Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Преемственность в обучении рисованию дошкольников и первоклассников как условие развития детского изобразительного творчества

Автореферат по педагогике на тему «Преемственность в обучении рисованию дошкольников и первоклассников как условие развития детского изобразительного творчества», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Лагутина, Ольга Рудольфовна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Москва
Год защиты
 1993
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Преемственность в обучении рисованию дошкольников и первоклассников как условие развития детского изобразительного творчества"

МОСКОВСКИ!! ОРДЕНА ЛЕНИНА П ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ пмепч В. И. ЛЕНИНА

СиРним'П'РнпонянимГ! г<Ч'От К 053.01.13

На правах рукописи

ЛАГУТИНА Олыа Рудольфович

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В ОБУЧЕНИИ РИСОВАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ II ПЕРВОКЛАССНИКОВ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО I ]ΠûРА Л11Т Е Л Г» ПО ГО ТВОРЧЕСТВА

I ¡5.00.01 - Теории 1! истории иедагопп,"и

АВТОРЕФЕРАТ

дтггсршнш 1М сопсг.аяпс ученой пспеии ьшдидага цсдаюшчсских на) к

Москва 1993

Работа иынолнена в Костромском государственном педагогическом институте им. II. Л. Некрасова.

доцент КАЗАКОВА Р. Г.

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор КОМАРОВА Т. С.,

кандидат педагогических наук КУБЫШКИНА Э. И.

Ведущее учреждение: Кировский педагогический институт.

специализированного совета ] _ . „.

ученой степени кандидата педагогических наук в Московском ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени педагогическом государственном университете имени В. И. Ленина (117571, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 88).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета: 119435, Москва, Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «...."1......».. 1993 г.

Ученый секретарь специализированного совета

Научный руководитель: кандидат педагогических наук,

Защита состоится «

И. Е. КОЖАНОВА

V, > -, ,

■УС-

-ШР--

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

'" Актуальность исследования. Проблема преемственности, актуальная во псе времена о психологии й педагогике о целом, возникла как частная, локальная, применительно к датскому саду и школе п период становления в нашей стране общественного доикольного воспитании. В 20-ё "годы делаются попытки создать единум систему обучения и воспитания в детском саду и иколе, построоннув ня тематическом изучение нира. В-30-е годы видасщийси исследователь дошкольного дотСтба К.А.ФЛ'ерянв особенно остро стпвттла преСлону лриомсгаонности детских учрйгдепЯЯ, предлагая УЧйтавать принцип жизненности знаний и умений у доаколрников и школьников. 40-50-а годи характеризуются резким поворотом от утворхденил спонтанности эстетического развития детей к разработке строгой зарегламентированной системы обучения, в •гон ■ писл& - й рисоЬайй». В 'вб-70-е' годы выделялись три основные работы!, посвяцейные проблеме; преемственности обучения рисованию доакольникоа и нладяйх икольникоя: В.И.Старостиной, Я.Я.Чарнецкого, Й,С.Кузина с авторскам • кол1й*тй£)ом.'- Однако они олаэохись недостаточными для рекенкя преемственности сегодня, т.е. в 1)0 е годв при иэмениввнхея условиях в системе образования России.

Эти изменившиеся условия (отход от единой программы, свобод;) выбора родителями типа учебного заведения, подвижность возрастного уровня дояколышкоп и первоклассников и ДР.), а такхе отсутствие специального исследования за последние двадцать лет слухат основанием для утверадения темы диссе-ртации как актуальной.

.....Учитывая интерес -к рисование, который проявляют педагоги

учрехденмД нового типа (комплекс "детский сад - икола"), мы сформулировали апойдея^: каковы педагогические условия установления арсамстсанности к обучении рисованию в дошкольном и младием акольном возрасте, стимулирующие развитие детского изобразительного творчества?.

Определение' педагогических условий, обеспечивающих

преемственность в обучении рисовании доахольников и младших ■кольнйков, мч считаем ООЛЬВ'налога исслвдос чия;

0бадхт!Ж_ИСВДВДОИШ1»Ш является процесс обучения рисованию в детском саду, и-В'1 класса »колы.

■ Продиог—кдеделовавия - педагогические условия, обеспечивающие

преемственность, т.а. последовательность и .непрерывность развития изобразительного творчества в продосса обучения рисованию дошкольников и нладтих школьников.

^ииахсаа. Установление преемственности в обучении рисование дошкольников и первоклассников может служить важнейшим стимулом развития дотекого изобразительного творчества, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

- определены изобразительно-выразительные средства, характерный для каждого вида рисования;

• обеспечены последовательность и непрерывность усвоения знаний об изобразительно-выразительных , средствах рисунка, а также приобретении умений использовать эти знания в самостоятельном рисовании через реализацию специальной, вариативной программы, охватынипцей пароходный период от дошкольного к начальному школьному обучению;

установлены линии преемственности по видам рисования: декоративное, предмотное, сюжотно тематическое, гдо декоративная деятельность выступает как пропедевтический фактор усвоения изобразнтольио-выразитслышх средств рисования;

разработаны методики, позволяющие детам усваивать И использовать в рисовании изобразительно-выразительные сродства, выступающие показа гелями детского изобразительного творчества;

учитывается индивидуальные, о не только усредненные возрастные особенности 'в развитии детского изобразительного творчества.

аддани.. исс дайапшиаи.

1. Иыяпить взаимосвязь содержания и методики обучения рисованию дов колышков и первоклассников.

2. Изучить и теоретически обосновать линии преемственности в обучении рисованию дошкольников и младших вхольников, явлоюциеса условием последовательного и непрерывного развития детского изобрази*)ельного творчества. ■ '

3. Га:ч-а«>отить и экспериментально* проверить вариативную программу развития детского изобразительного творчества в процессе преемственного обучения рисованию старших довкольников и младаих школьников.

Них шшли г иле с ку в__с сладу составляют философские концепции о

принципах,- формах и средствах научного и художественного пощания; о ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности; диалсктико-матсриалистическая концепция преемственности как основы развития; положений о гуманизации и демократизации учебно воспитательного процесса п системе российского образовании; об эстетическом восприятии и понимании искусства и действительности, и также особенностях развития детского изобразительного творчества.

В исследовании использованы следующие нею ли:

- /теоретический анализ философской, искусстпоподчсгкой, психологической, педагогической литературы;

- педагогические эксперименты - констатирующий и формирующий, в ходе которых использовались наблюдение, изучение программных документов, разработка и апробация вариативной программы, анализ результатов детского творчества.

заключаются в том, что выявлены особенности и взаимосвязь обучения рисованию дошкольником и младших школьников, исследованы причини "угасания" детского изобразительного творчества при переходе детей в ыколу, впервые разработаны и экспериментально проворены педагогические условия, обеспечивающие преемственное обучение детей рисованию и способствующие непрерывному, последовательному (без "спада") развития детского изобразительного творчества. Систематизировано, уточнено, дополнено определении преемственности в обучении рисованию дошкольников и первоклассников, как необходимое условие развития детского изобразительного творчества; выявлены линии преемственности не только традиционные (на основе единых программ и методов обучения), но и недостаточно изученные ранее. Эти линии в наяем исследовании определены по особенностям усвоения изобразительно-выразительных средств, доступных дошкольникам и младаим школьникам в процессе обучения декоративному, предметному и сюжетно-тематическому рисованию. Выявленные линии преемственности, проходядие по названных видам рисования, дополняют содержание теории "угасания" изобразительного творчества при переходе детей в аколу.

использований материалов и результатов исследования в практике работы детских садов и первых классов, в комплексах "датский сад -

пкола" показала . высокие результаты развития у датой изобразительного творчества, устранения его "угасания" в переходный период от детского сада ( вколе.

Данные исследования используются в , курсе преподавании изобразительного искусства на факультета* доиколыюго воспитания, начального обучения и в колледжах о теме "Преемственность".

Эффективность созданной специальной вариативной программы развития детского изобразительного творчества на переходный период. - от доиколыюго к начальному вкольному и методических рекомендаций по обучение детей декоративному, предметному и сюжотно-томатичоскому рисованию дают основание практически использовать их о датских садах, школах.

До&тщщвиость .....- и 1 . обоенрппннопть полученных ' результатов

обеспечены м угодологичоским подходом, опираюцийся на философские положения о социальной, творчески-деятоДьностной сущности личности, о закономерностях ее формирования и развития, об 'искусстве как специфической форме общественного сознания; на положения о теории отражения . всеобщей связи н взаимообусловленности белений; анализом и использованием данных искусстиоиадчоских . й психолого-педагосичоскнх наук, .реализацией комплексной методики йсследов«..йя, адекватной ого задачам, а также природе изучаемого-явления; широкой экспериментальной проверкой, кочоеттпшим и количественным анализом результатов теоретического и экспериментального изучения проблемы.

Шицднту, ияцосатса^пл.одуввия по<о«ониа:

Преемственность и обучении рисование в детском саду и X классе вколи является условном развития детского изобразительного творчества/ обеспечивающим последовательность, непрерывность я устранение процесса ого "угасания" при переходе ребенка в «колу.

Устлчоилонио линий преемственности по видам рисования (декоративному, предметному, сюжотно-тематичоскому) способствует лффоктмвному использовании детьми а рисовании изобразительно-ьирлзитсльных срсдстп. При этом каждый предыдущий вид рисования выступает как пропедевтический этап в* освоении более сложных художественны* средств и направлен но обогащение и - развитие детского изобразительного творчестве.

Проемстваннасть в отборе сидержанин детского рисования, доступного, интересного, близкого для дошкольников и мхалгаих

в*ольников способствует не ТОШО ОСПООНИЮ ИЭОбр<1ЭИТе.»ЫК>-вираэнтельных средств, но и формированию энплтии (сопереживания) к • изображаемому образу. А это, в сбою очередь, является предпосылкой формирования эстетического отношений к искусству и

действительности.

Дппр5.иЫп иссдедопдния • Результата исследования обсуждались на конференциях, семинарах, заседаниях кафедр, "круглого стола", спецсеминарах в вузо, педагогических советах в детских садах и веояах: И рослубаикаиский семинар "Педагогика ненасилия", Кипа, 10Ü1 (тезисы опубликованы); спецсеминар по специализации "Изобразительное искусство с методикой преподавания", факультет донкольного воспитания ИПГУ, Москва,. 1991; педагогический совет комплекса "Детский сад - вкола", Москва, 1891; XXI международный семинар, секция "Гуманистическая направленность деятельности педагоге по развитие творческих способностей младших школьников на уроках, изобразительного искусства!*, Москва, 1992; IV международный сонянйр "Роль искусства и культуры в воспитании и духе нопасилин", С.-Петербург, 1992; семинар доакольных работников, учителей начальных классов и преподавателой детских изостудий, Киров, 1392; педагогические советы детской иколы искусства, п.Космынино Костромской области, детского сада N 117, Нурманск; яслей-сада Н 1170, Москва; семунар преподавателей изостудий при Московском центра "Образование и культура"; кафедра эстетического воспитания доакольников факультета НПГУ им.Л.И.Ленина.

.Структура 'if объем работы. Псиовноо содержание диссертации изложено на страницах мааинописного текста, включающего пводение, две главы, выводы. Список литературы содержит 230 наименований, из которых 28 - на иностранных языках. Текст' иллюстрируют 6 таблиц. В приложений представлечы:детскиерисунки, коллекция авторских работ одаренного ребенка. , , ' "

м

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССВИ'АЦИИ *•-,; . •

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, Формулируете« гипотеза, цель«, задачи исследования, определяется его научйая. новизна, теоретическое и практическая значимость.

"Теоретические Основы преемственности обучения

Е

рисованию дошкольников и первоклассников'' раскрываются исходные философский, искусстаопедческио, психолого-педагогическио подходы в опродолении преемственности. Даетси общая характеристика состоянии ее разработки в современной теории отечественной дошкольной и школьной подпгогики.

Анализ литературы показал, что проблема преемственности изучалась в исследованиях как основа любого развития (Б.Г.Ананьев, В.К.Ганелин, М.А.Данилов, Л.В.Занков, А.II.Леонтьев, Б.Э.Тамарин и ЛР. )• '

оправдывая свое понятие как научной категории, "преемственность" в любых изменившихся условиях будет существовать на осново методологических положений о том, что в сути преемственности заложено противоречие (в данном случае между желанном - замыслом и изобразительными умениями) как движущая сила развития (В.Э.Тамарин).

Пр^емстпанность как системный дидактический Феномен включает широкий круг проблем. Рассматривается проблема единства содержательной и процессуальной сторон обучения (И.Я.Лсрнер и др.). К плане ■преемственности раскрываются понятии конкретного и абстрактного в учебной деятельности школьников (В.И.Вмит); дви^щих сил обучения (М.Л.Данилов, В.Г.Сенько); взаимосвязи учобной и внеклассной работы; ввутрилредметного преподавания; закономерности развития учебно-воспитательного процесса (С.М.Годник, Б.Э.Тамарин); Формирования социально активной личности; а также развития науки о профессиональном обучении будущих учителей -_. дкдаскологии (11.13.Кузьмина, М.Н.Скаткин, В.А.Сластенин и др.).

П немногочисленных исследованиях, посвященных изучению преемственности в обучении рисованию в детском саду и вхоле рассматриваются различные преемственный линии, реализация которых все *о недостаточно влипла на практику обучения рисованию. Линия преемственности прсслежушиллсь только на тематическом рисовании (X. М.Леиилоп); линии преемственности касались разййтия психологических качеств личности, которые'необходимы для рисования кп* дошкольникам, так и первоклассникам (В.Н.Старостина); линии про^метн^нносги рассматривались чисто дидактичесхи в соотнесенности с лю<"-ой ' педагогической проблемой (Я.Я.Чарнецкий). Наиболее системными и кинкретнаки продотовлени некоторые линии

проометвенности в единственном-Пособии дл» воспитателей и учителей (под ред. В.С.Кузина): по ьидам изобразительной деятельности (рисование, лепка, ручной труд) и по пидлм рисования (декоративно-;, предметное, сюжетное).

Важным для нашей работы являются изменения в системе российского образования, в связи с которым изменяются и взгляды нл преемственность ких психолого-педагогическую проблему. Коли и 71)-о годы категория "преемственность" изучалась , в связи с реформированном содержания образования, то и начало ьи-х годов проблема усложнилась процессом деполитнзации, пересмотра программ в сторону отказа от их одинорбраэи'З, возможностью выбора родителями различных Форм и программ' обучения и отходом от "решающей роли общественного дошкольного воспитания в подготовка дотей к школьному обучению". ,

Однако, достаточно богатый опыт, накопленный за предыдуцио этапы развитии довкольного воспитания и начального обучения, капот служить основанием но формального пересмотра взглядом на преемственность, а глубокого продуктивного анализа.

Итак, мы выяснили, что преемственность в обучении рисованию в детском саду и юколе рассматривается как двусторонняя связь, которая предполагает, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в домкольном учреждении с учетом требований, прад-ьяплномых к вкольникам, с другой стороны, опору учителя на достигнутый уровень знаний и опыта детей. Исследователи традиционно подходят к пониманию преемственности и отмечают недостаточной, а иногда и изолированное обучение рисованию в детском саду и » аколе (Т.С.Комарова и др.).

Мы отмочаем, что исследователи О.И.Кубыикина, В.С.Кузин, В.А.Хайноре) осуществляли поиски линий преемственности, убеждаясь, что общие, тезисные утверждения о необходимости установления преемственности положительных результатов но дают. Анализируя эти поиски, кы определили, что некоторые линии преемственности носят узкий, частный характер, и не будучи обоснованы теоретически, не могут найти применении в практики. Например, формирование воспитателями и учителями единого понимания всех задач, целей, .кутей обучения детей рисованию (Я.Я.Чарнецкий) нам представляется возможным по время подготовки будущих специалистов. Однако, дли

этого необходимо но только их желание, но и одиные программы, методические пособия, преподавание предмета специалистами дошкольного и окольного рисования, что, возможно, устранит резкую границу между возрастными периодами при переходе детей в аколу.

Дли осуществлении преемственного подхода к разработке экспериментальной программы, мы проанализировали' ныне действующие программы по рисовании для детского сада и начальной околь). По выявленным линиим мы провели анализ преемственности . программ детского сада и школы.

1>ыли выбраны пять суцаствуюцих программ: для двух групп детского сада - старшой и подготовительной к около; для I классов трохлогногр, чотырехлотнего начального обучения и семилетнего;

Анализ 5 программ' для детского сада и I классов позволил сделать вилодч, необходимые для продолжения нашего исследования.

Изучении проблемы в тоории и программных.документах показало недостаточную взаимосвязь в обучении рисованию дошкольников и первоклассников и необходимость экспериментального изучения

1ЦЧШМСТНОННОСТИ.

Во___птпопй гл гчю 'Педагогические условия установления

преемственности обучения рисованию доакольников и первоклассников и разлитии детского изобразительного творчества", представлены содержание и результаты констатирующего к формирующего экспериментов.

II целях исследования* состояния проблемы в практике, ' т.е. особенностей использования довкожьниками . и первоклассниками изобризитолыю-выразительных средств рисования, был проведен констатирупций эксперимент. . ' - -

С целью сравнительного анализа не только возрастных, «о И индивидуальных особенностей рисование детьми в ' материал констатирующего эксперимента мы включили - рисунки первоклассников обычной пколы и вколи искусств. Проанализировано более- 700 рисуиков дотпй Ь - 8 лот. - ,' >

Анализ показал, что у первоклассников сужается содержание замыслов и изобразительно-выразительных средств. Традиционно это объясняется том, что на первое место выступает учебная деятельность. Поэтому мы предполагали использовать педагогические условия, способствующий рисвирению содержания рисунков, отракавадх

учебные задания и собственные замысли первоклассников.'

Исследовании так*е показало, что в декоративном, предметном (натурном, по представлению, по показу), сюжетно-тематическом рисовании доикольники и первоклассники иногда используют изобразительно -пирлзитолышс средства потги одинаково в разных, □идах рисования. ; ^

В констатируюцем эксперименте были проведены поисковые занятия с наблюдением за детьми (430 дошкольников и первоклассников), и ПОсладувдш анализом рисунков; Анализируя дотеки« работы, мм стремились проверить особенности применения средеть виразнтельности

довкольникани к первоклассниками в зависимости от вида рисования.

1.

Наблюдался ."спад" использования первоклаеннкани изобразит^лыю-выразйтельних средств значительно больше в сюхетно-тонатичсском рисовании по сравнению с декоративным и предметным.

Следы спада детского творчества просматриваются также к . снижении количества рисунков первоклассников, д которых испогьзуе.тся достаточно полно доступны« детях изобразительно-выразительные сродства. Мм предгюлагали, что причина все-таки не в возрастных особенностях - это подтверждается в анализн рисунков детей того яе возраста, но посещающих иколу искусств. . ■

Занятия по декоративному рисованию дали возможность проследить слабую преемственность в иснользонании детьми способов изображения циста, Фории, композиции, ритма, симметрии (асимметрии), стилизации. На занятиях предметным рисованием удалось выявить отсутствие связи в использовании линий, пятен, итриховки, объемного "зображекия. Анализ занятий сюжетно-тематнческчм рнсопттск к саиих рисунков позволил выявить недостаточную преемственность п усвоении композиционных законов, таких как формат, выдеяенио композиционного центра, изображение пространства.

Работа в ранках констатирувцсго эксперимента помогла определить ураган развитии творчества: нуле вой,; доскольнмй, иклльнмй и для одаренных детей. Основными показателями являлись: наличие в рисунках', средств художественной'- пйразктеаМгогти; само стоите»», коп и творческое (в зависимости от одаренности) использовании ну к рисунках но со6< ¡1"л<нэну замыслу.

С учетом . этих данных осуществлялся формирующий эксперимент. Программа ' Формирующего эксперимента предполагала создание целенаправленного, систематизиронамного комплекса развиваючих занятий, внедрение их в учебно-воспитательный процесс детского сада и ихолы, а также экспериментальную проверку ее эффективности.

1) эксперимент детского сада и школы вводили одни и те хе условие:

I. Преемственность при обучении использованию изобразительно- -выразительных средств дошкольниками и первоклассниками на основе разработанной нами программы по 3 видам рисования.

II. Умет индивидуальных особенностей детей при обучении использованию средств художественной выразительности.

ИХ. Опоре хающее обучение кок пропедевтический этап к последующему виду рисования.1

IV. Принятие изобразительно-пиризитолышх средств рисования в качостии показателей детского творчества.

Формирующий эксперимент проводился в 2 этапа. Первый этап эксперимента длклей 2 учебных года: первый учебный год (1007-88) -и 3 старших группах (76 дотой) в детском саду И 117 г.Мурманска; »торой (1300-00 уч.г.) - и I классах школы N 17 г.Мурманска, худа перешли дети ип экспериментальных групп. Второй этап формирующего эксперимента был посвящен более юирокой проверке эффективности-напой вариативной программы обучения рисованию дошкольников и псрвоклассннкои такхо в течение 2 учебных лет: первый учебный год (1833-91) - в 2 старших группах (40 детей) в детском саду Н 1170 г.Носквы; а 2 старших группах (.'Н1 детей) - в детском саду М 46 г.Хостромы; г> 2 старших группах (40 детой) - в детском саду N 1 п.Космыниио Костромской области. Второй учебный год (1091-92) - в 2-х 1 классах (иа детей из экспериментальных групп) вколи Н 202 ... г.Москвы; о' 2x1 классах (4Ь детой ич оспьриианатльних групп) ■коли К7 г.Ког.тромч; в 2-х I классах (4й детей из экспериментальных ■ групп) п.Космынйно'. Всего формирующим экспериментом было охвачено 213 дотой дошкольного возраста, из которых 1Я0 продолжило участие, в эксперименте и I класса. Контрольными группами и классами послухили параллельные группы и классы а городах Москве, Мурманске, Кострома и Костромской области.

Формирующий экспоримоит был . Нацелен на разработку и

и

эхспершш.чтальпуя проварку содержании вариативной программы, методов развитии детского творчества, проявляемого догакольпиками и первоклассниками. Ни разработали Э цикла занятий по !> серий в каждом цикле/ посвященных одному из видов рисования. Каждый цикл включал 2 раздела - дояхольный и мкольный.

Порвый,..никл поспящен русским .лскорлтнтго-пр-лхлпдпик прочнелан; дымковскому, гжельскому, Городецкому, жостовскому, хохлрмскому. Он состоя* на '¿Ь занктий и уроков. Из них 15 проподеиы э детском саду и 10 - в ахолс. Дети должны г>или усг*оить твиии изнАрпзитсльно-нырлзительинч средства как; чпот народных росписгГ; 'дотехчй сад), колорит цветового стиля русских росписей как украшение предметов быта (I класс); композиция ><и силуэтах народных игрушек и посуды фризовая, центровая, симметричная (детский сад), композиции асимметричная (I класс); формы, изображающие элементы орнаментов русских народных росписей (детский сод), стилизованные Формы реальных предметов (I класс); техника рисования кистью - топчи, пазки, линии пр«мыо. волнистые, узкий, иирокко, -.шиитки, о*ив«ч, концом и веем ворсом (детский сад), построение узора кпрпилагсом (! класс).

Второй..циля формирующего ^печегим^нта по прмдмотноЧ'г рисовании был носшнчем изображению отдельных предметов натуры, по

представлении и по п.'цматиы.'ым образцам. Цикл иисюил и:, >Ь :ыи«-'.ий и уроков, из которых Г/ проведены в долечим епду и 11 г» около. Детч знакомились с такими изоьразнтолыю-выразительными .■-•родстнами, ка» цвет реальной окраски предметов (детский сад), цвет с :мвм«чг.>ми »"»«потони, тона, высветления, сметпняя красок (I класс); композиция на различных по величине, ¡Ьорма'.-у, цвету листа бумаги. нмдеянние центра (детский сад), передача пространства, ритма, контраста . (! класс); Фо{>мц, изображавшие человека, яивотных и окружающие гх предметы - плоские и объемные (детский сад), в ратном ракурс« (I клоге}; техника рисов,>нич яарйиднтсм; - ай»мм коеттгрмне, мцункр. основные (детский сад), пегоиогатпльнче, отрихоиыч (I класс); кисть» - мазки но форме, передача Факту)«* (детский с«д>, о<>м»мрчл» письмо кистью (I класс).

ТгстяА. . циЯ.' чосчицпн сотегнн глиптическому рисовании, ((■■■гд.п" серия шшятиА нплючала змчконстчо с оепоыв-'ии' пакннсморноотичк и элементами хомнозиаин, цозоолилясон отразят!, скы(М"Вуя связь ми^у

предметами - сюжет по задание педагога иди по собственному замыслу детей. Цикл объединил 2ф занятий и уроков,(J0 в датском саду и 10 -в школе). Дети должны были усвоить: «ват, передавший отновенив к теме (детский сад), цвет,. передающий настроение, колорит . с воздушной перспективой, ' высветление, смешение красок (I класс); композиция на разных Форматах, пространства "ближо-дальше". центр, ритм '(детский сад), контрасты, элементы линейной перспективы, линия горизонта (I класс); изображение>человека, животных и окружающих предметов в их смысловой связи - сюжете (детский сад); объекты в динамике, с различных точек зрения (I класс); техника рисования карандашом - линии контурные, ищущие, основные (детский сад), вспомогательные, штриховые, кистью -г дла выявления фактуры и объема (I класс).

Результаты исследования показали Эффективность преемственного . содержания программы, в которой заложены такхо . ■ "подлинии", содержащий иэо&разнтельно-выразигелЬныв средства, характерные . дате каждого вида искусства и соответствующего ему вида. Детского рисовании. ' -

Теоретически и экспериментально выявлена первая,-; вторая, третья, четвертая: "пидлинии" преемственности, включающие последовательное усвоение и использование цвета, композиции,. Формы предмотов, техники рисования как изобразительно-выразительних-средств. ■ .

На первом месте' зафиксировано использование цвета. Тал, в' декоративном рисовании доаколышки усваивали цвет как колорит народных орнаментов, знакомились с каждым цветом но отдельно, а в гармоничном сочетании, присутствующем в породных росписях. Доги не всегда гознапали эту гармонию и совершенство красок, воспринимай все чувстионно-образным путем как "украшшие жизни".

. Первоклассники, нмоч такой опит, но только рЛзасичали цвета, но и соотносили ик с определеышк цвоговнм стилен, присучим; какому-то одному виду народного искусства.

Чупгтш декоративной гармонии цвета дети проваляли . уже . в датском саду, продолжая испожьаопать сочетание цветов и в лреямотном рисований, охрашивал изображение предмотов о. рояльный цпот натуры) Млн а декоративно-финтастичаский - В рисунках По подставлению. А и охоле первоклассники - fuá использовали светотень

И ТОНПЛЫЮСТЬ. ---

В сгакетно-томатичесг.их композициях дошкольники нспол. золили цвет кок колорит, передающий отковонив к изображаемому; как реальную окраску продметоп; как дакоратирно-фантастичоскую окраску в скобочных композициях. и сэлитах, д лервохлассники <та же лети, чорез год) использовали цнпт | ухо каг, передачу настроения о ялеиентами цпотоиой перспективы. Таким обра:юм, Просматривалась довольно системная "картина" преемственности детегого сада и I кялссп и -тппрчпеком ацщоъчщц • длть»** челтя ммг (мовр/тяительпо-вирязитольного сродства. ■ .

На втором место по важности и частот« использования в рирогмж'ии экспериментально выделилась композиция, что послужило оснг.пант>м для установления второй "подлипни" преемственности. Лоибокю успаино усвоение правил композиции проходило при условии, пели дошкольники знакомились с ней также в декоративном рисопаиии на . примера композиционного многообразия орнаментов.

Первоклассники уяо использовали донолнитв«ьно к нпзваннмм 1'ндам композиции ясиммотрнчныо, а та к л о расположенные на болей слоиии , формах. Умение ' композиционно вписать рисунок п фориат хистл к цргм-фона, усвоенное на примере декоратиннвх композиций, • дснакольники пепользоналн и в предметном рисовании, где самостоятельно пмбирлли величину и цтшт листа бумаги д л н рисунка г; натуры или не представлению, выдоляли центр, фиксировали пространства "ближо ■ дальше", а первоклассники использовали элементы линпйной порелрктивы, ритм, контрасты. Дояколь.чики свободно лорвносили завопи генпозиции и з сягртно-тпиатитоекип рисунки, первоклассники пользовались элементами поэдуиной г. лимейн >/. перспективы. . Эффективность вариативной программы поражалась, п приеистпенион овладении закономерностями композиции не только при переходе от детского сада х школе, но. и при переключения т одн-ч-" пидч рисопанин к другому.

Результаты эксперимента выявили резервы дли г.остяплоиив в пйрс;(сктиае программы 1Г Класса.'

Тооротнчрсхр и зкеш.'римлнтальмо выявленная тропя "м^длиния" прсемствишос-ти нклгчала последовательное усвоение и «слои .поилни* изображения фогмм предметов. И декоративном1 ри-чпапии до*кслгьники онлад':гали изображг.нйси элементов надоднмх гфН.'и^чтчв, кгдя пг :дилк

геометрические, раститолышо к зооморфные элементы, , .а первохласспики не только подражали готовым декоративным узорам, ■ но и самостоятельно питались стилизовать растительные формы. Плоские стилизованные . формы русских орнаментов дети с помоцьв воображения дополнили и преднотном рисовании изображением объемных, но обобщенно стилизованных форм предметов.

Дальиойвая работа с этими жо детьми в 1 классе включала болов сложные задачи изображении формы предмег.-od. 1} сюлетно-теиатическом рисовании доти испОльзоиали опыт реалистического изображения форм отдельных предметов в их смысловой сюжетной связи, в динамике, в пространство.

Прослежена четвертая "подлинна" преемственности в освоении техники рисовании. Результаты' Формирующего эксперимента показали, что дошкольники свободные и быстрое осваивали рисование кистью, если, начинали обучение с декоратишюго рисования. Они овладевали осени способами изображения различных линий, мазков, что способствовало Формированию рисовальных движений руки. В школе дети успешное работали карандашом, если ужи умели легко, без нажима держать кисть. При такой последовательности освоения техники рисования - от декоративного к чредмотному, а затем к сюжетному -дошкольники активнее использовали ьольо сложный линии в предметном и- сюжетном рисовании, а первоклассники - использовали уже йспомогачельнио, штриховые линии. Кистью дети п детском саду могут делить мазки, подчеркивающие плоскую форму и Фактуру, а в аколе -еще и мазки, выявляющие объемность формы предметов. 1) сюжетно-тематичесхом рисовании всо усвоенные в декоративном и предметном изображении технические приемы дтги использовали без дополнительного показа их приподаватояом.

ОСНОШШК UUUO/ÍU " - -

исследование, " осуществленное комплекс ом мотодик, показало :)ФФехти«;юсть педагогических условий установления преемственности оСучония рисованию довколлников и первоклассников как необходимого условия разлития детского изобразительного творчества.

Ис.ялсдоиание продемонстрировало высокие результаты непрерывного, последовательного развития творчества при реализации вариативной

программы, обеспечивающей преемственность по художественным достоинствам декора, рисунка и живописи, которые макно запрограммировать с учитом доступности каждому возрасту.

Выявлены особенности развитии творчества дошкольников и первоклассников по четырем уропннм: нулевой (отказ рисовать или («овладение изобразительными средствами), дошкольный, школьный и уровень одаренных дотай, что позволило нам регулировать п течении 2 лот (нродткольный и окольный периоды) оепоеми^ преемсгпсрткз запрограммированных изоорлзитоьно-вырпзительгах средств в рисовании. •

Исследование выявило особенности усвоения изобразительно-выразительных ерздетп как показателей детского' изобразительного творчеств«. Наиболее эффективно они усвакпались при отборе содержании детского рисования - доступного, интересного, близко'го для допкольников и млпдиих школьников, что способствовало но только освоению изобразьтолыю-пыразитольиих средств, но и формир-м-ени« змпатин (сопереживании) к изображаемому образу.

Анализ результатов эксперимента показал, что реализации новой вариативной программы с широким использованием игропих приемов оьученин способствовала развитию изобразительного творчества на переходном згапе от дошкольного обучении к школьному. Экспериментально достигнут плавный последовательный переход от доиколмюго рисовании к ккольивпу - без традиционно приписываемых первоклассникам спада и "угасания" творчества, о чем свидетельствует зафиксированное у большинства детой использование изобразите л ыю- пчразитг.лышх средств, являющихся показателями определенного творческого уровня худовос'гпоиной деятельности.

Проведенное исследование но исчерпывает всех. проблем преемственности развития изобразительного творчества Дошкольников и первоклассников Мч считаем, "¡то нппйхадимл д плы<гЛз:пп теоротическан и экспериментальна' работа п направлении:

создания цоюстной системы обучении изобрпаитекмт--выразительным средствам на протяжении всего периода догаколм'о! о возраста и начального акольного;

- - дальнейшего изучения понятий иаобразитоЛьно-выразнтплмш» средств' и особенностей иг . усвоения дошкольниками и первоклассниками.

Основное содержание' диссертации отражено в следующих публикация* автора; г

1. Эвристическая программа накопления информации о Формировании профессионально значимых качеств. у будуиих ; учителей изобразительного искусства.// Сб. Актуальные вопросы методической, психолого-подагогичесхой и специальной подготовки учителе в высяей июле. - Кострома, 1981, С.73 -79 •

2. Преемственность как принцип неиосилия в развитии творчества у доахолышхов н младжих , школьников.// Сб. Принципы ненасилие в обучении и воспитании. - И., 1832,'С.142-14$ .

3. Теоретические основы преемственности а формировании творчества в рисовании у доокольников и младших школьников. •

Деп. а 0Ц1Ш, спрмя 'Икола и педагогика", ~ М-, 1£Ш2/&ып, 27.-¿5с.