Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Преемственность в формировании выразительного образа в лепке у старших дошкольников и учеников первого класса школы

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Скопина, Ольга Анатольевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Киров
Год защиты
 1999
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Преемственность в формировании выразительного образа в лепке у старших дошкольников и учеников первого класса школы», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Скопина, Ольга Анатольевна, 1999 год

введение.

глава ь теоретические основы преемственности в формировании выразительного образа в ленке у старших допосольншсов и младших школьников 1.1. Философские и психолого-педагогические аспекты проблемы преемственности в дошкольном и начальном образовании. П

1.2. Выразительный образ в лепке как показатель развития детского творчества.;,,'.

1.3. Выявление особенностей реализации принципа преемственности в обучении лепке старших дошкольников и первоклассников.

глава п. педагогические условия преемственности в формировании выразительного образа в лепке у детей 68 лет

2.1. Особенности образа в лепке детей подготовительной группы детского сада и учеников первого класса школы.

2.2. Обоснование экспериментальной программы "Детский сад - школа" по формированию выразительного образа в лепке.

2.3. Методика преемственного обучения лепке детей 6-8 лет как условие развития детского творчества.

Введение диссертации по педагогике, на тему "Преемственность в формировании выразительного образа в лепке у старших дошкольников и учеников первого класса школы"

В настоящее время все возрастающее значение приобретает воспитание творческой личности, способной находить оригинальные пути решения существующих проблем, работать в режиме поиска. Развитие такой личности возможно только при условии соблюдения последовательности и единства требований, предъявляемых к ребенку на разных ступенях образования, что подчеркивает необходимость установления преемственности в учебно-воспитательном процессе. Являясь одним из принципов непрерывного образования, которое в настоящее время осуществляется во всем мире, преемственность как педагогическая проблема требует своего разрешения в теории и определения путей ее реализации в практике работы учреждений отечественной системы образования.

Несмотря на то, что идея преемственности существует уже не одно тысячелетие и встречается в трудах Платона и Аристотеля, сам термин "преемственность" был впервые использован RIX Есиповым в его работе, изданной в 1945 году. Именно с этого времени начинается разработка проблемы преемственности на научном уровне. Ей посвящены исследования философов (Э.А. Баллера, B.C. Батурина, С.М. Родника, Г.Р. Исаенко, ф.Ю.Исмаилова, В.Г. Рубанова и др.), психологов и педагогов (Б.Г. Ананьева, Ш.И. Ганелина, С.М. Родника, Е.А. Роланда, МА. Данилова, Б.П. Есгаюва, A.B. Запорожца, Ю.А. Кустова АА. Люблинской, А.П. Сманцера, A.B. Усовой и др.), в которых преемственность рассматривается как основа любого развития: при изменении целого как системы, при переходе из одного состояния в другое, благодаря ей сохраняются и получают развитие прогрессивные элементы целого. Поэтому преемственность не только обеспечивает связь прошлого и настоящего, но и во многом предопределяет будущее.

Проблема преемственности в обучении и воспитании между детским садом и начальной школой возникла еще в начале 20 годов и была связана со становлением системы общественного дошкольного воспитания. Но, несмотря на более чем семидесятилетнюю историю изучения особенностей преемственности детского сада и школы, многие вопросы этой проблемы остаются неразрешенными и до наших дней. Все чаще рассматриваются как общие подходы в решении проблемы преемственности, так и ее отдельные аспекты, в частности подготовка детей к обучению в школе на этапе старшего дошкольного возраста. Появляется необходимость создания учебно-воспитательных комплексов "детский сад - школа", в основе работы которых лежит принцип преемственности, а в дальнейшем - сквозных учебных планов для дошкольных образовательных учреждений и начальных школ.

Вопросам преемственности в эстетическом воспитании дошкольников и младших школьников посвящены исследования B.C. Кузина и А.И. Пеленкова, в рисовании Р.И. Афанасьевой, О.Р. Лагутиной, Я.Я. Чарнецкого, в аппликации и лепке Р.Абдукодирова. Перечисленные исследователи не ставили своей целью изучение особенностей формирования выразительного образа в лепке старших дошкольников и младших школьников, и поэтому педагогические условия, необходимые для осуществления преемственности в обучении детей лепке, остались не определены.

Изучением особенностей детской лепки еще в начале века заинтересовались A.B. Бакушинский, K.M. Лепилов, Е. А. Флерина и др. В настоящее время выполнен ряд исследований, посвященных вопросам развитая детского творчества в лепке (Н.Б. Халезова и др.), формирования эстетического отношения к скульптуре (Г.М. Вишнева, Е.В. Гончарова и др.), сенсорного развития в лепке (H.A. Курочкина и др.), обучения приемам лепки (Н.С. Боголюбов, A.A. Волкова, М.Ф. Дубовик, Н.М. Конышева, Е.А. Коссаковская, Г.В. Лабунская, О. И. Фадеева и др.).

Знакомясь с окружающим миром, дети пытаются отразить свои впечатления в разных видах деятельности, в том числе и в лепке, которая носит преобразующий и созидательный характер. Процесс воспроизведения образов окружающей действительности неразрывно связан у ребенка с осмыслением характерных особенностей изображаемого, с посильной оценкой его качеств, где большую роль играют эстетические чувства, отношение к тому, что воспроизводится. Передача этого отношения в лепке связана с поиском доступных ребенку средств художественного выражения, с посильным овладением материалом и техникой, с которыми он имеет дело. Вот почему исследователи (A.B. Бакушинский, Р.Г. Казакова, Н.М. Конышева, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, Е.А. Флерина и др.) утверждают, что в детской лепке есть активное художественно-творческое начало, носителем и показателем которого является выразительный образ.

Вместе с тем, анализ литературы по проблемам детской лепки показывает, что до настоящего времени недостаточно полно выявлены и охарактеризованы выразительные средства лепки, доступные детям дошкольного и младшего школьного возраста; недостаточно конкретно раскрыты пути перехода детьми от "схематической" формы к реалистической, от конструктивного построения формы к пластическому. Также специального исследования и уточнения требуют вопросы особенностей детского творчества в лепке и положение о необходимости и характере руководства им со стороны взрослого.

Положительное значение детской лепки для развития творческой личности признается и теоретиками, и практиками дошкольного и начального образования. Но, несмотря на это, на практике лепке уделяется недостаточно внимания, как в дошкольных образовательных учреждениях, так и в школе. Обучение детей лепке носит дискретный характер. Прежде всего, это обосновано тем, что в дошкольной педагогике лепку рассматривают как изобразительную деятельность, а в начальной школе относят к трудовому обучению. Сложившаяся ситуация ведет к тому, что детское творчество в лепке "угасает" при переходе в школу. Все это вызвало наш интерес к данной проблеме.

В связи с вышесказанным, возникла необходимость устранения следующих противоречий:

- между высоким художественно-развивающим потенциалом искусства скульптуры, техники лепки и недооценкой его в теории и практике дошкольного и начального образования;

- между целостностью и неразрывностью процесса развития творческих способностей ребенка и дискретным характером обучения детей лепке;

- между необходимостью преемственности программ по лепке для детей дошкольного и младшего школьного возраста и неразработанностью этой проблемы в практике.

Это обстоятельство обусловило выбор темы нашего исследования. Оно обращено к решению следующей проблемы: каковы педагогические условия реализации принципа преемственности в формировании выразительного образа в лепке детей старшего дошкольного возраста и первоклассников? Решение этой проблемы составило цель нашего исследования.

Объектом исследования является процесс создания выразительного образа в лепке детей 6-8 лет.

Предмет исследования - педагогические условия, обеспечивающие преемственность в формировании пластической выразительности образа в лепке старших дошкольников и первоклассников.

В основу исследования была положена гипотеза о том, что преемственность в обучении лепке старших дошкольников и первоклассников будет способствовать формированию выразительного образа, если:

- будет разработана поэтапная методика обучения лепке в подготовительной группе детского сада и в первом классе школы;

- дети уже в дошкольном возрасте научатся обследовать скульптуру малых форм при активном участии тактильного и зрительного анализатора;

- будет обеспечена последовательность и непрерывность овладения детьми 6-8 лет изобразительно-выразительными средствами скульптуры;

- дети овладеют скульптурным способом лепки, который позволяет добиться выразительности образа.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

- обосновать необходимость в преемственном обучении лепке детей старшего дошкольного возраста и учеников первого класса;

- исследовать взаимозависимость выразительности образа в лепке детей, от их знаний о содержании и художественных средствах скульптуры малых форм, от уровня владения техникой лепки;

- разработать экспериментальную программу обучения детей лепке в подготовительной группе детского сада и первом классе школы;

- разработать методические рекомендации по созданию педагогических условий, направленных на осуществление преемственности в формировании выразительного образа в лепке у старших дошкольников и первоклассников.

Методологической основой исследования являются положения философов о преемственности как непременном условии всякого развития, положение о творческо-деятельностной сущности личности, труды философов, психологов, искусствоведов и педагогов по проблеме художественного творчества и художественного отражения действительности, положение о гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса, обновления содержания и методик развития детского творчества.

Для реализации поставленной цели и решения задач использовались следующие методы:

- теоретического анализа философской, психологической, педагогической и искусствоведческой литературы;

- анкетирование воспитателей и учителей начальных классов, руководителей изостудий;

- беседы с педагогами и детьми;

- изучение и анализ педагогической документации;

- наблюдение за работой детей;

- анализ продуктов детского творчества;

- педагогический эксперимент;

- методы математической обработки данных.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных учреждений №№ 102, 164, 193 и средних школ №№ 51,52,59 г. Кирова.

Исследование проводилось в три этапа:

1 этап (1994 - 1996 г.) - поисково-теоретический. В этот период подбиралась, изучалась и анализировалась философская, психолого-педагогическая и искусствоведческая литература по проблеме исследования. Определялись исходные позиции исследования: цель, гипотеза, задачи, методология и методика исследования. Уточнялось содержание понятий "детское творчество в лепке", "преемственность в развитии детского творчества в лепке". Разрабатывалась методика выявления особенностей реализации принципа преемственности в обучении детей лепке в практике работы дошкольных образовательных учреждений и начальной школы.

2 этап (1996 - 1998 г.) - поисково-экспериментальный. На этом этапе выявлялись особенности реализации принципа преемственности в обучении детей лепке в практике работы дошкольных образовательных учреждений и начальной школы посредством проведения и обработки результатов констатирующего эксперимента. Осуществлялись поиск и разработка эффективных форм и методов формирования выразительного образа в лепке у детей 6-8 лет. Разрабатывалась программа экспериментальной работы. Проводился педагогический эксперимент по формированию выразительного образа в лепке детей старшего дошкольного возраста и учащихся первого класса. Уточнялись цели и задачи исследования.

3 этап (1998 - 1999 г.) - заключительно-обобщающий. Он включал обработку и анализ результатов проведенного исследования, уточнение теоретических положений, разработку методических рекомендаций по созданию педагогических условий, направленных на осуществление преемственности в обучении лепке и обеспечивающих формирование выразительного образа в лепке у старших дошкольников и первоклассников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

- определено понятие "преемственность в формировании выразительного образа в лепке", уточнен и дополнен термин "детское творчество в лепке";

- доказана необходимость создания сквозной программы обучения детей лепке в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе;

- обоснована роль знаний детей о скульптуре и их ручных умений и навыков в лепке как основы для формирования выразительного образа;

- установлены критерии и уровни выразительности образа, как показателя детского творчества в лепке;

- научно обоснованы педагогические условия преемственности в формировании выразительного образа в лепке старших дошкольников и первоклассников;

- разработана экспериментальная программа формирования выразительного образа в лепке детей 6-8 лет.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении особенностей передачи образа в детской пластической деятельности; раскрытии изобразительно-выразительных средств скульптуры, доступных для понимания и применения в лепке старшим дошкольникам и первоклассникам; определении путей формирования выразительного образа в лепке детей 6-8 лет; разработке преемственной системы занятий по обучению лепке детей подготовительной группы и первого класса школы; раскрытии сущности и специфики работы по экспериментальной программе. Результаты исследования могут быть использованы в практике работы дошкольных учреждений и начальных школ, в преподавании курса "Теоретические основы изобразительного искусства с методикой преподавания детям" на факультетах дошкольной педагогики и психологии и начального образования в педагогических училищах и педагогических вузах, в системе повышения квалификации, а также при разработке и издании учебных пособий.

Достоверность полученных результатов обеспечивается методологическим подходом, опирающимся на достижения философии, искусствоведения, психологии и педагогики о сущности преемственности в обучении, как условии общего и специального развития, и о специфике художественного отражения и выражения; применением комплекса дополняющих друг друга теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных целям, задачам и логике диссертационной работы; экспериментальной проверкой и апробацией полученных результатов в педагогической практике и их положительной оценкой; сочетанием анализа данных и использования методов социальной и математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования обсуждались на педагогических советах школ и дошкольных образовательных учреждений, аспирантских объединениях, методологических семинарах и заседаниях кафедры педагогики и кафедры методики дошкольного воспитания Вятского государственного педагогического университета, кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Московского педагогического государственного университета, региональных и общероссийских научно-практических конференциях (Пермь - 1996 г.; Елец -1997 г.; Рязань - 1998 г.; Киров - 1998 г.; Москва -1998 г., Москва - 1999 г.).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Преемственность в обучении детей 6-8 лет лепке обеспечивает целостность, поступательность и перспективность формирования выразительного образа - показателя развития детского творчества в лепке.

2. Последовательное эстетическое освоение дошкольниками и первоклассниками изобразительно-выразительных средств скульптуры, развитие их ручных умений и навыков позволяет сформировать выразительный образ в детской лепке.

3. Создание экспериментальной программы для учреждения "Детский сад - школа" обеспечивает непрерывный процесс формирования выразительного образа в детской лепке.

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

Результаты исследования свидетельствуют о доступности пониманию старших дошкольников и первоклассников изобразительно-выразительных средств скульптуры и подтверждают наше предположение о том, что дети переносят усвоенные на занятиях по заданию педагога средства выразительности пластики в лепку по замыслу.

Экспериментальная работа показала, что дети 6-8 лет способны овладеть основными элементами скульптурной лепки.

В результате исследовательской работы было установлено, что наряду с развитием детского творчества в лепке обогатилась речь детей.

За счет использования слов, применяемых в искусстве скульптуры ("скульптура", "статуэтка", "силуэт", "скульптор", "пластичность" и др.) расширился активный словарь детей, а составление детьми творческих рассказов по скульптуре и своей работе, выражение впечатлений, полученных от восприятия скульптуры, способствовало развитию связной речи дошкольников и первоклассников.

Выявлен ряд педагогических условий, необходимых для успешного осуществления принципа преемственности в формировании выразительного образа в лепке, а именно:

• Наличие программы по формированию выразительного образа в детской лепке. Она обеспечит единство целей и задач, согласование содержания, реализуемого в процессе обучения детей лепке в дошкольном и начальном образовании.

• Осознание воспитателями детских дошкольных учреждений и учителями начальных классов особенностей формирования выразительного образа в лепке в каждом конкретном возрасте. Согласование требований, предъявляемых к ребенку со стороны педагогов;

• Учет педагогом уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком в пластической деятельности на предыдущем возрастном этапе.

• Предоставление детям свободы на всех этапах обучения (свобода выбора натуры из вариативного ряда скульптур малых форм, свобода в способах изображения, в определении содержания своей работы и т.п.);

• Наличие у педагога знаний об особенностях скульптуры, умений понимать специфику художественного "языка" пластики, способности переживать и передавать другим эстетические чувства, возникшие при восприятии произведений скульптуры. Кроме того, педагог должен владеть скульптурным способом лепки;

• Создание развивающей среды, то есть наличие экспозиционного ряда скульптуры малых форм, иллюстраций, материалов и инструментов для лепки и т.д.;

• Соблюдение последовательности этапов обучения, которая предполагает ознакомление со скульптурой, знакомство с изобразительно-выразительными средствами пластики, формирование умения устанавливать связь между средствами выразительности и художественным образом, развитие умения применять знания об изобразительно-выразительных средствах скульптуры в пластической деятельности и совершенствование ручных умений и навыков в лепке;

• Характер, используемых в ходе занятий и уроков, методов и приемов обучения менялся. На первом этапе применялись методы, предполагающие передачу информации педагогом, постепенно они заменялись методами, способствующими возникновению у детей замысла, активизирующими самостоятельность и творчество детей.

• Творческий подход педагога к организации и проведению занятий и уроков.

Безусловно, выводы, полученные нами в результате исследования преемственности в формировании пластической выразительности образа как условия развития детского творчества в лепке, не решают всех вопросов этой проблемы. Так, например, требуют дальнейшего изучения такие аспекты, как установление преемственных связей между видами пластической деятельности (декоративной, предметной и сюжетно-тематической лепкой), преподаваемыми в детском саду и начальной школе; выявление возможностей и путей формирования пластической выразительности образа в лепке на более ранних возрастных этапах. Подготовка студентов, воспитателей детских дошкольных учреждений и учителей начальных классов к развитию детского творчества в лепке в условиях преемственного обучения требует специального исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие творческой личности является актуальной задачей, стоящей перед системой образования в настоящее время. Одним из средств реализации творческого потенциала личности является искусство, в том числе скульптура, которая создается в процессе художественной деятельности, так как по существу своему она есть не что иное, как воплощение в твердом или мягком, пластичном материале с помощью художественных средств творчески переработанных представлений и восприятий об окружающей действительности, в том числе эстетических переживаний человека. Поэтому так важно организовать процесс обучения таким образом, чтобы учесть возможности пластической деятельности и создать условия для оптимального развития детского творчества. Детское творчество в лепке мы рассматриваем как сложный процесс создания субъективно нового продукта, в котором ребенок отражает свои впечатления об окружающей действительности с помощью мягкого, пластичного материала.

Развитие детского творчества, как и любое другое развитие, возможно лишь при условии установления преемственных связей между качественными состояниями, основными этапами формирования выразительного образа в детской лепке. Выявление преемственности в формировании выразительного образа в лепке детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста являлось целью нашего исследования.

Анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме преемственности в формировании выразительного образа в лепке показал, что в науке и практике работы образовательных учреждений ставились и решались различные аспекты проблемы преемственности в обучении детей. Однако в теории отсутствуют исследования по проблеме преемственности в обучении детей лепке в детском саду и начальной школе как условии развития детского творчества. Недостаточно раскрыты особенности процесса формирования выразительного образа при переходе от одной ступени образования к другой, не определена сущность и специфика преемственности в формировании выразительного образа в лепке детей 6-8 лет, не выявлены педагогические условия реализации преемственности в аспектах преподавания и учения в этом процессе, недостаточно разработаны критерии и уровни сформированности выразительного образа, как показателя детского творчества в лепке.

Содержание понятия "преемственность в формировании выразительного образа в лепке" предполагает взаимосвязь между задачами, содержанием, формами и методами обучения лепке дошкольников и младших школьников, которая предусматривает опору на знания, умения и навыки, полученные детьми в дошкольном возрасте в области лепки, и обеспечивает развитие детского творчества. Иными словами, преемственность в формировании выразительного образа в детской лепке мы рассматриваем как преемственность в преподавании, то есть преемственность программ обучения детей лепке, которая обеспечивает целостность, непрерывность и перспективность развития детского творчества.

Экспериментальная работа показала, что преемственность в преподавании влечет за собой преемственность в учении, так и преемственность в знаниях, умениях и навыках в свою очередь предполагает преемственность изучаемого материала.

С целью установления преемственности в знаниях, умениях и навыках нами были разработаны уровни развития выразительности образа в лепке детей 6-8 лет, которые позволили осуществить индивидуальный подход, регулировать усвоение запрограммированных изобразительно-выразительных средств с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

В работе обоснована эффективность экспериментально-вариативной программы формирования выразительного образа в детской лепке, включающая в себя переходный период между детским садом и школой, которая направлена на реализацию следующих задач:

• Формирование положительного эмоционального отношения к скульптуре и пластической деятельности, интереса и потребности в усвоении изобразительно-выразительных средств скульптуры;

• формирование эстетических представлений о скульптуре;

• развитие восприятия скульптуры, установления взаимосвязи между изобразительно-выразительными средствами пластики и содержанием скульптурного произведения;

• формирование умения осознанно подходить к выбору выразительных средств своей работы;

• обучение технике лепки.

Реализация программы в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердила ее эффективность, о чем свидетельствует устранение угасания и повышение уровня развития детского творчества в лепке.

В исследовании установлены следующие причины нарушения преемственности в развитии детского творчества в лепке. Во-первых, отсутствие в теории и практике единых подходов к детской пластической деятельности (лепка в детском саду рассматривается, как разновидность художественной деятельности, а в начальной школе лепка - это одна из техник ручного труда). Во-вторых, несоответствие программ обучения лепке между детским садом и начальной школой, то есть отсутствие единых целей и содержания обучения, что приводит к тому, что воспитатели и учителя начальных классов не владеют полной информацией о содержании, формах и методах работы педагогов соседнего звена, а также об особенностях детской лепки в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. Все это ведет к тому, что обучение первоклассников лепке в начальной школе начинается с "нуля".

Теоретически обоснована и экспериментально проверена преемственная последовательность формирования образа в пластической деятельности. Первым этапом в этом процессе является формирование восприятия, возникающего при обследовании натуры благодаря активной работе тактильного и зрительного анализатора. В исследовании рассматриваются вопросы, связанные с особенностью организации ориентировочной обследовательской деятельности (процесс обследования натуры должен быть педагогически организован и расчленен на этапы). На основе образа восприятия формируется образ -представление. Для его формирования целесообразно использовать методы: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, игры и т.д., что является материалом для формирования выразительного образа в воображении.

В работе раскрыта целесообразность использования скульптуры малых форм, на примере которой осуществляется ознакомление детей со следующими изобразительно-выразительными средствами пластики: форма, динамика, композиция, материал, архитектоника, фактура, силуэт и т.д.,-обогащаются представления об особенностях формы и строения животных, расширяются представления о способах воплощения образа в пластичном материале.

Сделан вывод о взаимосвязи между пластической выразительностью образа, знаниями детей о скульптуре, о специфике пластического "языка" и ручными умениями и навыками в лепке у старших дошкольников и первоклассников.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Скопина, Ольга Анатольевна, Киров

1. Абдукодиров Р. Преемственность в эстетическом воспитании детей детского сада и учащихся 1 класса щколы (На занятиях и уроках по лепке и аппликации). Ташкент: 1987. - 180 с.

2. Алексеева Л.В. Скульптура М.: Просвещение, 1964. - 62 с.

3. Алексеева Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе. М.: Просвещение, 1970. - 48 с.

4. Алешина H.H. О соотношении изобразительности и выразительности в искусстве: Дис. . канд. пед. наук. -М.: 1965. 168 с.

5. Ананьев Б.Г. О преемственности в обучении//Советская педагогика. -1953 № 2. - С. 23-35.

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.-357 с.

7. Андреев Л. А. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства. -М: Наука, 1981. 193 с.

8. Анисимова Л.П. Организационно-педагогические условия преемственности в подготовке детей к обучению в школе. Дис. канд. пед. наук. Самара: 1997. - 294 с.

9. Аничкин С.А. Эстетическое воспитание и эстетическое развитие младшего школьника.// В кн.: Эстетическое воспитание детей. -Свердловск: 1975. С. 10-18.

10. Аронина А.й. Проблема преемственности между подготовительной к школе группой детского сада и первым классом школы в системе эстетического воспитания. Дис. канд. пед. наук. М.: 1980 .-213 с.

11. П.Афанасьева Р.И. Преемственность в обучении рисованию детей подготовительной к школе группы и учащихся 1 класса: Автореф. дис. канд. пед. наук -М.: 1979. -26 с.

12. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание. -М.: Новая Москва, 1925.

13. Бакушинский A.B. Исследования и статьи. -М.: Сов.художник, 1981. -351 с.

14. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М: Наука, 1969. -294 с.

15. Батаршев A.B. Теория и практика преемственности обучения в общеобразовательной и профессиональной школе. Дис. доктора пед. наук. С-Пб.: 1992. - 362 с.

16. Батурин B.C. Проблема преемственности в диалектико-материалистическом учении о развитии: Дис. канд. философ, наук. -Алма-Ата,1981. 200 с.

17. Башинская Й.А. Образ в изобразительном искусстве: Законы восприятия живописи, скульптуры, графики / Общество «Знание» России, Санкт-Петербург, 1992. 193 с.

18. Блонский П. П. Избранные педагогические произведения. -М.: АПН РСФСР, 1961.-286 с.

19. Боголюбов Н.С. Скульптура на занятиях в школьном кружке. -М.: Просвещение, 1986. 126 с.

20. Богуславская З.М. Особенности ориентировочной деятельности в процессе формирования первоначальных представлений у детей дошкольного возраста.//Вопросы психологии, -1961, -№ 3. С. 28-41.

21. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968. 464 с.

22. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1988. - 496 с.

23. Буклубенко H.H. Природа искусства. О некоторых сторонах художественного творчества. -М.: Политиздат, 1982. 217 с.

24. Бурангулова Г.Х. Преемственность между детским садом и школой в овладении младшими школьниками предложением как единицей речи: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: 1981. -23 с.

25. Буре P.C. Педагогические условия воспитания и обучения при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста в детском саду. М.: ЦОЛИУВ, 1975. - 18 с.

26. Васильев И.Н. Теория отражения и художественное творчество. -М.: Просвещение, 1970. 196 с.

27. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. -М.: Просвещение, 1969. 365 с.

28. Вишнева Г.М. Формирование эстетического восприятия скульптуры малых форм у детей старшего дошкольного возраста: Диссертация. . канд. пед. наук. -М.: 1984. -160 с.

29. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся/Под ред. И.С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. - 224 с.

30. Волков И.П. Учим творчеству. М.: Педагогика, 1982. - 43 с.

31. Волков H.H. Восприятие произведений живописи и скульптуры. В кн.: Художественное восприятие. -Л.: 1971. С. 281-298.

32. Волкова A.A. Лепка в детском саду.// Дошкольное воспитание, 1944, -№ 5, С. 22-27.

33. Воробей Ю.Д. Диалектика художественного творчества. -М.: изд-во МГУ, 1984.-202 с.

34. Воронова О.П. Искусство скульптуры. -М.: Знание, 1981. 112 с.

35. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 6. М.: Педагогика, 1984.-400 с.

36. Выготский Л.С. Психология искусства. /Под ред. М.Г. Ярошевского. -М: Педагогика, 1987. -344 с.

37. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1991. 90 с.

38. Галкина О.И. О преемственности в развитии изобразительно-графических навыков в старшей группе детского сада и первом класса школы.// В сб.: Детский сад и школа. Под ред. A.A. Люблинской. -М.: изд. АПН РСФСР, 1954. С. 34-46.

39. Гальперин П.Я. Опыт изучения формирования умственных действий. «Доклады на совещании по вопросам психологии личности». -М.: Изд. АПН РСФСР, 1954. С. 8-19.

40. Ганедин Щ.И. Педагогические основы преемственности учебно-воспитательной работы в IV-V классах//Советская педагогика. 1955.7,-С. 3-14.

41. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. // Соч. в 14-ти т. -М: Гос. Социально-экономическое издательство, 1938. -471 с. -Т. 12.

42. Годник С.М. Теоретические основы преемственности средней и высшей школы в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. доктора пед. наук. М.: 1990. - 32 с.

43. Голубкина А.С. Несколько слов о ремесле скульптора. -М.: Советский художник, 1960. 48 с.

44. Гольдентрихт С.С. О природе эстетического творчества. -М.: Изд-во МГУ, 1977.-248 с.

45. Гончарова Е.В. Воспитание эстетического отношения к произведениям монументальной скульптуры у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М.: МШ У, 1987.-15 с.

46. Гончарова И.И. Преемственность в формировании учебных умений у старших дошкольников и первоклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. М: 1988.-16 с.

47. Горанов К. Художественный образ и его историческая жизнь. М.: Искусство, 1970. - 519 с.

48. Гордиенко В.М. Соотношение натурных и знаково-символических компонентов художественного образа в изобразительной деятельности. Автореферат дис. . канд. философ, наук. -Киев: 1984. -19 с.л

49. Гребенникова H.JI. Преемственность в усвоении системы учебного материала учащимися начальных и средних классов школы. Дис. канд. пед. наук. -М.: 1989. -271 с.

50. Гризова И.А Художественный образ как система. -Одесса: 1970. 28 с.

51. Громов А.Н. Природа художественного творчества. -М.: Знание, 1971.-180 с.

52. Гукасова A.M. Вопросы методики трудового обучения в начальных классах. -М.: Просвещение, 1967. -112 с.

53. Гусарова Й.Л. Лепка в детском саду. Лекция для студентов заочников пед. институтов. -М: Просвещение, 1964. 86 с.

54. Дашковская Л.П. Преемственность в трудовом воспитании между детским садом и школой: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: 1968. -22 с.

55. Денисова Т.Л. Педагогические условия формирования образа в рисунках детей шестого года жизни: Дис. канд. пед. наук. Самара: 1997.-140 с.

56. Депенчук Л.П. Преемственность в развитии естествознания. Киев: Наукова думка, 1988. - 127 с.

57. Дмитриева Н.А. Художественный образ, как форма отражения действительности. -М.: Искусство, 1954. 63 с.

58. Дронова О.О. Декоративное рисование как средство развития выразительности рисунков детей дошкольного возраста: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М: 1987. -16 с.

59. Дьяченко О.М. Пути воображения дошкольников. //Вопросы психологии, -1987, -№ I, С. 44-51.

60. Евдакимова Л.М. Эстетико-педагогические условия развития творческого мышления у младших школьников. Дис. канд. пед. наук. -Екатеринбург, 1998. -212 с.

61. Елатомцева И.М. К тайнам творчества (о станковой скульптуре). -Минск: Нар. асвета, 1973. 76 с.

62. Ермонская В.В. Что такое скульптура. -М.: Изобразительное искусство, 1977. 95 с.

63. Завгородняя Е.В. Психология формирования художественного замысла: Автореф. дис. .канд. псих. наук, (на материале изобразительной деятельности) -Киев: Институт психологии, 1992. -20 с.

64. Закон РФ «Об образовании». -М.: Новая школа, 1992. 55 с.

65. Занков Л.В. К проблеме взаимодействия слова и наглядности в обучении// Советская педагогика. 1955. - 8.

66. Занков Л.В. О начальном обучении. М.: Изд. АПН РСФСР, 1963. С. 3-28,170-193.

67. Захарова В.М. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей. Для студентов заочников дошкольных факультетов пед. институтов. -М.: Просвещение, 1969. -72 с.

68. Зверева М.В. Выделение свойств объектов при различных способах восприятия.// Вопросы психологии, -1958. № 3. С. 24-38.

69. Зеленков АИ. Философско-методологический анализ проблемы преемственности в научном познании: Автореф. дис. доктора философ, наук. Минск: 1986. - 40 с.

70. Зись А.Я. Искусство и эстетика. -М.: Искусство, 1975. 206 с.

71. Зись А .Я. Виды искусства. -М.: Знание, 1979. -138 с.

72. Золотарь К.И. Преемственность в обучении//Советская педагогика, 1969,-№9,-С. 114-129.

73. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. -М.: Просвещение, 1969.-273 с.

74. Иванникова C.B. Формирование выразительного образа в аппликации у детей шестого года жизни: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М.: МПГУ, 1991.-17 с.

75. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. -М. : Просвещение, 1961. -223 с.

76. Изергина Н.Э Методы активизации пространственного воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и художественного труда. М.: 1994. - 237 с.

77. Инжестойкова В.А. Формирование художественного образа в изобразительной деятельности старших дошкольников: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: АПН СССР, НИИ дошкольного воспитания, 1987. -23 с.

78. Исаенко Г.Н. Роль исторической преемственности в развитии науки. -М.: Знание, 1969. 24 с.

79. Исмаилов Ф.Ю. Преемственность в историческом процессе. -Ташкент: «Фан» Узбекской ССР, 1989, 175 с.

80. Исследование проблем психологии творчества/ АН СССР, Институт психологии; Отв. ред.: доктор психологических наук Я. А Пономарев. -М.: Наука, 1983. 336 с.

81. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд. ЛГУ, 1971.-438 с.

82. Казакова Р.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности. М.: МГПИ, 1985. - 71 с.

83. Казакова Р.Г. Подготовка детей к школе на занятиях изобразительной деятельностью//Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду. М; Просвещение, 1985. - 255 с.

84. Казакова Р.Г., Белякова Л.Г. Скульптура//Детская одаренностъ:Учебное пособие. М.: МШ 'У, 1998. - 93 с.

85. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

86. Казин А.Л. Художественный образ и реальность. -Л.: Изд-во ленинградского университета, 1985. 120 с.

87. Капустина Р.И. Воспитание познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М.: 1988. -16 с.

88. Керштенпггейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. -М.: 1914.

89. Кольцова М.М Анализаторы и физиологическая основа сенсорного воспитания// Дошкольное воспитание. 1961. - № 9. - С. 10-14

90. Комарова Т.С., Лебедева Е.В., Халезова Н.Б., Казакова Т.Г. Учитесь рисовать и лепить. М: Просвещение, 1967. - 112 с.

91. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество. М. : Педагогика, 1990. - 144 с.

92. Концепция дошкольного воспитания Госкомитета СССР по . народному образованию, Временного научно-исследовательскогоколлектива «Школа», НИИ дошкольного воспитания АПН СССР // Дошкольное воспитание. 1989. - № 5. - С. 10-23.

93. Концепция дошкольного воспитания НИИ дошкольного воспитания АПН СССР//Дошкольное воспитание. 1989. - № 9. - С. 48-69.

94. Конышева Н.М. Лепка в начальных классах: Пособие для учителя. Из опыта работы. М.: Просвещение, 1980. - 80 с.

95. Коршунов А.М., Мантатов В. В. Диалектика социального познания. -М: Политиздат, 1988. 383 с.

96. Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. Пособие для воспитателей. -М: Просвещение, 1972. 71 с.

97. Костин В.И. Что такое художественный образ. М: Советский художник, 1961. - 62 с.

98. Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. -М.: Знание, 1978.-110 с.

99. Котырло В.К. Проблема преемственности в работе детского сада и школы. В сб.: Материалы Всесоюзного совещания заведующих кафедрами педагогики и методики начального обучения. —Л.: 1974, -С. 177-185.

100. Краткий словарь терминов изобразительного искусства/ Под общей редакцией Г.Г. Обухова. М.: Сов.художник, 1959. - 190 с.

101. Крестовский Й.В. Скульптура (самоучитель начинающему скульптору). -М.: Профиздат, 1960. 121 с.

102. Крылова Н.М., Иванова В.Г. Детский сад дом радости. Ч.З: Старшая группа. 1991. - 192с.

103. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества. М: Просвещение, 1971. - 144 с.

104. Кузин B.C. Психология. М.: АГАР, 1997. - 304 с.

105. Кулаев К.В. Эстетическое воспитание: пути преемственности. М.: Знание, 1986. - 65 с.

106. Курочкина H.A. Сенсорные основы лепки детей дошкольного возраста (5-7 лет): Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: 1969. - 18 с.

107. Курочкина H.A. Обучение детей (3-7 лет) лепке животных. Методическое пособие. Челябинск, Челябинский пед. институт, 1973.-66 с.

108. Курочкина H.A. Художественный образ в эстетическом воспитании дошкольников/Юптимизация учебно-воспитательного процесса в д/с. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. - С. 27-35.

109. Кустов Ю.А. Преемственность профессиональной подготовки молодежи в профтехучилищах и вузах. Саратов, изд-во Саратовского университета, 1990. - 160 с.

110. Ш.Кухта А.М. Пути обеспечения преемственности в организации учебной работы школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. Киев, 1970. -20 с.

111. Лабунская Г.В. Методика рисования и лепки. М.: Учпедгиз, 1935. -96 с.

112. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. М.: Просвещение, 1965. - 207 с.

113. Лагутина О.Р. Преемственность обучения рисованию дошкольников и первоклассников как условие развития детского изобразительного творчества. Дис. канд. пед. наук. М: МПГУ, 1992. - 189 с.

114. Ладыгина А.Б., Гринин В.В. О преемственности в искусстве. М.: Знание, 1982. - 64 с.

115. Лантери Э. Лепка. Перевод с англ. М.: Академия художеств СССР, 1963.-335 с.

116. Лебедев В.А. Пластика малых форм. Современные проблемы: Автореф. дис канд. искус. Наук. М.: 1989. - 25 с.

117. Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. -М.: Наука, 1974. 208 с.

118. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Просвещение, 1977. - 257 с.

119. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. - 392 с.

120. Лепилов K.M. Лепка. Пособие для воспитателей и преподавателей. Пг.: Начатки знаний, 1922. -78 с.

121. Лепилов K.M. Рисование и лепка в начальной школе. -Петербург: Начатки знаний, 1922. -64 с.

122. Лепилов К.М Рисование и моделирование ребенка дошкольника. -Л.: Учпедгиз, 1925. -116 с.

123. Лернер Г.И. Психология восприятия объемных форм. М.: Изд-во МГУ, 1980.-135 с.

124. Леушина А.М. Задачи детского сада в свете требований современной начальной школы//Дошкольное воспитание, 1972, - № 4, С. 42-47.

125. Либман М.Я. О скульптуре. М.: Сов.художник, 1962. - 56 с.

126. Лисина М.И., Шерьязданова Х.Т. Специфика восприятия и общения у дошкольников. Алма-Ата: Мехтеп, 1989. - 76 с.

127. Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М: Изд-во Московского университета, 1982. - 478 с.

128. Лыкова В.Я. Педагогические основы преемственности воспитательной работы детского сада и школы. Дис. доктора пед. наук. Одесса: 1992. - 343 с.

129. Лысенко В.Д. Преемственность детского сада и школы в работе по природоведению. Дис. канд. пед. наук. Минск: 1975. - 210 с.

130. Люблинская А А. О преемственности в учебной работе школьников. -Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена, т. 372. Л.: 1969, С. 5-23.

131. Люблинская А А. Детская психология. М: Просвещение, 1971. -314 с.

132. Люблинская A.A. Преемственность детского сада и школы в работе над развитием умственной деятельности детей. В сб.: Воспитание и обучение старших дошкольников в детском саду. Тезисы Всесоюзной научной конференции. Ч. 1. - М.: 1971. - С. 21-25.

133. Люблинская A.A. Работа по новым программам и проблемы преемственности//Дошкольное воспитание, 3972, - № 4, - С. 47-53.

134. Макарова Е.Г. В начале было детство. М.: Педагогика, 1990. - 142 с.

135. Маралов В.Г. Обеспечение преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы как психолого-педагогическая проблема// В сб.: Проблемы обеспечения преемственности в работе дошкольных учреждений и начальной школы. Вологда, 1990. - С. 313.

136. Матиев К. Природа художественного образа: Сб. статей. Ф.: Кыргызстан, 1985. - 108 с.

137. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. / Под ред. Н.П. Сакулиной. М.: Просвещение, 1971. - 256 с.

138. Митрофанов A.C. Кибернетика и художественное творчество/ Философские проблемы кибернетического моделирования/. -М.: Изд. МГУ, 1980.-216 с.

139. Михайлов П.А. Преемственность в учебной работе на подготовительном отделении и младших курсах вуза как дидактическое условие повышения эффективности обучения. -Челябинск, 1982. 241 с.

140. Мукашев З.А. Преемственность как момент всеобщей связи и развития: Дис. канд. философ, наук. Алма-Ата, 1987. - 163 с.

141. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. м.: Педагогика, 1981. - 239 с.

142. Мушенок Н.И. Преемственность в развитии гуманных качеств у 6-10 летних детей: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М.: Mill У, 1995. 21 с.

143. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. -М.: Наука, 1969.-246 с.

144. Неверович Я.З. Роль ориентировочно-исследовательской деятельности в обследовании навыков у детей. М.: АПН РСФСР, 1954. - 73 с.

145. Недошивин Г. А. Очерки теории искусства. -М.: Искусство, 1953.

146. Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании. -М: Мол. Гвардия, 1974. -186 с.

147. Неменский Б.М. Искусство и просвещение//Дошкольное воспитание. -1982.-.Nb9.-С. 24.

148. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1987. - 255 с.1500 детском творчестве (Сборник статей) /Отв. ред. З.В.Лиштван. Ростов на Дону, 1972. 83 с.

149. Общие проблемы подготовки детей к школе и преемственности в работе детского сада и школы. М. : 1971. - 202 с.

150. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы: Учебное пособие для художественных вузов и училищ. -М.: Изобразительное искусство, 1982. -224 с.

151. Осипова Л.Я. Преемственность в экономическом образовании и воспитании между средним и высшим учебными заведениями. Дис. канд. пед. наук М.: 1995. - 227 с.

152. Основные направления развития эстетического образования.// Искусство в школе, -1995, № 3, - С. 8,9.

153. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста/Под ред. Д.Б.Эльконина, А.Л. Венгера. М.: Педагогика, 1988. - 135 с.

154. Павлик К.В. Взаимосвязь в преподавании изобразительного искусства и труда в 1-3 классах общеобразовательной школы: Автореф. дис. .канд. пед. наук. М.: 1972. -17 с.

155. Павлов И.П. Избранные труды. М., 1951. - 616 с.

156. Пеленков А.И. Преемственность художественно-эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в изобразительной деятельности. Дис. канд. пед. наук. -М.: 1998, -229 с.

157. Печерский М.С. Эстетическое воспитание младших школьников в труде: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -М.: 1966. -19 с.

158. Подъяков КН. Мышление дошкольника. М: Просвещение, 1977.

159. Полякова Н.И. Скульптура и пространство: Проблемы соотношения и объема пространственной среды. -М.: Советский художник, 1982. -199 с.

160. Пономарев А .Я. Проблемы психологии творчества: Автореф. дис. . канд. псих. наук. -М: 1972. -34 с.

161. Попова И. А. Преемственность в первоначальном обучении математике в подготовительных группах детского сада и первых классах школ. Дис. канд. пед. наук. М.: 1965. - 213 с.

162. Постоногов Ю.И. Развитие творческой активности студентов на занятиях по скульптуре. М.: 1985. - 227 с.

163. Потехин И.Н. Лепка в начальной школе. М.: Учпедгиз, 1962. - 68 с.

164. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников/Под ред B.C. Кузина. М: Просвещение, 1974, -143 с.

165. Преемственность в обучении математике/ Под ред. А.М Пышкало. -М: Просвещение, 1978. 239 с.

166. Преемственность в процессе обучения в школе: Ученые записки ЛГПИ. № 372. Л.: 1968.

167. Преемственность в формировании основ социальной активности личности на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. -М: 1988.-55 с.

168. Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного ^возраста (Методические рекомендации). Составитель: С.А. Аничкин. Свердловск, 1982. - 21 с.

169. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку/ под ред. В.В. Бабайцевой и Г.К. Лвдман-Орловой. М.: НИИ школ МП РСФСР, 1979. - 101 с.

170. Преемственность средней и высшей школы в формировании личности учащегося/ Под ред. A.M. Лушникова. Свердловск: Свердловский пединститут, 1978. - 317 с.

171. Преподавание скульптуры в детской художественной школе. Методические указания. М.: Педагогика, 1973.

172. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение: Курс художественного воспитания./ Пер. с иг. А.Б. Махова. -М.: Сов. художник, 1981. 112 с.

173. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (13). -М.: Просвещение, 1996. 286 с.

174. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа. Отв. редактор кандидат пед. наук Е.И. Игнатьев. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1954. - 224 с.

175. Радянская И. Художественный образ.//Философская энциклопедия. -М.: Сов. энциклопедия: в 5 т. Т. 5. - С. 452-455.

176. Развитие восприятия в раннем и дошкольном возрасте/ Под ред. А.В. Запорожца. М.: Просвещение, 1966.174 с.

177. Разумный В. А. Художественный образ форма отражения действительности: Автореф. дис. . канд. фил. Наук. -М.: 1952. - 18 с.

178. Рогалева Е.С. Сенсорные основы изобразительной деятельности детей 6-7 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук Л.: 1969. - 16 с.

179. Романов Ю.И. Образ, знак в искусстве. -Ленинград: 1991. 131 с.

180. Рубанов В.Г. Проблема преемственности как закономерность общественного развития: Автореф. дис канд. философ, наук. Томск: 1979. -19с.

181. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1989.-488 с.

182. Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. -М.: Изобразительное искусство, 1970. 247 с.

183. Сакулина Н.П. Рисование и лепка в детском саду. М.: Изд. АПН РСФСР, 1950. -28 с.

184. Сакулина Н.П. Роль слова и наглядных приемов в обучении рисованию и лепке в детском саду. М.: Известия АПН РСФСР, вып. 69,1955 .

185. Сакулина Н.П. Развитие детского творчества и обучение// Дошкольное воспитание. 1960, № 2, - С. 6-J1.

186. Сапего И.Г. Предмет и форма: Роль восприятия материальной среды художником в создании пластической формы. М.: Сов. художник, 1984.-304 с.

187. Сенсорное воспитание в детском саду/Под ред. H.H. Подъякова, В.И. Аванесовой. -М.: Просвещение, 1981.-206 с.

188. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга// Избранные философские и психологические произведения. М. : Учпедгиз, 1958. - С. 31 -117.

189. Скатерщиков В.А. Художественный образ в искусстве. -М.: Знание, 1961. — 28 с.

190. Сманцер А.П. Теория и практика реализации преемственности в обучении школьников и студентов. Дис. доктора пед. наук. Минск: 1992. -426 с.

191. Смольянинов И.Ф. Природа художественного образа. -М.: Знание, 1982. 64 с.

192. Соколова E.H. Особенности зрительных представлений у детей различных школьных возрастов в процессе лепки// Вопросы психологии. 1962. - № 1. - С. 35-39.

193. Сорокина А.Й. Преемственность в воспитательной работе школы и дошкольного учреждения. М.: Известия АПН РСФСР, 1955. - С. 325.

194. Старостина В.М Преемственность в обучении рисованию детей старшей группы детского сада и учащихся первого класса школы. Дис. кацд. пед. наук. М: 1952. -149 с.

195. Стерин А.О. К вопросу о понятии преемственности в марксистской философии//Методические вопросы современной науки: Материалы научной конференции. Воронеж, 1969. - С. 21-24.

196. Стрелянова Н.И. Формирование образов воображения детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -ML: 1964. -18 с.

197. Суворов H.H. Пути создания художественного образа. (Роль воображения в художественном творчестве). -М.: Знание, 1984. 64 с.

198. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду/Под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. -М.: Просвещение, 1965. 132 с.

199. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.: Известия АПН РСФСР, вып. 1,1947.

200. Тиис X. Об аспектах преемственности и комплексности/ЯТроблемы дидактики. Таллин, 1979.

201. Толстых A.B. Искусство понимать искусство. М.: Педагогика, 1990. -159 с.

202. Томский Н. Заметки скульптора. М.: Молодая гвардия, 1965. - 144 с.

203. Тростянская Т. Ознакомление дошкольников со скульптурой// Дошкольное воспитание. 1986. - № 3. - С. 18-20.

204. Тюхтин B.C. О природе образа. М.: Высшая школа, 1963. -122 с.

205. Усова A.B. Дидактические основы связи и преемственности в работе между детским садом и школой.// Подготовка детей в детском саду к школе. М: изд. АПН РСФСР, 1955. - С. 5-35.

206. Усова A.B. О статусе принципов дидактики//Принципы обучения в современной педагогической теории и практике: Межвузовский сборник научных трудов. Челябинск, 1985. - С. 12-24.

207. Фадеева О.И. Опыт обучения лепке в старшей группе детского сада. -В кн.: Рисование, лепка аппликация в детском саду/Под ред. Н.П. Сакулиной. -М.: АПН РСФСР, 1955. С. 28.

208. Философский энциклопедический словарь./ Гл. редакция: Л.Ф. Ильичев, H.H. Федосеев, С.М. Ковалев, ВТ. Панов. -М.: Сов.энциклопедия, 1983. -840 с.2П.Флерина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М.: Учпедгиз, 1956. - 160 с.

209. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.-335 с.

210. Формирование восприятия у дошкольников/Под ред. A.B. Запорожца. М.: Просвещение, 1968. - 206 с.

211. Халезова Н.Б. Развитие творческих способностей у детей 6-7 лет при обучении лепке: Автореф. дис. Канд. пед. наук. М.: 1968. - 21 с.

212. Халезова Н.Б., Курочкина Н.А, Пантюхина Г.В. Лепке в детском саду. М: Просвещение, 1986. - 141 с.

213. Хансон С.П. Эстетическое воспитание и методика лепки на уроках труда в начальных классах М.: 1969. - 67 с.

214. Художественное творчество и ребенок/Под ред. H.A. Ветяугиной. -М.: Педагогика, 1972. 287 с.

215. Цирулик H.A. Дидактические условия успешного осуществления преемственности в обучении: Дис. канд. пед. наук. М.: 1981. - 182 с.

216. Цырлин Н.В. Виды изобразительного искусства. М: Сов.художник, 1961.-64 с.

217. Чайков И.М. Лепка и формовка скульптуры. М.: Искусство, 1959. -73 с.

218. Чарнецкий Я.Я. Преемственность в изобразительной деятельности дошкольников и младших школьников как фактор формирования художественных интересов учащихся 1 класса: Автореф. дис. канд. пед. наук. Л.: 1978. - 20 с.

219. Черкасова Э.С. Дидактические условия реализации преемственности в формировании знаний и умений учащихся общеобразовательной школы: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 1983. - 263 с.

220. Чернявская М.С. Обучение языку изобразительного искусства как фактор развития выразительности детских художественных работ: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Л.: 1974.

221. Шмидт И.А. Беседы о скульптуре. М: Искусство, 1963. - 37 с.

222. Эльконин Д.Б. Психологические аспекты проблемы готовности к школьному обучению. В кн.: Воспитание и обучение старших дошкольников: Тезисы Всесоюзной научной конференции. 4.1. - М.: 1971,-С. 6-7.

223. Эстетика: Словарь./ Под общ. Ред. А.А. Беляева и др. -М.: Политиздат, 1989. 447 с.

224. Юлдашев Л.Г. Искусство: Философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981.-247 с.

225. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка. Автореф. дис.канд. пед. наук. М: 1963. - 20 с.

226. Ягудина Т. А. Преемственность в формировании логических суждений у учащихся IV-V классов в процессе изучения учебного материала: Дис. канд. пед. наук. М: МИГУ, 1994. - 157 с.

227. Яхонт О.В. Советская скульптура. М.: Просвещение, 1988. - 223 с.