автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Педагогические воззрения и научно-исследовательская деятельность М.М. Ковалевского
- Автор научной работы
- Болатаев, Владимир Тариелович
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Владикавказ
- Год защиты
- 2014
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Педагогические воззрения и научно-исследовательская деятельность М.М. Ковалевского"
На правах рукописи
БОЛАТАЕВ ВЛАДИМИР ТАРИЕЛОВИЧ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.М. КОВАЛЕВСКОГО
Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и
образования
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
I - МАЙ 2014
005549206
Владикавказ - 2014
005549206
Работа выполнена на межфакультетской кафедре педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л.Хетагурова»
Научный руководитель:
Официальные оппонепты:
доктор педагогических наук, профессор Чеджемов Сергей Русланович
доктор педагогических наук, профессор Беляев Александр Васильевич
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»;
Ведущая организация:
Защита состоится « заседании диссертационного
кандидат педагогических наук, доцент Хатаев Игорь Еристауевич
ГБОУ ВПО «Горский государственный аграрный университет»,
ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт»
у? е£> -2014 года в '/¿> часов на ФГБОУ
/У» ¿г
совета Д 212.248.03 при ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова» по адресу: 362025, РСО-Алания, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46, корпус 4, ауд. 1.
С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова».
Текст автореферата и диссертации размещен на сайте университета: http://www.nosu.ru ...
Автореферат разослан « ' / » Сл^У 2014 г.
Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат педагогических наук,
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Сегодня внимание ученых и государственных деятелей приковано к полиэтническому СевероКавказскому региону, где необходимо проводить строго выверенную, конструктивную образовательную политику, соответствующую укладу проживающих здесь народов. Это возможно только путем историко-педагогического осмысления просветительской деятельности видных деятелей образования, культуры, науки. В этом отношении труды Максима Максимовича Ковалевского, не раз посетившего Северный Кавказ в составе научных экспедиций, являются неоценимым источником для изучения истории педагогики и образования северокавказских народов.
Заслуга М.М. Ковалевского, являющегося наиболее полномасштабным исследователем истории и культуры народов Северного Кавказа, заключается в том, что он впервые осуществил разносторонние исследования традиций и обычаев северокавказских народов, в том числе и в области народной педагогики. Собранные им во время северокавказской экспедиции материалы о семейном укладе и его эволюции имеют большое значение для исследователей в области истории педагогики и этнопедагогики, поскольку помогают осмыслить характер и основные направления развития научно-педагогической и просветительской деятельности российских и горских ученых в конце XIX — начале XX века.
Избранная тема актуальна еще и потому, что богатое творческое наследие М.М. Ковалевского в области кавказоведения, истории, социологии и, тем более, педагогической теории и практики, остается недостаточно изученным. Круг проблем, исследованных М.М. Ковалевским, довольно широк, однако отдельные аспекты его позиций малоисследованны и нуждаются в уточнениях. Его научные труды явились объектом глубокого изучения социологов, этнографов, правоведов, историков, но до сих пор они не стали объектом исследования ученых в области истории педагогики и образования. Некоторые аспекты педагогических воззрений М.М. Ковалевского не изучались вообще, как например, разработанные им научные концепции: историко-сравнительного метода научного познания, этнографического метода, теории обществоведческого образования, гражданско-правового и семейного воспитания.
Историография проблемы исследования: Для более глубокого изучения научно-педагогического наследия и просветительской
деятельности М.М. Ковалевского нами проанализированы труды Д.В. Аронова, A.B. Бабаян, Т.А. Бекоевой, A.A. Вилкова, И.А. Ивановского,
A.П. Казакова, Н.И. Кареева, А.О. Кони, Н.Я. Куприна, И.В. Лучицкого, С.Н. Малявина, А.Н. Медушевского, П.Н. Милюкова, O.A. Николаевой,
B.А. Овчинникова, С.Н. Погодина, Н.Б. Ромаевой, Б.Г. Сафронова, П.А. Сорокина, П.Б. Струве, В.А. Тонких, В.А. Устинова, Е.Е. Хатаева, С.Б. Узденовой, З.Б. Цаллаговой, С.Ф. Шарапова, Ю.Л. Ярецкого и др.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что до сих пор в педагогической науке не опубликовано ни одной работы, посвященной комплексному исследованию научно-педагогической деятельности М.М. Ковалевского как педагога, ученого-кавказоведа, выдающегося лектора, организатора школы общественных наук за границей для русских эмигрантов. Все это в совокупности и обусловило выбор темы диссертационного исследования «Педагогические воззрения и научно-исследовательская деятельность М.М. Ковалевского как ученого-кавказоведа».
С учетом вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: каковы ведущие идеи и этапы становления и развития педагогических воззрений и научно-исследовательской деятельности М.М. Ковалевского как ученого-кавказоведа?
Цель исследования - на основе глубокого историографического анализа выявить специфику педагогических воззрений и научно-просветительской деятельности ученого-кавказоведа М.М. Ковалевского.
Объект исследования — история педагогики и просветительско-педагогический процесс на юге России в конце XIX - начале XX века.
Предмет исследования - педагогические воззрения и научно-исследовательская деятельность М.М. Ковалевского в становлении и развитии педагогической мысли на Северном Кавказе.
Задачи исследования:
- изучить этапы жизненного и творческого пути ученого-кавказоведа М.М. Ковалевского и рассмотреть его педагогическую деятельность как составную часть общероссийского просветительского движения;
раскрыть разносторонний характер и гуманистическую направленность педагогической деятельности М.М. Ковалевского, а также специфику его научных концепций: историко-сравнительного метода научного познания, этнографического метода, обществоведческого образования, гражданско-правового и семейного воспитания;
- дать научно-педагогическую оценку материалам, собранным и обобщенным М.М. Ковалевским во время научных экспедиций на Северном Кавказе в контексте его научных концепций, определяющих характер его педагогических воззрений;
- выявить и расширить круг представлений о вкладе М.М. Ковалевского в развитие и становление просветительско-педагогической мысли на Северном Кавказе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: архивные, научные и литературные источники, работы мыслителей XVII — XIX вв., оказавшие влияние на педагогические воззрения М.М. Ковалевского (Т. Гоббс, В. Гумбольдт, Э. Дюркгейм, Г. Еллинек, К. Маркс, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Б. Спиноза, Г. Тард, Э.Б. Тайлор, Ф. Энгельс и др.); работы, содержащие сведения о М.М. Ковалевском, (Т.А. Бекоева, A.A. Боголепов, П.Г. Виноградов, H.A. Ивановский, Н. Кондратьев, А.О. Кони, С.А. Котляревский, П.Н. Милюков, В.М. Нечаев, К.Н. Соколов, П.А. Сорокин, П.Б. Струве, В.М. Устинов, А.Н. Филиппов, Б.А. Щетин и др.); труды, отражающие исследования социологического позитивизма М.М. Ковалевского (А.О. Бороноев,
B.Д. Зорькин, А.П. Казаков, Н.И. Кареев, Б.Г. Сафронов, П.С. Шкуринов, В.И. Яковенко и др.); научные исследования историко-педагогической и просветительской мысли горских народов (A.B. Бабаян, Е.Д. Бекоева, A.A. Боголепов, В.Т. Зонов, Б.А. Калоев, З.В. Канукова, Г.И. Кусов, М.О. Косвен, В.К. Кочисов, П.Ф. Лаптин, А.Х. Магометов, С.И. Погодин, Н.Б. Ромаева, Б.А. Тахохов, В.Х. Тменов,
C.А. Токарев, М.С. Тотоев, С.Б. Узденова, Е.Е. Хатаев, С.Р. Чеджемов и ДР-)-
Кроме того, были использованы монографические работы М.М. Ковалевского, посвященные различным вопросам методологии науки, а также его публикации в журналах «Вестник Европы», «Новое время», «Юридический вестник», «Вестник воспитания», «Сборник по общественным и юридическим наукам» за 1884 - 1886, 1888, 1889, 1899, 1902, 1903, 1906, 1910-1915 гг.
Источниковедческую базу исследования составили законодательные и нормативные документы РФ, документы и материалы по истории образования в России и ее регионах; творческие изыскания ученых-кавказоведов по исследуемой проблематике, периодические издания, на страницах которых публиковались статьи, освещающие широкий спектр вопросов по образованию и культуре народов Северного Кавказа. Работа написана на основе архивных материалов Северо-Осетинского института гуманитарных и
социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства PCO - Алания (фонды 4 - Этнография, 19 - Литература и др.); Отдела рукописных фондов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований, Центральных государственных архивов Республики Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарской республики и Ставропольского края.
Кроме того, были использованы работы М.М. Ковалевского, посвященные различным вопросам методологии науки, его статьи в журналах «Вестник Европы», «Новое время», «Юридический вестник», «Вестник воспитания», «Сборник по общественным и юридическим наукам» за 1884 - 1886, 1888 - 1899, 1902 - 1903, 1906, 1910 - 1915 года; анализировались диссертации, монографии, материалы сборников, научно-практических конференций, Интернет-ресурсов по теме исследования; законодательные и нормативные документы.
В ходе работы использовались следующие общенаучные методы исследования: диалектический, исторический, логический, а также изучение и сопоставительный анализ архивных документов, историко-педагогических, этнографических, философских и литературных источников; теоретический анализ трудов наиболее видных представителей научной и творческой интеллигенции Северного Кавказа, русских и иностранных ученых-кавказоведов.
Организация и этапы исследования:
Первый этап (2009 - 2010 гг.) связан с первоначальным изучением и анализом научной литературы, архивных документов по проблеме исследования, предварительным ознакомлением с историей становления и развития педагогической мысли России и народов Северного Кавказа (XVIII - XIX вв.). На данном этапе были конкретизированы базовые понятия, определены проблема исследования и ведущие направления научного поиска, выбраны основные ориентиры изучения деятельности М.М. Ковалевского в Северо-Кавказском регионе.
Второй этап (2010 - 2011 гг.) включал в себя определение и уточнение методологии, методов, задач и источниковедческой базы исследования, сбор научной информации и сведений о научно-педагогической и просветительской деятельности на Кавказе; анализ и подборку материалов, содержащихся в историко-педагогических, архивных, литературных и этнографических источниках; обоснование научных концепций М.М. Ковалевского с педагогической точки зрения.
Третий этап (2011 - 2012 гг.) - систематизация, обобщение материалов и конкретизация основных положений исследования,
подготовка статей для опубликования в ведущих российских и межрегиональных научно-педагогических журналах; обобщение полученных результатов и научное оформление текста исследования.
Научная новизна исследования определяется ее интегративным характером при изучении творческого наследия М.М. Ковалевского и заключается в следующем:
- дано комплексное представление о педагогической и научно-исследовательской деятельности выдающегося ученого-кавказоведа М.М. Ковалевского;
в процессе освещения просветительско-педагогической деятельности М.М. Ковалевского раскрыты научные концепции его ведущих педагогических воззрений: историко-сравнительный метод научного познания, этнографический метод, обществоведческое образование, гражданско-правовое и семейное воспитание;
с педагогических позиций проанализированы отдельные положения его научных концепций, касающиеся народной педагогики Северного Кавказа в контексте общероссийской образовательной системы;
- на основе анализа редких архивных источников выявлен вклад М.М. Ковалевского в развитие и становление просветительско-педагогической мысли Северного Кавказа
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- раскрыты концептуальные основы ведущих научно-педагогических воззрений М.М. Ковалевского: историко-сравнительный метод научного познания, этнографический метод, обществоведческое образование, гражданско-правовое и семейное воспитание, которые вносят определенный вклад в педагогическую теорию и обогащают ее новым знанием;
- на основе глубокого теоретического анализа систематизированы и обобщены научные изыскания М.М. Ковалевского, сыгравшие важную роль в становлении и развитии педагогической мысли на Северном Кавказе;
впервые в историко-сравнительном разрезе изучена просветительско-педагогическая деятельность М.М. Ковалевского и выявлены его идеи о необходимости обеспечения единства учебной и научной деятельности в высшей школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе историко-сравнительного метода научного познания, этнографического метода, теории обществоведческого образования, концепции гражданско-правового и семейного воспитания,
содержащихся в диссертационном исследовании, могут быть систематизированы педагогические факты и явления, характеризующиеся историчностью сравнительного анализа и глубиной научных обобщений; полученные результаты диссертационного исследования расширяют общенаучные представления о становлении просветительско-педагогической мысли на Северном Кавказе и могут быть использованы при подготовке лекций и семинарских занятий по истории педагогики, в процессе разработки спецкурсов для студентов вузов, в системе повышения квалификации работников образования.
Достоверность полученных результатов обеспечена разрешением проблемы исследования, достаточно высокой теоретической и практической значимостью, наличием научной новизны, использованием комплекса методов исследования, адекватных цели и задачам работы, позволяющим выявить закономерный характер процессов зарождения, становления и развития педагогической мысли на Северном Кавказе; конструктивным подходом к выбору критериев оценки педагогической деятельности М.М. Ковалевского, продуманной логикой и структурой организации научно-исследовательской работы, эффективностью внедрения в учебный процесс полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творческое наследие М.М. Ковалевского является одной из фундаментальных основ отечественной теории и истории педагогики, служит методологической базой для дальнейших исследований в области становления и развития просветительско-педагогической деятельности на Северном Кавказе. Основное внимание в научно-педагогических трудах М.М. Ковалевского уделено исследованию кавказской семейной общины, изучению пережитков матриархата и патриархата, а также опосредованных ими социальных институтов воспитания у горских народов. Ученый был убежден в поступательном развитии человеческого общества, в торжестве разума, в необходимости образования народов.
2. Особенность преподавательского дара М.М. Ковалевского состояла в его уникальном умении, осуществляя некоторый исторический экскурс на основе историко-сравнительного метода, проводить значимые параллели и подводить аудиторию к анализу современного состояния обсуждаемой проблемы. Почти в каждой отрасли знания, которая являлась предметом его изучения -правоведение, педагогика, этнография, социология, - он создал научные школы (Русская историческая школа права, Русская школа
медиевистики европейских стран, Школа генетической социологии), заложил традиции, предопределившие дальнейшее развитие педагогической науки.
3. Значительный вклад М.М. Ковалевский внес в развитие методологии научных исследований, в том числе и в области педагогики. В частности, ему принадлежит заслуга разработки и внедрения историко-сравнительного метода в педагогическую теорию и практику, концепция этнографического метода и теория обществоведческого образования, получившие высокую оценку среди представителей мировой педагогической и научно-просветительской общественности.
4. Предметом научного поиска М.М. Ковалевского являлась проблема изучения традиционной культуры и просветительско-педагогической деятельности северокавказских народов в контексте гражданско-правового и семейного воспитания. В известной мере эти исследования послужили для ученого-кавказоведа отправным моментом при воссоздании целостной картины развития педагогической мысли и просветительской деятельности народов Северного Кавказа. Процессы, обуславливающие педагогическую составляющую гражданско-правового и семейного воспитания северокавказских народов, по мнению ученого, характеризуются такими качествами личности, как: мужество и трудолюбие, чувство долга и взаимное уважение, почитание старших — всего того, что с общепедагогических позиций может быть определено как безусловный позитивный фактор.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику. Основные положения диссертации обсуждались и получили одобрение на заседаниях межфакультетской кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Положения и выводы исследования освещались на международных, региональных и республиканских научно-практических конференциях: «150-летие со дня рождения К.Л. Хетагурова». - Владикавказ, 2011; «Стратегические вопросы мировой науки». - (Польша) Рг7ешуз1, 2012.; «Перспективные научные исследования». - София (Болгария), 2012; «Актуальные научные разработки». - Прага (Чехия), 2012.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы (всего 174 названия).
IL ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первой главе «Максим Максимович Ковалевский — ученый, педагог и государственный деятель» рассматриваются основные этапы жизни и научно-педагогической деятельности М.М. Ковалевского, проводится научно обоснованный анализ теоретических и методологических основ педагогических воззрений и просветительской деятельности М.М. Ковалевского:
Научно-теоретический анализ исследований (Д.В. Аронова, Т.А. Бекоевой, И.П. Грацианского, А.П. Казакова, Н.И. Кареева, С.Н. Малявина, А.Н. Медушевского, O.A. Николаевой, В.А. Овчинникова, С.Н. Погодина, П.А. Сорокина, П.Б. Струве, В.А. Тонких, В.А. Устинова, А.Н. Филиппова, С.Р. Чеджемова, С.Ф. Шарапова, Ю.Л. Ярецкого и др.), касающихся жизни, научно-педагогической и просветительской деятельности М.М. Ковалевского, позволили нам сделать вывод о том, что педагогическая деятельность и преподавательская практика ученого не были предметом специального научного исследования, хотя занимают важное место в его педагогическом наследии и внесли значительный вклад в развитие народного образования.
Изучение работ ученого проходило с узкоотраслевой позиции: правоведы анализировали его труды в области юриспруденции и права, для этнографов он интересен своими полевыми и музейными работами, исследованиями по духовной и материальной культуре кавказских народов, для историков важны его исторические и источниковедческие публикации и т.д. Однако исследователями наследия М.М. Ковалевского не затрагивались такие приоритетные для ученого вопросы, как просветительство и состояние народного образования на Северном Кавказе, в которых значительное место отводится описанию уклада жизни и основанному на нем семейному воспитанию. Надо отметить, что М.М. Ковалевский в своих научно-просветительских воззрениях, которые сыграли немалую роль в развитии педагогических идей на Северном Кавказе, особый акцент делал на использование прогрессивной народной культуры как важной основы национального воспитания.
Говоря о научно-педагогических воззрениях М.М. Ковалевского, следует отметить, что они легли в основу «новой системы преподавания», которая предоставляла студентам возможность посещать лекции любого профессора, что определяло формирование всесторонне подготовленного специалиста. Новаторский подход в
педагогической системе М.М. Ковалевского заключался в создании условий достижения творческого сотрудничества лектора и наиболее интеллектуально прогрессивной части аудитории.
Профессор-лектор позиционировался как «говорящий ум», инспирировавший в студенте механизм самостоятельного творческого мышления, основанный на приобретаемом навыке научной деятельности. В стенах Политехнического института слава М.М. Ковалевского-педагога, лектора достигла своего «устоявшегося со временем апогея», лекции его были невероятно востребованы и всегда многолюдны. Как вспоминали его современники, «...он читал интересно и с большим блеском, поражая нас огромной и многогранной эрудицией, оживляя лекции каламбурами, анекдотами и остроумными шутками. Самую отвлеченную теоретическую проблему он умел связать с политической злобой дня». Академик С.Г. Струмилин, бывший студент М.М. Ковалевского, писал: «Наиболее блестящим лектором из нашей профессуры был М.М. Ковалевский, пересыпавший свои лекции воспоминаниями о личных встречах с величайшими людьми Европы, историческими анекдотами, веселыми остротами...».
Научные работы и чтение лекций на иностранных языках за границей не могли удовлетворить М.М. Ковалевского, который желал читать лекции на русском языке и для русской аудитории. Видимо, этот фактор и стал определяющим для возникновения и организации Русской Высшей Школы общественных наук в Париже. К. Соколов отмечал: «В нем, общественном деятеле, исследователе, профессоре, во всей его многообразной деятельности преобладала одна господствующая черта — «черта учительства», которая оказывала большое влияние на характер его общественной работы и направление научного труда».
Немалый вклад внес ученый в развитие методологии научных исследований в области педагогики. В частности, ему принадлежит заслуга разработки и внедрения историко-сравнителыюго метода, концепция этнографического метода и теория обществоведческого образования, получившие высокую оценку среди представителей мировой научной общественности. Научно-педагогическая концепция М.М. Ковалевского весьма содержательна и оригинальна. Существенное значение в контексте педагогического опыта М.М. Ковалевского имела международная выставка 1900 года, проходившая в Париже, где, помимо экспозиции, действовала также всемирная школа, поставившая себе целью пропаганду и разъяснение различных сторон общественной жизни. Вот что писал М.М. Ковалевский о деятельности
школы: «Не раса, а воспитание, образование, прогресс науки и техники обуславливают собою первенствующее значение тех или других народностей мира». Она характеризуется историчностью анализа и широтой сравнительных обобщений. Этому способствовал активно развиваемый им историко-сравнителъный метод как метод глубокого ретроспективного исследования различных наук. Историко-сравнительный метод давал большие возможности познания самых различных аспектов развития образовательной системы не только в региональном, но и в глобальном, общечеловеческом плане, так как он основывался на признании единства и целостности педагогического процесса. Особенность историко-сравнительного метода заключалась в том, что он был основан на выделении у разных народов групп, сходных по социальным, историческим, этническим и образовательным характеристикам, рассмотрение которых позволяет выявить основные этапы развития общества в целом, и образования в частности.
Критерий выделения сходных групп М. Ковалевский видел во внешнем сходстве анализируемых явлений, что усложняло их классификацию и выявление породивших их причин. Стремясь преодолеть эту трудность, М.М. Ковалевский установил главную причину изменений для каждой сферы общественной жизни: в политике — экономические сдвиги, в общественной жизни — политическая практика, в области образования - это освоение гносеологического и методологического потенциала отечественной педагогической науки, в понимании ее специфики, закономерностей и этапов развития.
Использование М.М. Ковалевским историко-сравнительного метода в педагогической теории и практике позволило ему ярче и полнее показать его огромную роль в создании духовно-нравственных ценностей, глубже понять и познать процесс становления и развития педагогической мысли этноса, ее воспитательный потенциал, раскрыть широкие возможности для формирования единого мирового образовательного пространства, международного сотрудничества.
Ученый стремился рассматривать объект с разных сторон, однако, несмотря на это, часто отдавал предпочтение этнографическому фактору. Первостепенное значение в своих работах он уделял описанию методов исследования, так как проблему молодой науки видел не в недостатке эмпирического материала, а в несовершенстве педагогических методов и подходов к его преподаванию. Рассматривая концепцию этнографического метода М.М. Ковалевского, следует признать, что она включает в себя стройную систему его теоретико-
методологических взглядов и подходов к изучению проблем зарождения и раннего развития социальных институтов воспитания. Их теоретическая разработка и практическое применение позволили М.М. Ковалевскому существенно повысить научный уровень просветительской деятельности и создать прочные основы для проведения собственных исследований исходных моментов зарождения социальных институтов воспитания, междисциплинарного подхода к исследованию проблем в области этнопедагогики.
Важен вклад М.М. Ковалевского в процесс становления профессиональной этики ученых-педагогов. В своих трудах он доказывал особое значение соблюдения профессиональных принципов в ходе преподавательской и исследовательской практики. Своей собственной деятельностью он демонстрировал высокий образец этой этики в сфере общественных наук. Это и стало одним из магистральных направлений в его научных исследованиях — в изучении социальных процессов развития государства, общества, просвещения, образования, науки на основе обществоведческого метода.
Во второй главе «Вклад М.М. Ковалевского в становление и развитие педагогической мысли на Северном Кавказе» рассматриваются его научные достижения, дается обзор и педагогическое обобщение материалов, собранных М.М. Ковалевским во время трех полномасштабных северокавказских экспедиций; обосновывается роль научных воззрений М.М. Ковалевского в становлении и развитии просветительской и педагогической мысли на Северном Кавказе.
Возникновение его научного интереса к проблеме становления и развития педагогической мысли на Северном Кавказе стало результатом интеграции исторических, правовых, социальных и педагогических знаний об обществе, образовании и государстве, базирующихся на историко-сравнительном, этнографическом и обществоведческом методах. Все это позволило М.М. Ковалевскому обобщить итоги научно-просветительской деятельности российских и горских исследователей и создать прочные основы для проведения собственных исследований исходных моментов зарождения и раннего развития общественных институтов воспитания северокавказских народов.
Вот почему обращение к деятельности российского ученого-кавказоведа М.М. Ковалевского было продиктовано объективной необходимостью в ретроспективном анализе его научно-теоретических воззрений, способствующих становлению и развитию просветительско-
педагогической мысли на Северном Кавказе, в основе которой лежат образовательные, социокультурные, этнографические и политические проблемы.
Следует отметить, что благодаря М.М. Ковалевскому кавказский этнографический материал, отражающий особенности национального воспитания горских народов, стал известен широкому кругу отечественных и зарубежных ученых. В своих исследованиях М.М. Ковалевский стремился к тщательному научному осмыслению того общественного строя, в направлении которого с большей или меньшей интенсивностью двигалось все человечество, включая современное М.М. Ковалевскому российское общество. Глубоко проанализировав быт и уклад семейной жизни народов Северного Кавказа, М.М. Ковалевский писал: «Обычаи и традиции — это особая сфера усвоения молодыми поколениями достижений старшего поколения. Они являются составной частью исторически сложившейся педагогической культуры народа и потому играют важную роль в воспитании нравственных качеств детей. Участвуя в формировании мыслей и чувств людей, зачастую являясь побудительными мотивами действий, обычаи и традиции как бы аккумулируют жизненный опыт всех предшествующих поколений. Через народные традиции и обычаи передаются подрастающим поколениям духовные ценности — опыт, знания и достижения родного народа, что позволяет сохранять при этом свою специфику и развивать такие черты, которые носят общечеловеческий характер».
Вот почему предметом научного поиска ученого-кавказоведа М.М. Ковалевского являлась проблема изучения традиционной культуры и просветительской деятельности северокавказских народов в контексте этнокультурного, гражданско-правового и семейного воспитания, которые, в известной мере, послужили отправным моментом в процессе становления и развития педагогической мысли на Северном Кавказе.
Этнокультурная проблематика народов Кавказа издавна привлекала внимание представителей самых разных наук, однако, несмотря на самые разнообразные, порой противоречивые воззрения, до сих пор отсутствует общепринятое определение понятия «этнокультурное воспитание». В этом направлении М.М. Ковалевским рассмотрен огромный пласт этнопедагогики — традиционная этническая культура, основной чертой которой является необходимость контроля над собственными чувствами. Сущность этнокультурного подхода к воспитанию заключается в постоянном самообновлении культуры не только методом трансформации уже существующих форм и приемов,
но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в обществе ранее. Именно такой подход позволил М.М. Ковалевскому выявить не только этнические, но и этнорегиональные особенности и закономерности культуры, составившие необходимую ступень в установлении общего и национально-особенного в современном образе жизни как последовательном процессе этнокультурного воспитания.
Рассматривая гражданско-правовое воспитание с
общепедагогических позиций, М.М. Ковалевский обнаружил в нем комплекс элементов традиционной культуры северокавказских народов, поведенческих норм, систему нравственно-этических ценностей и идеалов, формирующих сферу межличностных и социальных отношений в семье. Неразрывность и единство правового и нравственного воспитания, по мнению ученого, заключается в построении такой модели личностного поведения в правовом демократическом социуме, которая основывается на активном и сознательном исполнении общепризнанных норм нравственности и права.
Центральное внимание в этнографических работах М.М. Ковалевского было уделено исследованию кавказской семейной общины, выявлению особенностей национального воспитания, изучению пережитков матриархата и патриархата, а также опосредованных ими социальных институтов воспитания. Педагогическая культура семейного воспитания горских народов, по мнению М.М. Ковалевского, позволяла успешно реализовать ведущие направления формирования личности — заботу о здоровье и физическом развитии ребенка, умственная, трудовая подготовка, нравственно-эстетическая ориентация сознания, регулирование поведения каждого человека, самовоспитание и перевоспитание. Для горской семьи было главным воспитывать таких детей, которые были бы всесторонне подготовлены к жизни, наделены умом, нравственными добродетелями, храбростью, физической силой, хладнокровием.
Поскольку кавказский период научной деятельности М.М. Ковалевского в некоторых аналитических работах (A.M. Ладыженский, В.Ю. Левитский, В.Ф. Миллер и др.) именуется осетинским, совершенно обоснованным представляется говорить о том, что значительное место в его работах отводится изучению этнопедагогических особенностей, обычному праву и общественному строю в осетинских обществах, исследованных ученым не только на основе уже имевшихся письменных источников, но и личных полевых записей, осуществленных им в ряде мест Северной Осетии. Сознавая,
что учителям для успешного выполнения своей задачи необходимо ознакомиться с принципами современного рационального воспитания и обучения, сопряженного с особенными затруднениями в осетинских школах, где преподавание шло на двух языках (русском и осетинском), М.М. Ковалевский особо указывал на необходимость восполнения пробелов в системе обучения путем практических занятий.
К своей исследовательской работе М.М. Ковалевский привлек представителей национальной интеллигенции - H.JT. Абазадзе, A.A. Гассиева, Б.К. Далгата, Г.В. Дзасохова, С.А. Егизарова, И.Д. Канукова, C.B. Кокиева, Х.С. Самуэлян, Х.А. Уруймагова, A.C. Хаханова и других, с которыми в результате активной просветительской деятельности на Северном Кавказе довольно четко определил контуры целостной системы педагогического образования, включавшей в себя формирование большого контингента преподавательских кадров, открытие различных типов педагогических учебных заведений, оказавших существенное влияние на рост культурного самосознания и уровня образования горских народов.
Одним из основных научных достижений ученого-педагога М.М. Ковалевского стал цикл его работ «Поклонение предкам у кавказских народов», «Закон и обычай на Кавказе», «Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном отношении», написанных в результате его экспедиций на Северный Кавказ, где он изучал историю родовых отношений народов этого региона (фамильные сборы, деятельность советов старейшин и т.д.), особенности семейного воспитания (обряды, посвященные рождению ребенка, бытовые и семейные праздники, свадьбы, трудовые традиции семейных династий), памятники педагогической культуры народов Северного Кавказа, проблемы гражданско-правового воспитания (целенаправленно организованное воздействие на личность, формирующее правосознание, правовые установки, навыки и привычки активного правового поведения), специфику социально-бытовых условий.
Отдельно Максим Максимович рассматривал значение добровольного присоединения Кавказа к Российской империи, отмечая в качестве позитивного результата данного процесса «...наличие объективных предпосылок духовного единения русского и северокавказских народов на путях европейски цивилизованного развития, становления национальной интеллигенции, формирования просветительских идей и, в конечном итоге, межкультурного взаимодействия в образовательной среде народов Северного Кавказа».
Анализ архивных материалов, касающихся полевых работ М.М. Ковалевского, позволил нам сделать вывод о том, что развитие просвещения и образования у народов Северного Кавказа явилось веским побуждающим мотивом для дальнейшего сближения с Россией. По мнению ученого, горская интеллигенция справедливо увязывала стремление народа к прогрессу и процветанию с идеей неукоснительного соблюдения общих законов Российской империи. Показывая необходимость вхождения народов Северного Кавказа в состав России, они всем своим творчеством призывали соотечественников к скорейшему вхождению в общероссийскую семью народов, живущих по единым законам. Отмечая прогрессивные стороны российского влияния на Кавказ, М.М. Ковалевский указывал, что после присоединения к России народы Кавказа получили возможность самостоятельного развития, были избавлены от внешних угроз, значительно расширили экономические и культурно-образовательные связи.
В своих кавказоведческих исследованиях М.М. Ковалевский, как и большинство видных педагогов и просветителей того времени, выступал за единое поликультурное образовательное пространство, но, вместе с тем, стремился к развитию и сохранению национальной самобытности этих народов через культуру и сферу образования.
В целом педагогические изыскания М.М. Ковалевского, основанные на его огромном практическом и методологическом опыте, не потеряли своей актуальности и сегодня, являясь составной частью того базиса, на котором происходит последовательное развитие социально-экономических, политических и психолого-педагогических наук. Новаторство педагогической системы М.М. Ковалевского заключается в его активной научно-исследовательской деятельности и практической реализации форм и методов формирования и развития свободного взаимодействия в контексте лектор — аудитория. М.М. Ковалевский не был просто педагогом, а учителем-другом, поскольку студенты обнаруживали при общении с ним не формальные требования и учительские директивы, а личное участие и совет.
В заключении сформулированы выводы и намечены возможные пути дальнейшего исследования поставленных проблем.
В ходе исследования нами выявлено следующее:
1. Максим Максимович Ковалевский — видный русский педагог, создатель новой научной школы, стоявший у истоков социологического и просветительско-педагогического образования в России, автор известных трудов по истории, правоведению, социологии и экономике,
исследователь этнографии народов Кавказа. Преломляясь в призме современных социальных установок, его работы служили ориентиром для образовательной политики государства, направленной на формирование национального самосознания. Единство теоретической, организационной и технологической сторон системы образования должно было стать определяющим в процессе возрождения педагогического наследия северокавказских народов.
2. Предметом научного поиска этого ученого-кавказоведа являлось изучение традиционной культуры и просветительской деятельности северокавказских народов в контексте этнокультурного, гражданско-правового и семейного воспитания. В известной мере эти мероприятия послужили отправным моментом в процессе становления и развития педагогической мысли на Кавказе.
3. Основой научных интересов М.М. Ковалевского стала интеграция исторических и социально-педагогических знаний об обществе, образовании и государстве, базирующая на историко-сравнителъном, этнографическом и обществоведческом методах. Его идеи и концепции вызывают большой интерес у исследователей, изучающих исторический процесс становления и дальнейшего развития просветительско-педагогической деятельности на Северном Кавказе.
4. Как показывают результаты настоящего исследования, многие теоретические и методологические положения, составляющие основу научно-просветительских взглядов и идей М.М. Ковалевского, имеют важное научно-практическое значение для современной российской педагогической мысли. Это объясняется тем, что теория обществоведческого образования, историко-сравнительный метод и концепция этнографического метода, разработанные М.М. Ковалевским, полностью отвечают базовым научным критериям педагогического подхода и представляют собой целостное учение, неразрывно связанное с достижениями как мировой, так и российской педагогической мысли конца XIX - начала XX века.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы связаны с изучением процессов, происходящих в сфере воспитания и образования Северо-Кавказского региона. Их сравнение и сопоставление позволит составить научное представление об общем и особенном в мировом педагогическом процессе, выявить закономерности, характерные для конкретной социокультурной среды, трансформировать их в современную педагогическую практику и жизнь.
Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях автора:
Публикации в научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ
1. Болатаев В.Т. Принципы преподавания М.М. Ковалевско-го//Педагогика. - 2010. - №9. - С. 80 - 84.
2. Болатаев В.Т. Зарубежный педагогический и научно-исследовательский опыт М.М. Ковалевского//Вестник СевероОсетинского государственного университета имени К.Л. Хетагурова. -2011,-№4.-С. 75-80.
3. Болатаев В.Т. Вклад Максима Максимовича Ковалевского в становлении и развитии педагогической мысли на Кавказе//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2013. - №4 (15). — 31-
Статьи в других научных изданиях
4. Болатаев В.Т. Педагогическая деятельность М.М. Ковалевского //Аспирант и соискатель. - 2010. — №3 (57). — С. 36—40.
5. Болатаев В.Т. Осетия в системе научных изысканий М.М. Ковалевского //Современные гуманитарные исследования. - 2011. - №2 (39). -С. 19-24.
6. Болатаев В.Т. Концепция этнографического метода Максима Ковалевского об эволюции семьи//Актуальные научные разработки: Материалы международной конференции. - Чехия, 2012. - С. 91 - 97.
7. Болатаев В.Т. Воспоминания Ковалевского М.М. - великого русского ученого//Перспективные научные исследования: Материалы международной конференции, 2012 - София: «Бял ГРАД-БГ». - Т.20. Педагогические науки. -2012. — №5 — С. 53 — 56.
8. Болатаев В.Т. Историко-сравнительный метод научного познания в исследованиях Максима Ковалевского//Стратегические вопросы мировой науки: Материалы международной конференции, 2012. -(Польша) Рг7етуя1: Каика I э^сНа.- 2012. - № 6. - С. 6 - 8.
9. Болатаев В.Т. Роль М.М. Ковалевского в становлении и развитии этнокультурного и семейного воспитания на Кавказе//Современный научный вестник. - 2013. - №37 (136). - С. 42 - 49.
34.
Подписано в печать 08.04.2014. Усл. п.-л. 1,4. Тираж 100 экз. Заказ № 10. Издательско-полиграфический центр ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова». 362025, г. Владикавказ, ул. Ватутина, 46.
Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Болатаев, Владимир Тариелович, Владикавказ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-ОСЕТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ К Л. ХЕТАГУРОВА»
На правах рукописи
04201458807
БОЛАТАЕВ ВЛАДИМИР ТАРИЕЛОВИЧ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ М.М. КОВАЛЕВСКОГО
- ~ V. - * * 1 - я * ** у ш Г-*
Специальность 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и
образования
ДИССЕРТАЦИЯ
на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
ЧЕДЖЕМОВ С.Р.
Владикавказ 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. МАКСИМ МАКСИМОВИЧ КОВАЛЕВСКИЙ -
УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ......................3
Введение......................................................................................3
1Л. Основные этапы жизни и научно-педагогической
деятельности М.М. Ковалевского.......................................................12
1.2. Педагогические концепции и методы в научно-
исследовательской деятельности М.М. Ковалевского............................37
Выводы......................................................................................66
ГЛАВА II. ВКЛАД МАКСИМА МАКСИМОВИЧА КОВАЛЕВСКОГО В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ....................70
2.1. Научные экспедиции М.М. Ковалевского на Северный Кавказ:
сбор, составление и научно-педагогическое обобщение материалов...........70
2.2. Роль ученого-кавказоведа М.М. Ковалевского в становление
и развитие педагогической мысли на Северном Кавказе..........................92
Выводы....................................................................................120
Заключение................................................................................ 127
Библиография.............................................................................135
Приложения.................................................................................152
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня внимание ученых и государственных деятелей приковано к полиэтническому СевероКавказскому региону, где необходимо проводить строго выверенную, конструктивную образовательную политику, соответствующую укладу проживающих здесь народов. Это возможно только путем историко-педагогического осмысления просветительской деятельности видных представителей образования, культуры, науки. В этом отношении труды Максима Максимовича Ковалевского, не раз посетившего Северный Кавказ в составе научных экспедиций, являются неоценимым источником для изучения истории педагогики и образования северокавказских народов.
Заслуга М.М. Ковалевского, являющегося наиболее полномасштабным исследователем истории и культуры народов Северного Кавказа, заключается в том, что он впервые осуществил разносторонние исследования традиций и обычаев северокавказских народов, в том числе и в области народной педагогики. Собранные им во время северокавказской экспедиции материалы о семейном укладе и его эволюции имеют большое значение для исследователей в области истории педагогики и этнопедагогики, поскольку помогают осмыслить характер и основные направления развития научно-педагогической и просветительской деятельности российских и горских ученых в конце XIX - начале XX века, но, к сожалению, не все материалы опубликованы.
Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена тем, что богатое творческое наследие М.М. Ковалевского в области кавказоведения, истории, социологии и, тем более, педагогической теории и практики, остается недостаточно изученным. Круг проблем, исследованных М.М. Ковалевским, довольно широк, однако отдельные аспекты его позиций малоисследованны и нуждаются в уточнениях. Его научные труды явились
объектом глубокого изучения социологов, этнографов, правоведов, историков, но до сих пор они не стали объектом исследования ученых в области истории педагогики и образования. Некоторые аспекты педагогических воззрений М.М. Ковалевского не изучались вообще, как например, разработанные им научные концепции: историко-сраенителъного метода научного познания, этнографического метода, теории обществоведческого образования, гражданско-правового и семейного воспитания.
Историография проблемы исследования: Для более глубокого изучения научно-педагогического наследия и просветительской деятельности М.М. Ковалевского нами проанализированы труды Д.В. Аронова, A.B. Бабаян, Т.А. Бекоевой, A.A. Вилкова, И.А. Ивановского, А.П. Казакова, Н.И. Кареева, А.О. Кони, Н.Я. Куприна, И.В. Лучицкого, С.Н. Малявин,
A.Н. Медушевского, П.Н. Милюкова, O.A. Николаевой, В.А. Овчинникова, С.Н. Погодина, Н.Б. Ромаевой, Б.Г. Сафронова, П.А. Сорокина, П.Б. Струве,
B.А. Тонких, В.А. Устинова, Е.Е. Хатаева, С.Б. Узденовой, З.Б. Цаллаговой,
C.Ф. Шарапова, Ю.Л. Ярецкого и др.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что до сих пор в педагогической науке не опубликовано ни одной работы, посвященной комплексному исследованию научно-педагогической деятельности М.М. Ковалевского как педагога, ученого-кавказоведа, выдающегося лектора, организатора школы общественных наук за границей для русских эмигрантов. Все это в совокупности и обусловило выбор темы диссертационного исследования «Педагогические воззрения и научно-исследовательская деятельность М.М. Ковалевского как ученого-кавказоведа».
С учетом вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: каковы ведущие идеи и этапы становления и развития педагогических воззрений и научно-исследовательской деятельности М.М. Ковалевского как ученого-кавказоведа?
Цель исследования - на основе глубокого историографического анализа выявить специфику педагогических воззрений и научно-просветительской деятельности ученого-кавказоведа М.М. Ковалевского.
Объект исследования - история педагогики и просветительско-педагогический процесс на юге России в конце XIX - начале XX веков.
Предмет исследования - педагогические воззрения и научно-исследовательская деятельность М.М. Ковалевского в становлении и развитии педагогической мысли на Северном Кавказе.
Задачи исследования:
- изучить этапы жизненного и творческого пути ученого-кавказоведа М.М. Ковалевского и рассмотреть его педагогическую деятельность как составную часть общероссийского просветительского движения;
раскрыть разносторонний характер и гуманистическую направленность педагогической деятельности М.М. Ковалевского, а также специфику его научных концепций: историко-сравнительного метода научного познания, этнографического метода, обществоведческого образования, гражданско-правового и семейного воспитания;
- дать научно-педагогическую оценку материалам, собранным и обобщенным М.М. Ковалевским во время научных экспедиций на Северном Кавказе в контексте его научных концепций, определяющих характер его педагогических воззрений;
выявить и расширить круг представлений о вкладе М.М. Ковалевского в развитие и становление просветительско-педагогической мысли на Северном Кавказе.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: архивные, научные и литературные источники, работы мыслителей XVII -XIX вв., оказавшие влияние на педагогические воззрения М.М. Ковалевского (Т. Гоббс, В. Гумбольдт, Э. Дюркгейм, Г. Еллинек, К. Маркс, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Б. Спиноза, Г. Тард, Э.Б. Тайлор, Ф. Энгельс и др.); работы, содержащие сведения о М.М. Ковалевском, (Т.А. Бекоева,
A.A. Боголепов, П.Г. Виноградов, H.A. Ивановский, Н. Кондратьев, А.О. Кони, С.А. Котляревский, П.Н. Милюков, В.М. Нечаев, К.Н. Соколов, П.А. Сорокин, П.Б. Струве, В.М. Устинов, А.Н. Филиппов, Б.А. Щетин и др.); труды, отражающие исследования социологического позитивизма М.М. Ковалевского (А.О. Бороноев, В.Д. Зорькин, А.П. Казаков, Н.И. Кареев, Б.Г. Сафронов, П.С. Шкуринов, В.И. Яковенко и др.); научные исследования историко-педагогической и просветительской мысли горских народов (A.B. Бабаян, Е.Д. Бекоева, A.A. Боголепов, В.Т. Зонов, Б.А. Калоев, З.В. Канукова, Г.И. Кусов, М.О. Косвен, В.К. Кочисов, П.Ф. Лаптин, А.Х. Магометов, СИ. Погодин, Н.Б. Ромаева, Б.А. Тахохов, В.Х. Тменов, С.А. Токарев, М.С. Тотоев, С.Б. Узденова, Е.Е. Хатаев, С.Р. Чеджемов и др.).
Кроме того, были использованы публикации М.М. Ковалевского в журналах «Вестник воспитания», «Вестник Европы», «Новое время», «Сборник по общественным и юридическим наукам», «Юридический вестник», а также его монографические работы «Происхождение семьи, рода, племени, собственности, государства и религии», «Русская Высшая школа общественных наук в Париже» и другие труды, посвященные широкому кругу проблем: образования, социологии, экономики, этнографии, эволюции семьи и т.д.
Источниковедческую базу исследования составили законодательные и нормативные документы РФ, документы и материалы по истории образования в России и ее регионах; творческие изыскания ученых-кавказоведов по исследуемой проблематике, периодические издания, на страницах которых публиковались статьи, освещающие широкий спектр вопросов по образованию и культуре народов Северного Кавказа. Работа написана на основе архивных материалов Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства PCO - Алания (фонды 4 - Этнография, 19 - Литература и др.); Центрального государственного архива Кабардино-Балкарской Республики;
научных трудов (диссертации, монографии), материалы научно-практических конференций, тематических сборников, электронных ресурсов.
В ходе работы использовались следующие общенаучные методы исследования: диалектический, исторический, логический, а также изучение и сопоставительный анализ архивных документов, историко-педагогических, этнографических, философских и литературных источников; теоретический анализ трудов наиболее видных представителей научной и творческой интеллигенции Северного Кавказа, русских и иностранных ученых-кавказоведов.
Организация и этапы исследования:
Первый этап (2009 - 2010 гг.) связан с первоначальным изучением и анализом научной литературы, архивных документов по проблеме исследования, предварительным ознакомлением с историей становления и развития педагогической мысли России и народов Северного Кавказа (XVIII - XIX вв.). На данном этапе были конкретизированы базовые понятия, определены проблема исследования и ведущие направления научного поиска, выбраны основные ориентиры изучения деятельности М.М. Ковалевского в Северо-Кавказском регионе.
Второй этап (2010 - 2011 гг.) включал в себя определение и уточнение методологии, методов, задач и источниковедческой базы исследования, сбор научной информации и сведений о научно-педагогической и просветительской деятельности на Кавказе; анализ и подборку материалов, содержащихся в историко-педагогических, архивных, литературных и этнографических источниках; обоснование научных концепций М.М. Ковалевского с педагогической точки зрения.
Третий этап (2011 - 2012 гг.) - систематизация, обобщение материалов и конкретизация основных положений исследования, подготовка статей для опубликования в ведущих российских и межрегиональных научно-педагогических журналах; обобщение полученных результатов и научное оформление текста исследования.
Научная новизна исследования определяется ее интегративным характером при изучении творческого наследия М.М. Ковалевского и заключается в следующем:
- дано комплексное представление о педагогической и научно-исследовательской деятельности выдающегося ученого-кавказоведа М.М. Ковалевского;
- в процессе освещения просветительско-педагогической деятельности М.М. Ковалевского раскрыты научные концепции его ведущих педагогических воззрений: историко-сравнительный метод научного познания, этнографический метод, обществоведческое образование, гражданско-правовое и семейное воспитание;
- с педагогических позиций проанализированы отдельные положения его научных концепций, касающиеся народной педагогики Северного Кавказа в контексте общероссийской образовательной системы;
- на основе анализа редких архивных источников выявлен вклад М.М. Ковалевского в развитие и становление просветительско-педагогической мысли Северного Кавказа
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
- раскрыты концептуальные основы ведущих научно-педагогических воззрений М.М. Ковалевского: историко-сравнительный метод научного познания, этнографический метод, обществоведческое образование, гражданско-правовое и семейное воспитание, которые вносят определенный вклад в педагогическую теорию и обогащают ее новым знанием;
- на основе глубокого теоретического анализа систематизированы и обобщены научные изыскания М.М. Ковалевского, сыгравшие важную роль в становлении и развитии педагогической мысли на Северном Кавказе;
- впервые в историко-сравнительном разрезе изучена просветительско-педагогическая деятельность М.М. Ковалевского и выявлены его идеи о необходимости обеспечения единства учебной и научной деятельности в высшей школе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что на основе историко-сравнительного метода научного познания, этнографического метода, теории обществоведческого образования, концепции гражданско-правового и семейного воспитания, содержащихся в диссертационном исследовании, могут быть систематизированы педагогические факты и явления, характеризующиеся историчностью сравнительного анализа и глубиной научных обобщений; полученные результаты диссертационного исследования расширяют общенаучные представления о становлении просветительско-педагогической мысли на Северном Кавказе и могут быть использованы при подготовке лекций и семинарских занятий по истории педагогики, в процессе разработки спецкурсов для студентов вузов, в системе повышения квалификации работников образования.
Достоверность полученных результатов обеспечена разрешением проблемы исследования, достаточно высокой теоретической и практической значимостью, наличием научной новизны, использованием комплекса методов исследования, адекватных цели и задачам работы, позволяющим выявить закономерный характер процессов зарождения, становления и развития педагогической мысли на Северном Кавказе; конструктивным подходом к выбору критериев оценки педагогической деятельности М.М. Ковалевского, продуманной логикой и структурой организации научно-исследовательской работы, эффективностью внедрения в учебный процесс полученных результатов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Творческое наследие М.М. Ковалевского является одной из фундаментальных основ отечественной теории и истории педагогики, служит методологической базой для дальнейших исследований в области становления и развития просветительско-педагогической деятельности на Северном Кавказе. Основное внимание в научно-педагогических трудах М.М. Ковалевского уделено исследованию кавказской семейной общины,
изучению пережитков матриархата и патриархата, а также опосредованных ими социальных институтов воспитания у горских народов. Ученый был убежден в поступательном развитии человеческого общества, в торжестве разума, в необходимости образования народов.
2. Особенность преподавательского дара М.М. Ковалевского состояла в его уникальном умении, осуществляя некоторый исторический экскурс на основе историко-сравнительного метода, проводить значимые параллели и подводить аудиторию к анализу современного состояния обсуждаемой проблемы. Почти в каждой отрасли знания, которая являлась предметом его изучения - правоведение, педагогика, этнография, социология, - он создал научные школы (Русская историческая школа права, Русская школа медиевистики европейских стран, Школа генетической социологии), заложил традиции, предопределившие дальнейшее развитие педагогической науки.
3. Значительный вклад М.М. Ковалевский внес в развитие методологии научных исследований, в том числе и в области педагогики. В частности, ему принадлежит заслуга разработки и внедрения в педагогическую теорию и практику историко-сравнительного метода научного познания, концепции этнографического метода и обществоведческого образования, теории гражданско-правового и семейного воспитания, получившие высокую оценку среди представителей мировой педагогической и научно-просветительской общественности.
4. Предметом научного поиска М.М. Ковалевского являлась проблема изучения традиционной культуры и просветительско-педагогической деятельности северокавказских народов в контексте гражданско-правового и семейного воспитания. В известной мере эти исследования послужили для ученого-кавказоведа отправным моментом при воссоздании целостной картины развития педагогической мысли и просветительской деятельности народов Северного Кавказа. Процессы, обуславливающие педагогическую составляющую гражданско-правового и семейного воспитания северокавказских народов, по мнению ученого, характеризуются такими
качествами