Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Подготовка подростков к выбору художественных ценностей во внеучебной деятельности

Автореферат по педагогике на тему «Подготовка подростков к выбору художественных ценностей во внеучебной деятельности», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Ярулина, Людмила Абильевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Казань
Год защиты
 1994
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Подготовка подростков к выбору художественных ценностей во внеучебной деятельности"

р Г Б ОД

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЙНСПГТУТ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗG3AHKH

На пгззах рукописи

ЯРУЛИНА Людмила Абшэевна

ПОЗЦШОЗЯА ПОДРОСТКОВ К ESOP? ЗДОЗЕСТЕШЗХ 1ШЕШПВ» ВО ВНЕУЧЕВНОЯ ДЕЯШЯЬЙЗСТ!!

l'J.CO.Ol - и история педагогика

Автореферат диссертации на соискание ученей стэшжт кандидата педагсгическж наук

Казань - .394

Работа выполнена .ч Институте среднего специального образования Российской академии образования.

Научный руководитель - доктор философских наук.,

старший научный сотрудник Л.П.Печко

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

Ведущее учреждение - Ярослазскии государственный педагогический университет.

заседании диссертационного совета Л 018.09.01 по гахкте диссертации ка с-акс..анке ученой степени доктора педагогических наук при Институте среднего специального образования РАО по адресу: 42003Э, г.Казань, ул.Исаева, 12.

С диссертацией ыэхво ознакомиться в библиотеке Института.

Автореферат разослан " / " октября 1994 года.

Ученый секретарь диссертационного совета.

профессор Г.А.Петрова, кандидат педагогических наук, доцент К.А.Трофимова

доктор педагогических наук

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА' РАБОТЫ

Актуальность ксслелоззния. В услоэкях духовного зоаракдения российского общества возрастает культуросоэидзтелзная роль образовать", проясняются ваднейгяе бункпз": сказы как социокультурного института. Средние сбаробразозателакыз и профвсоионааьныэ учебные заведения располагает сегодня реальными возможностям:: для формирования у.учгзкея культуры выбора духовных дэкностей.

Проблема фарширования у подростков го'хозности и назккез зы-Ссрз кекнсстей художественной культуры была и остается предметом внимания философии, педагогики, психологии, социологии, искусствознания. При атом особое г качение имеют труды оскозополсжикзз отечественной педагогической науки. К.Д.Уп::нск:".й, П.П.'Блонсхий, А.В.Згкухгнсквй сстазкли гг/бокке исследования по «опросам содер-эстетического всспитанзга детей, роли искусства з художественном и эстетическом развитии ребенка.

Силссодсксе обоснование фуисзй худсккестзенЕО-астэтжескок ценностной ориентации личности в процессе ее обцего и эстетического раззктия, супнсст:-: зстгт;~;есксй культуры личности и ее :к-ста з общечеловеческой культур? разв:гзалось з работа;: Е.Б.Ролкозой, М.С. Кагана, Н.И.Кллщенко, Н.Л.Лейзероза, Д.С.Л::начева, А.О.Лосева :t друг Ее азхорез. Психологические аспекты развития выбора худо-кестз-энно-сстетнчесхпх ценностей у подростков исследованы Е.й.Ес-яозич, Л.С.Выготским, В.А.Крутецхпм, А.Н.Леонтьевы!.:, Н.С.Луг-сна-:. JT-И.Селзттейном, Д.З.Элькоккекм.

Анализируя современную научную литературу, мы выявили различные аспекты и продуктивные подходы к вопросам формирована с-с-тетического отноленил школьемоз к искусству. Зтп идеи праслекп-ES30TCS з работах М.А.Абделькаримозой, Е.А.Ануфриева, А.Я.Бурсзз М.А.Еерба, Л.А.Волозича, й.Ф. Гончарова» Е.В.Кзяткозского, Н.Б.Крыловой, И. Л. .Минского, Г.В.Мухамотгякозой. Г.А.Петровен, Л.П.Печко, У.О.Суни, Г.П.Шевченко,. Ю.У.Сохтг-БаСупкика и других.

Воспитательные возможности знеучебной деятельности школьяк-коз з эстетическом воспитании достаточно обстоятельно раскрыты з работах М.Г.Бушканца, П.Н.Осипова, Г. А. Победоносце- - а, М. "Л. Рсжкс-за, И.А.Трофимовой, М.И.Шиловой, Р.П.Шевченко. особая роль з разработке проблемы. приобщения икояышкоз к духовным ценностям общества принадлежа? педагогам-новаторам Ш.А.Аианапзили, Л.П.Еолхо-

ву, К.И.Иванову, Е.Н.Ильину, Д.Б.Кабалевскому, Б.М.Неменскому и другим.

Изучение различных сторон художественно-эстетического сознания в определенной мере способствует ресешпо проблемы развития выборз школьниками-'ценностей художественной культуры, однако в научной психолого-пэдггогической литературе отсутствуют работы, раскрывайте сущность, структуру и механизмы художественно-эстетической ценностной -ориентации схольниксз, не определены условия ее развития а педагогическом процессе. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема выбора скольликами ценностей художественной культуры во внеурочное время. Однако часто этот процесс приобретает стихийный характер.

Принципиально важными в этой езязи становятся вопросы: з чем именно проявляется суцнсстъ формирования худосчестьенно-эстетических ценностных ориентации подростков, какезы состаз и структура данного качества личности енодьеикз, критерии и пути его развития в услозиях внеучебной деятельности?

- В то же время процесс подготовки подростков к выбору ценностей художественной культуры не стал е:цэ предметом специального изучения. ..■■.'

Отсюда проблема иссдэгования: каков комплекс педагогических условий элективной подготовки учащихся общеобразовательной и профессиональной пколк к выбору ценностей художественно-эстетической культуры в процессе внеучебной деятельности.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий эффективной подготовки учащихся-подростков к осознанному выбору ценностей худо-иественной культуры во внеучабней деятельности.

.. Объект исследования - приобщен:« учащихся подросткового возраста к ценностям искусства в процессе внеучебной деятельности.

-- Поедет исследования - кпшлекс педагогических условий подготовки подростков к осознанному выбору ценностей художественной культуры в процессе внеучебной деятельности.

Гипотеза исследования. Подготовка учаггкея средней школы к выбору ценностей художественной культуры в процессе внеучебной деятельности будет эффективной, если:

- осуществляется постоянная опора на их реальный личностный опыт в отношении к ценностям художественно-эстетической культуры.

что сопрозоддается непрерывным п поэтапным контролем за развитием этого опыта на основе дифференциации и индивидуального подхода;

- ориентирована на действенную мотивационнуя модель свободного выбора худолестзекко-эстетических ценностей о учетом их исторического, национального, жанрово-видового разнообразия и богатства авторских школ;

- внеучебная деятельность по приобщению к этим ценностям есть органическое продолжение учебной деятельности по всем предметным циклам;

- обеспечена взаимосвязь целенаправленного педагогического руководства с ученическим самоуправлением и самоорганизацией до-' суговой деятельности учащихся.

Задачи исследования:

1. Разработать модель подготозки подростков-учащихся к лич-ностно и социально значимому выбору ценностей художественно-зсте-тической культуры.

2. Еыявить и обосновать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективную подготовку учащихся в процессе внеу-чебной деятельности к осознанному выбору художественно-эстетических ценностей с их дальнейшим использованием в подготовке к предстоящей социальной и профессиональной деятельности.

3. Разработать комплексную методику подготовки учащихся-подростков к выбору художественно-эстетических ценностей как интег-ратизного качества их личности и провести ее опытно-эксперимен-тальнул проверку.

Методологическую оснозу исследования составлял! современные представления наук о развитии и формировании человека, его диалектическом единстве с окружающим миром, о природе искусства и • его значении з воспитании современного, инициативного, деятеньно- , го человека; научно-теоретические труды, освещающие вопроса эстетического отношения в различных аспектах.

Для репэкия поставленных задач использовались следующие методы: теоретический анализ проблемы ка основе изучения трудов классиков философии, педагогики, психология, эстетики я публикаций современных исследователей, а также научно-публицистической литературы; • изучение и 'анализ прс.-стики эстетического- воспитания средстзалт искусства; опытно-экспериментальная работа пробзема" с .".едыэ проверки основных позскаши гипотезы;, целенаправленное пе-

- б -

дагогическое наблюдение, анкетирование, беседы, анализ продуктов тгорческой деятельности подростков; методы статистической обработки полученных эмпирических данных.

Исследование проводилось в несколько этапов.

На первом этапе (1988-1989 гг.) осуществлялся теоретический анализ проблема, который позволил обосновать актуальность проблемен и определить научны]! аппарат исследования.

На втором этапе (1989-1921 гг.) изучался выбор подростками ценностей худокесг^еяной культуры, велась аналитическая работа по согданкз теоретический модели ценностной ориентации личности, разрабатывались ступени процесса эстетического воспитания во вне-учебное зрешз.

На третьем этапе (1992-1994 гг.) были проанализированы, обобщены и офэрм-гекы в виде диссертации результаты исследования; подготовлены методические материалы и рекомендации по развитию у подростков навыков выбора ценностей художественной культуры во внеучебное время, апробированные варианты методики исследования внедрялись а школьную практику.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработана и теоретически обоснована модель подготовки подростков-учащихся средней общеобразовательной и профессиональной школы к

выбору ценностей художественно-эстетической культуры в условиях вкеучебной деятельности. Теы самым предложен новый авторский раздел в педагогическую теорию формирования личности средствами искусства. Представлена педагогическая логика приобщения подростков к ценностям художественно-эстетической кг/ль туры, воспитания у них грелого эстетического вкуса как фактора, определяющего свободу выбора атик ценностей и их зклвчения з процесс социального и профессионального становления вного гражданина и будущего специалиста. Выявлены оптимальные условия преодоления трудностей приобщения подростков к худачестзенной культуре на основе непрерывной диагностика и коррекцж, дифференциация и индивидуализации, тзэр-чгскет кзнцаат'.шы, стимулирования, ыоткзгцаи и целенаправленного педагогического руководства. Выявлены факторы, обеспэчкзаяззга на основа худокестагЕЦо-агтеткчекого ксизозезта эфф&кгззность сочетания федерального и регионального компонентов при разработке стандартов воспитательной работы с учащимися 'общеобразовательной у, ¡профессиональной скалы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют стимулировать процессы самовоспитания, повысить уровень художественно-эстетотескзй воспитанности и культуры подростков, ахтизиэирозать их творческую деятельность. Предложенные нами методические рекомендации по организации знекласснои ра-5оты с целью развития художественно-эстетических ориентации у подростков и программа факультативных занятий по вопросам ценностей искусства могут быть использованы в различных типах средних Гребных заведений, а также в крулкозсй и клубной работе с подростками.

На зад™у еыносятся с^лтедк положения;

1. Художественная культура как интегратизксэ образование зклзчзет з себя множество ценностных аспектов, а подростки в силу ззоих возрастных помологических особенностей в качестве дополнительного осознанно пли неосознанно Еыделяют для себя эстетический аспект, именно он и становится клэчезым при воспитании этого ж «ачесгта. Опсрсй в процессе воспитания готовности лнслькнкоз к выбору художественных ценностей является определенный уровень эазвития у падростхоз худоиественко-зстэкгческого вкуса, проявля-:п;егося как синтез их эстетической образованности к зоспитанкос-:и. 3 этой связи разведены понятия готовности к подготовки к гсознанному выберу ценностей данного рода.

Рассмотрение проблемы подготовки подросткоз к выберу ценностей художественны культуры на базе же эстетической культур!- . трэдетазляет собой суцественный раздел педагогической теории п фактики и в этей связи определяет новый подход к выработке базового компонента и образовательного стандарта среднего оСцего и грофессионалъного образования.

В диссертации предложена педагогическая модель исследования процесса подготовки подросткоз к осознанному зыбору худодествек-ю-эстетических ценностей з среднем учебном заведении с дальней»?' ;оцкальной и профессиональной ориентацией.

2. Подготовка подростков-учащихся к выберу ценностей \удо-сестзенной культуры зо вяеучебной деятельности происходит нанбо-гее успешно при соблюдении следующего комплекса педагогических условий: поэтапная диагностика уроякя отношения подростков к цеп-гостя»! художественно-эстетической культуры со строго направленной аррекцией ценностных ориентация на основе дифференциации и инди-

- s -

вцдуагг?.-!. у»- .т ;

энное- Еедагопшасксе рукакзззгнф но яаз=-арлентярсзана; es. есепитнг-

тиавяга с учь&ачгскзе

ees МЕизацгг сзсСскнага ныСорз. с зачетом; ссгзрз-чесзап:,. ЕЫл, звЕрзёо-нгэсзыз: сзсиСбЕШсхеё гскуастгз. г рззЕоаСраз: нее еепс; нжеуз-бгаг. ¡дагтазнасть, ш- првзб^сниИ' ппдрснткпв.. к; гш-го рак» e^seessbí стзнпнзгсг: tsí. Е^чцукгЕЗнеа,, s. бссьсгй ucjisr OES csrzsss. с Î4=CELE£ дзяТ-ельносгьз na 2ceu; y^sÜEHH' пде^кт^ц.' с

i^iaa Е f-nnwi?-! ее-

ХГзетсэгшдгть регузатггса

Едггезга-педдЛшдчЕскгг m

• cmj''. '.'.У

на fefE

ЩСЕЕ Е

сскетанг

татдтата- El SSE^HSeCKÎS; ЦёТЕСПЕ: EZ2-'

~?H?fFBf eshz22í3í: ыакхшогс sr. паредцгига) пе^зь-

3¿. пт-wi-Tj ¡

EZSL JJSuör*

2С pasyzb'

ВсННл S2Î

"Цг-ас: ÎES3), es

зз, йгесз^знсы. нщ

SCT£TZ4£CK3rC ¡w-^-.-i'lM ' ЛПЗНОСТЛ!"' QfegmT,,, .-.-Ofelia^ Klm^Pm/ntj, El

бОрЗЗОрЕлХ ЕЗС2л^П52ГеС5.СЕИ2. ЕЕПЗСуТОЗ- 1С Ц5НТРСВ. РАО,. СПд"8ГЕ2Г52г ны б czarbsz, vaœzszBC&zz. vzzeçzszzx.

Ka сснагз регудт&тпя тз=едпЕ2НЕ£. ссздапн. прлтраыыа: Сазудьг-татлззого кэдга "Еазнь. Ейкусстна."' esa E-Ss. кпваспа и; праграыыа. пз: орггнгззщгг ЕзгуеСнЁ .худдзасгЕгЕвагзсгЕестЕснпЁ гезтедкдтпг Е-аеьггказ, roscsse ргапззЕзсг ев. сракгЕкг- •

Ехзп&аз issrsgzsEï гссгедааЕпг,, кгщ$звсЕив. п:

psKOHBagriwM аяти^чаг ES. .д^кцязх. Е щут'г.г^ацкая: зеззг-

' Т2ЯХ ДЗЯ y42¡SSSSñ.'К. j^visij» H ч<- »vr^gnff psff-rro-

учэбннЕ. ss3e£5szä г.Еагнгг, еэ янг^у ¡т^^та^

- техей РеслуСгзкг,

олшп я

asEBs^B^,

' бо '^■"■"TflifTin—ii * наСознвпш SSBQ, аш-

".радеавниса гуязь, -

грзЕтггескгя ззв-

[РИЩРЯЗУЮТЯ ¡ггаТОДОЗПГЕЧЭСУЕЭ ОСНОВЫ* ЖЕ тппсхзь ~а методы 'исследовании.

3 ТНРЗи! ЛЗАНЕ "Шодгатпзнз тадросдпз з з-Дс^у ау^оэстген-.но-^стегичепклх ценностей 'как лк^гпгпйэскгя прсблага™ рзгазЕпреЕы нзучко-тепретпческиэ -к -пгуодЕЛЕнгэ суцззстл л структура

гг/дгяестзенно-зстгтпческо'й :ценеостнш! 3£23л=ны £г/ек-

дпл зтпго ;пнгЕ1Т2ги2нсга .качества .дгчностя а гпрсцэотэ гстезтнес-когоразвития ¡лнсльнптзз тшдросткозаго з^врэста; спрздагены пка-2НТЗЛЛ ..Р23БЛТ31Н у ЛОДрОСТКЕЗ З^-ЗСра ЦВЕНПСГЕЛ ХУДРХЕСТ-

зезнол ;культу^.

Развитие :кудохест2ензо^вптзтптас?2ш :

=еноезсз

личности ¡расагазрпнагтся в ззучнол лпггзрзтурэ зо згзаюсзггд с ее сгппЗЗшхгпзи :к •экоцпзЕальнсму,, 'ЛЗразгадг зистззздго, лерасза-нпэ, 'т/вптЕЗЕКп-ращпзиаль нсуг/ сценсзаниэ оЗьгкта» с сзэтаса лзта-ЕССТНО ЗЕНЧИНЫХ Ы0ТИ303 ХОВгДгНПН.

"Разнит::? у .тгсяростксз ¡ценностс-Г: ^^зхгсгэгггсз ~/ль-

туры гсугрстзлнвтся з .■педагогпчё'Скоы процессе люср-^ПЕса г^иоЭ-ленпя гзшгьникзз к искусству, з .ходе которого лтсипспднт хакгэ-ния :как зо зне-ней, так л за энузрэнзеа дугоннпд згудшэстзен-но-ззтэтичеокол деятельности пюдросткоз '{еотггпчесгоэ сгдзлогна-ниэ, сагссценкз, 'саьяосоакдЕнвэ л -сгццрегтгггззО-

Степень 'с^срмированностл .тудожестзеЕЕО-зстеттестт::! ценностной ориентации -Подростков ззнпьгосзнвзнз. зз зтозлоа оотэ-тпчгскоа культуры зосшпзнносги. Последнее как лгду-дии фактор ¡ценностного 'отношения к искусству л логзолнет охарактеризовать "оссЗеннпстп и фушсцпл гкбсра дшдвЕКтагя худетест-аЕНЕО-зстетическях ¡ценностей.

' Эстетическая -ценность зклзчает зезгвтаавз с? «еггэека су-3=отаущпе ."природные качества ¡калений .дЕистзгтельностз. Х^дильст-звнння ценность, з лззестЕоионаслэ, лзлнэтпа рзгнсзг^нсстьз зо-гнтической щгннпстп, 310 такой, которая фпксируезсз гсзгссгаса как эсоОои ®дркЬи ^дуионного ирсинзпдстза. Кудпхеотзенззз ценность цхзпгзндэнкя иокуссззэ змэет зетогоаспэктннй уровень а =клягет .

остетЕчэсрппх, ^рвзпт25нннз, зсзЕфзчесэен, у ; 31 другиэ. БыЗор лзднгпгса зайщзгапго касонезта как з -форыгронанЕЗ ценностных оряенгзцет лодросткпз аа-иг '-"'я и задачи зоспитениз, возрастных а . ГЕДпнндузльнкх ¡хсбенносзэи лячнсстз. Вгенно. з зтшжлпчэ э 2зет,рэчь о худо-

жественно-эстетической ценности, а также о культуре ее выбора молодым человеком.

Понятие "выбор" мы рассматриваем как ориентацию на личностно значимые ценности при восприятии, оценивании индивидуумом явлсп:^'; действительности, необходимых для творческого осмысления :: г.г^Х-разозания окружающего мира и самого себя, общения к самсу/твьрхде-нкя.

Исследование механизма выбора школьника® ценностей художественной культура позволило выявит! функциональные особенности его элементов: художественно-эстетическое восприятие протекает одновременно с другими психическими процессами, отправляясь при этом ке только от собственно художественно-эстетических ценностей произведения искусства, но и от жизненного опыта подростков. Эс-теткческое переживание созместко с осмыслением выступает как процесс освоения объективной к субъективной ценности произведения искусства. Базируясь на переживании и осг^слении, художестзенко-зстеткческая оценка становится способом установления художествен-ко-эстегической ценности произведения искусства и возможности его личностного зыбора.

Сложньй процесс формирования готовности пкольникоз к выбору художественно-эстетических ценностей вклечает следуслие компоненты деятельности:

1. Эстетическая деятельность пкельника как субъекта, направленная вовне: а) комплексное эстетическое познание, вклзчаацее художественно-эстетическое восприятие и освоение х уд еже ственно-эс-тетических знаний; б) эстетическое оценивание и эстетическая опенка произведений иск?/сства; в) интегративная эстетическая деятельность. проявляющаяся в поведении пколькккз, его трудовой, учебной к художественной деятельности, в уровне энаний, з характере его выбора художественно-эстетических ценностей.

П. Эстетическая деятельность пкольника как субъекта, направленная вовнутрь: а) эстетическое самосознание; б) эстетическая : нка: в) художествекко-эстетическое самосозкдакие и самосо-вер*л нсгвс >в23Ей.

'¿г.сл5П02."1Г.1П- иэткззпке художественно-естетическзй ценностной орк*нтг11:да подростков з искуостзе гоззолгдо вгы определить модель ссноиймий з цжчза выборе подросткам; ценностей художественной культуру. Ее осстаагнгааа знстунэзт: 1) эмопкональЕо-нравстзен-

ное воздействие художественного произведения на" личность школьника; 2) индивидуально-психологические особенности личности школьника, обусловленные его возрастными особенностями; 3) социальные факторы.

Структуре мотивации выбора школьниками художественно-эстетических ценностей включает эстетические потребности, эстетическое отношение и художественно-эстетические интересы.

Эстетические потребности и интересы выполняют роль исходны;': импулъсоз и установок ценностно-ориентационной деятельности скольникоз, которая, как мы убед;:лись з ходе исследования, обусловлена уровнем их зстетичесого отношения именно к искусству ' Последнее, конкретизируясь з определенных проявлениях художественного интереса, отражается з эстетической оценке того или иного явления художественной культуры. Именно интерес, как'эмоциональное проявление эстетического отнесения и вкуса, а перзув очередь определяет художественные предпочтения и мотивация выбора пколь-н::коз. Это дало возможность определить типы худсжестзенко-эсте-т;.ческой ориентации: 1) пнтелленг/агьно-позназательный; 2) профессиональный; 3) эмоциональный; А) потребительский.,

В силу нарастания акткзнссти эмоциональной сферы и 'при одновременной несформ:1розанности назыкоз объективного оценивания и самооценивзния подросток обладает созокупностьа противоречивых, неустойчивых ценностных ориентации, что и обуславливает "клубок" трудностей в ¡IX выборе. й»енно с учетеи этого обстоятельства нами определены урезни, критерии, признак: готовности подросткоз к выбору этого рода ценностей:

- уровень чувственно-эмоционального отклика на каления художественной культуры. Его показатели: способность к восприятии произведений искусства, проявление комплекса чузстз (эстетических, нразстзекных, .;лигпозных и т.д.), развитость эстетического вкуса, полноценность эстетического идеала, объективная художественно- эстетическая оценка и суждения, эмоциональный отклик на авторские сколы, ханры, казрааления;

- уровень худохестзенно-зстетическсй грамотности. Его показатели: знание худсжэстз5кл0-гстет:-чесгак термннсз н понятий, пони-ь-зние художественного кэкка искусства, его выразительных художественных средств и приемов, особенностей различных скол, данрез и направлений з искусстве, знание история искусств,. деятельности

гаОВ32ПИК>СС235;

—У7рЗЗ£ЕЬС

ЯЖ5СХ35КгцК£3.>Vyjii¿. ObDTi-Pi-ií'i • ; . .HI: !

_ri шхеЗ-t í">' ч¡t' -iCCI

XÇjjjj-

firA íSZt - и1! 1 irtfjjf'i^i?—

T235, д. i-с г: r ir:/ г

5 Ifissi rOSa;

— ГС ~ сП EHL ^- 'Т Т1.>' ~ ■■'. '- j ' "•" -

зек :zg.

нзе

ННЗСТИ у ГТСТЗЗгьОСГЬ гЗССС AAJLj—И'З rpvSjü

7™2 1.3 COOCXBSrCIiú^r

зенпс-гпз

rr:

1:HOr.üilIw.... -'Я?3 Jr^üujj-g

ïXIIrrpynze тгзгсаяайсс

iinœryccraa., rxçpcz^ cCSseg-Af :: лпскусств;;

- " ■-г'-г"£ ; Гу^ ">"* n'i г-ц г'''-'

-дннЕогасз ::ссг>уссхЕб.

Т-.Т-ЛТ ил^ГРТУП тутр-

IIIL 4

— > ^ -JS*

.'iSDTií"

ra XVSZ25ZZ2Z JCÖ

-satзсгеагаесБД2Дйея1?*тгт»ттогад. сс

у-Егга рдзвапшцддросаяаэ» igigratESsffitaT гв ait тьы ¡¿-jj^üftHraam гдагсвд^дественш^асхеттаеатте эдидя юти НЕйазгмшЗо ¡лчпьш зцда imcy^csTsa содвширууi¡цчяяяшзисэд^^цл^та,. Щризсгш: -лорьгвсазазгоалагва« tBsaeseaae тггата'пгс агок^^адаи. 31ля ггру;:;ы глдоаятерзн

[¡ЕривЕха-

¡*i к ¡i1—'s t^j^'m^zn i ; > t.-

-sScppx-/5;'-

sir.:

ДЙХЗЯЕ

огсут^ггзузгт;, .naïrôrspzsaessï спгаг:

STŒi ЕЕДрЯПгПЗ: ESSENZ HTZ3EE2SE:Í

ЕГПТЕЬПВ^ГПГЩ, т'ЛГЛг-уfïVfafl•гу^ггррггуг*- -» п-.у, •»SB гезззгз^туп^дззсс:^ i^aa^a^-xb^x^eixyr?- ■

^шшыпти чвдав йррисрзааявэ

ваав угщниг-л eg? ду^и^.

мзаг s&osssf *

определили направление активизации этого развития через становление личностной системы ценностей.

Во второй главе "Педагогические условия подготовки подростков к выбору ценностей художественной культуры во внеучебнои деятельности" излагаются содержанке и ход опытно-экспериментальной работы,анализируется результаты проведенного исследования и тем самым осуществляется доказательство выдвинутой гипотезы.

Цель форшфущэго эксперимента гаклэачалаоь в осуществлении перехода подростков к более высокому урозйо и качеству выбора ценностей художественной культуры. Это обеспечивалось посредством расширения сферы общения школьников с художественно-эстетическими ценностями;» черев осмысление и прочувственное формирование ыоти-вов, а на этой основе к навыков худокестненно-зстетическогс восп-•р;!ятия произведений пскусстза; выявления художественно-эстетических интересов к потребностей; включен: :я подростков в рабогу альтернативных объединений объединений по интересам и развития различных сторон их эстетического отнопення (вкус, идеал, оценки, оуеденля); стимулирования эстетической самооценки г са.мозоспита-ния. Бее это з каибольпей мере относилось к работе с подростками Ш и IV группы.

Особенность .педагогической работы с подростками Ш группы при этом заключалась а рао-пхренгах .объема художественно-эстетических знаний; в развитии их художественно-эстетических суждений и оценок; в гармоничном соединения эмоционального и рационального в условиях факультативного курса "Еиэкь искусства"; з подборе индивидуальных заданий на развитие самостоятельности з художественно-эстетической деятельности з условиях внеклассной работы при неуклонном уменьшении педагогического" контроля за их выполнением. Зта группа, пожалуй, была .белые, чем другие, под педагогическим воздействием и контролем.

... Организация Ъпытао-экспериментадьЕой работы с подростками П группы осуществлялась через'развитие худокестзенно-эстетического восприятия ценностей ра?личных видов искусства; через накопление и расширение художественно-эстетического опыта в ходе разнообразной творческой деятельности б содружествах классов, в "фирмах" окольной Баржи идей и дел, в обцескольных воспитательных комплексах; через развитие творческой инициативы и самостоятельности в различных- видах вяеучебной художественно-эстетической деятельное-

ти.

Подход к подрс--а первой группы, при котором наблюдался дальнейший рост качества выбора ими ценностей творческого характера, заключался в гледующем. Г< выбирали "президентами" "фирм" в общепкольной игре -л эстетически;: идей и дел", ответственными за коллективные дела - содружеств•. к приоСщ?-ли к /охокнен-

ньсм заданиям, требующим инициатива с-.хтоятелькости. В налей опытной работ? подростки 1-й и П-й групп являлись лидерами и инициаторами интересных дел во внеучебной художественно-эстетической деятельности. П!кольяики Ш-й и 1У-й групп были подключены к работ-? с ними, видя в ига полог::телькии пример з художественно-эстетическом самообразовании и с «овоспитакии, набираясь опыта самостоятельной эстетической деятельности, с, :репляя свои умения и казыки в практике работы творческого коллектива.

3 результате проведенной работы а I группе (высокий уровень) зкявлено 1671 подростков, во П-й (средний уровень) - 33', в Ш-й (недостаточный уроз~яь) - 237., в IV. гругле (низкий уровень)- 7% подростков. Налицо динамика развития.

3 ходе исследована изучались такл-: '.отиеы выбора подростками художественно-эстетически ценностей. 3 числе на начальном этапе эксперимента были зафиксированы следую.*.® мотивы: развлечение (41%), познание мира (23%), интерес к .'рзкгической деятельности (13"), самоутверждение (10*), отрешение к самопознанию (8£), свидетельствующие с пассивно-потребительском характере еы-5ора подростками ценностей художественной кулыуры. Поэтому <*ор-дгрующий эксперимент предусматривал реализацию программы организации внеучебной худсжестзенно-эстет'г-геской деятельности, капраз-:езной на воспитание мотивоз выбора подросткам:! худажестзенЕО-эс-геткческих ценностей.

3 ходе исследования устанозлэно, что воспитание готовности :колькиказ к выбору художественно-эстетической ценностей осуществляется условно з три этапа.

На первое этапе (диагностирования) педагсг изучает особен-госта чузстгенно-эммиокальной сферу свэдъзика, уровень его худо--?стзекко-зст5тичесьхл образованности я воспитанности, аенностно-риектзшоякые устанозки, отивы общения с разно назганальнш ис-гусстзоа, раззкгость чгзкксз а умэкпй худсяеотзенно-эотетической ;еятельпости, определяет индггзкдуадм»уи. сготену воспитания готов-

кости школьника к выбору художественно-эстетических ценностей.

Второй этап - включение школьников з художественно-эстетическую деятельность на основе:

- дифференциации форм деятельности и средств педагогпческогс воздействия на школьникоз,

- индивидуального подхода к воспитанию готозности школьников \ общению с искусством,

- развития тзорческой инициативы и самостоятельности как в овладении назыками и умениями общения с произведениями искусства, так и в процессе своего самосовершенствования.

Третий этап - собственно выработка состояния готозност! сколькиков-подростков к выбору ценностей художественной культуры, углубление содержания и расширение диапазона ценностной ориентации школьников.

Воспитание готовности смольников к выбору художественно-эстетических ценностей реализуется на основе использования различных групп приемов и методов (в зависимости от рода выбора) - индивидуальных, групповых, массовых и др. В диссертации подробнс описана система воспитания готовности сколькиков к ьыбору художественно-эстетических ценностей, которая реализуется через факультативный курс "Жизнь искусства" для Б-Эх классов, общешкольные воспитательные комплексы, широкий спектр альтернативных объединений учащихся по интересам, систему деятельности классов-содружеств.

Проведенное исследование, подтвердив в целом гипотезу, позволило сделать следующие выводы:

1. Структурными признаками, определяющими логическую модег подготовки подростков к -убору ценностей художественной культур: п меры их готовности к этому яблнэтсе: художествеЕНо-эстетическо( восприятие, оценка, • вкус, идеал, интерес, потребности, мотивы 1 художественно-эстетическая деятельность.

2. Установлено влияние психологических особенностей подрост» шго возраста (повышенная эмоциональность, потребность з общении стремление к активной деятельности, интерес к внутреннему мир; человеке., развитие самосознания и самооценки) на специфику и тк полоп« выбора, подростками художественно-эстетагк^ких цекносте (ипт^-ад^ктуаглна-дозкагателгный, профессиональный, эмоциональны м гйтр-обкт^дъсчнй тепы). Показаны основания и причины этого выбо

ра (змоционально-нравстзенное воздействие художественного произведения искусства на личность подростка, зозрастные особенности, индивидуально-психологические особенности школьника, социальные факторы), его мотивы (познание мира, интерес к практической деятельности, развлечение, стремление к самопознанию и СаЧОУСВерЖДе-

ККЮ) .

3. Определены содержание и методы педагогического руководства Формированием эстетического отношения подростков к искусстзу и воспитанием мотивов выбора ими художественно-эстетических ценностей, что позволяет осуществить в педагогическом процессе переход от непосредственного зосприятия художественного произведения через тзсрческое осмысление и оценивание к самооценке и выработке индивидуальной системы художественно-эстетических предпочтений,

4. Процесс развития выбора подростками ценностей художественной культуры, становится эффективным, когда создана система педагогического регулирования и коррекции художественно-эстетического аосприятия и мотизов ценностной ориентации, которач реализуется герез: а) общешкольные воспитательные комплексы, •

б) широкий спектр альтернативны?-, о&ьединенкй учащихся со актересам,

з) факультативный курс "Зизнь искусства", г) систему деятельности классов-содружеств.

5. Своеобразной педагогической кульминацией з развитии у подростков выбора ценностей художественной культуры во вне-учебное время является общепколъная ролевая игра "Биржа эстетических идей я дел", основанная на изменении модели мышления "спрос-предложение" и на приемах современной логики рыночных отношений, стимулирующая инициативу, творческую активность и самостоятельность под-зсстков в различных формах внеучебной деятельности и влияющая яг устойчивость мотивов ценностной ориентации школьников в искусс-сзе.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы, а та-гче шедрение авторской программы организации художественно-эстети-1еского раздела внеучебной деятельности в практику средин учебных заведений различных типов показали эффективность предложенной гетодики» подтвердили правильность принятой гипотезы исследования [ его практическую значимость.

По теме исследования опубликованы следующие работы:

1. Ив опыта работы учителя по эстетическому-воспитания на уроках английского языка/Иностранные ¿зыкп в сколе.- Nl,198ó.-С. 73-7-4.

2. Из опыта формирования эстетического сознания подростков в процессе восприятия к творческой деятельности (во взаимосвязи факультативных занятий и внеклассной работы)//Из опыта формирования эстетического отношения ь; искусству в1 подростковом возрасте: Сб.науч.тр. - М.: ВСí ХВ АПН СССР, 1587. - С.11-22 (в соавторстве).

S. Татарское национальное искусство з с:-:але//Эстетическае воспи-такпе_учащихся. - Казань, 1SS3.- C.1S.

4. Активизация эстетической воспитанности подростков в условиях занятий искусством а сксле//Целостный процесс эстетического развития личности:Тез.докл. »: вкст. на Есес. научно-пралт. семинаре 18-21 апр. 1S33 г. в г.Херсоне.- М., lee?.- С.59-100.

5. Сармы активизации эстетического воспитания подростков и стар-шекл:ассн1:>из//11си;<а10го-педЕгггггческ11э проблемы идеологической работы с учащейся молодежью з уалозинх самодеятельных объедп-

. нений: Тез.докл. ка Feen.научно-прахт.кзнф. 21-22 нояб.1989 г. в г.Казани. - Казань,КРУ,- 1S3S. - С.123.

6. Учить.прекрасному//Боепитание сксльникз.- 1991.- N2.- С.15.

7. Воспитание смольников средства«! национальной культуры//Эстети-чэсюе- воспитание а сколах Татарии: научный анализ, практика обучения к воспитания.- Казань: Изд^КГУ, 1991, в Зх частях.-Т.1.- С.25-Е2.

'8. Проблема активизации в педагогическом процессе эстетической воспитанности подростхоз//Приобщение к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб.науч.тр. - М.: АПН СССР, 1991.-С. 51-57. .

9. Эстетическая деятельность .как основа становления эстетической воспитанности школьеутов среднего Еозраста//Эстетическгя деятельность к ее раззиа/ге в педагогической процессе. Теория, история, . эксперимент! Сб.научи.тр. - Ч.:К01 ХЗ АПН СССР, 1991.-С.74-83..

10.Стимулирование творческой активности учащихся во внеучебной деятельности.- Казань :Шы ССО РАО,- 1993.- 52 с,(а соавт.).

Jví^L.