автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Научно-просветительская и педагогическая деятельность Михаила (Цомака) Юрьевича Гадиева
- Автор научной работы
- Гугкаева, Ирина Таймуразовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Владикавказ
- Год защиты
- 2010
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Научно-просветительская и педагогическая деятельность Михаила (Цомака) Юрьевича Гадиева"
00461У60Ь
На правах рукописи
ГУГКАЕВА ИРИНА ТАЙМУРАЗОВНА
НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИХАИЛА (ЦОМАКА) ЮРЬЕВИЧА ГАДИЕВА (1882-1931 гг.)
Специальность 13.00,01-общая педагогика, история педагогики и образования
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
1 4 ОКТ 20Ю
Владикавказ 2010
004610606
Работа выполнена в ГОУ ВПО « Северо-Осетииский государственный университет им. К.Л.Хетагурова»
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Хатаев Еристау Елканович
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Дзуцев Эльбрус Созрыкоевич «Северо-Осетинский республиканский институт повышения квалификации работников образования»
кандидат педагогических наук, доцент Кокаева Фатима Анатольевна ГОУ ВПО « Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова»
Ведущая организация: ГОУ ВПО «Кабардино-Балкарский
государственный университет им Х.М.Бербекова»
Защита состоится «/Х» 2010г. в часов на заседании
диссертационного совета Д 212.248.03 при Северо-Осетинском государственном университете им. К.Л.Хетагурова по адресу: 362025 Республика Северная Осетия - Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, корп. 4, ауд. 1.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке СевероОсетинского государственного университета им. К.Л.Хетагурова
Автореферат разослан «А^» 2010г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических нау!
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. В современных условиях возрастает интерес народов Российской Федерации к своей истории, культуре и педагогическому наследию, познание которых позволит значительно усовершенствовать современную воспитательную практику.
Вопросы воспитания подрастающих поколений, возрождение национальной культуры и школы стали предметом особой заботы научной интеллигенции и педагогической общественности Северного Кавказа.
Решающая роль в сборе историко-этнографических, историко-педагогических, историко-лингвистических сведений о кавказских горцах, становлении и развитии национальной школы, просвещения и педагогической мысли принадлежала ученым-кавказоведам: П.Г.Буткову, Г.И.Дзасохову, М.К.Гарданову, Н.Ф.Дубровину, Л.П.Загурскому, М.В.Краснову, М.М.Ковалевскому, Ф.И.Леонтови-чу, В.Ф.Миллеру, Л.Н.Модзалевскому, Я.М.Неверову, Д.Д.Семенову, П.К.Услару, Л.Л.Штедеру, К.П.Яновскому и др., показавших в своих исследованиях, что прогресс в развитии образования на Северном Кавказе наступил после присоединения его к России. Прямым последствием этого исторического акта было появление школ и горской интеллигенции, наиболее видные представители которой получили возможность обучаться в российских учебных заведениях, приобщаться к передовой русской и мировой культурам.
Одной из таких ярких личностей, представляющих горскую интеллигенцию, был и М.Ю.Гадиев (1882-1931 гг.).
Если творчество писателя сравнительно хорошо изучено учеными-литературоведами, то его просветительско-педагогическое наследие не подвергалось специальному исследованию.
Педагогические воззрения М.Ю.Гадиева широки и многогранны, они, адекватные прогрессивным тенденциям развития педагогической мысли России и Запада рассматриваемого периода, оказали благотворное влияние на развитие народной школы Северного Кавказа.
Михаил Юрьевич Гадиев - славный сын осетинского народа, талантливый представитель его учительской интеллигенции, возглавивший на Северном Кавказе борьбу за подлинно демократическую школу, внес неоценимый вклад в становление и развитие образования. Отсутствие монографий и защищенных диссертаций, посвященных его просветительско-педагогической деятельности, наличие многочисленных невостребованных ранее архивных материалов, позволяющих систематизировать ее, стали основанием для выбора темы исследования «Научно-просветительская и педагогическая деятельность М.Ю.Гадиева», проблема которого формулируется так: каковы условия и факторы формирования просветительских и педагогических воззрений М.Ю.Гадиева и его вклад в развитие школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа в начале XX в. Решение данной проблемы и составило цель исследования.
Объект исследования - школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа конца XIX - начала XX веков.
Предмет исследования - просветительско-педагогическая деятельность и педагогические воззрения М.Ю.Гадиева.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- выявить условия и факторы, влияющие на формирование просветительско-педагогических воззрений М.Ю.Гадиева;
- систематизировать его научно-педагогическую биографию;
- рассмотреть и проанализировать общепедагогические и дидактические воззрения М.Ю.Гадиева; его подходы к решению проблемы педагога и воспитанию горцев;
- определить вклад писателя-педагога в развитие национальной школы и педагогической мысли осетинского народа, трансформировать его в современную систему образования.
Методологическую основу диссертационного исследования составили философские положения о взаимосвязи общественного развития и школы, национальные и общечеловеческие духовные ценности, их влияние на формирование личности; идеи демократизации и гуманизации педагогических процессов на основе национальной культуры; о бережном отношении людей к своему духовному наследию и его творческом освоении.
В процессе работы над диссертацией автором использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный), систематизация полученных результатов;
- научный анализ историко-педагогических и публицистических трудов до- и послереволюционных авторов по проблемам школы и педагогической мысли России и Северного Кавказа;
- изучение и анализ педагогических трудов и публицистики М.Ю.Гадиева.
Источниковую базу диссертации составили:
- архивные материалы и документы отдела рукописных фондов Северо-Осегинского института гуманитарных и социологических исследований им. В.И.Абаева, Центрального архива Республики Северная Осетия-Алания;
- материалы и документы о революционном движении в России и на Северном Кавказе в период между тремя российскими революциями (1905-1917 гг.);
- труды дореволюционных и современных авторов, посвященные проблемам истории и развития народной школы, педагогической мысли в Северной Осетии и на Северном Кавказе;
- труды, историко-этнографические, историко-педагогические и литературные очерки М.Ю.Гадиева.
Организация и этапы исследования. Исследование представлено тремя взаимосвязанными этапами:
I этап - (2004-2005 гг.) - ознакомление с проблемой развития народной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа (конец XIX - начало XX веков), выявление роли М.Ю.Гадиева в данном процессе;
II этап - (2005-2006 гг.) - определение методологии, методов, задач, источниковой базы исследования, сбор научной информации и сведений, содержащихся в историко-педагогических, архивных, литературных и публицистических источниках;
III этап - (2006-2007 гг.) - систематизация и обобщение материалов, подготовка и издание статей по результатам исследования.
Научная новизна исследования:
- обоснованы характер просветительско-педагогических взглядов и вклад М.Ю.Гадиева в развитие школы и педагогической мысли в Осетии и на Северном Кавказе в конце XIX - начале XX вв.;
- приведена в систему его научно-педагогическая биография;
- обобщены взгляды М.Ю.Гадиева на существующую систему школьного образования, собраны его высказывания о желательных для горских народов Северного Кавказа типах учебных заведений;
- охарактеризованы общепедагогические и дидактические взгляды писателя-педагога, предлагаемые им методы и приемы воспитания подрастающего поколения;
- раскрыты пути и средства, рекомендованные М.Ю.Гадиевым, для поднятия престижа и материально-правового положения народного учителя в обществе, его образованности и профессиональной компетентности.
Теоретическая значимость исследования:
- представлен анализ научно-педагогического подхода М.Ю.Гадиева к вопросу воспитания горских народов;
- выявлена роль педагога-писателя в становлении и развитии школ на Северном Кавказе; дано целостное представление о взглядах писателя-педагога о цели и назначении школы;
- рассмотрены и проанализированы представленные в трудах и педагогических очерках М.Гадиева социально-экономические и школьные проблемы Северного Кавказа;
- обобщены взгляды педагога-писателя на обязательное всеобщее начальное образование для детей гор, отвечающее духу времени и позволяющее получать детям гор знания, необходимые им в повседневной жизни;
- определены основные этапы организационно-педагогической деятельности М.Гадиева.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе написания учебных пособий по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа, в процессе преподавания таких дисциплин, как «Этнография», «Языкознание», «История», «Литературоведение». Основные положения работы могут бьггь использованы преподавателями при чтении спецкурсов по истории педагогики в высших и средних специальных учебных заведениях Северного Кавказа.
Достоверность результатов исследования обеспечивается системно-историческим подходом к различным сторонам научного наследия ученого; методологической обоснованностью исходных позиций; широкой источниковой базой исследования, апробацией результатов, применением методов исследования, адекватных его задачам и логике, непротиворечивостью результатов и выводов.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту
1. На формирование педагогических взглядов М.Ю.Гадиева оказали влияние передовая русская культура и идеи прогрессивно-демократической педагогики Запада и России второй половины XIX-начала XX вв.; освободительное движение, развернувшееся в стране и на Кавказе в этот период.
2. В своей деятельности М.Ю.Гадиев как педагог, писатель и публицист всегда исходил из интересов и интернациональной солидарности народов России и Северного Кавказа.
3. В трудах, очерках и публицистических выступлениях, посвященных проблемам общественно-политической и духовной жизни горцев Северного Кавказа, М.Ю.Гадиев критиковал противоречивую просветительскую политику правительства на Кавказе, которая не всегда учитывала национально-бытовые особенности горцев в школьных вопросах, выражала интересы имущественных сословий и граждан.
4. Видный писатель и педагог последовательно и принципиально осуждал засилье духовенства в школьных делах и его антипедагогические методы работы, отвергал догматизм и схоластику в обучении.
5. М.Ю.Гадиев ратовал за создание для детей горских народов подлинно демократической системы образования; призывал к преподаванию всех школьных дисциплин на родном и русском языках; предлагал внедрять в практику обучения активных методов работы; настаивал на совершенствовании системы психолого-педагогической подготовки кадров для школ Северного Кавказа.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по мере подготовки материалов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на IV Международной научно-практической конференции (15-19 октября 2007 г., Москва-Дубна), Всероссийской научно-практической заочной конференции (22-23 ноября 2007 г., Тамбов), заседаниях кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова».
Основные положения диссертационного материала внедрены в учебный процесс факультета психологии и социологии данного учебного заведения при чтении спецкурсов «Просветители наро-доз Северного Кавказа» и «Традиционная система воспитания северокавказских народов».
г» J
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы (147 наименований).
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются объект, предмет, цель и задачи исследования, формулируются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту.
В первой главе «О жизненном пути, школьных и студенческих годах просветителя, педагога и общественного деятеля М.Ю.Гадиева (1882-1931гг.)» на основании имеющихся архивных документов, материалов периодической печати того времени воссоздана и систематизирована его биография.
Жизнь и творчество М.Ю.Гадиева, все этапы его сложной жизни связаны с гражданской войной, революционными преобразованиями на Северном Кавказе.
Михаил Юрьевич Гадиев (Цомак) - лучший из последователей великого осетинского поэта, революционера - демократа, пламенного борца за счастье своего народа Коста Левановича Хетагурова.
Будущий поэт, драматург, публицист, историк литературы, педагог Михаил Юрьевич Гадиев (в народе Цомак), высшее образование получил на историко-филологическом факультете Дерптского университета (ныне г. Тарту, Эстония). Он активно участвовал в развитии культуры и народного образования Северной Осетии: работал заведующим областным отделом народного образования, ректором Горского педагогического института, научным сотрудником отдела осетинской орфографии и директором Северо-Осетинского научно-исследовательского института. М.Ю.Гадиев принимал активное участие в разработке решений, принимаемых учительскими
съездами Терской области в период с 1905 по 1917 гг., программные документы которых во многом способствовали развитию подлинно демократической школы в национальных округах Терской области.
Прослеживая вехи биографии Цомака Гадиева, мы убеждаемся в его искреннем стремлении превратить свою родину - Осетию из отсталой царской окраины в край, где все служило бы человеческому благу, а просвещение стало доступно всем слоям населения. Следуя традициям многих поколений революционеров-демократов Осетии и России, он всю свою жизнь посвятил делу служения своему народу, его счастью.
В 1905 - 1906 гг. Цомак участвовал в создании революционной осетинской организации, а в 1907 - 1908 гг. в г. Юрьеве (Дер-пте) входил в состав Юрьевской организации Эстонской партии социалистов-революционеров, принимая в ее деятельности активнейшее участие.
Дореволюционная деятельность Цомака Гадиева повлекла за собой почти десять лет нахождения в тюрьмах и ссылках (19081917 гг.).
В условиях ссылки педагог-просветитель читал лекции местному населению на историко-литературные темы, выступал со статьями, посвященными юбилейным датам прогрессивных писателей и революционеров-демократов (М.Ю.Лермонтова, И.Герцена, Т.Г.Шевченко), в сибирских газетах.
Что же касается его деятельности в советский период, то здесь необходимо отметить, что М.Ю.Гадиев был одним из первых борцов за Советскую власть в Осетии, занимал ответственные посты в Горской республике (1918 -1919 гг.).
Являясь непримиримым врагом нарушения прав трудящихся, М.Ю.Гадиев в прозе и стихах воспевал идеи свободы и равенства народов России и Кавказа. Вслед за другими представителями пере-
довой интеллигенции он ратовал за приобщение своего народа к истокам русской и мировой культур, справедливо считая, что только при этих условиях возможно его духовное возрождение.
Будучи поэтом-революционером, М.Ю. Гадиев по праву считался в 20-е годы XX в. одной из крупных фигур в осетинской литературе и просветительском движении горских народов. Велика его роль и в популяризации идей прогрессивно-демократический педагогики Запада и России среди горцев Северного Кавказа.
Огромное количество опубликованных им в печати историко-литературных статей об отдельных писателях, школе и духовной культуре Осетии, красноречиво говорят о широком круге интересов и прогрессивных устремлениях этого писателя-педагога.
Дух просветительства и справедливости, характерный для М.Ю.Гадиева, пропитал не только его педагогические работы, но и литературное творчество, значительная часть которого посвящена юному поколению. В написанных им рассказах для детей затрагивались проблемы воспитания, в доступной форме предлагалось их практическое решение. Дидактический смысл созданных им произведений свидетельствует о необходимости создания условий для всестороннего развития осетинской детворы и молодежи, о заботливом и уважительном отношении к ним.
Ряд научных статей, таких как «Наши школы», «Вопросы народного образования среди горцев», «Осетинская школа» М.Ю.Гадиева был посвящен проблемам, существующим в образовании того периода; его поэтические творения затрагивали вопросы внутрисемейных отношений, взаимоотношения между старшими и младшими. Их идейность, научная глубина и художественный смысл свидетельствуют о его широких познаниях в филологии, истории, философии, литературе и педагогических науках.
М.Ю. Гадиев, являясь активным участником строительства новой советской школы, выдвигал различные варианты ее переу-
стройства, высказывал свои мысли по разным образовательно-воспитательным проблемам, вопросам всестороннего и гармонического развития подрастающих поколений. Писатель-педагог предпринимал конкретные практические действия для успешного протекания в стенах школы процессов умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Под влиянием широкого общественно-педагогического движения, возникшего в первые годы Советской власти, ее декретов о школе в сознании М.Ю. Гадиева сформировались гуманно-демократические подходы к воспитанию и подготовке детей к жизни; он старался внедрить в образовательный процесс школы адаптированные к существующим условия методы прогрессивно демократической педагогики. Основные вехи жизненного пути М.Ю.Гадиева повлияли не только на становление его гражданского мировоззрения, но и педагогических взглядов.
Во второй главе «Просветительская, научно-публицистическая и организационно-педагогическая деятельность М.Ю.Гадиева» раскрываются взгляды писателя-педагога на проблемы образования, воспитания и новой зарождающейся демократической школы в первые годы Советской власти.
Этот период творчества педагога отмечен резкой критикой дореволюционной системы образования, не дающей детям необходимых знаний, навыков и умений. В публикациях, посвященных борьбе за ликвидацию неграмотности среди населения, он призывал педагогическую общественность покончить с догматизмом и схоластикой в обучении, строго осуждал бюрократически-чиновничью деятельность духовного ведомства школ. Выступая против церковного догматизма, Ц. Гадиев с гневом обрушивался на постулаты, тормозящие развитие детей, находящихся на начальной ступени обучения. По его мнению, весьма скудные знания по основным предметам тормозили процесс обучения и приобщения молодого поколения к реаль-
ной жизни. Педагог предлагал расширить сеть министерских школ, способствующих расширению кругозора своих воспитанников, стимулирующих их духовное и умственное развитие. По мнению М.Ю.Гадиева, образовательное учреждение не должно быть ограничено дидактическими рамками, всю свою деятельность оно должно подчинять решению насущных задач образования и воспитания; из его стен должно выйти не только образованное, но и интеллектуально и духовно развитое поколение, способное к активному, творческому труду на благо своего народа, прикоснувшееся к основным ценностям мировой и русской культуры. Критические замечания по поводу существовавшей просветительской политики царизма оставались постоянной темой многочисленных выступлений Цомака Гадиева. Церковно-приходские школы рассматривались им как архаизм. Система обучения в них, по его мнению, требовала коренной перестройки, так как не отвечала интересам широких масс, не способствовала гармоничному росту и развитию интеллектуальных возможностей каждого учащегося.
Благодаря непосредственному участию М.Ю.Гадиева, удалось добиться сокращения, а затем и полного исключения Закона Божьего из школьных программ. Подобный подход позволил увеличить в учебных планах количество часов по естественным наукам, математике и родному языку.
Позиция М.Ю.Гадиева как революционера-демократа, отстаивающего идею полного раскрепощения трудящихся масс, находила отклик и у простых горцев, и у представителей передовой горской интеллигенции.
Важной темой, поднимаемой передовой частью кавказской интеллигенции того времени, был вопрос женской эмансипации. М.Ю.Гадиев считал, что данная проблема не должна оставаться нерешенной. По его мнению, осетинку-мать - главное действующее лицо процесса семейного воспитания - необходимо приобщить к но-
вой жизни и общечеловеческой культуре. Через просвещенную мать сделать образованными детей - таков лейтмотив его выступлений в периодической печати.
20-е годы XX века связаны с педагогической деятельностью М.Ю.Гадиева: он работает заведующим областным отделом народного образования, ректором Горского педагогического института, позже - директором Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Благодаря его инициативе как заведующего отделом народного образования республики, состоялось первое заседание избирательной коллегии профессоров и преподавателей. Открывая его, М.Ю.Гадиев ознакомил присутствующих с идеей организации единого высшего педагогического учебного заведения в Горской республике. Необходимость его открытия он объяснил неудовлетворительным положением дел в уже существующих учебных заведениях: Учительском институте, Терской и Осетинской семинариях и.т.д. Единый педагогический центр, по мнению М.Ю.Гадиева, за счет экономии средств позволит создать должную материально-техническую базу в данном учебном заведении; а объединение интеллектуальных сил Терской республики поставит на более высокую ступень подготовку педагогических кадров: «...во Владикавказе существовали педагогические учебные заведения, а именно: Владикавказский учительский институт, Терская и Осетинская учительские семинарии и Фребелевские курсы по подготовке дошкольных работников. Раздельное существование не сулило им успеха и развития, стал обсуждаться вопрос о слиянии указанных педагогических заведений в единый педагогический вуз».
Инициатива М.Ю.Гадиева была поддержана Терским отделом народного образования, представителями Политехнического и Учительского институтов, учительских семинарий и Фребелевских курсов, от народного образования Терской области, Северной Осетии и Ингушетии. Коллегия Терского областного отдела народного
образования, рассмотрев результаты работы комиссии, признала необходимым издать приказ о преобразовании педагогического учебного заведения в Институт народного образования (протокол №8 от 9.06.1920 года). Предварительная организаторская работа продолжалась вплоть до августа того же года. За это время был создан совет института, наметился состав преподавателей, осуществлен набор студентов. Приказ от 21 августа 1920 года послужил официальной датой открытия Терскот института народного образования или как его сокращенно называли -«ТИНО».
Данное учебное заведение положило начало педагогическому образованию на Северном Кавказе и в 20-30-е годы XX века сыграло немаловажную роль в развитии народного образования, подготовке педагогических кадров для Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии и Карачаево-Черкесии.
В третьей главе «Общепедагогические и дидактические воззрения М.Ю.Гадиева» рассматриваются идеи о роли и воспитательном значении труда в жизни подрастающего поколения, особенности подготовки педагогических кадров для горцев Северного Кавказа, проблема двуязычия в национальной школе, дидактические принципы и методические приемы обучения.
Обращение к историческому опыту становления образования и развития просветительской мысли в Северо-Кавказском регионе в период XIX - начала XX вв. представляется весьма значимым в контексте противоречивого его развития.
Данный исторический период отмечен многочисленными выступлениями передовой интеллигенции края в защиту своих политических и национальных интересов, борьбой за повышение культурного и образовательного уровня кавказских народов, сохранение и развитие национальных традиций и культуры.
Просветитель-педагог М.Ю.Гадиев, защищая идею общечеловеческого воспитания, видел назначение школы в воспитании у
детей стремления к идеалу, добру и общечеловеческим достоинствам, духа высокой гражданственности, долга и любви к отечеству и наукам.
Российские и горские просветители выносили на всеобщее обсуждение в печати проблемы рациональной постановки обучения в стране, защищали идеи гуманитарной подготовки учащихся и гуманизации педагогических процессов, требовали от царского правительства поднятия престижа и улучшения положения учителя в обществе, его образовательного уровня и степени педагогического мастерства.
М.Ю.Гадиев, как один ярких поборников справедливости, педагог и демократ по образу мышления, последовательный в своей борьбе против догматизма и схоластики, бюрократизма и бездушия, ратовал за превращение «темных аулов предгорья и ущелий» в цветущий край.
Так, рисуя неприглядное положение и условия работы учителя, в особенности в горной местности, он подчеркивал, что « школьные учреждения не были похожи на просветительские учреждения ввиду отсутствия нормальных помещений и гигиенических условий труда. Кроме того, низкая зарплата и несвоевременность ее выплаты создавали трудности в работе народных учителей».
Учителя М.Гадиев хотел видеть разносторонне образованным человеком, способным к постоянному творческому педагогическому поиску. Он требовал изменений в существующей системе образования. Они, по его мнению, должны затронуть как учебные планы, так и программы по ряду предметов. Кроме того, М.Ю.Гадиев неоднократно поднимал вопрос об усилении внимания учебного ведомства к проблеме создания опытно-показательных учреждений, увеличении в средних учебных заведениях количества часов, предусмотренных программой на изучение психолого-педагогических дисциплин; считал необходимым изменить структуру и содержание педагогической практики, выступал за ее продление до 10-12 недель.
Цомак Гадиев, следуя демократическим принципам, выдвинутыми В.Г.Белинским, Н.А.Добролюбовым, Н.Г.Чернышевским, ратовал за трудовое воспитание молодежи, считая, что «только творчество и труд могут возвысить общество над жалким рабским существованием». Взяв за основу педагогического процесса коллективный труд, он отстаивал организацию «маленьких трудовых коммун», способствующих развитию у ребят таких качеств, как упорство, целеустремленность, воля и характер.
Логика М.Ю.Гадиева в определении трудовой школы как оптимальной формы воспитания молодежи проста и убедительна: в основе жизни любого общества лежит трудовая деятельность; готовя молодежь к самостоятельной жизни, следует приобщать ее к труду. Вот почему школа должна быть трудовой по своей воспитательной сущности и социальному предназначению. Он отчетливо понимал, что общественная мотивация трудовой деятельности усиливает интерес детей к труду; поощрение за любой труд наполняет их душу положительными эмоциями. Участвуя в коллективном труде, индивид познает себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может; познает других, учится оценивать себя и свои поступки.
Идя в ногу с требованиями времени, М.Ю.Гадиев изыскивал пути и средства для решения школьных проблем, в том числе пытался найти оптимальный вариант подготовки учительских кадров, используя при этом опыт педагогов Германии, Швейцарии и Америки. Изучая и анализируя опыт этих стран, он уловил ряд закономерностей: преподавание наук в них происходит параллельно с освоением обучаемыми необходимых практических навыков; физический труд стимулирует их интеллектуальное развитие; успех школы зависит во многом от специальной и теоретической подготовки учителя, его умения применять свои знания на практике. «Необходимо учителю отказаться от простого заучивания материала и чаще придерживаться приемов развивающего обучения,
развертывать материал вместе с учениками, предоставлять им возможность больше находить самим».
М.Ю.Гадиев предлагал придерживаться гуманных позиций в общении с ребенком, рекомендовал учителю проявлять к нему максимум уважения и любви, пробуждать в нем пытливость к знанию и желание учиться.
По его мнению, просвещение и есть то главное условие, которое способно сохранить накопленный поколениями потенциал знаний, достижений, традиций и моделей поведения, необходимых для дальнейшего плодотворного развития общества.
В заключении обобщены основные результаты проведенного исследования и представлены общие выводы:
1. Культура, литература и демократическая педагогика России оказали благотворное влияние на становление, развитие школы и педагогической мысли Северного Кавказа, формирование его народной интеллигенции.
2. В работе выявлены факторы, под воздействием которых происходило формирование просветительско-педагогических воззрений М.Ю.Гадиева; систематизированы просветительская, научно-публицистическая и организационно-педагогическая его биографии.
3. Определен вклад писателя-педагога в развитие прос-ветительско-педагогической мысли и школы горских народов Северного Кавказа.
4. Дано целостное представление о научно-педагогических подходах писателя к идеалу воспитания.
5. Показано отношение М.Ю. Гадиева (Цомака) к материально-правовому положению учителя на Кавказе.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
1. Гугкаева И.Т. Видный просветитель М.Ю.Гадиев о проблемах воспитания // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2007.-№9 - С.135-137.
2. Гугкаева И.Т. М.Ю.Гадиев о проблеме подготовки педагога // Академический журнал Западной Сибири. - 2007. -№5.- С. 39-41.
3. Гугкаева И.Т. Вопросы женского образования в творчестве М.Ю.Гадиева // Дистанционное образование: области применения, проблемы и перспективы развития: научные труды IV Международной научно-практической конференции. 15-19 октября 2007 г., Москва-Дубна. Часть 1 -М.: ООО «Диона». - С. 49-52.
4. Гугкаева И.Т. Критика деятельности духовной школы педагогом-просветителем М.Ю.Гадиевым // Сибирский педагогический журнал. -2007.-№13 - С. 247-253.
5. Гугкаева И.Т. М.Ю.Гадиев о трудовом воспитании//Образовательное пространство региона: проблемы, поиски, перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 22-23 ноября 2007 г., Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, изд-во ООО «Центр-Пресс», 2007. - С. 197-199.
6. Гугкаева И.Т. М.Ю.Гадиев о роли родного и русского языков в обучении и развитии детей горских народов Северного Кавказа // Сборник научных трудов центра социально-гуманитарного образования СОГУ/ Под ред. докт. пед. наук, проф. Б.А.Тахохова; Сев-Осет. гос. ун-т. Владикавказ: изд-во СОГУ, 2008, - С. 173-181.
»
Подписано в печать 10.09.2010. Усл. п.-л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 153. Издательство Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова, 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Гугкаева, Ирина Таймуразовна, 2010 год
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ, ШКОЛЬНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ ГОДАХ ПРОСВЕТИТЕЛЯ, ПЕДАГОГА И ОБЩЕСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ М.Ю.ГАДИЕВА
1.1 Основные вехи биографии М.Ю.Гадиева.
1.2 Истоки формирования общественно гражданских идеалов и научно-практическая значимость его литературного творчества для современной воспитательной практики осетинских школ.
1.3 Участие М.Ю.Гадиева в строительстве новой советской школы в Осетии.
Выводы
ГЛАВА II. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ, НАУЧНО -ПУБЛИЦИСТИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ М.Ю.ГАДИЕВА
2.1 Критика М.Ю.Гадиевым деятельности духовной школы.
2.2 Вопросы женского образования в творчестве М.Ю.Гадиева.
2.3 М.Ю.Гадиев об осетинской письменности, периодической печати и журналистские публикации.
2.4 М.Ю.Гадиев как руководитель высшего педагогического учебного заведения.
Выводы
ГЛАВА III. ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ М.Ю.ГАДИЕВА
3.1 Общепедагогические идеи М.Ю.Гадиева.
3.2 Дидактические идеи М.Ю.Гадиева: оценка им роли родного и русского языков в обучении и развитии детей горских народов Северного Кавказа.
3.3 М.Ю.Гадиев о проблеме подготовки педагога.ПО
3.4 М.Ю.Гадиев о внедрении в учебный процесс классно-урочной системы образования.
3.5 Оценка М.Ю.Гадиевым педагогического опыта зарубежных стран.
Выводы
Введение диссертации по педагогике, на тему "Научно-просветительская и педагогическая деятельность Михаила (Цомака) Юрьевича Гадиева"
В современных условиях возрастает интерес народов Российской Федерации к своей истории и культуре. И в этих условиях важной задачей общества является духовное обновление, повышение его культуры, определенный его дефицит которой мы сегодня испытываем; у людей возрастает интерес к своей истории, к своей культуре, что вполне понятно, ибо история-это память человечества. Ее важно изучать, знать и помнить, она многому учит. Познание истории позволяет не только глубже осмыслить настоящее, но и предвидеть будущее. Отсюда столь повышенный интерес к отечественной истории образования и к педагогическому наследию выдающихся представителей кавказских народов.
И в современных условиях перманентного углубления социально-экономических и школьных реформ, осуществляемых в нашей стране, нужны знания о прошлой духовной жизни и педагогическом наследии наших народов с целью извлечения из него определенных уроков истории.
Проблемы образования и воспитания всегда занимали умы и сердца передовых общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов и просветителей-публицистов, которые считали своей главной задачей, своим жизненным кредо служение делу просвещения народа. Особый интерес в этом плане вызывает изучение жизни и деятельности осетинских просветителей-публицистов, их разностороннего педагогического наследия. Сегодня как никогда актуальны вопросы становления и развития осетинской национальной школы, пути формирования осетинского учительства, вклад народной интеллигенции в развитие школы и просвещения народов Северного Кавказа на рубеже XIX и XX столетий.
Достижения отечественной школы всегда обуславливались результатами длительного процесса формирования прогрессивной просветительско-педагогической мысли народов нашей страны. А если говорить конкретно о Северном Кавказе, то здесь решающую роль в развитии школ и просвещения сыграли такие исторические факторы, как присоединение его народов к России, вовлечение их в орбиту капиталистических отношений и приобщения к передовой русской культуре.
С присоединением Северного Кавказа к России интерес русских ученых к его истории, этнографии, этнопедагогике и культуре резко возрос. Вместе с позитивными переменами, произошедшими после исторического акта присоединения Кавказа к России, менялись взгляды и характер деятельности народных просветителей и горцев этого региона.
Решающая роль в сборе историко-этнографического материала о кавказских горцах, в становлении и развитии национальной школы, просвещения и этнопедагогики принадлежала ученым-кавказоведам, к которым следует отнести Н.Ф.Дубровина, М.В.Краснова, М.М.Ковалевского, Ф.И.Леонтовича, В.Ф.Миллера, Л.Н.Модзалевского, Я.М.Неверова, Д.Д.Семенова, П.К.Услара, Л.Л.Штедера, К.П.Яновского и др. Они способствовали открытию школ, сами обучали горцев и обобщали свои наблюдения в капитальных трудах.
Прогрессивным последствием присоединения Северного Кавказа к России стало зарождение горской интеллигенции: наиболее видные представители данного региона получили возможность обучаться в российских учебных заведениях, приобщаться к передовой русской и мировой культурам.
Одной из таких ярких личностей, представляющих горскую интеллигенцию, был и Михаил Юрьевич Гадиев (1882-1931 гг.).
Если творчество писателя сравнительно хорошо изучено учеными - литературоведами, то его просветительско-педагогическое наследие не подвергалось специальному исследованию.
Педагогические воззрения М.Ю.Гадиева широки и многогранны. Будучи видным просветителем передовой северокавказской народной интеллигенции конца XIX начала XX века, он критиковал противоречивую школьную политику правительства на Кавказе, делающую приоритетным направлением в системе школьного образования этого края духовно-православное просвещение населения.
В своих публицистических выступлениях М.Ю.Гадиев отмечал как определенные сдвиги, достигнутые правительством в деле развития школьного образования на Северном Кавказе, так и порочные стороны жизни и деятельности дореволюционных школ: догматизм, схоластику, бессмысленное зазубривание учебного материала, отрыв обучения от жизни, бездушно-бюрократическое отношение к духовным запросам горцев со стороны чиновников учебно-духовного ведомства, призванных, по выражению М.Ю.Гадиева, «заботиться о маленьких народностях», о воспитании и обучении детей этих народностей.
Педагогические воззрения М.Ю.Гадиева адекватны прогрессивным тенденциям развития педагогической мысли России и Запада рассматриваемого периода, выдвигались им с позиции неимущих сословий, поэтому оказали благотворное влияние на развитие народной школы Северного Кавказа.
Таким образом, актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью научного подхода к изучаемой проблеме, ее неразработанностью, отсутствием опубликованных монографий и диссертаций об этапах просветительско-педагогической деятельности и воззрений М.Ю.Гадиева.
Михаил Юрьевич Гадиев был славным сыном осетинского народа, талантливым представителем его учительской интеллигенции, связавшим свою судьбу с борьбой за подлинно демократическую школу, внесшим в ее развитие неоценимый вклад, что еще более актуализирует выбранную нами проблему исследования.
В работе приведена в систему научно-педагогическая биография педагога и сказано о научно и практической значимости его педагогической публицистики для совершенствования практики обучения и воспитания в школе.
С учетом вышеизложенного был определен выбор темы исследования, проблема которой звучит так: каковы условия и факторы формирования просветительских и педагогических воззрений М.Ю.Гадиева и его вклад в развитие школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа в начале XX в. Решение данной проблемы и составило цель исследования.
Объект исследования - школа и педагогическая мысль народов Северного Кавказа конца XIX -начала XX веков.
Предмет исследования - просветительско-педагогическая деятельность и педагогические воззрения М.Ю.Гадиева.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- выявить условия и факторы, влияющие на формирование просветительско-педагогических воззрений М.Ю.Гадиева;
- систематизировать научно-педагогическую биографию просветителя-педагога; рассмотреть и проанализировать общепедагогические и дидактические воззрениям М.Ю.Гадиева; его подходы к решению проблемы педагога и воспитанию горцев; определить вклад педагога в развитие национальной школы, педагогической мысли осетинского народа, трансформировать его в современной системе образования.
Методологическую основу диссертационного исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и школы, национальные и общечеловеческие духовные ценности и их влияние на формирование личности; идеи демократизации и гуманизации педагогических процессов на основе национальной культуры; о бережном отношении людей к духовному наследию наших народов и его творческом освоении.
В процессе работы над диссертацией автором использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ (историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный), систематизация полученных результатов;
- научный анализ историко-педагогических и публицистических трудов до и послереволюционных авторов по проблемам школы и педагогической мысли России и Северного Кавказа;
- изучение и анализ педагогических трудов и публицистики М.Ю.Гадиева.
Источниковую базу диссертации составили:
- архивные материалы и документы отдела рукописных фондов Северо-Осетинского Института гуманитарных и социологических исследований им. В.И.Абаева, Центрального архива Республики Северная Осетия-Алания;
- материалы и документы о революционном движении в России и на Северном Кавказе в период между тремя российскими революциями в 1905-1917 гг.;
- труды дореволюционных и современных авторов, посвященные проблемам истории и развития народной школы и педагогической мысли в Северной Осетии и на Северном Кавказе;
- труды, историко-этнографические, историко-педагогические и литературные очерки М.Ю.Гадиева.
Организация и этапы исследования. Исследование представлено тремя взаимосвязанными этапами.
I этап - (2004-2005 гг.) - ознакомление с проблемой развития народной школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа (конце XIX - начало XX веков), выявление роли М.Ю.Гадиева в данном процессе;
II этап - (2005-2006 гг.) - определение методологии, методов, задач, источниковой базы исследования, сбор научной информации и сведений, содержащихся в историко-педагогических, архивных, литературных и публицистических источниках;
III этап - (2006-2007 гг.) - систематизация и обобщение материалов, подготовка и издание статей по результатам исследования.
Научная новизна исследования: обоснованы характер просветительско-педагогических взглядов и вклада М.Ю.Гадиева в развитие школы и педагогической мысли в Осетии и на Северном Кавказе в конце XIX -начала XX вв.;
- приведена в систему его научно-педагогическая биография;
- обобщены взгляды М.Ю.Гадиева на существующую систему школьного образования, собраны его высказывания о желательных для горских народов Северного Кавказа типах учебных заведений; охарактеризованы общепедагогические и дидактические взгляды писателя-педагога, предлагаемые им методы и приемы воспитания подрастающего поколения;
- раскрыты пути и средства, рекомендованные М.Ю.Гадиевым для поднятия престижа материально-правового положения народного учителя в обществе, его образованности и профессиональной компетентности.
Теоретическая значимость исследования: представлен анализ научно-педагогического подхода М.Ю.Гадиева к вопросу воспитания горских народов;
- выявлена роль педагога-писателя в становлении и развитии школ на Северном Кавказе. Дано целостное представление о взглядах писателя-педагога о цели и назначении школы;
- рассмотрены и проанализированы представленные в трудах и педагогических очерках М.Гадиева социально-экономические и школьные проблемы Северного Кавказа;
- обобщены взгляды педагога-писателя об обязательном всеобщем начальном образовании для детей гор, отвечающие духу времени и позволяющие получать детям гор знания, необходимые им в повседневной жизни;
-определены основные этапы организационно-педагогической деятельности М.Гадиева.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его материалы могут быть использованы в процессе написания учебных пособий по истории педагогической мысли народов Северного Кавказа, в процессе преподавания таких дисциплин, как «Этнография», «Языкознание», «История», «Литературоведение». Основные положения работы могут быть использованы преподавателями при чтении спецкурсов по истории педагогики в высших и средних специальных учебных заведениях Северного Кавказа.
Достоверность результатов исследования обеспечивается системно-историческим подходом к различным сторонам научного наследия ученого; методологической обоснованностью исходных позиций; широкой источниковой базой, апробацией результатов, применением методов исследования, адекватных его задачам и логике, непротиворечивостью результатов и выводов.
Основные положения диссертации, выносимые на защиту
1. На формирование педагогических взглядов М.Ю.Гадиева стали влияние передовая русская культура и идеи прогрессивно-демократической педагогики Запада и России второй половины XIX - начала XX вв.; освободительное движение, развернувшееся в стране и на Кавказе в этот период.
2. В своей деятельности М.Ю.Гадиев как педагог, писатель и публицист всегда исходил из интересов и интернациональной солидарности народов России и Северного Кавказа.
4. В трудах, очерках и публицистических выступлениях, посвященных проблемам общественно-политической и духовной жизни горцев Северного Кавказа, М.Ю.Гадиев критиковал противоречивую просветительскую политику правительства на Кавказе, которая не всегда учитывала национально-бытовые особенности горцев в школьных вопросах, выражала интересы имущественных сословий и граждан.
4. Видный писатель и педагог последовательно и принципиально осуждал засилье духовенства в школьных делах и их антипедагогические методы работы, отвергал догматизм и схоластику в обучении.
5. М.Ю.Гадиев ратовал за создание для них подлинно демократической системы школ с преподаванием всех школьных дисциплин на родном и русском языках; предлагал внедрять в практику обучения активных методов работы; настаивал на совершенствовании системы психолого-педагогической подготовки кадров для школ Северного Кавказа.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по мере подготовки материалов исследования. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на IV Международной научно-практической конференции (15-19 октября 2007г., Москва- Дубна), Всероссийской научно-практической заочной конференции (22-23 ноября 2007г. Тамбов), заседаниях кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова.
Основные положения диссертационного материала внедрены в учебный процесс факультета педагогики и психологии данного учебного заведения при чтении спецкурсов «Просветители народов Северного Кавказа» и «Традиционная система воспитания северокавказских народов».
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, глав, заключения, списка литературы.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Выводы
Обращение к историческому опыту становления образования и развития просветительской мысли в Северо-Кавказском регионе в период XIX - начала XX вв. представляется весьма значимым, во-первых, в контексте противоречивого развития края, проходившего в сложных условиях национально-самобытного существования народа из-за противодействия царских властей.
В данный этап просветительского движения на Северном Кавказе прогрессивная мысль была представлена деятельностью горской интеллигенции, зародившейся здесь под влиянием российской науки и культуры.
Данный исторический период отмечен многочисленными выступлениями передовой интеллигенции края в защиту политических и национальных интересов, борьбой за повышение культурного и образовательного уровня своего народа, сохранение и развитие национальных традиций и достижений национальной культуры.
Просветители-педагоги, защищая идею общечеловеческого воспитания, видели назначение школы в стремлении к идеалу, добру и общечеловеческим достоинствам, в воспитании детей в духе высокой гражданственности, долга, любви к отечеству и наукам.
Со всей остротой ставили российские и горские просветители на всеобщее обсуждение в печати проблемы рациональной постановки обучения и образования в стране, защищали идею гуманитарной подготовки учащихся и гуманизации педагогических процессов.
Российские и горские педагоги требовали от правительства поднятия престижа и положения учителя в обществе, его образовательного уровня и степени педагогического мастерства.
Проблемы культурного преобразования региона всегда находились в центре внимания передовых общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов, которые считали своей первостепенной задачей служение делу просвещения.
М.Ю.Гадиев, как один ярких поборников справедливости, педагог и демократ по образу мыслей, последовательный в своей борьбе против догматизма и схоластики, бюрократизма и бездушия, ратовал за превращение «темных аулов предгорья и ущелий» в цветущий край. В горцах, когда-то бесправных и униженных, он видел будущих поэтов, писателей, ученых, веря в приобщение кавказского общества к передовой демократической культуре.
М.Ю.Гадиев отстаивал права материнского языка, рекомендуя сделать его языком преподавания в начальной школе, но вместе с тем считал важным изучение русского языка. Все это свидетельствовало о том, что педагог - просветитель определяющим фактором духовного развития северокавказских народов считал не только благотворное влияние на них русской культуры, но и взаимовлияние, и взаимообогащение культур русского и кавказского народов.
Цомак Гадиев, следуя демократическим принципам, выдвинутым В.С.Белинским, H.A. Добролюбовым, Н.Г.Чернышевским, ратовал за трудовое воспитание, ибо «только творчество и труд» могли возвысить общество над жалким рабским существованием. Взяв за основу постановки педагогического процесса коллективный труд, он отстаивал организацию «маленьких трудовых коммун», способствующих развитию таких качеств, как упорство, целеустремленность, воля и характер.
Идя в ногу с требованиями времени, М.Ю.Гадиев изыскивал пути и средства для решения школьных проблем, в том числе и подготовки педагогов, брал за основу опыт зарубежных педагогов Германии и Швейцарии.
Значение жизни и деятельности выдающегося педагога, писателя, публициста Цомака Гадиева неоспоримо доказано опытом не одного поколения педагогов, историков, социологов, подтвердившим практически, что именно просвещение и есть главное условие, способное сохранить накопленный потенциал знаний, достижений и традиций, моделей поведения, необходимых для дальнейшего развития общества.
Заключение
Подводя итоги диссертационного исследования «Научно-просветительская и педагогическая деятельность Михаила (Цомака) Юрьевича Гадиева (1882-1932гг.)», отметим, что богатейшее творческое наследие педагога представлено целым рядом блистательных публикаций, статей, педагогических трудов, литературно-критических исследований. Творческий путь М.Ю.Гадиева свидетельствует о том, что его публицистическое наследие изучено неплохо, но остаются неисследованными его научно-педагогическая деятельность и педагогические воззрения, отражающие демократические тенденции прогрессивной мысли Запада и России конца XIX - начала XX столетий.
М.Ю.Гадиев являлся передовым общественным деятелем, выдающимся педагогом, видным просветителем северокавказских народов рассматриваемого периода и оригинальным критиком, оказавшим позитивного влияния на развитие общественно-педагогической мысли этих народов.
Его воззрения по вопросам развития национальной школы являются составной частью общественной мысли Северной Осетии в дореволюционный период. Они определили лицо передового учительства и, следовательно, представляют несомненный интерес для истории культуры осетинского народа.
В своих очерках и статьях М.Ю.Гадиев с достаточной полнотой отразил актуальные проблемы опыта и идей народного воспитания.
В них он всесторонне анализирует вопросы об общественной значимости традиций и обычаев горцев для подготовки подрастающих поколений к жизни.
Писатель бережно относится к историческому прошлому горцев, их фольклору и духовным ценностям, созданным ими. Он этнопедагогические идеи кавказских народов, поддерживает из них только те рациональные элементы, которые объективно могли бы принести пользу воспитанию.
Одновременно Цомак требует от общества вести решительную борьбу с такими пережитками патриархально-родового уклада жизни, как кровная месть, калым, рабское положение женщины-горянки в семье и обществе и др. Цомак поддерживает те обычаи и традиции, которые способствовали утверждению и развитию прогрессивно-демократических начал жизни и в поведении людей.
Писатель говорил о взаимосвязи народного и общественного воспитания, подчеркивая, что общественно-образовательная система горцев в силу нехватки народных школ и нерациональной в них постановки обучения не всегда выполняла свои воспитательные функции, поэтому она дополнялась традиционной культурой воспитания.
Следует сказать, что нигде не было такой прочной связи обучения и воспитания с жизнью, как это имело место в системе народного воспитания. В этом заключалась сильная сторона этого воспитания, так полно охарактеризованная Цома-ком.
Цомак умел и понимать, и освещать явления действительности. Он и как революционер, и как художник, и как один из виднейших строителей новой жизни всегда был верен действительности, ее пытливым наблюдателем, видя в частных фактах глубинные связи с общим движением жизни, в частных явлениях - общие закономерности развития действительности. И это объясняется не только его большим художественным талантом и природным умом, но и его многообразными познаниями. Цомак Гадиев обладал неуемною любознательностью, свободно располагал в зрелом возрасте огромным числом фактических данных по самым различным областям человеческого знания. В этом отношении он в осетинской литературе личность исключительная.
Однако творчество Цомака выделяется не только верностью действительности, главному направлению действия «вечных законов» поступательного движения жизни, но и, что не менее важно, своим революционным гуманизмом. И жизнь, и общественная деятельность, и труд, и вдохновенное творчество Цомака пронизаны искренней, бескорыстной и действенной любовью к жизни и к человеку.
Цомак всегда оставался верен этим идеалам.
В годы первой русской революции он был рядовым агитатором, поднимавшим народ на битву за свободу. Он звал людей на борьбу и словом агитатора, и звонким стихом поэта.
Когда пришла расплата за революционную деятельность, Цомак пошел дорогой тюрьмы и ссылки и там продолжал свою деятельность в пределах возможностей ссыльнопоселенца.
Получив свободу после Февральской революции 1917 года, он активно включился в общественную работу. Почти восемь лет из-за огромной практической работы по укреплению Советской власти в Осетии он не мог вернуться к творческой деятельности.
В двадцатые годы Ц.Гадиев продолжает свой подвижнический труд на фронте культурного строительства, но в то же время, хотя и урывками, настойчиво работает как писатель и создает самые значительные произведения осетинской литературы 20-х годов. В эти годы он становится во главе литературного движения в Осетии. Выступает и как критик, и как историк литературы, и как прозаик, и как драматург, и как поэт, и как переводчик, и как публицист, и как опытный газетчик. Словом, в 20-е годы Цомак был одной из центральных фигур осетинской литературы, авторитетным ее деятелем.
Центральное место в научных трудах М.Ю.Гадиева занимают его исследования в области обучения на родном языке. Следуя идеям таких выдающихся просветителей, как К.Д.Ушинский, А.И.Герцен и др., М.Ю.Гадиев считал обучение на родном языке основным в деле народного образования.
М.Ю.Гадиев говорил о просветительской политике царизма, заостряя внимание на отрицательных аспектах ее проведения, особо выделяя ее антинародную сущность, заключающуюся в насильственной русификации, игнорировании родных языков. Он подверг критике представителей учебно-духовного ведомства Кавказа за проводимую ими политику ущемления горских языков.
Обращая внимание на постановку образования, педагог осуждал учебные программы духовных школ как христианского, так и мусульманского вероисповедания. Он считал, что поскольку эти учебные заведения далеки от народа, то они должны быть реорганизованы в министерские. Осуждая сословность и классовость образования, он, отстаивая его всеобщность и доступность для всех детей, независимо от достатка их родителей.
Но все же выявленные Гадиевым и другими видными представителями осетинской интеллигенции недостатки просветительской политики на Кавказе не умаляли той прогрессивной роли, которую сыграла присоединение к России в развитии народного образования.
Рассматривая литературно-педагогическую деятельность М.Ю.Гадиева, можно наблюдать, как он широко и со знанием дела пользовался художественными образами русской литературы, богатым арсеналом ее лучших достижений.
Научно-исследовательская деятельность М.Ю.Гадиева основывалась на философских принципах историзма, преемственности в развитии культуры и носила гуманистический характер.
Решение им насущных задач школы (усиление практической направленности содержания обучения, акцент на интеллектуальное развитие учащихся), отраженное в его педагогических и научных трудах, является образцом для будущих поколений педагогов и общественных деятелей.
Проведенное нами диссертационное исследование явилось попыткой обобщить и проанализировать педагогическую, научную, организаторскую и просветительскую деятельность М.Ю.Гадиева.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Гугкаева, Ирина Таймуразовна, Владикавказ
1. Абаев Э. Битвы страсть кипела в сердце (к 120-летию со дня рождения поэта, публициста Гадиева М.Ю.) // Раестдзинад (Правда), 2002, 17 января.
2. Антология осетинской поэзии. Сост.: Х.У.Алборов, А.Кодзаев, С.Хугаев. Орджоникидзе, Изд.: Ир, 1984, С.16.
3. Антология педагогической мысли Северной Осетии. / Сост.
4. К. Каргиев, С.Р. Чеджемов. Владикавказ: Изд-во: Ир, 1993, С.375.
5. Ардасенов Х.Н. Писатель и общественный деятель // Мах дуг (Наше время), 1951, №10. С.46-48.
6. Ардасенов Х.Н. Очерки развития осетинской литературы. Орджоникидзе: Северо-Осетинское кн. изд., 1959, С. 18.
7. Аристова Т.Ф. Развитие народного просвещения // Культура и быт народов Северного Кавказа (1917-1967)/ Под ред. В.К. Гарданова. М.:Наука, 1968. С.274-276.
8. Бигулов У. Новые документы о Гадиеве М.Ю.// Мах дуг (Наше время), 1946, №9, С.52-56.
9. Борт О., Дудикова Е. От Карпат до Северной Осетии (Юбилей Цомака Гадиева в Закарпатье) // Молодой коммунист, 1928, 28 января.
10. Борт О. Чествует Украина (К 100- летию со дня рождения Цомака Гадиева) // Раестдзинад (Правда), 1982, 29 января.
11. Бигулов У. Новые документы о писателе Цомаке Гадиеве // Социалистическая Осетия, 1948, 3 февраля.
12. Гадиев М.Ю. Рассказ «На месте причисления» // Сибирская неделя, 1913, №6, 1913, С.1-8.
13. Гадиев М.Ю. Коста Хетагуров-певец осетинской бедноты // Коста Хетагуров. Орджоникидзе, 1959, С.6.
14. Гадиев М.Ю. Стихотворение « Женщина» // Раестдзинад (Правда), 1925,8 марта.
15. Гадиев М.Ю. Критика и библиография // Рагстдзинад (Правда), 193 1, 4 июля.
16. Гадиев М.Ю. Вопросы народного образования среди горцев // Коммунист, 1920, 27 апреля, № 16.
17. Гадиев М.Ю. Рассказ «На краю» // Казбек, 1905, 28 июля.
18. Гадиев М.Ю. Народное образование в Терской области // Горская жизнь, 1918, 18 февраля, № 39.
19. Гадиев М.Ю. Некоторые вопросы истории и практики (воспоминания) // Альманах «Утро гор», 1918, № 1.
20. Гадиев М.Ю. Рассказ « Товарищ Мазай» // Жизнь для всех, 1915, №2, С. 211.
21. Гадиев М.Ю. К осетинской интеллигенции // Весь Кавказ, 1906,№ 11, 13 декабря.
22. Гадиев М.Ю. Наша высшая школа // Известия ЦИК, 1926, № 29, 9 ноября.
23. Гадиев М.Ю. Рецензия на перевод «Вильгельма Теля» на осетинский язык // Горский вестник 1924, №2, С.62.
24. Гадиев М.Ю. Народный дом // Голос Сибири, 1916, 9 декабря.
25. Гадиев М.Ю. О политической ссылке // Речь, 1913, №319, 21 ноября.
26. Гадиев М.Ю. Избранные сочинения (на осетинском языке). Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжн. изд. 1959, С.54-57.
27. Гадиев С. Избранные произведения. Юго-Осетия: Госизд.: Сталинир, 1950, С.33.
28. Гадиев М.Ю. Искандер Герцен // Голос Сибири, 1812, 25 марта.
29. Гадиев М.Ю. Первая осетинская газета (по личным воспоминаниям) // Горский вестник, 1924, 2 июня.
30. Гадиев М.Ю. Созур Баграев // Революция и горец. Ростов-на-Дону. №29.С.51.
31. Гаджиева Jl. 110 лет со дня рождения Цомака Гадиева // Рагстдзинад (Правда) 1992, 30 января, № 3.
32. Гальцев В. Из военной и революционной истории осетинского народа // Мах дуг (Наше время), 1945, № 7, С.72.
33. Галазов А. Народный писатель и просветитель (К 100-летию со дня рождения Цомака Гадиева) // Социалистическая Осетия, 1982, 29 января.
34. Гассиев A.A. Школьное дело между инородцами Кавказа // Гассиев A.A. Избранные произведения. Владикавказ: Ир, 1992, С.241-279.
35. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М.: Изд. Центр « Россия молодая», 1993, С.143.
36. Городецкий Б. Горские вопросы в советской журналистике и полиграфии // Революция и горец. 1923, №3, С.9-12.
37. Гугкаева И.Т. Видный просветитель Северного Кавказа М.Ю.Гадиев о проблемах воспитания. // Вестник Поморского университета. Серия « Гуманитарные и социальные науки». Выпуск 9/ 2007. С.135-137.
38. Гугкаева И.Т. М.Ю.Гадиев о проблеме подготовки педагога. // Академический журнал Западной Сибири. Выпуск 5/ 2007. -С. 39-41.
39. Гугкаева И.Т. Критика деятельности духовной школы педагогом-просветителем М.Ю.Гадиевым. // Сибирский педагогический журнал. Выпуск 13/2007. С. 249.
40. Гулуев А. Незабываемые встречи // Социалистическая Осетия, 1972, 19 февраля.
41. Гулуев А. Из моих воспоминаний // Мах дуг (Наше время), 1962, №1, С.85.
42. Джанаев С.С. Гадиев Цомак (О жизни и творчестве видного осетинского писателя) // Социалистическая Осетия, 1946, 22 ноября.
43. Джанаев С.С. Поэт-революционер-гражданин (К 80-летию со дня рождения Цомака Гадиева) // Социалистическая Осетия, 1962, 21 января.
44. Джиккаев Ш. Поэт и гражданин (К 90-летию со дня рождения Цомака Гадиева) // Литературная Осетия, 1972, № 40, С.93.
45. Джусоев Н. Цомак Гадиев. Орджоникидзе, 1965. С.180.
46. Дзесов К. Цомак // Раестдзинад (Правда), 1981, 12 марта.
47. Дзесов К. Гадиев Цомак // Рэгстдзинад (Правда), 1993,12 марта.
48. Дистерверг А. Руководство к образованию немецких учителей // Дистерверг А. Избранные соч. М.: Изд-во Мин. проев. РСФСР. 1956.
49. Дудаев Г. Гадиев Цомак и революция 1905 года // Советская Осетия, 1985, 1 февраля. С.4.
50. История СО АССР. М.: Изд-во АНСССР, 1959, Т.1. С.179.
51. История СО АССР: С древнейших времен до наших дней. В 2 т. Орджоникидзе. Изд-во Ир, Т.1, 1987. С.32.
52. История народов Северного Кавказа (XVIII в.- 1917г.), М., 1988. С. 455.
53. Историко-литературный очерк // Голос Сибири, 1912, 25 марта.
54. Казбеков К. Поколение молодых писателей // Мах дуг (Наше время), 1951, 2 января. С.46.
55. Кайтуков Г. Слово о наставнике // Социалистическая Осетия, 1982, 29 января.
56. Коменский Я.А. Материнская школа // Коменский Я.А. Избр.пед.соч.: В 2 т. М.: Педагогика, 1982, Т.1.С.201.
57. Кочисов В.К. Гуманистические основы осетинской народной педагогики и их значение в воспитании подрастающего поколения. Владикавказ. Изд-во: СОГУ, 1996. С. 17.
58. Королев Ф.Ф. Очерки по истории советской школы и педагогики (1917-1920гг.). М., 1958. С.89-146.
59. Краснов А. Осетины // Казбек, 1905, № 2163.
60. Лавров Д.Я. Заметки об Осетии и осетинах // Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. 4.4. Цхинвали, 1989. С.42-43.
61. Материалы по истории осетинского народа. Орджоникидзе.1942.Т.5. С.161-169.
62. Мамсуров Д.Х. Золотой человек (воспоминания о Цомаке Га-диеве)//Мах дуг (Наше время), 1962. С.25.
63. Марзоев С. Сын Сека-Цомак (90 лет со дня рождения) // Социалистическая Осетия, 1972, 19 февраля.
64. Мартинсон Э.Э. Исторические связи Тартуского университета с русской наукой. Таллин, 1951. С.70.
65. Народное образование в СССР. Сборник документов 19171973гг. М., 1974. С.7-9.
66. Очерки истории осетинской советской литературы. Орджоникидзе, 1967. С.43.
67. Обучаем по системе Занкова Л.В. Первый год обучения. М., 1994. С.5.
68. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов./ Под ред. Ю.К.Бабанского. М.: Просвещение, 1983. С.168.
69. Плиев Г. Жизнь и творчество Цомака Гадиева // Советская Осетия, 1982, 6 ноября.
70. Первая осетинская газета (по личным воспоминаниям) // Горский вестник, 1924, 2 июня.
71. Равкин З.И., Королев Ф.Ф. Великая Октябрьская революция и коренные преобразования в области народного просвещения в 1917-1918 гг. // Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР(1917-1941гг). М.,1980. С.31.
72. Северная Осетия в революции 1905-1907 гг. Документы и материалы. Орджоникидзе, 1955. С.75-76.
73. Тедеев Р.К. Лирика Цомака Гадиева // Осетинская советская поэзия. Орджоникидзе, 1967. С.157.
74. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962. С.40-41.
75. Тотоев М.С. Из истории дружбы осетинского народа с великим русским народом. Орджоникидзе, 1963. С. 112.
76. Тотоев М.С. Видный писатель, критик, публицист Цомак Гадиев.// Рэестдзинад(Правда), 1951,31 июля.
77. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами// Услар П.К. Этнография Кавказа. Тифлис,1887, Т.1. С.1-28.
78. Ушинский К.Д. Родное слово. // Ушинский К.Д. Собрание сочинений. В 6 т. М.: Педагогика, 1988, Т.2. С.1 12. С.228.
79. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Ушинский К.Д. Избранные пед. соч. М.: Педагогика, 1974, Т.1. С.127.
80. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Ушинский К.Д. Педагогические соч.: В 6 т., Т.2, M.-JI.,1988. С.161.
81. Ушинский К.Д. Руководство к преподаванию по родному слову // Ушинский К.Д. Соб.соч. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР,1949, Т.6. С.241-336.
82. Хатаев Е.Е. Школа, видные просветители и педагоги Северного Кавказа (вторая половина XIX в.- 1917 г.). Владикавказ, 2006, С.336.
83. Хатаева P.A. Научно-просветительская деятельность и воззрения Х.А.Уруймагова (1864-1919). Автореферат. канд. Пед. наук. Владикавказ. 2001. С.57
84. Хадарцева А. Писатель, общественный деятель, революционер // Литературная Осетия, 1982, № 59, С. 107-113.
85. Хадарцева А. Писатель, общественный деятель Цомак Гадиев // Социалистическая Осетия, 1957, 27 января.
86. Хетагуров К.Л. Собр. соч. М., Т.З, 1951, С.185-187.
87. Хозиев Б. От бренности жизни к берегу вечности (к 120-летию Цомака Гадиева) // Северная Осетия, 2002, 12 января.
88. Цховребова Л.Э. Жизнь и творчество Цомака Гадиева и русская литература, Юго-Осетия.: Сталинир, 1961. С.87.
89. Черджиев Х.С. Очерки по истории народного образования в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1958. С. 58.
90. Черджиев А.В., Белогуров А.Ю. От века к веку, страницы истории образования в Северной Осетии. М., 2001. С. 18-19.
91. Чеджемов С.Р. Педагогическая мысль Северной Осетии конца XIX начала XX веков: Учебное пособие / Сев. Осет.гос.ун-т. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 1992. - С. 26.
92. Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. С.801. Архивные источники
93. Северо-Осетинского Института гуманитарных и социальных исследований им. В.И.Абаева
94. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д. 10, Л.5. Осетинский поэт в Тарту.
95. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.13, Л.З. Воспоминания Хуго Реймана о М.Ю.Гадиеве.
96. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.14, Л.4. Воспоминания М.К. Кокаевой о Ц.Гадиеве.
97. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.17, Л.151. Рассказ «Фу за».
98. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.17, Лл.163-173. Рассказ «Осетинская женщина».
99. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.17, Лл.182-188. Художественное творчество.
100. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.18, Л.160. Политические статьи.
101. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.18, Лл.110-138. М.Ю.Гадиев о Елбыздыко Бритаеве.
102. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.19, Л.8, Лл.32-37. Духовная школа.
103. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.19, Лл.104-110. Наши школы.
104. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.19, Л.43. Осетинские школы.
105. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.19, Л.60. Статья к 150-летию со дня смерти И.И.Ползунова.
106. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.21, Л.53. Художественное творчество на русском языке.
107. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.22 «а», Лл.357,367. Осетинские газеты.
108. Личный фонд М.Ю.ГадиеваФ. 16, Оп.1, Д. 22 «б», Л.96. Религия и национальный вопрос.
109. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.40, Л.27. Страничка из частной студенческой жизни.
110. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.42, Лл.1-8. Художественное творчество.
111. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.58, Л.1. Основные факты осетинской периодической печати.
112. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.59, Л.1.Основные факты осетинской литературы.
113. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.60, Л.1. Программа по осетинской литературе.
114. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.61, Л.43. Материалы по осетинской письменности.
115. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.82, Лл.5-10. История изучения осетинского языка.
116. Личный фонд М.Ю.Гадиева Ф.16, Оп.1, Д.82, Л.14. Культура.
117. Личный фонд М.Ю.Гадиева Ф.16, Оп.1, Д.86, Л.77. Осетинские газеты (биографические заметки).
118. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.94, Л.5. О значении научного языкознания.
119. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.122, Л.1. Диалектика бытия и диалектический метод и др. материалы.
120. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.129, Лл.10-15. Искусство и воспитание.
121. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.132, Лл.10-15 Исторический материализм.
122. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.133, Л.14. Публицистическая статья «Дети под стражей»
123. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.133, Л.58. Требования к преподаванию русского языка и словесности.
124. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.133, Л.30. Новейшие общественные педагогические течения на Западе.
125. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.133, Л.49. Новое в педагогике.
126. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.137, Лл.1-12. Трудовая школа и др.
127. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.138, Л.2. Профессиональное образование в разных странах.
128. Личный фонд М.Ю.Гадиева Ф.16, Оп.1, Д.140, Лл.12-19. Горский Педагогический Институт 1920-1927 гг.
129. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.141, Л.1.Доклад « Метод обучения грамоте».
130. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.149, Л.3-6. Письма Ц.Гадиева к разным лицам.
131. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.158, Лл.2-34. Статья о Ц.Гадиеве.
132. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.165, Л.8. Научная работа.
133. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.165, Л.10. Педагогическая и литературно-публицистическая работы.
134. Личный фонд М.Ю.Гадиева. Ф.16, Оп.1, Д.166, л.7. Революционная работа.
135. Архив ОРФ СОИГСИ Ф.З, Оп.1, Д.6, Лл.1-8. Ц Гадиев о Те-мырболате Мамсурове.
136. Архив ОРФ СОИГСИ Ф. 10, Оп.1, Д. 13, Лл. 1-4. Народное образование в Осетии 1890-1918гг.
137. Архив ОРФ СОИГСИ Ф.10, Оп.1, Д.28, Лл.1-8. Материалы I Всеосетинского учительского съезда.
138. Архив ОРФ СОИГСИ Ф.32, Оп.1, Д.4, Л.6-15. Джанаев С.С. «Критика и публицистика».
139. Архив ОРФ СОИГСИ Ф.32, Оп.1, Д.4, Л.26. Джанаев С.С. «Критика и публицистика».
140. Архив ОРФ СОИГСИ Ф.44, Оп. 1, Д.52, Л.5. Статья Гаджино-вой Л. о Ц.Гадиеве.
141. Архив ОРФ СОИГСИ Ф.50, Оп.1, Д.103, Л.192. Два письма Ц.Гадиева своей супруге с ссылки.
142. Фонд Литературы. Ф.59, Оп.1, Д.24, Л.15. Джатиев Т. «Биографии писателей Северной Осетии».
143. Фонд Литературы. Ф.60, Оп.1, Д.47, лл.82-92. Статьи Цага-раева М.Н. об осетинских писателях и др. видных людях.
144. Личный фонд Ф.Хадарцевой. Оп.1, Д.39, л.78. К 100-летию со дня рождения Гадиева Ц.
145. Центральный Государственный Архив Республики Северная Осетия-Алания
146. ЦГА РСО-А Ф.Р.36,Оп.1, Д.69. Об утверждении т. Гадиева членом Ревкома.
147. ЦГА РСО-А Ф-Р-36, Оп.1, Д.176, Лл.3-8. Об избрании Гадиева зав. отдела Нарообразования.
148. ЦГА РСО-А Ф. 123, Оп.1, Д.1439, Лл.121-136. Дирекция народных училищ Терской области 1917-1920 гг.
149. ЦГА РСО-А Ф.121, Оп.1, Д.3, Лл.11-24. Декрет СНК Терской области.
150. ЦГА МВД Эстонской ССР. Ф.325, Д.22, Л.68-89. Обвинительный акт, составленный 5 сентября 1909г. в С.-Петербурге помощником военного прокурора.