Темы диссертаций по педагогике » Теория, методика и организация социально-культурной деятельности

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.05 для написания научной статьи или работы на тему: Реализация нравственного потенциала православия в первичной профилактике девиантного поведения подростков

Автореферат по педагогике на тему «Реализация нравственного потенциала православия в первичной профилактике девиантного поведения подростков», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Автореферат
Автор научной работы
 Чёрная, Инесса Юрьевна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Санкт-Петербург
Год защиты
 2013
Специальность ВАК РФ
 13.00.05
Диссертация по педагогике на тему «Реализация нравственного потенциала православия в первичной профилактике девиантного поведения подростков», специальность ВАК РФ 13.00.05 - Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
Диссертация

Автореферат диссертации по теме "Реализация нравственного потенциала православия в первичной профилактике девиантного поведения подростков"

На правах рукописи

Чёрная Инесса Юрьевна

Реализация нравственного потенциала православия первичной профилактике девиантного поведения подростков

Специальность 13.00.05 — «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»

Автореферат

диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук

21 МОЯ 2013

Санкт-Петербург 2013

005539593

Работа выполнена на кафедре социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

Научный руководитель: Сукало Александр Александрович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств»

Официальные оппоненты: Гатальский Владимир Дмитриевич,

доктор педагогических наук,

директор ГБОУ СПО «Российский Колледж

Традиционной Культуры Санкт-Петербурга»

Свердлов Абрам Залманович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры основ коррекционной педагогики ФГБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Ведущая организация: НОУ ВПО «Санкт-Петербургский Гумани-

тарный университет профсоюзов»

Защита состоится 10 декабря 2013 года в 14 часов на заседании диссертационного совета Д 210.019.02 ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» по адресу: 191186, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 2, зал совета.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств».

Автореферат помещен на сайте ВАК Минобрнауки РФ «7» ноября 2013 г. (http://vak.ed.gov.ru/) и на сайте ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (http://www.spbguki.ru/)

Автореферат разослан 7 ноября 2013 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат педагогических наук, доцент

С. В. Горобец

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Проблема профилактики девиантного поведения подростков является на протяжении многих десятилетий одной из наиболее "болезненных" в отечественной педагогической науке. Это обусловлено, с одной стороны, ситуацией кризиса личностной и духовной идентичности, потерей нравственных ориентиров для значительной части подрастающего поколения, с другой стороны, причинами, относящимися к особенностям существующей практики социально-педагогической деятельности, осуществляемой различными субъектами. Кризисные явления в экономической и социальной сферах, девальвация нравственных идеалов и ценностей определяют необходимость поиска средств воспитания, способных преодолеть образовавшийся в последние десятилетия духовно-нравственный вакуум или минимизировать его негативные последствия.

В результате реформирования Российской системы образования, изменения качественных характеристик сферы досуга возникает необходимость восполнения в культурно-воспитательном пространстве утраченного опыта духовно-нравственного воспитания, рассматриваемого как важнейший культуросозидаю-щий ресурс педагогической практики, потребность в интеграции светской и религиозной педагогических традиций. Обращение к педагогическому опыту православной церкви обусловлено возможностью использования потенциала духовного наследия в социализации и социально-культурной интеграции подрастающего поколения.

Православие в современном социокультурном пространстве России, опирающееся на исторически сложившиеся культурные традиции, в большинстве регионов является доминирующей конфессией, поэтому в данном исследовании концепция первичной профилактики девиантного поведения подростков строится на интеграции православной педагогики и социально-культурной деятельности. Это не исключает использование педагогических ресурсов иных религий и их ценностно-нормативных систем, которые могут быть адаптированы в контексте светской педагогики.

Православная культура как часть историко-культурного наследия народов России обладает значительным духовно-нравственным ресурсом, который возможно и необходимо использовать в социально-педагогической практике. Это обусловлено следующими обстоятельствами: православная педагогическая традиция развивается в отечественном социокультурном пространстве более 1000 лет, опирается на систему учений и взглядов, образцов поведения духовно-референтных личностей, при этом она органически встраивалась, вплоть до советского периода, в светскую систему социального воспитания; православной педагогикой накоплен значительный опыт социального воспитания, однако необходимо его теоретическое переосмысление, прежде всего, с позиций современных педагогических реалий и возможностей его использования в педагогической практике в целом и культурно-воспитательной работе в частности; современное светское воспитание предполагает оптимизацию культурно-нравственного пространства досуговой коммуникации подростков, в которой религиозные ценности

обретают характер нравственных универсалий; обретение и обогащение подростками и молодыми людьми индивидуального опыта на духовно-нравственной основе православия может способствовать социально-культурному развитию, формированию позитивных социальных ориентаций, патриотических чувств и гражданского самосознания.

В этой связи возникает необходимость интеграции в практику первичной профилактики девиантного поведения подростков, культурно-воспитательной работы технологий, ориентированных на использование духовно-нравственного опыта и потенциала православия.

Исследование обозначенной проблемы выявило существующие противоречия:

• между потребностью социума в утверждении этических идеалов, ценностей, воспитании нравственно здорового поколения и деструктивными социальными практиками, формирующими у значительной части подростков и молодежи стереотипы насилия, агрессивности, жестокости, циничного поведения;

• между требованиями, которые предъявляют к подростку институты социально-культурной сферы и дефицитом педагогических условий, необходимых для решения возникающих у подростка личностных проблем в значимых средах жизнедеятельности;

• между воспитательными возможностями культурно-досуговой сферы и недостаточным использованием в практике первичной профилактики девиантного поведения подростков духовно-нравственного ресурса православной педагогики.

Данные противоречия определили социально-педагогические приоритеты исследования, предполагающие: характеристику нравственного потенциала православия и возможностей его использования в культурно-воспитательной работе, практике профилактики девиантного поведения и социального воспитания подростков; разработку и апробацию эффективных социально-культурных технологий, способствующих творческому развитию, самореализации и духовно-нравственному совершенствованию личности.

Степень разработанности проблемы. Значение религиозного воспитания в духовно-нравственном совершенствовании человека отражено в сочинениях П. А. Флоренского, К. Н. Леонтьева, Н. А. Бердяева, В. С. Соловьёва, Г. П. Федотова, И. А. Ильина и др. Идеи русских философов получили дальнейшее развитие в культурологических трудах: А. И. Арнольдова, В. С. Библера, М. М. Бахтина, П. С. Гуревича, А. Я. Гуревича, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева, А. П. Маркова, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, А. И. Новикова, Э. В. Соколова, В. И. Топорова, А. Я. Флиера и др.

Духовно-нравственная сущность воспитания человека раскрыта в философско-религиозных сочинениях И. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Б. П. Вышеславцева, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, А. Ф. Лосева, Н. А. Лосско-го, В. С. Соловьёва, П. А. Флоренского и др.

Возможности использования духовно-нравственного потенциала Православия в педагогической практике освещались в трудах В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, П. И. Ковалевского, С. А. Рачинского, Св. Тихона Задонского, О. Иоанна

Кронштадтского, Евгения Шестуна, И. С. Шмелёва, А. А. Ухтомского, Св. Феофана Затворника и др.

Система духовно-нравственных ценностей как основа социального воспитания анализировалась в трудах А. Ф. Ахматова, Б. С. Братусь, Т. И. Власовой, 3. Т. Гасанова, Т. И. Петраковой, Б. Т. Лихачева, Н. Д. Никандрова, А. 3. Свердлова, В. А. Сластенина, В. М. Филиппова, В. Д. Шадрикова, А. В. Мудрика, Н. Е. Щур-ковой и др.

Педагогические условия духовно-нравственного становления личности раскрыты в трудах Ш. А. Амоношвили, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинского, С. Т. Шацкого и др.

Возможности использования социально-культурных технологий в педагогической практике раскрыты в работах М. А. Ариарского, В. П. Беспалько, Г. М. Бирженюка, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселёвой, М. В. Кларина, Ю. Д. Красильнико-ва, А. П. Маркова, В. М. Монахова, Г. Н. Новиковой, А. А. Сукало, А. А. Осипо-вой, В. Ю. Питюкова, Г. К. Селевко, В. В. Юдина и др.

Причины возникновения и проблемы девиантного поведения, его профилактики освещены в трудах Г. Беккера, Р. Берджеса, Э. Дюркгейма, Р. Клауорда,

A. Коэна, Ч. Ломброзо, Р. Мертона, Л. Оулина, Э. Сатерленда, Т. Селлина, У. Томаса, и др. Среди современных работ отечественных ученых выделяются работы

B. С. Афанасьева, С. А. Беличевой, В. Д. Гатальского, Я. И. Гилинского, Е. В. Змановской, Ю. В. Клейберга, В. Т. Лисовского, А. А. Сукало, Т. В. Шипуновой и

др.

Теоретические и прикладные условия оптимизации социально-культурной деятельности в социализации подростков, раскрыты в работах М. А. Ариарского, Г. М. Бирженюка, А. Д. Жаркова, А. С. Запесоцкого, Ю. В. Клейберга, В. Т. Лисовского, А. П. Маркова, И. А. Новиковой, А. А. Сукало, В. Я. Суртаева, Б. А. Титова, В. Е. Триодина, В. М. Чижикова и др.

Концепции социализации и самореализации личности в социально-культурной деятельности представлены в исследованиях Л. Г. Брылевой, А. С. Запесоцкого, А. П. Маркова, Э. В. Соколова, Б. А. Титова, В. Е. Триодина и др.

Несмотря на то, что исследование духовно-нравственных ценностей в воспитании подростков и молодёжи нашло свое отражение в философских, культурологических, социологических и других работах ученых, проблема применения в практике социального воспитания социально-культурных технологий, ориентированных на использование духовно-нравственного потенциала православия, педагогического опыта церкви остаётся недостаточно изученной и раскрытой.

Объект исследования: подростки группы криминального риска в условиях асоциальной досуговой среды.

Предмет исследования: педагогические возможности реализации нравственного потенциала православия в практике первичной профилактики девиантного поведения подростков.

Цель исследования: выявление возможностей и разработка педагогической технологии использования нравственного потенциала православия в первичной профилактике девиантного поведения подростков.

Задачи исследования:

1. Раскрыть социокультурный потенциал исторически сложившихся традиций православной педагогической культуры и современных концепций духовно-нравственного развития и гражданского воспитания личности.

2. Изучить доминирующие ценностные ориентации девиантных подростков в значимых средах и сферах жизнедеятельности (досуг, семья, неформальные объединения);

3. Рассмотреть педагогический опыт православной церкви как ресурс социально-культурной деятельности и определить возможности его использования в социально-педагогической практике.

4. Выявить возможности использования социально-культурных технологий в практике духовно-нравственного воспитания девиантных подростков.

5. Разработать концепцию духовно-нравственного развития подростков в культурно-досуговой сфере, учитывающую специфику современной социально-культурной ситуации и опирающуюся на традиции православной педагогической культуры.

6. Осуществить включенный социально-педагогический эксперимент по использованию в практике ранней профилактики девиантного поведения подростков педагогического опыта православной церкви.

7. Обосновать модель ранней профилактики девиантного поведения подростков на основе использования православных духовных практик нравственного развития личности;

8. Обобщить опыт использования возможностей православной педагогики в практике первичной профилактики девиантного поведения подростков.

Предварительное изучение проблемного поля, объекта и предмета исследования позволило сформулировать исходную гипотезу, состоящую из нескольких предположений:

Нравственный потенциал православия может быть эффективно реализован в первичной профилактике девиантного поведения, культурно-воспитательной работе с подростками при следующих условиях:

• творческого переосмысления возможностей использования учений и взглядов, образцов поведения духовно-референтных личностей (включения в социально-культурное поле образов духовных лидеров российской истории, олицетворяющих ценности и идеалы отечественной культуры), актуализированных в православной педагогической традиции, в светской практике социально-культурного воспитания подростков;

• создания одухотворённого воспитательного пространства для девиантных подростков предполагающее его оптимизацию как коммуникационной среды, в которой религиозные ценности обретают характер нравственных универсалий;

• использования социально-культурных технологий, обеспечивающих педагогические условия духовно-нравственного развития подростков с девиантным поведением;

• проектной направленности в организации культурно-воспитательной работы с девиантными подростками, позволяющей комплексно реализовать на личностном и средовом уровне педагогические замыслы.

Методологическую основу исследования составили философско-религиозные учения Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Б. П. Вышеславцева, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, А. Ф. Лосева, Н. А. Лосского, В. С. Соловьёва, П. А. Флоренского и др., определившие особую роль духовной культуры России в мировом культурно-историческом развитии и раскрывшие духовно-нравственный потенциал православия; православно-педагогические воззрения и учения И. А. Ильина, В. В. Зеньковского, П. И. Ковалевского, О. Иоанна Кронштадтского, Св. Тихона Задонского, С. А. Рачинского, Е. В. Шестуна, Св. Феофана Затворника и др.; концепция социальной и культурной динамики развития социальных систем и их влияния на социальные отношения и взаимодействия П. Сорокина; идея развития (саморазвития) личности на основе синергетического подхода В. В. Васильковой, М. С. Кагана, Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, И. Пригожина, И. Стенгерса, Ю. А. Стрельцова; подходы социальной обусловленности воспитания и развития личности М. Вебера, К. Хорни, Н. А. Бердяева, П. Сорокина, В. А. Сухомлинско-го, А. С. Макаренко; идеи гармонического развития личности в условиях социально-культурной деятельности М. А. Ариарского, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, А. П. Маркова, Г. Н. Новиковой, И. А. Новиковой, А. 3. Свердлова, Ю. А. Стрельцова, А. А. Сукало, В. Я. Суртаева, В. Е. Триодина, Б. А. Титова, В. М. Чижикова, Н. Н. Ярошенко и других авторов.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретические (теоретический анализ философской, культурологической, психологической, педагогической, духовной и научно-методической литературы по исследовательской проблеме); эмпирические (включенное наблюдение, индивидуальная беседа, опрос, анкетирование, интервьюирование, технологии социально-культурного проектирования, социально-педагогический эксперимент).

Экспериментальными базами исследования явились: ГБОУ Средняя школа № 49 г. Мурманска; ГБОУ Средняя школа № 194 г. Санкт-Петербурга; СПбГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Вера"; Специальное предприятие "Новое поколение" г. Санкт-Петербурга.

Этапы исследования:

На первом этапе (1996-2000 гг.) - разработана программа исследования, определены цель, задачи исследования, сформулирована гипотеза; подобрана и изучена религиозно-философская, культурологическая, социологическая, психолого-педагогическая, религиозная литература по проблеме. Основными методами исследования на данном этапе являлись: понятийно-терминологический анализ, теоретико-методологический анализ, изучение и анализ педагогического опыта православия, наблюдение, анкетирование, беседа и др.

На втором этапе (2000-2005 гг.) - уточнены направления реализации первичной профилактической деятельности различными неспециализированными субъектами по профилактике девиантного поведения подростков; проведена психолого-педагогическая диагностика выявления ценностных ориентации, уровня сформированное™ нравственной и общей культуры подростков; изучалась спе-

цифика применения в воспитательной работе социально-культурных технологий; разработаны методы использования православной педагогики в культурно-воспитательной работе с девиантными подростками.

На третьем этапе (2005-2012 гг.) — на базе теоретического и эмпирического исследования обоснованы педагогические условия реализации нравственного ресурса православия и опыта православной педагогики в первичной профилактике девиантного поведения подростков; разработан проект модели нравственного развития подростков с девиантным поведением на основе использования нравственного потенциала православия; обобщены результаты исследования, сформулированы выводы и определены перспективы дальнейшей работы над проблемой.

На защиту выносятся:

1. Обоснование социально-педагогической сущности и специфики первичной профилактики девиантного поведения подростков на основе использования нравственного потенциала православия:

Нравственное воспитание в России как система, основанная на принципах и традициях православной культуры, имело на разных исторических этапах разное содержание и различные формы, ориентированные на духовно-нравственное совершенствования личности, о чём свидетельствуют исторические источники, фи-лософско-этические концепции общественной мысли XIX — нач. XX веков, накопленный опыт православной педагогики. Концепция гражданственности и патриотизма представлялась в виде высшего идеала и цели развития личности, в виде объединяющего начала, способствующего преодолению национальной ограниченности, эгоизма и нравственных пороков.

Уникальность русской духовной культуры, авторитет ее представителей — Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, Н. А. Бердяева, И. А. Ильина, В. С. Соловьева, П. А. Флоренского и др., определили основную концепцию формирования духовно-нравственных качеств личности, которые были востребованы в классической российской педагогике и могут быть успешно реализованы в современной педагогической практике. Поиски духовных оснований бытия рассматривались в качестве высшей цели образовательной и воспитательной деятельности, что оказало определяющее воздействие на формирование концепции духовно-нравственного воспитания, главным принципом которого становится нравственное совершенствование. Данный концепт определяет необходимость поиска средств решения проблемы нравственного воспитания подростков и молодежи в современной России не только на государственно-общественном, социальном, но и индивидуальном уровнях.

Формирование нравственных качеств личности, опирающееся на ценности православной педагогической культуры, предполагает: изучение опыта православной педагогики, представляющей фундаментальную основу духовно-нравственного воспитания личности; проектирование социокультурных технологий, позволяющих реализовать педагогический потенциал православия; воспитание патриотических чувств, национального самосознания, нравственного отношения к окружающим; развитие нравственно-психологических механизмов самоконтроля личности (долг, совесть, честь, порядочность, благородство и др.); фор-

мирование культурно-психологических регуляторов поведения подростка в социуме.

2. Концепция оптимизации духовно-нравственного развития девиантных подростков как средства первичной профилактики девиантного поведения:

• предусматривающая опору на педагогические традиции и опыт православной культуры, позволяющий сформировать совокупность ценностно-нормативных ориентаций личности подростка, исключая, при этом, риск "релио-гизации" сознания;

• реализующая воспитательные возможности в воспитательной практике средового и индивидуального подходов, ориентированных на раскрытие и развитие духовно-нравственных качеств личности;

• способствующая формированию ценностно-нормативной среды досуго-вых общностей посредством включения подростков в различные виды духовно-опосредованной социально-значимой деятельности;

• обеспечивающая условия самореализации в различных сферах жизнедеятельности, с учетом развития природных качеств личности, раскрытия внутренних сил, способностей, социального, интеллектуального и физического потенциала подростка как основы его самосовершенствования:

• востребующая в культурно-воспитательной работе методы и технологии, ориентированные на создание воспитывающей и развивающей социокультурной среды, способствующей изменению содержания и форм взаимодействия личности воспитуемого с социальным окружением.

3. Педагогические условия реализации нравственного потенциала православия в первичной профилактике девиантного поведения подростков, включающие:

• "одухотворение" социокультурного пространства жизнедеятельности подростка посредством включения в сферу интересов субъективно значимых образов и символов православной культуры как духовно-нравственных ориентиров;

• разработку социокультурных проектов, ориентированных на оптимизацию духовно-нравственного развития девиантных подростков, имеющих социально значимый характер, реализуемых в учреждениях социально-культурной сферы и в досуговых подростковых общностях;

• создание воспитывающей и развивающей социокультурной среды, способствующей изменению содержания и форм взаимодействия личности воспитуемого с социальным окружением.

4. Модель нравственного развития подростков с девиантным поведением на основе использования нравственного потенциала православия, предусматривающая:

■ Применение в культурно-воспитательной работе методов и технологий, ориентированных на создание воспитывающей и развивающей социокультурной среды, способствующей изменению содержания и форм взаимодействия личности воспитуемого с социальным окружением;

■ Стимулирование социально-значимой активности подростков в значимых сферах жизнедеятельности.

Научная новизна результатов исследования обусловлена многоаспектным характером исследования, учетом возможностей использования опыта православной церкви в практике духовно-нравственного развития подростков в современной культурно-досуговой сфере, что позволило:

• обосновать концепцию духовно-нравственного развития девиантных подростков в современной культурно-досуговой сфере с учетом возможностей сочетания компонентов светской и религиозной (православной) педагогики;

• раскрыть в педагогическом контексте духовно-нравственные ориентиры православной педагогики и технологии их включения в культурно-воспитательное пространство подростковой среды;

• обосновать основополагающую роль духовно-нравственного развития как ведущего условия обеспечения устойчивости личности к деструктивным воздействиям социально-психологической и информационной среды;

• осуществить анализ среды жизнедеятельности подростков как педагогической системы - пространства проектирования условий социализации и самореализации личности, корректирующего ценностные модели поведения и психологические качества личности, провоцирующие девиантный характер самовыражения;

• охарактеризовать коррекционно—развивающий потенциал социально-культурной деятельности, определяемый ее культурным содержанием и творческой природой, соответствием личностным особенностям, способностью решать личностные проблемы подростков с девиантным поведением;

• разработать и апробировать модель первичной профилактики девиантного поведения подростков в сфере досуга на основе использования нравственного потенциала православия и технологий социально-культурной деятельности.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

• осуществлен ретроспективный анализ религиозно-философских, педагогических концепций православной культуры и возможностей их применения в современной практике первичной профилактики девиантного поведения подростков;

• выявлены педагогические возможности использования нравственного потенциала православия в культурно-воспитательной работе с девиантными подростками, реализующиеся за счет интеграции духовных основ православной педагогики с методологией и технологическим репертуаром социально-культурной деятельности;

• обоснован педагогический подход к использованию аксиологических аспектов православной культуры в практике воспитания духовно-нравственных, граж-данско-патриотических качеств личности подростка;

• разработана методология первичной профилактики девиантного поведения подростков, интегрирующая педагогический опыт православной церкви и традиции светской педагогики;

• расширено представление о педагогической сущности и превентивных возможностях православной педагогики в решении задач профилактики и коррекции девиантного поведения подростков группы криминального риска.

Системный анализ подростковой девиации в контексте сегодняшней ситуации позволил: творчески осмыслить результаты исследований, полученных в рамках социологии, культурологии, психологии, педагогики; адаптировать к специфике деятельности учреждений социально-культурной сферы традиции православной педагогики и наработанный в других областях практики социально-педагогический инструментарий воздействия на сознание и поведение личности; разработать алгоритм проектирования методов и способов первичной профилактики девиантного поведения подростков.

Практическая значимость результатов исследования состоит в раскрытии и обосновании возможностей использования нравственного потенциала православия в первичной профилактике девиантного поведения подростков, в культурно-воспитательной работе с подростками; разработке модели первичной профилактики девиантного поведения подростков обеспечивающей развитие навыков самопознания, самоопределения, самоконтроля, самооценки, формирующей культурно-психологические регуляторы девиантного поведения подростка в социуме. Опытно-экспериментальная работа, осуществленная на основе данной модели, позволила поэтапно реализовать единую концепцию введения в воспитательную практику совокупности технологических элементов позволяющих творчески использовать в первичной профилактике девиантного поведения подростков культурно-педагогический потенциал и опыт православной педагогики. Выводы и результаты исследования могут использоваться в превентологической практике широким кругом неспециализированных субъектов социальной профилактики.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов обусловлена исходными методологическими позициями, использованием системы методов, адекватных предмету и задачам исследования; использованием основных положений исследования в практической социально-педагогической работе диссертанта и продолжительностью, как педагогического эксперимента, так и исследования в целом.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась по ряду направлений: 1) опубликование теоретических положений и выводов исследования (опубликовано одиннадцать работ); 2) участие в научно-практических конференциях: VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Направления и перспективы развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», Санкт-Петербург, 2004; Научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования подготовки специалистов по социальной работе», Санкт-Петербург, 2004; Международная научно-практическая конференция «Психолого-социальная работа в современном обществе : проблемы и решения», Санкт-Петербург, 2008; Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в современном мире», Москва, 2013; Международная научно-практическая конференция «Наука, образование, общество: современные вызовы и перспективы», Москва, 2013; 3) в процессе опытно-экспериментальной работы. Основные теоретические положения и выводы могут быть использованы в программах дополнительного образования и повышения квалификации работников социальной и социально-культурной сферы.

Структура диссертации: диссертационное исследование включает введение, три главы, заключение, список литературы. Общий объем диссертационной работы составляет 205 страниц.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, оценивается степень ее научной разработанности, определяется цель, задачи, объект, предмет, и методы исследования, формулируется гипотеза, раскрывается содержание этапов работы, излагаются результаты диссертационного исследования, выносимые на защиту, раскрывается научная новизна и практическая значимость исследования.

В первой главе «Нравственное воспитание как ресурс первичной профилактики девиантного поведения подростков» анализируются концепции гражданского воспитания и современные взгляды на предмет нравственного формирования личности, раскрыт нравственный потенциал православия и возможности использования духовно-ориентированных практик, опыта православной педагогики в социализации девиантных подростков. Поскольку педагогическая культура определяется как часть общечеловеческой культуры, в которой в наибольшей степени запечатлелись духовные и материальные ценности, а также (взросления и становления) личности то, с учетом точки зрения исследователей данного феномена (С. Ю. Дивногорцева, Т. И. Петракова, Т. В. Склярова и др.), понятие православная педагогическая культура интерпретируется нами как способы педагогической деятельности, необходимые человеку для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации, основанные на христианской вере и традициях православия.

Нравственный потенциал православия характеризуется как совокупность ценностей и традиций, накопленных многовековой историей православия, ориентированных на ценностное отношение человека к миру и самому себе на основе христианских идеалов, способствующих формированию взглядов, убеждений и соответствующих нравственных установок.

Православная педагогика рассматривается в качестве системы духовно-нравственного развития и становления человека на основе ценностей, традиций православной культуры, опыта православной церкви в воспитании человека духовного и нравственного.

В параграфе 1.1. «Гражданское воспитание и современные концепции нравственного формирования личности» рассматриваются этапы становления и развития российского гражданского воспитания как целостный социокультурный процесс. Понятие "гражданское общество" в России, в отличие от его западной, преимущественно правовой трактовки, имело ярко выраженное нравственное содержание с приоритетом морали над правом. В педагогической практике основной целью гражданского воспитания явилось воспитание в человеке чувства гражданственности на основе нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества.

Одной из проблем практики гражданского воспитания российской молодёжи являются ограниченные возможности самоидентификации с историей страны, с ценностями предыдущих поколений, поскольку многие из них дискредитированы в общественном сознании в целом и молодежном в частности. Это зачастую приводит молодых людей к освобождению от моральных обязательств перед обществом.

Общественная мысль России (М. В. Ломоносов, Н. И. Карамзин, А. Н. Радищев, Н. И. Новиков и др.) в качестве главных приоритетов рассматривала формирование нравственных основ гражданственности - патриотизма, человечности, честности, трудолюбия. Патриотизм рассматривался как возвышенное чувство, незаменимая ценность, важнейший мотив социально значимой деятельности. Педагогическая направленность данного исследования обусловила необходимость раскрытия механизма взаимосвязи формирования нравственных и гражданских качеств личности. Основанием гражданского воспитания является трансляция подрастающему поколению опыта эмоционально-ценностного, духовно-творческого, эстетического отношения к миру как предпосылки формирования внутренне свободной, ответственной, созидающей личности. В то же время, необходимо констатировать отсутствие в силу ряда причин (в том числе и этнокультурных, религиозных) единой концепции гражданского воспитания, опирающейся на нравственные идеалы и традиции отечественной культуры.

В параграфе 1.2. «Культурно-досуговые ориентации подростков как акцентуированная ценностная система» предпринята попытка анализа подростковой культурно-досуговой среды и особенностей социализации подростков группы криминального риска. Деформация ценностно-нормативных механизмов социальной регуляции ведёт к маргинализации подростковой досуговой среды, субкультурному конформизму, деиндивидуализации в результате подчинения интересам, ценностям и нормам группы.

Социокультурное окружение трансформирует традиционные ценности и этические нормы поведения, служащие социальными регуляторами человеческого поведения. Определяющее влияние на человека социокультурной среды отмечалось многими выдающимися исследователями. П. Сорокин считал, что господствующий тип культуры, созданной определённой социальной группой, формирует тип сознания людей в рамках этой культуры, сознание любого человека отражает микрокосм окружающей его социальной среды. Тем самым, происходит образование социокультурного пространства данного социума, в котором человек, являясь социальным субъектом, представляет культуру данного социума. Теоретики психодинамической ориентации (Э. Эриксон, Э. Фромм, К. Хорни) придавали большое значение в формировании личности культурным и межличностным факторам, считая, что личность необходимо рассматривать в контексте социокультурных влияний и поведение человека можно понять только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории.

В исследовании рассматривается возможность создания особого, одухотворённого пространства для девиантных подростков с целью коррекции и преобразования негативной энергии в созидательную творческую деятельность. Эффективность создания одухотворённого пространства в культурно-досуговой сфере

может быть обусловлена применением духовно-ориентированных практик в качестве педагогических технологий. Культурно-досуговое пространство предоставляет возможности самореализации подростка, раскрытия заложенных природой внутренних ресурсов, самоутверждения и самосовершенствования личности.

В то же время, культурно-досуговая сфера является практическим полем профилактики и коррекции девиантного поведения подростков, где решаются не только социально-культурные, но и социально-психологические, социально-педагогические задачи, направленные на формирование условий их личностного развития и обеспечения конструктивного взаимодействия с окружающим миром. Отсюда возникает необходимость использования в воспитательной работе с деви-антными подростками нравственного ресурса православия, опыта православной педагогики.

В параграфе 1.3. «Концепт нравственности в православной педагогической культуре» анализируется религиозно-нравственный опыт и традиции Древней Руси, получившие развитие в отечественной общественной мысли и сыгравшие особую роль в развитии и становлении педагогических воззрений. Духовно-нравственный идеал Православной Руси представлен как идеал мирского благочестия, обличающий человеческие грехи, пороки, предписывающий правила должного поведения. Сложившийся кодекс "народной этики" (Г. П. Федотов), состоял из трёх направлений: 1) теллурическое (от лат. 1е11из - земля, почва), предписывающей правила родового поведения и порицающий грехи против матери-земли и законов рода (оскорбление родителей, кровосмешение, детоубийство, нерадивое отношение к природе и т. п.); 2) ритуальное, связанное с соблюдением церковных норм и обрядов (религиозных праздников, постов, молитвенных чтений, земных поклонов и т.д.); 3) каритативное, относящееся к христианскому закону любви, предполагающему милосердно-деятельное отношение к ближнему, особенно отверженному обществом.

Изучение летописей, древнерусских стихов, сборников афоризмов показывает разделение понятий на добродетели и пороки, тем самым, подтверждая осознанное отношение человека Древней Руси к разделению добра и зла. Сложившаяся в православном христианстве этика запретов чётко определила добродетели и пороки человека. Сформировалась система нравственных ценностей: добродетели как норма должного поведения (к ним относятся — мудрость, честь, милосердие, братолюбие, дружелюбие, воздержание, усердие, страдолюбие, благодарность, послушание, смирение, мужество, радость, любовь) и человеческие пороки, с которыми надо бороться (злодеяния, излишества плоти, излишества слова, излишества воли, недостатки воли, излишества мысли, излишества чувства). Одной из нравственных черт народа была милостыня, которая являлась необходимой ступенью к спасению.

Анализ источников показал, что отечественная религиозная и общественная мысль представлена многообразием идей нравственного совершенствования человека. В то же время, в основе всех идей прослеживается единая концепция — совершенствование человека возможно только через Божественное начало. Основной идеей является "софийное оправдание добра". Идея реализуется в соборно-нравственном преображении человека и преображении мира через духовно-

нравственное совершенствование самого человека. У истоков этой концепции стоял Г. С. Сковорода, считавший, что в глубине каждого человека есть тайный закон его возрастания, поэтому необходимо, прежде всего, "найти самого себя" и внутри себя найти искру истины Божией, которая очистит нас.

Исследование подтвердило предположение о том, что чаще всего к внутренним духовным исканиям обращаются подростки, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и зачастую находят спасение в вере, любви, творческом поиске.

В параграфе 1.4. «Возможности использования опыта православной педагогики в практике нравственного воспитания подростков» представлены основные направления и характеризуется педагогический опыт православного воспитания.

Православная педагогика как часть отечественной культуры имеет тысячелетний опыт воспитания человека духовного и нравственного. В современной социокультурной ситуации, использование данного опыта поможет воссоздать в воспитательной практике духовно-нравственные ориентиры, основанные на традициях и ценностях православной культуры. Использование опыта православной педагогической культуры, представленного как синтез духовности и нравственности — поучение словом, отражённом в духовной литературе, поучение делом, представленном в жизненном подвиге святых, религиозно-нравственном подвижничестве, даёт знания о природе развития духовного в человеке и пути его самосовершенствования.

Русские мыслители К. С. Аксаков, И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, Н. А. Бердяев, К. Д. Ушинский, И. А. Ильин, В. С. Соловьёв, С. Л. Франк и др. считали приоритетным духовно-нравственное воспитание личности именно на основах христианской морали. Основная идея воспитания и образования представлялась в том, чтобы научить человека почитать и беречь в себе самом высшее духовное начало, понимать в себе самом святость человеческой личности как таковой.

Педагогические поиски православных педагогов (Дмитрия Ростовского, О. Иоанна Кронштадтского, С. А. Рачинского, Феофана Затворника и др.) направлены на раскрытие лучших душевных качеств личности: ума, воли и сердца.

Необходимо отметить, что этические идеи отечественной общественной мысли рассматриваются не только как теории нравственности, но и как нравственные ориентиры, предопределяющие нравственные действия человека, построенные на заповедях христианства и ставшие основой гуманистических принципов отечественной педагогики.

Практика реализации воспитательного потенциала православного учения может опираться на принципы одухотворённого образования, раскрытые профессором В. В. Рыжовым. Это одна из попыток объединения светской и религиозной педагогики в решении проблем духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Во второй главе «Педагогические условия нравственного воспитания подростков с девиантным поведением» обоснованы педагогические условия, определены возможности использования социально-культурных технологий в практике нравственного воспитания подростков.

В параграфе 2.1. «Девиантологические аспекты социально-культурной деятельности» в качестве приоритетной области практики социального воспитания рассматривается социально-культурная деятельность. По своей природе социально-культурная деятельность интегрирует как светские, так и религиозные аксиологические ресурсы духовно-нравственного развития личности и имеет ряд преимуществ:

— во-первых, социально-культурная деятельность в силу своей природы интегрирует педагогические технологии различных социальных институтов, что позволяет использовать аксиологический ресурс православия в светской педагогической практике, в развитии духовных и нравственных качеств человека;

— во-вторых, досуговое пространство, являющееся приоритетной сферой применения социально-культурных технологий, субъективно воспринимается молодёжью как пространство возможности самореализации, раскрытия личностного духовного и нравственного потенциала;

— в-третьих, социально-культурные учреждения рассматриваются как неспециализированные субъекты социальной профилактики, как важные социальные площадки профилактики девиантного поведения подростков.

Основным социализирующим институтом для личности, создающим "одухотворённое" воспитательное пространство (нравственный климат, благоприятные условия физического, психического, эмоционального развития и воспитания ребёнка) является семья. С православной точки зрения, восстановление традиционного уклада жизни поможет активизировать возможности семьи в решении проблемы духовно-нравственного воспитания детей. Семья являлась в отечественной православной педагогической традиции "малой, домашней церковью", в которой создавались благоприятные условия духовного и нравственного воспитания, а именно: взаимной любви всех членов семьи; предания каждого члена семьи воли Божией; просвещения через чтение духовных книг; совершение совместных молитв; проявления любви, милосердия всеми членами семьи.

Базовым ресурсом "одухотворения" воспитательного пространства в социально-культурной практике является включение в сферу интересов подростков духовно-нравственных образов и символов, этических идеалов отечественной культуры.

В исследовании характеризуются ключевые факторы культурно-воспитательной работы: опора на внутриличностные ресурсы; стимулирование навыков социально одобряемого поведения; сотворчество (подросток - воспитатель — родители), социально-значимая и творческая деятельность.

В параграфе 2.2. «Возможности применения социально-культурных технологий в практике первичной профилактики девиантного поведения подростков» представлены социально-культурные технологии как совокупность психолого-педагогических, социально-педагогических, культурно-досуговых средств, методов, форм составляющих методический инструментарий воспита-тельно-коррекционной работы. В процессе исследования выявлены основные личностные проблемы подростков, проведена диагностика по методике изучения ценностных ориентации и интересов (М. Рокича), методике "подставной само-

оценки", определяющей уровень оценивания подростком у себя личностных качеств, методике «Пословицы» (С. М. Петровой), определяющей уровень нравственной воспитанности подростков, позволяющей выявить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Проблемно-целевой анализ причин девиантного поведения подростков в исследовании показывает необходимость систематизации имеющихся и разработки новых способов, методов, приёмов культурно-воспитательной работы. Осуществлённый на поисково-констатирующем этапе анализ воспитательной деятельности исследуемых учреждений, диагностические данные, общение, беседы с подростками позволили определить педагогическую технологию, обеспечивающую решение воспитательных, профилактических и коррекционных задач: технологию духовно-нравственного сопровождения; технологию нравственного научения; технологию нравственного взаимодействия личности с окружающим миром; технологию приобщения личности к духовно-нравственным ценностям. Каждая технология определяет наиболее рациональные пути, способы, методы и приёмы создания и реализации педагогических задач, ориентированных на цели социального воспитания и духовно-нравственного развития подростков.

Использование социально-культурных технологий в практике социального воспитания предполагает последовательное решение следующих задач:

1. Создания одухотворённого воспитательного пространства на основе использования нравственного опыта, духовных традиций отечественной православной культуры.

2. Духовно-нравственного наполнения содержания воспитательной деятельности в процессе реализации профилактических и культурно-досуговых программ.

3. Педагогического сопровождения подростка и его семьи.

4. Приобщения подростков к православным духовно-нравственным традициям и ценностям, создания воспитательной атмосферы любви, добра, справедливости, милосердия, сострадания.

В параграфе 2.3. «Соцнально-профилактический потенциал подростково-молодёжных объединений "клубного типа"» культурно-досуговое пространство рассматривается как катализатор досуговой активности, социальной инициативы молодого поколения. Свобода выбора форм досуга заключена в сознательном и последовательном включение подростков в различные виды социального творчества, организацию подростково-молодёжных объединений "клубного типа".

Воспитательный ресурс подростково-молодежных объединений "клубного типа" заключается в возможности педагогического использования досуговой среды как средства гражданского становления, адаптации подрастающего поколения к современным социально-экономическим условиям; подготовки к активному участию в общественной жизни.

При изучении подростково-молодежных объединений использовалась: методика выявления уровня социальной адаптированное™ (М. И. Рожков), методика определения степени ценностно-ориентационного единства, изучена специфика деятельности объединений "клубного типа" православной направленности, ме-

тоды наблюдения и беседы. В процессе исследования обозначились противоречия:

- между накопленным опытом деятельности просоциальных подростково-молодёжных объединений "клубного типа" в духовно-нравственном развитии подростков, молодёжи и недостаточностью использования данного опыта в практике первичной профилактики девиантного поведения подростков;

- между возможностями использования воспитательного потенциала подростково-молодёжных объединений религиозной направленности в профилактической, коррекционной работе с подростками и недостаточным использованием их ресурсов в социально-педагогической практике.

В третьей главе «Социально-педагогический контроль и нравственное развитие личности девиантных подростков» на основе опыта воспитательной работы и социально-педагогического эксперимента в исследуемых учреждениях разработана модель первичной профилактики девиантного поведения подростков на основе использования социально-культурных методов развития личности. В основу модели положена идея создания одухотворённого воспитательного пространства для подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В параграфе 3.1. «Организация нравственного воспитания в учебных заведениях и культурно-досуговых учреждениях» рассматриваются проблемы организации нравственного воспитания в образовательных и культурно-досуговых учреждениях, включения подростков в социально-значимую деятельность. Духовно-нравственное становление происходит в определённом социокультурном образовательном пространстве, особое место в котором занимает духовно-нравственная деятельность, обеспечивающая накопление духовно-нравственного опыта, и именно она может стать условием духовно-нравственного становления (В. В. Зеньковский).

В ходе исследования выявлено, что успешность первичной профилактики зависит от педагогических условий, обеспечивающих духовно-нравственное становление и развитие личности. Поэтому на индивидуальном уровне создавались условия для раскрытия и развития нравственных качеств, выбора соответствующего поведения через социально значимую деятельность, формирования ценностного отношения к природе, людям, собственному здоровью, эстетического отношения к окружающему миру. На средовом уровне осуществлялась педагогизация "ближайшего окружения", одухотворение межличностной коммуникации на основе включения ценностно-значимых образов, символов в сферу интересов личности подростка, а также вовлечение его в творческую деятельность.

В параграфе 3.2. «Опыт разработки и реализации социально-профилактических программ по месту жительства» на основе изучения теоретического материала, документов и опыта работы образовательных, социальных, культурно-досуговых учреждений, опоры на педагогический опыт автора определены: концепция, принципы, условия, методическое обеспечение проектирования социально-профилактических программ для подростков.

Анализ опыта реализации различными неспециализированными субъектами профилактических программ для подростков позволяет сделать вывод, что опти-

мизация первичной профилактической деятельности возможна при соблюдении ряда условий:

- реализации в практике социального воспитания социально-культурных, психолого-педагогических проектов, ориентированных на активизацию развития духовно-нравственного потенциала личности, в том числе и реализующих опыт православной педагогики;

- организации позитивного взаимодействия социальных педагогов с семьёй, по возможности использования нравственного и духовного потенциала семьи с учетом конкретной ситуации в практике индивидуально-воспитательной работы;

- разработки и реализации социальных проектов в целях создания новых и реорганизации действующих структур организации подросткового досуга (клубов добрых дел, милосердия и т.п.) и методического обеспечения их деятельности.

В параграфе 3.3. «Модель нравственного развития подростков группы криминального риска» определены педагогические условия реализации нравственного потенциала православия в первичной профилактике девиантного поведения подростков, позволяющие обеспечить нравственное и духовное становление, творческую самореализацию, самосовершенствование личности.

Эффективность профилактической деятельности в практике воспитательной работы может быть обеспечена при:

• Создании педагогических условий, способствующих формированию нравственно-ориентированной личности;

• Организации воспитывающей среды, "одухотворении" воспитательного пространства, включении в него субъективно значимых лидеров, героев, символов, представленных в отечественной истории и культуры;

• Проектировании культурно-воспитывающих условий, предоставляющих подростку ситуации нравственного выбора и возможности самостоятельного определения;

• Приобщении подростка к ценностям, традициям, духовному наследию отечественной культуры;

• Раскрытии духовных и нравственных ресурсов личности подростка (воли, совести, доброты, ответственности);

• Формировании позитивной нравственной самооценки, обусловленной на принятых в обществе представлениями о добре и зле, ценностях и идеалах отечественной культуры;

• Содействии в развитии личности, реализации творческого потенциала в социально-ориентированной деятельности;

• Формировании духовно-нравственных ориентиров поведения (смирения, милосердия, терпения, послушания).

Разработанная модель включает педагогические методы, условия, стимулирующие нравственное развитие девиантных подростков и представляет:

- создание культуро-воспитывающей среды, предоставляющей подростку возможности нравственного выбора, самоопределения, саморазвития, самосовершенствования, выбора позитивных, социально-одобряемых форм поведения;

Формнровавне новой модели поведения, внутреннее преображение

Методы формирования нравственной установки личности

Стимулирующий метод-положительная опенка развития личности

- Содействие в развитии личности, реализация творческого потенциала в социально-ориентированной деятельности, самопознание, самосовершенствование и самореализация посредством совершения добрых дел, проявления милосердия, заботы о ближних (т.е. осуществление "Я-идеальиое");

- Раскрытие и развитие духовно-нравственных ориентиров поведения (смирение, милосердие, терпение, послуша-

ние)

- Раскрытие и развитие духовных я нравственных ресурсов личности подростка (воля, совесть, доброта, ответственность);

- Формирование позитивной нравственной самооценки, обусловленной на принятых в обществе представлениями о добре и зле, аенностях и идеалах отечественной культуры

тг

Принятие личностью нравственных норм - требование к самому себе, накопление духовно-нравственного опыта

Методы формирования социально одобряемой деятельности

- Проектирование культурно-воспитывающих условий, предоставляющих подростку ситуации нравственного вьь бора и возможности самостоятельного определения

- Приобщение подростка к ценностям, традициям, духовному наследию отечественной культуры

Формирование ценностно-смысловой сферы, основанной на высших ценностях и образе совершенной личности, соединяющей все добродетели

Убеждение Разъяснение Внушение Этическая беседа

Стимулирующий метод пример положительного опыта, значимого образа

- Создание педагогических условий, способствующих формированию нравственно-ориентированной личности;

- Организация культурно-воспитывающей среды, "одухотворение" воспитательного пространства, включение субъективно значимых лидеров, героев, символов, представленных в отечественной истории и культуры

- "одухотворение" воспитательного пространства жизнедеятельности подростка посредством включения в сферу интересов субъективно значимых духов-

ных и нравственных образцов (исторических героев, святых, мучеников) и символов, представленных в отечественной истории и культуре;

— реализацию в практике индивидуальной работы и семейного воспитания традиций отечественной православной педагогической культуры.

Концепция модели первичной профилактики на основе нравственного развития подростков группы криминального риска, представленная в диссертации, предполагает:

• Использование отечественных культурных ценностей и традиций православия в создании одухотворённого воспитательного пространства;

• Создание культурно-воспитательной среды, базирующейся на нравственных идеалах, образе совершенной личности, являющейся для подростка внутренним референтом, соединяющей все добродетели — любви к ближнему, милосердия, сострадания, добра, справедливости, этики ненасилия;

• Создание условий для социально-культурного развития и самосовершенствования личности, использование индивидуального подхода в воспитательной практике, способствующего:

— раскрытию и развитию нравственных и духовных ресурсов личности, воспитанию патриотических чувств и гражданских качеств;

— расширению и закреплению ценностно-смысловой сферы личности, осознания места и роли в социуме, личной ответственности за свои поступки и действия;

— развитию диалогичной культуры общения — сопоставления в диалоге своего сознания с сознанием другого через открытость, взаимопонимание и познание себя как другого и другого как себя, обусловливающее личностное саморазвитие;

— формированию культуры потребностей личности посредством развития навыков самовоспитания, самообразования, самоконтроля;

— развитию и самореализации личности через участие в различных видах учебной, трудовой и творческой деятельности.

В Заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы обобщающего характера, изложены перспективы дальнейшего научного поиска в избранной предметной области.

Основные публикации автора по теме диссертационного исследования:

Статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК Минобразования и науки РФ

1. Чёрная, И. Ю. Модель стимулирования нравственного саморазвития подростков с девиантным поведением / И. Ю. Чёрная // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта.-2011. — № 12 (82).-С. 195-199.

2. Чёрная, И. Ю. Использование духовно-нравственного потенциала Отечественной культуры в воспитании личности / И. Ю. Чёрная // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. — 2007. — Вып. 4. — С. 319-324.

3. Чёрная, И. Ю. Эстетическое воспитание подростков «группы риска» средствами художественного творчества (на примере духовной музыки) / И. Ю.Чёрная//Искусство и образование.-2010.-№ 1 (63).-С. 135-140.

в других изданиях:

4. Чёрная, И. Ю. Православно-педагогический аспект социально-культурной деятельности в практике контроля девиантного поведения подростков / И. Ю. Чёрная // Российская культура глазами молодых учёных : сборник трудов молодых учёных. - Санкт-Петербург, 2003. - Вып. 13. - С. 266-272.

5. Чёрная, И. Ю. Синергетический подход к пониманию проблемы девиант-ности в социокультурном контексте / И. Ю. Чёрная // Российская культура глазами молодых учёных : сборник трудов молодых учёных. - Санкт-Петербург, 2004. -Вып. 15.-С. 239-245.

6. Чёрная, И. Ю. Нарушение безопасности в родительской семье как предпосылка девиантного поведения несовершеннолетних / И. Ю. Чёрная // Направления и перспективы развития образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции по проблемам непрерывного образования в области безопасности жизнедеятельности, 15-19 ноября 2004 г. - Санкт-Петербург, 2004. - С. 232-239.

7. Чёрная, И. Ю. Проблема девиантности в социокультурном пространстве / И. Ю. Чёрная // Вестник. Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. — 2004. - № 4 - С. 110-113.

8. Чёрная, И. Ю. Превентологические аспекты социальной работы / И. Ю. Чёрная // Проблемы совершенствования подготовки специалистов социальной работы : материалы научно-практической конференции, 24-25 ноября 2004 г. -Санкт-Петербург, 2005. - С. 197-202.

9. Чёрная, И. Ю. Становление и развитие гражданской культуры в практике социального воспитания / И. Ю. Чёрная // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения : материалы Международной научно-практической конференции, 21 апреля 2008 г. - Санкт-Петербург, 2008. - С. 126132.

10. Чёрная, И. Ю. Педагогическое использование потенциала православия в культурно-воспитательной работе с девиантными подростками / И. Ю. Чёрная // Наука и образование в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 31 мая 2013 г. : в 4 ч. -Москва, 2013.-Ч. 1- С. 134-135.

11. Чёрная, И. Ю. Возможности использования опыта православной педагогики в практике нравственного воспитания подростков / И. Ю. Чёрная // Наука, образование, общество : современные вызовы и перспективы : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, 28 июня 2013 г. :в4ч. - Москва, 2013.-Ч. 1.-С. 119-121.

Подписано в печать 01.11.2013г. Формат 60x84/16 У.п.л. 1,37 Уч.-изд.л 1,37 . Тир. ЮОэкз. Отпечатано в типографии ООО «Турусел» 197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова д.38. 1огои55е1@таП. Зак. № 13498 от 01.11.2013г.

Текст диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Чёрная, Инесса Юрьевна, Санкт-Петербург

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

04201451338

ЧЁРНАЯ Инесса Юрьевна

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРАВОСЛАВИЯ В ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Специальность 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности»

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

На правах рукописи

Научный руководитель

доктор педагогических наук, профессор Сукало А.А.

Санкт-Петербург

2013

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................................................3

ГЛАВА 1. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК РЕСУРС ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ............................................................................17

1.1. Гражданское воспитание и современные концепции нравственного..................................

формирования личности.................................................................................................................17

1.2. Культурно-досуговые ориентации подростков как акцентуированная ценностная система..............................................................................................................................................33

1.3. Концепт нравственности в православной педагогической культуре...............................44

1.4. Возможности использования опыта православной педагогики в практике нравственного воспитания подростков.........................................................................................59

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.......................................................................77

2.1. Девиантологические аспекты социально-культурной деятельности..................................77

2.2. Возможности применения социально-культурных технологий в практике первичной профилактике девиантного поведения подростков....................................................................89

2.3. Социально-профилактический потенциал подростково-молодёжных объединений "клубного типа".............................................................................................................................114

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ......................................................................................................129

3.1. Организация нравственного воспитания в учебных заведениях и культурно-досуговых учреждениях...................................................................................................................................129

3.2. Опыт разработки и реализации социально-профилактических программ по месту жительства......................................................................................................................................143

3.3. Модель нравственного развития подростков............................................................................

группы криминального риска.......................................................................................................155

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................................171

БИБЛИОГРАФИЯ..............................................................................................................................177

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Проблема профилактики девиантного поведения подростков является на протяжении многих десятилетий одной из наиболее "болезненных" в отечественной педагогической науке. Это обусловлено, с одной стороны, ситуацией кризиса личностной и духовной идентичности, потерей нравственных ориентиров для значительной части подрастающего поколения, с другой стороны, причинами, относящимися к особенностям существующей практики социально-педагогической деятельности, осуществляемой различными субъектами. Кризисные явления в экономической и социальной сферах, девальвация нравственных идеалов и ценностей определяют необходимость поиска средств воспитания, способных преодолеть образовавшийся в последние десятилетия духовно-нравственный вакуум или минимизировать его негативные последствия.

В результате реформирования Российской системы образования, изменения качественных характеристик сферы досуга возникает необходимость восполнения в культурно-воспитательном пространстве утраченного опыта духовно-нравственного воспитания, рассматриваемого как важнейший культуросозидаю-щий ресурс педагогической практики, потребность в интеграции светской и религиозной педагогических традиций. Обращение к педагогическому опыту православной церкви обусловлено возможностью использования потенциала духовного наследия в социализации и социально-культурной интеграции подрастающего поколения.

Православие в современном социокультурном пространстве России, опирающееся на исторически сложившиеся культурные традиции, в большинстве регионов является доминирующей конфессией, поэтому в данном исследовании концепция первичной профилактики девиантного поведения подростков строится на интеграции православной педагогики и социально-культурной деятельности. Это не исключает использование педагогических ресурсов иных религий и их ценностно-нормативных систем, которые могут быть адаптированы в контексте светской педагогики.

Православная культура как часть историко-культурного наследия народов России обладает значительным духовно-нравственным ресурсом, который возможно и необходимо использовать в социально-педагогической практике. Это обусловлено следующими обстоятельствами: православная педагогическая традиция развивается в отечественном социокультурном пространстве более 1000 лет, опирается на систему учений и взглядов, образцов поведения духовно-референтных личностей, при этом она органически встраивалась, вплоть до советского периода, в светскую систему социального воспитания; православной педагогикой накоплен значительный опыт социального воспитания, однако необходимо его теоретическое переосмысление, прежде всего, с позиций современных педагогических реалий и возможностей его использования в педагогической практике в целом и культурно-воспитательной работе в частности; современное светское воспитание предполагает оптимизацию культурно-нравственного пространства досуговой коммуникации подростков, в которой религиозные ценности обретают характер нравственных универсалий; обретение и обогащение подростками и молодыми людьми индивидуального опыта на духовно-нравственной основе православия может способствовать социально-культурному развитию, формированию позитивных социальных ориентаций, патриотических чувств и гражданского самосознания.

В этой связи возникает необходимость интеграции в практику первичной профилактики девиантного поведения подростков, культурно-воспитательной работы технологий, ориентированных на использование духовно-нравственного опыта и потенциала православия.

Исследование обозначенной проблемы выявило существующие противоречия:

• между потребностью социума в утверждении этических идеалов, ценностей, воспитании нравственно здорового поколения и деструктивными социальными практиками, формирующими у значительной части подростков и молодежи стереотипы насилия, агрессивности, жестокости, циничного поведения;

• между требованиями, которые предъявляют к подростку институты социально-культурной сферы и дефицитом педагогических условий, необходимых для решения возникающих у подростка личностных проблем в значимых средах жизнедеятельности;

• между воспитательными возможностями культурно-досуговой сферы и недостаточным использованием в практике первичной профилактики девиантного поведения подростков духовно-нравственного ресурса православной педагогики.

Данные противоречия определили социально-педагогические приоритеты исследования, предполагающие: характеристику нравственного потенциала православия и возможностей его использования в культурно-воспитательной работе, практике профилактики девиантного поведения и социального воспитания подростков; разработку и апробацию эффективных социально-культурных технологий, способствующих творческому развитию, самореализации и духовно-нравственному совершенствованию личности.

Степень разработанности проблемы. Значение религиозного воспитания в духовно-нравственном совершенствовании человека отражено в сочинениях П. А. Флоренского, К. Н. Леонтьева, Н. А. Бердяева, В. С. Соловьёва, Г. П. Федотова, И. А. Ильина и др. Идеи русских философов получили дальнейшее развитие в культурологических трудах: А. И. Арнольдова, В. С. Библера, М. М. Бахтина, П. С. Гуревича, А. Я. Гуревича, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева, А. П. Маркова, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, А. И. Новикова, Э. В. Соколова, В. Н. Топорова, А. Я. Флиера и др.

Духовно-нравственная сущность воспитания человека раскрыта в философско-религиозных сочинениях Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Б. П. Вышеславцева, В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, А. Ф. Лосева, Н. А. Лосско-го, В. С. Соловьёва, П. А. Флоренского и др.

Возможности использования духовно-нравственного потенциала Православия в педагогической практике освещались в трудах В. В. Зеньковского, И. А. Ильина, П. И. Ковалевского, С. А. Рачинского, Св. Тихона Задонского, О. Иоанна

Кронштадтского, Евгения Шестуна, И. С. Шмелёва, А. А. Ухтомского, Св. Феофана Затворника и др.

Система духовно-нравственных ценностей как основа социального воспитания анализировалась в трудах А. Ф. Ахматова, Б. С. Братусь, Т. И. Власовой, 3. Т. Гасанова, Т. И. Петраковой, Б. Т. Лихачева, Н. Д. Никандрова, А. 3. Свердлова, В. А. Сластенина, В. М. Филиппова, В. Д. Шадрикова, А. В. Мудрика, Н. Е. Щур-ковой и др.

Педагогические условия духовно-нравственного становления личности раскрыты в трудах Ш. А. Амоношвили, П. Ф. Каптерева, А. С. Макаренко, В. А. Су-хомлинского, С. Т. Шацкого и др.

Возможности использования социально-культурных технологий в педагогической практике раскрыты в работах М. А. Ариарского, В. П. Беспалько, Г. М. Бирженюка, А. Д. Жаркова, Т. Г. Киселёвой, М. В. Кларина, Ю. Д. Красильнико-ва, А. П. Маркова, В. М. Монахова, Г. Н. Новиковой, А. А. Сукало, А. А. Осипо-вой, В. Ю. Питюкова, Г. К. Селевко, В. В. Юдина и др.

Причины возникновения и проблемы девиантного поведения, его профилактики освещены в трудах Г. Беккера, Р. Берджеса, Э. Дюркгейма, Р. Клауорда,

A. Коэна, Ч. Ломброзо, Р. Мертона, Л. Оулина, Э. Сатерленда, Т. Селлина, У. Томаса, и др. Среди современных работ отечественных ученых выделяются работы

B. С. Афанасьева, С. А. Беличевой, В. Д. Гатальского, Я. И. Гилинского, Е. В. Змановской, Ю. В. Клейберга, В. Т. Лисовского, А. А. Сукало, Т. В. Шипуновой и др.

Теоретические и прикладные условия оптимизации социально-культурной деятельности в социализации подростков, раскрыты в работах М. А. Ариарского, Г. М. Бирженюка, А. Д. Жаркова, А. С. Запесоцкого, Ю. В. Клейберга, В. Т. Лисовского, А. П. Маркова, И. А. Новиковой, А. А. Сукало, В. Я. Суртаева, Б. А. Титова, В. Е. Триодина, В. М. Чижикова и др.

Концепции социализации и самореализации личности в социально-культурной деятельности представлены в исследованиях Л. Г. Брылевой, А. С. Запесоцкого, А. П. Маркова, Э. В. Соколова, Б. А. Титова, В. Е. Триодина и др.

Несмотря на то, что исследование духовно-нравственных ценностей в воспитании подростков и молодёжи нашло свое отражение в философских, культурологических, социологических и других работах ученых, проблема применения в практике социального воспитания социально-культурных технологий, ориентированных на использование духовно-нравственного потенциала православия, педагогического опыта церкви остаётся недостаточно изученной и раскрытой.

Объект исследования: подростки группы криминального риска в условиях асоциальной досуговой среды.

Предмет исследования: педагогические возможности реализации нравственного потенциала православия в практике первичной профилактики девиантно-го поведения подростков.

Цель исследования: выявление возможностей и разработка педагогической технологии использования нравственного потенциала православия в первичной профилактике девиантного поведения подростков.

Задачи исследования:

1. Раскрыть социокультурный потенциал исторически сложившихся традиций православной педагогической культуры и современных концепций духовно-нравственного развития и гражданского воспитания личности.

2. Изучить доминирующие ценностные ориентации девиантных подростков в значимых средах и сферах жизнедеятельности (досуг, семья, неформальные объединения);

3. Рассмотреть педагогический опыт православной церкви как ресурс социально-культурной деятельности и определить возможности его использования в социально-педагогической практике.

4. Выявить возможности использования социально-культурных технологий в практике духовно-нравственного воспитания девиантных подростков.

5. Разработать концепцию духовно-нравственного развития подростков в культурно-досуговой сфере, учитывающую специфику современной социально-культурной ситуации и опирающуюся на традиции православной педагогической культуры.

6. Осуществить включенный социально-педагогический эксперимент по использованию в практике ранней профилактики девиантного поведения подростков педагогического опыта православной церкви.

7. Обосновать модель ранней профилактики девиантного поведения подростков на основе использования православных духовных практик нравственного развития личности;

8. Обобщить опыт использования возможностей православной педагогики в практике первичной профилактики девиантного поведения подростков.

Предварительное изучение проблемного поля, объекта и предмета исследования позволило сформулировать исходную гипотезу, состоящую из нескольких предположений:

Нравственный потенциал православия может быть эффективно реализован в первичной профилактике девиантного поведения, культурно-воспитательной работе с подростками при следующих условиях:

• творческого переосмысления возможностей использования учений и взглядов, образцов поведения духовно-референтных личностей (включения в социально-культурное поле образов духовных лидеров российской истории, олицетворяющих ценности и идеалы отечественной культуры), актуализированных в православной педагогической традиции, в светской практике социально-культурного воспитания подростков;

• создания одухотворённого воспитательного пространства для девиант-ных подростков предполагающее его оптимизацию как коммуникационной среды, в которой религиозные ценности обретают характер нравственных универсалий;

• использования социально-культурных технологий, обеспечивающих педагогические условия духовно-нравственного развития подростков с девиантным поведением;

• проектной направленности в организации культурно-воспитательной работы с девиантными подростками, позволяющей комплексно реализовать на личностном и средовом уровне педагогические замыслы.

Методологическую основу исследования составили философско-религиозные учения Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, Б. П. Вышеславцева, И. А. Ильина, Л. П. Карсавина, А. Ф. Лосева, Н. А. Лосского, В. С. Соловьёва, П. А. Флоренского и др., определившие особую роль духовной культуры России в мировом культурно-историческом развитии и раскрывшие духовно-нравственный потенциал православия; православно-педагогические воззрения и учения И. А. Ильина, В. В. Зеньковского, П. И. Ковалевского, О. Иоанна Кронштадтского, Св. Тихона Задонского, С. А. Рачинского, Е. В. Шестуна, Св. Феофана Затворника и др.; концепция социальной и культурной динамики развития социальных систем и их влияния на социальные отношения и взаимодействия П. Сорокина; идея развития (саморазвития) личности на основе синергетического подхода В. В. Васильковой, М. С. Кагана, Е. Н. Князевой, С. П. Курдюмова, И. Пригожина, И. Стенгерса, Ю. А. Стрельцова; подходы социальной обусловленности воспитания и развития личности М. Вебера, К. Хорни, Н. А. Бердяева, П. Сорокина, В. А. Сухомлинско-го, А. С. Макаренко; идеи гармонического развития личности в условиях социально-культурной деятельности М. А. Ариарского, Е. И. Григорьевой, А. Д. Жаркова, Л. С. Жарковой, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, А. П. Маркова, Г. Н. Новиковой, И. А. Новиковой, А. 3. Свердлова, Ю. А. Стрельцова, А. А. Сукало, В. Я. Суртаева, В. Е. Трио дина, Б. А. Титова, В. М. Чижикова, Н. Н. Ярошенко и других авторов.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и подтверждения выдвинутой гипотезы исследования использовались следующие методы: теоретические (теоретический анализ философской, культурологической, психологической, педагогической, духовной и научно-методической литературы по исследовательской проблеме); эмпирические (включенное наблюдение, индивидуальная беседа, опрос, анкетирование, интервьюирование, технологии социально-культурного проектирования, социально-педагогический эксперимент).

Экспериментальными базами исследования явились: ГБОУ Средняя школа № 49 г. Мурманска; ГБОУ Средняя школа № 194 г. Санкт-Петербурга;

СПбГБУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Вера"; Специальное предприятие "Новое поколение" г. Санкт-Петербурга.

Этапы исследования: