Темы диссертаций по педагогике » Общая педагогика, история педагогики и образования

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Пути повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников (на материале уроков музыки в таджикских общеобразовательных школах)

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Сизикова, Светлана Федоровна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Душанбе
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.01
Диссертация по педагогике на тему «Пути повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников (на материале уроков музыки в таджикских общеобразовательных школах)», специальность ВАК РФ 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Сизикова, Светлана Федоровна, 1984 год

Введение.

Глава I. Теоретические проблемы музыкально-эстетического воспитания младших школьников Таджикистана

1.1. Значение хорового пения в эстетическом воспитании и роль мотивации в повышении эффективности процесса обучения хоровому пению младших школьников

1.2. Анализ факторов, влияющих на эффективность музыкально-эстетического воспитания младших школьников

1.3. Педагогическое обоснование отбора песенного репертуара для начальных классов и его роль в активизации музыкально-эстетического воспитания младших школьников

Выводы

Глава П. Состояние преподавания музыки в общеобразовательных школах Таджикистана

П.1. Состояние преподавания музыки в городских и сельских школах

П.2. Анализ программ и методических пособий по музыке для начальных классов общеобразовательных школ с таджикским языком обучения

П.З. Подготовка учительских кадров, обеспечивающая эффективность эстетического воспитания в процессе преподавания музыки в начальных классах . . . . •

П.4. Анализ причин, влияющих на процесс обучения хоровому пению

Выводы.

Глава Ш. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в процессе экспериментального обучения хоровому пению

Ш.1. Задачи, организация и структура экспериментального исследования . . •

Ш.2. Основные положения экспериментальной; методики обучения хоровому пению (поэтапное формирование навыков унисонного пения;.

Ш.З. Поэтапное формирование навыков двухголосного пения и его значение в эстетическом воспитании младших школьников Тадшншс та на.

В ы в о д ы

Введение диссертации по педагогике, на тему "Пути повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников (на материале уроков музыки в таджикских общеобразовательных школах)"

В условиях развитого социалистического общества задача формирования нового человека коммунистического общества, комплексный подход к коммунистическому воспитанию, .диалектическое единство идейно-политического, трудового и нравственного воспитания выдвигаются как одна из главных задач коммунистического строительства в нашей стране. Неотъемлемым элементом системы коммунистического воспитания является процесс духовного обогащения личности, ее эстетическое воспитание.

В советской педагогике эстетическое воспитание трактуется как систематический и целенаправленный процесс формирования у советских людей потребности жить и творить по "законам красоты" (136, с. 20).

Марксистско-ленинская эстетика всегда рассматривала эстетическое воспитание как одну из форм общественного сознания в полнейшей связи с идейным и нравственным воспитанием. Оно приобщает человека к миру прекрасного, помогает полнее чувствовать, понимать прекрасное в окружающей жизни, ценить произведения подлинного искусства, формирует отрицательное отношение к безобразному.

Опираясь на ленинскую теорию отражения, на марксистско-ленинскую теорию сущности прекрасного, Коммунистическая партия в ряде партийных документов разработала основополагающие принципы эстетического воспитания широких трудящихся масс, и отметила,что в воспитании и формировании личности огромное и незаменимое место принадлежит такой специфической области эстетического воздействия, как музыка, искусство. Искусство в системе эстетического воспитания ■ в школе . с кавдым годом играет все большую роль. Оно обостряет у школьников эстетическое восприятие жизни, помогает более глубокому эстетическому освоению окружающих явлений, пробуждает творческие силы, делает доступным процесс художественного творчества.

Литература, музыка, рисование - учебные предметы эстетического цикла - содействуют развитию культуры чувств, художественного вкуса; Они дают учащимся необходимые исполнительские умения и навыки, развивают творческие способности в различных видах искусства.

В Конституции СССР законодательно закреплены права трудящихся на повышение культурного уровня, развитие народного художественного творчества: "Государство заботится об охране, преумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания советских людей (12, ст.27).

Комплексный подход к содержанию и организации всей воспитательной работы, в тесном единстве идейно-политического, трудового, нравственного и эстетического аспекта, предполагает использование всех средств, факторов и форм воздействия на формирование гармонически развитой личности. В решении этих задач искусству принадлежит весьма значительная роль: ".; по мере роста культурного уровня народа усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь" (18, с. 20).

В.И.Ленин указывал, что предназначение школы - быть орудием воспитания человеческой личности. Коммунизм невозможен без овладения всех духовных богатств, накопленных человечеством. Поэтому уделяется особое внимание вопросам духовного развития учащихся.

Потребность значительного совершенствования эстетического воспитания в целом и эстетического воспитания школьников в част/ ности выступает(в наше время) как объективная потребность нашего времени.'

На июньском (1983), Пленуме ЦК КПСС было обращено особое внимание на проблемы эстетического воспитания подрастающего поколения и значение общеобразовательной школы в решении этих вопросов. На нем отмечалось: "а где, как не в школе, может человек получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства', приобщиться к художественному творчеству?" (19, с. 18).

Апрельский (1984) Пленум ЦК КПСС, выдвигая требование об улучшении общеобразовательной подготовки учащихся, подчеркивал, что неуклонное "повышение образованности и культуры народа является важнейшей предпосылкой всемерного укрепления идейно-политического, экономического и оборонного потенциала страны, развития социалистической демократии, успешного продвижения советского общества по пути к коммунизму" (II).

Музыкально-эстетическое воспитания подрастающего поколения всегда было и остается предметом постоянной заботы нашего общества, требует от советских педагогов-ученых и практиков активизировать поиски решения проблемы формирования у подрастающего поколения здоровых интересов и потребностей, включая и музыкальные.

В "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" выдвигается задача значительного улучшения художественного образования и эстетического воспитания учащихся. В целях развития в них чувства прекрасного, формирования художественного вкуса необходимо лучше использовать возможности музыки, пения, изобразительного искусства (18).

В процессе занятий музыкой, пением учащиеся приобретают исполнительские навыки, некоторые знания из области музыкального искусства, знакомятся с творчеством композиторов, у них развиваются музыкальный слух,' музыкальная память, обогащается эмоциональный опыт.

Научить ребенка любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки и долг школы - создавать условия для повышения музыкальной культуры ребенка, расширения его музыкально-певческого кругозора, развития обших музыкальных способностей, а в отношении некоторых детей - развития музыкальной одаренности.

Решению задач повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения, интенсивному поиску новых форм и методов учебно-воспитательной работы уделяется большое внимание в советской педагогической и музыкальной литературе. За последние годы опубликован целый ряд исследований, монографий, очерков и статей, рассматривающих проблемные вопросы музыкального просвещения, образования и воспитания (EiАсафьев, 0;А.Апраксина, Б.Т.Лихачев, Д.Б;Кабалевский, Л.А.Барен-бойм, В.Н.Шацкая, Е.Я.Тембицкая и др.). Многие аспекты повышения эффективности музыкального воспитания получили отражение в исследованиях Э.Б.Абдулина, Ю.Б.Алиева, Э.Бальчитиса, В.Д. Остроменского, М.А;Румер, Г.Н.Цыпина и др-.:

Изучение работ названных авторов позволило определить уровень исследованности вопросов музыкального воспитания и явилось теоретической основой для настоящего исследования.

Для научного обоснования путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания большое значение имеет изучение музыкальных вкусов, эстетических потребностей, ценностных ориентаций и мотиваций учебно-познавательной деятельности, явг-ляющейся важнейшим определяющим моментом в учебном процессе (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.Н.Асеев, Л.И.Божович, П.М.Якобсон, Л.'Б.Ительсон, А:.К.Маркова и др.).

С этой точки зрения для нас несомненный интерес представили специальные исследования, имеющие целью изучение формирования музыкальных интересов и вкусов советских школьников. Это диссертационные исследования В.К.Бусуращвили, П.И~;Бурханова, Л.В.Торюновой, Ф.Д.Жураева, Л.М.Кузнецовой, С.Д.Кулиева, Г.С. Ригиной, Н.МЛерноиваненко.

В поисках путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников республики мы исходили из того, что хоровое печение как наиболее активная и доступная форма детского музыкального творчества, позволяет всесторонне развивать музыкальные способности детей, формировать их общую и музыкальную культуру.

Считая, что повышение уровня хорового пения оказывает существенное влияние на эффективность музыкально-эстетического воспитания в целом, мы обратились к интенсификации процесса обучения хоровому пению как наиболее оптимальному варианту решения проблем музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательных школах республики.

Поэтому для нас в плане избранной темы большой интерес представляли работы В.К.Белобородовой, Н.Д.Добровольской, А.И. Евсеева, Т.Н.Овчинниковой, О.П.Соколовой, В.К.Тевлиной, Г.С!. Федорова, А.И.Ходьковой и др., в которых раскрываются частные вопросы обучения хоровому пению в общеобразовательной школе, пути и методы его активизации.

Определенный интерес представляли исследования ученых национальных республик Средней Азии, Казахстана, Азербайджана и др., отражающие постановку проблемы музыкального, вокального воспитания детей с учетом специфических национальных особенностей (Л.А.Мастрянская, А.П.Нугманова, В.Д.Халилов, А.Ш.Хасанов).

В таджикской музыковедческой науке вопросам изучения песенного наследия уделяется внимание в трудах проф. Н.'Х.Нурджа-нова, Э.М.Таджиковой, Ш.Сахибова,' Указанные авторы, исследуя особенности развития профессионального и самодеятельного песенного творчества, большое внимание уделяли изучению национального певческого наследия-шашмакомам;' Изучение работ названных авторов позволило диссертанту глубоко проникнуть в национальные особенности песенного творчества^ проанализировать его влияние на музыкальные вкусы и интересы школьников.

Анализируя состояние музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательных школах республики, следует отметить, что в этом направлении проводится большая работа, которая в последние годы значительно активизировалась, чему способствовало создание в 1980 году республиканского научного совета по проблемам эстетического воспитания, возглавляемого Министром просвещения Таджикской ССР т.Дадабаевым Р.Д. Главная задача совета - координировать, обобщать, пропагандировать передовой опыт эстетического воспитания школьников республики. По инициативе Совета в течение ряда лет проведены городские, районные, зональные, областные и республиканские конференции в гг. Душанбе, Ленинабаде, Нуреке^ Кулябе, Канибадаме, Исфаре, показавшие, что в республике накоплен определенный положительный опыт в преподавании предметов эстетического цикла учителями С.Сатторовым, К;Подшоевым, И-.'Файзуллоевым? А.Юлдашевым, Н.'Миёзовым, М.Кахаровым, 3;Ахмедо-вым, ОЮтаевымТ К.Таучеловым, С.Бахрщщиновым, М.Курбановой и многими другими; Практика работы школ № 2,3,20,21,31,49,56,65 г.Душанбе, № 2 Гиссарского и В 35,63 Орджоникидзеабадского районов, № 26 г .Курган-Тюбе/ £ 3,7,12,21 г.-Пенинабада, № 3,7 г7Канибадама7 № 2 г ."Ура-Тюбе и других подтверждает, что качество преподавания дисциплин художественного цикла находится на должном уровне там, где создали соответствующие условия^ Однако, приходится констатировать тот факт, что уровень и качество преподавания музыки в общеобразовательных школах республики в целом еще невысоки, что обусловлено отсутствием или недостаточной музыкальной квалифицированностью педагогических кадров;1

Эти вопросы явились предметом особого обсуждения в ЦК Компартии Таджикистана, в результате которых в июле 1981 года было принято постановление "0 состоянии и мерах дальнейшего улучшения качества обучения в музыкальных учебных заведениях Таджикской ССР в свете решений ХХУТ съезда КПСС" С17) • В нем отмечено," что имеющиеся серьезные недостатки в постановке музыкального образования и воспитания в республике требуют комплексных мер, актуальнейшей из которых названа подготовка преподавателей музыки для общеобразовательных школ; поиск путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания школьников; активная пропаганда и развитие хорового искусства и особенно детского, обладающего большими потенциальными возможностями совершенствования эстетической культуры, позволяющего добиться значительных результатов в решении задач целостного музыкально-эстетического воспитания школьников^

Актуальность экспериментальной разработки эффективных путей и методов обучения хоровому пению как наиболее доступной формы музыкального творчества, развивающей музыкальные способности учащихся, определяется тем, что в музыкальной методической литературе нет специального исследования, посвященного разработке проблемы обучения хоровому пению в таджикской школе, хотя давно назрела необходимость оказания учителям республики научно-теоретической и практической помощи в вопросах обучения хоровому пению, имеющего особенности, связанные со спецификой национальной музыкальной культуры i'

Целью исследования явилось научно-педагогическое обоснование и поиск путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников посредством интенсификации процесса обучения хоровому пению.

В ходе исследования была выдвинута рабочая гипотеза состоящая в том, что музыкально-эстетическое воспитание будет осуществляться эффективнее, если: I) учитель будет четко представлять цель, процесс и этапы развития музыкально-эстетического воспитания с учетом специфики национальной республики; 2) будет использоваться воспитательный потенциал содержания обучения (песенного репертуара); 3) методы обучения, основанные на мотивационных факторах, будут побуждать учащихся успешнее овладевать навыками хорового пения; 4) в процессе формирования и развития интереса к музыке и хоровому пению будут учитываться специфические особенности национальной музыкальной культуры.

Цель и гипотеза позволили определить конкретные задач и исследования:

IV Определить пути повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников Таджикистана на основе обобщения опытно-экспериментальной работы и сложившейся практики.

2. Проанализировать процесс обучения хоровому пению как составной части целостного музыкально-эстетического воспитания школьников. I

3. Разработать методику обучения хоровому пению в начальных классах таджикских школ с учетом мотивационных компонентов и специфики национальной музыкальной культуры,'

4v Составить методические рекомендации для учителей республики.

Объектом исследования явилось содержание музыкально-эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста таджикских общеобразовательных школ.;

Предметом - процесс формирования интереса к хоровому пению и развитие вокально-хоровых навыков у младших школьников;1

Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма о коммунистическом воспитании, программные документы и постановления ЦК КПСС, КП Таджикистана о совершенствовании системы образования, комплексном подходе к воспитанию учащихся, повышении эффективности и качества подготовки спе-циалистов^' В ходе исследования мы опирались на труды советских педагогов, психологов, передовой опыт учителей республики^4

В процессе решения поставленных задач были использованы следующие методы научно-педагогического исследования: анализ психолого-педагогической, музыковедческой, методической литературы, имеющей отношение к изучаемой проблеме; выборочное анкетирование; интервьюирование учащихся, учителей, родителей; педагогические наблюдения за деятельностью учителя и учащихся на уроке музыки'; опытно-педагогическая работа в школе, включавшая анализ и дополнительную подготовку учителей начальных классов к работе; статистический анализ педагогических воздействий и их результатов;3

Исследование проходило в три э т а п а. В задачу первого этапа (1972-1978 гг;) входило теоретическое обоснование избранной проблемы: содержание его составило определение методологических и теоретических основ исследова

•гз ния, разработка плана и программы исследования, определение цели, гипотезы, задач и методики исследования^ Второй этап (1978-1979 гг.-) был посвящен изучению содержания и характера музыкально-эстетического воспитания в начальных классах общеобразовательных школ; выявлению факторов, влияющих на уровень музыкальной подготовки младших школьников; определению мотивационных сфер детей данного возрастав Третий этап (1979-1982 ш\) составила опытно-педагогическая работа, заключавшаяся в экспериментальной проверке гипотезы исследования, обработке полученного материала", анализе и обобщении выявленных результатов, оформлении ^выводов и педагогических рекомендаций, проверке их достоверности путем внедрения полученных результатов в практику рабо,ты учителей начальншс классов общеобразовательных школ.

Опытно-педагогическая работа на первом этапе состояла в цроверке эффективности подготовительного периода накопления слуховых впечатлений; на втором - в углублении содержания музыкальных знаний и приобретения вокально-хоровых навыков в процессе освоения специально подобранного песенного репертуара для начальных классов; поиск эффективных форм и методов работы на уроке, обеспечивающих формирование и развитие интереса к хоровому пению; на третьем этапе были осуществлены - практическая цроверка разработанных методов обучения пению, количественный и качественный анализ полученных экспериментальных данных.

Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы проводился в течение 1978-1979 гг. в I-Ш классах школ № 15,23,48, 36 г.Душанбе и № 63 Орджоникидзеабадского района Таджикской ССР.

Формирующий этап начался в 1979 году и продолжался.в течение трех лет. Экспериментальная работа проводилась в 1,2,3 Г классах школы № 15 г.Душанбе.

Организации непосредственного эксперимента исследования предшествовала многолетняя работа автора в качестве руководителя школьной педагогической практикой учащихся музыкального отделения Душанбинского педагогического училища им.г Н.К.Крупской.

Научная новизна работы определяются тем, что впервые объектом исследования избрано обоснование путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания посредством интенсификации процесса обучения хоровому пению, формирования интереса к музыкальной деятельности и разработка методики развития вокально-хоровых навыков у младших школьников в таджикской школе.

Исходным в теоретическом анализе, опирающемся на экспериментально полученный исследовательский материал! является роль и значение мотивации в музыкальном воспитании^ С этой позиции было проанализировано состояние преподавания музыки в общеобразовательных школах и связанное с ним положение с учительскими кадрами в республике, разработан репертуар для начальных классов, теоретически обоснованный и экспериментально проветренный в ходе исследования, включающий дидактический и методический материал," способствующий музыкально-эстетическому воспитанию учащихся'^

В диссертации предпринята попытка проанализировать процесс обучения хоровому пению как составной части целостного музыкально-эстетического воспитания детей младшего школьного возраста на уроках музыки и осуществлен поиск эффективных путей развития этого воспитания^

Практический материал, разработанный и экспериментально проверенный в условиях общеобразовательной школы с таджикским языком обучения и в Детской хоровой студии г.Душанбе при общеобразовательной шк; № 21, был одобрен кафедрами музыкального воспитания 1ТИИ им. М.Турсун-заде и методики начального обучения ДГПИ им. Т.Т;Шевченко и подготовлен к печати отдельным методическим пособием;" Материалы исследования служат основой для создания учебно-методических пособий по музыкал1г-ному воспитанию в начальной школе, для составления учебников по музыке для общеобразовательных школ республики^

Достоверность полученных результатов исследования обеспечена общим методическим подходом к проблеме музыкально-эстетического воспитания в начальных классах общеобразовательной школы и использованием системы методов', их соотношения с предметом исследования, целью и задачами работы, с количественными и качественными данными, полученными в ходе исследования. Этот подход основан на учении марксизма-ленинизма о воспитании и роли музыкального искусства в формировании и развитии личности.^

На защиту выносятся следующие положения:

1. Одним из путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в условиях общеобразовательных школ Таджикистана может служить совершенствование содержания обучения хоровому пению на уроках музыки, основанное на изучении специфических особенностей таджикской музыкальной культуры.

2. Положительная мотивация учащихся в процессе обучения хоровому пению оказывает существенное влияние на эффективность музыкально-эстетического воспитания младших школьников'.

3. Поэтапное формирование вокально-хоровых навыков и углений способствует повышению исполнительской культуры.^

4. Систематизированный педагогический репертуар хоровых произведений позволяет целенаправленно осуществлять музыкально-эстетическое и нравственное воспитание учащихся.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, опубликования статей, чтении лекций по музыке и методике её преподавания для студентов педагогического факультета ДГПИ и учащихся Душанбинского педучилища; выступлений автора на двух республиканских конференциях по вопросам эстетического воспитания, проводимых ТаджНИИПН в 1980 и 1983 гг.: в г".Душанбе; на научной конференции профессорско-преподавательского состава Душанбинского ордена Дружбы Народов госпединститута им. Т.Г^Шевченко (1983), в процессе обсуждения на кафедрах педагогики, психологии, методики начального обучения ДГПИ, на совещаниях учителей начальных классов в школе № 15 г.Душанбе. Материалы исследования использовались в курсе лекций по методике музыкального воспитания в школе, читаемых для слушателей ЦИУУ.

В апробации специального несенного материала, предложенного автором для 1-Ш классов общеобразовательных школ с таджикским языком обучения принимали участие учителя школ г.Душанбе: Саидо-ва Г.:, Рахматуллоева С.', Давыдова М., Завлунова А., Рахимова Р^, Курбонбекова Р. (средняя школа № 15 г.Душанбе); Курбанова М. (средняя школа № 63 Орджоникидзеабадского р-на Таджикской ССР) .

Экспериментальный песенный репертуар для I-Ш классов общеобразовательных школ Таджикистана, оформленный автором в виде отдельного учебно-методического пособия, используется на занятиях по музыке и методике ее преподавания со студентами таджикских групп педагогического факультета Душанбинского госпединститута, в практической работе учителями начальных классов ряда общеобразовательных школ г.Душанбе и Орджоникидзеабадского района^'

Структур а. Диссертация состоит из введения, трех глав," заключения, списка литературы и приложения; содержит 19 таблиц;

Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"

ВЫВОДЫ

1. Хоровое пение является действенным фактором эстетического воспитания младших школьников, развивающим культуру исполнения и эмоциональное восприятие хоровой музыки. В процессе его осуществляется введение учащихся в мир музыкального искусства, привитие им любви к музыке и воспитание их музыкальной культуры; формирование и развитие навыков унисонного и .двухголосного пения.

2. В процессе экспериментального обучения была подтверждена правильность поэтапного формирования навыков унисонного пения.

На первом этапе - подготовительном - осуществлялись привитие интереса учащихся к хоровому пению, активизация познавательного интереса к этому виду деятельности на уроке, развитие музыкального слуха на основе специального песенного репертуара, учитывающего специфическое слуховое и вокальное развитие младших школьников. На этом этапе основное внимание было уделено формированию вокально-хоровых навыков и выработке слухового ощущения унисона. На втором этапе - развивающем и закрепляющем хоровой унисон -продолжалось активное развитие навыков, необходимых для последующей работы над двухголосием.

3. Формирование и развитие вокально-хоровых навыков осуществлялось в процессе работы над песнями. В целях активизации и повышения эффективности этой работы наш применялась комплексная методика, опирающаяся на слуховой, двигательный, зрительный анализаторы.

4. Формирование навыков двухголосного пения также осуществлялось поэтапно: подготовительным этапом и этапом начального формирования навыков двухголосного пения. В процессе первого осуществлялось развитие слуха учащихся к восприятию многоголосной музыки и накопление музыкально-слухового багажа. На следующем этапе основное внимание было уделено формированию навыков пения .двухголосных созвучий. Репертуар .двухголосных произведений включал песни с контрастнымк, противоположным и подголосочным голосоведением. Результаты экспериментального обучения показали достаточную эффективность применения поэтапного формирования навыков хорового унисона и двухголосного пения.

5. Комплевсная мет о,дика работы над песней с использованием фланелеграфа и цветного раздаточного материала для выкладывания мелодического и ритмического рисунка песни показала себя достаточно эффективной для развития музыкального слуха и певческих навыков младших школьников, о чем свидетельствуют данные контрольных срезов.

6. Специальный песенный репертуар, разработанный наш, способствовал осуществлению эстетико-воспитательных задач уроков музыки. Эстетическое воспитание младших школьников проходило целенаправленно и систематически, из урока в урок, что позволило добиться значительного повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания в экспериментальном классе.

7. Результаты контрольных проверок показали возросший интерес учащихся к занятиям музыкой, потребность в общении с ней, что нашло отражение в регулярных посещениях опорных и балетных спектаклей, концертов филармонии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Перед Советской школой на современном этапе в области эстетического воспитания стоит задача формирования и развития гармонически развитой личности, воспитания в человеке коммунистической убежденности, гуманизма, потребности "жить и творить по законам красоты".

На июньском (1983) Пленуме ЦК КПСС было особо указано на то, чтобы полнее использовать возможности школы в эстетическом воспитании, в решении вопросов формирования нравственных качеств подрастающего поколения.

В речах Генерального секретаря ЦК КПСС тов. К.У.Черненко постоянно подчеркивается мысль о том, что необходимо неустанно заботиться о формировании нового человека, о его духовном мире.

Коммунистическая партия и Советское правительство в ряде документов, уделяя постоянное внимание вопросам эстетического воспитания подрастающего поколения, нацеливают ученых, методистов, учителей на поиск надежных путей повышения эффективности и дальнейшего развития системы эстетического воспитания в общеобразовательной школе, на более полное использование возможности школы в эстетическом воспитании (10, с. 78).

Эстетическое воспитание средствами музыки, решая общие задачи эстетического воспитания, направлено также и на развитие творческих сил и музыкальных способностей школьников, привлечения их к активной художественно-творческой деятельности, развивающей воображение, мышление, память.

Поиск путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания школьников в национальной республике немыслим без внимательного изучения их специфических интересов, без учета особенностей национальной психологии и культуры (10, с. 58).

Поэтому в ходе исследования основное внимание было сосредоточено на изучении и научно-педагогическом обосновании путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников с учетом реализации специфических особенностей национальной музыкальной культуры и разработки методики, способствующей интенсификации процесса обучения хоровому пению учащихся таджикских школ.

Это поставило перед наш рдд конкретных исследовательских задач, таких, как: определение особенностей обучения хоровому пению в национальной общеобразовательной школе; ознакомление с отношением школьников к урокам музыки в рдде общеобразовательных школ Таджикистана; выявление факторов, влияющих на музыкально-хоровую деятельность школьников-таджиков; разработка приемов и методов обучения, позволяющих активизировать этот процесс; составление методически разработанного песенного репертуара, стимулирующего интерес младших школьников к хоровому пению.

Решение изложенных задач подтвердило правильность выдвинутой гипотезы об управляемости процесса обучения хоровому пению и о том, что возможно более эффективное осуществление музыкально-эстетического воспитания младших школьников Таджикистана, если учитываются факторы влияния национальной музыкальной культуры, содержание обучения постоянно совершенствуется и формируется положительная мотивация в обучении музыке, хоровому пению.

Полученные результаты экспериментального исследования по выявлению путей повышения эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников в процессе обучения хоровому пению, позволяют констатировать следующее: результативность музыкальной работы зависит от понимания учителем сущности, структуры и функций музыкально-эстетического воспитания в школе. В том случае, если учитель глубоко осознает, что музыка в школе необходима, что она развивает и формирует личность каждого ребенка, активизирует его творческие возможности, лишь тогда достигается высокая эффективность учебно-воспитательного процесса.

На основе анализа результатов проведенного исследования и опытно-экспериментальной работы сделаны следующие выводы:

1. Успешность и качество музыкально-эстетического воспитания школьников в условиях Таджикистана зависят от учета ряда причин, наиболее существенной из которых является влияние национальной музыкальной культуры. Широкое внедрение в школьную программу таджикского музыкального материала позволяет воспитать у учащихся потребность в общении с искусством, расширить их представления об окружающем мире.

2. Хоровое пение, являясь одной из форм музыкального воспитания младших школьников, активно способствует формированию их музыкальной культуры, развивает интерес к музыкальному искусству. Формирование и развитие вокально-хоровых навыков осуществлялось в процессе поэтапного обучения хоровому унисону и двухголосшо.

3. В процессе музыкального обучения необходимо учитывать мотивацию младших школьников, выделяя социальные,познавательные и игровые мотивы как наиболее существенные в данном возрасте, побуждающие учебную деятельность. Игровая мотивация выступает как активный вид педагогического воздействия на учащихся, способствующий повышению эффективности музыкально-эстетического воспитания.

4. Совершенствование методов обучения с учетом мотивацион-ной стороны и специфики формирования музыкальных вкусов и интересов младших школьников позволяет обеспечить значительное повышение эффективности их музыкально-эстетического воспитания.

5. Применение поэтапного обучения певческим навыкам унисона и двухголосия оказывает положительное воздействие на развитие музыкального (гармонического) слуха учащихся и значительно снижает трудности в освоении (овладении) навыка «двухголосного пения, что, в свою очередь, приводит к певческой активности учащихся на уроке, развитию их интереса к хоровому искусству.

6. Качественные изменения, происходящие в экспериментальном классе (развитие интереса учащихся к хоровому пению, овладение основными певческими навыками, эмоциональное, выразительное пение), дают основания рассматривать поэтапное обучение навыкам хорового пения как одно из оптимальных средств музыкально-эстетического воспитания младших школьников-таджиков, а комплексная экспериментальная методика позволяет реализовать основные идеи развивающего обучения.

Проведенные исследования позволили сформулировать ряд практических рекомендаций, которые будут способствовать повышению эффективности музыкально-эстетического воспитания младших школьников Таджикистана.

В ходе обучения необходимо:

- формировать потребности учащихся в общении с музыкальным искусством;

- систематически изучать уровень музыкально-эстетического развития учащихся, мотивацию, интересы;

- осуществлять поиск эффективных форм и методов музыкально-эстетического воспитания учащихся в процессе учебной и внеклассной работы;

- широко внедрять в школьную практику национальное музыкальное искусство, позволяющее воспитать у учащихся потребности в общении с искусством, расширить их общий и музыкальный кругозор;

- обеспечить процесс обучения музыке необходимой материально-технической базой;

- развивать детское музыкально-хоровое творчество и активно пропагандировать его средствами массовой информации, с целью повышения эффективности школьного музыкально-эстетического воспитания младших школьников;

- систематически повышать уровень научно-методической подготовки и переподготовки учительских кадров, способных качественно осуществлять музыкально-эстетическое воспитание учащихся, через систему институтов усовершенствования учителей;

- оказывать регулярную методическую помощь учителям через публикацию на страницах республиканской периодической и педаго- . гической печати материалов по музыкально-эстетическому воспитанию учащихся;

- увеличить издание учебно-методической литературы по музыкально-эстетическому воспитанию школьников на таджикском языке.

В работе предпринята попытка проанализировать процесс обучения хоровому пению как составной части целостного музыкально-эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки и определить наиболее эффективные пути музыкально-эстетического воспитания в общеобразовательных школах Таджикистана. Проведенное исследование не претендует на окончательное решение вопроса о музыкально-эстетическом воспитании младших школьников республики.

Дальнейшее изучение постановки этого вопроса в школах республики и поиск эффективных путей и методов обучения составлят предает последующих исследований.

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Сизикова, Светлана Федоровна, Душанбе

1. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. М.: изд-во АПН РСФСР, 1957. 398 с.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве, в 2-х т. М.: Искусство, 1967; т.1 - 584 е., т.2 - 726 с.

3. Ленин В.И. О воспитании и образовании, изд. 3-е. М.: Просвещение, 1973. - 704 с.

4. Ленин В.И. Об идеологической работе, изд. 2-е, дом. М.: Политиздат, 1969. - 448 с.

5. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве, изд. 4-е; М.: Художественная литература, 1969. 822 с.

6. Ленин В.И.* Развитие рабочих хоров в Германии. Полн. собр.соч., т.22, с. 275-276.

7. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся? Полн." собр.соч., т.2, с. 505-550.

8. П. Официально-документальные материалы

9. Программа Коммунистической партии Советского Союза: принятая ХХП съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 144 с.

10. Материалы ХХУТ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981.223 с.

11. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.

12. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. ID апреля 1984 г. М.: Политиздат, 1984.

13. Конституция СССР (Основной закон). М., 1977.

14. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы: постановление ЦК КПСС от 26 апреля 1979 г.- М.: Политиздат, 1979, 15 с.

15. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, 22 декабря 1977.

16. В кн.: Справочник партийного работника. М., 1978, с. 251-261.

17. О мерах по дальнейшему развитию народного образования в республике на I97I-I975 гг., в связи с завершением перехода ко всеобщему среднему образованию: постановление ЦК КП Таджикистана и правительства Таджикской ССР от 18 августа 1971 г.

18. В кн.:: Собрание действующего законодательства Таджикской ССР. Раздел XIX: Законодательство о народном образовании. Душанбе, 1979, с. 155-162.

19. О состоянии и мерах дальнейшего улучшения качества обучения в музыкальных учебных заведениях Таджикской ССР в свете решений ХХУ1 съезда КПСС: постановление ЦК КПСС Таджикистана от 22 июля 1981 г. "Коммунист Таджикистана", 198Г, 22 июля.

20. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 14 апр.

21. Ш. Материалы съездов, конференций

22. Всесоюзная научно-практическая конференция по проблеме "Совершенствования методов обучения в современной советской школе". (24-27 января 1978 г., Ленинград).

23. Республиканская научно-практическая конференция "Комплексный подход в организации идейно-политического, трудового и нравственного воспитания школьников".(1-2 апреля 1980 г., Душанбе).

24. Республиканская научно-практическая конференция "Совершенствование эстетического воспитания школьников Таджикистана в свете решений ХХУТ съезда КПСС". (1-2 апреля 1983 г., Душанбе).1. ЗУ. Книги

25. Алиев Ю.Б. Пение на уроках музыки: Метод.пособие для учителей нач.школы. М.: Просвещение, 1978. - 175 с.

26. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. -М.: Мысль, 1976. 158 с.

27. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. -М.: Просвещение, 1968. 280 с.

28. Бапландарории тахминии дарсхо дар синфи I. Душанбе, 1970. - 150 с.

29. Белобородова В.К. и др. Музыкальное воспитание школьников (сб.статей, ред. Румер М.А.). М.: Педагогика, 1975, -160 с.

30. Блинова М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М.-Л.: Просвещение, 1964.- 104 с.

31. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол.исследов. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

32. Вейс П.Ф. Ступеньки в музыку: Пособие по сольфеджио. -М.: Советский композитор, 1981. 199 с.

33. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. М.: Музгиз, 1961. - 96 с.

34. Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В. Петровского. 2-е изд. испр. и доп. -М.: Просвещение, 1979. -288 с.

35. Гольденшрихт С.С., Гальперин М.П. Специфика эстетического сознания: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1974. - 159с.

36. Гордин JI.10. Поощрения и наказания в воспитании детей. -М.: Педагогика, 1971. 200 с.

37. Гродзенская H.JI. Слушание музыки в начальной школе (1-1У классы). М.: изд-во АПН РСФСР, 1962. - 88 с. (с нот.пр.).

38. Ермаш Г.А. Творческая природа искусства. М.: Искусство, 1977. - 316 с.

39. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. М.: Педагогика, 1975. - 110 с.

40. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160 с.

41. Зимина А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. -М.: Просвещение, 1971. 96 с.

42. Зись А.Н. Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1975.448 с.

43. Искусство и школа: Книга для учителей (сост. А.К.Василевский) М.: Просвещение, 1981. - 288 с.

44. Искусство и эстетическое воспитание молодежи /Под ред. ВЛ.Кисунысо и др. М.: Наука, 1981. - 336 с.

45. История таджикского народа /Под ред. Б.Г.Гафурова, Б.А.Литвинского. -М.: Госполитиздат, 1949, т.1. 544 с.

46. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. -М.: Советский композитор, 1977, 254 с.

47. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания:

48. В кн.: Дети наше будущее, изд. 3-е. - М.: Просвещение, 1975. -302 с.

49. Крупская Н.К. Избр.пед.соч. М.: АПН РСФСР, 1955.868 с.

50. Крюков Г.Т. Общеобразовательная школа Таджикской ССР.-Душанбе: Ирфон, 1969. 228 с.

51. Ленин и искусство /Под ред. Ю.С.Калашникова и др./ -М.: Наука, 1969. 504 с.

52. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики, изд. З-е.-М.: Просвещение, 1972. 575 с. 2-е доп. изд. - М.• Мысль, 1965.- 572 с.

53. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982. - 192 с.

54. Лихачев Б. Т. Теория коммунистического воспитания (опыв? методол.исследов.) М.Педагогика, 1974. - 496 с.

55. Лялина Г.А. Игра как средство активизации учебно-воспитательного процесса. Алма-Ата.: Мектеп, 1978. - 65 с.

56. Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. -М.: Педагогика, 1972. 334 с.

57. Макаренко А.С. О воспитании в семье. М.: Учпедгиз, 1955. - 320 с.

58. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч. в 7 т. М., 1958; т.5, с. 103-226.

59. Марьенко И.С. Вопросы идейно-воспитательной работы школы в свете решения ХП съезда КПСС. М.: Педагогика, 1977. -70 с.

60. Матюшкин А.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 208 с.

61. Мерлин B.C. Лекции по психологии мотивов человека: Учебн.пособ. для спец. курса. Пермь: Перм.гос.пед.ин-т, 1971.120 с.

62. Методика музыкального воспитания в начальной школе. -М.: Учпедгиз, 1954. 136 с.

63. Методика музыкального воспитания школьников I-IУ классов. М.-Л.: Просвещение, 1965. - 268 с.

64. Методика педагогического исследования /Под ред. А.И. Пискунова, Г.В.Воробьева. М.: Педагогика, 1979. - 256 с.

65. Мудрость красоты. Б.М.Йеменский о проблемах эстетического воспитания: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1981. -192 с.

66. Музыкальное воспитание в СССР /Под ред. Баренбойм Л.Б.-М.: Советский композитор, 1978. 488 с.

67. Музыкальное воспитание в школе, вып. I. М.: Музгиз, 1961. - 136 с.

68. Музыкальное воспитание в школе, вып.2. М.: Музгиз,1963. 112 с.

69. Музыкальное воспитание в школе, вып.З. М.: Музыка,1964. 92 с.

70. Музыкальное воспитание в школе, вып. 4. М.: Музыка,1965. 86 с.

71. Музыкальное воспитание в школе, вып.5. М.: Музыка,1966. 88 с.

72. Музыкальное воспитание в школе, вып.6. М.: Музыка, 1970. - 134 с.

73. Музыкальное воспитание в школе, вып.7. М.: Музыка,1971. 80 с.

74. Музыкальное воспитание в школе, вып.8. М.: Музыка,1972. 124 с.

75. Музыкальное воспитание в школе, вып.9. М.: Музыка,1974. 96 с.

76. Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. М.: Музыка,1975. 230 с.

77. Музыкальное воспитание в школе, вып. II. М.: Музыка,1976. 136 с.

78. Музыкальное воспитание в школе, вып. 12. М.: Музыка,1977. ПО с.

79. Музыкальное воспитание в школе, вып. 13. М.: Музыка, 1979. - 103 с.

80. Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. М.: Музыка, 1979. - 121 с.

81. Музыка в начальной школе: Методическое пособие для учителей /Под ред. Д.Б.Кабалевского. М., 1980. - 143 с.

82. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: изд-во ЛГУ, I960. - 426 с.

83. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания /Под ред. И.Л.Капрова, О.С.Богдановой. -М.: Педагогика, 1973. 120 с.

84. Обидов И.О. История развития народного образования в Таджикской ССР (I9I7-I967 гг.) Душанбе: Ирфон, 1968. - 295 с.

85. Обидов И.О. Развитие народного образования и педагогической мысли в Таджикистане за годы Советской власти.- Душанбе: Б.Э 1967. 36 с.

86. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства: Сб.науч.трудов /Под ред. Д.Б.Кабалевского. М., 1978. - 107 с.

87. Общая психология /Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1970. - 432 с.

88. Огороднов Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе: Метод.пособие. Л.: Музыка, 1972. -152 с.

89. Оншцук В.А. Типы, структура и методика урока в школе. - Киев: Рад. школа, 1976.

90. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия. Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1975. - 224 с.

91. Орлов В. Основы эстетического воспитания. М.: Высшая школа, 1975. - 121 с.

92. Островская Р.А. Общественное мнение в коллективе младших школьников. Минск: Нар.асвета, 1980. - 95 с.

93. Педагогика / П.И.Болдырев, Н.К.Ганчаров, Б.И.Есипов и др./. М.: Просвещение, 1968. - 526 с.

94. Педагогика /С.П.Баранов, Р.Л.Болотина, Т.В.Воликова, В.А.Сластениц/. М.: Просвещение, 1981. - 362 с.

95. Платонов К.К. О знаниях, умениях, навыках Советская педагогика, 1963, № II, с. 98-101.

96. Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников /Под ред. Л.В.Занкова. М.: Педагогика, 1978. - 144 с.

97. Португалов К.П. Серьезная музыка в школе: Пособ. для учителей, 2-е изд. испр. и доп. М.: Просвещение, 1980. - 144 с.

98. Поташник М.М. и Коботченко М.В. Комплексный подход к воспитанию школьников. -М.: Просвещение, 1980. 102 с.

99. Программа восмилетней школы. Начальные классы СI—Ш классы). М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

100. Программа по музыке для общеобразовательной школы (1-Ш классы). М.: Просвещение, 1980. - 112 с.

101. Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - 366 с.

102. Работа с детским хором. М.: Музыка, 1981. - 68 с.

103. Раджабов З.Ш. Некоторые страницы культурной жизни Советского Таджикистана. Душанбе: изд-во АН Тадж.ССР, 1964. - 64 с.

104. Развитие музыкального слуха детей на основе ладовой сольмизации /Сост.Микита И.И. М.: ВХО, 197Э. - 68 с.

105. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах. М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

106. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: Сб.статей /Сост. Готсдинер А.Л. Л.: Музыка, 1981. - 104 с.

107. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 2-е изд. -М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.

108. Румер М.А. и др. Методические указания к учебникам пения 1-1У классов. М.: Музыка, 1968. - 162 с.

109. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа /Под ред. Л.А.Баренбойма. Л.: Музыка, 1970. - 160 с.

110. Скатерщиков В.К. ХХУ съезд КПСС и проблемы эстетики. -М.: Знание. 1977. 59 с.

111. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М.: Просвещение, 1976. - 195 с.

112. НО. Сурудхо барои богчахои бачагон /Ш.Бобокалонов, М.Му-равин. Душанбе: Ирфон, 1979. - 32 с.

113. Суруд ва мусшш /сост.Ф.Шахобов, Ш.Сахибов, Н.Рогаль-ский. Сталинабад, 1959. - 246 с.

114. Суруди бачахо. Душанбе: Ирфон, 1977. - 158 с.

115. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

116. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, 4-е изд. -Киев: Рад.школа, 1973. 288 с.

117. Сухомлинский В.А. О воспитании /выдержки из книг и статей/. М.: Политиздат, 1973. - 272 с.

118. Твои первые песни /сост.В.Попов/. М.: Советский композитор, 1973. - 119 с.

119. Теория эстетического воспитания /отв. ред. Н.И.Кия-щенко, Н.Л.Лейзеров. М.: Искусство, 1979. - 255 с.

120. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. -М.-Л.: АПН РСФСР, 1946. 335 с.

121. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей /Под ред. А.В.Запорожца. М.: Просвещение, 1976. - 95 с.

122. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч., -М.-Л., 1950, т.8, с. II-682.

123. Ушинский К.Д. Избр.пед.соч., т.1. М., 1939. 341342 с.

124. Федоров Г,С. Хоровое пение на уроке музыки в общеобразовательной школе. Владимир: ВШИ, 1975.т- 82 с.

125. Филонов Г.Н. Проблема эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма. М.: Педагогика, 1978. - 223 с.

126. Философский словарь /под пед. М.М.Розенталя, 3-е изд. -М.: Политиздат, 1975. 496 с.

127. Хереско Л.П. Музыкальные картинки. Л.: Советский композитор, 1976. - 135 с.

128. Ходжимухамедова Р.И. Развитие таджикской общеобразовательной школы. Душанбе: Ирфон, 1972. - 127 с.

129. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии: Работы советских психологов периода 1946-1980 гг./ Под ред. И.И.Ильясова, В.Я.Ляудис. М.: изд-во МГУ, 1981. - 304 с.

130. Чепуров В.Н. Музыка и пение в школе. М.: Просвещение, 1975. - 112 с.

131. Шабанов Л.В. Преемственность музыкального воспитания в детском саду и школе /детей 6-8 лет/. -М.: Просвещение, 1966. -88 с.

132. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. -М.: Музыка, 1981. 174 с.

133. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200 с.

134. Шукуров М.Р. История культурной жизни Советского Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 1974. - 495 с.

135. Щукина Г.И. Теория и методика коммунистического воспитания в школе. М.: Просвещение, 1974. - 285 с.

136. Элъконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. -М.: Знание, 1974. 64 с.

137. Эстетическое сознание и процесс его формирования (Ин-т философии АПН СССР. М.: Искусство, 1981. - 255 с.

138. Эстетическое воспитание школьной молодежи /Под ред. Б.Т.Лихачева, Г.Зальмона. М.: Педагогика, 1981. - 272 с.

139. Эстетическое воспитание школьников: Сб.научных трудов Таджикского НИИПН /Под ред. Хизнняк Ю.Н. Душанбе, 1982, - 60 с.

140. Эстетическое воспитание. / М.: Высшая школа, 1971. —383 с.

141. Эстетическое воспитание в школе (Вопросы системного подхода) /Под ред. Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1980, - 136 с.

142. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М.: Педагогика, 1979. - 138 с.

143. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. - 317 с.

144. Якобсон П.М. Эстетическое воспитание детей в семье. -М.: Знание, I960. 32 с.

145. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. М.: Просвещение, 1974. - 128 с.1. У, Статьи

146. Акрамов С. Несколько слов об уроке пения. Мактаби Совети, 1981, & II, с. 50-52.

147. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века. Советская музыка, 1971, J£ 8, с.96-111.

148. Божович Л.И. Изучение личности школьника и проблемы воспитания. В кн.: Психологическая наука в СССР. - М., I960, т.2, с. 190-227.

149. Блинова М.П. Музыкальное восприятие и исполнение как проявление целостной деятельности головного мозга. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. П. - М.: Музыка, 1976.- с.22-30.

150. Буева Л.П. Личность и среда. В кн.: Ребенок в системе коллективных отношений. - М., 1972, с. 3-16.

151. Гамулин А.И. Исследование уровней самостоятельности младших школьников в пении. В кн.: Эстетическое воспитание учащихся. -Л. ,1977. с. 9-12.

152. Грищенко К.С. Методика музыкального воспитания в начальных классах. В кн.: Материалы межзонального совещания по музыкальным дисциплинам. -М., 1974, с. 193-213.

153. Жданова Т.А. Игровой метод в развитии музыкально-просветительских интересов младших школьников в детском хоре. -В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. М.: Музыка,1979, с. 37-49.

154. Жемчужина Н.И. 0 содержании и формах музыкального обучения в общеобразовательной школе. В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. - Л.: Музыка, 1981, с.29-41.

155. Болотова И. В поисках новых путей. В кн.: Музыка -детям, вып.2. - М.: Музыка, 1975, с. 95-107.

156. Кавашкина О.Л. Роль игровой деятельности младших школьников в семейном воспитании. Советская педагогика, 1980, J& 12, с. 32-38.

157. Кабалевский Д.Б. Музыка помогает жить по настоящему. -Музыка, 1982, II декабря.

158. Корыхалова Н. 0 музыкальном воспитании юного слушателя.-В кн.: Музыка детям, вып.2.-М.:Музыка,1975,с. 82-95.

159. Красотина Е.А. Школьная песня. В кн.: Материалы межзонального совещания по музыкальным дисциплинам. - М.: 1974, с. 46-53.

160. Лебедева Т.А. Об утомляемости учащихся на уроках музыки во втором классе. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. П. - М.: Музыка, 1976, с. 53-58.

161. Лихачев Б.Т. и Квятковский Е.В. Сущность, принципы и система эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы (научно-теоретическая концепция исследований НИИ художественного воспитания АНП СССР). Советская педагогика, 1980,7, с. 26-37.

162. Луначарский А.В. Какой педагог нам нужен. В кн.: А.В.Луначарский о воспитании и образовании. - М.: Педагогика, 1976, с. 391-392.

163. Менабени А.Г. Методы вокальной работы в школе. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. П. -М.: Музыка, 1976,с. 86-84.

164. Никитин В. Воспитание музыкального слуха детей на основе релятивной системы. В кн.: Музыка - детям, вып.2, -М.: Музыка, 1975, с. 24-30.

165. Овчинникова Т.Н. Об отборе песенного репертуара для работы с хоровыми коллективами школьников. В кн.: Работа с детским хором. - М.: Музыка, 1981, с. 39-45.

166. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоаса в процессе работы с хором. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 5. - М.: Музыка, 1966, с. 30-50.

167. Раппопорт С. Искусство и личность. В кн.: Искусство и школа. - М.: Просвещение, 1981, с. 215-229.

168. Ригина Г. О некоторых вопросах обучения младших школьников музыкальной грамоте, В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып.8. - М.: Музыка, 1972, с. 68-77.

169. Саттаров С. За качество и эффективность уроков пения.-Мактаби совети (Советская школа), 1981, № 12, с. 48-52.

170. Сафанова В.И. Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса. В кн.: Работа с детским хором. - М.: Музыка, 1981, с. 33-39.

171. Скатерщиков В.К. Проблемы эстетического воспитания. -В кн.: Ленин и искусство. М.: Наука, 1969, с. 471-501.

172. Славина Л.С. 0 развитии мотивов игровой деятельностив дошкольном возрасте. В кн.: Вопросы детской психологии. - М.-Л., 1948, с. 11-29.

173. Соколов В.Г. Хоровое искусство как средство воспитания в детской и юношеской среде чувства патриотизма. В кн.: Работа с детским хором. - М.: Музыка, 1981, с. 62-68.

174. Судаков В.Ф. Опыт использования современной музыки в музыкальном воспитании школьников. В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. - Л.: Музыка, 1981, с. 94103.

175. Тадкикова З.М. Музыка. Таджикская ССР. Б.С.Э. - М.: 1976, т.25, с. 568-572.

176. Тихая С. Радио-музыка-дети. В кн.: Музыка - детям, вып. 2. - М.: Музыка, 1975, с. 30-44.

177. Турсунов Т.Т. Приобщение школьников к народному песенному творчеству и эстетическое воспитание. В сб.: Эстетическое воспитание учащихся. - Л., 1977, с. 19-21.

178. Фарбштейн А.А. Место музыки в духовном развитии человека. В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. - Л.: Музыка, 1981, с. 5-14.

179. Филиппов М.М. Категория мотива и ее применение в педагогике. В кн.: Вопросы обучения и воспитания. - М.: Музыка, 1970. - 152 с.

180. Хабибов Ш. Игры на уроках пения. Мактаби совети, 1981, J6 5, с. 44-47.

181. Халабузарь П.В. Массовое музыкальное образование и задачи детских музыкальных школ. В кн.: Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества. - Л.: Музыка, 1981, с. 8594.

182. Хебнева Л., Атаханов Р. Обучая учиться. - Коммунист Таджикистана, 1980, 10 августа.

183. Ходькова А.И. Влияние песенного творчества на процесс формирования навыков чистоты интонирования у детей младшего возраста. В кн.: Эстетическое воспитание учащихся. -Л., 1977,с. 12-16.

184. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры. -В кн.: Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. -Мл.-Л., 1948, с. 16-33.1. У1. Диссертации

185. Дышлевская В. Русская народная песня в музыкальной работе с детьми в школе. Дис. . учен.степ.канд.пед.наук. -М., 1949. 202 с.

186. Мирзоев А. Воспитание коллективистических отношенийу младших школьников в игровой и трудовой деятельности. Дис. . учен.степ.канд.пед.наук. Душанбе, 1981. - 161 с.

187. Рыданова Н.И. Об индивидуальном подходе учителя к учащимся 3-4 классов начальной школы в процессе обучения. -Дисс. учен.степ.канд.пед.наук. М., 1953. - 216 с.

188. Юнусов Ю. Педагогические проблемы осуществления всеобщего обязательного среднего образования в условиях Таджикской ОСР. Дис. . учен. степ, кацд.пед. наук. Душанбе, 1981. - 189 с.1. УП. Авторефераты

189. Бусурашвили Дж.К. Воспитание музыкального вкуса в процессе слушания музыки (начальные классы). Автореф. дис. . учен.степ.канд.пед.наук. Тбилиси, 1967. - 68 с.

190. Бурханов П.И. Детские музыкальные телепередачи как средство эстетического воспитания учащихся 1У-УП классовна материале УзССР). Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед. наук. Фрунзе, 1980. - 21 с.

191. Евсеев А.И. Методика формирования навыков одноголосного, двух и трехголосного хорового пения на уроках музыки (1-6 класс общеобразовательной школы. Автореф. дис. . учен, степ.канд.пед.наук. М., 1974. - 20 с.

192. Жуленков М.Г. Формирование художественного вкуса в процессе изобразительного творчества школьников (на материале школ Киргизской ССР). Автореф. дис. . учен.степ.кацц. пед. наук. Фрунзе, 1981. - 17 с.

193. Кузнецова JI.M. Музыкальные интересы и вкусы школьников (на материале исследования общеобразовательных школ Запорожской области Украинской СС$. Автореф. дис. . учен.степ, кацд.пед.наук. М., 1973. - 31 с.

194. Кулиев С.Д. Формирование интереса к советской и классической музыке у учащихся-подростков на занятиях в оркестре народных инструментов (на материале азербайдж.школ). Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед.наук. М., 1973. - 52 с.

195. Мастрянская Л.А. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями киргизской советской музыки в детском саду. Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед.наук. Фрунзе, 1981. - 18 с.

196. Нугманова А.А. Вокальное воспитание детей и подростков в казахских общеобразовательных школах: Автореф. дис. . кацд.пед.наук. М., 1970. - 18 с.

197. Никольская-Береговская К.Ф. Развитие вокальных навыков на начальном этапе обучения пению в хоре музыкально-педагогического факультета. Автореф. дис. . учен.степ.канд.пед.наук. М., 1970. - 20 с.

198. Овчинникова Т.Н. Некоторые особенности и метода воспитания певческого голоса детей, подростков и юношества в процессе работы с хором. Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед.наук. -М., 1968. 23 с.

199. Рахимов Б. Воспитание навыков и привычек культурного поведения у детей младшего школьного возраста в таджикской семье. Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед.наук. Душанбе, 1963. -80с.

200. Салибаев В.Х. Психологический анализ факторов мотивации овладение вторым языком (на материале обучения русскому языку как второму в национальной школе). Автореф. дис. . учен, стел.д-ра псих.наук. М., 1977. - 59 с.

201. Соколова О.П. Формирование навыков двухголосного пения в начальной школе. Автореф. дис. . учен.степ.канд.пед.наук. -М., 1971. 21 с.

202. Таджикова З.М. Песенная культура таджиков. Автореф. дис. . учен.степ.канд.искусствовед. -Л., 1977. 20 с.

203. Хнлилов П.Д. Изучение образцов азербайджанского народного творчества в начальных классах как средство эстетического воспитания. Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед.наук. -М., 1975. 23 с.

204. Хасанов А.Ш. Вокальный кружок как средство развития и совершенствования эстетического воспитания учащихся 4-8 классов общеобразовательной школы. Автореф. дис. . учен. степ, кацд.пед.наук. Ташкент, 1978. - 19 с.

205. Черноиваненко Н.М. Формирование музыкальных вкусов младших школьников (на уроке музыки). Автореф. дис. . учен, степ.кацд.пед.наук. М., 1975. - 20 с.

206. Шепелев М.В. Методика работы над выразительностью пения школьников. Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед.наук. -М., 1963. 19 с.

207. Шерстеникина В.А. Внеклассная работа как средство повышения мотивации изучения учащимися иностранного языка в средней школе. Автореф. дис. . учен.степ.кацд.пед.наук. М., 1981. - 16 с.

208. Шкуркин В.И. Мотивы как фактор эффективности учебной деятельности студентов медвуза. Автореф. дис. . учен. степ, кацд.пед.наук. М., 1981. - 18 с.

209. Яновская М.Г. Творческая игра как средство нравственного воспитания младшего школьника. Автореф. дис. . учен. степ, канд.пед.наук. Л., 1968. - 23 с.