Темы диссертаций по педагогике » Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)

автореферат и диссертация по педагогике 13.00.02 для написания научной статьи или работы на тему: Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах)

Автореферат недоступен
Автор научной работы
 Печерская, Элла Филипповна
Ученая степень
 кандидата педагогических наук
Место защиты
 Одесса
Год защиты
 1984
Специальность ВАК РФ
 13.00.02
Диссертация по педагогике на тему «Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах)», специальность ВАК РФ 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Диссертация

Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Печерская, Элла Филипповна, 1984 год

ВВЕДЕНИЕ .,,.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. II

I. I. Анализ проблемы комплексного подхода к воспитанию в общей и музыкальной педагогике . II

I» 2* Учебно-воспитательные задачи ж составные элементы занятий школьных музыкально-инструментальных кружков.

I» 3» Структура внеклассных занятий по обучению. игре на музыкальном инструменте

I* 4» Формы организации обучения в школьных музыкально-инструментальных кружках ►

Г, 5* Игра на музыкальном инструменте как. средство музыкально-эстетического развития ШКОЛЬНИКОВ'

ГЛАВ1 2„ СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

2. I. Методика экспериментального исследования

2- 2. Анализ результатов констатирующего и поисково-обучавдего экспериментов

2» 3» Задачи и содержание формирующего эксперимента .». Ю

2* 4» Анализ исходных и контрольных данных формирувдего эксперимента . IT?

Введение диссертации по педагогике, на тему "Совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников (на материалах работы музыкальных кружков при общеобразовательных школах)"

Актуальность темы» Тема исследования раскрывает одну из сторон важнейшей социальной проблемы, имеющей особое значение в период строительства коммунистического общества - проблемы формирования гармоничной, всесторонне развитой личности /I, 2, 5, 4, 5, б, 7/.

Гармоничное развитие личности является- наиболее важной целью каждого вида коммунистического воспитания, любого звена учебно-воспитательного процесса. Известно то огромное внимание,, которое уделено этой проблеме в идеологической деятельности КПСС, Провозглашенная Программой КПСС цель всестороннего развития личности углублялась и конкретизировалась на партийных- съездах, в важнейших документах партии и правительства.

На ХХУ1 съезде КПСС отмечалось: "Мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для всё более полного развития личности и будем наращивать их. впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности. Вот почему в их активном, целенаправленном формировании наша партия видит одну из важных задач социальной политики" /12, с. 63/.

В этой связи большое значение на современном этапе приобретают выдвинутые на ХХУХ съезде КПСС задачи формирования нового человека с учетом опыта разработки комплексного подхода к воспитанию учащихся, накопленного после ХХУ съезда КПСС /12, 13, 14, 15, 16, Г?, 18, 19, 20, 25, 26, 27, 29, 30, 31, 33/.

В последние годы освещению вопросов комплексного подхода к воспитанию школьников в научной и методической литературе уделено значительное внимание. Эта проблема рассматривается в различных аспектах: в теории коммунистического воспитания /Л.К.Баляс-ная, Е.М.Кожевников, Э.И.Моносзон, Л.НЛономарев, Г.Л.Смирнов,

Г.ЩФилонов, И.Ф.Харламов/; в теории эстетического воспитания /А.Й.Буров, И.ФДЪнчаров, А„Я,Зись, Б.ТДихачев, В*В*Неверов, Ю.У.Фохт-Бабушкин/; в методике проведения школьных уроков изобразительного искусства /Ю.Н.Петрова/ и музыки /О»А.Апраксина/. При этом сущность понятия "комплекс" остается неизменной,» но преломление его в различных сферах приобретает определенную специфику. Вполне правомерным представляется разработка вопросов комплексного подхода к воспитанию в процессе внеклассных музыкальных занятий.

Как известно, основными формами приобщения детей к музыке являются уроки музыки в общеобразовательных школах и внеклассные занятия в школьных музыкальных кружках. Каждая из этих форм характеризуется специфическими особенностями, определенным построением,, методами обучения, связанными с теми или иными частными задачами /обучение пению в хоре, игре на фортепиано, баяне и т.д./. В то же время все виды музыкального воспитания детей объединяет единая цель - формирование средствами музыкального искусства гармонично развитой личности.

Одной из наиболее массовых форм музыкального воспитания учащихся являются школьные кружки по обучению игре на музыкальных инструментах. Они организованы во многих школах, озшатывают большое количество детей. В музыкально-инструментальных кружках обучаются все желающие без отбора по музыкальным способностям. Массовость и доступность обучения в музыкальных кружках свидетельствуют о том, что они приобретают большое значение в современной практике музыкального воспитания школьников.

Исходной предпосылкой нашего исследования явилось противоречие между задачами массового музыкально-эстетического воспитания школьников и методикой обучения в музыкально-инструментальных кружках. Как показали наблюдения, в большинстве случаев она направлена на решение частных задач формирования навыков игры на музыкальном инструменте,, что приводит к односторонности учебно-воспитательного процесса и не обеспечивает гармоничного развития детей. Поэтому комплексный подход к проведению уроков мы рассматриваем не как самоцель, а как необходимое условие совершенствования разностороннего музыкально-эстетического развития школьников, способствущее устранению указанного противоречия.

Об актуальности рассматриваемой проблемы свидетельствует и то, что различные ее аспекты освещены в музыкальной педагогике /Л.Г.Арчажникова, Т.Л.Беркман, К.Л.Кравченко, В.Д.Шульгина и др./. Однако комплексный подход к воспитанию и обучению в научных исследованиях специально не рассматривался. Анализ работ по музыкальной педагогике свидетельствует о том, что в большинстве из них рекомендуется применять на уроках различные виды музыкально-исполнительской деятельности /разучивание, произведении, освоение элементов техники игры на инструменте, чтение нот с листа, ансамблевую игру, аккомпанемент, подбор по слуху/. Это создает возможность решать более общие задачи, чем формирование навыков игры на музыкальном инструменте. Однако перечисленные виды деятельности не выходят за пределы сугубо инструментального исполнительства, что ограничивает воздействие музыкального искусства на учащихся.

Анализ литературы по музыкальной педагогике показал, что в некоторых исследованиях и методических пособиях /М.Н.Баринова, Л.А.Баренбойм, К.Л.Кравченко, Н.А.Любомудрова, В.Д.Шульгина и др./ содержатся краткие и общего характера рекомендации о целесообразности использования на занятиях с младшими школьниками не только инструментально-исполнительских, но и других видов музыкальной деятельности /пения, элементов ритмики и др./.

- 6

Однако в педагогических исследованиях отсутствует освещение теории комплексного подхода к проведению музыкально-инструментальных занятий, нет четко разработанной методики, соответствующей задачам гармоничного развития школьников»

В музыкальной педагогике целесообразность комплексного подхода к воспитанию обоснована в методике проведения школьных уроков музыки /О.А .Апраксина/. Комплексный подход к воспитанию рассматривается как необходимое условие, обеспечивающее соответствие методики социально значимым целям и задачам»

Однако в области внеклассного музыкального воспитания проблема комплексного подхода не была поставлена так убедительно, как в методике преподавания школьных уроков музыки, хотя уроки музыки в школе и кружковые музыкальные занятия имеют единые цели. Если в первом случае /уроки музыки/ комплексный подход признается необходимым условием эффективности учебно-воспитательного процесса, без которого невозможно решить поставленные задачи, то во внеклассных формах работы /кружковые занятия/ это, казалось бы, признанное условие целенаправленно не реализуется.

На основе анализа литературы обнаружено второе противоречие. С одной стороны, признание необходимости на начальном этапе обучения игре на музыкальном инструменте "комплексного метода преподавания" /Г.Г*Нейгауз/, "комплексной системы музыкального воспитания и обучения" /ХА.Баренбойм/, "комплекса художественного развития" /Б.Е.Милич/; с другой стороны, отсутствие теоретического обоснования и методической разработанности вопросов комплексного подхода в процессе, занятий по обучению игре на музыкальном инструменте.

Вышеуказанные противоречия /первое - на практике, второе - в теории/ послужили исходными предпосылками настоящего исследования, определили выбор темы, ее актуальность.

Объектом исследования явился учебно-воспитательный процесс в школьных кружках по обучению игре на музыкальных инструментах, предметом - комплексный подход к проведению музыкальных занятий.

Цель настоящей работы - поиски путей реализации комплексного подхода в процессе обучения в школьных музыкально-инструментальных кружках, разработка методики проведения занятий, направленной на совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников.

При обосновании гипотезы мы исходили из того,, что любой учебно-воспитательный процесс основан на решении определенных задач. Это обстоятельство, а также, изучение научной и методической литературы по теме исследования и наблюдение за учебно-воспитательным процессом школьных музыкальных кружков дало нам возможность выдвинуть следующую гипотезу исследования: наиболее эффективный путь реализации комплексного подхода, направленного на совершенствование музыкально-эстетического развития младших школьников в процессе внеклассных музыкальных занятий, основан на диалектической взаимосвязи разнообразных видов художественной деятельности, соответствующей определенным учебно-воспитательным задачам.

Для проверки выдвинутой гипотезы нужно было решить следующие задачи:

I» Теоретически обосновать необходимость комплексного подхода в совершенствовании музыкально-эстетического развития младших школьников в процессе внеклассного музыкального воспитания.

2. Исследовать структурные особенности музыкально-инструментальных занятий, построенных, на основе комплексного подхода.

3. Обосновать наиболее целесообразную форму организации кружковых занятий по обучению игре на музыкальном инструменте.

4* Экспериментально проверить эффективность разработанной методики.

Теоретическое обоснование. необходимости комплексного подхода к воспитанию и обучению на внеклассных музыкальных занятиях приемлемо для учащихся различного возраста» Однако, учитывая объемность и многосторонность проблем!, мы ограничили экспериментальное исследование разработкой комплексного подхода в совершенствовании музыкально-эстетического развития первоклассников» Это обусловлено тем, что разностороннее музыкально-эстетическое развитие детей в первый год приобщения их к музыке имеет особо важное, значение.

На защиту выносятся следующие положения:

I» Комплекс применяемых на уроках музыки видов художественной деятельности правомерно рассматривать как систему, в которой они являются структурными элементами.

2. Сущность комплексного подхода к проведению музыкально-инструментальных занятий состоит в диалектической взаимосвязи разнообразных видов художественной деятельности, соответствующей определенным учебно-воспитательным задачам»

3. Комплексный подход, в процессе внеклассных музыкальных занятий является необходимым условием разностороннего музыкально-эстетического развития младших школьников.

• Методологической основой исследования явились положения классиков марксизма-ленинизма о всестороннем развитии личности в социалистическом обществе, постановления партии и правительства по вопросам воспитания и образования, а также положения советской психологии о диалектическом подходе к развитию специальных и общих способностей личности»

При проведении исследования были использованы следующие методы: 1»Изучение постановлений Коммунистической партии и Советского правительства;: анализ литературных источников по исследуемой проблеме для установления исходных теоретических позиций и обоснования гипотезы.

2. Наблюдения за учебно-воспитательным процессом в музыкальных кружках общеобразовательных школ с целью определения направленности общепринятой методики на музыкально-эстетическое развитие школьников.

3. Организация педагогического эксперимента в школьных музыкальных кружках.

4. Протоколирование уроков й анализом результатов выполнения контрольных заданий, активности учеников, их увлеченности, интереса к занятиям, развития их специальных музыкальных и общих способностей.

5. Определение результатов внедрения комплексного подхода в учебно-воспитательный процесс музыкально-инструментальных кружков.

Научная новизна работы состоит в том, что в ней впервые:

- предметом специального исследования явился комплексный подход в совершенствовании гармоничного развития младших школьников и особенности его применения в процессе обучения игре на музыкальном инструменте;

- проанализирована структура внеклассных музыкально-инструментальных занятий, раскрыты сложные связи элементов комплекса;

- разработана новая методика проведения уроков в музыкальных кружках, направленная на разностороннее и гармоничное развитие обучающихся.

Практическая ценность исследования заключается в том, что положения, теоретически разработанные и обоснованные в нем, вскрывают дополнительные возможности в усилении развивающей функции занятий по обучению игре на музыкальных инструментах. Материалы диссертации могут быть использованы в различных звеньях системы музыкального воспйтания /школьные музыкально-инструментальные кружки, хоровые студии, детские музыкальные школы/ с целью совершенствования музыкально-эстетического развития школьников.

Апробация и внедрение результатов исследования:

Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на Всесоюзной научно-практической конференции по проблеме взаимосвязи теории и практики эстетического воспитания школьников /Ереван, 1977 г./» областных научно-практических конференциях учителей музыки /Одесса, 1978-1983 г.г./; ежегодных внутривузовских конференциях в Одесском педагогическом институте имени КД.Ушинского /Одесса, 1978-1983 г.г./.

По результатам исследования разработаны: I/ лекции в курсе методики музыкального воспитания для студентов музыкально-педагогического факультета Одесского пединститута им. К.Д.Ушинского; 2/ методические рекомендации "Музыкально-эстетическое развитие учащихся на начальном этапе фортепианного обучения", "Развитие ; музыкального восприятия младших школьников на занятиях по фортепиано", "Методика проведения комплексных уроков на первом году обучения игре на фортепиано."

Материалы проведенного исследования используются в практике работы музыкальных кружков общеобразовательных школ № 46, 53, 90 г. Одессы.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, изложенных на 140 страницах машинописного текста, библиографии и приложений. В библиографии указываются литературные источники исследования, включающие 293 работы отечественных и зарубежных авторов. В работе имеется 19 таблиц и 16 рисунков. Общий объем диссертации - 187 страниц.

Заключение диссертации научная статья по теме "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)"

практические рекомендации:

- многосоставный комплекс разнообразных видов художественной деятельности необходимо вводить в каждое занятие кружков по обучению младших школьников игре на музыкальных инструментах;

- наиболее целесообразной организационной формой проведения кружковых музыкально-инструментальных занятий является индивидуально-групповая форма, соединяющая достоинства индивидуальной и групповой форм обучения;

- в сочетании групповых и индивидуальных занятий наиболее рациональным является такой вариант, при котором групповые занятия проводятся в течение первого года обучения;

- в процессе занятий в музыкально-инструментальных кружках целесообразен дифференцированный подход к обучению. Комплектование учащихся в группы на основе, уровня развития их музыкального слуха создает возможность постановки и решения соответствующих учебно-воспитательных задач.

Теоретический анализ и экспериментальное исследование проблемы комплексного подхода к проведению занятий в кружках по обучению игре на музыкальных инструментах подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сделать следующие выводы:

1. Необходимым условием совершенствования музыкально-эстетического развития младших школьников, обучающихся в музыкально-инструментальных кружках общеобразовательных школ, является комплексный подход к воспитанию и обучению.

2. Комплексный подход в процессе внеклассных музыкальных занятий характеризуется следующим: а/ возможностью вводить в уроки, разнообразные виды музыкальной деятельности, что содействует компенсации слаборазвитых музыкальных способностей детей;

- 139 б/ использованием на занятиях вспомогательных видов деятельности., основанных на межпредметных связях музыки с литературой, изобразительным искусством. Это соответствует современным задачам эстетического воспитания; в/ применением на уроках элементов импровизации - как в музыкальных, так и во вспомогательных видах деятельности, что содействует формированию творческих способностей учащихся.

3. Наиболее эффективный путь реализации комплексного подхода к проведению внеклассных музыкальных занятий основан на диалектической взаимосвязи разнообразных видов художественной деятельности, соответствующей определенным учебно-воспитательным задачам. Исследование сложных структурных связей применяемых видов деятельности дает возможность выявить характерные особенности их взаимопроникновения, обеспечивающего цельность и органичность уроков.

4. Комплексный подход к построению внеклассных занятий по обучению игре на музыкальных инструментах, способствует преодолению односторонней направленности учебно-воспитательного процесса и достижению, соответствия методики проведения уроков задачам разностороннего музыкально-эстетического развития обучающихся.

5. Комплексный подход к воспитанию и обучению оказывает эффективное воздействие на развитие специальных музыкальных и генерализованных способностей младших школьников, на формирование их интереса и увлеченного отношения к занятиям.

В проекте ЦК КПСС "Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы" подчеркивается, что особенно велика в формировании нового человека роль идейно-нравственного и эстетического воспитания. Перед преподавателями предметов эстетического цикла - литературы, музыки, пения, изобразительного

- 140 искусства - поставлена важнейшая задача - значительно улучшить художественное образование и эстетическое воспитание учащихся.

Внеклассное музыкальное воспитание в общеобразовательной школе - одна -из наиболее массовых, форм приобщения детей к музыке. Проведенное исследование способствует совершенствованию методики преподавания в музыкально-инструментальных кружках и раскрывает одну из сторон важнейшей социальной проблемы - проблемы всестороннего и гармоничного развития личности в обществе развитого социализма.

- 141

Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Печерская, Элла Филипповна, Одесса

1. Маркс К. Капитал, том первый. Глава ХП. Разделение труда и мануфактура, глава ХШ. Машины и крупная промышленность.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 348-515.

2. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Глава Ш. Производство,- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с. 296-309.

3. Энгельс Ф. Принципы коммунизма.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 4, с. 322-339.

4. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме.- Полн. собр. соч., т. 38, с. 1-104.

5. Ленин В.Й. Проект программы РКП/б/.- Полн. собр. соч., т. 38, с. 81-102.

6. Ленин ВЛи Развитие капитализма в России.- Полн. собр. соч., т.З, с. 1-609.

7. Ленин В.И. Философские тетради. К вопросу о диалектике.-Полн. собр. соч., т. 29, с. 316-322.

8. Программа Коммунистической партии Советского Союза.- М.: Политиздат, 1962.- 288 с.

9. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. Принята на. внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 окт. 1977 г. М.; Политиздат, 1977.- 62 с.

10. Материалы ХХ1У съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1971.320 с.

11. Материалы Ш съезда КПСС.- М.: Политиздат, 1976.- 256 с.

12. Материалы ХХУТ съезда КПСС.- М.; Политиздат, 1981.223 с.

13. О 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции: Постановление ЦК КПСС от 31 янв. 1977 г.- М.: Политиздат, 1977.— 32 с.

14. О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина: Постановление ЦК КПСС от 13 дек. 1979 г.- М. : Политиздат, 1979.16 с.

15. О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспита— тельной работы:: Постановление. ЦК Ш1СС от 26 апр. 1979 г. М.: Политиздат„ 1979.- 15 с»

16. О дальнейшем совершенствовании, обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров. СССР.- Нар. образование, 1978„3, с» 2-6

17. Основные направления реформы: общеобразовательной и профессиональной школы: Проект ЦК КПСС.- Правда, 1984, 4 янв.

18. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года*- М.: Политиздат, 1983.- 80 с.

19. Очерки по диалектическому материализму.— М.: Наука,. 1977.— 248 с.

20. Анохин П.К. Принципиальные вопросы, общей теории функциональных систем*- В кн.: Принципы системной организации функций.1. Наукаг 1973, с. 5-61.

21. Афанасьев В.Г. Системность и общество.- М.: Политиздат, 1980.- 368 с*24* Блауберг И.В.,. Юдин Э.Г* Становление и сущность системного подхода.- М: Наука,, 1973.- 270 с.

22. ХХУ съезд КПСС и актуальные проблемы коммунистического воспитания молодежи: По материалам Всесоюз. науч.-практ. конф.в Минске /июнь 1976 г»/ / Под общ. ред. В.А.Медведева.- М.: Мол. гвардия, 1976.- 400 с.

23. Машеров П.М. ХХУ съезд КПСС и актуальные'проблемы коммунистического воспитания молодежи.- Нар. образование, 1976, № 10, с. 2-19.

24. Методологические и теоретические аспекты коглплексного подхода к воспитанию в свете решений ХХУ1 съезда КПСС.- Сов. педагогика, 1983, Л I, с. 52-61.

25. Павлюченков А. Политика КПСС в области эстетического воспитания.- В кн.: Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б.ТДихачева, Г.Зальмона.- Мф> Педагогика, 1981, с. 15-26.

26. Проблемы комплексного осуществления задач коммунистического воспитания в свете решений ХХУ съезда КПСС: По материалам Всесоюз. науч.-практ. конф. в Москве в дек. 1977 г. / Отв. ред. Е.Л.Смирнов.- М.: Политиздат, 1978.- 384 с.

27. Прокофьев М.А. Важный фронт борьбы за коммунизм.- Нар. образование, 1979, £ 8, с. 2-7.

28. Прокофьев М.А. Доклад министра просвещения СССР тов. М.А.Прокофьева.- В кн.: Всесоюзный съезд учителей, 1978: Документы и материалы.- М., 1978, с. 9-49.

29. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-ме-тодол. анализ.- М.: Наука, 1974.- 279 с.

30. Смирнов Е.Л. ХХУ съезд. КПСС и теоретические вопросы развития личности.- Вопросы философии, 1976, № 12, с. 3—17.1. Педагогика

31. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения.-М.: Просвещение, 1981.- 96 с»

32. Левин ВД„ Воспитание творчества.- М.: Знание, 1977.- 62 с.

33. Лернер И.Я. Проблемное обучение.- М.: Знание, 1974*- 64 с.

34. Лихачев Б.Т» Воспитательные аспекты обучения.- Просвещение, 1982.- 192 с.

35. Марьенко И.О., Филонов Т.Н. Вопросы идейно-воспитательной работы школы в свете решении ХХУ съезда КПСС.- М.1 Педагогика» 1977.- 70 с»

36. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении.-М.: Педагогика, 1972.- 208 с.

37. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе.-М.: Просвещениег 1977.- 240 с»

38. Моносзон Э.И.- Комплексный подход к воспитанию важнейшее условие всестороннего развития школьников.- Сов. педагогика, 1977,, № 4, с. 20-28.

39. Обучение и развитие / Ред. Л.В.Занкова.- М.: Педагогика, 1975.- 440 с.

40. Пономарев Л.Н. Комплексный подход к воспитательной работе.- М.: Сов. Россия,, 1979.-368 с.

41. Поташник М.М. Комплексный подход к воспитательной работе с учащимися.- Нар. образование, 1977, № 9, с. 112-119.58» Скаткин М.Н. О школе будущего. Перспективы развития советской общеобразовательной школы.— М.: Знание, 1974.- 64 с.

42. Скаткин М.Н» Совершенствование процесса обучения.- М.:1. Педагогика, 1971.-206 с.

43. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей.- М.:

44. Просвещение, 1980.- Г44 с»

45. Смирнов ГЛ. К вопросу о комплексном подходе к воспитанию^- Сов. педагогика, 1976„ Л 12, с. 3-12.

46. Сорокина Т. Комплексному подходу постоянное внимание.-Нар. образование, 1979, Л 6, с. 48-51.63» Сухомлинский В Л. Как воспитать настоящего человека.— Киев: Радянсыеа школа!, 1975.- 235 с.

47. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- Киев: Радянська школа, 1972.-243 с.

48. Филонов Г.Н. Проблемы эффективности воспитания личности в условиях развитого социализма.- М.: Педагогика, 1978.— 224 с.

49. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника / Под ред. действ, члена АПН СССР Г.Н.Филонова.-М.: Педагогика, 1983.-256 с.

50. Харламов: И.Ф. Теоретические и методические проблемы" комплексного подхода к обучению и воспитанию учащихся.- Сов. педагогика,, 1980,, № 7, с. 17-26.

51. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.— М.: Просвещение, 1979.- 160 с.1. Психология

52. Ананьев Б.Г. 0 соотношении способностей и одаренности.— В кн.: Проблемы способностей.- М.,'АПН РСФСР, 1962, с^ 15-31.

53. Артемьева Т.И. Методологический аспект проблемы способностей.- М.: Наука, 1977.- 184 с.

54. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.г Просвещение, 1968.— 464 с.

55. Валлон А. Психическое развитие ребенка.-М.: Просвещение,1967.- 196 с.

56. Выготский Л.С. Мышление и речь.— В кн.: Избранные психологические исследования.- АПН РСФСР, 1956, с. 39-386.- 147

57. Выготский Л;С* Проблемы психического развития ребенка

58. В кн.: Избранные психологические исследования*- М., АПН РСФСР, 1956, с. 389-496.

59. Гарбер Л.А. Начальная стадия развития музыкальных способностей.- В кн.г Проблемы способностей. М., АПН РСФСР, 1962,с. 214-228.

60. Дарвин Ч. Выражение' эмоций у человека и животных.- Соч., изд. АН СССР, 1953, т. 5, с. 909-920.

61. Ипполитов Ф.В. Память школьника.- М.: Знание, 1978.- 48 с.

62. Кечхуашвили Г. К вопросу о развитии музыкального восприятия.- Б кн*: Музыка в школе, сб. статей, вып. 3 /на укр, языке/» Киев, Муз. УкраГна, 1976, с. 16-21.

63. Ковалев А.Г» Воспитание чувств.- М.: Педагогика, 1971,94 с.

64. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.- М.: изд. Московского университета, 1979»- 144 с.

65. Лейтес ELC«, Умственные способности и возраст.- М.: Педагогика, 1971.- 279 с.

66. Леонтьев А.Н» Q формировании способностей»- Вопросы психологии, i960, № I, с. 7-Г7.

67. Люблинская A.A. Учителю о психологии младшего школьника.-М.: Просвещение, 1977.- 224 с.

68. Мальцева Е. Психологический анализ музыкального развития младшего школьника.- В кн.: Психология младшего школьника. М., АПН РСФСР, i960, с. 304-329.

69. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М„: Знание, 1980.— 48 с.

70. Размыслов П. Эмоции младших школьников.- В кн.: Психология младшего школьника. М., АПН РСФСР, 1960,, с. 191-200.

71. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.- М„: Изд. АН СССР, 1957.- 328 с.90» Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии»- М.: Учпедгиз, 1940.- 704 с.91« Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий.- М.: АПН РСФСРг 1961.- 536 с.

72. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника.— М.: Знание, 1974.- 64 с.

73. Якобсон П.М., Психология художественного творчества.- М»: Знание, 1971.- 48 с.

74. Якобсон П.М* Чувства * их развитие и воспитание.- М.: Знание, 1976.-62 с.

75. Эстетика и эстетическое воспитание

76. Аничкин С.А. Условия формирования эстетических способностей у младших школьников: Автореф. Дис. докт. пед. наук,— М., 1970.- 32 с.

77. Буцняк Т.Г. Проблемы эстетического воспитания младших школьников в педагогическом наследии В.А.Сухомлинского: Автореф. Дис. . канд. пед. наук.—Киев, 1977.— 20 с.

78. Буров А.И. Проблемы теории эстетического воспитания в СССР на современном этапе.— В кн.: Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б.Т.Лихачева, Г.Зальмона. М.,- Педагогика, 1981,; с. 26-36.

79. Витковская Н.С., Щербо А.Б., Джола Д.Н. Формирование эстетической культуры младших школьников.- Киев: Радянська школа, 1980.- 152 с.

80. Вишнякова Н.Ф. Развитие творческой активности младших школьников.- Дис. . канд. пед. наук.- М.„ АПН ССОР, 1980.233 с.

81. Гембицкая Е.Я. Проблема взаимосвязанного воздействия видов искусства на учащихся.- В кн.г Музыкальное воспитание в школе, вып. 8. М., Музыка» 1972, с» 14-18.

82. Гончаров И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников.- М.: Просвещение, 1978.— Г60 с.

83. Т02. Джола Д.Н* Эстетическое отношение человека к действительности как предмет эстетического воспитания.- Дис. . канд. философ, наук.- Киев, 1973.- Г74 с.

84. Зись А «Л. Виды искусства.- М.: Знание, Т979.~ Г28 с.

85. Киященко Н.Й. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР.- М.: Искусство, 1971.- 160 с.

86. Киященко Н.И. Сущность прекрасного.- М.: Молодая гвардия, Г977.- Г92 с.

87. Киященко Н.И. Философские проблемы теории эстетического воспитания.- Дис. . докт. философ, наук.- M., 1977.- ЗГ5 с.

88. Коваль Л., Крамчанинова 0. Активизация творческой деятельности учеников младших классов как способ формирования эстетических потребностей.- В кн.: Музыка в школе, сб. статей,вып. 7 /на укр. языке/. Киев, Муз. Укра1наг 1981, с. 24-28.

89. Кремлев Ю.А. 0 месте музыки среди искусств.- М.г Музыка, 1966.- 64 с.

90. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки.- М„: Сов. композитор, Т972.- 272 с.

91. Кушаев H.A. К проблеме развития художественного восприятия школьников.- Б кн.t Теория эстетического воспитания / Ред. Н.Кушаева и В.Лейбсона. М.г АПН СССР» НИИ общей педагогики, 1978, с. 25-38.

92. I» Литвиненко Л»Л» Воспитание художественных вкусов учащихся в процессе ознакомления с различными видами искусства.-Дис. . канд. пед» наук.- 1976.- 158 с»

93. И2. Лихачев БЗальмон Г. ВведениеВ кнЭстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б.ТДихачева, Г.Зальмона. М., Педагогика, 1981, с. 4-14.

94. ИЗ. Лихачев Б.Т„ Эстетика воспитания.- М.: Педагогика, 1972.- 158 с»

95. П4» Мелж-Пашаев AJU Педагогика искусства и творческие способности^-М.г Знание, I98L.— 96 с.

96. Методологические проблемы советской педагогики. Об основах системы эстетического воспитания в учебной работе школы. Обзорная информация, вып. Х1У / Научн. ред. А.Буров.— М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1976.- 42 с.

97. Об эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе- Проект рекомендаций для учебных заведений органов народного образования.- WL; ИХВ АПН СССЕ, 1977.- 31 с.

98. Овсянников М.Ф. Эстетическая теория К.Маркса, Ф.Энгельса, ВЛ.Ленина.- М.: Знание, 1974.- 96 с.

99. Органова О.Н. Специфика эстетического восприятия.- М.:

100. Высшая школа, 1975.- 224 с.

101. Основы эстетического воспитания.- М„: Высшая школа,1975.- 327 с.

102. Пьянкова. Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности: Автореф. Дис. канд. пед. наук.- М.„ 1978.- 16 с.

103. Разумный ВЛ+ Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы.- М.: Мысль, 1269.- 190 с.

104. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции.- М.: Музыка,, 1972.-Г68 с.

105. Рвачева В.К. Формирование эстетических представлений и понятий младших школьников: Автореф. Дис. . канд. пед. наук.— М.„ 1969.- 21 с.

106. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки.- Изд. 2-ег доп.— Л.: Музыка» 1975-- 64 с.

107. Талденко Т. Формирование музыкальной культуры; учеников средствами комплексного влияния искусства»— В кн.: Музыка в школе* сб. статей, вып. 6 /на укр. языке/» Киев,, Муз. УкраЕяа, 1980, с. 35-39.

108. Туренская Е.С. Эстетическая активность как фактор формирования личности школьника: Автореф. Дис. . канд. пед. наук.— Л.„ 1970.-16 с.

109. Фохт-Бабушкин Ю.У. Об эффективности художественного воспитания.- В кн.: Искусство и школа!. М.„ Просвещение, Г98Г,с. Г7-23.

110. Художественное творчество и ребенок. / Под общей ред. проф. Н.А.Ветлугиной.— М.: Педагогика, 1972.-287 с.

111. Шевченко ГЛ. Формирование у младших подростков представлений о художественном образе средствами комплексного воздействия искусств.- Дис- . кацц. пед. наук.- М., 1973.- Г76 с.

112. Щербо А.Б.„ Джола Д.Н. Красота воспитывает человека;.-Киев, Радянська школа„ 1977.— 104 с.

113. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Книга для учителя / Сост. Г.С.Лабковская.- М.: Просвещение, 1983.303 с»

114. Эстетическое воспитание в школе. Вопросы, системного подхода / Под ред. Б.Т.Лихачева.- М.: Педагогика;, 1980.- 136 с.

115. Эстетическое воспитание школьников / Под. общей ред-А.И.Бурова„ Б.Т.Лихачева.- М.: Педагогика, 1974.-304 с.

116. Музыкальное воспитание и развитие

117. Абдуллин Э.Б. Новая программа, по музыке.- В кн.: Искусство и школа. Книга; для учителя. М.„ Просвещение, 1981,с. I4I-I56.

118. Абдуллин Э.Б. Уроки музыки в, Г классе общеобразовательной школы /по экспериментальной программе/.— В кн. : Музыкальное воспитание в. СССР, вып. I. М.,, Сов. композитор, 1978,с. 94-150.

119. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано.— М.: Музыка, 197I.- 278 с.

120. Апраксина О .А» В чем главная задача? Советская музыка, 1972, & 5, с. 89-93.

121. Апраксина. O.A., Орлова Н.Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними.- В кн»: Музыкальное воспитание в школе» вып. IQ. М., Музыка, 1975, с. 104-ПЗ.

122. Апраксина O.A. Музыкальное воспитание в русской общеоб- газ разовательной школе.- М.-Л.: АПН РСФСР, 1948.- 148 с.

123. Апраксина O.A. Современный ребенок и музыка.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 8. М.„ Музыка, 1972,с. 38-48.

124. Арчажникова Л»Г» Фортепианный кружок в школе как одна из форм внеклассной работы по музыкально-эстетическому воспитанию.- В кн.: Музыка в школе, сб. статей, вып. 6 /на укр» языке/. Киев, Муз. Укра1на, 1980, с. 52-58.

125. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании.- Л.: Музыка, 1973»- 144 с.

126. Бакланова Н.К. Формирование умений выразительного исполнения произведений /на материале обучения игре на фортепиано в детской музыкальной школе/.- Дис. . канд. пед. наук.-М., 1975.- 163 с.

127. Бальчитис Э»И. О восприятии инструментальных музыкальных произведений в младших классах средней школы.- В кн»: Музыкальное воспитание в школе, вып. 5. M.f Музыка, 1966,с. 11-17.- 154

128. Бальчитис Э.И. 0 системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательной школы Литвы.- Б кн. г Музыкальное воспитание в СССР, вып. I. М., Сов. композитор, 1978, с. 235-300.

129. Баренбойм Л.А., Брянская Ф.Д., Перунова H.H. Путь к музицированию. Школа игры на фортепиано. Вып. I.- I.: Сов. композитор, 1980.- 184 с.

130. Баренбойм Л. А* Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.- I.; Музыка, 1969.- 284 с.

131. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Изд. 2-е.- Л.: Сов. композитор, 1979.- 352 с.

132. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика.- Л.: Госмузиздат, 196Г.- 60 с.158» Башич Э. Импровизация как способность творческого выражения.- В кн.: Музыкальное воспитание в странах социализма, сб. статей. Л., Музыка, 1975, с. 232-246.

133. Белобородова В.К. Развитие музыкального восприятия младших школьников.- В кн„: Музыкальное воспитание в школе, вып. 13. М., Музыка, 1978, с. 54-65.

134. Белобородова В.К. Экспериментальная программа по музыке /слушание музыки/.- М.: НЖ ХВ, 1972.- Г06 с.

135. Беркман Т.Л., Гриценко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению»-М»: АЛЕ РСФСР, 1961„- 216 с.

136. Беркман Т.Л* Обучение музыке в школе.- М»: АПН РСФСР, 1958.- 66 с.

137. Верхолаз P.A. Вопросы методики чтения нот с листа /Ред. Т.Беркман.- М»: АПН РСФСР, i960»- 45 с.

138. Г71. Веспреми Л» Чтение нот»- В кн»: Ребенок за роялем / Ред.,-сост. Ян Достал. М., Музыка, 1981, с. 82-87.

139. Г72» Ветлугина Н»А» Цузыкальное развитие ребенка»- М»: Просвещение , 1968»— 415 с»

140. Г73» Гейнриха Й.П. Обучение пению по нотам в начальной и средней школе»— М»: Музгиз, 1962»- 246 с.

141. Г76. Гембицкая ЕЛ. Музыка и. музыкальное творчество в-идейном и нравственном воспитании: учащихся.- В кн.: Эстетическое воспитание, школьной молодежи / Под ред. Б»Т Лихачева» Г.ЗалЬмо-на. М., Педагогика,, 1981, е. 1Г7-124.

142. Герасимович Д.Н» Методика обучения игре на фортепиано /на; укр» языке/. Киев: Госиздат из образ, искусства и муз. лит. УССР» 1962»— 58 с.

143. Готсдинер АЛ» Формирование музыкальных способностей школьников в процессе обучения игре на музыкальном инструменте: Автореф. Дис. .» канд. пед. наук.- Л», 1967.- 28 с»

144. Г84» Гофман К. Воспитание творческой активности учащихся- 157 при изучении музыки.- В кн.: Эстетическое воспитание школьной молодежи / Под ред. Б.Т.Лихачева, Г.Зальмона. М.„ Педагогика, 1981, с. I24-I3I.

145. Грач Б.Я. Основные методические положения начального обучения игре на фортепиано.- В кн.: Вопросы методики преподаванияв детской музыкальной школе. М.-Л., Музыка, 1965, с. 17-36.

146. Гродзенская Н.Л. Беседы о музыке на уроке.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. М., М|узыка, 1975,с. 183-195.

147. Г87. Гродзенская Н.Л. Подготовка к пению по нотам.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 3. М., Музыка, 1964, с. 9-17.

148. Гродзенская Н.Л. Слушание музыки.- В кн.: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. М., Музыка, 1971, с. 38-51.

149. Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку.- М. : Просвещение, 1969.- 76 с.

150. Данилевская Л.В. Основные принципы музыкального воспитания Н.Л.Гродзенской.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. М., Музыка, 1975, с. 46-71.

151. Дмитриев Г.П. Об обучении детей композиции.- В кн.: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М.г Музыка, 1981,с. 246-253.

152. Дмитриева Л.Г. Детское музыкальное творчество как метод воспитания.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. II.- 158 -M., Музыка, 1976, с. 71-86.

153. Достал Я» Обучение, первоначальным аккомпанементам.- В кн.: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка, 1981, с. 221-225.

154. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы экспериментальной программы по музыке для общеобразовательной школы.- В кн.i Музыкальное воспитание в СССР, вып. I. М.„ Сов. композитор, 1978, с. 58-93.

155. Карцева С.А. Роль знаний в развитии музыкального восприятия младших, школьников: Автореф. Дис. . кацц. пед. наук.-Л., 1969.- 19 с.

156. Квасница З.С. Обзор новой /экспериментальной/ программы музыкального воспитания школьников.- В кн.: Музыка в школе, сб. статей,, вып. 4/на укр. языке/. Киев, Муз. УкраГна,, 1977,с. II4-II8.

157. Кимеклис Г.Ф. Исследование процесса фортепианного обучения в связи с возрастными особенностями учащихся /на примере словесных пояснений и показа/.- Дис. . канд. пед. наук.- М., 1978.- 214 с.

158. Кравченко К.Л. Индивидуальное обучение в фортепианных классах общеобразовательной школы.- Дис. . канд. пед. наук.-М., I97Q.- ,220 с.

159. Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано.- М.: Музыка, 1966.- 120 с.

160. Критский Б. Творческая импровизация детей на уроке музыки.- Начальная школа, 1974, J& 7, с. 44-51.

161. Лерман М.И. Начальное: обучение музыке /к проблеме дошкольного музыкального обучения в детской музыкальной школе/г Автореф. Дис. . канд. пед. наук.- M., 1969.- 18 с.

162. Лужный В.М. Музыкальная грамота в школе /на укр. языке/.-Киев: Муз. Укра1на, 1977.- 117 с.

163. Лысек Ф. Практические проблемы музыкального воспитания.-В кн.: Музыкальное воспитание в странах социализма, сб. статей. М., Музыка, 1975, с. 192-220.214» Любомудрова H.A. Методика обучения игре на фортепиано.-М.: Музыка, 1982»- Г43 с.

164. Любомудрова H.A. Начальное обучение игре на фортепиано.-В кн.: Очерки по методике обучения игре: на фортепиано, вып. Iпод ред. А 'Л» Николаева. М., Госмузиздат, 1955, с. 178-217.

165. Маркевич Д. Психологические факторы в фортепианном обучении.- В кн.:* Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка, 1981, с. 21-28.

166. Милич Б.Е. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ.- Киев: 1йуз. Укра1на, 1977.- 78 с.

167. Мистюк В.А. Пути формирования звуковысотного слуха и способности к чистоте интонирования у первоклассников: Автореф.- 161

168. Дис. . канд. пед. наук.- М.,, 1978.- 16 с.

169. Михелис В. Л* Первые уроки юного пианиста.- Л.; Музыка, 1962.- 64 с.

170. Муцмахер В.И. Осмысленное запоминание как условие успешного усвоения музыкальных произведений /в процессе обучения игре на фортепиано/; Автореф. Дис. . канд. пед. наук.- М., 1974.19 с.

171. Мюллерова Е. Преподавание игры на фортепиано средство, способствующее всестороннему развитию личности.- В кн.:: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка, 1981, с. 8-20.

172. Натансон В.А. Заметки педагога.- В кн.: Вопросы фортепианной педагогики, вып. I / под общей ред. В.Натансона. М., Гос-музиздат, 1963,. с. 3-21.

173. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры.- Изд. 3-е.-М.: Музыка, 1967.- 261 с.

174. Никитин В. Воспитание музыкального слуха детей на основе релятивной системы.- В кн.: Музыка детям, вып. 2. Л., Музыка, 1975, с. 24-29.

175. Овчинникова Т.Н. Воспитание певческого голоса в хоре.-Вкн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 8. М., Музыка, 1972, с. 95-103.

176. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10. М., Музыка, 1975, с. 148-160.

177. Орлова Н.Д. Об основных вопросах вокального воспитания детей и молодежи /К итогам научной конференции/.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 2. М., Музгиз, 1963,с. 86-95.

178. Орлова Н.Д. 0 детском певческом голосе и условиях нормального его развития.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 5. М., Музыка, 1966г с. 50-55.

179. Орлова Н.Д. и Алиев Ю.Б. Хоровое пение.- В кн.: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. М., Музыка, 197I, с. 6-37.

180. Остроменский В.Д. Восприятие музыки как педагогическая проблема.- Киев: Муз. Укра1наг 1975.- 203 с.

181. Паламарчук А. Внеклассная музыкально-воспитательная работа со школьниками младших классов.- В kh.s Музыка в школе, сб. статей, вып. 7 /на укр. языке/. Киев, Муз. Укра1на, 1981,с. 55-61.

182. Пеев И., Кристева С. Болгарский метод "Столбица" Б.Тричкова.- В кн.: Вопросы воспитания слуха. Л., Музыка, 1967, с. 108-135.

183. Печерская Э.Ф. Методика проведения комплексных уроков на первом году обучения игре на фортепиано /методические рекомендации/.- Одесса: Метод, кабинет Упр. культуры Одесск. Облисполкома, 1983.- 32 с.'

184. Печерская Э.Ф. Музыкально-эстетическое развитие учащихся на начальном этапе фортепианного обучения /методические рекомендации/.- Одесса: Метод, кабинет Упр. культуры Одесск.

185. Облисполкома, 1982.— 37 с. 0

186. Печерская Э.Ф. Развитие музыкального восприятия млад- 163 ших школьников на занятиях по фортепиано /методические рекомендации/.- Одесса: Метод, кабинет Упр. культуры Одесск. Облисполкома, 1983.- 24 с.

187. Пиличяускас A.A. Вопросы музыкального развития учащихся в процессе элементарного музицирования: Автореф. Дис. . канд. дед. наук.- Вильнюс, 1973.- 16 с.

188. Программа, для внеклассной и внешкольной работы. Сборники 10, II, 12, 13. Кружки и студии общего музыкального воспитания.- М.: Просвещение, 1971.- 288 с.

189. Программа музыкальных кружков обучения игре на музыкальных "инструментах в начальных, семилетних и средних школах /на укр. языке/.- Киев: Радянська школа, 1958.- 196 с.

190. Программа платных кружков музыкального воспитания общеобразовательных школ. Фортепиано /на укр. языке/.- Киев: Муз. Укра1на, 1976.- 62 с.

191. Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы /экспериментальная/. Научный руководитель Д.Б.Кабалевский.- М.: Просвещение, 1977.- 116 с»

192. Программы восьмилетней школы. Музыка. 1-3 классы.-Киев: Радянська школа, 1972»- 28 с.

193. Программы музыкальных кружков по обучению игре на музыкальных инструментах в начальных, семилетних и средних школах.- М»:. Учпедгиз, 1959.- 192 с»

194. Программы музыкальных кружков по обучению игре на музыкальных инструментах в начальных, восьмилетних, средних школах и других детских учреждениях / Ред. И.Букреева,- Минск: Народна асвета, 1970.- 216 с.

195. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики.- М.: Знание, 1980.- 96 с.

196. Рафалович О.В, Транспонирование в классе фортепиано.-JI.: Музгиз, 1963.- 36 с.

197. Ригина Г.С* Вокальная импровизация в I классе.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 13. М., Музыка, 1978,с. 82-91.

198. Ригина Г.С. О некоторых вопросах обучения младших школьников музыкальной грамоте.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 8. М., Музыка, 1972, с. 77-86.

199. Ригина Г.С. Развитие у первоклассников ладовых звуковы-сотных представлений.- В кн.: Вопросы методики музыкального воспитания детей. В помощь учителю общеобразовательной школы. М., %зыка, 1975, с. 50-70.

200. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах. Из опыта работы в первом и втором классах / Под ред. докт. пед. наук, действ, члена АПН Л.Б.Занкова.- М.: Просвещение, 1979.- 160 с.

201. Ринкявичюс З.А. Развитие восприятия полифонической музыки младших школьников: Автореф. Дис. . кадд. пед. наук.- М., 1974.- 35 с.

202. Ройзман Л.й. Спрашивают педагоги-практики.- В кн.: Вопросы фортепианной педагогики, вып. I. / под. общей ред. В.Натансона. М„, Госмузиздат, 1963, с» 21-46.

203. Румер М.А. Вопросы воспитания музыкального слуха.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 3. М., Музыка, 1964,с. 67-79.

204. Румер М.А. Методика обучения нотной грамоте на уроке.

205. В кн.: Музыка в школе, сб. статей, вып. 2 /на укр. языке/. Киев, Муз- Укра1на, 1974, с. 24-32.

206. Румер М.А» Связь нотной грамоты с пением.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. I*. М., Музгиз, 1961, с. 22-39.

207. Савшинский С.И. Пианист и его работа.- Л.: Сов. композитор, 1961.- 27Г с.

208. Садоян H.A. О некоторых наблюдениях над музыкальной импровизацией младших школьников.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. II. М., Музыка, 1976, с. 58-70.

209. Самолдина К. Роль моторики в музыкальном развитии и воспитании младших школьников: Автореф. Дис. . канд. пед. наук.— М.„ 1974.- Г? с.

210. Свешников А.В- Хоровое пение искусство истинно народное.— В кн.: Могучее средство воспитания, сб. статей. Л., Музыка,. 1978,, с. 10-21.

211. Силинып Э- Относительная сольмизация в обще обра зова тельной школе.—В кн.: Музыка в школе, сб. статей, вып 2 /на укр. языке/. Киев, Муз. УкраГна, 1974, с. 33-50.

212. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / -^од ред. Л.А.Баренбойма.-Музыка, 1970.- 160 с.

213. Смирнов МЛ., О развитии первоначальных навыков аккомпанемента у юных, пианистов.— В кн^: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка, I98Ir с. 215-221.

214. Соколов М.Г. Ансамбль для начинающих.— В кн.: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка, 1981, 208-215.

215. Соколов М.Г. Выдающиеся пианисты-педагоги о начальном обучении на фортепиано.- В кн.: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М.» Музыка, I98L» с. 70-81.

216. Струве Г.А» Некоторые приемы обучения детей музыкальной грамоте на занятиях в хоре.— В кн.: Музыкальное воспитание в школе„ вып. 5. М», Музыка, 1966, с. 72-83.

217. Сургаутайте В.й. Использование музыкальных инструментов на уроках.—В кн.г Музыкальное воспитание в школе, вып. 7. М., Музыка, 1971, с. 3-16.

218. Тевлина В.К. Активизация вокально-хорового обучения младших школьников и их музыкальное развитие: Автореф. Дис. канд. нед. наук.-М., 1975.- 16 с.

219. Тевлина В.К. Творческий поиск учителя как необходимое условие проведения современного урока музыки.- В кн.: Музыкальное воспитание в. школе, вып. 14. М., Музыка, 1979„ с. 32-36.

220. Фейгин М.Э.,, Эфрусси Е. Опыт музыкального воспитания в массовой школе.- В кн.: Развитие пианиста. М., ОГИЗ-МУЗГИЗ,1935, с. 232-242.277► Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика' и искусство педагога.- М.: Музыка» 1975*.- 110 с*- 167

221. Фейгин М.Э. Музыкальный опыт учащихся.- В кн.: Вопросы фортепианной педагогики, вып. 3 / под общей ред. В.Натансона. М., Музыка, 1971, с. 3-39.

222. Филипп Г. Импровизация как составная часть фортепианного обучения.- В кн.: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка» 1981* с. 225-236.

223. Халабузарь П.В. Актуальные проблемы и формы массового музыкально-эстетического воспитания детей: Автореф. Дис. . канд. пед. наук.- Л., 1972.- 18 с.

224. Хлебникова Л.А. Реализация идей развивающего обучения на уроках музыки в 1-2 классах.- В кн.: Совершенствование содержания и методики начального обучения. М., Министерство просвещения РСФСР, НШ школ, 1977, с. 123-128.

225. Хольцвейссиг К. Игра в четыре руки.- В кн.: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка, 1981, с. 200-208.

226. Хольцвейссиг Э. Сочинение сопровождения к песням.- В кн.: Ребенок за роялем / Ред.-сост. Ян Достал. М., Музыка, 1981, с. 236-246.

227. Цыпин Г.М. Формирование музыкально-ритмического чувства у юного пианиста.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 9. М., Музыка, 1974, с. 23-29.

228. Чебуков Ю.М. Музыкально-эстетическое воспитание при обучении фортепианной игре в общеобразовательной школе.- Дис. канд. пед. наук.- Донецк, 1971.- 214 с.

229. Черноиваненко Н.М. Формирование творческих способностей младших школьников в певческой деятельности.- В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 14. М., Музыка, 1979,с. 57-64.

230. Шафер М. Мысли по поводу музыкального воспитания.- Вкн.: Музыкальные культуры народов: традиции и современность. Материала УП Международного музыкального конгресса 6-9 окт. Г97Г г. М», Сов. композитор, 1973, с. 225-232.

231. Шацкая В.Н. Музыка в школе.- М.: АШ РСФСР,, 1963.- 168 с.

232. Шацкая В.Н. Роль музыкального" искусства в идеологическом воспитании советских школьников»- В кн.: Музыка в школе, сб. статей, вып. 4 /на укр. языке/. Киев, Муз. Укра1на, 1977, с. 3-8.

233. Шульгина В.Д. Музыкально-творческое развитие учащихся Г-УП классов в процессе обучения их игре на фортепиано /на материале украинской фортепианной музыки и украинского музыкального фольклора/.— Дис. . канд. пед. наук»— М», 1972.- 211 с.

234. Щапов А.П. Фортепианная педагогика.- М.: Советская Россия, 1960.- 171 с.

235. Щелокова О.Ф. Музыкально-эстетическое воспитание школьников в процессе обучения игре на фортепиано /на опыте работы в детских музыкальных" школах УССР/.-Дис. . канд. пед. наук.-Киев,- 1977.- 150 с.

236. Эфрусси Е. Музыкальное- воспитание начинающих пианистов.-В кн.: Развитие пианиста. М., ОГИЗ-МУЗГИЗ, 1935, с. 80-116.