Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Возможности и пути использования образцов азербайджанской профессиональной музыки в нравственно-эстетическом воспитании школьников (на основе материалов I-VII классов общеобразовательных школ)

Автореферат по педагогике на тему «Возможности и пути использования образцов азербайджанской профессиональной музыки в нравственно-эстетическом воспитании школьников (на основе материалов I-VII классов общеобразовательных школ)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Автореферат
Автор научной работы
 Мириева, Улдуз Мирпаша кызы
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Баку
Год защиты
 1992
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация недоступна

Автореферат диссертации по теме "Возможности и пути использования образцов азербайджанской профессиональной музыки в нравственно-эстетическом воспитании школьников (на основе материалов I-VII классов общеобразовательных школ)"

МИНИСТЕРСТВО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ П ЕДАГОГИЧЕСКИИ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н, ТУСИ

И а правах рукописи УД К—373.1.036:78(479.24)

МИР НЕВА УЛДУЗ МИРПАША кызы

ВОЗМОЖНОСТИ И ПУТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗЦОВ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МУЗЫКИ В НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ школьников

(На основе материалов I—VII классов общеобразовательных школ)

13.00.01 — Теория и история педагогики

А В Т О Р Е Ф Е Р Л Т

диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

БАКУ — 1992

Работа выполнена в Азербайджанском научно-исследовательском институте педагогических наук.

Научные руководители:

—доктор педагогических наук, профессор Я. Ш. Керимов, —кандидат педагогических наук О. М. Раджабов.

Официальные оппоненты:

—доктор педагогических наук, профессор X. Г. Фаталиев, —кандидат педагогических наук, доцент Н. С. Меликмамедов.

Ведущее учреждение—Азербайджанский педагогический институт русского языка и литературы им. М. Ф. Ахундова.

Защита диссертации состоится ., д " рру¿>Г/>УЦ 1992 г. в _ / у " часов на заседании Спецнализироваш^го' совета К.054.01.03 по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01—«Теория и история педагогики» в Азербайджанском государственном педагогическом университете им. Н. Туси.

Адрес: 370000, г. Баку, ул. Уз. Гаджибекова, 34.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке института.

с/

Ученый секретарь Специализированного совета, кандидат педагогических наук, доцент

- 3 -

OBLiAH ХАРАКТЕРИСТИКА FAbOIbi

Актуальность проблемы.Современная педагогическая нэука в качестве важной задачи выдвигает перед педагогической общественностью совершенствование всей системы обучения и воспитания учошихся,осуаеетвление комплексного подхода к постановке воспитательной работы,подготовке молодежи к обцественно-полезно-му труду.

3 нашей суверенной республике в качестве веяного требова- , иия выдвигается формирование нового человека,его всестороннее и гармоническое развитие.В решении этого вопроса важное место принадлежит произведениям искусства,в том числе музыкальным образцам.Такие произведения помогают в нравственно-эстетичес- • ком воспитании школьников,привлекают их к активной музыкальной деятельности,формируют у учащихся высокие психологические качества.

Исследуемая проблема находит свое, успешное решение в том случае,если педагогический процесс и нравствелно-эстетическоа воспитание учэиихся будут осуществляться в едином оргэничес- . ком процессе.

Проблемой нравственного воспитания школьников занимались из видных азербайджанских педагогов С.С.лхундов,А.1йаиг,Ля.Дш$-раильбейли,Н.Кязшов,ш,Талибов,л.Гавшмов и другие,из известных композиторов-педагогов Уз .Г'а джибеков . .¿агомэ ев, К. лз рэев, Ф.лыиров и другие,лз русских педагогов А.В.Лун8ч'арский,А.С.Ла-каренко,#.А. Сухомлински,!,Д. д.Кабалевский и другие,хоторче'. внесли определенный вклад в педагогическую науку.

■известный ученый-педагог,живсшй в средние ве:чэ,Ходх£ Из-

сиреддин Туск в своей работе "Ахлзгк-йасири" обосновывая реазю-аую роль воспитания и обучения в формирования человека отмечал, чю в этом дсгле большая ответственность возлагается на родителей,учителей ,э такие на лиц,зэниыащихся воспитанием об-аественности.

Придавая важное значение нравственной чистота,духовной целостности,Н.Туси прекде всего рекомендовал прививать детям такие качество,как правдивости,честность.добросовестность.* великий Низами Гянджеви в своих поэмах "Сеыь красавиц","Хосров и Ширин","йскендернаме" высказал ряд глубоких мыслей о воздействии музыки,иэобразигельног- искусстве и разных ее видов на

р

характер людей,их нравственное воспитание. Крупный азербайджанский поэт и мыслитель Могааед физули клс в своих стихах,так ..и теоретических трудах особое внимание уделял вопросам нравственного воспитания,духовному совершенству.Он призывал человека :;к высокой нравственности,к наслаждению сокровидами мировой цивилизации,искусства и музыки.^

В современный период,когда резко обострилась политико-идеологическая борьба,еие больше возрастает актуальность формирования у школьников нравственного воспитания.В настояаее время для обеспечения нравственно-эстетического воспитания молодого поколения используются разные средства.Однако анализ научно-педагогической литературы показывает,что в решении данной проблемы очень мало используются произведения азербайджанских композиторов. ■ • ' ,

*Ходха Насиреддин '1'уси. "Ахлаги-Кэсири" .Ьэку,"Эльм", С.17

^Асланов А. "В мире эстетики".ьаку,"Нзычы".,1Уь7,с.Э1-Эс.

3Аслаьоз А. "Ь мире эстетики".¿аку,"Язычы",1^в7,с.9а-9о.

Исследователи по музыкальному образовании,педагоги-иетодис-ты,как н.Уеликмомедов,С,Кулиев,О.Радх:збов,ВД8Лилов,Ф.Седыгов, С.Алескерова.Т.Садыгова в своих работах отмечали большое значение азербайджанской »музыки в воспитании школьников.Однако проблема влияния произведений азербайджанских композиторов на нравственно-эстетическое воспитание школьников не затрэгявз-лзсь.З то время .сзк музыка является одним из самых действенных средств в Нормировании мировоззрения и нравственности человека.

Вышеизложенным и определяется актуальность проведения исследования по теме "Возможности и. пути использования образцов азербайджанской профессиональной музыки в нравствзнно-эстети- . ческоа воспитании акольников ^нв основе материалов 1-УП классов обцеобразовательной школы)."

Обьект исследования.Использование образцов азербайджанской профессиональной музыки в 1-УЛ классах обаеобразователхных

акол республики.

предмет исследования.'!! аоцесо организации вопросов нравственно-эстетического воспитания учацихся 1-УП классов посредством произведений музыки азербайджанских композиторов.

Цель исоледования.Исследовзть возможности воздействия на нравственно-эстетическое воспитание учааихся 1-УП классов посредством произведений азербайджанских композиторов,разработать рациональные пути осуиествлеаия этой работы,а тзкае экспериментально проверить разработанную методику.

для достижения поставленной цели было предусмотрено резо-. нив нижеследуюцих задач;

- изучить постановку проблемы в программах и учебниках . по музыке;

- б -

- изучить и обобаить состояние проблемы в школьной практике ;

- исследовать рациональные пути воздействия на нравственно-эстетическое воспитание учзакхся азербайджанской профессиональной музыки в 1-Л1 классах;

- изучить влияние азербайджанской профессиональной музыки на нравственно-эстетическое воспитание учащихся;

■ - определить возможности и пути воздействия азербайджанской профессиональной музыка на нравственно-эстетическое воспитание учацихся;

- выявить возможности внеклассных мероприятий с позиции 'проблемы.

Гипотеза исследования.йспользование азербайджанской профессиональной музыки на зёнятиях' по музыке с учетом возрастных ^особенностей учацихся в системной и последовательной форые, может положительно сказаться на. формировании у школьников высоких нравственных качеств.А это в конечном итоге окажет помоць в повышении эффективности воспитательной работы школы в целом.

3 процессе исследования использовались различные метод: в связи с проблемой изучена'и проанализирована теоретическая педагогическая литература»проводились наблюдения за деятельностью учащихся и учителей,беседы и анкетный опрос с привлечением учителз.й и учащихся,опытное обучение и педагогически;', эксперимент.

Методологическую основу исследования составляли труды о воспитании педагогов-классиков,видных композиторов и ученых-лузнковедов,закономерности психического развития учацихся.

Научная новизна исследования.Теоретические и практические

аспекты проблемы воздействия образцов профессиональной музыки азербайджанских композиторов,изучаемых в общеобразовательных иколах,нэ нравственно-эстетическое воспитание школьников разработаны впервые.

Для успешного разрешения проблемы изучено состояние воздействия образцов профессиональной музыки на нравственно-эстетическое воспитан!"» учащихся,выявлены возможности,определено содержание,разработаны рациональные формы,средства.методы и приемы этой работы.

Теоретическая значимость исследованмя.Успеиное решение в диссертации поставленных задач,соображения автора о затронутых з исследовании проблемах обогащают теории азербайджанской музыки,а такяё теорию педагогического воспитание.

Практическая значимости исследования.Разработанные в диссертации проблемы могут быть успешно использованы в составлении программ-и учебников по музыке,в совершенс гвовании содержания курсов музыки в высших и средних специальных педагогических учебных заведениях,разработке методических указаний по эстетическому воспитанию школьников.

Апробация исследования.Результаты исследования и основные идеи воспитания были объектом широкого обсуждения в Азербайджанском научно-исследовательском институте педагогических наук,в Республиканской гимназии искусств.А также по теме исследования опубликовано ряд статей в педагогически печати ' республики,изданы брошюра и монография по вопросам нравственно-эстетического воспитания школьников.

Выдвигаемые на аэакту положения;

- в средней общеобразовательной школе имеются иирокиа по-

- а -

тенциальные возыоянссти для использования образцов азербайджанской профессиональной кузыки в целях организация нравственно! эстетического воспитания учащихся;

- в нравственно-эстетическом воспитании школьников образцы азербайджанской профессиональной музыки целесообразно использовать не изолировано,а в единстве с азербайджанской народной 1.'узыкой,такЕе музыкой народов пира;

- использование образцов азербайджанской профессиональной . музыки.в нравстзенно-эстетическоа воспитании оказывает су, щественное влияние на творческую деятельность,общее развитие

школьников.

Структура исследования.диссертация состоит из введения, ;"вух глав,выводов и рекомендаций,библиографии.

ОСНОВНОЕ СОДК?ААНИЕ ДИССЕРТАЦИИ ■

Лервая глава диссертации' называется "Общие вопросы использования образцов азербайджанской профессиональной музыки в нравственно-эстетическом воспитании школьников." В первом параграфе главы нрэвствённо-эететическое воспитание учащихся .. рассматриваются в качестве педагогической проблемы.одесь от-• мечэется.что современная школа не дольна ограничиваться лишь сообщением учааимся совокупности знаний,ознакомлением основами наук,а также-содействовать их нравственно-эстетическому воспитанию,растить их сознательными я .идейно убежденными • борцами.

Ь данном параграфе главы ни основе обобщения положений о нравственно-эстетическом воспитании в исламском искусства^ азербайджанском-устном народном творчестве.соображения вели-

ких личностей,как Низзми Тяндхеви Магомед Физули,Ходжа Нэси-реддкн Хуси,.нбу-Наср Могакед £эраби,Абдургэдир аараги,Сафит эддин Абдулмоаин ибн йсиф Фахир Ур.меви,Мир 1овсум Нзвваб, й.Ф.Ахундов,лббзс Саххат,Узеир Гадяибаков.Фикрет Амиров и др. указывается на наличие широких возможностей формирования у учащихся таких нравственных качеств,как понятие хорозо и плохо,патриотизм и 5ру:«ба народов,готовность к труду и трудолюбие, правдивость и доброжелательность,дружба,товарищество и коллективизм,дисциплинированность,настойчивость и терпимость, нравственный долг и честность,внимание и забота к людям и др. В успешном привитии таких качеств считается необходимым строго учитывать возрастные особенности детей.В связи с этим в . данном разделё диссертации дается характеристик^., возрастных и психологических особенностей школьников,раскрывается значимость учета этих особенностей в развитии аузыкэльнкх способностей,формировании соответствуюаих унени^ и навыков,н.звст-венно-эстетическоа воспитании.

Во второй параграфе главы дается анализ программ,учебников и педагогической литературы с позиции проблемы,в указанном аспекте раскрывается состояние вопроса в школьной практике .В связи с зтки выдвигается такая гипотезз: з учебном репертуаре для школьников наряду с народными песнями широкое место следует уделять также произведениям профессиональных композиторов.

Как видно из сравнения программ 1962-1966 годов,такого рода музыкальные произведения,содействующие воспитанию у школьников таких нравственных качеств,как любовь к родина,героизм, трудолюбие и др.,в них составляет меньшинство.3 прсг-

рэммэх 70-х годов (1970-1972-1978).составленных музыковедом-педагогом,профессором С.Кулиевым предъявляются большие, требования к отбору материалов по музыке,значительно больше дано произведений.направленных на развитие у учащихся таких качеств,как патриотизм,дружба народов,гуманизм,твердость,смелость к др.Предложенный в данных программах широкий практический материал расчитян не только на исполнение и слушание, но,в тоже время,для развития музыкальных умений учвцихся.йслй эти изменения и оказали определенное воздействие на-уровень музыкального воспитания школьников,однако суаественных сдвигов не произошло«Сравнительный анализ программ показывает, что в отличие от предшествующих,в них хотя и включены музыкальные произведения о вождях и родине.однако по ряду компонентов нравственного воспитвния произведения почти отсутствуют.Это должно объясняться тем,что в тот период композиторы мало обращались к темам,связанным с нравственным воспитанием.

Исследования Д.Б,Кабалевского и его сотрудников коренным образбм изменили старую систему музыкального воопитания.Видо-измбняя структуру музыки ь школе они выдвинули новое решение задач,связанных с формированием музыкального воспитания,музыкальной культуры»музыкального образования.Композитор-педагог, кандидат педагогических наук О.Раджабов-рззработзл и издал в 1965 году новую программу по музыке с принципиальной опорой на систему Кабалевского,однако со значительной переработкой. Здесь усвэивбемые детьми ни уроке знания,умения и навыки направлены к единой цели - раскрытию в комплексной форме темы того, или иного урока (целиком учебной четверги,года).

Ь программе "музыке" Ш5 годэ между .исполняемыми и пред-

назначенными для слушания музыкальными произведениями соблюде-' на пропорция и здесь на первый план выдвигается нравственное воспитания посредством музыкальных произведений.

Анализ ряда программ покззыв8ет,что всем им присущь общий характерам недостаток - в должной маре не отражены такие педагогические принципы,как историзм,связь с национальными корнями,научность,соответствие возрасту.единство классического и современного,меапредметная и внутрилредметнэя связь,от национального к интернациональному и др.&тим связано то,Ч'.э проблема нравственно-эстетического воспитания не нашла сврего научного решения в школьной практике,

В учебниках по музыке дан значительный материал,большая часть которых предоставляет возможность для проведении работы в указанном направлении.Однако есть и такие материалы,которые не отвечают требованиям сегодняшнего дня.Исследование, проведенное в этом аспекте показывает,что здесь очень баяно за счет изъятия .¡асен о Ленине,партии,комсомоле,пионерии,советской армии и др. включить в программы материалы,полезные с точки зрения новых общественных отношений,возврата народа к своим корням и др.

В данной главе проанализированы многче опубликованные работы и статьи известных в республике специалистов,как С.Кулиев, К>*еликм8медов,0.?8д;кэбов,ВДэлилов,й».-эдыгов и др.,в которых •' раскрыты ряд теоретических и практических аспектов вопроса.На основе анализа таких источников сделаны следуюцие выводы:

1.x* республике почти отсутствуют исследовательские р'эбо~ ты по йормированив нравственно-эстетического■воспитания уча-иихся посредством музыки.

¿.Некоторые статьи посвящены формированию лишь определен- ' ных составных частей нравственного воспитания и к решении проблемы отсутствует комплексный подход.

3.Недостаточно статей,отражающих в себе возможности использования всех жанров азербайджанской музыки в формировании нравственно-эстетического воспитания учащихся.

4.11очти отсутствуют статьи,исследовательские работы,отражающие научно-педагогическое наследие связанное с музыкой азербайджанских композиторов-классиков я нравственным воспитанием.

I . .

Вторая главе диссертации "Содержание»возможности и пути формирования у акольников "ну.ивстванн0-астетичэских качеств посредством материалов азербайджанской профессиональной музыки" состоит из четырех параграфов.

■ В I параграфе с позиции нравственно-эстетического воспитания даеася содержание образцов азербайджанской профессиональной музыки.Здесь в свете нравственного воспитания музыкальные произведения азербайджанских композиторов классифицируются следующим образом: ' ' .

- произведения,воспевающие родину;

- произведения,воспевающие труд и отражающие в себе чувство уважения к людям труда;

- произведения,воспевээдие дружбу и товарииество;

- произведения,воспевающие такие нравственные качества,как правдивость и честность.добросовестность; .

- произведения,служащие разъяснению понятий "хорошо11 и "плохо";

- произведения,отражающие отношение к старшим,детям и оьер-

СШ-1К8Н;

- произведения,призывающие к доброжелательности и заботливости.

Л параграф главы называется "Гсзможности и пути использования образцов азербайджанской профессиональной музыки в процессе призития учащимся нравственно-эстетических качеств на уроках музыки."

аключзнныа ■ действующую программу I класса по музыке пер-ня А.^'зезвой "Ьзди себя прилично" призывает детей к дисципли-, аировэнности; песня Р.Гадхиева "Ной Азербайджан",Ш.Г.лули^ва "Дингечаур" - к патриотизму; песня Т.КулиевЭ' "Ьелтяаикя" -трудолюбию; песня О.Зульфигарова 'Мехти" и др. способствуют формированию у учэшихся таких положительных качеств,кактова-рицество,героизм^стремление к достижению своих щеалов.

Музыка О.Роджзбова "''ссня о школьниках" (слова А.Агаева) включена в программу по музыке для Л класса.Эта песня воспитывает у школьников такие положительные нравственные к^ества, как трудолюбие»дружба,товарищество,коллективизм,ответственность. 3 связи с этим учитель припоминает детям факты о трудолюбии, дружбе,отношении к другу,товарищу«коллективу из кизнк и деятельности известных личностей.!* этих целях целесообразно использовать факты из жизни и творчестве УаЛ'ад&ибековв, И.лагоааева и др.Такой подход вызызают у учацихся интерес к исполняеаой песне.

В результате проведенной работы учащиеся пркучаигся осознанно воспринимать музыкальное произведение,что.дает возможность учители прививать детям таккз качества,как внимагель-.ность.уаение' петь в форце унисонного хора и др.Бее зто создает почву для развития художественного вкуса.

- -

Посредством песен о природе как не уроках музыки,так и истории,географии,литературы моасно оказать воздействие не формирование в учащихся ч^отва патриотизма .Преподавание в Ш классе песен композиторов.Ф.Лмирова "пришла весна" (слова З.миаббарзаде).Р.^устаеаова "Сбережем"»посвященных экологическому воспитанию,положительно сказывается в нравственно-эстетическом воспитании школьников. , ""

До изучения песни ГЛ'еджиева "Я маленький нефтяник" (сло-; ва Р.Зека) моено дать сведения о нефтяниках,их тяжелом,однако I очень полезном и почётном труде,« на зтой почве воспитать в детях чувство уважения к труду,людям труда.

В диссертации рекомендуется включить в программу по ыу-г те для 1У класса песню О.Зульфигарова "«¡ехти" (слова Дз.Дад-: вадлы".8та песня,посвяд8нная легендарному герою ;4ехти Гусейн-- заде,наряду с привитием учадиися -таких положительных качеств, ■ как смелость,отважность,героцгч,воспитывает в них чувство лпб-ви к родине,стремление задищать родную землю.

Концерт, нышоанный для фортепиано и ои.у$онического оркестра ф.ниирова и З.И-ззировой на тему арабской народной музыки, балет 'Читрэ" компоайтора-реаиссера ¡¡иязи и др. способствуют расширению у детей информации о.других народах,побуждению в. них чувства увакения к другим народам.В связи с этим были организованы викторины в результате которых было установлено.что . в ¿кспешшенталъных Классах сведения детеЛ о других народах .и и музыке более глубокие,чем в контрольных классах Чем.табл.й I).

5 формировании у учеиихся туких нравственных качеств,как патриотизм и дружба народов целесообразно использовать возможности оперы ""-ерог?1Нп,пээтоцу в диссертация предлагается вил-'

Школа' Классы Кол-во уч-ся Знают произведения азербайджанских композиторов О других народах Интересуются музыкой наро дов мира

Ькспер. 1Уа 29 20 га

.Контр, 1Уб 2Ь 12 15

чить в программу класса отрывки "Джаяги" и "ЧвнлибелскоЯ хор" из этой оперы, в программу УП класса - симфоническую поему композитора Ф.Амировэ "В память героям великой Отечественной войны",В этом произведении Ф.Амиров для показа трагических сцен использует интонации мугамов "Хумэюн","Иушгер","Дукэн", а для боевых сцен - интонации мугама "Чахарках".В связи с этим к экспериментальных и контрольных классах соответственно' тематике симфонической поэмы приводит сравнение с отрывками из мугамов.При этом учащиеся озвэкамливаются со сходством в обеих музыкальных произведениях (.в музыке композитора и народной музыке).Результаты этой работы сведены в таблицу (см.таблицу $ к). .

Таблица (6 2 .

Ср.школа № В] г.Раку ' Классы Кол-во уч-оя Сведения о ладе Умеющие сравнивать произведения и их лады

Вкспер. Контр. УЛа У/' '30 •зо . ¿7 5 .26 .' з

В главе рассматриваются, также пути воздействия предложенных музыкальных произведений нз нравственно-эстетическое вое-

питание учащихся з иродзссе урока:

1.Разъяснение о помощь» учителя нравственных качеств в слушаемо;,; музыкальном произведении.

2.Рззьяснение с помощью учителя нравственных качеств в исполняемых музыкальных произведениях (исполняемых хором).

3.Нормирования нравственных качеств в процессе игры на .музыкальных инструментах.

Привитие нравственных качеств при осуществлении связи ьузыки с другими дисциплинами.

Ш параграф главы называется "Возможности и пути привития учащимся нравственно-эстетических качеств в процессе связи о другими предметами."Здесь дедается вывод о том,что преподавание музыки во взаимосвязи с другими предметами приобретая обу~ чающий х8рактер,в токе время помогает более глубокому усвоению музыки,.¡равильноыу осознанию ее содержания и сущности. В- учебных матариалзх по родному языку.литературе.изобразительному искусству и музыке имеются ценные идеи о вчерашнем,сегодняшнем и завтрашнем дне республики, о том,как сыны народа готовы жертвовать собой за родную земли,о красоте,о мире и др.Ити идеи возбуадают чувство любви к родине.героическим сынам народа,к миру.красоте родного края.Все это в конечном итоге содействует развитию нравственно-эстетического воспитания ыксчьников.становится предпосылкой в формировании их как истинного гражданина. ч

параграф главы называете*! "Возможности, и пути использования образцов азербайджанской профессиональной музыки, в "процессе привихия учащимся нравственно-эстетичьоких качеств во внеклассных мероприятиях",Здесь отмечается,что в средних

обпеобразоввтельных школах республики действу»? ъ основном следующие крунки музыкальной деятельности: I) оркестры азербайджанских народных музыкальных инструментов; 2) хорные коллективы ; 3) ансамбли азербайджанских народных музыкальных инструментов.

В общеобразовательных школах республики,можно'Сказать,почти отсутствует нотный оркестр азе; бэйджзнских народных музыкальных инструментов,за исключением Республиканской гимназии искусств и дама детско-вноиеского творчества иа.Т.Исмайлова.

I

Зто исходит из того,что в орекстре народных музыкальных инструментов должны участвовать грамотн1_з,играюцие нотами школь-, ники.Одним из нерешенных проблем в этом деле является отсутствие утвержденного репертуара.Однако,как было отмечено выше, несмотря на нереиенностъ отмеченной проблемы определенные работы в этом направлении' проводились.

Руководителю оркестра неродных музыкальных инструментов Республиканской гимназии искусств Т.Кулиеву было рекоиендова-но перед изучением танца "Яллы" использовать аудиовизуальные средства.3 связи с этим детям было предложено просмотреть видеозапись Т8нца в исполнении рззных коллективов.Далее проводилась беседа,на основе которой у детей создаются определенные сведения о способе исполнения,характере исполнения одного • и того же тэйца разными народами (грузинским,узбекским,азер- • бзйджэяскш).А в школе № № руководитель оркестра Н.Нагиев обучал детей танцу без использования аудиовизуальных средств, и результаты зтол работа были, следующими (см.таблицу й Ъ).

Как видно,дети,которые смотрели танец "Яллы" в исполнении разных народов,исполняли народную музыку более качественно.

Оркестры Кол-во уч- Каче ,тво исполнения

ел в оркестре Правильно и точно Я Ошибочно и низкого качества в%

Республиканская гимназия искусств 20 П 65 3 15

Ср.школа К° 44 гор.' Баку 17 Э й 4?,1

В течение двух месяцев в крухках ансамблей народных музыкальных инструментов,функционирующих в школах К 12 и 44 г.Ъаку проводилась работа над идентичным произведением. В школе й 44 нравственная значимость образцов профессиональной музыки разъяснялась учащимся на основе разработанной методической системы , а в школе й 12 идентичная работа проводилась по усмотрению руководителя крукка.Гезультаты этой работы сведены в таблице Хг 4.

Как ыидно из таблицы,если дети близко знакомы с содерка-нием,воспитательной значимостью музыкальных произведений,то и исполняит их более точно и эмоционально.

В свете вышетлокенного ионно сделать следующие выводы: 1.В деле формирования музыкально-эстетического воспитания учащихся необходимо на занятиях школьных кружков музыкальной самодеятельности максимально, испольаовать возможности репертуара,подготовленного.на основе образцов азербайджанской проЛессжгэльной музыки. .

¿¡.На нравственно-эстетическое воспитание учащихся,на раз-витйе их художественного вкуса положительно сказывается ор-

й Произведения " Кол-во исполнивших эмоционально, верно и качественно Кол-во исполнивших на качественно

44 (20 уч-ся) Шк.Й 12 (20 уч-ся) В% • Шк.й 44 (20 уч-ся; Шк.й 12 (20 уч-ся)

1.Х.Дкзфаров "Ли- рический ганец" 18 90 5 20,5 2 "'то .15 75

2.Дх,Ажангиров "Яллы" \ 19 90,5 4 20 I 5 16 60

З.Г.Хашззаедов "Умеренный ганец" . ¿0 100 а 40 - - 12 60

4.Уэ.Тэджибеков "В добрый путь" 16 80 ? 30,5 ■ 4 ' 20 13 65

5,Уз Л'здакбеков "Узбекский танец" 18 90 9 40,5 2 10 II 55

б.К.Нараев "Песня ^нефтяников Каспия" I? 85 4 ' 20 3 15 16 80

ганиаации.в связи с изучарчой на занятиях музыкальных самодеятельных круяков темой песен,экскурсий в музеи,исторические места,смотра фильмов,участия в.национальных праздниках.

Кэ чузыкально-тематических вечерах в связи с изучаемой темой целесообразно использовать записи произведений азербайджанских композиторов.Звучащие на таких вечерах симфонические оркестры помогают сделать эти мероприятия более действенным средством.

Лри проведении музыкально-тематических вечеров в целях нравственно-эстетического воспитания школьников,важно соответственно тематике оформить фойе,салон школы,заблаговременно подготовить учащихся,которые примут активное участие на вечере,подготовить проигрыватель,видеовнпаратуру и др.

Одним из проводимых, с учащимися во внеклассное время ме-' роприятий .являются музыкальные викторины,которые положительно сказываются на формировании нравственно-эстетического воспитания учащихся.Учитель музыки школы № 135 поселка Бина-гэди гор.Баку З.ламедов еще в середине ноября месяца наряду с подготовкой объявления по празднованию Новруза,разработал нижеследующие задания для музыкальной викторины:

Г.Пеони азербайджанских композиторов.воспевающих родную . республику.

' г,"2ма Азербайджана в творчестве поэтов и писателей.

3.Тема Азербайджана в творчестве художников.

4,Еерв8?. азербайджанская опер'а и ее авторы.

.¿.Первый азербайджанский-балет и его авторы;

б.Первая азербайджанская опера на героическую тему,ее автора а история создания.

- 2-1 -

7.Авторы Гимна Азербайджана и история его создания.

б,Песни азербайджанских композиторов-о весне.

З.Произведения поэтов и писателей,посвященных весне.

10.Произведения художников,посвященные весне.

11.Тема Азербайджана в симфонических произведениях композиторов.

12.Название произведении,созданных на основе музыки,сочиненной к фильму "¿тро" и его автор. ■ '

13.Автор оперы "Севиль".

14.Героическая теме в азербайджанском народном творчестве.

15. На звания опер Уз.А'аджибекова.

16.Тема Азербайджана в творчестве деятелей литературы и искусства других народов.

При этом учитель объявляет,что победители викторины будут премированы книгами и грампластинками.

для проведения викторины,оценки деятельности учеаихся и выявлении победителей создается жюри.Такие музыкальные викторины повышают интерес учащихся к музыкэльнам произведениям, расширяют их кругозор и мировоззрение.

На основе викторин и музыкально-тематических вечеров,проводимых в течение года с учащимися,организовывались беседы на нижеследующие темы:

1.лэние вы"знаете произведения в творчестве азербайджанских композиторов,воедевающих родную республику? ' .

¿.Какие вы знаете произведения поэтов и писателей Азербайджана »посвя'ценные Азербайджану?

З.В творчестве каких художников вы встречали тему Азербайджан? '

4.Какие вы смотрели луэычэльно-литературныа телевизионные передачи,фильмы,оперные спектакли,воспевающие родную республику?

Результаты проведенной работы сведены в таблице № 4.

Таблица № 4.

Школе й 31 Класс Кол-во оп-опрашиваемых Посещающие оперу Посещающие филармонию Смотрят художественные и музыкальные передачи по телевидению

Зкспер. УЛ8 ¿40 60 80 100

Контр. У.16 . ¿40 10 15 ВО

. Как видно из таблицы,учащиеся экспериментальных классов, которые последовательно привлекались к участию в музыг. ;льно-тематических зечерах,проявляют большой интерес к серьезной музыке, произведениям музыкально-художественного искусствам сравнении с учащимися контрольных классов,На основе этого в главе делается вывод о том,что принимая участие в музыкально-тематических вечерах,учащиеся приобретают ряд качеств,как чувство любви к родному краю,интерес к серьезной музыке (после слушания кантаты,оратория и оперных произведений.В них углубляется процесс развития нравственно-эстетического воспитания, а также мировоззрения,культуры,в том числе музыкальной культуры.

ВьВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИЙ 1.В средних общеобразовательных школах имеются широкие возможности для раичональной организации нравственно эстетического воспитания учащихся с использованием образцов азербайджанской профессиональной музыки.

2.В процессе преподавания произведений азербайджанских композиторов с нравственной направленностью модно воспитать у учащихся соответственно их возрасту такие качества,кок патриотизм, национальное достоинство,дружба народов,героизм,правдивость, коллективизм,творчество,дружба. и др.

3.Нри изучении того или иного музыкального произведения пос-, редством сообщения сведений-о выдвигаемых в произведении компо- ' зитора идеях можно достич более глубокого и осознанного восприятия,что в' конечном итоге положительно скажется на нравственно^ воспитании школьников.

4.В связи с тем,что во включенных в программу по музыке для. общеобразовательной школы имеются произведения нравственной направленности,то учащихся следует ознакомить с ними на уроках

и на внеклассных занятиях в систематической и планированной форме.

5',Системагическое и целенаправленное использование музыкальных произведений на уроках родного, языка и литературы дает возможность развивать у учащихся художественный вкус,умение читать стихи,соблюдать артикуляции и дикцию,вообще речи школьников.

б.Лспользование' произведений азербайджанских композиторов на уроках изобразительного искусства помогает раскрытию перед учащимися связи меяду этими двумя видами исскуства.

Использование произведений азербайджанских композиторов во знеклассных занятиях по музыке (музыкально-тематические вечера ,музыкальные викторины,музыкальные самодеятельные/занятия • я др.) способствует всестороннему развитию у учащихся музыкальных умений,дают возможность формировать такие нравственные ка-

- гь -

' чества,как коллективизм,дисциплинированность,возбуждают интерес к социальной активности и др.

Ь.Изучение произведений азербайджанских композиторов со нравственно-воспитательной значимостью положительные результаты доет в том случае,если учитель музыки проводит работу по заблаговременно подготовленному плану»относится к своему делу с большой ответственностью,следует принципам системности,систематичности .добросовестности.соответствия возрастные особен, ностям и др.

Ь связи с исследуемой проблемой выдвинуты следующие рекомендации:

- рекомендуется расширить тематику образцов профессиональной кузыки в программах общеобразовательной школы,за счет включения л нее произведений нравственно-эстетической значимость»,как песня "Сбереяем" Р.Мустафаева (слова Дас.Джавадлы),от-, рывок "Ария Фатима" из оперы "Красивая Фатима" О.Раджабова -И класс; песню "£аку Т.Кулиева (слова Р.?за),песню "Ыехти" . О.ЗульЛигаровз Белова Дж.йдавэдлы) - 1У класс; песню "Хлеб" О.Рзджабоза ^слова А.^гвева) - У класс; отрывки "Джанги","Чен-лио'елский хор" из оперы "Кероглц" Уз.Гаджибекова - У1 класс; песню "Мкхти" О.Зудьфигэрова ^слова Дж.Ажавадлы),симфоническую поэму "В память героям Великой Отечественной войны" Ф.Аг*рова, "Песню па:"мээнов К.Караева из фильма "йа дальних берегах"-Уй - класс.

- для обеспечения осознанного усвоения школьниками образцов азербайджанской профессиональной-музыки целесообразно подготовить специальные грамзаписи или магнитофонные записи.'

- рекомендуется организовывать в крупных школах музыкальные -клубы.

- рекомендуется систематически организовывать передачи, способствуешь развитию мировоззрения,культуры,в том числе музыкальной культуры школьников.

По теме диссертации опубликованы следующие материалы:

I.Нотные записи по I классу.пзд.MHO Азербайджанской республики, 19В7,- 2 п.л.(в соавторстве).

¿.Сообщение сведении об кстор;чссм;х днях на уроках музыки и пения.1ур."Азербайджан мектеби",19Б7,№ 12, - 0,5 п.л.

¿.Возможности использования произведений о Ленине на уроках ыузыки.Сб."Начальная школа, и дошкольное воспитание",1988, № - 0,5 п.л. (в соавторстве).

Воздействие музыкальных произведений на нравственное воспитание учацихся.Сб."Начальная школа и дошкольное воспитания", 1990,№ б,- 0,5 п.л.

5.Музыка и нравственное воспитание.Монография.Баку,^la-apni)",1991, - 10 п.л. (в соавторстве). ;