автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Пути использования исламских устоев в воспитании учащихся средних общеобразовательных школ (на материале Азербайджанской республики)
- Автор научной работы
- Мустафаев, Алсахиб Алияр оглы
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Баку
- Год защиты
- 1992
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Автореферат диссертации по теме "Пути использования исламских устоев в воспитании учащихся средних общеобразовательных школ (на материале Азербайджанской республики)"
Министерство Народного образования Азербайджанской Республики
АЗЕРБАЙДЖАН СКИП ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н. ТУ С И
На правах рукописи УДК 373.1.014.52.
МУСТАФАРВ АЛСАХИБ АЛИЯР оглы
ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСЛАМСКИХ УСЮЕВ В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
(На материале азербайджанской республики)
13.00.01 — Теория и история педагогики
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук
БАК Ы— 1992
Работа выполнена в Азербайджанском научно-пссчедопа-тельском институте педагогических наук.
Научный руководитель:
— кандидат педагогических наук, заслуженны."! учитель
Азербайджанской республики 3. И. Каралов.
Официальные оппоненты:
— доктор педагогических наук, профессор X. Г. Фаталиев.
— кандидат педагогических наук А. И. Еминов.
Ведущее учреждение — Бакинский государственный университет им. М. А. Расулзаде.
Защита диссертации состоится _» 1992 г.
в «. Ж. _» часов на заседании Специализированного совета К.054.01.03 но присуждению-ученой степени кандидата педагогических наук-по специальности 13.00.01 — «Теория и история педагогики» в Азербайджанский государственный педа- -готический университет имени Н. Туси.
Адрес: 370000, г. Баку, ул. Уз. Гаджибекова, 34.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.
Автореферат разослан « у^ » 1992 г.
Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат педагогических на> доцент
И. Н. ИСАЕВ
ОБЦАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность тены.Лспользогзнпе з воспитании пкольникоз ::с-лаиских устоев иызет исключительную актуальность.Ззиезекие отношения к религии и веруюции находит свое отражение тзкзе в поведении и поступках учацихся общеобразовательных акол.Одной пз важных задзч средних общеобразовательных школ является предот-врзцекие оаибок прозл.чх лет,выявление рациональных путей формирования обаего взгляда к окруззюцену,раскрытие реалий настоящей зизни как с материалистической точки зрения,так и с религиозных позиций. :
До последнего времени кн основывались на аироко распространенную з марксистской литературе шгсли о той,что история Философии - есть история борьбы материализма с религиозный идеализмом.Как правило,позиция веруюцих считалась реакционной.В философии есть дзе линии,два фронта: "Линия Демокрита" и "Линия Платона",она враждуют «езду собой и т.д.Эти позиции ошибочны,односторонние тозе зрзия такой подход даносит значительный уверб не только философской нэукэ,но и воспитательной работе.
Истина такова,что я среди веруетих'есть прогрзасивно мыслящие.Философия как и религия обдадает обц'ей злачииостыз,возникла не из классовых корней,а из обцего взгляда на окруззгзее, с позиции общечеловеческих ценностей.
Независимо от характера мировоззрения на долзгны пэдхпдить с научной совестьэ к учзцимся,которые приходят в аколу как г.з атеистически сеией.так и веругзих сеуей.а такте к самим родителям,раскрывать перед ними истину.Необходимо прекратить лресле-довзпиэ взрукпях.Дчм детям следует разъяснять,что 'взр/^дие, "•т-рэЕзне прогрессивную роль в национальной'развитии;долгие гпд^ подвергались репрессии,уничтожались морально и физически._ети должны знать,что мудрости,ссответствугдие обазчелозеческпм нрэзстве.чн:;« нормам,основа "Гур"ани-.\ериа",памятника исламски;! культуры,высказана пророком ^згааедэн.У мусульман аного лрсгр.с-с*зн:лс 1:;лзсс*еких л обаеетзенно гуманистических идей и иудр^-с.е:1..
уч.чгиася необходимо зерно рэст?дно:<2т?> рель ;•:-лака..:сллис:<из устэа сыграла -?идяую роль в истории народов
в том числе исторжа Азерб^йджанв.Школьникам следует разъяснять прогрессивные стороны этой веры,в особенности значимость выдвинутых в облает» этикж,нравственности а психологии, про оа га ндиру-емые правопорядка. '.
Очевидны к факт о тои.что многие годы суеверие смеввдали о исламом.Однако восстановление гласности в нааей стране,ваед-рсние новых демократических правил свободы совести,сегодня дает возможность проследить.за религиозными традициями.После октябрьского переворота в 191? году,государство отделилось от религии, акола - от церкви.Отметим,что в проаедаий период под валкой общечеловеческих знаний преподавалось немало дисциплин (вэ учный коммунизм,научный атеизм и др.).0дчако религиозные взгляды, обла да саге больной значимости» в деле воспитания,десятилетиями игнорировались,говорить о них детям считалось непристойным. Практика показывает,что учет исламских устоев в воспитании может оказать существенное влияние на формировании личности подраставшего поколения.• : . • . ■
Азербайджанские мыслители выступали не против религии,а суе-верия.Подввргали критике деяния "авантористов муллов".А.Хагани, Й.Насиии,Н.Гянджевк,а.Физули,С.А.Ширванн,Ы.А.Сабир,А.Баких8нов и другие резко критиковали суеверие,отрицательно скззызэсвееся на духовности народа.Ук?эывалй пути воспитания духовно здоровых поколений.
Н.Гянджеви высоко оценивая исламское религиозное учение в отновених к мировым событиям.,о' дознание мира в деятельности л»* дей в этом мире»писал:
"Арыл бир оерда кв,хазино тенор, АллаЬыа адыны е¿лааэр ачар АлдаЬ виллана, нэзазаакврдыр, Ауылсызлара да алачы вэрдыр. Не выдержав испытания времени И.ц.Взгнф говорил: "¿ан чаЬэн мулкундв мютаг дорру Ьаавт кврмадам*. " И.йасими жк говорил: - .
Цондэ сымр ики чаЪэн, ¿¿к Оу чзЬэнз сыма^м0 «.А.СаСар подвергал резкой сатире суеверных и авантюристов
СРГ.ЦГНГ.'.КСВ.
В законе' Сываего Верховного Совета СССР' м0 свободе совести и религиозных организациях" вкрокое место уделено правам и обязанностям веругщих.Здесь отмечается,что ей одна из религи;:,независимо о? того,соответствует ли она пли не соответствует установкам атеизма,не должна сталкиваться с ограничениями как з проведении исследований,так и в деле пропаганды ¡:х результатов, во включении их з обвеобразовательнув лреграаку.Государство помогает осуществлению между верущздк кг;: неверувяики гражданами,а также их последователями отношения вззкмогерпимости к уважения.1
Резкие ограничения над свободой совести и религиозными организациями препятствовала также правильному проведении атеистической пропаганда.Двойственное воздействие на получение образования детьми из верующих семей отрицательно сказалось на правильной формировании.их мировоззрения.
Новое отношение к религиозным организациям,верустим способствовало значительному росту интереса населения к религии.Оправление 1000-летия принятия христианства" на руси <1588 год),оживление деятельности религиозных объединений,церквей и мечетей, которые десятилетиями были запрецены.открытие религиозных ккол, дали людей возможность принимать участив в религиозных обрядах, насильственные мероприятия,проводимые на - протяжении более ?0-и лет.ве дали результатов. : •
Неуважительное отнесение к норкам свободы совести,насилие против религиозных.объединений я верущих в года репрессий-в 30-е года,а также в последугаий застойный период,оставили неизгладимые следы в сознании нерода.В республике,где распространена исламская вера.верущих под тем или инна предлогом высылали, церковные книги в массовом количестве сжигались.Коренясь на таких насильственных мерах,педагоги-ученые соответственно духу времени создавали теорию воспитания - одностороннее критическое атеистическое воспЕтзкие.Этэ теория и сегодня отрицательно сказывается з ккольеой практике.
3 эти годы з стране искажения вз6ледзл7СЬ в самой' обдествен-ео2 идеологии,в особенности с?али выдвигаться надуманные кок^еп-
^Закон СССР "О свободе совести ж оелиггозных оогзЕизащ!Ях",гэз. "Коммунист",1990,от 14 октября.
цк'.! о вымирании религии.5ти концепции брали за основу буквенное значение неизменного высказывания ¿.ызркса "религия опиум для народа".Научный коммунизм представляли в качестве результата исторического прогресса.Сейчас уче очевидны,что подобные положения беспочвенны.
ПоБксенке интереса к религии и возобновление деятельности религиозных организаций показывает,что наступление на религию г период культа личности,антинаучные,противоестественные мероприятия по убеждению в выиирании религии били всего лнсь советской пропагандой.Так кзк разрушением и закрытием церквей, мечете?. и иест поклонения,организацией в принудительной порядке к скоропостиано "Организация борюдихся безбожников" невозможно было подорвать веру миллионов людей.
Религия системное мировоззрение.Хотя исторические перевороты приводили к изменению в представлениях люде? о религии, однако мировоззрение не исчезало,а переходило из поколения в поколение,через зека.Эта устойчивость определяется силой ьеры. ¿•еру жз эту прививает религиозный гуманизм.который воплоцэет в себе общечеловеческие чаяния.
Кз основе анализа опыта работы школ в ряде регионов республики ш пришли выводу о том,что в веруюдих семьях в проведении воспитательной работы со .школьникам все еще имеются недостатки,связанные с предшествующим положением в обществе.Следует отметить,что по настояцее.время педагоги и ученые занимались лкеь научно-атеистическим воспитанием.в ином аспекте им и не рззресзлось работать,т.е. наиа проблема не подвергалась исследованию.3 диссертации изучены и сгруппированы в связи с пробле мой идей воспитания Беруюиих семьях,которые придергиваются ие-лэиского Бероисповедания.Указаны на положительные и отрицатель кые стороны в этой деле.Было установлено,что при использовании в семье исламских устоеЬ вовсе не принимались во внимание национальные особенности республики,использование этого фактора з 1'когзх отодвигалось на задний план.Одним из условий,предоп-ределяюцах эктувлизегию навего исследования является то,что к настэнцему времени нз приводилось специальное исследование по увязке воспитания учадгася,полученного в семьях.устойчиво сохранивших исламские обычаи и традиции в сельских условиях,с во<
питание:! в сколе.Не разработана ызтодика созэриенствовзякя воспитательной работа среди школьников на оснозз исламских устоев.
Современные условия требуют рзслирзяип у .школьников обцих взглядов и предогавленгД об округ.эгсен.Для выработки у пкольни-ков таких кзчестз учителя - взспптзтзлн долгны иыеть специальную методическую и педагогическую подготовку.Исходя из стих позиций и исследовательской работа определенное вникание уделя- . лось зи!': вопросам.
Как было отпечено еыев.по исследуемой нам:! 'проблеме не ведутся су:;зствз:ш:;з нзучпие по::с:::т.Это связано с те;;,что пока оце не подверглись язяепеншч ярогрсш::-! и учебника для средин:: обзесОрэгозатэдккх ккзл.Рзкоагядзция о каучнс-атексгичесяои носпитзнлз не исклвчвк:: и к в избйгц.Скока не получили тех или ин:-;х укзгзни:' об ::спслг.зоззнпп нолэнских устоев.
Цель и с с л е л о в з н;: у:: подготов'лт5 пздзгогпчосхуп сяотеиу г.с-яодьзовзняя .псла:.:ск:ис устоав в гсспитзпки з::ол".ни:-:ов,рззрэбзтзть изтодпку использования иеяааскпх устсзв в госпитзнпн учзвйхся средних икол.
Б' кзчзсгвв обьэктл исследования ззпто фэрккрэгзняе обцзго взгляда к округзядзну в вссппсз;::;:; учзднхсл средне обдеобрз-говзюльных 1:1:0л с использованием исламских устоев.
Предцзт '.;селзг,оток'.1Я: изучение воздействия не зоеппхэние у "колгникоп взглядов окрула^д^е с нзпзльзогзпк?-: исламских ус?оз2,усоз8р-?нсгвзззн::о процесса воспитания.
::зу':нзг~: гнчотозч исследования: олрэделзнне путей,воздеасг-вуг.зпх на постановку гоетта.чиг, нз истинно нзучнол ойпегз в прелодзвз!.;:;:. геогрзг.:;:,биологии и зтпки психолог:!',' срмзйнз.! хиз:;:1,:.о скоклэссных кероприятиях,семье с кспользовзнгс-к при зтом исламских устоез,приведет к формировании у школьников обеих взглядов на округзгзее.а такге будет созданз предпосылка для духозного оздоровления икольникоз.
На основе цели и научной гипотезы пзред исследованием были
поставлены следуогие задачи:
.. - дзть анализ отрицательного злияния отстранения исламских усоов от всспитзния;
- о позиции исследуемой тепы проанализировать прог;а^ми
УТ-XI классов,определит^ воспитательное возможности занятий; .; , - уточнить обьем исламских устоев,используемых в Боепитании . учацихоя; ,
г исследовать состояние постановки воспитания в саиьях различного (веруссиа к отаисти) уровня;
. - определить пути совместной деятельности окола к сеиьп в •■'..'. воспитательной .работа;
- ыявйть пухе использования мелзвекке устоев в процессе ..,.'. преподавания,в ceïïbolî.ra внеклассных и внзшеолышх мероприятиях^ а работать методику рационального к использования 'и эк—. 4 ' сперикектально проверить; '
•. - подготовить с|'аягкч5ск20 рекоиеядзцнн по соварзенстуова- , нив воспитания скользкое.. - ;
В кссаекопчз;: положения пыносятпн на запиту;
: - исдзисгаю уемп представляй собой составную часть обцо-.''.-. гс' юопемвцп. телоьеко* в сдэрсЕоа'лухо к использование не б • боеш: условиях г ïpecosaixo -врсаона; .
- с пэзьца. сэкаппк«: еапргравного- шцковзяьиого образов:' ппз ucnsawoKJKUJ ycioca ергдотавляз? собой снстоиу. Sic c/ststa яоаола»-;:: '.ïzSquuz? исакловсного подхода к обу-' • •'...чопхз.и cpsrcteiîujj4 '•. :•'•
Bps yctças ц катода взспа-
. ssîc£t-c.1 ¡.VÙ32ÎJ. иг&азасалг'гсп СООЧЕЗТСТЕОШЮ
ucc'ïa-u ycsreï;.-: n г;лп ïtf-jCyiV caioro подхода :: soc-
assassaï-uoS pi"o.c i: /
'-..ну-: uc.'^ucax уезозв адасзстся роль сзиоС-
кого восвахгаап к -сс-.;а:с взглядов-на округаюцзе;
.. • '*• г. «спользовзнко всазксках .устоо'в требует создания новой'системы' соваестной деятаяыюсгв ссиьц.нколм к обцзственноста в воспитаний'ЁодрастоЕзего поколения.
Пэтоилогическтп основу -воспитания состовляпт диалектические закономерности формирования человека; теории о воспитании к обучения,духовная сокровздах ислама Гур"аня-Керии,наставления святого ¡íoг9aeдo,*Г8бycнaue,,! как памятника восточной куль-.туры,труды'Н.Туси "Ахлага-Нзсврв",новые директивные докуиенты ' * о свободе совесги. ' '• '
.3 исследовании использованы, также положения ученых-педаго-
■'гов,8 такге 'последние публикации- об иелайской культуре,опыт скол и передовых учителей. ' ■ • • '
Метода ксследовзяия.В процессе исследования асполвзовзлись нигеследущие метода: теоретический аазлиз.кзблздениз.бзседз, дналог,анкетирование,педагогический.эксперимент.Наблюдения и проверки проводились в городских и районных сколах Ап™ерона,Ие- . аэхи,Гойустана,Ахсу,Гоокчая и др.. . \
Научная новизна исследования состоит з ?са,что г рзботе впзрхые всесторонкз изучены основзыэ недостатка.нзблпдзомые з воспитательной'рзботз .в настоящее зреия и йорзгдасзна их причина; определены эффективные луга использования з процесса прг-подазония. отдельных прздиетоз'пслзцс:ст устогз,:гесто'этой работы зо взаимосвязанной организации игольного' я се.иейлого гослита-ния.Еыявлены возможности,пути,форст и ¿гетоды использования исламских устоев на уроках и во внеклассных .мероприятиях.''
Теоретическая и практическая-'значимость исследования'за{слр-'' чается в■том,что работа оказсет .практическую поиоць руководителям шкэд,учителям.вобпитателяй в перенесения зякропивкейся в гкольноа практике оснбоч'ной,ненаучной, системы воспитания на новое направлением именно к.истинно гувднистическоггу.направлении. •Работа даст;возаозность построить воспитание на лзциопальной . почве,побудить педагогичесяув обавственнрсть-к'осознанюэ'необходимости пересмотра .теории'воспитания.-' -,. •'' - .. *
Апробация исследования; выдвинутые в диссертации методические соображения, по проблеаз опубликованы .в йэдзгогпчесггой • печати.пбыиио этого дозодилиоь до пзучно-яедсгогяческой обгест-Ьзнностя. посредствен выступлений с докладами еэ научао-практп-ческях конференциях аспирантов а. диссертартоз,ежегодно проводи. аых при Азербайджанском НЙШН,еэ трздационных августовских,яи-гэрских совещаниях учителей Шемахи "(1967-1991 гг). ■ -
Структура диссертации: Диссертация состоит из ввздения,двух глав,? параграфов,зызодоз ц-рекомендаций,прилояйная- и библиографии, ' •• '.''■' • ... - ••
. " -' ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ '
Первая глава диссертации называется•"Место и содержание1 • ислзмских устоев в'системе воспитания учацихся средних стол". В данной глазе показываются отрицательные результаты отстрзне- • ния исламских устоев от воспитания,ноейодоости использования-
исламских устоев в системе воспитания учацихся,дается анализ действукщих программ и учебников,обосновывается содержание исламских устоев,необходимых для Привития учащимся.
Соискатель,анализируя допуценные по настоящее время в системе воспитания недостатки,обосновывает,что односторонне осуществление научно-атеистического воспитания,утверждение того,что религия только реакционна отрицательно сказались на воспитании . подрастающих поколений,привело ко многим искажениям в данной сфере. •
В-результате октябрьского переворота всем нам'была приви-. та новая вора.В результате отделения церкви от государства,образования - от религии разрабатывается новая составная часть коммунистического воспитания,Религия не была включена в эту структуру.В республиках,где был распромтранен ислам,в той числе Азербайджане,использование исламских устоев, было запрещено.В диссертации данный вопрос всесторонне обосновывается.
В диссертаций доказывается,что отторжение религии от школы не принесло новизны в воспитание.Наоборот,был нанесен т.яаелый урон воспитанию духовно здорового человека.Таким образом,религиозные -уклады,являвциеся частью.человеческой цивилизации,куль-.туры были насильственно отторжены от народа.
3 результате исследования сделан вывод о том,что комаунис-' тическая система воспитания,на которую мы полагались до последнего времени которой'верили,прививали детяа,подросткам и моло--дехи (сюда входят: идейно-политическое,эстетическое,духовное, . воспитание,патриотическое и интернациональное воспитание.трудовое и правовое воспитание и др) должна коренный образом изменяться.Воспитание- должно отрзЕать б себе национальное и интернациональное на основе прочной связи с национальными корнями. Основу обучения и воспитания икольнкков долкны составлять исламские устои,вопладаюцие в себе национальное и общечеловеческое.
С возникновением исламской веры- на мировой арене дальнейсее развитие получили не только положительные общечеловеческие духовные достижения,ро-''.! возникло немало новых человеческих ка-' честв.Бти качества- объединены по трем группам: вера-,моление, нравственность.Задача исламской нравственности - удержать людей от проступков.В Гур"8ни-Кериые создатель двух миров повелезал:
"На гоэорп яепрэлду,не будь пгрэкои,;^ убивай человека,не г.о-ру,1,н"! пэсллу!5,нв будь алчные,на ссбпзляКся на чугоо добро,нй
бори ьзнгки,л«:Сл ?ояш7,пз:гчза паух'л,дг..сй дэбро.ноходп геОа др.. w¿.¡5пс .0.;:.;.i'jy.'.j 1 i"т-.т:гс- : .уд^
•блзгссклонон :i c:;po?s::.C относись :: д? tiria дето.'!,
улэ-а': сгэр'ткх •: ду.ссзртпц-'ч' ггрскэ. рзскпиюггг. глубокое О:!;:сао.":о!:оо значение sanccjoiä ч ■
j диссертации сбсс110.:'.т"0"сп,чтт ог ücrsvcirv: устсзз.гя ряду до стзр.г-.1::.;,:'--'-""-' оУог^-з^с:: :: г::з;о ртсс.'готге-:::] ::опоранесплн в л'-элу ислсо::™ ynтoo•з,.Ггoн!:L^.^; rourrirrjccrefi сиро:;?:::: лтсп сгзсгз гкгдкзз ярогрз:.'^ ::
:i о про:'.'-'Г.эд:!л:'.о:>
се? зга::':;:. то г.р~'.:п "i:: сз::сн "О сио-
бодг са-£стп :: рз'удчхозкг opraiiiicüunn;;" дзет г"::.:о:;нссть ззко-LO пзресао?р«гь лзГ.з'Л'увгпв' лрогр2!ягн п згчебппки.Сггодзя :югяо л г.гл:о дов.'сгл до е::оль::и:со2 духозкоэ х.ос€'л?.г:ж »гиработэнные чслозечостт.о!: на :;рот-::";п;'.;: z«-:o3.3 э;п:с долг: гтагзс:: осадагз?:, .код"! утзСнп scorr.v-л;, гз ст::оге пг:г:о~з л: ix,сбгз-о?достал::: ' с.-гдэг/>и::-.- поглплз.что' г до;:? •сЗученяя :: гэсягтчнге ;:с-• г'л Т'зг:' у- ."•"„'о::ч
•. \ зло г»: г-:?:! ::со усгэ;:
г :-"ii'ijс-;о е^сюлу с:гг:г-
хск.Входпг/з з ::с.-з::скяс усгзя лрсгргсспвныз иде.: с.::дует сконцентрярогэгь.рэзрзботзг:? систему лри?ит::ч ' учззимся средних зкол.Объем этих материалов дрлген тест cor.. созываться с прогсзи-лэ^п обучения и воспятз.чля.Ь этих целях з ' диссертации определены ниг.еследугзие принципы: •
1.Лргнциа отоора соответственно. каеслелся учебно-воспитз—. тельноЛ системы; отбор по определенному разделу; отбор по 'ясему-гурсу; отбор согласно постановки вопроса; отбор соответственно цели воспитания; отбор соответственно особенностям нзцаонэлъ.чо-го.аазлзния а местных обычаев,традиций.
¿.Принцип, соответствия возрасту .ичтемсаи и зог^сгн:стлм пог-
: ::: ,: ' с
л::,:
оссаз;:ностг:! 'учз
н&кпн еисольников. . . ,
.Этот принцип,в частности,должен обосновываться из удовлетворения склонностей учзцихся к свободному выбору мировоззрения. ' Учитывал недопустимость насилия в привитии мировоззрения,предусматривается свободный выбор иировоззрениЕ по веланкз.
З.Отрзгекис ъ содержании обучения к воспитания элементов религиозного фанатизма под гленеа ислаемких устоев считается нетерпимым и-такое'не допускается.
4.Принцип обеспечения единства и целостности исламских устоев, национальных и общечеловеческих духовных цсиностс^.
Этот принцип должен служить ваците суверенитета личности, обеспечить всестороннее развитие личности.
■ 5.Принцип развития целостного мировоззрения у учапихся и соответственно объективным реалиям.
Согласно этому принципу для воспитания гсессоронвс развитой личное?;:,привития целостных'нравственных качеств бзено ^оренг;::;: образок перестроить содержание и сродства воспитания,
■ В диссертации даны сравнительные таблицы по опрвдолзаго места и содержания исламских устоев в воспитании,особо отгегзкз роль этих'устоев в воспитании у учогнХся культуру поведения.
Згррэя глава "диссертации 'называется ."Луга ксио^ьзот-ппин •.'0--а'.'скпх устоев в процессе обучения и ? ос пито ни я "в средних ооаеобрззоБательйых'вкалах''. В данной глэго .:: асследокзлав привлечены саспень воспитанности догег.яршегвях, в кколу кз се-1.:е;1,где соблюдэвтея исламские обычаи г. традиции,и из атгисть-' ■чееккх семе?..Били изучены и прознзлнзировзпы постановка,проуз~ декпе и результаты воспитания в перльс: а лхорнх сс^гы-г;, '
Были определены рациональные фораи индивидуальной к коллективно;! (массовой) -работы с. учащадася из этих сеаей.Прп г^-оз считалось совершенно недопустимы^ прих'.неяж гикогэ асопрзь^вв-кого метода,кок сопоставление до гей из во рус;:;::; и агскстяческ«.^ •семзй.Б диссертации отмечается,что разграничение учацг.хсп по взроясловздени» в своем роде противоположно законам челоьэпее-ко:: 'гравстзениосгк. 1 "•''•.•.'•'
Для. йспользовски':-в системе обучения учащихся общеобразовательных скол ксяаьскдс усгоев ймектск сироте .возможности ?о всех учебных дпсцкплцнах.В данном исследовании г* взят:: три
лрзгл^из: геьгрзфяп,биология,05.'икз и пскхологяя сеиейаэ»; гигш-.. ?;зрэо'сгэнн 203L'c=aocs:î кспольсодзяая ислаяс.глх устоев -s воепо-лллзллл гзнн'з: дксцкплиа,определена методика 5ор:гаровэнпя лэ
•--■.J:; vegosa осгзгс :Г/.глйдз ло о.'.ру™ice а.
3 /¡яссертаааи лыяллекы методические возаозгнссгз гзмз?п;::1 aïi-.x :ллсцлпллн.С::дз вход::;:.
- увязка преподавания ¿еиатлки о :-.пзньп,е нтсресyrуча-плхся кр.-додкввякая собатипзи?
- 73ЯЗКЭ Еслэасккх уогозз с учебаьыз материалами ,:".зучза::з з г'-згзиноа wop::e -з^болсо дейсггснкшс обрззцсз;
- усллеагз ae:tnp3EíeTEUX озязеЛ,яряззтяз глубо;::г< лоялэллл
о oswjcxípscasa язлэяиЯ.пргролы :¡ об^З'гплэ;
- лзпользолллпj б y»e¿so-3oc325aseai-:,oü ро-лсдл; л: :г-эдчос-ic'.'.x лзлзрпэлол;
- досговернсз раскршг'е сулаосха пилений с аспол-^озэнЕеа :e:c:;:v:ac!-:;::: лродс;л сбулзнля; • . "
- лоллгпснлз воетагзгелького воздействия ярэктпчзся!« л ла-Пошзорякх patío; . . ■ '
- о5огз:»газ8 пгггчпя' учзбпах. a::cnypcv.íj;
- с:-.схе:;гт::з:'"огтп:;о ■гпгклэгсиьи .рнгллолклл.?: ""релрллгл';, устр..ллнлз и отел доле ¿0Р~ЭЛИЗ:13,Э!Ш30Д1ПШ>СЛ!,
'''злу лзлгь эта кзрошраяггп в коагогегйо.го- С мчлл ::0; :: лл?л?;*кл' лроолзлн.-мгно достичь лрз;й рзл/ллгг.о:;. л л:",зл:л:лл: tsi:j:: лзу"?ко зэсдзЗсгтьле х: ла'Сорл/лрогзлл:; у .-„.. ллгллдоз округ:пг:ес.1(лл'ззглл.л'злгл лл-
.'л л злгдулдлл прллзрз:::'
'"Ч-р-'ЧЛ :vecc),nç2 гьучон'-г: íc:'v:. сб^ясн^лгсп/^-го
лс.т.г' лэя лл ?лу:;лл гсчзз лзре лрлоудля тлхлсоу.лллллл лзиолдл, л TL'i: ллелз по ллсто™'^ лргглЛзл
лорл -.-рдас лрллелльлл:) ?г?кс::иг норэдов./ ¡релнлл тур::с-' г;,--рл :л.'.лллзл елллоллл лилобед/йостл.Срллл тлркез зчлгллл.л-::) гс-у л.лглл л леедэлллл стол^л лысо:;лл.;и хзрлллзл» л лл:злу лрзл.:С-лл:л;зз лл.ллллг горзл лр"лссллп :ïepxr>,y г.одлопл лл лразднэл../. л;, г::з :*.п:е гкй,.*злпгел1:г.:2 соскгйя.2га трчл.лцня зеьз':; срго/лг». .
Однлл лз рзллглэзлих убзллелил з с:ялл с лорл«;-;' ¡пллзтег i "Чсрхи'Ч лзле:/ь''.Чтс-го зггаднзгелл J дулз г,ор»,:ь Глзрлл1! •
'mtbfí к г.д.Они приносятся гакье в дои п используются в лечо-кии. Та кие иеста назива&тсп 'святилчцаик.На вериинах многих гор республики обнаружены цогплы.Одпз из 'тзких ютил находится -на горе Баба ке Ьольгс- Кав:х за .Согласно преданию cue намного-раньве вскоы'г но ьаривно гор ses» предки,непобедимые Огузскпз тврки,хороннлк с а ¡ля: сжлых.саыых снятых,санах ¡лудрых ciíhoboíI. Пусть его дух ссво^ит родную зекла,говорили тогда..;1усть будет блиге к создатели к пр,
Учитель даст разьаенерв,что хоть горы таекчилетияаи крепили у люде.1 веру,однако святыни долгиэ годы подвергались напзд-каи йтако1.ачеоко»: пропагаьда.Посекенке свитых мост биле за про.-цзно.не дозволялось кертвоприноизние,проведение обрядов.Косно?-pu ta это парод не цстерял' iepy .в своп свпти,пи.
Следует' уточнить тонне касте 'преклонения,подвести туда дороги,создать условие дл/. идлебни;>;еабходи.мс токае уделять внг,-изш-о чистоте в святых цестах.Восстановление святилицв позво-• лат тзкхе расширить «урйсшчоскув корту, республики.
■ Ь главе рассмотрена возкогнссгс использования ханах действенны:; '.'.opa. е.не;:лзос!;^х пзроприятиП,кзк "диалог"¿"беседа и доклад", '•нредпет;ша.вечерз"/'читательская кои^йрснцик",ккругккн, . цузйи|!,'^кс;:урспп'',"встрочй'.',';нраздйо.изппз знаменательных дат"., радио к толовйэкоасыг ¡¡зродочи.г.азвакнле воспитательные ш:ро~ нопяти;; ь длосертиц;::; соотьстс.^опко охарзкгернзовлыл^оклвз-hl те и.*:;, ккне cccóp.tucia.;.. пз сУквх 'кесопрзптгК kmkjïcî. беседа и дз:,д.;д.Н дисоортзцппбгсед:; и доклады-азплзаирз^.пп; . дли У1-).1 классов Лехшткка бесед и догладов по классам сгруппировано соответственно возрасткоыу уровн» учащихся,в езответ-стькп иастныас условиями тематика, бесед и докладов может из-, меняться. . ' _'•.',
Лед;;готический эксперимент.¿тот" ыеюд исследования был ис-г.ользоьзн наии для подтверждения достоверности задвинутой гипотезы, разработанной иетодкчеекзй.системы,объективности предлагаемых r^Teii использования ислаиских устоез.Вопроса подготов-кк,прзБедзния эксперимента.полученные результаты излогены в • диссертации в отдельном г.зрагрз фе.Б экспериментальных классах .:сс.;едовэтельно подвергались эксперименту такие темы по различили ку; за«,как "семлетр'-.сенпе,,,"0сздкн","В.стер","Г:редст8Еленпя
о возрождении' и развитии жизого.мира"|"Еозникновение и рззвн-тие человека","Современная азербайджанская семья","Воспитание детей в школе".В проведении эксперимента были выдвинуты сле^у-кцие задачи:
о) строить рзботу над темами исходя из теоретических фактов исходящих от исламских устоев; б) увязывать раскрываемые вопросы с местными краеведческими материалами; в) использовать возможности меяпредиетноЛ связи; г) максимально учитывать семейное Боепитание.
С учителями экспериментальных классов проводилась беседа з изложенной последовательности,а в контрольных класспх учителям было предложено работать по своему усмотрения.В целях выявления достоверности подготовленной каин иетодэдй я уровня усвоения учэдимися исламских устоев,а такле с учетом'психологических я возрастных особенностей учааихся проводился анкетный опрос.Ответы били внимательно изучены,обобщены с проведением соответ-ствукцих сравнений.Эксперимент проводился 'в три-этапа.На третьем контролирующем этапе эксперимента долучета лолозителыше донные,которые четко прослеживается а низзеледупзей таблице (см.таблицу на стр.14).
На третьем этапе было установлено,как это показано з таблице,повышение степени воспитанности екольеиков.В дэйном с'лу-1ае ответы учааихся экспериментальных классов Отличались от 1редсестЕусаих по содержании и охвату вопросов.
• Показатели уровня системы обцпх взглядов нз окрулзгаее у г-шцихея УП-Х1 классов, доказывают,что в этом достижении зягкое !еето и роль принадлежит исламским устоя».
3 результате проведенного исследования сдела:ш следу-спае юнозкые выводы и рекомендации: • "
I.Попытка насгаьстзенно вытеснить религию из лизни челове-[еского общества отрицательно сказалось яз всестороннем рззгк-'ки нодраставцего поколения.Наоборот,гонения из релкгиз,щ:енеб-южительное отношение';:* верующим,физическое уничтожение рзлиги-зных деятелей,зерупднзе,религиозных книг отрицательно сказались а психологии и нравственности людей.В лядях подорвалась вера , , правду.
2.Одностороннее проведение научво-зтеастаческэго воспитания
Кол-во 1Верные и пол-. .Частично вер- Неверные --__—г
Классы уч-ся ! ные ответы' ные ответы ответы «е ответили
• ' УД". •• " ' . 3
ЭКСП.' -.163 84 52,1 '.74 " 45,3 ; ' 2,4 ! • -. ■
контр. .162 • 23 14,1 24' • 14,8 ; . '98 • 60,4 17 .' 10,4- '
.. УШ '
эксп. '• 148 64 ' 43,2 •82- , 55,4 2 •• 1,з
. контр. . 149 . 15 10,0 66 44,2 ¡'.- 48 ' 32,2 ' .20 '. 13',4 •
• IX щ %..
• экса. . ■ 63 . 43,1 82 56,1: • 1ч • 0,68 * - .-.'-'' ■ 1
контр. • 145 , : 17 ' 11,7 : 60 . 34,4 '". 50. • '34,4 18.' • 12,4
,х . . эксп. . ' 85/ ,. 27: ■31,7 . 55 ■ 64,7' з: ;з,5
■ .контр.' ' '83 , ■10. • 12,0' 49 '51,8 • .24- ■ 28,9 •* ' . 6- . ' '/'7,2 •'
■. XI . . .. .. г
•ЭКСП. ' .'■•' .78 . 30 38,4 45 76,6 8,8' . 2 2,5 '
контр. 76 .13 ; 17,1 30' ■ .' 39,4 " 23 - .30,2 10 '•'■ 13,1
. к-; . '. ";. •".
снизило' воспитательный потенциал подраставшего поколения.3'связи с тем,что выработанные дз 'зсэ историю "человечества религиоз- •.' • кае' устои не использовались •' в воспитании. ыкольников,то-этот ' . '"'. процесс носил ограниченный характер.:.; ''*,
3.Целостность воспитания иопет быть обеспечена лйеь благо- .. _ даря комплексному использованию национальных,обзечеловеческих. и религиозных'достижений.Исламская религия сосредотачивает з себа обцечелозеческие духовные ценности и.потсгзу пря рзцйональ-ной юс использовании !К2ио поклеить хоепктз'тельлнй потенциал нкольяикоз. „ • - .
.'иИспользузмаз з нзетоет.ее время в средних общеобразовательных школах лрогрэммы п учебпнйл,методическая,педагогическая и ' • ' психологическая лптерзтур до.чхлз бить зсЬоторопкэ проанализирована с современных позйцяЯ с учвгеч'гэяозз- о слободе совзсг:!.
5.Блзгодаяя ясподьзогзвка яслзасхпх.уссооз у акользикоз - -"•.. кохно 'сформировать сгстеиу'сбт'сг г'зглядов 1.5' окрузаюзее.З н;;г .. "' веяний переходный. период ака до разработка' пово.1 госкитатвльной". системы следует оеуцестзлягь праз'лткв Утгзч,::ася"зноний об ислам- '.* с:;;:;: устоях в рэккзг дейстгугтлх программ 'й. учебнякоз.З езязл •' . з тза.что проблей мгялгззгм-'з '.юг.гг.гмт.' устсзз покз сг.з из решена в педагогической лптегз'турэ,учителя срз~лпх облзобрззо-"• взтельных скол сталкиваются :? делз с рядоц трудностей.Они '• но з состоянии самостоятельно гяявхгь гэспи'тзтельные зэзгозяо-стн тех или :'.:и:х :'.сла«схих устозз,сбьз:5 " сод'1г.г.зн:*.е такого мз-
.теризлз. •
6.Г;родло-енкзп методика кзпз.'ьзовзнил ;:слэмскнх.'устсзз з преподавании предметов, географии,биолапм,этики п психологии семейной зиз'нн, отобранные фактические материалы окахут действенную практическую помоць учателяц-предметникэм.На офое.;т;:з-ность предложенной нами методической системы указывали'и' преподаватели других предметов,которые привлекались нами в кзчестзе слушателя Тгэ. семинары - совещания в экспериментальных акалзх," 'они так«е делзли попытки использовать предлагаемую нами методику на своих урокзх. '
. Г-7.ьсть потребность'зо всестороннем исследовании проблемы использования исламски устоев в системе обучения.Считзется зэг- '
нш! подключить г. атой работе философов,педагогов и психологов.
8.Опытные учители имеют определенный опыт в использовании исламски« устоев в процессе воспитания.Необходимо глубже изучить, обобщить и распространить этот опыт.Вагнс также изучить к распространить опыт работы среднеазиатских республик.
Исследование дало возможность выдвинуть'кихеследукцие рекомендации:
1.Яра составлении программ г. учебников на основе концепции непрерывного национального образования следует_предусмотреть в них включение системы знаний об исламских устоях.
2.Следует .разработать и издать методическую,педагогическую литературу по вопросу,подготовить наглядные а технические средства обучения.
3.Лрн составлении оригинальных учебников следует учитывать национальные.региональные религиозные достояния,га специфические особоилосгп,обычаи.п традиции азербайджанского народа.
Педагогические коллективы и родители долины систематически встречаться и проводить босоды о привитии детям знаний об ш донских устою:.Ео^ио .такие периодически проводить открытые беседы, дискуссии ииг&. учамхмеся ив верующих и семей атеистоз.
5»Ихоло^е.'л:^.'рудэхие'коышкткга долгий периодически проводить встреч?..с ь^руг.дпиц и на основе результатов этих вст-речь рссрсСзт^г^ь гргд'опешш-ло совер-енсповсшпя скстомы во-питай::.«: . '
С.Б клгцс-х сз:ог и классных руководителей,учителей,
обцестгаг-цш: организаций долгий бить специальные разделы относительно ксцольаоЕЗки-к цсдзиских устоев и--этот раздал должен органически. увязываться с другими, сферами деятельности.Зопрос должен находить отражение тзкге в плана самоподготовке учителя сг.роко использоваться во внеклассных.« внегкольных мероприятиях и пр.
7.Следует лоьысить часы,выделяемые-на-факультативными курс по изучении исламских }стоев,по таким предметам,кзк-география, биология, этика и психология семейной кизни.оправдана также организация "•) счет внеклассных мероприятий помочи людям креклои нэго возраста,верусдим в евнтилицах.
Основные результаты исследования отражены в следуп-кх публ и каплях:
1.Иэ опыта увязки преподавания те.'.гы "Слзико-гесгрьфичьския обзс;. Азербайджанской республики" с крзезедческшли катертьла'.и. Сб. "Преподавание истории, географии и обшествоведения", 19Е2, !' 2.
2.Межпредметная связь в интенсификации урока.Сб."Преподавание истории, географии и обществоведения", 1968, )? I.
3.Особенности религиозного воспитания.Сб."Преподавание фпзнки. я математики",1558,!? I.
4,06 использовании исламских устоев в воспитания схсльников. Сб."Преподавание флзпкп и математики" (в печатя).
5.Из опыта фср/ирсвания иирсвозрения учащихся в обучении естественных дисциплин. Выступление на научно-практической конференция в НИШН, Баку, 1990 , 28 мая.
6.Место и содержание исламских устоев в воспитании учащихся. Выступление на научно-практической конференции в Н1ЯПН, Баку ,1991, 10 кяня. • . ' ■