автореферат и диссертация по педагогике 13.00.01 для написания научной статьи или работы на тему: Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы)
- Автор научной работы
- Садыгов, Фарахим Балакиши оглы
- Ученая степень
- кандидата педагогических наук
- Место защиты
- Тбилиси
- Год защиты
- 1984
- Специальность ВАК РФ
- 13.00.01
Содержание диссертации автор научной статьи: кандидата педагогических наук, Садыгов, Фарахим Балакиши оглы, 1984 год
13.00.01 - Теория и история педагогики. диссертация:,.,. на соискание учёной степеш-кандидата' "педагогических наук
Лу Научный руководитель: доктор v педагогических наук А.Ш. ГАШИМОВ
Тбилиси
- 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ, ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМЫ РАБОТЫ
ШКОЛЬНЫХ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ КРУЖКОВ.
1. О школьных самодеятельных музыкальных кружках и содержании их работы.
2. Принципы организации работы школьных самодеятельных музыкальных кружков.
3. Формы организации работы школьных самодеятельных музыкальных кружков.
ГЛАВА II. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА И ПЛАНИРОВАНИЕ
РАБОТЫ, ПРОВОДИМОЙ В МУЗЫКАЛЬНЫХ КРУЖКАХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Специфические особенности и система работы, проводимой в музыкальных кружках художественной самодеятельности.
2. Планирование работы школьного самодеятельного музыкального кружка.
ГЛАВА III. РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ШКОЛЬНЫХ САМОДЕЯТЕЛЬНЫХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ КРУЖКОВ И ПУТИ УВЯЗЫВАНИЯ ЕЁ С УРОКАМИ
1. Вопросы руководства школьными самодеятельными кружками.
2. Возможности и пути взаимосвязи занятий самодеятельных музыкальных кружков с уроками. ИЗ
Введение диссертации по педагогике, на тему "Содержание, организация и форма работы школьных самодеятельных музыкальных кружков (на материале азербайджанской школы)"
Друг и соратник Владимира Ильича - видный советский педагог Н.К. Крупская - акцентировала внимание учителей на том, что искусство должно помогать детям глубже осмысливать свои чувства и переживания, развивая способности яснее мыслить и глубже чувствовать (83, 59). Можно привести множество примеров того, как А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие выдающиеся советские педагоги высоко оценивали огромное воздействие на личность музыки, танца и других видов искусства, созвучных с человеческими чувствами. Всё это ещё раз подтверждает то значение, которое придаётся эстетическому воспитанию в системе советского образования - как в процессе обучения, так и на внеклассных занятиях, где всё подчинено одной цели: привить детям любовь к искусству, приобщить их к художественному творчеству.
Актуальность темы. Решение намеченных ХХУТ съездом КПСС и Июньским (1983) пленумом Центрального Комитета задач дальнейшего подъёма художественно-творческой деятельности масс, формирования высоких эстетических вкусов, всестороннего гармонического развития личности строителя нового общества тесно связано с усилением внимания и заботой о дальнейшем развитии эстетического воспитания молодого поколения, "Важнейшая задача - значительное улучшение художественного образования и эотетического воспитания учащихся", говорится в "Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы" - "Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства. В учебных заведениях. следует повсеместно наладить работу кружков художественной самодеятельности, уделять постоянное внимание их репертуару." ( 14, 48-49),
Эти и другие соответствующие директивные партийные документы, а также богатое эстетическое наследие основоположников марксизма-ленинизма - это неиссякаемый животворный источник. Постоянное обращение к нему помогает решать ответственные задачи эстетического воспитания подрастающего поколения, стоящие перед советской школой на новом этапе общества развитого социализма.
Во внеклассных мероприятиях, наряду с различными средствами эстетического воспитания, важное значение придаётся и кружкам художественной самодеятельности. Не случайно этому виду детского творчества Партия и Правительство уделяют повседневное внимание. Заботой об этом, в частности, проникнуты исторические решения ЦК КПСС и Совета Министров СССР о литературе и искусстве, в том числе постановление от 2 апреля 1978 года "О дальнейшем развитии художественной самодеятельности". После принятия этого документа уже осуществлён ряд мер по повышению уровня организации кружков художественной самодеятельности в общеобразовательных школах республики, повысилось качество педагогического руководства кружками.
Говоря о кружках художественной самодеятельности, следует отметить, что это в основном музыкальные кружки, решающие разнообразные задачи: они развивают художественное творчество, музыкальные способности, формируют коммунистическое мировоззрение и эстетические вкусы, учат выражать свои чувства средствами музыки, танца и мимики, способствуют выявлению наиболее одарённых в области искусства детей, помогают детям рационально использовать свободное время.
В самодеятельных кружках пропагандируются лучшие образцы музыки, что, наряду с эмоциональным воздействием, обогащает духовный мир школьников, углубляет развитие их нравственных качеств, умственных и физических способностей. Умелая организация в школах работы кружков музыкальной самодеятельности, образцовое педагогическое руководство ими повышает воздействие проводимых этими кружками мероприятий. Как показывает опыт, кружки подобного типа закладывают глубокую основу эстетического формирования личности. Это выдвигает вопрос определения их места и роли в системе педегогиче-ского воздействия в ряд актуальных проблем, связанных с необходимостью всестороннего изучения деятельности кружков музыкальной самодеятельности, разработки научных основ их формирования и функционирования, а также воспитательного воздействия. Речь идёт о необходимости проведения научно-исследовательской работы педагогического характера по определению места и роли школьной музыкальной самодеятельности в общей системе эстетического воспитания. До сего времени эта актуальная педагогическая проблема в комплексе не решена и в Азербайджанской ССР.
Пособия, составленные с целью оказания методической помощи кружкам самодеятельности, в которых описаны отдельные художественные сценки, песни и танцы, не могут, естественно, восполнить существующий пробел (130). Беглые теоретические сведения о кружках даются в работах А. Самедова "Школьная сцена" (146 ) и А. Мамедова
Эстетическое воспитание учащихся в кружках художественной самодеятельности" ( 106). Хотя в этих трудах и содержатся некоторые сведения из школьной практики, в них, между тем, ничего не говорится о педагогических требованиях, предъявляемых к работе кружков вообще, о системе работы кружков музыкальной самодеятельности в частности, о роли в ней пионерской и комсомольской организаций и т.д. В "Книге вожатого" (79) сказано лишь о роли пионервожатого в организации кружков художественной самодеятельности.
Более серьёзные исследования в этой области проведены в республике С.Д. Кулиевым ( 92) и В.Дж. Халиловым ( 163). Работа первого исследователя связана с деятельностью кружков - оркестров народных инструментов, второго - с определением влияния произведений искусства на эстетическое формирование учащихся»
Данная проблема в той или иной степени разрабатывается также в работах О.А. Апраксиной ( 25), Л.Я. Алексеевой ( 19), Ю.Б. Алиева( 31), Д.Б. Кабалевского (71), А.Ш. Хасанова (164), В.Н. Шацкой (169), И.Ю. Керимова (77), В.К. Белобородовой (31), Л.А., Невек-Хлебниковой (1Г7), Л.С. Беляевой (33), Б.А. Брилина (36) , Н.Ф. Вишняковой (46), Б.О. Курбанова (85 ), Б.Т. Лихачёва (95),В.В. Нугманова (119), Дж.Ю. Сафарова (148) и других.
В работах вышеперечисленных исследователей отражены многие вопросы организации деятельности кружков музыкальной самодеятельности и вопросы педагогического руководства ими. Однако ряд вопросов этой проблемы разработан ещё недостаточно. В результате этого в школьной практике по организации музыкальных кружков художественной самодеятельности встречаются различного рода недостатки.
Это подсказывает необходимость выявить наиболее характерные из них и наметить пути их исправления. С другой стороны, в ряде школ работа кружков музыкальной самодеятельности организована на хорошем уровне, но положительные моменты их опыта не обобщены и всесторонне не изучены, почти не известны педагогической общественности. А между тем школы ощущают в этом большую потребность.
Учитывая всё это, мы сочли необходимым посвятить данное исследование конкретной проблеме - определению места и роли школьных самодеятельных музыкальных кружков в художественном воспитании учащихся.
Объект исследования - процесс эстетического воспитания и формирования личности школьников.
Предмет исследования - работа самодеятельных музыкальных кружков общеобразовательных школ по эстетическому воспитанию учащихся.
Научная гипотеза. Приступая к исследованию, мы исходили из предпосылки о том, что роль школьных самодеятельных музыкальных кружков в эстетическом воспитании учащихся неоценимо велика. Её можно поднять до уровня современных требований при условии, если: будут выявлены и учтены потенциальные воспитательные возможности самодеятельных музыкальных кружков; кружковая работа будет проводиться планово и под руководством опытных, музыкально образованных, политически грамотных и эрудированных специалистов-организаторов; изучение мелодий, исполнение их на музыкальных инструментах будет проводиться по нотной системе; будут выявлены и учтены в процессе работы специфические особенности отдельных видов кружковой работы; будет обеспечена увязка материалов учебных предметов с занятиями самодеятельных музыкальных кружков; в процессе воспитательной работы в кружках будут соблюдены основные педагогические принципы, в том числе тесная связь между руководителем кружка с одной стороны, педагогическим коллективом, родителями и школьными комсомольскими и пионерскими организациями - с другой.
Цель исследования. На основе обобщений передового опыта и экспериментальных данных конкретизировать содержание и формы работы школьных самодеятельных музыкальных кружков в эстетическом воспитании учащихся; разработать образцы нотной записи дня двух видов музыкальных инструментов, повышающие эффективность работы художественных кружков; дать практические рекомендации, помогающие усовершенствованию схематического изображения национальных танцев,
В соответствии с намеченной целью автор в своём исследовании попытался решить нижеследующие задачи:
1. Определить содержание, специфику и эффективные формы работы музыкальных кружков школьной самодеятельности. Подготовить образцы нотной записи для гармони и нагара и более совершенную форму схематического изображения азербайджанских народных танцев.
2. Определить требования, предъявляемые к работе музыкальных кружков школьной самодеятельности, пути и возможности связи кружковой работы с процессом обучения (уроками музыки, родного языка, литературы, географии, истории).
3. Разработать ряд рекомендаций для педагогического руководства музыкальными кружками школьной самодеятельности (планирование системы работы в кружках; требования, предъявляемые к руководителям кружков; характер педагогической помощи; роль школьной пионерской и комсомольской организаций в создании самодеятельных музыкальных кружков и др.).
4. Разработать образцы системы работы самодеятельных музыкальных кружков на основе обощения практики передовых школ и экспериментальных материалов.
Методологическую основу исследования составляют высказывания и положения классиков марксизма-ленинизма о роли искусства в коммунистическом воспитании, а также решения съездов КПСС и Пленумов ЦК КПСС.
Решение задач данного исследования было обеспечено применением комплекса методов педагогического исследования:
1. Теоретический анализ. Изучены и проанализированы связанные с вопросами исследования программы и учебники по музыке, научная, методическая, педагогическая и психологическая литература.
2. Изучение школьной документации (планы работ, протоколы, школьные отчёты и т.д.), отражающей работу самодеятельных музыкальных кружков, осуществлено в 211 городских и сельских школах республики.
3. Наблюдение. При исследовании проблемы в ряде школ республики осуществлено наблюдение и обобщение передового опыта работы по педагогическому руководству музыкальными кружками школьной самодеятельности.
Исследование и обобщение материалов школьной практики по организации самодеятельных музыкальных кружков, изучение путей выявления музыкальных способностей и художественных наклонностей осуществлено в процессе систематического наблюдения за занятиями в музыкальных кружках бакинских школ №№ 12, 13, 18, 31, 53, 172, 230 и 250, в ленкоранских городских школах Ml, 2, 4, 5 и 6, в евлахских школах J£№ I, 2, 3, в кировобадских школах №№ I, 3, 5, 6 и 43, во 2-ой кубинской и 2-ой агдамской городских школах, в Бойук Оратской сельской средней школе Нефтечалинского, Борадиках-ской Массалинского, Низаминской Пушкинского, Покровской сельской средней школе Джалилабадского районов.
Эти наблюдения послужили основанием для анализа и обобщения опыта работы кружков художественной самодеятельности, а также для составления соответствующих рекомендаций по их комплектованию и деятельности.
4. Беседа. Проведены беседы более чем с 1000 учащихся (кружковцев), а также с учителями музыки, литературы, истории, родного языка, руководителями школ, организаторами внеклассной работы, внеклассной работы, старшими пионервожатыми и секретарями комитетов комсомола, а также с широким активом родителей. Содержание всех бесед проанализировано и обобщено.
5. Опрос. Этим путём выявлены наклонности учащихся и интерес их к занятиям в самодеятельных музыкальных кружках, а также выбор ими музыкальных инструментов, взаимосвязь уроков с самодеятельностью. Опросом охвачены учащиеся ряда городских и сельских школ республики. Ответы проанализированы! и сгруппированы. Этот материал использован в соответствующих разделах диссертации.
6. Констатирующий эксперимент проведён с целью выявления отношения учащихся к музыкальным самодеятельным кружкам и к различным видам искусства, а также умение их играть на азербайджанских музыкальных инструментах с помощью нот и без нот.
7. Преобразующий эксперимент проведён с целью применения в практике самодеятельных музыкальных кружков новых форм приобщения учащихся к музыке по подготовленным автором образцам нотной записи, проверена их эффективность, разработана связь учебного материала по вышеуказанным предметам с содержанием кружковой работы.
Научная новизна исследования: систематизированы методические принципы и требования, предъявляемые к работе самодеятельных музыкальных кружков, играющих важную роль в эстетическом воспитании учащихся. Впервые выявлены возможности и пути взаимосвязи этой работы с уроками музыки, родного языка, литературы и др., составлены образцы записи нот для двух видов музыкальных инструментов -гармони и нагара-, а также схематические записи национальных танцев.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования и предложенные рекомендации могут оказать практическую помощь в организации работы самодеятельных музыкальных кружков в соответствии с предъявляемыми требованиями, в частности, методическую помощь по руководству кружками и в организации их работы. Даны рекомендации руководителям школ, кружков, классным руководителям, а также пионерским и комсомольским организациям по привлечению самодеятельных музыкальных кружков к различного рода воспитательным мероприятиям, как например: вечера, диспуты, встречи, празднование знаменательных дат и др. Кроме того, рекомендации могут сыграть положительную роль в повышении качества обучения на уроках музыки, в организации и деятельности ансамблей песни и народных инструментов, танцевальных кружков, в обучении игре на гармони и нагара в домах пионеров и школьников, во дворцах пионеров, организации и успешному функционированию музыкальных кружков в общеобразовательных школах.
Апробашя полученных результатов. С докладами, отразившими основные выводы исследования, диссертант выступал на научно-практических конференциях, проведённых в 1975-1983 годах . Азербайджанским НИИ педагогических наук для аспирантов, диссертантов и научных работников по проблемам совершенствования методов обучения и воспитания в средних общеобразовательных школах.
На семинарах городских и сельских школ республики обсуждались результаты экспериментальной работы на различных этапах исследования, а также формы и методы её проведения. Кроме того, диссертант участвовал во всесоюзных мероприятиях по исследуемой тематике, в том числе: на занятиях в школе молодых учёных, работавшей в городе Кастрома (1975 г.), на секционных заседаниях всесоюзной конференции учителей музыки и научных работников, организованной НИИ художественного воспитания АПН СССР (1977 г.), а также в работе конференций , проведённых НИИ педнаук Эстонии (г. Таллин, 1978 г.), Министерством просвещения УССР (г. Сумы, 1979 г.).
По теме исследования опубликованы: две книги, шесть журнальных статей и тезисы доклада, прочитанного на конференции.
Внедрение полученных результатов осуществлено в практической деятельности организованных автором самодеятельных музыкальных кружков в бакинских средних школах №№ 31, 18, 53, 172, 176, 230, 250, в 3-ей кировабадской средней школе, а также в Борадикахской сельской школе Масаллинского района.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, выводов и предложений, библиографии и приложений.
Заключение диссертации научная статья по теме "Общая педагогика, история педагогики и образования"
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Из проведённого теоретического исследования и результатов экспериментального обучения в музыкальных кружках художественной самодеятельности средних школ вытекают следующие выводы и предложения:
- Мероприятия, проводимые в самодеятельных музыкальных кружках общеобразовательных средних школ создают благоприятные условия для развития художественных вкусов учащихся, знакомства с рядом крупных музыкальных произведений, расширения их общего кругозора, осуществления эстетического и нравственного воспитания учащихся, духовно насыщенного проведения иии своего свободного времени.
- Хотя эти кружки не ставят перед собой задачу непосредственной подготовки музыкантов, роль их в выявлении одарённых детей и, может быть, в выборе ими в будущем профессии музыканта или певца, в воспитании высоких гражданских и человеческих чувств велика.
- Эффективность работы в кружках художественной самодеятельности по эстетическому воспитанию повышается при: правильной организации работы кружков, педагогически обоснованном составлении репертуара; обеспечении идейной направленности этой работы; учёте возрастных и индивидуальных особенностей участников самодеятельности; соблюдении принципов систематичности, последовательности, доступности, единства требований, коллективизма j, Всё это организует и дисциплинирует участников кружков художественной самодеятельности, повышает их интерес к занятиям.
- На занятиях самодеятельных музыкальных кружков следует широко использовать технические средства. Они расширяют дидактические возможности учебных материалов, обеспечивая нагляд
- 136 ность и возможность слушать лучшие образцы исполнения музыкальных произведений. С помощью технических средств также совершенствуется чувственное воспиятие детей - зрительное и слуховое.
- Успешному обеспечению эстетического воспитания учащихся способствует правильное, то есть педагогически обоснованное планирование работы музыкальных кружков художественной самодеятельности - на год, на полугодие, на месяц, на каждое занятие (образцы планов приводятся в диссертации), а также образцовое проведение занятий на основе предлагаемых нами форм работы, системы и методики.
- Эстетическая нагрузка проводимых школьными самодеятельными музыкальными кружками мероприятий во многом зависит от музыкального образования руководителей этих кружков, их практического и педагогического опыта, от педагогического умения использовать предложенную автором исследования и прошедшую экспериментальную проверку систему нотной записи для обучения гармонистов и нагаристов, а также схематическое изображение танцевальных элементов для танцевальных кружков.
- Руководители самодеятельных музыкальных кружков должны быть политически грамотными, обладать организаторской способностью, глубоко знать своих учащихся, их психологические особенности, поддерживать тесную связь с педагогическим коллективом школы, родителями и общественными организациями, умело сочетать индивидуальную и коллективную формы работы.
Эти требования и условия в определённой мере относятся и к школьным пионерским и комсомольским организациям.
- Увязка занятий музыкальных кружков художественной самодеятельности с материалами учебных предметов оказывает сильное воздействие на воспитание школьников. В процессе этих связей учащиеся знакомятся не только с художественными, литера урными или ■!• музыкальными произведениями, имеющими высокую эстетическую ценность, но и с историческими событиями, географическими сведениями, эмоционально воспринимая их, в результате чего у них развивается художественный вкус, повышается уровень знаний соответствующих предметов.
- Тематика песен, написанных для школьников, ограничена. Темы патриотизма, мира, мужества, товарищества, дружбы, комсомола, труда, времён года и другие важные темы, в том числе темы, отражающие учёбу, отдых и другие стороны жизни детей, к сожалению, в песнях ещё в полной мере не отражены. Не созданы песни для детей, воспевающие народных героев (Бабека, Кероглы, Гачаг Наби), подвиги сыновей азербайджанского народа в годы Великой Отечественной войны ;(Герай Асадов, Балаоглан Асадов и многие другие). Между тем самая почётная обязанность наших поэтов и композиторов - воспеть этих героев в песнях и стихах для детей.
- Поэты и композиторы редко пишут о детях и для детей. Поэтому назрела необходимость создания для детей музыкальных произведений больших форм - оперы, балета, кантаты, сюиты и др., отражающих их жизнь, учёбу, отдых, интересы и мечты. Прямым долгом композиторов и поэтов является создание таких произведений, для чего им необходимо ближе знакомиться с жизнью детей, чаще бывать в школе, пионерском лагере и т.д.
- Целесообразно систематически проводить республиканские конкурсы на лучщую песню для детей, а также научно-практические конференции, посвящённые проблемам детской музыки и песен. Назрела также необходимость составления сборника репертуара для ансамблей народных инструментов и песни, ансамблей гармонистов, нагаристов и для танцевальных кружков.
- Имеется потребность в выделении Министерством просвещения Азербайджанской ССР штатов руководителей самодеятельных
- 138 музыкальных кружков, что позволило бы ггривлечь к работе опытных специалистов, организовать систематическое повышение их квалификации, тем самым повысить эффективность работы этих кружков и их роль в эстетическом воспитании учащихся. I 2 3 4 5 6 7 8 9
10
II
12
13
14
15
Список литературы диссертации автор научной работы: кандидата педагогических наук, Садыгов, Фарахим Балакиши оглы, Тбилиси
1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. т. I.- М., I9B7.- 583с. Ленин В.И. О воспитании и образовании. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1973. - 704 с.
2. Основы марксистско-ленинской эстетики. Баку: Маариф, 1979.315 с.
3. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 255 с. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981. - 223 с. Материалы Пленума ЦК КПСС (14-15 июня 1983 года),-М.: Политиздат, 1984. - 80 с.
4. Азербайджанские народные танцы. Баку: Бирлешнешр, 1959. -42 с.
5. Азербайджанская народная музыка. Очерки под ред. Э. Эльда-рова. Баку: Элм, 1981. - 198 с.
6. Айхенвальд Ю.А. Учить видеть прекрасное (об эстетическом воспитании подростков и юношества). М.: Знание, 1962. -23 с.
7. Алексеева Л.Я. Художественная самодеятельность как средство формирования нового человека: Автореф. . дис. канд. пед. наук, Москва, 1970. 42 с.
8. Алексеева Л,Я. От рабочих кружков к народным коллективам. -М.: Искусство, 1973. 90 с.
9. Алескеров С.И., Абдуллаев С.А. Инструментовка для оркестра азербайджанских народных инструментов. Баку: изд. Аз. Гос. Консерватории им. Уз. Гаджибекова, 1977. - 48 с.
10. Амиров Ф.Д. Музыкальные раздумья. Баку: Азернешр, 1971. -146 с.
11. Амиров Ф.Д. Музыкальные страницы (речи и статьи). Баку: Ишыг, 1978. - 214 с.
12. Апраксина О.А. Музыкальное восприятие в русской общеобразовательной школе. М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1948. - 148 с.
13. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. - 224 с.
14. Ахмедов А. "Молодость и красота". Газета "Азербайджан гендж-лери" 6 декабря 1980 г. с. 3.
15. Бабаев Т.М., Намазалиев Г.Т. Школьные песни. Баку: Маариф, 1966. - 302 с.
16. Бадалбейли А.С. Толковый монографический музыкальный словарь. Баку: Элм, 1969. - 246 с.2930,31