::знедоя-тельности коллектива кат; системного образования ^.['.Казакина).

пае участшши исследования, выполнявшие задания комплексно;, методики, сравнивали свои коммунарские коллективы со школьшс.и ¡массаж. старшеклассников считают, что кош^карский коллектив "лучше" классного, отмечая при этом, что это -"круг единоиа ленников", "коллектив с другими целями", более дружный и сплочё! ный; 60^ говорят о :ж, что с их приходом в коммунарский колле! тип многое в ч--изш извинилось. Анализ шни-сочипения ".Удивительное - рядом" выявил две группы испытуешх. Порвал, большая по численности, считает., что ото, прегкде всего, "отношения т-<ду ребятами", "отишония «езду вз-роешки и ребятами". Ути отношена, характеризуются как "удивительные", "непохожие на отношения в школе", "дружественные", "добрые", "доверительные", "если с кем то что-то случилось - выручим обязательно". 'Го оценкам участников кок.гунарского Движения их отношения со взрослыми - друзьями коллективов строятся на демократической, равноправной основе, и ¡.-роппзывает дух взаимопонимания, доверия и дру:.:бн, ребята учатс у взрослых, а взрослые - у ребят, иторая группа сочнкшшП доказывает, что кро:..е отношены; за духовио-правственкые преобразования личности участников коыглунарского движения "ответственна" сш/ак разнообразная, эьошюнальио привлекательная> ло-настояг|э-му сложная деятельность, которой насыщена кизиь коллективов. '.'у„ сё приходится иг. комиунарские лагерные сбор!, где яагдгвХ :/0'«ет проявить творчество, паекрнть новые, подчас пеолсиданные грани сьоеи д.тиости, ведь приходится выступать и как автор сценария, ;; ¡га:: рс-нссер, п как актер, ¡1 как организатор. Заметим,

что данные целого ряда исследователей (И.С.Батракова, М. Г. Казакина, И.Р.Дуговская, Н.Г.Тарасенко) показывают, что наиболее распространенные позиции в коллективах старшеклассников -- "слушатель", "зритель". Разнообразие ролей участников коммуцарского движения, их самодеятельно-творческий характер проявлялись в таких, ставших традиционными делах,как "Пед-тегтр", "Русский день", "Литературнее кафе" (лагерь "Ивинка"), "Булгаковский день", журналистская учеба ("Товарищ"), "Бал Наташи Ростовой", "Вечер скязок", "Турнир рыцарей" ("Юный" педагог. Вместе с тем, жизнедеятельность коымунароких коллективов - это обязательно трудовые дела. Ребята выполняют те виды работ, - в которых особенно велик гефицит раоочих рук в Карелии: уход за лесом, сбор дикорастущих ягод и грибов, лекарственных растений, прополка и уборка овощей, раннего картофеля, заготовка сена. Главное же состояло в том, что жизненные ситуации на сборах требовали проявления человеческого благородства, муаества, отзывчивости, умения понять п помочь. Анализ полученных данных- позволяет утверждать, что такая коллективная жизнедеятельность рождает гуманистические отношения, которые.выступают непосредственным источником духовно-нравственного формирования личности.

Последующий анализ исследовательски даннадс позволил конкретизировать духовно-нравственные приобретения старшеклассников. Так, анализ задания "Моя далекая' цель.;." выявляет такую их профессиональную устремленность, которая шеет нравственную окраску: "принести пользу людям',1 "быть нужным, полезным, настоящим профессионалом" (в то время, как анализ массового материала, выполненный И.Р.Луговской, показывает, что профессиональные устремления старшеклассников нередко носят сугубо материальный х8" актер: "получить такую профессия, чтобы много зарабатывать"). Характерно, что девушки к. далеким целям относят "семейные" - "стать хорошей женой, матерью", "создать • счастливую семью". Близкие цели коммунаров не исчерпываются учебными (в противоположность массовым данным , полученным И.Р.Луговской), здесь присутствуют цели, связанные с работой в кошунарских коллективах, делание изменить жизнь в школе, цел-1 связанные с самосовершенствованием, поиска!.® настоящего друга. Богатство и разнообразие целей, их гуманистический характер в сопоставлении•с данными включенного наблюдения за реальным поведением коммунаров говорит о действенности

их жизненных целей как компонента духовного мира личности.

Ценностные ориентации участников коммунарского движения просматриваются через их понимание счастья, которое они связывают с дружбой, верными друзьями, видят в "духовной общности,' когда тебя понимают", в том, чтобы "быть нужным людям", старшеклассники также считают, что "счастье - в любимой профессии". Примечательно признание ребят: "счастье - жить в коммунарском коллективе", что можно интерпретировать как ценностное к нему отношение. Об этом же свидетельствуы понимание л перекивание связей коллектив - личность. Выявить сколь богаты и разноплаяовы зти связи позволили ответы ребят на вопрос» : "Что коллектив монет дать личности?" и "Что личность монет дать коллективу?" Большинство отмечают: '.'-Коллектив' дает возможность личности раскрыться, поверить в свои силы, утвердиться", "коллектив формирует личность, обогащает ее". Вторая группа утверждает - "коллектив учит общаться, ценить и понимать друг друга". Такие оценки контрастируют с теш, которые распространены среда старшеклассников, не тлеющих опыта жизни в ярком коллективе:"коллектив - это однообразие", "некая усредненнооть", где "все на одно лицо: действуют. стандартно, мыслят похоже". Ответы старшеклассников -■ - участников ко"мунарского движения на вопрос : "Что личность может дать коллективу?" со всей очевидностью показывают, что существует большое разнообразие оттенков в связям жшшктиз-- личность. Исходя из опита жизни в коммунарских коллективах -старцеклассники отмечают, что "в коллективе дорога каздая личность", "авторитет коллектива зависит от каждой личности", почти половина испытуыжс отмечает, что "личность может влиять на коллектив, направлять его, сплатавать", т.е. тем самым ценят в личности качества организатора; другие связывает "зклац" личности в коллектив с определенным "багаяом" знаний, умений, опыта, с умом и талантом; третья говорят, что личность приносит в коллектив душевные качества - доброту, силу духа, богатства дуии; и наконец, четвертые отмечают способность привносить в коллектив что-то новоепщею, пред-лаке нко, творческое начало.

Нравственные идеагш коммунаров - еще один компонент их духовного мира, который выступил предметом и¿учения. Идеалом является либо собирательный обаз, либо реально суцество-таашие .писатели, ученые, либо человек из ближайшего окружения '

[родители, учителя,- коммунары) . Идеальный образ коммунара высок, его отличает ум, эрудиция, душевная щедрость, готовность помочь людям, качества борца, способность претворить в хиэнь свои идеи. Несмотря на романтическую приподнятость идеала, он слу-' -кит действенным стимулом для самосовершенствования: старшеклассники стараются приблизить себя к идеалу, развивать все лучшие качества в себе, бороться,со своими недостатками.

Полученные данные свидетельствуют об интенсивных .духовно -нравственных преобразованиях личности старшеклассников в комыу-нарских коллективах высокого уровня развития, какими были исследуемые объединения. Этот процесс означает становление гуманистических по своему характеру етзненннх целей ^стремление к самосовершенствованию, воспитание разноплановых умений, желание приносить пользу людям уже сейчас, работая в коммунарском коллективе и в будущем, выбрав профессию, нужную людям); Армирование ценностного отношения к человеческой личности, коллективу, творчеству, общению; ро;кдение высокого нравственного идеала, как действенной программа самосовершенствования.

В исследовании раскрываются не только "победа"коммунарско-го движения, но я его противоречивость: потребность.быть полезным ближним и дальним нередко уливается с проявлениями сектантства, замкнутости, направленности на себя кошунарского объединения; демократические способы организации коллектива порой сосуществуют с его диктатом над личностью; высокая духовность с (Танатиэмом, высокомерием по отношению не к "своим". Эта-противоречивость еще раз убеждает в необходимости педагогического анализа как позитивного воспитательного потенциала, так и"болез-нек" кошунарекпх коллективов. Ряд наиболее типичных противоречий в коммунар.'ком опыте ^между коммунарским коллективом и школой, между разноплановыми мотивами поведения "для себя" и "для других людей", ме:;сду идеалами и действительностью, иедду ценности!-..та ориентация!-.® и поведением, между наэываезиш и реальными целями , так или иначе проявившихся в шолсской судьбе

кошлунаров, нашли отражение в.представленных монографических характеристиках участников коы?!унарских объединений.

¡^•»дпринитешй в исследовании педагогкческии анализ ком-пиарского дзпуения позволяет выделить ряд присупих ему черт, ¡1ре;где всего ;:о!.ьунарс,1'БО - это образ ;:шзш как целостное явление, з;;л:эча:-.цес з себя разно об разни е, творческие- по-

своему характеру практические дела, интенсивное ценностное общение, гуманистические отнопения между участниками комыунарского объединения, саму'личность с ее духовными проявлениями. Жизнедеятельность комиунарского коллектива событийна, поскольку насыщена по-настоящему трудными и радостными ситуациями, серьез-шиш конфликтами. Именно в силу столь сложного "состава", где все "переплетено" и взаимодействует друг с другом, в силу своей эмоциональной насыщенности, коллективная жизнедеятельность способна вызывать глубокие позитивные преобразования в духовной сфере участников коммунарских объединений, содействовать сгановлениг их ценностных ориентации, нравственных идеалов, жизненных целей, самооценки. .

Самоуправление, а точнее, самодеятельные, демократические способы организации жизни коллектива, распространяющиеся на все сферы (идеологическую, производительный труд, хозяйственно-бытовую, культурно-досуговую), на всехлюдей, включая взрослых друзей коллектива - это токе черта коммуцарства. Отсутствие запретных тем, привилегированных лиц, честная и последователшая гласность, искренняя забота об общем деле -- такова логика развития подлинного самоуправления в коллективе.

Творчество в коммунарских коллективах выступает как универ-сатьный механизм взаимосвязи развития коллектива и нравственного формирования личности. Именно поэтому мы выделяем такую черту, безусловно присущую коммуиарскому движению, как творчество и творческая самореализация личности. Творческие дела в коммунарских коллективах - главный способ освоения труда, политики, морали, разных областей познания.

Еще одна черта коммунарского движения, комг,пиарского образа жизни - роадение близких идеальных образов в лице сверстников, отарах ребят н;ш я:-р<к-.,.1>: и Д. Г. коммунарских коллективах действует феномен "сосуществования идеалов" (М. Г. Казакин а), когда один - достаточно далекий (историческое лицо литературный персонаж), а другой - близкий, сверстник, либо старший. приближающий тот, далекий. Сильный коллектив открывает редкую возможность не только стремиться к идеалу, по и следовать ему. Такач ситуация побуждает к постоянному самовоспитанию,, самообразованию, самосовершенствованию.

Особого внимания заслуживает человечность вс взаимоотноше-

ниях чле. ов коммунарских коллективов. Это та мера, которой оцениваются результаты.нравственно-творческого роста всего коллектива и кавдого в отдельности. Отношения в коллективе, "деловые" и "личныё", между детьми, между детьми и взрослыми, между взрослыми развивается ло линии восхождения к гуманистическим.

Педагогический анализ коммунарского движения позволяет по-новому интерпретировать принципы создания и деятельности детских и юношеских общественных организаций и объединений, наполнить их в большей мере личностным смыслом - это принципы: идейной направленности, романтики, демократизма и самовоспитания.

Основное содержание диссертации огранено в работах:

1. Коммунарское движение в Карелии в 60-е годы // Наследие А.С.Макаренко и совершенствование форм и методов коммунистического- воспитания учащейся молодеш; Тезисы ■

докладов научно-практической конференции. - Петрозаводск: КПМ, 1988. - С.54-56. . .

2. Коммунарское двикение в Карелии в 70-е года // Педагогическое наследие Н.К.Крупской и цроблеш современной

• школы: Тезисы докладов научной конфоренциии. - Петрозаводск: КГПИ, 1989. С.72-74.

3. Педагогический опыт, школ-коммун в 20-е года // Совершенствование форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе и ВУЗ.о. Часть П. - Петрозаводск: КГПИ, 1990. - С.111-114.

Ротапринт КГШ, заказ 37, тираж 100 , 23.03,91 135680, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 17