автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Научно-просветительская и педагогическая деятельность Л. Г. Лопатинского, Т. П. Кашежева и П. И. Тамбиева на Северном Кавказе
- Автор научной работы
- Кусова, Лидия Бимболатовна
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Владикавказ
- Год защиты
- 2002
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Кусова, Лидия Бимболатовна, 2002 год
Введение.
Глава I. Присоединение Кавказа к России и его прогрессивные последствия для развития просвещения в Северо-Кавказском регионе.
1.1. Присоединение адыгских народов к России и прогрессивное значение этого исторического акта для развития школы и просветительско-педагогической мысли этих народов.
1.2. Возрастание интереса русских учёных
Л. Люлье, П. Услар, И.Дебу, С.Броневский) к истории, этнографии и духовной культуре горских народов и роль их научно-просветительской деятельности в развитии школы и педагогической мысли этих народов.
1.3. Краткая характеристика школы и просвещения в Кабарде и Балкарии в XIX - начале XX веков.
1.4. Роль Л.Г. Лопатинского (1842 - 1922) в сборе произведений устного народного творчества адыгских народов, разработке письменности и распространение светского образования среди кабардинцев.
Выводы.
ГЛАВА 2. Научно-просветительская деятельность
Т.П. Кашежева (1866-1931 годы).
2.1. Жизненный путь и общественная деятельность
2.2. Творческое сотрудничество с русскими и горскими просветителями в процессе разработки краткой кабардинской грамматики и публикации фольклора.
2.3. Значение научно-просветительской и педагогической деятельности для развития школы.
2.4. Анализ педагогических воззрений просветителя.
Выводы.
Глава 3. Научно-просветительская и педагогическая деятельность
П. Тамбиева (1873 - 1928 годы).
3.1. Жизненный путь и научно-просветительская деятельность
П. Тамбиева.
3.2. Творческое содружество П. Тамбиева с Л.Г. Лопатинским, Т. Кашежевым, С. Клишбиевым и другими русскими и горскими педагогами в процессе сбора адыгского фольклора.
3.3. П. Тамбиев как автор «Кабардинской азбуки» и педагог
3.4. П. Тамбиев о положении горянки в обществе и о проблемах её образования и воспитания.
Выводы.
Введение диссертации по педагогике, на тему "Научно-просветительская и педагогическая деятельность Л. Г. Лопатинского, Т. П. Кашежева и П. И. Тамбиева на Северном Кавказе"
Актуальность исследования. Значительные перемены в социально-экономической жизни, общественном сознании и народном образовании, происходящие на наших глазах, обуславливают необходимость возрождения нравственно-духовных ценностей общества, в котором особую роль играет изучение богатейшего наследия (в том числе и педагогического) народов, населяющих нашу страну. Обострение межнациональных отношений, проявления шовинизма и национализма, небрежное отношение к культуре и обычаям разных народов заставляют искать пути эффективного нравственного воспитания в многонациональной школе с использованием идей народной педагогики.
Отказ от авторитарно-догматических подходов в процессе обучения и воспитания диктует сегодня необходимость обращения к вековому опыту прошлого, ценностям мировой цивилизации, развитию педагогической мысли и школьной практики тех учёных, вклад которых в дело просвещения нашей страны оставался невостребованным, хотя просвети-тельско-педагогическая деятельность лучших представителей народа и прогрессивной интеллигенции способствовала установлению добрососедских отношений и межнационального согласия между народами.
Добровольное вхождение большинства народов Северного Кавказа в состав Российской империи стимулировало развитие просвещения в крае, появившиеся здесь школы приспосабливались к условиям кавказской жизни, чему способствовала просветительско-педагогическая деятельность русских и горских писателей, учёных, историков, этнографов, учителей. Все они считали делом своей жизни борьбу против неграмотности и отсталости горцев, а свою главную задачу видели в просвещении и обучении их независимо от социального происхождения и положения.
Для исследования этнопедагогических воззрений народов СевероКавказского региона большое научно-теоретическое значение имеют работы русских учёных и просветителей, вышедших из среды самих горцев. Хорошо известны имена русских учёных, изучавших отдельные стороны истории и быта горцев, их верования, обычаи и традиции, имеющие непреходящее педагогическое значение: Н.Ф. Дубровин, М.М. Ковалевский, Ф.И. Леонтович, Л.Г. Лопатинский, Л.Я. Люлье, В.Ф. Миллер, П.К. Услар, Ф.И. Шегрен и другие. Эти учёные часто посещали Кавказ, а многие из них жили среди горцев целые десятилетия, исследуя культуру этих народов, разрабатывая письменность с целью обучения их в светских школах на родном, а затем и на русском языках. Они способствовали открытию школ, сами обучали горцев, обобщали свои наблюдения в фундаментальных трудах о жизни этих народов и серьёзных лингвистических исследованиях.
Мы получили от прошлого сокровищницу народной мудрости, воплотившуюся в нартском эпосе, преданиях, сказках, пословицах и поговорках, а также замечательные труды горских просветителей XIX - начала XX веков - фольклорные записи, алфавиты горских языков, составленные при их активном содействии, а также азбуки и буквари, написанные для изучения родных языков. Свою задачу просветители видели в освобождении народа от патриархальных пережитков и традиций, в преобразовании быта соотечественников на прогрессивных европейских началах, в развитии национальной культуры и светского образования в крае. Особенность просветительского сознания горцев проявлялась в безусловной вере в цивилизирующую миссию России, причём перемены ожидались от управленческих институтов империи.
Перед адыгскими просветителями третьего поколения (конец XIX -первая четверть XX столетий) Талибом Кашежевым, Владимиром Куда-шевым, Бекмурзой Пачевым, Сефербием Сиюховым, Паго Тамбиевым и другими с ещё большей остротой встали проблемы, так и не решённые их предшественниками, в том числе и вопросы отсталости и неграмотности соотечественников; они проявляли усиленный интерес к проблемам образования горцев, их культуре, фольклору.
До революции произведения русских и адыгских просветителей печатались в сборниках «Этнографическое обозрение», «Сборник сведений о кавказских горцах», «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа», выходили небольшими тиражами их грамматики и азбуки. Изучение общественно-политической мысли адыгов начинается в сороковые годы, позднее появляются издания, в которых коротко описывается просветительская деятельность K.M. Атажукина, А.-Г. Кешева, Ш. Ногмова, П.И. Тамбиева («История Кабарды с древнейших времён до наших дней» (1957, «История Кабардино-Балкарской АССР» (1967); работы профессоров Т.Х. Кумыкова «Эконономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке» (1965), М.О. Косвена «Этнография и история Кавказа» (1961), выходят отдельные статьи других авторов.
Углубленное исследование просветительского движения деятелей культуры адыгского народа начинается в 70-80 годы, когда появляются материалы конференции «Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX - начале XX века» (1976), монографии Т.Х. Кумыкова «Дмитрий Кодзоков» (1985), Р.У. Туганова «Талиб Ка-шежев» (1981), профессора Р.Х. Хашхожевой «Адыгские просветители второй половины XIX - начала XX веков» (1983), сборник «Развитие традиций в кабардинской и балкарской литературах» (1980), а также книги «Избранные произведения адыгских просветителей» (1980), «Шаги к рассвету. Адыгские писатели-просветители XIX в.» (1984), «Избранные произведения Паго Тамбиева» (1984), в которых были напечатаны творческие биографии и тексты произведений Султана Казы-Гирея, Талиба Кашежева, Адыль-Гирея Кешева, Паго Тамбиева, Султана Хан-Гирея и других.
В последнее десятилетие изучение творческого наследия адыгских писателей-просветителей продолжалось: появились новые объёмные монографии Т.Х. Кумыкова «Культура и общественно-политическая мысль Кабарды первой половины XIX века» (1991), «Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX -начале XX века» (1996), Р.Х. Хашхожевой «Адыгские просветители XIX - начала XX века» (1993), «Поиски и находки. Избранные статьи» (2000) и другие монографии и статьи. В этих трудах даётся общая характеристика общественно-политической и просветительской деятельности представителей культуры XIX столетия однако общепедагогические и дидактические идеи и воззрения русского учёного и педагога Л.Г. Лопа-тинского и адыгских просветителей Т.П. Кашежева и П.И. Тамбиева не были в центре внимания вышеназванных исследователей.
Адыгские просветители выступали как приверженцы высоких гуманистических идеалов, они считали, что пути национального развития, культурного социально-экономического обновления края - в утверждении общечеловеческих ценностей с учётом и интерпретацией национальных традиций, в правильной постановке светского обучения. Они не только боролись за открытие школ в регионе, но и сами преподавали в них.
Между тем, педагогические идеи и воззрения замечательных просветителей - русского учёного Л.Г. Лопатинского и адыгов Т.Кашежева и П. Тамбиева - до сих пор не стали предметом специального исследования, хотя во многих своих научных трудах они опирались на идеи и принципы педагогической системы К.Д. Ушинского, русских учёных-педагогов Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого и других, предусматривающих демократизацию обучения, высказавших мысль о народности воспитания, признающих творческую силу народа, его права на образование.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью научного подхода к проблеме, её неразработанностью - отсутствием монографий и защищенных диссертаций об этапах педагогической деятельности и педагогических воззрениях Т.П. Кашежева, Л.Г.Лопатинского, П.И. Тамбиева - крупнейших просветителей и педагогов, работавших на Северном Кавказе в конце XIX - первой четверти XX веков.
В условиях обострения межнациональных конфликтов в СевероКавказском регионе, проблемы, избранные автором исследования, ещё больше актуализируются, так как обращение к лучшим народным традициям, которые находят конкретное воплощение в педагогическом наследии Т.П. Кашежева, Л.Г.Лопатинского и П.И. Тамбиева, могут не только подсказать нам много полезного для решения некоторых проблем воспитания, возникающих сегодня, но и в определённой мере помочь в нейтрализации межнациональных конфликтов.
С учётом вышеизложенного был определён выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы условия и факторы формирования прогрессивных просветительско-педагогических воззрений Т.П. Кашежева, Л.Г.Лопатинского и П.И. Тамбиева и их вклад в развитие школы и педагогической мысли народов Северного Кавказа в конце XIX - первой четверти XX столетий. Решение этой проблемы и составляет цель исследования.
Объект исследования - школа и педагогическая мысль адыгских народов конца XIX - первой четверти XX веков.
Предмет исследования - педагогическая деятельность и просвети-тельско-педагогические воззрения Т.П. Кашежева, Л.Г.Лопатинского и П.И. Тамбиева.
В соответствие с проблемой исследования, его объектом, предметом и целью посталены следующие задачи исследования: охарактеризовать политические и социально-экономические факторы формирования педагогических воззрений Т.П. Кашежева, Л.Г.Лопатинского и П.И. Тамбиева; показать итоги просветительско-педагогической деятельности Л.Г. Лопатинского и определить его вклад в развитие просвещения на Северном Кавказе; выявить этапы педагогической деятельности Т.П. Кашежева и П.И. Тамбиева, показать их творческое сотрудничество с русскими учёными кавказоведами и горскими просветителями конца XIX - первой четверти XX столетий; проанализировать общепедагогические и дидактические воззрения Т.П. Кашежева и П.И. Тамбиева и раскрыть их значение для развития грамотности и светского образования среди • адыгов.
Методологическую основу исследования составляют философские положения о взаимосвязи общественного развития и воспитания, национальных и общечеловеческих духовных ценностей и их влияние на формирование личности; идеи демократизации и гуманизации воспитания на основе национальной культуры; положения о диалектике общего и специфического, о бережном и творческом отношении к духовному наследию прошлого.
Для решения поставленной цели и задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ архивных материалов; анализ педагогических, историко-педагогических, философских, литературных, публицистических, этнографических и фольклорных источников; изучение и анализ трудов дореволюционных и современных авторов по этнопедагогике, этнографии, истории школы, образования и педагогической мысли народов России и Северного Кавказа.
Организация и этапы исследования:
1. 1997-1998 годы - предварительное знакомство с проблемой развития школы и педагогической мысли на Северном Кавказе, определение тем исследования и сбор фактического материала.
2. 1998-2000 годы - историографический обзор литературы, оценка состояния проблемы, определение методологии, методов, задач и источников базы исследования.
3. 2000-2002 годы - систематизация, обобщение и литературное оформление текста диссертации, издание научных публикаций по проблеме.
Основные положения, выносимые на защиту:
- развитию педагогической мысли в крае и прогрессивной деятельности горских просветителей способствовала научно-педагогическая деятельность Л.Г. Лопатинского, разработавшего на русской графической основе алфавит кабардинского языка и способствующего становлению системы светских школ на Северном Кавказе;
- для формирования прогрессивных педагогических взглядов Т.П. Кашежева и П.И. Тамбиева решающее значение имели гуманистические идеи педагогики Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушин-ского, а также научно-педагогические воззрения К. Атажукина, Л.Г.Лопатинского, Ш. Ногмова, П.К. Услара;
- успешной просветительско-педагогической деятельности Т.П. Кашежева, Л.Г. Лопатинского, П.И. Тамбиева способствовала совместная работа по созданию алфавита кабардинского языка, составлению уникальных букварей и азбук для светских школ, в которых обучение шло сначала на материнском, а затем и на русском языках;
- общепедагогические и дидактические взгляды Т.П. Кашежева, Л.Г. Лопатинского, П.И. Тамбиева носили прогрессивный характер, отвечали духу времени и новым веяниям педагогической мысли России и Запада, а также учитывали духовные стремления и национальные особенности северокавказских горцев.
Достоверность полученных результатов обеспечена широкой источниковой базой исследования, соответствием методов целям работы, апробацией результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что теоретические положения и выводы автора могут быть использованы в процессе школьного и вузовского обучения, а также в системе подготовки и переподготовки учительских кадров, так как они расширяют научные представления о педагогической мысли русского и адыгского народов.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:
- проанализированы условия, способствующие развитию просвещения в Адыгее;
- изучены и систематизированы факты научно-педагогической биографии Т.П. Кашежева, Л.Г.опатинского, П.И. Тамбиева; проанализированы и приведены в систему их просветительско-педагогические воззрения;
- выявлена гуманистическая направленность педагогических идей Т.П. Кашежева и П.И. Тамбиева, имеющие яркую гуманистическую направленность;
- показано творческое сотрудничество Л.Г. Лопатинского с просветителями горских народов при разработке их письменности, публикации фольклора и создании школ для обучения горских детей.
Апробация и внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в процессе подготовки материалов. Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на научных конференциях, проведённых в 2001-2002 годах («Воспитание детей и учащейся молодежи в краях и областях Южного федерального округа», Владикавказ, 2001 г.; конференции по итогам НИР за 2001 г.- 2002 учебный год, Владикавказ 2002 г.); некоторые его положения и выводы отражены в учебно-методических пособиях, используемых в процессе чтения курсов «История просвещения на Северном Кавказе» и «Традиционная система воспитания северокавказских народов», читаемых на историческом факультете и факультете социологии и психологии Северо-Осетинского государственного университета, материалы используются и учителями школ. В школах № 7 г. Владикавказа и Заманкульской общеобразовательной школе РСО-Алания были проведены семинары об адыгском просвещении в XIX - начале XX столетий, а также классные часы по теме.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
Результаты исследования позволяют установить следующее:
Условия для приобщения народов Северо-Кавказского региона к передовой русской культуре появились после присоединения Кавказа к России; этот исторический акт имел прогрессивное значение, так как он сыграл решающую роль в развитии школы и просветительско-педагогической мысли народов края; первые правительственные школы подчинялись нескольким ведомствам - духовному, военному и гражданскому. В конце пятидесятых годов XIX века в школьной политике края происходят изменения: в Нальчике, Майкопе, Владикавказе, других местах открываются горские школы, окончив которые, горцы могли продолжить обучение в различных учебных заведениях за пределами Северного Кавказа; выпускниками Нальчикской горской школы стали известные просветители K.M. Атажукин, Т.П. Кашежев, А.-Г. Кешев и другие.
После присоединения Кавказа к России открылись большие возможности для развития русско-кавказских связей, тогда же началось научное изучение края русскими учёными, которые исследовали языки многочисленных кавказских народов, проявили интерес к истории, этнографии, устному народному творчеству и т.д. В середине XIX столетия были созданы грамматики и словари некоторых кавказских языков, а во второй половине века прогрессивно мыслящие представители русской интеллигенции приняли непосредственное участие в организации просвещения в регионе. М.М. Ковалевский, В.Ф. Миллер, Л.Г. Лопатинский, Я.М. Неверов, П.К. Услар, А. Шегрен и другие изучали обычаи и традиции горцев, их культуру, языки, составляли алфавиты, грамматики и словари многочисленных горских языков, способствовали открытию школ с обучением на материнском и русском языках, боролись против схоластики и догматизма в находящихся в каждом ауле арабских школах, в которых детей учили читать Коран полуграмотные муллы. Русские учёные и педагоги сами обучали детей в школах совместно с горскими преподавателями, переводили на их языки произведения И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, A.C. Пушкина, записывали фольклорные произведения, выступали как пропагандисты идей Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, использовали их идеи в школьной практике.
Большой вклад в развитие просвещения в Северо-Кавказском регионе внёс педагог, юрист, филолог, историк, этнограф Л.Г. Лопатинский, который совмещал работу инспектора Кавказского учебного округа с редакторской деятельностью; он редактирует «Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа», в котором печатаются статьи русских и горских исследователей, результатом его филологической деятельности и сотрудничества с горскими просветителями стали «Краткая кабардинская грамматика», «Русско-кабардинский словарь с обратным указателем», публикация фольклора народов Северного Кавказа. Он был избран действительным членом кавказского Отдела Русского Императорского Географического общества и редакционного комитета, действительным членом Общества ценителей русского исторического просвещения, а 1906 году - попечителем Кавказского учебного округа. Л.Г. Лопатинский считал, что обучение горцев должно вестись на родном языке, что образование должно быть доступным, а свои лингвистические труды предполагал использовать в процессе обучения. Тридцать лет Л.Г. Лопа-тинский жил и работал на Кавказе, принимал активное участие в развитии системы просвещения края; его исследования имели большое практическое значение: с помощью его книг горцы могли обучиться родному языку, писать, читать необходимые книги, произведения русских и европейских писателей и учёных.
В процессе творческого сотрудничества с русскими просветителями и педагогами появились грамотные горцы, которые помогали русским учёным в составлении алфавитов, словарей, грамматик родных языков, в сборе фольклора, который был единственным средством сохранения всего самого значительного в истории народа. Такими людьми были Т.П. Кашежев, вышедший из крестьянской семьи, и дворянин П.И. Тамбиев, которые внесли особый вклад в дело просвещения соотечественников.
Замечательный педагог и просветитель Т.П. Кашежев сыграл позитивную роль в процессе становления школьного обучения в Кабарде и Балкарии, благодаря его исключительной настойчивости была построена светская школа в селении Кармово, заведующим которой он стал в 1905 году. Серьёзным достижением просветителя стало совместное обучение 60 человек, в числе которых были 8 девочек; Т.П. Кашежев многие годы поднимал вопрос о женском образовании, так как считал, что путь к раскрепощению горянки лежит через её просвещение, несмотря на противодействие служителей ислама. Будучи педагогом с многолетним стажем, он подчёркивал необходимость введения в сельские школы специальных дисциплин по сельскому хозяйству, заботился об учителях, вёл занятия по русскому языку и краеведению на курсах учителей в городе Нальчике.
Идеи Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского о народности воспитания, о миссии науки для человечества, о радости познания, о задачах и содержании педагогики, так как после отмены крепостного права в России вопросы воспитания и образования стали «вопросами жизни», были на практике реализованы горскими просветителями. Вслед за великим русскими педагогами Т.Кашежев отстаивал приоритет в воспитании общечеловеческих ценностей, записанные им сказки и предания адыгов, которые он использовал при обучении детей, воспитывали в них высокие нравственные качества, осуждали пороки людей. Он считал, что воспитание должно быть гуманным и осуществляться на материнском языке, а задача педагога - сформировать всесторонне развитых грамотных людей, свободно владеющих родным языком, знающих и выполняющих лучшие традиции соотечественников. Совместно Х.У. Эльбердовым он составил «Разрезную азбуку кабардинского языка»; после революции Т.П. Кашежев принимает активное участие в распространении просвещения в крае, выступает с предложением обеспечить школы учебниками родного языка, участвует в работе различных комиссий по вопросам образования горцев, заведует начальной школой в селении Каменномостское, его деятельность способствовала улучшению качества образования в регионе и носила яркую демократическую направленность.
Серьёзный вклад в развитие просвещения народов Северного Кавказа внёс и П.И. Тамбиев - педагог и просветитель, взгляды которого отличает гуманистическая направленность. Интерес к учёбе проявился у него в раннем возрасте, позднее он стал активным собирателем горского фольклора, начал работать в качестве учителя, но, вынужденный уйти, получил инженерное образование и, работая по своей второй специальности, совмещал эту деятельность с педагогической и просветительской.
Огромную роль в жизни П.И. Тамбиева сыграло его знакомство с Л.Г. Лопатинским, которое постепенно переросло в творческое содружество. Русский учёный оказывает значительную помощь горскому просветителю, печатает собранные и обработанные им фольклорные материалы в редактируемом им «Сборнике материалов для описания местностей и племён Кавказа». Он пишет предисловие к книге П.И. Тамбиева «Кабардинская азбука» - уникальному учебнику, по которому юные горцы изучали родной язык в светских начальных школах. В свою очередь, П.И.
Тамбиев помогал русскому учёному в процессе его работы над составлением азбуки и грамматики кабардинского языка.
Публикации горского фольклора, сделанные П.И. Тамбиевым, позволяют судить о прогрессивных взглядах этого просветителя на воспитание: зафиксированные и обработанные им предания, сказки, пословицы, поговорки, загадки имеют огромное педагогическое значение, так как формируют в детях лучшие общечеловеческие качества. В своей «Кабардинской азбуке», опираясь на идеи К.Д. Ушинского и других русских педагогов, П.И. Тамбиев учёл основные аспекты обучения и воспитания ребёнка-горца; подборка материалов говорит о гуманистических взглядах его автора. Он мечтал об освобождении женщины-горянки путём её обучения в школе, заострял внимание администрации на нуждах простых людей, отстаивал право каждого человека на свободу, труд и образование.
Просветители адыгского народа Т.П. Кашежев, Л.Г.Лопатинский, П.И. Тамбиев вышли из разных слоёв населения, имели разные национальности и жизненный опыт, но, исходя из интересов народа, боролись за распространение грамотности среди широких народных масс. Все они требовали, чтобы обучение горцев велось на родном языке, а затем путём изучения русского языка люди приобщились к русской и мировой культуре. Распространение всеобщего начального образования они связывали с коренными преобразованиями в крае, с демократизацией и гуманизацией всех сторон жизни горцев.
Заключение
Анализ и систематизация научно-педагогического наследия адыгских просветителей Т.П. Кашежева и П.И. Тамбиева, русского учёного-кавказоведа Л.Г. Лопатинского, исторических, историко-педагогических, этнографических, литературных материалов, устного народного творчества кавказских горцев, периодической печати и архивных источников позволили раскрыть основные направления педагогической мысли, опыта обучения и воспитания адыгских народов в конце XIX - первой четверти XX столетия.
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Кусова, Лидия Бимболатовна, Владикавказ
1. Абаев В. Коста Хетагуров и его время. Тбилиси, 1961. - 210 с.
2. Айларова С.А. Северокавказская интеллигенция на рубеже культур // Актуальные проблемы истории, культуры, образования. Вып. III. Владикавказ, 2001. С. 6-29.
3. Активные борцы за Советскую власть в Азербайджане. Баку: Азерб. гос. изд-во, 1957. 280 с.
4. Алиева А. Л.Г. Лопатинский (Жизнь и деятельность, работа по изданию и изучению нартского эпоса адыгов) // Труды Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института экономики, истории, языка и литературы. Вып. VI. Черкесск, 1970. С.46-64.
5. Алиева А.И. Возникновение адыгской фольклористики в XIX веке // Фольклор адыгов. Нальчик, 1979. С. 13-39.
6. Алиева А.И. Деятели адыгской культуры и возникновение адыгской фольклористики // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века. Материалы конференции 28-29 марта 1974 года) Нальчик, 1976. С. 193-205.
7. Атажукин K.M. Къэбэрдей алыфбейм (Кабардинская азбука). Тифлис: Военно-походная типография Главного штаба Кавказской армии, 1865. 86 с.
8. Бекоева Т.А. Просветительско-педагогические идеи П.К. Услара. Владикавказ. 2000. 160 с.
9. Блиев М.М. Русско-осетинские отношения. Орджоникидзе, 1970. -180 с.
10. Блягоз З.У. Жемчужины народной мудрости. Майкоп: Адыгейское книжное издательство, 1992. 128 с.
11. Большая Советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1974. Т. 17. С.251.
12. Бутков П.Г. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803годы. СПб., 1869. Т.1.
13. Васильева JT.M. Проблемы истории Осетии в русской науке XIX века (Историографический очерк). Орджоникидзе: Ир, 1975. 175 с.
14. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966. 341 с.
15. Габеев А.Я. Основные этапы развития народного образования в Осетии (1740-1917 гг.) // Материалы по истории осетинского народа. Т. V. Орджоникидзе, 1942. С. 3-24.
16. Гугов Р.Х. Кабарда и Балкария в XVIII веке и их взаимоотношения с Россией. Нальчик: Издательский центр «Эль-фа», 1999. 685 с.
17. Документы по истории борьбы за Советскую власть и образование автономии Кабардино-Балкарии (1917-1922). Нальчик, 1983. 520 с.
18. Дубровин Н.Ф. Черкесы (адыге). Краснодар: Издание общества изучения адыгейской автономной области. Краснодар, 1927. 176 с.
19. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. СПб., 1871 1887.
20. Завадский М.Р. Предисловие // Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. I. Абхазский язык. Тифлис, 1887. С. V-VII1.
21. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996. 167 с.
22. Загурский Л.П. Пётр Карлович Услар и его деятельность на Кавказе // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. X. Тифлис, 1871. Отд. I. С. 1-104.
23. История Кабардино-Балкарской АССР с древнейших времён до Великой Октябрьской социалистической революции. М: Наука, 1967. 482 с.
24. История Кабарды с древнейших времён до наших дней. М., 1957. 394 с.
25. История народов Северного Кавказа (конец XVII в.-1917г. М.:Наука, 1988, 659 с.).
26. История педагогики. Учеб. пос. для пединститутов // под ред. М.Ф.Шабаевой. М.: Просвещение, 1981. 367 с.
27. Каймаразов Г.Ш. Просвещение в дореволюционном Дагестане. Махачкала: Дагучпедгиз. 1989. 157 с.
28. Калмыков Б.Э. Революционное движение в Кабарде и Балкарии. Издание второе. Нальчик: Эльбрус, 1957. С.
29. Калоев Б.А. М.М. Ковалевский и его исследования горских народов Кавказа. М.: Наука, 1979. 204 с.
30. Кашежев Т. Андемиркан // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып.6. Тифлис, 1888. Отд. A.C. 31-49.
31. Кашежев Т. Бештау // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 12. Тифлис, 1891. Отд.1. С.45-47.
32. Кашежев Т. Злая жена и чудовище//Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Тифлис, 1891. Вып.№12. Отд. 1. С.106-111.
33. Кашежев Т. Крымцы в Кабарде. //Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 12. Тифлис. 1891. Отд.1. С.21-26.
34. Кашежев Т. Кто больше? // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Тифлис. 1891. Вып. 12. Отд.1. С.93-96.
35. Кашежев Т. Кто глупее? Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Тифлис, 1891. Вып. 12. Отд.1. С. 102-103.
36. Кашежев Т. Один догадливей другого // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Тифлис, 1891. Вып 12. Отд. I. С. 93-96.
37. Кашежев Т. Озеро Шатхурей//Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 12. Тифлис, 1891. Отд.1. с.48-50.
38. Кашежев Т. Переселение Кабарды Тамбиева // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 12. Тифлис. 1891. Отд.1. С.13-20.
39. Кашежев Т. Свадебные обряды кабардинцев // Этнографическое обозрение. Т4. Кн.15. Москва, 1892. С.147-156.
40. Кашежев Т. Селение Кармовское Нальчикского округа // Казбек. 1903. 2 апреля.
41. Кашежев Т. Сказание о братьях Ешаноковых // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 12. Тифлис, 1891. Отд.1. С.27-36.
42. Кашежев Т. Ханцегуаще // Этнографическое обозрение. М., 1900. №1-3. С. 174-180.
43. Кашежев Т. Эльбрус // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 12. Тифлис, 1891. Отд. 7. С.38-40.
44. Керашева З.И. К вопросу о роли русских учёных в изучении адыгских языков // Учёные записки Адыгейского научно-исследовательского института. Т. 1. Майкоп, 1957. С. 77-98.
45. Керефов К.Н. 400-летие добровольного присоединения Кабарды к России большой национальный праздник кабардинского народа // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Т. XIX. 1957. 20 с.
46. Ковалевский М. Современный обычай и древний закон. Т.1. М., 1886. 340 с.
47. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М., 1886. Т.2. 412с.
48. Кокиев Г.А. Военное воспитание у кабардинцев в прошлом // Учёные записки кабардинского научно-исследовательского института. Т. 1. Нальчик, 1946. С. 129-142.
49. Копачев И.П. Развитие школьного образования в Кабардино-Балкарии в XVIII веке 30 годы XX в. Нальчик, 1964. 196 с.
50. Кочисов В.К. Об этнопедагогическом аспекте воспитания учащейсямолодёжи// Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум VI. Пятигорск. 1998. С.68-70.
51. Краснов М.В. Просветители Кавказа. Ставрополь. 1913. 102 с.
52. Кумахов М.А. О лингвистическом наследии адыгских просветителей // Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX века (Материалы конференции 28-29 марта 1974 года). Нальчик, 1976. С.82-93.
53. Кумыков Т.Х. Казы-Гирей. Жизнь и деятельность. Нальчик: Эльбрус, 1978. 134 с.
54. Кумыков Т.Х. Научно-просветительская деятельность инженера П.И. Тамбиева // Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX начале XX века. Нальчик: Эльбрус. С. 145-159.
55. Кумыков Т.Х. Некоторые вопросы народного образования в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX начале XX века // Культура. Нальчик, 1996. С. 209-251.
56. Кумыков Т.Х. Присоединение Кабарды к России и его прогрессивные последствия. Нальчик. 1957. 199 с.
57. Кумыков Т.Х. Т.П.Кашежев общественный деятель, этнограф и учитель // Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX - начале XX века. Нальчик: Эльбрус, 1996. С. 159-175.
58. Кумыков Т.Х. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Нальчик, 1965. 420 с.
59. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX века): Учебное пособие. М.: Издательский дом «Форум», 1998. 584 с.
60. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1992. 528 с.
61. Лопатинский Л.Г. Заметка к кумыкским текстам // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. XVII. Тифлис, 1891. Отд. III. С. 32-33.
62. Лопатинский Л.Г. Заметки и поправка к ним // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. XVII. Тифлис, 1891. Отд. III. С. без номера.
63. Лопатинский Л.Г. Заметки о народе адыге вообще и о кабардинцах в частности. Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Тифлис, 1891. Вып. XIII. Отд. I. С. 1-10.
64. Лопатинский Л.Г. Записки о кяхском наречии адыгского языка, собственно бжедухском его говоре, на основании текста «Бзиекская битва». Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. XII. Тифлис, 1891. Отд. I. С. 105-106.
65. Лопатинский Л.Г. Кое-что о кумыках и об их языке // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. XVII. Тифлис, 1891. Отд. III. С. 60-63.
66. Лопатинский Л.Г. Краткая кабардинская грамматика // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Тифлис, 1891. Вып. XII. Отд. II. С. 7-46.
67. Лопатинский Л.Г. Объяснительный словарь к адыгским текстам // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. XXI. Тифлис, 1896. С. 270-301.
68. Лопатинский Л.Г. Примечания и заметки к кумыкским песням // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. XVII. Тифлис, 1891. Отд. III. С. 56-57.
69. Лопатинский Л.Г. Русско-кабардинский словарь с краткою грамматикою. Тифлис: Изд. управления Кавказского учебного округа, 1890. 299 с.
70. Макарцева H.H. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. 1998.№1. С.81-88.
71. Мамбетов Г.Х. Традиционая культура кабардинцев и балкарцев. Нальчик: Изд-во Эль-фа, 1999. 306 с.
72. Мамбетов Г.Х., Каймаразов Г.Ш. Просвещение народов Северного Кавказа в конце XIX начале XX веков // Известия Сев.-Кавк. научного центра высшей школы. Общественные науки. 1980. №3. С.29-35.
73. Мамхегова P.M. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993. 142 с.
74. Меликсет-Беков Л. Л.Г.Лопатинский (Некролог) // Заря Востока. 1922. №58. 26 авг.
75. Меликсет-Беков Л. Л.Г.Лопатинский. Некролог // Известия Кавказского историко-археологического института. Т. IV. Тифлис, 1926. С. 139-143.
76. Меретуков М.А. Воспитание детей в семье и обществе у адыгов // Социальные отношения у народов Северного Кавказа. Орджоникидзе: Изд-во СОГУ, 1978. С. 85-91.
77. Миллер В.Ф. Осетинские этюды. Ч. I-III. М., 1881-1887.
78. Моков Б.М. Кабарда второй половины XVI XVII веков. Нальчик: Эльбрус, 2001. 142 с.
79. Неверов Я.М. Что нужно для народного образования в России? // Русский педагогический вестник. 1957. №4. С. 410-450.
80. Ногмов 111.Б. История адыхейского народа. Пятигорск, 1893. 144 с.
81. Омаров А. Воспоминания муталима //Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. II. Тифлис, 1868. Отд. IV. С. 1-70.
82. Омар-оглы А. Воспоминания муталима // Сборник сведений о кавказских горцах. Часть I. Вып. I. Тифлис, 1867. Отд. VII. С. 1-64.
83. Орлова А.П. Народные традиции и современные проблемы воспитания // Педагогика. 1989. №7. С. 105-111.
84. От собирателя. Из кабардинских сказаний о нартах // Сборник сведений о кавказских горцах. Bbin.V. Отд.II. Тифлис, 1871.С.47-52.
85. Очерки истории Адыгеи. Майкоп: Адыгейское кн. изд-во, 1957. 484 с.
86. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. М.: Педагогика, 1976. 600 с.
87. Очерки Чечено-Ингушской АССР. Грозный, 1967. Т. 1. 314 с.
88. Паго Исмаилович Тамбиев в воспоминаниях дочери // Паго Тамбиев: К 110-летию со дня рождения. Нальчик: Эльбрус, 1984. С. 45-80.
89. Приворотская Е. Д.Д. Семёнов о подготовке учителей к воспитательной работе в школе Северного Кавказа во второй половине XIX века // Мир на Северном Кавказе через языки, образование культуру. Симпозиум X. Пятигорск, 2001. С. 121-123.
90. Пушкин А.С. Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года // Избранные сочинения: В 2-х т. М.: Художественная литература, 1978. С. 608-641.
91. Пшемурзов В.Х. Воспитание адыгагства средствами народной педагогики // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. Симпозиум VI. Пятигорск. 1998. С.75-77.
92. Рейнеггс Я. Всеобщее историко-топографическое описание Кавказа // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX веков. Нальчик, 1974. С.209-213.
93. Саблиров М.З. К биографии учителя. И.М. Кармова // Учёные записки КБГУ.Вып.43. Нальчик, 1971. С. 201-206.
94. Санакоев M.П. Историография истории Осетии. Цхинвал: Изд-во «Ирыстон», 1971. 118с.
95. Сарсенбаева Т.У. Национальные традиции в семейном воспитании // Советская педагогика. 1984. №9. С. 26 31.
96. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. III. Тифлис, 1869. Раздел IV. С.8.
97. Свистунова А.И. Деятельность русской интеллигенции в Дагестане (вторя половина XIX начало XX века). Махачкала, 1968. 33 с.
98. Семёнов К.Б. Устное народное творчество горцев о воспитании детей в семье // Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру. СимпозиумVI. Пятигорск, 1998. С.78-79.
99. Симонов П.И. Горские школы // Известия СКПИ. Т. 13. Орджоникидзе, 1937. С.241-284.
100. Смирении В.В. Из истории кабардинской школы // Учёные записки СОГПИ. T. XXI. Вып. 2. Орджоникидзе, 1956. С. 65-82.
101. Смирнов H.A. Политика России на Кавказе в XVI XIX веках. М.: Изд-во соц.-экон. литературы, 1958. 224 с.
102. Стрелецкий С. Кабардинская песня о нарте Айдермикане // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Вып. 5. Тифлис, 1886. Отд. II. С.113-119.
103. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1979. 560 с.
104. Съезды народов Терека // Сборник документов и материалов. В 2-х томах. Орджоникидзе, 1977.Т.1. 520 с.
105. Так сказали мудрецы. Нальчик. 1985. 204 с.
106. Талпа М.Е. Кабардинский фольклор.M.-JI., 1936. 320 с.
107. Тамбиев П.И. Адыгские (черкесские) тексты // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Тифлис, 1898. Вып. XXI. Отд. U.C. 153-328.
108. Тамбиев П.И. Адыгские тексты // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Тифлис, 1898. Вып. 25. Отд. 3. С.
109. Тамбиев П.И. Загадки // Паго Тамбиев: К 110-летию со дня рождения. Нальчик: Эльбрус, 1984. С. 193-199.
110. Тамбиев П.И. Кабардинская азбука. Тифлис: Типография канцелярии наместника на Кавказе, 1906. 49 с.
111. Тамбиев П.И. Письмо 3. Абдрахмановой от 14 января 1910 года // Паго Тамбиев: к 110-летию со дня рождения. Нальчик: Эльбрус, 1984. С. 221-223.
112. Тамбиев П.И. Письмо 3. Абдрахмановой от 25 декабря 1910 года // Паго Тамбиев: к 110-летию со дня рождения. Нальчик: Эльбрус, 1984. С. 219-221.
113. Тамбиев П.И. Письмо 3. Абдрахмановой от 15 сентября 1911 года // Паго Тамбиев: К 110-летию со дня рождения. Нальчик: Эльбрус, 1984. С. 226-229.
114. Тамбиев П.И. Письмо Зейнаб Абдрахмановой от 30 сентября 1911 года // Паго Тамбиев: К 110-летию со дня рождения. Нальчик: Эльбрус, 1984. С. 229-232.
115. Тамбиев П.И. Сказки // Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Тифлис, 1900. Вып. 27. С. 1-34.
116. Паго Исмаилович Тамбиев в воспоминаниях дочери // Паго Тамбиев: К 110-летию со дня рождения. Нальчик: Эльбрус, 1984. С. 45 80.
117. Теунов X. Пути развития кабардинской литературы // Теунов X. Литература и писатели Кабарды. М.: Советский писатель, 1958. С. 11-178.
118. Тотоев М.С. История русско-осетинских культурных связей. Орджоникидзе: Изд-во СОГУ, 1977. 80 с.
119. Тотоев М.С. Народное образование и педагогическая мысль в дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1962. 171 с.
120. Туганов Р.У. Талиб Кашежев. Нальчик: Эльбрус, 1981. 124 с.
121. Улигов У.А., Шабаев Д.В. Они боролись за власть Советов в Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1967. 250 с.
122. Услар П.К. О распространении грамотности между горцами // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып.Ш., Тифлис, 1870. Отд.IV. С.1-30.
123. Услар П.К. Предположение об устройстве горских школ // Услар П.К. Этнография Кавказа. Языкознание. 1. Абхазский язык. Тифлис, 1887. С. 30-44.
124. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения: В 6-ти томах. Сост. С.Ф. Егоров. T.l. М.: Педагогика, 1988. С. 194-256.
125. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Ушинский К.Д. Собр. соч. в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1989. Т.2. С.27-57.
126. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Педагогические сочинения: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1988. T.l. С.160-176.
127. Ушинский К.Д. Проект учительской семинарии // Ушинский К.Д. Пед. сочинения: в 6-ти т. Т.2. М.: Педагогика, 1988. С. 81-107.
128. Ушинский К.Д. Родное слово // Педагогические сочинения: В 6-ти томах. Сост. С.Ф. Егоров. Т.2. М.: Педагогика, 1988. С.108-121.
129. Ушинский К.Д. Родное слово. Книга для учащихся // Ушинский К.Д. Сбор, соч.: 6-ти т. М.: Педагогика, 1989. Т.4. С. 24 88.
130. Хапсироков З.Я. К вопросу об идейно-художественных истоках творчества адыгских писателей-просветителей // Традиции и современность (Фольклор и литература народов Карачаево-Черкесии).Черкесск, 1980. С.81-104.
131. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебн. пособие. М.: Высшая школа, 1990. 576 с.
132. Хатаев Е.Е. Народная педагогика. М.: Ассоциация «Народная педагогика», 1993. 131 с.
133. Хатаев Е.Е. Просветители горских народов XIX века. Орджоникидзе: Изд-во СОГУ, 1985.85 с.
134. Хатаева P.A., Хатаев Е.Е. Социально-политические и духовные предпосылки становления и развития школы и педагогической мысли северокавказских народов // Вестник СОГУ. Гуманитарные науки. №1. Владикавказ, 1999. С. 314-328.
135. Хашхожева Р.Х. Паго Исмаилович Тамбиев // Поиски и находки. Избранные статьи. Нальчик: Эльбрус, 2000. С. 196-235.
136. Хашхожева Р.Х. Талиб Псабидович Кашежев // Адыгские просветители XIX начала XX вв. Нальчик: Эльбрус, 1993. 244 с.
137. Хашхожева Р.Х. Талиб Псабидович Кашежев // Избранные статьи адыгских просветителей. Нальчик: Эльбрус, 1980. С.215-220.
138. Холаев А.З. Карачаево-балкарский нартский эпос. Нальчик: Эльбрус, 1974, 144 с.
139. Хоретлев А.О. Влияние России на просвещение в Адыгее (в XIX -начале XX веков). М., 1957. 320 с.
140. Хут Ш.Х. Сказочный эпос адыгов. Майкоп, 1981. 192 с.
141. Цаголов Г. Осетинская письменность // Терские ведомости. 1915. №248.
142. Цибиров Г.И. Осетия в русской науке. Орджоникидзе: Ир, 1981. 104 с.
143. Черняев П.Н. Из истории кавказоведения. II. Кавказский фольклор по исследованиям Л.Г. Лопатинского // Сборник статей по вопросам культуры. Ростов-на-Дону , 1928. С.31-42.
144. Шоров И.А. Адыгская (черкесская) народная педагогика. Майкоп, 1999. 467 с.
145. Эсадзе С. Покорение Западного Кавказа и окончание гражданской войны. Майкоп: Изд-во «Меоты», 1993. 120 с.
146. Яковлев Н.Ф. Таблицы фонетики кабардинского языка. М., 1923. 270 с.1. Архивные материалы
147. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республикиархив Кабардино-Балкарской архив Кабардино-Балкарскойархив
148. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики. Ф.6 Оп.1. Д.85.Л.76
149. Центральный государственный Республики. Ф.б.Оп. 1 .Д.582.Л.40
150. Центральный государственный Республики. Ф.43.0п.1 Д.7.Л.2
151. Центральный государственный Республики. Ф.6. Оп.2. Д.27. Т.1. л.ЗЗ
152. Центральный государственный архив Республики. Ф.6.0п.2.Д.27.Т.2. л. 129
153. Центральный государственный архив Республики. Ф.6. Оп.1. Ед. хр. 817. Рапорт начальника Нальчикского округа от 3 февраля 1911 года. № 455.1 л.
154. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики. Ф6. Управление Нальчикского округа Терской области. Оп.1.Д.933. л.41
155. Кабардино-Балкарской Кабардино-Балкарской Кабардино-Балкарской
156. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской Республики. Ф6. Управление Нальчикского округа Терской области. Оп.1.Д.798. л. 36
157. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия1. Алания
158. Центральный государственный архив PCO-Алания. Ф.12. Канцелярия начальника Терской области. 1866 1870 годы. Оп.5. Д.95. Переписка об открытии Нальчикской школы для подготовки сельских учителей. Рапорт начальника Терской области. 97л.
159. Центральный государственный архив РСО-Алания. Ф.123. Дирекция народных училищ Терской области. Д. 144. 154 л.
160. Центральный государственный архив РСО-Алания. Ф.123. Дирекция народных училищ Терской области. Д. 147. 154 л.
161. Центральный государственный архив РСО-Алания. Ф. 123. Дирекция народных училищ Терской области. Оп.1. Д. 356. 6 л.
162. Центральный государственный архив РСО-Алания. Ф. 123. Дирекция народных училищ Терской области. Оп.1. Д. 422. 358 л.
163. Центральный государственный архив РСО-Алания. Ф. 123. Дирекция народных училищ Терской области. Оп.1. Д. 424. 72 л.
164. Центральный государственный архив РСО-Алания. Ф.123.0п.1. Д. 1067. 106л.
165. Центральный государственный архив РСО-Алания. Ф.123. ОП.1. Д.1104. 126 л.
166. Архив Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарской1. Республики
167. Архив Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарской Республики. Ф.1. Оп.4. Ед.хр.10. Туганов Р.У. П.И. Тамбиев. Краткий очерк жизни и деятельности. 14 л.
168. Архив Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарской Республики. Ф.27. Оп.1. Д.1. Аттестат П.И. Тамбиева на звание учителя в средних учебных заведениях. 2 л.
169. Архив Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарской Республики. Ф.1. Оп.2. Ед.хр.41. 36 л.
170. Архив Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарской Республики. Ф.27. Оп.1. Д. 13. 2 л.
171. Архив Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарской Республики. Ф.27. Оп.1. Д. 10. Сообщение о назначении П. Тамбиева заведующим V промыслом товарищества нефтяного производства Братьев Нобель от 19.01.1913. 1 л.
172. Архив Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарской Республики. Отдел спецхранения. Ф.19. Оп.1. Д.1. Биографическая справка о П. Тамбиеве. Зл.
173. Архив Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарской Республики. Ф.1. Оп.2. Д.41.5 л.1 •>!' V4 «1. Л4.