автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа
- Автор научной работы
- Хачирова, Зимфира Кемаловна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Карачаевск
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Хачирова, Зимфира Кемаловна, 2002 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. Научно-педагогические основы принципа народности.
1.1 Идея народности в истории педагогической мысли
России.
1.2 Принцип народности как основа воспитания и обучения в педагогике XX века.
ГЛАВА 2. Традиционная педагогическая культура как социально - педагогический феномен.
2.1. Характеристика традиционной педагогической культуры.
2.2. Факторы и средства народной педагогики основа традиционной педагогической культуры.
ГЛАВА 3. Специфика народной педагогической культуры карачаево-балкарского народа.
3.1. Педагогические взгляды карачаево-балкарских просветителей.
3.2. Народная педагогическая культура карачаево-балкарцев.
3.3. Основы использования традиционной педагогической культуры карачаево-балкарцев в современных условиях.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа"
Серьезнейшей проблемой российского образования сегодня стала проблема национальной школы. Фактическая утрата населяющими Россию народами их самобытности, их языка и культуры в результате многолетней и планомерной русификации осознается в автономиях как национальная трагедия. Возрождение национальных культур, несомненно будет идти через национальные школы.
Настоящая работа посвящается исследованию принципа народности как основы педагогической культуры карачаевцев и балкарцев.
Комплексного исследования педагогической культуры карачаевцев и балкарцев до настоящего времени не имеется. Данное исследование предпринято автором на основе материалов, собранных в полевых условиях, на основе анкетирования студентов и школьников образовательных учреждений Карачаево-Черкесской и Кабардино
Балкарской Республик. В работе также использованы материалы и документы Российского государства, труды отечественных и зарубежных авторов, архивные источники.
Актуальность исследования вызвана необходимостью поиска новых подходов к воспитанию и обучению, соответствующих радикальным изменениям социально-экономических условий, укрепления общественной связи образования с историко-культурным наследием страны, удовлетворения культурных потребностей личности как носителя духовно-нравственных и культурных ценностей своего народа.
Одна из важнейших проблем социокультурной жизни общества на современном этапе - развитие национальной модели образования, в основе которой находится национальная школа. Именно она призвана передать молодым людям бесценное богатство, накопленное многими поколениями: нравственные устои, традиции, духовные и историко-культурные ценности. В наше время это не единственное, но одно из главных средств противостоять духовному обнищанию, национальной нивелированное™.
В истории общественно-педагогической мысли России освещались различные аспекты национального воспитания и обучения (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков и другие).
Эти идеи нашли отражение в работах русских просветителей: В.Г. Белинского, В.И. Водовозова, П.Ф. Каптерева, Д.И. Менделеева, А.А. Мусина-Пушкина, Н.И. Пирогова, В.Н. Сороки-Росинского, В.Я. Стоюнина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и других). Они разрабатываются современными учеными Е.П. Белозерцевым, И.Ф. Гончаровым, В.А. Кобылянским, В.Ю. Троцким, В.К. Шаталовым и другими. Ими утверждается мысль о том, что в процессе воспитания и обучения национальные, народные корни должны давать живительную силу для формирования личности нового типа, обладающей широким кругозором, нравственной и эстетической культурой.
Актуальность исследования вытекает так же и из мысли о решающей роли народа в истории.
Особенно велика роль народа в возникновении и развитии педагогической культуры.
До возникновения письменности народные идеи и опыт воспитания передавались из поколения в поколение в процессе практики воспитания и в произведениях устного народного творчества. Сказки, сказания, поговорки, пословицы, предания и песни являются выдающимися памятниками народной педагогики. В них содержатся оригинальные педагогические мысли.
Широко известны народные карачаево-балкарские сказания о нарте /богатыре/ Сосруко. Они носят ярко выраженный педагогический характер.
Несомненно, что принцип народности воспитания является основой педагогической культуры горских народов Северного Кавказа, поэтому эту тему необходимо исследовать и анализировать. Необходимость исследования подтверждает так же историко-педагогический анализ.
На развитие просвещения и науки о воспитании, образовании и обучении большое влияние оказывали просветители народов Карачая, Балкарии, Адыгеи, Черкесии, Кабарды: Ш.Б. Ногмов И.П. Крымшамхалов, И.М. Байрамуков, М.Г.Хан-Гирей и др. В их трудах выдвигалась и обосновывалась идея сочетания национального и интернационального воспитания, отстаивались требования обучения детей на родном языке, женского образования, трудового воспитания.
За последние годы в нашей стране и в других странах появилось значительное количество исследований по национальной педагогике. Почти во всех республиках и автономиях работают ученые в этом направлении (Я.И.Ханбиков, А.Ш. Гашимов, Г.Н. Волков, И.А. Шоров, Х.Х-М. Батчаева, М.Б. Гуртуева, К.Б. Семенов и др.).
Одновременно также в наше время проблемы педагогической культуры вызывают особый интерес у философов, психологов, педагогов. (С.И. Архангельский, Е.В. Бондаревская, Б.М. Багандов, В. А. Бачинин, М.С.Каган).
Конец 80-х годов был ознаменован резким возрастанием интереса к проблемам культуры, и, как следствие этого, появлением целого ряда исследований, посвященных проблеме формирования культуры личности. Разнообразные аспекты культуротворческой деятельности и ее влияние на все стороны жизни общества рассматриваются в работах философов Э.А. Баллера, М.М. Бахтина, B.C. Библера, М.С. Кагана, Э.С. Маркаряна.
Важность и актуальность исследований рассматриваемой нами проблемы обусловлена, прежде всего, тем, что она вызывает большой интерес в современной педагогической практике.
Педагогическая культура - интегральное качество личности, включающее в себя массу различных качеств и свойств, таких как творческая активность, нравственные качества, культура общения, формирование у себя потребности к совершенствованию педагогического мастерства. Все эти компоненты педагогической культуры освещаются в работах Е.В. Бондаревской, Э.А.Гришина, В.А. Кан-Калика.
Авторы обосновывают непреходящую ценность этих качеств для формирования личности учителя, его культуры и обосновывают эффективные пути и средства совершенствования этих свойств в учебном воспитательном процессе педагогического вуза, а также в процессе непрерывного образования учителей. Ценным является определение воспитательных возможностей педагогических дисциплин, педпрактики и внеучебной работы студентов для конкретизации и углубления знаний, умений будущих учите лей в области их культуротворческой деятельности и навыков развития у себя качеств педагогически культурного специалиста.
Однако, на наш взгляд существует необходимость более глубокого изучения данной проблемы. В связи с этим мы определили тему исследования: «Принцип народности воспитания как основа педагогической культуры горских народов Северного Кавказа / на примере карачаевцев и балкарцев/».
Проблема исследования сформулирована следующим образом: каково влияние принципа народности на содержание и формы традиционной педагогической культуры.
В соответствии с вышеизложенным цель нашего исследования: влияние принципа народности на содержание и формы традиционной педагогической культуры.
Объект исследования -педагогическая культура горских народов Северного Кавказа /карачаевцы, балкарцы/ в аспекте реализации принципа народности.
Предмет исследования - процесс взаимодействия принципа народности с педагогической культурой карачаевцев и балкарцев.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что постоянные попытки реформирования образования не дают желаемых результатов, так как «копирование» зарубежного опыта без знаний и учета своей национальной «почвы», национальной психологии, не привело к позитивным результатам, тенденциям, изменениям, а наоборот. Вследствие этого назрела жизненная необходимость переориентации системы образования на национальные интересы, построение ее на народной основе.
Цель, объект, предмет и гипотеза, в свою очередь, определили конкретные задачи исследования:
1. Осуществить историко-педагогический анализ развития принципа народности воспитания в России.
2. Рассмотреть сущностную характеристику традиционной педагогической культуры.
3. Определить направления влияния принципа народности на традиционную педагогическую культуру.
4. Выявить самобытные прогрессивные идеи и опыт воспитания карачаево-балкарского народа.
Методологические основы исследования включают: идеи народности воспитания, в трудах К.Д. Ушинского, В.Я. Стоюнина, J1.H. Толстого, П.Ф. Каптерева и др.; положения гуманистической русской философии о соотношении общечеловеческого и национального в культуре; аксиологический, системный, деятельностный и культурологический подходы к образованию; философско - педагогические взгляды карачаево - балкарских просветителей X. Халилова, М. Акбаева, И. Крымшамхалова и др.
Теоретическую основу исследования составили философские идеи по проблемам культуротворческой деятельности и ее влияния на все стороны жизни общества (Э.А. Баллер, М:М. Бахтин, B.C. Библер), важнейшие положения педагогики, психологии, труды отечественных ученых и их научные идеи касающиеся вопросов педагогической культуры (Е.В. Бондаревская, Э.А. Гришин, В.А. Кан-Калик), идеи русских педагогов и общественных деятелей XIX- начала XX века (П.Ф. Каптерев, В.Я. Стоюнин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), видевших необходимость воспитания уважения к Отечеству, его историческому прошлому, признании опыта народной педагогики, выработанной столетиями, стремлении к созданию подлинно национальной системы просвещения.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, философской и учебно-методической литературы; анализ нормативно-законодательных документов Российской Федерации в области образования; концептуальный анализ ранее выполненных диссертационных исследований по данному направлению; выявление новых документов, источников и комплексное изучение педагогического наследия карачаево-балкарского народа, его прогрессивных идей и опыта народной педагогики; отбор, классификация, систематизация и обобщение фактов и материалов по теме исследования, хранящихся в архивах Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик; логико-исторический анализ литературы по педагогике, психологии, философии, социологии, филологии, раскрывающей различные аспекты и подходы к понятиям "педагогическая культура", "народность" воспитания; сравнительно-сопоставительный анализ в обобщении опыта работы школ и вузов по формированию педагогической культуры; наблюдение, анкетный опрос, беседы, работа по сбору фольклорного материала, анализ продуктов творческой деятельности студентов.
Организация исследования. Исследование проводилось в несколько этапов.
На первом этапе (1996-1998) осуществлялся теоретический анализ философской, психологической, педагогической, культурологической, этнографической и методической литературы по теме исследования. На данном этапе были определены исходные параметры работы, ее предмет, гипотеза, методология и методы исследования, терминологический аппарат, основные задачи исследования.
На втором этапе исследования (1998-2000) уточнялась тема, задачи, гипотеза исследования, разрабатывались программы курса по выбору, в частности, «К.Д. Ушинский - основоположник принципа народности», изучались и анализировались материалы государственного архива Северного Кавказа (г. Ростов-на-Дону).
На третьем этапе (2000-2002) проводился анализ и обобщение результатов исследования, оформлялись выводы, осуществлялось оформление диссертации. Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены особенности развития национальной школы, основу которой составляют самобытные педагогические традиции, ориентированные на принцип народности и диалог культур
- обоснован подход к принципу народности воспитания как основе педагогической культуры карачаевцев и балкарцев;
- раскрыты сущность и научно-педагогические основы принципа народности, традиционной педагогической культуры;
- разработаны критерии и показатели принципа народности в воспитании;
- рассмотрены факторы и средства народной педагогики как основы традиционной педагогической культуры.
Обоснованность и достоверность полученных научных результатов обеспечивается четкостью методологических позиций автора, соответствие методов исследования его задачам и логике, применением комплексной методики исследования, привлечением широкого круга источников, объективностью использования этнографического материала.
Теоретическая значимость диссертационной работы определяется тем, что содержащиеся в ней теоретические положения и выводы вносят реальный вклад в повышение эффективности учебно-воспитательного процесса; способствуют дальнейшему развитию истории педагогики, являясь конкретным вкладом в педагогику, а также создают благоприятные условия для совершенствования преподавания педагогических наук в вузе.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что осуществлен историко-педагогический анализ принципа народности воспитания в России, рассмотрена сущностная характеристика традиционной педагогической культуры, выявлены самобытные прогрессивные идеи и опыт воспитания карачаево-балкарского народа. Основные положения диссертационного исследования можно применять в процессе обучения студентов педагогических вузов и педагогических училищ, в работе с родителями.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в форме научных сообщений на заседаниях лаборатории Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, на кафедре педагогики Карачаево-Черкесского государственного педагогического университета, а также на расширенном объединенном заседании кафедр общей педагогики, кафедры психологии, кафедры карачаевского языка и литературы. Результаты исследования были доложены на научно-практических конференциях: «Семейная этнопедагогика и современная национальная школа» (Карачаевск, 1996), «Сравнительная педагогика и проблемы образования в современном мире» (Карачаевск, 1997), на конференции преподавателей и аспирантов «Алиевские чтения» (Карачаевск, 1999-2002). Результаты исследования нашли свое отражение в одиннадцати публикациях.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Анализ отечественной общественно-педагогической мысли XVIII -XX в.в. позволяет утверждать, что принцип народности является методологическим основанием развития теории национального образования в России. Методологическое значение принципа народности состоит в том, что его реализация обеспечивает сохранение связи образования с национальной культурой, историей, воспитательным идеалом народа, потребностями народной жизни, способствует приобщению личности к своим культурно-историческим корням, воспитанию патриотического чувства и ее становлению в контексте национальной самобытности.
В теоретическом плане народность следует рассматривать как ведущий, универсальный педагогический принцип, сущность которого раскрывается путем анализа противоречия между общими тенденциями развития образования в мире и особенными чертами национального образования. Народность синтезирует общечеловеческие и национальные ценности образования, при их разумном сочетании.
Одним из важнейших направлений реализации принципа народности в современной школе является включение в содержание образования национально - регионального компонента, который способствует предупреждению национального обезличивания школы, ее перекосов в сторону подражательности, некритического отношения к иностранному опыту.
Принцип народности способствует стабилизации современной школы на основе сохранения традиционной педагогической культуры.
2. Традиционная педагогическая культура - это сфера материальной и духовной жизни народа, прямо и непосредственно связанная с воспитанием подрастающего поколения, включающая в себя совокупность отобранных и проверенных практикой, передаваемых из поколения в поколение эмпирических знаний, этических и эстетических воззрений, идей, сведений, способов и средств обучения и воспитания подрастающего поколения, приобщения его к условиям общественной жизни и производства, являющих собой основу, на которой строится педагогическая культура настоящего и будущего. Сущностными характеристиками традиционной педагогической культуры являются: естественность народного воспитания, природосообразность, преемственность, массовость, коллективный характер воспитания, ориентация на образ идеального человека.
3. Карачаево-балкарская народная педагогическая культура имеет глубокие исторические корни, не утерявшие своего значения до настоящего времени. К их числу относится, прежде всего, культ воспитания, который заменял горцам многие социальные институты, обычай аталычества, ориентация в семейном воспитании на «Тау адет», традиция «Мамматлык» у карачаевцев и «Изеиу» у балкарцев. Хорошее знание учителями, родителями этих народных культурных традиций, ценностное и деятельностное к ним отношение являются необходимыми условиями реализации принципа народности воспитания в современной национальной школе.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка библиографической литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы.
Народы Карачая и Балкарии древнейшие народы Северного Кавказа. Их историко-культурное наследие впитало в себя многое из культуры кавказских народов и всего тюркского мира. Это нашло свое отражение, в частности в воспитании деятельности по передаче подрастающему поколению исторического опыта, формированию ценностных ориентаций, подготовке к жизни. Педагогическая культура народов Карачая и Балкарии явилась результатом творчества его многих поколений и отражает образ жизни народа, взгляды на окружавший мир и на самого человека.
Социально-экономические и политические изменения, происходившие в Карачае и Балкарии, обуславливали изменения в содержании и формах воспитания, образования и обучения подрастающего поколения. Коренные изменения в педагогической культуре произошли в первой четверти 19 века в связи с колониальной политикой русского царизма, введением российского законодательства. Дальнейшие изменения в воспитании и просвещении были вызваны русификаторской политикой царизма, отменой крепостного права, развитием капиталистических отношений в России. В этот период в Карачае и Балкарии возникла светская школа, усилилась борьба за демократизацию и гуманизацию народного образования, за связь школы с жизнью и трудом. Воспитание молодого поколения все больше осуществляется в основном в духе общечеловеческой морали.
Общий анализ памятников народной педагогики карачаево-балкарцев, анализ педагогических исследований карачаево-балкарских просветителей (X. Халилов, М. Акбаев, И. Крымшамхалов, И. Хубиев и др.) подвел нас к следующему выводу: карачаево-балкарская педагогическая культура содержит огромный объем информации по вопросам воспитания и обучения, достойной широкого применения в современных условиях в практике воспитания. Накопленный веками опыт воспитания в сочетании с эмпирическими знаниями, проверенными на практике, составляет ядро педагогической культуры карачаево-балкарцев.
136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Всем известно, что народная педагогика - это совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанных народными массами на протяжения всей своей истории и отложившихся в устном народном творчестве, традициях, обычаях, играх, этнографических, археологических и исторических материалах.
Народная педагогика, будучи предшественником научной педагогики, в гносеологическом, историческом, логическом, структурном отношении имеет некоторое своеобразие и характерные особенности. Анализируя содержание и формы памятников народной педагогики, важно выделить ее отличительные черты.
Народная педагогика исторически сложилась в глубокой древности и поэтому является предшественником научной педагогической мысли. Она существует столько времени, сколько существует сам народ.
Будучи первопроходцем педагогической мысли, народная педагогика оказала влияние на формирование законов и правил научной педагогики.
Народная педагогика и сегодня не только служит объектом научных исследований, но и оказывает определенное влияние на развитие педагогической теории и практики, особенно семейного воспитания.
Великие педагоги разных времен и народов в своих произведениях опирались на народное, художественное творчество, развивали идеи народности, природосообразности воспитания, широко использовали примеры из народной педагогики как выражение народной мудрости.
Каждый народ в отдельности не создает свою особую народную педагогику, поскольку она имеет единую основу у всех народов, которая опирается на общепринятые законы, человеческие нормы, правила обучения и воспитания. Каждый народ по-своему выражает, преломляет, реализует эти общие идеи и знания, исходя из своих национальных обычаев и традиций.
Проведенные социологические исследования, рассматривающие проблемы народной педагогики в этнокультурном плане, выявили в структуре этнокультур, отражающих народное мировоззрение и миропонимание, тот факт, что народная педагогика тесно взаимодействует с народной медициной, экологией, этикой, религиозными воззрениями и другими факторами.
Идеи и опыт народности воспитания и сегодня бытуют в городских и сельских семьях, используются в практике учебно-воспитательной работы школ и вузов, однако, в целом, учителя слабо подготовлены практически и методически к данному вопросу, и процесс использования ими народных идей и опыта воспитания идет вяло. Определенная часть учителей считает, что в ошибочно считает, что в современных условиях, национальные традиции отмирают и не играют большой роли в учебно-воспитательном процессе, что воспитательное значение их не велико. Основная причина такого отношения к проблеме, на наш взгляд, заключается в том, что некоторые педагоги сами недостаточно подготовлены в этом плане, часто не разбираются в тонкостях народной педагогики, в ее положительном влиянии на формирование педагогической культуры школьников и студентов. В результате этого в национальных школах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии развитие у учащихся и студентов глубокого интереса к народным традициям и обычаям, родному языку, устному народному творчеству ведется недостаточно продуманно и целенаправленно.
Проведенный нами анализ исторических памятников, произведений устного народного творчества, официальных документов Российского государства, источников всеобщей культуры, периодической печати позволил раскрыть сущность и основные признаки принципа народности, традиционной педагогической культуры, влияния принципа народности на традиционную педагогическую культуру карачаевобалкарцев. В результате анализа нами установлено следующее.
1. Карачаево-балкарский народ, как и другие народы, за свою многовековую историю создал, отшлифовал и донес до наших дней самобытные педагогические традиции и воззрения, на которых воспитывалось не одно поколение людей. Народная педагогика как составная часть общей культуры народа решала жизненно-важные задачи подготовки подрастающего поколения к жизни, унаследования лучших нравственно-этических, эстетических, умственных черт, духовных и материальных ценностей, воспитания их на положительных боевых и трудовых традициях старшего поколения, развития их физических сил.
2. Исследование показало, что в педагогической культуре карачаево-балкарского народа, как и любого другого народа, наряду со специфическими чертами, которые вырабатывались и отбирались на протяжении многих столетий на основе собственного педагогического опыта в конкретной исторической среде, имеется также много общих, интернациональных, общезначимых элементов. Причем, интернациональные элементы в ней заметно преобладают над национальными элементами.
3. Наше исследование подтвердило бесспорность и обоснованность нашей гипотезы о том, что карачаево-балкарская народная педагогика включает в себя ряд ценных традиций, идей и опыт воспитания, которые несмотря на «старость», при опоре на научно обоснованную методику управления их использованием могут успешно участвовать в решении задач современного воспитания.
4. Как показали результаты исследования многие учителя, особенно из числа молодых, а также многие родители, испытывают затруднения в использовании народной педагогики в практике учебно-воспитательной работы. Это объясняется упущениями и недочетами учебно-воспитательного процесса учебных заведений, готовящих учителей.
А это, в свою очередь, объясняется недостаточной осведомленностью части самих вузовских педагогов о народной педагогике, о влиянии принципа народности на педагогическую культуру учителя, отсутствием научно обоснованного руководства по этой сложной проблеме.
5. Исследование подтверждает беспочвенность утверждений о существующей якобы денационализации культур народов и исчезновении их исторических традиций.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Хачирова, Зимфира Кемаловна, Карачаевск
1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990 -141с.
2. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII XIX веков. М., 1990.
3. Айбазова М.Ю. Этнопедагогика горцев о воспитании патриотизма. Тезисы докладов. Карачаевск: издательство КЧГПУ, 2002 -с. 7.
4. Алейников М. Горские училища Баталпашинского отдела /Кубанские областные ведомости, 1901, №47.-с. 10.
5. Алиев А.К. Национальные традиции, обычаи и их роль в формировании человека. Махачкала, 1986. - 290с.
6. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: основы педагогики Казань: Издательство Казанского университета, 1988. 236с.
7. Антология педагогической мысли России второй половины XIX начала XX в. М., 1990 - 608с.
8. Арабов И.А. Семья и этнокультурные традиции воспитания семьянина. Монография. Карачаевск: КЧГПУ - 1996. - 104 с.
9. Архангельский С.И. Роль и функции дидактической подготовки студентов и формирование социально активной личности учителя. М.: МГПИ им. Ленина, 1984. - 151 с.
10. Ю.Афанасьев. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. с. 101.
11. П.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.:1. Педагогика, 1989, 506с.
12. Баллер Э.А. Коммунизм. Культура. Человек, 2-е издание перераб. и доп. М.; Советская Россия. 1984.-е. 14.
13. Баллер Э.А. О культуре и культурности. М.: Знание, 1966.96с.
14. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М.: Наука, 1969. - 294с.
15. Батчаева Х.Х-М.: Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики в нравственном воспитании младших школьников. Дис. . канд. пед.наук: Казань, 1992. 197с.
16. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979,- 120с.
17. Бачинин В.В. Моральная культура личности. Дис.канд. философ, наук. М., 1980 - 197с.
18. Белинский В.Г. П.С.С., т.7. издательство АНСССР, 1954. с. 305306.
19. Белозерцев Е.П. Соборность как путь к новой школе // Русская школа.-М„ 1993.-е. 10-28.
20. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитания: Перев. с англ. - М.: Прогресс, 1986. - 420с.
21. Бестужев Лада И.В.: К школе XXI века. - М.: Педагогика, 1988. -256с.
22. Библер B.C. Культура: Диалог культур: Опыт определения. // Вопросы философ™. 1989. сборник 6. с.31.
23. Библер B.C. Мышление как творчество. М. 1975.-399с.
24. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Знание, 1990-64с.
25. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. М.: Политиздат, 1991 - 413с.
26. Билярский С. Материалы к биографии Ломоносова. издательство. 1865.-с.655.
27. Бим Бад Б.М. Педагогические течения в России в конце XIX -начале XX веков. // Школа и педагогическая мысль России периода двух буржуазных революций. М., 1984. - 128с.
28. Бондаревская Е.В. Белоусова Т.Ф. Основы педагогической культуры учителя: Программа и рекомендации по спецкурсу. Ростов -на Дону: РГПИ. 1989.-44с.
29. Бондаревская Е.В. Белоусова Т.Ф. Программа и методика изучения педагогической культуры учителя. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1988 -28с.
30. Борлакова Б.М. Формирование у старшеклассников потребности в создании семьи и воспитании детей. Автореф. Дис. . канд. пед. наук. - Карачаевск 1999 - 21с.
31. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса «Наука» Москва 1983.412с.
32. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Создано человечеством. М.: Политиздат, 1984. с. 13 - 14.
33. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. «Наука» Москва 1987,-335с.
34. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М., 1981.-е. 119.
35. Броневский С. Новейшие географические и историческиеизвестия о Кавказе. М., 1908.
36. Булгаковский Д. Пинчук Г. Песни, загадки, пословицы, обряды, приметы, предрассудки, поверья и местный словарь: Этнографический сборник, С-Петербург, 1890. с.301.
37. Васильев Н.Ф. Формирование творческой педагогической мотивации основа приобретения профессиональных умений // Актуальные проблемы обучения и воспитания в высшей и средней школе. - Липецк, 1993.-232с.
38. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. -Хабаровск, 1989. с. 16-20, 26.
39. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1992. - 157с.
40. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. с. 57.
41. Возрождение культуры России: язык и этнос. Санкт -Петербург: Знание, 1995. 100с.
42. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары.: Чувашское книжное издательство, 1989.-е. 155.
43. Волков Г.Н. Созвездие земли: статьи, очерки, эссе. Чебоксары, 1979. с. 103.
44. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. Чебоксары. 1956, с.11.12.
45. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: издательский центр «Академия», 1999. с. 3,80, 112. .
46. Всемирно-исторический педагогический процесс. Концепции, модели, историография /Под редакцией Г.В. Корнетова, В.Г. Безрогова). М., 1996.-271с.
47. Горанин Л.А. Смирнов И.П. Национальные и региональныекомпоненты государственного образовательного стандарта. М.: Издательский дом «Ореол», 1997.- 143с.
48. Гармаш Е.Б. Формирование педагогической культуры будущего учителя: /На материале педагогических дисциплин/: Дис. . канд. пед. наук.-Киев, 1990.- 159с.
49. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.; Прогресс, 1994,-479с.
50. Гашимов А.Ш. Азербайджанская народная педагогика. Баку. 1970.с.27.
51. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М.: «Совершенство», 1998. - 608с.
52. Гизатулина К.Х. Педагогические условия нравственного воспитания в многонациональной сельской школе на традициях народной педагогики.: Дис. . канд. пед. наук: Уфа, 1999.- 167с.
53. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990.-495с.
54. Гончаров И.Ф. Школа, отживающая и восходящая /Народное образование 1993, № 5, с.36-40.
55. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М, 1974.272с.
56. Гришин Э.А. Теория и практика профессионально этической подготовки учителя в системе высшего педагогического образования. Дис. докт. пед. наук. М., 1981. 343с.
57. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.: Мысль, 1992 - 781с.
58. Гумилев Л.Н. От Руси к России: М.: Прогресс, 1992,-264с.
59. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1994.-637с.
60. Гуревич А.Я. Предисловие к книге Дж. К. Райта «Географические представления в эпоху крестовых походов. Исследование науки итрадиций в Западной Европе. М., 1988. с.7.
61. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево балкарского народа. -Нальчик: Эльбрус, 1997.-256с.
62. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Гослитиздат, 1957.991с.
63. Дамдамиров А.Ф. Нация и личность. Баку: Элм., 1976.-226с.
64. Десятилетие министерства народного просвещения. 1833 1834, С-Петербург, с. 2-4.
65. Додонов В.И. Теоретико методологические основы духовно -нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX - начала XX веков. М., 1994,-140с.
66. Егорова Л.П. Изучение фольклора народов Карачаево Черкессии. -Ставропольское книжное издательство, 1964. - 78с.
67. Иванова Т.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя в учебном процессе: Дис. канд. пед. наук. Луганск, 1991-234с.
68. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991.-252с.
69. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. - с. 228
70. Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 1. М., 1993. -с. 200-201.
71. История Кабардино-Балкарской АССР Т. 1. М., 1967.-480с.
72. Кан Калик В.Д. Педагогическая деятельность как творческий процесс. - Грозный, 1976.-287с.
73. Кан Калик В.А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 140с.
74. Кан Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987. - 190с.
75. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика, ее главнейшие идеи, направления и деятели. Издательство. Ж «Русская школа». С-Петербург, 1898. - с.28.
76. Каптерев П.Ф. Новая русская педагогика. Изд. 2-е доп. - С.Петербург, Земля, 1914. - с.32-33.
77. Карачаево-Балкарские деятели культуры конца XIX начала XX веков / Избранное. в двух томах. составитель Т. Биттирова. Т.1 Нальчик: Эльбрус. 1993.-230, 232.
78. Карачаевцы, историко этнографический очерк, Черкесск, 1978.с.284.
79. Карачайлы Исслам. Статьи и очерки. Черкесск. 1968.-с. 17.
80. Каган М.С. Проблемы исторической типологии и культуры. М.: ГБЛ, 1983. В 1.- 25с.
81. Каган М.С. Холостова Т.В. Культура философия - искусство: Диалог - М.: Знание, 1988.-63с.
82. Кон И.С. Национальный характер миф или реальность. Иностранная литература. - 1968. -№ 9,- с. 218 - 219.
83. Котожеков Г.Г. Культура народов Саяно Алтайского нагорья. Абакан. 1992.
84. Круглова Л.К. Системный подход к культуре // Материалистическая диалектика и системный подход. Л., 1982.
85. Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В шести томах. / Под редакцией A.M. Арсеньева. Т.2.- М.: Педагогика, 1978.-452с.
86. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса. 1883.
87. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. Специальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Прометей, 1995. с. 51,70.
88. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания.-М.Педагогика, 1972. 240с.
89. Лихачев Д.С. Народ должен иметь свои святыни. // Литературная газета. 1990. 11 апреля.
90. Лихачев Д.С. Прошлое будущему. // Статьи и очерки. Л., 1985.с. 574.
91. Ломоносов М.В. ППС., Т.7.- М Л.: Академия наук, 1946. - с. 58,92.
92. Ломоносов М.В. ППС, Т.9. М - Л.: Академия наук, 1946, - с. 481483.
93. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1989.
94. Луначарский А.В. Собрание сочинений в восьми томах. М.: Художественная литература, 1967. Т. 7. - с. 140. 128.
95. Макаренко А.С. Собрание сочинений. Т.4. М. 1957. с. 398.
96. Макаренко А.С. Общие вопросы теории педагогики. // Собрание сочинений, второе издание. Т.5.-М.-.АПН РСФСР. 1958,-556с.
97. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1994. -с. 47. ЮЗ.Маркарян Э.С. Культура как система // Вопросы философии.1984, № 1.
98. Маркарян Э.С. Понятие «культура» в системе современных социальных наук. М.: Наука: 1973. - 180с.
99. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ. М.: 1983. - 112с.
100. Материалы Государственного архива Северного Кавказа, ф.15. оп.2Д. 496. с. 132.
101. Материалы Государственного архива Северного Кавказа, ф. 454, оп.2., Д.778. с. 5,14, 105.
102. Межуев В.М. Культура как философская проблема // Вопросы философии. 1982. -№10-с.52.
103. Мизиев И.М., Джуртубаев М.Ч. История и культура карачаево балкарского народа// Минги-Тау: Эльбрус, 1994.-№ I.e. 189-190.
104. Ю.Миллер О.Ф. Илья Муромец и богатырство, С-Петербург., 1896.с. 3-4.
105. Ш.Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М., 1986. —160с.
106. Мусин Пушкин А.А. О космополитизме нашей школы. // Антология педагогической мысли России второй половины XIX и начала XX веков. - М.: Педагогика, 1990. - с. 476.
107. З.Мусин Пушкин А.А. О необходимости национального направления нашей школы. Петроград. 1915.-е. 11.
108. Мусукаев А.И., Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев, Нальчик. 1992.-е. 118-12-.
109. Нагорная Г.Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе: Дис. . канд. пед. наук. Ставрополь. 1998. - с. 209.
110. Намитоков Ю.К. Адыгейская народная педагогика о воспитании детей. Сборник статей кафедры педагогики и психологии. Выпуск 1. Майкоп. 1957.
111. Напсо Д.А. Чекменев С.А. Надежда и доверие. Черкесск. 1993.-319с.
112. Национальные культуры и языки в школе. // Педагогика, -1992. №№ 5/6. с. 14-21.
113. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации в начале 1990-х годов. М.: Российская Академия наук. Институт этнологии. 1994,- 273с.
114. Национальные ценности образования: история и современность. Материалы XVII сессии научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки. М. 1996,-296с.
115. Невская В. А. Карачай в пореформенный период. Ставрополь. 1964. с. 100, 200, 209-212.
116. Никифоровский М.Я. Простонародные приметы и поверья, суеверные обряды и обычаи, легендарные сказания о лицах и местах. Витебск. 1897. с.ЗО.
117. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М. 1908.
118. Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей. «Прибавление к Московским ведомостям», 1783.-е.5,8.
119. Овчинникова К.П. Формирование культуры межличностного общения у младших подростков на традициях народной педагогики: Дис. канд. пед. наук: Чебоксары. 1998.-206с.
120. Орлов В.И. Русские просветители 1790 1800. - Издательство 1950.-c.13.
121. Очерки истории Адыгеи Майкоп. 1957,-с. 17, 257. 128.Очерки истории Карачаево - Черкессии. Т.1. Ставропольское книжное издательство. 1967,-600с.
122. Петров М.К. Язык, знание, культура. М.: Наука, 1991.-328с.
123. Пиотровский П.П. Без мудрости прошлого мир одичает.1. Труд», 5 декабря 1980.
124. Пирлиев К. Прогрессивные традиции народной педагогики в современном воспитании школьников: (На материале ТССР) Дис. . докт. пед. наук. Ашхабад, 1991.-450с.
125. Писатели и поэты Карачая // На подъем. Ростов-на-Дону. 1928, №2. с. 69.
126. Рерих Н.К. О вечном. Книга о воспитании. М. 1951.
127. Розанов В.В. Сочинения. В двух томах. М. 1990.
128. Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990. - с. 235 - 239.
129. Российское образование: история и современность. Коллективная монография. /Под редакцией С.Ф. Егорова. М.: ЧГПИ МИОРАО. 1994,-с. 164.
130. Семенов К Б. Народная педагогика Карачая и Черкессии о воспитании детей в семье. Издательство Пятигорского государственного Лингвистического университета. Пятигорск. 1998. 200с.
131. Смирнов В.З. Реформа начальной и средней школы в 60-х годах XIX века. М.: издательство АПН РСФСР, 1954.-с. 16.
132. Соболев А. Детские игры и песни. Владимир. 1915.-с.48.
133. Соловьев B.C. Сочинения в двух томах. Второе издание. Т.1. М., 1990.-с. 495.
134. Сорока Росинский В.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1991. - с. 65-66, 68, 102.
135. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево Черкессии /1790 - 1917/. Ростов-Дон, издательство Госпедуниверситета, 1985. - 228с.
136. Спаская Е.Б. Развитие профессиональной культуры учителя в процессе опытно экспериментальной работы школы: Дис. . канд. пед. наук. - Санкт- Петербург, 1998. - 195с.
137. Стальк К.Ф. Этнографический очерк черкесского народа. Кавказский сборник. Тифлис. 1900 -XXI. с. 115-116.
138. Статистические сведения по учебным заведениям Кавказского учебного округа за 15-летний период. (1879 1893) - Тифлис. 1894. - 150с.
139. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.272с.
140. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. с. 312-316.
141. Стоюнин В.Я. Педагогические сочинения. С.Петербург, 1892. -с. 349-350,425.
142. Суханов И.В. Обычаи, традиции, образы как социальные явления. Горький, 1973.-256с.
143. Сухомлинский В.А. Письмо Г.Н.Волкову от 6.02.1967.
144. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М.: Просвещение, 1973,-с.50.
145. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев. Радянска школа, 1969,-с. 176,212, 155, 192.
146. Тамбиева З.М. О народном образовании в Карачаево -Черкесии до Октябрьской революции. // К вопросам политического, хозяйственного и культурного развития Северного Кавказа. -Ставрополь. 1969.
147. Темурова С. Народные традиции в системе нравственноговоспитания. Автореф. Дис. . канд. пед. наук, Ташкент. 1970,- 39с.
148. Толстой JI.H. Педагогические сочинения (составитель Н.В. Вейкман (Кудрявая). М.: Педагогика. 1989. - с.67, 195.
149. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.: 1994. с. 6, 7,45.
150. Тугов В.Б. Абазинский фольклор. Черкесск: КЧОИУУ. - 40с.
151. Тугов В.Б. Обретение письменности. // Ленинское знамя. -Черкесск. 1981. 10 сентября.
152. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. Т.2. М., 1954.-с. 570.
153. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Т.1. —М.: Педагогика, 1974. с. 91.
154. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. //Педагогические сочинения в шести томах. М., 1988. Т. 1. - с. 206,288.
155. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.№. М.: издательство АПН РСФСР, 1948. с. 95, 122.
156. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.5. М-Л., 1948. с. 256, 551,554.
157. Ушинский К.Д Собрание сочинений. Т. 6. М-Л., 1948.-е. 245.
158. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т.2. М-Л., 1948,-с. 161.
159. Фрадкин Ф.А. Полохова М.Г. Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики: Учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений. М.: ТЦ СФЕРФ, 1995. - 160с.
160. Хаджилаев И.Х. К вопросу исследования карачаево-балкарского языка. /Учен, записки Азербайджанского института языков: серия общественной науки. Баку, 1961. - 110с.
161. Ханбиков Я.И. Из истории педагогической мысли татарского народа. Казань. 1967. с. 16, 232.
162. Ханбиков Я.И. К изучению народной педагогики. Доклады1. АПН №3. 1961.
163. Хан Гирей. Записки о Черкесии. - Нальчик: Эльбрус, 1978.279с.
164. Харисов Ф.Ф. Интеграция национальной культуры и учебно-воспитательного процесса: Дис. .докт. пед. наук. Казань, 1999.-396с.
165. Холаев А.З. К вопросу об изучении Карачаево балкарского нартского эпоса. «Сказания о нартах - эпос народов Кавказа.» М. - 1969.
166. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа. // Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972.
167. Чомаев К.И. Наказанный народ. Черкесск: «ПУЛ», 1993.-229с.
168. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997.-с. 176.
169. Шаталов А.А. Л.Н.Толстой и народная школа. М., 1994. - с. 50,59, 70,71.
170. Шацкий П.А. Муравьев В.Н. Ставрополь. Исторический очерк. -Ставропольское книжное издательство, 1977.-263с.
171. Шацкий С.Т. Педагогические сочинения. В четырех томах. М., 1962,- 1964.181 .Юхотников Ф.В. Нечто о горских учащихся в
172. Ставропольской гимназии /Газета «Кавказ» 1958. №100.